Искусство первобытных людей 5 класс. Конспект урока по истории на тему Верования и искусство первобытного человека (5 класс)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекция №2. ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО. Искусство первобытных людей 5 класс


Искусство первобытных людей - История

Искусство первобытных людей Учитель истории ГБОУ СОШ № 1852 Поливко Неля Александровна

Искусство первобытных людей

Учитель истории ГБОУ СОШ № 1852

Поливко Неля Александровна

План. Появление искусства. Каменная скульптура. Наскальная живопись. Истоки архитектуры.

План.

  • Появление искусства.
  • Каменная скульптура.
  • Наскальная живопись.
  • Истоки архитектуры.
Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя , возникло около 30-го тысячелетия до н. э. Искусство - творческое отражение действительности. Жанры первобытного искусства возникли в такой последовательности: Жанры первобытного искусства возникли в такой последовательности: Жанры первобытного искусства возникли в такой последовательности: 1. Каменная скульптура 2. Наскальная живопись

Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя , возникло около 30-го тысячелетия до н. э.

Искусство - творческое отражение действительности.

Жанры первобытного искусства возникли в такой последовательности:

  • Жанры первобытного искусства возникли в такой последовательности:
  • Жанры первобытного искусства возникли в такой последовательности:

1. Каменная скульптура

2. Наскальная живопись

Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных.

Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.

Например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений,

из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных.

Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. 2-е тыс. до н. э. Поклонение идолам являлось важной частью жизни древних людей. 4-е тыс. до н. э. Баконго, Конго.

Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.

2-е тыс. до н. э. Поклонение идолам являлось важной частью жизни древних людей.

4-е тыс. до н. э. Баконго, Конго.

Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки.

Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки.

Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Фигурка мужчины в головном уборе. Вероятно, это жрец, совершающий жертвоприношение. Рельеф на каменных плитах в Лосселе. Верхний палеолит. Женская глиняная фигурка из Эль-Убейда (Месопотамия). 4 тысячелетие до н. э.

Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины матери, символ плодородия и хранительницы очага.

Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки.

Фигурка мужчины в головном уборе. Вероятно, это жрец, совершающий жертвоприношение.

Рельеф на каменных плитах в Лосселе. Верхний палеолит.

Женская глиняная фигурка из Эль-Убейда (Месопотамия). 4 тысячелетие до н. э.

Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости. В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём.

Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём.

Что изображали первобытные художники?

Что изображали первобытные художники?

Древнейший наскальный рисунок Охота стрелами и копьями на буйвола. Древняя Ливия

Древнейший наскальный рисунок

Охота стрелами и копьями на буйвола. Древняя Ливия

Изображения животных из каповой пещеры на Урале Башкирия, Бурзянский район. 4-3-е тыс. до н. э. Рисунки животных обнаружил А.В. Рюмин в 1959 г.

Изображения животных из каповой пещеры на Урале

Башкирия, Бурзянский район. 4-3-е тыс. до н. э. Рисунки животных обнаружил А.В. Рюмин в 1959 г.

Рисунки из пещеры Ласко. 4-3-е тыс. до н. э. Пещера находится в Дордони (Юг Франции), была открыта в 1940 г.

Рисунки из пещеры Ласко. 4-3-е тыс. до н. э.

Пещера находится в Дордони (Юг Франции), была открыта в 1940 г.

Истоки архитектуры В начале XX в. близ г.Чернигова были обнаружены большие завалы костей животных. Оказалось, что черепа, кости и бивни мамонтов служили своеобразным каркасом жилища каменного века, были строительным материалом для отважных охотников.

Истоки архитектуры

В начале XX в. близ г.Чернигова были обнаружены большие завалы костей животных. Оказалось, что черепа, кости и бивни мамонтов служили своеобразным каркасом жилища каменного века, были строительным материалом для отважных охотников.

В век бронзы достигли своего наивысшего развития сооружения из огромных камней, так называемые мегалиты (от греческого «мегос» - большой и «литос» - камень). Существует три вида мегалитических сооружений МЕНГИРЫ КРОМЛЕХИ ДОЛЬМЕНЫ

В век бронзы достигли своего наивысшего развития сооружения из огромных камней, так называемые мегалиты (от греческого «мегос» - большой и «литос» - камень).

Существует три вида мегалитических сооружений

МЕНГИРЫ

КРОМЛЕХИ

ДОЛЬМЕНЫ

МЕНГИРЫ Менгир (от нижнебретонского men — камень и hir — длинный) — простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные. Большой сломанный менгир, провинция Бретань, Франция. Имел некогда высоту около 20 метров Радстонский монолит, самый высокий менгир в Великобритании, вес около 40 тонн

МЕНГИРЫ

Менгир (от нижнебретонского men — камень и hir — длинный) — простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные.

Большой сломанный менгир, провинция Бретань, Франция. Имел некогда высоту около 20 метров

Радстонский монолит, самый высокий менгир в Великобритании, вес около 40 тонн

ДОЛЬМЕНЫ ДОЛЬМЕНЫ (от брет. Tol- стол, men – камень) – древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) сооружения определенной формы.

ДОЛЬМЕНЫ

ДОЛЬМЕНЫ (от брет. Tol- стол, men – камень) – древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) сооружения определенной формы.

КРОМЛЕХ Кромлех  — древнее (времен неолита, бронзового века и позднее, вплоть до раннего Средневековья) сооружение, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю обработанных или необработанных продолговатых камней (менгиров), образующих одну или несколько концентрических окружностей. Кромлех Броугар или Храм Солнца, Оркнейские острова. Изначально имел 60 элементов, но сейчас состоит из 27 скал

КРОМЛЕХ

Кромлех  — древнее (времен неолита, бронзового века и позднее, вплоть до раннего Средневековья) сооружение, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю обработанных или необработанных продолговатых камней (менгиров), образующих одну или несколько концентрических окружностей.

Кромлех Броугар или Храм Солнца, Оркнейские острова. Изначально имел 60 элементов, но сейчас состоит из 27 скал

Стоунхендж (в пер. каменная ограда) – огромная неолитическая обсерватория в Англии, построенная из многотонных каменных блоков в виде трех сооружений. 2280-2075 гг. до н. э.

Стоунхендж (в пер. каменная ограда) – огромная неолитическая обсерватория в Англии, построенная из многотонных каменных блоков в виде трех сооружений. 2280-2075 гг. до н. э.

 Домашнее задание. 1. Пересказ параграф 3. 2. Выучить термины 3. Представьте, что вы первобытные люди. Напишите мини-рассказ «Один день из жизни первобытного человека » .

Домашнее задание.

1. Пересказ параграф 3.

2. Выучить термины

3. Представьте, что вы первобытные люди.

Напишите мини-рассказ «Один день из жизни первобытного человека » .

multiurok.ru

Лекция №2. ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО.

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориаль­но охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени — всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых на­родностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятель­ности — искусству — одно из величайших событий в истории человечест­ва. Первобытное искусство отразило первые представления человека об ок­ружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом, В духовной культуре первобыт­ного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую за­острённый камень выполнял в трудовой деятельности.

Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображе­ний, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очер­тании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопро­сы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.

До недавнего времени учёные при­держивались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натурали­стическую живопись и скульптуру, другие — схематические знаки и гео­метрические фигуры. Сейчас боль­шинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы по­явились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплете­ния волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

 

Условно культуру первобытного общества на несколько периодов:

Палеолит

нижний – до 150 тыс. до н. э.

средний – 150 – 40 тыс. до н. э.

поздний (верхний) – 40 – 10 тыс. до н. э. (Ориньяк-Солютрейский – 40 – 20 тыс.до н.э;

Мадлен – 20 – 10 тыс. до н.э.).

 

ИСКУССТВО ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА

Первые произведения первобытно­го искусства созданы около тридца­ти тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменно­го века.

Самыми древними скульптурны­ми изображениями на сегодняш­ний день являются так называемые «палеолитические венеры» — при­митивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сход­ства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобыт­ных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заклю­чалась не в том, чтобы воспроизве­сти конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы оча­га. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: ло­шадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульп­тура выполнена из камня или кости.

В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выде­ляют несколько периодов. В глубо­кой древности (примерно с XXX ты­сячелетия до н. э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской.

Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобыт­ные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллель­ными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться до­полнительными цветами (различ­ными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (на­пример, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случа­ях контуры или наиболее вырази­тельные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.

В XII тысячелетии до н. э. пещер­ное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени пере­давала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живо­писные «полотна», покрывшие сво­ды глубоких пещер.

В 1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Марселипо Саутуола, занимавшийся рас­копками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подоб­ных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон де Гом и др. Сейчас благодаря целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пе­щер с изображениями первобыт­ного времени.

Выдающееся открытие было сде­лано совершенно случайно в сен­тябре 1940 г. Пещеру Ласко во Фран­ции, которая стала ещё более знаменитой, чем Альтамира, обнару­жили четыре мальчика, которые, иг­рая, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко - изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных — самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеоли­та. Наиболее эффектны изображе­ния лошадей, например маленьких темных низкорослых степных ло­шадок, напоминающих пони. Интересна также расположенная над ни­ми чёткая объёмная фигура коровы, приготовившейся к прыжку через изгородь или яму-ловушку. Эта пещера превращена теперь в прекрас­но оборудованный музей.

В дальнейшем пещерные изо­бражения утратили живость, объём­ность; усилилась стилизация (обоб­щение и схематизация предметов). В последний период реалистиче­ские изображения отсутствуют со­всем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появи­лись беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схема­тические знаки.

 

ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА

 

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII—VIII тысячеле­тии до п. э.), изменились климатиче­ские условия на планете. Одни жи­вотные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли дру­гие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приру­чили собаку. Все эти перемены, без­условно, оказали влияние на созна­ние первобытного человека, что отразилось и в искусстве.

Об этом свидетельствуют, напри­мер, наскальные рисунки в при­брежных горных районах Восточ­ной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Прежде в центре внимания древнего худож­ника были животные, на которых он охотился, теперь — фигуры людей, изображённые в стремительном движении. Если пещерные палеоли­тические рисунки представляли от­дельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сце­ны, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охот­ников того времени. Кроме различ­ных оттенков красной краски при­меняли чёрную и изредка белую, а стойким связующим веществом слу­жили яичный белок, кровь и, воз­можно, мёд.

Центральное место в наскаль­ной живописи занимали сцепы охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачиваю­щимся действием. Охотники идут по следу или преследуют добычу, 11а бе­гу посылая в неё град стрел, наносят последний смертельны у! удар или удирают от разъярённого раненого животного. Тогда же появились изо­бражения драматических эпизодов военных столкновений между пле­менами. В некоторых случаях речь идёт, видимо, даже о казни: на пер­вом плане — фигура лежащего че­ловека, пронзённого стрелами, на втором — тесный ряд стрелков, под­нявших вверх луки. Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизнен­ны. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые служат для то­го, чтобы изображать массовые сце­ны. Первобытный художник освобо­дил фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего, Человек для него — это прежде всего воплощённое движение.

 

ИСКУСТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА.

 

Таяние ледников в неолите, или но­вом каменном веке (5000—3000 гг. до н. э.), привело в движение наро­ды, начавшие заселять новые про­странства. Усилилась межплемен­ная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпо­ху неолита человеку угрожала худ­шая из опасностей — другой чело­век! Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на не­больших холмах, т. с. в местах, защи­щённых от внезапного нападения. Наскальная живопись в эпоху неолита становится все более схе­матичной и условной: изображе­ния лишь слегка напоминают чело­века или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы, например, найденные па территории Норве­гии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, дости­гающие восьми метров в длину.

Помимо схематизма они отличают­ся небрежностью исполнения. На­ряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фи­гуры (круги, прямоугольники, ром­бы и спирали и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и ко­рабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план. Первобытное искусство сыгра­ло важную роль в истории и культу­ре древнейшего человечества. Нау­чившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некото­рую власть над временем. Воображе­ние человека воплотилось в новой

форме бытия - художественной развитие которой прослеживается историей искусства.

 

Типы мегалитических сооружений

Менгиры — вертикально поставленные обработанные или не обработанные камни. Они достигали высоты 20,5 м и весили 300 т.

В Бретани (Франция) сохранились целые поля менгиров. Мен­гиры ставились в Испании, в Армении, на Кавказе, в Сибири. Существует несколько версий назначения менгиров:

а) они посвящались памятным событиям, битвам;

б) служили памятниками над могилой или посвящались па­мяти знаменитых людей;

в) были местом поклонения или церемоний.

Менгиры имели самые различные формы, зависящие от мест обитания человека: это и оленные камни, камни в форме рыбы-вишапы и др.

Дольмены — композиция из 2-х и более опорных камней, пе­рекрытых плитой — прототип стоечно-балонной конструктивной системы. Распространены они там же, где и менгиры, назначе­ние то же. Встречаются в основном в горах, на Северном Кавка­зе. Иногда дольмены использовались как гробницы, некоторые — в качестве временных жилищ. Встречаются дольмены круглые и многогранные в плане. Ранние дольмены небольшие — до 1,5 м в высоту из 2—3 вертикальных камней, накрытых одной плитой, поздние — более крупные. Иногда в них устраивали вход.

Кромлехи — каменные плиты или столбы, расположенные по кругу. В основном являлись местом религиозного поклонения. Возможно, были прообразом театра или цирка. Существует версия, что кромлехи использовались как астрономические обсервато­рии. Обычно они имеют близкую к овалу или круглую форму плана, состоят из отдельных менгиров, иногда в сочетании с дольменами. В некоторых из них намечен композиционный центр.

Наиболее сложным и крупным является кромлех Стоунхсндж в Англии (рис. 1). Он обладает геометричностью, хорошей обработкой камней и ярко выраженным композиционным центром в виде жертвенника – алтаря. Стоунхедж состоит из 2813 камней высотой до 15 м и весом до 40 тонн.

 

 

ИСКУСТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

 

Этапы культуры Древнего Египта:

Додинастический и архаический периоды – с конца 4 тыс. до н.э;

Древнее (раннее) царство – 3000 – 2400 г.г. до н.э;

Среднее царство – 2100 – 1700 г.г. до н.э;

Новое царство – 1584 – 1071 г.г. до н.э;

Поздний Египет – 1071 – 332 г.г. до н.э;

Эллинистический период – 332 -30 г.г. до н.э;

 

В 30 г. до н.э. Египет становится одной из римских провинций.

 

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н. э. древнегреческий историк Геро­дот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Египет — страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово «Египет» («загадка», «тайна») греческого происхож­дения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означает «чёрная зем­ля». В III в. до н. э. египетский жрец Манефон написал па греческом языке «Историю Египта», в которой выделил периоды Древнего, Среднего и Ново­го царств, а также перечислил тридцать одну династию фараонов.

Древний Египет, как никакая другая цивилизация древности, создаёт впе­чатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны — узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, тес­нимая с запада и востока песками пустынь, — ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по сво­им законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира.

Природа Египта — просторы неба и земли, огненный диск солнца, ог­ромная, медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые ро­щи, заросли папируса и цветы лотоса — дарила искусству мотивы и фор­мы, служила источником вдохновения.

Существование Египта зависело от разливов Нила, приносивших на по­ля плодородный ил: если они запаздывали, стране грозили неурожай и го­лод. А потому неудивительно, что египтяне внимательно следили за разли­вами реки. Их наблюдения легли в основу древнеегипетского календаря. Чтобы земля давала высокие урожаи, её нужно было орошать, и это повли­яло на развитие строительного искусства и точных наук. Чёткая организа­ция государственного управления стала возможной благодаря созданию ие­роглифической письменности.

Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фара­она (греч, «фарао», от егип. «пер-о» — «большой дом») — так традиционно называли местных властителей. Фараон был обожествлён при жизни и но­сил титул «сына Солнца». Его существование подчинялось сложным цере­мониалам, пышность которых возрастала по мере того, как Египет расши­рял свои владения. Фараон объявлял войну, заключал мир, принимал иностранных послов, получал богатые дары и сам раздавал награды.

В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, рас­тения, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Нил почитался как бог Хапи, податель влаги и урожая. Вселенную египтяне представляли как со­единение Нила небесного, где плывёт в лодке солнечный бог Ра, и Нила под­земного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа. Осирис — бог плодородия, умирающей и воскресающей природы, считался четвёртым мифическим царём Египта. Он счастливо правил стра­ной со своей сестрой и супругой Исидой — богиней плодородия, воды и ветра. Бог Осирис научил людей возделывать землю, сажать сады, строить города, выпекать хлеб. После того как Осирис передал богу Гору, своему сы­ну, царский престол, он удалился в царство мёртвых, став владыкой, а так­же судьёй в загробном мире.

Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но при условии, если его тело остаётся нетленным. Так возник обы­чай мумифицировать тела умерших, т. е. подвергать их специальной обработ­ке, благодаря которой они сохраняются очень долго. По представлениям древних египтян, человек наделён несколькими душами. Одна из них оби­тала в статуе умершего. Такую статую помещали в гробницу — архитектур­ное сооружение, размеры и пышность убранства которого зависели от знат­ности покойного. Изображения, которыми украшали погребения, должны были обеспечить душе умершего человека возможность пользоваться все­ми благами, окружавшими его при жизни.

Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное, сокровенное, оно было обращено не столько к миру живых, сколько к царству мёртвых. Спрятанные к гробницах произведения искус­ства не предназначались для осмотра. Они, как верили их создатели, обла­дали особой магической силой, помогали усопшему в его путешествии в мир вечности. Не случайно у самих египтян слово «художник» имело значение «творящий жизнь».

Долгие годы имена древнеегипетских мастеров оставались неизвестны­ми. Между тем зодчие, скульпторы и живописцы занимали высокое поло­жение в обществе. Они гордились деяниями своих рук, совершенством зна­ний. В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), новые виды скульп­туры и живописи. Египтяне достигли высочайшего мастерства в обработке различных материалов. При главенствующей роли архитектуры все виды ис­кусств образовали в Древнем Египте великолепное гармоничное единсгво.

 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

 

По преданию, первый фараон I династии Менее (около III тысячелетия до н. э.). объединивший Верхний и Нижний Египет, основал на правом бе­регу Нила город Мемфис. В эпоху Древнего царства (ХХУШ—XXIII вв. до н. э.)

Мемфис стал главным религиозным и художественным центром страны. Древнее царство — эпоху создания письменности, религиозных и светских законов, основных принципов художественного творчества - можно считать подлинно золотым веком египетского искусства.

Этапы развития пирамид

 

1. Первоначально подземная часть захоронений делалась ввиде погребальной камеры, имеющей сверху земляную насыпь.В эпоху первых фараонов гробницы с наклонными стенами иплоской крышей, называемые мастаба ( каменная скамья-араб.)имели сходство с хижинами земледельцев. Постепенно подзем­ная часть расширялась, а надземную стали облицовывать кам­нем. Делалось несколько кенотафов — камер с ложными захо­ронениями, устраивались помещения для вложений домашнейутвари, украшений и делалось настоящее захоронение. При входена невысокой площадке размещали скульптурные головы быков(отголосок тотемистических верований).

Во внутренней отделке использовали дерево и камень. В бо­лее поздний период перед мастаба помнились дворики — молельни. В наземной части размещают заупокойные храмы со статуями богов и фараонов. С отмиранием тотемизма перед входом исче­зают головы быков.

2. Ступенчатые пирамиды появляются путем надстройкиодной мастаба над другой. Примером является пирамида Джосера в Саккара (2650 г. до н.э., архитектор — Имхотеп). Пирами­да построена на месте пирамиды основателя III династии Санах-та из мелких каменных блоков. В плане пирамида прямоуголь­ная (107 х 116м). Большую роль играет декоративное оформление комплекса. Молельня увенчана карнизом с уреями. В каменной кладке гробницы имитируются деревянные конструкции. В ор­наментике фризов и в капителях колонн использованы стилизо­ванные изображение бутонов лотосов, урей, цветов папируса.

Пирамида лишена декора, она проста, лаконична, динамична. Впервые применяются полуколонны и колонны, стоящие рядом со стеной и не несущие нагрузку. У пирамиды 6 ярусов и 1 под­земный этаж. Высота пирамиды 60 м. Внутри некоторых поме­щений сохранились панно из зеленых фаянсовых плиток.

Гениальность Имхотепа, являющегося первым строителем каменных зданий, астрономом и врачом, заключалась в том, что впервые в истории древнеегипетской архитектуры на площади в 1500 кв.м им был сформирован архитектурный комплекс. Вокруг главной постройки Имхотеп разместил^дворы, в том числе для ритуального бега фараона, молельни, заупокойные храмы, ко-ридорообразный проход, украшенный полуколоннами.

3. Трехступенчатая пирамида в Медуме (рис. 2а) является, посути, следующим этапом в строительстве пирамид. Она достро­ена на месте пирамиды фараона III династии. Первоначальнопирамида имела 7 ступеней, которые постепенно, при возведе­нии рядов кладки, облицовывались, а промежутки между нимизасыпались обломками строительного материала и тоже облицо­вывались. Сейчас пирамида имеет 2 ступени и верхнюю сильноразрушенную часть.

4. Пирамида Снофру в Дашуре (рис. 26) представляет собойпирамиду не с прямыми, а изломанными гранями, верхняя имеетбольший уклон. Внутри ее впервые применены свободно стоящиестолбы, выполняющие конструктивную роль опор. Рядом нахо­дятся 2 заупокойных храма.

5. Классические пирамиды в Гизе, 27 в. до н.э. (рис. 3).Знаменитые пирамиды в Гизе последовательно правивших

фараонов IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура, которых греки называли Хеопс, Хефрен и Миккерин, являются следующим логическим звеном в этой цепи построек. В них идея величия и мощи нашла свое наиболее полное воплощение. Пирамиды пра­вильно ориентированы, имеют кенотафы, сокровищницы, мно­жество ложных ходов и камер, всевозможные звуковые и дру­гие «охранные» эффекты.

Пирамида Хеопса имела высоту 146,6 м. (сейчас — 137 м) и длину основания 234 м. Архитектор Хемиун, племянник Хеопса. Пирамида сложена не из мелких блоков, вторящих кирпич­ной кладке, а из крупных блоков известняка, плотно подогнан­ных друг к другу без раствора. Вес их от 2 до 40 тонн.

Для распределения давления над погребальным покоем уст­роена система разгрузочных камер, регулирующих процесс усадки, и свод из двойных каменных блоков, притесанных наклонно друг к другу. Гранитный саркофаг пометен в небольшой камере, к которой ведет галерея длиной в 50 м. В пирамиде имеется сис­тема вентиляции и водоотводных каналов.

В течение 10 лет прокладывалась дорога для доставки бло­ков и 20 лет шло, по словам Геродота, строительство пирамиды. 100 тыс. рабов уложили 2.3 млн. каменных блоков, держащихся за счет силы тяжести. Пирамида была облицована отполирован­ными плитами из известняка, а верх пирамиды — алебастровы­ми плитами. Нижняя часть, возможно, была покрыта плитами из красного гранита.

Камень доставлялся из каменоломен на правом берегу Нила. Блоки вырубались при помощи смачиваемых кусков дерева (кли­ньев) и доставлялись на полозьях, смазываемых жиром или илом, а также на бревнах — катках. Через Нил камень переплавляли на плотах.

Пирамида Хефрена является второй по величине. Возле нее сохранился один из заупокойных храмов. Мощные блоки его гранитных архитравов поддерживают свободно стоящие массив­ные гранитные прямоугольные столбы. Стены выполнены из розового гранита, пол — из белого известняка. Статуи Хефрена, стоящие вдоль стен, выполнены из черно-зеленого диорита. Высота пирамиды 132 м, Рядом с пирамидой находится Большой сфинкс (длина 60 м) в образе льва с человеческой головой в цар­ском платке. Сфинксы меньшего размера установлены с 2 сторон прямоугольных входов в нижний заупокойный храм. Это самые крупные пирамиды Египта. Каждая из пирамид в Гизе окружена архитектурным ансамблем из маленьких пирамид цариц и мас-таба придворных.

6. Последней ступенью развития строительства пирамид ста­ли пирамиды среднего царства. Они намного ниже, очень часто вместо полноценной каменной постройки выполнялся только каменный остов пирамиды, между подпорными стенами кото­рого производилась засыпка из строительного мусора и битого т\ камня. Сверху пирамиды облицовывались каменными плитами.

 

ПИРАМИДЫ И БОЛЬШОЙ СФИНКС

Пирамида выдающегося военачаль­ника и основателя III династии фа­раона Джосера (XXVIII в. до н. э.) - первый гигантский архитектурный памятник Древнего Египта. Она на­ходится в Саккаре, на южной окра­ине Мемфиса, и является центром погребального ансамбля. Сложен­ная из белых известняковых блоков ступенчатая пирамида высотой шестьдесят метров воздвигнута зод­чим Имхотепом, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня. Египтяне обожествили архитектора и почитали его как сына бога Пта­ха — создателя Вселенной, покрови­теля искусств и ремёсел.

В конструкции пирамиды Джосера, которую обычно называют «матерью египетских пирамид», отражены три основных принципа возведения подобных сооруже­ний — гигантские размеры, пирами­дальная форма, использование именно камня как строительного материала. Эти особенности позд­нее получили развитие в пирамидах фараонов IV династии.

На западном берегу Нила (ныне в Гизе, около Каира) возвышаются грандиозные пирамиды фараонов IV династии: Хуфу (греки называли его Хеопсом), Хафра (грен. Хефрен), Менкаура (греч. Микерин). Пирами­ды были когда-то облицованы глад­ко отполированными плитами бе­лого известняка (частично они сохранились на вершине пирамиды Хефрена). Основание пирамид име­ет форму квадрата, а гладкие грани образуют равнобедренные тре­угольники. Величайшая из них -пирамида Хеопса -- построена в XXVII в. до н. э. Её создатель — пле­мянник фараона Хемиун. Пирами­да (высотой около ста сорока семи те силой собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой ка­менные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают пол­миллиметра. На северной стороне пирамиды Хеопса неприметный вход ведёт в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по ним, можно попасть в маленькую, тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошённым саркофагом фараона. По венти­ляционной системе в камеру посту­пал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии фараона.

Древние греки считали пирами­ды первым из семи чудес света. Ар­хитектурные памятники последую­щих эпох, в том числе крупнейший христианский храм Европы — со­бор Святого Петра в Риме, кажутся карликами рядом с пирамидой Хе­опса, основание которой в два раза превосходит по ширине Красную площадь в Москве.

Вес сведения, факты, цифры, до­мыслы отступают на второй план при непосредственной встрече с пирамидами. Один из спутников Наполеона в его египетском походе 1798— 1799 14 г.г. французский учёный Франсуа Жомар записал: «...когда вы подойдёте к подошве великой пирамиды, вас охватывает глубокое и сильное волнение, чувство потрясе­ния и подавленности, вызываемые величием и простотой форм, конт­растом между человеком и колос­сальным творением рук его; глаз не может его охватить, мысль с трудом может объять его...».

Пирамиды в Гизе, как и в Саккаре, составляли центр огромного по­гребального ансамбля -с поми­нальными храмами фараона и маленькими пирамидами царских родственников и приближённых, которые и после смерти правителя должны были находиться рядом с ним.

В архитектурный ансамбль входит знаменитый лежащий Боль­шой сфинкс длиной пятьдесят семь и высотой двадцать метров — вы­рубленное в основной своей части из скалы изображение льва с чело­веческим лицом. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос ГУ (XV в. до п. э.), однажды после охоты в пустыне задремал в его тени и услышал голос каменно­го исполина, просившего освобо­дить его от тяжести песка. Став фа­раоном, Тутмос IV исполнил эту просьбу и приказал украсить сфин­кса плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии. Плита существует и поныне.

Судя по описаниям и гравюрам европейских художников, в начале XIX столетия снова были видны только голова и плечи сфинкса. Его лицо, обезображенное солдатами наполеоновской армии, лишилось носа (величина которого достигала роста среднего человека). После того как вновь произвели раскопки, открылись могучее львиное тело и вытянутые вперёд когтистые лапы сфинкса. Его широкое скуластое лицо (некогда окрашенное в крас­ный цвет), возможно имеющее портретное сходство с фараоном Хефреном, непроницаемо и строго, глаза обращены на восток. Арабы называли Большого сфинкса Отцом Ужаса, но это изваяние, издав­на манившее к себе людей, вызыва­ет скорее ощущение спокойной силы, а не страха.

 

СКУЛЬПТУРА В ХРАМАХ И ПОГРЕБЕНИЯХ.

В искусстве Древнего царства ог­ромную роль играла скульптура. Египетские статуи исполнялись со­гласно канону (греч. «норма, «пра­вило») — строгим законам, которым подчинялось изобразительное ис­кусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой впе­рёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Помещённые в поминаль­ные храмы и гробницы, статуи оли­цетворяли собой умерших и явля­лись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высе­калась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделы­валась в деталях.

Образы, созданные в придвор­ных мастерских Мемфиса, обрете­ны, как и всё древнеегипетское ис­кусство, к вечности, поэтому из них изгонялось всё случайное, суетное, второстепенное. Все скульптуры объединял художественный канон: спокойствие, симметрия и равнове­сие величественных и застывших поз, однообразие жестов, бесстраст­ность лиц. В то же время они удиви­тельно жизненны. Каждый портрет эпохи Древнего царства уникален. В портретных изображениях фараонов скульпторы воплотили стремление к значительному, со­вершенному. Существовало не­сколько видов канонического изо­бражения фараона: идущего с вытянутой вперёд ногой; спокойно сидящего на троне — его руки ле­жат на коленях; усопшего — в обли­ке бога Осириса со скрещёнными на груди руками, которые держат символы власти — жезл и плеть. Ат­рибутами фараона были также клафт - полосатый платок с концами, спускающимися на пле­чи; немее — головная повязка: короны — белая, в форме кег­ли (символ Верхнего Египта), и цилиндрическая красная, с высоким закруглённым высту­пом сзади (символ Нижнего Египта). Иногда одна корона возлагалась поверх другой. На повязке в середине лба укреп­лялся урей - изображение священной кобры, хранитель­ницы царской власти па зем­ле и небе. Непарадный голов­ной убор, хепреш, имел вид синего шлема. В облике вла­стелина портретное сходство должно было обязательно со­четаться с торжественной мо­нументальностью и величием. Примером тому может слу­жить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н. э.), охраняемо­го богом-соколом Гором (в заупокойном храме в Гизс).

 

Деревянная статуя вельмо­жи Каапера (середина III тыся­челетия до н. э.) — дородного степенного пожилого египтя­нина с посохом в руке — так поразила нашедших её при раскопках рабочих сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название. Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи (середина III тысячелетия до н. э.), на коленях он держит развёрнутый свиток папируса. Внешне сдержан­ный, но внутренне напряжённый, он словно ловит каждое слово сво­его властелина. В парных статуях царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина III тыся­челетия до н. э.), восседающих на тронах, передано состояние наив­ной чистоты, доверчивого приоб­щения к таинству вечной жизни. По традиции статуя Рахотепа окраше­на в красновато-коричневый цвет, а статуя Нофрет — в светло-жёлтый. Царевна изображена в белой обле­гающей одежде и в коротком чёр­ном парике, на шее у неё" разноцвет­ное ожерелье. У молодой женщины плотная фигура, её округлое, не­сколько тяжеловатое лицо, вырази­тельные глаза подкупают непосред­ственной жизненностью.

 

Сидящий на троне зодчий Хемиун (XXVIII в. до н. э.), построивший великую пирамиду Хеопса, — туч­ный мужчина с оплывшим телом и властным, холодным, надменным выражением лица. Его облик отме­чен несомненной интеллектуаль­ной незаурядностью.

При выполнении рельефов (скульптурных изображений на пло­скости) и настенных росписей ис­пользовался традиционный приём плоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в про­филь, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища — в трёхчетвертном развороте. Скульпторы пытались та­ким образом показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора. В созда­нии рельефов участвовало несколь­ко мастеров. Сначала опытный ху­дожник намечал общую композицию на стене, которую завершали в дета­лях его помощники. Затем резчики переводили рисунок в рельеф; на последнем этапе его раскрашивали плотными густыми красками. В изо­бражении главную роль играла ли­ния, а не цвет. На одном из рельефов представлен зодчий Хесира (XXVIII в. до н. э.). Стройная мускулистая фигу­ра с широким разворотом плеч, гор­дый орлиный профиль говорят о его внутренней силе.

Наряду с плоским, почти не вы­ступающим над поверхностью сте­пы рельефом возник, а позже широ­ко распространился так называемый углублённый рельеф: врезанное изо­бражение заполнялось краской, и появлялся цветной силуэт.

Рельефы развёртывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд. Фи­гуры располагались вереницами - в схожих позах, с одинаковыми жестами; на светлом фоне чётко вы­делялись кирпично-красные тела мужчин и жёлтые — женщин. Изо­бражались сельские работы, труд ремесленников, охота, рыбная лов­ля, процессии носителей даров, по­гребальные шествия, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей и многие другие сцены.

«Владелец» гробницы как бы наблюдает за всем происходящим. Фараон, вельможа или хозяин

поместья всегда изображались более крупными по сравнению с их окружением. В рельефе гробницы Мерерука (XXVIII в. до н. э.) огромная фигура вельможи расположена, согласно традиции, близ входа в гробницу. У его ноги сидит изящная Херватетхет, которая едва достигает колена супруга. Сильные мира сего выглядят торжественно и величест­венно даже в сценах, полных опас­ности и азарта, как, например, в сцене охоты на гиппопотама (гробни­ца Ти, XXVIII в. до н. э.).

Окружающий человека мир жи­вых существ и предметов передан достоверно и узнаваемо: разнооб­разные звери, птицы, рыбы, орудия труда и музыкальные инструменты, одежда, украшения. В символиче­ских атрибутах фараона и богов угадываются их реальные прообра­зы: в урее (эмблеме власти) — встав­шая на хвост египетская кобра, в скарабее (солнечном талисмане) — африканский навозный жук. Эти об­разы навеяны самой природой.

 

ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

 

В последние века III тысячелетия до н. э. мощное централизованное госу­дарство, ослабленное войнами и грандиозным строительством, распалось. В эпоху Среднего царства (XXI—XVIII вв. до н. э.) политический центр стра­ны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон, позднее отождествлённый с древним богом Ра.

В этот период возросла само­стоятельность отдельных областей (номов) и их правителей (номар­хов), что привело к расцвечу мест­ных художественных школ. 11рисво-ив себе некоторые привилегии фараонов и добившись почти пол­ной независимости, номархи стро­или свои усыпальницы в собствен­ных владениях, а не у подножия Царской пирамиды. Сами пирамиды стали гораздо меньше, неприметнее. Возводимые из кирпича с проклад­кой из щебня и песка между стенами, они быстро разрушались.

Вырубленные в скалах гробницы номархов, сохранившиеся около временного селения Бепи-Гасан, постепенно превратились в сокронцницы произведений искусства. Росписи преобладаю здесь над рельефами; это объясняется тем, что для исполнения последних не годился мягкий скальный известняк.

К наиболее известным произведе­ниям этого времени относятся изо­бражения сцен рыбной ловли и охо­ты в нильских зарослях (гробница номарха Хнумхотепа, конец XX в. до н. э.). Рыбу ловят острогой, на птиц охотятся с бумерангом и сетью. Ди­кая кошка прячется на прогнув­шемся под сё тяжестью стебле цве­тущего папируса, нарядная стая ярких птиц укрывается в ажурной листве акации, среди них красавец удод, оранжевый, с чёрно-белыми крыльями.

В гробницах обнаружено множество деревянны

Похожие статьи:

poznayka.org

Конспект урока по истории на тему Верования и искусство первобытного человека (5 класс)

Дата ______________________ Урок № 4. Тема урока: «Верования и искусство первобытного человека» Цель урока: Обучающая - создать условия для формирования у обучающихся представления об искусстве и религиозных верований первобытного общества; Развивающая - продолжить работу по развитию у обучающихся памяти, внимания, культуры речи; Воспитывающая – создать условия для развития у обучающихся эстетического вкуса, любви к прекрасному, бережного отношения к творениям наших предков, развивать познавательный интерес к мировому культурному наследию, учебному курсу – история Древнего мира. Форма урока: урок изучения нового материала. Ход урока 1. Организационный момент. Проверка подготовки к уроку. Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы попадём в интереснейший увлекательный мир – мир древнего человека. 2. Повторение пройденного материала. На прошлом уроке мы с вами изучали жизнь первобытного человека. Давайте вспомним, что мы с вами узнали. Сейчас, чтобы настроиться на дальнейший урок, мы немного вспомним. Вопросы. Назовите древнейшие орудия труда. Для чего служило каждое из них? Когда появился человек разумный. Чем он отличался от древнего человека? Какие изобретения и открытия были сделаны человеком разумным? Когда и почему возникла родовая община?

3. Изучение нового материала. А теперь нас ожидает знакомство с новым материалом. Ребята посмотрите вокруг, как вы думаете,о чём пойдёт сегодня речь? (Ответ учеников: о жизни первобытных людей, об искусстве и религии древнего человека.) Цель нашего урока: выяснить какие виды искусства появились в первобытном обществе, как зарождались религиозные верования, в чём это выражалось? Зарождение искусства. С появлением человека разумного развитие человечества пошло гораздо быстрее. Это было связано с целым рядом изобретений, облегчивших и улучшивших жизнь людей. В то же время зарождалось искусство. Его возникновение свидетельствовало о том, что у человека появилось свободное время, а его жизнь стала более спокойной и безопасной. Теперь человеку больше не приходилось думать лишь о том, как выжить в суровых условиях и не умереть от голода.

Рис. Каменная фигурка быка На стенах пещер, в которых жили первобытные люди, учёные обнаружили изображения охотников и животных, живших в те далёкие времена. Природными красками — красной, чёрной и коричневой — древние художники нарисовали могучих мамонтов, бизонов и оленей с огромными рогами. В местах древних поселений учёные находят также фигурки животных и людей, вырезанные из рога или бивней мамонта, высеченные из мягкого камня или вылепленные из глины.

Рис. Бизон. Наскальное изображение Зарождение у людей веры в духов и богов. У человека разумного зародилась вера в существование сверхъестественных сил. Он считал, что окружающий его мир населён невидимыми существами. Они могут быть злыми или добрыми. Если их рассердить, они распугают зверей, и охотники останутся без добычи. Поэтому люди старались задобрить духов, приносили им жертвы — часть охотничьей добычи, собранных плодов, ягод. Вначале такие жертвенные подношения просто оставляли там, где могли обитать духи. Позднее люди стали вырезать из дерева изображения духов, которым поклонялись. К этим скульптурам они приносили жертвы. При этом люди считали, что дух вселится в своё изображение и воспользуется дарами. Наши предки верили, что кроме духов есть более могущественные существа — боги. Они обожествляли Солнце, Луну, грозу и многое другое, что было непонятным и страшным. Боги, по мнению людей, могли наслать болезни, засуху, лютый холод. Поэтому их, как и духов, надо было задабривать. Появление веры в загробную жизнь. Люди верили, что у человека есть бессмертная душа. Когда он умирает, она покидает тело и отправляется на небо, в «страну заката». Там обитают боги и духи, а также души умерших.

Рис. Глиняная фигурка богини В этой заоблачной стране, на бескрайних полях пасутся бесчисленные стада, и души, обитающие там, не знают голода. Они ведут сытую жизнь, не ведая болезней. В этой счастливой стране царит ве

weburok.com


Смотрите также