Какую роль играли мифы в жизни первобытных людей. какое значение в жизни древних людей играли мифы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Какое значение в жизни древних людей играли мифы. Какую роль играли мифы в жизни первобытных людей


какое значение в жизни древних людей играли мифы

Мифы – древнейшие сказания, повествующие о происхождении вселенной и человека, тайнах рождения и смерти, чудесах мира, подвигах и любовных переживаниях богов, царей и героев. 

Кто же создавал мифы? Все народы мира с древних времён создавали мифы. Они рождались из естественной любознательности людей, их стремления понять и объяснить действительность. В мифах переплетены до научные представления о природе и обществе, ранние элементы религии, философии, искусства. 

Какую практическую роль играли мифы в жизни древних людей? При помощи мифов древние люди пытались объяснить мир, в котором они жили. 

Чем, по-вашему, мифы отличаются от сказки? Сказка – это придуманные истории. Все знают, что происходящих в них событий на самом деле не было, что это чистый вымысел. 

Мифы – это другое дело. Это предание, в которое верил весь народ, живший в определенную эпоху, в определенном месте. Мифы в образной форме выражают представления об окружающей действительности (явлениях природы, человеческой натуре, отношениях между людьми) . 

Чем мифы отличаются от реальных историй? История рассказывает о настоящих событиях и героях минувших эпох. Тогда как действие мифа отнесено к особому доисторическому времени – эпохе сотворения мира, эпохе первопредков. Для древнего человека существующий миропорядок обусловлен событиями мифического времени, и все происходившее в этом доисторическом времени приобретает значение примера, образца для подражания. 

- Итак, в первобытном обществе мир осмыслялся в мифологических образах. Мифы давали законченную картину мироустройства. Они передавались из рода в род и воспринимались как духовное завещание предков, в котором сосредоточен опыт и вековая мудрость предыдущих поколений. Посредством мифа утверждалась непреложная система ценностей и норм поведения, закреплялся существующий порядок в мире на том основании, что как было всегда. 

В те далекие времена, не существовало наук, не было космических ракет, океанских лайнеров, способных совершать кругосветные путешествия и таким образом давать людям представление о границах мира. Поэтому во всех уголках планеты зарождались свои мифологии, способные объяснить тайны природы и нарисовать свою картину мира. 

otvetytut.com

Роль мифа в жизни первобытного человека

 

Накопленные знания о первобытной и традиционной культурах свидетельствуют о важной роли мифа в жизни человека. Миф понимают как способ осмысления природной и социальной деятельности, освоение пространства и времени. Неслучайно представление о времени и пространстве впервые выражены в мифах. Мифотворчество — это познание человеком мира путем соотношения его с собой, с тем, что известно, понятно, переживаемо. Оно создается методом аналогии, соотнесения внешнего мира с собственным, духовным. Это не только вымышленный мир, выразительный, интересный, но и мир, понимаемый как находящийся в гармонии с человеком. Здесь интуитивно проявляется мнение, что окружающий мир живет по тем нормам, порядкам, что и сам человек.

 

Значение ритуала и табу в первобытности

Важную роль в жизни первобытного коллектива выполнял ритуал (установленный обрядовый порядок действия), который объединял соплеменников. Поскольку при исполнении ритуала присутствовали все члены коллектива. В первобытном обществе были собственные механизмы контроля и регулирования отношений между полами, с соплеменниками. Табу – это религиозный запрет, налагаемый на предмет, действие, слово, нарушение которого приводит к наказанию со стороны сверхъестественных сил. Табу были связаны с неприкосновенностью жилища, с правами и обязанностями отдельных членов общества. Исследователи приводят многочисленные примеры (Дж.Фрейзер ), когда нарушения запрета приводило к смерти нарушителя. Например, нечаянно съев объедки обеда новозеландского вождя, соплеменник умирает в мучительных страданиях. Практически во всех племенах существовало табу на новинки (новации) любого рода, что соответствует консервативной логике первобытного человека, поэтому первобытность самый продолжительный период развития в истории человечества.

Выводы по теме

1. Материальная и духовная культура первобытности создаются как нерасчлененное, взаи­мосвязанное целое;

2. В первобытной культуре впервые оформляются такие верования как фетишизм, анимизм, магия;

3. Важность этого периода в истории человечества связана с тем, что многое создаваемое человеком было востребовано последующими поколениями как в материальной культуре (колесо, посуда, типы хозяйственной дея­тельности), так и в сфере духа.

 

refac.ru

Какую роль играли мифы в жизни первобытного об-I щества

6

--"J Какую роль играли мифы в жизни первобытного об-I щества?

Сохраняется ли мифологическое сознание в современных условиях? Если да, то

почему?

Сравните философские воззрения древнеиндийских и древнекитайских

мыслителей. Что общего и каковы различия в их взглядах?

"Пришло несчастье -- человек сам его породил, пришло счастье -- человек

сам его вырастил. У несчастья

и счастья одни двери, польза и вред -- соседи",-- учил

Конфуций.

Согласны ли вы с этими утверждениями? А как, на ваш

взгляд, влияют на жизнь внешние обстоятельства?

4 Конфуций утверждал: "Повар варит крабов и случайно забывает ножку

краба на столе. Крабы уже сварились, а оставшаяся ножка все еще дергается.

Это значит, что нет ни абсолютной жизни, ни абсолютной смерти, а люди в

неведении говорят о них". Проанализируйте это высказывание, определите свое

отношение к нему.

|Г "Твердое владение чувствами -- это считают йогой... і%J Когда

прекращаются все желания, обитающие в сердце, то смертный становится

бессмертным и достигает здесь брахмана.

Вот правило для достижения этого [единства]: сдерживание дыхания,

прекращение деятельности чувств, размышление, сосредоточенность,

созерцательное исследование и полное слияние -- это называется шестизначной

йогой. Когда благодаря ей просвещенный видит златоцветного творца, владыку,

Пурушу, источник брахмана, то, освобождаясь от добра и зла, он соединяет все

в высшем неразрушимом начале" (из древнеиндийских Упанишад). Какова связь

системы упражнений йоги с древнеиндийской философской традицией? Какое из

правил шестизначной йоги труднее всего выполнить?

В чем, на ваш взгляд, причины роста интереса к древневосточной

философии в наше время?

ЗАДАНИЯ

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

"Человек -- политическое животное". АРИСТОТЕЛЬ (384--322 гг. до н. э.),

древнегреческий философ.

"Никто из нас еще не родился бессмертным, и, ее-

ли бы это с кем-нибудь случилось, он не был бы

счастлив, как это кажется многим".

ПЛАТОН (427--347 гг. до н. э.), древнегреческий

философ.

ї

С Цивилизация эпохи ^ Средневековья

Почему средневековое общество отказывало в уважении крестьянам -- своим

основным кормильцам? Была ли жена рыцаря для него Прекрасной Дамой? О ком

говорили в Средние века: он первый среди равных? Чем простонародное

христианство отличалось от церковного? Можно ли считать город "могильщиком"

средневековой цивилизации?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ: Духовный мир человека, роль духовных

ценностей в развитии цивилизации, основные ценности Запада.

Относительно временных и географических рамок цивилизации Средневековья

среди ученых нет единства. Мы будем иметь в виду Европу X--XIV вв., когда

основные структуры этой цивилизации уже сложились, но еще не начали

размываться элементами нового -- индустриального общества.

Пожалуй, все согласны с тем, что общество средневековой Европы было

феодальным. Однако что же такое феодализм? В курсе истории вы рассматривали

его как экономический строй, при котором собственники земли -- феодалы --

эксплуатируют зависимых крестьян. Попробуем подойти к феодализму с другой

стороны и посмотреть, чем жили люди Средневековья.

КРЕСТЬЯНСТВО

Если представить себе феодальное общество в виде пирамиды, то место

крестьянства будет в самом ее основании. И это

54

естественно, ибо, с одной стороны, крестьянство являлось основной

производительной силой этого общества, а с другой -- самой бесправной его

частью. Почему же общество отказывало в уважении тем, кто его кормил?

Отчасти это было результатом того, что труд в Средние века не являлся

непререкаемой ценностью. От Рима и варваров уважение к нему эта цивилизация

не унаследовала. А читая Библию, человек Средневековья не мог себе уяснить,

что же такое труд -- благо или наказание за грехи. Однако главное даже не в

этом.

Мир феодальной деревни совершенно особый мир, воспитывающий тип

человека, непохожего на представителей других сословий. Долгое время

крестьянское хозяйство было натуральным, и большинство крестьян всю жизнь

проводило на одном месте, ни разу не выехав за пределы деревенских земель.

Вселенная этих людей ограничивалась родной деревней, замком сеньора и

сельской церквушкой. О мире, лежавшем за пределами всего этого, они имели

самые смутные представления.

Мысль о том, что общество развивается, была чужда крестьянам. Наоборот,

постоянное общение с природой приводило их к уверенности, что все движется

по кругу. Весну сменяла осень, за пахотой следовала жатва, и так было

всегда. Это была великая консервативная сила, с крайним недоверием

относившаяся ко всему новому. Их идеал был в прошлом, в "старых добрых

временах".

Отсутствие образования и ограниченный словарный запас приводили к тому,

что крестьяне были неспособны понять ни изысканную речь рыцарства, ни тем

более латынь духовенства. Само собой отличались они от "благородных" и

внешним видом. "Вонючий мужик" так обычно именуют крестьян в рыцарских

романах. Все это, взятое вместе, делало крестьянство абсолютно чуждым не

только для высших сословий, но и для горожан. И "чуждость" эта вызывала

иногда жалость, чаще презрение, но уж никак не мысль о равенстве всех людей.

Правда, надо отметить, что духовенство как хранитель всеобщей идеологии

Средневековья -- христианства занимало гибкую позицию. Оправдывая

существующие порядки волей Господа, священнослужители одновременно порицали

жестоких феодалов и называли крестьянский труд "угодным Богу". Что касается

рыцарства, то его отношение к крестьянству непримиримо. "Мужик" в рыцарской

литературе -- воплощение всего самого мерзкого и отвратного.

Никакими качествами крестьянин не мог искупить "низость" происхождения.

Так, среди легенд о короле Артуре есть и такая, где рыцарь, переодетый

крестьянином, сопровождает

www.microbik.ru

Какое значение в жизни древних людей играли мифы... -reshimne.ru

Мифы – древнейшие сказания, повествующие о происхождении вселенной и человека, тайнах рождения и смерти, чудесах мира, подвигах и любовных переживаниях богов, царей и героев. 

Кто же создавал мифы? Все народы мира с древних времён создавали мифы. Они рождались из естественной любознательности людей, их стремления понять и объяснить действительность. В мифах переплетены до научные представления о природе и обществе, ранние элементы религии, философии, искусства. 

Какую практическую роль играли мифы в жизни древних людей? При помощи мифов древние люди пытались объяснить мир, в котором они жили. 

Чем, по-вашему, мифы отличаются от сказки? Сказка – это придуманные истории. Все знают, что происходящих в них событий на самом деле не было, что это чистый вымысел. 

Мифы – это другое дело. Это предание, в которое верил весь народ, живший в определенную эпоху, в определенном месте. Мифы в образной форме выражают представления об окружающей действительности (явлениях природы, человеческой натуре, отношениях между людьми) . 

Чем мифы отличаются от реальных историй? История рассказывает о настоящих событиях и героях минувших эпох. Тогда как действие мифа отнесено к особому доисторическому времени – эпохе сотворения мира, эпохе первопредков. Для древнего человека существующий миропорядок обусловлен событиями мифического времени, и все происходившее в этом доисторическом времени приобретает значение примера, образца для подражания. 

- Итак, в первобытном обществе мир осмыслялся в мифологических образах. Мифы давали законченную картину мироустройства. Они передавались из рода в род и воспринимались как духовное завещание предков, в котором сосредоточен опыт и вековая мудрость предыдущих поколений. Посредством мифа утверждалась непреложная система ценностей и норм поведения, закреплялся существующий порядок в мире на том основании, что как было всегда. 

В те далекие времена, не существовало наук, не было космических ракет, океанских лайнеров, способных совершать кругосветные путешествия и таким образом давать людям представление о границах мира. Поэтому во всех уголках планеты зарождались свои мифологии, способные объяснить тайны природы и нарисовать свою картину мира. 

reshimne.ru


Смотрите также