О неандертальцах и ... вшах. Одежда неандертальцев
Причиной вымирания неандертальцев стала... одежда
История
Быт и жизненный уклад
Войны
Изобретения
Личности
События
Мифы
Моя планета
Общество, культура, традиции
Удивительные места
Флора и фауна
Явления
Наука
Археология
Естественные науки
Космос
Технологии
Рекорды
В мире
Животные
Люди
Новости
Открытия
Поиск
Интересные статьи, новости, факты — MyDiscoveries.ru
История
ВсеБыт и жизненный укладВойныИзобретенияЛичностиСобытия
Уинстон Черчилль хотел построить авианосец изо… льда
Самые необычные способы казни
Откуда взялась Баба Яга?
История выражения «последнее китайское предупреждение»
Мифы
Правда, что если хрустеть суставами, можно заработать артрит?
Правда, что мухомор убивает мух?
Правда ли, что носороги топчут огонь?
«Правило пяти секунд» — правда или вымысел?
Правда ли, что акулам не нравится вкус человека?
Моя планета
ВсеОбщество, культура, традицииУдивительные местаФлора и фаунаЯвления
Почему в Японии синие, а не зеленые сигналы светофора?
Зачем фрукты меняют свой вкус и цвет во время созревания?
Снежное цунами, которого на самом деле нет
Еще несколько фотодоказательств того, что кошки — это жидкость
Наука
mydiscoveries.ru
Неандертальцы были плохими портными?
Шапка-неандерталка! Кадр из фильма «Одиссея первобытного человека» (L’odyssée de l’espèce), Франция, Канада, Италия, Швейцария, Бельгия, 2003.
Учёные провели исследование, в ходе которого сравнили качество одежды неандертальцев и кроманьонцев. Результаты работы опубликованы в Journal of Anthropological Archaeology.
Археологи до сих пор не могут точно ответить: когда люди стали одеваться, и какой была древнейшая одежда? Дело в том, что материалы, из которых делают одежду, — ткань, шкуры животных — недолговечны, и при раскопках древних стоянок найти что-либо подобное практически невозможно. Специалисты сходятся во мнении, что у наших прямых предков — кроманьонцев, пришедших в Европу 40 тыс. лет назад, уже была одежда. В пользу этого — находки костяных игл и других инструментов, явно использовавшихся для шитья и обработки шкур. А вот одевались ли неандертальцы? И каким был неандертальский костюм? Умели ли наши ископаемые родственники шить, или ограничивались простейшими накидками из шкур?
Интересное исследование провела международная группа археологов. Сначала учёные составили список семейств млекопитающих, обитавших в Европе примерно в то время, когда там жили и кроманьонцы, и неандертальцы. Для этого использовалась информация по 493 археологическим памятникам возрастом от 20 до 60 тыс. лет. В список вошли 24 семейства млекопитающих. Затем, изучив этнографическую базу данных, исследователи отобрали 9 семейств, из шкур которых часто шьют одежду современные жители умеренных и высоких широт. Оказалось, что для изготовления одежды чаще всего используются шкуры оленей (32%), коров (16%), куньих (14%), зайцев (10%), псовых (10%).
После этого археологи выяснили, с какой частотой останки этих животных встречались на неандертальских и кроманьонских стоянках. Всего учёные проанализировали 96 неандертальских и 237 кроманьонских местонахождений.
К каким выводам пришли исследователи?
Кости всех 9 семейств млекопитающих были найдены и на кроманьонских, и на неандертальских памятниках. Однако на стоянках кроманьонцев значительно чаще встречались кости псовых, зайцев и куньих. Что это значит? Авторы интерпретируют результаты так: одежда была у обоих видов древних людей, однако кроманьонцы чаще использовали в ней мех. У современных северных народов высококачественный мех куньих и псовых играет крайне важную роль в защите от холода.
Учёные разбирают конкретный пример: росомаха. Мех росомахи отлично защищает от ветра и мороза, но использовать такую шкуру как основной материал для одежды неудобно: кожа росомахи слишком тяжёлая, а мех чересчур длинный. Современные народы делают из меха росомахи тёплые воротники. Кости росомах найдены на 56 кроманьонских стоянках — и ни на одной неандертальской! Следовательно, кроманьонцы были более искусны в кройке и шитье, чем неандертальцы, навыков которых хватало только на то, чтобы содрать шкуру с животного и набросить её на плечи.
Может быть, такая разница объясняется просто невезением неандертальцев, которые реже встречали зайцев, куниц и волков? Авторы статьи отметают такую возможность — все три группы млекопитающих были самыми обычными обитателями Евразии 40 тыс. лет назад.
Но, возможно, животных использовали в гастрономических целях? И дело в разных пищевых предпочтениях кроманьонцев и неандертальцев? Авторы заявляют, что это может быть верно в случае зайцев, но не псовых и куньих: современные обитатели высоких широт крайне редко используют их в пищу, но часто шьют одежду из их шкур. Хотя лично мне этот довод кажется сомнительным. Мало ли что современные чукчи редко едят песцов. Что мешало кроманьонцам быть любителями волчатины?
Авторы сравнивают полученные результаты с другими косвенными данными и делают далеко идущие выводы. Одежда неандертальцев была менее качественной и хуже защищала от холода. Следовательно, они имели меньше возможностей для охоты, зимой отсиживались в пещерах, хуже размножались, болели. Хотя неандертальцы адаптировались к холоду в Европе в течение десятков тысяч лет, кроманьонцы превосходили их технологически — благодаря более качественной одежде, более надёжным жилищам, более искусному обращению с огнём они смогли дальше продвинуться на север. В итоге озябшие неандертальцы полностью вымерли, не выдержав очередного пика ледникового периода 40—39 тыс. лет назад.
Почему же неандертальцы оказались такими неумелыми портными? Неужели не хватило ума? А может быть, дело в приверженности традициям? Или техника охоты не позволяла им поймать зверушку с хорошим мехом? Вопрос остаётся открытым. «Да помогут нам дальнейшие исследования!»
Авторы вспоминают любопытные результаты анализа ДНК головной и платяной вшей. В 2003 году генетики вычислили, что эти две разновидности вшей разделились примерно 72—42 или максимум 107 тыс. лет назад — то есть уже после появления современного вида человека. Кроме того, в Африке платяные вши наиболее разнообразны — значит, у этого паразита, как и у нас с вами, африканская прародина. А ведь платяная вошь живёт в складках одежды — значит, примерно в это время и именно в Африке люди впервые стали одеваться!
Исследователи, впрочем, сами приводят возможные возражения. У неандертальцев не было игл, но они могли использовать для скрепления частей одежды кожаные ремешки или верёвочки — ведь находки неандертальских верёвок были. Есть находки и неандертальских костяных орудий, предназначенных для выделки кож — причём они появляются у неандертальцев чуть ли не раньше, чем у наших предков. Так что принижать неандертальские способности я бы не стал.
Кстати, в списке животных нет ни мамонтов, ни носорогов. Действительно, современные северные народы не шьют одежды из шкур этих зверей. Догадайтесь, почему.
Интересное исследование, но, честно говоря, мне выводы учёных кажутся надуманными. Фактически мы узнали, что неандертальцы ловили всех тех же млекопитающих, что и кроманьонцы, только меньше любили зайцев, волков и куниц. Ну а чем плоха шкура медведя или пещерного льва? Вот вы бы что выбрали — заячий тулупчик или медвежью шубу (гринписовцы, можете не отвечать)? Я за второй вариант!
Автор — Александр Соколов.
22century.ru
Одежда и обувь. Неандертальцы [История несостоявшегося человечества]
Одежда и обувь
Неандертальцы обитали преимущественно в районах с довольно суровым климатом и снежными зимами, и поэтому трудно представить, что они могли обходиться без одежды и обуви. Антрополог и специалист по биоэнергетике Л. Айелло, специально изучив этот вопрос, пришла к выводу, что несмотря на их холодоустойчивую конституцию, богатый белками и жирами рацион и предположительно высокий уровень метаболизма (обмена веществ) они всё же должны были испытывать необходимость в искусственном утеплении тела. Во всяком случае, пережить пики похолоданий, не оградив себя хоть в какой-то мере от воздействия стихий, им вряд ли удалось бы. Не проведёшь же безвылазно в пещере всю долгую морозную зиму, не пополняя запасов хотя бы самого необходимого — еды и топлива. Да и далеко не во всякой пещере — даже загороженной от ветра и снега шкурами и постоянно обогреваемой несколькими кострами — температуру можно было поднять настолько, чтобы сидеть в ней нагишом. Стало быть, без одежды и обуви — никак.
То обстоятельство, что археологам по сей день не удалось обнаружить абсолютно никаких признаков существования в среднем палеолите ни того, ни другого, в общем-то, ничего не значит, поскольку материалы, из которых люди этой эпохи могли бы изготовить себе башмаки или сшить штаны, относятся к разряду весьма и весьма недолговечных. Шкуры, кожи, растительные волокна сохраняются в погребённом состоянии максимум несколько тысяч лет, да и то лишь в идеальных геологических условиях, например, в мерзлоте, в торфяниках и т. п. Поэтому неудивительно, что древнейшие достоверные находки обуви — сандалии из кожи и растительных волокон — датируются всего лишь началом голоцена, т. е. периодом, отстоящим от наших дней не более чем на 10 тыс. лет. Они неизвестны пока ни для среднего, ни для верхнего палеолита, но это наверняка как раз тот случай, когда «отсутствие свидетельств не является свидетельством отсутствия».
Впрочем, говорить о полном отсутствии свидетельств существования обуви в верхнем палеолите не совсем правильно. Во-первых, в гроте Фонтанэ во Франции есть позднепалеолитический след человеческой ноги, обутой в нечто мягкое и эластичное, вроде мокасина. Во-вторых, расположение многочисленных нашивных бусин, сопровождающих костяки из знаменитых погребений в Сунгире во Владимирской области, указывает на то, что люди, похороненные здесь примерно 25 тыс. лет назад, были положены в могилу в одежде и обуви. Странно, правда, что ни на одном из человеческих изображений, относящихся к верхнему палеолиту, присутствие обуви совсем никак не обозначено, хотя иные части костюма представлены порой весьма детально.
Единственный след, относительно которого с уверенностью можно утверждать, что он принадлежит неандертальцу, оставлен, несомненно, босой ногой. Судя по торий-урановым датировкам подстилающих и перекрывающих прослоек травертина, возраст этого отпечатка, обнаруженного в пещере Вартоп в Румынии, не менее 62 и не более 119 тыс. лет[132]. Вартоп — пещерка маленькая, ни на что путное не пригодная. Похоже, шёл просто человек мимо, заглянул в неё из любопытства — а что там, внутри? — не нашёл ничего для себя интересного, плюнул да и отправился дальше по своим неандертальским делам. Или, может, прогуливался поблизости с дамой, почувствовал естественную потребность уединиться, а тут как раз столь подходящая для этой цели дыра в скале. Зашёл, вышел. А след остался. И мы знаем, что оставивший его не был обут. Впрочем, коль на то пошло, то и все известные верхнепалеолитические следы в полу пещер, за исключением упомянутого отпечатка из Фонтанэ, тоже оставлены босыми ступнями; а ведь это уже ступни гомо сапиенс.
Если неандертальцы носили деревянные башмаки, то есть слабая надежда, что идентифицируемые остатки таковых всё же могли сохраниться в каком-нибудь ископаемом торфянике, и при очень большом везении когда-нибудь будут обнаружены (как сохранились и были обнаружены, например, копья из Лёрингена и Шёнингена). С одеждой же, увы, даже на такую призрачную перспективу уповать не приходится. Правда, на знаменитом Этци — энеолитическом человеке, замёрзшем в Альпах 5300 лет назад, — сохранились не только штаны и рубаха, а даже и трусы (кожаные!), но где энеолит[133], а где средний палеолит… В общем, ситуация казалась бы совсем безнадёжной, если бы на свете не было такой твари, как вши. Именно они, эти мерзкие, всем ненавистные насекомые, являются единственным и при том живым свидетельством того, что чем-то люди среднего палеолита свои бренные тела всё же прикрывали.
Дело вот в чём. Благодаря использованию уже знакомого нам метода молекулярных часов было установлено, что два современных подвида Pediculus humanus — головная (P.h. capitis) и платяная (P.h. corporis) — разделились примерно 70 тыс. лет назад[134]. Поскольку же вторая из этих форм, питающаяся кожей тела, в отличие от первой формы, а также и от лобковых вшей, жить может только в одежде, то, значит, по крайней мере 70 тыс. лет назад одежда уже была. Гомо сапиенс в то время ещё и из Африки-то толком не выбрались, и вряд ли нуждались в чём-то более фундаментальном, чем набедренная повязка (и то вряд ли), а вот неандертальцы, как знают те, кто прочёл предыдущую главу, как раз переживали один из самых суровых климатических периодов за всю историю своего существования.
Нет оснований сомневаться, что им было вполне под силу придумать, как защитить от холода и снега любую часть тела, которая в такой защите нуждалась. Вот, например, как просто старая неандерталка из романа Джин Ауэл «Клан пещерного медведя» изготовила из шкуры зубра башмаки для своей приёмной дочери: «Очистив шкуру от мёздры и пропитав для непромокаемости жиром, женщина выкроила из неё два круга, пробила по контуру дырочки, вставила в них бечёвки и затянула по ноге девочки мехом внутрь». Всего и делов-то! И выглядит ведь описанная технология, согласитесь, вполне реалистично. Конечно, цитатами из романов ничего не докажешь, это я понимаю. Не понимаю я другое: неужели кто-то всерьёз способен думать, что люди, открывшие, как-никак, способ производства искусственного сырья (это я о смоле, см. выше) и умевшие делать из дерева копья, пригодные для охоты на слонов, а из камня ножи, которыми до сих пор можно бриться, не додумались бы при необходимости до того же, до чего додумалась современная писательница, покупающая обувь в готовом виде в магазине?[135]
Кстати, Ауэл совсем не случайно не снабдила свою героиню иголкой ни в процитированном только что отрывке, ни в других эпизодах романа, где та занимается рукоделием. Иглы, вырезанные из кости или рога и почти точно повторяющие форму и размеры современных стальных, в большом количестве встречаются только начиная с середины верхнего палеолита, а в среднем палеолите они неизвестны. Следует ли из этого, что изготавливать одежду в это время ещё не умели? Конечно, нет. Ведь иглы неизвестны и в начале верхнего палеолита, их нет даже в ориньяке (по крайней мере, в раннем), но никто же не станет всерьёз утверждать, что носители этой культуры, ничем не отличавшиеся в анатомическом плане от современных людей и делавшие из кости множество самых разных, технологически очень сложных вещей (наконечники копий, бусы, подвески, скульптурные изображения людей и животных) были неспособны наладить производство штанов или мокасин, и покоряли Европу — далеко не самый жаркий континент — в голом виде и босиком. Пусть ни на одной неандертальской стоянке игл нет. Зато там есть костяные шила и каменные проколки, которые вполне могли служить портняжным, скорняжным и сапожным инструментом. О том, что так оно, скорее всего, и было, косвенным образом свидетельствуют микроследы износа на некоторых из этих орудий, появившиеся, по мнению трасологов, в результате работы по коже и шкурам[136].
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Появление первой одежды
Зачем людям нужна одежда? Защита от неблагоприятных условий окружающей среды — далеко не единственная причина, по которой мы начали ее носить и носим до сих пор. Происхождение и появление первой одежды.
Стивену Гофу настолько нравится ходить без одежды, что ради этого он готов пожертвовать своей свободой.
За появление на публике в голом виде его арестовывали уже множество раз, и в общей сложности он провел за решеткой 10 лет.
Гоф, также известный как «голый бродяга», предпочитает выходить на улицу нагим в теплое время года.
Он не опасен для общества, однако его попытка в 2003 году пересечь всю Великобританию от ее северо-восточной до юго-западной оконечности вызвала бурю возмущений по всей стране.
Когда он решил повторить это путешествие, его быстро арестовали. Большую часть тюремного срока он провел в одиночной камере из-за отказа носить одежду.
И все же вряд ли можно отрицать, что все мы появляемся на свет обнаженными. Однако, в отличие от Гофа, большинство из нас предпочитает прикрывать свое тело.
Для этого есть веские причины: в холодном климате теплая одежда спасает от мороза, а в жарком — служит защитой от палящего солнца.
Тем не менее некоторые общины охотников и собирателей до сих пор практически полностью обходятся без одежды. Из этого можно сделать вывод, что одежда не имеет определяющего значения для выживания человека.
Если нагота — это так естественно, то когда же мы начали одеваться и зачем?
Археологические находки, свидетельствующие о том, когда именно наши предки, гоминины (к гомининам относят людей, шимпанзе, а также некоторые вымершие на сегодняшний день роды высших приматов, — Прим. перев.), перестали ходить голыми и начали надевать на себя шкуры животных, отсутствуют, так как одежда не превращается в окаменелости.
Тем не менее, антропологи все же смогли определить время появления первой одежды при помощи ряда косвенных методов.
В 2011 году ученые, изучавшие вшей, выяснили, что все началось всего 170 тысяч лет назад. Они обнаружили, что две линии вшей — живущие на голове и на одежде — разделились примерно в то время.
Другими словами, как только люди начали носить одежду, часть вшей переселилась на нее и в итоге развилась в отдельный вид.
На тот момент вид Homo sapiens, к которому все мы принадлежим, уже обитал в Африке. У его представителей уже не было густого волосяного покрова, который помогал более древним гомининам согреваться по ночам и защищал их от жары.
Иэн Гиллиган из Сиднейского университета (Австралия) считает, что мы могли начать носить одежду, чтобы компенсировать отсутствие волосяного покрова.
Но представители современных общин охотников и собирателей практически не пользуются одеждой. Примером тому может служить этническая группа нуэр, проживающая на юге Судана.
Это наводит на мысль о том, что защита от неблагоприятных условий окружающей среды — не единственная причина, по которой люди начали носить одежду.
Можно предположить, что они стали стыдиться своего тела и хотели прикрыть его, однако прямые свидетельства этого найти трудно.
Согласно документальным источникам, другие общины охотников и собирателей, в том числе фуэгины из Южной Америки, периодически носили простую одежду, но ходили и голыми.
Вероятно, древние люди прикрывали свое тело только в холодное время года.
За пределами Африки одежда была жизненно необходима как средство защиты от холода. Так, например, другой вид древних людей, неандертальцы, обитали в гораздо более холодном климате, и без одежды просто не смогли бы выжить.
Неандертальцы жили в Европе задолго до появления здесь людей современного типа. И они, и мы произошли от общего предка — как полагают ученые, гейдельбергского человека (Homo heidelbergensis).
Таким образом, неандертальцы придумали носить одежду задолго до нас, современных людей.
По-видимому, у каждого из этих двух видов гомининов был свой подход к созданию одежды.
«Одежда неандертальцев и людей различается», — говорит Натан Уэльс из Музея естественной истории Дании.
В исследовании, опубликованном в 2012 году, Уэльс подсчитал, что в зимние месяцы неандертальцам необходимо было закрывать 70-80% своего тела, чтобы выжить в климате тех регионов, которые они населяли.
Для этого он сравнил одежду, которую современные охотники и собиратели используют в различных регионах, и соотнес эти данные с климатическими условиями, в которых жили неандертальцы.
Уэльс также утверждает, что людям современного типа требовалось чуть больше одежды — им приходилось прикрывать до 90% своего тела.
По его словам, это означает, что неандертальцам не нужно было изготавливать плотно прилегающую одежду, полностью закрывающую тело.
На сегодняшний день мы имеем примерное представление о том, какую одежду они использовали.
Согласно исследованию, опубликованному в августе 2016 года, неандертальцы носили простые меховые накидки. Ученые предположили, что они просто заворачивались в шкуру одного животного.
Люди современного типа изготавливали чуть более сложную одежду, вероятно, сшитую из нескольких шкур.
Ведущий автор исследования Марк Коллар из Университета им. Саймона Фрейзера (Бернаби, Канада) обнаружил, что люди современного типа охотились на животных, мех которых можно было бы использовать для изготовления плотной теплой одежды.
Прекрасным примером тому служит мех росомахи. Из него получался отличный воротник или окантовка для рукавов.
Коллар выяснил, что росомахи даже сегодня остаются желанной добычей для таких племен, как эскимосы.
«На эти шкуры действительно был большой спрос, и это связано со структурой меха — он почти не покрывается инеем, в отличие от других, — говорит он. — Он защищает от холода намного лучше, чем зимнее военное обмундирование».
Эти выводы окончательно убедили Уэльса в том, что люди современного типа вели отличный от неандертальцев образ жизни.
«Умение изготавливать одежду очень помогло людям — благодаря ему они могли быстро осваивать новые места обитания, — говорит он. — Вместо того чтобы приспосабливаться к ним эволюционно, можно было просто создать более совершенную одежду».
Несмотря на это, неандертальцы, с их небольшим ростом и коренастым телосложением, были лучше приспособлены к более холодному европейскому климату, чем люди современного типа.
Они пришли в Европу задолго до нас, в то время как люди современного типа долгое время обитали в тропическом африканском климате.
Как ни парадоксально, тот факт, что неандертальцы были лучше приспособлены к холоду, мог стать одним из факторов их исчезновения.
У людей современного типа было менее крепкое телосложение, и они были более чувствительны к холоду. Чтобы спастись от него, нужно было что-то придумать.
«Чтобы бороться с холодом, мы изобрели более надежную одежду. 30 000 лет назад, когда пришло сильное похолодание, у нас было преимущество», — говорит Гиллиган.
Археологические находки свидетельствуют о том, что люди владели достаточно совершенными технологиями изготовления одежды. К тому моменту мы уже изобрели специальные режущие инструменты, в том числе ножи, а позже и иголки.
С их помощью шкуры можно было разрезать на прямоугольники и квадраты, а потом скреплять между собой.
У неандертальцев же не было никаких приспособлений, кроме скребков. В 2007 году Гиллиган предположил, что это и привело к их исчезновению, так как в наиболее холодные времена последнего ледникового периода они остались без качественной одежды.
«Когда климат резко изменился, они могли исчезнуть именно потому, что не умели изготавливать сложные предметы одежды, в отличие от людей современного типа, освоивших это ремесло еще в Африке», — говорит Гиллиган.
У людей современного типа были более сложные орудия и одежда, однако неандертальцы вовсе не были неразумными дикарями, как считалось ранее.
Нет причин считать, что их уровень интеллекта был ниже нашего. Вероятно, они просто не испытывали потребности в том, чтобы прикрывать все тело, а когда обстоятельства изменились, им не хватило соответствующих умений.
Однако в том, что касается выделки шкур, нам было чему поучиться у неандертальцев.
В 2013 году группа ученых во главе с Мари Соресси из Лейденского университета (Нидерланды) обнаружила, что неандертальцы первыми начали использовать приспособления из кости, а не из камня, около 40-60 тысяч лет назад.
Эти орудия, ныне известные как «лощило», изготавливались из фрагментов ребер оленей и применялись для отделки кожи, чтобы сделать ее мягче и использовать в качестве одежды.
После исчезновения неандертальцев похожие костяные орудия появились и на стоянках Homo sapiens.
«Этот вид костяных орудий был очень распространен в верхнем палеолите, и поэтому их часто находят на стоянках людей современного типа, относящихся к периоду после вымирания неандертальцев», — говорит Соресси.
«Лично я считаю, что это может быть первым доказательством того, что люди современного типа перенимали какие-либо технологии у неандертальцев».
Секреты неандертальцев по выживанию в холодном климате могли оказаться очень полезными для людей современного типа. Они могли расширить свой набор орудий за счет костяных приспособлений и благодаря этому усовершенствовать свой гардероб.
Если это так, возникает вопрос: почему же тогда неандертальцы не копировали более сложные инструменты современных людей? Возможно, люди современного типа просто нашли костяные орудия, но никогда не сталкивались с самими неандертальцами.
Чуть позже, около 30 тысяч лет назад, одежда каменного века стала еще более сложной.
На месте стоянок людей в пещере Дзудзуана в Грузии ученые нашли разноцветные льняные волокна. Они могли использоваться для пошива одежды различных цветов.
Это означает, что одежда не только использовалась в утилитарных целях, но и служила украшением. Другими словами, она стала выполнять функцию символа.
Гиллиган отмечает, что люди, вероятно, украшали себя задолго до появления одежды. «Современные охотники и собиратели, не использующие одежду, ярко раскрашивают свои тела, чтобы украсить себя. Для этого им не нужна одежда».
Существуют свидетельства того, что неандертальцы также раскрашивали свои тела пигментом красной охры. Самые ранние находки, указывающие на это, относятся ко времени, от которого нас отделяют 200 тысяч лет.
Несомненно, этот пигмент также мог использоваться для окраски шкур, для похоронных ритуалов или для наскальной живописи.
Когда становилось слишком холодно для того, чтобы демонстрировать раскрашенное тело, древним людям приходилось его прикрывать.
«Эту декоративную функцию стала выполнять одежда, — предполагает Гиллиган. — Как только это произошло, одежда стала необходима людям для социальных целей, а не только для того, чтобы согреться».
Возможно, именно поэтому ношение одежды стало неотъемлемой частью жизни многих народов.
Схожим образом, ее отсутствие служит важным аспектом идентичности для многих племен охотников и собирателей, равно как и для вышеупомянутого «голого бродяги».
Таким образом, правда об одежде оказалось намного более сложной, чем это можно было представить. Без нее мы могли бы не выжить, но сегодня она нужна не просто для того, чтобы согревать нас.
Одежда стала частью личности человека, частью нашей культуры и социальных норм. По словам Гиллигана, одежда отличает нас от других видов и от природы в целом.
Более того, обозначая нашу принадлежность к определенной социальной или политической группе, она помогает нам отличаться друг от друга.
Автор: Мелисса Хогенбум (Melissa Hogenboom), BBC, Великобритания
mensby.com
В глухой провинции без моря
О проекте "Человеческий минимум"Происхождение человека. Преистория: Вступление. ИсточникиПроисхождение человека. Преистория: ХронологияНеандертальцы (Homo neanderthalensis) - это вариант альтернативного человечества. Пока в Африке, а затем и на Ближнем Востоке завершалось становление людей современного вида, в Европе эволюция, идущая параллельным ходом, привела к появлению 130-150 тыс. л. н. неандертальцев от местных Homo heidelbergensis. Неандертальцы, таким образом, могут считаться единственными суперкоренными европейцами.
Неандертальцы жили в Европе и Западной Азии. Находки останков с неандертальскими признаками в пещере Окладникова на Алтае (1984) и исследования их ДНК, подтвердившие принадлежность неандертальцам (2007), существенно расширили представления об их ареале. Если же верно предположение об обитании неандертальцев на стоянке Бызовой у реки Печора (а там останков нет, и гипотезы основываются на изучении орудий труда), то другое направление расселения неандертальцев будет уходить далеко на север.
Неандертальцы были практически хищными, они охотились на крупных животных: на мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, пещерных медведей. Существует зловещий миф о каннибализме неандертальцев (и вообще древних людей). Фактически же, известны лишь считанные случаи поедания ими своих соплеменников. Распространённым обычаем это не было1.
С самого начала неандертальцы жили в достаточно холодном климате, отчего их тело приобрело гипертрофированные пропорции: очень широкие плечи, широкий таз, большая бочкообразная грудная клетка, мощная мускулатура. (Чем ближе форма тела к шару и чем оно мускулистее, тем лучше согреваться, тем меньше потеря тепла.) Из современных людей по телосложению и по преимущественно мясному рациону к неандертальцам наиболее близки эскимосы, которые живут на Аляске и в Гренландии. Исследования ДНК из костей двух неандертальцев показали, что, возможно, неандертальцы были рыжими и светлокожими.
Неандерталец. Художник Николай Ковалёв
macroevolution.narod.ru
Распространено мнение, что неандертальцы жили преимущественно в пещерах, но, по-видимому, это не совсем так. Просто в пещерах лучше сохраняются следы жизнедеятельности. К тому же пещер не так много, на всех бы не хватило2. Мало что известно про одежду неандертальцев. Единственный след неандертальца - босой. Некоторые орудия вроде бы сделаны для обработки шкур и, возможно, их прокалывания, что подразумевает шнурование или шитьё. С большой вероятностью эти технологии появились уже у Homo heidelbergensis, поскольку они первыми столкнулись с холодными зимами Европы3.
Свидетельств того, что неандертальцы по интеллектуальным способностям в чём-то уступали сапиенсам, нет. Также нет серьёзных оснований полагать, что речевые возможности этих двух видов существенно различались. Пользовались ли они этими возможностями - это другой вопрос, на который ответа пока нет. Вообще, изыскания последних лет проливают всё больше света на образ жизни неандертальцев и меняют былые представления о них как о примитивных, грубых охотниках. Уже 200 тыс. л. н. неандертальцы с помощью огня добывали из древесной коры смолу, которую использовали для прикрепления каменных наконечников к деревянным рукояткам (такая технология у африканских древних сапиенсов известна возрастом только 164 тыс. л.). Около 90 тыс. л. н. неандертальцы делали орудия из дерева, вили верёвки, с помощью верёвок изготавливали составные орудия, охотились не только на крупную, но и на мелкую дичь, а также на птиц, ловили рыбу, собирали грибы.
По, видимости, неандертальцы были не чужды эстетики. Возможно, они украшали себя перьями, ожерельями из раковин и орлиных когтей, раскрашивали своё тело охрой. Периодически поднимается даже вопрос о наличии у неандертальцев искусства. Достоверных свидетельств этого пока, правда, нет. Есть антропоморфная статуэтка или заготовка, найденная в Израиле, возрастом от 150 до 280 тыс. л. н. Есть изображения (предположительно, тюленей) из системы пещер Нерха на юге Испании с датировкой фрагментов древесного угля около рисунков - 43-42 тыс. л. н. (сам пигмент, которым сделан рисунок, на момент публикации статьи о находке не был датирован). К сожалению, имеющихся данных для доказательства принадлежности этих произведений именно неандертальцам маловато.
1. Статуэтка (или заготовка?) из окатанного вулканического туфа. 3,5x2,5x2,1 см. Стоянка Берехат Рам (Израиль). antropogenez.ru. 2. Изображения «тюленей» из системы пещер Нерха, Испания. antropogenez.ru.
У неандертальцев уже существовал обычай хоронить мертвых, известны погребения во многих пещерах Западной Европы, Ближнего Востока и Передней Азии. Иногда рядом со скелетами в могильных ямах находят орудия, рога и кости животных. Одни исследователи4 признают эти захоронения несомненным доказательством наличия у неандертальцев погребальной обрядности и, следовательно, религиозных представлений, не исключая возможности возникновения духовной сферы жизни человека даже в более раннее время, чем эпоха мустье, т. е. ранее 200 тыс. л. н. Другие относятся к таким выводам скептически:
"Ни само по себе существование захоронений, ни даже существование представлений о «жизни после смерти» не обязательно означает существование идеи сверхъестественного, потустороннего, идеи некоего высшего начала или начал, от воли которых человек зависит и которым должен поэтому поклоняться. Иными словами, не обязательно означает существование религии. Мы не знаем (и, возможно, никогда не узнаем) был ли неандертальский погребальный ритуал хоть как-то связан с религией, как не знаем и того, включало ли вообще мировоззрение и поведение людей среднего палеолита – идёт ли речь о неандертальцах или гомо сапиенс – какие-то компоненты, которые можно было бы назвать религиозными. Попытки обнаружить свидетельства такого мировоззрения и следы такого поведения предпринимались не раз, и не раз на весь мир объявлялось, что искомые доказательства найдены, но в итоге неизменно оказывалось, что желаемое было принято за действительное, а реконструкции выданы за факты".
Л. Вишняцкий. Неандертальцы. В поисках религии...5
До 70-х годов XX века считалось, что неандертальцы были нашими предками. Но и по культуре, и по строению неандертальцы сильно отличались от нас. В конце XX века и в самом начале XXI века доминировала теория, что кроманьонцы (сапиенсы) и неандертальцы – совершенно разные виды, и первые истребили вторых. В последние годы утверждается концепция о том, что неандертальцы - вид более или менее независимый, но какой-то генетический вклад в современное население Земли они внесли. Исследования 2010 года показали, что всё современное человечество содержит от 1 до 4 % неандертальских генов, за исключением африканцев, живущих к югу от Сахары (получается, только их можно считать чистокровными сапиенсами). Таким образом, получено подтверждение того, что неандертальцы скрещивались с людьми современного вида. Первая их встреча могла произойти около 120–80 тыс. л. н. на Ближнем Востоке, куда сапиенсы вышли из Африки. По совсем новым данным (2015), метисация, видимо, случалась и позже, когда сапиенсы соседствовали с неандертальцами в Европе, 37-42 тыс. л. н. Возможно, какие-то отличия в строении тела современных европейцев от жителей других частей света (широкая стопа, более массивный череп и скелет) унаследованы от неандертальцев. 1. Неандерталец. Реконструкция Романа Евсеева. antropogenez.ru. 2. Неандертальская девочка. Реконструкция Олега Осипова. antropogenez.ru.
Около 40 тыс. л. н. (что совпадает с приходом наших предков в Европу) численность неандертальцев резко уменьшается, какое-то время остаются их очень небольшие разрозненные группки, в основном в труднодоступных районах гор: в Пиренеях, в Альпах, на Кавказе, на Балканах. 28 тыс. л. н. неандертальцы полностью вымирают. Из всех видов людей на планете остаёмся только мы, чтобы продолжать этот путь уже в одиночестве.
По поводу исчезновения неандертальцев есть несколько версий. По последней гипотезе, выдвинутой петербургскими археологами в 2010 году, причиной вымирания неандертальцев стали мощные вулканические извержения, произошедшие примерно в одно время (ок. 40 тыс. л. н.) на Апеннинах и на Кавказе, и последовавшее ухудшение климата, т. н. "вулканическая зима"6. Неандертальцам, согласно этой теории, просто не повезло с местом и временем. Сапиенсы жили тогда южнее (самые ранние группы их переселенцев могло также "накрыть" извержением), а когда в очередной раз направились в Европу, она уже была практически свободна от неандертальцев. Другая устойчивая теория предполагает долгую, в несколько десятков тысяч лет, конкуренцию между этими видами или даже прямое истребление неандертальцев сапиенсами. В этом случае как раз их конкуренция, культурная "гонка вооружений" могла привести к "верхнепалеолитической революции" [Великому культурному скачку]. Фантастичность самого факта сосуществования двух биологически разных видов людей даже учёных отвлекает от сугубой научности в область воображения:
"Вот замечательный сюжет для любителей так называемой альтернативной истории: 100 тыс. лет назад Африка оказалась начисто изолированной от остального мира (это действительно произойдёт в будущем, через пару миллионов лет, когда до конца раскроется Красноморский рифт) и на планете возникли две цивилизации - кроманьонская в Африке и неандертальская в Евразии. Случись такое, флегматичные неандертальцы, может быть, создали бы что-нибудь более пристойное, чем то, что мы видим вокруг себя... Впрочем, вряд ли. Скорее всего, дело и в этом случае закончилось бы кроманьонской конкистой с «окончательным решением неандертальского вопроса»".
К. Еськов. Удивительная палеонтология: история Земли и жизни на ней
Примечания
1 См., например: Соколов А. Мифы об эволюции человека. М.: Альпина Нон-фикшн. - 2015. Миф № 65.2 См., например, комментарий С. Дробышевского (http://antropogenez.ru/interview/531/, ответ на последний вопрос).3 См.: Дробышевский С. http://antropogenez.ru/article/699/.4 См., например: Амирханов Х. Преистория: общая характеристика и периодизация // Всемирная история: в 6 т. Т. 1. М.: Наука. - 2011.5 См. также: Шер Я. "Цветы на могиле неандертальца?" Факты и мнения.6 Краткий обзор "вулканической" гипотезы вымирания неандертальцев - http://antropogenez.ru/single-news/article/21/, подробное интервью с авторами гипотезы - http://antropogenez.ru/interview/159/.
Источники
Вишняцкий Л. История одной случайности, или Происхождение человека. 2005.Дробышевский С. Антропогенез. Курс мини-лекций на сайте "ПостНаука". 2013.Материалы сайта "Антропогенез.ру".Материалы сайта elementy.ru.
Дополнения по теме
Научный журналист Александр Соколов анализирует три художественных фильмах о неандертальцах на предмет соответствия научным знаниям:
Рассматриваются фильмы "Битва за огонь" (Ж.-Ж. Анно, 1981), "Клан Пещерного Медведя" (М. Чэпмен, 1986), "Последний неандерталец" (Ж. Малатье, 2010). Удары научной критики более или менее выдерживают первый и третий фильмы, второй оказывается наименее достоверным в этом смысле. Помимо прочего, А. Соколов отмечает изменения в духе эпохи, во взглядах на то, как нужно показывать столкновение разных культур: "На смену таким представлениям, что прогресс - это благо, приходит мультикультурализм и политкорректный взгляд на неандертальцев, как на благородных, не испорченных цивилизацией дикарей", подчёркивая живучесть мифа о добром дикаре. "Интересно проследить, на какие элементы коллизии взаимоотношений между кроманьонцами и неандертальцами делается акцент в фильмах. Это противопоставление архаики и прогресса с явными симпатиями в сторону прогресса в фильме "Битва за огонь", это эмансипированная кроманьонка, которая борется за права женщин в "Клане Пещерного Медведя", и это проблема дискриминации и геноцида аборигенов в "Последнем неандертальце".
a-fixx.livejournal.com
Археологи уличили неандертальцев в неумении шить одежду / Моя Планета
Предки современных людей утеплились в ледниковый период, но неандертальцы этого не сделали. Как показал анализ останков животных на стоянках доисторических людей на территории Европы, наши предки занимались шитьем теплой одежды, в то время как неандертальцы сделали выбор в пользу простых накидок.
Меж тем одежда неандертальцев не была такой уж примитивной, отмечают исследователи из Университета Саймона Фрезера (Канада).
Чтобы лучше представить доисторические модные решения, специалисты изучили базу млекопитающих, которые жили от 60 000 до 24 000 лет назад в ледниковый период на территории Европы, и базу данных млекопитающих, чьи шкуры используют для изготовления одежды народности, живущие в средних и высоких широтах. Затем данные сопоставили, чтобы сравнить численность таких животных на стоянках неандертальцев и предков современных людей. В результате исследователи обнаружили, что на обоих типах стоянок были распространены олени, зубры и медведи. Это предполагает, что неандертальцы и наши предки изготавливали одежду из шкур убитых зверей, сообщает New Scientist.
Ключевым оказался факт, что вышеперечисленные животные, как правило, были широко распространены в поселениях Homo sapiens. Ученые полагают, что наши предки намеренно отлавливали этих животных с целью заполучить больше материала для пошива теплой одежды, тогда как неандертальцы, ограничивающиеся накидками, специальным промыслом не занимались.
Ведущий автор исследования Марк Коллар пояснил, что одежда неандертальцев скорее походила на накидки из шкур, в которых часто изображается Геркулес (Геракл). «Предки современных людей были куда более практичными и выглядели менее героически», — сказал Коллар, уточнив, что Homo sapiens шили «приталенные изделия» и куртки, напоминающие современные толстовки. При этом для отделки рукавов и капюшонов использовался мех хорьков и росомах. А вот неандертальцы, скорее всего, продрогли в своих накидках.
Между тем Джон Стюарт из Университета Борнмута (Великобритания) призывает не делать поспешных выводов. Вполне возможно, считает он, что кости, найденные на раскопках стоянок древних людей, лишь свидетельствуют о том, что пойманных зверей элементарно употребляли в пищу, а не разводили ради меховых изделий. По мнению британского ученого, необходимо тщательно изучить кости, чтобы определить, снимали ли с животных кожу, и сопоставление баз данных по млекопитающим тут не поможет.
В пользу теории канадцев выступает тот факт, что хорьков и росомах не употребляют в пищу и в наши дни. Другие исследователи подтверждают важность результатов работы команды из Университета Саймона Фрезера, подчеркивая ее оригинальный подход, подаривший новый взгляд на быт древних людей и неандертальцев.
www.moya-planeta.ru
Вши, история появления платяной вши и неандертальцы
Российский археолог, д. и. н., ведущий научный сотрудник Отдела археологии палеолита Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН, Санкт-Петербург). Неандертальцы: история несостоявшегося человечества
Новая книга доктора исторических наук, известного археолога Леонида Вишняцкого, посвящена неандертальцам – самым близким родственникам гомо сапиенс среди всех существ, когда-либо обитавших на нашей планете. Автор постарался охватить все аспекты жизни неандертальцев, совместив при этом и научную корректность, и популярность, увлекательность изложения.
Если неандертальцы носили деревянные башмаки, то есть слабая надежда, что идентифицируемые остатки таковых всё же могли сохраниться в каком-нибудь ископаемом торфянике, и при очень большом везении когда-нибудь будут обнаружены (как сохранились и были обнаружены, например, копья из Лёрингена и Шёнингена). С одеждой же, увы, даже на такую призрачную перспективу уповать не приходится. Правда, на знаменитом Этци – энеолитическом человеке, замёрзшем в Альпах 5300 лет назад, сохранились не только штаны и рубаха, а даже и трусы (кожаные!), но где энеолит[1], а где средний палеолит… В общем, ситуация казалась бы совсем безнадёжной, если бы на свете не было такой твари, как вши.
Именно они, эти мерзкие, всем ненавистные насекомые, являются единственным и при том живым свидетельством того, что чем-то люди среднего палеолита свои бренные тела всё же прикрывали.
Дело вот в чём. Благодаря использованию уже знакомого нам метода молекулярных часов было установлено, что две современные формы Pediculus humanus – головная (P.h. capitis) и платяная (P.h. corporis)– разделились примерно 70 тыс. лет назад.[2] Поскольку же вторая из этих форм, питающаяся кожей тела, в отличие от первой формы, а также и от лобковых вшей, жить может только в одежде, то, значит, по крайней мере, 70 тыс. лет назад одежда уже была. Гомо сапиенс в то время ещё и из Африки-то толком не выбрались, и вряд ли нуждались в чём-то более фундаментальном, чем набедренная повязка (и то вряд ли), а вот неандертальцы, как знают те, кто прочёл предыдущую главу, как раз переживали один из самых суровых климатических периодов за всю историю своего существования.
Л. Б. Вишняцкий. "Неандертальцы: история несостоявшегося человечества". Издательство "Нестор-История". 2010 г.
[1] Энеолитом или халколитом археологи называют медно-каменный век, отделяющий собственно каменный век (а точнее, его последнюю стадию – неолит) от бронзового.
[2] Это по самым первым и скромным оценкам (Kittler et al. 2003). Последние датировки углубляют время дивергенции двух интересующих нас подвидов вшей как минимум в три раза, помещая это событие в интервал от 220 тыс. до 1 млн. лет назад (Kitchen et al. 2010).