Этапы социогенеза в первобытном обществе. Вопрос 3. Периодизация истории первобытного общества. Основные этапы антропогенеза и социогенеза в первобытном обществе.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

СОЦИОГЕНЕЗ: ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ. Этапы социогенеза в первобытном обществе


СОЦИОГЕНЕЗ: ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ. Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир

СОЦИОГЕНЕЗ: ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

Представления об общественном устройстве первых человеческих коллективов стали складываться во второй половине XIX в. В это время не имелось даже приблизительных данных о степени древности человечества, о характере и сущности начальных этапов культуры и физическом облике древнейших людей. Отправным пунктом для суждений служили знания об этологии животных и, естественно, наблюдения из современной жизни человека. Суть этих представлений сводилась к довольно простым заключениям: а) современный человек и высшие приматы являются двумя крайними точками процесса антропогенеза, между которыми должна располагаться неизвестная науке промежуточная форма, обладающая качествами как обезьяны, так и человека; б) общественная организация представителей «промежуточного звена» не слишком отличалась от высших форм самоорганизации сообществ животных (например, стадо). В результате, наряду с понятием «первобытное человеческое стадо» стали использовать и понятие «праобщина», но традиционный смысл первого термина практически не изменился. Устоявшиеся представления о «первобытном человеческом стаде» отрицают существование таких регуляторов общественной жизни, как семья, родственные отношения, упорядоченность сексуальных связей.

Наиболее существенным достижением современной науки, с точки зрения данной проблематики, является неизмеримо возросший по сравнению с XIX в. уровень знаний о культуре каменного века. Значительно более глубокими и полными стали наблюдения над поведением высших приматов. Появились конкретные сведения о физико-географических условиях территорий, на которых протекали начальные этапы антропогенеза. Все это наталкивало ученых, в особенности археологов, на пересмотр устоявшихся представлений о ходе процесса становления человеческого общества, или социогенеза. Пересмотр этот, еще далеко не завершившийся, идет в направлении признания значительно большей сложности социальной организации людей эпохи нижнего и среднего палеолита, чем это допускалось ранее. Следует отметить, что новые представления не всегда строго доказуемы и проверяемы. При этом наиболее трудными для реконструкций и наиболее дискуссионными остаются вопросы о времени и сущности качественного перехода от состояния объединений животных (стадо, стая) к первоначальным собственно человеческим коллективам.

Бесспорно, что у непосредственных предков гоминид уже имелись биологические инстинкты, которые могли служить естественными предпосылками для социогенеза. К таковым относятся прежде всего «общественное» сосуществование, забота о потомстве, совместное отражение агрессии извне, наличие потенциальной способности к переходу на новую пищевую основу, инстинктивное «домостроительство», обеспечение выживаемости в стае слабых особей, вариабельность поведения отдельных особей стаи, допускающая выход за пределы инстинктивных ограничений (проявления «интеллекта»), инстинктивная и спорадическая (а иногда и «творческая») орудийная деятельность. Достаточно только в приведенном перечислении признаков убрать из кавычек некоторые понятия, и мы получим описательное определение, свойственное для качественно нового состояния, вполне сопоставимого с человеческим коллективом. А достижение такого состояния возможно теоретически в том случае, если каждый из этих признаков присущ для каждого члена сообщества и все они вместе проявляются не эпизодически, а регулярно. Такой подход к проблеме отрицает распространенный взгляд о чрезвычайно длительном и постепенном накоплении основных «человеческих» признаков на пути к становлению первых человеческих коллективов. Он предполагает, что необходимо было давление каких-то значительных стимулов для запуска потенциально уже имеющегося механизма, способного привести к указанному качественному сдвигу. Этот стимул, как уже отмечалось выше, был связан с комплексом природно-климатических изменений и воздействовал параллельно и на сам антропогенез, и на социогенез.

С момента начала вынужденной адаптации стай обезьян к новым для них условиям открытых пространств саванн начинается относительно непродолжительный период трансформации чисто биологических форм «общественной» жизни в присущее человеку социальное устройство. Наиболее важным фактором этого процесса на первоначальном этапе явился переход к охоте, как основе жизнеобеспечения. Выработка новой стратегии снабжения пищевыми продуктами, вызванная ограничением потребления растительной пищи, способствовала изменению прежних стереотипов поведения, складыванию новых элементов в организации стада, направленных в сторону большей структуризации и акцентированности совместных действий. Кроме того, обстоятельства выживания в непривычной среде требовали большей мобильности и гибкости поведения от отдельных членов стада. Переход к потреблению преимущественно мясной пищи вызывал и прогрессивные приспособительные мутации организма. Наиболее важным морфологическим изменением, связанным не с самим потреблением, а со способом добывания пищи, явилось прямохождение. Последнее должно было быть присуще этому, еще дочеловеческому этапу эволюции.

Обезьяны не унаследовали от природы специфических инстинктов хищника-охотника. Поэтому возникновение новых качеств, компенсирующих этот существенный дефицит природных данных, по-видимому, нельзя рассматривать лишь как утверждение новых инстинктов. Новшества в рассматриваемой сфере коснулись системы доминирования и подчинения, комплекса качеств, определяющих иерархию особей в стаде, акцентированности ролевых функций его членов, некоторых, прежде всего пищевых, самоограничений в пользу ювенильных и слабосильных особей и тому подобное. Приспособление к динамичным и разнообразным условиям практики, которое выражалось в становлении новых форм общественного поведения, требовало усвоения вновь приобретенного «общественного» поведенческого опыта каждым поколением и каждой особью заново. А это предполагает существование, пусть в зачаточном виде, какого-то объема интеллектуальной информации — «опыта поколений», от следования которому зависит сама выживаемость сообщества и который существует не в силу врожденности, а благодаря усвоению его в практических жизненных ситуациях. В наибольшей мере сказанное относится к орудийной деятельности предлюдей. Возможность вариабельности поведения при эффективности конечного результата здесь практически не ограничена.

На каком-то, не зафиксированном пока точно и окончательно, рубеже происходит наиболее фундаментальный для антропогенеза переход от простого использования природных орудий к регулярному изготовлению последних. С данного момента возникает качественно новое явление — производство, являющееся, по сути, началом сознательного преобразования природы. С того же времени начинается труд — свойственная только человеку интеллектуальная форма жизнеобеспечения.

Трудно оспаривать, что с началом изготовления орудий труда биологические инстинкты перестают служить решающей основой выживания. Предок человека идет на охоту, движимый чувством голода и вооруженный лишь тем, чем снабдила его природа. А уже ранний человек распределяет время между изготовлением орудий охоты и самой охотой, он планирует время на ближайшие и последующие сутки. Изменяется и восприятие пространства. Отношение к окружающему становится менее индифферентным и обуславливается не только голодом или сытостью. Связь с местом обитания приобретает более прочный характер. Осуществляется сознательный выбор места долговременного обитания, обустраиваются фиксированные жилые площадки. Это еще не жилища в полном смысле слова, но и далеко уже не гнезда обезьян, которые бывают только индивидуальными, предназначенными лишь для ночевки, и нерегулярными.

Таким образом, уже для первой археологической эпохи, олдована, можно говорить о существовании сплоченных охотничьих коллективов, живущих небольшими группами, которые ощущают свою прочную связь с территорией обитания, осознают свое отличие от животных и родовую близость к другим таким же группам, с которыми они устанавливают эпизодические контакты.

С момента начала изготовления орудий труда в действие вступает и такой мощный фактор социогенеза, как технология первобытной производственной деятельности. Проявления этого фактора уже в самом начале должны были носить взрывной характер, и воздействие его касалось не только интеллектуального прогресса, но и самого физического облика людей. Даже первый орудийный набор человека далек от кажущейся примитивности. Изготовление орудий предполагало осуществление целого ряда последовательных операций: обнаружение и выбор сырья, подбор подходящего обломка камня, подготовка его для последующего скалывания с него заготовки желательной формы и веса, обработка последней до ее оформления в законченное орудие. В инвентаре периода олдована фиксируется наличие всей этой технологической цепочки. Сами формы каменных орудий разнотипны и вариабельны. Каждая из них допускает и даже предполагает возможность дальнейшего совершенствования. Таким образом, уже в момент своего возникновения технология выступает двигателем общественного прогресса.

Разумеется, специфические характеристики первоначального устройства человеческих коллективов не поддаются сколько-нибудь полному раскрытию. К их пониманию приходится пробираться почти вслепую. Показательна в этом отношении проблема семьи применительно к начальным этапам человеческой истории. Существование семьи для времени, о котором идет речь, часто отрицается. Говорится о неурегулированности сексуальных связей и промискуитете — стадных, беспорядочных половых отношениях. Менее умозрительным является другой, культурологический подход, основывающийся на археологических данных. С точки зрения этого подхода, считается вполне возможным существование семьи для самых древних этапов каменного века.

Продолжительность детского периода у человека значительно больше, чем у любого представителя животного мира. Это делает родственную связь «мать-дитя» долговременной, а следовательно, прочной. При том что рождаемость в первобытности была регулярной и ограниченной лишь одной природной периодичностью, на попечении каждой матери находились одновременно по два-три ребенка разного возраста. Это усложняло родственные отношения, не только придавая им двусторонний характер по прямой вертикальной линии от матери к ребенку, но включая и горизонтальные связи между выросшими совместно братьями и сестрами. Труднее судить об отношениях между отцом и детьми (прочность этих отношений для раннепалеолитического времени довольно проблематична) и о долговечности связей между сексуальными партнерами. При всей возможной непрочности последних, нельзя отрицать, что в каждый конкретный период мужчина проживал в определенной семье и ощущал максимально тесные общественные связи с членами именно этой семьи, выполняя фактически роль кормильца. Сложению родственных отношений должно сопутствовать и оформление определенных сексуальных ограничений, прежде всего между ближайшими родственниками по прямой линии, а также между братьями и сестрами. Сложно представить себе, в каких именно формах это реализовывалось в жизни. Однако само возникновение их не вызывает серьезных сомнений, ибо даже в животном мире существуют некоторые инстинктивные элементы подобного рода ограничителей.

Одним из первых проявлений социогенеза, видимо, следует считать и половозрастное разделение труда. Занятая выхаживанием детей и находящаяся часто в состоянии беременности женщина, а также дети могли выполнять лишь посильную для них работу, такую как сбор съедобных растений, кореньев и птичьих яиц, изготовление орудий труда, сбор материала для костра и т. п. Основную тяжесть промысла пищевых припасов, конечно, несли на себе молодые мужчины.

Таким образом, если обобщить сказанное о характере социальных отношений самого первого этапа формирования человеческого общества — олдована, то вырисовывается следующая, во многом гипотетичная, картина. Человек жил относительно небольшими коллективами, членов которого объединяла производственная потребность друг в друге, сексуальное партнерство и родственные отношения. Такое определение дает достаточно оснований для того, чтобы назвать данные коллективы начальной формой общины, или протообщиной. Малочисленность археологических данных для самых ранних этапов палеолита не позволяет говорить о конкретном характере этой формы общественного объединения, но основные признаки ее должны были быть близки тем, какими характеризуется община и на более развитых этапах каменного века. Невозможно обосновать, например, существенные отличия в социальном устройстве мустьерского и верхнепалеолитического обществ. На фоне таких археологических данных не более чем данью столетней традиции считаются встречающиеся еще и сейчас определения общественных отношений человека нижнего палеолита как «первобытное человеческое стадо» или «дородовое общество». Смена парадигм в отношении социального устройства людей нижнего палеолита является делом недалекого будущего.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Социогенез: историческое содержание и основные этапы | History

.

Представления об общественном устройстве первых человеческих коллективов стали складываться во второй половине XIX в. В это время не имелось даже приблизительных данных о степени древности человечества, о характере и сущности начальных этапов культуры и физическом облике древнейших людей. Отправным пунктом для суждений служили знания об этологии животных и, естественно, наблюдения из современной жизни человека.

Суть этих представлений сводилась к довольно простым заключениям:

  • современный человек и высшие приматы являются двумя крайними точками процесса антропогенеза, между которыми должна располагаться неизвестная науке промежуточная форма, обладающая качествами как обезьяны, так и человека;
  • общественная организация представителей «промежуточного звена» не слишком отличалась от высших форм самоорганизации сообществ животных (например, стадо).

В результате, наряду с понятием «первобытное человеческое стадо» стали использовать и понятие «праобщина», но традиционный смысл первого термина практически не изменился. Устоявшиеся представления о «первобытном человеческом стаде» отрицают существование таких регуляторов общественной жизни, как семья, родственные отношения, упорядоченность сексуальных связей.

Наиболее существенным достижением современной науки, с точки зрения данной проблематики, является неизмеримо возросший по сравнению с XIX в. уровень знаний о культуре каменного века. Значительно более глубокими и полными стали наблюдения над поведением высших приматов. Появились конкретные сведения о физико-географических условиях территорий, на которых протекали начальные этапы антропогенеза. Все это наталкивало ученых, в особенности археологов, на пересмотр устоявшихся представлений о ходе процесса становления человеческого общества.

Пересмотр этот, еще далеко не завершившийся, идет в направлении признания значительно большей сложности социальной организации людей эпохи нижнего и среднего палеолита, чем это допускалось ранее. Следует отметить, что новые представления не всегда строго доказуемы и проверяемы. При этом наиболее трудными для реконструкций и наиболее дискуссионными остаются вопросы о времени и сущности качественного перехода от состояния объединений животных (стадо, стая) к первоначальным собственно человеческим коллективам.

Бесспорно, что у непосредственных предков гоминид уже имелись биологические инстинкты, которые могли служить естественными предпосылками для социогенеза. К таковым относятся прежде всего «общественное» сосуществование, забота о потомстве, совместное отражение агрессии извне, наличие потенциальной способности к переходу на новую пищевую основу, инстинктивное «домостроительство», обеспечение выживаемости в стае слабых особей, вариабельность поведения отдельных особей стаи, допускающая выход за пределы инстинктивных ограничений (проявления «интеллекта»), инстинктивная и спорадическая (а иногда и «творческая») орудийная деятельность.

Достаточно только в приведенном перечислении признаков убрать из кавычек некоторые понятия, и мы получим описательное определение, свойственное для качественно нового состояния, вполне сопоставимого с человеческим коллективом. А достижение такого состояния возможно теоретически в том случае, если каждый из этих признаков присущ для каждого члена сообщества и все они вместе проявляются не эпизодически, а регулярно. Такой подход к проблеме отрицает распространенный взгляд о чрезвычайно длительном и постепенном накоплении основных «человеческих» признаков на пути к становлению первых человеческих коллективов. Он предполагает, что необходимо было давление каких-то значительных стимулов для запуска потенциально уже имеющегося механизма, способного привести к указанному качественному сдвигу. Этот стимул, как уже отмечалось выше, был связан с комплексом природно-климатических изменений и воздействовал параллельно и на сам антропогенез, и на социогенез.

С момента начала вынужденной адаптации стай обезьян к новым для них условиям открытых пространств саванн начинается относительно непродолжительный период трансформации чисто биологических форм «общественной» жизни в присущее человеку социальное устройство. Наиболее важным фактором этого процесса на первоначальном этапе явился переход к охоте, как основе жизнеобеспечения. Выработка новой стратегии снабжения пищевыми продуктами, вызванная ограничением потребления растительной пищи, способствовала изменению прежних стереотипов поведения, складыванию новых элементов в организации стада, направленных в сторону большей структуризации и акцентированности совместных действий. Кроме того, обстоятельства выживания в непривычной среде требовали большей мобильности и гибкости поведения от отдельных членов стада.

Переход к потреблению преимущественно мясной пищи вызывал и прогрессивные приспособительные мутации организма. Наиболее важным морфологическим изменением, связанным не с самим потреблением, а со способом добывания пищи, явилось прямохождение. Последнее должно было быть присуще этому, еще дочеловеческому этапу эволюции.

Обезьяны не унаследовали от природы специфических инстинктов хищника-охотника. Поэтому возникновение новых качеств, компенсирующих этот существенный дефицит природных данных, по-видимому, нельзя рассматривать лишь как утверждение новых инстинктов. Новшества в рассматриваемой сфере коснулись системы доминирования и подчинения, комплекса качеств, определяющих иерархию особей в стаде, акцентированности ролевых функций его членов, некоторых, прежде всего пищевых, самоограничений в пользу ювенильных и слабосильных особей и тому подобное.

Приспособление к динамичным и разнообразным условиям практики, которое выражалось в становлении новых форм общественного поведения, требовало усвоения вновь приобретенного «общественного» поведенческого опыта каждым поколением и каждой особью заново. А это предполагает существование, пусть в зачаточном виде, какого-то объема интеллектуальной информации — «опыта поколений», от следования которому зависит сама выживаемость сообщества и который существует не в силу врожденности, а благодаря усвоению его в практических жизненных ситуациях. В наибольшей мере сказанное относится к орудийной деятельности предлюдей. Возможность вариабельности поведения при эффективности конечного результата здесь практически не ограничена.

На каком-то, не зафиксированном пока точно и окончательно, рубеже происходит наиболее фундаментальный для антропогенеза переход от простого использования природных орудий к регулярному изготовлению последних. С данного момента возникает качественно новое явление — производство, являющееся, по сути, началом сознательного преобразования природы. С того же времени начинается труд — свойственная только человеку интеллектуальная форма жизнеобеспечения.

Трудно оспаривать, что с началом изготовления орудий труда биологические инстинкты перестают служить решающей основой выживания. Предок человека идет на охоту, движимый чувством голода и вооруженный лишь тем, чем снабдила его природа. А уже ранний человек распределяет время между изготовлением орудий охоты и самой охотой, он планирует время на ближайшие и последующие сутки. Изменяется и восприятие пространства. Отношение к окружающему становится менее индифферентным и обуславливается не только голодом или сытостью. Связь с местом обитания приобретает более прочный характер. Осуществляется сознательный выбор места долговременного обитания, обустраиваются фиксированные жилые площадки. Это еще не жилища в полном смысле слова, но и далеко уже не гнезда обезьян, которые бывают только индивидуальными, предназначенными лишь для ночевки, и нерегулярными.

Таким образом, уже для первой археологической эпохи, можно говорить о существовании сплоченных охотничьих коллективов, живущих небольшими группами, которые ощущают свою прочную связь с территорией обитания, осознают свое отличие от животных и родовую близость к другим таким же группам, с которыми они устанавливают эпизодические контакты.

С момента начала изготовления орудий труда в действие вступает и такой мощный фактор социогенеза, как технология первобытной производственной деятельности. Проявления этого фактора уже в самом начале должны были носить взрывной характер, и воздействие его касалось не только интеллектуального прогресса, но и самого физического облика людей. Даже первый орудийный набор человека далек от кажущейся примитивности.

Изготовление орудий предполагало осуществление целого ряда последовательных операций: обнаружение и выбор сырья, подбор подходящего обломка камня подготовка его для последующего скалывания с него заготовки желательной формы и веса, обработка последней до ее оформления в законченное орудие. В инвентаре периода олдована фиксируется наличие всей этой технологической цепочки. Сами формы каменных орудии разнотипны и вариабельны. Каждая из них допускает и даже предполагает возможность дальнейшего совершенствования. Таким образом, уже в момент своего возникновения технология выступает двигателем общественного прогресса.

Разумеется, специфические характеристики первоначального устройства человеческих коллективов не поддаются сколько-нибудь полному раскрытию, к их пониманию приходится пробираться почти вслепую. Показательна в этом отношении проблема семьи применительно к начальным этапам человеческой истории. Существование семьи для времени, о котором идет речь, часто отрицается. Говорится о неурегулированности сексуальных связей и промискуитете — стадных, беспорядочных половых отношениях. Менее умозрительным является другой, культурологический подход, основывающийся на археологических данных. С точки зрения этого подхода, считается вполне возможным существование семьи для самых древних этапов каменного века.

Продолжительность детского периода у человека значительно больше, чем у любого представителя животного мира. Это делает родственную связь «мать-дитя» долговременной, а следовательно, прочной. При том что рождаемость в первобытности была регулярной и ограниченной лишь одной природной периодичностью, на попечении каждой матери находились одновременно по два-три ребенка разного возраста. Это усложняло родственные отношения, не только придавая им двусторонний характер по прямой вертикальной линии от матери к ребенку, но включая и горизонтальные связи между выросшими совместно братьями и сестрами. Труднее судить об отношениях между отцом и детьми (прочность этих отношении для раннепалеолитического времени довольно проблематична) и о долговечности связей между сексуальными партнерами.

При всей возможной непрочности последних нельзя отрицать, что в каждый конкретный период мужчина проживал в определенной семье и ощущал максимально тесные общественные связи с членами именно этой семьи, выполняя фактически роль кормильца. Сложению родственных отношений должно сопутствовать и оформление определенных сексуальных ограничений, прежде всего между ближайшими родственниками по прямой линии, а также между братьями и сестрами. Сложно представить себе, в каких именно формах это реализовывалось в жизни. Однако само возникновение их не вызывает серьезных сомнений, ибо даже в животном мире существуют некоторые инстинктивные элементы подобного рода ограничителей.

Одним из первых проявлений социогенеза, видимо, следует считать и половозрастное разделение труда. Занятая выхаживанием детей и находящаяся часто в состоянии беременности женщина, а также дети могли выполнять лишь посильную для них работу, такую как сбор съедобных растений, кореньев и птичьих яиц, изготовление орудий труда, сбор материала для костра и т.п. Основную тяжесть промысла пищевых припасов, конечно, несли на себе молодые мужчины.

Таким образом, если обобщить сказанное о характере социальных отношений самого первого этапа формирования человеческого общества — олдована, то вырисовывается следующая, во многом гипотетичная, картина. Человек жил относительно небольшими коллективами, членов которого объединяла производственная потребность друг в друге, сексуальное партнерство и родственные отношения. Такое определение дает достаточно оснований для того, чтобы назвать данные коллективы начальной формой общины.

Малочисленность археологических данных для самых ранних этапов палеолита не позволяет говорить о конкретном характере этой формы общественного объединения, но основные признаки ее должны были быть близки тем, какими характеризуется община и на более развитых этапах каменного века. Невозможно обосновать, например, существенные отличия в социальном устройстве мустьерского и верхнепалеолитического обществ. На фоне таких археологических данных не более чем данью столетней традиции считаются встречающиеся еще и сейчас определения общественных отношений человека нижнего палеолита как «первобытное человеческое стадо» или «дородовое общество». Смена парадигм в отношении социального устройства людей нижнего палеолита является делом недалекого будущего.

history.mediasova.com

Тема 3. Социогенез и его этапы

1. Праобщина как стадия развития человеческого общества. Человеческое стадо и праобщина неандертальцев.

2. Раннеродовая община как стадия развития человеческого общества.

3. Позднеродовая община. «Неолитическая революция».

Учебная литература:

Клейменов А.А. История первобытного общества: Учебно-методическое пособие. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009.

Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. – М., 2006.

Дополнительная литература:

Алексеев В. П. Становление человечества.– М., 1984.

Амирханов Х. А. Зарайская стоянка.– М., 2000.

Андреев И. Л. Происхождение человека и общества.– М., 1982.

Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. – Л., 1979.

Возникновение человеческого общества. Палеолит Африки / Под ред. П.И. Борисковского. – М., 1977.

Кабо В. Г. Первобытная доземледельческая община.– М., 1978.

Ламберт Д. Доисторический человек.– Л., 1991.

Массон В. М. Палеолитическое общество Восточной Европы.– СПб., 1996.

Морган Л. Г. Древнее общество.– М.-Л., 1939.

Семенов Ю. И. Как возникло человечество.– М., 1966.

Файнберг Л. А. У истоков социогенеза.– М., 1980.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и го­сударства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.– Т. 21.

Методические указания

Целью занятия является рассмотрение развития общественных отношений в первобытную эпоху. Начать подготовку к семинару следует с изучения синхронистической таблицы и определения соотношения основных стадий антропогенеза, социогенеза и археологических эпох. При рассмотрении всех стадий развития общества необходимо обратить внимание на существовавший уровень развития трудовых отношений и механизмов социального регулирования. Отметьте, что нового и прогрессивного появлялось на каждой ступени социогенеза, проследите взаимосвязанность общественного устройства и уровня развития производительных сил. Раскройте сущность новых для вас понятий и терминов, характеризующих общественное устройство на том или ином этапе. Постарайтесь снабдить ответ на каждый вопрос семинарского занятия данными археологии и этнографии.

Тема 4. Разложение первобытного общества и возникновение цивилизации

1. Социально-экономические последствия перехода к производящей экономике. Развитие обмена и выделение ремесел. Войны.

2. Проблема трансформации первобытнообщинных институтов управления.

3. Дискуссия о путях зарождения государства.

Учебная литература:

Клейменов А.А. История первобытного общества: Учебно-методическое пособие. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009.

Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. – М., 2006.

Дополнительная литература:

Антонова Е. В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии.– М., 1984.

Васильев Л. С. Три модели возникновения и эволюции докапиталистических обществ // ВИ.– 1966. – № 5.

Древние цивилизации / Под ред. Г. М. Бонгард-Левина.– М., 1989.

Ламберг-Карловски К. Древние цивилизации.– М., 1992.

Марков Г. Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и ран­неклассовом обществе.– М., 1976.

Массон В. М. Обмен и торговля в первобытную эпоху // ВИ.– 1973.– № 3.

Массон В. М. Экономика и социальный строй древних обществ.– Л., 1976.

Морган Л. Г. Древнее общество.– М.-Л., 1939.

Першиц А. И. Война и мир в ранней истории человечества. Т. 1. / А. И. Першиц, Ю. Л. Семенов, В. А. Шнирельман.– М., 1994.

Шнирельман В. А. Доместикация животных и религия // Исследования по общей этнографии.– М., 1979.

Хазанов A. M. «Военная демократия» и эпоха классообразования // ВИ.– 1967.– № 7.

Хазанов A. M. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества // Первобытное общество.– М., 1975.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и го­сударства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.– Т. 21.

Методические указания

Цель семинарского занятия – рассмотрение процесса разложения первобытного общества и образования первых государств. На начальном этапе подготовки обратитесь к материалам предыдущего занятия. Охарактеризуйте основные черты позднеродовой общины и процесс их трансформации. Выделите основные схемы образования государства, существующие в науке, подчерните слабые и сильные стороны каждой концепции. Выберите из них ту, которая представляется вам наиболее верной, и аргументируйте свою точку зрения. При характеристике господствовавшей в советской науке схемы образования государства следует использовать работу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Тема 5. Духовная культура в первобытную эпоху

1. Проблема зарождения духовной жизни и первые свидетельства ее наличия.

2. Зарождение и развитие религиозных представлений в первобытную эпоху.

3. Первобытное искусство (живопись, пластика, строительство мегалитических сооружений).

 

Учебная литература:

Клейменов А.А. История первобытного общества: Учебно-методическое пособие. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009.

Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. – М., 2006.

Дополнительная литература:

Анисимов А. Ф. Духовная жизнь первобытного общества.– М., 1966.

Анисимов А. Ф. Исторические особенности первобытного мышления.– Л., 1971.

Берднарик Р. Интерпретация данных о происхождении искусства // Археология, этнография и антропология Евразии.– 2004.– № 4.

Деревянко А.П., Маркин С.В., Васильев С.А. Палеолитоведение: Введение и основы. – Новосибирск, 1994.

Дэвлет Е. Г. Альтамира: у истоков искусства.– М., 2004.

Звери в камне (Первобытное искусство) / Под ред. Р. С. Васильевского.– Новосибирск, 1979.

Семенов В. А. Первобытное искусство: Каменный век, Бронзовый век.– СПб., 2008.

Соколова З. П. Животные в религиях.– СПб., 1998.

Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства.– М., 1985.

Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие.– М., 1984.

Тейлор Э. Б. Первобытная культура.– М., 1989.

Формозов А. А. Памятники первобытного искусства на территории СССР.– М., 1980.

 

Методические указания

Целью семинарского занятия является рассмотрение особенностей зарождения и первоначального развития духовной сферы жизни человека. В процессе подготовки необходимо изучить основную научную литературу по заданной теме, отметить существующие точки зрения на ключевые вопросы, в частности, имеющиеся в науке мнения о времени и условиях зарождения духовной культуры. Выберите ту точку зрения, которую считаете верной, приведите доводы. Проследите взаимозависимость уровня развития производительных сил и облика культуры. Во время подготовки и в процессе ответа следует использовать доступный вам иллюстративный материал, составив мультимедийную презентацию.

 

Тема 6. Додинастический период истории Египта. Древнее царство (2 занятия)

1. Характеристика источников.

2. Царская власть в Египте эпохи Древнего царства.

3. Административный аппарат в эпоху Древнего царства. Организация чиновничества его и деятельность.

Источники:

История Древнего Востока. Тексты и документы: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2002.

 

Учебная литература:

Васильев Л.С. Всеобщая история. Т.1. Древний Восток и античность. Учеб.пособие для студ.вузов. - Высшая школа, 2007.

История Древнего Востока.(Учебник для студентов вузов. / Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа,2007.

 

Дополнительная литература:

 

Авдиев В.И. Военная история Древнего Египта. Т. 1, 2. – М., 1948 – 1959.

Авдиев В.И. Военная история Египта. – М., 1962.

Белов Г.А. Египтяне в Нубии. – М., 1988.

Берлев О.Д. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. – М., 1978.

Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. – М., 1972.

Большаков А.О. Представление о Двойнике в Египте Старого царства // Вестник древней истории. – 1987. – № 2.

Жак К. Египет великих фараонов. – М., 1992.

Замаровский В. Их Величества пирамиды. Пер. со словац. – М., 1981.

Картер Г. Гробница Тутанхамона. – М., 1959.

Кацнельсон И.С. Напата и Мероэ – древние царства Судана. – М., 1970.

Кинк Х.А. Египет до фараонов. – М., 1964.

Кормышева Э.Е. Религия Куша. – М., 1984.

Коростовцев М.А. Писцы Древнего Египта. – М., 1962.

Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – М., 1976.

Котрелл Л. Во времена фараонов. – М., 1982.

Культура Древнего Египта. – М., 1976.

Перепелкин Ю.Я. Хозяйства староегипетских вельмож. – М., 1988.

Савельева Т.Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. – М., 1962.

Савельева Т.Н. Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства. – М., 1992.

 

Методические указания.

Обращаясь к первому вопросу, учитывайте, прежде всего, что источники по египетской истории очень разнотипны (как документальные, так и нарративные письменные источники), в значительном количестве принадлежат к официальной государственно-пропагандистской традиции. Можно выделить две группы источников: первая группа – источники, отражающие современность, а вторая – источники, написанные позже, не современниками. К вторичным источникам следует отнести греческие тексты. В общем, можно выделить четыре основных фактора, влияющих на особенности отражения источником исторической реальности. Это, во-первых, тенденциозность, связанная с осознанным решением конкретных политических или пропагандистских задач. Во-вторых, это специфические особенности восприятия, свойственные в целом египетской культуре, порождающей данный источник. В-третьих, это жанровые особенности: большинство наших источников – литературные или прошедшие тщательную литературную обработку тексты. Наконец, в-четвертых, это индивидуальные особенности автора и его ближайшего окружения и аудитории.

Работая над вторым вопросом плана, необходимо выявить по источникам предназначение, полномочия и характер царской власти в Египте, обращая особое внимание на ее самооправдание и оправдание ее другими людьми из разных социальных слоев. Определите соотношение элементов абсолютного и неабсолютного характера во власти царя, как она понималась египетской политической теорией, а также возможности критики власти со стороны аристократии, средних слоев и основной массы населения (смотрите «Речение Ипусера», «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» и т.д.).

Рассматривая вопрос об административном аппарате, прежде всего, попытайтесь, насколько возможно, определить соотношение системы должностей и ведомств, в том числе столичных и провинциальных, системы придворных должностей и званий, военной системы, системы рангов и постоянных титулов в административной иерархии. Попробуйте реконструировать, как сочетаются эти четыре системы. Уясните для себя место жречества в египетской системе власти.

stydopedia.ru

Вопрос 3. Периодизация истории первобытного общества. Основные этапы антропогенеза и социогенеза в первобытном обществе.

Антропогенез:

1. Австралопитеки – 5-6 млн. лет назад. Два рода австралопитеков: парантропы и собственно австралопитеки, наши предки.

Австралопитеки отличались от человекообразных обезьян, жили в группах. Объем головного мозга - 530 см3. От Эфиопии до ЮАР обитали. Всеядные – продукты собирательства, животные белки. Говорят, что они были падальщиками (ели оставшиеся остатки от пищи других животных). В группе австралопитеков - 20-25 человек. Предпосылки трудовой деятельности. Использовали кости, зубы животных, природные камни.

2. Архантропы – 1,8-1, 7 млн. лет назад

-homoerectus

- питекантропы

-синантропы

Архантропы – древнейшие люди. Первые люди (erectus): объем мозга – 900-1500 см3. Положили начало многим явлениям, характерным для современного человека. Идея орудий труда. Покинули Африку и заселили Старый Свет. Одежда. Освоили огонь. Освоили жилища. Были охотниками и собирателями.

3. Палеоантропы – 250 тыс. лет назад

- homosapiens

- неандерталец

-архаиус

-Даниловскийhomosapiens

Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см), массивным телосложением и большой головой необычной формы. По объёму черепной коробки (1400—1740 см³) они даже превосходили современных людей. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Шея короткая и как будто под тяжестью головы наклонена вперёд, руки короткие и лапообразные.Неандертальцы обладали речью, религией, у них прослеживаются зачатки изобразительного искусства. Известны погребения неандертальцев, ели людей, трупы родственников (хотели вкусить качества).

4. Неоантропы – 40 тыс. лет назад (4% генов). Отличались от неандертальцев: форма головного мозга – лобные доли развиты, лоб крутой, есть подбородочный выступ, форма гортани способствовала артикуляции звуков. У неандертальцев – физическая мощь, больше масса, ноги короче. Современные люди формируются за счет развития культуры. Освоили Австралию, Америку (25 тысяч лет назад перешли через пролив). Перешли от охоты и собирательства к земледелию и животноводству.

Отдельно выделяют homohabilis! (примерно между австралопитеками и архантропами). Проблема: не было преемственности( у неоантропов всего 4% генов от палеоантропов). Нет общих критериев, как отделить питеков от человека. До находки в южных областях австралопитеков критериями были:

1. Развитый головной мозг

2. Прямохождение

3. Развитая рука, которая может выполнять различные манипуляции.

Питеки, найденные на юге Африке, были удивительны по своим качествам. Австралопитековые обезьяны были прямоходящими существами, обладали развитой рукой, которой могли захватывать камни, палки, питались мясом обладали хорошо развитым головным мозгом.

 

Триада соблюдена, но это обезьяна!!!

 

Труд передача технология – единый поступательный процесс.

История первобытного общества, начиная с homoerectus, является связным, поступательным процессом в развитии человечества. На это указывают орудия труда.

2) Трудовая деятельность. Не была доказана. Орудия были найдены недалеко от места охоты (чопоры – следы орудийной деятельности)

У homohabilisбыла инстинктивная или осознанная деятельность?

Homohabilis – подвид австралопитека, осуществлял орудийную деятельность. Обитало не на стоянке, а на местах убийства животного. Пищевой инстинкт. Деятельность инстинктивная: искали камни, использовали их и выкидывали.

Homoerectus – первым создал орудия труда, названные ручными рубилами. Развитие ручного рубила шло по пути изящества и появления новых маленьких вспомогательных инструментов из камня, кости, дерева.

2)Социогенез.

праобщина ранняя родовая община поздняя родовая община соседская община

2млн.л.н. до появления лука и стрел с мезолита семья

40 тыс.лет назад

Праобщина – первая форма организации человеческого общества. Время - с 2млн. лет назад до 40 тыс. лет назад.

Все члены общины участвовали в трудовой деятельности. Формы труда: 1) ежедневное добывание средств существования; 2) дето-производственные отношения.

Первый конфликт (конфликты связаны с претензией на брачные отношения):

1) Существовал зоологический индивидуализм, унаследованный от предков. В праобщине была экзогамия (брачные отношения только внутри рода). Характерен был промискуитет, когда труд совместный, есть пары, но они неустойчивые.

Чтобы решить проблему фатальности, существовала лобильность (текучесть), не было жесткой привязанности к членству и родству (был постоянный обмен, пока не осели неандертальцы классические).

Зоологический индивидуализм – стремление к гаремной семье. Это была первая морально-этическая норма.

Человеку необходимо было коллективно охотиться (ведь он потерял то, что имел раньше: клыки, сноровку, быстрый бег), а мясо было необходимо, чтобы не допустить деградации. (пример молодых парантропов в пещере, питавшихся только растительной пищей. Они были убиты саблезубыми тиграми, не могли себя прокормить. Люди перешли к коллективной жизни, а с приходом ледников коллективность усилилась.

2) Но роду мешали половые отношения. Появились производственные табу. Для коллективной охоты вводят табу на 3-4 недели:

1. За это время конфликты примиряются

2. Мужчины должны жить охотой

Это способствует удачной охоте.

Вторые табу распространялись на конфликты. Чтобы решить проблему:

1) Устраивались оргаистические праздники

2) Табу не распространялись на нечленов праобщины – пленников. Мораль была только в рамках коллектива.

Привело к тому, что отношения вышли за пределы рода, потом это практиковалось все чаще. Как следствие, получил развитие процесс мутации. Появляется дуально-родовая организация, абсолютно жесткая. Произошел переход к родовой общине.



3-net.ru

Становление человеческого общества. Этапы этого процесса | Учеба-Легко.РФ

 

Развитие человека шло параллельно и в неразрывной связи с укреплением человеческого коллектива, становлением общества.

Эволюционно-биологическим прообразом общества является Стадо. Ближайшим в рассматриваемом плане было стадо обезьян. Но, вообще-то, коллективно-стадным, или групповым, образом жизни в природе отличаются многие: муравьи, пчелы, утки, волки и т.д. Некоторые исследователи начинают отчет этой «групповщины», или «общественной жизни», с рыб. Но и это, оказывается, не предел. Есть ученые, которые находят «общественную жизнь» даже у растений. Современный ученый Ян Щепанский, например, так определяет растительное сообщество: «это совокупность организмов, связанных взаимным воздействием на жизненные процессы друг друга и воздействием на  общую для них среду». Все живые существуют обществами – так думал П.А. Кропоткин.

Со стада, стадности начинался и социогенез, т.е. процесс становления общества. Первобытное человеческое стадо представляло собой небольшую группу людей (примерно 30-40 человек), кочевавшую с места на место в поисках охотничьей добычи и растительной пищи. Труд был крайне примитивным, едва выходящим за «животные» границы. В качестве орудий труда использовались преимущественно палки, дубины,  а также камни – как правило, в первозданном, не обработанном виде. Разделения труда, по сути, тоже не было. Женщины и мужчины, похоже, занимались одним и тем же трудом: охотой, собирательством. Хотя к концу рассматриваемой эпохи, эпохи первобытного стада, естественное (по полу и возрасту) разделение труда все-таки наметилось. Межгрупповые взаимодействия, связи между отдельными стадами были крайне неустойчивыми  и спорадическими. Оседлости, постоянных жилищ у стадно-первобытных людей не было, но стойбища, куда они периодически возвращались после «трудного дня» с добычей, богатой или бедной- как повезет, уже появились. Половые связи в первобытном стаде оставались непорядочными; никаких социальных норм (табу, запретов), их регулирующих, не было. Реальностью была первобытная общность женщин, групповой брак, что не исключало, впрочем, существования временных брачных пар.

На смену первобытному стаду приходит первобытная  община. Временные стойбища уступают место боле или менее долговременным жилищам – первой, исходной форме оседлости. Появляются большие общинные дома или группы мелких жилищ. Едва наметившееся в первобытном стаде естественное разделение труда получает в первобытной общине свое дальнейшее развитие. Женщины начинают «специализироваться» на собирательстве съедобных дикорастущих растений, корней, плодов деревьев, мужчины – на охоте, рыбной ловле, изготовлении орудий. Свой вклад в общее дело вносили подростки и пожилые. Высказывается предположение, что характерные для рассматриваемого периода скребла и остроконечники были соответственно женскими  и мужскими орудиями труда. По мере усложнения хозяйственной жизни разделение труда по полу и возрасту становится более дробным и глубоким.

Основная ячейка первобытной общины – род. На роды распалось, развившись и тем исторически исчерпав себя, первобытное стадо. Род – это коллектив кровных родственников, по-другому, группа людей, объединенных кровнородственными связями и зависимости. В своем развитии род прошел две последовательных стадии – матриархат и патриархат (к ближе к концу рассматриваемой эпохе). При матриархате счет родства велся по материнской линии, что отражало важную роль женщины в жизни общины и естественную в начале этой стадии неупорядоченность (не ясно, кто отец) брачных половых отношений. Впрочем, значение имел, видимо, не сам факт рождения определенной матерью, сколько узы сотрудничества, закономерно связывавшие живущих рядом людей, их совместная деятельность. Не случайно ребенок в некоторых примитивных культурах и сегодня не считается членом рода, пока не пройдет определенного обряда (инициации), доказывающего, что он может приносить сородичам ту же пользу, что и взрослые. В отличие от первобытного стада, которое было эндогамным (endon – внутри, gamos – брак), род – общность – экзогамная. Экзогамия, т.е. запрет браков внутри рода, стала важным этапом в развитии первобытной общины. Кровосмешение тормозило развитие физической природы человека, было причиной ссор, ревности и других столь же бурных страстей, отвлекавших от хозяйственных дел и совершенствования культуры совместного бытия. Экзогамия в перспективе обусловило возникновение парной семьи.

Экзогамия, а также очевидные преимущества более широких объединений в условиях непрекращающейся борьбы за выживание – эти и подобные им факторы толкали на установление и развитие межродовых связей. Так появились племена. Племя имело свою довольно обширную территорию, на которой оно жило, охотилось, кочевало и которую оно защищало от посягательств со стороны соседних племен.

Становление первобытной общины имело одной из своих «линий» возникновение первых религиозных верований, которые, как правило, связывались с погребальным обрядом, культом мертвых (предков). Покойников начали хоронить в специально вырытых углублениях, в могилу нередко клали орудия труда, другие погребальные приношения. По мере развития первобытной общины обогащались и ее религиозная жизнь – за счет анимизма (представлений об одушевленности всего существующего), тотемизма (веры в сверхъестественную связь и кровную близость рода с каким-нибудь животным или растением) и магии ( веры в способность с помощью определенных ритуальных действий влиять в нужном направлении на природу, людей и животных). В дальнейшем, на более «продвинутом», как теперь, выражаются, этапе развития появляется идея Творца, от которого зависит жизнь и благополучие общины.

На первых порах всего добываемого родом едва хватало на то, чтобы прокормиться, выжить. Однако с развитием производительных сил, одомашниванием растений и животных, в особенности же с переходом от мотыжного к плужному земледелию, появляется прибавочный продукт, который создает экономическую возможность для появления таких свободных от основного занятий «профессий», как шаманство, торговля, ремесло, для существования одних людей за счет труда других, для накопления богатства в руках отдельных семей. Плужное земледелие и скотоводство требует в основном мужских рук. Женщина с ее домашним хозяйством (собирательством, поддержанием домашнего очага, воспитание детей) начинает отходить на второй план. Все это приводит к замене материнского рода отцовским, матриархата – патриархатом. Счет родства, равно как и передачу накопленного имущества начинают вести по отцовской линии.

Появление патриархата знаменует собой начало разложения первобытной общины и исторической замены ее собственно обществом, без добавки «первобытное». Первобытным обществом являются как раз стадо и община. Но поскольку  все же речь идет об очень далеких от нас временах, то о характерном для них обществе можно сказать, что оно – древнее.

С переходом от общины к обществу начинают набирать стабилизирующую силу все те признаки, которыми обладает понятие «общество». Общество – это исторически сложившаяся, развивающаяся, сложная система социальных отношений, включающая различные способы взаимодействия и формы взаимосвязи людей. В более узком смысле под обществом понимают также самую большую группу людей, в рамках которой осуществляется их жизнеобеспечение и воспроизводство.

Что касается данного этапа, перехода от общины к обществу,  то в нем можно выделить два процесса. Первый – окончательной утверждение и последующее углубление общественного разделения труда, т.е. дифференциация (разделение) совместной деятельности на отдельные, относительно самостоятельные занятия в соответствии с общественными потребностями, способностями, навыками и умениями людей. Второй – институционализация, т.е. организационное закрепление, объективизация и формализация традиционных норм, ценностей и верований людей. Институализированная религия – это жрецы, «расписанные» правила поведения, храмы и прочая внешним образом выраженная сакральность.

Переход от общины к обществу – длительный процесс. И более сложный, чем просто смена одной исторической формы человеческой жизнедеятельности другой. Община перестает существовать  как форма общественного устройства, но община сохраняется в обществе, в укладе жизни людей, официально – как граждан, слабо связанных в масштабе страны, но тесно сплоченных в тех или иных группах (кастах, кланах). Община сохраняется также как пережиток – в сознании, менталитете людей.

uclg.ru

Курс: История древнего мира - Проблемы антропогенеза и социогенеза. Теории происхождения человека

Страница 13 из 43

Проблемы антропогенеза и социогенеза. Теории происхождения человека

Известно, что ближайшими биологическими предшественниками человека были животные, в частности человекообразные обезьяны, приматы. И действительно, у человека и животных очень много общего - тело, конечности, органы чувств (зрения, слуха, вкуса) и т. д. В то же время человек разительным образом отличается от животных: конечности его тела - это не лапы, а ноги и руки; его органы чувств - глаза, уши - подобны, но более развиты, чем у его ближайших предшественников. Например, орёл видит дальше, чем человек, он различает мельчайшие детали, но человек различает большее количество цветов, чем «царь птиц».

Когда и откуда появились эти различия? Что представляют эти различия? Долгие века во взгляде на проблему происхождения человека господствовала теологическая, богословская точка зрения, берущая своё начало в Библии, согласно которой человека создал Бог. В 1654 г. архиепископ Джеймс Ушер Ирландский (1581-1656) подсчитал, что Бог сотворил человека из глины точно в 9 часов утра 23 октября 4004 г. до Рождества Христова, и, таким образом, к 1999 г. человек насчитывал 6003 лет своего существования. Правда, русское православие считает, что архиепископ Ушер ошибся, и точкой отсчёта надо считать 5508 г. до Рождества Христова, а человеку в настоящее время исполнилось 7507 лет. С той поры, когда были проделаны эти расчёты, прошло не так уж много исторического времени. Но взгляды на время появления человека разительным образом изменились.

Расчёты, сделанные генетиками по ДНК, показали, что наши животные предки отделились совместно с шимпанзе от линии развития горилл примерно 7,7-11 млн. лет назад. От линии шимпанзе отделение произошло около 5,5-7,7 млн. лет назад, и где-то около 3-2,6 млн. лет назад начинается процесс становления человека как существа, отличного от его животных предков. Примерно такую же цифру дают и данные археологии. (Архэ - от древнегреческого слова, означающего первоначало, первооснову.) Открывателем первобытной культуры считается Жак Буше де Перт - французский археолог-любитель. С 1825 г. осуществлял ряд раскопок в устье реки Соммы в Абвиле (Прованс). О найдённых им каменных орудиях первобытного человека он рассказал в 1846 г. в книге, где отстаивал правомерность новой области истории - археологии первобытного общества. С той поры прошло несколько десятков лет, и другой историк-археолог - Луис Сеймур Базетт Лики (р. 1903) - открывает места древних стоянок в Африке, в окрестностях ущелья Олдувай. В 1972 г. Л. Лики удается найти в Африке самые древние орудия из камня, созданные трудом человека. Они насчитывали 2,0-2,5 млн. лет. Потом его последователи делают находки, возраст которых определяется в 2,8-3 млн. лет, что близко к данным генетики.

Если говорить о месте человека в живой природе, то он относится к млекопитающим, к отряду приматов (от латинского слова «первый»). К этому отряду относят полуобезьян, обезьян и человека. В этом отряде приматов выделяется семейство гоминиды (от лат. homo - «человек») - семейство «человечьих». Это семейство (или, по другим классификациям, надсемейство) объединяет современного человека и его ближайших предков. В составе этого семейства выделяется род собственно человека, род Homo. Сюда относят все ископаемые формы и современного человека. Но есть исследователи, которые выделяют в роде Homo два вида: человека современного вида - «человека разумного», Homo sapiens, и объединяемые в один вид ископаемые находки ископаемого, или примитивного, человека - Homo primigenius, или Homo erectus («человек прямоходящий»).

Антропологи выдвинули гипотезу о двух скачках в процессе антропогенеза. Первый произошёл при формировании семейства гоминиды, он характеризуется появлением мышления и языка и подводит к образованию самого человека. Второй скачок связан с появлением самого человека, он характеризует процесс образования «готовых» людей из людей формирующихся, что сопровождается изменениями в морфологии (строении) человека и его культуре. Таким образом, современный человек образует собой вид sapiens рода Homo, относящегося к семейству гоминиды отряда приматов. Все существующие расовые отличия могут быть отнесены к одному виду. К образованию человека подвели процессы, в которых мы можем выделить два этапа:

1. Эволюция животных предков человека - гоминидов, обезьян, протоантропов. Это - животная стадия, предшествующая человеческой. Здесь ещё нет человека, общества, культуры. Здесь действуют законы природы, биологической жизни, определяющей поведение отдельной особи и стада. Здесь возможны сложная рассудочная деятельность и разум, развившиеся на базе ориентировочно-исследовательского поведения и практического мышления обезьян. В процессе «мышления в действии» обезьяны постигают механические связи между деталями предмета, обстановки, те связи, которые можно потрогать руками и непосредственно обозреть. Их деятельность, подчас с манипулированием предметами, предметная: не является «трудом». «Труд начинается с изготовления орудий».

2. Второй этап связан с появлением архантропов, людей. Отсюда и берёт своё начало процесс антропогенеза. В нём мы выделяем три этапа.

Первый этап. На этом этапе появляются архантропы, древнейшие люди. К ним относят питекантропов и синантропов. Спорным считается вопрос об отнесении к архантропам Homo habilis, создателей олдувайских галек. Время существования архантропов исчисляется в пределах 1500-100 тыс. лет назад. Они создают уже более современные, чем олдувайские гальки хабилисов, орудия труда - рубила, получившие в археологии название шелльской и сешельской культур.

Второй этап. За архантропами следуют палеоантропы - «древние люди», или «первобытные люди», ещё их называют неандертальцами. Если у архантропов объём мозга в среднем определяется в 950 куб. см, то у неандертальцев он достигает 1350 куб. см. Их телесная организация приблизилась к морфологии современного человека. Палеоантропы жили в период, отстоящий от нас на 250-40 тыс. лет.

Третий этап. Появляется неоантроп - современный человек, или Homo sapiens («человек разумный»). К неоантропам относятся кроманьонцы, которые жили 80-10 тыс. лет назад. Объём их мозга достигал 1500 куб. см. У них появляется членораздельная речь (примерно 50-40 тыс. лет назад). Но живут они ещё в рамках культуры камня, занимаясь присваивающим хозяйством. Если мы посмотрим на этот длительный процесс, охватывающий почти 3 млн. лет, то обнаружим в начале его животное, в конце - человека, нашего современника. Какие же изменения претерпевает человек, что отличает его от его животных предшественников?

1. Прямохождение. Известно, что животные предки человека передвигались на всех четырёх лапах. Лишь изредка у них освобождались передние конечности. У человека это естественный способ передвижения. Освобождение передних конечностей позволило осуществлять предметную деятельность, привело к специализации конечностей.

2. Появление ног и рук вместо лап (передних и задних конечностей).

3. Изменения в кистях рук, появление ладони с противопоставленным большим пальцем.

4. Высокоразвитый мозг (цефализация). Примерно 2-3 млн. лет назад у первых человеко-образных происходят резкие изменения в развитии мозга. Причём эти изменения происходят быстрее, чем этого требовало изменение среды, т.е. происходит опережающее развитие мозга.

Более того, это - избыточное развитие, связанное с тем, что потенциальные возможности нашего мозга значительно превышают физиологические (природные) потребности человека. Таким образом, в этот период происходит как бы «резервирование» нашего интеллекта. Ни один из отрядов животных ни в один из периодов своего существования не испытывал такой быстрой эволюции, как гоминиды в этот период. За короткий промежуток времени мозг гоминидов увеличился в 3 раза! Около 100 тыс. лет назад стремительный рост мозга прекратился, а 15 тыс. лет назад мозг даже несколько уменьшился.

Как наука пытается объяснить факторы «опережения» и «избыточности» нашего мозга? Конрад Фиолковский, польский кибернетик, считает, что обезьянолюди занимались охотой, были подвижны, и, чтобы предотвратить «перегрев» мозга, природа и заложила в него избыточность. Но почему тогда «запаса прочности» не наблюдается у быстробегающих животных саванны, хищников и их жертв? По всей вероятности, радикальное влияние на развитие процесса цефализации оказал совершенно новый фактор - появление новой реальности - общественной, социальной жизни, которую требовалось «отразить» в сознательной деятельности. В дальнейшем фактор социальности становится постоянным фоном и перестает играть свою революциони-зирующую роль.

5. Постоянное использование орудий труда.

6. «Открытие» огня, что произошло примерно 700 тыс. лет назад, и использование варёной пищи. Сперва люди пользовались «диким» природным огнём - были найдены следы кострищ многометровой глубины, абсолютный их возраст насчитывает примерно 400 тыс. лет, - а позднее научились добывать его искусственно - «приручили» огонь, окультурили его. Применение варёной пищи, предварительно обработанной на огне, позволило человеку получать многообразные вещества, легко усваиваемые, что привело к изменениям в пищеварительной системе и телесной организации человека.

Мы можем отметить множество признаков, процессов, которые образуют антропогенез, но важнейшими среди них являются социальные факторы: причины, обусловленные жизнью в обществе. Именно появление новой, социальной, реальности вызвало разительные изменения в биологической, животной жизни человека: обуздало его «зоологические» инстинкты; привело к необходимости речевого, вербального общения между собой; изменило телесную организацию человека, приспособив её для жизни в обществе и др.; создало ряд новых, социальных, норм: совместное потребление пищи, сохранение жизни престарелым членам общества, забота

о больных и увечных, уравнительное, равнодостаточное распределение, обряды инициаций, захоронений, институты гостеприимства, избеганий, табу и пр.

Социогенез - это процесс появления новой, отличной от природы, реальности, разительным образом воздействующей на человека, вызывающей его антропогенез. Появление социальной жизни связано с производством орудий труда. Вначале это были примитивные каменные рубила, которые постепенно совершенствуются человеком. Человек становится постольку человеком, поскольку он создает «вторую природу» - свои производительные силы и формы отношений между людьми, возникающие по поводу их производства. Не следует забывать, что человек, его телесная организация, умения и навыки, которые он накопил и передаёт по наследству, сами являются производительными силами, т. е. имеют социальную природу. Но социальную природу имеют и формы отношений между людьми в общине, в отличие от природных, биологических связей в стаде. Таким образом, социальная реальность, создаваемая возникающими людьми, включает в себя:

  • отношения к природе, важнейшие из которых объективируются в виде материальных вещественных и личностных производительных сил;

  • отношения между людьми в процессе производства, что и создает общину.

В отношении к природе, т. е. в развитии производительных сил, важное место занимают средства труда - «не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд». Именно их развитие образует то ядро, изменения в котором, как волна по водоёму, передаются на всё общество.

В средствах труда ведущую роль играют орудия труда. В процессе социогенеза основным материалом, из которого изготавливались орудия труда, был камень. Кроме камня, первобытный человек использовал и дерево, и кость, и шкуры животных, но они хуже сохраняются, и проследить их эволюцию труднее.

Целесообразное использование орудий труда для получения нужных человеку продуктов образует трудовую деятельность. Эта деятельность всегда осуществляется в определённой общественной форме, во взаимодействии людей друг с другом. Всегда наблюдается единство производительных сил, ядро которых составляют средства труда, и общественных отношений людей, важнейшими из которых являются производственные отношения. Это единство образует способ производства, в зависимости от которого находятся другие виды деятельности, формы отношений и сознания людей.

Естественную базу, на которой создается первобытный способ производства, образует территория, место труда, отдыха и всей жизни людей. По расчётам учёных, она охватывала площадь примерно в 200-250 кв. км. Эта территория составляла собственность первобытных людей, которые относились к ней как к своей, как к принадлежащей им сообща, как к общей. Эта была коллективная, общая собственность, или собственность первобытной ассоциации. Охотничья территория - важнейший фактор, который играет свою роль и у животных. Известно, что своей территорией обладают уже насекомые - осы, пауки, муравьи. Тем более важную роль территория начинает играть у более развитых животных: собаки, медведи метят свою территорию, охраняют её «от себе подобных». В первобытном коллективе размер территории определялся способом производства, а не природными факторами. Так как территория была общей, то важнейшей чертой способа производства людей каменного века был его общественный, коллективный характер. Коллективный характер производства приводил к тому, что каждый член общины мог осуществлять своё отношение к средствам производства только как представитель общины, а не как самостоятельный индивид.

Отсюда возникает и общественный, коллективный характер распределения, обмена и потребления добычи: то, что добывал человек на территории общины, потреблялось коллективно, совместно. В отношениях внутри общины господствовали отношения равно необходимого распределения. Всё, что добывалось членами общины, приносилось на стоянку и уже здесь распределялось в соответствии с потребностями коллектива. Это приводило к тому, что охотник не обязательно получал самую лучшую или большую часть добычи. Продукт распределялся внутри общины, и все её члены наделялись своей долей.

В основе социальных связей лежали отношения реципрокного (от лат. reciproco - «движение туда и обратно») обмена, взаимности, т.е. обязательного отдара за полученный дар, обязательного воздаяния за полученное оскорбление, мести за нанесённый ущерб. Каждое первобытное сообщество было полностью независимо от соседей, оно носило автаркический характер. Это не значит, что не было связей между общинами: иногда возникала необходимость перемещения по территории другой общины, но она всегда обусловливалась соответствующими соглашениями, существовал и обмен между сообществами, но он не определял сущность труда и жительства данного коллектива: каждый первобытный коллектив был самодостаточным целым.

madrace.ru

Власть и социальные нормы в первобытных обществах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПЕРВОБЫТНЫХ ОБЩЕСТВАХ

 

СОДЕРЖАНИЕ

первобытный общество социогенез классообразование

1.Теоретические проблемы становления человеческого общества

2.Становление первобытного общества

2.1Происхождение человека. Стадо предлюдей

2.2Возникновение человеческого общества. Начало социогенеза

3.Эпоха первобытной общины

.1Завершение антропогенеза. Возникновение общинно-родового строя

3.2Раннеродовая община

.3Познеродовая община

4.Разложение первобытного общества

Заключение

Список используемой литературы

Введение

 

Заря человеческой истории - это время возникновения человеческого общества. Проблема социогенеза является одной из самых сложных. Решить ее означает, показать каким образом произошел переход от биологической формы движения материи к качественно иной - социальной. Для этого необходимо привлечение данных как биологических, так и социальных наук. В настоящей работе предпринята попытка, основываясь на материалах этологии, приматологии, генетики, общей теории эволюции, палеонтологии, с одной стороны, археологии, этнографии, фольклористики - с другой, дать решение этой задачи.

1. Теоретические проблемы становления человеческого общества

 

Трудно восстановить историю формирования физического типа человека, хотя в распоряжении науки имеется значительное число остатков формирующихся людей. Однако самой трудной является задача реконструкции процесса становления человеческого общества, т.е. формирования общественных отношений. От самих этих отношений ничего не осталось, ибо они не представляют собой чего-то вещественного, не имеют физического существования. В условиях, когда данных мало, и все они косвенные, первостепенное значение приобретают общетеоретические положения, руководствуясь которыми можно составить более или менее конкретную картину становления общественных отношений.

Самым важным является выявление природы возникновения общества, социальных отношений и отношения их к биологическому. Не вдаваясь в дискуссии о различии человеческих отношений и отношений в животном мире, следует признать, то, что мы называем социальным, есть надбиологическая, присущая только человеку материя. Совершенно ясно, что эти различия имеют основу не в биологии человека вообще, а в чем то ином, отличном от биологического. Многие исследователи видят эту основу в культуре, наследовании знаний, в существовании языка, в анатомии человека, в душе и т.д. Однако при глубоком анализе становится ясно, что основой общественных отношений, конкретных норм поведения человека, являются производственно - экономические отношения, имеющие своей основой производительные силы.

Система этих отношений - социальная материя. Именно она - основной источник главных мотивов человеческой деятельности.

Социальные стимулы и мотивы, как правило, господствуют над биологическими. Удовлетворение биологических потребностей всегда контролируется обществом. Оно происходит в определенных рамках, с соблюдением определенных норм и правил.

Отличие человеческого общества от объединений животных столь велико, что не может быть речи о мгновенном превращении объединения животных в общество. С неизбежностью должен был существовать период превращения объединения животных в человеческое общество, т.е. становления человека (антропогенеза) и формирования общества (социогенеза). В период антропосоциогннеза человеческое общество одновременно существует, ибо оно уже возникает, и не существует, ибо оно еще не возникло.

Формирующиеся социальные организмы представляли собой становящиеся первобытные общины. Поэтому их с полным правом можно назвать также праобщинами. Начало становления социально-экономических отношений представляло собой зарождение новых социальных по своей природе факторов поведения. Это был процесс оттеснения на задний план ранее безраздельно господствующих биологических факторов поведения - инстинктов. Создание человеческого общества было процессом обуздания зоологического индивидуализма, завершившимся утверждением человеческого коллективизма.

Такое понимание становления человеческого общества является не единственным в науке. Многие ученые видят в социальных институтах человеческого общества прямое наследование животных инстинктов. В особенности таких как стадность, доминирование и т.д.. При всем внешнем сходстве многих явлений в животном мире и человеческом обществе (коллективизм, власть, нормы поведения) отождествлять их с биологическими явлениями не совсем корректно. И в основу различения социального и биологического должны быть положены на внешние признаки явлений, а их внутренняя сущность. Глубокое изучение поведения животных (в том числе высших приматов) показало, что отношения между животными основаны на зоологическом индивидуализме. Эти отношения могут быть самыми теплыми, пока не затрагивается пищевой и половой инстинкт. Одна из ведущих ученых по исследованию поведения шимпанзе Дж. Лавик-Гудолл делает вывод: проводить прямые параллели между поведением обезьян и поведением человека неправильно, так как в поступках человека всегда присутствует элемент нравственной оценки и моральных обязательств. Несомненно, присутствие у животных попечительского инстинкта (заб

www.studsell.com


Смотрите также