Захоронения неандертальцев. Смирнов Ю.А. Неандертальские погребения (история признания и состояние источников)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

"Цветы на могиле неандертальца?" Факты и мнения. Захоронения неандертальцев


Ритуалы захоронение у неандертальцев | Dinoera.com

Много лет назад, неандертальцы хоронили умерших людей в землю, так же как это делают сейчас. На данный момент, ученый занимаются исследованиями для того, чтобы понять хоронили в землю, чтобы просто не смотреть на разлагающее тело или это было на подсознательном уровне (особый ритуал).

Ученые поделились на две группы. Одни сомневаются в ритуалах погребения, так как не нашли достоверных доказательств. А другие наоборот готовы предоставить доказательства происходящих тогда ритуалов.

Доктор Уильям Рэндю говорил, что полученные открытия подтверждают процесс захоронений, также показывают развитые когнитивные способности неандертальцев. У. Рэндю является представителем Центра международных исследований гуманитарных и социальных наук.

Его открытия были не первые в этой области, конечно, до него проводилось множество исследований. В начале 20 века археологами Буиссонье и Бардон было открыто захоронение. Они исследовали пещеры на юго-западе Франции (Ля Шапелль-о-Сен). Но из-за нехватки доказательств, их открытие о захоронении людей не воспринялось обществом. Не смогли ученые доказать, что углубление было сделано с помощью орудий труда механическим воздействием.

На сегодняшний день, сделаны различные анализы захоронения в пещере Ля Шапелль-о-Сен, по их результатам могилы были сделаны искусственным путем. Результаты были получены учеными Франции, Испании и США.

Исследователи не до конца понимают, как проходили тогда ритуалы, но одно ясно точно, что захоронение, как и сейчас, направлено на то, чтобы тела умерших надолго оставались и покоились в земле. После исследований была опубликована статья о результатах в журнале PNAS.

 

Исследования пещеры Ля Шапелль-о-Сен начались уже давно (в 1999 г.). Вначале уделялось внимание большой площади, также изучали и соседние пещеры. В ходе долгих раскопок и различных анализов, стало понятно, что могилы не могли появиться естественным путем. А значит, их делали специально.

Найдены останки неандертальцев свидетельствуют о том, что им чуть больше 50 тысяч лет. Также были найдены кости бизона и оленя. Но они находятся в более поврежденном состоянии, что говорит о том, что им больше лет, чем костям людей.

На протяжении всех исследований были обнаружены останки не одного человека, а многих, как детей, так и взрослых.

Написано много научной литературы на тему захоронения у неандертальев. По их сведеньем, первые ритуальные захоронения были уже в конце мустьерской эпохи.

 

dinoera.com

Кроманьонцы и неандертальцы. Захоронения, ритуалы

Яков Абрамович Шер Д. и. н., профессор. Кемеровский государственный университет Археология изнутри. Научно-популярные очерки Археология изнутри. Научно-популярные очерки

Книга известного российского специалиста по первобытному искусству.

"В данной книге предпринята попытка показать работу археолога как бы изнутри, глазами профессионала, без наносной сенсационности."

Классификационное название неандертальца – Homo sapiens neandertalensis, т. е. человек разумный неандертальский. Разумный – значит обладающий разумом, сознанием. Одной из составляющих сознания человека является духовный мир, т. е. набор неких образов и представлений, непосредственно не связанных с практической деятельностью по удовлетворению своих потребностей в пище, крове, продолжении рода, безопасности и т. п. Например, в археологии, одним из несомненных свидетельств духовной жизни древних людей признаются намеренные захоронения умерших сородичей, особенно те, в которых обнаружены следы, остатки какого-то погребального ритуала.

Рис. 3.07а. Аббаты Анри Брейль и открыватели скелета в Сент-Шапелль-о-Сент братья Жан и Амедей Буассоньи (первый ряд слева направо, по: Boitel, 2000)

Рис. 3.07а. Аббаты Анри Брейль и открыватели скелета в Сент-Шапелль-о-Сент братья Жан и Амедей Буассоньи (первый ряд слева направо, по: Boitel, 2000)

В научной археологической литературе прочно утвердилось представление о том, что на поздней стадии мустьерской эпохи (90 – 70 тыс. л. н.), у неандертальцев уже было ритуальное поведение в виде похорон своих сородичей.

Третьего августа 1908 г. три брата Буассоньи – Амедей, Жан и Поль (рис. 3.07а) обнаружили в гроте Буффиа близ Ля Шапелль-о-Сент (юг Франции) скелет неандертальца, как будто специально уложенного в углублении. С тех пор уже 100 лет обсуждается проблема появления в среднем палеолите намеренных захоронений людей, т. е. первых ритуальных действий. Тогда же были высказаны первые гипотезы о наличии у неандертальцев веры в загробную жизнь (А. Буассоньи, Г. Обермайер) или в сверхъестественные свойства мертвеца (М. Эберт). Сейчас имеется уже более 60 местонахождений, на которых найдены кости или почти целые скелеты неандертальцев, позволяющие предполагать преднамеренные захоронения. Наряду с этим, высказываются столь же обоснованные предположения о каннибализме и/или о стремлении избавиться от гниющих останков.

Не считая себя вправе вступать в длительную и не очень результативную дискуссию по этой проблеме (русскоязычные обзоры см.: Алекшин, 1992; 1993; 1993а; 1994; 1995; 1995а; 1998; Замятнин, 1961; Смирнов, 1979; 1986; 1987; 1990; 1991; 1997; Зубов, 1999; иноязычные: Bahn, 1994; 1997; Bar-Josef et al., 1988; Leroi-Gourhan, 1999; 2000; Mellars, 1996; Tattersall, 1999, с. 157-175; Ulrich, 1986 и многие другие), хотелось бы отметить, во-первых, что после первой публикации находки скелета неандертальца близ Ля Шапелль-о-Сент (Bouyssonie, Bardon, 1908) за прошедшие почти сто лет на нее, как на пример преднамеренного и ритуального захоронения, ссылаются очень многие авторы. Однако в их описании археологического контекста данной находки наблюдаются большие расхождения. Это хорошо показано в работе (Смирнов, 1979).

Во-вторых, не всякое намеренное захоронение трупа следует однозначно считать ритуальным действием. В одном из последних справочных изданий говорится о гомогенном культурном слое толщиной в 40 см, в котором и был  впервые обнаружен этот скелет неандертальца (Leroi-Gourhan, 1988, p. 222). Углубление в 40 или по другим упоминаниям 30 см никак не может считаться могилой. Мустьерские орудия, найденные вместе с костями человека скорее относятся не к скелету, а к культурному слою. Кости животных, в том числе кости ноги быка в анатомическом порядке наряду с костями северного оленя, лошади, козла, носорога, волка и сурка тоже еще ничего не говорят о ритуале.

Уже в первых профессиональных комментариях о неандертальских захоронениях в русскоязычной печати, П. П. Ефименко и С. Н. Замятнин высказывали сомнения. Они были написаны практически одновременно, но увидели свет с интервалом почти в 30 лет (Ефименко, 1934, 1938, 1953; Замятнин, 1961; рукопись С. Н. Замятнина датирована 1933 г.). Разумеется, оба автора изучали первичные публикации. П. П. Ефименко не скрывает своего скепсиса по поводу утверждений о том, «что встречающиеся в соседстве с некоторыми погребениями (Ферраси, Шапелль-о-Сент) угли и кости животных следует рассматривать как следы поминок и жертв умершему. Подобные представления носят, несомненно, достаточно тенденциозный характер» (Ефименко, 1953, с. 249). Однако, он соглашается, что в ряде случаев одинаковое в разных могилах положение погребенного подталкивает к мысли о намеренности  захоронения.

С. Н. Замятнин тогда заметил, что приведенная в первичных публикациях "констатация и осторожное предположение по ее поводу в дальнейших компилятивных работах передаётся как, несомненно, установленный факт положения напутственной пищи покойнику в Ля Шапелль-о-Сент. При этом часть  метатарзальной кости и три фаланги "вырастают" в целую ногу быка; а проф. Гури, приводящий в своем курсе на стр. 136 дословно указание Буассоньи, тремя страницами далее (стр. 139) ухитряется сообщить о целой "четверти быка", данной как провизия на дорогу покойнику. Столь же утвердительно приписывается погребению в Ля Шапелль-о-Сент использование охры в погребальном ритуале. Сами братья Буассоньи дают вполне определенное указание насчет характера находки, отнюдь не дающее оснований для подобной интерпретации. Говоря о заполнении могильной ямы, они после описания находок костей быка у черепа сообщают, что "вокруг остальных частей тела имелось большое число осколков кварца, иногда кремня, несколько кусочков охры, обломки костей и т. д., подобно тому, как в остальном культурном слое, без каких бы то ни было характерных отличий" (Замятнин, 1961, с. 36-37).

И сейчас в проблему неандертальских "захоронений" вносят свой вклад вольные пересказы первичных данных. Когда первичная документация раскопок публикуется профессионалом, ее можно обсуждать и рассматривать различные версии объяснения. Однако часто то, что специалисты высказывают в лучшем случае предположительно, при последующем пересказе превращается в "несомненное" и попадает в литературу для широкого читателя.

Например, в пещере Кафзех «ребенок в возрасте примерно 13 лет лежал на спине. На скрещенные на груди руки были бережно (курсив мой – Я.Ш.) положены рога лани» и далее: «Несомненно (курсив мой – Я.Ш.) что во всех этих случаях мы имеем дело с такой же человеческой деятельностью, которую невозможно истолковать как утилитарную. Она связана с существованием у людей, кроме определенных знаний о внешнем мире, также и иллюзий о нем, причем иллюзий определенного рода – религиозных" (Семенов, 1989, с. 240). Каким образом можно из описания раскопок сделать вывод о том, что рога лани были уложены "бережно", остается загадкой.

Еще один подобный пассаж о скелете неандертальца, найденного в 1908 г. близ Ля Шаппелль-о-Сент. "Этот человек жил около 45 тыс. лет назад, и условия, в которых он был найден, ярко рисуют нам некоторые стороны жизни людей той далекой эпохи. Наш неандерталец похоронен своими собратьями в прямоугольной могиле глубиной около 30 см, которая сверху прикрыта кусками известняка. Провожая охотника и воина в иной мир, его соплеменники снабдили умершего необходимым оружием и символами охотничьего успеха: рядом с похороненным сохранились остроконечник из яшмы, выполненный в традициях мустьерской культуры, рога бизона и множество костей других животных" (Панов, 1980, с. 49).

С точки зрения археолога, могила глубиной 30 см, конечно, не могила, а углубление и вовсе не прямоугольное, а остроконечник из яшмы только при большом воображении можно принять за символ охотничьего успеха. Считается, что сейчас известно "36 находок костных остатков неандертальцев, где с полным правом позволительно предположить преднамеренное захоронение, возможно по определенному обряду" (Зубов, 1999, с. 73). В этой фразе слова "предположить" и "возможно" уже говорят о недостаточной уверенности автора в том, что захоронение было преднамеренным. Точно зафиксированные находки сопровождающих захоронение вещей могли бы существенно усилить гипотезу о ритуале, но их либо нет, либо они недостаточно документированы. Единственный скелет, который, казалось бы, надежно истолковывается и как следы ритуала, и даже как свидетельство наличия языка, – Шанидар 4 (Solecki, 1963; 1971; 1972; Leroi-Gourhan, 1999; 2000), – тоже может получить альтернативную, "неритуальную" интерпретацию.

Палинолог Арлетт Леруа-Гуран (вдова А. Леруа-Гурана), изучая пыльцу растений, обнаруженную в области грудных и поясничных позвонков скелета, определила 7 видов цветов-медоносов. Она считает, что если среди костей скелета найдена пыльца только от 7 видов цветов, а в данной местности их росло намного больше, то, следовательно, у тех, кто хоронил погребенного, был осознанный выбор. Осознанный выбор, в свою очередь, свидетельствует об определенном ритуальном наборе цветов, а также о том, что они имели свои названия  (Leroi-Gourhan, 2000, с. 293). Но сама Леруа-Гуран отмечает, что почти все из 7 видов цветов относятся к лекарственным растениям и тут же высказывает сомнение, что неандертальцы могли знать об их целебных свойствах. Однако об этом не нужно ничего знать. Многочисленные животные ничего не знают о лекарственных свойствах растений, но чисто инстинктивно выбирают такие растения, когда испытывают недомогание.

Рис. 3.16. Ирак, Шанидар IV. Полевая документация этого комплекса оставляет желать лучшего. Края могильной ямы (если это – намеренное захоронение) не прослежены. Большая часть черепа, кости плечевого пояса, тазовые кости и голени отсутствуют. Как без черепа можно было определить, что это неандерталец, – неясно (по: Leroi-Gourhan, 1999).
							<i>(<b>Прим. Редактора портала</b>: на самом деле определить, что это неандерталец, конечно можно. Тем более что у Шанидар IV присутствует нижняя челюсть).</i>

Рис. 3.16. Ирак, Шанидар IV. Полевая документация этого комплекса оставляет желать лучшего. Края могильной ямы (если это – намеренное захоронение) не прослежены. Большая часть черепа, кости плечевого пояса, тазовые кости и голени отсутствуют. Как без черепа можно было определить, что это неандерталец, – неясно (по: Leroi-Gourhan, 1999).(Прим. Редактора портала: на самом деле определить, что это неандерталец, конечно можно. Тем более что у Шанидар IV присутствует нижняя челюсть).

Неандерталец, скончавшийся в пещере Шанидар, мог незадолго до смерти съесть некоторое количество целебных трав, но они ему не помогли. Конечно, это не более, чем догадка, но по степени своей обоснованности она мало отличается от гипотез о ритуальных захоронениях. К тому же точность и четкость документации данного скелета оставляет желать лучшего (рис. 3.16).

Похоже, что оппонентов у идеи ритуальных захоронений неандертальцев не меньше, чем ее сторонников, причем в данном случае среди приверженцев и критиков не заметно подразделения по причастности к той или иной специализации.

Известный археолог акад. А. П. Окладников был активным сторонником "бесспорности" того, что у неандертальцев существовал погребальный ритуал, отражающий религиозно-магические представления (Окладников, 1952, с. 159-180). Не менее известный этнограф С. А. Токарев склонялся к тому, что в "захоронениях" неандертальцев "... проявлялись, с одной стороны, полуинстинктивная забота о сочлене своей орды, привязанность к нему, не исчезающая с наступлением смерти, с другой – полуинстинктивное стремление избавиться от гниющего трупа" (Токарев, 1986, с. 28).

Близкого мнения придерживался археолог А. Л. Монгайт, хотя и допускал, что в некоторых случаях (Регурду, Драхенлох, Петерсхёле и др.) можно думать о намеренных ритуальных действиях (Монгайт, 1973, с. 125 – 126).

Неритуальное объяснение захоронений в Ля Шаппелль-о-Сент и Ля Ферраси предложил Р. Гарджетт (Калифорнийский университет, Беркли). В условиях грота, углубление, "в котором лежали кости, могло возникнуть в результате воздействия воды на известняковый пол пещеры. Если бы ослабевший неандерталец залез в небольшую пещерку и умер там, естественно сформировавшиеся отложения чем-то напоминали бы могилу" (Gardjett, 1989). Примерно половина участников дискуссии по статье Р. Гарджетта поддержали автора.

Почти теми же словами высказался о неандертальских "захоронениях" антрополог Ян Тэйтерсал из Колумбийского университета и Американского музея естественной истории: "…для неандертальцев это могло быть не более чем эмоциональное выражение горя, или просто средство избавления от мертвого тела, или способ избежать визитов гиены… особое значение имеет тот факт, что ни в одном из известных погребений неандертальцев нет ничего, что можно было бы с уверенностью интерпретировать как "могильные предметы"… и если в "захоронении" неандертальца находится какой-либо артефакт или кость животного, то подобные предметы в большом количестве находятся и на самой неандертальской стоянке. Скорее да, чем нет, что такие предметы попали в углубления случайно в процессе их заполнения" (Tatersall, 1999, с. 167).

Рис. 3.17. Каннибализм. Картина чешского художника Зденека Буриана, на которой запечатлены неандертальцы-каннибалы, пожирающие труп своего соплеменника, а, может быть, иноплеменника.

Рис. 3.17. Каннибализм. Картина чешского художника Зденека Буриана, на которой запечатлены неандертальцы-каннибалы, пожирающие труп своего соплеменника, а, может быть, иноплеменника.

В повторяющихся из публикации в публикацию примерах "ритуальных захоронений" неандертальцев нет и, пожалуй, никогда не будет полной уверенности в достоверном "прочтении" первичных археологических данных. Например, Тешик-Таш считается несомненно намеренным захоронением с определенным ритуалом (рога козлов). Эта интерпретация долгие годы поддерживалась высоким авторитетом А. П. Окладникова. Новое рассмотрение исходных данных (Ульрих, 1982; Алекшин, 1992; 1995) оставляет место для сомнений, как в самом факте ритуального захоронения, так и в деталях новой интерпретации.

Так, В. А. Алекшин, посвятивший много времени и сил изучению неандертальских "захоронений", отмечает, что подавляющее большинство из них (120 против 2) найдены не в специально отведенных местах, а в культурном слое стоянок; что кремневые изделия, обнаруженные вблизи останков неандертальцев (за исключением, быть может, находок в Регурду), не имеют строго закрепленных мест относительно скелетов и не образуют стандартных наборов (Алекшин, 1995, с. 26). Большинство скелетов неполны вследствие расчленения неразложившихся трупов кремневыми орудиями. Это, в основном, относится к раннему мустье, и по этому поводу есть интересная публикация Ф. Ле Мор под красноречивым названием "Каннибализм или погребальный обряд" (Le Mort, 1988, p. 46 – 49). Для большей выразительности автор использовала иллюстрацию чешского художника З. Буриана, известного своими живописными реконструкциями жизни первобытных людей, который изобразил неандертальцев из грота Крапина (Сербия), пожирающих расчлененный на куски труп своего соплеменника или иноплеменника (рис. 3.17).

Методы современной трасологии позволили среди множества царапин и погрызов на беспорядочно распространенных по культурному слою человеческих костях (Крапина, Мартийак, Анги) вычленить следы от кремневых орудий, которыми мясо срезалось с костей, а также следы огня. При объяснении этих наблюдений, Ле Мор занимает осторожную позицию, допуская и каннибализм, и двухэтапный погребальный обряд, при котором, как это, например, наблюдалось у североамериканских индейцев, кости перед погребением очищались от мяса и хоронились в могиле. Однако можно возразить, что кости индейцев были найдены в могиле, а не в культурном слое. Трудно себе представить такой погребальный обряд, при котором кости людей оказываются перемешанными с костями животных и другими остатками.

Рис. 3.18. Кроманьонцы (Homo sapiens sapiens) Графическая реконструкция облика людей по черепам, найденным в Кро-Маньон (работа М. М. Герасимова). Черепа по всем показателям соответствуют современному человеку: прямой лоб, отсутствие надбровных дуг, высокий свод черепа, резко выступающий подбородок и небольшая высота лицевой части. Объем черепной коробки превышает 1400 куб. см, рост некоторых особей достигает 190 см.

Рис. 3.18. Кроманьонцы (Homo sapiens sapiens) Графическая реконструкция облика людей по черепам, найденным в Кро-Маньон (работа М. М. Герасимова). Черепа по всем показателям соответствуют современному человеку: прямой лоб, отсутствие надбровных дуг, высокий свод черепа, резко выступающий подбородок и небольшая высота лицевой части. Объем черепной коробки превышает 1400 куб. см, рост некоторых особей достигает 190 см.

В позднем мустье ситуация как будто бы меняется, и полные скелеты встречаются чаще расчлененных. Однако преобладающая часть таких скелетов относится к Палестине, где обитал "атипичный" неандерталец. Что до скелетов с горы Кармел (Схул, Кафзех, Табун), которые В. А. Алекшин считает неандертальцами, то сейчас их относят к архаичным сапиенсам (Козинцев, 1993; Зубов, 1999, с. 69). Приведя достаточно объективные факты, В. А. Алекшин все же приходит к выводу, который этим фактам противоречит: "в среднем палеолите существовали обрядовые действия с телами умерших" (Алекшин, 1995, с. 26). Вряд ли такой вывод можно считать достаточно обоснованным.

В итоге, можно сказать, что вопрос о погребальном ритуале и вообще о ритуально-мифологическом мышлении у неандертальцев и, особенно, у их европейской ветви, пока ещё остаётся более, чем спорным, а несомненно достоверные находки преднамеренных захоронений по определенному обряду появляются только в эпоху верхнего палеолита (Мальта, Сунгирь и др.), но это были уже современные люди, которых археологи называют кроманьонцами.

Рис. 3.19. Кроманьонец. Живописная реконструкция внешнего облика кроманьонца, т. е. человека современного антропологического типа (З. Буриан).

Рис. 3.19. Кроманьонец. Живописная реконструкция внешнего облика кроманьонца, т. е. человека современного антропологического типа (З. Буриан).

Название происходит от скального навеса Кро-Маньон в деревне Лез-Эйзи де Тайяк на юге Франции в департаменте Дордонь. Здесь, около  железнодорожной станции в 1868 г. были найдены 5 человеческих скелетов, с черепами, которые Э. Ларте (рис. 1.25) идентифицировал как Homo sapiens sapiens. Позднее М. М. Герасимов сделал по этим черепам графическую документальную реконструкцию (рис. 3.18), а чешский художник Зденек Буриан – художественную (3.19).

Кроманьонцы уже ничем не отличались от нас. И, если представить себе, что в нашу среду каким-то волшебным образом попал бы младенец-кроманьонец, то при обычном современном воспитании, он бы рос и развивался совершенно неотличимым от детей нашего времени. Так на протяжении примерно двух миллионов лет наш далекий эволюционный предок Homo habilis превратился в современного человека. При этом эволюция не всегда была медленной и постепенной, а, по крайней мере, трижды в ней происходили качественные сдвиги: впервые между австралопитеками и гомо, потом – между хабилисом и эректусом, а затем – между неандертальцем и кроманьонцем.

Можно долго перечислять, какими свойствами и физическими особенностями современный человек отличается от своих эволюционных предков. Но главное отличие состоит не столько в нём самом, сколько в той среде, которую он создал для своего в ней существования. Все наши предки были частью природы и вряд ли осознавали себя вне природной среды. В современном человеке Природа осознала самое себя, в результате чего начала складываться параллельная среда – Культура или по В. И. Вернадскому – ноосфера, т. е. сфера разума.

Очень важными первоначальными составными частями культуры являются такие, чисто человеческие феномены, как искусство и членораздельная речь. При этом искусство имеется в виду в широком смысле, включая музыку, танец, театр, фольклор и т. д. Таким образом, можно говорить, что Природа является энергетическим полем для человека, а Культура – это его информационная среда или информационное поле.

Дальше: Когда и как возникло искусство?

antropogenez.ru

Кроманьонцы и неандертальцы. Захоронения, ритуалы

Яков Абрамович Шер Д. и. н., профессор. Кемеровский государственный университет Археология изнутри. Научно-популярные очерки Археология изнутри. Научно-популярные очерки

Книга известного российского специалиста по первобытному искусству.

"В данной книге предпринята попытка показать работу археолога как бы изнутри, глазами профессионала, без наносной сенсационности."

В научной археологической литературе прочно утвердилось представление о том, что на поздней стадии мустьерской эпохи (90 – 70 тыс. л. н.), у неандертальцев уже было ритуальное поведение в виде похорон своих сородичей.

Третьего августа 1908 г. три брата Буассоньи – Амедей, Жан и Поль (рис. 3.07а) обнаружили в гроте Буффиа близ Ля Шапелль-о-Сент (юг Франции) скелет неандертальца, как будто специально уложенного в углублении. С тех пор уже 100 лет обсуждается проблема появления в среднем палеолите намеренных захоронений людей, т. е. первых ритуальных действий. Тогда же были высказаны первые гипотезы о наличии у неандертальцев веры в загробную жизнь (А. Буассоньи, Г. Обермайер) или в сверхъестественные свойства мертвеца (М. Эберт). Сейчас имеется уже более 60 местонахождений, на которых найдены кости или почти целые скелеты неандертальцев, позволяющие предполагать преднамеренные захоронения. Наряду с этим, высказываются столь же обоснованные предположения о каннибализме и/или о стремлении избавиться от гниющих останков.

Не считая себя вправе вступать в длительную и не очень результативную дискуссию по этой проблеме (русскоязычные обзоры см.: Алекшин, 1992; 1993; 1993а; 1994; 1995; 1995а; 1998; Замятнин, 1961; Смирнов, 1979; 1986; 1987; 1990; 1991; 1997; Зубов, 1999; иноязычные: Bahn, 1994; 1997; Bar-Josef et al., 1988; Leroi-Gourhan, 1999; 2000; Mellars, 1996; Tattersall, 1999, с. 157-175; Ulrich, 1986 и многие другие), хотелось бы отметить, во-первых, что после первой публикации находки скелета неандертальца близ Ля Шапелль-о-Сент (Bouyssonie, Bardon, 1908) за прошедшие почти сто лет на нее, как на пример преднамеренного и ритуального захоронения, ссылаются очень многие авторы. Однако в их описании археологического контекста данной находки наблюдаются большие расхождения. Это хорошо показано в работе (Смирнов, 1979).

Во-вторых, не всякое намеренное захоронение трупа следует однозначно считать ритуальным действием. В одном из последних справочных изданий говорится о гомогенном культурном слое толщиной в 40 см, в котором и был  впервые обнаружен этот скелет неандертальца (Leroi-Gourhan, 1988, p. 222). Углубление в 40 или по другим упоминаниям 30 см никак не может считаться могилой. Мустьерские орудия, найденные вместе с костями человека скорее относятся не к скелету, а к культурному слою. Кости животных, в том числе кости ноги быка в анатомическом порядке наряду с костями северного оленя, лошади, козла, носорога, волка и сурка тоже еще ничего не говорят о ритуале.

Уже в первых профессиональных комментариях о неандертальских захоронениях в русскоязычной печати, П. П. Ефименко и С. Н. Замятнин высказывали сомнения. Они были написаны практически одновременно, но увидели свет с интервалом почти в 30 лет (Ефименко, 1934, 1938, 1953; Замятнин, 1961; рукопись С. Н. Замятнина датирована 1933 г.). Разумеется, оба автора изучали первичные публикации. П. П. Ефименко не скрывает своего скепсиса по поводу утверждений о том, «что встречающиеся в соседстве с некоторыми погребениями (Ферраси, Шапелль-о-Сент) угли и кости животных следует рассматривать как следы поминок и жертв умершему. Подобные представления носят, несомненно, достаточно тенденциозный характер» (Ефименко, 1953, с. 249). Однако, он соглашается, что в ряде случаев одинаковое в разных могилах положение погребенного подталкивает к мысли о намеренности  захоронения.

С. Н. Замятнин тогда заметил, что приведенная в первичных публикациях "констатация и осторожное предположение по ее поводу в дальнейших компилятивных работах передаётся как, несомненно, установленный факт положения напутственной пищи покойнику в Ля Шапелль-о-Сент. При этом часть  метатарзальной кости и три фаланги "вырастают" в целую ногу быка; а проф. Гури, приводящий в своем курсе на стр. 136 дословно указание Буассоньи, тремя страницами далее (стр. 139) ухитряется сообщить о целой "четверти быка", данной как провизия на дорогу покойнику. Столь же утвердительно приписывается погребению в Ля Шапелль-о-Сент использование охры в погребальном ритуале. Сами братья Буассоньи дают вполне определенное указание насчет характера находки, отнюдь не дающее оснований для подобной интерпретации. Говоря о заполнении могильной ямы, они после описания находок костей быка у черепа сообщают, что "вокруг остальных частей тела имелось большое число осколков кварца, иногда кремня, несколько кусочков охры, обломки костей и т. д., подобно тому, как в остальном культурном слое, без каких бы то ни было характерных отличий" (Замятнин, 1961, с. 36-37).

И сейчас в проблему неандертальских "захоронений" вносят свой вклад вольные пересказы первичных данных. Когда первичная документация раскопок публикуется профессионалом, ее можно обсуждать и рассматривать различные версии объяснения. Однако часто то, что специалисты высказывают в лучшем случае предположительно, при последующем пересказе превращается в "несомненное" и попадает в литературу для широкого читателя.

Например, в пещере Кафзех «ребенок в возрасте примерно 13 лет лежал на спине. На скрещенные на груди руки были бережно (курсив мой – Я.Ш.) положены рога лани» и далее: «Несомненно (курсив мой – Я.Ш.) что во всех этих случаях мы имеем дело с такой же человеческой деятельностью, которую невозможно истолковать как утилитарную. Она связана с существованием у людей, кроме определенных знаний о внешнем мире, также и иллюзий о нем, причем иллюзий определенного рода – религиозных" (Семенов, 1989, с. 240). Каким образом можно из описания раскопок сделать вывод о том, что рога лани были уложены "бережно", остается загадкой.

Еще один подобный пассаж о скелете неандертальца, найденного в 1908 г. близ Ля Шаппелль-о-Сент. "Этот человек жил около 45 тыс. лет назад, и условия, в которых он был найден, ярко рисуют нам некоторые стороны жизни людей той далекой эпохи. Наш неандерталец похоронен своими собратьями в прямоугольной могиле глубиной около 30 см, которая сверху прикрыта кусками известняка. Провожая охотника и воина в иной мир, его соплеменники снабдили умершего необходимым оружием и символами охотничьего успеха: рядом с похороненным сохранились остроконечник из яшмы, выполненный в традициях мустьерской культуры, рога бизона и множество костей других животных" (Панов, 1980, с. 49).

С точки зрения археолога, могила глубиной 30 см, конечно, не могила, а углубление и вовсе не прямоугольное, а остроконечник из яшмы только при большом воображении можно принять за символ охотничьего успеха. Считается, что сейчас известно "36 находок костных остатков неандертальцев, где с полным правом позволительно предположить преднамеренное захоронение, возможно по определенному обряду" (Зубов, 1999, с. 73). В этой фразе слова "предположить" и "возможно" уже говорят о недостаточной уверенности автора в том, что захоронение было преднамеренным. Точно зафиксированные находки сопровождающих захоронение вещей могли бы существенно усилить гипотезу о ритуале, но их либо нет, либо они недостаточно документированы. Единственный скелет, который, казалось бы, надежно истолковывается и как следы ритуала, и даже как свидетельство наличия языка, – Шанидар 4 (Solecki, 1963; 1971; 1972; Leroi-Gourhan, 1999; 2000), – тоже может получить альтернативную, "неритуальную" интерпретацию.

Палинолог Арлетт Леруа-Гуран (вдова А. Леруа-Гурана), изучая пыльцу растений, обнаруженную в области грудных и поясничных позвонков скелета, определила 7 видов цветов-медоносов. Она считает, что если среди костей скелета найдена пыльца только от 7 видов цветов, а в данной местности их росло намного больше, то, следовательно, у тех, кто хоронил погребенного, был осознанный выбор. Осознанный выбор, в свою очередь, свидетельствует об определенном ритуальном наборе цветов, а также о том, что они имели свои названия  (Leroi-Gourhan, 2000, с. 293). Но сама Леруа-Гуран отмечает, что почти все из 7 видов цветов относятся к лекарственным растениям и тут же высказывает сомнение, что неандертальцы могли знать об их целебных свойствах. Однако об этом не нужно ничего знать. Многочисленные животные ничего не знают о лекарственных свойствах растений, но чисто инстинктивно выбирают такие растения, когда испытывают недомогание.

Рис. 3.16. Ирак, Шанидар IV. Полевая документация этого комплекса оставляет желать лучшего. Края могильной ямы (если это – намеренное захоронение) не прослежены. Большая часть черепа, кости плечевого пояса, тазовые кости и голени отсутствуют. Как без черепа можно было определить, что это неандерталец, – неясно (по: Leroi-Gourhan, 1999).
						<i>(<b>Прим. Редактора портала</b>: на самом деле определить, что это неандерталец, конечно можно. Тем более что у Шанидар IV присутствует нижняя челюсть).</i>

Рис. 3.16. Ирак, Шанидар IV. Полевая документация этого комплекса оставляет желать лучшего. Края могильной ямы (если это – намеренное захоронение) не прослежены. Большая часть черепа, кости плечевого пояса, тазовые кости и голени отсутствуют. Как без черепа можно было определить, что это неандерталец, – неясно (по: Leroi-Gourhan, 1999).(Прим. Редактора портала: на самом деле определить, что это неандерталец, конечно можно. Тем более что у Шанидар IV присутствует нижняя челюсть).

Неандерталец, скончавшийся в пещере Шанидар, мог незадолго до смерти съесть некоторое количество целебных трав, но они ему не помогли. Конечно, это не более, чем догадка, но по степени своей обоснованности она мало отличается от гипотез о ритуальных захоронениях. К тому же точность и четкость документации данного скелета оставляет желать лучшего (рис. 3.16).

Похоже, что оппонентов у идеи ритуальных захоронений неандертальцев не меньше, чем ее сторонников, причем в данном случае среди приверженцев и критиков не заметно подразделения по причастности к той или иной специализации.

Известный археолог акад. А. П. Окладников был активным сторонником "бесспорности" того, что у неандертальцев существовал погребальный ритуал, отражающий религиозно-магические представления (Окладников, 1952, с. 159-180). Не менее известный этнограф С. А. Токарев склонялся к тому, что в "захоронениях" неандертальцев "... проявлялись, с одной стороны, полуинстинктивная забота о сочлене своей орды, привязанность к нему, не исчезающая с наступлением смерти, с другой – полуинстинктивное стремление избавиться от гниющего трупа" (Токарев, 1986, с. 28).

Близкого мнения придерживался археолог А. Л. Монгайт, хотя и допускал, что в некоторых случаях (Регурду, Драхенлох, Петерсхёле и др.) можно думать о намеренных ритуальных действиях (Монгайт, 1973, с. 125 – 126).

Неритуальное объяснение захоронений в Ля Шаппелль-о-Сент и Ля Ферраси предложил Р. Гарджетт (Калифорнийский университет, Беркли). В условиях грота, углубление, "в котором лежали кости, могло возникнуть в результате воздействия воды на известняковый пол пещеры. Если бы ослабевший неандерталец залез в небольшую пещерку и умер там, естественно сформировавшиеся отложения чем-то напоминали бы могилу" (Gardjett, 1989). Примерно половина участников дискуссии по статье Р. Гарджетта поддержали автора.

Почти теми же словами высказался о неандертальских "захоронениях" антрополог Ян Тэйтерсал из Колумбийского университета и Американского музея естественной истории: "…для неандертальцев это могло быть не более чем эмоциональное выражение горя, или просто средство избавления от мертвого тела, или способ избежать визитов гиены… особое значение имеет тот факт, что ни в одном из известных погребений неандертальцев нет ничего, что можно было бы с уверенностью интерпретировать как "могильные предметы"… и если в "захоронении" неандертальца находится какой-либо артефакт или кость животного, то подобные предметы в большом количестве находятся и на самой неандертальской стоянке. Скорее да, чем нет, что такие предметы попали в углубления случайно в процессе их заполнения" (Tatersall, 1999, с. 167).

Рис. 3.17. Каннибализм. Картина чешского художника Зденека Буриана, на которой запечатлены неандертальцы-каннибалы, пожирающие труп своего соплеменника, а, может быть, иноплеменника.

Рис. 3.17. Каннибализм. Картина чешского художника Зденека Буриана, на которой запечатлены неандертальцы-каннибалы, пожирающие труп своего соплеменника, а, может быть, иноплеменника.

В повторяющихся из публикации в публикацию примерах "ритуальных захоронений" неандертальцев нет и, пожалуй, никогда не будет полной уверенности в достоверном "прочтении" первичных археологических данных. Например, Тешик-Таш считается несомненно намеренным захоронением с определенным ритуалом (рога козлов). Эта интерпретация долгие годы поддерживалась высоким авторитетом А. П. Окладникова. Новое рассмотрение исходных данных (Ульрих, 1982; Алекшин, 1992; 1995) оставляет место для сомнений, как в самом факте ритуального захоронения, так и в деталях новой интерпретации.

Так, В. А. Алекшин, посвятивший много времени и сил изучению неандертальских "захоронений", отмечает, что подавляющее большинство из них (120 против 2) найдены не в специально отведенных местах, а в культурном слое стоянок; что кремневые изделия, обнаруженные вблизи останков неандертальцев (за исключением, быть может, находок в Регурду), не имеют строго закрепленных мест относительно скелетов и не образуют стандартных наборов (Алекшин, 1995, с. 26). Большинство скелетов неполны вследствие расчленения неразложившихся трупов кремневыми орудиями. Это, в основном, относится к раннему мустье, и по этому поводу есть интересная публикация Ф. Ле Мор под красноречивым названием "Каннибализм или погребальный обряд" (Le Mort, 1988, p. 46 – 49). Для большей выразительности автор использовала иллюстрацию чешского художника З. Буриана, известного своими живописными реконструкциями жизни первобытных людей, который изобразил неандертальцев из грота Крапина (Сербия), пожирающих расчлененный на куски труп своего соплеменника или иноплеменника (рис. 3.17).

Методы современной трасологии позволили среди множества царапин и погрызов на беспорядочно распространенных по культурному слою человеческих костях (Крапина, Мартийак, Анги) вычленить следы от кремневых орудий, которыми мясо срезалось с костей, а также следы огня. При объяснении этих наблюдений, Ле Мор занимает осторожную позицию, допуская и каннибализм, и двухэтапный погребальный обряд, при котором, как это, например, наблюдалось у североамериканских индейцев, кости перед погребением очищались от мяса и хоронились в могиле. Однако можно возразить, что кости индейцев были найдены в могиле, а не в культурном слое. Трудно себе представить такой погребальный обряд, при котором кости людей оказываются перемешанными с костями животных и другими остатками.

Рис. 3.18. Кроманьонцы (Homo sapiens sapiens) Графическая реконструкция облика людей по черепам, найденным в Кро-Маньон (работа М. М. Герасимова). Черепа по всем показателям соответствуют современному человеку: прямой лоб, отсутствие надбровных дуг, высокий свод черепа, резко выступающий подбородок и небольшая высота лицевой части. Объем черепной коробки превышает 1400 куб. см, рост некоторых особей достигает 190 см.

Рис. 3.18. Кроманьонцы (Homo sapiens sapiens) Графическая реконструкция облика людей по черепам, найденным в Кро-Маньон (работа М. М. Герасимова). Черепа по всем показателям соответствуют современному человеку: прямой лоб, отсутствие надбровных дуг, высокий свод черепа, резко выступающий подбородок и небольшая высота лицевой части. Объем черепной коробки превышает 1400 куб. см, рост некоторых особей достигает 190 см.

В позднем мустье ситуация как будто бы меняется, и полные скелеты встречаются чаще расчлененных. Однако преобладающая часть таких скелетов относится к Палестине, где обитал "атипичный" неандерталец. Что до скелетов с горы Кармел (Схул, Кафзех, Табун), которые В. А. Алекшин считает неандертальцами, то сейчас их относят к архаичным сапиенсам (Козинцев, 1993; Зубов, 1999, с. 69). Приведя достаточно объективные факты, В. А. Алекшин все же приходит к выводу, который этим фактам противоречит: "в среднем палеолите существовали обрядовые действия с телами умерших" (Алекшин, 1995, с. 26). Вряд ли такой вывод можно считать достаточно обоснованным.

В итоге, можно сказать, что вопрос о погребальном ритуале и вообще о ритуально-мифологическом мышлении у неандертальцев и, особенно, у их европейской ветви, пока ещё остаётся более, чем спорным, а несомненно достоверные находки преднамеренных захоронений по определенному обряду появляются только в эпоху верхнего палеолита (Мальта, Сунгирь и др.), но это были уже современные люди, которых археологи называют кроманьонцами.

Рис. 3.19. Кроманьонец. Живописная реконструкция внешнего облика кроманьонца, т. е. человека современного антропологического типа (З. Буриан).

Рис. 3.19. Кроманьонец. Живописная реконструкция внешнего облика кроманьонца, т. е. человека современного антропологического типа (З. Буриан).

Название происходит от скального навеса Кро-Маньон в деревне Лез-Эйзи де Тайяк на юге Франции в департаменте Дордонь. Здесь, около  железнодорожной станции в 1868 г. были найдены 5 человеческих скелетов, с черепами, которые Э. Ларте (рис. 1.25) идентифицировал как Homo sapiens sapiens. Позднее М. М. Герасимов сделал по этим черепам графическую документальную реконструкцию (рис. 3.18), а чешский художник Зденек Буриан – художественную (3.19).

Кроманьонцы уже ничем не отличались от нас. И, если представить себе, что в нашу среду каким-то волшебным образом попал бы младенец-кроманьонец, то при обычном современном воспитании, он бы рос и развивался совершенно неотличимым от детей нашего времени. Так на протяжении примерно двух миллионов лет наш далекий эволюционный предок Homo habilis превратился в современного человека. При этом эволюция не всегда была медленной и постепенной, а, по крайней мере, трижды в ней происходили качественные сдвиги: впервые между австралопитеками и гомо, потом – между хабилисом и эректусом, а затем – между неандертальцем и кроманьонцем.

Можно долго перечислять, какими свойствами и физическими особенностями современный человек отличается от своих эволюционных предков. Но главное отличие состоит не столько в нём самом, сколько в той среде, которую он создал для своего в ней существования. Все наши предки были частью природы и вряд ли осознавали себя вне природной среды. В современном человеке Природа осознала самое себя, в результате чего начала складываться параллельная среда – Культура или по В. И. Вернадскому – ноосфера, т. е. сфера разума.

Очень важными первоначальными составными частями культуры являются такие, чисто человеческие феномены, как искусство и членораздельная речь. При этом искусство имеется в виду в широком смысле, включая музыку, танец, театр, фольклор и т. д. Таким образом, можно говорить, что Природа является энергетическим полем для человека, а Культура – это его информационная среда или информационное поле.

Дальше: Когда и как возникло искусство?

antropogenez.ru

Смирнов Ю.А. Неандертальские погребения (история признания и состояние источников)

К содержанию 181-го выпуска Кратких сообщений Института археологии

В августе 1981 г. исполнилось 125 лет со дня открытия первого признанного наукой неандертальца — знаменитого неандертальца из Неандерталя — костные остатки которого были случайно обнаружены в пещере Фельдгофер, расположенной в 12 км к востоку от г. Дюссельдорфа. По счастливому стечению обстоятельств, найденные кости были переданы школьному учителю К. Фульротту, который первым, пожалуй, оценил значение попавших в его руки остатков и, совместо с X. Шаафхаузеном, опубликовал их . Думается, что не будет большим преувеличением сказать, что данная находка всколыхнула научный мир, а Фульротт оказался своего рода Колумбом, открывшим путь в доселе неведомые области знания .

Однако должно быть прекрасно известно, какие «муки» претерпел неандерталец на пути к признанию и пониманию его роли в процессе эволюции: от «рахитичного недоумка» до вполне сапиентного предка современного человека, и, видимо, нет нужды вновь возвращаться к этой истории. Здесь хотелось бы остановиться на археологическом аспекте темы и, с одной стороны, показать, что путь признания культурно-исторической роли неандертальца, как создателя, вероятно, первых преднамеренных погребений, был не менее труден и тернист, чем путь признания его роли в антропогенезе, а с другой, — обрисовать общее состояние источников по этой проблеме.

В настоящее время вряд ли найдется историк, который серьезно бы сомневался в существовании преднамеренных неандертальских погребений. Но еще 30 лет назад на страницах журнала «Советская этнография» по этому поводу развернулась дискуссия между М. С. Плисецким и А. П. Окладниковым. Причем, первый отрицал сам факт наличия неандертальских погребений, а второй, пользуясь в основном теми же источниками, что и первый, доказывал их существование . И дело здесь не столько в установках противников и не столько в характере самих источников, в целом достаточно скудных и малочисленных, и трудно, или наоборот, чересчур уж легко поддающихся всевозможным интерпретациям, сколько в том печальном факте, что данный источник (по каким-то, в основном не поддающимся разумным объяснениям, причинам), с самого начала и по сей день, остается источником, чрезвычайно плохо документированным, имеющим огромное количество, увы, уже невосполнимых информационных лакун. В то же время, неандертальские погребения оказались таким бесценным источником на пути к решению проблем развития общественных отношений, что сразу же привлекли и, по-видимому, всегда будут привлекать внимание большого числа специалистов (и не специалистов). Вот тут то, вероятно, и сыграли свою роковую роль пробелы в информации. И действительно, нет фактически ни одной работы по данной тематике, в которой не приводилось бы описаний хотя бы нескольких неандертальских погребений и не давалась бы их интерпретация. Но самое удивительное заключается в том, что если интерпретации различных авторов весьма часто совпадают друг с другом, то описания погребений (одних и тех же) — практически никогда. Другими словами, неандертальские погребения за неполные сто лет, прошедшие со дня их открытия, превратились из источника информации в источник спекуляции, который, из-за некритичного отношения к материалу, грубых ошибок, самых невероятных измышлений и недоразумений, кочующих из работы в работу, разрастался наподобие снежного кома и создал такой «информационный шум», полностью снять который, пожалуй, уже не представляется возможным.

Но вернемся к истокам. Первые, по всей вероятности, преднамеренные погребения, о которых имеются некоторые сведения, были обнаружены М. Лоэ и М. Пюи в июле 1886 г. в Бельгии, во время раскопок площадки перед гротом Спи. К этому времени неандерталец и его сравнительная древность были уже признаны большинством авторитетов. Обнаруженные остатки, опубликованные М. Лоэ совместно с Ж. Фрэпоном были расценены как неандертальские, а геологический и археологический контексты стоянки не позволяли сомневаться в их древности, причем эти находки впервые позволили отождествить неандертальца с мустьерским культурным комплексом, а не с ашельским, как предполагалось до этого времени. Что же касается индивидуумов, обнаруженных в Спи, то авторы публикации сочли, что люди эти погибли под обвалами. При этом возможные указания на преднамеренный характер погребений (если таковые, конечно, существовали) были оставлены ими без внимания, так как раскопщики полагали, что неандертальский человек обладал слишком примитивной психикой, чтобы интересоваться судьбой усопших…

Данная находка долгое время оставалась единственной в своем роде и только находками начала XX в. во Франции (Ле Мустье и Ля Шапель-о-Сен) была ознаменована эпоха так называемого «Большого Открытия Неандертальца». Но находка в Ля Шапель-о-Сен, благодаря наибольшей полноте и наилучшей сохранности и авторитету раскопщиков (А. и Ж. Буиссони и Л. Бардон) стала наиболее известной. Именно это открытие произвело сенсацию в тогдашнем научном мире, поделив его, еще не менее чем на 50 лет, на два лагеря: сторонников и противников существования среднепалеолитических погребений. Возникшая полемика была не менее ожесточенной, чем полемика, связанная с признанием самого неандертальца, ибо рушились устоявшиеся представления, опиравшиеся на мнение таких авторитетов, как, например, Г. Мортилье, который считал, что палеолитический человек вообще не обладал чувством религиозности и не мог поэтому иметь погребальной практики . Подобную точку зрения высказывал тогда и знаменитый палеонтолог М. Буль, посвятивший трехтомную монографию изучению костных остатков из Ля Шапель-о-Сен . Возможно, придерживались этого мнения и некоторые французские археологи, так А. Мартен, обнаружив в 1911 г. в слое № 3 стоянки Ля Кина, костяк женщины, посчитал ее утопленницей, занесенной туда потоком . Однако новая серия находок в Ля Ферраси (1909—1921 гг.) в значительной степени укрепила позицию сторонников существования преднамеренных неандертальских погребений, а открытия последующих лет сделали ее непоколебимой…

Но вернемся к находкам из Спи. К сожалению, об этих материалах имеется весьма скудная информация, что, по-видимому, связано с несовершенством методики раскопок, а главное, с несовершенством фиксации обнаруженных остатков. Всю опубликованную документацию составляют: краткое словесное описание и схематический разрез отложений площадки перед гротом. Планы, фотографии и даже схемы расположения обнаруженных костяков отсутствуют. Из описания следует, что: «Найденные человеческие остатки принадлежали двум индивидуумам, первый скелет (Спи 2 — мужчина в возрасте 25 лет — Ю. С.) был найден в 6 м к югу от входа в грот, другой (Спи 1 — мужчина (?) в возрасте 35 лет.— Ю. С.) в 8 м от той же точки и в 2,5 м от первого. Нам удалось уточнить положение Спи 1. Он лежал поперек оси пещеры, головой на восток и ногами на запад. Он лежал на боку с рукой (кистью — main), прижатой к нижней челюсти». Относительно положения второго костяка определенно ничего не известно. Более того и антропологическая сторона исследования была не на высоте: из всего добытого костного материала для изучения были, по-видимому, выбраны только относительно хорошо сохранившиеся кости — черепа, челюсти, один (?) крестец, а остальная часть костных остатков была отнесена к категории неопределенных обломков. Эти обломки перешли в частную коллекцию семьи Лоэ, где в начале они оказались труднодоступными для специалистов, а к 50-м годам нашего века и вовсе утерянными . Данное обстоятельство затруднило, во-первых, определение пола обнаруженных индивидуумов, для одного из которых он так и не был установлен с достаточной точностью, а, во-вторых, только спустя 60 лет, среди уцелевших обломков были выявлены кости третьего индивидуума, который оказался ребенком, вероятно, находившимся в паре с одним из взрослых .

Хорошо известно, каким «недобросовестным» исследователем был тогдашний торговец древностями О. Хаузер. Нет почти ни одного автора, писавшего о неандертальских погребениях, который не отметил бы «ужасающих условий», в которых Хаузер производил раскопки, обвиняя его во всех смертных грехах, вплоть до фальсификации находок. Однако справедливости ради следует сказать, что о неандертальском погребении, принадлежавшем 16—18-летнему юноше и открытом 7 марта 1908 г., во время раскопок О. Хаузера в Нижнем Гроте Ле Мустье, известно гораздо больше, чем о многих других погребениях, раскопанных гораздо позднее. И тем более о втором погребении из этого же грота, обнаруженном Д. Пейрони в 1914 г., от которого сохранилось лишь краткое словесное описание могильной ямы и ее схематическое изображение. В этой яме был найден костяк годовалого (?) ребенка (тогда же, по-видимому, и утраченный, о положении которого не сказано ни единого слова . К чести же О. Хаузера надо сказать, что он работал довольно профессионально: существуют добротные по тому времени планы вскрытой им стоянки, наложенные на планы местности, есть и схематические разрезы. Опубликованы относительно подробные описания находки, из которых можно узнать, при каких обстоятельствах был обнаружен костяк. Там же описывается и его положение при частичном и полном вскрытии (10—12 августа 1908 г.), произведенном уже антропологом Г. Клаачем; имеются фотографии и прорисовки части обнаруженных остатков. Более того, О. Хаузер был, видимо, первым археологом, пригласившим компетентную комиссию, состоявшую из членов Франкфуртского антропологического конгресса, с тем, чтобы она присутствовала при окончательном вскрытии погребения . Уже на основании изложенного, данный источник может считаться сравнительно полноценным и, после соответствующей критики, может быть использован при изучении погребальных обрядов неандертальцев, а не отбрасываться за недоброкачественностью, как это происходило до сих нор.

3 августа 1908 г., недалеко от с. Ля Шапель-о-Сен, в пещере Бонневаль, братья А. и Ж. Буиссони и Л. Бардон вскрывают еще одно неандертальское погребение. Оно было совершено в яме и принадлежало мужчине в возрасте 40—45 лет. Так вот, эти очень добросовестные, по общему признанию, исследователи (по непонятным причинам,— со ссылкой на какие-то неясные обстоятельства) оставляют гораздо меньше информации о погребении, в частности графической и фотографической, чем проклинаемый всеми торговец древностями. Составляются только схематический план и два разреза пещеры через погребение со схематическим изображением положения костяка в могильной яме, и 4 фотографии, на трех из которых снята пещера и подступы к ней, а на одной — часть человеческого черепа в момент его расчистки (в лаборатории?). Этим документация исчерпывается, а две основных авторских публикации, в силу наличия в них разночтений, порождают две разные версии относительно числа и характера находок, связанных с погребением . Таким образом, самое известное и, казалось бы, наиболее добротно раскопанное и хорошо опубликованное погребение, оказывается источником недостаточно информативным.

С 1909 г. и, можно сказать, по сей день, продолжаются открытия, связанные с раскопками Большого Навеса Ля Ферраси и изучением его материалов .

Первый скелет в Ферраси был открыт Д. Пейрони и Л. Капитаном 19 сентября 1909 г. Он принадлежал мужчине примерно 45 лет, имел относительно хорошую сохранность и был достаточно полно зафиксирован: имеется описание положения погребенного и фотография скелета, сделанная на месте уже после его расчистки (графическое изображение костей, правда, отсутствует, хотя имеется схематичный рисунок костяка, сделанный А. Брейлем, присутствовавшим на раскопках). На общем, крайне схематическом и во многом расходящемся со словесными описаниями плане стоянки, местоположение первого скелета обозначено овалом, который можно принять (как, впрочем, это зачастую и делается) за контур могильной ямы, хотя ничего определенного о ней не сказано. Второй костяк был обнаружен год спустя (сентябрь 1910 г.). Он также принадлежал взрослому субъекту — женщине в возрасте 25—30 лет — но имел гораздо худшую сохранность. Информация об этом погребении более скудная, чем о предыдущем, а фотография, сделанная в процессе расчистки, показывает только чрезвычайно сильную согнутость костей ног в коленных суставах. Чертежи отсутствуют. На общем плане место костяка также обозначено овалом, а по поводу погребения сказано, что покойник был «положен на очаг без предварительно выкопанной ямы», хотя, по сообщению Л. Бардона, присутствовавшего при вскрытии погребения: «В Ферраси заметили только небольшое углубление участка земли под двумя первыми скелетами» .

Третий костяк, найденный уже в бесспорной могильной яме (8 августа 1912 г.), принадлежал ребенку десятилетнего возраста. Он плохо сохранился. О положении скелета или уцелевших костей ничего не говорится; фотографии и чертежи отсутствуют, на общем плане изображен контур могильной ямы, имеющий подовальную форму. Четвертый костяк был обнаружен тогда же в аналогичной яме. «Описан» и отмечен на плане таким же образом, как и предыдущий. Принадлежал новорожденному. Остатки еще одного индивидуума, оказавшегося доношенным зародышем, были, спустя почти 60 лет, выявлены Ж.-Л. Хеймом среди костей погребенного 4 (теперь обозначаются как 4а и 46).

Погребение пятого индивидуума (зародыш 7—8 месяцев) было открыто 26 апреля 1920 г. Существует относительно подробное описание погребального сооружения, которое представляло собой могильную яму, полностью перекрытую насыпью. Поза погребенного или расположение обнаруженных в могиле костей не описаны. На схематическом изображении придонной части ямы имеется рисунок трех скребел, которые были там обнаружены лежащими плашмя и одинаково ориентированными. Фотографии и чертежи отсутствуют.

Шестое погребение, открытое 1 июня 1921 г., принадлежало ребенку в возрасте около 3 лет. Это самое знаменитое погребение в Ферраси, где череп, лишенный лицевой части и нижней челюсти, находился в той же могильной яме, но в 1,25 м от посткраниального скелета, под известняковой плитой с чашевидными углублениями. Костяк располагался в самой узкой и глубокой части ямы в скорченном положении; был ориентирован восток—запад, ногами к западу. Других подробностей не сообщается, указывается только, что прямо на костяке находились два скребла и один остроконечник. Фотографии и чертежи отсутствуют. На общем плане погребение обозначено ямкой с выступом, имеющей подовальную форму и ориентированной восток—запад. Кроме этого, опубликовано схематическое изображение самой ямы, где она уже имеет трапециевидную форму и ориентирована север—юг, и плиты в ней с указанием местоположения черепа и посткраниального скелета, но без прорисовки костей. Остатки восьмого индивидуума Ферраси были обнаружены во время раскопок А. Дельпорта в августе 1973 г., на небольшом расстоянии от погребения 5. Они принадлежали ребенку в возрасте около двух лет. В антропологическом отношении эти остатки были изучены Ж.-Л. Хеймом и частично опубликованы, а археологическая сторона открытия в печати еще широко не освещалась.

Открытиями в Ферраси как бы замыкается круг находок, очерчивающий период «Большого открытия неандертальца». А из всего вышесказанного следует, что общее состояние данных источников во многом оставляет желать лучшего, в особенности с точки зрения содержащейся в них информации, касающейся тафологической стороны вопроса. При этом данные памятники составляют 1/3 всех неандертальских погребений, которые в настоящее время считаются преднамеренными. Но чтобы не создалось впечатления, что только «старые» источники выглядят сейчас неполноценными, стоит привести несколько примеров.

1. Из десяти погребений, раскопанных Т. Мак Коуном в Схул в 1929—1930 г., только четыре почему-то удостоились графической и фотографической фиксации .2. Погребение в Регурду, открытое Р. Констаном в 1957 г. и сопредельный с ним «медвежий комплекс», исследованный впоследствии Е. Бонифеем, до сих пор не имеют подробных публикаций.3. Интереснейшее погребение из Рок де Марсаль, найденное Ж. Лафилем в 1961 г., тоже пока не получило должного отражения в литературе.4. Шестеро из девяти индивидуумов, вскрытых Р. Солецки в Шанидаре, в конце 50 — начале 60-х годов, остались, можно сказать, совершенно не зафиксированными .5. Остатки, вероятно, разрушенного погребения, открытого Ю. Г. Колосовым на стоянке Заскальная VI в 1972 г., все еще ожидают монографического исследования и т. д.

По иронии судьбы, число подобных примеров не бесконечно, так как в конечном счете ограничено числом известных на сегодняшний день неандертальских погребений. Это обстоятельство и привело, по-видимому, к той ужасающей неразберихе, которая создалась в литературе, предоставив удивительно плодородную почву для появления всяких «фантазий на тему…». Причем, искаженные до неузнаваемости описания погребений появляются и в самых солидных исследованиях, не говоря уже о научно-популярной литературе.

Так, например, объявляется, что в Тешик-Таше был обнаружен череп ребенка, а в Пеш де ль Азе — целое детское погребение, тогда как все было наоборот .

Или сообщается, что яма погребения Ле Мустье 2 была перекрыта тремя известняковыми блоками, тогда как в действительности перекрыта соседняя с погребением яма, не содержавшая человеческих остатков .85

Погребенный в Ля Шапель-о-Сен или вовсе лишается инвентаря, или снабжается (заботливыми авторами) самым что ни на есть обильным инвентарем, в том числе и пресловутой бычьей ногой, кстати, до сих пор с триумфом путешествующей из одного компилятивного сочинения в другое, а однажды даже превратившейся в целую «четверть быка» , данную покойнику в качестве напутственной пищи, и это еще не самое удивительное ее превращение, так как в другом месте ногу быка сменили его рога и т. д.

В заключение хочется отметить, что если бы с самого начала фиксация костных остатков неандертальцев и окружающей их обстановки происходила более обстоятельно, с полным представлением всех обнаруженных свидетельств, а информация, заимствованная из первоисточников не искажалась бы от издания к изданию, то, возможно, и не возникла бы проблема признания самого факта существования погребальной практики у неандертальцев или, по крайней мере, его не пришлось бы никому доказывать в течение 50 лет.

К содержанию 181-го выпуска Кратких сообщений Института археологии

В этот день:
  • Дни рождения
  • 1846 Родился Гастон Масперо — французский египтолог, командор ордена Почётного легиона, исследователь тайника с царскими мумиями в Дейр эль-Бахри.
  • Дни смерти
  • 1887 Умер Лудольф Эдуардович Стефани — российский филолог и археолог, хранитель Отделения классических древностей Эрмитажа.
  • 1958 Умер Михаил Яковлевич Рудинский — украинский и советский археолог, доктор исторических наук, основатель Полтавского краеведческого музея.
Свежие записи

arheologija.ru

Погребение умерших неандертальцами

Первые люди большую часть своей жизни проводили в поисках пищи, занимаясь охотой (подробнее в статье «Охота первобытных людей«) или собирательством. По всей видимости, они никогда не задумывались над тем, как они появились на свет и что происходит с ними после смерти. Похоже, неандертальцы были первыми людьми, хоронившими своих покойников. скелет неандертальца рисунокПалеонтологи обнаружили немало скелетов, которые были захоронены в могилах, вырытых в земляном полу пещер, где жили неандертальцы. Иногда тела погребались вместе с каменными орудиями, так что неандертальцы, судя по всему, верили в загробную жизнь.

Это вход в большую пещеру (см. рис внизу), расположенную в горах Ирака. Внутри ее палеонтологи обнаружили могилу 40-летнего мужчины, умершего примерно 60 000 лет назад. Скелет этого человека (см. рис. справа) сохранился в ископаемом виде благодаря давлению массы земли, наваленной на него сверху. Его уложили в могилу в согнутом положении, так что колени оказались у самого подбородка. Очевидно, для того, чтобы выкопать такую яму в земляном полу пещеры, требовалось затратить массу времени и усилий. Ведь неандертальцы могли копать только заостренными каменными орудиями и палками (подробнее в статье «Орудия каменного века«).

Окаменевшая пыльца

В этой могиле учённые обнаружили окаменевшую пыльцу, а это говорит о том, что покойник был погребён с цветами. Вот как выглядит эта пыльца под микроскопом. Васильки, крестовник, гиацинт, алтей розовый — эти дикорастущие цветы соплеменники положили в могилу умершего. Они растут в некоторых частях Европы и по сей день, и вы их, возможно, встречали.

Погребение

погребение умершего неандертальцами рисунокНеандертальцы положили умершего на подстилку из сосновых веток и осыпали тело дикорастущими цветами, принесенными с гор. В этой могиле ученые обнаружили окаменевшую пыльцу, а это говорит о том, что покойник был погребен с цветами. Вот как выглядит эта пыльца под микроскопом. Эти дикорастущие цветы соплеменники положили в могилу умершего. Они растут в некоторых частях Европы и по сей день, и вы их, возможно, встречали.

Читайте так же статью «Охота неандертальского человека на медведя«

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Неандертальцы верили в загробную жизнь?

Захоронение неандертальцев показывает, что они практиковали ритуалы похорон и обладали символическим мышлением еще задолго до современных людей.В Сима-де-лас-Паломас (Мурсия, юго-восток Испании) обнаружено захоронение по крайней мере трёх неандертальцев, возраст которого оценивается в 50 тыс. лет.  Умершие, по всей видимости, были похоронены «намерено», и у каждого неандертальца руки на груди были скрещены и положены близко к голове, рассказывают исследователи.

Следовательно, допускают ученые, неандертальцы устраивали похороны и обладали символическим мышлением, прежде чем современные люди овладели этой уникальной способностью. Стоянка Сима-де-лас-Паломас (Sima de las Palomas) в Мурсии, Юго-Восточная Испания, также может быть первым известным неандертальским захоронением средиземноморской Европы.

"Мы не можем сказать многого (о скелетах) кроме того, что мы предполагаем, что стоянка была как-то связана с останками умерших неандертальцев", сказал Discovery News ведущий автор изыскания Майкл Уолкер.

"Их орудия и остатки пищи, не говоря уже о признаках костров, которые они же, видимо и разожгли, указывают нам на то, что они посещали эту стоянку не единожды", добавил ученый.

Уолкер, профессор кафедры зоологии и физической антропологии Университета Мурсии и его коллеги нашли скелеты молодой взрослой женщины, несовершеннолетнего или ребенка, а также взрослого - возможно, мужчины - неандертальца.

"Мы не можем сказать, связаны ли как-то между собой эти три неандертальца, из-за денатурированности их ДНК по причине высокой температуры окружающей среды. Конечно, ребенок был связан с одним из них ", говорят эксперты.

Эти три скелета представляют собой одни из наиболее хорошо сохранившихся и наиболее методично раскопанных останков неандертальцев.

"Такие открытия чрезвычайно редки!», заявил господин Уолкер.

Найденные неандертальцы были покрыты "надгробием" из камней. И хотя сразу приходит мысль, что их просто завалило, тем не менее, специалисты отметают эту версию.

"Я думаю, что в Сима-де-лас-Паломас имеется достаточно доказательств того, что эти три неандертальца стали жертвами несчастного случая, и чьи труппы избежали атаки гиен и леопардов, которые также присутствовали на этой стоянке," сказал Уокер.

Необожженные кости двух лап пантеры были словно втиснуты в скалу в месте, где отсутствовала остальная часть животного скелета, несмотря на близость к «человеческим» скелетам, говорят авторы. Исследователи полагают, что неандертальцы могли специально отрезать лапы пантеры и оставить их. Возможно также, что лапы клались к телам перед захоронением, что, возможно, имело особое ритуальное значение.

В заключение, немаловажно сказать и то, что на этой же стоянке ученые также обнаружили и останки других неандертальцев.

mk.ru

Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

paranormal-news.ru


Смотрите также