Источники первобытной истории. Статья: Источники и источниковедение первобытной истории.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекция: Источники и источниковедение первобытной истории. Источники первобытной истории


Лекция - Источники и источниковедение первобытной истории.

 

Под историческим источником следует понимать любой объект изучения, из которого можно извлечь исторические сведения, и любые данные естественноисторического цикла – антропологические, географические, и палеографические, геологические, физические и химические, которые служат той же цели, являются полноценными историческими источниками. Явления должны быть классифицированы по их содержанию и характеру внутренних связей. С этой точки зрения целесообразнее располагать источники по наукам, их изучающим.

 

История первобытного общества с самого начала складывалась как комплекская научная дисциплина, являвшаяся полноправной частью исторического знания, но в то же время впитавшая в себя постоянно крупнейшие результаты широкого круга наук, так или иначе связанных с изучением человека и его культуры. Поэтому же и исторические источники, н базе которых история первобытного общества строит свои реконструкции, очень разнообразны и являются компетенцией разных наук как гуманитарного, так и естественноисторического циклов. Науки эти следующие: археология, изучающая остатки материальной культуры разныъ эпох и пытающаяся на основании их топографии в пространстве восстановить общественные отношения и духовную жизнь внутри тех или иных конкретных общества; этнология (этнография) – занимающаяся изучением всех сторон культуры современных отсталых общества и проецирующая своию наблюдения и выводы на исторический процесс в первобытности; антропология – наука о морфологических и физиологических особенностях современных людей и людей прошлых эпох, а также их ископаемых предков-обезьяноподобных; четвертичная геология – восстанавливающая события геологической четвертичной истории нашей планеты, в хронологических рамках которой развивалось человечество; палеография – использующая данные четвертичной геологии и результаты физической географии для реконструкций; археозоология – опирающаяся на зоологические методы исследования происходящих из археологических раскопок костных остатков и ставящая своей целью получение информации о доместикации животных, составе стад домашних животных в разных человеческих коллективах, характере использования домашних животных, характере охоты и использовании диких животных человеком: археоботаника – имеющая своей целью реконструкцию культурной и использовавшейся человеком дикой флоры; физика и химия – которые дают возможность разрабатывать методы реставрации и консервации используемых в культуре материалов; лингвистика – исследующая современные и древние языки, интерпретации пиьсменных источников; информатика – наука о формилизованных способах представления и использования информации. С помощью машинного моделирования можно разрабатывать и исследовать модели систем с информационным содеражнием.

Археология, именно она снабжает прямыми фактами историю первобытного общества, имеющими более или менее твёрдую хронологическую приуроченность, опирающуюся на методы абсолютного датирования, или, при их отсутствии, на сравнительно-типологический метод. Хронологически она охватывает полностью временные границы существования первобытного общества.

Если говорить о методологических и методических основах этнологической науки, то вся их разработка была нацелена на то, чтобы с наибольшей полнотой и тщательностьб, наиболее адекватно описать предмет исследования, а именно культуру и быт, социальный институты и общественную структуру того или иного народа. Традиционно при этом наибольшее внимание уделялось отсталым народам, и в этом пункте особенно этнология смыкается с историей первобытного общества, так как культура отсталых народов служит основным материалом для первобытно-исторических реконструкциях.

Историческая антропология, целью которой является извлечение исторической информации из всех форм антропологического исследования и истолкование этой информации для нужд истории. Именно это направление антропологических штудий наиболее тесно связано с историей первобытного общества и даёт для неё максимальное основание. Антропология есть наука о биологических особенностях человека и его предков, палеоантропология – та часть антропология, которая изучает скелеты ископаемых людей самых разных эпох и, используя результаты изучения биологии современного человека, производит восстановление их биологических характеристик, именно на палеоантропологию опирается в наимбольшей мере, когда она становится историческим источником для изучения первобытного общества.

Четвертичная геология снабжает историков первобытности сведениями об измеении земной поверхности на протяжении времени, в рамки которого вмещается история человечества, уровне океана на протяжении четвертичного периода и динамике этого уровня, интенсивности береговой тектоники, наконец, о местных особенностях серьёзных изменений природной обстановки, которая была достаточно специфичная в разных областях ойкумены.

Археозоология – изучение костных остатков животных из раскопок, одинаково, будь то дикие или домашние формы. Костные остатки диких животных в широком смысле слова, включая птиц, рыб и лаже беспозвоночных, чрезвычайно важны в реконструкции характера охоты, рыболовства и собирательства, но их изучение имеет и более широкий интерес, выходящий за рамки истории первобытного общества: речь идёт о восстановлении древних ареалов многих современных видов, так как их древнее распространение только находками в раскопках и зафиксировано. Что касается домашних форм, то их костные остатки являются единственным прямым источником для разработки проблемы доместикации животных и древнего животноводства.

Археоботаника снабжает историю первобытного общества важными сведениями о составе культурной флоры многих районов мира с первичным земледелием и много дала для понимания очагов возникновения вторичного земледелия – введения растений в культуру под влиянием импульсов извне, диффузии и миграции культурной флоры ит.д. Археоботанический материал ещё чрезвычайно и интересен и эффективен в том отношении, что он снабжает археологию, а следовательно и историю первобытного общества мощным средством абсолютного датирования, так как получаемая с его помощью дата имеет точность до одного года; метод опирается на годичный прирост колец на стволе дерева.

Разработано несколько способов абсолютного датирования, опирающихся на физические и химические процессы, происходящие в остатках органического и неорганического происхождения после их захоронения, но в практической работе достаточно эффективны пока лишь четыре – два опираются на химические процесс и два – на физические. Первые два – радиоуглеродный и калий-аргоновый методы. Вторые два – археомагнитный и термолюминисцентный.

Лингвисты подходят к генезису языка и языковых явлений вообще сверху, реконструируя этаж за этажом вглуб истории языковые прасостояния, но их реконструкции только сейчас доходят до мезолитического или даже верхнепалеолитического времени и продолжают вызвать на этом уровне активные дискуссии. Таким образом, для ранней поры истории первобытного общества языковая информация практически отсутствует и мы имеет здесь не более чем правдоподобные гипотезы. Начиная с появления письменности лингвистическая реконструкция исходных состояний отдельных языков и их семей контролируется письменными памятниками и приобретает доказательный характер. Это не исключает споров по отдельным вопросам, но она не более остры, чем споры по любым другим проблемам первобытной истории

Количество письменных источников быстро растёт в процессе арехологических раскопок и совершенно очевидно – будет так же быстро расти в дальнейшем. Но нужно со всей определённостью подчеркнуть – они на долгие годы останутся второстепенным источником информации для истории первобытного общества, по сравнению с данными рассмотренных выше дисциплин. Это объясняется характером письменных источников. На первых порах они образованы царскими надписями преимущественно о походах и завоеваниях и храмовыми, отражающими ведение храмового хозяйства, изредка встречаются юридические документы, обширна частная переписка, но он состоит как правило из отдельных очень коротких сообщений. Тесты научного содержания, исторические трактаты, географические описания, включающие описания народов, становятся нормой лишь в Древней Греции, проходят через римскую, византийскую и мусульманскую историю. Для востока Азиатского материка место греческих и римских источников занимают китайские хроники. Этим практически и ограничивается круг письменных источников, которые могут быть использованы при восстановлении событий первобытной истории.

Информатика молодая научная дисциплина. Ока оказывает громадное воздействие на развитие самых разнообразных областей занния, в том числе и гуманитарных, но пка ещё мало сказалась на направлении исследований в области первобытной истории. Влияние достижений информатики на историю первобытного общества возможно в двух направлениях: первое из них – разработка формализованных классификаций для создания банков данных, их машинная обработка, вообще компьютеризация процесса исследования с целью принципального понижения уровня его трудоёмкости; второе, гораздо более фундаментальное – использование научного моделирования для познания процессов динамики первобытного общества.

 

www.ronl.ru

Источники истории первобытного общества

Министерство образования РК

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Буекетова

Доклад

На тему:

«Источники истории первобытного общества»

Выполнила: ст. гр. ИО-12р

Пильник О.

Проверила: ст. пр. Абдукаримова Ж.К.

Караганда 2010

Классификация источников истории первобытного общества.

Как всем известно, историю мы изучаем с помощью различных средств информации, которые содержат какие-либо сведения о прошлом. Такие средства информации получили названия – исторические источники.

Под историческим источником следует понимать любой объект изучения, из которого можно извлечь исторические сведения, и любые данные естественноисторического цикла – антропологические, географические и палеогеографические, геологические, физические и химические, которые служат той же цели, являются полноправными историческими источниками.

История первобытного общества с самого начала складываться как комплексная научная дисциплина, являвшаяся полноправной частью исторического знания, но в тоже время впитывавшая в себя постоянно крупнейшие результаты широкого круга наук, так или иначе связанных с изучением человека и его культуры. Поэтому же исторические источники, на основе которых складывается история первобытного общества, очень разнообразны и являются достоянием различных наук, как гуманитарного, так и естественнонаучного циклов.

Изучение истории первобытного общества основывается на источниках двух основных изучающих ее наук: археологии и этнологии. Помимо двух этих источником в изучении истории первобытного общества присутствуют знания из других наук: геология, восстанавливающая картину геологической истории нашей планеты; антропология – процесс формирования и развития человека, физика и химия, которые помогают разрабатывать методы реставрации и консервации используемых материалов.

Предлагаю рассмотреть этнологию и археологию подробнее, начнем с археологии.

Археология вынесена на первый план так как она снабжает прямыми фактами историю первобытного общества, имеющими более или менее твердую хронологическую приуроченность, опирающуюся на методы абсолютного датирования или, при их отсутствии, на сравнительно-типологческий метод. Хронологически она охватывает полностью временные границы существования первобытного общества. Но при оценки археологических материалов нужно иметь в виду следующие обстоятельства:

  • Многозначность положения любого предмета материальной культуры в системе культуры общества в целом;

  • Принципиальную выборочность археологических остатков по отношению к живой нормально функционирующей культуры;

  • Разрушение в ходе времени;

Предмет материальной культуры прежде всего имеет определенное функциональное назначение, он создается что быть для чего-то использованным человеческой деятельности – будь то орудия труда керамика ли что-то другое. Судя по здравому смыслу единственное что нам дает археология это – положение в пространстве. В ряде случав первичное назначение, например, наконечники стрел найденные в позвонке, этим подтверждается или устанавливается назначение предмета. А если предмет кроме своего непосредственного назначения имел еще символическое или сакральное?

Выборочность археологического материала при раскопках зависит от того, что земля сохраняет нам не весь комплекс культуры, а лишь то что попало на горизонт обитания или попадало в могилы. При перемене места жительства все ценное забиралось с собой, на месте поселения оставался лишь хлам, вот он-то и попадает в руки археологов. При пожаре или землетрясении, или, скажем, сильном паводке, при любом стихийном бедствии много разрушается и в распоряжении археологов остается лишь малая часть источника и еще и порядком деформированная. В погребения заведомо попадает лишь часть бытового культурного инвентаря, объем которого определяется бытующими в общества погребальными обрядами и обычаями. Кстати о них ведь тоже ничего не известно и сами они реконструируются на основе раскопок погребальных памятников, то есть получается заколдованный круг: не зная соответствующего мировоззрения мы не состоянии понять, какая часть культуры отражается в погребальном памятнике, а о мировоззрении мы вынуждены судить по результатам раскопок памятника. Многие современные археологи полагают что в процессе исследования мы получаем лишь 15 % достоверной информации, но подобные суждения крайне субъективны. В какой-то части археологических реконструкций они, возможно, соответствуют действительности, в других случаях процент достоверности больше, а в некоторых ситуация истина вообще не может быть установлена не при каких обстоятельствах.

Временные разрушения без преувеличения можно назвать грандиозными по масштабам и трагическими по их культурно-историческим последствиям. Любая культура и любое общество всегда безжалостно уничтожало все следы предшествующих обществ и культур, почти всегда делая это сознательно, в тоже время бессознательно используя технические и духовные достижения предшественников. Сбивались надписи с камней и на их месте выбивались новые, разрушались постройки, а строительные материалы использовались вторично, разрушались или запускались оросительные системы, перетаскивались на новые места погребальные стелы, пещеры и другие естественные укрытия использовались неоднократно людьми разных эпох, более ранние культурные напластования таким образом нарушались, наконец, грабитель с целью наживы разграбили и разорили множество погребений. Но разрушительная сила человеческой деятельности не единственное, еще она дополняется естественными причинами, т.е.разрушительными силами природы. Наконец, сам культурный слой деформируется при позднейшем осадконакоплении, оползнях заболачиваниях.

Все же при таких весьма ограничивающих фактах археологический материал бесспорно позволяет осуществить ряд научных процедур и делать достаточно определенные выводы, в чем и состоит его историческое значение. Он дает возможность проследить динамику внешних форм культуры, на основе типологического сравнения и стратиграфического залегании, отделяя ранние формы от поздних и устанавливая хронологическую последовательность их изменений. На этой базе создается картина прогресса человеческой культуры и на протяжении истории первобытного общества и прослеживается в то же время преемственность развития культуры от ее простейших форм до более сложных. Археологические раскопки при их проведении на должном техническом уровне доставляют богатый палеоантропологический материал, а он в свою очередь является неоценимым источником сведений о физических особенностях древних людей, морфологии и породах доместифицированных видов животных, сортах и видах культурных растений.

Таким образом, можно сделать вывод, что археологический материал очень информативен и его роль в реконструкции исторических процессов первобытности огромна.

Еще одной не маловажной наукой, изучающей историю первобытно общества , является этнология.

Вся разработка ее была нацелена на то, чтобы с наибольшей полнотой и тщательностью описать предмет исследования, а именно культуру и быт, социальные институты и общественную структуру того или иного народа.

Традиционно при этом наибольшее внимание уделялось отсталым народам, и в этом пункте особенно этнология смыкается с историей первобытного общества, так как культура отсталых народов служит основным материалом для первобытно-исторической реконструкций. Если бы не было этнологических данных, то многие стороны формирования общественных отношений и социальной структуры в первобытных человеческих коллективах просто не могли бы стать предметом внимания, они известны лишь по этнологическим описаниям, и главная задача состоит в том, чтобы хронологически соотнести их с теми или иными этапами первобытной истории. Другое ограничение, которое несут в себе сами этнологические материалы, связано с отсутствием у них хронологической ретроспективы. Этнологическое описание по природе своей си хронологическим уровнем, каким является современность. Наконец, нельзя не сказать и о том, что в распоряжении этнологии при изучении остальных обществ всегда находились лишь современные отсталые общества, которые невозможно впрямую аналогизировать с первобытными коллективами.

Как и в случае с археологией, осознание ограниченности этнологических данных во многих отношениях ни в коей мере не должно приводить к негативному выводу о малом их значении как источника сведений об истории первобытного общества. Совершенно неправильно полагать, как делают некоторые специалисты, что история первобытного общества целиком есть сфера этнологии, но не менее неоправданно и отрицать ее реконструктивные возможности. Прежде всего этнология дает нам богатый материал для суждения о функциональном значении отдельных предметов мира вещной материальной культуры- без нее назначение многих из них оставалось бы малопонятным. Но еще больше ее роль в реконструкции общественных отношений и духовной культуры первобытности – без огромного запаса этнологических наблюдений и разработок невозможно было бы судить о таких явлениях жизни первобытного общества, как формы брака и семьи, системы родства, формы общины, коллективные формы хозяйственной деятельности, экономические отношения, религиозно – магические ритуалы, народное творчество. На каркас хронологически организованных археологических фактов этнология накладывает плоть первобытной культуры, давая возможность с помощью своих результатов ощутить ее живое дыхание.

globuss24.ru

Шпаргалка - Источники истории первобытного общества

Министерство образования РК

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Буекетова

Доклад

На тему:

«Источники истории первобытного общества»

Выполнила: ст. гр. ИО-12р

Пильник О.

Проверила: ст. пр. Абдукаримова Ж.К.

Караганда 2010

Классификация источников истории первобытного общества.

Как всем известно, историю мы изучаем с помощью различных средств информации, которые содержат какие-либо сведения о прошлом. Такие средства информации получили названия – исторические источники.

Под историческим источником следует понимать любой объект изучения, из которого можно извлечь исторические сведения, и любые данные естественноисторического цикла – антропологические, географические и палеогеографические, геологические, физические и химические, которые служат той же цели, являются полноправными историческими источниками.

История первобытного общества с самого начала складываться как комплексная научная дисциплина, являвшаяся полноправной частью исторического знания, но в тоже время впитывавшая в себя постоянно крупнейшие результаты широкого круга наук, так или иначе связанных с изучением человека и его культуры. Поэтому же исторические источники, на основе которых складывается история первобытного общества, очень разнообразны и являются достоянием различных наук, как гуманитарного, так и естественнонаучного циклов.

Изучение истории первобытного общества основывается на источниках двух основных изучающих ее наук: археологии и этнологии. Помимо двух этих источником в изучении истории первобытного общества присутствуют знания из других наук: геология, восстанавливающая картину геологической истории нашей планеты; антропология – процесс формирования и развития человека, физика и химия, которые помогают разрабатывать методы реставрации и консервации используемых материалов.

Предлагаю рассмотреть этнологию и археологию подробнее, начнем с археологии.

Археология вынесена на первый план так как она снабжает прямыми фактами историю первобытного общества, имеющими более или менее твердую хронологическую приуроченность, опирающуюся на методы абсолютного датирования или, при их отсутствии, на сравнительно-типологческий метод. Хронологически она охватывает полностью временные границы существования первобытного общества. Но при оценки археологических материалов нужно иметь в виду следующие обстоятельства:

— Многозначность положения любого предмета материальной культуры в системе культуры общества в целом;

— Принципиальную выборочность археологических остатков по отношению к живой нормально функционирующей культуры;

— Разрушение в ходе времени;

Предмет материальной культуры прежде всего имеет определенное функциональное назначение, он создается что быть для чего-то использованным человеческой деятельности – будь то орудия труда керамика ли что-то другое. Судя по здравому смыслу единственное что нам дает археология это – положение в пространстве. В ряде случав первичное назначение, например, наконечники стрел найденные в позвонке, этим подтверждается или устанавливается назначение предмета. А если предмет кроме своего непосредственного назначения имел еще символическое или сакральное?

Выборочность археологического материала при раскопках зависит от того, что земля сохраняет нам не весь комплекс культуры, а лишь то что попало на горизонт обитания или попадало в могилы. При перемене места жительства все ценное забиралось с собой, на месте поселения оставался лишь хлам, вот он-то и попадает в руки археологов. При пожаре или землетрясении, или, скажем, сильном паводке, при любом стихийном бедствии много разрушается и в распоряжении археологов остается лишь малая часть источника и еще и порядком деформированная. В погребения заведомо попадает лишь часть бытового культурного инвентаря, объем которого определяется бытующими в общества погребальными обрядами и обычаями. Кстати о них ведь тоже ничего не известно и сами они реконструируются на основе раскопок погребальных памятников, то есть получается заколдованный круг: не зная соответствующего мировоззрения мы не состоянии понять, какая часть культуры отражается в погребальном памятнике, а о мировоззрении мы вынуждены судить по результатам раскопок памятника. Многие современные археологи полагают что в процессе исследования мы получаем лишь 15 % достоверной информации, но подобные суждения крайне субъективны. В какой-то части археологических реконструкций они, возможно, соответствуют действительности, в других случаях процент достоверности больше, а в некоторых ситуация истина вообще не может быть установлена не при каких обстоятельствах.

Временные разрушения без преувеличения можно назвать грандиозными по масштабам и трагическими по их культурно-историческим последствиям. Любая культура и любое общество всегда безжалостно уничтожало все следы предшествующих обществ и культур, почти всегда делая это сознательно, в тоже время бессознательно используя технические и духовные достижения предшественников. Сбивались надписи с камней и на их месте выбивались новые, разрушались постройки, а строительные материалы использовались вторично, разрушались или запускались оросительные системы, перетаскивались на новые места погребальные стелы, пещеры и другие естественные укрытия использовались неоднократно людьми разных эпох, более ранние культурные напластования таким образом нарушались, наконец, грабитель с целью наживы разграбили и разорили множество погребений. Но разрушительная сила человеческой деятельности не единственное, еще она дополняется естественными причинами, т.е.разрушительными силами природы. Наконец, сам культурный слой деформируется при позднейшем осадконакоплении, оползнях заболачиваниях.

Все же при таких весьма ограничивающих фактах археологический материал бесспорно позволяет осуществить ряд научных процедур и делать достаточно определенные выводы, в чем и состоит его историческое значение. Он дает возможность проследить динамику внешних форм культуры, на основе типологического сравнения и стратиграфического залегании, отделяя ранние формы от поздних и устанавливая хронологическую последовательность их изменений. На этой базе создается картина прогресса человеческой культуры и на протяжении истории первобытного общества и прослеживается в то же время преемственность развития культуры от ее простейших форм до более сложных. Археологические раскопки при их проведении на должном техническом уровне доставляют богатый палеоантропологический материал, а он в свою очередь является неоценимым источником сведений о физических особенностях древних людей, морфологии и породах доместифицированных видов животных, сортах и видах культурных растений.

Таким образом, можно сделать вывод, что археологический материал очень информативен и его роль в реконструкции исторических процессов первобытности огромна.

Еще одной не маловажной наукой, изучающей историю первобытно общества, является этнология.

Вся разработка ее была нацелена на то, чтобы с наибольшей полнотой и тщательностью описать предмет исследования, а именно культуру и быт, социальные институты и общественную структуру того или иного народа.

Традиционно при этом наибольшее внимание уделялось отсталым народам, и в этом пункте особенно этнология смыкается с историей первобытного общества, так как культура отсталых народов служит основным материалом для первобытно-исторической реконструкций. Если бы не было этнологических данных, то многие стороны формирования общественных отношений и социальной структуры в первобытных человеческих коллективах просто не могли бы стать предметом внимания, они известны лишь по этнологическим описаниям, и главная задача состоит в том, чтобы хронологически соотнести их с теми или иными этапами первобытной истории. Другое ограничение, которое несут в себе сами этнологические материалы, связано с отсутствием у них хронологической ретроспективы. Этнологическое описание по природе своей си хронологическим уровнем, каким является современность. Наконец, нельзя не сказать и о том, что в распоряжении этнологии при изучении остальных обществ всегда находились лишь современные отсталые общества, которые невозможно впрямую аналогизировать с первобытными коллективами.

Как и в случае с археологией, осознание ограниченности этнологических данных во многих отношениях ни в коей мере не должно приводить к негативному выводу о малом их значении как источника сведений об истории первобытного общества. Совершенно неправильно полагать, как делают некоторые специалисты, что история первобытного общества целиком есть сфера этнологии, но не менее неоправданно и отрицать ее реконструктивные возможности. Прежде всего этнология дает нам богатый материал для суждения о функциональном значении отдельных предметов мира вещной материальной культуры- без нее назначение многих из них оставалось бы малопонятным. Но еще больше ее роль в реконструкции общественных отношений и духовной культуры первобытности – без огромного запаса этнологических наблюдений и разработок невозможно было бы судить о таких явлениях жизни первобытного общества, как формы брака и семьи, системы родства, формы общины, коллективные формы хозяйственной деятельности, экономические отношения, религиозно – магические ритуалы, народное творчество. На каркас хронологически организованных археологических фактов этнология накладывает плоть первобытной культуры, давая возможность с помощью своих результатов ощутить ее живое дыхание.

www.ronl.ru

Источники истории первобытного общества

Министерство образования РК

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Буекетова

Доклад

На тему:

«Источники истории первобытного общества»

Выполнила: ст. гр. ИО-12р

Пильник О.

Проверила: ст. пр. Абдукаримова Ж.К.

Караганда 2010

Классификация источников истории первобытного общества.

Как всем известно, историю мы изучаем с помощью различных средств информации, которые содержат какие-либо сведения о прошлом. Такие средства информации получили названия – исторические источники.

Под историческим источником следует понимать любой объект изучения, из которого можно извлечь исторические сведения, и любые данные естественноисторического цикла – антропологические, географические и палеогеографические, геологические, физические и химические, которые служат той же цели, являются полноправными историческими источниками.

История первобытного общества с самого начала складываться как комплексная научная дисциплина, являвшаяся полноправной частью исторического знания, но в тоже время впитывавшая в себя постоянно крупнейшие результаты широкого круга наук, так или иначе связанных с изучением человека и его культуры. Поэтому же исторические источники, на основе которых складывается история первобытного общества, очень разнообразны и являются достоянием различных наук, как гуманитарного, так и естественнонаучного циклов.

Изучение истории первобытного общества основывается на источниках двух основных изучающих ее наук: археологии и этнологии. Помимо двух этих источником в изучении истории первобытного общества присутствуют знания из других наук: геология, восстанавливающая картину геологической истории нашей планеты; антропология – процесс формирования и развития человека, физика и химия, которые помогают разрабатывать методы реставрации и консервации используемых материалов.

Предлагаю рассмотреть этнологию и археологию подробнее, начнем с археологии.

Археология вынесена на первый план так как она снабжает прямыми фактами историю первобытного общества, имеющими более или менее твердую хронологическую приуроченность, опирающуюся на методы абсолютного датирования или, при их отсутствии, на сравнительно-типологческий метод. Хронологически она охватывает полностью временные границы существования первобытного общества. Но при оценки археологических материалов нужно иметь в виду следующие обстоятельства:

- Многозначность положения любого предмета материальной культуры в системе культуры общества в целом;

- Принципиальную выборочность археологических остатков по отношению к живой нормально функционирующей культуры;

- Разрушение в ходе времени;

Предмет материальной культуры прежде всего имеет определенное функциональное назначение, он создается что быть для чего-то использованным человеческой деятельности – будь то орудия труда керамика ли что-то другое. Судя по здравому смыслу единственное что нам дает археология это – положение в пространстве. В ряде случав первичное назначение, например, наконечники стрел найденные в позвонке, этим подтверждается или устанавливается назначение предмета. А если предмет кроме своего непосредственного назначения имел еще символическое или сакральное?

Выборочность археологического материала при раскопках зависит от того, что земля сохраняет нам не весь комплекс культуры, а лишь то что попало на горизонт обитания или попадало в могилы. При перемене места жительства все ценное забиралось с собой, на месте поселения оставался лишь хлам, вот он-то и попадает в руки археологов. При пожаре или землетрясении, или, скажем, сильном паводке, при любом стихийном бедствии много разрушается и в распоряжении археологов остается лишь малая часть источника и еще и порядком деформированная. В погребения заведомо попадает лишь часть бытового культурного инвентаря, объем которого определяется бытующими в общества погребальными обрядами и обычаями. Кстати о них ведь тоже ничего не известно и сами они реконструируются на основе раскопок погребальных памятников, то есть получается заколдованный круг: не зная соответствующего мировоззрения мы не состоянии понять, какая часть культуры отражается в погребальном памятнике, а о мировоззрении мы вынуждены судить по результатам раскопок памятника. Многие современные археологи полагают что в процессе исследования мы получаем лишь 15 % достоверной информации, но подобные суждения крайне субъективны. В какой-то части археологических реконструкций они, возможно, соответствуют действительности, в других случаях процент достоверности больше, а в некоторых ситуация истина вообще не может быть установлена не при каких обстоятельствах.

Временные разрушения без преувеличения можно назвать грандиозными по масштабам и трагическими по их культурно-историческим последствиям. Любая культура и любое общество всегда безжалостно уничтожало все следы предшествующих обществ и культур, почти всегда делая это сознательно, в тоже время бессознательно используя технические и духовные достижения предшественников. Сбивались надписи с камней и на их месте выбивались новые, разрушались постройки, а строительные материалы использовались вторично, разрушались или запускались оросительные системы, перетаскивались на новые места погребальные стелы, пещеры и другие естественные укрытия использовались неоднократно людьми разных эпох, более ранние культурные напластования таким образом нарушались, наконец, грабитель с целью наживы разграбили и разорили множество погребений. Но разрушительная сила человеческой деятельности не единственное, еще она дополняется естественными причинами, т.е.разрушительными силами природы. Наконец, сам культурный слой деформируется при позднейшем осадконакоплении, оползнях заболачиваниях.

Все же при таких весьма ограничивающих фактах археологический материал бесспорно позволяет осуществить ряд научных процедур и делать достаточно определенные выводы, в чем и состоит его историческое значение. Он дает возможность проследить динамику внешних форм культуры, на основе типологического сравнения и стратиграфического залегании, отделяя ранние формы от поздних и устанавливая хронологическую последовательность их изменений. На этой базе создается картина прогресса человеческой культуры и на протяжении истории первобытного общества и прослеживается в то же время преемственность развития культуры от ее простейших форм до более сложных. Археологические раскопки при их проведении на должном техническом уровне доставляют богатый палеоантропологический материал, а он в свою очередь является неоценимым источником сведений о физических особенностях древних людей, морфологии и породах доместифицированных видов животных, сортах и видах культурных растений.

Таким образом, можно сделать вывод, что археологический материал очень информативен и его роль в реконструкции исторических процессов первобытности огромна.

Еще одной не маловажной наукой, изучающей историю первобытно общества , является этнология.

Вся разработка ее была нацелена на то, чтобы с наибольшей полнотой и тщательностью описать предмет исследования, а именно культуру и быт, социальные институты и общественную структуру того или иного народа.

Традиционно при этом наибольшее внимание уделялось отсталым народам, и в этом пункте особенно этнология смыкается с историей первобытного общества, так как культура отсталых народов служит основным материалом для первобытно-исторической реконструкций. Если бы не было этнологических данных, то многие стороны формирования общественных отношений и социальной структуры в первобытных человеческих коллективах просто не могли бы стать предметом внимания, они известны лишь по этнологическим описаниям, и главная задача состоит в том, чтобы хронологически соотнести их с теми или иными этапами первобытной истории. Другое ограничение, которое несут в себе сами этнологические материалы, связано с отсутствием у них хронологической ретроспективы. Этнологическое описание по природе своей си хронологическим уровнем, каким является современность. Наконец, нельзя не сказать и о том, что в распоряжении этнологии при изучении остальных обществ всегда находились лишь современные отсталые общества, которые невозможно впрямую аналогизировать с первобытными коллективами.

Как и в случае с археологией, осознание ограниченности этнологических данных во многих отношениях ни в коей мере не должно приводить к негативному выводу о малом их значении как источника сведений об истории первобытного общества. Совершенно неправильно полагать, как делают некоторые специалисты, что история первобытного общества целиком есть сфера этнологии, но не менее неоправданно и отрицать ее реконструктивные возможности. Прежде всего этнология дает нам богатый материал для суждения о функциональном значении отдельных предметов мира вещной материальной культуры- без нее назначение многих из них оставалось бы малопонятным. Но еще больше ее роль в реконструкции общественных отношений и духовной культуры первобытности – без огромного запаса этнологических наблюдений и разработок невозможно было бы судить о таких явлениях жизни первобытного общества, как формы брака и семьи, системы родства, формы общины, коллективные формы хозяйственной деятельности, экономические отношения, религиозно – магические ритуалы, народное творчество. На каркас хронологически организованных археологических фактов этнология накладывает плоть первобытной культуры, давая возможность с помощью своих результатов ощутить ее живое дыхание.

mirznanii.com

Статья - Источники истории первобытного общества

Министерство образования РК

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Буекетова

Доклад

На тему:

«Источники истории первобытного общества»

Выполнила: ст. гр. ИО-12р

Пильник О.

Проверила: ст. пр. Абдукаримова Ж.К.

Караганда 2010

Классификация источников истории первобытного общества.

Как всем известно, историю мы изучаем с помощью различных средств информации, которые содержат какие-либо сведения о прошлом. Такие средства информации получили названия – исторические источники.

Под историческим источником следует понимать любой объект изучения, из которого можно извлечь исторические сведения, и любые данные естественноисторического цикла – антропологические, географические и палеогеографические, геологические, физические и химические, которые служат той же цели, являются полноправными историческими источниками.

История первобытного общества с самого начала складываться как комплексная научная дисциплина, являвшаяся полноправной частью исторического знания, но в тоже время впитывавшая в себя постоянно крупнейшие результаты широкого круга наук, так или иначе связанных с изучением человека и его культуры. Поэтому же исторические источники, на основе которых складывается история первобытного общества, очень разнообразны и являются достоянием различных наук, как гуманитарного, так и естественнонаучного циклов.

Изучение истории первобытного общества основывается на источниках двух основных изучающих ее наук: археологии и этнологии. Помимо двух этих источником в изучении истории первобытного общества присутствуют знания из других наук: геология, восстанавливающая картину геологической истории нашей планеты; антропология – процесс формирования и развития человека, физика и химия, которые помогают разрабатывать методы реставрации и консервации используемых материалов.

Предлагаю рассмотреть этнологию и археологию подробнее, начнем с археологии.

Археология вынесена на первый план так как она снабжает прямыми фактами историю первобытного общества, имеющими более или менее твердую хронологическую приуроченность, опирающуюся на методы абсолютного датирования или, при их отсутствии, на сравнительно-типологческий метод. Хронологически она охватывает полностью временные границы существования первобытного общества. Но при оценки археологических материалов нужно иметь в виду следующие обстоятельства:

— Многозначность положения любого предмета материальной культуры в системе культуры общества в целом;

— Принципиальную выборочность археологических остатков по отношению к живой нормально функционирующей культуры;

— Разрушение в ходе времени;

Предмет материальной культуры прежде всего имеет определенное функциональное назначение, он создается что быть для чего-то использованным человеческой деятельности – будь то орудия труда керамика ли что-то другое. Судя по здравому смыслу единственное что нам дает археология это – положение в пространстве. В ряде случав первичное назначение, например, наконечники стрел найденные в позвонке, этим подтверждается или устанавливается назначение предмета. А если предмет кроме своего непосредственного назначения имел еще символическое или сакральное?

Выборочность археологического материала при раскопках зависит от того, что земля сохраняет нам не весь комплекс культуры, а лишь то что попало на горизонт обитания или попадало в могилы. При перемене места жительства все ценное забиралось с собой, на месте поселения оставался лишь хлам, вот он-то и попадает в руки археологов. При пожаре или землетрясении, или, скажем, сильном паводке, при любом стихийном бедствии много разрушается и в распоряжении археологов остается лишь малая часть источника и еще и порядком деформированная. В погребения заведомо попадает лишь часть бытового культурного инвентаря, объем которого определяется бытующими в общества погребальными обрядами и обычаями. Кстати о них ведь тоже ничего не известно и сами они реконструируются на основе раскопок погребальных памятников, то есть получается заколдованный круг: не зная соответствующего мировоззрения мы не состоянии понять, какая часть культуры отражается в погребальном памятнике, а о мировоззрении мы вынуждены судить по результатам раскопок памятника. Многие современные археологи полагают что в процессе исследования мы получаем лишь 15 % достоверной информации, но подобные суждения крайне субъективны. В какой-то части археологических реконструкций они, возможно, соответствуют действительности, в других случаях процент достоверности больше, а в некоторых ситуация истина вообще не может быть установлена не при каких обстоятельствах.

Временные разрушения без преувеличения можно назвать грандиозными по масштабам и трагическими по их культурно-историческим последствиям. Любая культура и любое общество всегда безжалостно уничтожало все следы предшествующих обществ и культур, почти всегда делая это сознательно, в тоже время бессознательно используя технические и духовные достижения предшественников. Сбивались надписи с камней и на их месте выбивались новые, разрушались постройки, а строительные материалы использовались вторично, разрушались или запускались оросительные системы, перетаскивались на новые места погребальные стелы, пещеры и другие естественные укрытия использовались неоднократно людьми разных эпох, более ранние культурные напластования таким образом нарушались, наконец, грабитель с целью наживы разграбили и разорили множество погребений. Но разрушительная сила человеческой деятельности не единственное, еще она дополняется естественными причинами, т.е.разрушительными силами природы. Наконец, сам культурный слой деформируется при позднейшем осадконакоплении, оползнях заболачиваниях.

Все же при таких весьма ограничивающих фактах археологический материал бесспорно позволяет осуществить ряд научных процедур и делать достаточно определенные выводы, в чем и состоит его историческое значение. Он дает возможность проследить динамику внешних форм культуры, на основе типологического сравнения и стратиграфического залегании, отделяя ранние формы от поздних и устанавливая хронологическую последовательность их изменений. На этой базе создается картина прогресса человеческой культуры и на протяжении истории первобытного общества и прослеживается в то же время преемственность развития культуры от ее простейших форм до более сложных. Археологические раскопки при их проведении на должном техническом уровне доставляют богатый палеоантропологический материал, а он в свою очередь является неоценимым источником сведений о физических особенностях древних людей, морфологии и породах доместифицированных видов животных, сортах и видах культурных растений.

Таким образом, можно сделать вывод, что археологический материал очень информативен и его роль в реконструкции исторических процессов первобытности огромна.

Еще одной не маловажной наукой, изучающей историю первобытно общества, является этнология.

Вся разработка ее была нацелена на то, чтобы с наибольшей полнотой и тщательностью описать предмет исследования, а именно культуру и быт, социальные институты и общественную структуру того или иного народа.

Традиционно при этом наибольшее внимание уделялось отсталым народам, и в этом пункте особенно этнология смыкается с историей первобытного общества, так как культура отсталых народов служит основным материалом для первобытно-исторической реконструкций. Если бы не было этнологических данных, то многие стороны формирования общественных отношений и социальной структуры в первобытных человеческих коллективах просто не могли бы стать предметом внимания, они известны лишь по этнологическим описаниям, и главная задача состоит в том, чтобы хронологически соотнести их с теми или иными этапами первобытной истории. Другое ограничение, которое несут в себе сами этнологические материалы, связано с отсутствием у них хронологической ретроспективы. Этнологическое описание по природе своей си хронологическим уровнем, каким является современность. Наконец, нельзя не сказать и о том, что в распоряжении этнологии при изучении остальных обществ всегда находились лишь современные отсталые общества, которые невозможно впрямую аналогизировать с первобытными коллективами.

Как и в случае с археологией, осознание ограниченности этнологических данных во многих отношениях ни в коей мере не должно приводить к негативному выводу о малом их значении как источника сведений об истории первобытного общества. Совершенно неправильно полагать, как делают некоторые специалисты, что история первобытного общества целиком есть сфера этнологии, но не менее неоправданно и отрицать ее реконструктивные возможности. Прежде всего этнология дает нам богатый материал для суждения о функциональном значении отдельных предметов мира вещной материальной культуры- без нее назначение многих из них оставалось бы малопонятным. Но еще больше ее роль в реконструкции общественных отношений и духовной культуры первобытности – без огромного запаса этнологических наблюдений и разработок невозможно было бы судить о таких явлениях жизни первобытного общества, как формы брака и семьи, системы родства, формы общины, коллективные формы хозяйственной деятельности, экономические отношения, религиозно – магические ритуалы, народное творчество. На каркас хронологически организованных археологических фактов этнология накладывает плоть первобытной культуры, давая возможность с помощью своих результатов ощутить ее живое дыхание.

www.ronl.ru

Книга - Источники истории первобытного общества

Министерство образования РК

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Буекетова

Доклад

На тему:

«Источники истории первобытного общества»

Выполнила: ст. гр. ИО-12р

Пильник О.

Проверила: ст. пр. Абдукаримова Ж.К.

Караганда 2010

Классификация источников истории первобытного общества.

Как всем известно, историю мы изучаем с помощью различных средств информации, которые содержат какие-либо сведения о прошлом. Такие средства информации получили названия – исторические источники.

Под историческим источником следует понимать любой объект изучения, из которого можно извлечь исторические сведения, и любые данные естественноисторического цикла – антропологические, географические и палеогеографические, геологические, физические и химические, которые служат той же цели, являются полноправными историческими источниками.

История первобытного общества с самого начала складываться как комплексная научная дисциплина, являвшаяся полноправной частью исторического знания, но в тоже время впитывавшая в себя постоянно крупнейшие результаты широкого круга наук, так или иначе связанных с изучением человека и его культуры. Поэтому же исторические источники, на основе которых складывается история первобытного общества, очень разнообразны и являются достоянием различных наук, как гуманитарного, так и естественнонаучного циклов.

Изучение истории первобытного общества основывается на источниках двух основных изучающих ее наук: археологии и этнологии. Помимо двух этих источником в изучении истории первобытного общества присутствуют знания из других наук: геология, восстанавливающая картину геологической истории нашей планеты; антропология – процесс формирования и развития человека, физика и химия, которые помогают разрабатывать методы реставрации и консервации используемых материалов.

Предлагаю рассмотреть этнологию и археологию подробнее, начнем с археологии.

Археология вынесена на первый план так как она снабжает прямыми фактами историю первобытного общества, имеющими более или менее твердую хронологическую приуроченность, опирающуюся на методы абсолютного датирования или, при их отсутствии, на сравнительно-типологческий метод. Хронологически она охватывает полностью временные границы существования первобытного общества. Но при оценки археологических материалов нужно иметь в виду следующие обстоятельства:

— Многозначность положения любого предмета материальной культуры в системе культуры общества в целом;

— Принципиальную выборочность археологических остатков по отношению к живой нормально функционирующей культуры;

— Разрушение в ходе времени;

Предмет материальной культуры прежде всего имеет определенное функциональное назначение, он создается что быть для чего-то использованным человеческой деятельности – будь то орудия труда керамика ли что-то другое. Судя по здравому смыслу единственное что нам дает археология это – положение в пространстве. В ряде случав первичное назначение, например, наконечники стрел найденные в позвонке, этим подтверждается или устанавливается назначение предмета. А если предмет кроме своего непосредственного назначения имел еще символическое или сакральное?

Выборочность археологического материала при раскопках зависит от того, что земля сохраняет нам не весь комплекс культуры, а лишь то что попало на горизонт обитания или попадало в могилы. При перемене места жительства все ценное забиралось с собой, на месте поселения оставался лишь хлам, вот он-то и попадает в руки археологов. При пожаре или землетрясении, или, скажем, сильном паводке, при любом стихийном бедствии много разрушается и в распоряжении археологов остается лишь малая часть источника и еще и порядком деформированная. В погребения заведомо попадает лишь часть бытового культурного инвентаря, объем которого определяется бытующими в общества погребальными обрядами и обычаями. Кстати о них ведь тоже ничего не известно и сами они реконструируются на основе раскопок погребальных памятников, то есть получается заколдованный круг: не зная соответствующего мировоззрения мы не состоянии понять, какая часть культуры отражается в погребальном памятнике, а о мировоззрении мы вынуждены судить по результатам раскопок памятника. Многие современные археологи полагают что в процессе исследования мы получаем лишь 15 % достоверной информации, но подобные суждения крайне субъективны. В какой-то части археологических реконструкций они, возможно, соответствуют действительности, в других случаях процент достоверности больше, а в некоторых ситуация истина вообще не может быть установлена не при каких обстоятельствах.

Временные разрушения без преувеличения можно назвать грандиозными по масштабам и трагическими по их культурно-историческим последствиям. Любая культура и любое общество всегда безжалостно уничтожало все следы предшествующих обществ и культур, почти всегда делая это сознательно, в тоже время бессознательно используя технические и духовные достижения предшественников. Сбивались надписи с камней и на их месте выбивались новые, разрушались постройки, а строительные материалы использовались вторично, разрушались или запускались оросительные системы, перетаскивались на новые места погребальные стелы, пещеры и другие естественные укрытия использовались неоднократно людьми разных эпох, более ранние культурные напластования таким образом нарушались, наконец, грабитель с целью наживы разграбили и разорили множество погребений. Но разрушительная сила человеческой деятельности не единственное, еще она дополняется естественными причинами, т.е.разрушительными силами природы. Наконец, сам культурный слой деформируется при позднейшем осадконакоплении, оползнях заболачиваниях.

Все же при таких весьма ограничивающих фактах археологический материал бесспорно позволяет осуществить ряд научных процедур и делать достаточно определенные выводы, в чем и состоит его историческое значение. Он дает возможность проследить динамику внешних форм культуры, на основе типологического сравнения и стратиграфического залегании, отделяя ранние формы от поздних и устанавливая хронологическую последовательность их изменений. На этой базе создается картина прогресса человеческой культуры и на протяжении истории первобытного общества и прослеживается в то же время преемственность развития культуры от ее простейших форм до более сложных. Археологические раскопки при их проведении на должном техническом уровне доставляют богатый палеоантропологический материал, а он в свою очередь является неоценимым источником сведений о физических особенностях древних людей, морфологии и породах доместифицированных видов животных, сортах и видах культурных растений.

Таким образом, можно сделать вывод, что археологический материал очень информативен и его роль в реконструкции исторических процессов первобытности огромна.

Еще одной не маловажной наукой, изучающей историю первобытно общества, является этнология.

Вся разработка ее была нацелена на то, чтобы с наибольшей полнотой и тщательностью описать предмет исследования, а именно культуру и быт, социальные институты и общественную структуру того или иного народа.

Традиционно при этом наибольшее внимание уделялось отсталым народам, и в этом пункте особенно этнология смыкается с историей первобытного общества, так как культура отсталых народов служит основным материалом для первобытно-исторической реконструкций. Если бы не было этнологических данных, то многие стороны формирования общественных отношений и социальной структуры в первобытных человеческих коллективах просто не могли бы стать предметом внимания, они известны лишь по этнологическим описаниям, и главная задача состоит в том, чтобы хронологически соотнести их с теми или иными этапами первобытной истории. Другое ограничение, которое несут в себе сами этнологические материалы, связано с отсутствием у них хронологической ретроспективы. Этнологическое описание по природе своей си хронологическим уровнем, каким является современность. Наконец, нельзя не сказать и о том, что в распоряжении этнологии при изучении остальных обществ всегда находились лишь современные отсталые общества, которые невозможно впрямую аналогизировать с первобытными коллективами.

Как и в случае с археологией, осознание ограниченности этнологических данных во многих отношениях ни в коей мере не должно приводить к негативному выводу о малом их значении как источника сведений об истории первобытного общества. Совершенно неправильно полагать, как делают некоторые специалисты, что история первобытного общества целиком есть сфера этнологии, но не менее неоправданно и отрицать ее реконструктивные возможности. Прежде всего этнология дает нам богатый материал для суждения о функциональном значении отдельных предметов мира вещной материальной культуры- без нее назначение многих из них оставалось бы малопонятным. Но еще больше ее роль в реконструкции общественных отношений и духовной культуры первобытности – без огромного запаса этнологических наблюдений и разработок невозможно было бы судить о таких явлениях жизни первобытного общества, как формы брака и семьи, системы родства, формы общины, коллективные формы хозяйственной деятельности, экономические отношения, религиозно – магические ритуалы, народное творчество. На каркас хронологически организованных археологических фактов этнология накладывает плоть первобытной культуры, давая возможность с помощью своих результатов ощутить ее живое дыхание.

www.ronl.ru

Статья - Источники и источниковедение первобытной истории.

 

Под историческим источником следует понимать любой объект изучения, из которого можно извлечь исторические сведения, и любые данные естественноисторического цикла – антропологические, географические, и палеографические, геологические, физические и химические, которые служат той же цели, являются полноценными историческими источниками. Явления должны быть классифицированы по их содержанию и характеру внутренних связей. С этой точки зрения целесообразнее располагать источники по наукам, их изучающим.

 

История первобытного общества с самого начала складывалась как комплекская научная дисциплина, являвшаяся полноправной частью исторического знания, но в то же время впитавшая в себя постоянно крупнейшие результаты широкого круга наук, так или иначе связанных с изучением человека и его культуры. Поэтому же и исторические источники, н базе которых история первобытного общества строит свои реконструкции, очень разнообразны и являются компетенцией разных наук как гуманитарного, так и естественноисторического циклов. Науки эти следующие: археология, изучающая остатки материальной культуры разныъ эпох и пытающаяся на основании их топографии в пространстве восстановить общественные отношения и духовную жизнь внутри тех или иных конкретных общества; этнология (этнография) – занимающаяся изучением всех сторон культуры современных отсталых общества и проецирующая своию наблюдения и выводы на исторический процесс в первобытности; антропология – наука о морфологических и физиологических особенностях современных людей и людей прошлых эпох, а также их ископаемых предков-обезьяноподобных; четвертичная геология – восстанавливающая события геологической четвертичной истории нашей планеты, в хронологических рамках которой развивалось человечество; палеография – использующая данные четвертичной геологии и результаты физической географии для реконструкций; археозоология – опирающаяся на зоологические методы исследования происходящих из археологических раскопок костных остатков и ставящая своей целью получение информации о доместикации животных, составе стад домашних животных в разных человеческих коллективах, характере использования домашних животных, характере охоты и использовании диких животных человеком: археоботаника – имеющая своей целью реконструкцию культурной и использовавшейся человеком дикой флоры; физика и химия – которые дают возможность разрабатывать методы реставрации и консервации используемых в культуре материалов; лингвистика – исследующая современные и древние языки, интерпретации пиьсменных источников; информатика – наука о формилизованных способах представления и использования информации. С помощью машинного моделирования можно разрабатывать и исследовать модели систем с информационным содеражнием.

Археология, именно она снабжает прямыми фактами историю первобытного общества, имеющими более или менее твёрдую хронологическую приуроченность, опирающуюся на методы абсолютного датирования, или, при их отсутствии, на сравнительно-типологический метод. Хронологически она охватывает полностью временные границы существования первобытного общества.

Если говорить о методологических и методических основах этнологической науки, то вся их разработка была нацелена на то, чтобы с наибольшей полнотой и тщательностьб, наиболее адекватно описать предмет исследования, а именно культуру и быт, социальный институты и общественную структуру того или иного народа. Традиционно при этом наибольшее внимание уделялось отсталым народам, и в этом пункте особенно этнология смыкается с историей первобытного общества, так как культура отсталых народов служит основным материалом для первобытно-исторических реконструкциях.

Историческая антропология, целью которой является извлечение исторической информации из всех форм антропологического исследования и истолкование этой информации для нужд истории. Именно это направление антропологических штудий наиболее тесно связано с историей первобытного общества и даёт для неё максимальное основание. Антропология есть наука о биологических особенностях человека и его предков, палеоантропология – та часть антропология, которая изучает скелеты ископаемых людей самых разных эпох и, используя результаты изучения биологии современного человека, производит восстановление их биологических характеристик, именно на палеоантропологию опирается в наимбольшей мере, когда она становится историческим источником для изучения первобытного общества.

Четвертичная геология снабжает историков первобытности сведениями об измеении земной поверхности на протяжении времени, в рамки которого вмещается история человечества, уровне океана на протяжении четвертичного периода и динамике этого уровня, интенсивности береговой тектоники, наконец, о местных особенностях серьёзных изменений природной обстановки, которая была достаточно специфичная в разных областях ойкумены.

Археозоология – изучение костных остатков животных из раскопок, одинаково, будь то дикие или домашние формы. Костные остатки диких животных в широком смысле слова, включая птиц, рыб и лаже беспозвоночных, чрезвычайно важны в реконструкции характера охоты, рыболовства и собирательства, но их изучение имеет и более широкий интерес, выходящий за рамки истории первобытного общества: речь идёт о восстановлении древних ареалов многих современных видов, так как их древнее распространение только находками в раскопках и зафиксировано. Что касается домашних форм, то их костные остатки являются единственным прямым источником для разработки проблемы доместикации животных и древнего животноводства.

Археоботаника снабжает историю первобытного общества важными сведениями о составе культурной флоры многих районов мира с первичным земледелием и много дала для понимания очагов возникновения вторичного земледелия – введения растений в культуру под влиянием импульсов извне, диффузии и миграции культурной флоры ит.д. Археоботанический материал ещё чрезвычайно и интересен и эффективен в том отношении, что он снабжает археологию, а следовательно и историю первобытного общества мощным средством абсолютного датирования, так как получаемая с его помощью дата имеет точность до одного года; метод опирается на годичный прирост колец на стволе дерева.

Разработано несколько способов абсолютного датирования, опирающихся на физические и химические процессы, происходящие в остатках органического и неорганического происхождения после их захоронения, но в практической работе достаточно эффективны пока лишь четыре – два опираются на химические процесс и два – на физические. Первые два – радиоуглеродный и калий-аргоновый методы. Вторые два – археомагнитный и термолюминисцентный.

Лингвисты подходят к генезису языка и языковых явлений вообще сверху, реконструируя этаж за этажом вглуб истории языковые прасостояния, но их реконструкции только сейчас доходят до мезолитического или даже верхнепалеолитического времени и продолжают вызвать на этом уровне активные дискуссии. Таким образом, для ранней поры истории первобытного общества языковая информация практически отсутствует и мы имеет здесь не более чем правдоподобные гипотезы. Начиная с появления письменности лингвистическая реконструкция исходных состояний отдельных языков и их семей контролируется письменными памятниками и приобретает доказательный характер. Это не исключает споров по отдельным вопросам, но она не более остры, чем споры по любым другим проблемам первобытной истории

Количество письменных источников быстро растёт в процессе арехологических раскопок и совершенно очевидно – будет так же быстро расти в дальнейшем. Но нужно со всей определённостью подчеркнуть – они на долгие годы останутся второстепенным источником информации для истории первобытного общества, по сравнению с данными рассмотренных выше дисциплин. Это объясняется характером письменных источников. На первых порах они образованы царскими надписями преимущественно о походах и завоеваниях и храмовыми, отражающими ведение храмового хозяйства, изредка встречаются юридические документы, обширна частная переписка, но он состоит как правило из отдельных очень коротких сообщений. Тесты научного содержания, исторические трактаты, географические описания, включающие описания народов, становятся нормой лишь в Древней Греции, проходят через римскую, византийскую и мусульманскую историю. Для востока Азиатского материка место греческих и римских источников занимают китайские хроники. Этим практически и ограничивается круг письменных источников, которые могут быть использованы при восстановлении событий первобытной истории.

Информатика молодая научная дисциплина. Ока оказывает громадное воздействие на развитие самых разнообразных областей занния, в том числе и гуманитарных, но пка ещё мало сказалась на направлении исследований в области первобытной истории. Влияние достижений информатики на историю первобытного общества возможно в двух направлениях: первое из них – разработка формализованных классификаций для создания банков данных, их машинная обработка, вообще компьютеризация процесса исследования с целью принципального понижения уровня его трудоёмкости; второе, гораздо более фундаментальное – использование научного моделирования для познания процессов динамики первобытного общества.

 

www.ronl.ru


Смотрите также