Взгляды первобытных врачевателей на причины возникновения болезней. 16. Распространение заразных болезней в эпоху средневековья: чумы, проказы, сифилиса, меры борьбы с ними.
ГлавнаяПервобытноеВзгляды первобытных врачевателей на причины возникновения болезней
Вопрос 4.Особенности медицины древнего китая. Методы профилактики и диагностики. Взгляды первобытных врачевателей на причины возникновения болезней
12. Вклад врачей Арабских халифатов в медицинскую науку и здравоохранение
Арабские халифаты
Древнейшей областью расселения арабских племен был Аравийский полуостров
Именно здесь зародилась и, в основных чертах, сложилась к 622 г. самая молодая религия – ислам
Ее основоположник Мухаммед из Мекки создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (умма), положившую начало новому исламскому государству
В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную мусульманскую империю –Халифат
Теории медицины в Арабских халифатах
Арабо- язычная медицина в течение 8 веков занимала ведущее место в регионе Средиземноморья
В области теории болезни восприняли древнегреческое учение о четырех субстанциях и четырех телесных соках
В лечении внутренних болезней первейшее внимание уделялось установлению правильного режима, и только потом прописывались лекарства
Первые гигиенические требования в Коране
Фармация в Арабских халифатах
Арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопей
Первая аптека была открыта в Багдаде в 754 году
Впервые сконструировали и ввели в употребление перегонный куб, водяную баню, применили фильтрование, дистилляцию
Ученый Джабир ибн Хайан, известный в Европе по имени Гебера (VIII-IX вв.), получил серную и азотную кислоты, нитрат серебра, хлорную ртуть и т.д.
Больницы в Арабских халифатах
Первая больница в мусульманском мире была создана в 707 году для больных лепрой
Больницы общего типа строились на деньги халифов, принцев, богатых людей или врачей и щедро ими финансировались
Обслуживающий персонал состоял из врачей и медицинского персонала. При больницах создавались библиотеки и врачебные школы
Больницы финансировались за счет частных пожертвований. В больницах помещали пациентов с близкими по клинической картине заболеваниями, т.е. появлялись профильные отделения. Начальное образование сводилось к обучению чтению и письму, а также заучиванию текстов Корана. Среднее образование получали в школах при мечетях, объем обучения соответствовал византийскому «энциклиоспедиа» (с элементами медицины). Высшее образование давалось в «Домах знаний». Здесь, в частности, обсуждались медико-гигиенические проблемы (в соответствии с представлениями Галена). Медицина в Халифате была в особом почете, т.к. согласно учению Пророка, знание состояло из двух частей: знание религии и знание тела. Коран требует периодических омовений (5 раз в день), запрещает употребление в пищу свинины и спиртных напитков и тем самым способствует сохранению здоровья человека.
Ученые—медики Арабских халифатов.
Крупными учеными арабского Востока были Абу Али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сина (Авиценна). Абу Бакр Мухаммед ибн ЗакарииаАр-Рази и др.
Абу Али ибн Сина (АВИЦЕННА; 980 - 1037)
Впервые слава к Авиценне пришла после того, как он предупреждал людей, что после голода не следует есть много мяса и хлеба, так как это может привести к гибели, и тем самым спасал их.
Авиценна написал «Канон врачебной науки», который только при его жизни издавался 40 раз. Поучительны разделы «Канона»: О воспитании, Подарок матерям, Закон детства и др. Он разработал «Философию здоровья», где указывает на четыре основы жизни: воздух, вода, земля, огонь, которым соответствуют четыре свойства организма: сухость, влажность, холод, тепло. К тому же великий философ, естествоиспытатель и врач вошел в историю как сторонник рациональной психологии, заявивший о взаимовлиянии психического и телесного в патологии и подтвердивший это клиническими наблюдениями и опытным путем.
Абу БакрАР-РАЗИ (865 - 925) впервые на Востоке ввел в практику написание истории болезни. С его именем связано применение в медицине ваты и изобретение инструмента для извлечения инородных тел из гортани. Он написал более 200 трудов в различных областях знаний (теологии, философии, астрономии, минералогии), из которых более половины посвящены медицине. Ученый оставил заметный след в педиатрии . В его работах даны рекомендации по уходу за глазами, полостью рта и зева, применению ванн, массажа, вариоляции. Особую ценность составляет его сочинение «Об оспе и кори», признанный самым оригинальным трудом средневековой арабоязычной медицинской литературы. В нем Ар Рази четко сформулировал идею заразности этих заболеваний, описал их дифференциальную диагностику (считая их разными формами одной болезни). Лечение, питание больного, меры защиты от болезни, уход за кожей больного.
АЗ-ЗАХРАВИ (936 - 1013) в труде "Китабат-Тасриф" описал более 150 инструментов, разработанных самим автором, а также лечение переломов, грыжесечение, методику проведения глазных операций, методы обезболивания при операциях. Аз-Захрави не оперировал женщин, так как ислам запрещает правоверному мусульманину видеть обнаженным женское тело. Вместе с тем он единственный из арабских врачей, кто подробно описал клинику внематочной беременности
13. Значение трудов Авиценны (Абу-Али-ибн-Сина) для медицинской науки и практики. Ибн-Сина (Авиценна). 980—1037 гг. видный представитель врачей Средней Азии, крупнейший врач средневековья и один из наиболее выдающихся врачей мировой истории. Главный труд всей жизни великого врача, которому он отдал более 20 лет это знаменитый «Канон врачебной науки». «Канон врачебной науки» разделен на пять книг. Первая книга содержит определение понятия медицины, сведения по анатомии и общие сведения о болезнях, их причинах и проявлениях, о сохранении здоровья и способах лечения вообще. Во второй книге излагается учение о простых лекарствах и о способах их действия. Третья книга содержит частную патологию и терапию, описание отдельных болезней и способов их лечения. Четвертая книга посвящена хирургии и общему учению о лихорадке. В пятой книге описаны сложные лекарственные вещества, яды и противоядия. Большое место в «Каноне врачебной науки» занимают вопросы гигиены. Особые главы «Канона врачебной науки» Ибн-Сина посвятил воспитанию здорового и больного ребенка. В них содержится много тонких наблюдений и разумных советов. Ибн-Сина оказал сильное влияние на развитие педиатрии в Европе. Другой сильной стороной «Канона врачебной науки» является клиника. Точные описания клинической картины болезней, тонкости диагностики, первые описания ряда клинических явлений, их объяснения, приведена латинском языке в 1544 г. Многие отделы внутренней медицины и хирургии объяснены автором «Канона врачебной науки». Диагностические методы Ибн-Сины разнообразны: ощупывание, наблюдение над пульсом, определение влажности или сухости кожи, осмотр мочи и испражнений. При рассмотрении любого заболевания Ибн-Сина указывал на условия, способствующие его возникновению, мешающие сохранить здоровье. Физические упражнения Ибн-Сина называл «самым главным условием» сохранения здоровья, на следующие места ставил режим питания и режим сна. «Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезней». Ибн-Сина выделил клиническую картину чумы, обратил внимание на заразительность оспы, описал признаки плеврита, язву желудка, отметил признаки диабета (обилие прозрачной мочи, «сладкий привкус, как у меда» осадка мочи после испарения). Ибн-Сина высказал мысль о невидимых возбудителях лихорадочных болезней. Он утверждал, что оспой и чумой можно заразиться, если вдыхать воздух, идущий от больного, признавал возможность передачи болезни через плаценту, через почву и воду и для предотвращения этого рекомендовал кипячение воды. В «Каноне врачебной науки» Ибн-Сина описал клинику и лечение туберкулеза легких и других болезней органов дыхания. Указал на заболевание инфарктом миокарда. Описал картину, лечение и причину болезни, считавшейся в Европе до XIX века самой загадочной – бешенство. Одним из лучших лекарств Ибн Сина считал питье, приготовленное из печени бешенной собаки. Через столетия это получило подтверждение – прививка. Ибн-Сина оставил заметный след в лекарствоведении. Он собрал сведения о лекарствах из трудов древних греческих, индийских и других врачей, значительно дополнил собственными наблюдениями и опытом, включая многие средства народной медицины, индийские и китайские лекарства и многие средства, которые дала зарождавшаяся на Востоке химия. Ибн-Сина применил ртуть, которая в X веке добывалась в окрестностях Бухары, для лечения сифилиса в виде вдыхания паров и втираний, причем им описаны проявления ртутного стоматита. Возникновение и развитие в странах арабского халифата аптек, несомненно, благоприятствовало развитию терапии у Ибн-Сины. В «Каноне врачебной науки» было указано, как изучать действие лекарства. По Ибн-Сине, болезнь, при которой изучается действие лекарства, должна быть без осложнений. Было подчеркнуто, что недостаточно изучать действие лекарства только на животном и что для окончательного суждения о лекарстве необходимо наблюдать его действие на больном человеке.
Ибн-Сина использовал физические методы лечения. Многие главы «Канона врачебной науки» посвящены хирургическим операциям. В нем изложено учение о кровопускании, описаны операции камнесечения, трахеотомии, лечение ран и травм. Для обработки ран Ибн-Сина рекомендовал применять вино. Долгое время был широко известен предложенный им способ вправления вывиха плеча. Ибн-Сина применял гибкий катетер, сделанный из кожи животных, при операциях на глазу в качестве материала для шва рекомендовал применять тонкий женский волос, при операции на прямой кишке для той же цели — свиную щетину. Интересны советы Ибн-Сины о том, как рано распознавать злокачественные новообразования, удалять их широким разрезом и прижигать. Ибн-Сина отверг демонологические представления о причине нервных и психических болезней, описал менингит как особую болезнь, указывал, что при острых лихорадочных заболеваниях может развиться психоз, что самое вредное для больного — это страх, и рекомендовал музыку в качестве терапевтического средства.
14. Возникновение медицинских школ, университетов в Западной Европе, методы преподавания в них. Центрами средневековой медицины были университеты. Прототипами западноевропейских университетов явились школы, существовавшие в арабских халифатах. Высшая школа типа университета существовала в Византии уже в середине IX века. В XI веке возник университет в Салерно, преобразованный из Салернской медицинской школы близ Неаполя, в XII—XIII веках появились университеты в Болонье, Париже, Падуе, Оксфорде, в XIV веке — в Праге и Вене. В европейской культуре раннего средневековья на основе сочинений римских авторов сформировался канон из семи «свободных искусств» (лат. «artes liberalise»), который включал в себя тривиум (грамматика, риторика и логика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Медицина не входила в состав «семи свободных искусств», формально она стала новой областью образования. В состав университета входили, как минимум, четыре факультета. Факультет (способность) – термин был введен в 1232 году папой Григорием IX для обозначения различных специальностей в Парижском университете. Число учащихся в университетах не превышало нескольких десятков на всех факультетах. Уставы и учебные планы средневековых университетов контролировались католической церковью. Весь строй жизни университетов был скопирован со строя церковных учреждений. Многие врачи принадлежали к монашеским орденам. Светские врачи, вступая в медицинские должности, принимали присягу, подобную присяге священников. Руководил факультетом декан (10 – десятник). Возглавлял университетом ректор, имеющий духовный сан, он же был и судьей.Ректор – наставник, учитель. В университетах допускалось изучение и некоторых античных писателей. В области медицины таким официально признанным античным автором был прежде всего Гален. У Галена средневековой медициной были взяты его окрашенные идеализмом выводы, но совершенно отброшен его метод исследования (опыты, вскрытия), что являлось главной его заслугой. Из произведений Гиппократа были приняты те, где с наименьшей силой получили отражение его материалистические воззрения в медицине. Задачей ученых было в первую очередь подтверждать правильность учения признанных авторитетов в соответствующей области и комментировать его. Комментарии к произведениям того или иного авторитетного писателя были основным видом средневековой научной литературы. Естествознание и медицина питались не экспериментами, а изучением текстов—Галена и Гиппократа. Методы преподавания и сам характер науки были чисто схоластическими. Студенты наизусть заучивали то, что говорили профессора. Слава и блеск средневекового профессора заключались прежде всего в его начитанности и в умении подтвердить каждое свое положение цитатой, взятой у какого-нибудь авторитета и приведенной на память. Истина и наука означали только то, что было написано, и средневековое исследование стало просто истолкованием известного. Первые вскрытия умерших в Западной Европе стали производиться в наиболее прогрессивных университетах (Салерно и Монпелье) с особого разрешения монархов лишь в XIII— XIV вв. Так, в 1238 г. Фридрих II разрешил медицинскому факультету в Салерно вскрывать 1 труп в 5 лет. Первый в Европе учебник анатомии был составлен в 1316 г. магистром Болонского университета Мондино де Луцци. Его сочинения пользовались успехом и в эпоху Возрождения, великий Леонардо полемизировал с ним в области анатомии. Многое в сочинении де Луцци заимствовано из труда Галена «О назначении частей человеческого тела» ввиду того, что анатомирование производилось крайне редко. Студенты, окончившие медицинский факультет университета, становились докторами. Это были интернисты, врачи по внутренним болезням. На портретах их изображали с лекарственными растениями в руках.
15. Основные мероприятия в области медицины средневековья: больницы, лазареты, карантины. Развитие больничного дела связано с христианской благотворительностью. На заре средневековья госпиталь был
больше приютом, чем лечебницей. Первая большая христианская больница была построена в Кесари в 370г святым Василием Великим. Первая больница на территории Римской империи была создана в Риме в 390г. В это же время появляются первые диаконисы – служительницы христианской церкви, которые посвящали себя уходу за больными, немощными и слабыми. Уже в IV в Церковь выделяла 1\4 своих доходов на призрения больных. Первые христианские госпитали(от hospes – чужеземец) появились в Западной Европе на рубеже V-VI в при кафедральных соборах и при монастырях, позднее учреждались на пожертвования от частных лиц. По примеру Востока в западноевропейских городах стали строить больницы светского типа – до этого больницы в Западной Европе, как и в Византийской империи, создавались при монастырях: Hotel-Dieu(Дом божий) в Лионе (VI в.), Париже (VIII в.) и др. Больницы все более приближались к облику современных и становились лечебными заведениями, где работали врачи и имелся обслуживающий персонал. Сперва больницы строились не по определенному плану и могли помещаться в обычных жилых домах, приспособленных для этой цели. Постепенно появляется особый тип больничных зданий. Кроме помещений для больных, там были хозяйственные пристройки, комната для тех, кто ухаживал за больными, аптека, а также сад, где росли наиболее употребляемые лекарственные растения. Больница исполняла роль не только лечащего учреждения, но и богадельни. Широкому распространению многих заразных болезней способствовали крестовые походы. Именно во времена крестовых походов наиболее широко распространилась проказа (или лепра). В средние века ее считали неизлечимой и особо прилипчивой болезнью. Человек, который признавался прокаженным, изгонялся из общества. Его публично отпевали в церкви, а затем помещали в лепрозорий (приют для прокаженных), после чего он считался мертвым как перед церковью, так и перед обществом. Он не мог ничего зарабатывать или наследовать. Поэтому прокаженным предоставлялась свобода просить милостыню. Им выдавалось особое платье из черной материи, специальная шляпа с белой лентой и трещотка, звуки которой должны были предупреждать окружающих о приближении прокаженного. При встрече с прохожим он должен был отступать в сторону. Вход в город разрешался прокаженным лишь в определенные дни. Делая покупки, они должны были указывать на них специальной тростью. Идея изоляции прокаженных от общества возникла в Западной Европе еще в VI в., когда монахи ордена св. Лазаря (на территории Италии) посвятили себя уходу за прокаженными. После крестовых походов, когда лепра распространилась в Европе, как никогда и нигде в истории человечества, количество лепрозориев на континенте достигло 19 тысяч. Задолго до разработки научно обоснованных мер борьбы с инфекционными болезнями в средневековой Европе стали применять задержание людей и товаров на пограничных пунктах в течение 40 дней, откуда и возник термин карантин (итал. quarantena от quaranta gironi — сорок дней). Первые карантины были введены в портовых городах Италии в 1348 г. вXV в. на острове св. Лазаря близ Венеции были организованы первые лазареты для заболевших на морских судах во время карантина. Медицина в средневековой Европе развивалась в сложных и неблагоприятных условиях. Тем не менее объективные закономерности развития общества и логика научного мышления неизбежно способствовали формированию в ее недрах предпосылок будущей медицины великой эпохи Возрождения.
studfiles.net
7. Асклепий, как представитель древнегреческой медицины.
Асклепий – сын Аполлона «исцеляющего». * Безнадежно больным и роженицам входить на территорию храма не разрешалось: религиозные правила не допускали в святейшие места все нечистое * Каждый входящий проводил омовение и приносил жертву богам * Все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых галереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались в так называемые «инкубационные» (или «священные») сны * Тем не менее, главными средствами врачевания в храмах Древней Греции были различные формы водолечения, холодные омовения, массаж, гимнастика * Об употреблении лекарств, в большинстве случаев, не упоминалось
8+9 Гиппократ. Методы врачевания (Гиппократ о причинах болезней, вопросы хирургии в трудах Гиппократа.)
Главная заслуга Гиппократа, как главы выдающейся медицинской̆ школы, в том, что он выделил медицину в самостоятельную науку. До него все науки, в том числе и медицина, входили в философию. Гиппократ является основоположником медицины наблюдения. В этом принципе четко прослеживается преемственность идей: до него существовали отдельные знания, описания. Гиппократ впервые объединил эти знания воедино. Гиппократ рассматривал организм как единое целое в связи с окружающей средой̆. Именно он вводит в обиход столь популярный сейчас термин «образ жизни» Дает первую материалистическую теорию медицины – гуморальную (humor – жидкость, влага, сок). В основе ее лежат знания, дошедшие из Древнего Востока Таким образом, здоровье есть благоприятное смешение (cucrasta) четырех жидкостей организма (кровь, слизь, желтая и черная желчь), а неблагоприятное их смешение (dyscrasta) или изменение составе есть причина большинства болезней. Учение о соках с некоторыми изменениями существовало в медицине в течение двух с половиной тысячелетий, вплоть до XIX века * "Все болезни естественны, и, следовательно, их можно изучать» Гиппократ * Наследие Гиппократа и других врачей Греции обобщено в «Гиппократовом сборнике», который является энциклопедией классического периода истории древнегреческой медицины. Сборник составлен в III веке до н.э., примерно через 100 лет после смерти Гиппократа, в знаменитой александрийской библиотеке * Большинство исследователей считают, что Гиппократу принадлежат самые выдающиеся работы сборника: «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах и местностях», «О переломах», «О ранах головы», «О древней медицине"
10. Гален, развитие экспериментального метода исследования, учение о кровообращении, новое в методике приготовления лекарств
Гален (ок. 130 –ок. 200 гг.)родился в Пергаме (ныне г. Бергама в Турции)
Автор более 400 трудов, около 125 посвящает медицине. До наших дней из них сохранилось 80. «О значении человеческого тела», «Об анатомии», «Терапевтические методы», «О больных частях тела», «О составе лекарств»
Философская позиция Галена определилась в изучении анатомии. Она проявилась в его колебаниях между материализмом и идеализмом. Такая двойственность называется дуализм
Материалистическая позиция – «линия Демокрита» –прослеживается в его исследованиях в области анатомии
Гален впервые предпринимает изучение человеческого организма с целью применения знаний на практике и создает свою знаменитую анатомию
Гален подробно описал анатомию всех систем организма:
кости, мышцы, связки,
внутренние органы, но особенно велика его заслуга в области изучения нервной системы.
Он описал все отделы головного мозга, спинного мозга, семь (из двенадцати) пар черепно-мозговых нервов и нервы внутренних органов.
Внес большой вклад в развитие фармакологии.
До Галена растения принимались в том виде, как они есть: «в природе созданы готовые лекарства, им не нужна специальная обработка»
Гален впервые предложил выделить действующее начало. Ряд средств, получаемых путем механической и физико-химической обработки природного сырья (отвары, настои, настойки, вытяжки) –носят названия «Галеновы препараты» (термин введен Парацельсом)
Идеалистические тенденции – учение Платона о пневме, учение Аристотеля о целесообразности всего созданного природой («телеология») – нашли свое отражение в представлении Галена о «трех пневмах»
Гален считал, что в организме пневма обитает в трех видах: в мозге – «душевная пневма», в сердце – «жизненная пневма», в печени – «естественная пневма». Первая заведует мыслительными функциями; вторая –центр гнева, воли смелости; третья –ведает питанием
studfiles.net
чумы, проказы, сифилиса, меры борьбы с ними.
Во времена крестовых походов наиболее широко распространилась проказа (или лепра). В средние века ее считали неизлечимой и особо прилипчивой болезнью. Человек, который признавался прокаженным, изгонялся из общества. После крестовых походов, когда лепра распространилась в Европе, как никогда и нигде в истории человечества, количество лепрозориев на континенте достигло 19 тысяч.
Другой страшной повальной болезнью периода классического средневековья была чума. «Черная смерть» 1346—1348 гг. была завезена в Европу через Геную, Венецию и Неаполь. Начавшись в Азии, она опустошила Фракию, Македонию, Сирию, Египет, Каир, Сицилию. Гибель заболевших наступала через несколько часов после заражения. Живые не успевали хоронить мертвых. Всего на земном шаре в XIV в. погибло от этого заболевания более 50 млн человек.
В конце XV — начале XVI в. всю Европу охватила эпидемия сифилиса. По морским и сухопутным торговым путям сифилис распространился за пределами Европейского континента. Одни ученые полагают, что сифилис был завезен в Европу после открытия Америки. По всей вероятности, сифилис издавна существовал в Европе, Азии и Америке, а внезапная эпидемия конца XV в. в Европе была обусловлена длительными войнами, массовыми передвижениями людей, а возможно, и появлением нового штамма возбудителя, завезенного с Американского континента.
Задолго до разработки научно обоснованных мер борьбы с инфекционными болезнями в средневековой Европе стали применять задержание людей и товаров на пограничных пунктах в течение 40 дней, откуда и возник термин карантин (итал. quarantena от quarantagironi —сорок дней). Первые карантины были введены в портовых городах Италии в 1348 г были организованы первые лазареты для заболевших на морских судах во время карантина.
Первая научно обоснованная концепция распространения заразных болезней была выдвинута Джироламо Фракасторо (Frac'astoro, Girolamo, 1478—1553) —итальянским ученым — врачом, физиком, астрономом и поэтом, одним из выдающихся представителей эпохи Возрождения.
17. Т.Парацельс, его критика схоластики в медицине и преподавании, зарождение ятрохимии.
Парацельс(1493-1541) –выдающийся естествоиспытатель, врач и химик Раннего Возрождения, один из основоположников опытного метода в науке. Является основоположником научной фармакологии, основоположник ятрохимии.
Ятрохимия — направление в медицине , связанное с успехами химии. Ятрохимики считали, что процессы, совершающиеся в организме, являются химическими, поэтому с химией должно быть связано как изучение этих процессов, так и лечение болезней.
Парацельс считал основой медицины – химию, а все совершающиеся в человеческом теле процессы – процессами химическими. Его система врачевания основывалась на трех невидимых элементах: сере, ртути, соли и их соединениях. Считал, что в каждом органе тела эти субстанции сочетаются в определенных пропорциях и болезнь это нарушение их правильных соотношений. Парацельс был противником мертвой схоластики, закоснелых традиций, средневековых авторитетов. Он неустанно издевался над врачами – схоластами, которые «всю жизнь сидят за печкой, книгами себя окружив, и плавают на одном корабле – корабле дураков…». Парацельс явился одним из основоположников опытного метода в науке. Он учил студентов не только на лекциях, но и у постели больных или во время прогулок за минералами и лекарственными растениями. Он был одновременно и теоретиком, и практиком: «Теория врача есть опыт. Никто не может стать врачом без науки и опыта». С Парацельса начинается кардинальная перестройка химии(алхимии) в ее приложении к медицине: от поисков путей получения золота - к приготовлению лекарств.
Развитие медицинской химии в эпоху Возрождения привело к расширению аптекарского дела. Аптека как самостоятельное учреждение возникла во второй половине VIII в. на Ближнем Востоке. В эпоху Возрождения из простых лавок периода развитого средневековья, когда вся аптека размещалась в одной комнате, они превратились в большие фармацевтические лаборатории, которые включали в себя помещение для приема посетителей, кладовые, где размельчались и хранились лекарства и сырье, и собственно лаборатории с печью и дистилляционным аппаратом
studfiles.net
36. Реформы Петра 1 в области организации мед помощи и подготовки мед кадров.
Придя к власти, Петр обнаружил, что фактически в Российской империи не было полноценной медицины в том понимание, в котором она была в Европе.
1701 г. – учреждены вольные аптеки. - Бесконтрольная продажа лекарств приводила к несчастным случаям - отравлениям сильнодействующими и ядовитыми веществами. В 1701 г. вводится новый указ о запрещении зелейным и москательным лавкам торговать лекарствами. Стала появляться печатная фармацевтическая литература - "Домашние аптеки", то есть списки лекарств, которыми можно было пользоваться без назначения врача, с указанием, в каких случаях какое лекарство употреблять.
1702 г. - приезд в Россию Николая Бидлоо – на которого было возложено руководство первым высшим медицинским учебным заведением.
1706 г. - открытие первого Генерального сухопутного Московского госпиталя – В этом учреждение помещались больные разной степени тяжести, однако наиболее интересным моментом была лекарская школа, в которой обучались молодые врачи, частично у отечественных, частично у иностранных специалистов. Основным направление в обучение была хирургия, и, по сути, данное заведение стало первым высшим медицинским учреждением в Российской Империи
1707 г. - открытие первой Госпитальной школы при Генеральном сухопутном Московском госпитале.
1710 г. - введение звания зубного врача.
1715 г. - указ о призрении младенцев. Петр позаботился об открытии приютов для подкинутых детей, издав указ, в котором говорилось о запрете под страхом смерти убивать детей и необходимости сдавать в приют.
1718 г.- открыты сухопутный и адмиралтейский госпитали в С-Пб.
1716 г. - «инструментальная изба» для изготовления хирургических инструментов.
1725 г. – открыта Российская академия наук.
Попытка переписи населения и учет рождаемости и смертности.
1735 г. - выходит регламент о госпиталях.
1755 г. - открытие Московского университета.
1755 г. - созданы приказы общественного призрения.
1763 г. - введено изучение акушерства.
37. Госпитальные школы и их значение для развития мед науки и практики в России.
В подготовке врачебных кадров и развитии практической медицины в России XVIII в. большую роль сыграли госпитальные школы (1707), открытые на базе госпиталей, и медицинский факультет Московского университета (1764). Первая госпитальная школа была открыта при постоянном сухопутном госпи тале в Москве (1707), руководить которой был назначен голландский врач Николай Бидлоо, «ближний доктор его царского величества»,2 ученик Г.Бургава, племянник анатома, атласом которого пользовался сам Петр I. Открытие госпиталя и школы является частью реформ первой четверти XVIII века, проводимых в России в области государственного управления, экономики и культуры. Такие школы были открыты на базе и других госпиталей. Для получения звания лекаря, после прохождения общеобразовательной подготовки (славяно-греко-латинская академия или духовное училище), в госпитальной школе необходимо было учиться 5-7, а иногда и 11 лет. В программу преподавания были включены все теоретические и практические медицинские дисциплины в большем объеме, чем на медицинских факультетах иностранных университетов. Через 3 года после сдачи экзаме нов ученику присваивалось звание подлекарь (среднее между врачом и фельдшером), а по окончании седьмого года подлекаря производили в ле кари. Ученики госпитальных школ изучали анатомию, физиологию, опера тивную хирургию, фармакологию, судебную медицину, неврологию, зубоврачевание с челюстно-лицевой хирургией и челюстно-лицевой травматоло гией. Обучение проводилось на практике, в больничных палатах. В каждой госпитальной школе был анатомический театр с музеем, библиотека, ботанические огороды.Среди анатомических препаратов были препараты и с пато логией зубочелюстной системы, а среди инструментов были инструменты для проведения зубоврачебных опера ций (на голове, губах, деснах, языке). В библиотеках госпиталей были книги и диссертации по вопросам зубоврачевания. В 1710 году Н.Л.Бидлоо написал труд «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре», содержание которого позволяет судить о первой программе преподавания научной хирургии в России. «Наставления» состоят из 4-х частей: часть I названа в точном соответствии с оригиналом рукописи, состоит из нескольких глав и начинается с определения понятия «хирургия»: « это предмет, созданный опытом, на основе познания и изучения хорошо сложенного человеческого тела, для восстановления и сохранения неестественно измененного случайными болезнями тела и красоты его, что достигается приложением рук извне, применением внутрь лекарств, а также инструментов». Н.Л.Бидлоо относит к хирургии анатомию, химию, ботанику и четыре вида оперативных вмешательств: соединение, разделение, удаление, протезирование. Заключительная часть этой главы представляет своеобразный свод хирургической деонтологии, значение которого трудно переоценить. Остальные главы - это перечисление приемов оперативной техники, в т. ч. и на сосудах. Часть II рукописи представляет описание хирургических операций «от головы до пят», а также показания и противопоказания к ним. Часть III состоит из глав, посвященных лечению болезней костей, в частности рахита, а также лечению сифилиса. Часть IV включает в себя индексы, или каталог анатомических предметов. По «Наставлениям» Н.Л.Бидлоо учащиеся обучались в госпитальной школе. Выпуская первую группу молодых врачей в 1712 году, Н.Бидлоо писал Петру 1: «Я лучших из сих студентов…рекомендовать не стыжусь, ибо они не только имеют знание одной или другой болезни, которая на теле приключается и к чину хирурга подлежит, но и генеральное искусство о всех тех болезнях, от главы даже до ног, с подлинным и обыкновенным обучением како их лечить, такожде они приключающиеся язвы завязывати, и по оным завязывание сочинять…зело успешно научились» 38. Особенности подготовки мед кадров в России. Открытие Академии Наук и Московского Университета
Начало новой полосы в развитии науки и общественной мысли в России связано с открытием в 1725 году Академии наук и в 1755 году Московского университета. В подготовке врачебных кадров и развитии практической медицины в России XVIII в. большую роль сыграли госпитальные школы (1707), открытые на базе госпиталей, и медицинский факультет Московского университета (1764)
39. П.А.Загорский, И.Ф.Буш, И.В. Буяльский – выдающиеся представители отечественной медицины первой половины 19 века Крупную роль в развитии анатомии в России сыграл Петр Андреевич Загорский (1764—1846) Анатомию П. А. Загорский рассматривал как часть естествознания; ее он разрабатывал и преподавал применительно к хирургии, акушерству, судебной медицине. Им была составлена программа курса анатомии, проводилось обучение студентов на трупе, составлен учебник анатомии для студентов. П. А. Загорский в полном смысле слова явился основателем анатомической школы Вершиной педагогической деятельности П. А. Загорского в области анатомии явилось составление им и издание в 1802 г. учебника «Сокращенная анатомия или руководство к познанию строения человеческого тела», учебник П. А. Загорского оказал большое влияние «а формирование воззрений отечественных врачей первой половины XIX века. В Академии наук II. А. Загорский по должности получил в заведование «кабинет монстров», содержавший большую коллекцию уродств. П. А. Загорский стоял на позициях эпигенеза(учение о зародышевом развитии организмов, в ходе которого происходят последовательные новообразования органов.).В своих исследованиях П. А. Загорский опроверг теорию преформизма, разработал критерии для понимания уродств, создал классификацию уродств и опроверг мистические представления об их происхождении. П. А. Загорский применял методы химии, исследовал жидкие составные части человеческого тела и отверг идеалистическую концепцию о жизненной силе. Он писал: «Во влагах человеческого тела нет никакой жизненной силы». Исследуя кровь, в частности ее красящее вещество («багряность» по терминологии Загорского), он определил, что гемоглобин содержится в эритроцитах, что в его состав входит железо, играющее роль В обмене кислорода. Этим П. А. Загорский подкрепил положение М. В. Ломоносова и Лавуазье о роли эритроцитов в переносе кислорода. Велик вклад в отечественную хирургию И.Ф.Буша (1771-1843). Он создал основы системы хирургической подготовки врачей и первую крупнейшую русскую хирургическую школу, заложившую научные традиции, которые подготовили стремительный взлет хирургии в России Деятельность основоположника первой русской хирургической школы И.Ф.Буша имела и имеет огромное значение в истории отечественной медицины. Главная заслуга Буша состояла в его учебной деятельности. Он был в сущности первым преподавателем хирургии в академии и начинал своё дело в крайне затруднительной обстановке. Таким образом, научные достижения И.Ф. Буша во многом послужили матрицей для развития отечественной хирургии.
Он изучал анатомию и физиологию человека на трупах.
Одной из главных заслуг И.Ф. Буша является создание хирургической школы. Мы можем с уверенностью сказать, что ученый один из первых объединил теорию и практику в хирургии.
Работы И.Ф. Буша внесли огромный вклад в развитие анатомии и физиологии как наук.
Из своих учеников особенно высоко Буш ценил И. В. Буяльского. Глубокий след в российской и мировой анатомии оставил академик Илья Васильевич Буяльский (1789-1866)— ученик П. А. Загорского и Буша.
В1828 г. И. В. Буяльский опубликовал «Анатомико-хирургическиетаблицы», сразу получившие мировую известность Они состояли из 14 таблиц и 36 рисунков, изображавших органы в натуральную величину; их ценность определялась также и тем, что существовавшие в то время учебник анатомии П. А. Загорского и учебник хирургии И. Ф. Буша иллюстраций не имели. Таблицы И. В. Буяльского объединили в себе данные топографической анатомии к оперативной хирургии и явились первым в России отечественным атласом по оперативной хирургии. В 1829 году И.В.Буяльский стал управлять хирургическим инструментальным заводом, где много сделал для создания хирургического инструментария, в том числе им были сконструированы наборы зубных инструментов. Буяльским написано руководство по судебной медицине, созданы «Анатомико-хирургические таблицы» - первый отечественный оригинальный атлас по оперативной хирургии.
И.В.Буяльский одним из первых хирургов применил обезболивание эфиром и хлороформом и применил хлорную известь, как средство предохранения от инфекции при операциях, внутренних осмотрах, при перевязках гангренозных ран.
И.В.Буяльский в числе первых в России с успехом произвел операцию резекции верхней челюсти по поводу новообразования, разработал оригинальный метод восстановления нижней губы из кожи подбородка, производил пластические операции. 40. Развитие учения о заразных болезнях в России ( Д.С.Самойлович ,И.И.Мечниокв, Н.Ф.Гамалея, Д.К.Заболотный.) Основоположником развития эпидемиологии в России был выдающийся врач-эпидемиолог и ученый Данило Самойлович (1742-1805), посвятивший всю жизнь изучению причин, путей распространения и профилактики чумы и некоторых других инфекций. Личный участник борьбы с чумой в Москве в 1771-1772 гг., он провел целый ряд замечательных исследований по эпидемиологии и борьбе с ней. Он был убежден, что "чума вызывается особливым и совсем отменным существом", поэтому впервые сделал попытку применить микроскоп для обнаружения живых возбудителей чумы. Д.С. Самойлович был уверен, что после перенесенной болезни развивается невосприимчивость к заболеванию, ибо во время одной эпидемии люди дважды чумой не болеют, поэтому для ухода за больными, он старался набирать санитаров из числа переболевших. Кроме того, Д. Самойлович изучал изменчивость возбудителей чумы. Он понимал, что у выздоравливающих больных бубонной формой болезни в созревших и вскрывшихся бубонах заразное начало находится в ослабленной форме. Поэтому он впервые делал попытку проводить противочумные профилактические прививки, используя выделения из бубонов от выздоравливающих. Для предохранения заражения чумой при соприкосновении и/или через предметы обихода он рекомендовал носить защитную одежду, а также впервые применил прообраз дезинфекции и дезинсекции — метод окуривания — с помощью порошка специального состава, предложенного Касьяном Ягельским, для обеззараживания помещений, где были больные и одежды больных, состоящей из различных материалов (мех, шерсть, шелк, хлопчатобумажная ткань и др.). Впервые в мире провел опыт самозаражения чумой, чтобы доказать наличие иммунитета после перенесенной болезни, а также одевал одежду больных чумой после окуривания, чтобы доказать ее безвредность после воздействия дыма. Большая заслуга принадлежит Д.Самойловичу по организации карантинной и противоэпидемической службы на Черноморском побережье. Эти исследования и мероприятия явились прообразом для научно разработанных методов дезинфекции, дезинсекции и профилактики инфекционных заболеваний при помощи вакцинации, а также карантина. Труды Д.С. Самойловича были переведены на многие европейские языки, а сам ученый был избран почетным членом 14 зарубежных академий и научных обществ, но, к сожалению, в России умер безызвестным врачом. Основоположником современной эпидемиологии инфекционных болезней по праву считается Даниил Кириллович Заболотный (1866-1929), который в 1920 г. в г. Одессе открыл первую в мире кафедру эпидемиологии, дал определение эпидемиологии, написал первый учебник «Основы эпидемиологии» в 1927 г. Он изучал эпидемиологию, ареалы распространения, источники чумы. Доказал, что резервуаром чумы в природе являются грызуны: сурки (забайкальский сурок — тарабаган), суслики, песчанки, тушканчики, крысы и др. Мировую известность получили его работы по изучению эпидемиологии и профилактики холеры, сифилиса, сыпного тифа и других инфекций. Благодаря И. И. Мечникову (1845—1916) и многим другим исследователям в конце прошлого столетия было создано стройное учение об иммунитете (невосприимчивости) при инфекционных болезнях. Открытое И. И. Мечниковым в 1882—1883 гг. явление фагоцитоза, положившее начало учению об иммунитете, открыло перспективу в профилактике и лечении инфекционных болезней. Эти открытия позволили разработать и применить в клинике серологические исследования (реакции агглютинации, преципитации и др.) для лабораторной диагностики инфекционных болезней. Большая заслуга в развитии иммунологии и теории инфекции принадлежит Н. Ф. Гамалея (1859—1949), открывшему также явления бактериофагии. Гамалея - выдающийся микробиолог. Вместе с И. И. Мечниковым в 1886 году организовал в Одессе первую в России бактериологическую станцию. Автор многих работ по микробиологии и иммунологии (по профилактике холеры, чумы, оспы, паразитарных тифов, бешенства). Открыл бактериолизины, возбудители холеры птиц. Обосновал значение дезинсекции для ликвидации сыпного и возвратного тифов. В 1888 году ученый издал книгу "О прививках против сибирской язвы".
41. С.Г.Забелин, К.И.Щепин, А.М.Шумлянский и их роль в отечественной медицине 18 века Константин Иванович Щепин (1728—1770)
В 1758 г. он защитил в Лейдене докторскую диссертацию о растительной кислоте. В этой работе К. И. Щепин дал анализ влияния растительных кислот в пище человека, указал профилактическое значение растительных кислот в борьбе с цингой и предвосхитил некоторые данные современной витаминологии. В тезисах к диссертации есть догадки о гормонах, о нейрогуморальной регуляции отправлений человеческого организма.
После этого К. И. Щепин посетил Париж, Лондон. Копенгаген, побывал у Линнея в Швеции и всюду совершенствовался в медицине. Возвратившись в 1759 г. на родину, он недолгое время работал в Петербургском генеральном госпитале, откуда во время Семилетней войны добровольно отправился в действующую армию, чтобы ознакомиться с особенностями работы военного врача.
С 1762 г. К. И. Щепин преподавал анатомию, физиологию, хирургию, ботанику и фармакологию, будучи первым русским преподавателем в Московской госпитальной школе. К. И. Щепин был противником диктовки, принятой в то время многими преподавателями, что вызывалось отсутствием учебников. Он заботился о том, чтобы у слушателей были учебники. Как преподаватель, он стремился знакомить аудиторию с новыми достижениями медицины. Опытный лингвист и переводчик, К. И. Щепин преподавал на русском языке.
Он настаивал на необходимости наглядного и практического преподавания, анатомию преподавал с демонстрацией трупов («на кадаверах»). Своими нововведениями К. И. Щепин нажил врагов среди руководителей госпитальных школ, был отстранен от преподавания и даже лишен права врачебной практики. Он участвовал в ботанических экспедициях; принял участие в борьбе с эпидемией чумы, от которой он умер…
Семен Герасимович Зыбелин (1735—1802)учился в Славяно-греко-латинской академии и оттуда в 1755 г. был отправлен студентом во вновь открываемый Московский университет. После окончания общего факультета в 1759 г. Зыбелин был направлен Лейденский университет, где в 1764 г. окончил медицинский факультет, получил степень доктора медицины. С 1765 по 1802 г. С. Г. Зыбелин преподавал на медицинском факультете Московского университета, читал в разные годы теоретическую медицину, анатомию, хирургию, этическую медицину и химию. С 1768 г. одним из первых С. Г. Зыбелин начал читать лекции на русском языке.
Кроме преподавания студентам, С. Г. Зыбелин многократно выступал с торжественными речами на годичных актах университета и посвящал их личным вопросам медицины. В «Словах» Зыбелин высказывал передовые для своего времени взгляды только по вопросам практической медицины и гигиены, но и по широким философским вопросам.
С раннего периода своей деятельности С. Г. Зыбелин показал себя передовым ученым, ставящим задачей разрешение наиболее трудных вопросов, связанных с изучением мира и человека. По мнению С. Г. Зыбелина, наука должна познать не только «внешнюю красоту» окружающих века явлений, но их внутреннее содержание, связи, объективные за годы существования.
Изучение и знание законов природы С. Г. Зыбелин считал крайне важным для развития медицины, предупреждения болезней и сохранения здоровья населения. Он признавал объективный характер законов природы и призывал слушателей следовать им и изучать их.
В своих трудах он освещал основные проблемы медицины: этнология болезней, наследственность, конституция и ее значение для здоровья детей.
Преподавая теоретическую медицину, С. Г. Зыбелин начинал с физиологии здорового человека, физиологической семиологии и диететики, затем излагал патологию, патологическую семиологию и, наконец, терапию. Врачебное веществословие и рецептуру Зыбелин преподавал с демонстрацией приготовления важнейших лекарств: под его руководством аптекари показывали студентам приготовление лекарств.
Зыбелин положил начало учению о профилактике болезней, указал на значение телосложения в развитии и течении заболеваний (1777). Придавал большое значение вопросам гигиены быта, широко пропагандировал применение естественных факторов природы для закаливания и лечения организма. Был одним из руководителей и организаторов борьбы с эпидемией чумы в Москве в 1771. Помимо медицинской деятельности, занимался литературой.
Александр Михайлович Шумлянский (1748— 795) окончил школу при Петербургском адмиралтейском госпитале. После этого учился в Страсбургском университете, где в 1783 г. защитил диссертацию «О строении почек» представляющую самостоятельное научное исследование. А. М. Шумлянский был последовательным сторонником экспериментального метода в естествознании. В своей диссертации Шумлянский показал себя как передовой натуралист-экепериментатор, который смело шел собственным путем к разрешению поставленной т научной проблемы. О
дин из пионеров отечественной микроскопической анатомии, в своей диссертации он показал, что так называемые мальпигиевы тельца — не железы, как думал сам М. Мальпиги, а клубочки капилляров. Применив оригинальную методику инъекции сосудов почки, он представил картину ее гистологического строения, указав и другие основные ее структуры — извитые канальцы и капсулу, окружающую сосудистый клубочек. Прошло более половины столетия, прежде чем британский хирург и гистолог У. Боумен дал подробную анатомо-физиологическую характеристику этой капсулы, получившей название «боуменовой»; поэтому в отечественной литературе с полным на то основанием закрепилось другое название — «капсула Шумлянского — Боумена».
Открытия А. М. Шумлянского расширили правильные представления не только о строении почки, но и о ее функции. В последующем эти открытия пережили своеобразную судьбу. При жизни А. М. Шумлянского его диссертация переиздавалась в Западной Европе и цитировалась, что свидетельствовало о признании его заслуг. В России открытия А. М. Шумлянского несколько раз забывали. О них вспомнили в середине XIX века и снова забыли. Только в СССР был восстановлен приоритет А. М. Шумлянского в открытии капсулы клубочка и петли прямого канальца.
studfiles.net
45. Мудров. Его вклад в диагностику, профилактику, лечение.
М.Я. Мудров, его вклад в диагностику, лечение и профилактику внутренних болезней. Врачебная деятельность М.Я. Мудрова была основана на изучении индивидуальных особенностей больного организма. Для этого, прежде всего, были нужны знания нормальной и патологической анатомии, физиологии и гигиены. Мудров понимал, что необходимо связать практическую медицину с гигиеной - наукой о рациональных нормах существования, и с макробиотикой - наукой о способах продления жизни, так как главной задачей медицины является борьба за искоренение болезней. Особенно подробно был разработан им объективный осмотр. Он проводил обследование больного, придерживаясь анатомического порядка, и начинал с головы. Мудров указывал, что здесь находятся важнейшие органы чувств и главное мозг, управляющий организмом. Исследованию центральной нервной системы и органов чувств он отводил первое место. Мудров применял физические методы обследования - перкуссию и аускультацию. Большое значение клиницист придавал исследованию различных видов пульса, определяемых по времени, силе, диаметру артерий, напряжению, ритму. Он описывал кризисный и симптоматический пульс. Подробно Мудровым изучены аритмии, которых он насчитывал до тринадцати. Крупным достижением Мудрова была составленная им классификация болезней. Все многообразие человеческих страданий ученый разделил на восемь классов. В основу классификации было положено два принципа - физиологический, т. е. пониженная или повышенная раздражительность органов, и патологоанатомический. Заболевания, связанные с повышенной раздражительностью, по мнению ученого, преобладают. Он подразделял их на воспаления (с лихорадками), ангиозы-заболевания сосудистой системы, лимфозы - заболевания лимфатических сосудов и узлов, неврозы и спланхнозы - заболевания внутренних органов. Мудров классифицировал нервные болезни. К первой группе были отнесены все психические расстройства. Вторая группа включала неврозы органов пищеварения, дыхания, кровообращения. Последнюю группу составляли неврозы половой сферы. Мудров требовал индивидуального подхода к больному: «Не болезнь принимает лекарства, а больной». По поводу собственных успехов и того нового, что он внес в науку, Мудров говорил: «Я скажу вам кратко и ясно: врачевание состоит в лечении самого больного. Вот вам вся тайна моего искусства». Болезнь Мудров понимал, как ненормальное состояние организма, возникающее под влиянием многочисленных факторов внешнего мира. Чтобы найти причины болезни, надо «искать их вне больного», говорил он. Лечение было симптоматическим, он настаивал на тщательном ведении истории болезни «при самих постелях больных». Ему принадлежит формула «легче предохранять от болезней, нежели их лечить».
46. Е.О.Мухин, А.М.Филомафитский, и развитие физиологии в России. Филомафитский Алексей Матвеевич (1807-1849 гг.) - выдающийся отечественный физиолог, основоположник московской физиологической школы. В 1824 г. после окончания ярославской духовной семинарии поступил на медицинский факультет Харьковского университета. Окончив курс с получением званием лекаря в 1828 г., он, «по выдержании экзамена в Императорской академии наук», в том же году поступил в «профессорский институт» при Дерптском университете для подготовки к профессорской деятельности по физиологии (1828-1833 гг.). В 1833 г. Филомафитский защищает докторскую диссертацию по теме «О дыхании птиц» и направляется для дальнейшей подготовки в Германию, в лабораторию знаменитого физиолога Иоганнеса Мюллера. Здесь он интенсивно работает над рядом вопросов экспериментальной физиологии, что дает ему возможность полностью овладеть современными методами исследования и войти в курс проблем, занимавших физиологов того времени. Пройдя длительный путь научной подготовки, Филомафитский в 1835 г. зачисляется в состав преподавателей Московского университета, став преемником профессора Е.О. Мухина (1766-1850) по курсу физиологии С именем А. М. Филомафитского связан важнейший период развития московской физиологической школы. К началу его деятельности происходит важный процесс выделения физиологии в самостоятельный предмет преподавания из общего комплекса анатомии, патологии, терапии, судебной медицины и т.п. Физиология вводится в университете как курс «Физиология и сравнительная анатомия» во 2-м (физико-математическом) отделении философского факультета, а на медицинском факультете - как курс «Физиология здорового человека». 1836 г. явился особенно знаменательной датой истории физиологии в России. В Петербурге в 1836 г. выходит в свет первый русский учебник по физиологии, написанный шеллингианцем Д.М. Велланским (1773-1847), отрицавшим экспериментальный метод исследования. В том же году в Москве профессор физиологии Московского университета А.М.Филомафитский выпускает первый том своего учебника под названием «Физиология, изданная для руководства своих слушателей». Этот учебник представлял собой прямую противоположность учебнику Велланского. В своей книге Филомафитский постоянно приводит результаты своих собственных экспериментальных исследований (лишь частично опубликованных в виде отдельных работ), нередко входя в дискуссию со многими европейскими авторитетными физиологами, Учебнику Филомафитского - как первой русской оригинальной и критической сводке в области физиологии - безусловно, принадлежит видное место среди лучших образцов научной литературы в нашей стране. Рецензент академик К.Бэр в своем отзыве писал, что учебник Филомафитского стоит на уровне лучших современных руководств по физиологии, и подчеркивал оригинальность взглядов автора. В своих публичных лекциях он пропагандировал экспериментальный метод исследования. Свои научные идеи Филомафитский доказывал многочисленными экспериментами над лабораторными животными: лягушками, собаками, голубями. Очень интересны и новы для той эпохи эксперименты Филомафитского с перерезкой блуждающих нервов и наблюдением за последствиями этой перерезки. Он подробно исследовал нервно-рефлекторный характер реакции кашля. Филомафитский приводит много интересных опытов для подтверждения своих догадок о разнице между электричеством и нервным возбуждением. Блестящей иллюстрацией развития экспериментальной физиологии в России является книга А.М. Филомафитского под названием «Трактат о переливании крови (как единственном средстве во многих случаях спасти угасающую жизнь, составленный в историческом, физиологическом и хирургическом отношении)», вышедшей в 1848 г. В 1847 г. А.М. Филомафитский начинает чрезвычайно ценную в научно-практическом отношении экспериментальную работу по вопросу о влиянии на организм животных паров серного эфира, предложенного для ингаляционной анестезии Томасом Уильямом Мортоном 16 октября 1846 г. следующее отношение медицинского факультета в правление университета: « Днем начала применения ингаляционного наркоза серным эфиром считается 16 октября 1846 г. В этот день нью-йоркский хирург Уоррен сделал первую операцию удаления опухоли под эфирным наркозом. Наконец, после смерти Филомафитского было опубликовано его исследование о действии на организм ряда анестезирующих веществ (в том числе эфира и хлороформа) А.М.Филомафитский умер в возрасте сорока двух лет. Его интересная работа под заглавием «Физиологический взгляд на употребление эфиров, хлороформа и бензина, как притупляющих нервную деятельность», появилась уже после его смерти. Мухин, Ефрем Осипович (1766—1850) — врач и проф., учился в Харьковском коллегиуме и при различных госпиталях, был проф. анатомии и физиологии в Моск. медико-хирургической академии. Автор первого в России руководства по хирургии ("Первые начала костоправной науки", 1806) и одного из первых руководств по анатомии "Курс анатомии", в котором был включен раздел о слизистых сумках человеческого тела Он способствовал внедрению в мед. практику физич. методов лечения (массаж, минеральные ванны, электролизация, гальванизация и др.). Ввел (начиная с 1801) в Москве противооспенную вакцинацию и пропагандировал всеобщее оспопрививание в России; принимал активное участие по борьбе с холерой во время эпидемии в Москве 1830 г Русский врач — хирург, анатом, физиолог, гигиенист и судебный медик. Один из основоположников анатомо-физиологического направления в медицине и учения о важнейшей роли головного мозга во всех процессах здорового и больного организма. Мухину принадлежит первое в русской физиологии изложение основных положений рефлекторной теории и идей нервизма. Много внимания Е. А. Мухин уделял теоретическим вопросам медицины— физиологии и патологии. Большое значение он придавал нервной системе. В лечении Е. О. Мухин различал меры чисто врачебные и меры природные. По его мнению, при некоторых болезнях (например, холере) надо начинать всегда с врачебных мер, постепенно усиливая даваемое лекарство, пока состояние организма не дойдет до такого уровня, когда лечение можно предоставить силам природы. Страстный пропагандист и организатор вакцинации в России. Заложил основы отечественной травматологии: разработал оригинальные методы вправления вывихов, лечения переломов и иммобилизации конечностей с соблюдением физиологического их положения и фиксацией соседних суставов. Учениками М. были Н. И. Пирогов, И. В. Буяльский, И. Е. Дядьковский и др.
studfiles.net
Вопрос 4.Особенности медицины древнего китая. Методы профилактики и диагностики.
4. Особенности медицины Древнего Китая. Методы профилактики и диагностики.
О возникновении медицины Древнего Китая в середине III тысячелетия до н.э. рассказывают легенды и летописи. Методы лечения, разработанные китайскими врачами, оказали влияние на медицину Японии и Кореи, Тибета и Индии. Учение о жизненных каналах и активных точках на поверхности тела человека является одной из основ рефлексотерапии — современного метода диагностики и лечения болезней. Искусство врачевания в Древнем Китае, как и в других странах, включало в себя знания о множестве лекарственных средств растительного и животного происхождения. Одним из первых китайских лекарей, живших около пяти тысяч лет назад, считается мифический император ШэньНун, который использовал для лечения всевозможные травы. Согласно преданию, он составил описание около 70 ядов и противоядий, умер в возрасте 140 лет и стал после смерти божеством аптекарей. Его считают автором одного из древнейших в мире «Канона о корнях и травах», содержащего описание 365 лекарственных растений. Как свидетельствуют древние литературные памятники, уже три тысячи лет назад в китайской медицине существовали четыре раздела — внутренние болезни, хирургия, диетика и ветеринария. В X в., гораздо раньше, чем в других странах Востока и Запада, китайские монахи-даосы, жившие отшельниками в горных пещерах, научились делать прививки против оспы. Источником прививочного материала были оспенные корочки, взятые из носа переболевшего человека. Для предупреждения болезни их вводили в ноздри на ватном тампоне. Значительно позже возник метод нанесения оспенного материала на царапину. Китайская медицина уходит корнями в глубокое прошлое и связана с древней философией, согласно которой существует Великая Триада: Небо-Человек-Земля. Единство двух начал — Земли и Неба (инь и ян) — источник возникновения всех вещей во Вселенной, их сочетание и взаимодействие определяют собой чередование космических явлений. Человек подчиняется тем же законам, что и Вселенная, поэтому его жизнь и здоровье определяются взаимоотношениями с окружающим миром, в частности, с временами года. «Установить гармонию с инь и ян, — говорится в древнекитайском медицинском трактате, — это значит установить гармонию с четырьмя временами года. Если вы будете спорить с ними, вы погубите жизнь; если будете жить с ними в согласии — забудете про болезни». С инь и ян связано представление о двух видах болезней — «горячечных», происходящих от избытка внутренней теплоты, и «холодных», вызванных ее недостатком. Болезни, исходящие от холода, лечили «теплыми» лекарствами, а «горячечные» — холодными. Части тела человека, его внутренние органы делятся на две группы — инь и ян, в соответствии с символом тай цзи. Пять первоначал Вселенной Инь и ян — источники пяти первоначал Вселенной:«... ян изменяется и инь всегда с ним. Так возникает вода, огонь, дерево, металл и земля». Из них состоит все многообразие вещей во Вселенной. Философы Древнего Китая считали, что стихии постоянно находятся в движении и взаимосвязи. Так, например, дерево порождает огонь и преодолевает землю, вода порождает дерево и преодолевает огонь.
Вся система взаимосвязей человека и Вселенной, учитывалась китайскими врачами при назначении методов лечения болезней и изготовлении лекарств. Большую роль при этом играла система магических чисел, особое место среди которых принадлежит числу 5. Пяти стихиям соответствовал учение о пяти категориях человеческого характера, о пяти темпераментах. Силу и здоровье человека питали пять растений: рис, просо, ячмень, пшеница и соевые бобы. Движения китайской гимнастики уподоблялись «играм пяти животных» — льва, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Рецепты препаратов из лекарственных растений составлялись таким образом, чтобы в них достигалось правильное сочетание пяти вкусов. Китайский лимонник назывался «плодом пяти вкусов» и почитался врачами именно за то, что все вкусы содержатся в плодах этого растения: кожица его сладкая, мякоть кислая, семена горькие и терпкие, а настойка из них имеет солоноватый вкус. В разговоре о философском аспекте медицины Древнего Китая нельзя не упомянуть о понятии ци.
«Все существа, — писал в V в. до н.э. великий китайский философ ЛаоЦзы, — носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию». Ци — жизненная сила, связанная с кровью и дыханием, характеристика ритмичной работы человеческого организма в целом, совокупности всех его систем. Под действием инь она движется вниз, под действием ян — вверх и постоянно находится в процессе сгущения или рассеивания. Все вещи в мире, в том числе и человек — наполнены ци. Сгущаясь, она образует видимые вещи, в состоянии предельного рассеивания представляет собой пустоту. В различных философских школах Древнего Китая ци означала нравственность, моральный дух, стремление к истине.
Исторические параллели: «В давние времена, — повествует легенда, — когда Китаем правил Фу-Си, сведущий во многих науках, у одного из его подданных заболела голова». Этот человек так занемог, что ни днем, ни ночью не находил себе покоя. Однажды, обрабатывая поле, он случайно ударил себя по ноге мотыгой и заметил странную вещь: головная боль прошла после этого удара. С тех пор местные жители при головной боли стали нарочно ударять себя по ноге обломком камня. Узнав об этом, император попытался заменить болезненные удары камнем уколами каменной иглой, и результаты получились хорошие. В дальнейшем выяснилось, что подобные уколы, наносимые в определенные места на теле, помогают не только при головной боли, но и при других заболеваниях. Было замечено, что воздействие на некоторые точки тела приводит к избавлению от боли или недомогания. Например, сжатие центральной ямки верхней губы позволяет вывести больного из состояния обморока, а введение игл в определенных точках у основания первого и второго пальцев излечивает от бессонницы. Первые иглы были каменными. Позже стали изготавливать их из кремния или яшмы, из кости и бамбука, из металлов: бронзы, серебра, золота, платины, нержавеющей стали. Существовали 9 форм игл; среди них были цилиндрические, плоские, круглые, трехгранные, копьевидные, иглы с острым и тупым концом. На активные точки воздействовали не только иглоукалыванием, но и прижиганием. Прижигание совершалось с помощью накаленной металлической палочки, зажжённого порошка серы, измельчённых кусочков чеснока. Исследование пульса. Одно из великих достижений врачей Древнего Китая — представление о круговом движении крови. В «Каноне о внутреннем» говорится, что сердце непрерывно гонит кровь по кругу, а о движении крови врач может судить по пульсу. «Пульс — внутренняя сущность ста частей тела и самое тонкое выражение внутреннего духа». Китайские врачи различали более 20 видов пульса. Они пришли к заключению, что каждый орган и каждый процесс в организме имеют свое выражение в пульсе, и по изменению пульса в нескольких точках можно не только определить болезнь человека, но и предсказать её исход. Это учение изложено в «Каноне о пульсе» (III в. н.э.). Исторические параллели: Традиция внимательного изучения пульса больного была характерна для медицинских знаний разных стран, однако именно в китайской медицине она была разработана наиболее глубоко. Позже учение о пульсе было развито в медицинских сочинениях арабов и из арабских трактатов перешло в медицину средневековой Европы.
В Древнем Китае впервые был создан государственный медицинский орган управления - Медицинский Приказ. Для диагностики врачи применяли неинструментальные методы наружного исследования больного. Особое внимание уделялось "окнам тела" - ушам, рту, ноздрям и другим естественным отверстиям тела. Большую роль играло учение о пульсе. Различали разновидности пульса по скорости, силе, ритму, характеру пауз пульсовой волны. В медицинской практике широко использовали такие методы лечения, как иглоукалывание (чжэнь-цзю терапия – иглоукалывание и лечебное прижигание), пластическая гимнастика, массаж. Арсенал лекарственных средств состоял из большого числа веществ растительного, животного и минерального происхождения. Особое место занимали женьшень, ревень, морские водоросли, печень морских рыб, панты оленя, железо, ртуть и др. Развитие оперативного лечения было стеснено религиозными запретами,
В китайской хронике сообщается о благоустройстве древних городов. Территории будущих поселений подвергались санитарной мелиорации, площади и улицы были замощены, кварталы располагались на освещенных склонах, вблизи источников доброкачественной воды. На высоком уровне стояла военная гигиена. С целью предупреждения заболевания оспой применяли вариоляцию.
studfiles.net
Тема 3. Врачевание и лекарствоведение в первобытном обществе. Народная медицина
Назовите источники изучения истории первобытного врачевания и лекарствоведения
+1. Орудия труда и предметы быта, наскальные рисунки
–2. Труды ученых, живших в эту эпоху
+3. Данные палеопатологии: следы травм, трепанации черепа
–4. Папирусы, мумии фараонов
+5. Обряды, заговоры, заклинания и другие
Для каких первобытных обществ источником изучения врачевания и лекарствоведения являются обряды, заговоры, заклинания, лекарственные средства, методы лечения и т.п., которые приводятся в описаниях путешественников?
–1. Апополитейных
+2. Синполитейных
–3. Патриархальных
–4. Матриархальных
–5. Позднеевропейских
Что изучает палеопатология?
+1. Патологические изменения останков скелета первобытного человека
–2. Профессиональную патологию
–3. Патологические изменения из-за негативного воздействия природных факторов
–4. Патологические изменения древних лекарственных растений
–5. Патологию беременности у женщин первобытных племен
Перечислите первобытные верования, которые оказывали влияние на врачевание и лекарствоведение
+1. Тотемизм
+2. Фетишизм
–3. Христианство
+4. Анимизм
+5. Магия
Что такое тотемизм?
–1. Вера в души, духов и одухотворение природы
–2. Вера в сверхъестественную способность человека воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы
+3. Вера человека в существование родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения
–4. Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов
–5. Вера в магические способности врача
Что такое анимизм?
+1. Вера в души, духов и одухотворение природы
–2. Вера в сверхъестественную способность человека воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы
–3. Вера человека в существование родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения
–4. Вера в магические способности врача
–5. Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов
Что такое фетишизм?
–1. Вера в души, духов и одухотворение природы
–2. Вера в сверхъестественную способность человека воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы
–3. Вера человека в существование родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения
+4. Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов
–5. Вера в магические способности врачевателя
Что такое магия?
–1. Вера в души, духов и одухотворение природы
+2. Вера в сверхъестественную способность человека воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы
–3. Вера человека в существование родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения
–4. Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов
–5. Вера в магические способности врача и определенных растений
На чем основывалось лечение заболеваний с позиций анимизма?
+1. Изгнание духов болезни посредством заговоров, обрядовых действий
–2. Учитывалось влияние астрологических факторов
+3. Использование для изгнания духов болезни одурманивающих, наркотических средств, горечей и др
–4. Использование амулетов, талисманов, оберегов и т.п
+5. Изгнание духов болезни посредством ритуальных танцев и масок
Как с позиций анимизма объяснялись причины болезни?
+1. Болезнь - это результат вселения в тело духа умершего предка
–2. Болезнь - это результат действия ядов
–3. Болезнь - это результат действия микроорганизмов
+4. Болезнь - это результат вселения в тело злого духа, духа болезни
–5. Болезнь - это результат нерационального питания
С какой целью первобытные люди проводили трепанацию черепа?
+1. Для изгнания злых духов и духов болезней
–2. Для изучения строения мозга
+3. С целью оперативного лечения после травмы
–4. Для изучения функций головного мозга
–5. Для экспериментальных исследований лекарственных средств
На чем основывалось лечение заболеваний с позиций фетишизма?
–1. Изгнание духов болезни посредством заговоров, обрядовых действий
–2. Влияние астрологических факторов
–3. Использование для изгнания духов болезни одурманивающих, горечей и т.п
+4. Использование амулетов, талисманов, оберегов и т.п
–5. Изгнание духов болезни посредством ритуальных танцев и масок
Как осуществлялась подготовка врачевателей в эпоху первобытного общества и Древнего Мира?
+1. Семейные школы (передача знаний из поколения в поколение)
–2. Обучение в медицинских университетах
+3. Передача медицинских знаний узкому кругу посвященных
–4. Подготовка докторов медицины через докторантуру
–5. Подготовка магистров фармации через магистратуру
Можно ли считать первобытное врачевание и лекарствоведение примитивной медициной?
–1. Да
+2. Нет, оно не было примитивным для своего времени
–3. Нет, оно более прогрессивно по сравнению с современной медициной и фармацией
–4. Да, оно не содержит примеров рационального врачевания и лекарствоведения
Можно ли считать первобытное врачевание истоком народной, традиционной и научной медицины?
+1. Абсолютно верно
–2. Верно отчасти, оно является истоком только научной медицины
–3. Верно отчасти, оно является истоком только традиционной медицины
–4. Нет
–5. Верно отчасти, оно является истоком только народной медицины
Как в старину на Руси называли лекарственные средства?
+1. Зелия
–2. Леки
–3. Чудесные средства
–4. Природные спасители
–5. Аптечные снадобья
Кого в старину на Руси называли «зелейниками»?
–1. Лекарей, которые носили одежду зеленого цвета
+2. Людей, которые занимались сбором лекарственных растений и приготовлением лекарственных средств
–3. Лекарей, которые хранили приготовленные лекарства в склянках из зеленого стекла
–4. Аптекарей, которые добавляли в настои и отвары листья растений для придания лекарствам зеленого цвета
–5. Людей, которых лечили болезни зелеными частями растений
Как на Руси называли народных лекарей?
+1. Знахари
+2. Кудесники
–3. Доктора народной медицины
+4. Зелейники
+5. Ведуны, ворожеи, чародеи, колдуны и т.п
Кто в старину на Руси занимался родовспоможением?
–1. Костоправы
–2. Камнесеченцы
–3. Камчужные лекари
+4. Бабки-повитухи
–5. Чепучинные лекари
Какие средства используются в народной медицине восточных славян?
+1. Лекарственные растения
+2. Средства животного происхождения
+3. Минеральные средства
+4. Заговоры и молитвы
–5. Драгоценные камни
Что делали в старину в русской бане?
–1. Только мылись и парились
+2. Мылись и парились
+3. Лечили заболевания
+4. Принимали роды
+5. Делали кровопускания
Какая природная стихия у восточных славян в наибольшей степени почиталась как священная и обладающая целебной силой?