Первобытная религия тотемизм. Первобытные формы религии и родоплеменные культы: фетишизм, тотемизм, табу, магия, анимизм
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия. Первобытная религия тотемизм


Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия // Юрий Семёнов

В опубликованных в предшествующих номерах «Скепсиса» моих статьях «Возникновение религии и ее первая, исходная форма — магия» (№ 1, 2002) и «Основные этапы эволюции первобытной религии» (№ 2, 2003) нарисована картина возникновения и развития религии в первобытном обществе. Было выделено шесть основных форм и одновременно основных этапов эволюции религии в первобытном обществе (в широком смысле слова, включая и предклассовое общество). Это — магия, оменализм, фетишизм, эманизм, демонизм (анимизм) и политеизм.

Но у каждого, кто знаком с работами о первобытной религии, с необходимостью должен возникнуть вопрос о том, почему в этих статьях ничего не сказано о тотемизме, который почти всеми специалистами в этой области считается одной из форм первобытной религии. Другой столь же естественный вопрос касается мифологии. Несомненно, что почти у всех, если не у всех, народов первобытного общества существовала мифология. Большинство ученых считает, что мифы являются проявлениями религии, или, по меньшей мере, теснейшим образом связаны с ней. Но о них в указанных статьях опять-таки нет ни слова.

Ответ прост. Вопреки общему мнению, тотемизм в своей изначальной форме религией не был. Мифы тоже первоначально возникли вне какой-либо связи с религией, не были религиозными. Перед нами вполне самостоятельная линия эволюции одной из сфер духовной жизни людей первобытного (а затем и более позднего) общества, которая лишь позднее пересеклась с линией развития религиозных представлений и серьезно сказалась на ней.

Тотемизм в своей исходной форме представлял собой глубокую, не знающую сомнений веру в полное тождество членов того или иного человеческого коллектива (первоначально — праобщины, позднее — рода) с особями одного определенного вида животных (медведями, волками, оленями и т.п.). Этот вид животных, а тем самым и каждое животное данного вида, являлся тотемом данной группы людей, а тем самым и любого из ее членов. В своей сущности тотемизм был не чем иным, как осознанием реального единства человеческого коллектива, фундаментальной общности всех его членов и одновременно столь же фундаментального их отличия от членов всех других существующих на земле человеческих коллективов. Если все рассмотренные в названных выше статьях формы религии, исключая политеизм, были отражением господства над людьми слепой необходимости природы, то тотемизм был отражением господства над человеком сил общественного развития, отражением не природного, а общественного бытия. И это отражение, так же, как и отражение в магии, оменализме и т.п. господства над людьми объективных природных сил, было не адекватным, а иллюзорным, фантастическим. Поэтому тотемизм, как и магия, оменализм, фетишизм и т.п., был верой. Все это и дало основание трактовать тотемизм как одну из форм религии. Однако согласиться с таким пониманием тотемизма нельзя.

Понятия иллюзии и религии далеко не тождественны. Всякая религия есть иллюзорное отражение действительности, но не всякое иллюзорное отражение действительности является религией. Могут существовать и существуют различного рода нерелигиозные иллюзии. Религией является только такая иллюзия, которая включает в качестве неотъемлемого момента веру в сверхъестественную силу, от которой зависят ход и исход человеческих действий, веру в сверхъестественное влияние на судьбу человека. Если подобного рода вера отсутствует, иллюзия не может быть охарактеризована как религиозная, сколь бы фантастическими ни были составляющие ее представления.

Животные, являвшиеся тотемом, никогда не наделялись в воображении людей способностью сверхъестественным образом влиять на их дела. Поэтому тотемизм в его исходной форме не был религией.

В процессе своего оформления и развития тотемизм оброс значительным числом всевозможных ритуальных действий. В частности, возникли особые празднества, во время которых люди облекались в шкуры тотемных животных и подражали их действиям. Но эти тотемистические пляски не представляли собой религиозного культа. Люди, их совершавшие, не ставили своей целью добиться от тотемных животных благоприятного воздействия на ход и исход их деятельности. Суть тотемистических плясок заключалась в подтверждении идентичности членов данного коллектива и животных тотемного вида. В последующем некоторые из действий, совершаемых во время такого рода празднеств, приобрели характер магических обрядов. В тотемистическую обрядность вплелись и новые, чисто магические, действия. Тем самым тотемизм оказался связанным с магией, но формой религии он при этом не стал.

Мифология оказалась наряду с тотемизмом предметом данной работы не просто потому, что оба эти явления были обойдены в двух предшествующих статьях. Связь их является гораздо более глубокой. Суть дела в том, что именно к тотемизму уходит своими корнями мифология и что первые мифы были тотемистическими.

Вопрос о природе мифов и об отношении мифологии к религии является одним из самых спорных. По этой проблеме существует поистине необозримое число работ, причем самого различного достоинства. Имеются такие, которые не представляют никакой научной ценности. К числу их относятся, в частности, превозносимая сейчас до небес работа А.Ф.Лосева «Диалектика мифа» (1930) и восторженно восхваляемые труды К.Леви-Строса «Дикарское мышление» (1962), «Мифологики» (Т. 1–4. 1964–1971) и др., посвященные данной тематике. Но есть и такие работы, которые, несомненно, представляют собой существенный вклад в науку. Если ограничиться только последними десятилетиями, то это, прежде всего, большая статья С.А.Токарева «Что такое мифология?» (1962) и небольшая, но крайне содержательная книга М.И.Стеблина-Каменского «Миф» (1976).

Не вдаваясь в обсуждение всей сложной проблемы возникновения и сущности мифологии, ибо для этого пришлось бы написать целую книгу, остановлюсь лишь на тех моментах, без которых обойтись совершенно невозможно. Прежде всего, миф (греч. «миф» — слово, сказание, предание) есть текст, передающийся не только из уст в уста, но и от поколения к поколению, т.е. произведение словесности. Причем миф есть такое произведение словесности, в котором, по убеждению людей, среди которых он циркулирует, повествуется о реально происходивших событиях. В своей классической форме миф представляет повествование, в котором те или иные социальные или природные явления истолковываются и объясняются как результаты действий определенных персонажей — героев этого рассказа. У людей, в среде которых живет миф, нет сомнения в реальности этих героев и совершаемых ими действий. Такая вера, причем не требующая никаких доказательств, — необходимый признак мифа. Миф, в правоту которого не верят, - это то же самое, что божество, существование которого никем не признается.

Первыми объектами мифического истолкования, объяснения были не социальные институты и природные явления, а определенные действия людей. Этими действиями были не обычные, обыденные дела, диктуемые житейскими обстоятельствами (изготовление орудий, охота, приготовление пищи и т.п.). Они и так были понятны. Не были ими и магические и вообще все культовые действия. Они тоже были понятны: люди их совершали, чтобы обеспечить успех здравых практических действий. Загадочными были нерелигиозные обрядовые, ритуальные действия, которые передавались от поколения к поколению и совершались в силу традиции. И здесь, как и в случае с возникновением религии, «вначале было дело». Положение о том, что миф возник из ритуала, одним из первых выдвинул Дж.Фрейзер в книге «Золотая ветвь» (1890) а У.Дж.Робертсон Смит в «Лекциях о религии семитов» (1907) развил его. В дальнейшем оно получило обоснование в трудах значительного числа исследователей.

К числу нерелигиозных ритуальных действий прежде всего относились те, что совершались людьми на тотемистических торжествах. Исполняемые членами коллектива, ряжеными под тотемное животное, ритуальные тотемистические пляски стали истолковываться как сцены из жизни далеких предков, а эти предки начали рассматриваться как существа, бывшие одновременно и людьми, и животными, как полулюди-полуживотные. Передаваясь из поколения в поколение, описания и объяснения этих обрядов стали развертываться в более или менее связные повествования о жизни и похождениях тотемистических предков. Первые мифы были, таким образом, тотемистическими. Когда становление тотемистических мифов завершилось, обряды, давшие им начало, выступили как инсценировки этих мифов, драматические иллюстрации к ним.

Вместе с возникновением тотемистической мифологии оформилось представление об особом отдаленном времени, когда происходили события, описанные в мифах. Оно получило особое название. У аранда (арунта) Австралии, например, мифическое время называлось альчера, или альтжира. Это мифическое прошлое качественно отличалось от времени, в котором живут сейчас люди. Для последнего времени трудно подобрать подходящее название. Я буду называть его нынешним временем. Но при этом необходимо сразу же уточнить, что нынешнее время в данном понимании включает в себя не только настоящее, но и прошлое, но такое прошлое, которое отлично от мифического прошлого. Мифическое прошлое - совершенно иное прошлое, чем нынешнее, современное прошлое.

Мир, каким он был в мифическом прошлом, рассматривался как качественно отличный от мира, каким он является в нынешнее время. Одновременно с раздвоением времени в сознании людей на мифическое и нынешнее время произошло и раздвоение мира на мир мифический, существовавший в мифическое время, и мир нынешний, существующий в нынешнее время.

Между мифическим и нынешним временами, между мифическим и нынешним мирами существовала, согласно представлениям людей, неразрывная связь. Нынешний мир обязан своим существованием мифическому миру. Нынешний мир является именно таким, а не иным благодаря действиям тотемистических предков в мифическое время. Они в этом смысле являются его создателями, точнее, его оформителями. Они не создали мир из ничего. Они только придали ему именно такую форму, создав определенные обычаи, нормы, социальные институты. И чтобы нынешний мир остался именно таким, а не иным, не перестал быть таким, нынешним людям в нынешнее время необходимо повторять действия, которые производили тотемистические предки в мифическом прошлом, т.е. совершать тотемистические обряды, свято блюсти тотемистический ритуал.

Важнейшей в мифологии была идея создания, творения. Именно она легла в основу объяснения вначале социальных, а затем и природных явлений. Объяснить явление — значит, рассказать о том, как оно возникло. А возникло оно в результате действий определенных существ, т.е. было создано этими существами. Нетрудно понять, что в основе такого способа объяснения происхождения явлений лежало наблюдение за повседневной производственной деятельностью людей, в ходе которой ими создавались самые разнообразные вещи (орудия, утварь, одежда, жилища и т.п.). Возникнув еще в тотемистических мифах, идея объяснения явлений путем рассказа об их создании определенными существами в последующем получила развитие.

Уже тотемистические предки были творцами обычаев, норм, социальных институтов и в этом смысле создателями нынешнего мира. Следующий шаг — индивидуализация представлений о творцах. На смену совокупности тотемистических предков, которые неотличимы друг от друга и действуют только как своеобразный коллектив, приходят мифические же существа, но теперь уже индивидуализированные, что в частности проявляется в появлении у них собственных имен. Эти мифические персонажи, которых в литературе чаще всего именуют культурными героями, не только вводят новые нормы, обычаи, ритуалы, но и изобретают орудия, создают и изменяют различного рода природные явления и даже творят мир.

Но это творение мира не мыслилось как его созидание из ничего. Идея о творении вещей и мира в целом из ничего совершенно чужда мифическим представлениям. Как уже отмечалось, в основе идеи объяснения происхождения социальных и природных явлений путем рассказа о создании определенными существами лежало наблюдение за производственной, созидательной деятельностью. Люди же всегда творили орудия и другие нужные им вещи из уже существовавших материалов (камня, кости, дерева и т.п.) путем придания им новой формы. Точно так же и мифические герои создавали нынешний мир путем придания новой формы тому, что существовало до этого акта. С переходом от тотемистических предков к культурным героям миф постепенно отрывается от обрядов и теперь может создаваться независимо от них.

Бесспорно, что тотемистические предки и культурные герои суть существа фантастические, иллюзорные. Иллюзорным, фантастическим является и мифический мир. Это одна из причин, которая легла в основу трактовки мифологии как религии, а мифических персонажей как демонов или богов. Но хотя такой взгляд на религию имеет определенное основание, он, тем не менее, ошибочен.

Выше уже отмечалось, что не всякая иллюзия является религиозной иллюзией. Развивая эту идею, можно добавить, что не всякое иллюзорное, фантастическое существо, в существование которого люди верят, является демоном или богом.

Богов и демонов принято называть сверхъестественными существами, а их мир — сверхъестественными миром. Если понимать под сверхъестественными существами такие создания человеческой фантазии, которых в реальности нет, но в бытие которых люди верят, то в таком случае в это понятие нужно включить и мифические персонажи. Но при изложении проблемы происхождения и эволюции первобытной религии под сверхъестественным прежде всего понималась сила, которой в реальности нет, но от которой, согласно религиозным верованиям, зависит ход и исход любой человеческой деятельности, а тем самым и судьба каждого человека. В соответствии с этим под сверхъестественными существами понимались такие, которые были наделены подобного рода силой. Если принять такое определение сверхъестественных существ, то под него ни тотемистические предки, ни культурные герои не подойдут. Ни те, ни другие не обладали описанной выше сверхъестественной силой. Мифические персонажи, таким образом, не были сверхъестественными существами в этом, более узком, смысле, а мифический мир, соответственно, не был сверхъестественным миром.

Конечно, можно ограничиться различением широкого и узкого смыслов слов «сверхъестественное», «сверхъестественные существа», «сверхъестественный мир» и предупредить, что в дальнейшем изложении я везде буду понимать эти слова и словосочетания в их узком значении. Но все же лучше попытаться детальнее разработать используемый понятийный аппарат. Создания человеческой фантазии, в существование которых люди верят, можно назвать фантонами (от греч. «фантазия» — воображение и «он» — сущее). Фантоны могут быть подразделены на два основных вида. Один из них — фантоны, которые наделяются фантазией человека сверхъестественной силой и, соответственно, по отношению к которым людьми совершаются различного рода действия, имеющие целью использовать эту силу для того, чтобы обеспечить успех своей повседневной деятельности и отвратить неудачу. Эти совершаемые людьми действия принято называть культовыми, а их совокупность — культом. Такого рода фантонов можно было бы назвать культовыми существами, или, короче, культонами (от лат. cultus — почитание и греч. «он» — сущее). К культонам относятся демоны, включая души умерших людей, и боги. Другой вид — фантоны, которые не наделяются сверхъестественной силой и, соответственно, не являются объектами культа. Таковы персонажи мифов — тотемистические предки и культурные герои. Их можно именовать мифическими существами, или, короче, мифонами.

Во многих мифах речь идет, казалось бы, не о фантастических существах. В них фигурируют реально существующие животные и реально существующие явления природы (солнце, луна и т.п.). Но и животные, и эти явления выступают в мифах не в том качестве, в котором они реально существуют, а в качестве персонажей, действиями которых объясняются те или иные признаки, свойства природных объектов; иначе говоря, они тоже являются мифонами.

К концу XIX в. в результате работ множества ученых, занимавшихся сравнительным исследованием религий, было убедительно доказано, что вера в богов, тем более вера в одного единого бога — творца и верховного владыки неба и земли, есть явление очень позднее, что эта вера возникла из предшествовавшей ей веры в духов (анимизма). Это, вполне понятно, крайне не устраивало ярых приверженцев христианства. В результате стали создаваться концепции первобытного монотеизма, или прамонотеизма. Выдвинутую Э.Лэнгом в работе «Становление религии» (1892) мысль о том, что исходной формой религии был монотеизм, подхватил и разработал католический священник, этнограф и лингвист В.Шмидт вначале в ряде сравнительно небольших работ, а затем в двенадцатитомном труде «Происхождение идеи бога» (1912–1955). Э.Лэнг, а затем В.Шмидт ссылались на то, что у многих крайне отсталых народов существовала довольно смутная вера в какие-то сверхъестественные существа, которые считались творцами существующего. Эти существа явно не были духами. Значит, - делался отсюда вывод, - они были богами. С самого начала В.Шмидт допускал передержки. Ведь у большинства данных народов была вера в существование не одного такого существа, а нескольких. Этого не мог отрицать и В.Шмидт. Сам же он писал, что у этих народов «наряду с единым и единственно реальным высшим существом признаются и почитаются также другие высшие существа, которые независимы от него или равносильны ему» [Цит.: Клеман К. Так называемый монотеизм первобытных людей // Происхождение религии в понимании буржуазных ученых. М., 1932. С. 200.]. Таким образом, если даже считать эти существа богами, то ни о каком прамонотезме не может быть и речи. В самом лучшем случае можно говорить лишь о примитивном политеизме, но никак не больше. Единственное, в чем правы Э.Лэнг и В.Шмидт, - это то, что вера в подобные существа действительно возникла не из анимизма и вообще не была связана с ним.

Но это вовсе не свидетельствует о том, что политеизм генетически не связан с демонизмом. Все дело в том, что фантастические существа, речь о которых шла выше, не были ни богами, ни демонами. У них полностью отсутствовал основной признак, присущий сверхъестественным существам в узком смысле слова, т.е. культонам: им не приписывалась сверхъестественная сила, и они, соответственно, не были объектами культа. Это установлено совершенно твердо. Многие исследователи довольно категорически заявили, что эти существа были мифическими предками или культурными героями. В процессе дискуссии некоторые немецкие ученые, с тем чтобы отличить эти фантастические существа от богов, предложили назвать их Urheber’ами (первотворцами) [Обзор см.: Клеман К Указ. раб.].

Первоначальные мифы не имели никакого отношения к религии. Трудно сказать, какое из двух представлений об иллюзорных мирах - сверхъестественном (демоническом, точнее, культоническом) и мифическом — возникло раньше. Но несомненно, что некоторое время оба они существовали в сознании людей параллельно, не сливаясь. Об этом говорят данные этнографии. У многих первобытных народов, например, зафиксировано проведение строгого различия между двумя типами предков - предками тотемистическими и предками, умершими не в столь отдаленное, т.е. нынешнее, время.

Но в дальнейшем грань между мифическим и демоническим мирами стала постепенно стираться. Связано это, скорее всего, с началом перехода от демонической стадии эволюции религии к политеистической. Как указывалось в статье «Основные этапы эволюции первобытной религии», тот переход был вызван существенными изменениями структуры общества, прежде всего началом раскола общества на общественные классы. Но новые вызванные к жизни представления обычно создаются с использованием уже существующего духовного материала. Так было и в данном случае. Общественные сдвиги обусловили появление представлений о существах, обладающих значительно большей, чем демоны, сверхъестественной силой, т.е. о богах. Но конкретные образы богов чаще всего лепились из материала, который поставлял мифический мир. Поэтому боги сочетали в себе черты и культонов и мифонов. С самого возникновения представления о богах появились повествования об их действиях и похождениях, т.е. мифы. Боги стали одновременно и персонажами мифов. Их действиями стали объясняться те или иные социальные и природные явления. Так наряду с нерелигиозной мифологией возникла мифология религиозная. В результате религия, которая возникла вовсе не из потребности объяснения природных и социальных явлений, стала служить и этой цели. Это привело к определенному изменению ее структуры.

Религия при своем возникновении носила чисто практический характер. Это особенно наглядно можно видеть на примере магии. Возникшая непосредственно как паразит на теле живой человеческой практики, эта форма религии явственно обнаруживает свое происхождение. Она предстает, прежде всего, как множество разнообразных действий, долженствующих сверхъестественным путем обеспечить достижение желаемого результата. Неразрывно связанные с этими действиями магические верования не имеют никакого самостоятельного значения. В возникших из магии более развитых формах религии первобытного общества, в которых противопоставление естественного мира и сверхъестественной силы не ограничивается различением лишь естественных и сверхъестественных влияний человеческих действий, а приобретает характер противопоставления естественного и сверхъестественного миров, верования становятся более сложными. Однако при всех изменениях религия никогда не теряла своей преимущественно практической природы.

Она никогда не представляла собой просто веры в сверхъестественный мир, а всегда обязательно — веру в существование сверхъестественной силы, от которой зависит настоящее и будущее конкретного человека. Соответственно, в центре внимания верующего всегда был вопрос не о природе и устройстве сверхъестественного мира, а о действиях, которые ему необходимо предпринять с тем, чтобы обеспечить благоприятное влияние сверхъестественных сил на его судьбу и отвратить неблагоприятное.

Вера в сверхъестественную силу, определяющую исход практической деятельности человека, а тем самым и его судьбу, и вера в действия, с помощью которых человек может так повлиять на сверхъестественную силу, что она будет способствовать или, по меньшей мере, не мешать реализации его планов, неотделимы друг от друга, представляют две стороны одного и того же. Там, где нет первого момента, нет и второго, и наоборот. Культовые, обрядовые действия были неотъемлемым признаком религии наряду с проявляющимися в этих действиях и не существующими без этих действий верованиями, которые можно было бы назвать практическими верованиями.

Долгое время обрядовыми действиями и неразрывно связанными с ними практическими верованиями религия полностью исчерпывалась. С возникновением политеизма и появлением религиозных мифов в ней наряду с двумя названными элементами появились представления, хотя и тесно связанные с обрядами и практическими верованиями, но, тем не менее, обладающие относительной самостоятельностью по отношению к ним, — религиозные мифы. Однако сколько-нибудь существенной роли эти мифологические представления не играли. Религия и после этого продолжала сохранять свой по преимуществу практический характер. Если нерелигиозные мифы возникли для объяснения обрядовых действий, социальных и природных явлений, то религиозные мифы могли и не обладать объяснительной функцией. Они могли быть простыми рассказами о похождениях богов, не имеющими своей целью объяснение каких-либо социальных или природных явлений.

В результате появления религиозных мифов началось слияние мифического и сверхъестественного (культонного) миров. Собственно говоря, до появления религиозных мифов культонного мира в точном смысле слова, как чего-то единого и целого не было. Он представлял собой простую совокупность мало связанных друг с другом и разрозненно действовавших демонов. Более или менее единым он стал в результате слияния с мифическим миром. В результате этого слияния мифический мир стал все в большей степени мыслиться как существующий не только в мифическом прошлом, но и в нынешнее время. В свою очередь культонный мир все в большей степени стал представляться как существовавший и в мифическом прошлом.

В возникший в сознании людей мифокультонный мир наряду с богами, которые был одновременно и культонами и мифонами, вошли и чистые культоны и чистые мифоны. В нем шел процесс превращения и мифонов в культоны, и культонов в мифоны. Кроме того, не нужно забывать, что в данном процессе духовного развития продолжала действовать та же самая закономерность, которая проявлялась в развитии религии: с возникновением новой стадии эволюции религии старая стадия ее развития не исчезает, а сохраняется отчасти в изменившемся, а отчасти и в неизменном виде, но теперь уже не как стадия, а лишь как определенная ее форма. С появлением веры в мифокультонный мир наряду с ней продолжали существовать и вера в мифический мир в том же виде, что и раньше, и первоначальная вера в демонический мир.

Как уже указывалось в статье «Основные этапы эволюции первобытной религии», первобытная религия никогда не представляла собой сколько-нибудь стройной системы верований. Она была беспорядочным нагромождением нередко совершенно исключавших друг друга представлений. Это в полной мере относится не только ко всем первобытным верованиям, включая как религиозные, так и мифические, но ко всему духовному миру первобытности, взятому в целом.

archive.li

тотемизм первобытная мифология и первобытная религия

Результаты поиска по запросу тотемизм первобытная мифология и первобытная религия: найдено 1000 страниц.

  • Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия

    Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия. Юрий Семёнов Тотемизм в своей исходной форме представлял собой глубокую, не знающую сомнений веру в полное тождество членов того или иного человеческого коллектива с особями одного определенного ...

    https://www.sunhome.ru/books/totemizm-pervobyitnaya-mifologiya-i-pervobyitnaya-religiya.html

  • Религия, мораль и будущее человечества

    ... и элементов морали. Сначала объяснение элементов и в целом мораль вплеталось в общую мифологию, - синтетическую, исторически первую, форму общественного сознания. Только потом, когда из различных элементов духовной и практической жизни (магии, тотемизма культа предков, и других элементов первобытных религиозных верований) образовалась религия как форма, с одной стороны, - высшего за мифологическое мировоззрение, а с другой - настоящая ...

    https://www.sunhome.ru/navigator/religiya-moralj-i-budushhee-chelovechestva.html

  • Религия и искусство

    ... их мифических сказаний и поклонялись богам, о которых повествуют мифы, мифология составляла неотъемлемый элемент древнегреческой религии. Когда же вера в реальность мифов была утрачена, а обряды сохранились лишь ... системе той или иной религии, во многом зависели от того, как трактовалось в этой религии сверхъестественное. Первоначально, в ранних формах религии (магия, фетишизм, тотемизм и т. п.), сверхъестественное еще не отделилось от естественного, земного. Первобытные люди верили либо ...

    https://www.sunhome.ru/religion/16105

  • Религия. Происхождение Религии

    ... способных принять участие в сверхиндивидуальной жизни своих ближних (если не всего человечества). Таким образом, религия несравненно выше обычного "коллективного мышления", которое присуще интеллектуально созданным и организованным массовым движениям и которое ... во всех сферах жизни. Точность и стандартность – признаки механистичности, посредственности и духовного застоя. Если религии расцениваются как высочайшие достижения человечества, то мы должны признать за ними такие же привилегии, которые ...

    https://www.sunhome.ru/religion/15793

  • Религии и тайные учения Востока

    ... Востока. Рамачарака. Индия - страна Ганга, родина санскрита, коренного языка мира, мать всех религий и всей философии мира - двадцатое столетие и западный мир приветствуют тебя! Из индийских источников вышли все языки мира, на которых люди выражали и выражают свои ... возможным серьезное мышление и выражение глубоких мыслей, недоступных для обыкновенной речи. От мыслителей и учителей Индии пришли к нам коренные идеи, из которых выросли все религии и философские системы.

    https://www.sunhome.ru/books/religii-i-taynyie-ucheniya-vostoka.html

  • Религия Бон

    Религия Бон, существовала в Тибете задолго до рождения Будды Гаутамы, а в некоторых удаленный районах, ее традиции передаются до сих пор. Бон берет свое начало в те времена, когда на ...

    https://www.sunhome.ru/religion/1981

  • Религии мира

    ... небольшой книге Дуглас Хардинг проводит нас в самое сердце великих религий мира. Он описывает индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, дзэн, иудаизм, христианство и ислам. Это не только путешествие в другие культуры и мировоззрения, но также возможность заглянуть вовнутрь себя. В последних двух главах Хардинг обсуждает "религию и науку" и собственную религиозную точку зрения.

    https://www.sunhome.ru/books/religii-mira.html

  • Религия и объективная наука

    ... -это две стороны одной Истины. Религия ведет человека по верным путям и приводит его к радостным для него результатам. А наука, цель и смысл существования которой известны, подобна факелу, освещающему эти ...

    https://www.sunhome.ru/religion/19036

  • Религия древних славян

    ... родственные связи священны. Логика первобытного мышления здесь несомненна". Разновидностью культа ... объекта, которому он присущ, наряду с тотемизмом порождает веру в души мертвых, а также ... мифологии" древних греков и римлян. Античным богам-олимпийцам во главе с Зевсом предшествовали, а в дальнейшем сопровождали в их земной жизни демоны - полубоги различного "ранга": нимфы, наяды, сатиры, герои и т. д. Демонические верования приближали восточных славян к следующему этапу развития языческой религии ...

    https://www.sunhome.ru/religion/11769

  • Тотемизм и почитание чувственно-сверхчувственных вещей

    ... превращаются в сверхъестественные. Эти положения не позволяют нам буквально всю фантазию и творческое воображение первобытного человека считать религией. Как понимать отношение человека к тотему? Если это отношение не анимистическое, не предполагает ... Представление о тотеме прочно связано с родом. Первоначальное неупорядоченное многообразие представлений о сверхъестественных вещах в тотемизме сводится к некоторому единообразию; одна их группа выделяется как основная, закрепляется во всем роде, ...

    https://www.sunhome.ru/navigator/totemizm-i-pochitanie-chuvstvenno-sverhchuvstvennyih-veshhey.html

www.sunhome.ru

фетишизм, тотемизм, табу, магия, анимизм

Поиск Лекций

В ранних форм религии относятся: магия и фетишизм, тотемизм и анимизм, земледельческий культ и шаманизм, возникших в период формирования и развития родового строя (от 100 до 40 000 лет назад) Этот родоплеменных племенной строй прошел три основные фазы: ранний и поздний (развитой) матриархат и патриархат Каждой фазе соответствовала своя форма религиозных представлений: раннем матриархата - тотемизм, позднем - земл БСК культ, патриархата - шаманизм Но все эти формы верований сопровождались фетишизмом и магией, анимизмом и аниматизмомом.

Установлено, что у первобытных людей очень распространенным честь различных предметов, которые отводили опасность и приносили удачу Эта форма религиозных верований получила названиефетишизм (от португ feitico - амулет, магическая вещь, или лат factitius-магически искусный) - это вера в существование сверхъестественных свойств материальных объектов Предметы поклонения впервые были найдены португ Гальском моряками в Западной Африке в XV в, а затем многочисленные аналоги фетишизма обнаружены в религиях почти всех народов Впервые феномен фетишизации описал французский исследователь Шарль де Брюс (1709-177 7) в работе \"Культ богивфетишив\" Он считал, что фетиши - это предметы неживой природы, которые привлекали внимание человека какими-то особыми чертами Объектом поклонения, или фетишем, мог стать любой предм ет, поразивший воображение человека: камень странной формы, кусок дерева, зуб животного и т.п. Этому предмету приписывали не свойственные ему функции (способность лечить, охранять от врагов, помогать на охоте) Так, у древних германцев мощным фетишем считалась ель Зимой они приходили к одной из самых высоких в лесу елей, просили у нее помощи и покровительства, пели и танцевали вокруг нее, вешали н а ее подарки А члены племени дакота в Северной Америке, когда находили камень, похожий на человеческое лицо, ласкали его, раскрашивали и называли дедушкой, приносили ему подарки и просили защит сту от опасности Обычай поклонения камням существовал у многих племен Северной Азии Не обошел он и страны Европы Но несколько столетий назад в Англии и Франции существовал запрет поклоняться камням что свидетельствует о длительном сохранении фетишистских верований даже во времена господства в Европе христианской религийпі християнської релігії.

поздним проявлением фетишизма стала практика искусственного изготовления фетишей Новый фетиш создавался благодаря объединению природных компонентов (кора, листья, корни) с предметами, традиционно считавшиеся чу удодийнимы (кусочки священных деревьев, улитки, наросты на деревьях, песок с места слияния двух рек, хвост скорпиона т.д.) Понятно, что люди представляли, как механическое с соединение двух предметов приведет к многократного увеличения сверхъестественных качеств только созданного объекта поклоненияня.

Своеобразным кульминационным моментом фетишистских представлений в Африке считается выделение так называемого \"фетиша фетишей\" - общепринятой святилище крупных Объединенных племен Однако известный исследователь Ка АРЛ Мейнгоф считает неправильным называть религию народов Западной Африки \"фетишизмом\"; по его мнению, ее лучше называть \"демонизмом\" Таким образом, по поводу западноафриканского \"фетишизма\" можно сделай ты два вывода, которые не согласовываются с привычным представлением о нем: во-первых, это сравнительно поздняя, ??а не начальная форма религий народов Африки, во-вторых, культ фетишей в этой стране и являются преимущественно культа м лично заместитель є переважно культом особистих заступників.

В период европейской колонизации Африки именно Фетишистское практика оставалась едва ли не единственной возможностью противостоять европейским колонизаторам и миссионерам Она приобретала различные формы - создавались числе энные тайные общества, которые ставили целью найти средства для противостояния \"фетишам\" белых В фетишистский обращение вводились предметы, заимствованные у европейцев (огнестрельное оружие, деньги, спички, замки, п орожни бутылки) Некоторые африканцев даже пытался тайком окрестить собственные фетиши, чтобы усилить их могуществоїх могутність.

В поздних формах религии фетишизм сохранился в форме поклонения идолам - наделенным таинственной силой воздействия материальным предметам с чертами человека или животного В современных религиях он существует в виде вшан ния священных предметов (кресты, иконы, мощи), а как самостоятельный остаток - в виде веры в талисманы и амулеты Талисман, с точки зрения суеверных людей, приносит счастье, амулет оберегает от несчастных я (подковы, ладанки, кулоны и т.д.о).

Другой ранней формой религиозных взглядов можно считать тотемизм (на языке индейцев-оджибве (журавля) ot-totem - его род) - вера в сверхъестественную родство человеческих коллективов (род, племя 'я) с определенными видами животных и растений (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами) Срок тотемизм появляется в научной речи в начале XVIII в и закрепляется на рубеже ХIХ-ХХ вв в трудах выдающегося английского ого этнографа Джеймса Фрейзера (1854-1941) Первой фундаментальной работой по тотемизма стала его книга \"Тотемизм и экзогамия\", в которой он выдвинул гипотезу о возникновении тотемизма с давних представлений о природу деторождения: женщина беременеет, когда в утробу проникает дух растения или животного Поскольку в таком случае ребенок является причастной к жизни животного или растения, это животное или растение наделяется особым значениеливим значенням.

На тотемов люди смотрели как на заместителей рода и племени, защитников, помощников в решение \"разрешении всех конфликтов, они считали их братьями и сестрами Поэтому свои родовые коллективы первобытные люди называли и именами тотемов Например, североамериканские индейцы-оджибве в XVII в было пять родовых коллективов, которые носили название журавля, сома, гагары, медведя, куницы В Австралии в конце XVIII - поча тку XIX в европейцев очень удивляла ответ аборигенов на вопрос \"кто ты?\" ностьеслювали свою племінну приналежність.

Первоначально тотемом считалось только настоящая животное, растение, птица или насекомое Потом стало хватать его более или менее реалистического изображения, в конце концов люди стали довольствоваться любым символом, словом или звуком, которым они обозначали свой тотем Каждый человек перед сном и при пробуждении говорила имя своего тотема, поскольку думала, что благодаря его сверхъестественной поддержке ней ничего плохого не случится, наоборот, и на охоте, и в других делах ей повезтить.

Возникновение тотемизма тесно связанными с хозяйственной деятельностью первобытного человека - собирательством и охотой Растения и животные, которые дали человеку возможность существовать, становились объектами поклонения Н На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а именно давало возможность использования тотемных животных и растений в пищу Поэтому иногда, чтобы выразить отношение к тотему, первобытные люди ис ристовувалы слова \"это наше мясо\" Позже в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровных отношений Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальником и за Ступник их группы есть определенная тотемное животное или растение и их древние предки, которые сочетали в себе признаки людей и тотема, обладали невероятными способностями Это привело, с одной стороны, к усилению ния культа предков, с другой - к изменению отношения к самому тотему, в том числе к появлению запрета на использование его в пище, за исключением случаев, когда его поедания мало ритуальный характер и напоминает вало о давних нормы и правиланорми та правила.

Так в тотемному культе возникает табу - система запретов на использование в пище тотемного животного или задачу ей какого-либо вреда Классической страной, где система табу получила свое наибольшее развитие, является Полинезия По мнению Дж Фрейзера, слово \"табу\" с языка полинезийцев переводится как \"замечен\" или \"особо выделен\" Табу были важным механизмом регулирования социальных отношений Так, половозрастные табу поделили первобытный коллектив на брачные классы, тем самым исключив половые связи между близкими родственниками Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которую давали вождю, воинам, старым, женщинам, детям Другие табу призваны были гарант Уват неприкосновенность дома или очага, правилам захоронения, запрет общения незнакомца с женщиной после ее бракосочетания тощомця з жінкою після її одруження тощо.

Эти табу были очень суровыми Исследователи приводят такие примеры нарушения запретов Однажды один из племенных вождей Новой Зеландии оставил объедки от своего обеда, которые с \"ел один из рядовых членов племени Когда последний понял, что использовал в пищу продукты вождя (это было запрещено), он упал на землю, стал корчиться в конвульсиях и умер Эти примеры не единичны Сам факт осознания нарушения табу, щ в понималось как нечто священное, парализовало волю нарушителя, а также и способность его организма к жизнедеятельностиності.

Тотемные табу надолго пережили сам тотемизм и остались в более развитых религиях в форме соответствующих запретов на употребление \"нечистых (грязных)\" видов пищи Так, например, у евреев и мусульман свинина а считается грязным мясом и поэтому не годится в пищу понятное объяснение этом никто не может дать, а то, что это грязное животное, выглядит неубедительно, ведь свинья - очень разборчивая в ешьірлива в їжі.

В условиях распада родового строя первичные тотемные верования перерастают в антропоморфные культы природы, стихий, животных, где этим объектами поклонения предоставляется уже вроде человеческого лица Позже элементы тотемизма вошли ко всем религиям Его влияние ощущается в индуизме, где многих животных (например, корову, слона, обезьяну, змею) почитают как священных Пережитки этой первоначальной формы религий й можно видеть и в образах кентавров с греческого олимпийской мифологии Следы тотемизма отчетливо видны и в христианстве Святой дух и сегодня изображается в виде голубя, а Христос часто называется \"Агнцем ем (ягненком) Божиим \"или символизируется рыбой От обряда ритуального поедания тотема ведет свое начало христианское таинство причащения: считается, что под видом хлеба и вина верующие поедают тело и п 'ют кровь Христ ють кров Христа.

Наряду с тотемизмом и табу достопримечательность в жизнедеятельности первобытного человека занимала магия (от греч mageia - колдовство, гадание) - вера в существование сверхъестественных способов воздействия на природу или человека, то есть окружающий мир Между магией и религией не существует разделения, невозможно противопоставлять и религию магии, потому что каждый культ включает магическую практику - молитвы, начиная с первобытных и до современных религий Человек - продукт материи, и поэтому он полностью в ее властейаді.

Истоки этой формы религиозных верований полнее описаны английским этнографом Бронислав Малиновским (1884-1942) в его работе \"Магия, наука и религия\" Изучая жизнь туземцев тихоокеанских островов в Тробриан, он заметил интересную закономерность Оказалось, что туземцы используют магию в земледелии - в посадке клубневых растений, но магия не используется при культивации плодовых деревьев, дают стабильный урожай В рыболовстве магические приемы практикуются при промысле акул или других крупных и опасных рыб, при ловле же мелкой рыбы магия считается излишней мастерской лодок всегда с упроводжуеться магическими обрядами, при сооружении же домов магия не используется Эти исследования позволили Малиновскому сделать вывод, что сфера магии - это деятельность повышенного риска Она приходит на помощь, если нет надежного алгоритма достижения успеха, когда человек не уверен в своих силах, если ею руководит случайность и неопределенность Это и заставляет ее полагаться на помощь сверхъестественных сил и осуществлять магические диювати магічні дії.

Отношения, установившиеся между человеком и природой, всегда имели двойственный характер: с одной стороны, господство всесильной природы над беспомощным человеком, с другой - воздействие на природу, к которому человек п стремилась, используя свои несовершенные силы и способности Эти приемы и является магической практикою.

Имитация средств охоты должна способствовать успеху самой охоты Прежде чем пойти на поиски кенгуру, австралийцы ритмично танцуют вокруг рисунка, на котором изображена желательно добычу

Магия делится на шесть видов: производственную, лечебную, любовную, вредоносную (деструктивную), метеорологическую (магия погоды) и военную Эта видовая классификация далеко не полна, поскольку в каждом ее виде и можно выделить много подвидов Так, производственная магия, в свою очередь, имела много разновидностей: охотничье, рыболовная, строительная, земледельческая, гончарная, учебная, спортивная, кузнечное тощщо.

Иногда также говорят о \"черной\", вредное, и \"белую\", положительную магии

Вредоносная магия преследовала цель нанести вред сверхъестественными средствами отдельному лицу или лицам Среди народов Южного полушария доминировали такие приемы: таргетинг на врага заостренной палочкой или костью, Северным ной - \"порча\" через пищу, напитки, одежда и т.д. Важным средством вредоносной магии есть мусор, если его тайно забросить на чужое подворье 'же подвір' я.

Одной из разновидностей вредоносной магии является вера в \"дурной глаз\", которым наделялись и отдельные животные (змея, лев, кошка и т.п.) и люди (раскосые, со впалыми темными глазами, с нахмуренными бровями или которые сде ослися) Есть поверье, что от дурного глаза болеют люди и животные, коровы и козы не доятся, оружие охотника теряет свои боевые свойства тощивості тощо.

Военная магия близка к вредной своими целями и задачами Разница заключается лишь в том, что вредная - тайная и односторонняя, а военная - публичная необходимость преодолеть активное сопротивление жертвы

Любовная магия имела двойную направленность: вызвать влечение или наоборот, уничтожить его (\"приворожить\" или \"видворожиты\"

\"присушить\" или \"видсушиты\") Любовную магию следует считать одним древним видом чародейства Ее появление связано с тем, что именно в этой сфере было очень много непонятного для человека

Лечебная магия отличалась от других видов магии исключительным многообразием обрядов Понятно, что это - народная медицина Границу между медициной и магией провести очень сложно: натирание больного пчелиным воском практикув валося для отпугивания духов леса, хотя и было хорошим согревающие средстваом.

Производственная магия - ее возникновения сводится к рациональной хозяйственной деятельности людей, использующих маскировки, переодевания, пидманювання животных, подражая их голоса раньше формы производственной магии зафик ксовани в наскальных рисунках.

Метеорологическая магия - это единственный вид магии, который не зависит от человеческой воли и действий

Обычно магическими приемами занимались специально подготовленные люди - волшебники и шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы соплеменников, влиять на д духов или чудодейственные силы Но главное заключалось не в том, что они сами верили в свои необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив и обращался к ним за помощью в критические моменты есть волшебное ки и шаманы пользовались особыми почестями и уважением соплеменников Итак, колдовская практика не противоположна религии, а наоборот, сливается с ненею.

Вера в магию сохранилась и до наших дней как элемент современных религий (вера в сверхъестественную силу обрядов: молитва, жертвоприношение, очищение, пост) и в самостоятельной форме (гадание на картах)

В ранньородовому обществе распространенными были и анимистические представления Анимизм (от лат аnima - душа) - вера в духов и души как двойника тела, носителя жизни человека, а также животных и растений детальный анал лез анимистических верований был описан английским антропологом, этнологом и религиоведом Эдуардом Тейлором (1832-1917) в работе \"Первобытная культура\" Он был уверен, что отправной точкой для аниме изма послужили размышления первобытного человека над такими вопросами: в чем разница между живым и мертвым телом, причина сна, экстаза, болезни, смерти, а также переживание транса и галлюцинаций Но в состоянии правильно объяснить эти сложные явления, она формирует понятие о душе, находящейся в теле и оставляет его время от времени Далее формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тел а загробный мир тощробний світ тощо.

Затем представление о человеческой душе стали переноситься на окружающий мир Сначала люди думали, что души могут иметь вид птиц, иногда - животных и растений Как видно, здесь тесно переплетаются анимистические и и тотемистические верования, хотя тотемные образы были необходимы людям не сами по себе, а как вместилища для духиів.

Позже возникла вера в переселение душ, с которой можно встретиться во многих религиях, особенно индуизме Еще позже люди стали одухотворять и неживые явления - камни, горы, реки и озера, солнце и звезды и Это было необходимо, во-первых, для того, чтобы объяснить причину всех природных явлений вполне удовлетворительным способом, во-вторых - приписать духам все хорошо и плохое, что случалось на протяжении всей жизни Непосредственное средней же причиной появления таких анимистических взглядов может быть и своеобразное толкование первобытными людьми целого ряда акустических и оптических явлений: эха, шумов, теней и т.д. Они представлялись им свидетельством н е только существование человеческой души, но и подобных нетелесные двойников почти всего, что существует в мире Это уже стадия позднего анимизма, или демонизма, что ведет к появлению веры в Бога, ангелов, сатану, РУСАЛ к, гномов, фей, нимф, водных, бессмертные души т.д. Самостоятельно анимизм живет в вере в привидения, спиритизм (возможность общения с душами умерших с помощью различных приспособленийувань).

3. Политеи́зм (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «Бог, божество» — «многобожие»[1]) — система верований,религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких[1] божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь. Политеизм является религиозной системой и типом теизма, в рамках которого, политеизм противостоит монотеизму — вере в единого Бога, иатеизму — отрицающему существование единого Бога и любых других богов.

Термин происходит от греч. πολύς («много») и греч. θεός («бог»), и впервые был использован еврейским писателем Филоном Александрийским в религиозной полемике с христианами. Термин введён им для отличия от язычества, так как язычниками или уничижительно идолопоклонниками, иудеи называли вообще всех, кто не исповедовал иудаизм. Однако по мере распространенияхристианства в Средиземноморье и Европе, термин вышел из употребления, из-за широко используемого термина «язычество». Возрождение и последующее использование термина стало возможным благодаря труду французского политика и философа Жана Бодена«Гептапломерес» или «Разговор семи участников».



poisk-ru.ru


Смотрите также