Искусство и религия первобытных людей 5 класс. Технологическая карта "открытого" урока в 5 классе "Возникновение искусства и религиозных верований"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок по истории древнего мира в 5 классе по теме "Возникновение искусства и религиозных верований". Искусство и религия первобытных людей 5 класс


Урок по истории древнего мира в 5 классе по теме "Возникновение искусства и религиозных верований"

Конспект урока истории в 5 классе 17.10.2016г

Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий «религия», «искусство», причины их появления.

Предметные
  • Формулировать отличительные признаки религии и искусства

  • Понимать основные понятия темы: религия, искусство, скульптура, живопись

  • Объяснять причины возникновения религии и искусства в первобытном обществе

  • Понимать значение религии и искусства в жизни людей

Метапредметные

  • Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке

  • Осваивать навыки решения творческих задач

  • Создавать рассказ о произведении по памятке

Личностные

  • Понимать значение культурного наследия древних людей

  • Принимать социальную роль обучающегося при работе в группе

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Задание 1. Экспресс опрос.

  1. Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?

  2. Как изменился животный мир?

  3. Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

  4. Что называется родовой общиной?

  5. Какие жилища делали древние люди для того, чтобы укрыться от холода?

  6. Как они изготавливали одежду?

- Хотели бы вы жить в эту эпоху? Почему? (Ученики высказывают своё мнение. Большинство считает, что не хотят жить в первобытности, т.к. там страшно.)

  1. Переход к изучению новой темы

- И им было страшно. А для того, чтобы не бояться человек должен был не только научиться многим полезным вещам, но и научиться объяснять всё, что происходит вокруг него и с ним.

- Предположите, каким явлениям человек искал объяснение? (Почему идет дождь?)

- Мог он научно объяснить явления природы?

- Тогда на помощь приходила религия.

- Что такое религия? Почему она появилась.

- Постарайтесь в тексте стихотворения найти строки, относящиеся к религии. Слайд 1

- А к чему относятся остальные строки стихотворения?

- Запишите тему урока Слайд 2

Изучение новой темы

- Естественных причин явлений природы люди не знали. Люди искали ответы на сои вопросы. Почему снятся сны? Что такое смерть? Во сне они видели людей, давно умерших. И думали, что в теле обитает сверхъестественное существо - душа. Слайд 3

Люди верили, что души предков переселились в далекую страну мертвых. Там они также живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды. Хороня сородича, люди клали в могилу все необходимое для путешествия в далекую страну мертвых и для жизни в этой стране: пищу и крепкую обувь, одежду, копья, ожерелье из медвежьих клыков. Так появилась вера в богов, религия.

Слайд 4

- Выберите на схеме отличительные признаки религии. Слайд 5

- Сформулируйте определение и запишите в тетрадь.( религия – это вера в сверхъестественное и поклонение ему.)

Физкультминутка. Учитель называет утверждение, если оно верное дети встают, не верное дети сидят на месте.

  1. Материк, где предположительно жили древнейшие люди – Африка.

  2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу – рубило.

  3. Хронология – это наука, изучающая жизнь по вещественным источникам.

  4. Ремесло главное занятие древнейших людей.

  5. Коллектив древнейших людей называется - человеческое стадо.

Работа с документом.

Альтамира - одна из самых известных пещер Испании. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь графа Марселино Санз де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные исследования Марселино де Саутуолы. Вскоре были опубликованы первые сообщения об этом уникальном памятнике, вызвавшие всеобщий интерес.

Вопросы:

-Расскажите об открытии пещерной живописи?

-Сосчитайте, сколько лет тому назад она была открыта?

Слайд 6,7

-Расскажите об открытии пещерной живописи?

-Сосчитайте, сколько лет тому назад сделано это открытие?

-Как называется творческое занятие изображения рисунков? (живопись)

-Живопись относиться к искусству. (Запишите Искусство – творческое отражение действительности.)

- Выберите на схеме признаки искусства. Слайд 8

- Давайте виртуально побываем и в других пещерах, где обнаружены были скальные рисунки. Слайд 9- 18

-Зачем люди их рисовали? С какой целью?

- У них была вера в то, что между животным и его изображением, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Они плясали у этих изображений, потрясая копьями. Колдун призывал духов – покровителей племени даровать им удачу на охоте и просил прощения у тех животных, которые будут убиты. С помощью обрядов древние люди пытались воздействовать на будущее и на природные явления. Так появилась магия.

  1. Закрепление изученного материала.

Какими словами можно заменить следующие выражения?

  1. Вера в богов и духов –

  2. Поражение копьями нарисованных животных –

  3. Творческое отражение действительности –

4.Сверхъестественное существо, обитающее в теле человека -

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание. П. 3 Т к п. 3

infourok.ru

Технологическая карта "открытого" урока в 5 классе "Возникновение искусства и религиозных верований"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ

Урок «Возникновение искусства и религиозных верований»

Учитель: Гарастюк Марина Станиславовна

Предмет: история

Класс: 5 е

Дата: 16.09.2015 г.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы урока:

прием обучения, метод мотивации учебной деятельности, метод формирования новых умений, метод контроля результатов обучения

Педагогические цели

Создать условия для раскрытия причин появления у древних людей религиозных верований, процесса зарождения искусства, описание первых произведений искусства, созданных человеком

Предметные результаты

Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Личностные результаты

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные

результаты

Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Основные понятия и

термины

Первые произведения искусства древних людей, верования первобытных людей, существование души, зарождение веры в богов, оборотни, душа, «страна мертвых», искусство

Образовательные ресурсы

Учебник «История Древнего мира», презентация, видеофрагменты

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная,

Словестный,

Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверят готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня у нас урок открытия новых знаний.

- Я надеюсь что все вы сегодня узнаете много нового и интересного о жизни первобытных людей. Желаю вам на сегодняшнем уроке успешного усвоения нового материала!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстро включение в деловой ритм

II. Проверка выполнения домашнего задания

Фронтальная,

Словестный,

Работа с хронологией

Организует беседу по вопросам, работу над ошибками в тексте, работу по карточкам «Археологический поединок»

Участвуют в обсуждении вопросов; анализируют текст и выявляют ошибки; проводят мини-исследование анализируя карточки «Археологические раскопки»

П.: оформляют свои мысли в устной и письменной; слушают и понимают речь

Р.: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке

Хронология,

определения

III. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Фронтальная,

Словесный,

Слово учителя

Создает условия для определения темы урока: «Возникновение искусства и религиозных верований»; возникновения противоречия и формулирования основной проблемы урока.

- Зачем первобытные люди создавали произведения искусства?

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи

Р.: совместно с учителем выбирают проблемную задачу

IV. Усвоение новых знаний и способов действия.

Пещерная живопись. Загадки древнего рисунка

Групповая, фронтальная,

Словесный, исследовательский,

Работа с текстом, чтение, беседа, работа с иллюстрацией

Организует работу с текстом «Как была найдена пещерная живопись» и беседу по вопросам:

1. Как называется подземная пещера, где впервые была найдена пещерная живопись?

2. На территории какой страны впервые была найдена пещерная живопись?

3. Как звали археолога обнаружившего рисунки первобытных людей?

4. Что было нарисовано в пещере Альтамира?

5. Как вы думаете, почему ученые не поверили в существование первобытного искусства?

Организует работу в парах по анализу иллюстраций и беседу по вопросам:

- Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?

- Почему первобытные художники плохо изображали человек и хорошо передавали облик и характер зверя?

Проводят поиски необходимой информации в тексте, иллюстрациях. Характеризуют пещерную живопись. На основе текста и иллюстрации картин составляют описание объектов. Излагают суждения о причинах событий.

П.: овладевают навыками смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов

Р.: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи

К.: умеют работать в группе

Беседа по вопросам, работа с текстом

Человек «заколдовывает» зверя

Фронтальная,

Объяснительно-иллюстративный,

Рассказ учителя, работа с иллюстрацией, беседа

Рассказывает, опираясь на иллюстрации, картины. Знакомит с терминами: колдовство, оборотни

С помощью учителя раскрывают смысл, значения терминов

П.: устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Беседа по вопросам

Физкультминутка

Блиц-опрос

Называет утверждение, если оно верное дети встают, не верное дети сидят на месте.

1. Материк, где предположительно жили древнейшие люди – Африка.

2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу – рубило.

3. История – это наука, изучающая прошлое и настоящее человека

4. Ремесло главное занятие древнейших людей.

5. Коллектив древнейших людей называется - человеческое стадо.

6. Впервые рисунки древних людей были найдены на территории юга России.

7. Человек разумный появился 2 мил. лет назад

С помощью учителя восстанавливают психофизическое состояние

К: умчаться работать сообща, слушать и слышать друг друга.

Религиозные верования

Фронтальная,

Объяснительно-иллюстративный,

Рассказ учителя, индивидуальная работа с учебником

Рассказывает о зарождение веры в души, «страну мертвых». Формулирует определение понятия «религиозные верования»

Организует работу по тексту учебника и заполнению таблицы

С помощью учителя раскрывают смысл, значения важнейших исторических понятий

Раскрывают смысл понятия религия, религиозные представления.

П.: извлекают необходимую информацию из прослушанного, прочитанного текста; систематизируют полученные знания

Беседа по вопросам

V. Выражение решения проблемы.

Фронтальная,

Словесный

Подводит к пониманию решения исследуемой проблемы. Задает вопрос:

Какой вывод по проблеме мы можем сделать?

Формулируют ответ на решение проблемы

П.: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений

К: умеют слушать и слышать друг друга

VI. Контроль знаний и способов действия

Групповая,

Практическая,

Работа с карточками

Комментирует задание, контролирует выполнение

Выполняют работу по карточкам.

П.: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме

Работа по карточкам

VII. Рефлексия

Фронтальная.

Словесный,

Беседа

- Какие цели, задачи стояли перед нами в начале урока?

- Смогли ли вы их достичь?

- Какой материал был трудным, непонятным?

- А что воспринималось легко?

- Какие навыки вы приобрели на уроке? Можно ли их использовать на других уроках?

Отвечают на вопросы

Р.: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

VII. Информация о домашнем задании

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение учителя

Комментирует задание.

Параграф 3, письменно ответить на вопрос: «В чем различия между древнейшими людьми и людьми разумными?»

Воспринимают задание, уточняют

Р.: принимаю цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Вопросы, основные понятия, термины, задания в рабочей тетради

infourok.ru

урок в 5 классе "Зарождение религии и искусства"

Зарождение религии и искусства

Слайд 2. 12 сентября 1940 года четыре мальчика, жившие неподалеку от старинного замка Монтиньяк, что во Франции, отправились на прогулку. Их внимание привлекло большое старое дерево, которое упало после сильной грозы. У корней дерева ребята обнаружили отверстие в земле, похожее на лаз. Когда мальчики пролезли в него, они попали в огромную пещеру. Их глазам представала удивительная картина - огромные красные бизоны, желтые лошади, бегущие олени. Животные как бы мчались по стенам пещеры.

Это открытие стало одним из самых значительных в истории. Дальнейшее исследование пещеры Ласко показало, что на ее стенах сохранились десятки рисунков, созданных около 15 тысяч лет назад.

Слайд 3. Вот, например, изображение лошади из пещеры Ласко. Мы видим копья, летящие в животное. Чего хотели добиться древние художники? Ученые предполагают, что такими рисунками древние люди хотели "заколдовать удачу" на охоте. Они верили, что если животное поразить копьем на рисунке, то и в жизни охотники не промахнутся.

Слайд 4. Рисовали обычно землей, глиной или угольками из костра. Как правило, в роли художника выступал колдун. Он рисовал зверей, которых преследовали люди с копьями и луками.

Слайд 5. Но не всегда охота была успешной. Первобытные художники из пещеры Ласко донесли до нас трагичную историю гибели охотника на бизонов. Раненный копьем бизон, из брюха которого вываливаются внутренности. Перед ним поверженный человек. Человек изображен схематично, неумело, как рисуют дети. Но ни один ребенок никогда бы не передал так трагедию погибающего бизона и погибающего вместе с ним охотника.

Слайд 6. Охота на крупных животных всегда была сопряжена с риском для жизни. Поэтому древние люди старались перед каждой большой охотой просить помощи у духов. Для этого они рисовали изображения животных на земле, а мужчины исполняли воинственные танцы и поражали нарисованных зверей копьями. В это же колдун просил удачи в охоте у духов.

Слайд 7. Что это были за духи? Древние люди не знали истинных причин природных явлений. Они боялись грома, молнии, ураганов, наводнений, пожаров, считали живыми солнце, луну, звезды, деревья, реки, камни. У всего в природе был свой дух. Духи по отношению к людям могли быть и добрыми и злыми. Чтобы умилостивить духов природы, люди приносили им жертвы и совершали в их честь специальные обряды.

Вспомните, что еще неандертальцы верили в загробную жизнь. Древние люди считали, что у каждого человека есть душа. Душа - это бестелесное начало, делающее человека живым и мыслящим существом. Люди полагали, что, когда душа покидает тело, физически человек умирает, но душа его продолжает жить. Они стремились обеспечить умершего при погребении всем тем, в чем он нуждался при жизни, поэтому в захоронения стали класть еду, одежду, оружие и другие предметы.

Души предков могли, по мнению древних людей, вмешиваться в дела живых, помогать им или вредить.

Колдовство, магия, вера в духов, в существование души свидетельствуют о появлении у древних людей религиозных верований. По мере развития первобытных людей усложнялись и их религиозные представления. Они стали верить в то, что природой и жизнью людей управляют особые высшие существа. Их представляли либо в виде животных, либо в образах, подобных человеку, но более могущественными и совершенными. Так у первобытных людей зародилась вера в богов, религия.

Слайд 8. Любопытно, что древние люди изображали на стенах пещер не только животных, но и свои ладони. Словно старались запечатлеть хотя бы частичку себя.

Слайд 9. Посмотрите еще несколько рисунков первобытных людей.

Таким образом, возникновение искусства свидетельствует о том, что человек обрел богатый духовный мир. Он стал творцом и художником, понял великое значение красоты.

Слайд 10. На территории России тоже сохранилось немало рисунков первобытных художников в пещерах и на скалах.

В 1959 году в Каповой пещере на Урале обнаружили замечательные памятники древнего искусства. На стенах пещеры красной краской были нарисованы мамонты, носороги и лошади. Фигуры животных изображены с большой убедительностью. В них чувствуется огромная жизненная сила. Они напоминают изображения в древних пещерах Европы, что свидетельствует о единстве искусства первобытных людей.

В 1980 году в Игнатьевской пещере в Челябинской области были обнаружены рисунки, которым около 8 тысяч лет.

Слайд 11. Вопросы: Почему наскальная живопись древнейших людей представлена преимущественно изображениями животных и, реже, птиц?

С чем связано появление у первобытных людей таких видов художественной деятельности, как танец и музыка?

На примере первобытной живописи докажите, что рисунки могут быть источником информации о прошлом человечества, его истории.

multiurok.ru

Конспект урока по истории "Возникновение искусства и религиозных верований" (5 класс)

Конспект урока истории в 5 классе

Подготовила Османова Леся петровна

Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий «религия», «искусство», причины их появления.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Задание 1. Найдите ошибки в тексте.

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад.. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем – то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник – огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

Какие исторические ошибки содержит сон ученика?

Задание 2. Экспресс опрос.

  1. Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?

  2. Как изменился животный мир?

  3. Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

  4. Что называется родовой общиной?

  1. Переход к изучению новой темы

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснить явления природы. На помощь приходит религия.

- Что такое религия? Почему она появилась.

Запишем тему урока: «Возникновение искусства и религиозных верований»

  1. Изучение новой темы

План

  1. Причины появления религии.

  2. Появление искусства.

Рассказ учителя.

Естественных причин явлений природы люди не знали. Почему снятся сны? Что такое смерть? Почему идет дождь? Люди искали ответы на сои вопросы. Во сне он видел людей, давно умерших. И думал, что в теле живет душа. Человек считал, что миром управляют высшие одушевленные силы – духи.

У них вера в то, что между животным и его изображением, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Первобытный человек представлял себе богов виде людей или животных. Из камня или дерева он создавал изображение бога – идола, думая, что бог вселяется в него. Человек верил, что боги могут оказать помощь. Нужно только, чтобы бог услышал просьбу, и сделать так могли только шаманы и колдуны.

Верования первобытных людей в то, что у человека есть душа, в жизнь после смерти называются религиозными.

Запишем термин: религия – это вера в сверхъестественное и поклонение ему.

Физкультминутка. Учитель называет утверждение, если оно верное дети встают, не верное дети сидят на месте.

  1. Материк, где предположительно жили древнейшие люди – Африка.

  2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу – рубило.

  3. Хронология – это наука, изучающая жизнь по вещественным источникам.

  4. Ремесло главное занятие древнейших людей.

  5. Коллектив древнейших людей называется - человеческое стадо.

Работа с документом.

Альтамира - одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Хотя пещера и ее живопись известны всему миру, далеко не все знают о драматической истории ее первого исследователя, графа Марселино Санз де Саутуолы. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Вскоре были опубликованы первые сообщения об этом уникальном памятнике, вызвавшие всеобщий интерес. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Можно себе представить, какую моральную травму нанесли "хранители научной истины" испанскому гранду, с его обостренным чувством достоинства и чести. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита.

Расскажите об открытие пещерной живописи?

Сосчитайте, сколько лет тому назад она была открыта?

Давайте мы тоже «побываем» в Альтамире. (просмотр видеоролика).

  1. Закрепление изученного материала.

Игра “Путаница” (работа в парах работают за партами). Задача учащихся расшифровать исторические понятия и дать им определение.

  1. Лергиия

  2. Пграну

  3. Спиьовжи

  4. Авржет

  5. Бирсоаетлвость

  6. Оидл

  7. Араальтми

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание. Параграф 3. Ответить на вопросы после параграфа

infourok.ru


Смотрите также