Миф в первобытной культуре. 4. Миф как феномен первобытной культуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Роль мифа в первобытной культуре. Миф в первобытной культуре


4. Миф как феномен первобытной культуры. Динамика и типология культур

Похожие главы из других работ:

Динамика взаимодействия культур и их взаимной оценки

Цивилизация как феномен культуры

Для того чтобы начать анализ самого взаимодействия культур, согласно поставленной цели исследования, необходимо дать определение понятию "культура". Понятие "культура" происходит от латинского языка и означает возделывание, воспитание...

Искусство как феномен культуры

2. Искусство как феномен культуры

...

Культура древней Руси VI-XIII веков

3. Феномен русской культуры

Эта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства...

Культура первобытного общества

1.1 Характерные черты первобытной культуры

Ранние стадии развития человеческого общества историки делят на век каменный (2,5 млн. - 4 тыс. лет до н.э.), бронзовый (III-II тысячелетия до н.э.) и железный (I тысячелетие до н.э.). Каменный век подразделяется на палеолит (2,5 млн. - 10 тыс. лет до н.э.)...

Наука и техника как феномен культуры

1. Наука как феномен культуры

Наука Аглямова Н.Н. Культурология: учебное пособие. М.:Инфра-М, 2008 ,С, 90 - одна из доминант культуры, ее элемент, без науки культура не может успешно осуществлять свои базовые социальные функции...

Наука и техника как феномен культуры

2. Техника как феномен культуры

Одним из сложнейших теоретических вопросов современной науки является вопрос о месте и роли техники в культуре, ее достижениях и проблемах. Последние сто лет технику либо осуждали, либо презирали, либо смотрели на нее с ужасом...

Предмет, основные понятия и структура культурологии

4. Феномен культуры и его понимание

Культура формируется и развивается как специфически человеческая деятельность. Культура делает человека человеком, выделяя его из окружающего мира. Но как она возникла? В чем ее смысл? Если культура рождается...

Проблема начала культуры

2. Исторические стадии развития первобытной культуры

Большая часть истории человечества приходится на период первобытности, который длился много сотен тысяч лет. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на: каменный, медный...

Проблемы культуры в свете философии

2. Особенности первобытной культуры

...

Проблемы культуры в свете философии

2.1 Сложность и актуальность проблемы первобытной культуры

Проблема первобытной культуры является одной из самых сложных в культурологии и определяется двумя моментами...

Проблемы культуры в свете философии

2.2 Становление первобытной культуры

Благодаря усилиям ученых разных направлений в XX веке сложилась общепринятая, уже упоминавшаяся ранее классификация, в основе которой лежит деление истории на век каменный, бронзовый и железный. Каменный век, в свою очередь, делят на палеолит...

Революция и её роль в первобытной культуре

ГЛАВА 1. ИСТОИЯ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ

Становление мира культуры является результатом длительного процесса взаимовлияния биологической и социальной эволюции...

Становление мюзикла во Франции

1.1 Мюзикл как феномен культуры

В своей книге «О мюзикле» Э. Кампус приводит известный парадокс Отто Шнайдерайта об оперетте [10, с. 3] и предлагает перефразировать его по отношению к жанру мюзикла. И вот что получается: Мюзикл - наиболее изученный музыкальный жанр...

Стимпанк как опыт сотворения палимпсеста на основе альтернативно-исторического мышления

§ 2. Палимпсест как феномен культуры

Альтернативная история, являясь жанром фантастики, призвана создавать несуществующие миры, основанные на реальной действительности. Таким образом, это всегда синтез, взаимодействие чего-то старого с неким новым элементом...

Читательская мода

3. Читательская мода как феномен культуры

Термин «мода» (французского происхождения) ныне трактуется как периодически возникающее и повторяющееся, частичное изменение внешних форм культуры, происходящее под влиянием многих социальных факторов (экономических...

cult.bobrodobro.ru

Миф и первобытная культура, Культурология

Пример готового реферата по предмету: Культурология

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. МИФ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ГЛАВА II. ТЕОРИИ МИФА

ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ МИРА

ГЛАВА IV. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА И МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Содержание

Выдержка из текста

Синкретизм (гр. synkretismos соединение) выразился прежде всего в нерасчленённости, единстве трёх форм бытия — культуры, общества и человека. Здесь каждый член родоплеменного коллектива равен целому: у всех одно имя, одна раскраска тела, одна причёска, одни украшения, пляски, мифы, обряды. Иными словами, «я» полностью растворено в «мы» и точно так же культура этого родоплеменного «мы» тождественна с «мы — обществом» и с каждым входящим в него «я». Нерасчленённое, целостное мышление первобытного человека, как и сознание ребёнка, давало волю мощной фантазии, которая превосходила во всех сферах его деятельности силы аналитического мышления.

Второй существенный признак первобытной культуры — её традиционность. Все особенности структуры бытия и быта каждой родоплеменной общности, мифы, обряды, нормы вкуса. Они характеризовались стабильностью и оставались, жёсткими, нерушимыми, передаваясь из поколения в поколение как неписаный закон, освящённый мифологическими представлениями. Власть традиции была абсолютной именно благодаря её способности выступать мощным социальным регулятором поведения людей, средством их сплочения.

Это качество первобытной культуры, оставленное в наследство следующим эпохам, неразрывно связано с её мифологической доминантой, ибо мифология по самой своей природе претендует на абсолютность утверждённого ею миропонимания, а значит, требует от каждого индивида безусловного принятия данной системы идей, чувствований и их передачи в неприкосновенном виде из поколения в поколение.

В силу прочного единства всех видов деятельности первобытная культура, в отличие от эпохи цивилизации, является синкретическим культурным комплексом, где все виды культурной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство.

Функции первобытного искусства: познание, самоутверждение человека, систематизация картины мира, колдовство, формирование эстетического чувства. При этом социальная функция тесно переплетается с магико-религиозной. Различные инструменты, оружие, сосуды украшаются изображениями, имеющими магическое и социальное значение.

В первобытную эпоху зарождаются все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты), живопись (цветные изображения, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры из камня, глины).

Появляется декоративное искусство — резьба по камню, кости, рельефы.

Первоначально верования древних людей сводились к анемизму — одушевлению всей окружающей природы. Позже они стали языческими, основанными на многобожии. Главные религиозные культы, обряды повсеместно связывались с религиозными видами искусства. Однако необходимо специально отметить, что целью первобытного искусства являлось не эстетическое наслаждение, хотя оно неотъемлемое качество любого художественного произведения, а решение практических задач. Отсутствие предметов чистого искусства не означает равнодушия к декоративным элементам. Последние в качестве геометрических знаков, орнамента становились выражением чувства ритма, симметрии, правильной формы.

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового художественного творчества. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

Образ жизни первобытных людей определялся постоянными заботами об обеспечении выживания, основным источником которого служило собирательство — охота, рыболовство, сбор растительной пищи. Второй важнейшей проблемой была защита от врагов, среди которых наибольшую опасность представляли вражеские племена. И для охоты, и при военных стычках использовалось одно и то же оружие — палицы, каменные топоры, копья. Ближе к концу каменного века были изобретены лук, бумеранг. Кроме примитивных орудий труда важнейшим достижением людей каменного века является освоение огня. В области внутриплеменных отношений произошло прекращение близкородственного скрещивания (инцеста), сформировалась традиция погребения мертвых.

Средняя продолжительность жизни первобытных людей была в пределах

2. лет, основными причинами смерти служили голод, болезни, хищные животные, военные стычки. К концу периода предполагаемая численность человечества составила порядка 5 млн., когда произошло заселение всех пригодных для жизни регионов Земли. Проведенное в XIX—XX вв.еках изучение быта племен, находящихся на уровне культуры каменного века, показало их высокую сплоченность, развитое чувство справедливости. По многим моральным качествам эти племена значительно превосходили современные цивилизованные народы. Причина такого положения — суровые условия жизни. Без высокой консолидации усилий всех членов племени, направленных на борьбу за выживание, первобытные люди обеспечить его просто не смогли бы.

Следующие за каменным веком периоды в развитии человечества — бронзовый и железный века. Эти переходные периоды получили название неолитической революции. Они ознаменовали изменение способов получения основных, обеспечивающих жизнь материальных благ, которые люди научились производить (а не только добывать то, что имелось в природе в готовом виде).

Такой способ жизнеобеспечения оказался несравненно эффективнее собирательства и обусловил весь последующий прогресс человечества, привел к появлению цивилизации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные представления о мифе при всей их разноплановости позволяют сделать некоторые, самые общие заключения:

1. мифы — это попытка людей осмыслить свое бытие и как бы вжиться в них, сознательно слиться с ними с помощью эмоциональных и логических ассоциаций,

2. особенности мифологического мышления связаны с нехваткой общих абстрактных понятий — отсюда потребность выражать общее, универсальное через конкретное. Например, в шумерском языке не было слова «убить», использовался оборот «голову палкой ударить». Кроме того, мифологическое мышление отождествляло причинно-следственную зависимость с близостью, сходством, чередованием;

3. миф отражает интуитивно распознаваемую сознанием первобытного человека закономерность и упорядоченность явлений природы в форме ритмичности, цикличности движения своих образов; 4) структура мифов отражает, выражает определенные особенности психики человека;

5. миф связан с коллективным опытом, который для индивида был объектом веры (как мудрость предков).

Индивидуальный опыт не мог изменить ее, миф как вера предков, как дело веры самого субъекта не подлежал проверке, не нуждался в логическом обосновании, отсюда коллективно-бессознательная природа мифа;

6. миф отражал закономерности природы, ввиду слабости абстрактного мышления персонифицировал их, связывал их с сознательно действующей волей, отсюда основное действующее лицо мифологии -- божество;

7. мифология — средство самовыражения человека. Это древнейшая и вечная форма проявления творческих способностей человека. Именно поэтому система мифов, мифологии разного типа обнаруживают себя в основе всех форм и типов человеческой культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре М., 1990

В преддверии философии: Духовные искания древнего человека. М., 1984.

С.А. Токарев Что такое мифология? Л., 1976

С.А. Токарев ранние формы религии и их развитие М., 1985

Энциклопедия «Мифы народов мира», Москва/Минск/Смоленск 1994

Никольский Н.В. Загадка первобытной культуры

Владышевский Д.В., Ковтун Н.В. Социодинамика культуры и постмодернизм. Красноярск, 2000

В преддверии философии: Духовные искания древнего человека. М., 1984. С. 24−28

Вико Дж. Основания новых наук Л., 1940. С. — 87

там же. С. 128

Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1983

Энциклопедия «Мифы народов мира» М., 1994. С. 24

1

Список источников информации

1.Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре М., 1990

2.В преддверии философии: Духовные искания древнего человека. М., 1984.

3.С.А. Токарев Что такое мифология? Л., 1976

4.С.А. Токарев ранние формы религии и их развитие М., 1985

5.Энциклопедия «Мифы народов мира», Москва/Минск/Смоленск 1994

6.Никольский Н.В. Загадка первобытной культуры

7.Владышевский Д.В., Ковтун Н.В. Социодинамика культуры и постмодернизм. Красноярск, 2000

список литературы

referatbooks.ru

Роль мифа в первобытной культуре — курсовая работа

Как и всякая религия, магические верования являются лишь фантастическим отражением в сознании людей, господствующих над ними внешних сил. Специфические  корни разных видов магии –  в соответствующих видах человеческой деятельности. Они возникли и сохранились  там тогда, где и когда человек  был беспомощен перед силами природы.

Один из древнейших, притом самостоятельных, корней религиозных  верований и обрядов связан с  областью взаимоотношения полов  – это любовная магия, эротические  обряды, различные виды религиозно-половых  запретов, поверья о половых связях человека с духами, культ божеств  любви.

Многие виды магии используются и в наше время. Например. один из самых устойчивых видов магии- половая  магия. Ее обряды нередко и сейчас продолжают существовать в своей  самой простой и непосредственной форме.

Магические представления  определяли всю содержательную сторону  первобытного искусства, которое можно  назвать магико-религиозным.

Фетишизм. Разновидность магии – фетешизм (от франц. fetiche – талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями - фетешизма – могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. (см. приложение 2) Формы почитания фетишей так же разнообразны: от принесения им жертв до вкалачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему пользу.

Вера в амулеты (от араб. гамала - носить) восходит к первобытному фетешизму и магии. Она была связана с конкретным предметом. которому предписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий и болезней. В Сибири неолитические рыболовы подвешивали к сетям каменных рыб.

Фетишизм широко распространен  и в современных религиях, например, поклонение черному камню в Мекке  у мусульман, многочисленным «чудотворным»  иконам и мощам в христианстве.

Тотемизм. В истории религий многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом»и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск. ототем – его род). Тотетизм – это вера в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже – явлениями природы).

От тотема зависела жизнь  всего рода и каждого его члена  в отдельности. Люди верили и в  то, что тотем непостижимым образом  воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для  того, чтобы вызвать изобилие соответствующих  зверей или рыб, птиц и растений и  обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.

Следы и пережитки тотемизма  обнаруживаются и в религиях классовых  обществ в Китае в древний  период племя инь (иньская династия) почитало в качестве тотема ласточку. Прослеживается влияние тотемических пережитков на мировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема в более развитых религиях переросло в обрядовое поедание жертвенного животного. Некоторые  авторы считают, что и христианское таинство причастия коренится в  отдаленном тотемном обряде.

Если  рассматривать значение слова «миф»  в моем понимании, то его можно  определить как своеобразный способ или некоторый канал, по которому одно поколение передавало другому  накопленный опыт, знания, ценности и культурные блага. При чем, так  как передача знаний была от человека к человеку (так как на раннем этапе зарождения мифологии письменность отсутствовала), то это был не объективный  способ передачи, что-то терялось, что-то приукрашивалось и т.д.

«Миф» по-гречески значит ни что иное как «слово». Миф, следовательно, есть всегда то или иное обобщение, - пишет Лосев, - и те существа, о которых повествует мифология, всегда являются тем или иным обобщением, поскольку им как чему - то общему всегда подчиняется определенная область действительности как совокупность то или иного множества или бесконечного числа частных явлений».2

            Главный «гонитель» мифа Платон видел в нем не только «живое, наивное, тождественное себе», но и «…иное себе…иносказание или символ».

Есть, совершено неожиданный смысл, на который указывает А. Тахо-Годи: «Платон  вместе с тем именует мифом  чисто философские теории, например движение, как первоначало является для него мифом, не поэтической, не философской  выдумкой».3

Наконец, миф как сфера мечтаемого устремлен  в будущее: созвучные ему индоевропейские  корни, означают «заботиться», «иметь в виду», «страстно желать».

Миф сообщает жизни смысл и зовет  к деятельности. «Миф делает это  не через логику или образец, - поясняет эту позицию исследователь его  школы О.Флайерти, - а через активизацию  наших эмоций».

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем  их:

  1. * космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной. Например, в греческом мифе «Происхождение мира и богов» так описывается начало творения: «Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги...»4
  2. * антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества, Согласно многим мифам, человек створяется из самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром  бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший  плодов  с  древа познания добра  и зла) (см. приложение 3) У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя)
  3. * мифы  о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ. Эти мифы повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные  культурные  блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое  сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе – «мыслящий прежде», «предвидящий») наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь 5
  4. *эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен. Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

 

Итак, человек сталкивается с бытием окружающего  мира и целостно переживает это взаимодействие: эмоции и творческое воображение  вовлечены в него в той же мере, что и интеллектуальные способности.         Каждое событие обретает индивидуальность, требует своего описания и тем самым объяснения. Подобное единство, возможно лишь в форме своеобразного рассказа, должного образа воспроизвести и переживаемое событие и раскрыть его причинную обусловленность. Именно такой «рассказ» и имеют в виду, когда употребляют слово «миф». Другими словами, рассказывая мифы, древние люди использовали принципиально отличающиеся от привычных нам методы описания и интерпретации. Роль абстрактного анализа играла метафорическое отождествление. Например, современный человек говорит, что атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. Но первые земледельцы Ближнего Востока, наблюдая подобное событие, внутренне переживали его совершенно иначе. Им на помощь прилетела долгожданная птица Имдугуд, покрыла небо черными грозовыми тучами и пожрала Небесного быка, чье горячее дыхание спалило посевы.

В этом рассказе (мифе) главное – то единство, с каким переживается, а соответственно мыслится и описывается реальное взаимодействие древнего человека и сил природы. Люди рассказывают о событиях, от которых зависело само их существование. Они непосредственно пережили столкновение двух одухотворенных, как им казалось, сил: враждебный, губивший их урожай и угрожавший тем самым их жизням, и другой, устрашающий (гром), но доброжелательный к ним. Оставалось лишь назвать эти силы и построить на их именах ассоциативно – метафизический ряд умозаключений, являющих собой причудливую смесь фантазии и реальности.

Следует учитывать, что в глазах первобытного человека сверхприродное пронизывало и поддерживало природное. Отсюда и текучесть природы мифы не объясняют ее, они только ее отражают. Она, это сверхприрода, и дает содержание мифам, столь смущающим наш рациональный ум.

Если  рассмотреть античный мир, то сущность мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного  строя, при котором мир воспринимался, как жизнь одной огромной родовой  общины, и в мифе они обобщали все многообразие человеческих отношений  и природных явлений.

В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в  единое целое.

В мифе нет абстрактных понятий, в нем  все – очень конкретно, персонифицировано, одушевленно.

Мифологическое  сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или  понятие.

В мифологическом образе собрано много позитивных человеческих качеств, которые в  ком-то одном, конечно, очень редко  сочетаются, потому это и выражено в мифологической форме.

Миф живет в своем, особенном времени  – времени «первоначало», «первотворения», к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.

Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему  чужды доводы рассудка, он объясняет  мир, исходя не из знания, а из веры.

Мысль в мифологическом сознании была объектом внутреннего восприятия, она не думалась, но обнаруживалась в своей явленности, так сказать, виделась и слышалась. Мысль была, по существу, откровением, не чем-то искомым, а навязанным, убедительным именно в своей непосредственно  данности. Этот тип мифологического  мышления Юнг назвал предсуществующим, не способным обнаружить себя в качестве такового и защищенным от саморефлексии структурой господствующих в нем символов.

Образность  в мифе неотделима от мысли, так как  она и представляет собой ту форму, в которой закономерно осознается впечатление и, соответственно, событие. Миф становится способом миропонимания в первобытной культуре, способом, которым она формирует свое понимание истинной сущности бытия, т.е. миф выступает в роли своеобразной философии или метафизики древнего человека.

Общепринятой  теории мифа нет до сих пор, поэтому  необходимо познакомится с самыми известными из выдвигавшихся гипотез. Первую серьезную  философию мифа создал итальянский  ученый Дж. Вико, который полагал, что мифы складываются как игра фантазии, вызванная интуитивным ощущением присутствия высших сил и страхом перед ними. Ему же принадлежит мысль, что различные типы мифов возникают на разных уровнях общественного развития. «Первые люди, как бы дети рода человеческого, неспособные образовать родовые понятия вещей, естественно, были вынуждены сочинять поэтические характеры, т.е. фантастические роды или универсалии, чтобы сводить к ним как к идеальным портретам все отдельные виды»6. И он же продолжает: «Поэтическая мудрость – первая мудрость язычества – должна была начинать с метафизики, не рациональной абстрактной метафизики современных ученых, а с чувственной и фантастической метафизики первых людей, так как они были совершенно лишены рассудка, но обладали сильными чувствами и могущественной фантазией». Юм Д. предположил позже, что человеческие страхи и надежды заставляли людей персонифицировать закономерности природы, поскольку древние рассматривали ее по своему образа и подобию как наделенную чувствами, страстями, а затем – телом.

Первобытный человек не обладал жаждой познания нового, у него не было и не могло  быть правильного понимания причинно-следственных связей, не хватало слов для аналитической  мысли, не было умения логично мыслить. Миф – это ошибочное объяснение явлений при недостаточных средствах  и возможностях для познания. 

Миф становился продуктом или особого  типа мышления («первобытного мышления»), или образного выражения эмоций, или, наконец, подсознания первобытного человека.

Миф – не объяснение явлений, т.е. не теория, а выражение веры, переживаемой как  действительность. В первобытной  культуре миф выполняет важнейшую  функцию: он выражает и обобщает верования, обосновывает сложившиеся моральные  нормы, доказывает целесообразность обрядов  и культов, содержит практические правила  человеческого поведения. Поэтому  миф – не праздный продукт полудетского воображения, а активная социальная сила. Ни в коем случае нельзя считать  миф поэтическими упражнениями слабого интеллекта. Миф является прагматическим законом, определяющим религиозную веру и моральную мудрость, подобно священным книгам – Библии, Корану и т.д.

Миф для первобытного человека – это  подтверждение некоей предполагаемой исконной действительности, он как  бы прецедент, оправдывающий действие коллектива, идеальный образец традиционных моральных ценностей, традиционного  образа жизни и магической веры.

referat911.ru


Смотрите также