Доклад счет у первобытных людей. Доклад на тему Знание первобытных людей
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Доклад: Первобытно-общинный строй. Доклад счет у первобытных людей


Первобытное общество | Учеба-Легко.РФ - крупнейший портал по учебе

Архантропы (archaios — «древний», греч.) — самые древние ископаемые  люди  (питекантроп, синантроп, олдувайский  человек и др.), близкие  по уровню эволюционного развития и  характеру культуры. Останки костей архантропов обнаружены на территории Азии, Африки, Европы. Древнейшие люди жили примерно 1,350 тыс. лет тому назад. Архантропы представляют собой начальный этап процесса антропогенеза.

Бронзовый век — исторический период конец IV—начало I тыс. до н. э., сменивший энеолит.  Характеризуется распространением бронзовых орудий труда и оружия. В период бронзового века возникло  поливное земледелие и кочевое скотоводство,  появилась письменность.

Древнейшие люди — это предки современных людей, они были больше похожи на обезьян, но ходили уже на двух конечностях, обладали длинными руками, у них были узкие покатые лбы, массивные челюсти. Следы древнего человека обнаружены в Азии и Афирике.

Железный век — период в развитии человечества с начала I тыс. до н. э. Характеризуется распространением железных орудий труда и оружия. Сменил бронзовый век. В  железном веке у многих народов происходили разложение первобытнообщинных отношений, переход к государству.

Идол — предмет, который  служит объектом поклонения.

Кроманьонский человек — человек, который  назван так по месту находки его ископаемых  останков  — пещере Кро-Маньон во Франции. Он являлся человеком современного вида, жил во времена палеолита.  Костные останки  кроманьонца  были найдены  во всех частях  света. Появление  кроманьонского человека — примерно 40 тыс. лет назад.

Палеоантроп (palaios — древний, греч.)  — общее название ископаемых  людей, которые  жили  в Азии, Африке  и Европе  250—35 тыс.  лет назад. Поздних  палеоантропов Западной  Европы  называют неандертальцами.   Палеолит  (примерно   1  млн  800  тыс.   лет  назад,  VIII   тыс. до н.э.) — древнейший каменный  век. В этот период первобытные орудия труда человек изготавливал из камня.

Первобытнообщинный  строй  — порядок  жизни,  при  котором люди собирались в общины, имели свои законы жизнеустройства.

Родовая  община — форма общественных  отношений, которая существовала  во  времена первобытнообщинного  строя.  Члены общины  являлись кровными  родственниками,  верили  в общего предка. Во главе родовой общины  стоял старейшина,  которого  выби- рали  из старейшин  рода. Все члены родовой общины работали на нее, и каждый получал часть от общей добычи или урожая. Старики и больные жили  за счет общины.

Соседская   община — форма  общественных   отношений,  ко- торая начала складываться во время перехода людей к оседлому образу  жизни.  Изобретение  лука дало   возможность  охотникам в одиночку прокормить свою семью, уменьшало зависимость его от общины. Примерно в это же время люди начали осваивать земледелие.

Человек разумный — он владел речью, был похож на современного человека, появился около 40 тыс. лет назад.

Человеческое стадо — имея несовершенные орудия труда, древ- нейшие люди не могли жить по одиночке и поэтому  собирались в группы, так было легче добывать себе пропитание и сохранять жизнь.

Энеолит — медно-каменный век, период перехода от каменного века к бронзовому (VIII—V тыс. лет до н. э.).

uclg.ru

Доклад - Первобытно-общинный строй - История

[1]

История человечества делится на три периода: каменный век, бронзовый век и железный век. В основу деления положен ма­териал, из которого преимущественно изготовляли орудия тру­да в ту или иную эпоху. С самого начала своего существования люди стремились объединиться в крупные коллективы — это по­зволяло успешнее охотиться, защищаться от врагов и неблаго­приятных природных явлений. Первой стадией общественной (социальной) организации человечества явился первобытно-об­щинный строй. Он возник в самом начале каменного века, 700— 800 тысяч лет назад, когда еще продолжалось биологическое формирование человека. Первобытно-общинный строй харак­теризовался ярко выраженной коллективностью в производстве и потреблении, что было вызвано крайне низким уровнем раз­вития производительных сил, особенно орудий труда.

Каменный век (палеолит)[2] подразделяется на нижний (или ранний) палеолит, мезолит (средний каменный век) и поздний палеолит. В эпоху нижнего палеолита (700— 100 тыс. лет назад) на Земле произошло общее поднятие суши, тектонические процессы вызвали похолодание, наступил 1-й ледниковый период. В это время в Африке и Юго-Восточной Азии началось превращение обезьяны в первобытного человека, появились обезьянолюди: питекантропы, синантропы и ранние неандер­тальцы. Они объединялись в орды, или стада, в несколько де­сятков особей. Первобытное человеческое стадо было древней­шей формой общественного бытия. Оно сменило зоологичес­кие объединения обезьян-приматов и других животных. Первые люди занимались собирательством, облавной охотой на крупных животных, овладели примитивной техникой обра­ботки камня. Продвигаясь вслед за животными на север, люди освоили район вечнозеленых субтропиков у Черного моря, Кавказ и Закавказье. Историческим памятником того време­ни на территории СНГ является Сатани-Дар (Чертов Холл) в Армении. Там найдены ручные рубила из обсидиана (вулкани­ческое стекло), заостренные с одного конца. Они являлись универсальным орудием. Техника их изготовления свидетель­ствует, что человек еще не умел соизмерять силу удара с проч­ностью камня, рука была сильна, но груба и неопытна. Новый шаг в освоении Земли был сделан около 300 тыс. лет назад, ког­да человек дошел до района Житомира (Украина). Рубила в этот период совершенствуются, ими уже можно резать. Объек­тами охоты человека являлись крупные животные: мамонт, пе­щерный медведь, лев, барс, горный козел. Огнем люди пользо­вались, но добывать его еще не умели.

Эпоха мезолита[3] (средний каменный век, 100—30 тыс. лет назад) связана с появлением типичного неандертальца: чело­века небольшого роста, с низким лбом, сильно развитыми над­бровными дугами и скошенным подбородком. Неандертальцы уже владели членораздельной речью. Несмотря на резкое из­менение климата, неоднократные наступления ледников, до­ходивших до середины территории современной Украины, люди продолжали продвигаться на север. Важнейшим центром расселения людей кроме Кавказа и Закавказья стал Крым. Па­мятниками этой эпохи в Крыму являются стоянки первобытных людей в пещерах Киик-Коба и Шайтан-Коба. Человек за­селяет и Среднюю Азию (стоянка неандертальцев в гроте Тешик-Таш в Узбекистане). В эпоху мезолита человек сделал крупнейшее открытие — научился добывать огонь, что превра­тило мясо животных в питательную и легко усвояемую пищу. Люди начали строить жилища из костей и шкур. Охота на крупных животных, владение огнем, постройка жилищ обусловили относительную оседлость, которая в свою очередь спо­собствовала увеличению и сплочению орды. Усложнились об­щественные отношения, появилась забота о членах орды. Это отразилось, в частности, в возникновении обычая погребать покойников (например: могилы неандертальцев в Киик-Кобе и Тешик-Таше). Появляются рисунок и простой орнамент, воз­никают зачатки искусства.

Поздний палеолит (30 тыс. лет назад — около XIII тысяче­летия до н. э.) совпал с ледниковым и межледниковым време­нем. В тот период человек освоил центральную часть России, перешел Полярный круг, проник в Сибирь и Забайкалье. Есте­ственный рост населения неизбежно вытеснял его избыток в пустынные, но зато богатые дичью области с более суровым кли­матом. Человек этого времени — кроманьонец — по внешнему физическому типу являлся уже вполне современным человеком — HomoSapiens (человек разумный — лат.), в отличие от раннепервобнтного человека — HomoHabilis (человек уме­лый — лат.). В позднем палеолите в человечестве возникают и формируются расовые различия. Эта эпоха ознаменована новой техникой обработки кремня: было изобретено новое рубило — так называемый нуклеус, удар которым наносился не наискось, как прежде, а строго перпендикулярно, отчего точность удара резко повысилась. Это экономило сырье и давало гораздо боль­ший производственный эффект: сколотые пластины стали длиннее и совершеннее по качеству. Следовательно, возросла гибкость руки человека, развивалась его творческая деятельность и психика. Сколотые длинные правильные пластины сделали возможным изготовление небывалых ранее наконечников ко­пий, ножей, скребков, резцов. Это дало возможность обрабаты­вать кость. Орудия стали делать с костяными рукоятками. Были изобретены копьеметалка, гарпун, костяная игла. Люди научи­лись шить из меха одежду, из звериных шкур и костей строили целые поселки. Основным видом охоты являлись грандиозные облавы с участием всего племени, или орды, на больших живот­ных с целью добыть сразу много пищи. Появилось рыболовство, Одно из типичных поселений людей того времени — первобыт­ная стоянка у села Костёнки на Дону близ Воронежа. Первобыт­ная община крепла, установился матриархат. Существовавшие тогда беспорядочные половые отношения (промискуитет) не давали возможности определить отцовство, поэтому счет род­ства мог вестись только по женской линии. Парная семья не могла еще стать самостоятельной хозяйственной единицей, по­скольку прокормиться можно было только в большом коллек­тиве. Кроме того, характерной чертой родовых общин являлась экзогамия — уход мужчин для брачных отношений в соседние общины. То, что все мужчины в общине были чужими, а поня­тие отцовства в общественном смысле не осознавалось, прида­вало большое значение женщине, которая воплощала единство общины. К тому же женщины, «хранительницы очага», вели до­машнее хозяйство и занимались собирательством, т. е. сбором съедобных трав и кореньев, мелких животных, что имело нема­лое значение в периоды неудачной охоты и повышало роль жен­щины в общине. Одной из характерных черт позднего палеолита является быстрое развитие искусства. В материале стоянок Ко­стёнки и Гагарине на Дону, Мальта и Буреть на Ангаре в слоях позднего палеолита обнаружены скульптуры животных и людей, различные украшения и орнаментированные предметы. В Каповой пещере на Урале сохранились великолепные росписи. В искусстве того времени господствовали две темы: зверь как объект охоты и женщина-мать, что было связано с охотничьей магией, тотемизмом (поклонение мифическому предку-живот­ному, покровителю рода), матриархатом и культом плодородия. Тогда же возникли зачатки религиозных представлений. На это указывают, в частности, обнаруженные археологами могилы по­зднего палеолита, где вместе с покойником помещены орудия труда и охоты, руки и ноги у мертвеца связаны (чтобы не вылез из могилы), а сам он посыпан красной охрой, символом крови, жизни и возрождения после смерти в другом мире.

В конце позднего палеолита ледник окончательно отступил. Появились новые, современные виды диких животных. На тер­ритории Африки изобретена и быстро распространилась на се­вер так называемая микролитическая техника: изготовлялись кремневые вкладыши (микролиты), которые вставляли в рукоять. Вкладыши можно было менять, не делая новых орудий, и, кроме того, само орудие стало легче. На юге Европы и Азии возникли зачатки земледелия и скотоводства, появились первые домашние животные — собака, свинья. Оскудение охотничь­их ресурсов, сокращение числа крупных животных способство­вало изобретению лука и стрел, которые дали возможность охо­ты на птиц и мелких животных. Появились охотничьи силки и ловушки. Новое оружие сделало ненужными для охоты боль­шие коллективы людей — размеры и численность стоянок со­кратились. Трудности в поисках пищи вызвали большую под­вижность населения, жилища стали временными, росла миг­рация. Одновременно на основе группирования родственных общин образовались различные культурные области, появи­лись как бы основы будущих племен.

Неолит[4] начался около XIII тысячелетия до н. э. и закон­чился на юге в IV тысячелетии, на севере — во II тысячелетии до н. э. В эту эпоху улучшились приемы выделки орудий, по­явились керамическая посуда, ткачество, судоходство (лодки), различные ремесла. Формируется и укрепляется племя как тип этнической общности и социальной организации людей на ос­нове кровно-родственной связи общин, единого языка, общей территории и до известной степени общего хозяйства (коллек­тивные охоты и т. п.). Возникли племенные советы и вожди, общеплеменные культы и праздники. У племен Черноморья, Кавказа, Средней Азии развились скотоводство и земле­делие, причем в Азии с искусственным орошернием. Необходмость контроля за распределением воды привела там к появлению руководящей верхушки, прочной власти и политико-ад­министративных центров, возникли зародыши древнейших государств.

Энеолит[5] (медно-каменный век, конец III — все II тысяче­летие до н. э.) — переходный период к бронзовому веку, вре­мя первоначального развития культуры металла, начало осво­ения меди и бронзы. Новые металлические орудия были гораз­до производительнее прежних — кремневых и костяных, экономили и облегчали труд, делали его более эффективным и тем самым открывали возможность ускоренного накопления прибавочного продукта. Спрос на медь и бронзу стимулировал обмен и связи между различными областями. В эпоху энеоли­та скотоводы отделились от земледельцев и охотников, произош­ло первое крупное общественное разделение труда, что вызвало перемены в общественных отношениях. В связи с развитием металлургии и пастушеского скотоводства в обществе возрос­ла роль мужского труда. Это привело к замене матриархата пат­риархатом. Получение большего чем прежде прибавочного про­дукта вызвало появление и рост имущественного неравенства. Выдающийся памятник культуры земледельческих племен эпо­хи энеолита находится у села Триполье (трнпольская культу­ра) в Приднепровье (Украина). В поздних слоях стоянки отчет­ливо прослеживается культура раннего земледелия. Глиняная посуда, но пока еще ручной лепки, там уже обжигалась в пе­чах. В скульптурных изображениях отчетливо прослеживается культ женщины — покровительницы плодородия. О большом значении земледелия в хозяйстве свидетельствуют и каменные зернотерки, и скульптура женщины с этим инструментом, и большие ямы для зерна. Интересны глиняные модели домов и повозок, служившие, вероятно, игрушками. В трипольском обществе существовала значительная имущественная диффе­ренциация, на что указывает выделение больших богатых по­гребений. Триполъская культура охватывала значительное про­странство.

Металлические орудия первоначально изготавливали из меди. В III тысячелетии до н. э., добавив к мягкой меди олово, человек получил твердый сплав — бронзу, пригодный для про­изводства рубящих, режущих и колющих орудий. Появились центры добычи и обработки цветных металлов в Прикарпатье, Казахстане, на Северном Кавказе, Урале. Бронзовые орудия вначале изготовляли ковкой, затем литьем. Металлические орудия ускорили процесс общественного разделения труда, значительно развился обмен, что способствовало культурному сближению племенных групп и распространению технических достижений. При патриархальном родовом строе в руках глав больших семей сосредоточивались продукты труда членов се­мьи. В условиях общественного разделения труда и развития обмена это вело к образованию частной собственности, разла­гало первобытное равенство («первобытный коммунизм»), уси­ливало имущественную дифференциацию. Выделялась пле­менная верхушка, стремившаяся увеличить свое богатство.

В I тысячелетии до н. э. возникло табунное скотоводство. Сложился новый уклад жизни — кочевых скотоводов. Владель­цам огромных стад приходилось постоянно менять места вы­пасов. Они освоили пустыни Средней и Центральной Азии, нагорья Памира и Тянь-Шаня. Широкое развитие кочевого скотоводства стало возможно благодаря изобретению бронзо­вых литых удил, позволивших обуздать коня. В жизнь ското­водов прочно вошла войлочная юрта.

В бронзовом веке появилось новое оружие — наборный гиб­кий лук скифского типа, острые наконечники стрел, мечи, кинжалы. В войнах крепла родовая аристократия, зарождались племенные союзы кочевников.

У кочевых и земледельческих племен рост населения и крепнущие межплеменные связи привели к созданию союзов племен. Союзы позволяли обеспечить безопасность каждого племени, регулировали межплеменные отношения и обмен. Но в условиях, когда стало возможно накапливать и обменивать богатство, участились столкновения между общинами, племе­нами и союзами племен. Поэтому каждую племенную органи­зацию возглавил выборный военный вождь или совет вождей. Это была высшая форма социально-политической организа­ции первобытного строя — военная демократия. В эпоху брон­зы происходили крупные передвижения племен, складывались новые культурно-исторические области. Их своеобразие опре­делялось различием географических условий, природных ре­сурсов, плотности населения, его хозяйственной деятельнос­ти. Под воздействием этих условий развитие культурно-исто­рических областей шло неравномерно и неодинаково. Внутри больших племенных союзов усиливалось одно племя, язык ко­торого становился главенствующим, происходила культурно-языковая ассимиляция других племен союза, возникали боль­шие этно-культурные общности — среди них индоевропейские (например, скифо-сарматские, славянские, германские племе­на) и финно-угорские.

[1] Б.И. Гаврилов, История России с древнейших времен до наших дней. Москва, 1999.

[2] Палеолит – древний каменный век (от греческого «палайос» — древний и «литос» — камень).

[3] Мезолит – средний каменный век (от греческого «мезос» — средний и «литос» — камень).

[4] Неолит – новый каменный век (от греческого «неос» — новый и «литос» — камень).

[5] Энеолит – медно-каменный век (от греческогь «энеос» — медный и «литос» — камень).

www.ronl.ru

Доклад - Знание первобытных людей

<span a_BodoniOrtoTitul",«serif»;letter-spacing:1.0pt;mso-font-kerning:1.0pt">

<span a_BodoniOrtoTitul",«serif»;letter-spacing:1.0pt;mso-font-kerning:1.0pt">

<span a_BodoniOrtoTitul",«serif»;letter-spacing:1.0pt;mso-font-kerning:1.0pt">

<span a_BodoniOrtoTitul",«serif»;letter-spacing:1.0pt;mso-font-kerning:1.0pt">

<span a_BodoniOrtoTitul",«serif»;letter-spacing:1.0pt;mso-font-kerning:1.0pt">

<span a_BodoniOrtoTitul",«serif»;letter-spacing:1.0pt;mso-font-kerning:1.0pt">

<span a_BodoniOrtoTitul",«serif»;letter-spacing:1.0pt;mso-font-kerning:1.0pt">

<span a_BodoniOrtoTitul",«serif»;letter-spacing:1.0pt;mso-font-kerning:1.0pt">Р

е ф е р а т

<span Arial",«sans-serif»;mso-bidi-font-family:«Times New Roman»;letter-spacing: 1.0pt;mso-font-kerning:1.0pt">на тему:

<span Book Antiqua",«serif»;letter-spacing:1.0pt;mso-font-kerning:1.0pt">''Знаниепервобытных людей''

Выполнила: Бахтиярова Н.Р.

<span Arial",«sans-serif»;mso-bidi-font-family:«Times New Roman»;letter-spacing: 1.0pt;mso-font-kerning:1.0pt">Пенза 2002 год

Всего 120 лет назад учёные не знали о том, что средипервобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки.Первым открыл такие рисунки археолог Саутуола. Онпроводил раскопки в подземной пещере Альтамира всеверной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отецкопал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры, где на протяжении 40 метровбыли изображены бизоны, словно застывшие на бегу в страшных и причудливыхпозах. Неведомый художник, используя красную, чёрную и коричневую краски,добился удивительной живости и объёмности рисунков. Никто из учёных долгоевремя не верил, что рисунки Алтамира созданы десяткитысяч лет назад. Да и как поверить, что люди, не знавшие металлов, н6е умевшиене только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, владели мастерствомхудожника! Поверить пришлось, вместе с рисунками были найдены произведенияпервобытного искусства. Древнейшим художникам удалось передать облик и характертех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими инастороженными, коней — быстрыми и стремительными, мамонтов – массивными,тяжёлыми, с высоким выпуклым затылком. Часто изображали зверей, поражённыхкопьями, истекающих кровью. Первобытные люди боялись грозы, лесных пожаров,наводнений. Естественных причин этих явлений люди не знали. У нихприсутствовала вера в то, что между животными и их изображениями, созданнымихудожниками, существует сверхъестественная связь. Если в глубине пещерынарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутсязаколдованными и не уйдут из окружающей местности. Если нарисовать раненноеживотное или поражённое копьём, то это поможет добиться успеха на охоте.

Разгадать смысл и назначение пещерной живописи учёнымпомогли наблюдения за несколькими племенами Австралии. Главным их занятием былиохота и собирательство. Однако перед охотой, племя совершало колдовской обряд,поражая копьями, нарисованное на песке животное.

В первобытные времена зародилась вера в то, чтоживотные и люди могут чудесным образом превращаться друг в друга, в деревни икамни, и другие предметы. Такие существа, порождённые фантазией первобытного человека,называются оборотными. Они будто бы помогают или вредят людям. Таким образомлюди пытались объяснить явления, происходящие вокруг них.

У людей возникла вера в то, что в каждом человекеобитает нечто сверхъестественное – душа. Когда человек спит он ничего незамечает и не слышит, значит душа покинула его тело. Она встречается с душамидругих людей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко инеожиданно нельзя – душа не успевает вернуться в тело, и человек может умереть.Люди верили, что души их предков, и души умерших переселяются в далёкую, такназываемую ''страну мёртвых''. Там души также живут, охотятся, ловят рыбу изанимаются собирательством. Поэтому в могилу умершего клали всё необходимое дляжизни в ''стране мёртвых'' – крепкую обувь, пищу на дорогу, оружие и одежду.Эти появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, вдушу, в жизнь после смерти – называются религиозными.

Несколько больших отрезков истории названы именамиметаллов: медный век, бронзовый век, железный век. Каменным векомназывается древнейший период истории человечества, когда основным материаломдля изготовления необходимых человеку вещей – оружия и орудий труда – являлсякамень. Собирая камни и изготавливая необходимые орудия, люди познакомились смедью, в то время она встречалась на Земле в виде самородков, схожих собыкновенными камнями. Из меди делали ножи, наконечники копий и стрел. Это был медныйвек. Но медные изделия были лёгкими и непрочными. Далее люди познакомилисьс оловом, но тоже довольно хрупким металлом. Позже появилась бронза.Вероятно куски меди и олова случайно попали в костёр, раскалились, соединилисьвместе – и получился сплав, который объединил в себе лучшие свойства как меди,так и олова – это и была бронза. По прошествию определённого времени людинаучились добывать железо из руды. Железный век наступил около трёх тысячелетийназад. Люди жили где всегда тепло, поэтому не заботились о тёплой одежде. Доманужны били лишь для защиты от солнечных лучей. Часть времени уходило на поискипищи, женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки,разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизни назывался собирательством. Нолюдям также нужно было и мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время наЗемле жили мамонты – основная добыча охотников. Мамонт мог убить человекаударом хобота, а люди всё равно охотились. У них сразу появлялось много мяса,жира и шкур. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризовприроды: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонитзверей, то засуха уничтожит траву. Охотники отправлялись на охоту, не зная чтоих ждёт. Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетираютзёрна, выросли колоски с такими же зёрнами и догадались, что это пророслислучайно рассыпанные зёрнышки. Они попробовали рассыпать зёрна там, где онибыли рассыпаны случайно, и получили, выращенные уже специально колосья. Позднееони стали выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить по лесам и лугам.Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от неёпоросят. Помещали детёнышей в загон, кормили и растили их. Так возниклоземледелие и скотоводство.

В древности люди боялись огня, но постепенно заметили,что огонь – это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди сталиразводить костры, используя огонь от пожара или от извержений вулкана. У такогокостра нужно было дежурить, собирать хворост, так как они не могли добыватьогонь сами. Но со временем заметили, что если один кусок сухого дерева потеретьо другой он начнёт тлеть.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели изпрутьев. Если нужно было принести воды – плетёнку обмазывали сырой глиной.Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина сталатвёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели излистьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых былипохожи на нити – это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстыеткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьейшерсти – появились шерстяные ткани.

Первобытные люди научились измерять время по числусуток, однако большие отрезки для них измерять было трудно. Они обратиливнимание на внешний вид Луны на ночном небе. Луна бывает похожа то на серп, тона половину круга, то на полный круг. Первобытные люди сумели вычислить числодней, за которое Луна меняет свой облик. Время стали измерять не только числомсуток, но и числом лунных месяцев. Первые люди на земле, подобно малым детям незнали, какова продолжительность года. Люди пытались определитьпродолжительность каждого времени года. В зависимости от сезона менялоськоличество зверей и съедобных плодов и кореньев. С возникновением земледелиялюди стали ещё больше интересоваться сезонными изменениями в природе.Земледельцы поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая додругого проходит примерно равное число дней. Время научились считать по годам.Стали запоминать, в каком году произошло важное событие.

Счёт лет, которым мы пользуемся, связан с почитаниемИисуса Христа. Христианская религия, вера в Иисуса Христа распространилась постранам. Один из верующих предложил вести счёт лет от рождения Христа. 753-йгод – год рождения Христа, первый год.

Люди придумали взять суковатое бревно, чтобы тащить егопо полю, так дело идёт быстрее, но слишком много сил требуется для пахотнойработы. Человек начал использовать тягловых животных, чтобы они тащили бревно.Так возник плуг. В плуг запрягали быков. Плуг рыхлит и такую твёрдую землю,которую не возьмёт мотыга. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелиене возможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи. В общине складывалсяновый порядок, она стала состоять из нескольких больших семей. Раньше каждаясемья имела свой скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своёмучастке земли — люди рассчитывали только на себя. В больших поселениях на однойтерритории жизнь объединяла людей. На смену родовой общине пришла соседскаяобщина. Развивался обмен. Если каждая семья самостоятельно вела хозяйство ираспоряжалась своим имуществом, то некоторые становились богаче, а другиебеднее. Появилось неравенство. Некоторые становились богаче грабежом. Дляведения военных действий избирался глава племени – вождь, который собирал людейдля походов на соседние племена. Часть добычи вождь забирал себе. Устраивалпразднества и жертвоприношения богам. Вождь племени и его приближённыеприобрели известность знатных людей. Их дети пользовались почётом. На знатныхлюдей работали лучшие ремесленники. Захваченных на войне делали своими рабами.Крупные поселения превращались в города, где жила знать, находились святилища –места, где стояли идолы. А вожди становились правителями государства.

www.ronl.ru

Доклад на тему Знание первобытных людей

Всего 120 лет назад учёные не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Первым открыл такие рисунки археолог Саутуола. Он проводил раскопки в подземной пещере Альтамира в северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры, где на протяжении 40 метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в страшных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, чёрную и коричневую краски, добился удивительной живости и объёмности рисунков. Никто из учёных долгое время не верил, что рисунки Алтамира созданы десятки тысяч лет назад. Да и как поверить, что люди, не знавшие металлов, н6е умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, владели мастерством художника! Поверить пришлось, вместе с рисунками были найдены произведения первобытного искусства. Древнейшим художникам удалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней - быстрыми и стремительными, мамонтов – массивными, тяжёлыми, с высоким выпуклым затылком. Часто изображали зверей, поражённых копьями, истекающих кровью. Первобытные люди боялись грозы, лесных пожаров, наводнений. Естественных причин этих явлений люди не знали. У них присутствовала вера в то, что между животными и их изображениями, созданными художниками, существует сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Если нарисовать раненное животное или поражённое копьём, то это поможет добиться успеха на охоте.

Разгадать смысл и назначение пещерной живописи учёным помогли наблюдения за несколькими племенами Австралии. Главным их занятием были охота и собирательство. Однако перед охотой, племя совершало колдовской обряд, поражая копьями, нарисованное на песке животное.

В первобытные времена зародилась вера в то, что животные и люди могут чудесным образом превращаться друг в друга, в деревни и камни, и другие предметы. Такие существа, порождённые фантазией первобытного человека, называются оборотными. Они будто бы помогают или вредят людям. Таким образом люди пытались объяснить явления, происходящие вокруг них.

У людей возникла вера в то, что в каждом человеке обитает нечто сверхъестественное – душа. Когда человек спит он ничего не замечает и не слышит, значит душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя – душа не успевает вернуться в тело, и человек может умереть. Люди верили, что души их предков, и души умерших переселяются в далёкую, так называемую ''страну мёртвых''. Там души также живут, охотятся, ловят рыбу и занимаются собирательством. Поэтому в могилу умершего клали всё необходимое для жизни в ''стране мёртвых'' – крепкую обувь, пищу на дорогу, оружие и одежду. Эти появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными.

Несколько больших отрезков истории названы именами металлов: медный век, бронзовый век, железный век. Каменным векомназывается древнейший период истории человечества, когда основным материалом для изготовления необходимых человеку вещей – оружия и орудий труда – являлся камень. Собирая камни и изготавливая необходимые орудия, люди познакомились с медью, в то время она встречалась на Земле в виде самородков, схожих с обыкновенными камнями. Из меди делали ножи, наконечники копий и стрел. Это был медный век. Но медные изделия были лёгкими и непрочными. Далее люди познакомились с оловом, но тоже довольно хрупким металлом. Позже появилась бронза. Вероятно куски меди и олова случайно попали в костёр, раскалились, соединились вместе – и получился сплав, который объединил в себе лучшие свойства как меди, так и олова – это и была бронза. По прошествию определённого времени люди научились добывать железо из руды. Железный век наступил около трёх тысячелетий назад. Люди жили где всегда тепло, поэтому не заботились о тёплой одежде. Дома нужны били лишь для защиты от солнечных лучей. Часть времени уходило на поиски пищи, женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизни назывался собирательством. Но людям также нужно было и мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты – основная добыча охотников. Мамонт мог убить человека ударом хобота, а люди всё равно охотились. У них сразу появлялось много мяса, жира и шкур. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву. Охотники отправлялись на охоту, не зная что их ждёт. Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетирают зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами и догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Они попробовали рассыпать зёрна там, где они были рассыпаны случайно, и получили, выращенные уже специально колосья. Позднее они стали выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить по лесам и лугам. Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от неё поросят. Помещали детёнышей в загон, кормили и растили их. Так возникло земледелие и скотоводство.

В древности люди боялись огня, но постепенно заметили, что огонь – это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди стали разводить костры, используя огонь от пожара или от извержений вулкана. У такого костра нужно было дежурить, собирать хворост, так как они не могли добывать огонь сами. Но со временем заметили, что если один кусок сухого дерева потереть о другой он начнёт тлеть.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды – плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити – это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти – появились шерстяные ткани.

Первобытные люди научились измерять время по числу суток, однако большие отрезки для них измерять было трудно. Они обратили внимание на внешний вид Луны на ночном небе. Луна бывает похожа то на серп, то на половину круга, то на полный круг. Первобытные люди сумели вычислить число дней, за которое Луна меняет свой облик. Время стали измерять не только числом суток, но и числом лунных месяцев. Первые люди на земле, подобно малым детям не знали, какова продолжительность года. Люди пытались определить продолжительность каждого времени года. В зависимости от сезона менялось количество зверей и съедобных плодов и кореньев. С возникновением земледелия люди стали ещё больше интересоваться сезонными изменениями в природе. Земледельцы поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Время научились считать по годам. Стали запоминать, в каком году произошло важное событие.

Счёт лет, которым мы пользуемся, связан с почитанием Иисуса Христа. Христианская религия, вера в Иисуса Христа распространилась по странам. Один из верующих предложил вести счёт лет от рождения Христа. 753-й год – год рождения Христа, первый год.

Люди придумали взять суковатое бревно, чтобы тащить его по полю, так дело идёт быстрее, но слишком много сил требуется для пахотной работы. Человек начал использовать тягловых животных, чтобы они тащили бревно. Так возник плуг. В плуг запрягали быков. Плуг рыхлит и такую твёрдую землю, которую не возьмёт мотыга. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие не возможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи. В общине складывался новый порядок, она стала состоять из нескольких больших семей. Раньше каждая семья имела свой скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке земли - люди рассчитывали только на себя. В больших поселениях на одной территории жизнь объединяла людей. На смену родовой общине пришла соседская община. Развивался обмен. Если каждая семья самостоятельно вела хозяйство и распоряжалась своим имуществом, то некоторые становились богаче, а другие беднее. Появилось неравенство. Некоторые становились богаче грабежом. Для ведения военных действий избирался глава племени – вождь, который собирал людей для походов на соседние племена. Часть добычи вождь забирал себе. Устраивал празднества и жертвоприношения богам. Вождь племени и его приближённые приобрели известность знатных людей. Их дети пользовались почётом. На знатных людей работали лучшие ремесленники. Захваченных на войне делали своими рабами. Крупные поселения превращались в города, где жила знать, находились святилища – места, где стояли идолы. А вожди становились правителями государства.

bukvasha.ru


Смотрите также