Экономика первобытного общества. Первобытное общество: экономическая основа, общественная власть
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Экономика первобытного общества. Экономика первобытного общества


Экономика первобытного общества

Стр 1 из 67Следующая ⇒

 

Изучение истории первобытного общества характеризуется рядом специфических черт. 1) Это самый длительный в истории человечества период — от возникновения древнего человека до формирования на Земле первых государств. В сравнении с этим периодом все остальные эпохи по времени ничтожно малы. 2) В изучении истории первобытного общества очень много «белых пятен», спорных и нерешенных вопросов, которые, возможно, до конца и не будут решены никогда. Объясняется это следующим: не существует письменных источников, освещающих жизнь первобытных людей — письменность, как известно, была создана уже в эпоху классообразования; находки костных останков первобытных людей единичны и интерпретировать их трудно; данные археологических раскопок, как правило, дают информацию лишь о некоторых сторонах материальной жизни людей; экстраполяции современного этнографического материала на далекое прошлое часто слишком субъективны и неубедительны. Результатом являются принципиальные разногласия историков по кардинальным вопросам жизни первобытного общества. Так, нет единства мнений по вопросу о том, когда на Земле появились первые люди — указываются даты от 5 млн. до 500 тыс. лет назад, когда появился человек разумный (оценки колеблются от 200 до 35 тыс. лет до н. э.). Неясно также, где и почему возникли люда. Спорным является вопрос о хозяйственно-культурных типах и времени их возникновения.

Гипотетическими представляются многие проблемы развития хозяйства в палеолите и мезолите, возникновения позднепервобытной общины, становления производящего хозяйства, складывания хозяйственного типа высших охотников, рыболовов и собирателей — эволюции форм собственности.

Характеристика экономической истории первобытного общества основывается на данных, достигнутых наукой на сегодняшней день, и не может претендовать на абсолютную полноту.

 

Хозяйственная жизнь первобытного человеческого стада

 

Древнейший период человеческой истории принято обозначать как эпоху первобытного человеческого стада. Название это не случайно: человек в то время еще практически никак не выделялся из животного мира. Хозяйственный быт пралюдей и их общественные отношения были таковы, что почти полностью укладывались в порядки, существующие у других общественных животных, в частности, обезьян.

Какими хронологическими границами датируется эта эпоха? Дата начала антропогенеза — становления человека и человеческого общества — в 2,5 млн лет является наиболее реалистичной. Завершается эта эпоха возникновением человека современного типа примерно 100 тыс. лет назад.

Питекантроп

В этот период на Земле последовательно сменяли друг друга древнейшие пралюди. Первым в этой цепочке был питекантроп. Он был существом прямоходящим и отличался от современного человека, да и от сменивших его пралюдей прежде всего строением черепной коробки. Мозг питекантропа имел объем 900 см3, череп сохранил много обезьяньих признаков: малую высоту, примитивную структуру, сильно развитый надбровный валик. Однако руки питекантропа были способны производить простейшие трудовые операции.

Питекантроп, как предполагают ученые, уже умел изготовлять некоторые орудия. Для этого он использовал дерево и кость, а кроме того, валуны и гальку, подвергнув их примитивной обработке: сколы на камнях еще не обнаруживают какой-либо регулярности. Питекантропы в своей деятельности также применяли так называемые эолиты — камни, расколотые природными силами. Именно камень становится основным материалом для изготовления орудий труда и будет использоваться очень долго — вплоть до IV—Ш тыс. до н. э. Поэтому эпоху первобытности принято называть каменным веком, а начальный ее этап — ранним палеолитом (древним каменным веком). Ранний палеолит завершился примерно 100 тыс. лет до н. э.

Вопрос о местах обитания питекантропа связан с проблемой прародины человечества. В качестве наиболее вероятных территорий исследователи указывают на Центральную и Южную Африку и Центральную Азию и исключают гипотезы о возникновении человечества в Австралии и Америке, которые вообще не входили в зону расселения высших приматов. По-видимому, отдельные группы питекантропов жили в условиях относительной изоляции, не встречались между собой и были разделены генетическими барьерами.

Повседневная жизнь питекантропов во многом была похожей на жизнь их непосредственных предшественников — австралопитековых обезьян — и те, и другие вели хищнический образ жизни и охотились на мелких животных. Питекантропы занимались также собирательством и рыбной ловлей — рыбу ловили руками. Они кочевали — так легче было найти пропитание, жили небольшими группами в 25—30 взрослых особей. Жилищами для них служили природные убежища в виде пещер, гротов, скал, а также деревьев и кустов. Питекантропы не умели ни поддерживать, ни тем более добывать огонь.

Синантропы

Следующим в ряду древних пралюдей был синантроп, появившийся на Земле примерно 300 тыс. лет назад. Как и питекантроп, синантроп был среднего роста и плотного телосложения, а объем его мозга составлял в среднем 1050 см3. Предполагают, что синантроп уже был способен к звуковой речи.

Более сложной стала трудовая деятельность синантропа по сравнению с деятельностью питекантропа. Каменные орудия более разнообразны, хотя и не имели еще полностью устойчивой формы. Наиболее часто встречаются ручные рубила и отщепы с явными следами искусственной обработки.

Синантроп научился охотиться на таких крупных животных, как олени, дикие лошади и носороги. Синантропы жили в пещерах, а также научились строить наземные жилища. Постройки, сложенные из бревен и ветвей деревьев, покрывались шкурами животных и могли достигать значительных размеров — до 15 м в длину и до 6 м в ширину. Синантропы вели кочевой образ жизни, предпочитая в качестве мест обитания берега рек и озер.

Добывание огня все еще не было известно, но поддерживать природный огонь синантропы уже научились. Это сразу выделило их из природного мира: с этого времени люди были единственными существами на земле, способными использовать огонь для своих нужд. В их жилищах имелись очаги, выложенные камнем, в которых днем и ночью горел костер. Если же он гас, то это становилось для древних людей настоящей трагедией — шансы выжить у них резко падали. Добыча огня становилась важнейшей хозяйственной задачей, а борьба за огонь — частой причиной конфликтов и войн между соседними человеческими коллективами.

Неандертальцы

Неандертальский тип человека сформировался примерно 200 тыс. лет назад. Неандертальцы были небольшого роста (средний рост мужчины составлял 156 см), ширококостные, с сильно развитой мускулатурой. Объем мозга у некоторых неандертальских форм был больше, чем в среднем у современного человека. Однако структура мозга продолжала оставаться относительно примитивной: слабо были развиты лобные доли, важные для функции мышления и торможения. Таким образом, способность к логическому мышлению у неандертальцев была ограничена по сравнению с современным человеком, а поведение характеризовалось резкой возбудимостью, часто приводившей к ожесточенным конфликтам и столкновениям.

Каменные орудия, которые изготовляли неандертальцы, — рубила, острия, проколки, сверла, отщепы — просты и примитивны, как и сама каменная техника этого периода. Основными ее приемами было стесывание и разбивание камня, для чего использовались кремень, песчанник, кварцы, вулканические породы. Каменная техника, однако, постепенно совершенствуется, а сами орудия принимают более правильную форму: лезвия делаются более прямыми и острыми, а сверлы — более тонкими и крепкими. Рубила значительно уменьшились в величине (с 20 до 5 см в длину), появились новые, ранее неизвестные орудия труда — скребла и шилья. Еще одним достижением неандертальца было изобретение составных орудий: часть орудия могла быть выполнена из камня, часть — из кости или дерева.

Усложнялись и другие компоненты материальной культуры. Удачно расположенные и удобные навесы и пещеры занимались под постоянное жилище — они могли использоваться на протяжении жизни нескольких поколений. В открытых местах строились конструктивно сложные наземные жилища.

Хозяйственная жизнь неандертальцев, как и их предшественников, основывалась на собирательстве, рыбной ловле и охоте.

Собирательство требовало больших затрат времени, а пищи давало мало, и в основном малокалорийной. Ловля рыбы требовала исключительной внимательности, быстрой реакции и сноровки и не давала больших объемов добычи.

Охота была наиболее эффективным источником получения столь необходимой для человеческого организма мясной пищи.

Объектами охоты в зависимости от сферы обитания пралюдей были гиппопотамы, слоны, антилопы, дикие быки (в тропической зоне), кабаны, олени, зубры, медведи (в северных областях). Охотились также на таких крупных животных, как мамонт и шерстистый носорог. Охота требовала мужества, выдержки, знания привычек зверя, она была чрезвычайно опасна и невозможна в одиночку.

Неандертальцы устраивали ловчие ямы и использовали загонный метод, в котором участвовали все взрослые мужчины общины. Вот почему именно охота была той формой трудовой деятельности, которая в наибольшей степени стимулировала организованность коллектива неандертальцев. Таким образом, охота, являясь самой прогрессивной отраслью хозяйства, во многом определила развитие первобытного общества.

Любая добыча — будь-то мясо, рыба, злаки, плоды, моллюски или насекомые — принадлежала не тому, кто ее добыл, а всему коллективу. Распределение добычи было, по-видимому, равнообеспечивающим: учитывались особенности членов общины по полу и возрасту. Если еды было мало, то в первую очередь ее получали охотники. В экстремальных ситуациях практиковались убийства детей и стариков. В наиболее уязвимом положении находились новорожденные девочки. Факт каннибализма у неандертальских племен считается неоспоримо доказанным. Такое поведение неандертальцев ученые объясняют их огромной агрессивностью и господством звериных инстинктов, что было неизбежным следствием их физиологических особенностей — строения черепа и мозга. Бесконечные кровавые конфликты в неандертальских группах, а также тяжелые условия жизни не позволяли неандертальцам доживать до старости, большинство их погибало в молодом возрасте. Однако все же постепенно численность их увеличивалась, и они расселялись по всей Европе, Азии и Африке, занимая гораздо большую территорию, чем раньше питекантропы и синантропы.

 

Читайте также:

lektsia.com

экономическая основа, общественная власть — Мегаобучалка

При анализе всякого предмета нужно прежде всего выяснить его историческое происхождение (образование, возникновение), а также предпосылки, что имеет прямое отношение и к государству. Самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с научной точки зрения, нужно не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии прошло, на этом основании уяснить, чем данная вещь стала теперь.

Рассмотрение вопроса происхождения государства имеет особое значение в познании этого явления, без чего нельзя понять сущность государственно-правовых явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования. Практическое значение данной темы связано с определением исторических рамок существования государства.

В наиболее полном виде исторический анализ такого института, как государство, сделан Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанной с учетом громадного исторического и политического материала, где показано, как государство появилось, какие основные этапы прошло в своем развитии и чем стало теперь.

Большое значение в науке для характеристики первобытного строя, для уяснения вопроса общественного самоуправления имела книга американского этнографа Л. Моргана, в которой сделана попытка научно проанализировать развитие родовой организации на примере североамериканских индейцев. В своих взглядах на первобытное общество он приближался к материалистическому пониманию истории, но в целом не смог понять роль и значение экономики, производственных отношений, сущность и значение классового деления общества.

Общеизвестно, что государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал первобытнообщинный строй - древний тип коллективного или кооперативного производства, который был результатом слабости отдельного, обособленного человека перед окружающей природой. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей.

Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда, добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.п.) принадлежали всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, распределение продуктов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом», но не как результат какого-либо обобществления, а как естественное состояние первоначально возникшей коллективности.

Формой социальной организации в тот период (после первобытного стада) был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства (происходящих от одного прародителя), но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства.

Первобытнообщинный строй последовательно проходит несколько этапов в своем развитии, причем только на определенном этапе он стал перерастать в государственно-организованное общество.

Период дикости (каменный век, детство человеческого рода) большинство народов пережило примерно 30 тысяч лет назад, когда осуществлялось присвоение готовых продуктов природы, добываемых с помощью примитивных орудий труда, а искусственно созданные человеком предметы служили главным образом вспомогательными орудиями такого присвоения (камень, палка, копье и т.п.).

Общественное устройство этого периода — стадная общность, первобытное стадо.

Период варварства подразделяется на две крупные эпохи — бронзовый век и железный век. В первой из них возникает домашнее животноводство, начинается возделывание сельскохозяйственных культур, усложняются и специализируются орудия труда для выполнения различных операций (появляются топор, нож, шило, скребок, наконечники стрел и копий и т.д.). Накапливается опыт производственной деятельности в виде специальных приемов трудовых операций в каждом конкретном деле. При охоте, рыбной ловле, поимке, приручении и разведении животных — всюду успех опирался на унаследованные от предков приемы.

Предметы потребления стали результатом труда, например прирученное животное, его приплод, урожай злаковых культур с засеянного поля (а не найденного готовым в природе).

Изменились и производственные отношения — коллективное присвоение продуктов природы переросло в коллективное присвоение продуктов труда, а общее владение орудиями труда и продуктами потребления трансформировалось в общинную собственность.

Стала другой общественная организация — первобытное стадо преобразовалось в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда, который постоянно совершенствуется. Роды объединялись в племена, а последние — в союз племен. Возникла необходимость в управлении общественными делами, то есть потребность во власти, но государства еще не было в родовом устройстве общества. Хотя принудительная власть уже существовала, но она являлась неполитической, так как не была связана с государством.

Власть — древнее и повсеместное, универсальное свойство любой социальной организации. Еще Аристотель заметил, что элемент властвования и элемент подчинения сказываются во всем, что, будучи составлено из нескольких частей, представляет единое целое.

В своем первоначальном, зачаточном виде родоплеменная организация есть власть, осуществляемая в интересах всего общества. Ее воплощением были общие собрания членов рода, племени, советы старейшин как «первых среди равных», глава рода, вождь племени, по старшинству получившие право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и соплеменников.

Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать новые, не свойственные ей изначально черты.

Можно предположить, что самоуправление первобытного общества осуществлялось не только на основе властвования, но и путем согласования воли и интересов, поведения его членов на базе общности потребностей, совпадения в главном целей и единства взглядов на пути и формы их достижения. Неполитическая власть осуществляется, следовательно, путем влияния, осознания идентичности интересов, часто оказывает психологическое воздействие, в целом покоится на авторитете, хотя применение силы в принципе отсутствует, но не исключено.

В эпоху железного века происходили наиболее значительные качественные изменения внутри родового строя, приведшие в конечном счете к его разложению.

С марксистской точки зрения, происхождение государства обусловлено образованием антагонистических классов. Одним из главных процессов классообразования в сфере материального производства признается переход от охоты и собирательства к производящей экономике, который в современной литературе именуется неолитической революцией, приведшей к регулярному появлению прибавочного продукта. Фактическое увеличение производства во всех отраслях сделало рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было нужно для ее поддержания, следовательно, функция создания продукта и функция его присвоения расчленяются. Возникают реальные условия для имущественной и социальной дифференциации, что ведет к возможности появления разных форм эксплуатации внутри родового строя. Все эти явления порождены общественным разделением труда, который взорвал родовой строй, привел к расколу общества на классы, появлению государственно-организованного общества.

Первое крупное общественное разделение труда — это отделение скотоводства от земледелия. Появление двух видов производства дает возможность осуществлять регулярный обмен, который в первую очередь развивается у кочевых народов, так как все их имущество находится, как отмечал К. Маркс, в подвижной, следовательно, непосредственно отчуждаемой форме, а образ их жизни постоянно приводит их в соприкосновение с чужими общинами и тем побуждает к обмену продуктов. Проникновение товарных отношений в общину способствует ее разложению, ибо обмен есть главное средство обособления индивидов, делает стадное существование ненужным.

Внутри родовой организации постепенно складывается имущественная и производственная разобщенность, которой во многом способствовало второе крупное общественное разделение труда — отделение ремесла от скотоводства и земледелия. Происходит значительное имущественное расслоение. Среди соплеменников появляется богатые и бедные.

В период господства присваивающей экономики не было заметно наличие избыточного прибавочного продукта, а с появлением скотоводства, земледелия, ремесла регулярный обмен становится просто необходимым, возникают в довольно значительном масштабе товарные отношения, для осуществления которых требуются люди, специально занимающиеся обменом продуктов между общинами. Это приводит к третьему крупному общественному разделению труда — появлению класса купцов, которые уже не участвуют непосредственно в процессе производства.

Рост производительности труда с неизбежностью ведет к увеличению объема избыточного продукта, обусловившему появление частной собственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода.

Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к экономической самостоятельности отдельной семьи, которая противостоит всему роду. Семья становится социальной формой материальной обособленности членов рода, ибо и частная собственность и наследство сосредоточиваются в рамках отдельной семьи.

Таким образом, крупные общественные разделения труда происходят как внутри племен, так и между ними, а специализация общественного производства приводит к увеличению результатов труда и обмена продуктов между ними.

Рост производительности труда, переход в целом к производящей экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства, распавшихся под влиянием совершенствования орудий труда и проникновения в общину товарных отношений, приводят к созданию предпосылок рабства.

На этом этапе первобытнообщинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что она возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. Органы первобытно­общинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами, для навязывания воли сильных, богатых членов рода или племени своим соплеменникам.

Перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к возникновению государства.

Развитие собственности у многих народов имело исходным пунктом общинную или племенную собственность, которая существовала повсеместно. Общая картина такова: по мере роста производительности труда накапливаются стада, которые вначале принадлежат всему племени, потом роду, затем отдельным патриархальным семьям; земля также сначала была общей собственностью, затем становится объектом пользования отдельных семей, закрепляется по наследству.

Сужение производственной единицы от общины до имущественно обособленной семьи происходит у каждого народа по-своему, охватывает разное время, но все-таки является характерной чертой процесса возникновения частной собственности. Патриархальная семья, включающая 3—4 поколения, оказывается основной ячейкой, способной использовать привлеченную рабочую силу, то есть эксплуатировать чужой труд для присвоения себе его результатов.

У разных народов возникновение частной собственности вызывало различные формы расслоения на богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых, что привело к появлению противоположных классов, наличию непримиримых, антагонистических противоречий между ними. До определенного времени эти противоречия были неявными, не проявлялись в открытом столкновении. Но развитие производства сопровождается усилением эксплуатации чужого труда, приводит к острым непримиримым конфликтам внутри общества. В данных условиях родоплеменные связи теряют свое значение, органы родового строя оказываются неспособными урегулировать общественные разногласия, возникающие в связи с частной собственностью. Поэтому появляется новая организация уже не всего общества, а только его части - собственников средств производства, для охраны сложившихся экономических отношений имущественного неравенства.

megaobuchalka.ru

Экономика первобытного общества — реферат

Древнейший период человеческой истории принято обозначать как  эпоху первобытного человеческого  стада. Название это не случайно: человек  в это время еще практически  никак не выделялся из животного  мира. Хозяйственный мир пралюдей и их общественные отношения были таковы, что почти полностью укладывались в порядки, существующие у других общественных животных, в частности, у обезьян.

Питекантроп. В этот период на Земле последовательно сменяли друг друга древнейшие пралюди. Первым в этой цепочки был питекантроп. Он был существом прямоходящим и отличался от современного человека строением черепной коробки. Однако руки питекантропа были способны производить простейшие трудовые операции. Питекантроп, как предполагают ученые, уже умел изготовлять некоторые орудия. Питекантропы в своей деятельности применяли так называемые эолиты - камни, расколотые природными силами. Именно камень становился основным материалом для изготовления орудий труда и будет использоваться очень долго - вплоть до IV - III тыс. до н. э. Поэтому, эпоху первобытности принято называть каменным веком, а начальный ее этап - ранним палеолитом. Ранний палеолит завершился примерно 100 тыс. лет до н. э. Питекантропы занимались также собирательством и рыбной ловлей - рыбу ловили руками. Они не умели ни поддерживать, ни тем более добывать огонь.

Синантропы. Следующим в ряду древних пралюдей был синантроп, появившейся на Земле примерно 300 тыс. лет назад. Синантроп был среднего роста и плотного телосложения. Предполагают, что синантроп был способен к звуковой речи. Более сложной стала трудовая деятельность синантропа. Наиболее часто встречаются ручные рубила и отщепы с явными следами искусственной обработки. Добывание огня все еще было неизвестно, но поддерживать природный огонь синантропы уже научились. Это сразу выделило их из природного мира: с этого времени люди были единственными существами на земле, способными использовать огонь для своих нужд.

Неандертальцы. Неандертальский тип человека сформировался примерно 200 тыс. лет назад. Они были небольшого роста, ширококостные, с сильно развитой мускулатурой. Каменные орудия, которые изготавливали неандертальцы, - рубила, острия, проколки, сверла, отщепы - просты и примитивны, как и сама каменная техника этого периода. Хозяйственная жизнь неандертальцев, как и их предшественников, основывалась на собирательстве, рыбной ловле и охоте. Любая добыча - будь-то мясо, рыба, злаки, плоды - принадлежала не тому, кто ее добыл, а всему коллективу. Распределение добычи было равнообеспечивающим: учитывались особенности членов общины по полу и возрасту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Хозяйство эпохи среднего и позднего палеолита

Эпоха среднего палеолита  началась примерно 100 тыс. лет назад, а эпоха позднего палеолита - примерно 40 тыс. лет назад. Завершилась эпоха  позднего палеолита в XII в. до н. э.

Возникновение человека современного типа.

Средний палеолит открывается  событием исключительной важности для  всей мировой истории - на Земле возник «человек разумный», Homo sapiens.

Кроманьонский человек (так  принято называть первых людей современного типа по методу первой находки их останков в гроте Кро-Маньон во Франции) Существенно отличался от неандертальца. Средний рост составлял 180 см, физически был слабее мощного и выносливого неандертальца. Кроманьонцы стали первыми существами, обладающими не просто звуковой, а уже членораздельной речью.

Хозяйство среднего палеолита

Речь сильно повлияла на повседневный быт кроманьонцев, позволяя добиться лучшей организации труда  и взаимопонимания. Это существенно  ускорило темпы развития человеческого  общества. С этого времени скорость изменений в жизни людей будет  постоянно нарастать. Важнейшим  фактором явились способность разума познавать мир и желание усовершенствовать  его. Крупнейшим открытием кроманьонцев, сделанное в самом начале среднего палеолита, стало искусственное добывание огня. Овладение огнем окончательно выделило человека из животного мира и означало поворот в хозяйственной жизни. Начинает совершенствоваться каменная техника, в частности, появляется довольно сложная техника ретуши; орудия труда становятся более четкими и дифференцированными.

Матриархат. В позднем палеолите уже сложился первобытнообщинный строй, и люди жили родовыми общинами. Это был период существования материнской родовой общины, или матриархата. Специфика матриархата, однако, заключается не в том, что во главе рода стояли женщины, а в том, что в условиях группового брака счет родства велся по женской линии. Таким образом, материнский род - это группа родственников, связанных общим происхождением по женской линии, живущих совместно и ведущих общее хозяйство. Что же касается реальной власти в общине, то она принадлежала старейшинам - мужчинам 40 - 50 лет и основывалась на их опыте, силе и интеллектуальном и эмоциональном превосходстве.  В период позднего палеолита уже существовали первые в истории человечества общественные запреты. Одним из ранних был запрет на браки внутри рода - экзогамия, сначала между родителями и детьми, а потом между ближайшими братьями и сестрами. Нарушение этого запрета каралось исключительно жестоко.                                                                                                   Хозяйственная деятельность.

 Тип хозяйства в эпоху позднего палеолита определяют как простое присваивающее хозяйство низших охотников, рыболовов и собирателей. Основными сферами хозяйственной деятельности, как и раньше, остаются охота, рыболовство и собирательство, эффективность которых существенно возрастает благодаря лучшей организации труда и использованию более совершенных орудий. Труд в позднем палеолите был простой кооперацией,  т. е. сотрудничеством без развитых форм общественного разделения труда. При выполнении работ учитывались пол и возраст, но все взрослые мужчины, как и женщины, могли исполнять одни и те же задания.           Виды собственности.

Территория, на которой жила и в пределах которой передвигалась  община, находилась в ее коллективном пользовании - фактически, в коллективной. Коллективной была также собственность на жилища, огонь, добычу. В тех общинах, в которых люди хотя бы время от времени получали избыточный продукт, постепенно складывалось трудовое распределение - при дележе добычи учитывались не только особенности пола и возраста, но и личное участие каждого в процессе труда. Регулярное получение прибавочного продукта привело к возникновению обмена. Обмен возник на границах общин - соседские коллективы обменивались тем, что им давала природа: камни, шкура и тд. Дарами обменивались как целые общины, так и отдельные люди; это явление получило название дарообмена. Дарообмен способствовал укреплению связей между ближайшими общинами - его можно рассматривать как первую в истории человечества форму внешнеэкономического сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Экономическое развитие мезолитических племен                 Хронологические рамки мезолита - XII - VII тыс. до н. э. В этот период условия жизни людей существенно изменились, что было связанно с окончанием ледникового периода, потеплением климата и соответственным изменениям флоры и фауны.

Структура. Особенности  хозяйства

Мезолитические племена  перешли к охоте на менее крупных  животных, что потребовало разнообразия приемов охотничьего промысла. Появилась  потребность в усовершенствовании охотничьего оружия, люди придумали  лук и стрелы. Шире стало практиковаться рыболовство: его значение и результативность также возросли. Рыболовство обогатилось новыми приемами. В собирательстве, по-прежнему обеспечивающем большую часть ежедневного пищевого рациона людей, все активнее используются специальные орудия труда для выкапывания кореньев. В эпоху мезолита структура хозяйства продолжала оставаться такой же, как и на протяжении всего предшествующего периода человеческой истории: это было присваивающее хозяйство низших охотников, собирателей и рыболовов.

Неолитическая революция

Следующий после мезолита период называют неолитом - новым каменным веком. Его Хронологические рамки - VIII -IV тыс. до н. э. В это время неоднородность хозяйственной эволюции приводит к тому, что параллельно существуют отсталые племена, ведущие кочевой  образ жизни, занимающиеся традиционной охотой, рыболовством и собирательством и изготовляющие грубые и большие по размеру орудия труда, и племена высших охотников, рыболовов и собирателей, ведущих высокоспециализированное присваивающее хозяйство. На еще более высокой ступени экономического развития стояли племена, перешедшие от хозяйства присваивающего к производящему. Структура производящего хозяйства принципиально отличалась от структуры присваивающего хозяйства: основными отраслями экономики стали земледелие, скотоводство и ремесла. Этот переход получил в историко-экономической литературе название неолитической революции (Х -III тыс. до н.э.). Сдвиги в хозяйственной деятельности человека были чрезвычайно существенны: впервые благодаря производящему хозяйству стало возможным регулярное, а не эпизодическое, как раньше, получение прибавочного продукта. Результатом неолитической революции явилось изменение характера труда и самой структуры человеческого общества, глубокие перемены в образе жизни и психике людей. Таким образом, возникновение производящего хозяйства было величайшим достижением первобытной экономики и фундаментом для всей дальнейшей экономической истории человечества. Ремесло. Древнейшим ремеслом было гончарное. В основе его лежало изобретение гончарного горна - печи для обжига глиняных изделий, температура в которых достигала -1200  С, и гончарного круга - специального приспособления для придания глиняным изделиям формы. Главным в гончарном деле было производство глиняной посуды, что позволило значительно улучшить способы производства пищи и условия ее хранения. Совершенствование пищевых технологий становится важным фактором экономического развития.

Другим важнейшим ремеслом было ткачество - изготовление ткани  на ручном ткацком станке. Значительно продвинулась вперед техника обработки камня, достигнув в период неолита совершенства.

Земледелие. Важнейшей причиной кардинальных изменений в развитии человечества в период неолитической революции стало начало обработки земли. Земледелие выросло из собирательства: семена диких растений, собранных людьми и не использованных полностью, могли давать всходы около жилищ. Приемы и техника земледелия были примитивны: земля вспахивалась палками или мотыгами, жатва производилась серпами с кремниевыми лезвиями, а полученный урожай - зерна - растирались на каменной плите или в каменной ступке - зернотерке.

Скотоводство. Важной отраслью хозяйства также становится скотоводство, распространенное, впрочем, как и земледелие, крайне не равномерно. Скотоводство сформировалось из охоты. Важную роль в его становлении сыграли дети, которые, выкармливая детенышей диких животных и играя с ними, приручали их. Первыми одомашненными животными стали овцы, козы, коровы и свиньи.

Престижная экономика. На границах племен с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племени, все интенсивнее развивался обмен. Это экономическое явление было важнейшим следствием специализации хозяйственных занятий и прогресса в эволюции производительных сил. Кочевые - пастушечьи и оседлые - земледельческие племена обменивались своим товаром - живым скотом, мясом, шкурами, зерном, фруктами. С течением времени обмен становился все более интенсивным и явился базой для развития товарного обращения.

Важнейшей особенностью развития хозяйства в этот период было появление  так называемой престижной экономики - неолитический вариант дарообмена. Как и раньше, Дарообмен существовал  как внутри, так и между различными общинами. В качестве даров выступали  самые разнообразные предметы - от скота до бесполезных в хозяйстве  птичьих перьев. Независимо от того, что именно дарил человек, он приобретал общественный престиж. Экономический  результат дарообмена был противоречив: с одной стороны, он способствовал  развитию производства, так как для  даров специально выращивались определенные растения, разводился скот, с другой стороны, процедура дарообмена сопровождалась обильными пирами, когда слишком  много съедалось и выпивалось понапрасну. Характерно, что постепенно усиливалось стремление дать больше, чем получить взамен: даритель приобретал определенную власть над берущим  материальные ценности. Таким образом, престижная экономика способствовала социальному расслоению и сыграла крупную роль в углублении неравенства в обществе и формировании институтов власти.

К концу неолита, по-видимому, относится и возникновение в  массовом масштабе такое явление, как  имущественное неравенство, которое  наложилось на издревле существовавшие в человеческом коллективе неравенство природное, основанное на разных психических, интеллектуальных, физических способностях людей. Закладываются и углубляются основы частной собственности - как явление всеобъемлющего, постоянного, освещенного исторической традицией. В частной собственности были индивидуальные жилище, домашняя утварь, одежда, украшения, орудия труда, скот, лодки, прочее движимое имущество.

Другим видом собственности  была коллективная (родовая или общинная) собственность на землю. Внутри коллектива отдельные люди или семьи владели  участками земли - их можно было обрабатывать, но нельзя было передать другому человеку в пользование.

myunivercity.ru

Экономика первобытного общества — реферат

Древнейший период человеческой истории принято обозначать как  эпоху первобытного человеческого  стада. Название это не случайно: человек  в это время еще практически  никак не выделялся из животного  мира. Хозяйственный мир пралюдей и их общественные отношения были таковы, что почти полностью укладывались в порядки, существующие у других общественных животных, в частности, у обезьян.

Питекантроп. В этот период на Земле последовательно сменяли друг друга древнейшие пралюди. Первым в этой цепочки был питекантроп. Он был существом прямоходящим и отличался от современного человека строением черепной коробки. Однако руки питекантропа были способны производить простейшие трудовые операции. Питекантроп, как предполагают ученые, уже умел изготовлять некоторые орудия. Питекантропы в своей деятельности применяли так называемые эолиты - камни, расколотые природными силами. Именно камень становился основным материалом для изготовления орудий труда и будет использоваться очень долго - вплоть до IV - III тыс. до н. э. Поэтому, эпоху первобытности принято называть каменным веком, а начальный ее этап - ранним палеолитом. Ранний палеолит завершился примерно 100 тыс. лет до н. э. Питекантропы занимались также собирательством и рыбной ловлей - рыбу ловили руками. Они не умели ни поддерживать, ни тем более добывать огонь.

Синантропы. Следующим в ряду древних пралюдей был синантроп, появившейся на Земле примерно 300 тыс. лет назад. Синантроп был среднего роста и плотного телосложения. Предполагают, что синантроп был способен к звуковой речи. Более сложной стала трудовая деятельность синантропа. Наиболее часто встречаются ручные рубила и отщепы с явными следами искусственной обработки. Добывание огня все еще было неизвестно, но поддерживать природный огонь синантропы уже научились. Это сразу выделило их из природного мира: с этого времени люди были единственными существами на земле, способными использовать огонь для своих нужд.

Неандертальцы. Неандертальский тип человека сформировался примерно 200 тыс. лет назад. Они были небольшого роста, ширококостные, с сильно развитой мускулатурой. Каменные орудия, которые изготавливали неандертальцы, - рубила, острия, проколки, сверла, отщепы - просты и примитивны, как и сама каменная техника этого периода. Хозяйственная жизнь неандертальцев, как и их предшественников, основывалась на собирательстве, рыбной ловле и охоте. Любая добыча - будь-то мясо, рыба, злаки, плоды - принадлежала не тому, кто ее добыл, а всему коллективу. Распределение добычи было равнообеспечивающим: учитывались особенности членов общины по полу и возрасту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Хозяйство эпохи среднего и позднего палеолита

Эпоха среднего палеолита  началась примерно 100 тыс. лет назад, а эпоха позднего палеолита - примерно 40 тыс. лет назад. Завершилась эпоха  позднего палеолита в XII в. до н. э.

Возникновение человека современного типа.

Средний палеолит открывается  событием исключительной важности для  всей мировой истории - на Земле возник «человек разумный», Homo sapiens.

Кроманьонский человек (так  принято называть первых людей современного типа по методу первой находки их останков в гроте Кро-Маньон во Франции) Существенно отличался от неандертальца. Средний рост составлял 180 см, физически был слабее мощного и выносливого неандертальца. Кроманьонцы стали первыми существами, обладающими не просто звуковой, а уже членораздельной речью.

Хозяйство среднего палеолита

Речь сильно повлияла на повседневный быт кроманьонцев, позволяя добиться лучшей организации труда  и взаимопонимания. Это существенно  ускорило темпы развития человеческого  общества. С этого времени скорость изменений в жизни людей будет  постоянно нарастать. Важнейшим  фактором явились способность разума познавать мир и желание усовершенствовать  его. Крупнейшим открытием кроманьонцев, сделанное в самом начале среднего палеолита, стало искусственное добывание огня. Овладение огнем окончательно выделило человека из животного мира и означало поворот в хозяйственной жизни. Начинает совершенствоваться каменная техника, в частности, появляется довольно сложная техника ретуши; орудия труда становятся более четкими и дифференцированными.

Матриархат. В позднем палеолите уже сложился первобытнообщинный строй, и люди жили родовыми общинами. Это был период существования материнской родовой общины, или матриархата. Специфика матриархата, однако, заключается не в том, что во главе рода стояли женщины, а в том, что в условиях группового брака счет родства велся по женской линии. Таким образом, материнский род - это группа родственников, связанных общим происхождением по женской линии, живущих совместно и ведущих общее хозяйство. Что же касается реальной власти в общине, то она принадлежала старейшинам - мужчинам 40 - 50 лет и основывалась на их опыте, силе и интеллектуальном и эмоциональном превосходстве.  В период позднего палеолита уже существовали первые в истории человечества общественные запреты. Одним из ранних был запрет на браки внутри рода - экзогамия, сначала между родителями и детьми, а потом между ближайшими братьями и сестрами. Нарушение этого запрета каралось исключительно жестоко.                                                                                                   Хозяйственная деятельность.

 Тип хозяйства в эпоху позднего палеолита определяют как простое присваивающее хозяйство низших охотников, рыболовов и собирателей. Основными сферами хозяйственной деятельности, как и раньше, остаются охота, рыболовство и собирательство, эффективность которых существенно возрастает благодаря лучшей организации труда и использованию более совершенных орудий. Труд в позднем палеолите был простой кооперацией,  т. е. сотрудничеством без развитых форм общественного разделения труда. При выполнении работ учитывались пол и возраст, но все взрослые мужчины, как и женщины, могли исполнять одни и те же задания.           Виды собственности.

Территория, на которой жила и в пределах которой передвигалась  община, находилась в ее коллективном пользовании - фактически, в коллективной. Коллективной была также собственность на жилища, огонь, добычу. В тех общинах, в которых люди хотя бы время от времени получали избыточный продукт, постепенно складывалось трудовое распределение - при дележе добычи учитывались не только особенности пола и возраста, но и личное участие каждого в процессе труда. Регулярное получение прибавочного продукта привело к возникновению обмена. Обмен возник на границах общин - соседские коллективы обменивались тем, что им давала природа: камни, шкура и тд. Дарами обменивались как целые общины, так и отдельные люди; это явление получило название дарообмена. Дарообмен способствовал укреплению связей между ближайшими общинами - его можно рассматривать как первую в истории человечества форму внешнеэкономического сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Экономическое развитие мезолитических племен                 Хронологические рамки мезолита - XII - VII тыс. до н. э. В этот период условия жизни людей существенно изменились, что было связанно с окончанием ледникового периода, потеплением климата и соответственным изменениям флоры и фауны.

Структура. Особенности  хозяйства

Мезолитические племена  перешли к охоте на менее крупных  животных, что потребовало разнообразия приемов охотничьего промысла. Появилась  потребность в усовершенствовании охотничьего оружия, люди придумали  лук и стрелы. Шире стало практиковаться рыболовство: его значение и результативность также возросли. Рыболовство обогатилось новыми приемами. В собирательстве, по-прежнему обеспечивающем большую часть ежедневного пищевого рациона людей, все активнее используются специальные орудия труда для выкапывания кореньев. В эпоху мезолита структура хозяйства продолжала оставаться такой же, как и на протяжении всего предшествующего периода человеческой истории: это было присваивающее хозяйство низших охотников, собирателей и рыболовов.

Неолитическая революция

Следующий после мезолита период называют неолитом - новым каменным веком. Его Хронологические рамки - VIII -IV тыс. до н. э. В это время неоднородность хозяйственной эволюции приводит к тому, что параллельно существуют отсталые племена, ведущие кочевой  образ жизни, занимающиеся традиционной охотой, рыболовством и собирательством и изготовляющие грубые и большие по размеру орудия труда, и племена высших охотников, рыболовов и собирателей, ведущих высокоспециализированное присваивающее хозяйство. На еще более высокой ступени экономического развития стояли племена, перешедшие от хозяйства присваивающего к производящему. Структура производящего хозяйства принципиально отличалась от структуры присваивающего хозяйства: основными отраслями экономики стали земледелие, скотоводство и ремесла. Этот переход получил в историко-экономической литературе название неолитической революции (Х -III тыс. до н.э.). Сдвиги в хозяйственной деятельности человека были чрезвычайно существенны: впервые благодаря производящему хозяйству стало возможным регулярное, а не эпизодическое, как раньше, получение прибавочного продукта. Результатом неолитической революции явилось изменение характера труда и самой структуры человеческого общества, глубокие перемены в образе жизни и психике людей. Таким образом, возникновение производящего хозяйства было величайшим достижением первобытной экономики и фундаментом для всей дальнейшей экономической истории человечества. Ремесло. Древнейшим ремеслом было гончарное. В основе его лежало изобретение гончарного горна - печи для обжига глиняных изделий, температура в которых достигала -1200  С, и гончарного круга - специального приспособления для придания глиняным изделиям формы. Главным в гончарном деле было производство глиняной посуды, что позволило значительно улучшить способы производства пищи и условия ее хранения. Совершенствование пищевых технологий становится важным фактором экономического развития.

Другим важнейшим ремеслом было ткачество - изготовление ткани  на ручном ткацком станке. Значительно продвинулась вперед техника обработки камня, достигнув в период неолита совершенства.

Земледелие. Важнейшей причиной кардинальных изменений в развитии человечества в период неолитической революции стало начало обработки земли. Земледелие выросло из собирательства: семена диких растений, собранных людьми и не использованных полностью, могли давать всходы около жилищ. Приемы и техника земледелия были примитивны: земля вспахивалась палками или мотыгами, жатва производилась серпами с кремниевыми лезвиями, а полученный урожай - зерна - растирались на каменной плите или в каменной ступке - зернотерке.

Скотоводство. Важной отраслью хозяйства также становится скотоводство, распространенное, впрочем, как и земледелие, крайне не равномерно. Скотоводство сформировалось из охоты. Важную роль в его становлении сыграли дети, которые, выкармливая детенышей диких животных и играя с ними, приручали их. Первыми одомашненными животными стали овцы, козы, коровы и свиньи.

Престижная экономика. На границах племен с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племени, все интенсивнее развивался обмен. Это экономическое явление было важнейшим следствием специализации хозяйственных занятий и прогресса в эволюции производительных сил. Кочевые - пастушечьи и оседлые - земледельческие племена обменивались своим товаром - живым скотом, мясом, шкурами, зерном, фруктами. С течением времени обмен становился все более интенсивным и явился базой для развития товарного обращения.

Важнейшей особенностью развития хозяйства в этот период было появление  так называемой престижной экономики - неолитический вариант дарообмена. Как и раньше, Дарообмен существовал  как внутри, так и между различными общинами. В качестве даров выступали  самые разнообразные предметы - от скота до бесполезных в хозяйстве  птичьих перьев. Независимо от того, что именно дарил человек, он приобретал общественный престиж. Экономический  результат дарообмена был противоречив: с одной стороны, он способствовал  развитию производства, так как для  даров специально выращивались определенные растения, разводился скот, с другой стороны, процедура дарообмена сопровождалась обильными пирами, когда слишком  много съедалось и выпивалось понапрасну. Характерно, что постепенно усиливалось стремление дать больше, чем получить взамен: даритель приобретал определенную власть над берущим  материальные ценности. Таким образом, престижная экономика способствовала социальному расслоению и сыграла крупную роль в углублении неравенства в обществе и формировании институтов власти.

К концу неолита, по-видимому, относится и возникновение в  массовом масштабе такое явление, как  имущественное неравенство, которое  наложилось на издревле существовавшие в человеческом коллективе неравенство природное, основанное на разных психических, интеллектуальных, физических способностях людей. Закладываются и углубляются основы частной собственности - как явление всеобъемлющего, постоянного, освещенного исторической традицией. В частной собственности были индивидуальные жилище, домашняя утварь, одежда, украшения, орудия труда, скот, лодки, прочее движимое имущество.

Другим видом собственности  была коллективная (родовая или общинная) собственность на землю. Внутри коллектива отдельные люди или семьи владели  участками земли - их можно было обрабатывать, но нельзя было передать другому человеку в пользование.

student.zoomru.ru

Экономика первобытного общества — реферат

Федеральное государственное бюджетное образовательное                                                  учреждение высшего профессионального образования                           «Челябинская государственная академия культуры и искусств» 

                                            Факультет: культурологический

Кафедра: экономики и управления в СКС

    

«Экономика  первобытного общества».  

Выполнила: студентка группы 100 МБ

Зайнидинова Мухиба.

                                                                    Проверила: Устимчик М.В.        

Челябинск 2011г. 

Содержание.

Введение………………………………………………………………………3

  1. Экономика первобытного общества………………………………….6

    Вывод………………………………….......................................................26

Список литературы…………………………………………………………..28                          

Введение

Развитие науки  имеет внутреннюю логику. Каждая эпоха  выдвигает свои научные проблемы, среди которых есть частные и  есть общие. Некоторые из них проходят через всю историю науки, но и  они каждым новым поколением ученых решаются по-новому. Так, по мере развития истории первобытного общества делалось все более очевидным, что ключом к его пониманию может стать  лишь глубокое проникновение в сущность социально-экономических отношений. Все настойчивее заявляла о себе необходимость выявления в структуре  первобытного социума его жизненного центра, средоточия социально-экономических  связей. Углубленные этнографические  исследования социальной организации  охотников и собирателей показали, что таким институтом является община, что это - форма существования  первобытного доземледельческого общества. Вот почему в наше время изучение первобытной общины стало одной  из важнейших задач науки о  первобытном обществе, вот что  определило цели и содержание настоящей  работы.

Еще Ф. Энгельс, подчеркнув стадиальное отличие  присваивающего хозяйства от производящего, на основе критерия присваивающего и  производящего хозяйства построил периодизацию первобытной истории  .Но почему же я говорю именно о доземледельческой общине, почему этот термин является для меня как бы синонимом общины охотников и собирателей, общины, характерной для стадии присваивающего хозяйства? Потому, что именно земледелие было генеральной линией развития в эпоху, которая ознаменовалась переходом от присваивающего хозяйства к производящему и связанной с ним коренной перестройкой всей социально-экономической структуры. Именно земледелие сыграло в этом процессе ведущую роль.

История первобытной  общины охотников и собирателей  начинается с возникновения человеческого  общества и заканчивается с переходом  его к производящей экономике и разложением первобытнообщинной формации. На протяжении этой эпохи сформировался человек современного вида, люди заселили целые континенты, были заложены основы последующего социального и культурного развития человечества. Эта эпоха, согласно археологической периодизации, соответствует палеолиту и почти всему мезолиту. В настоящее время на стадии охоты и собирательства все еще находятся (или находились недавно) экономически наиболее отсталые народы земного шара, которым и посвящено наше исследование.

История первобытного общества как один из разделов всеобщей истории стоит на грани двух исторических наук - этнографии и археологии. Два  потока, вливаясь в ее русло, смешивают  в нем свои воды. История изучает  первобытное общество вне зависимости  от времени и места, ведь на земле  все еще существуют (или существовали недавно) этнические общности, живущие  в условиях первобытнообщинной формации. Это отличает историю первобытного общества от других разделов всеобщей истории и делает ее, по существу, историей первобытнообщинной формации, а источниковедческая база и методология  делают ее комплексной наукой. Археология и палеоэтнография изучают историю  первобытнообщинной формации в древности, этнография - в современную эпоху. Только этнография позволяет дать углубленную  социально-культурную интерпретацию  археологических памятников, как  бы насыщая их плотью и кровью. Этнография и археология - источниковедческая основа и настоящего исследования.

Характеризуя  первобытную общину охотников и  собирателей - одну из ранних форм общественной организации, сохранившуюся до наших  дней и доступную непосредственному  наблюдению, - я не пользуюсь имеющим  некоторое распространение делением первобытных доземледельческих  обществ на высших и низших охотников  и собирателей, ибо при таком  делении игнорируется фундаментальное  сходство их общинных организаций. Конечно, не все народы, общинам которых  посвящена моя работа, находятся  на одном уровне общественного и  культурного развития. Некоторые, например калифорнийские индейцы, при сходстве их общинной структуры со структурами остальных народов в развитии других социальных институтов ушли дальше. Но в совокупности все они находятся на самой ранней из существующих в настоящее время стадий первобытнообщинной формации. Всестороннее изучение этих народов проливает свет на культуру и социально-экономические отношения в эпоху палеолита, мезолита и раннего, доземледельческого неолита. У всех этих народов община - универсальная ячейка общественной структуры. Археологические материалы позволяют говорить о том, что и в глубокой древности община занимала аналогичное место.                      

Экономика первобытного общкства.

Первобытная доземледельческая  община - самая ранняя из известных  науке стадий развития общины. Универсальность  общинной организации на этом уровне развития общества связана с жизненной  необходимостью ее для общества в  целом (его сохранения и стабильности в сложных естественных условиях) и для каждого члена в отдельности. Техническая вооруженность общества слишком низка, а зависимость  от природных условий слишком  велика для того, чтобы человек  мог вести борьбу за существование, не объединяясь с другими людьми. Более того, люди «не могут производить, не соединяясь известным образом  для совместной деятельности и для  взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в  определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство». К тому же люди по самой своей сущности были и остаются общественными существами. Первобытная община -это естественно сложившийся коллектив, который возник одновременно с возникновением самого человеческого общества, с возникновением производства, это форма организации совместного хозяйства первобытного социума, ведущий производственный коллектив первобытного общества. Поэтому и вся соответствующая формация с полным основанием может называться первобытнообщинной. Первобытная община определяет социально-экономический облик этой формации.

Общественно-экономическая  формация - это исторически определенная ступень общественного развития со свойственным ей особым способом производства, своим историческим типом общественных отношений. А так как основным производственным коллективом, средоточием  социально-экономических отношений  первобытного общества на всем протяжении его истории была община, не будет  преувеличением утверждать, что главное  содержание развития первобытнообщинной формации - развитие первобытной общины, а способ производства, свойственный этой формации, первобытнообщинный способ производства.

Первобытные охотники и собиратели до настоящего времени  живут в разных социально-исторических и естественно-географических условиях, в соответствии с которыми они  вынуждены строить, а при необходимости  перестраивать свой общественный быт  и культуру. Для их общественной организации характерны гибкость, подвижность, приспособляемость, как ни противоречит это распространенным представлениям о первобытности. Иначе первобытное  общество не смогло бы пережить резкие смены климатических условий  в плейстоцене и голоцене, заселить новые материки. Все это к тому же осложнялось крайней разобщенностью населения.

Предлагаемая  в настоящей книге модель общины как относительно стабильного общественного  института и как совокупности подвижных, меняющих свой состав и величину хозяйственных групп является оптимальной  формой социальной адаптации; последняя  позволила человеческому обществу сохраниться и освоить почти  все экологические зоны земного  шара. Она была создана обществом  при самом его возникновении, а затем видоизменялась и совершенствовалась на протяжении всей истории первобытности. Называя общину оптимальной формой социальной адаптации, я имею в виду лишь ведущую тенденцию. Возможности  к адаптации, заложенные в общине, не могут быть реализованы в каждом отдельном случае.

Первобытная община - форма социальной адаптации к  условиям среды, как естественной, так  и социальной. Это - наиболее динамичная организация самого первобытного социума. Пластичность, подвижность первобытной  доземледельческой общины - вот в  чем причина необычайной устойчивости этого института. Именно благодаря  названным свойствам община дала первобытному обществу возможность  сохраниться в самых неблагоприятных  экологических условиях, в кризисных  демографических ситуациях, пережить войны, эпидемии, голод и другие потрясения, эти свойства сделали общину ведущей общественной формой первобытнообщинного строя.

Строя предположение, что община возникла одновременно с  возникновением самого человеческого  общества, что первобытная община была первой и основной формой человеческого  общежития, я руководствуюсь принципом  историко-материалистического монизма, утверждающего генетическую первичность  материально-производственной деятельности и соответственно тех структурных  единиц общества, тех социальных институтов, в которых эта деятельность реализовалась. Ведь община как «первобытный тип  кооперативного или коллективного производства» , как выражение низкого уровня развития производительных сил и вследствие этого слабости отдельного человека была наиболее естественной формой общественной жизни людей на заре их истории. Более того, она была единственно возможной формой их существования.

Вместе с тем  хозяйство, основанное на охоте и  собирательстве, ставило экологически обусловленные пределы численному росту первобытных коллективов. Община - форма социальной адаптации  первобытного коллектива не только к  среде, но и к условиям деятельности, в первую очередь охотничьей, связанной  с добыванием пищи. Анализ современных  первобытных социальных структур показывает, что община является их ключевым социально-экономическим  институтом, и у нас нет никаких  оснований - ни фактических, ни теоретических - допускать, что когда-либо было иначе. Менялись лишь формы общины, но сама община как социальный институт сохраняла  на протяжении всей истории первобытного общества свое значение, свою ведущую  социально-экономическую роль. Община - как бы элементарная клетка первобытного социального организма, из нее формируются  другие элементы социальной структуры. Подобно тому как одноклеточный  организм является основой более  сложных биологических форм, община - основа развития более сложных (а  иногда и более простых, как, например, простая семья) социальных форм.

В каких бы условиях первобытные доземледельческие  общества ни развивались, принципы их организации имеют универсальный  характер. Им свойственны, во-первых, адаптивность и пластичность, о чем свидетельствует  их приспособляемость к меняющимся условиям, во-вторых, наличие первичной, универсальной, адаптивной динамической системы, основным, исходным звеном которой  является община (динамизм этой системы  выражается в способности к развитию и трансформации, на ее основе осуществляется переход на более высокие уровни социально-экономического развития), в-третьих, базисные и надстроечные явления, которые  распространяются на все социальные институты, но не равномерно: общине базисные, социально-экономические явления  свойственны в наибольшей степени.

Компоненты первобытных  культур образуют два крупных  блока. Первый характеризуется бесконечной  вариативностью элементов материальной и духовной культуры, второй, напротив, - однотипностью. Его характеризуют  базисные, социально-экономические  признаки. Иными словами, существует неограниченное количество культур  и ограниченное количество общественно-экономических  структур. В диалектическом сочетании  этих двух блоков -единство и в то же время многообразие первобытного общества как социально-культурного  целого. Традиционные общества охотников  и собирателей, развитие которых  протекало в различной географической и этнической среде, однотипны почти  во всем, что касается социально-экономических  основ их существования, и подчас глубоко различны во многих других отношениях. Можно представить первобытные  общества, в которых те или иные социально-идеологические институты, те или иные компоненты материальной или духовной культуры принимают  самый различный облик, а иногда и полностью отсутствуют (и такие  общества действительно существуют), но нет и не может быть первобытного общества без однотипной в своих  основных признаках общины как ведущего социально-экономического института.

Если рассматривать  современную доземледельческую  общину как социальный институт, прошедший  длительный путь развития, то окажется, что более низкие уровни интегрированы  ею; их генезис как бы скрыт в  более высоком типе организации  и может быть «извлечен» из нее. Этот методологический принцип сформулировал  К. Маркс: «Категории, выражающие его (буржуазного  общества. - В. К.) отношения, понимание  его организации, дают вместе с тем  возможность проникновения в  организацию и производственные отношения всех отживших общественных форм, из обломков и элементов которых  оно строится, частью продолжая влачить  за собой еще непреодоленные остатки, частью развивая до полного значения то, что прежде имелось лишь в  виде намека... Анатомия человека - ключ к анатомии обезьяны... Намеки более  высокого у низших видов животных могут быть поняты только в том  случае, если само это более высокое уже известно». В этих словах заключена суть ретроспективного метода социального познания, посредством которого неизвестное прошлое познается через известное настоящее, причина - по ее следствию. Этот метод дает возможность судить о социально-экономических структурах давно прошедших исторических эпох по их элементам, сохраненным и развитым современными обществами. Не следует, предупреждает К. Маркс, дискредитировать этот метод, нивелируя исторические различия, отождествляя прошлые формы с существующими. Не следует и смешивать ретроспективный метод с эволюционистским методом пережитков.

freepapers.ru


Смотрите также