Древнейшие сооружения первобытного человека. Древнейшие сооружения человека, построенные более тысячи лет назад
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнейшие сооружения человечества. Древнейшие сооружения первобытного человека


Древнейшие сооружения человечества

Первые художники Земли

Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства. Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное? Первые рисунки, вероятно, гравировались кремневыми резцами на камне, кости и роге; для их раскраски использовались сажа, охра различных оттенков и мергель (горная порода). К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.

В истории пещерной живописи эпохи палеолита, или древнего каменного века, ученые различают несколько периодов. Начиная с 30 тыс. лет до н. э. художники заполняли поверхность внутри контура рисунка черной или красной краской. Позднее, примерно с 18 по 15 тыс. лет до н. э., стали больше внимания уделять прорисовке деталей. Например, косыми параллельными штрихами они изображали шерсть животного. Для изображения пятен на телах животных они научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками желтой и красной краски). Линия контура стала динамичной (более яркой или темной), что позволяло точнее передавать оттенки частей тела животных (густую шерсть на гривах, складки кожи). Примерно 12 тыс. лет до н. э. пещерное искусство достигло своего наивысшего расцвета. К этому времени художники научились передавать объем, цвет, пропорции фигур, движение.

Наиболее распространенным сюжетом первых рисунков являются одиночные изображения крупных животных — лошадей, львов, носорогов, оленей, которые были главными объектами охоты человека, обеспечивавшими ему пищу и одежду. Нередко рисунки были выполнены в натуральную величину и демонстрировали великолепное знание особенностей строения тела и повадок животного. Точность и лаконичность рисунков, умение немногими штрихами передать характерные черты внешнего облика и поведения животных отличали эти изображения. Художник не просто копировал окружающую природу, а, проникая в суть явлений, он отбирал в ней самое важное. В созданных образах он воспроизводил коллективные переживания и мысли всего племени. Это была, как писал немецкий философ Г. В. Гегель (1770—1831), «одушевленная реальность», созданная по законам красоты.

Именно в это время были созданы самые знаменитые росписи в пещерах Ласко, Альтамира, Фон де Гом, Нио. Сколько в них экспрессии! Здесь не просто отношение к зверю как к добыче, это восхищение его силой, красотой, почтение к нему как к тотему, бывшему, по представлению древнего человека, прародителем или покровителем племени. Простые контуры животного великолепно передают динамику движения. В пещерах обнаружены изображения стремительно бегущих большерогих оленей, скачущих галопом лошадей: их передние ноги согнуты в коленях

и прижаты к туловищу, голова и шея вытянуты. В своих рисунках первые художники не соблюдали пропорции между величиной отдельных животных, а потому мамонты и бизоны изображались той же величины, что горные козлы и львы, а огромный тур мог быть запечатлен рядом с крошечной лошадью. К эпохе палеолита относятся и первые произведения скульптуры: изображения, выполненные в технике рельефа, или круглые одиночные фигурки зверей из мягкого камня, дерева, глины или костей животных. Оценивая назначение изображений зверей, исследователи выделяют две их функции — быть объектом ритуальной охоты и тотемом (священным животным, дающим жизнь племени). Последняя функция (хронологически более поздняя) была тесно связана с обрядом жертвоприношения и соответствующим оформлением жертвенника — прообраза культового центра.

Особенно много сохранилось изображений женщин, переданных подчеркнуто объемно и натуралистично из мягкого известняка или мамонтовой кости. Но почему именно женщину изображали древние скульпторы? Женские статуэтки, найденные в разных частях света — от стран Западной Европы до Байкала, — носили культовый характер и почитались как святыня. Палеолитические «Венеры» (так их назвали ученые) — это обобщенный образ хранительницы очага, символ плодородия. Несмотря на внешний примитивизм и условный характер изображения, они воспринимаются как подлинное творение искусства, настоящий гимн женщине, с которой связывалось продолжение жизни. Так, в деревне Костенки Воронежской области во время археологических раскопок были обнаружены статуэтки женщин, относящиеся к древнему каменному веку, то есть к палеолиту.

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (10—6 тыс. лет до н. э.), происходит резкое потепление климата. Ледник, покрывавший значительную часть территории, начинает таять; потоки воды, превращаясь в реки и озера, благоприятно влияют на рост лесов. Если раньше представления о Вселенной ограничивались для человека лишь поверхностью земли, то теперь для него открываются ее недра, богатейший небесный и подводный миры. Новые условия жизни оказывают сильнейшее воздействие на круг занятий человека и особенности их отражения в художественном творчестве. Усложняются композиционные решения рисунков, а сам изобразительный язык становится более условным. Пещерные изображения утрачивают живость и объемность, правдоподобие отходит на второй план. Все чаще в них преобладают полные драматизма и экспрессии обобщенные схематические композиции, запечатлевшие сцены охоты и рыболовства, военные эпизоды, культовые церемонии. На стенах пещер появляются неясные знаки-символы, беспорядочные переплетения линий, ряды точек. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и силуэты человека невелики по размеру. Расширяется и цветовая палитра, к которой прибавляется белый цвет.

Одна из интереснейших композиций того времени — «Сражающиеся лучники». Прежде всего привлекает внимание динамичность сцены охоты человека на оленей. Фигуры лучников напоминают зигзагообразные линии. Но как неповторимы их позы! Один уже пустил стрелу, и она достигла цели, значит, есть время осмотреться и приготовиться к следующему выстрелу. Другой прицеливается в мчащегося навстречу оленя. Третий, изогнувшись всем телом, уже успел несколько раз поразить животное, а четвертый решительно ринулся навстречу своей жертве. Не менее удивительны изображения животных: их грациозные позы, запечатленные в стремительном и легком беге, изящные головы с горделиво вскинутыми вверх рогами.

В связи с глобальным потеплением в эпоху неолита люди начинают вести оседлый образ жизни. Охота и собирательство постепенно вытесняются скотоводством и земледелием. В этот период стали интенсивнее использоваться различные природные материалы и техники их обработки. В обиход прочно входят лепная керамика, ткачество, изделия из дерева, усовершенствованные орудия труда, транспортные средства (человек изобретает колесо). Усиление зависимости человека от природных сил (вода, огонь, солнце, плодородие почвы) вызвало необходимость выработать систему адекватных им знаков, которыми обильно украшались предметы обихода. Возникает особый художественный язык, в котором, кроме схематических рисунков, появляются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, квадраты, ромбы, спирали, кресты). Все чаще встречаются изображения предметов быта, оружия и средств передвижения. Живопись становится еще более стилизованной и схематичной, очень отдаленно напоминающей изображения человека и животных. В ней отсутствует прорисовка деталей, а потому создается впечатление небрежности исполнения.

В период медно-каменного века — энеолита — (4—3 тыс. лет до н. э.) в среднем и нижнем течении Днепра, недалеко от Киева, в обширных наземных жилищах Триполья, были обнаружены выкованные и отлитые из меди женские украшения, глиняные статуэтки животных и людей, бытовые предметы и орудия труда. Особенно эффектно выглядела лепная керамическая посуда разнообразных форм, имевшая определенное назначение и смысл. Орнаменты в виде спиралей, кругов, волнообразных лент наносились на ее поверхность белой, черной и красной красками. Линии узора располагались параллельно друг другу, а порой причудливо извивались независимо от формы сосуда.

Абстрактные мотивы были полны глубокого смысла: волнистые узоры символизировали течение реки, бегущая спираль непрерывное движение солнца и времени, перекрещенный круг солнечный диск. Одна или две параллельные линии обозначали землю, лента из черных треугольников — пашню, ромбы, разделенные на четыре части с точками в центре, воспринимались как знак засеянного поля. Наиболее популярный змеиный орнамент в виде зигзагообразной линии расценивался как связующее звено между небом и землей, показатель наличия столь необходимой человеку влаги, дождя. Свои знаки в виде «елочек» имели растения. На стенках сосудов можно различить стилизованные фигурки людей и животных: оленей, косуль, коз, быков, собак и птиц. Ценность трипольской культуры состояла в том, что в ней нашли отражение представления человека об окружающем мире, об устройстве Вселенной.

Древнейшие сооружения человечества

Переход к земледелию и скотоводству постепенно изменил образ жизни людей. Если раньше они обитали в пещерах, созданных самой природой, то теперь появилась потребность в сооружении простейших рукотворных жилищ, первоначально возводимых из костей, бивней и шкур мамонта. В эпоху неолита возникли и более сложные сооружения, не имевшие бытового назначения. Зачастую их возведение было обусловлено религиозными представлениями и верованиями первобытного человека. С происхождением этих сооружений связано множество легенд, приписывающих их возведение гигантским великанам, обладавшим невероятной физической силой. Например, древние греки считали, что многотонные каменные глыбы передвигались или перебрасывались с ладони на ладонь без особых усилий одноглазыми гигантами-циклопами. Не о них ли писал Гомер в поэме «Одиссея»? Но это всего лишь красивая легенда. На самом деле подобные сооружения возводили обычные люди, вооруженные простейшими приспособлениями: рычагами, бревнами-катками, кожаными ремнями.

Первые сооружения такого рода — мегалиты (греч. «мегос» — большой и «литое» — камень) — носили культовый характер. Они представляли собой грубо обработанные или вовсе не обработанные большие каменные глыбы, расположенные в определенном порядке. Различали три вида мегалитов: дольмены, менгиры и кромлехи.

Наиболее простые из мегалитических сооружений — менгиры — это продолговатые камни-столбы или плиты разной высоты (от 1 до 20 м). Они устанавливались вертикально в несколько рядов, иногда сверху одной плиты горизонтально клали другую. Менгиры использовались для совершения ритуальных обрядов на месте захоронения предков. Не случайно, по-видимому, ряды этих столбов напоминают погребальное шествие. Менгиры разбросаны на огромном пространстве нашей планеты. Их можно увидеть в Англии, Греции, Франции, Испании, Африке, Азии и на Кавказе.

В Причерноморье до сих пор встречаются грубо вытесанные из камня человеческие изображения, так называемые каменные бабы (на самом деле фигуры воинов). А на маленьком тихоокеанском острове Пасхи возвышаются громадные мегалитические статуи в несколько метров высотой. Самые большие менгиры

Наиболее простые из мегалитических сооружений — менгиры — это продолговатые камни-столбы или плиты разной высоты (от 1 до 20 м). Они устанавливались вертикально в несколько рядов, иногда сверху одной плиты горизонтально клали другую. Менгиры использовались для совершения ритуальных обрядов на месте захоронения предков. Не случайно, по-видимому, ряды этих столбов напоминают погребальное шествие. Менгиры разбросаны на огромном пространстве нашей планеты. Их можно увидеть в Англии, Греции, Франции, Испании, Африке, Азии и на Кавказе.

В Причерноморье до сих пор встречаются грубо вытесанные из камня человеческие изображения, так называемые каменные бабы (на самом деле фигуры воинов). А на маленьком тихоокеанском острове Пасхи возвышаются громадные мегалитические статуи в несколько метров высотой. Самые большие менгиры (длиной около 21 м и весом около 300 т) сохранились в Бретани, одной из провинций на западе Франции.

Более сложные архитектурные сооружения — дольмены. Они представляют собой четыре вертикальных каменных блока, как крышей перекрытых широкой каменной плитой. Внутреннее пространство дольменов, вероятно, служило местом пребывания души умершего предка. Для «общения» ее с окружающим миром в стенах нередко делали небольшие круглые отверстия. Средние размеры дольменов в плане составляют 2 х 3 м, их высота достигает 2 м. Но сохранились и грандиозные сооружения подобного типа, например в Алжире, на севере Африки (длиной до 15 м, шириной около 5 м и высотой до 3 м). Там находится около 3 тыс. дольменов, вес некоторых каменных плит достигает 40 т.

Кромлехи — каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 м в диаметре. По кругу они перекрыты большими каменными блоками, плотно пригнанными к столбам при помощи вырубленных шипов и гнезд.

Наиболее известен Стоунхендж (Солсбери, Великобритания), возведенный в 1900—1600 гг. до н. э. Огромные каменные глыбы доставлялись издалека, а их подъем на восьмиметровую высоту осуществлялся с помощью насыпей, следы которых сохранились до нашего времени. До сих пор это величественное архитектурное сооружение продолжает будоражить мысль ученых, которые считают его одним из удивительных достижений науки и техники Древнего мира. Оно действительно уникально и не имеет аналогов.

Возможно, Стоунхендж, выполняя роль храма Солнца, был местом ритуальных церемоний и погребений, а также служил устрашающим символом власти жрецов. Не исключается и другая версия, согласно которой Стоунхендж выполнял роль астрономической обсерватории, позволявшей с большой точностью вести календарный счет дням, отмечать начало года, предсказывать наступление солнечных и лунных затмений.

Сегодня не существует однозначного ответа на вопрос, чем были эти удивительные древнейшие архитектурные сооружения: храмом, некрополем, обсерваторией, но в любом случае с них начиналась монументальная архитектура.

Музыка, танец и пантомима

Кроме основных видов изобразительного искусства и архитектуры, в недрах первобытной культуры оформились начала танца, музыки и театра. Жизнь первобытного человека не была столь однообразной и безрадостной, как это может показаться современному человеку.

По всей вероятности, самой ранней формой театрального искусства была пантомима, с помощью которой можно было пластически изобразить сцены охоты с метанием копья и стрельбой из лука, весь земледельческий процесс (от сева до сбора урожая), разнообразные обряды и церемонии. В то же время в недрах пантомимы зародилось музыкальное искусство. Необходимым условием жизни наших далеких предков была слаженность коллективного труда, а поэтому в основе их совместных действий лежал ритм, облегчавший трудовые процессы. Особенно ярко он проявлялся в хоровых танцах, где простейшим «инструментом», обеспечивавшим ритмическую основу танца, становился человеческий голос, рождавший простейшую мелодию. Такое сочетание музыкального и пластического начал, выраженное в простейшей пантомиме, лишний раз подтверждает синкретический характер первобытного искусства.

Другой, не менее важной причиной возникновения музыкального творчества стало подражание звукам окружающей природы. Первобытный человек считал, что с помощью звуков, Древнейшие сооружения человечества - Инвестирование - 1 имитирующих голоса природы (гром, падающие камни, льющаяся вода, крики птиц и рев умирающего раненого зверя), он может добиться успешной охоты или богатого урожая. Известно, что инстинктивный мелодический дар свойствен не только человеку: он прекрасно и тонко развит, например, у птиц. Но только человек стал сознательным творцом музыки.

Со временем к этому природному звукоподражанию добавились и чисто человеческие интонации (естественные крики, возгласы, простейшие попевки), в которых уже можно было выделить мотивы с четко зафиксированным положением высоты звука. И наконец, появились напевы, в основе которых лежало многократное повторение различных интонаций с определенным интервалом. Таким образом, главными условиями рождения музыки как вида искусства стали художественный дар человека, его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкальных образов.

Ритмическим сопровождением хорового танца мог быть не только голос. Ритмично постукивая по каким-либо предметам или орудиям труда, первобытный человек таким образом использовал их как простейшие музыкальные инструменты. Наглядным подтверждением этой теории происхождения и развития музыки в эпоху позднего палеолита служит древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта, обнаруженный у села Мезин в Черниговской области в Украине. Трубчатые кости с боковыми отверстиями, по всей вероятности, служили для воспроизведения музыкальных ударно-шумовых или ритмических звуков. Простейшие флейты, свистки и свирели были найдены и при раскопках палеолитических поселений во Франции, Чехии и Венгрии.

А что представляли собой первые танцы древности? Они были еще далеки от того, что мы сегодня называем этим привычным словом. Разнообразными движениями и жестами человек передавал впечатления от окружающего мира, отражая в них свои ощущения, настроения и душевное состояние. Появлению танца способствовали ритмичные движения, повторявшиеся во время охоты или других видов трудовой деятельности первобытного человека. Первоначально они носили примитивный характер и больше напоминали простейшие гимнастические упражнения. Бешеные скачки, имитация повадок животного, притопывание ногами, выразительные жесты рук — все это предпосылки для возникновения танца. Охотники верили, что имитация повадок животных способна влиять на успешное завершение охоты. До сих у некоторых народов сохранились такие подражательные танцы. Например: у австралийских племен — «бабочки», «лягушки» и «кенгуру»; у бразильских индейцев — «рыбьи» пляски и пляски «летучей мыши»; у североамериканских — «медведя» и «бизона», а на севере России — танцы «утушек», «лебёдушек», «оленя».

Существовали и воинственные танцы, связанные с магическими ритуалами, укреплявшими веру в победу над врагом. Жизнь в окружении непонятных, чудесных и грозных сил природы как бы заставляла первобытного человека поклоняться многочисленным духам, которых необходимо было задабривать. Различали также погребальные танцы и танцы-заклинания. На стенах пещер в Испании сохранились древние схематичные росписи попарно танцующих женщин в колоколообразных юбках. Все пары (их четыре) даны в определенном наклоне, передающем характер движения.

Важнейшими средствами организации ритуальных действий являлись пантомима, охотничьи маскировки, охотничьи и тотемические пляски. Охотничьи маскировки преследовали единственную цель: обмануть животное и обеспечить успешную охоту. При этом человек создавал не художественный образ, а лишь имитировал повадки животного. Охотничья пляска обычно разыгрывалась по определенному сценарию и могла воспроизводиться несколько раз. Она сопровождалась звуками барабанов и трещоток, а также пением присутствующих, которые одновременно являлись и зрителями. Тотемическая пляска предполагала выступление перед зрителями в костюме и маске тотема — животного или растения, являвшегося предком-покровителем данного племени.

Огромное значение приобретало актерское мастерство исполнителя, демонстрировавшего обобщенные черты тотема. На известном наскальном изображении человека-зверя под названием «Колдун» он представлен в довольно странной позе: его туловище расположено горизонтально, как у зверя. Задняя часть тела, и в особенности ноги, — вполне «человеческие», хорошо прорисованы икры и ступни с пальцами. Однако сзади виден пышный, как у лисы, хвост. Передние конечности трудно на Древнейшие сооружения человечества - Инвестирование - 2 звать руками — скорее, это звериные лапы. Особенно интересна голова «Колдуна», над которой возвышаются огромные оленьи рога, а по бокам торчат широко расставленные звериные уши. На зрителя в упор смотрят по-звериному дикие глаза с горящей точкой внутри, нос бородатого чудовища напоминает клюв птицы. Вероятнее всего, перед нами человек в тотемической маске, исполняющий ритуальный танец.

Таким образом, в первобытный период зарождается искусство, закладываются основы художественного творчества, определившие дальнейшие пути развития мировой художественной культуры. В первобытном искусстве художественный образ становится основным средством отражения и познания окружающего мира.

■ Вопросы и задания

1. Как вы думаете, что являлось побудительными мотивами к художественному творчеству первобытного человека?

2. Каковы характерные черты и общие стилевые особенности изобразительного искусства эпохи палеолита, мезолита и неолита?

3. Какие крупнейшие центры первобытной культуры на территории России и стран Западной Европы вы могли бы назвать? Расскажите о них подробнее, используя также материалы из некоторых рекомендованных книг для чтения.

4. Расскажите о древнейших сооружениях первобытного человека. С чем связано их возникновение?

5. В чем и как проявился синкретический характер первобытной культуры? Для ответа используйте материалы о возникновении искусства танца, музыки и театра.

■ Творческая мастерская

1. Напишите небольшие сочинения-эссе на темы «Первые художники Земли», «О чем рассказывает наскальная живопись палеолита, посвященная сценам охоты человека?».

2. Познакомьтесь с книгой Дж. Хокинса и Дж. Уайта «Разгадка тайны Стоунхенджа» (М., 1972). Какие зрительные образы этого архитектурного памятника рождает ваша творческая фантазия? Попробуйте их запечатлеть или реконструировать один из памятников мегалитического периода с помощью компьютерной графики.

3. Попробуйте, используя исторические данные, нарисовать эскизы костюма и маски тотема. Какая музыка могла бы сопровождать это театральное действо?

■ Темы проектов, рефератов или сообщений

«Причины возникновения изобразительного искусства первобытного человека»; «Художественные комплексы первобытной культуры (Альта-мира, Стоунхендж и др. — по выбору)»; «Ранние формы искусства: хронология и основные памятники»; «Древнейшие сооружения человечества и их магический смысл»; «Творения первых художников Земли»; «Символика геометрического орнамента неолита и ее отражение в жизни современного общества»; «Синкретизм первобытного искусства»; «Музыкальное и театральное искусство первобытного человека»; «Образы и символы первобытного искусства»; «Роль мифа в культуре первобытного человека»; «Первобытная магия и ритуал, их отражение в искусстве первобытного человека».

studlib.info

Древнейшие сооружения человека, построенные более тысячи лет назад

Возраст многих сооружений, когда-то воздвигнутых человеком, составляет несколько тысяч лет, однако некоторые из таких построек до сих пор не утратили свою привлекательностью. Представляем вам «десятку» самых древних сооружений, которые, словно магнит, притягивают к себе огромное количество туристов.

10. Королевская Могила

Она находится в Южной Швеции и была построена еще в бронзовом веке более 3000 лет назад. Археологи обнаружили на ее стенах многочисленные изображения животных, птиц, кораблей и даже колесниц, запряженных лошадьми.

королевская могила

9. Гробница Навета-де-Тудонс (Naveta де Tudons)

Ее нашли в городе Минорка (Испания). Ученым удалось установить возраст сооружения: почти 3200 лет. Гробница из каменных блоков имеет необычную форму и похожа на перевернутую вверх дном лодку.

Гробница Naveta де Tudons8. Сокровищница Атрея или Гробница Агамемнона

Гробница, которая находится в Греции, уже отпраздновала свой 3250-ый день рождения. Она отличается величественностью и монументальными формами и является одним из самых впечатляющих памятников древней архитектуры: вес перемычек над проходами достигает 120 тонн.

Сокровищница Атрея7. Город Coral

Он является древнейшим поселением Перу. Город был заселен более 4600 лет назад, и на его территории, площадь которой составляет 60 Га, были возведены 19 пирамид. Во время археологических раскопок ученые обнаружили много украшений из камня и даже музыкальные инструменты. С другой стороны, им не удалось найти ни одного образца оружия. Можно лишь предполагать, что жители были очень миролюбивы и занимались исключительно торговлей.

uород Coral6. Пирамида Джосера

Египетская пирамида Джосера была возведена более 4700 лет назад. Она состоит из 6 ступеней, которые расположены друг над другом, при этом ее высота достигает 62 метров.

пирамида Джоссера5. Курган Hulbjerg

В южной части острова Лангеланд, что в Дании, находится курган Hulbjerg, которому более 5000 лет. Усыпальница была построена из 13 каменных блоков, которые идеально точно подогнаны друг к другу.

Курган Hulbjerg4. Комплекс Ньюгрейндж

С высоты птичьего полета он напоминает военный бункер, но на самом деле он состоит из нескольких доисторических памятников археологии, среди которых ученые обнаружили более 40 коридорных могил эпохи неолита – а это примерно 5100 лет назад.

Newgrange3. Святилище в Монте д’Аккодди

На севере Сардинии археологи откопали удивительное сооружение – древнейший храм, построенный в виде ступенчатой пирамиды более 5200 лет назад. Строение служило своеобразным религиозным центром на протяжении тысячелетия, но было заброшено в эпоху бронзового века – к 1800 году до нашей эры строение полностью разрушилось и использовалось только как кладбище.

Святилище в Монте д'Аккодди2. Нэп-оф-Хауар

Постройка была обнаружена в Шотландии, ее возраст исчисляется 5500 годами. Ученые установили, что когда-то Нэп-оф-Хауар был каменным домом с усадьбой. При проведении археологических работ им удалось обнаружить даже некоторые предметы мебели из камня: камин, кровати, стеллажи и полки – сохранились практически в первозданном виде.

Нэп-оф-Хауар1. Мегалитические храмы Мальты

Этот комплекс памятников, семь из которых входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО, был возведен порядка 5800 лет назад. Археологи предполагают, что эти действующие в то время храмы стали результатом инновационных разработок, которые возникли в процессе культурной эволюции.

Мегалитические храмы Мальты

owro.ru

Древнейшие сооружения человечества.

ТОП 10:

 
Большая пирамида - пирамида Хеопса- в древности достигала 146 м, в настоящее время верхняя часть пирамиды разрушена и нынешняя ее высота составляет 137 метров. На строительство пирамиды Хеопса ушло 2,3 миллиона каменных блоков средним весом 2,5 тонны каждый. Во времена Хеопса грани пирамиды были облицованы отполированными плитами из мелкозернистого песчаника, которые затем были использованы на строительство дворцов мамлюкских султанов и сооружение домов в Каире. Об объеме использованного при строительстве пирамиды материала можно судить по такому факту: согласно подсчетам английских ученых, на строительство всех христианских церквей в Англии ушло меньше материала, чем на одну пирамиду Хеопса. Вход в пирамиду Хеопса первоначально находился с северной стороны, на уровне 13-го ряда гранитных плит. Сейчас он закрыт. Проникнуть внутрь пирамиды можно по лазу, оставленному древними грабителями. Узкий коридор ведет сначала почти горизонтально поверхности внутрь пирамиды, затем постепенно поднимается все выше и выше. По нему попадаешь в камеру супруги фараона, которая находится в середине пирамиды, приблизительно в 120 метрах от ее вершины. Вернувшись немного назад и поднявшись по узкой деревянной лестнице в гранитную галерею, уходящую под углом 30 градусов, оказываешься в погребальной камере, где и находится саркофаг Хеопса. Людям, подверженным клаустрофобии, не рекомендуется находиться внутри пирамиды длительное время.

Висячие сады Вавилона: история и легенда

Современная история садов Семирамиды связана с именем археолога из Германии Роберта Кольдевея. Занимаясь раскопками древнего Вавилона с 1899 года, в один из дней он натыкается на странное не типичное для данной местности сооружение. Так, например, своды имели другую форму, выложены камнем, вместо обычного кирпича, присутствовали подземные сооружения, а главное, была найдена интересная система водоснабжения из трех шахт.

Очевидно, что постройка такого типа использовалась для каких-то особенных целей. Кольдевею оставалось это выяснить. Он смог понять, что все сооружение представляло собой некий водоподъемник для беспрерывной подачи воды наверх. Помощь ему сыграли упоминания писателей античности, в которых говорилось, что камень в Вавилоне использовался всего лишь в двух местах. Одно из них, у северной стены Каср, археологу удалось обнаружить ранее. Другое же место было полулегендарным, речь шла о находке одного из 7 чудес света садов Семирамиды.

Основные упоминания древности о садах Семирамиды связаны с именем грека Ктесия. Но в силу замеченных за ним использованиям преувеличений и фантазий, почти все наши сведения об этом чуде света являются спорными и недостоверными.

В античности образ Семирамиды всплывает довольно часто. Согласно многих легендам Семирамида была храбрым воителем и строителем с отличным архитектурным вкусом. По одному из преданий она была дочерью русалки Атаргатис, являющейся лунной богиней, и обычного человека. По другим рассказам Семирамиду с рождения оставили родители, и ее воспитанием занимались голуби.

На самом деле под именем Семирамиды у греков понималась ассирийская царица Шаммурамат, жившая примерно в 800 году до нашей эры. После смерти мужа Шамши-Адада V, ей пришлось взять власть полностью в свои руки, до достижения совершеннолетия своего сына. Но и после его вступления на царский трон, за Шаммурамат сохранился титул царицы. И не случайно, так при ней было укреплено государство, расширены границы путем завоевания Мидии.

Отдельно стоит упомянуть про легендарные стены Вавилона, первоначально отнесенные также к списку чудес света. Если верить описаниям, то их ширина позволяла свободно разъехаться двум колесницам. В двух рядах стен каждые 50 метров устанавливались сторожевые башни. Всего на внутренней стене их было 360, а на внешней 250.

Но с возведением Александрийского маяка стены города с садами Семирамиды покинули знаменитый список, а вот сами сады с гордостью дошли с ним и до наших времен. Конечно, можно долго оспаривать место садов в этом перечне, но то, что это было одно из лучших инженерных сооружений древности не вызывает сомнения.

Тадж-Махал
 
Про Тадж-Махал говорят - это олицетворение любви в архитектуре. Еще его называют "памятником неизмеримой красоты", "поэмой или мечтой, воплощенной в мрамор", "жемчужиной Индии". Взгляните на фото и Вы поймете - любых эпитетов мало для того чтобы в полной мере отобразить великолепие и стать этого величественного сооружения. Феноменальность Тадж-Махала не только в захватывающем дух антураже и запоминающемся силуэте, но и в посыле, который несет этот шедевр людям... История строительства Тадж Махала - история любви, история страсти, история разлуки, история созидания. Величественный мавзолей-мечеть был возведен в XVII ( 1631-1653 гг.) веке по указанию императора Великих Моголов ( мусульманских правителей Индии), Шаха Джахана в память о его жене Мумтаз Махал. Название усыпальницы означает в переводе "Дворец Короны". Колоссальное сооружение ныне располагается в Агре (Индия) на берегу реки Ямуна и занимает площадь в 42 акра. В 2007 году Тадж-Махал занял достойное место в списке Новых Семи Чудес Света. Прежде чем описывать красоты усыпальницы, рассуждать о параметрах здания и говорить об инженерных и архитектурных особенностях Тадж Махала, следует ввести читателя в курс дела, поведав увлекательный сказ о Шахе Джахане и его возлюбленной. Легенда гласит, что в возрасте 15 лет, князь, который вскоре станет "королем мира" впервые увидел 14-летнюю Арджуманад Бану Бегам ( будущую Мумтаз Махал) на восточном базаре, развернувшемся недалеко от Королевского дворца. Кто-то считает, что красавица была бедной девушкой, но на самом деле "луналикая дева" имела знатное происхождение, являясь дочерью главного министра королевства. Ожидание свадьбы заняло долгие пять лет, церемония откладывалась по ряду причин. Во-первых, принцу Хурраму (настоящее имя Шаха Джахана) предназначалась в жены персидская принцесса, ну, а во-вторых, бракосочетания при дворе принято было совершать согласно астрологическому прогнозу, а благоприятная дата наступала лишь в 1612 году. Поскольку ислам разрешал многоженство, то препятствий к браку между Арджуманад и Хуррамам не было, оставалось лишь ждать. В течение целых пяти лет влюбленные не могли видеть друг друга, но юношеское чувство лишь крепло, в итоге свадьба состоялась. На бракосочетании отец жениха, император Джаханджир "переименовал" свою невестку Арджуманд Бану. Дело в том, что по традициям Моголов, представительницы королевской семьи получали новое имя после своего замужества или других важных моментов жизни, которое и использовалось в последствие публично. Так "родилась" Мумтаз Махал (значение имени: "Украшение Дворца"). К слову, в 1612 году Хуррам еще не взошел на престол, коронация случится гораздо позже, в 1628 году. Вообще-то принц имел мало шансов перенять бразды правления у своего отца, потому что не был старшим среди многочисленных отпрысков правителя Моголов Джаханжира. Однако император всегда выделял Хурамма среди других детей и даже нарек его Шахом Джаханом, что в переводе означало "Властитель Мира". Принц Хуррам пользовался заслуженной любовью при дворе, ведь он был не только образован и хорошо разбирался в искусстве, но и немало поспособствовал укреплению империи, одерживая многочисленные победы в военных кампаниях.

Музыка, танец пантомима.

Кроме основных видов изобразительного искусства и архитекту­ры, в недрах первобытной культуры оформились начала танца, му­зыки и театра. Жизнь первобытного человека не была столь одно­образной и безрадостной, как это может показаться современному человеку.

По всей вероятности, самой ранней формой театрального искус­ства былапантомима, с помощью которой можно было пластически изобразить сцены охоты с метанием копья и стрельбой из лука, весь земледельческий цикл (от се­ва до сбора урожая), разнообразные обряды и церемонии (от свадьбы до посылки чужому племени символов, означающих объявление войны или заключение мира). В то же время в недрах пантомимы зародилось музыкальное искусство. Необходимым условием жизни наших далеких предков была слаженность коллективного труда, а поэтому в основе их совместных действий лежал ритм, облег­чавший трудовые процессы. Особенно ярко он проявлялся в хоро­вых танцах, где простейшим «инструментом», обеспечивающим ритмическую основу танца, становился человеческий голос, рож­дающий простейшую мелодию. Такое сочетание музыкального и пластического начал, выраженное в простейшей пантомиме, лиш­ний раз подтверждает синкретический характер первобытного ис­кусства.

Другой, не менее важной причиной возникновения музыкально­го творчества стало подражание звукам окружающей природы. Первобытный человек считал, что с помощью звуков, имитирую­щих голоса природы (грома, падающих камней, льющейся воды, криков птиц и рева умирающего раненого зверя), он может добить­ся успешной охоты или богатого урожая. Известно, что инстинктив­ный мелодический дар свойствен не только человеку: он прекрасно развит, например, у птиц. Но только человек стал сознательным творцом музыки.

Со временем к этому природному звукоподражанию добавились и чисто человеческие интонации (естественные крики, возгласы, простейшие попевки), в которых уже можно было выделить мотивы с четко зафиксированным положением высоты звука. И наконец, появились напевы, в основе которых лежало многократное повторе­ние различных интонаций с определенным интервалом. Это и была одна из первичных форм музыки.

Таким образом, главным условием рождения музыки как ви­да искусства стал художественный дар человека, его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкаль­ных образов.

Ритмическим сопровождением хорового танца мог быть не толь­ко голос. Ритмично постукивая по каким-либо предметам или ору­диям труда, первобытный человек на самом деле использовал про­стейшие музыкальные инструменты. Наглядным подтверждением этой теории происхождения и развития музыки в эпоху позднего палеолита служит древнейший музыкальный комплекс из костей ма­монта, обнаруженный во время раскопок у села Мезин в Чернигов­ской области на Украине. Трубчатые кости с боковыми отверстиями, по всей вероятности, служили для воспроизведения музыкальных ударно-шумовых или ритмических звуков. Простейшие флейты, свистки и свирели были найдены и на местах палеолитических посе­лений во Франции, в Чехии, Венгрии.

А что представляли собой первые танцы древности? Как они были еще далеки от того, что мы сегодня называем этим привычным словом! Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, свои собственные ощуще­ния, настроение и душевное состояние. Появлению танца способст­вовали ритмические движения, повторяющиеся во время охоты или других видов трудовой деятельности первобытного человека. Перво­начально они носили примитивный характер и больше напоминали простейшие гимнастические упражнения. Бешеные скачки, имита­ция повадок животного, притопывание ногами, выразительные жес­ты рук — все это предпосылки для возникновения танца. Охотники верили, что имитация повадок животных способна влиять на успеш­ное завершение охоты. До сих пор у некоторых народов сохранились такие подражательные танцы. У австралийских племен — танцы «бабочки», «лягушки» и «кенгуру»; у бразильских индейцев — «рыбьи» пляски и пляски «летучей мыши»; у североамериканских — «медведя» и «бизона», а на севере России — танцы «утушек», «лебе­душек», «оленя».

Существовали и воинственные танцы, связанные с магическими ритуалами, укреплявшими веру в победу над врагом. Жизнь в окру­жении непонятных, чудесных и грозных сил природы как бы за­ставляла первобытного человека поклоняться многочисленным ду­хам, которых необходимо было задабривать. Различали также по­гребальные танцы и танцы-заклинания. На стенах пещер в Испании сохранились древние схематичные росписи попарно танцующих женщин в колоколообразных юбках. Все пары (их четыре) даны в изящном наклоне, передающем характер движения.

Среди основных видов древнего театрального искусства можно назвать охотничьи маскировки, охотничьи и тотемические пляски.

Архитектура Месопотамии.

Люди, населявшие долину Тигра и Евфрата, строили храмы со ступенчатыми башнями, или зиккуратами. Погребальные сооружения играли в их архитектуре гораздо меньшую роль, поскольку обитатели Месопотамии не связывали достижение бессмертия с сохранностью тела усопшего. В Двуречье было много глины, а камень и дерево приходилось доставлять издалека, поэтому здания возводили в основном из кирпича.

Зиккураты имели пирамидальную форму; их строили из высушенного на солнце кирпича; своим обликом они походили на библейскую Вавилонскую башню. Зиккурат, доминанта храмового комплекса, был точно ориентирован по сторонам света, однако, в отличие от египетской пирамиды, в нем не было внутренних помещений. На вершину зиккурата, через его семь ступеней вели рампы; там располагалось святилище божества. Каждая ступень была окрашена в свой цвет, и чем выше ьыла ступень, тем ярче был цвет.

Дворцы. Царские резиденции, в особенности дворцы ассирийских владык, имели сложную внутреннюю структуру. Дворец Саргона II в Хорсабаде был возведен на укрепленном основании и наряду с городскими стенами служил бастионом. Цитадель двадцатиметровой высоты была пронизана каналами со сводчатыми перекрытиями: по ним сточные воды выводились за пределы города. Сам дворец был одноэтажный, с множеством помещений, сгруппированных вокруг внутренних дворов. В одной его части располагались царские апартаменты, в другой – помещения для женщин; во дворце размещались также службы и храм правителя. Большинство помещений представляли собой узкие, наподобие коридоров, комнаты, разделенные толстыми стенами. Возможно, они были перекрыты простыми цилиндрическими сводами, размах которых был невелик из-за малой прочности использовавшегося в строительстве кирпича. Более крупные помещения, служившие парадными апартаментами, в плане близки к квадрату и, вероятно, имели балочное перекрытие.

Стены были украшены каменными барельефами, изображавшими монарха в битвах и на охоте. Камень, доставлявшийся издалека, использовали только для украшения. Многоцветные ткани служили завершающим аккордом в убранстве интерьеров. Крылатые быки и львы с человечьими головами охраняли вход во дворец, а облицовка из цветных глазурованных кирпичей сверкала под солнцем. Жители Вавилона использовали именно этот материал для украшения Ворот Иштар: на ярко-синем фоне представлены барельефные изображения фантастических животных. В эпоху Ахеменидов персы заимствовали этот тип декора вместе с крылатыми чудовищами и некоторыми другими элементами культуры Месопотамии. И все же в целом ассирийский дворец поражал более своими размерами и пышностью интерьеров, чем качеством архитектурной формы.

 



infopedia.su


Смотрите также