Памятники первобытной культуры. Памятники культуры первобытно-общинного строя
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культурное наследие первобытного общества. Памятники первобытной культуры


Памятники первобытной культуры

скачать файлПамятники первобытной культуры

Древнейшие этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется и искусство, относятся к палеолиту, причем искусство появилось лишь в позднем (или верхнем) палеолите, вто есть за 40 - 20 тысячелетий до н.э. Оно достигло большого расцвета в мадленское время (20 - 12 тысячелетия до н.э. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся уже к мезолиту (среднекаменному веку), неолиту (новому каменному веку) и ко времени распространения первых металлических орудий (медно-бронзовому веку).

В позднем палеолите почти одновременно появляются различные виды искусства: живопись, скульптура, гравюра, декоративно-прикладное направле­ние. Вероятно, в это же время возникают музыка и танец. Наиболее полно представлена пещерная живопись. Первые художники употребляли четыре краски минерального происхождения: черную, желтую, красную, коричневую.

Самые важные и многочисленные материалы по живописи и пластике дало исследование декорированных пещер. Эти сокровищницы палеолитического искусства сосредоточены на относительно ограниченной территории, между Уралом и Атлантическим океаном. Наскальные изображения сосредоточены в Испании, Франции и на юге Италии.

Что прежде всего поражает так это "исключительное сходство художественного содержания: образы очевидно заимствованного характера остаются неизменными с 30 по 9 тысячелетие до н.э. Это позволяет предположить существование единой идеологической системе, системы, которую можно назвать "пещерной религией". Поскольку рисунки находятся на значительном расстоянии от входа в пещеры, исследователи признают, что мы имеем дело со своего рода святилищами.

Самыми знаменитыми наскальными росписями можно назвать примеры наскальной живописи из пещер Альтамира и Ласко. Открытие Альтамирской пещеры произвело переворот во взглядах на первобытное искусство. В 1836 году знаменитый археолог Эдуард Ларте нашел в гротте Шаффо (Франция) пластинку с гравировкой (опубликована в 1861 г.). Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен. Крупный испанский землевладелец и любитель древностей Марселино Санс де Саутуола после того, как побывал в Париже на Всемирной выставке, где увидел орудия и украшения первобытного человека, проникся, вспомнил рассказы своих слуг об одной пещере в горах и, взяв несколько уроков археологии, отправился на раскопки. По легенде, внимание Саутуолы на рисунки красных быков, населивших свод пещеры, обратила бывшая с ним шестилетняя дочь Мария. После короткого периода заинтересованности открытием Саутуолы и даже поддержки со стороны археологов наступила полоса неприятия и осмеяния, окончания которой испанский сеньор не дождался: рисунки Альтамиры всё больше подтачивали позиции церкви, подвергали сомнению библейские воззрения о сотворении мира и человека, и в этом противостоянии религии и науки любая ошибка исследователей, любой подлог были бы использованы клерикалами с большим эффектом; с другой стороны, альтамирская роспись, высочайшего класса реалистическая монументальная живопись, в отличие от миниатюрных поделок с грубыми, приблизительными изображениями, не вписывалась и в доктрину эволюционного учения, господствовавшую в научном сознании.

История пещеры Ласко далеко не так драматична, как у Альтамиры, и открыта она была значительно позднее (в 1940 году), зато изображения в ней на несколько тысяч лет старше и более разнообразны. Все историки палеолитического искусства сходятся на том, что пещера в Ляско вовсе не жилье; это святилище. Одним из самых прекрасных портретов животного, причем не только палеолитического искусства, но всех времен, является так называемая «китайская лошадь». Название - это дань восхищения совершенством рисунка мастера из Ляско.

Композиция из пещеры Ласко: раненый бизон вонзает рога в лежащего на земле, по видимости мертвого, человека; его оружие, род копья с крюком, упирается в брюхо животного; подле человека (с клювом вместо рта) сидит на жердочке птица. Эту сцену обычно интерпретировали как сцену охоты. В 1950 г. Хорст Кирхнер предложил рассматривать ее как шаманское камланье.

Скульптура. Открытие женских изображений, получивших прозвище пелеолитических Венер. Самые знаменитые – Венеры из Леспюжа, Виллендорфа (Австрия) и Лосселя (Дордонь). Большинство найденных статуэток изображает обнаженную стоящую женскую фигуру; в них ясно видно стремление первобытного художника передать черты женщины-матери (подчеркнуты грудь, огромный живот, широкие бедра). Точно определить религиозную функцию женских статуэток невозможно. Едва ли целесообразно предполагать в этих изображениях артефакты первобытных матриархальных обществ (т.е.. обществ, где доминирующее социальное положение занимали женщины). Вероятней всего, в них воплощалась женская сакральность и, следовательно, магико-религиозная сила женских божеств.

Гипотеза французского археолога Андре Леруа-Гурана: прибегнув к топографическому и статистическому анализу, Леруа-Гуран заключил, что фигуры (формы, лица и т.д.) и знаки повсюду взаимозаменяемы; например, изображение бизона приравнивается к "ранам" или другим "женским" геометрическим знакам. Он отметил и парность женских и мужских знаков: например, бизон (женщина) – лошадь (мужчина). Расшифрованная в свете такого символизма, пещера превращается в мир, строго организованный и многозначный.

Мегалитическая архитектура (Мегалит (греч. «большой камень») в период неолита (примерно с 8—5-го тысячелетия до н. э.), энеолита и период бронзы (примерно 3—2-е тысячелетие — начало 1-го тысячелетия до н. э.) - это сооружения из больших каменных блоков, созданные без применения связывающего раствора.

Традиционно различаются несколько типов мегалитических сооружений:

- менгир - одиночный вертикально стоящий камень

- кромлех - группа менгиров, образующая круг или полукруг

- дольмен - сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней

- таула - каменное сооружение в форме буквы

- трилит - сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня

- сейд - в том числе сооружение из камня

- каирн - каменный курган с одним или несколькими помещениями

Среди древних монументов Британии ничто не может сравниться по своей известности со Стоунхенджем. Стоунхендж состоит из земляных сооружений окружающих круглую кладку больших менгиров. Камни, сосредоточенные в центре Стоунхенджа, показаны на плане цветом: серыми — для валунов песчаника (сарсена) и синими — для ввозимых издалека камней, главным образом голубых камней (bluestone). Эти каменные глыбы были, вероятно, доставлены на место строительства Стоунхенджа с расстояния в 380 км, примерно с восточной части Уэльса, поскольку это самый ближний каменный карьер. Легенды связывали постройку Стоунхенджа с именем Мерлина. В середине XVII века английский архитектор Иниго Джонс выдвинул версию, что Стоунхендж возвели древние римляне. Некоторые учёные средних веков считали, что Стоунхендж построили швейцарцы или немцы. В начале XIX века утвердилась версия о Стоунхендже как о святилище друидов. Некоторые считали, что это гробница Боадицеи — языческой королевы. Ещё авторы XVIII века подметили, что положение камней можно увязать с астрономическими явлениями. Наиболее известная современная попытка истолкования Стоунхенджа как грандиозной обсерватории каменного века принадлежит Дж. Хокинсу и Дж. Уайту.

Гипотеза философа Рене Генона. Согласно его трактовке большинство менгиров могут быть отнесены к разряду камней, рассматриваемых как "божественные жилища" или, иными словами, как носители некоторых "духовных влияний". Это олицетворение "Центра Мира", который совершенно естественно отождествляется с "божественным обиталищем". скачать файл

klevoz.ru

Памятники первобытной культуры в Крыму

Крым справедливо считают историческим заповедником. Племена и народы, самую память о которых поглотило время, оставили здесь свои следы. Очень многие стоянки первобытного человека, открытые археологами, относятся к эпохе палеолита (древнекаменный век). Многие из них расположены в гротах и пещерах, которые в те далекие времена были естественным убежищем человека. Однако исследования последних лет показали, что в Крыму есть и так называемые «открытые» стоянки. Они обнаружены в Присивашье, на равнине и в предгорьях, а также на Южном берегу. Самая древняя из пещерных стоянок – Киик-Коба, возникшая около ста тысяч лет назад, находится в верховьях р. Зуи, в 30 км восточнее Симферополя. Здесь впервые в СССР были обнаружены остатки скелета неандертальца. К позднему палеолиту (40-14 тыс. лет назад) относятся три стоянки – Сюрень I, Аджи-Коба и Качинский навес (Бахчисарайский район).

Значительно полнее представлен в Крыму мезолит – средне-каменный век (14-7 тыс. лет назад). Известно 15 стоянок этого времени: Таш-Аир, Алимов навес, Сюрень II, Шан-Коба, Фатьма-Коба и др. В этот период появились лук и стрелы, люди начали приручать животных. Стоянки человека неолита (от 5 до 3 тыс. лет до н. э.) обнаружены в предгорьях, на яйле, в степной части и на побережье Крыма. Для неолита в Крыму характерны микролитические кремневые орудия (миниатюрные орудия геометрических форм). В эту эпоху зарождается мотыжное земледелие, скотоводство, возникает гончарство.

Основные памятники каменного века в Крыму

В крымских степях много больших и малых курганов. Они сооружены преимущественно уже в эпоху энеолита (медного века) и бронзы (третье – второе тысячелетия до н. э.).

В конце эпохи бронзы и появления железа (в первую треть первого тысячелетия до н. э.) в Крыму развивается так называемая кизил-кобинская культура (по месту первого ставшего известным поселения этой культуры близ пещеры Кизил-Коба). Кизил-кобинские поселения сравнительно небольших размеров обнаружены во многих местах предгорья, в горах и на побережье. Жилища примитивны: землянки, полуземлянки и наземные – легкого типа, реже каменные. Люди кизил-кобинской культуры занимались скотоводством и земледелием, а также охотой и рыболовством. Они знали гончарное и ткацкое ремесла, довели технику изготовления каменных орудий до совершенства, иногда применяли бронзовые и костяные орудия, реже – железные. Археологи считают, что основными носителями кизил-кобинской культуры были таврские племена, о которых рассказывают письменные источники античного времени.

В последнее время некоторые ученые стали выделять новую, кеми-обинскую культуру (по названию кургана Кеми-Оба вблизи Белогорска). Высказывалось предположение, что именно кеми-обинские племена дали начало таврам; есть и другое мнение: ранние тавры – это те же кизил-кобинцы. Некоторые археологи связывают последних с киммерийским населением полуострова, которое было вытеснено из Крыма скифами и дольше сохранялось на территории Закавказья.

geographyofrussia.com

Памятники первобытной культуры

скачать файл
Памятники первобытной культуры

Древнейшие этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется и искусство, относятся к палеолиту, причем искусство появилось лишь в позднем (или верхнем) палеолите, вто есть за 40 - 20 тысячелетий до н.э. Оно достигло большого расцвета в мадленское время (20 - 12 тысячелетия до н.э. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся уже к мезолиту (среднекаменному веку), неолиту (новому каменному веку) и ко времени распространения первых металлических орудий (медно-бронзовому веку).

В позднем палеолите почти одновременно появляются различные виды искусства: живопись, скульптура, гравюра, декоративно-прикладное направле­ние. Вероятно, в это же время возникают музыка и танец. Наиболее полно представлена пещерная живопись. Первые художники употребляли четыре краски минерального происхождения: черную, желтую, красную, коричневую.

Самые важные и многочисленные материалы по живописи и пластике дало исследование декорированных пещер. Эти сокровищницы палеолитического искусства сосредоточены на относительно ограниченной территории, между Уралом и Атлантическим океаном. Наскальные изображения сосредоточены в Испании, Франции и на юге Италии.

Что прежде всего поражает так это "исключительное сходство художественного содержания: образы очевидно заимствованного характера остаются неизменными с 30 по 9 тысячелетие до н.э. Это позволяет предположить существование единой идеологической системе, системы, которую можно назвать "пещерной религией". Поскольку рисунки находятся на значительном расстоянии от входа в пещеры, исследователи признают, что мы имеем дело со своего рода святилищами.

Самыми знаменитыми наскальными росписями можно назвать примеры наскальной живописи из пещер Альтамира и Ласко. Открытие Альтамирской пещеры произвело переворот во взглядах на первобытное искусство. В 1836 году знаменитый археолог Эдуард Ларте нашел в гротте Шаффо (Франция) пластинку с гравировкой (опубликована в 1861 г.). Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен. Крупный испанский землевладелец и любитель древностей Марселино Санс де Саутуола после того, как побывал в Париже на Всемирной выставке, где увидел орудия и украшения первобытного человека, проникся, вспомнил рассказы своих слуг об одной пещере в горах и, взяв несколько уроков археологии, отправился на раскопки. По легенде, внимание Саутуолы на рисунки красных быков, населивших свод пещеры, обратила бывшая с ним шестилетняя дочь Мария. После короткого периода заинтересованности открытием Саутуолы и даже поддержки со стороны археологов наступила полоса неприятия и осмеяния, окончания которой испанский сеньор не дождался: рисунки Альтамиры всё больше подтачивали позиции церкви, подвергали сомнению библейские воззрения о сотворении мира и человека, и в этом противостоянии религии и науки любая ошибка исследователей, любой подлог были бы использованы клерикалами с большим эффектом; с другой стороны, альтамирская роспись, высочайшего класса реалистическая монументальная живопись, в отличие от миниатюрных поделок с грубыми, приблизительными изображениями, не вписывалась и в доктрину эволюционного учения, господствовавшую в научном сознании.

История пещеры Ласко далеко не так драматична, как у Альтамиры, и открыта она была значительно позднее (в 1940 году), зато изображения в ней на несколько тысяч лет старше и более разнообразны. Все историки палеолитического искусства сходятся на том, что пещера в Ляско вовсе не жилье; это святилище. Одним из самых прекрасных портретов животного, причем не только палеолитического искусства, но всех времен, является так называемая «китайская лошадь». Название - это дань восхищения совершенством рисунка мастера из Ляско.

Композиция из пещеры Ласко: раненый бизон вонзает рога в лежащего на земле, по видимости мертвого, человека; его оружие, род копья с крюком, упирается в брюхо животного; подле человека (с клювом вместо рта) сидит на жердочке птица. Эту сцену обычно интерпретировали как сцену охоты. В 1950 г. Хорст Кирхнер предложил рассматривать ее как шаманское камланье.

Скульптура. Открытие женских изображений, получивших прозвище пелеолитических Венер. Самые знаменитые – Венеры из Леспюжа, Виллендорфа (Австрия) и Лосселя (Дордонь). Большинство найденных статуэток изображает обнаженную стоящую женскую фигуру; в них ясно видно стремление первобытного художника передать черты женщины-матери (подчеркнуты грудь, огромный живот, широкие бедра). Точно определить религиозную функцию женских статуэток невозможно. Едва ли целесообразно предполагать в этих изображениях артефакты первобытных матриархальных обществ (т.е.. обществ, где доминирующее социальное положение занимали женщины). Вероятней всего, в них воплощалась женская сакральность и, следовательно, магико-религиозная сила женских божеств.

Гипотеза французского археолога Андре Леруа-Гурана: прибегнув к топографическому и статистическому анализу, Леруа-Гуран заключил, что фигуры (формы, лица и т.д.) и знаки повсюду взаимозаменяемы; например, изображение бизона приравнивается к "ранам" или другим "женским" геометрическим знакам. Он отметил и парность женских и мужских знаков: например, бизон (женщина) – лошадь (мужчина). Расшифрованная в свете такого символизма, пещера превращается в мир, строго организованный и многозначный.

Мегалитическая архитектура (Мегалит (греч. «большой камень») в период неолита (примерно с 8—5-го тысячелетия до н. э.), энеолита и период бронзы (примерно 3—2-е тысячелетие — начало 1-го тысячелетия до н. э.) - это сооружения из больших каменных блоков, созданные без применения связывающего раствора.

Традиционно различаются несколько типов мегалитических сооружений:

- менгир - одиночный вертикально стоящий камень

- кромлех - группа менгиров, образующая круг или полукруг

- дольмен - сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней

- таула - каменное сооружение в форме буквы

- трилит - сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня

- сейд - в том числе сооружение из камня

- каирн - каменный курган с одним или несколькими помещениями

Среди древних монументов Британии ничто не может сравниться по своей известности со Стоунхенджем. Стоунхендж состоит из земляных сооружений окружающих круглую кладку больших менгиров. Камни, сосредоточенные в центре Стоунхенджа, показаны на плане цветом: серыми — для валунов песчаника (сарсена) и синими — для ввозимых издалека камней, главным образом голубых камней (bluestone). Эти каменные глыбы были, вероятно, доставлены на место строительства Стоунхенджа с расстояния в 380 км, примерно с восточной части Уэльса, поскольку это самый ближний каменный карьер. Легенды связывали постройку Стоунхенджа с именем Мерлина. В середине XVII века английский архитектор Иниго Джонс выдвинул версию, что Стоунхендж возвели древние римляне. Некоторые учёные средних веков считали, что Стоунхендж построили швейцарцы или немцы. В начале XIX века утвердилась версия о Стоунхендже как о святилище друидов. Некоторые считали, что это гробница Боадицеи — языческой королевы. Ещё авторы XVIII века подметили, что положение камней можно увязать с астрономическими явлениями. Наиболее известная современная попытка истолкования Стоунхенджа как грандиозной обсерватории каменного века принадлежит Дж. Хокинсу и Дж. Уайту.

Гипотеза философа Рене Генона. Согласно его трактовке большинство менгиров могут быть отнесены к разряду камней, рассматриваемых как "божественные жилища" или, иными словами, как носители некоторых "духовных влияний". Это олицетворение "Центра Мира", который совершенно естественно отождествляется с "божественным обиталищем". скачать файл

www.klevoz.ru

Культурное наследие первобытного общества.

ТОП 10:

Первобытная эпоха охватывает огромный период от появления человека до возникновения первых классовых обществ и государств. Древнейший период в истории человечества иначе называют доисторическим из-за отсутствия письменности. Судить о культуре первобытного общества мы можем, в основном, по обширному археологическому материалу. Памятники первобытной культуры были открыты и исследованы относительно недавно, в XIX веке. В 1879 г. испанский археолог М. Саутуола открыл многокрасочные изображения палеолитической эпохи в пещере Альтамира (Испания). В 1895 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля Мут во Франции. В 1901 г. А. Брейль обнаружил около 300 рисунков мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей в пещере Ле-Комбатель в долине Везера (Франция). В том же году недалеко от Ле-Комбателя археолог Пес- трони в пещере Фон де Гом открыл целую «картинную галерею»: 40 рисунков диких лошадей, 23 - мамонтов, 17 - оленей.

Настоящей сенсацией в мире наскальной живописи стало открытие в 1940 г. пещеры Ласко (Франция). Найденные здесь произведения хорошо сохранились, что позволило превратить эту многозальную пе-щеру в музей первобытного искусства, называемый «доисторической сикстинской капеллой». На территории России палеолитическая живо-пись была обнаружена в Каповой пещере на Урале, открытой в 1959 г. На стенах видны изображения мамонтов, носорогов и лошадей.

Другим способом изучения первобытной культуры является ре-конструкция по аналогии, т. е. изучение различных племен Африки, Австралии, Океании, Америки, культура которых до настоящего времени сохранила в своей основе черты, идущие из глубокой древности. Их обряды, верования, орудия труда, виды художественной деятельности приближенно соответствуют первобытному периоду. Эту культуру называют традиционной, т. к. она обладает рядом устойчивых, четко выраженных особенностей, помогающих осознать значение памятников первобытной культуры.

Особенности становления первобытной культуры обусловили такую важную ее черту, как синкретизм, т. е. слитность, нерасчлененность различных элементов и уровней, входящих в культуру. Так, в первобытной культуре искусство объединено с магией, религией, с моральными и правовыми нормами, регулирующими взаимоотношения между людьми.

Первобытной культуре в целом свойственна однородность, т. е. вне зависимости от места происхождения (во Франции или в Сахаре, в доколумбовой Америке или Норвегии и т. д.) предметы первобытной культуры обнаруживают сходство в деталях и технике изготовления.

Согласно археологической классификации, основанной на различиях в материале изготовления орудий труда, в истории первобытного общества выделяют три века: каменный (примерно от 2,6 млн. лет до н. э. - II тыс. до н. э.), бронзовый (II тыс. до н.э. - начало I тыс. до н. э.) и железный (с сер. I тыс. до н. э.). Каменный век делится на древнекаменный - палеолит (2,6 млн. лет до н. э. XII тыс. до н. э.), среднекаменный - мезолит (от XII до VII тыс. до н. э.), новокаменный - неолит (от VII до II тыс. до н. э.).

Первые дошедшие до нас произведения первобытного искусства относятся к верхнему палеолиту. По данным современной науки их создал homo sapiens (кроманьонский человек). По своей физической конституции он был вполне подобен современному человеку, владел членораздельной речью, жил родовыми коллективами и умел изготав-ливать довольно сложные орудия труда из камня, кости, дерева и рога.

 

Культура Древней Месопотамии.

Месопотамская цивилизация возникла на Ближнем Востоке на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат, в ІУ тыс. до н э. На юге Месопотамии, где широко проводилось с/х, развились древние города-государства Ур, Урук, Киш, Эриду, Ларса, Ниппур и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров. Это справедливо и в прямом и в переносно значении этого слова: здесь изготовлялись из золота предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие. Культура шумеров произвела большое впечатление на последующий прогресс на только в Месопотамии, а ай всего человечества. Шумерам принадлежит важные открытия: они первыми научились изготовлять цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система обчисления (счеты).

Мир духовной культуры шумеров основан на мифологии. В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты.

Жрецы вычислили протяжность (длину) года (365 дней, 6 часов, 15 мин, 41 сек.). Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалось для укрепления власти над народом, составления религиозно- мистических ритуалов и организации руководства государством. Жрецы и маги использовали знания о движении звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение событий в государстве. Они были тонкими психологами, умелыми экстрасенсами, гипнотизерами. В духовной культуре шумеров осталось еще много неразгаданного.

Достаточно высокая художественная культура шумеров. Отличаются красотой и художественным совершенством их архитектура и скульптура. В Уруке был построен комплекс священных сооружений- заккуратов, которые стали центром духовной культуры. В Шумере хорошо развилась скульптура, а также искусство пластики в металле: впервые золото использовалось в комбинации с серебром, бронзой и костью.

В словесном искусстве шумеры первыми применил способ беспрерывного рассказа о событиях. Это дало возможность создать первые эпические сочинения, самое известное из которых - эпическая легенда "Гильгамет".

В конце ІІ тыс. до н. э. шумеры ассимилировались из вавилонянами. Расцветает древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое просуществовало до УІ в до н э. Вавилонская, халдейская и ассирийская цивилизации очень много взяли от культуры шумеров. Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней фазой шумерской цивилизации и культуры

 

Культура Древнего Египта.

В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Крупномасштабные общественные работы (ирригация, строительство культовых сооружений) требовали управления и привели к централизации власти, появлению государственных образований, хотя естественным для общины оставалось равенство всех родов. В Раннем и Древнем царстве (XXXI—XXIII вв. до н.э.) фараон и его приближенные выделяются из остального населения, которое тогда еще не было порабощено. Уже в Древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятники культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени.

Пантеон египетских божеств включает несколько исторических пластов. Первобытное сознание представляло рождение мира как стихийный процесс: солнце рождается на первичном холме, камне "бен-бен", восставшем из хаоса; уже к тотемным представлениям, причем поздним, после того, как был изобретен лук и началась промысловая охота, относится образ рождения солнца из яйца птицы; родовое сознание рассматривало мир как ряд кровно-родственных связей, олицетворенных стихий. Земледельческие культуры описывали появление мира. как растительный процесс: из вод поднялся холм, на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя-солнце. В скотоводческих культах солнце родилось от коровы-неба в виде теленка. В другом варианте солнце отождествляется с Амоном (бараном). По-видимому, наиболее поздним представлением является ремесленный образ — Бог-творец вылепил людей из глины на гончарном круге. Наиболее древние боги имели тождество с животными: Гор - сокол, Ра - с головой сокола, Сехмет - львица, Анубис - шакал и т. п. Женские божества - Изида, Сехмет - при патриархате оттесняются на второй план, но боги-мужчины продолжают выполнять женские функции: один из мифов гласит, что вначале существовал Атум — "Великий Он-Она", Все и Ничто, и появление мира объяснялось как результат его самооплодотворения. Впрочем, в сознании египтян Изида сохраняла свое значение, и в отдельные периоды ее культ расцветал. До наших дней сохранились ее изображения с младенцем Гором на руках.

Значительные достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятковой системой обчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависело везение системы орошения полей.

Собраний тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и Рим обогатили Западноевропейскую и мировую цивилизацию.

 

Культура Древней Греции.

В истории культуры древней Греции исследователи выделяют следующие периоды:

эгейский или крито-микенский (ІІІ-ІІ тыс. до н.э.),

героический или гомеровский (ХІI - ІХ вв до н.э.),

архаический (VІІІ-VІ вв. до н.э.),

классический (VII-III до н.э.),

эллипистический (период от начала похода Александра Македонского на Восток до завоевания Римом Египта II-I вв до н.э.).

носит название эллинистического (последняя третина ІV-І вв. до н.э.).

Древнегреческое общество прошло долгий путь развития от самого темного, архаического периода до развитой цивилизации. Мифы, в которых выражалось его мировоззрение, изменялись вместе с развитием общества.

Доолимпийский этап развития мифов пришелся на историческую эпоху, когда человек чувствовал себя беззащитным перед силами природы. Окружающий мир представлялся ему в виде первобытного хаоса, в котором действовали неуправляемые, страшные для человека стихии. Главной действующей силой природы мыслилась земля, все порождающая и всему дающая начало. Земля порождала чудовищ, олицетворявших ее темную хтоническую силу. Таковы титаны, циклопы и "гекатонхейры" - сторукие чудища, пугавшие воображение человека. Таков многоголовый змей Тифон. Таковы страшные богини Эринии - старухи с собачьеми головами и змеями в распущенных волосах. В этот же период появились и кровожадный пес Кербер, и лернейская гидра, и химера с тремя головами. Окружающий мир пугал человека, представлялся ему враждебным, заставлял прятаться и искать спасения.

Божества доолимпийского периода были далеки от тех идеальных изваяний, которые представляются нам при слове "греческая мифологий". Идея божества (по-гречески - демона) была еще неотделена от предмета, который мыслился его олицетворением. Например, в городе Сикионе Зевса изначально почитали в виде каменной пирамиды. В городе Феспии Геру представляли в виде обрубка древесного ствола, а на острове Самос - в виде доски. Богиня Лето была представлена необработанным поленом.

Однако развитие древнегреческого общества не стояло на месте. Подъем хозяйственной деятельности укрепил веру человека в себя, позволил ему смелее взглянуть на окружающий мир. Период к патриархату породил новый вид мифологического персонажа - знаменитого древнегреческого героя, победителя чудовищ и основателя государств. Один из самых значительных мифоф этого периода - победа солнечного бога Аполлона над змеем Тифоном. Герой Кадм убивает дракона и на месте победы основывает город Фивы. Персей побеждает страшное хтоническое чудовище Медузу, один взгляд которой превращал людей в камни. Беллерофонт избавляет людей от Химеры, а Мелеагр - от калидонского вепря. И, наконец, наступает самый яркий период борьбы человека над миром, прежде казавшимся враждебным, а теперь становящимся пригодным для обитания. Геракл, сын Зевса, совершает свои двенадцать подвигов и окончательно дарует людям этот мир.Героический период древнегреческой мифологии предствлен двумя выдающимися эпическими произведениями, лежащими в основе всей современной европейской литературы - "Илиадой" и "Одиссеей". В них ярко описаны подвиги героев, совершенные во время многолетней войны между ахейцами-греками и жителями города Трои, стоявшего на азиатском побережье пролива Геллеспонт.По мнению современных исследователей, Троянская война произошла в XIII веке до нашей эры. Вскоре после этого на Балканский полуостров вторглись северные племена дорийцев, уничтожившие Крито-Микенскую цивилизацию. Несколько столетий спустя греческая цивилизация возродилась, и к V веку до нашей эры достигла расцвета. Именно этот период развития древнегреческого общества считается классическим, именно от этого периода до нас дошли произведения искусства, изображающие богов и богинь как внешне совершенных, безупречных существ. Греческим богам было посвящено много храмов, в частности Парфенон. Таким образом греческая мифология была одним из основных факторов, побуждавших древних греков к развитию искусств.

 

Культура Древнего Рима.

В развитии культуры Древнего Рима можно выделить такие основные периоды:

1. этрусский VІІІ-ІІ в до н. э.

2. "царский" VІІІ-УІ в до н. э. (753 – 476 гг )

3. Римской республики 476 -31 гг. до н. э.

4. Римской империи 31 гг. до н. э. - 476 г н. э.

21 апреля 753 г. – основание Рима Ромулом и Ремом. Во 2-м веке до н. э. (146 г.) Греция оказалась под властью Рима. Но, как писал Гораций "завоеванная (полоненная) Греция победила некультурного победителя". Гордовитый Рим, перед которым дрожали завоеванные народы, вынужден был склонить голову перед величием культуры маленькой Эллады. Позже, когда он станет великой империей, создаст свою самобытную культуру, но только тогда, когда наберется опыта в завоевании соседа. Прежде всего Рим позаимствовал весь пантеон греческих богов, сменил их имена на римский лад, скульптуры и художники старательно копировали греческие образцы, поэты и драматурги переписывали сюжеты неповторимой греческой поэзии и драмы. Влияние греческой культуры было настолько сильное, что сначала, после завоевания Эллады, римская наука стала двуязычной. В римских образованных семьях принято было разговаривать наряду с латинским еще и греческим языком. Только со временем римские филологи разработали лексическую и синтаксическую системы латыни настолько, что ей можно было передавать все тонкости всесторонне развитого греческого языка. В 1-2 в.в. постепенно расцветает римская культура, в первую очередь гражданское строительство.

В 75-80 гг. н. э. в Риме был построен знаменитый Колизей, который стал известной памяткой староримской архитектуры. За назначением - это большой амфитеатр (высота 48,5 м, в плане - эллипс, оси которого 190 и 156 м) для проведения гладиаторский сражений, цирковых зрелищ.

В первой четверти 2 века н. э. создана еще одна памятка архитектуры - Пантеон ("храм всем богам". Это большое цилиндрическое сооружение, перекрытое полусферическим куполом, из входом в виде портика. Активно строили и другие сооружения: арки, лазни, термы, форумы, палацы, крепостные стены. Рим обрел солидного и роскошного вида.

Значительного развития обрели санитария, гигиена, право, которые стали гордостью Рима. Расцвели живописное искусство, поэзия, театр.

Древнеримская мифология отличалась от греческой большей абстрактностью. Римляне обожествляли различные понятия - верность, доблесть, храбрость. Вначале самобытная, римская мифология уже на ранних этапах своего становления попала под влияние греков, населявших Италию. Так, например, Марс первоначально был богом, питающим корни растений, а Венера - богиней садов. Лишь потом они были отождествлены с греческими божествами войны и любви. Но самым интересным явлением сознания древних римлян можно назвать так называемый "Римский миф". "Римский миф" - это не просто рассказ из жизни богов и обожествленных предков, это целый комплекс взглядов, сложившихся в народное мировоззрение и в идеологию римского государства. Суть его заключалась в том, что Риму самими богами издревле было предназначено стать первым городом мира и править народами. Этот миф зарождался одновременно с победами римлян в многочисленных войнах, в которых они подчиняли себе сначала окрестные племена, а затем отдаленные страны Европы, Азии, и, наконец, Африки. Древние римляне были уверены, что такой порядок вещей абсолютно естествен, и верили в божественную избранность своего государства. Наиболее полно этот миф был разработан в эпоху императора Цезаря Августа, который в своей политике стремился опираться на авторитет чтимой римлянами старины. Разработке соотвествующей мифологии был придан характер государственного мероприятия. Написать литературное произведение, которое выражало бы выдвинутые идеи, взялся один из наиболее выдающихся поэтов своего времени - Публий Вергилий Марон. Написанная им поэма - "Энеида" - стала настолько выдающимся произведением, что пережила века. Долгое время римляне воспитывались в убеждении, что именно им надлежит смирять другие народы и наводить всюду порядок. Разрушение Рима германцами (410 г) стало серьезным ударом по этой римской идее, однако до этого события прошло еще несколько веков, в течение которых римляне верили в миф, созданный ими самими. Таким образом римская мифология была одним из факторов величия Римской Империи.

 



infopedia.su

Первобытная культура | Kursak.NET

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное автономное государственное учреждение высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал)

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

по дисциплине : «Культурология и религоведение»

на тему : «Памятники культуры первобытного периода»

Выполнил:

студентка 1 курса,

группы 11- МЗ

Гржесяк Евгения Сергеевна

Принял:

к.пед.н.,доцент Чистовская И.П.

г.Севастополь ,2015 г.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………………………………………….3

2. Наскальная живопись…………………………………………………………………………………………..5

3.Мегалическая архитектура……………………………………………………………………………………8

4.Скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины)………10

5.Заключение…………………………………………………………………………………………………………..12

Введение

Первобытная культура – архаичный склад культуры, который характеризует верования, традиции и искусство древних народов, живших более 30тыс.лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например затерянные в джунглях племена) которые продолжают существовать и сегодня, сохранив при этом в нетронутом виде сложившийся много тысяч лет назад первобытнообщинный образ жизни. Хотя в основном первобытная культура охватывает древнее искусство, религиозные верования и культы, мировоззрение, а также традиции и обряды каменного века.

Первобытная эпоха, самая длительная в истории человечества. Её отсчет начинается со времени появления человека примерно 2,5 миллиона лет назад и доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры. Почти всё это время приходится на древний каменный век (палеолит), который закончился только за 12 тысяч лет до нашей эры. За ним последовал относительно короткий период среднего каменного века, или мезолита, (12-8 тысяч лет до нашей эры) и наконец, период нового каменного века, или неолита, который продолжался с восьмого до третьего тысячелетия и до новой эры. Именно в этот последний период произошла так называемая неолитическая революция, означавшая переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В некоторых районах Европы к первобытной эпохе относятся и пришедшие на смену неолиту сначала медный, а затем бронзовый век, когда древние люди стали использовать орудия труда не только из камня, но и из этих металлов.

Объект : культура.

Предмет : изучение особенностей ,возникновение и строение памятников в первобытной культуре .

Цель : настоящей работы является исследование особенностей первобытной культуры , ее возникновения и развития.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:

· рассмотреть особенности первобытного искусства, как материального воплощения первобытной культуры;

· определить культурный смысл оставшихся элементов материальной культуры, дать их истолкование.

Актуальность темы высока, так как именно с первобытной культуры начиналось все развитие человека и человеческого общества. Эта культура очень древняя, но, тем не менее, многие памятники ее сохранились до наших времен и, благодаря им, мы получили возможность делать какие-то выводы о том, как жили первобытные люди, чем питались, кого боялись, о чем думали и как представляли себе окружающий мир.

Важнейший этап культурного развития человечества – становление культуры, на основе которой расцвели бесценные уникальные «плоды» более поздних культур. Задачами написания работы является подробное рассмотрение памятников исскуства в жизни первобытных людей .

2.Наскальная живопись.

До наших времен сохранилось множество наскальных изображений, выполненных людьми эпохи палеолита, прежде всего — в пещерах. Большинство подобных объектов найдено в Европе, но их находят также и в других частях света. При создании изображений использовались краски из минеральных красителей (охра, оксиды металлов), древесного угля, и растительных красителей, смешиваемых с жиром или кровью животных, либо водой. Старейшим известным наскальным изображением является, по-видимому, сцена сражения носорогов в пещере Шове, возрастом около 32 тыс. лет. Наскальные рисунки нередко выполнены с учётом цвета и формы скальной поверхности и с передачей движения изображённых животных, но, как правило, без соблюдения пропорций фигур, перспективы, и без передачи объема. На наскальных рисунках преобладают изображения животных, сцены охоты, фигурки людей и сцены обрядовой или повседневной деятельности (танцы и др.).

Первобытное искусство зародилось на территории Европы ещё во время позднего палеолита – примерно за 30 тысяч лет до нашей эры. Речь идёт прежде всего о наскальных рисунках – изображениях на стенах пещер, на открытых каменных поверхностях и на отдельных камнях. Главными «живописцами » той далёкой эпохи стали кроманьонцы, населявшие западную Европу в те времена. Средства к существованию они добывали в основном групповой охотой на мамонтов, пещерных медведей, волосатых носорогов, зубров, оленей, диких лошадей. При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или с жиром животных. Краску они наносили либо руками, либо при помощи кисточки из трубчатой кости с пучком шерсти какого-нибудь из диких животных на конце. А иногда и просто выдували цветной порошок через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но и закрашивали всё изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянке ле рок де сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью – гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках. Учёные считают, что подобная пещерная живопись имела не только декоративные цели. Изображения животных, вполне возможно, охотничьи племена использовали и для совершения религиозных и магических церемоний. Главным персонажем палеонтологического искусства является бизон. Кроме них найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов. Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козёл, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались – огромный тур мог быть изображён рядом с крошечной лошадью. Несоблюдения пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно – в XVI в.). Движение в пещерной живописи передаётся через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное на бегу), наклона тела или поворота головы неподвижных фигур почти нет. Животных боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались. И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того что изображалось) возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй. Культ матери – продолжательницы рода – один из древнейших культов. Культ животного – анемического родоначальника рода – не менее древний культ. Первый символизировал материальное начало рода, второй – духовное (многие и сегодня ведут свой род от того или иного животного – орла, медведя, змеи ). Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты, глубоко в недрах пещер, в подземных ходах в несколько сотен метров длинной, причём высота сводов нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лёжа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1.5 – 2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах. Первые находки сделаны в XIX веке в пещерах пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тысяч карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства), художественные достоинства которых привлекают сегодня множество учёных и туристов. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью. Картинная галерея Альтамиры тянется более чем на 280 метров в длину и состоит из множества просторных залов. Обнаруженные там каменные инструменты и оленьи рога, как и фигурные изображения на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 года до нашей эры. По мнению археологов, свод пещеры обвалился в начале нового каменного века. В самой уникальной части пещеры – « в зале животных» найдены изображения бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов. Некоторые достигают высоты 2.2 метра, чтобы рассмотреть их подробнее, приходится ложиться на пол. Большинство фигур нарисованы коричневым цветом. Художники искусно использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности, что усиливало пластический эффект изображений. Наряду с нарисованными и выгравированными в скале фигурами зверей есть здесь и такие рисунки, которые формами отдалённо напоминают человеческое тело. В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека в пещере ля – мут во Франции. В 1901 году здесь же, в пещере ле – комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя. Лошади. Медведя.

Вся первобытная живопись, как часть первобытного изобразительного творчества, явление синкретичное и предположительно создавалась в соответствии с культами. Позднее, изображения первобытного изобразительного творчества приобрели черты стилизации. Многие образцы, пещерной живописи являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.

3.Мегалитическая архитектура.

Мегалиты (греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — доисторические сооружения из больших блоков. В предельном случае это один модуль (менгир). Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений попадает достаточно расплывчатая группа строений. Как правило, они относятся к дописьменной эпохе данной местности.

Распространение.

Мегалиты распространены во всём мире, преимущественно в приморских областях. В Европе они в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3—2 тыс. до н. э.), за исключением Англии, где мегалиты относятся к эпохе неолита. Мегалитические памятники особенно многочисленны и разнообразны в Бретани. Большое число мегалитов встречается на средиземноморском побережье Испании, в Португалии, части Франции, на западном побережье Англии, в Ирландии, Дании, на южном побережье Швеции и в Израиле. В начале XX века было распространено мнение, что все мегалиты принадлежали к одной глобальной мегалитической культуре, но современные исследования и методы датировки опровергают это предположение.

Типы мегалитических сооружений:

1. менгир — одиночный вертикально стоящий камень

2. кромлех — группа менгиров, образующая круг или полукруг

3. дольмен — сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней

4. таула — каменное сооружение в форме буквы «Т»

5. трилит — сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня

6. сейд — в том числе сооружение из камня

7. каирн — каменный курган с одним или несколькими помещениями

8. крытая галерея

9. лодкообразная могила

Назначение.

Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты — общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.

4.Скульптура.

В позднем палеолите получает развитие архитектура. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными в землю примерно на треть куполообразными постройками (округлыми или прямоугольными в плане), иногда с длинными тоннелеобразными входами. В качестве строительного материала иногда использовались кости крупных животных. Многочисленные палеолитические стоянки обнаружены во многих районах Европы и Азии, в том числе на территории бывшего СССР (на Украине и в Белоруссии, на Кавказе и Дону, в Сибири и др.).

Культура мезолита (переходного периода от палеолита к неолиту; примерно с 10 — 8-го тыс. до н. э.) отражает существенные экологические изменения (окончание ледникового периода), повлиявшие на многие стороны жизни первобытного человека: распространение стоянок под открытым небом, интенсивное развитие рыболовства и охоты, создание новых орудий, изобретение лука, начало одомашнивания животных, переход к более активной производительной деятельности.

Мезолитические наскальные изображения (открытые в Восточной Испании) резко отличаются от палеолитических.

Важное место в них занимают изображение человека в действии, многофигурные композиции: сцены сражений, охоты и т. п.

Выделяется несколько стилистических групп изображений. Первая, к которой, в частности, относятся рисунки из Аддоры (Сицилия), отличается относительным реализмом.

Пропорциональные и в меру детализированные фигуры людей и животных изображаются во взаимодействии. Группы фигур образуют ясно читающиеся сцены. Затем изображения стилизуются, становятся всё более условными, причём фигуры животных — в меньшей степени, чем человеческие.

В дальнейшем тенденция к обобщению усиливается. Мезолитический художник освобождает фигуру человека от деталей, мешающих передаче движения, действия, сложных ракурсов, массовых сцен.

К концу периода мезолита условные фигуративные изображения постепенно уступают место разнообразным знакам и символам.

В наскальной живописи (в Гранаде, в районе Сьерра-Морена в Испании) встречаются различные условные формы, близкие по характеру к знакам, встречающимся на гальках.

Геометризация, схематизм, появившиеся первоначально в южных областях Западной Европы, распространяются к северу, вплоть до Скандинавии.

Переход первобытного человека от охоты к земледелию и скотоводству (в тех местах, где для этого имелись наиболее благоприятные условия) вызвал существенные изменения в первобытном искусстве.

В эпоху неолита (примерно с 8-5-го тыс. до н. э.) и период бронзы (примерно 3-2-е тыс. — начало 1-го тыс. до н. э.) появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия, наметилось стремление создать картины реальной жизни.

Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество; получило широкое распространение связанное с ними искусство орнамента).

Первоначально те или иные виды орнамента имели магический, культовый смысл, но по мере развития обретали и чисто художественную выразительность.

Вместе с тем, неолитические изображения во многом утратили яркую реалистическую непосредственность искусства палеолита, приобрели условные, стилизованные формы.

Наиболее зрелые формы культуры, связанные с интенсивным развитием земледелия и скотоводства, сложились в Малой и Передней Азии, а также на северо-востоке Африки.

Заключение.

Первобытная эпоха – самая длительная в истории человечества. Ее отсчет начинается со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад и доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры. Почти все это время приходится на древний каменный век (палеолит), который закончился только за 12 тыс. лет до н.э. За ним последовали относительно короткий период среднего каменного века, или мезолита, (12 – 8 тыс. лет до н.э.) и, наконец, период нового каменного века, или неолита, который продолжался с восьмого до третьего тысячелетия до новой эры. Именно в этот последний период произошла так называемая неолитическая революция, означавшая переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В некоторых районах Европы к первобытной эпохе относятся и пришедшие на смену неолиту сначала медный, а затем бронзовый век, когда древние люди стали использовать орудия труда не только из камня, но и из этих металлов.

Первобытное искусство зародилось на территории Европы еще во время позднего палеолита – примерно за 30 тыс. лет до н.э. Речь идет прежде всего о наскальных изображениях – древних рисунках на стенах пещер, на открытых каменных поверхностях и на отдельных камнях. Главными "живописцами" той далекой эпохи стали кроманьонцы, населявшие Западную Европу в те времена. Средства к существованию они добывали в основном групповой охотой на мамонтов, пещерных медведей, волосатых носорогов, зубров, оленей, диких лошадей. Именно они оставили на стенах пещер свои рисунки, сделанные при помощи естественных красителей и окисей металлов. Краску они наносили либо руками, либо при помощи кисточки из трубчатой кости с пучком шерсти какого-нибудь из диких животных на конце, а иногда и просто выдували цветной порошок через трубчатую же кость. Ученые считают, что подобная пещерная живопись имела не только декоративные цели. Изображения животных, вполне возможно, охотничьи племена использовали и для совершения разного рода религиозно-магических церемоний.

Наскальная живопись достигла расцвета в пятнадцатом-тринадцатом тысячелетиях до новой эры. Именно в эту эпоху так называемого вюрмского оледенения древние люди стали покрывать стены и своды пещер настоящими живописными "полотнами", хорошо передававшими форму, пропорции, цвет и объем изображаемых объектов. Самые яркие образцы такого первобытного искусства были обнаружены в пещерах Южной Франции и Северной Испании. Они в первую очередь и вошли в Список Всемирного наследия.

Для неолита, энеолита и раннего бронзового века в Европе еще более характерны мегалитические постройки (от греческих слов "мега" – большой и "литос" – камень). Это гигантские, особенно по тем временам, сооружения различной формы: дольмены (гробницы с каменными столбами и перекрытиями), менгиры (отдельные вертикально поставленные камни), кромлехи (круговые менгиры), каменные ящики и галереи. Древние люди сооружали их из одного или многих блоков необработанного, а иногда и грубо обработанного камня. В большинстве своем эти постройки служили для погребений или были связаны с погребальными культами. Но некоторые из них, по мнению ученых, были своего рода астрономическими обсерваториями. Понятно, что мегалиты сооружали коллективно – целыми родами и племенами, ведь их возведение требовало огромной затраты мускульной силы.

Список литературы

1. Ерасов Б.С.Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 – М.: АО "Аспект Пресс", 1994. – 384 с.

2. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

3. Культурология. Курс лекций под ред. А.А. Родугина Изд. "Центр" Москва 1998г.

4. Культурология /Под ред. А. Н. Марковой М., 1998г.

kursak.net

Памятники культуры первобытно-общинного строя | Свердловская область

В глубокой древности, во времена великого переселения народов, территория, занимаемая ныне Чкаловской областью, была как бы воротами, через которые проходили народы с Востока на Запад. Одни оседали здесь надолго, для других наш край служил лишь большим перевалочным пунктом. Различные племена, населявшие в прошлом нашу область, оставили после себя немало исторических памятников. История Чкаловской области является составной частью истории нашей Родины и всего человечества. Вот почему культурные памятники, сохранившиеся в нашей области, имеют большое значение для изучения истории нашей страны. Было время, когда люди не имели письменности. Об этом периоде истории рассказывают вещественные памятники — свидетели минувших эпох: стоянки, селища, городища, могильники, древние шахты, места горных разработок и т. д.

Когда и где бы человек ни жил, он всегда оставлял после себя следы жизни. На местах первобытных поселений оставались кости убитых животных, осколки посуды, орудия труда, кучи золы и угля. Все это постепенно заносилось пылью и сохранялось в почве тысячи лет. Так образовался слой почвы, который принято называть культурным слоем. А все то, что осталось от людей, живших в древнейшие времена в этих местах, носит название культурных остатков. Есть основание полагать, что первобытный человек обитал на Южном Урале примерно 30 тысяч лет тому назад, т. е. тогда, когда еще не окончилась ледниковая эпоха. Хотя оледенение не захватывало территорию нашего края, однако близость ледника давала себя чувствовать. Растительный и животный мир сильно отличались от современного. По рекам Уралу, Сакмаре, Ори, Илеку и другим паслись стада гигантов животного мира ледниковой эпохи: мамонтов, шерстистых сибирских носорогов. Здесь водились северные олени, дикие быки-бизоны, пещерные медведи, эласмотерии.

Реки нашей области до сих пор вымывают в большом количестве кости огромных животных ледниковой эпохи. Например, много интересных находок найдено в Бузулукском районе. В крутом правом берегу р. Ток после спада весенней воды была обнаружена огромного размера кость, как бы воткнутая в берег. Она оказалась бедренной костью мамонта. У с. Васильевки, Андреевского района, в обвале берега р. Бузулук рыбак нашел верхнюю челюсть сибирского шерстистого носорога. Нижняя челюсть эласмотерия, четыре ножных кости и осколки других костей этого древнего животного обнаружены в овраге, примыкающем к реке Кондузле, у пос. Ново-Андреевского, Грачевского района. В шести километрах от г. Бузулука на правом берегу р. Самары найден череп первобытного быка-бизона с сохранившимися рогами.

На Южном Урале были найдены пещеры с большим количеством костей животных ледниковой эпохи. В одной из таких пещер оказался костяной наконечник дротика, несколько осколков кремня, углистые прослойки; очевидно, здесь была стоянка первобытных охотников ледниковой эпохи, т. е. древнекаменного века. Древнекаменный век (палеолит) продолжался с 350 до 12 тысяч лет до нашей эры. Однако развитие человеческого общества, его производительных сил происходило неравномерно, поэтому в одних районах земного шара палеолит сменился неолитом раньше, а в других позднее. То же самое можно сказать и в отношении последующих эпох. Во времена палеолита люди жили преимущественно охотой, женщины и дети собирали коренья, ягоды, орехи. С камнем и палкой трудно было в одиночку охотиться на зверей и защищаться от них. Вот почему люди вынуждены были объединяться в небольшие коллективы — первобытные орды, которые бродили с места на место в поисках пищи. В Чкаловской области стоянка древнекаменного века обнаружена в начале XX века на реке Губерле, у дер. Идельбаевой. Здесь найдены кремневые орудия, кости дикого быка, дикой лошади, лося, северного оленя. Находки свидетельствовали о том, что люди в этих местах жили в конце ледниковой эпохи.

Другую стоянку ледниковой эпохи обнаружили около пос. Кравцова (в районе г. Бузулука). В осыпи оврага были найдены два гарпуна — орудия для битья крупной рыбы и охоты на животных. Культурные остатки у дер. Идельбаевой и близ пос. Кравцова — самые древние следы жизни человека в нашей области. Их древность определяется приблизительно в 15—20 тысяч лет. В эпоху палеолита первобытные люди все орудия труда и оружие изготовляли из камня, дерева и кости. Каменные орудия обрабатывались весьма примитивно — обивкой или сколами. Металл еще не был известен тогда людям. В устье р. Ток, в 7 километрах от г. Бузулука, обнаружены «обломки древней глиняной посуды с узором из ямок, зигзагов и горизонтальных линий. Глиняная посуда с таким узором характерна для новокаменного века (неолита), охватывающего период от 12 до 5 тысяч лет до нашей эры. Для эпохи неолита характерны шлифованные, более совершенные орудия: топоры, тесла, долота из кремня, сланца, шифера и других горных пород, поддающихся шлифовке. Для крепления с рукояткой на топорах и молотках стали просверливаться сквозные отверстия. Наряду с каменными орудиями в эпоху неолита широко применяются орудия из кости — гарпуны, иглы, шилья и т. д. Появляются лук и стрелы. Человек неолита, как и в предыдущую эпоху, занимался охотой и рыболовством, но он осваивает ряд новых производств. Важнейшие из них — скотоводство и примитивное (мотыжное) земледелие.

Общественной и хозяйственной организацией был род — группа родственников, живущих и работающих совместно, коллективно владеющих продуктами своего труда. Род велся по материнской линии. Памятников этого периода в Чкаловской области открыто очень мало. В 1933 году в Ново-Орском районе на р. Суундук были обнаружены две неолитических стоянки. Одна из них расположена на скалистом холме при впадении р. Суундук в Урал. Здесь найдены осколки кремня, ножевидные пластинки, скребки, каменный наконечник стрелы, обломок каменного шлифованного орудия. Другая стоянка оказалась на берегу р. Суундук. В 1950 году экспедиция Чкаловского областного музея в Домбаровском районе на берегу р. Киимбай нашла две неолитические стоянки, относящиеся к IV—III векам до нашей эры, т. е. к эпохе позднего неолита. Стоянки новокаменного века обычно располагались вблизи рек и озер, в поймах и на первых надпойменных террасах. Они встречаются группами на небольшом расстоянии одна от другой. На стоянках у р. Киимбай найдены кремневые орудия труда. Эти поселения принадлежали охотничье-рыболовным племенам эпохи матриархата.

www.moi-ural.ru

Семь чудес первобытной культуры --- Культурология --- Творческий проект

 Введение.

Древний человек ощущал мир совершенно удивительно - он одушевлял все вокруг себя, его жизнь была наполнена сакральными силами, перед которыми он хотел себя защитить. Это время, когда трудно говорить о какой-то религии, так как быт тесно соприкасается с мифом, мирское со священным. Культы и магия, живопись знаменитых пещер, таинственные изображения в перуанской пустыне Наска и огромные фигуры острова Пасхи - все отражает эту особенность первобытного мироощущения.

Что такое первобытная кульутра и первобытное искусство, теории возникновения.

Этот документ содержит информацию о семи чудесах первобытной культуры. Свой выбор мы остановили на следующих явлениях:

  1. наскальная живопись;
  2. мегалиты (Стоунхендж)
  3. "палеолитические венеры"
  4. скульптуры о. Пасхи
  5. верования, заложившие основы религии
  6. изображения пустыни Наска в Перу
  7. устройство первобытного общества периода матриархата 

Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались — огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно — в XVI в.). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Почему? Может быть, это еще раз доказывает первичность религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались.

И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.

Культ матери — продолжательницы рода — один из древнейших культов. Культ животного — анимического родоначальника рода — не менее древний культ. Первый символизировал материальное начало рода, второй — духовное (многие племена и сегодня ведут свой род от того или иного животного — орла, медведя, змеи).

Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5—2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.

Первые находки сделаны в XIX веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства), художественные достоинства которых привлекают сегодня множество ученых и туристов. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.

Картинная галерея Альтамиры тянется более чем на 280 метров в длину и состоит из множества просторных залов. Обнаруженные там каменные инструменты и оленьи рога, как и фигурные изображения на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 гг. до н. э. По мнению археологов, свод пещеры обвалился в начале нового каменного века. В самой уникальной части пещеры — «Зале животных» — найдены изображения бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов. Некоторые достигают высоты в 2,2 метра, чтобы рассмотреть их подробнее, приходится ложиться на пол. Большинство фигур нарисованы коричневым. Художники искусно использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности, что усиливало пластический эффект изображений. Наряду с нарисованными и выгравированными в скале фигурами зверей есть здесь и такие рисунки, которые формами отдаленно напоминают человеческое тело.

В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля-Мут во Франции. В 1901 году здесь же, в пещере Ле-Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Недалеко от Ле-Комбателя в пещере Фон де Гом археологи открыли целую «картинную галерею» — 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.

Говоря о чудесах первобытной культуры нельзя обойти вниманием памятники материального свойства . Наиболее грандиозным и, пожалуй, наиболее известным является шотландский Стоунхендж. 

Древние кельты делили год на холодный (от праздника Самхейн) и на тёплый (от праздника Белтан) периоды. Отсчёт холодного периода кельты вели со времени прихода скота с пастбищ, а начало тёплого- от выгона скота на пастбище. Трудовой опыт убедил людей в том, что периоды сельскохозяйственных работ следует согласовывать с движением Луны, Солнца.

Ярким примером развития астрономических знаний и их использования народами Запада может служить кромлех Стоунхендж (Stonehenge) , расположенный в Англии между Бристолем и Солсбери, а также Шотландский Стоунхендж, о котором я уже упоминала, расположенный недалеко от г. Сторновэя - столицы о. Гарриса и о. Льюиса (Гебридские острова) . Эти сооружения представляли собой два концентрических круга. Английский Стоунхендж состоял из 38 пар вертикально стоявших камней, его конструкция включала также и третье сооружение из врытых в землю тесаных камней, перекрытых каменными плитами. Шотландский Стоунхендж состоял, как уже упоминалось, из 13 монолитов. В центре таких сооружений стоял один огромный камень-монолит, а на северо-восток от него вне сооружения другой. Исследователи обратили внимание на то, что оси каждого из этих загадочных сооружений, проведённые от центрального монолита к внешнему, направлены к той точке горизонта, где в день летнего солнцестояния восходит солнце. Эти кромлехи, бесспорно, являются древнейшими в Европе астрономическим сооружениями для наблюдений восхода и захода небесных светил - Солнца и Луны, что необходимо для определения времени. По преданиям, перед такими алтарями друиды (кельтские жрецы) совершали торжественную службу 21 июня, начинавшуюся при первых лучах солнца. В последние годы в Англии приверженцами кельтской старины был организован современный орден друидов, члены которого пытаются реконструировать старые друидские ритуалы и церемонии. По инициативе ордена стала вновь совершаться ежегодная служба летнего солнцестояния в Стоунхендже, и совершается она в том же самом месте и в тот же час, что и в древние времена.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.      Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.      Н. Дмитриева: "...в этих произведениях... бросается в глаза одновременно и мастерство, и примитивность... Мастерство - в том, как цельно и сильно почуствована пластика объемов тела: в этом смысле фигурки выразительны и... даже монументальны. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица - лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. "Палеолитическая Венера"... - сосуд плодородия, и ничего сверх этого.". Н. Дмитриева приходит к выводу, что изображения венер более животны, чем сами животные на стенах пещер! Ведь  животных человек изображал с чувством восторга перед их силой, их образы одухотворены.

culture-7.narod.ru


Смотрите также