Урок истории в 5-м классе по теме "Первобытные земледельцы и скотоводы". Жизнь первобытных земледельцев
Возникновение земледелия и скотоводства
Сравните с рисунком, изображающим древних людей на стр. 13.
Люди заняты сбором урожая, женщина жнет. Это говорит о том, что у них есть земледелие. Еще одна женщина готовит. Мужчины строят жилье. Оно просторное, из дерева. Крыши соломенные. Одежда из ткани, у них появилось ткачество. Глиняная посуда говорит о развитии гончарства. Мужчина идет с мотыгой. Рядом с ним собака, первое животное, которое приручил человек. Также на рисунке изображена свинья. Люди занимаются и животноводством. Они поселились возле реки, что бы быть возле воды, которая необходима для земледелия, животноводства, рыбной ловли, питья и можно быстрее передвигаться на плотах и лодках, нежели пешком.
Что такое родовая община? Чем отличалась родовая община от более ранних коллективов? Кто и как становился старейшиной?
Родовая община — это группа людей, которые вели свое происхождение от общего предка( человека или животного), являлись кровными родственниками. Совместно трудились, имущество было общим. Старейшина – это самый опытный и уважаемый в общине. Отличалась от более ранних коллективов тем, что была сплоченной, постоянная численность, кровное родство, выделяется верхушка. А первобытное стадо имело большую численность, состав непостоянный, объединение только для защиты от хищников и поиска пищи.
Какие изменения в жизни первобытных людей привели к приручению и одомашнению животных?
Перешли к оседлому образу жизни, занимались земледелием. Охотники были хорошо вооружены, обеспечивали лучше общину, делали запасы еды, поэтому часто не убивали сразу пойманных дитенышей животных, а приносили в поселение. Самых спокойных и послушных животных оставляли в живых, так они постепенно одомашнились.
На стоянках каменного века археологи находят даже собачьи захоронения... почему охотничью собаку первобытные люди хоронили порой с большим почетом?
Потому что она значимо облегчала жизнь охотника. Она брала след и выслеживала животных, она помогала догнать раненых животных, могла защитить человека.
Как возникло земледелие? Как развивались орудия труда земледельцев?
Люди занимались собирательством, собирали зерна, приносили на стоянки. Они заметили, что упавшие зерна в землю прорастали, а из одного зерна вырастал колос. Первые культуры – ячмень, просо, пшеница, рис. Деревья вырубали топором, пни и кустарники поджигали, пепелище обрабатывали мотыгой, только после этого сажали семена. Это был очень тяжелый труд. Вскоре на смену мотыге придет плуг, вместо мотыжного земледелия появится плужное.
Как занятия земледелием и скотоводством, по вашему мнению, помогли развитию ремесел?
Для хранения зерна и прочих продуктов изобрели глиняную посуду, начало развиваться гончарство. Плели корзины из прутьев. Земледельцы и скотоводы выращивали лен и разводили овец и коз, что подтолкнуло к появлению прядения и ткачества. Оседлый образ жизни требовал строительства жилья и хозяйственных сооружений. Так возникло строительство.
Объясните, почему керамику, прядение и ткачество не могли изобрести охотники и собиратели.
Потому что оседлый образ жизни, земледелие и скотоводство позволяли получить больше продукции и совершенствовать технологии. Людям не было необходимости переходить с места на место, они начинали накапливать блага. Например, для хранения зерна и прочих продуктов изобрели глиняную посуду, начало развиваться гончарство. В обществе собирателей и охотников не было необходимости в длительном хранении продуктов, они зависели от природы, переходили с места на место в борьбе за выживание.
Предположите, что изменилось в жизни первобытных людей благодаря объединению в родовые общины и племена.
Коллектив стал сплоченным, жили на одной территории и вели сообща хозяйство, имущество было общим. Защищали и заботились друг о друге. появилось деление на «свои» и «чужие», самое страшное – остаться одному. Появление первых правил и табу. Чтобы регулировать отношения внутри общины и племени, выделяется верхушка – старейшины, совет старейшин, вождь. Что говорит об усложнении общественных отношений.
Чем отличается матыжное земледелие от плужного?
Мотыжное земледелие позволяло возделывать небольшие участки земли и требовало больших усилий и времени. Если почва мягкая, то можно было возделывать почву, если условия оказывались неблагоприятными, то это значительно затрудняло развитие земледелия. Матыгой рыхлили почву. Появление плуга значительно облегчило жизнь людей. Плуг позволял поднимать пласты земли, быстрее ее обрабатывать, был удобен для поднятия дерна.
Как изменилась жизнь людей с переходом к земледелию и скотоводству? Какую оценку вы дадите этим событиям?
Этот период называют «неолитической революцией» и не зря. Это коренные изменения в жизни древних людей, которые стали толчком к появлению цивилизации. Люди стали меньше зависеть от природы, лучше обеспечивать себя продуктами, перешли к оседлому образу жизни, накапливали ресурсы, что также вызвало и появление племенной организации, а впоследствии вызовет появление имущественного расслоения и войн. Люди стали жить лучше, дольше и комфортнее.
Объясните значение слов и понятий:
Присваивающее хозяйство - хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества. Человек берет все от природы в готовом виде.
Производящее хозяйство - хозяйство, при котором основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные.
Керамика – обожженная глина.
Какое первое животное приручил человек и почему?
Собака. Основным занятием была охота, собака помогала охотнику. С переходом к скотоводству – она помогала следить за животными. Она брала след и выслеживала животных, она помогала догнать раненых животных, могла защитить человека.
resheba.com
Первые земледельцы
Около 11 000 лет назад люди, жившие на Ближнем Востоке, обнаружили, что если посеять в землю семена дикорастущих растений, то можно вырастить урожай, который обеспечит их пищей на долгое время. Эти люди и стали первыми земледельцами. Они выращивали пшеницу, а также разводили овец и коз, которых им удалось одомашнить. Теперь у них появился постоянный источник пропитания, и им не нужно было кочевать с места на место, охотясь на диких животных (см. статью «Охота первобытных людей на слонов«) и собирая съедобные растения. Поэтому они начали строить жилища возле обрабатываемых участков земли, переходя к оседлому образу жизни. В теплом и сухом климате Ближнего Востока на склонах холмов в изобилии произрастала дикорастущая пшеница. Люди собирали зерна пшеницы точно так же, как плоды или орехи. Собранные зерна приносили на стоянку, где их перетирали в муку двумя тяжелыми камнями. По всей видимости, некоторые зерна падали на землю и прорастали рядом с хижинами. Со временем люди заметили, что пшеница вырастает из упавших на землю зерен. Они начали разбрасывать зерна по расчищенному участку земли возле стоянки и ждать, когда из них вырастут колосья пшеницы. Когда урожай созревал, они собирали зерно, обеспечивая себя пищей сразу на несколько месяцев. Чтобы удобнее было срезать колосья, они изобрели специальные орудия, именуемые серпами (см. так же статью «Орудия каменного века«). Крестьяне делали серпы из осколков кремня, прикрепленных к рукоятке. Рукоятки делались из дерева, челюстной кости животного или же оленьего рога.
Первые домашние животные
На Ближнем Востоке жили дикие предки современных овец, коз, свиней и коров. Они и стали первыми домашними животными. Люди охотились на этих животных и иногда приносили маленьких ягнят или козлят к себе в деревню. Со временем эти животные становились ручными. Их потомство также вырастало ручным, и вскоре деревня обзаводилась целым стадом домашних животных. Крестьяне ухаживали за своим стадом и защищали его от диких зверей. Они пили молоко домашних животных и забивали их, когда им нужны были мясо или шкуры. Так что надобность в охоте для них отпала.
Деревня земледельцев
Стены домов возводились из смеси глины и соломы, которая, высыхая на солнце, становилась весьма прочной. Правда, дожди постепенно размывали такие стены, и весной их приходилось ремонтировать. Крыши крыли соломой, которую сверху покрывали слоем глины. Некоторые из домов имели по нескольку комнат, а полы устилались циновками, сплетенными из тростника. Одна из построек выполняла роль зернохранилища, или амбара. Во внутреннем дворике стояла большая печь, сооруженная из высушенной глины.
Выпечка хлеба
Во дворе рядом с домом стояла большая печь, в которой женщины пекли хлеб. Эта печь строилась из высушенной глины, а внутри нее разводился огонь. Женщины размалывали зерна пшеницы в грубую коричневую муку. Затем эту муку смешивали с водой и получали тесто, которое раскатывалось в плоские круглые лепешки. Лепешки укладывали на камни, раскаленные в печи, и в итоге получался тонкий и твердый хлеб.
Читайте так же статью «Первые поселения людей«.
www.polnaja-jenciklopedija.ru
Тема I. Жизнь первобытных людей. (7 ч)
Первобытные собиратели и охотники
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от
животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Первобытные земледельцы и скотоводы
Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».
Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
Тема 2. Древний Восток. (20ч)
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.
Города — Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.
Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».
Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Западная Азия в древности
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив-ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.
Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Индия и Китай в древности
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
infopedia.su
Жизнь первобытных людей - История
История
5 класс
ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ ГОТОВИМСЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Учебник А.А. Вигасина и др.
Что знаем
ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ
Проверить
1. Закончи предложение.
Главное отличие человека от животных – это умение создавать.......
2. Исключи лишнее. Древнейшие люди занимались:
а) охотой; б) земледелием; в) собирательством.
3. Первое орудие человека:
а) стрелы б) копье в) рубило
4. Люди стали использовать огонь:
а) более 3,5. мил. лет назад б) более 2 мил. лет назад.
в) более 1 мил лет назад;
5. Древнейшие люди жили в :
а) Восточной Африке б) Западной Африке в) Северной Африке
6. Как называется пещера, в которой археолог и его дочь обнаружили древнейшие рисунки:
1) Альтамира 2) Капова 3) Ляско
7. Для чего первобытные художники помещали свои рисунки в глубине пещер:
1) чтобы от лучей солнца рисунок не тускнел
2) чтобы скрыть их от других племен
3) чтобы звери были «заколдованы» и не ушли с этой территории.
8. Какое занятие возникло из охоты:
1) земледелие; 2) рыболовство; 3) скотоводство.
орудия труда
9. Первобытные люди клали в могилу сородича одежду и орудия, потому что:
1) оставлять их было плохой приметой
2) верили, что они понадобятся в загробной жизни
3) сородич при жизни любил эти вещи
10. Какое утверждение верное:
1) с появлением земледелия жизнь человека стала зависеть прежде всего от его
труда и умений
2) с появлением земледелия жизнь человека еще больше стала зависеть от
природы
3) с появлением земледелия человек престал верить в богов и обращаться к ним с
молитвами
11. Изображение богов и духов, изготовленные из дерева, глины, камня, называются:
1) памятниками 2) статуэтками 3) идолами
12. Что из перечисленного произошло раньше:
1) начало обработки металлов 2) овладение огнем 3) изобретение плуга
13. Какие три из названных орудий использовались людьми в земледелии:
27. Первое упоминание в летописи о Москве относится к 1147 г. Отметьте на «линии времени» этот год. Подсчитайте, сколько лет исполнилось Москве в 2016 году. Вычисления сделайте письменно.
28. Отметьте на «линии времени» 100-й год н.э. и 100-й г. до н.э. Подсчитайте, какой год был раньше. Насколько раньше?
29. Отметьте на «линии времени» год основания города Рима – 753-й до н.э. Подсчитайте, в каком году жители Рима отметят трехтысячелетие своего города.
2016 – 1147 = 869 лет
Раньше 100-й г. до н.э. на 200 лет
3000 – 753 = 2 347
multiurok.ru
Урок истории в 5-м классе по теме "Первобытные земледельцы и скотоводы"
Разделы: История и обществознание
Оборудование урока: ПК, презентация, CD,
компьютерная игра "Стань человеком",
электронный учебник "История Древнего мира".
Цели урока:
познакомить детей с началом перехода от
присваивающего к производящему хозяйству;
продолжить формирование умений подтверждать
выводы примерами, описывать факты;
воспитывать уважительное отношение к труду.
Ход урока
Мы продолжаем изучать первый раздел истории
Древнего мира "Жизнь первобытных людей".
Хронологические дистанции, отделяющие нас от
этого времени - огромны, однако, сейчас мы
внимательнее, чем когда-либо пытаемся осознать
путь, пройденный человечеством.
Интерес к нему тем сильнее, чем больше желание
понять настоящее, заглянуть и спрогнозировать
будущее. В той далекой эпохе еще много для нас
неясного и таинственного. И все-таки попробуем
прикоснуться к цивилизации древности для того,
чтобы в полной мере осознать никогда не
прекращающуюся связь времен.
Тема нашего урока "Первобытные земледельцы и
скотоводы". Наша задача - познакомиться с
началом перехода от присваивающего к
производящему хозяйству, то есть с
возникновением земледелия и скотоводства.
Задание на урок: какие преимущества давало
людям земледелие и скотоводство сравнительно с
охотой и собирательством.
Рассказ учителя с использованием аппликаций.
Компьютерная лекция. CD. История Древнего мира.
Мотыжное земледелие. Приручение животных.(5 мин.)
3. Земледелие и скотоводство возникло примерно
:.тысяч лет назад
4. Появление земледелия и скотоводства
изменило:. Раньше они добывали то, что : Теперь
они научились производить то, что:... Их жизнь
зависела теперь не столько от :, сколько, от ::..
Вывод: В этот период земледелие и
скотоводство еще не стали основными занятиями в
хозяйстве людей. По-прежнему главными способами
добычи пищи оставались охота, рыболовство и
собирательство.
Самым простым способом было изготовление
сосудов способом налепа. Из глины
изготавливались жгуты толщиной 3-4 см и длиной до
40-50 см, которые накладывались на форму по спирали
и при наложении сдавливались так, что
превращались в ленту; в результате получался
грубый глиняный сосуд.
(Учитель лепит горшок из соленого теста. Тесто
замесить заранее. 1ст. муки,1ст. соли, 3л. клея,
гуашь для цвета)
Задание: Я предлагаю вам представить себя в
роли первобытных людей и вылепить глиняный
горшок.
Кто мог вылепить такой горшок?
Для чего использовались такие горшки?
Вывод: глиняная посуда позволяла людям
варить пищу, лучше сохранять жидкость.
Задание: А теперь, ребята, представьте себя
в роли археологов.
Вы оказались в составе археологической
экспедиции, в ходе раскопок были обнаружены вот
эти вещи. Чем, по-вашему, занимались люди, жившие
на этой стоянке, почему вы так думаете?
Итак, с возникновением земледелия и
скотоводства жизнь людей сильно изменилась, но
потребовалось еще очень много времени, чтобы эти
занятия стали основными в хозяйстве первобытных
людей.
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру "Стань
человеком". Проследите все этапы становления
человека.
Задание: Вспомните и назовите какие вы орудия
труда встретили во время игры?
Рефлексия.
Поделиться страницей:
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Разработка урока по истории на тему "Возникновение земледелия и скотоводства" (5 класс, параграф 4)
Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
Урок 4. Возникновение земледелия и скотоводства
План:
1. Мотыжное земледелие
2. Приручение животных
3. Глиняная посуда и одежда из тканей
4. Родовые общины и племя
5. Духи, идолы и жертвы
Более 2 млн лет люди жили за счёт даров природы, занимаясь охотой и собирательством. Они не производили для себя пищу, а лишь присваивали то, что давала природа. Охоту и собирательство называют, поэтому присваивающим хозяйством.
Но людям предстояло совершить важнейший переворот в своей жизни — научиться самим производить продукты питания, то есть перейти к производящему хозяйству. Наивысшими достижениями людей далёкого прошлого стали земледёлие и скотоводство.
Земледелие и скотоводство возникли примерно 10 тысяч лет назад.
1. Мотыжное земледелие. Возможно, появлением земледелия человечество обязано наблюдательности женщин, они заметили, что упавшие в землю зёрна прорастают, из одного зерна вырастает колосок со многими зёрнами. Женщины стали специально их сеять и отбирать самые лучшие семена. Так возникло земледелие.
Первыми растениями, которые научились выращивать люди, были - ячмень, просо, пшеница, рис. В разных районах земли люди нашли много полезных и съедобных растений, которые научились выращивать. Например, родиной ячменя, риса и чая является Азия; пшеницы - Азия, Африка и Европа; капусты – Европа; а кукурузы, картофеля, подсолнечника, какао, табака и тыквы — Америка.
Земледелие было тяжёлым делом, Пригодных для обработки земель было мало, людям приходилось отвоёвывать их у леса. Однако человеку это оказалось под силу, у него уже был топор. Вырубали деревья и кустарники, выкорчёвывали, а затем, дав дереву высохнуть, поджигали. Пепел перемешивали с землей. Он выступал в качестве удобрения. Поле рыхлили мотыгой, которая сменила палку-копалку — орудие собирателей. Сначала это были сучковатые палки, затем появились каменные мотыги с деревянной рукояткой. Кроме мотыги в земледелии применялись каменный топор и серп. При помощи топора вырубали деревья и кустарник, затем выкорчевывали пни, и все сжигали. Урожай собирали при помощи серпа, изготавливавшегося из кости. В серп вставляли каменные лезвия. Полученное зерно перетирали в муку, затем ее смешивали с водой и полученную массу выпекали у костра на углях.
Но не все племена на планете перешли к земледелию, а вначале лишь некоторые, Земледелие возникало там, где были благоприятные условия — тепло, много воды, плодородная почва, и где в диком виде росли подходящие для посева растения.
«С какой целью люди занимались собирательством и с какой – земледелием?» В ходе беседы выясняется, что с помощью обоих занятий люди добывали себе растительную пищу.
«В чем различие между собирательством и земледелием? - продолжает учитель и вновь называет линию сравнения. - Какое занятие надежнее: в большей степени обеспечивает людей пищей? Сделайте вывод из сравнения».
Записать. Земледелие – обработка земли и выращивание растений. Мотыга – орудие труда для рыхления почвы. Плуг – орудие труда для вспашки земли.
2.Приручение животных.
Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследуют дикие собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники разделывали тушу, а выброшенные остатки доставались собакам. Дикие собаки старались жить возле людей, предупреждали лаем о приближении других хищников. Собака стала первым приручённым домашним животным, она помогала человеку на охоте.
Порой у людей оставался запас пищи. Охотники перестали сразу убивать пойманных ягнят или козлят, а приносили их с собой в поселение. Затем люди стали отбирать самых спокойных и послушных животных.
Так постепенно люди приручили овец, коз, свиней, коров. Собаки охраняли стада приручённых животных, став хорошими помощниками не только охотникам, но и пастухам. Таким образом из охоты возникло скотоводство.
Учитель предлагает учащимся уже самостоятельно сравнить охоту и скотоводство и сделать вывод. Сотни тысяч лет люди, подобно зверям, брали то, что давала им природа в готовом виде. Только с возникновением земледелия и скотоводства они занялись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти. Жизнь людей стала зависеть от труда и умений, а не только от природы.
Рядом с поселениями зеленели поля, на лугах пасся скот. Земледельцы и скотоводы стали оседлым населением. Они жили постоянно на одном месте, по берегам рек и озёр, чтобы было удобнее орошать поля.
Записать. Оседлое население – население, постоянно проживающее на одном месте.
3. Глиняная посуда и одежда из тканей. Появление ремесла.
Кроме скотоводства и земледелия, люди занимались и другим необходимым трудом. Они изготовляли орудия труда, одежду, посуду, строили жилища, научились гладко шлифовать и сверлить камень. Земледельцы и скотоводы изобрели глиняную посуду и ткань.
Вначале для хранения продуктов использовались пустые скорлупы кокосов или высушенные тыквы. Делали сосуды из дерева и коры, корзины из тонких прутьев. Все материалы для этого имеются в готовом виде. А вот обожжённая глина, или керамика, созданная людьми примерно 8 тысяч лет назад, — материал, которого нет в природе. Издавна люди плели корзины из прутьев и обмазывали их глиной. Глина размокала, если в корзину попадала вода. Однажды, когда корзина попала в огонь, глина обгорела и стала твердой. Глиняную посуду лепили вручную. Глиняная посуда сделала возможной варку пищи и лучшее сохранение жидкостей.
Другими важными изобретениями земледельцев и скотоводов были прядение и ткачество. Плести корзины или соломенные циновки люди умели и раньше. Но вот прясть нити из шерсти и волокон льна научились лишь те, кто разводил коз и овец или выращивал полезные растения.
Ранее ткачеством занимались вручную, потом около 6 тысяч лет назад был изобретен простейший ткацкий станок. С появлением прядения и ткачества вместо грубых звериных шкур, сшитых жилами, люди стали носить более удобную одежду из льняных и шерстяных тканей
Такую несложную работу в родовых общинах умели делать многие. Каждому оказалось под силу вылепить грубый глиняный горшок, изготовить каменное орудие. Но затем положение изменилось. Посуду стали делать на гончарном круге, который (как и колесо) люди изобрели около 6 тысяч лет назад, обжигать в специальных печах, украшать выдавленным орнаментом, раскрашивать яркими красками. Прочную и красивую посуду изготавливали только искусные мастера, которые учились этому долгое время. Мастер обеспечивал посудой многих людей. Гончарство стало его основным занятием, ремеслом.
Возникали и другие ремёсла. Ремесленниками становились ткачи, оружейники, ювелиры, строители.
4. Родовые общины и племя. Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотиться в одиночку было очень трудно, поэтому существовало несколько родов, во главе которых стояли старейшины. Старейшина руководил всей жизнью рода, разрешал споры между родичами и был старшим над всеми. Велико было уважение к старейшине, все подчинялись ему беспрекословно.
Родовые общины были небольшими. Несколько родовых общин объединялись в племя.
Племенем управлял совет старейшин. Самый главный из них становился вождём. Мужчины племени избирали его на общем собрании. Под руководством выборного племенного вождя они охраняли принадлежавшие племени леса, пастбища и поля, а также совершали набеги на соседей с целью захвата добычи.
Постепенно племя превращалось в сплочённую группу людей. «Чужим» для человека становился теперь иноплеменник, а соплеменник — «своим». У каждого племени появилась «своя» территория, на которую не пускали «чужих». Объединённые в родовые общины и племена, люди больше помогали друг другу, успешнее охотились, лучше сражались с врагами.
Родовая община – коллектив близких родственников, живущих и работающих вместе.
Записать. Старейшина – руководитель рода. Племя – объединение нескольких родов. Вождь – руководитель племени.
5. Духи, идолы и жертвы. Мировоззрение.
Для людей все в природе было одушевленным. Мир, по их мнению, был населен духами.
Самые могущественные духи назывались богами.
Если все вокруг живое, то со всем можно договориться – нужно только обратить к богам просьбу – молитву. Для получения хороших урожаев и добычи на охоте первобытный человек обращался к своим богам и приносил им жертву. Своих богов люди вырезали из дерева, лепили из глины, высекали из камня и т.д.
Изображения богов назывались идолами. Для задобрения богов к идолам приносили жертвы.
Невозможность объяснить многие явления природ привела к тому, что у первобытного человека возникла вера в сверхъестественные силы, на которые можно воздействовать молитвами и религиозными обрядами.
Вопросы и ответы:
1. Чем отличается мотыжное земледелие от плужного? (Мотыга – орудие труда для рыхления почвы. Плуг – орудие труда для вспашки земли, более качественная обработка)
2. Как изменилась жизнь людей с переходом к земледелию и скотоводству? (Улучшилась: Только с возникновением земледелия и скотоводства они занялись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти. Жизнь людей стала зависеть от их труда и умений, а не только от природы).
3. Какое первое животное приручил человек и почему? (Собака)
4. Что такое родовая община? (Родовая община – коллектив близких родственников, живущих и работающих вместе).
5. Кто и как становился старейшиной? (Самый опытный и умный член рода становился старейшиной – руководителем рода).
6. Что называется племенем? (Племя – объединение нескольких родов, которым руководит вождь)