Конспект: Культура Древнего мира. Первобытная культура. Первобытная культура конспект
Конспект - Культура Древнего мира. Первобытная культура.
оглавлениеРаздел 6. Культура Древнего мира 6.1 Первобытная культура
«Возраст» человечества, по данным современной науки, равняется примерно одному миллиону лет. Однако история культуры никак не совпадает с этим гигантским сроком; прошло 9/10 этого времени, то есть свыше 900 000 лет, прежде чем человек природный, естественный (можно сказать, младенческий) вырос до состояния первоначальной культуры, а из этих оставшихся ста тысяч лет только самые последние 6 тысяч приходятся уже на сохранившуюся в письменных источниках историю цивилизации как таковой, перешедшей в третье тысячелетие так называемой новой эры.
Исходя из определения культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, выработанных в процессе исторического развития человечества, целесообразно ее рассмотрение начать с материальной сферы. Каменный век – древнейший период в развитии человечества, когда орудия и оружие изготавливались из камня, дерева и кости. Приблизительно хронологические границы каменного века – свыше 2 млн. – 6 тыс. до н.э.; средний (мезолит) – 12-8 тыс. до н.э. и новый (неолит) – 8-IV тыс. до н.э. Люди занимались собирательством, охотой, рыболовством. Общественные отношения – «первобытное человеческое стадо», затем родовой первобытнообщинный строй.
Мезолит – средний каменный век, переход от к древнего к новому, каменному, веку (X-V тыс. до н.э.). В этот период появились лук и стрелы, приручена собака. Мезолит иногда называли протонеолитом (гр. protos – первый и неолит) или эпипалеолитом (гр. epi – после и палеолит). Медный век – переходный период от каменного к бронзовому веку (IV-III тыс. до н.э.; иначе называется халколитом (гр. chalkos – медь и litos – камень) или энеолитом (лат. aeneus – медный и гр. litos – камень). Наряду с каменными, деревянными и костяными орудиями появляются медные орудия и изделия, как результат зарождающейся металлургии; вместе с охотой и скотоводством расширяется мотыженное земледелие и, что особенно важно с точки зрения семиотической теории культуры, развиваются элементы пиктографии – рисуночного письма, облегчающего духовную преемственность между поколениями. К медному века относится и такое величайшее для судеб цивилизации завоевание, как изобретение колеса.
Бронзовый век – исторический период в развитии человечества, характеризующийся открытием и распространением бронзовых орудий и изделий. Датировка колеблется в зависимости от территории. В районе Средиземноморья ранний бронзовый век – 2500 – 2000 гг. до н.э. Это время пирамид, период Древнего царства Египта, поздний – Гомеровская Троя. Средний и поздний бронзовый век – хронологические границы библейской истории, время патриархов Ветхого Завета – от Авраама до Моисея.
Культура бронзового века охватывает по времени IV – начало I тыс. до н.э. Характеризуется распространением металлургии бронзы, изготовлением из нее орудий труда и оружия; появлением кочевого скотоводства и поливного земледелия, письменности. Истории известны рабовладельческие цивилизации, относящиеся к этому периоду на Ближнем Востоке, в Китае, Южной Америке и др.
Железный век – эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Представление о трех веках – каменном, бронзовом и железном – возникло еще в античном мире (Тит Лукреций Кар). Термин «железный век» был введен в науку ок. сер. XIX в. датским археологом К. Томсеном. Период первоначального распространения железной индустрии пережил все страны в разное время. Железный век сравнительно с предыдущими археологическими эпохами (каменным и бронзовым веками) очень короток. Его хронологические границы: от IX – VII вв. до н.э. и до I в. до н.э. (время появления письменных источников, содержащих сведения о западноевропейских племенах)… Применение железа дало мощный стимул развитию производства и тем самым ускорило общественное развитие. Духовная сфера культуры формировалась на основе религиозно-мифологических представлений. Миф является исторически первой формой культуры, компенсируя недостаточность практического овладения природой через смысловое породнение с нею. Мифологические представления переплетаются с магическим отношением к окружающему миру, предполагающим способность воздействия на предметы и людей через символические поступки или словесные заговоры. В первобытной культуре миф выполняет важнейшую функцию: он выражает и обобщает верования, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и культов, содержит практические правила человеческого поведения. Мифология представляет собой как бы философию истории первобытного общества, мировоззрение которого носило по сути дела мифологический характер.
Но в духовно-концептуальной и познавательной сферах жизни этого общества не меньшую роль играли два других пласта его культуры: тотемизм и магия. Предпосылка тотемизма – это миф, утверждающий возможность «обращения», т.е. превращения человека в животное, миф, основанный на одном из древнейших убеждений, что нет принципиальной разницы между человеком и животным. Тотемизм сохранил свои позиции в современной культуре (геральдика, бытовая символика, запреты на употребление в пищу мяса некоторых животных – коров в Индии, собак и лошадей у аравийских народов).
Универсальной формой религиозных верований в культуре древнего мира является анимизм – вера в существование души и духов как причины явлений природы. Это понятие в культурологию впервые ввел Э. Тайлор. Анимистическое мировоззрение было своеобразной попыткой понять и объяснить то, что обычно называется причинно-следственной обусловленностью. Вера в способность «вселения» разного рода духовных существ в самые неожиданные вещи привела к тому, что магические предметы стали рассматриваться как одушевленные, как фетиши. Фетишизм и есть поклонение духовным силам, воплощенным в вещах или связанным с ними, действующим через их пространство.
В первобытном обществе зародились и основы искусства (ритуальный танец, мелкая пластика, древнейшие формы мифологического творчества, наскальные изображения). Первобытный человек был в такой же мере художником, творцом, как и охотником, воином и т.п. Искусство сопровождало его всегда – от рождения до смерти, было одним из естественных проявлений собственной человеческой сущности.
www.ronl.ru
Первобытная культура
Конспект по культурологии
Первобытная культура - самая большая и длительная исирическая форма культуры. На
протяжении всей этой эпохи формировалася биологический род человека. Родина
человека - Восточная Африка, долина Олдувей (*название возможно неправильное,
если это так напишите правильное в гостевой*), от гоминидов (*??*) 3 млн - 2,5
млн лет назад. Сначала были палеонтропы. Хомо Эректус (*???*), - человек
прямоходящий, Хомохосбилис - человек трудовлюбивый (*?*). Появляются
питекантропы, австралопитеки и др. 2,5 млн лет назад появились каменные орудия.
И с этого времени начинается культурогинез (процесс формирования и дальнейшего
развития культуры), антропосоциогинез (процесс формирования и развития человека
в общественной среде). Homo Sapiens появились 180-150 тыс лет назад и закончили
формирование 45-40 тыс лет назад.
Самые древние орудия дотируются около 2.5 лет назад. По материалам, из которых
люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на
каменный, медный, бронзовый и железные века.
Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит).
Границы каменного века 2 млн. - 6 тыс. лет назад. Палеолит в свою очередь
подразделяют на 3 перода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век
сменил медный (неолит), длившийся 4-3 тыс лет до нашей эры. Затем наступил
бронзовый век (4 - началао 1 тыс. до н. э.). В начале (1 тыс. до н. э. его
сменил железный век.
Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее 10-ка
тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали себе
пропитание 3-мя спсобами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Даже на
ранних этапах развития складывалмя разум наших далеких предков. Палеолитические
стоянки, как правило, расположены на мысах при выходе оврагов в ту или игную
широкую долину. Пересеченная местность была удобна для загонной охоты на табуны
крупных животных. Успех ее обеспечивало не совершенство орудия (в палеолите это
были дротики и рогатины), а сложная тактика загонщиков, преследовавших мамонтов
или бизонов. Позднее, к началу мезолита, появились лук и стрелы. К тому времени
вымерли мамонты и носороги, и охотиться приходилось на мелких и настадных
млекопитающих. Определяющими стали не величина и слаженность действий коллектива
загонщиков, а ловкость и меткость отдельного охотника. В мезолите получило
развитие и рыболовство, были изобретены сети и крючки.
Эти технические достижения результат длительных поисков наиболее надежных,
наиболее целесообразных орудий производства - не меняли существа дела.
Человечество по прежнему присваивало продукты природы.
Открытие земледелия бало сделано независимо в нескольких районах мира. Признаки
земледелия уже прослеживаются в памятниках натуфийской культуры в Палестине,
относящейся к эпохе мезолита. Это серпы, состоящие из кремнеевых вкладышей,
вставленных в костяные рукояти и зернотерки. В неолитических слоях Черихона
обнаружены отпечатки зерен ячменя и пшеницы - элмера.
О происхождении другого вида производящего хозяйства - животноводства
существовали различные гипотезы и предложения. Однако большинство ученых
считают, что животноводство развилось у оседлых земледельцев. Первое из
прирученных животных - собака, была одомашнена еще в палеолите, около 15-10 тыс.
лет назад. Ее диким предком был волк. Земледелие и животноводство сделали
возможным существование на земле непрерывно возрастающего человеческого рода.
Палеолит - так как элементарными орудиями труда были грубейшие и простейшие
каменные орудия изготовленные из гальки - палеолит называется древним каменным
веком. Кроме каменных были деревянные и костяные. Древний человек не знал
одежды, обуви, не было никаких жилищных построек. При похолодании осваивают
пещеры. Истребили целый вид животных из пещер (например, медведей). Не умели
пользоваться огнем, в эпоху палеолита не было огня, посуды. Питались сырой
свежеубитой дичью, кореньями, грибами, ягодами. Первобытные люди начинают
накапливать знания о лечебных наркотических веществах. Не существовало семьи и
не было родовой общины и, как следствие, не было чувств.
Мезолит - совершенствуются каменные орудия, расширяется номенклатура изделий:
каменные топоры, рубила, зубила, скрепки, проколки, наконечники, каменные
наконечники стрел. Улучшается качество и технология. Появляется большой
ассортимент костяных и деревянных вещей (косятная игла, одежда, обувь, лук,
стрелы, копье). Появляется огонь. Люди активно расселяются на больших
территориях. Появляется община, коллективная ответственность, происходит прирост
населения и расселение. Монголоидная разновидность переходит через Берингов
пролив (*рекомендую посмотреть, где он находится, так - на всякий случай ;)* ).
Неолит - свершилась великая неолитическая революция. Характеристика: тончайшее
разнообразие орудий, земледелие, скотоводство, переход к оседлости, возникают
деревни и города.
gumfak.ru
ПервобытнКультура_Конспект
КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОСТИ
(конспект)
Синкретизм первобытной культуры.
Синкретизм – основное качество культуры, характеризующее процесс перехода от биологической формы бытия животных к социокультурной форме существования «человека разумного». Синкретизм этого первого исторического состояния культуры естествен и закономерен, так как на начальном уровне целостность системы проявляется в её аморфности, нерасчленённости.
Синкретизм и синтез – не одно и то же, так как синтез – это слияние самостоятельно существующих объектов, а синкретизм – это состояние, предшествующее расщеплению целого на части.
Во-первых, синкретизм проявляет себя, в слитности человека и природы. Первобытный человек отождествляет себя с животными, растениями, камнем, водой, солнцем и т.д.
С этим отождествлением связан и характерный для первобытной культуры тотемизм (с языка индейского племени оджибве – «его род») – вера в первопредка, которым может быть зверь, птица, дерево, гриб и т.п.
Этим объясняется и первобытный анимизм (от лат. «душа») – одушевление всего, что человека окружает: вещей, природных объектов, животных. То, чем занимается первобытный человек (охота, собирательство, воспроизводство рода, межплеменные войны) мыслится им как порождение природы. Такое мировоззрение было очень устойчивым – традиционалистским. Только развитие ремёсел, которые выдели человека из животного мира и постепенно стали производственной доминантой, помогло человеку осознать своё существенное отличие от природы, но происходит это уже за пределами первобытной культуры.
Несмотря на синкретизм производственной деятельности первобытного человека, формы этой деятельности были разными по своей направленности и способам осуществления. Культурная практика первобытного человека – это трёхсторонняя системное новообразование, которое соединило в себе 1)охоту, 2)собирательство, 3)изготовление орудий:
Практическая деятельность первобытного человека:
унаследованные от животных способы потребления природы: флоры –собирательство; фауны – охота;
изобретённый человеком способ преобразования природы – ремесло.
Во-вторых, синкретизм проявляется в нерасчленённости материальной, духовной и художественной подсистем культуры.
Духовное («идеальное») в первобытной культуре представлено двумя уровнями работы человеческого сознания: мифологическим и реалистическим.
Мифологический – это бессознательно-художественный способ работы сознания. Мифологическое мышление выразилось в практике обожествления животных (тотемизм).
Реалистическое – стихийно-материалистическое сознание. Благодаря ему первобытный человек различал свойства природных реалий (камня, дерева, глины, полезных и ядовитых растений и т.п.). Такой тип сознания называют так же практическим, обыденным. Некоторые (Б.Малиновский, М.Шахнович, П.В.Симонов) полагают, что такое сознание можно назвать научным отношением к миру, другие (В.П.Степин) считают его преднаукой.
Таким образом, первобытное сознание имеет двухуровневую структуру, оно практически-преднаучное (практическое) и научно-теоретическое (мифологическое). В гносеологическом (от греч. «познание») аспекте две разновидности сознания противостоят друг другу: мифологическое сознание догматично и консервативно, оно стремиться увековечить имеющиеся в культуре представления о бытии, а практическое сознание способствует развитию познавательных (гносеологических) способностей человека и продвигает его вперёд. Но в аспекте аксиологическом (от греч. «ценный») обе разновидности были идентичны: и мифологический, и практический типы сознания антиномичны, т.е. основаны на противоречиях (оппозициях) положительного (полезного) и отрицательного (вредного).
Третьим проявлением первобытного синкретизма является художественная деятельность, которая неразрывно вплеталась в материально-производственные процессы. Охота превращалась в поэтическое возвышенное действо и - наоборот – игра в охоту превращалась в кровавый и жестокий ритуал. Отсюда – практика жертвоприношений. Чем труднее и опаснее охота, тем более ценной считается жертва. Именно риском человеческая охота изначально отличается от охоты животных: животное охотится на более слабого, а человек стал охотиться на значительно превышающего его по силе зверя. Кроме того, человек охотится коллективно.
Еда как коллективная трапеза знаменовала победу в охоте и приобретала праздничный характер. Именно потому, что трапеза и тризна – важнейшие ритуалы и на календарных, и на свадебных и похоронных церемониях, «в русском языке слово высокого стиля жрец и слово низкого стиля жратва – одного корня, а на росписях греческих гробниц и саркофагов представлены поминальные трапезы» (Е.Е.Кузьмина). Мера религиозного рвения и материальных затрат человека должна была равняться мере даров и благодеяний, которыми воздавал человеку бог. Поэтому с богом надо было делиться самым дорогим – пищей (жертвой) «Художественно-обрядовая упаковка была универсальной технологией всех значимых производственных процессов» (М.С.Каган).
Наиболее значимые обряды – беременность и роды, рождение и детство, инициации, обручение и свадьба, похороны.
Символическим обозначением синкретизма может служить изображение на стенах палеолитических пещер кисти руки как носительницы физической и технической культуры и обретавшей всё большую общекультурную и эстетическую ценность. Образ руки стоит у истоков формирования образа созидающего человека.
Четвёртое проявление синкретизма – морфологическая нерасчленённость, т.е. недифференцированность родов, видов, жанров искусства. Первобытное художественное творчество – это «песня-сказ-действо-пляска» (А.Н.Веселовский).
Слитность всего сущего, отождествление различного сформировало одну из основных «единиц» художественного мышления – метафору.
Традиционность первобытной культуры
Первобытная культура – это первая историческая форма традиционной культуры. Традиция господствует во всех родах деятельности и в культуре в целом. В силу этого все структуры бытия и быта, вкусы, обряды и т.п. были стабильными и передавались из поколения в поколение как абсолютный закон. Задачу, которую природа решает генетическими средствами, в первобытной культуре решает традиция, тем самым становясь победой культуры над временем. Подчинение норме, закреплённой традицией, стало культурной формой наследственной передачи информации. Тенденция избавиться от оков традиции возрастает по мере того, как прогрессирует цивилизация.
Традиционализм первобытной культуры появляется в отождествлении не только природного и человеческого, но и социального и индивидуального. Член первобытной общины равен её целому. У всех членов было одно общее групповое имя, все носили одну татуировку или раскраску тела, одну причёску, пели общую песню. Психологи называют такую ситуацию тождеством я и мы. Даже много позже, в Древнем Египте, слово «люди» обозначает только египтян, а в русском языке слово «немцы» очень долго обозначало всех иностранцев (не мы = немые). Показательно, что чужой человек обозначается как «они», а природа – как «ты», т.е. как «свой».
Из тождества одного и всех рождается обычай кровной мести, вендетты, в дальнейшем перерастающий в национальные конфликты.
Тождество я и мы даёт основание охарактеризовать первобытную культуру как коллективно-анонимную.
Выделяются две причины возникновения тождества я и мы :
мифологический характер мышления, при котором всем членам общины навязывается единое миросозерцание, абсолютная истинность которого гарантируется его божественным происхождением;
отождествление культурного и общественного (социального). Социальность начнёт отделяться от культуры тогда, когда структуры, организующие жизнь общества, начнут приобретать самостоятельность (институционализируются): «государство», «суд», «брак» и т.п.
Традиционный характер первобытной культуры определил её длительное существование, более длительное, чем всех последующих исторических типов культуры. В дальнейшем начали проявляться силы, которые оказались более могущественными, чем власть традиции.
Основные черты культуры скотоводов-кочевников.
Проблема переходаот древнейших культур к цивилизации – одна из наименее изученных.
Новый способ организации бытия различных народов – это нелинейныйпроцесс. Он обусловлен объективными возможностями, которыми каждая популяция (от фр. «население») располагала в даннойприродной и климатической среде. Конкретный «набор» этих возможностей зависел от материально-производственной практики первобытного коллектива (например, «выбор» скотоводства или земледелия).
Археология располагает свидетельствами медленного, но неуклонного развития техники и технологии материального производства в период распада первобытной культуры.Протекает этот процесс неравномерно: меньше всего меняетсясобирательство, сильнее –охота(от нападения на зверя с дубинами и факелами до оперирования копьями, луком и стрелами), максимально глубоко изменяетсяремесло(не только меняетсвоютехнико-технологическую структуру, но и обеспечивает собирательство и охоту копалками, копьями, лопатами и т.п.). Развитие ремесла провоцирует развитиемышленияивоображения. Этот процесс называют «идеальным», т.е. «построением в голове» предмета, прежде чем построить его реально (К.Маркс), «созданием моделей потребного будущего» (Н.А.Бернштейн), «опережающим отражением» (П.К.Анохин).Главное–производительная отрасль (ремесло) опережает в развитии потребляющие отрасли (собирательство и охоту), а силой, которая обеспечивает этот процесс, является человеческий интеллект.
Эти изменения привели к радикальным изменениям всей жизни – культурной – неолитической – революции (прибл. 7 тыс. до н.э). В результате на смену собирательству и охоте постепенно приходятскотоводствоиземледелие. Переломное значение в истории материальной культуры имеет «железный век» (начался около 1000 года до н.э.).
Культура скотоводов-кочевниковиграла огромную роль в культуре Древнейшего мира. К кочевому типу культуры этнографы относят культурускифовисарматов (савроматов), евреев, монголов, казахов, туркменов, арабов и многих других древних народов. Долгое время к скифам относили племена, которые обитали в степях Причерноморья. Сейчас границы «скифского мира» определяются более широко: это «конгломерат разных племён», которые имели экономическую и культурную общность и жили на обширной территории Северного Причерноморья, Приазовья, Северного Кавказа (Б.Пиотровский).
Первые следы скотоводства археологи находят на рубеже У1-У тыс. до н.э. на территории Южного Египта и у обитателей Фаюмского оазиса.
Основная плоскость различия кочевой и земледельческой культур– вотношении их к пространству и времени.
Г.Гачев: «Кочующий коллектив отличается от земледельческого, как животное, которое обладает самодвижением и свободно от окружающей среды, отличается от растения, которое навеки приковано к своему месту». Но свобода кочевого народа есть в то же время – несвобода и рабство. Он движется потому, что у него ничего нет. Это – движение в пространстве, а не во времени, т.е - перемещение,а не развитие. Поэтому земледельческое бытие оказалось более прогрессивным, чем скотоводческое. Кочевники побеждали осёдлые народы, но победив и оставаясь на завоёванной территории, они перенимали образ жизни побеждённых, ассимилировались осёдлыми народами и сохраняли кочевой образ жизни только в армии.
Характерные черты культуры скотоводов-кочевников:
1. В образе жизни кочевников стойко сохраняется модель жизни, сознания, поведения, которая сложилась в первобытной культуре –зооцентрическаяизооморфная (животное для кочевника – как солнце для земледельца). Ей присущ синкретизм, полисемантизм, вера в магические действия и обряды, фетишистское поклонение отдельным предметам, животным.
2. Технология общения с животнымибыла предельно простой. Мышление скотовода-кочевника в организации отношений «человек-животное»консервативно, не требует развитого интеллекта. Навыки общения с животными могут быть переданы устно, поэтому у нихне зародилась письменность.
3. Визуальные формы художественно-ремесленного творчестварасширяли сферу своего присутствия в культуре.Эстетизация всей предметной среды – универсальная черта всех скотоводов-кочевников.
4. Структура жилищадолжна была обеспечиватьмобильность– юрта, шалаш, вигвам. Скифы жили в повозках, кибитках.
5. Скульптурасуществовала вминиатюрных формах(ювелирное и прикладное искусство), использовалась в конструировании оружия, одежды воинов, конской сбруи.
6. Доминирование военной жизнинад мирной обусловливает относительную агрессивность кочевых народов. Невозможность изолированного существования обусловила регулярныевоенные набегина земледельческие оазисы. Отсюда – огромная рольконякак средства передвижения и, следовательно, – предмета культа (ритуальные захоронения коней). Пережиток тотемистического отношения к коню сохраняется очень долго. Лошадь – и самая почитаемая жертва.
Становление цивилизации в земледельческих обществах
Второй путь, по которому пошли народы в условиях кризиса первобытнообщинного стро, – превращение земледелия в основу производственной деятельности. Условия, наиболее благоприятствующие этом, сложились в Двуречье, Индии, Китае, Индонезии, в Южной и Центральной Америке. Основные детерминанты процесса формирования земледельческих культур – состояние материальной культуры, практически-производственной деятельности людей.
Характерные черты земледельческих культур.
1. Если кочевые народы были сосредоточены на овладении миром животных, то земледельческие – на овладении миром растительным. Поливное земледелие потребовало объединения физических сил огромного количества людей. Это могло быть достигнуто - обращением в рабство; - новыми формами жёсткой социальной организации. Таким образом, возникли два механизма –государственно-политическийикультовый.
2. В этой связи возник и новый тип правовой формы–писаные законы, которые имели не религиозный характер, а светский.
3. Потребность в таких юридически-этических акциях связана с тем, что новым центром всей жизни становился крупный город, который явился «концентратом» различных видов деятельности, – государственно-чиновничьей, религиозной, ремесленной, торговых, научной, учебной.
4. Город явился носителем новогоотношения земледельцевк природе: 1)изменился характер мифологии и 2)появились формы внемифологического отношения к действительности. Центральное место в сознании занял уже не зверь, аобожествлённое Солнце(Сурья – в индоиранской мифологии; Уту – в шумерской, Шаман – в аккадской, Ра и Атон – в египетской). Солнце играло не только абстрактную роль общего условия жизни, но и конкретную, утилитарно-практическую,хозяйственную роль силы, которая обеспечивает урожай, т.е. жизнь. В связи с культом Солнца в дальнейшем будет формироваться обширная солярно-метеорологическая мифология, развиватьсяциклические концепции.
5. В земледельческих культурах иная психологическая модель отношения к природе – они не так воинственны и агрессивны. Участие в войне – не душевная потребность, аобщественная обязанность. Этим объясняется и то, что если в культуре кочевников сохраняется обряд жертвоприношения, то в земледельческих культурах одной изнравственных заповедейстанет «Не убий!»
6. Меняется слой реалистического сознания. Изменения протекают на трёх уровнях:теоретически-научном,эмоционально-эстетическом,художественно-образном. Развитие практики потребовало углубления практического, обыденного знания. Отсюда –формирование науки как принципиально отличного от мифологии способа познания. Наука в разных регионах складывается в разных «пропорциях»: в Индии преобладают гуманитарные знания (грамматика), в Китае – естественные науки (астрономия, медицина), в Вавилоне и Египте – математика, медицина, география, практическая химия, в культуре древних майя – сложнейшая система счёта и понятие нуля.
7. Изменение способа мышления повлекло за собой изобретение нового способа хранения и передачи информации–письменность, которую следует считать одним из атрибутов той ступени в истории культуры, которая называется «цивилизация».
8. Следствие появления письменности – развитие школ(культура Шумера).
9. Эстетическое восприятиеначинает отделяться от утилитарно-мифологического отношения к вещам, появляется понятие «красота», которое связывается с понятиями «радость», «удовольствие» и трактуется в аспекте бескорыстия.
10. Самосознанием земледельческой культуры становитсяискусство.