Можно ли сравнить современное искусство и первобытное искусство. Можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Искусство первобытного мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Искусство первобытного мира. Можно ли сравнить современное искусство и первобытное искусство


Можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Искусство первобытного мира

Не секрет, что искусство наших дней нередко вызывает у простых обывателей, не особенно хорошо знакомых с искусствоведением, изрядное недоумение и даже негодование. Конечно, если сравнить современные полотна с Рафаэлем или Айвазовским, разница будет очевидна, а скульптура сегодняшнего дня имеет крайне мало общего с античной.

Тем не менее, современное искусство имеет целый ряд своих особенностей, и даже достоинств, которые просто нужно понять.

Культура современности

Если обратить более пристальное внимание на культурный процесс наших дней, можно заметить, что он в существенной мере отличается от того, что мы привыкли видеть. Если полотна и скульптуры выставок ведущих мировых музеев самобытны и прекрасны сами по себе, то почти все современное искусство требует некоего пояснения, дополнения.

можно ли сравнивать современное и первобытное искусство

В данном случае имеется в виду тот факт, что практически любое произведение современности требует представления, объяснения концепта, базового принципа, лежащего в основе. Это искусство перформативное в первую очередь.

Искусство и человек сегодняшнего дня

Прежде чем приступать к сравнительной характеристике, следует определить, каково же отношение сегодняшнего человека к различным видам искусства. Не секрет, что для большей части населения классическое искусство стало уже своего рода признаком хорошего тона. В данном случае имеется в виду, что способность отличить работы Рубенса от работ Брейгеля необходима человечеству не для наслаждения, а для причисления себя к определенному классу, как бы странно это ни звучало.

Искусство в жизни современного человека стало выполнять функцию маркера культурности, избранности и элитарности. Разумеется, в данном случае нельзя говорить об абсолютном количестве, но в большинстве своем отношение к культурному наследию именно таково.

Что же касается искусства современного, то в данном случае люди разбиваются на два лагеря: на категорических противников такого рода творчества и сторонников, у которых оно вызывает восхищение. Новейшее искусство в жизни современного человека чаще становится непонятным, нежели восторгающим.

Как уже говорилось, последние произведения, относящиеся к искусству, требуют описания. Попробуем разобраться, в чем же особенность творчества современности.

Секреты современного искусства

Если обратить более пристальное внимание на произведения современности, можно без труда обнаружить некоторые закономерности. К примеру тот факт, что сегодняшние творения в основном минималистичны и даже несколько небрежны. Иногда создается такое впечатление, будто художник или скульптор практически не прилагал к этому усилий. Также творчество современных авторов определенно тяготеет к простоте и даже примитивизму.

искусство в жизни современного человека

Человеку, более или менее знакомому с культурным процессом, определенно это нечто напомнит, а именно искусство первобытного человека (если, конечно, это можно назвать искусством в полной мере). Однако об этом позже.

Прежде чем узнать, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство, следует расставить все точки над "i" в вопросе намеренной примитивизации. Следует задаться всего одним вопросом: "Для чего это, собственно, нужно?"

А необходимо это для того, чтобы в конкретный образ можно было вложить как можно больше смыслов. Если в классической эстетике объект несет в себе всего один концепт, под который непосредственно и выполнен, то современное и первобытное искусство работают иначе. Вспомнить только знаменитый «Черный квадрат» Малевича – сколько интерпретаций данного явления существует?

Чем проще образ, тем вероятнее наполнение его многочисленными смыслами. А теперь обратимся к искусству наших далеких-далеких предков, чтобы узнать, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство.

Особенности творчества первобытного

Прежде всего, следует отметить, что то, что благодаря стараниям археологов дошло до наших дней, не является в полной мере искусством. Различные наскальные рисунки, посуда, украшения и так далее – не представляли изначально совершенно никакой ценности. У них была совершенно иного порядка значимость, а именно сакральная. Все искусство первобытного мира было устремлено не к красоте, но к таинству, единению с природой, возможностью ее победить.

современное и первобытное искусство

Конечно, именно это дало толчок развитию эстетизма в жизни человечества. Тем не менее, если перечислить виды первобытного искусства, его практическая ценность становится более очевидной.

Прежде всего, это, конечно, изображения животных. Конечно, первобытный человек не изображал мамонтов или тигров для того, чтобы запечатлеть великолепие природы и грацию этих замечательных животных. Все дело в том, что путем изображения (или моделирования, которое четко описывает гипотеза макетов) первобытный человек в некотором роде надеялся отобрать у животного, на которое охотился, его силу. С другой стороны, те же самые действия связаны еще и с зачатками тотемизма – верования, согласно которому в основе рода стоит то или иное животное, однако, конкретно это значение изображение животных получило значительно позже.

виды первобытного искусства

Что касается найденных в процессе раскопок черепков посуды, а в особенности украшенной различными орнаментами, в данном случае речь тоже идет именно о сакральном, магическом значении изображаемых вещей. О простом украшательстве в данном случае речь не шла.

Более же поздние варианты тоже могли означать принадлежность предметов к конкретному роду или территории, на которой те были сделаны.

Сходства с современностью

Можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Ответ – да. Можно. Сравнивать, по сути, можно все что угодно, а тем более те явления, которые действительно имеют определенные точки пересечения.

Прежде всего, это, конечно, примитивность и минимализм в исполнении. Как ни крути, почти все современное искусство именно таково, что и дает предпосылки для сравнения.

Кроме того, как уже говорилось ранее, оно концептуально по сути своей и без внедрения в контекст, без его пояснения утрачивает свою ценность.

современное искусство

Наконец, следует отметить, что, конечно, творцы сегодняшнего дня, безусловно, опираются на опыт далеких предков, во многом подражают им. Более того, достаточно много произведений искусства, начиная с такого направления как абстракционизм, обращены и базированы именно на искусстве первобытном.

Кардинальные различия

Итак, после того как мы выяснили, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство на основании их общих черт, обратим внимание на заметные различия.

Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что искусство человека, существовавшего на заре времен, имело совершенно конкретную направленность и не допускало никаких других трактовок, не имело иных значений в то время как искусство современное подчинено полностью воле смотрящего и поясняющего.

Кроме того, первобытное искусство было направлено на принесение практической пользы в то время, как сегодняшние творения существуют ради себя самих или выражения какой-либо идеи. Это искусство говорящее, перформативное, эпатажное.

искусство первобытного мира

Таким образом, мы можем говорить о том, что между первобытным и современным искусством определенно есть некоторые сходства, однако есть и не менее значительные отличия.

загрузка...

meetmarket.ru

Можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Искусство первобытного мира

Не секрет, что искусство наших дней нередко вызывает у простых обывателей, не особенно хорошо знакомых с искусствоведением, изрядное недоумение и даже негодование. Конечно, если сравнить современные полотна с Рафаэлем или Айвазовским, разница будет очевидна, а скульптура сегодняшнего дня имеет крайне мало общего с античной.

Тем не менее, современное искусство имеет целый ряд своих особенностей, и даже достоинств, которые просто нужно понять.

Культура современности

Если обратить более пристальное внимание на культурный процесс наших дней, можно заметить, что он в существенной мере отличается от того, что мы привыкли видеть. Если полотна и скульптуры выставок ведущих мировых музеев самобытны и прекрасны сами по себе, то почти все современное искусство требует некоего пояснения, дополнения.

можно ли сравнивать современное и первобытное искусство

В данном случае имеется в виду тот факт, что практически любое произведение современности требует представления, объяснения концепта, базового принципа, лежащего в основе. Это искусство перформативное в первую очередь.

Искусство и человек сегодняшнего дня

Прежде чем приступать к сравнительной характеристике, следует определить, каково же отношение сегодняшнего человека к различным видам искусства. Не секрет, что для большей части населения классическое искусство стало уже своего рода признаком хорошего тона. В данном случае имеется в виду, что способность отличить работы Рубенса от работ Брейгеля необходима человечеству не для наслаждения, а для причисления себя к определенному классу, как бы странно это ни звучало.

Искусство в жизни современного человека стало выполнять функцию маркера культурности, избранности и элитарности. Разумеется, в данном случае нельзя говорить об абсолютном количестве, но в большинстве своем отношение к культурному наследию именно таково.

Что же касается искусства современного, то в данном случае люди разбиваются на два лагеря: на категорических противников такого рода творчества и сторонников, у которых оно вызывает восхищение. Новейшее искусство в жизни современного человека чаще становится непонятным, нежели восторгающим.

Как уже говорилось, последние произведения, относящиеся к искусству, требуют описания. Попробуем разобраться, в чем же особенность творчества современности.

Секреты современного искусства

Если обратить более пристальное внимание на произведения современности, можно без труда обнаружить некоторые закономерности. К примеру тот факт, что сегодняшние творения в основном минималистичны и даже несколько небрежны. Иногда создается такое впечатление, будто художник или скульптор практически не прилагал к этому усилий. Также творчество современных авторов определенно тяготеет к простоте и даже примитивизму.

искусство в жизни современного человека

Человеку, более или менее знакомому с культурным процессом, определенно это нечто напомнит, а именно искусство первобытного человека (если, конечно, это можно назвать искусством в полной мере). Однако об этом позже.

Прежде чем узнать, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство, следует расставить все точки над "i" в вопросе намеренной примитивизации. Следует задаться всего одним вопросом: "Для чего это, собственно, нужно?"

А необходимо это для того, чтобы в конкретный образ можно было вложить как можно больше смыслов. Если в классической эстетике объект несет в себе всего один концепт, под который непосредственно и выполнен, то современное и первобытное искусство работают иначе. Вспомнить только знаменитый «Черный квадрат» Малевича – сколько интерпретаций данного явления существует?

Чем проще образ, тем вероятнее наполнение его многочисленными смыслами. А теперь обратимся к искусству наших далеких-далеких предков, чтобы узнать, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство.

Особенности творчества первобытного

Прежде всего, следует отметить, что то, что благодаря стараниям археологов дошло до наших дней, не является в полной мере искусством. Различные наскальные рисунки, посуда, украшения и так далее – не представляли изначально совершенно никакой ценности. У них была совершенно иного порядка значимость, а именно сакральная. Все искусство первобытного мира было устремлено не к красоте, но к таинству, единению с природой, возможностью ее победить.

современное и первобытное искусство

Конечно, именно это дало толчок развитию эстетизма в жизни человечества. Тем не менее, если перечислить виды первобытного искусства, его практическая ценность становится более очевидной.

Прежде всего, это, конечно, изображения животных. Конечно, первобытный человек не изображал мамонтов или тигров для того, чтобы запечатлеть великолепие природы и грацию этих замечательных животных. Все дело в том, что путем изображения (или моделирования, которое четко описывает гипотеза макетов) первобытный человек в некотором роде надеялся отобрать у животного, на которое охотился, его силу. С другой стороны, те же самые действия связаны еще и с зачатками тотемизма – верования, согласно которому в основе рода стоит то или иное животное, однако, конкретно это значение изображение животных получило значительно позже.

виды первобытного искусства

Что касается найденных в процессе раскопок черепков посуды, а в особенности украшенной различными орнаментами, в данном случае речь тоже идет именно о сакральном, магическом значении изображаемых вещей. О простом украшательстве в данном случае речь не шла.

Более же поздние варианты тоже могли означать принадлежность предметов к конкретному роду или территории, на которой те были сделаны.

Сходства с современностью

Можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Ответ – да. Можно. Сравнивать, по сути, можно все что угодно, а тем более те явления, которые действительно имеют определенные точки пересечения.

Прежде всего, это, конечно, примитивность и минимализм в исполнении. Как ни крути, почти все современное искусство именно таково, что и дает предпосылки для сравнения.

Кроме того, как уже говорилось ранее, оно концептуально по сути своей и без внедрения в контекст, без его пояснения утрачивает свою ценность.

современное искусство

Наконец, следует отметить, что, конечно, творцы сегодняшнего дня, безусловно, опираются на опыт далеких предков, во многом подражают им. Более того, достаточно много произведений искусства, начиная с такого направления как абстракционизм, обращены и базированы именно на искусстве первобытном.

Кардинальные различия

Итак, после того как мы выяснили, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство на основании их общих черт, обратим внимание на заметные различия.

Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что искусство человека, существовавшего на заре времен, имело совершенно конкретную направленность и не допускало никаких других трактовок, не имело иных значений в то время как искусство современное подчинено полностью воле смотрящего и поясняющего.

Кроме того, первобытное искусство было направлено на принесение практической пользы в то время, как сегодняшние творения существуют ради себя самих или выражения какой-либо идеи. Это искусство говорящее, перформативное, эпатажное.

искусство первобытного мира

Таким образом, мы можем говорить о том, что между первобытным и современным искусством определенно есть некоторые сходства, однако есть и не менее значительные отличия.

загрузка...

aikido-mariel.ru

Как вы думаете можно ли сравнить современное или первобытное искусство?, другой

Zarubinayulia

22 окт. 2013 г., 12:57:03 (4 года назад)

Хе-хе))) Вопрос, который волнует любого современника. И он не нов. Ибо даже в упомянутую Вами эпоху Возрождения, художников терзали сомнения, а достигнут ли они того идеала, который мерещился им в искусстве античности. Говорят, что появление фотоаппарата занизило интерес обывателя к изобразительному искусству, да и самих художников заставило искать "новые" пути самовыражения. Не совсем согласна. Почти полностью не согласна.))) Что такое реальность? То, что мы видим или то, как мы это чувствуем? Ответ легко находится еще в первобытном искусстве, когда в наскальной живописи наряду с "академическими штудиями", выполненными по всем анатомическим правилам, встречаются изображения не только не существовавших животных и растений, но и выполненные в манере, как бы сейчас сказали, "импрессионизма", "экспрессионизма", "сюрреализма", "символизма" и т.д. Искусство с самого своего начала было "символичным", несущим зашифрованный тайный смысл, понятный посвященным. Но уже во времена Рембрандта "посвященные" куда-то подевались. А на рубеже веков вообще, вымерли, как мамонты. "Искусство ради искусства" - заведомо ложный лозунг ибо само себе оно не нужно и топчется на одном месте. Хорошо, что художники быстро одумались. И совершили очередную революцию в искусстве. Их картины вырвались за рамки "простого художественного произведения", которым можно не натереть мозоль на глазу и спокойненько перейти к следующему "шедевру". Это, как у Кандинского, становиться "молитвой", криком невидимой души, действующей на уровне подсознания. А у каждого своя молитва и свое понимание и восприятие мира. По крайней мере, не осталось больше равнодушных, которые на вопрос: "А вы видели?", ответили бы: "Погодите, дайте вспомнить"....Согласна, что многое из современного и искусством-то язык назвать не поворачивается. Но главная проблема в том, что искусство, по-прежнему, есть Символ, который современный человек не может понять и прочитать. Он не хочет думать, мыслить, размышлять. То есть, все то, что дает искусство полностью отвергнуто. + Как это не печально, но уже на психологическом уровне заложен стереотип, что настоящий художник - мертвый художник....А сравнивать разные эпохи между собой, на мой взгляд, очень трудно. Ну как можно сравнить между собой Рембрандта и, например, Ватто? Гойю и Ленена? Венецианова и Лотрека? Каждый запечатлел на холстах, прежде всего, себя, и свой мир, свое понимание жизни. Поэтому я и люблю одинаково "любопытство" Леонардо, "аристократизм" Рафаэля, "гуманизм" Рембрандта, "легкую грусть" Ватто, "лиричность" Лоррена, "бескомпромиссность" голландцев, "вечные поиски истины" Иванова, "душевный надлом" Федотова, "божественность" Врубеля, "молитву" Кандинского, "ироническое изящество" Бакста, "болезнь" Ван Гога, "детскую непосредственность, переходящую, порой, в жестокость" Кало, "душевную чистоту" Петрова-Водкина, "солнечный свет" Дейнеки, "утверждающую жизнерадостность" Яблонской, "размах" Захарова... Извините, увлеклась...*Они - люди как люди....обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...*)))) Это я к чему....Не стоит целовать плинтус, когда можно прыгать по облакам)))))

drugoi.neznaka.ru

Как вы думаете можно ли сравнить современное или первобытное искусство?

Zarubinayulia

22 окт. 2013 г., 12:57:03 (4 года назад)

Хе-хе))) Вопрос, который волнует любого современника. И он не нов. Ибо даже в упомянутую Вами эпоху Возрождения, художников терзали сомнения, а достигнут ли они того идеала, который мерещился им в искусстве античности. Говорят, что появление фотоаппарата занизило интерес обывателя к изобразительному искусству, да и самих художников заставило искать "новые" пути самовыражения. Не совсем согласна. Почти полностью не согласна.))) Что такое реальность? То, что мы видим или то, как мы это чувствуем? Ответ легко находится еще в первобытном искусстве, когда в наскальной живописи наряду с "академическими штудиями", выполненными по всем анатомическим правилам, встречаются изображения не только не существовавших животных и растений, но и выполненные в манере, как бы сейчас сказали, "импрессионизма", "экспрессионизма", "сюрреализма", "символизма" и т.д. Искусство с самого своего начала было "символичным", несущим зашифрованный тайный смысл, понятный посвященным. Но уже во времена Рембрандта "посвященные" куда-то подевались. А на рубеже веков вообще, вымерли, как мамонты. "Искусство ради искусства" - заведомо ложный лозунг ибо само себе оно не нужно и топчется на одном месте. Хорошо, что художники быстро одумались. И совершили очередную революцию в искусстве. Их картины вырвались за рамки "простого художественного произведения", которым можно не натереть мозоль на глазу и спокойненько перейти к следующему "шедевру". Это, как у Кандинского, становиться "молитвой", криком невидимой души, действующей на уровне подсознания. А у каждого своя молитва и свое понимание и восприятие мира. По крайней мере, не осталось больше равнодушных, которые на вопрос: "А вы видели?", ответили бы: "Погодите, дайте вспомнить"....Согласна, что многое из современного и искусством-то язык назвать не поворачивается. Но главная проблема в том, что искусство, по-прежнему, есть Символ, который современный человек не может понять и прочитать. Он не хочет думать, мыслить, размышлять. То есть, все то, что дает искусство полностью отвергнуто. + Как это не печально, но уже на психологическом уровне заложен стереотип, что настоящий художник - мертвый художник....А сравнивать разные эпохи между собой, на мой взгляд, очень трудно. Ну как можно сравнить между собой Рембрандта и, например, Ватто? Гойю и Ленена? Венецианова и Лотрека? Каждый запечатлел на холстах, прежде всего, себя, и свой мир, свое понимание жизни. Поэтому я и люблю одинаково "любопытство" Леонардо, "аристократизм" Рафаэля, "гуманизм" Рембрандта, "легкую грусть" Ватто, "лиричность" Лоррена, "бескомпромиссность" голландцев, "вечные поиски истины" Иванова, "душевный надлом" Федотова, "божественность" Врубеля, "молитву" Кандинского, "ироническое изящество" Бакста, "болезнь" Ван Гога, "детскую непосредственность, переходящую, порой, в жестокость" Кало, "душевную чистоту" Петрова-Водкина, "солнечный свет" Дейнеки, "утверждающую жизнерадостность" Яблонской, "разм

geometria.neznaka.ru

Как вы думаете можно ли сравнить современное или первобытное искусство?

Zarubinayulia

22 окт. 2013 г., 12:57:03 (4 года назад)

Хе-хе))) Вопрос, который волнует любого современника. И он не нов. Ибо даже в упомянутую Вами эпоху Возрождения, художников терзали сомнения, а достигнут ли они того идеала, который мерещился им в искусстве античности. Говорят, что появление фотоаппарата занизило интерес обывателя к изобразительному искусству, да и самих художников заставило искать "новые" пути самовыражения. Не совсем согласна. Почти полностью не согласна.))) Что такое реальность? То, что мы видим или то, как мы это чувствуем? Ответ легко находится еще в первобытном искусстве, когда в наскальной живописи наряду с "академическими штудиями", выполненными по всем анатомическим правилам, встречаются изображения не только не существовавших животных и растений, но и выполненные в манере, как бы сейчас сказали, "импрессионизма", "экспрессионизма", "сюрреализма", "символизма" и т.д. Искусство с самого своего начала было "символичным", несущим зашифрованный тайный смысл, понятный посвященным. Но уже во времена Рембрандта "посвященные" куда-то подевались. А на рубеже веков вообще, вымерли, как мамонты. "Искусство ради искусства" - заведомо ложный лозунг ибо само себе оно не нужно и топчется на одном месте. Хорошо, что художники быстро одумались. И совершили очередную революцию в искусстве. Их картины вырвались за рамки "простого художественного произведения", которым можно не натереть мозоль на глазу и спокойненько перейти к следующему "шедевру". Это, как у Кандинского, становиться "молитвой", криком невидимой души, действующей на уровне подсознания. А у каждого своя молитва и свое понимание и восприятие мира. По крайней мере, не осталось больше равнодушных, которые на вопрос: "А вы видели?", ответили бы: "Погодите, дайте вспомнить"....Согласна, что многое из современного и искусством-то язык назвать не поворачивается. Но главная проблема в том, что искусство, по-прежнему, есть Символ, который современный человек не может понять и прочитать. Он не хочет думать, мыслить, размышлять. То есть, все то, что дает искусство полностью отвергнуто. + Как это не печально, но уже на психологическом уровне заложен стереотип, что настоящий художник - мертвый художник....А сравнивать разн

geografia.neznaka.ru


Смотрите также