Первобытное искусство мезолит. 5.Искусство эпохи мезолита. Комплексы наскальных изображений. (Испания, Сицилия, Азербайджан.)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Наскальная живопись эпохи мезолита. Первобытное искусство мезолит


Первобытное искусство | Искусство мезолита

Глубокие изменения климатических условий в начале последнего послеледникового периода привели к значительным переменам европейской флоры и фауны. Северный олень, служивший основной добычей мадленских охотников, окончательно исчезает в Южной и Центральной Европе. Предметом охоты становятся лось, благородный олень, зубр, кабан, мелкие животные, водоплавающая птица. Интенсивно развивается рыболовство, о чем свидетельствуют огромные скопления пищевых отбросов, состоящих главным образом из устричных раковин и рыбных костей.

Стоянки размещаются под открытым небом вблизи морских побережий, по берегам рек и озер. Создаются новые виды орудий труда, появляется охотничий лук, приручаются собака и, возможно, некоторые другие животные. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на формирование мировоззрения первобытного человека, обогатив его новым опытом. Уже такое значительное техническое достижение, как изобретение и повсеместное распространение лука, сделало человека более независимым от случайностей охоты, упрочило в нем сознание собственной силы и значительности, изменило его представление об окружающем мире. Эти изменения отразились в искусстве, прежде всего в наскальной живописи, сохранившейся в прибрежных горных районах Восточной Испании.

Наскальное искусство Восточной Испании, или, как еще называют этот район, – Испанского Леванта, разительно отличается от находящегося с ним в непосредственной территориальной близости франко-кантабрийского пещерного искусства. Там в центре внимания животное, здесь – человек. Там над всем довлеет предмет, его весомость, материальность – его цвет и объем, здесь все внимание поглощено действием, движением, а сами действующие персонажи иногда оказываются смазанными, как при фотографировании быстродвижущихся предметов. Если пещерная палеолитическая живопись состоит из отдельных, не связанных между собой фигур, то в наскальной живописи преобладают многофигурные композиции, живо воспроизводящие различные эпизоды из жизни мезолитических охотников. Об истоках этого искусства ничего не известно, хотя некоторые стилистические и другие особенности позволяют связать его с несколько более ранней средиземноморской культурой, художественные памятники которой сохранились в Италии на юге Апеннинского полуострова, в Сицилии (Аддора и Леванзо). Если живопись Восточной Испании была продолжением франко-кантабрийского искусства то, единственным связующим звеном в этом случае могло бы быть образное искусство Южной Италии, в котором органически сочетаются и те и другие стилистические черты.

Изображения животных, в частности оленей, выгравированные на стенах пещер Леванзо и Аддоры, могут быть поставлены в ряд с лучшими произведениями мадленского искусства. В то же время загадочную композицию из Аддоры, изображающую более десятка человеческих фигур в движении (ритуальный танец?), по стилю, динамике и сюжету можно сравнить только с аналогичными композициями, встречающимися в изобилии на скалах Восточной Испании. Датировка тех и других изображений (правда, еще весьма приблизительная) не противоречит такому предположению (X тысячелетие до н.э. – для Аддоры и VIII тысячелетие до н.э. – для Восточной Испании).

Первые наскальные изображения в Восточной Испании были обнаружены в 1908 году и в 1910 году исследованы археологами, но местное население всегда знало об их существовании. Живопись находится в пустынном районе, у подножия отвесных скал по краям долин и горных ущелий между Валенсией и Барселоной и далее к югу. Кроме различных оттенков красной минеральной краски употреблялась черная и изредка белая, а в качестве связующего – такие стойкие соединения, как яичный белок, кровь и, возможно, мед. Незаконченные наброски позволяют последовательно проследить технику нанесения изображения. Вначале примитивной кисточкой или пером наносился контурный рисунок, затем внутренняя часть закрашивалась. Порой краска накладывалась в несколько слоев. Силуэт фигуры иногда подчеркивался врезанным контуром, но вообще петроглифы встречаются здесь очень редко. Это, по-видимому, можно объяснить несоответствием этой техники живому, динамичному характеру восточноиспанского искусства. Тем же, по-видимому, объясняются и сравнительно небольшие размеры изображений: фигуры животных редко достигают 75 см, человеческие – еще меньше. Зато общие масштабы композиций и количество фигур могут быть очень значительными. В Альпере, например, находится фриз, включающий сотни человеческих фигур и десятки животных.

Легкие силуэты лучников, стреляющих с колен в оленей, вереницы мчащихся антилоп, фигуры быков и каменных баранов, сцены ритуальных танцев и многое другое – все это разворачивается широкой выразительной панорамой, покрывая сероватую поверхность скалы. Среди наиболее интересных изображений фигура танцующего «колдуна» и сцена собирания меда – тоненькая фигурка человека, балансирующего на веревке. Более детально этот сюжет изображен на фреске из Арана, где отчетливо видны даже отдельные пчелы, нападающие на человека, добравшегося по веревке до гнезда и запустившего в него руку. Центральное место, как по количеству, так и по качеству изображений, принадлежит сценам охоты. В этих композициях охотники и животные связаны воедино энергично разворачивающимся действием и изображены в самых различных ситуациях. Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегу забрасывая ее стрелами, наносят последний смертельный удар или удирают от разъяренного раненого животного.

В Валлторте образовалась целая серия «галерей», состоящая из пятнадцати живописных ансамблей. Здесь, в Дель Сивиль, Лос Кабалос и в близлежащем пункте Куэва Ремиджиа, находятся самые выразительные сцены, среди них сцены загонной охоты на оленей, каменного барана и охота на кабанов. Нередки изображения драматических эпизодов борьбы и военных сражений. В некоторых случаях речь идет, видимо, о казни: на первом плане фигура лежащего человека, пронзенного стрелами, на втором – тесный ряд стрелков, поднявших вверх луки. В Куэва Ремиджиа имеется и еще одна подобная сцена.

Женские изображения сравнительно редки, как правило, они статичны и безжизненны, исключение представляет так называемая «Прогулка» – женщина, ведущая за руку ребенка, на ней длинная колоколообразная юбка, верхняя часть тела открыта, так же точно одеты женщины на фреске из Когула. То, что подобные одеяния встречаются в древнем искусстве Крита и Северной Африки, наводит некоторых исследователей на мысль о возможной связи этого искусства с древними культурами Средиземноморья и, в частности, Северной Африки. В результате тщательного изучения наскальной живописи, найденной до настоящего времени примерно в пятидесяти пунктах, было выявлено несколько групп изображений. Все они свидетельствуют о том, что медленная стилистическая эволюция начинается с изображений, довольно близких по характеру к анималистическому пещерному искусству, но уже в значительной мере стилизованных. Г. Обермайер, А. Брейль и другие специалисты, занимавшиеся детальным исследованием на местах, считают, что это искусство пришло к упадку в результате усилившейся тенденции к схематизму.

Эта эволюция была прослежена на человеческих изображениях, которые, как установлено, относятся к четырем типам, соответствующим четырем последовательным периодам.

1. Натуралистические изображения с правильными пропорциями.

2. Фигура, чрезмерно суженная в талии, голова круглая, верхняя часть образует треугольник, руки тонкие, ноги мощные и длинные.

3. Голова изображается в профиль, торс суженный и укороченный, ноги неестественно больших размеров.

4. Вся фигура и конечности изображаются единообразными тонкими линиями.

Изображения животных значительно меньше подвержены процессу стилизации. Это говорит о том, что стилизация не всегда является неконтролируемым процессом и не может рассматриваться как «ухудшение образца», как прямая деградация в результате общей утраты мастерства, чувства пропорций и т.д. В данном случае стилизация человеческих фигур отвечает основной цели – изображению действия, движения, массовых сцен.

Художник как бы освобождает свои фигуры от всего, с его точки зрения, второстепенного, затрудняющего передачу и восприятие сложных поз, динамики, самой сути происходящего. Человек для него – это, прежде всего, действие. Иное дело животное – здесь важно все: массивная туша кабана, шкура оленя, грозные рога буйвола и каменного барана. Даже женские изображения уже значительно отличаются от мужских. Они менее далеки от натурализма, но вместе с тем вялы, статичны. Ярко выраженная сценичность этого искусства не оставляет сомнений в его многоплановом характере.

Многослойные наложения живописи, перекрывающие друг друга, наводящие некоторых исследователей на мысль о его преимущественно ритуальном значении, могут объясняться стремлением различных враждующих племен, попеременно захватывающих определенные районы, утвердить свою победу и свое право на данную территорию.

3ys.ru

5.Искусство эпохи мезолита. Комплексы наскальных изображений. (Испания, Сицилия, Азербайджан.)

Первобытное искусство.

  1. Периодизация П.И. Каменный, бронзовый и ранний железный век.

В книге «О природе вещей» древнеримского философа Лукреция Кара впервые изложена периодизация на Каменный, Бронзовый и Железные века, которые рисуют картину прогресса развития человека. Древнекитайская философия поддержала разделение К., Б., Ж. веков.

Каменный век (1млн. до н э – 3 тыс. до н э)

  1. Нижний палеолит( до 40 тыс. до н э)

В 40 тыс. появляется человек разумный, первые предки – палеонтропы.

2. Верхний палеолит ( 40 – 10 тыс. до н э)

Зарождается искусство

- ориньяк

- солютре

- мадлен ( расцвет П. И., особенно наскальной живописи)

Французские названия по найденным пещерам-стоянкам

В эпоху Верхнего палеолита большая часть Европы была покрыта Ледником.

Люди редко вели оседлый образ жизни, создавали временные жилища (полуземки). В пещерах устраивали святилища. Развивался материальный культ. Орудия труда создавалась из камня, костей, дерева. Происходит сложение родовой организации. Коллективная охота на крупных животных. Появляются первые религиозные воззрения, искусство.

Заканчивается геологический период, таяние ледника, геологические изменения, изменение климата, меняется флора и фауна. Ледник притащил с гор Скандинавии огромные куски гранита. Появляются временные поселения на возвышениях.

- Человек ведет оседлый образ жизни, появляются постоянные поселения

- Рыболовство, скотоводство, охота, собирательство, примитивное земледелие. С возвышенностей человек спускается на равнины к берегам рек и озер, что приводит к появлению первых лодок. Меняется представление о мире, о его границах, появляются простейшие понятия о географических объектах.

- Первая технологическая революция

- Осваиваются новые приемы обрабатывания камня – шлифование, сверление.

- Появляется ткачество. Волокно – растительного происхождения( конопля, крапива)

- Керамика, жгутовая техника. Еще неизвестен гончарный круг. Обжигали в костре совершенно случайно во время ритуального танца. Орнаментами покрывались, как правило, ритуальные сосуды.

- Плетение корзин

- Происхождение искусства связано с религией, магией, ритуальной деятельности

- Зарождаются первые государства (в благополучных климатических зонах на берегах Тигра, Евфрата, Ганга, Инда, Хуанхэ, Нила)

В 3 тыс. до н э самое развитее государство – Египет. В это время открыта медь, начинается использоваться металл, появляется первое оружие

Бронзовый век (к. 3 тыс. – н. 2 тыс. до н э)

Ранний железный век ( 1 тыс. до н э)

Открыто железо, появляются великие государства на ближнем Востоке

2. Первобытное и Традиционное искусство. Основные характеристики.

Первобытное искусство – это искусство до письменного, до государственного этапа в развитии человечества.

Первобытное искусство сравнивают с Традиционным искусством.

- характерна консервативность, неизменность форм, что передавалось из поколения в поколение. Создаваемые образы – стереотипы - устойчивы

- характерна замедленность развития. Тысячелетиями развивается, не изменяя форм, орнаментов и др.

- Свойственен коллективный характер. В родовой общине не выделялось личность скульптора, живописцев и т.д. ( зритель, слушатель и исполнитель не разделялись, а соединялись в одно лицо во время коллективных религиозных и магических ритуалов.)

- Отсутствие профессионализма. Для людей искусство не было профессией, этим не зарабатывали денег.

- Синкретизм (слитность) – соединено с иными процессами жизни. В П. И. не ищут художественное начало. Мало чем отличается по своему значению от медицины, религии и др.

- И в П. И. и в Т. И. нет предметов, которые носили бы эстетический характер, предназначенные для красоты и удобства. Все изображаемые формы несут магическое значение.

Особенности первобытного религиозного комплекса.

Четыре формы религиозной деятельности.

  • Анимализм (анима – душа), т.е. вера в души предков.

  • Тотемизм – вера в животных, кот. считали первопредками человека, тотемами определенных поселений

  • Фетишизм – вера в природные объекты – камни, ручьи, деревья и т.д.

  • Магия. (цель – повлиять на события деятельным путем – вызвать дождь, появление солнца и т.д.

Искусство стало прообразом науки. Накапливало опыт и знания.

Пример: лунный календарь на пластине, наблюдение за солнцем

3. Пещерные росписи эпохи Мадлен (Испания, Франция, Южный Урал)

Пещера осмысляется как вход в потусторонний мир.

В эпоху Мадлен (20 – 10 тыс. до н э) появляются целые ансамбли пещерной росписи, эта эпоха является расцветом пещерной живописи. Самые яркие памятники во Франции, Испании и на Южном Урале.

- больше натурализма

Пример: осколок костяной копьеметалки с изображением бегущего безона с обернутой головой из пещеры Ля Мадлен

- мотив спасающегося животного характерен для этого периода

Пример:

Альтамирская пещера в Испании – первая найденная пещера: более 20 живописные изображения безонов и диких быков на потолке.

Открыта в провинции Сантандер в 1868 г. Вход был засыпан обвалом. Почти 10 лет спустя испанский археолог Марселино Саутуола обнаружил первобытные изображения на стенах и потолке.

- отсутствие какой-либо композиции

- попытка передать объем

- чувтво динамического движения

Пещера Фон де Гон: во Франции .

Вход пещеру высоко, труднодоступный. К святилищу ведут километровые коридоры. Изображение мамонтов.

Капова пещера на Южном Урале: вход преграждает река. В пещере 2 ярусаж. В пещерах не жили, вход в пещеру – вход в загробный мир, поэтому вход тщательно маскировался, труднодоступен. У входа как правило находилась стоянка первобытных людей.

Пещера Ласко во Франции наиболее знаменита. Обнаружили 4 мальчика, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. При входе – полуциркульный объем.

Живопись пещеры Ласко – изображение быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных – самое совершенное художественное произведение эпохи палеолита. Изображались только те животные, на которых охотились. Эффектные из. Низкорослых степных лошадок, напоминавшие пони. Интересна, расположенная над ними, коровы, приготовившиеся к прыжку через изгородь или яму-ловушку. На потолке – из. быков.

Хорошо передается характеры животных.

Четко работает линия, охотники хорошо знали анатомию животного

Н старое изображение могло наслаиваться новое. Изображения не имеют композиции, делались в разное время и наслаивались, разные цвета и технологии, разные стили в разное время.

Изображен трагический исход охоты на бизона. Разъяренный бизон в схватке убил охотника, но и сам смертельно ранен – об этом нам говорят его внутренности, вышедшие наружу. Охотник лежит перед бизоном, раскинув руки и ноги. О его смерти нам говорит знак птицы, нарисованный рядом с человеком. Птица – символизирует «Душу», «смерть».

.

Пещера Труа Фрер Изображения колдунов, переодетых в звериные шкуры (уникальное из. человека для ритуальных действий и магических обрядов)

В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность, усилилась стилизация.

Франция:

Пещера Лорте.

– гравировка на роге – стадо спасающихся оленей – имеет ритуальное назначение

- появляется штриховка – шерсть, объем

Группа оленей, переплывающие реку. Свойственен натурализм и выразительность действий. Вода не изображена, но чтобы дать нам понять, что олени переплывают именно реку, художник помещает оленей в невесомость, копыта не касаются земли, между ними плавает рыба. Один олень обернулся, клича кого-то. Возможно, это затерявшийся в суматохе олененок.

Почему рассказчик захотел нам рассказать именно эту историю? Возможно, это история охоты. Например, в арктических племенах одна из тактик добычи зверя была в воде. Когда олени переплывали реку, охотники запрыгивали на них сверху, втыкая копье в животное, в то время, как сам олень не мог защититься, потому что беспомощен в воде.

-Хорошо передана пластика, объем и выразительность самого процесса. Присутствует интрига.

4. Палеолитическая пластика. Происхождение и развитие ( Франция, Чехословакия, Украина (Костенки), Россия (Мальта) и др.)

Трёхмерное изображение осваивается в конце эпохи солютре (круглая скульптура).

Мобильные памятники (на стоянках и в святилищах) – декоративные орудия, орудия труда, мелкая пластика, произведения из кости, рога, камня, глины. Оброжённая керамика появилась только в эпоху неолита, посла первой технической революции.

На кости фиксировали наблюдения за фазами луны.

Делали макеты зверей в натуральный размер – для имитации охоты. Ритуальное действие. На каменные фигурки накидывали шкуры, их протыкали дротиками и копьями.

Пример – макет медведя в пещере Монтеспан.

Человека почти не изображали. Исключение – палеолитические Венеры.

«Палеолитические венеры» (кость, камень, глина) - примитивные женские фигурки. Их формы гипертрофированы – увеличены бёдра, живот и груди. Отсутствуют ступни ног. Первобытных скульпторов не интересовали черты лица. Лица не прорисованы. Эти фигурки – символ плодородия, образ женщины-матери, хранительницы очага.

Пример: Венера из Виллендорфа. Австрия. Голова из мягкого камня. голова не отображается, ноги согнуты в коленях, большая грудь, большой живот – богиня плодородия. h = 12 см.

Венера со стоянки Костёнки на Украине – более реалистичная, тоньше Из бивня мамонта.

Стоянка Авдеева. Попытка моделировки головы

Венера со стоянки Дольни Вестонницы.

Венера из кости со стоянки Гагарина в Тульской об.

Венера со стоянки Мальта в Сибири –

попытка изображения лицевой маски.

Мужские изображения – редки.

Изображения промысловых животных – хорошо передана характеристика зверя. Всё обобщено, лаконично, выразительно.

Россия Мальта.

Здесь обнаружен скелет младенца, для которого устроили целую гробницу из плит. Дно гробницы покрывала красная охра, младенец лежал на спине. На голове его в виде диадемы располагался тонкий, тщательно отшлифованный обруч из мамонтовой кости. На груди – богатое ожерелье из 120 костяных бус и 7 узорчатых подвесок, заканчивающихся стилизованное фигуркой летящей птицы. В области таза располагалась круглая костяная бляха с узором в вид зигзагов, изображающих змей. Ребенок хоронился вместе с другими орудиями труда и украшениями.

Пластины, браслеты. Нашивки – со стоянки Мальта в Сибири. На одной стороне пластины – концентрические круги, на другой – изображение змея (подземный мир).

В мелкой пластике главная роль отдается анимализму. Главное – контур, выразительность.

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII – VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Тонет ледник, меняется ландшафт, появляются ледниковые озёра, поселения спускаются к воде. Меняется флора и фауна, стало развиваться рыболовство. Создавались новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Зарождается животноводство, домашнее хозяйство. Наступает потепление.

- центральная тема в искусстве мезолита – человек.

- изображение становится более схематичным.

- художника привлекает движение.

- появляются многофигурные связанные композиции. Впервые – связанные композиции

- художник изображает сцены охоты, ритуальных танцев, военных действий

- изображения информативны, повествовательны. Форма оценивается не только как символ, но и как средство передачи информации.

- наскальные изображения становятся небольшими, тяготение к большому проходит

- нарастает стилизация, схематизация фигур

- появляются росписи на открытых скалах под скалистым карнизом, гравировки на камнях. (Италия, Испания, Кавказ). Все они однотипны. Почти нет расписных пещер.

Пример: Восточная Испания; Валенсия, Барселона.

- росписи обычно одноцветны. Красная охра, чёрный, реже - белый. Красители – марганец, угольная зола. Краски в жидком виде (кровь, яичный белок, возможно мёд) наносили на поверхность скалы деревян. палочками.

- изображения плоскостные, без объёма. Рисунки без деталей.

- Центральное место – сцены охоты, преобладает человеческий (мужской) образ. Всё внимание поглощает действие: охотники преследуют добычу, на бегу посылая в нее град стрел, фигуры стремятся догнать животных и т. д. Появляются изображения военных столкновений между племенами.

изображается так же и собака.

Преобладают композиции по 5 или 7 фигур – эти цифры носят сакральный характер.

Примеры:

1. ущелье Вальторта. Испания. Наскальная живопись. Охотники со стрелами против оленей.

-Передано движение, действие, осуществляемое лучниками.

-Комплексная связность.

Лучник натягивает лучину лука.

-Хорошо передано движение

-Изображение стилизованно.

-Видна попытка передать ракурс.

-Изображение полностью покрыто краской - сажей.

2. восток Испании. Охотник, стреляющий в оленя.

-Видно, что в жизни человека появляется собака. Лучник целится в

оленя, собака подбегает сзади. -Опять же действие.

Изображения женщин встречаются редко. Они – статичны, безжизненны. Пример: мать и дитя.

Передана фактура одежды.

Охота на кабанов.

-Хорошо передано движение

Появляются петроглифы – изображения, немного углублённые в камне.

Пример: О. Сицилия. Акробаты. Напольный набросок. скорее всего ритуал.

Т. Е. В искусстве появляется образ человека, но произошла утрата реализма, художник освободил изображение человека от всего, с его точки зрения, лишнего. Человек для него – воплощение движения. Появляется композиция.

Климатические изменения, произошедшие в мезолите, изменили форму жизни, существовавшую в то время. Отступление ледников и потепление изменило флору и фауну. Начали появляться леса, умирают некоторые виды животных – мамонты, северные олени, бизоны. С тех пор частыми объектами охоты являются кабаны, олени, лоси, косуля, зубр, водоплавающие птицы. Большое значение приобретает рыболовство. Люди начинают переселяться к побережью морей. Но самым большим обстоятельством было все большее распространение земледелия. Люди начали вести оседлый образ жизни и приступили к первому строению постоялых поселений.

До эпохи Мезолита в искусстве изображение человека редко встречалось относительно животных. Теперь же все изменилось. Одомашнивание скота привело к тому, что животные в искусстве заняли скромное место. Теперь в центре внимания – это человек. Только не просто человек, а член определенной общественной группы, то есть положение фигуры внутри сообщества. Человек – это центр окружающего мира, это хозяин. Животное же – это только подчиненный.

Но все же сохраняется контраст между изображением животного, натуралистического, близком к реальности и человека. Чья фигура подвергается сильной геометрической стилизации.

Изображение человека схематично. Художника привлекают действия и движения. Изображаются сцены охоты, ритуальные танцы, военные действия.

В изображениях появляется информативность.

Росписи теперь выходят из пещер и рисуются на открытой местности – скалах или же камнях, но все же в труднодоступных местах. Цвет – в основном используется красная охра. Другие цвета встречаются реже. К деталям уже нет такого интереса, какой проявлялся в верхнем палеолите. Изображение человека в основном – в группах.

ОТЛИЧИЕ ОТ ПАЛЕОЛИТА:

В палеолите все посвящено деталям, тогда как в мезолите деталям уделено меньшее место.

В Мезолите главное место и главную роль играет движение, какое-то действие, осуществляемое людьми, присутствует связность, общность, тогда как в палеолите – хаотичное изображение животных.

Происходит появление петроглифов. Петроглифы носят гравированный характер. Изображается на камнях, изображения, вырезанные из камня.

Азербайджан.

-Свойственны изображения женщин

-Фигурки женщин из известняка.

-Петроглифы.

Гобустан (страна оврагов)

-На скалах – разновременные петроглифы

-Женские и мужские фигуры нарисованы глубокими и резными линиями.

-Много изображений быков, мапалов, хищников, пресмыкающихся, насекомых.

-Изображение лодок и всяких знаков.

studfiles.net

3. Искусство эпохи мезолита. Первобытное искусство

Похожие главы из других работ:

Афинская культура, образование и воспитание

3. Древнегреческий театр и изобразительное искусство эпохи эллинизма

Эллинизм (эллинистическая эпоха III - II вв. до н.э.) принято рассматривать прежде всего как культурное явление, как распространение греческой культуры в завоёванных Македонией странах. Культура эллинистического мира была сложна и многообразна...

Искусство Древнего Рима, Византии, Италии

3. Итальянское искусство эпохи Возрождения.

В историю художественной культуры Возрождения Италия внесла вклад исключительной важности Роттенберг Е.И. Искусство Италии. - М.: «Искусство», 1974. - С.5.. Подъем новой культуры в Италии относится к 12 - 13 вв. Это, так называемый...

Искусство первобытной эпохи

1. Искусство эпохи палеолита

Удивительное открытие было сделано в 1879 г. на севере Испании в пещере Альтамира, вход в которую ранее был завален. Здесь обнаружили множество цветных изображений животных. Залы пещеры тянутся более чем на 280 м в длину...

Искусство первобытной эпохи

2. Искусство эпохи мезолита и неолита

Принципиально изменилось изобразительное творчество в мезолитическую эпоху. Росписи и иероглифы в это время, как правило, исполнялись на открытых местах, на скалах. Таких мест найдено около 50 в Испании, на Кавказе, в Средней Азии, Африке...

Искусство первобытной эпохи

3. Искусство эпохи бронзы

В эпоху бронзы возникли новые формы выражения идей и чувств человека - монументальная пластика и культовая архитектура. Кроме этого, интенсивное развитие получило декоративно-прикладное искусство...

Искусство первобытной эпохи

3. Искусство эпохи железа

Последнее тысячелетие до нашей эры - завершающий этап существования первобытности. В начале этого тысячелетия люди научились добывать значительно более прочный материал - железо...

Костюм эпохи средневековья и современность

2. Костюм эпохи средневековья. Общая характеристика эпохи

В течение V в. по западной территории павшей Римской империи расселялись различные племена варваров - германцев. Они заняли территорию современных Италии, Франции, Испании, Германии, Англии, Нидерландов. К VIII в...

Культура эпохи эллинизма

Литература и искусство эпохи эллинизма.

Литература была почти исключительно религиозной, искусство подавляло человека грандиозностью дворцов, храмов и статуй, чудовищными образами богов и демонов...

Особенности древнеегипетской культуры

4. Архитектура, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство Древнего Египта

Древнее и среднее царства. Искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру...

Первобытное искусство

2. Искусство эпохи Палеолита

Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века...

Первобытное искусство

3. Искусство эпохи мезолита

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII--VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство...

Первобытное искусство

4. Искусство эпохи неолита

Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000--3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями...

Первобытное искусство и архитектура

3.2.2 ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА.

Таяние ледников в неолите или новом каменном веке (5000 - 3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями...

Эпоха Возрождения

3. Искусство эпохи Возрождения

С изобразительным искусством и архитектурой связаны наивысшие достижения Возрождения. Все развитие в живописи, скульптуре и архитектуре в эту эпоху как бы подчинено стремлению к высшей точке, и именно на вершине...

Эстетические учения и искусство эпохи Средневековья

Вопрос № 2. Искусство эпохи Возрождения

...

cult.bobrodobro.ru

Наскальная живопись эпохи мезолита

Между 10-8-м тысячелетием до н. э. начинается постепенное отступление ледников, покрывавших территорию Европы, на север. В результате потепления обширные степные пространства, служившие пастбищами для мамонтов, бизонов, северных оленей и лошадей, превращаются в густые, бескрайние леса. Крупные животные, на которых прежде охотился человек, вымирают или уходят в поисках пищи далеко на север. Так, с территорий Центральной и Южной Европы исчез северный олень. Теперь добычей людей становится лось, благородный олень, кабан, зубр и более мелкие животные. Распространение получает рыболовство и сбор устриц. Потепление климата способствовало тому, что наши предки стали вести оседлый образ жизни. Стоянки древнего человека теперь размещаются в основном по берегам морей, рек и озер. Первобытные умельцы изобретают лук и новые орудия труда, приручают собаку и начинают заниматься скотоводством и земледелием. Появляется строительство и зачатки ткацкого производства.

Изменяется и мировоззрение человека, который ощущает себя более смелым и независимым. Значительно усиливается роль магии, появляется и развивается земледельческая мифология. Все эти изменения отражаются в искусстве, приобретающем культовое звучание. Исчезает многокрасочность живописи, которая становится монохромной (одноцветной). Обычно рисунки выполняются одной краской — черной или красной, главными их элементами становятся схематизм и силуэтность. Практически полностью исчезает объем.

В то же время появляется и много нового, нехарактерного для палеолита. События в росписях художников этого времени представляются во взаимосвязи, т. е. появляется композиция. Обогащаются сюжеты, главным объектом изображения становится человек, его победы или поражения в окружающем мире.

Живописная техника также претерпевает изменения. Основой красок являются такие вещества, как яичный белок, мед и даже кровь. Сначала на поверхность кистью наносятся контуры, а затем рисунок закрашивается краской одного цвета.

Эти новые элементы можно увидеть в наскальной живописи, обнаруженной в прибрежных горных областях Восточной Испании (Испанский Левант). Основное внимание художники сосредоточивают на изображении человека, а не животных, причем человек практически всегда показан в действии. Объем, перспектива и цвет не имеют значения, главное — передать движение фигур.

Живопись палеолита, как уже говорилось выше, — это отдельные, не имеющие между собой связи фигуры. Наскальная живопись Испанского Леванта представляет собой многофигурные композиции, изображающие события, происходившие с самим художником и его современниками.

Самые первые памятники живописи эпохи мезолита в Восточной Испании были найдены археологами в 1908 г. Покрытые росписями скалы возвышаются по краям долин и в горных ущельях между Барселоной и Валенсией. Встречаются они и далее к югу.

Это главным образом живописные сцены (петроглифы здесь практически отсутствуют) с изображением людей и различных зверей. Размеры фигур животных обычно не превышают 75 см, а человеческие — немного меньше.

Встречаются очень большие композиции, например, в Альпере (провинция Альбасем, Восточная Испания) находятся росписи, в которых представлены десятки животных и сотни человеческих фигур.

Множество рисунков Испанского Леванта посвящено сценам охоты. Росписи изображают стада животных, преследуемыхлюдьми с луками, или охотников, убегающих от раненого зверя.

Сборщик меда. Арана. Провинция Валенсия. Испания

Сборщик меда. Арана. Провинция Валенсия. Испания

Огромный интерес представляет рисунок из Араны, изображающий сборщика меда, поднимающегося по веревке к гнезду,окруженному пчелами.

В ущелье Валлторта исследователи обнаружили целую галерею живописных композиций со сценами охоты на оленей, кабанов и баранов. Встречаются изображения военных сражений, а также росписи, по всей видимости повествующие о казни (в центре — человек, пронзенный стрелами, вокруг него — люди с луками).

В наскальной живописи Восточной Испании очень редки изображения женщин. Одна из самых известных композиций — т. н. «Прогулка», на которой древний художник нарисовал идущих женщину и ребенка. Если мужские фигуры в росписях полны динамики, то женские — статичны, но более натуралистичны.

Ученые проследили, как происходило развитие живописи эпохи мезолита. Ранняя живопись, относящаяся к этому времени, отличалась натурализмом и пропорциональностью в изображении человеческих фигур. Постепенно правильность пропорций исчезла, и на фресках появились люди с необыкновенно узкими талиями, тонкими руками и длинными ногами. Верхняя часть туловища стала похожа на треугольник, увенчанный круглой головой.

Со временем пропорции еще более деформировались, живописцы стали изображать человека с коротким торсом, чересчур большими ногами и головой, повернутой в профиль. В конце концов схематизм полностью оттеснил натурализм. Тело человека, его ноги и руки в росписях этого времени представлены обыкновенными тонкими линиями, позволяющими с легкостью передавать движение и воспроизводить самые разнообразные позы.

Эта тенденция практически не распространилась на изображения животных. Как охотничья добыча человека, они должны были иметь соответствующий вид и поэтому сохранили весомость форм и реалистичность.

Некоторые живописные памятники эпохи мезолита представляют собой многочисленные наслоения рисунков. Ряд исследователей объясняют это тем, что определенные территории много раз переходили от одного враждующего племени к другому и победители старались закрепить свое право на данную местность с помощью росписи.

istoriya-iskusstva.ru


Смотрите также