Часть 2 художественная культура древнейшего и древнего мира
Программные материалы к курсу лекций
Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям
(ГСЭ.Ф.04. – культурология)
(протокол № 4 от 15 июня 2004 г. заседания Президиума совета УМО по специальностям педагогического образования)
Издательство ОГПУ
Оренбург 2004
УДК 008:930.8
ББК 63.3-7
М 96
Рецензенты
Н. Л. Моргунова, доктор исторических наук,
Профессор ОГПУ
А. Г. Прокофьева, доктор педагогических наук,
Профессор ОГПУ
Мышьякова Н.М.
М 96 Мировая художественная культура. Часть 2: Художественная
культура древнейшего и древнего мира: Материалы к курсу лекций. –
Оренбург: Издательство ОГПУ, 2004. – 79 с.
Программа является второй частью курса «Культурология» (Часть 1: «Мифология») и предназначена для студентов всех факультетов и студентов гуманитарных факультетов, обучающихся по специальности «Культурология».
УДК 008:930.8
ББК 63.3-7
Мышьякова Н.М., 2004
Издательство ОГПУ, 2004
Программа является второй частью общего курса «Культурология» (часть 1 – «Мифология») и предназначена для студентов гуманитарных специальностей. Программа предполагает вариативное, выборочное использование материала в зависимости от количества часов, специфики факультета, наличия иллюстративного материла и т.п. Программные материалы позволяют рассматривать выбранные темы в широком национальном, социокультурном, морфологическом контексте, выявляя взаимодействия культур или их типологическую общность. Темы, которые не вошли в основной курс, могут быть использованы в системе факультативных занятий.
Раздел 1. Художественная культура древнейшего мира
Понятие традиционного типа культуры. Своеобразие социальной структуры. Присваивающий характер экономики. Формирование культуры как механизма самоорганизации социума. Аккумуляция жизненного опыта и культурная традиция. Основные этапы древнейшей культуры. Проблема происхождения художественной культуры. “Метаисторическое пространство” зарождения “метаискусства” (Э.Семенцова). Анонимный характер художественной деятельности. Синкретизм первобытной культуры. “Нравственная нейтральность” (М.С.Каган) первобытного искусства. Данные археологии и этнографии. Каменные орудия позднего палеолита. Понятие избыточного мастерства. Анимизм и тотемизм первобытного искусства. Первобытный “идеологический синкретизм” (Н.А.Дмитриева). «Археологические» гипотезы, связывающие генезис «первичных форм творчества» с «подсказками» «естественной скульптуры», «макаронами», «руками» (А.Д.Столяр).
Изобразительное искусство.“Звериное” воплощение космоса. Связь первобытного искусства с охотой и охотничьей магией Анимализм палеолита как искусство «великих охотников» на крупного, стадного зверя. Мифологическая система пещерной живописи.
Открытие настенных рисунков в пещере Альтамира испанцем Марселино де Саутуола (1875). Альтамира – палеолитическая «картинная галерея», наиболее значительная по художественному богатству и по «трагической роли в историографии» (А.Д.Столяр). Размещение рисунков (на потолке, на стенах, в труднодоступных местах). Манера рисования. Несоблюдение внешних взаимных пропорций. Явление суперпозиции. Отсутствие перспективы. Редкие случаи изображения пространства (“бизон, оглядывающийся назад” и “отдыхающая женщина” в пещере Ла Мадлен). Отсутствие вертикальной и горизонтальной ориентации. Рентгеновский стиль. Изображение сцен. Приёмы передачи движения (положения ног, наклон тела, поворот головы). Приёмы упрощения и символизации изображения. Два стиля первобытного искусства:жизнеподобныйиусловный. Изображение зверя и выражение человека. Первобытная изобразительная техника (крупные каменные резцы; палец, испачканный цветной глиной). Использование в изобразительных целях формы скалы (“вставший бизон” в сталагмите пещеры Кастильо, “бизон со стрелами” в пещере в Нио). Применение минеральных красителей.
Виды изображённых животных:бизоны, туры, носороги, козлы, лошади, волки. Редко изображаемые животные: олень, осёл, хищные животные. Уникальность изображения рыб, птиц, змей, насекомых.
Антропоморфные изображения. Частые изображения женщин. Образ женщины как антропоморфная составляющая концепции мира.Реалистический истилизованныйтипы изображения. Фронтальность, неподвижность женских фигур, их потенциальная монументальность. Плоское, не проработанное изображение лица.Клавифорныеизображения (напоминающие нотные знаки или музыкальный ключ). Типодетых женщин.Уникальность изображения двух “отдыхающих женщин” в пещере Ла Мадлен. “Модернизм” изображения (Я.Елинек).
Изображения мужчин. Драматизм сцен и ситуаций, в которых изображены мужчины: пронзаемые стрелами, защищающиеся от зверя (терзания). Фаллические мотивы.
Система символических изображений. Различное толкование символов (знаки пола, календарь, обрядовые касания). Позитивные и негативные изображения руки. Изображения руки с неразвитыми пальцами (мутилация).
Выход изображения из пещеры на поверхность скалы (мезолит). Поза летучегогалопа. Системаорнаментальныхсимволов. “Рождение сосуда с цельной системой росписи – мировоззренческая революция” (Э.Семенцова). Развитое почитание богини-матери, быка. Узоры «ленточной» керамики, скорпионы, рыбы, птицы, изображения «рогов посвящения», символы креста, свастикообразные спирали и т.п. Тенденция к созданию относительно самостоятельной изобразительной целостности. Развитие рисуночного письма –пиктографии. Раскрашенныегалькипещеры Мас д’Азиль в Арьеже (Франция) – возможные знаки древнейшей письменности (предположение французского учёного Э.Пьетта).
Первобытная скульптура.Стелы с рельефом человеческого лица. Зооантропоморфные изображения. Палеолитические “Венеры”. Проблемы эротической и социальной атрибуции «Венер». «Буквализм» как «стадиальная особенность древнего символизма» (А.Д.Столяр).
Первобытная архитектура.Освоение монументального пространства, выборкамняв качестве главного материала. Образы естественного скопления (лабиринты). Антропоморфность идеи каменных валунов. Циклопические крепости. Европейские городища. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи. Стоунхендж в Англии (сложное пространственное сооружение, продуманность конструкции). Мегалитическая культура Франции. «Срубные» культуры Среднего Поволжья и Южного Приуралья. Погребальные сооружения. Элементы архитектурного декора.
Изготовление украшений:брелоки, шпильки, ожерелья, браслеты. Манера ношения украшений. Материалы и техника обработки. Украшения-амулеты.
Первобытный театр(использование масок, подражание повадкам животных, раскраска тела и т.п.). Роль тотемических и инициационных обрядов в развитии первобытного театра. Образ животного в первобытных представлениях. Появление первых человеческих масок в похоронном и поминальном обрядах. Роль тайных мужских союзов в сохранении и развитии первобытных “театральных” традиций. Колдовские «сеансы» и шаманское камлание – образцы синкретического театрально-ритуального действа. Элементы театральности в свадебных обрядах, в календарных аграрных народно-обрядовых играх.
Искусство танца.Ритм движений и ритм звуковой.
“Вызревание” музыкивнутри первобытного синкретического комплекса праискусства. Мелодические и ритмические формулы. Логическая организация звуков. Первые примитивные инструменты: колотушки, погремушки, каменные плиты-литофоны, трубы-раковины, флейты из костей и рогов животных, музыкальный лук. Усложнение интонационного строя. Образование простейших музыкально-звуковых систем, элементарных видов метра и лада. Музыкальная мифология. Представление о музыке как о могучей силе, способной влиять на природу. Лирические заклинания.
Концепция А.Н.Веселовского о происхождении поэзиииз народного обряда. Эпос и лирика как “результат разложения древнего обрядового хора”. Понятия “коллективной эмоциональности” и “группового субъективизма” (А.Н.Веселовский).Запевалыобрядового хора – прообразпоэта. Канонизированность первобытной лирики, её магические цели.Смысловой комплекс– важнейший элемент первобытной поэзии. Поэтика повторяемостии варьирования. Формирование семантико-синтаксического параллелизма. Характерные стилевые черты первобытной поэзии (приём контраста, накопление синонимов, рефрены, полилогия, метафорические формулы и т.д.).
Внутренний аспект проблемы происхождения словесного искусства. Понятие мифа. Ритуалистическая концепция соотношения мифа и обряда (Дж. Фрезер, Р.Харрисон и др.). Ритуально-мифологическая школа (Н.Фрай, Р.Чейз и др.). Отождествление поэзии с мифом и ритуалом.
Исследование Э.Кассирера о мифе как особом символическом и рациональном языке.
Структурная антропология К.Леви-Стросса. Логические механизмы первобытного мышления: “поле бессознательных логических операций”; принцип “бриколажа”; система бинарных оппозиций; механизмы медиации (посредничества) и “порождающей семантики” (К. Леви-Стросс). Символизм, генетизм и этиологизм мифологического мышления. Всеобщая персонификация в мифах и широкое метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, “парадигматический” характер мифа (Е. Мелетинский). Миф как мировоззрение и повествование. Миф как знаковая система (Р.Барт). Мифологическое мышление – интеллектуальная база длянеолитической технической революции. Миф и сказка. Миф и историческое предание. Миф и легенда. Миф и архаический эпос. Классификация мифов. Культура и мифология Евразии (индоевропейская, западно-семитская, германо-скандинавская, кельтская, тюрко-язычных народов, народов Закавказья, Сибири и др.), Африки, Америки, Австралии.
Поздние формы первобытного искусства: глиняные сосуды с геометрической орнаментальной росписью, с маленькими схематическими скульптурными фигурами людей, лошадей, птиц; бронзовые сосуды в виде вёдер (ситулы).
Художественная культура Древнейшего мира на территории России.Западная и Восточная Европа: общее и особенное. Широкое развитие геометрической орнаментации – специфика позднего палеолитаВосточнойЕвропы, так же как наскальная живопись – типичное явление Древнейшего искусстваЗападнойЕвропы.
Искусство эпохи палеолита(Авдеевское поселение, поселение Костёнки, Кобыстан, Капова пещера, стоянки Сунгирь, Мезино и др.). Доминирование зооморфных образов. Мамонт – главный персонаж звериной галереи. Образы птиц и змей (соколы, коршуны; зигзагообразные меандровые орнаменты мезинских птиц).
Антропоморфные образы (палеолитические «Венеры» в Костёнках).
Искусство Средней Азииэпохинеолитаибронзового века. Особое распространение терракотовых статуэток женщин (культ богини-матери). «Канонические» формы женских статуэток (стоящие женщины с широкими прямоугольными плечами и опущенными короткими руками; многочисленные овальные налепы на туловище – символы «многогрудия»).
Наскальные изображения Средней Азии. Понятие писаницы(рисунки на скале красной краской). Горный козёл – наиболее характерный мотив наскальных изображений Средней Азии.
Искусство Кавказамедногоибронзового веков. Наиболее типичные памятники – древние поселения центральной части. Своеобразие керамики: принцип «лицевого заполнения», сухость, графичность и излишняя композиционная усложнённость орнаментов(В.Б.Блек).Грандиозность Майкопского кургана (3 тыс. до н.э.). Близость памятников Майкопского кургана шумерским и малоазийским древностям.
Уникальность и декоративная выразительность металлических украшений Закавказья. Культовый характер бронзовых поясов, декорированных гравировкой; «космизм» зооморфных образов. Развитие керамики (чёрные лощёные сосуды, эффектное сочетание чёрного и белого).
Мегалитические сооружения Кавказа и Закавказья. Вишапыивишапоиды– монументальные каменные изваяния, стелы в форме рыб (сом или «чанар»), высеченные из базальта.
Мелкая пластика Северного Кавказа. Северокавказский звериный стиль. Мифологические «змееборцы», отражающие древние анимистические и тотемические представления. Многочисленность зооморфных подвесок в виде голов туров, оленей, медведей.
Северное Причерноморьеэпохинеолитаибронзового века. Освоение камня как строительного материала; создание курганов; появление первых антропоморфных изображений. Курганы как собственно степное явление. Грандиозные размеры кургановямнойкультуры. Надмогильные изваяния, типичные для степной полосы – «каменные бабы» (антропоморфные стелы-плиты со слегка округлёнными углами и небольшим выступом, обозначающим голову). Особенности ямных изваяний – трактовка черт лица в виде Т-образного знака. Надмогильные изваяния как возможное изображение «богини погребений».
Искусство трипольских племён(осёдлые земледельчески-скотоводческие племена в степной полосе между Днепром и Днестром) – «культура расписной керамики» (Т.С.Пассек). Употребление керамических материалов для постройки жилищ. Множество керамических изделий: сосуды, антропоморфные и зооморфные статуэтки, игрушки, амулеты.Техникаизготовления (лепка вручную без применения гончарного круга) итипытрипольской керамики: керамика с углублённым орнаментом в виде спирали; тонкостенная керамика с полированной поверхностью, украшенная каннелюрами; керамика из розовой тонкой массы со спиралевидным орнаментом одной или несколькими красками (красной, чёрной, белой). Особая группа «кухонной керамики».
Неолитические племена Севера. Скульптура Оленеостровского могильника: орнаментальные изделия из кости; зооморфная скульптура.
Янтарные изделия Прибалтики. Петроглифы на гранитных скалах восточного побережья Онежского озера и Белого моря.
Древнейшее искусство Урала и Западной Сибири(по правую сторону Енисея «всё выглядит своеобразно» –И.Г.Гмелин). Родство искусства племён Западной Сибири искусству древнейших финно-угорских племён Приуралья и Восточной Европы. Культ медведя. Медвежьи церемонии и праздники. Изображения водоплавающей птицы – утки. Перекличка с эпосом финнов «Калевалой». Орнаментированная посуда и поделки из дерева, кости, бересты; круглая скульптура из кости, дерева и камня; художественное литьё; наскальные рисунки (уральские писаницы). Основной и наиболее древний вид орнамента – волнистые линии (чередование вертикальных прямых линий с горизонтальными или косо расположенными волнистыми линиями). Общие стилистические черты изображенийживотных: глаз в виде выступающей округлой площадки; кольцевая бороздка, подчёркивающая контур глаза и углубление слёзной железы; невыделенность зрачка. Древнейшие деревянныеантропоморфныеизображения –идолы: небрежно обработанные столпообразные изображения с грубо намеченными чертами лица (обязательно – наличие глаз и рта) и иногда с признаками пола. Антропоморфные фигуркимохар(мансийские фигурки, которые изготавливались после смерти человека для временного вместилища перевоплощающейся души). Мохары угров –шонгыт(«череп»). Фигурные штампы керамических узоров (следы различных животных и птиц). Распространённость орнамента «ленточного типа»(В.И.Мошинская).
Каменные изваяния эпохи бронзы в Южной Сибири. Изваяния Минусинской долины: стелы из песчаника или гранита в форме плит или высоких столбов (в нижней части столба высечено лицо, выше – символические знаки). Оформление вершины изваяния в виде реалистической круглой скульптуры головы человека или животного: «Старуха-камень» на тагарском кургане; «Ахмарчинский баран» на Верхне-Биджинском кургане. Проблемы интерпретации каменных изваяний: могильные памятники или антропоморфные идолы.
Культура Прибайкалья: украшения из зубов и клыков животных. Прибайкальский орнаментальный стиль: сочетание длинных горизонтальных и коротких перпендикулярных линий; полное подчинение орнамента форме сосуда; окаймление верхней части изделия; многократно повторяющиеся зигзаги и «висюльки».
Центр наскальных росписей – Каменные острова на Ангаре. Образ лося – отражение преданий эвенков (охотничьи мистерии; шаманские походы к мифической прародительнице – лосихе «бугаде»). Скульптурные изображения рыб.
Самобытность художественного мира древнейших племён ДальнегоВостока(бассейн Амура и Уссури, Приамурье и Приморье). Специфика дальневосточного орнамента: криволинейность, преобладание спирали и «плетёнки», орнамент в виде рыбьей чешуи. «Амурская плетёнка»: узоры из переплетающихся широких лент, образующих сетку с ромбическими ячейками. Традиции древнейшего дальневосточного орнамента в современном орнаментальном искусстве амурских племён.
Культура древних эскимосов(«берингоморский этап»– Г.Б.Коллинз).Шедевры резьбы по кости. Характерная черта культуры арктических племён – стремление украшать орнаментом любую бытовую вещь, оружие, орудие. Характер узоров: резные, тонкие, плавные линии, окаймлённые пунктиром и строго соответствующие форме предмета; выпуклые овалы и кружки, часто с точкой внутри; сочетание объёмно-выпуклых пластических элементов абстрактно-орнаментальных украшений с резными линиями. Характерная черта берингоморского искусства – совмещение на одном предмете причудливо стилизованных изображений животных, антропоморфных фигурок и масок-личин. Сходство берингоморских масок-личин с аналогичными произведениями искусства индейцев северо-западной Америки.
«Женщины-мухоморы» в наскальных рисунках на берегу реки Пегты-мель в заполярной Чукотке – отражение важной роли гриба в шаманской культуре и мифологии чукчей.
Устойчивость традиционной художественной культуры и развитие традиций в современном искусстве народов Сибири.
Первобытные культуры современной Африки (полихромные фрески Тассили), Австралии («чуринги», отпечатки руки, негативные изображения, рисунки).
Историческое значение традиционных художественных культур.
studfiles.net
Мировая художественная культура (МХК): Художественна культура первобытного мира
Общая характеристика
Инструментом познания мира в первобытной культуре служили мифы, а сама культура первобытных воспринимается как способ опредмечивания мифов. В данный период вырабатываются критерии художественного творчества: способность оперировать линией и цветом; создание изображений предметов видимого мира; формирование эстетического чувства как стимула к подобной деятельности.
Изображения на плоскости
Основа жизни эпохи палеолита – охота, поэтому основная тема палеолита – тема зверя. Изображение зверя реализовывало желание им овладеть. Согласно принципу «подобное притягивает подобное» нарисованный зверь воспринимался аналогом реального зверя. Для таких изображений требовался анализ формы и качеств (во время охоты, во время разделки туши), при этом сам рисунок становился синтезом всех приобретённых знаний. Животное на рисунке не конкретный объект, а собирательное изображение всего вида. Изображение видоизменялось по мере увеличения сведений об окружающем мире: динамичная линия, сменившая статичную, передавала не только границы тела, но динамику животного, штрихи выражали массу и объём. По мере осознания человеком значимости своего места в мире рядом с изображением животного появляется изображение человека. Примеры подобного творчества — пещеры Альтамира, Фон де Ром, Ласка, Капова пещера.
Зарождение орнамента
Специализация орудий труда диктовало более целесообразную и изящную форму. Помещение рисунка в естественном обрамлении (оленьи рога, жезлы вождей) потребовало компоновки. Схематизируя и обобщая видимые предметы, человек неолита учился абстрагировать, познавал общие принципы формообразования. Мотивы, символизирующие понятия окружающего мира, выстроенные в определённую ритмическую структуру, являют миру архаический орнамент. Орнамент как материализованный заговор защищает человека.
Древнейшие формы архитектонического творчества
В эпоху палеолита человек использует случайные пристанища: пещеры, ветровые заслоны, ямы в земле. В период неолита появляются простейшие хижины, общинные дома, свайные постройки. Поздний этап неолита стал началом строительства мегалитических сооружений (от греч. «мегас» — большой и «литос» — камень).Менгиры (от брет. «мен» — камень, «хир» — высокий) — одиноко стоящие вертикальные глыбы от 5 до 20 м высотой, исполнявшие в основном роль памятников. Кромлехи – (от брет. «кром» — круг, «лех» — камень) концентрические ряды столбов, соединенных блоками-балками. Законченным же типом архитектурного сооружения можно назвать дольмены (от брет. «толь» — стол, «мен» — камень), поскольку в них, помимо внешнего объёма, был и внутренний. Дольмены состояли из вертикальных ограждающих блоков/стен и горизонтальных балок/плит. Очевидно, они служили жилищами/гробницами родовых вождей.
Вместе с мифологией и религиозными верованиями у первобытного человека сформировалась способность к художественно-образному восприятию и отображению действительности. Ряд исследователей считает, что худ. творчество первобытных людей можно было бы точнее назвать "предыскусством", так как оно в большей степени имело магическое, символическое значение.
Художественная деятельность также носила синкретический характер и не делилась на роды, жанры, виды. Все ее результаты имели прикладной, утилитарный характер, но при этом у них сохранялось и ритуально-магическое значение.
1. Исторически первым художественно-образным выражением представлений человека о мире стало примитивное изобразительное искусство. Наиболее значительное его проявление - наскальная живопись. Рисунки состояли из композиций военной борьбы, охоты, загона скота и т.п. Пещерные росписи пытаются передать движение, динамику.
Пещера Ласко. Франция
Пещера Альтамира. Испания
В эпоху неолита начало складываться оценочное отношение к действительности и к человеческой жизни, в том числе с эстетической точки зрения. Люди стали создавать предметы повседневной жизни по законам красоты. Изображение связанных сцен, схематизм, геометризм, условность - все это свидетельствовало об усиливающейся способности человека к абстрактному мышлению. Человек составил представление о прямоугольнике, круге, о симметрии, заметил повторяемость сходных форм в природе. Так развивалось прикладное искусство, где утилитарная конструкция предмета, изображение и узор представляли единое целое.
Рисунки на плато Тассилин-Адджер
2. Обработка глины. Первоначально посуда была простой и практичной, затем появилась керамика, расписанная охрой с простейшим орнаментом, потом с более сложными узорами.
В неолитической керамике обнаруживаются символические изображения из земледельческих культов, благодаря которым появилась ритуальная посуда:антропоморфная (изображения человеческих фигур) и зооморфная (изображения животных). Глина стала основой для развития зодчества.
Фигурка человека эпохи неолита (Бухарест, музей истории)
3. Палеолитические Венеры - это небольшие скульптурки женщин, которые изображались с ярко выраженными признаками пола: большой грудью, выпуклым животом, мощным тазом. Это даёт основание сделать вывод о их связи с древним культом плодородия, о их роли как культовых предметов.
turgeneva-mxk.blogspot.ru
Первобытная культура - МХК. 8 класс - Каталог файлов
Отображение окружающего мира в искусстве первобытного общества
От времени возникновения искусства нас отделяют сотни тысяч лет. Тогда, на заре человечества, наш древний предок впервые начал изображать на стенах каменных пещер животных, сцены охоты или рыбной ловли, человеческие фигуры, украшать предметы труда и оружие различными символами и орнаментом, возводить простейшие архитектурные сооружения, предназначенные для ритуального поклонения богам. Искусно выполненная наскальная живопись, керамика и другие предметы обихода отражают стремление первобытного художника к глубокому проникновению в тайны природы и бытия, его потребность в красоте и совершенной гармонии. Систематическое изучение первобытного искусства начинается во второй половине XIX века, когда были обнаружены наскальные росписи во многих точках земного шара. Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира. Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках. Черные, коричневые, красные и желтые краски выглядели свежими, будто их только что нанесли на камень. Ученые долго не верили в открытие Соутуолы, даже обвиняли его в мошенничестве, однако интерес к его находкам все возрастал. Даже испанский король Альфонс XII приезжал сюда со свитой взглянуть на росписи. Вслед за рисунками Альтамиры были обнаружены изображения в других пещерах: на юге Франции (пещера Ляско), Испании, в Западной Монголии, Алжире, на Южном Урале в России (знаменитая Капова пещера). Самый длительный период истории человечества - каменный век (40-4 тыс. лет до н.э.) включает в себя три основных этапа: палеолит или нижний каменный век (40-12 тыс. лет до н.э.), мезолит или средний каменный век (12-8 тыс. лет до н.э.) и неолит или новый каменный век (10-4 тыс. лет до н.э.). Культура первобытного общества характеризуется синкретизмом - нерасчлененностью восприятия, мифологии и искусства, то есть в нем не различались основные виды искусства и не выделялись отдельно религиозные представления. Первобытный человек, основным занятием которого была охота, прежде всего заботился о сохранении жизни племени, рода. Веря в богов - духов природы, он верил в то, что они могут помочь ему, и поэтому не только старался не прогневать их, но и совершал различные обряды, чтобы умилостивить богов, обращался к ним с просьбами, принося дары и жертвы. Часто в качестве "посредника" между человеком и богами выступал идол - специально сделанное человеком изображение божества. Идолу приносили дары и жертвы, к нему обращались с просьбами, которые он должен был передать божествам, ожидали от него помощи и поддержки. Если результат был отрицательным, то виноватыми были не боги и духи, а идол, которого можно было ругать или наказывать за то, что он плохо выполнял свои "обязанности". Таким образом, одной из особенностей культуре первобытного общества является идолопоклонничество. Важными для первобытного человека являлись ритуалы-заговоры "на удачную охоту". В этом случае на скалах или земле изображались очень натуралистично животные, на которых велась охота, чтобы боги "не перепутали". Это могли быть как наскальные росписи, так и петроглифы - выцарапанные на камнях изображения. В результате изображение протыкалось копьями или "забивалось" камнями. Считалось, что если "убьешь" изображенное животное, то непременно и на охоте сможешь его убить. Часто изображения животных находились в глубине пещеры. Их "запирали" в пещере, чтобы они не "ушли" из мест охоты, и племя не осталось без пищи. Древние люди верили в то, что каждое племя, род имеют своего предка среди животных. Такая особенность первобытной культуры называется тотемизм. Тотем - это животное-первопредок рода. Такое животное нельзя было убивать. Убийство тотемного животного могло навлечь гнев первопредка. Для совершения обрядов, посвященных тотему, древние люди изготавливали "натуральные макеты", изображающие тотем. Для их изготовления использовали природную основу (холмик, камень), по конфигурации напоминающий тело животного или основу из специально из скрепленных камней. На основу накладывалась шкура животного с головой, лапами и т.д. или части шкуры и тела. Он верил в то, что любой объект живой природы имеет душу, и что душа может вселяться в предмет и покидать его на время или насовсем, а также переселяться из объекта в объект. Именно поэтому древние люди хоронили своих соплеменников в позе спящего, в надежде, что душа может вернуться и человек оживет. Именно с этим связано поверье, что нельзя резко будить человека, когда он спит душа может не успеть вернуться в тело, и человек умрет. Кроме веры в душу, древний человек верил и в духов - неприкаянные или блуждающие души. Такая особенность мышления первобытного человека называется анимизмизмом. Древний человек часто наделял сверхъестественными свойствами окружающие его в жизни предметы и поклонялся этим предметам. Эта особенность культуры первобытного общества называется фетишизмом, а фетишем может быть любой предмет, который, по мнению человека, был наделен какой-либо сверхъестественной силой. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет. И если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши. Примером фетиша могут служить хорошо известные нам обереги - предметы, оберегающие человека от злых сил и духов. Из древней культуры пришли к нам магия и гадания. У древних людей наиболее используемыми были гадания на костях и внутренностях животных (гаруспикация). Представления первобытных людей о мире были нераздельно связаны с художественным творчеством. Обряды сопровождались музыкой и пантомимой (танцами). Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода. Самыми первыми попытками нарисовать что-либо были так называемые "макароны"- плавные хаотичные линии, сделанные пальцами и "гриффады" - отпечатки ладоней рук и стоп ног. Памятники первобытной культуры представлены в основном произведениями изобразительного искусства. Первые рисунки человек, вероятно, делал с помощью гравировки кремневыми резцами на камне, кости и роге. Для их раскраски использовалась сажа, охра различных цветов и мергель (горная порода). Начиная с 30 тыс. лет до н.э. художники заполняли поверхность внутри контура рисунка черной или красной краской. Позднее, примерно с 18 по 15 тыс. лет до н.э., стали больше внимания уделять прорисовке деталей (например, косыми параллельными штрихами они изображали шерсть животного, а для изображения пятен на телах животных научились пользоваться дополнительными цветами - различными оттенками желтой и красной краски). Линия контура стала динамичной (более яркой или темной), что позволяло точнее передавать оттенки частей тела животных (густую шерсть на гривах, складки кожи). Примерно 12 тыс. лет до н.э. пещерное искусство достигло своего наивысшего расцвета. К этому времени художники научились передавать объем, цвет, пропорции фигур, движение. В своих рисунках первые художники не соблюдали пропорции между величинами отдельных животных, поэтому мамонты и бизоны изображались той же величины, что горные козлы и львы, а огромный тур мог быть запечатлен рядом с крошечной лошадью. Наиболее распространенным сюжетом первых рисунков являются одиночные изображения крупных животных - лошадей, львов, носорогов, оленей, которые были главными объектами охоты. Нередко рисунки были выполнены в натуральную величину и демонстрировали великолепное знание особенностей строения тела и повадок животного. Здесь не просто отношение к зверю как к добыче, но восхищение его силой, красотой, особое почитание. В эпоху мезолита происходит резкое потепление климата, таяние ледника, формирование рек и озер и рост лесов. Все это оказывает огромное влияние на развитие человечества. Кроме того, именно в мезолите человек начинает выделять себя из природы, и в нем пробуждается интерес к самопознанию и познанию себе подобных. Именно потому в искусстве мезолита впервые мы встречаем изображения человека. Усложняются изображаемые композиции, изобразительный язык становится все более условным. Пещерные изображения утрачивают живость и объемность, правдоподобие отходит на второй план. Все больше преобладают обобщенные схематические изображения, изображающие не только сцены охоты, но и военные столкновения, и культовые церемонии. На стенах пещер появляются неясные знаки-символы, беспорядочные переплетения линий, ряды точек. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру. Расширяется и цветовая палитра, к которой прибавляется и белый цвет. В связи с глобальным потеплением в эпоху неолита люди начинают вести оседлый образ жизни. Охота и собирательство постепенно вытесняются скотоводством и земледелием. В этот период стали интенсивнее использоваться различные природные материалы и техники их обработки. В обиход прочно входят лепная керамика, ткачество, изделия из дерева, усовершенствованные орудия труда, транспортные средства (человек изобретает колесо). Усиление зависимости человека от природных сил вызвало необходимость выработать систему знаков, которыми обильно украшались предметы обихода. Все чаще встречаются и изображения предметов быта, оружия и средств передвижения. Живопись становится все более стилизованной ии схематичной, очень отдаленно напоминающей изображения животных и человека. В ней отсутствует прорисовка деталей, а потому создается впечатление небрежности исполнения. Кроме изображений красочных изображений встречались на стенах пещер и выцарапанные картины - "петроглифы". Среди находок верхнего палеолита попадаются статуэтки - женские фигурки, названные историками "палеолитические Венеры", не имеющие лица. У них сильно увеличены части тела, отвечающие за продолжение рода. И это не случайно. Предполагают, что "палеолитические Венеры" являлись у древних людей символами плодородия, родоначальницами и хранительницами домашнего очага. Для передачи информации древние люди использовали символические изображения - пиктограммы, а для совершения магических обрядов - символы, не несущие конкретной информации, но обладающие сверхъестественными свойствами, усиливающими действие обряда или участвующими в нем. Такие символы называются пентаграммами. Много споров у современных ученых вызывает назначение древней архитектуры каменного века - мегалиты (мегалитические постройки). Название такого рода архитектуры произошло от двух слов: "мегас" - большой и "литос" - камень. Самая устойчивая версия - культовое назначение этих сооружений. К мегалитам относят три вида сооружений: менгиры - огромные, грубо обработанные камни, вертикально установленные на поверхности земли, одиночные или расположенные в ряд; дольмены - два вертикальных камня, на которых покоится третий, лежащий горизонтально; кромлехи - менгиры или гигантские валуны, расположенные кругом или концентрическими кругами. Менгир - кельтское слово. Наибольшее количество этих памятников сохранилось на севере Франции, в Бретани, где некогда жили племена кельтов. Самый высокий из известных менгиров имеет высоту 20,5 метра. Назначение менгиров до сих пор не ясно. Предполагается, что они воздвигались в честь памятных событий, выдающихся лиц (нередко рядом с ними находятся погребения), первобытных божеств. В дольменах впервые произошло разделение элементов сооружения на несущие и несомые (опоры и перекрытия). Постепенно конструкция дольмена усложнялась, вертикальных опор становилось все больше. Смыкаясь друг с другом, они образовывали стены погребальной камеры, перекрытием которой служила лежащая на них каменная плита. Засыпанный снаружи искусственным холмом земли - курганом, дольмен становился местом захоронения, гробницей, своего рода монументальным домом умерших - знатного лица или целого рода. Со временем размеры погребальных камер увеличивались, перекрытия научились делать в несколько слоев каменной кладки. Самым сложным и загадочным из всех типов мегалитических сооружений считают кромлехи. Ученые думают,что это святилище, служившее местом жертвоприношений и ритуальных торжеств, связанных с захоронением мертвых. Некоторые особенности ориентации самого значительного из дошедших до нас кромлехов - в Стоунхендже (Англия) - наводят на мысль о том, что он отражает первичные астрономические познания доисторического человека и, в частности, связан с культом солнца. Есть и такая версия, что концентрические круговые дорожки Стоунхенджа, образованные равномерно расставленными вокруг святилища камнями, могли служить для проведения конских состязаний. Однако, для чего бы ни служил кромлех нашим далеким предкам, несомненно одно - ко времени его создания они научились значительно лучше обрабатывать каменные глыбы, придавая им правильные, относительно прямоугольные формы. регулярная повторяемость однотипных пролетов стала вполне осознанным строительным приемом. Наружная ограда Стоунхенджа может быть названа прототипом колоннады.
Задания к тексту
1. Объясните понятие "синкретизм". Как оно связано с мировоззрением и искусством первобытных людей? Приведите 1-2 конкретных примера.
2. Заполните таблицу:
Этапы развития первобытного общества
Виды искусства; произведения искусства и их описание
3. Выпишите особенности мировоззрения и культуры первобытного общества
Иллюстративный материал смотри в фотоальбоме - "Фотоальбомы" - МХК - 8 класс - Первобытная культура