Неолит первобытное искусство. Первобытное искусство. Неолит
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытное искусство 5. Неолит первобытное искусство


Первобытное искусство. Неолит — реферат

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Колледж технологии моделирования и управления

«Санкт-Петербургского государственного университета

технологии и дизайна»

 

 

 

 

Реферат

По предмету: Искусствоведение

На тему: Первобытное искусство. Неолит

 

 

 

 

 

Студентки          2  курса, группы    2КЗ31

Щемелевой Ольги Александровны

Шифр 2 КЗ31-13 16

Преподаватель: Косточко Вера Ивановна                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2015

 

Неолит (греч. neos — новый, lithos — камень) — новый каменный век начался 7 тыс. лет назад, а закончился в разных регионах Земли в разное время.

Неолит, новый каменный век, эпоха позднейшего каменного века, характеризующаяся использованием исключительно кремнёвых, костяных и каменных орудий (в том числе изготовленных с помощью техники пиления, сверления и шлифования) и, как правило, широким распространением глиняной посуды.

 

Орудия труда эпохи неолита представляют собой завершающую стадию развития каменных орудий,

 сменяемых затем появляющимися  во всё больших количествах изделиями из металла. По культурно-хозяйственным признакам культуры неолита распадаются на две группы:

1) земледельцев и скотоводов,

2) развитых охотников и рыболовов.

Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке, привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей – другой человек. Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. е. в местах, защищённых от внезапного нападения.

Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т.д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план.

Наскальное искусство существовало во всех частях света, но нигде оно не было так широко распространено, как в Африке. Вырезанные, выбитые и написанные красками изображения обнаружены на огромных пространствах – от Мавритании до Эфиопии и от Гибралтара до мыса Доброй Надежды. В отличие от европейского искусства африканская наскальная живопись не является исключительно доисторической. Её развитие можно проследить приблизительно от VIII-VI тысячелетий до н. э. вплоть до наших дней. Первые наскальные изображения были обнаружены в 1847-1850 гг. в Северной Африке и пустыне Сахаре (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццана и др.)

В период нового каменного века пещерная живопись отходит на второй план, уступая первенство скульптуре – глиняным статуэткам.

 

Началось более или менее массовое производство однотипных изделий, в частности скульптурных изображений животных и людей, особенно женщин. Археологи находят их на огромном пространстве: от Средиземного моря до Байкала.

Переход от охоты к земледелию и скотоводству способствовал развитию новых тенденций в искусстве. Сильнее, чем прежде, развилось декоративно-орнаментальное направление, сложившееся уже в палеолите (украшение бытовых предметов, жилища, одежды). В эпохи неолита и энеолита и отчасти в бронзовом веке у древних племён Египта, Индии, Передней, Малой и Средней Азии, Китая распространяется искусство, во многом связанное с земледельческой мифологией: крашеная керамика с орнаментом (в Дунайско-Днепровской области в Китае – сложные криволинейные, главным образом спиральные; в Средней Азии, Иране, Индии, Месопотамии, Палестине и Египте – прямолинейно-геометрические узоры, нередко в сочетании с изображениями животных и стилизованными человеческими фигурами).

За каменным веком следовал бронзовый (он получил своё название от широко распространённого тогда сплава металлов - бронзы). Эпоха бронзы началась в Западной Европе сравнительно поздно, около четырёх тысяч лет назад. Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

Наряду с декоративной орнаментикой у многих земледельческих племён существовала жизненно выразительная скульптура. Зодчество неолита и энеолита представлено архитектурой общинных поселений (многокомнатные сырцовые дома Средней Азии и Двуречья, жилища трипольской культуры с каркасной основой из прутьев и глинобитным полом и т. д.).

В III-II тыс. до н. э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб, обязанные своим появлением также первобытным верованиям – мегалиты (от греч. «мегас» – «большой» и «литос» – «камень»). К мегалитическим сооружениям относятся менгиры – вертикально стоящие камни высотой более двух метров. На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейших обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотой в несколько метров означает «длинный камень». Сохранились и иного рода сооружения – дольмены – несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой, первоначально служившие для погребений. К мегалитам относятся также и кромлехи – сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. В одной только Франции их обнаружено около четырёх тысяч.

Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые почитались священными. Особенно знамениты развалины такого святилища – кромлеха в Англии недалеко от города Солсбери - т. н. Стоунхендж (II тыс. до н. э.). Стоунхендж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров. Любопытно, что горы Пресекли в Южном Уэльсе, откуда, как предполагалось, доставляли строительный материал для этого сооружения, находятся в двухстах восьмидесяти километрах от Стоунхенджа. Однако современные геологи считают, что каменные глыбы попали в окрестности Стоунхенджа с ледниками из разных мест. Предполагается, что там поклонялись солнцу.

У племён, сохранивших рыболовно-охотничий уклад жизни (лесные охотники и рыболовы Северной Европы и Азии, от Норвегии и Карелии на Запад до Колымы на Восток), бытовали и древние мотивы, и реалистические формы искусства, унаследованные от палеолита. Таковы наскальные изображения, фигурки животных из глины, дерева и рога (например, находки в Горбуновском торфянике и Оленеостровском могильнике). Наскальные изображения эпохи неолита и поздней бронзы создавались также в Средней Азии (Зараут-Сай) и на Кавказе (Кобустан). В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль. Культурные связи с Древней Грецией, странами Древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён Южной Евразии. Позднейшие этапы первобытного искусства были связаны с ростом производительных сил, развитием разделения труда в период начавшегося разложения первобытнообщинного стоя и началом формирования классового общества. Богатое и разнообразное искусство, органически связанное с формами первобытного искусства, продолжало существовать вплоть до 19 - 20 вв. у народов, в значительной степени сохранивших первобытнообщинные отношения (аборигены Австралии, Океании и Южной Америки, народы Африки).

Искусство каменного века имело огромное положительное значение для истории древнейшего человечества. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности, обогащал свой духовный мир.

 

Список использованной литературы. 

  1. http://www.mystic-chel.ru/primeval/culture/192.html первобытное искусство
  2. http://www.kazedu.kz/ первобытное искусство и архитектура
  3. http://www.history-names.ru/m/neolit

 

yaneuch.ru

Первобытное искусство | Искусство неолита

Таяние ледников, оставившее след в памяти человечества в виде легенды о всемирном потопе, привело в движение народы, начавшие интенсивно заселять новые пространства. Усиливается межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. Теперь человеку угрожает худшая из опасностей – другой человек. Новые поселения возникают на островах, в излучинах рек, на небольших холмах – в местах, защищенных от внезапного нападения. Частично вновь на некоторое время заселяются пещеры. К этому периоду относится большая часть схематических рисунков, составляющих пятую, последнюю группу пещерного искусства, а также небольшие гальки, покрытые загадочными знаками в виде рядов точек, елочек, крестов, параллельных линий и более сложных изображений, напоминающих иногда схему человеческой фигуры, иногда солярные знаки.

Азильская культура, в слоях которой вместе с разрисованными гальками найдены мелкие кремневые и костяные мезолитические орудия, распространена на юго-западе Франции, но встречается также на территории Швейцарии и Германии. Территориальная близость и известное стилистическое родство азильского и иберийского схематического искусства дают основание предполагать наличие между ними какой-то связи. В наскальной живописи в Сьерра-Морена и в районе Гранады встречаются схематические изображения, очень близкие к азильским. Однако следует заметить, что подобные знаки имеют очень широкое распространение. Различные вариации их встречаются повсюду: от бретонских дольменов до сибирских писаниц и от Марокко до Мозамбика.

Гальки, подобные азильским, с различными символическими изображениями, были обнаружены в числе культовых предметов у австралийцев (так называемые «камни предков»). Одно из самых распространенных – схематическое изображение человеческой фигуры в виде вертикальной черты с двумя или тремя перекладинами с загнутыми вниз концами. Этот знак существует с незапамятных времен, он появляется в эпоху палеолита и широко распространен в иберийском схематическом искусстве. Эту же форму имеет знаменитая африканская маска «канага» (народность догон). Этот знак часто встречается в наскальном искусстве Сахары, Австралии и других районов земного шара. Любопытно, что то же самое изображение можно видеть на современной прялке народности вепс (север Вологодской области).

Схематизация, широко развивающаяся в южных областях, позднее распространяется к северу до Скандинавии, где ей предшествует наскальное анималистическое искусство, продолжающее реалистические традиции пещерной живописи.

В Скандинавии и других северных и северо-восточных районах Европы (Белое море, Онежское озеро) культура палеолитических охотников продолжала существовать долгое время после того, как последние мадленские художники покинули свои пещеры-святилища на территории Франции и Испании. Древнейшие памятники искусства Северной Европы находятся на территории Норвегии. Это главным образом петроглифы, высеченные на скалах и гранитных валунах под открытым небом. Размеры отдельных изображений достигают восьми метров. Судя по сюжетам, авторами этого монументального искусства были неолитические охотники и рыболовы, населявшие районы, которые и теперь еще изобилуют дичью и рыбой. Основную массу составляют всевозможные анималистические изображения: фигуры лосей, северных и благородных оленей, медведей, китов, тюленей, различные породы рыб, рептилии. Редкие человеческие фигуры отличаются от стройных пропорциональных силуэтов животных схематизмом и сравнительно небрежным техническим исполнением.

Животные чаще всего изображаются отдельными фигурами, как, например, финнхагскиймедведь, и лишь иногда парами. Интересно, что нижние части ног бывают недорисованными, так же как в самом начальном периоде пещерного искусства. Порой на петроглифах можно различить едва заметные остатки краски, которой они, по-видимому, были покрыты. Однако живопись здесь не сохранилась из-за неблагоприятных климатических условий.

В Скандинавии традиции наскального искусства сохраняются вплоть до эпохи викингов. Петроглифы этого позднего периода находятся на юге Скандинавии между Мальме и Стокгольмом. Это искусство принадлежит народам, уже знавшим металл и занимавшимся земледелием. Среди массы схематических знаков, узоров, орнаментальных мотивов встречаются изображения многовесельных кораблей, примитивных плугов, колесниц.

В то время когда на юге Скандинавии уже широко распространялось схематическое искусство, на северо-востоке Европы: в районе Белого моря и на пологих гранитных берегах Онежского озера – неолитические охотники продолжали высекать длинные вереницы лосей, изящные силуэты рыб и водоплавающих птиц, примитивные человеческие фигуры. Считают, что их значение может быть истолковано в связи с древнейшими местными преданиями и легендами.

По стилю онежские и беломорские петроглифы относятся к промежуточной группе между анималистическим искусством Норвегии и схематическими петроглифами юга Скандинавии. Можно предположить, что помимо иных северные наскальные изображения служили также и магическим целям. Среди петроглифов Норвегии по крайней мере две фигуры лосей имеют одну деталь, совершенно новую для первобытного европейского искусства, но встречающуюся в искусстве дпугих континентов: изображение внутренних органов, главным образом сердца, которое прямой линией изнутри соединяется с головой, ртом и другими частями тела. В частности, Ф. Боас упоминает о точно таких же изображениях в искусстве американских индейцев пуэбло («индеец пуэбло рисует оленя с большой степенью точности, но добавляет к нему линию, идущую ото рта к сердцу, как важный символ жизни...»). Подобные изображения, условно называемые «рентгенографическими», занимают большое место и в австралийской живописи на коре.

Среди сибирских наскальных изображений также имеются фигуры с более или менее определенными знаками на корпусе. Иногда внутри контура крупного рогатого животного отчетливо прорисован силуэт подобной же маленькой фигурки, очевидно, изображающий еще не родившегося детеныша (река Лена). Эти сибирские петроглифы выполнены в разные периоды; и хотя рисунки со штрихами и неопределенными линиями внутри контура (так называемый «скелетный стиль») датируются эпохой металла, эта традиция может восходить к каменному веку.

Памятники наскального искусства эпохи неолита и более позднего времени встречаются практически повсюду. Схематические изображения неолита, бронзового и начала железного века выбиты на скалах Испании и Португалии, они украшают каменные блоки погребений в Англии, Ирландии, Франции и Германии, Италии и Скандинавии. Помимо самых распространенных вырезанных и выбитых знаков в виде кругов, крестов, спиралей, свастик, полумесяцев и других лунарных, солярных и иных символов на плитах древних гробниц можно видеть стилизованные изображения людей и животных, лодки с гребцами, колесницы, запряженные лошадьми, процессии и различные орнаментальные мотивы, составленные из концентрических кругов, ромбов, спиралей и сложных геометрических фигур. В Бретани, в департаменте Морбиан, на каменных блоках более трехсот погребений высечены различные изображения, которые в некоторых случаях сплошным узором покрывают всю поверхность камня.

Кроме спиралевидных и ленточных орнаментов можно видеть изображения каменных топоров, кинжалов, кораблей, человеческой стопы и т.д. Часто на прямоугольной каменной плите можно различить сильно стилизованное изображение человеческого лица. По своим техническим приемам, а главное – особенностям стилизации эти изображения обнаруживают удивительное сходство с личинами, высеченными на гранитных скалах Амура и его притока Уссури вблизи Хабаровска (Шереметьевские скалы). На территории бывшего СССР помимо онежских и беломорских наскальных изображений, примыкающих к скандинавскому комплексу, памятники наскального искусства (преимущественно неолитические и более поздние петроглифы) найдены в Крыму и на Кавказе, на Урале и в Сибири, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Все эти пока еще недостаточно изученные изображения дают незаменимый материал для ознакомления с историей, бытом, верованиями, фольклором древнего местного населения. Как художественные памятники, для истории искусства большую ценность представляют петроглифы Каменных островов на реке Ангаре (которые после сооружения плотины были затоплены Братским морем).

Древнейшие анималистические изображения образно описаны А.П. Окладниковым: «Наскальные изображения Каменных островов передают не только мифы, но и черты эстетического мира исчезнувших племен…». Хотя образу лося в писаницах принадлежит даже не основная, а подавляющая роль, хотя фигуры лося повторяются одна за другой, почти бесконечно, наш глаз не устает и внимание не утомляется. Настолько точно переданы фигуры животных, столько в них живой наблюдательности и остроты! Художник каменного века умел одной броской чертой, характерным изгибом линии передать самое существенное, самое главное, обрисовать характер зверя ... С каким-то особенным нажимом всегда изображались крутой горб, характерный для этого животного, сухие длинные ноги, часто с подчеркнуто острыми копытами». Автор справедливо замечает: «Лаконичной силе и остроте рисунка древнего художника могут подчас позавидовать мастеразанималисты нашего времени. Его произведения полны суровой эпической мощи. Они монументальны в настоящем смысле этого слова».

Реалистический стиль этих изображений, отсутствие среди них многофигурных композиций и человека, тщательное техническое исполнение подтверждают замечание Окладникова о связи этой неолитической художественной традиции с палеолитическим искусством. Со временем образное реалистическое мироощущение и здесь уступает место обобщенному, опосредствованному мышлению. В поздних наслоениях те же сюжеты воспроизводятся иначе. «На смену грубой, но стремящейся к “реальному” жизнерадостной трактовке древних времен пришла новая, более условная. Звери на скалах Каменных островов приобрели другие, более обобщенные и сухие формы».

В совершенно иных условиях на юге нашей страны складывались мезолитические и неолитические культуры Кавказа и Средней Азии. Однако и здесь наскальное искусство проходит последовательно те же стадии стилистической эволюции. Петроглифы большого наскального комплекса в горах Кобыстана (Азербайджан, СССР) позволяют проследить развитие этого искусства на протяжении около десяти тысячелетий – от раннего мезолита до середины II тысячелетия до н.э. В нижних древнейших слоях силуэты людей выбиты по всей поверхности и тщательно отшлифованы, причем фигуры даны почти в натуральную величину. В конце мезолита техника упрощается – изображения уже не шлифуются, они выбиваются простым линейным контуром, и размеры их резко уменьшаются: фигуры лучников – 10–15 см, быков – до 1 м.

Неолитические и еще более поздние грубо выбитые сцены охоты, фигуркикозлов, лодки с гребцами крайне упрощены, схематичны и мелкомасштабны. Эта тенденция развития изобразительных форм от воспроизведения, имитации и осмысления живых, индивидуальных, естественных форм и конкретных ситуаций к явлениям общего порядка, к общей сухой схеме и в конечном счете к знаку прослеживается повсеместно. Эстетическая, познавательная и другие функции искусства постепенно отходят на задний план, уступая место коммуникативной, идеологической, мемориальной.

С конца неолита искусство обогащается все новыми и новыми сюжетами, вместе с тем его изобразительный язык, становясь более общим, емким, теряет свою выразительность, остроту, эмоциональность. Завершается один из циклов процесса постижения окружающего мира: «Когда дух схвачен, образ отбрасывается». Знак, символ – это уже не живое искусство, а его окаменевший продукт. Длительный процесс канонизации художественных форм, свидетельствующий о том, что развитие крайне замедлилось или вовсе остановилось, почти всегда заканчивался регрессом, упадком стиля, постепенной утратой художественного и технического мастерства. Все это является следствием глубокого изменения творческой установки. Художественный процесс, совершаемый некогда в атмосфере высокого духовного накала как акт творчества – постижения, открытия, «предварения будущего», – превратился теперь в обычный трудовой процесс – изготовление предмета по установленному шаблону. В этом случае корни искусства – его стимулятор – находятся не в многообразии окружающего мира, а в самом искусстве, так как воспроизводятся не образы живой действительности, а ранее созданные художественные образы, ставшие постоянным эталоном.

Тенденция к стилизации, упрощению, выработке шаблона прежде всего проявляется в тех случаях, когда имеет место более или менее массовое производство однотипных изделий. Наиболее наглядным примером в этом смысле является древняя керамика, которая благодаря своей однотипности и замедленной эволюции декоративных элементов дает археологам надежные хронологические ориентиры (так, например, для керамики северного неолита характерен ямочно-гребенчатый орнамент, давший название всей культуре северного лесного неолита – «культура ямочно-гребенчатой керамики»).

В числе ранних памятников примитивного канонизированного искусства – широко распространенные в южных районах Европы и Средиземноморья антропоморфныеизваяния, в том числе так называемые «каменные бабы» Северного Причерноморья – вертикально стоящие, грубо отесанные каменные плиты с более или менее ясно обозначенной головой и сложенными на груди руками. Среди дополнительных элементов (лук, булава, посох) наиболее каноничны изображения пояса и человеческой стопы – последнее особенно характерно для эпохи бронзы. На стелах не всегда обозначены признаки пола, однако некоторые косвенные данные указывают на то, что большая часть неолитических и более поздних антропоморфных изваяний соответствует их русскому прозвищу – «каменная баба». Во Франции, где подобные изображения встречаются не только на стелах, но и в виде рельефов, высеченных на стенах многочисленных пещер, их считают олицетворением неолитической богини – «покровительницы мертвых». Женские изображения, появляющиеся впервые в ориньякский период в виде круглой скульптуры и трансформирующиеся позднее (период мадлен) в геометрический знак – схематическое изображение женского полового органа – и ставшие эпизодическими в эпоху мезолита, вновь занимают важное место в искусстве неолита и бронзового века.

Показательно, что в то время как в целом неолитическое искусство все дальше уходит от реальности, погружаясь в абстрактный мир символов, отражающих новые, анималистические представления, в трактовке женского образа связь с реальными формами никогда не разрывается до конца. Женские статуэтки II тысячелетия до н.э., найденные в Чехословакии, не более условны, чем палеолитические «венеры». Терракотовые женские фигурки из Триполи и Каракумов при всей их условности все-таки значительно ближе к натуре, чем большинство других графических и скульптурных изображений того же времени, а торс из Кара-депе (Каракумы) напоминает эллинскую пластику. Непосредственное живое отношение к образу женщины, этому древнему объекту искусства, проявляется в обращении к редким для искусства жанровым сюжетам, изображающим женщину моющейся, сидящей (Криничка, Украина), в небольших жанровых статуэтках того же времени (II тысячелетие до н.э.), найденных на острове Мальта.

Более условны статичные женские мраморные изваяния с острова Парос и других Кикладских островов. Эти фигурки датируются более ранним периодом – III-II тысячелетиями до н.э. И почти совсем абстрактны геометризованные формы древнейших гитарообразных кикладских идолов. Видимо, в данном случае происходит «обратная» эволюция от схематизма к реализму, которая периодически имела место в искусстве и, в частности, отмечена в эволюции орнамента американских индейцев, в стилистической эволюции наскального искусства Сахары и в других местах. Сравнение одного из наиболee древних (Ш тысячелетие до н.э.) и вместе с тем наиболее условных паросский идолов со стилизованными мраморными головами с острова Аморго (2500–2000 лет до н.э.) подтверждает это предположение. Эта эволюция происходила в рамках довольно обширного географического ареала, так как изваяния, подобные архаическим паросским идолам, найдены в Испании и Португалии, а очень близкие к ним по форме – в Восточной Пруссии, Румынии, Югославии и многих других местах.

Традиция примитивных каменных изваяний от мраморных идолов Кик-ладских островов до каменных баб Северного Причерноморья восходит к памятникам еще более примитивным, к каменным столбам – простейшим мегалитам, которые начали воздвигаться на Ближнем Востоке в IV–III тысячелетиях до н.э. Проблема мегалитов – одна из узловых и весьма сложных проблем первобытной истории. Кроме менгиров– каменных столбов высотой от одного метра и более, стоящих отдельно или группами, – существуют еще два типа мегалитических памятников: столовидные комбинации из больших каменных глыб – дольмены и сложные сооружения, имеющие округлую форму и составленные из грубо отесанных каменных блоков, которые поддерживают перекрывающие их плоские каменные плиты – кромлехи. Самое крупное сооружение такого типа – Стонхендж (графство Уильтшир, Англия) – имеет 90 м в диаметре и состоит из 125 каменных глыб весом до двадцати пяти тонн. Сооружение датируется началом II тысячелетия до н.э.

Сравнительно однотипный характер этих древнейших архитектурных сооружений, примерно одинаковое время их появления в Европе, огромное количество их и необычайно широкое распространение свидетельствуют о существовании каких-то однородных верований, бытовавших у различных народов, воздвигавших эти гигантские монументы повсюду от Ирландии до Бирмы и Кореи, от Скандинавии до Мадагаскара. Только во Франции их насчитывается около четырех тысяч. Наиболее известен здесь комплекс на острове Гаврини, состоящий из двадцати девяти столбов, двадцать два из которых покрыты сплошным орнаментальным узором. В пользу гипотезы о какой-то неизвестной единой культурной традиции говорит также и то, что распространение получает не только сама идея таких сооружений, но и связанные с ними некоторые символы и декоративные элементы, в том числе солярные знаки.

На возможность связи мегалитических сооружений с культом солнца указывает и то, что такие сооружения, как Стонхендж, ориентированы своей главной осью к точке восхода солнца в день летнего солнцестояния.

Сравнительно небольшое количество памятников мобильного искусства, их спорадичность не дают исчерпывающего представления о стилистической эволюции первобытного искусства. Все, что известно об эволюции изобразительных форм в искусстве послеледникового периода, опирается на изучение наскальных изображений, составляющих основную массу художественных памятников этого времени. Более того, во многих случаях о развитии искусства в эту эпоху можно судить только по наскальной живописи и петроглифам, так как есть районы, где никаких других следов художественной деятельности не сохранилось. К таким районам, в частности, относятся Сахара и Южная Африка, знаменитые своим замечательным наскальным искусством.

3ys.ru

Первобытное искусство 5

Первобытное искусство

Первобытное искусство. Искусство эпохи Палеолита.

        Искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало, поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.

         Произведения изобразительного искусства появились уже в ориньякское время (то есть в самом начале позднего палеолита). Важнейшие памятники искусства палеолита — пещерные изображения [пещеры в Испании (Альтамира и др.), на Ю. Франции (Ласко, Монтеспан и др.), в РФ — Капова пещера], где преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных, являвшихся основными объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и др.). Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, частично расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже — в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в том числе глиняные статуэтки женщин — так называемые ориньякско-солютрейские «Венеры», связанные с культом «прародительниц»), а также первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне). Характерная черта палеолитического искусства — его наивный реализм. Поразительная жизненность многих палеолитических изображений зверей обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека. Меткость и острота его наблюдений определялись повседневным трудовым опытом охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания животных, от умения выследить их. При всей своей жизненной выразительности искусство палеолита являлось, однако, в полной мере первобытным, младенческим. Оно не знало обобщения, передачи пространства, композиции в нашем смысле слова. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых, персонифицированных образах первобытной мифологии, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными примерно на треть в землю куполообразными постройками, иногда с длинными туннелеобразными входами. В качестве строительного материала употреблялись иногда кости крупных животных. Многочисленные образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на территории РФ [на Украине (Мезинская стоянка), в Белоруссии, на Дону (Костёнковско-Боршевские стоянки), в Грузии, Сибири (Буреть, Мальта)].

         Переход от охоты к земледелию и скотоводству способствовал развитию новых тенденций в искусстве. Появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия; сильнее, чем прежде, развилось декоративно-орнаментальное направление, сложившееся уже в палеолите (украшение бытовых предметов, жилища, одежды). В эпохи Неолита и Энеолита и отчасти в бронзовом веке у древних племён Египта, Индии, Передней, Малой и Средней Азии, Китая распространяется искусство, во многом связанное с земледельческой мифологией: крашеная керамика с орнаментами (в Дунайско-Днепровской области и Китае — сложные криволинейные, главным образом спиральные; в Средней Азии, Иране, Индии, Месопотамии, Палестине и Египте — прямолинейно-геометрические узоры, нередко в сочетании с изображениями животных и стилизованными человеческими фигурами). Наряду с декоративной орнаментикой у многих земледельческих племён существовала жизненно выразительная скульптура. Зодчество неолита и энеолита представлено архитектурой общинных поселений (многокомнатные сырцовые дома Средней Азии и Двуречья, жилища трипольской культуры с каркасной основой из прутьев и глинобитным полом и т. д.). В эпоху неолита появились также первые Мегалиты и Свайные постройки.

         У племён, сохранивших рыболовно-охотничий уклад жизни (лесные охотники и рыболовы Северной Европы и Азии, от Норвегии и Карелии на З. до Колымы на В.), бытовали и древние мотивы, и реалистические формы искусства, унаследованные от палеолита. Таковы Наскальные изображения, фигурки животных из глины, дерева и рога (например, находки в Горбуновском торфянике и Оленеостровском могильнике). Наскальные изображения эпохи неолита и поздней бронзы создавались также в Средней Азии (Зараут-Сай) и на Кавказе (Кобустан). В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый Звериный стиль. Культурные связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии. Позднейшие этапы П. и. были связаны с ростом производительных сил, развитием разделения труда в период начавшегося разложения первобытнообщинного строя и началом формирования классового общества. Богатое и разнообразное искусство, органически связанное с формами П. и., продолжало существовать вплоть до 19—20 вв. у народов, в значительной степени сохранивших первобытнообщинные отношения (аборигены Австралии, Океании и Южной Америки, народы Африки).

        

        

        «Олени, переплывающие реку». Резьба по кости (из Лорте, департамент Верхние Пиренеи, Франция). Верхний палеолит. Музей национальных древностей. Сен-Жермен-ан-Ле.

        

        «Женщина с кубком». Известняковый рельеф (из Лосселя, департамент Верхние Пиренеи, Франция). Верхний палеолит. Музей изящных искусств. Бордо.

        

        Антропоморфная личина. Наскальное изображение. Неолит. Шереметьевские скалы. Хабаровский край.

        

        «Сцена с раненым бизоном». Наскальная живопись. Верхний палеолит. Пещера Ласко. Департамент Дордонь. Франция.

        

        «Охотники». Наскальная живопись. Неолит (?). Южная Родезия.

        

        Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк. Ок. 1800—1400 до н. э. Национальный археологический музей. Сиракузы.

        

        «Леопарды». Наскальный рельеф в Феццане (Ливия). Неолит (?).

        

Искусство эпохи мезолита.

Между 10–8-м тысячелетием до н. э. начинается постепенное отступление ледников, покрывавших территорию Европы, на север. В результате потепления обширные степные пространства, служившие пастбищами для мамонтов, бизонов, северных оленей и лошадей, превращаются в густые, бескрайние леса. Крупные животные, на которых прежде охотился человек, вымирают или уходят в поисках пищи далеко на север. Так, с территорий Центральной и Южной Европы исчез северный олень. Теперь добычей людей становится лось, благородный олень, кабан, зубр и более мелкие животные. Распространение получает рыболовство и сбор устриц. Потепление климата способствовало тому, что наши предки стали вести оседлый образ жизни. Стоянки древнего человека теперь размещаются в основном по берегам морей, рек и озер. Первобытные умельцы изобретают лук и новые орудия труда, приручают собаку и начинают заниматься скотоводством и земледелием. Появляется строительство и зачатки ткацкого производства.

Изменяется и мировоззрение человека, который ощущает себя более смелым и независимым. Значительно усиливается роль магии, появляется и развивается земледельческая мифология. Все эти изменения отражаются в искусстве, приобретающем культовое звучание. Исчезает многокрасочность живописи, которая становится монохромной (одноцветной). Обычно рисунки выполняются одной краской — черной или красной, главными их элементами становятся схематизм и силуэтность. Практически полностью исчезает объем.В то же время появляется и много нового, нехарактерного для палеолита. События в росписях художников этого времени представляются во взаимосвязи, т. е. появляется композиция. Обогащаются сюжеты, главным объектом изображения становится человек, его победы или поражения в окружающем мире.Живописная техника также претерпевает изменения. Основой красок являются такие вещества, как яичный белок, мед и даже кровь. Сначала на поверхность кистью наносятся контуры, а затем рисунок закрашивается краской одного цвета.Эти новые элементы можно увидеть в наскальной живописи, обнаруженной в прибрежных горных областях Восточной Испании (Испанский Левант). Основное внимание художники сосредоточивают на изображении человека, а не животных, причем человек практически всегда показан в действии. Объем, перспектива и цвет не имеют значения, главное — передать движение фигур.Живопись палеолита, как уже говорилось выше, — это отдельные, не имеющие между собой связи фигуры. Наскальная живопись Испанского Леванта представляет собой многофигурные композиции, изображающие события, происходившие с самим художником и его современниками.Самые первые памятники живописи эпохи мезолита в Восточной Испании были найдены археологами в 1908 г. Покрытые росписями скалы возвышаются по краям долин и в горных ущельях между Барселоной и Валенсией. Встречаются они и далее к югу. Это главным образом живописные сцены (петроглифы здесь практически отсутствуют) с изображением людей и различных зверей. Размеры фигур животных обычно не превышают 75 см, а человеческие — немного меньше.

Встречаются очень большие композиции, например, в Альпере (провинция Альбасем, Восточная Испания) находятся росписи, в которых представлены десятки животных и сотни человеческих фигур.Множество рисунков Испанского Леванта посвящено сценам охоты. Росписи изображают стада животных, преследуемых людьми с луками, или охотников, убегающих от раненого зверя.Огромный интерес представляет рисунок из Араны, изображающий сборщика меда, поднимающегося по веревке к гнезду, окруженному пчелами.В ущелье Валлторта исследователи обнаружили целую галерею живописных композиций со сценами охоты на оленей, кабанов и баранов. Встречаются изображения военных сражений, а также росписи, по всей видимости повествующие о казни (в центре — человек, пронзенный стрелами, вокруг него — люди с луками).В наскальной живописи Восточной Испании очень редки изображения женщин. Одна из самых известных композиций — т. н. «Прогулка», на которой древний художник нарисовал идущих женщину и ребенка. Если мужские фигуры в росписях полны динамики, то женские — статичны, но более натуралистичны.Ученые проследили, как происходило развитие живописи эпохи мезолита. Ранняя живопись, относящаяся к этому времени, отличалась натурализмом и пропорциональностью в изображении человеческих фигур. Постепенно правильность пропорций исчезла, и на фресках появились люди с необыкновенно узкими талиями, тонкими руками и длинными ногами. Верхняя часть туловища стала похожа на треугольник, увенчанный круглой головой.Со временем пропорции еще более деформировались, живописцы стали изображать человека с коротким торсом, чересчур большими ногами и головой, повернутой в профиль. В конце концов схематизм полностью оттеснил натурализм. Тело человека, его ноги и руки в росписях этого времени представлены обыкновенными тонкими линиями, позволяющими с легкостью передавать движение и воспроизводить самые разнообразные позы.Эта тенденция практически не распространилась на изображения животных. Как охотничья добыча человека, они должны были иметь соответствующий вид и поэтому сохранили весомость форм и реалистичность.Некоторые живописные памятники эпохи мезолита представляют собой многочисленные наслоения рисунков. Ряд исследователей объясняют это тем, что определенные территории много раз переходили от одного враждующего племени к другому и победители старались закрепить свое право на данную местность с помощью росписи.

Охота на оленей. Живопись в пещере Испании. Мезолит.

Эпоха Неолита.

За мезолитом следовал неолит - новокаменный век, или век отполированного камня. Ледниковый период, а с ним и мегафауна, и видовое разнообразие человечества остались позади. Неандертальцы сошли с исторической сцены, победителями стали наши предки - люди кроманьонского типа. Поэтому с эпохи неолита начинается наша история. В эпоху неолита процесс производства, а с ним и духовная жизнь настолько усложнились, что развитие материальной культуры на отдельных территориях имеет свои особенности. Если в более ранние эпохи искусство почти повсеместно развивалось примерно одинаково, то теперь оно приобретало в каждой области свои локальные особенности, по которым можно отличить неолит Египта от неолита Двуречья, неолит Европы от неолита Сибири и т.п. Но есть и общие для неолитического искусства черты: широкое распространение получает мелкая пластика из камня, кости, рога, глины. Фигурки животных реальны, хотя трактованы обобщенно. Упрощены и схематичны изображения женских фигурок, иногда покрытых орнаментами, воспроизводящими узоры на одежде. Особенно характерно для неолита развитие декоративного искусства; почти всюду видим стремление украсить вещи, находящиеся в повседневном употреблении у человека.Больше всего до нас дошло глиняной орнаментированной посуды. По формам неолитических сосудов, а особенно по способу и разнообразию их украшения одна область отличалась от другой. Можно проследить развитие орнамента от простейших узоров на сосудах ямочно-гребенчатого типа (Восточная Европа) до превосходно сделанных и богато расписанных сосудов Египта или Триполья. Ярким и выразительным примером неолитической культуры может служить культура Триполья, широко распространенная в 4—3 тысячелетиях до н.э. на юге Европейской части России и Украины и на территории целого ряда Балканских стран. Конец Трипольской культуры относится к эпохе энеолита (медный век) и бронзы. Трипольские поселения земледельцев располагались чаще всего по берегам рек. Дома из глины и дерева, прямоугольные в плане, были, вероятно, с внутренней стороны покрыты орнаментальной росписью. В поселениях были найдены модели жилищ и небольшие женские статуэтки. Но особенно богато и широко развернулось творчество трипольцев в украшении керамики. По разнообразию форм и орнаментики трипольская керамика не уступает ни египетской, ни переднеазиатской. Трипольские сосуды были сделаны из ярко-желтой или оранжевой глины; туловище сосуда покрыто разнообразным, но почти всегда состоящим из спиралевидных линий, геометрическим орнаментом, исполненным красной, черной, коричневой, белой красками.

Живопись эпохи неолита

В северных лесных областях, где продолжало существовать охотничье хозяйство, сохранялись старые традиции наскального искусства. Но появление новой, более прогрессивной ступени развития можно заметить и здесь: наскальные изображения, исполненные главным образом ударной техникой, иногда нанесённые краской.

Кроме животных, в наскальных изображениях фигурирует и человек, но по силе выразительности образы людей уступают изображениям зверей, хотя всегда понятно, что хотел выразить художник.

Наскальное искусство эпохи неолита обнаружено не только в Передней и Средней Азии, Европе, но и в более южных областях земного шара, например, в некоторых районах Африки (Южная Родезия, Сахара), в Испании.

В этой живописи и наскальной графике впервые в первобытном изобразительном искусстве появляется стремление к изяществу. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на изображение женщины, собирающей дикий мёд (Арана, Испания). В отличие от могучих "венер" палеолита здесь на камне красками запечатлено юное женское тело, грациозное и пленительное.

Или, к примеру, наскальные росписи, обнаруженные на территории Алжира, в Сахаре, в местности, именуемой Тассили-Аджер. Анализ семян, извлечённых при раскопках, показывает, что несколько тысячелетий назад тут была обильная растительность. Цветущий, красочный и загадочный для нас фантастический мир открывается нам в искусстве Тассили-Аджера.

Тучные пастбища и тучные стада в сотни голов. Стройные пастыри, стерегущие столь же стройных коров. Тела людей и животных намеренно удлинены в стремлении к декоративности и изяществу. Симфония тонов - бурых, чёрных, красноватых и жёлтых с золотистыми переливами. Стилизация и фантастика. Торжественно-изысканная рогатая танцовщица или богиня в роскошном уборе. Могучие быки, грациозные антилопы. Дерущиеся, бегущие от охотников или просто прогуливающиеся жирафы; их шеи и ноги образуют гибкий, сказочно-смелый узор. Нитевидные танцующие фигурки. Охотники со звериными ликами. Фигуры в масках, вероятно выражающих какие-то магические символы. Луки и стрелы, чередующиеся в стремительном, захватывающем зрителя ритме. Боевые колесницы, несущиеся во весь дух. Безудержное движение и вдруг снова покой пасущегося стада.

Вспомним росписи пещеры Ласко. Там была монументальность, как бы незыблемость схваченного художником образа. Здесь - живость, текучесть и вольная фантазия, острота и точность рисунка, грация и изящество, гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображённых с хорошим знанием их анатомии, стремительность жестов, порывов, общая симфония прекрасного - вот что поражает и очаровывает в грандиозной наскальной "картинной галерее" африканской пустыни, самом большом в мире "музее" доисторического искусства.

Знаменательно, что это искусство, характерное для неолита, ещё долго продолжало существовать у африканских племён, сохранивших первобытнообщинные отношения. Замечательная наскальная живопись бушменов по вдохновению и стилю - неолитическая.

На восточном берегу Онежского озера в окрестностях деревни Бесов Нос обнаружен памятник изобразительного искусства позднего неолита: десятки фигур высечены на ней около 4-х тысяч лет назад. Лоси и олени, гуси и лебеди и большие ладьи с гребцами. Всё это ясно обозначено. Но кроме того - какие-то круги не то с отростками, не то на длинных шестах... Мы не знаем, что они изображают. Культ ли это Солнца? Или Луны? Всё, вместе взятое, очевидно, магическая мистерия, призванная дать человеку победу над зверями, т.е. опять-таки торжество над природой.

Неолитическая скульптура

Первые образцы неолитической скульптуры связаны с погребальным культом и носят символический характер. В городищах Иерихон и Чатал-Хю-юк (Анатолия, Турция) обнаружены многочисленные черепа людей и животных, украшенные перламутровыми инкрустациями и покрытые слоем глины, расписанным красной охрой.

Это обнаженные фигуры женщин (иногда — беременных) с преувеличенными объемами груди и бедер. Другие «скульптуры» представляют момент родов, при этом фигура помещена на высокое сиденье, фланкированное зооморфными фигурами. Еще один вид скульптуры представляет мать с младенцем на руках. Мать изображена с пышными бедрами и грудью и схематичной головкой с маленькими щелевидными глазами на лице. Такой тип фигур обнаружен в городище Хачилар (запад Турции).

В Европе культура Гумельница (Румыния) также дает характерные образцы скульптуры такого типа, но отличающейся еще большим схематизмом. В не столь древних городищах (около IV тысячелетия до н.э.) на юго-востоке Европы — Сербия, Румыния, Фракия — складывается тип скульптуры, тяготеющий к геометрическому схематизму. Самыми показательными считаются ее образцы, найденные в Румынии, в погребении Чернавода, их формы сведены к элементарным объемам (конусу и сфере). Это сидящие фигуры с руками, поддерживающими голову или упирающимися в колени. Голова покоится на мощной шее, лицо круглое, с носом цилиндрической формы.

Другая группа скульптур происходит из Винчи (Сербия). В этом случае скульптурные изображения упрощены до формы треугольников. Особенно акцентированы голова и отдельные части тела, в некоторых местах сделаны отверстия для прикрепления каких-то дополнительных элементов. Отдельные детали вырезаны в виде рельефа, обрисовывающего контуры глаз или пальцев конечностей.

На юге Европы возникает тип монументальной скульптуры, тесно связанной с культурой мегалитов. Речь идет о статуях-менгирах, чаще всего представляющих женщин, реже мужчин, иногда — персонажей неопределенного пола.

Эти статуи продолжают традицию декоративной резьбы и полихромной росписи в виде извилистых линий, связанную с некоторыми дольменами во Франции, Испании и Португалии. Очертания тел в некоторых случаях намечены так же, как у статуи из Сен-Сернин (музей Сен-Жермен-эн-Ле, Париж), у которой можно различить глаза, нос и конечности; порой они вовсе исчезают в процессе упрощения, остаются лишь намеки на выпуклости грудей, как у неолитический богини из грота Куазар (Франция).

 

      

  «Олени, переплывающие реку». Резьба по кости (из Лорте, департамент Верхние Пиренеи, Франция). Верхний палеолит. Музей национальных древностей. Сен-Жермен-ан-Ле.

        

        «Женщина с кубком». Известняковый рельеф (из Лосселя, департамент Верхние Пиренеи, Франция). Верхний палеолит. Музей изящных искусств. Бордо.

        

        Антропоморфная личина. Наскальное изображение. Неолит. Шереметьевские скалы. Хабаровский край.

        

        «Сцена с раненым бизоном». Наскальная живопись. Верхний палеолит. Пещера Ласко. Департамент Дордонь. Франция.

        

        «Охотники». Наскальная живопись. Неолит (?). Южная Родезия.

        

        Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк. Ок. 1800—1400 до н. э. Национальный археологический музей. Сиракузы.

        

        «Леопарды». Наскальный рельеф в Феццане (Ливия). Неолит (?).

        

        Схематические изображения человеческих фигур. Наскальная живопись. Неолит. Горы Сьерра-Морена. Испания.

        

        Голова женщины. Кость мамонта (из Брассанпуи, департамент Ланды, Франция). Верхний палеолит. Музей национальных древностей. Сен-Жермен-ан-Ле.

        

        Схематическое изображение женщины. Пещерный рельеф. Неолит. Круазар. Департамент Марна. Франция.

        

        Т. н. Виллендорфская Венера. Известняк (из Виллендорфа, Нижняя Австрия). Верхний палеолит. Естественноисторический музей. Вена.

        

        

        «Человек, играющий на лютне». Мрамор (из Кероса, Кикладские острова, Греция). Неолит. Национальный археологический музей. Афины.

        

Сборщик меда. Арана.Провинция Валенсия. Испания

globuss24.ru


Смотрите также