Неандертальцы и мустьерская культура. Культура неандертальцев
Неандертальцы и мустьерская культура
Неандерта́лец, человек неандертальский (лат. Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis; в советской литературе также именовался палеоантропом) — ископаемый вид человека, обитавший 140—24тысячи лет назад, и который, согласно современным научным данным, частично является предком современного человека (ассимиляция с кроманьонцами).
- массивный и утолщённый скелет лицевой и мозговой частей;
- при взгляде сбоку обводы черепа укладываются в окружность с центром в районе уха;
низкий и как бы убегающий назад лоб без характерных «шишек»;
- мозговая часть невысокая, но зато вытянута назад и вмещает крупный головной мозг;
очень развитые надбровные дуги, образующие почти сплошной волнообразный валик;
лицевая часть массивна, широка в скулах, вытянута вперёд (кроме подбородка) и спереди немного заужена; при взгляде спереди мозговой части почти не видно, отчего в целом несколько зверообразный вид;
- большая ротовая полость в сочетании с сильными челюстями позволяет откусывать и пережёвывать крупные куски пищи;
нижняя челюсть массивна, широка, округла и почти не имеет подбородка; при взгляде сбоку вместе с верхней челюстью напоминает круглые кусачки.
Неандертальцы населяли:
Европу: Неандерталь в Германии, Ла-Шапель-о-Сен во Франции, Киик-Коба в Крыму, Пелопоннес в Греции
Кавказ: Мезмайскую пещеру в Краснодарском крае
Среднюю Азию (Тешик-Таш) и Алтай (пещера Окладникова)
Ближний и Средний Восток: Кармель в Израиле, Шанидар в иракском Курдистане.
Неандертальцы являлись носителями Мустьерской культуры. В гроте Ля-Шапель-о-Сен во Франции было обнаружено неглубокое захоронение со скелетом в позе эмбриона, покрытым красной накидкой. Рядом с телом были оставлены инструменты, цветы, яйца и мясо, что может свидетельствовать о вере в загробную жизнь и наличии религиозно-магической практики. Некоторые погребальные обычаи неандертацев и современных людей близки.
Религиозная практика европейских неандертальцев представлена также «культом медвежьих черепов», что позволяет предполагать существование обрядов охотничьей магии. На стоянке Ильская существовал культ черепов зубра.Мустьерская культура, мустьерская эпоха — культурно-технологический комплекс, ассоциируемый с поздними неандертальцами, и соответствующая ему доисторическая эпоха. Соответствует среднему палеолиту либо же (при делении палеолита только на верхний и нижний) считается завершением древнего (нижнего) палеолита. Геологически приходится на верхний плейстоцен, конец рисс-вюрмского межледникового периода и первую половину последнего (вюрмского) оледенения Европы.Для мустьерской техники обработки камня характерны дисковидные и одноплощадочные нуклеусы (ядрища), от которых откалывались довольно широкие отщепы, превращаемые с помощью оббивки по краям в различные орудия (скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи и т. д.). Обработка кости развита слабо. Неандертальцы жили в пещерах и под открытым небом, иногда в жилищах, сооружённых из крупных костей мамонта и шкур, занимались охотой на мамонтов, пещерных медведей и др. животных, а также собирательством. Погребения неандертальцев свидетельствуют о зародившихся религиозных представлениях.
studfiles.net
КУЛЬТУРА НЕАНДЕРТАЛЬЦЕВ: ЖИВОПИСЬ И УКРАШЕНИЯ
Неандертальцы – это гоминиды, обитавшие на территории Европы и западной Азии в период от 300.000 до 30.000 лет назад [1]. Секвенирование ДНК неандертальцев позволило определить, что ДНК современных неафриканских популяций людей содержит около 4% их ДНК [2]–[4]. Этот факт свидетельствует в пользу того, что наши предки могли скрещиваться с неандертальцами. Вернее, этот факт свидетельствует о том, что неандертальцы так же были нашими предками. И в этом смысле культура неандертальцев является частью нашей культуры. Правда, она была не очень развитой [5]. Неандертальцы мало внимания уделяли неутилитарным предметам, хотя известно, что у них была культура погребения усопших [5]–[7], свидетельствующая о высоком уровне развития психики.
Впервые останки неандертальцев были найдены в 1829 году, правда, установить их принадлежность удалось несколько позже [8]. Схожая проблема касается и культуры неандертальцев, поскольку ряд древнейших изображений наскальной живописи в испанской пещере Эль-Кастильо, датируемых периодом 35,6–40,8 тысяч лет назад, мог быть сделан, как неандертальцами, так и (предками) современных людей [9]. Впрочем, установить авторство, вероятно, мы никогда и не сможем, но до недавних пор всё говорило в пользу (предков) современных людей. Почему? Потому что не было свидетельств прецедентов живописи в культуре неандертальцев. А вот в культуре (предков) современных людей такие прецеденты были [10].
Всё изменили работы Дирка Хоффмана и команды исследователей, опубликованные в «Science» 22 [11] и 23 [12] февраля 2018 года. В них исследователи продемонстрировали экземпляры культуры неандертальцев, как в виде наскальной живописи, так и в виде украшений из морских раковин. Вероятно, эти находки позволят значительно преобразить наше представление о культуре неандертальцев и внесут ясность в споры на данную тему. Впрочем, споры мы оставим специалистам, а нашим читателям предлагаем ознакомиться с фотографиями рисунков неандертальцев, представленных в исследованиях. Смотрите и наслаждайтесь!
Научный редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, к.б.н., доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова Достающее звено
Специально для портала "Антропогенез.РУ". Авторский проект С.Дробышевского. Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.
Были ли они нашими предками? Сейчас нет однозначного ответа на вопрос о судьбе неандертальцев, на этот вопрос учёные отвечают по-разному. Существует три основные версии.
Первая: Неандертальцы как прямые предки современного вида Homo sapiens, одна стадия перешла в другую: такое мнение возникло ещё тогда, когда были известны лишь европейские находки. Сейчас такой сценарий кажется почти невероятным и практически никем не рассматривается как реальный. Во-первых, установлен факт существования ранних людей, больше похожих на Homo sapiens, в Африке, во-вторых, последние европейские неандертальцы на протяжении как минимум 5 тысяч лет сосуществовали с кроманьонцами – первыми европейскими Homo sapiens, в-третьих, слишком велики различия в строении и культуре неандертальцев и кроманьонцев.
Вторая: Неандертальцы могли ограниченно метисироваться с Homo sapiens. До недавнего времени такая версия считалась маловероятной. Генетики утверждали, что неандертальцы не оставили существенного генетического вклада в современное многообразие; исследование генотипа неандертальцев показало, что их отличия от Homo sapiens были весьма существенными. Однако в 2010 году, в ходе исследования почти полного ядерного генома неандертальцев, было показано, что неафриканские популяции современных людей имеют от 1 до 4% неандертальских генов. Добавим, что некоторые находки периода сосуществования неандертальцев и кроманьонцев выглядят как метисы, такие индивиды известны как из Европы (Сен-Сезер 1, Ла-Кина 5), так и с Ближнего Востока (Амуд 1, Схул 4 и 5). Можно также вспомнить о чертах мустье в раннем верхнем палеолите Европы и чертах верхнего палеолита на некоторых мустьерских стоянках. С культурой шательперрон связаны остатки как поздних неандертальцев, так и ранних кроманьонцев. Вероятно, именно такое смешение генов и культур помогло первым неоантропам быстро приспособиться к совершенно новым для них природным условиям. И не с тех ли пор у европейцев относительно широкая кисть, широкая стопа, массивный сравнительно с населением других материков череп и скелет? Всё это – потенциально неандерталоидные признаки.
Третья: Возможно, неандертальцы были истреблены кроманьонцами или вымерли, не оставив никакого потомства? Этой точки зрения еще недавно придерживалась, наверное, большая часть современных антропологов. Впрочем, неандертальцы были лучше приспособлены к условиям ледникового периода, особенно учитывая тропическое происхождение кроманьонцев. Неандертальцы много тысяч лет жили в Европе и Западной Азии и были как нельзя лучше адаптированы к местной окружающей среде. Да и физически они были намного сильнее кроманьонцев. Некоторые учёные считают, что в борьбе за территории кроманьонцам помог более высокий уровень технического оснащения и социальной организации.
antropogenez.ru
Древние люди - неандертальцы. Образ жизни
Научный редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, к.б.н., доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова Достающее звено
Специально для портала "Антропогенез.РУ". Авторский проект С.Дробышевского. Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.
Гоминин времени примерно от 130 до 35 тысяч лет назад относят к палеоантропам или "архаическим сапиенсам". Систематически их определяют как неандертальцев (Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis), африканские формы этого этапа часто выделяют в самостоятельный вид Homo helmei или относят уже к современному виду Homo sapiens. Иногда вид Homo heidelbergensis тоже относят к палеоантропам.
Homo neanderthalensisФото: Tom McHugh—The Field Museum, Chicago/Photo ResearchersИсточник: http://www.britannica.com/
Биологическая эволюция гоминин продолжалась в направлении уменьшения массивности черепа и увеличения объёма и усложнения строения мозга. Существенно, что объём мозга рос быстрее, чем развивалась структура и менялась форма. У некоторых представителей палеоантропов размеры мозга достигали современных значений, в целом размах объёма мозга достигал у них 1000-1700 см3.
Внешне палеоантропы сильно различались. Европейские и западноазиатские неандертальцы имели огромное надбровье и высокое лицо, широкий нос, тяжёлую нижнюю челюсть со скошенным подбородком, покатый лоб. Затылок многих палеоантропов сильно выступал назад. Впрочем, все эти признаки были выражены не так значительно, как у архантропов. Неандертальцы имели ряд специфических черт, например, очень сильно выступающее вперёд широкое лицо со скошенными скулами. Многие признаки европейских неандертальцев могли возникнуть под влиянием тяжелейших условий ледникового периода около 70-60 тысяч лет назад. Телосложение неандертальцев было очень коренастым, ноги сравнительно короткими, грудь бочкообразной формы, плечи очень широкими. Поражает ширина кисти и стопы неандертальцев. Очевидно, это были очень сильные люди, привыкшие к огромным физическим нагрузкам. Такие специализированные формы неандертальцев часто называются "классическими", поскольку именно их скелеты были первыми найденными и описанными палеоантропологическими находками.
Интересные аналогии морфотипу европейских неандертальцев можно найти среди современных арктических народов – чукчей и эскимосов. Широкие плечи, бочкообразная грудь, коренастое телосложение являются приспособлениями к арктическому климату. Однако у неандертальцев биологическая специализация к холоду зашла намного дальше, чем у современных арктических популяций человека. Отличия неандертальцев от современных людей были весьма существенны. Они тем более значительны, что на протяжении не менее 5 тысяч лет неандертальцы сосуществовали в Европе с людьми современного вида.
antropogenez.ru
Умные неандертальцы — Naked Science
В последние несколько лет по этому поводу в науке ведутся споры. Но все они, скорее всего, касаются деталей, а не самого факта относительно умственных способностей неандертальцев и возможности образования альтернативной цивилизации. Интересные предположения по поводу интеллектуальной одаренности Homo neanderthalensis приводит в своей книге «Неандертальцы: история несостоявшегося человечества» археолог Леонид Вишняцкий. Известный биолог и популяризатор науки Александр Марков в своей книге «Эволюция человека: обезьяны, кости и гены» выделяет самые важные из них, а также приводит другие доводы.
Шательперон
Первый довод - Шательперонская культура, датировка которой оценивается в 35-30 тыс. лет назад, а вместе с нею и ряд других археологических комплексов, названных «неандертальский верхний палеолит». В одном из таких комплексов обнаружено ожерелье из медвежьих зубов. Однако сами ли неандертальцы додумались до столь «высокого» искусства или же переняли его у сапиенсов - вопрос спорный. Некоторые исследователи предполагают, что в результате смешения археологических слоев более древние останки неандертальцев и шательперонские изделия попросту перемешались. На самом же деле изделия были изготовлены нашими предками - Homo sapiens, а вовсе не неандертальцами.
При радиоуглеродном датировании шательперонских предметов и костей неандертальцев выяснилось, что временной отрезок между ними достаточно большой. И все-таки, по словам Александра Маркова, версия о том, что шательперон не является неандертальской культурой, довольно слаба, так как она имеет неповторимые особенности. Некоторые из авторов отмечают, что эти изделия выглядят как некие «репродукции» изделий сапиенсов Ориньякской эпохи (первой и древнейшей эпохи европейского верхнего палеолита; 41-28 тыс. лет назад). «Впечатление такое, словно неандертальцы никогда не видели, как работают сапиенсы, и были знакомы только с их орудиями», - пишет Марков. И это похоже на правду, поскольку в то время плотность населения в Европе была завидно низкой - на одного человека приходилось не менее 100 квадратных километров. Группе из 20-30 человек, состоящей в свою очередь из нескольких семей с детьми, жизненно необходимо было занимать огромные участки, чтобы прокормиться собирательством и охотой. Поэтому маловероятно, чтобы у неандертальцев была возможность наблюдать за процессом изготовления сапиенсами тех или иных предметов. Скорее всего, неандертальцы лишь находили изделия наших предков и пытались сделать нечто подобное.
Факт их существования у неандертальцев, несмотря на продолжающиеся споры, сегодня уже практически общепризнан. Мертвых сородичей неандертальцы хоронили на небольшой глубине и, как правило, укладывали в позу эмбриона. В одной из могил в пещере под названием Шанидар в Ираке археологи нашли много пыльцы, причем тех цветов, которые не произрастали в данной местности, - это были по преимуществу лекарственные растения. Возможно, неандертальцы также намеренно клали в могилы своим усопшим рога, каменные орудия и кости животных. Все это говорит о зачатках культуры неандертальцев. Впрочем, наши непосредственные предки тоже хоронили своих покойников. Многие слышали об известном захоронении Сунгирь (Владимирская область), которое младше неандертальских могил всего на два-три тысячелетия. Три могилы Сунгирь - это настоящий культурный памятник, а не просто обложенные рогами захоронения. Так что культурный уровень Homo sapiens в те времена был несравнимо выше, чем у неандертальцев. Но это не означает, что «другое человечество» не могло создать свою собственную цивилизацию и достичь тех же высот, что и мы.
Забота о стариках
Еще один показатель культуры. В те времена любой индивид старше 40 лет мог считаться глубоким стариком. Это были больные, вероятно, искалеченные, потерявшие зубы люди, которые не выжили бы в одиночку. О них нужно было заботиться. И неандертальцы это делали. По крайней мере, возможно, в отношении тех, кто в молодости обладал большой смелостью на охоте или в борьбе с конкурентами.
Прочие памятники этой культуры существуют, но все они разрозненны и иногда довольно сомнительны. Так, существует известная неандертальская «личина» в пещере Ла-Рош-Котар (Франция). Этот предмет представляет собой камень с отверстием, в который забит обломок кости и закреплен «клинышками» из камня. Предмет отдаленно похож на морду животного. Но именно похож - для какой цели и что означает этот предмет достоверно определить невозможно. Но главное не это, а то, что предмет единичный. Нигде больше ничего подобного археологи пока не нашли. А это означает лишь одно, что даже если неандертальский скульптор и создал произведение искусства, то его примеру никто не последовал, это был уникальный случай и никакой культуры на его основе не появилось. У неандертальцев нет даже намека на художественные стили, распространенные на обширных территориях. Именно это главное отличие неандертальцев от сапиенсов той эпохи. Тем не менее, несколько лет назад в Испании были обнаружены находки, благодаря которым стало понятно, что неандертальцы, жившие на Западе Европы, все-таки изготавливали разноцветные красители из минералов, а также украшения из ракушек, в которых они предварительно делали отверстия. И происходило это примерно 50 тыс. лет назад, когда нога сапиенсов еще не ступала в Европу. «Тем самым неандертальцы почти «догнали» африканских сапиенсов, которые начали всерьез заниматься подобными вещами около 72 тыс. лет назад», - пишет Марков. А еще неандертальцы, вероятно, делали украшения из крупных перьев птиц, о чем свидетельствуют находки в Северной Италии, обнаруженные в 2011 году.
Зачатки культуры у неандертальцев были, а значит, был большой потенциал для развития интеллекта. Почему же они вымерли? Многие авторы сходятся в одном: из-за количественного недостатка самих неандертальцев. Их всегда было мало. Когда в Европу пришли сапиенсы, то они, возможно, не столько войнами, сколько банальным вытеснением с лучших территорий попросту способствовали сокращению численности неандертальцев до ноля. Однако иногда они покорялись красоте неандертальских женщин - как известно, сапиенсы и неандертальцы иногда смешивались, поэтому все мы, кроме коренных жителей южной Африки, имеем от 2 до 4% неандертальских генов.
Александр Марков подчеркивает, что с точки зрения эволюции лучшая способность к размножению, лучшая приспособляемость благодаря численному превосходству - есть повышенная приспособляемость как таковая. Так что неандертальцы вымерли, потому что умели приспосабливаться хуже нас - вот и все.
Размер мозга, как известно, хотя и не определяющий, но, все-таки, решающий фактор в отношении интеллекта. Какой же размер мозга был у неандертальцев? Был ли он больше или меньше мозга наших предков в те времена? Известный российский антрополог Станислав Дробышевский (интервью со Станиславом Дробышевским о неандертальцах, денисовцах, людях с острова Флорес и современных аборигенах Австралии читайте в номере Naked Science за июль-август - NS), изучив множество слепков мозговой полости черепов неандертальцев, пришел к выводу, что лобная и теменная доли головного мозга неандертальцев были меньше, чем у наших предков. Кроме того, теменная доля была сильно уплощена. А вот затылочная доля, наоборот, была явно больше, височная доля практически не отличалась от нашей. По мнению Станислава Дробышевского, у неандертальцев также были сильнее развиты подкорковые центры подсознательного контроля за эмоциями и памятью, зато сознательный контроль всех этих функций, вероятно, был слабее. Не исключает антрополог и того, что неандертальцы в меньшей степени, чем сапиенсы, могли контролировать координацию движений. Так называемые рельефные бугры в зоне Брока (центр речи), а также ряд других косвенных признаков говорит о том, что у неандертальцев наверняка была членораздельная речь.
Исходя из всего этого, можно делать множество гипотез о том, как была «устроена» психика неандертальского человека. Есть вероятность, например, что благодаря крупной затылочной доле мозга, широко расставленным и крупным глазницам неандертальцы могли лучше запоминать и различать всевозможные зрительные образы. В теменной доле находятся центры, повреждение которых приводит к повышенной склонности к мистике. Так что уплощенная и маленькая теменная доля неандертальцев, возможно, свидетельствует о том, что они больше, чем наши предки были склонны ко всяким потусторонним переживаниям. Можно придумать и целый ряд других гипотез, только проверить их уже нельзя.
Александр Марков: «На чем сейчас сходятся практически все эксперты, так это на том, что если неандертальцы и уступали сапиенсам по каким-то генетически обусловленным параметрам интеллекта, то это различие было очень небольшим, очень тонким, может быть, едва заметным. Таким, например, как чуть меньший объем КРП (кратковременной памяти - NS)».
naked-science.ru
Религия неандертальцев. Возникновение религии у древних людей
Российский археолог, д. и. н., ведущий научный сотрудник Отдела археологии палеолита Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН, Санкт-Петербург). Неандертальцы: история несостоявшегося человечества
Новая книга доктора исторических наук, известного археолога Леонида Вишняцкого, посвящена неандертальцам – самым близким родственникам гомо сапиенс среди всех существ, когда-либо обитавших на нашей планете. Автор постарался охватить все аспекты жизни неандертальцев, совместив при этом и научную корректность, и популярность, увлекательность изложения.
Фрагмент из новой книги известного археолога повествует о попытках найти прямые или хотя бы косвенные свидетельства религиозного культа неандертальцев...
Ни само по себе существование захоронений, ни даже существование представлений о «жизни после смерти» не обязательно означает существование идеи сверхъестественного, потустороннего, идеи некоего высшего начала или начал, от воли которых человек зависит и которым должен поэтому поклоняться. Иными словами, не обязательно означает существование религии. Мы не знаем (и, возможно, никогда не узнаем) был ли неандертальский погребальный ритуал хоть как-то связан с религией, как не знаем и того, включало ли вообще мировоззрение и поведение людей среднего палеолита – идёт ли речь о неандертальцах или гомо сапиенс – какие-то компоненты, которые можно было бы назвать религиозными. Попытки обнаружить свидетельства такого мировоззрения и следы такого поведения предпринимались не раз, и не раз на весь мир объявлялось, что искомые доказательства найдены, но в итоге неизменно оказывалось, что желаемое было принято за действительное, а реконструкции выданы за факты.
Примером может служить история с «открытием» у неандертальцев культа пещерного медведя. Предположительные свидетельства его существования в виде сгруппированных особым образом черепов и других костей этого животного были обнаружены в начале прошлого века в ряде пещер Центральной Европы. Особенно большую роль в становлении рассматриваемой гипотезы сыграла пещера Драхенлох в Швейцарии. Местным жителям давно было известно, что в ней находят огромные кости (отсюда, вероятно, и название «Драконова»), и раскопки Э. Бэхлера, проведённые в 1918-1921 гг., это подтвердили. Бэхлер обнаружил в Драхенлохе многочисленные скелетные останки пещерных медведей, включая десятки хорошо сохранившихся черепов. Его внимание привлекла явная упорядоченность в расположении черепов и некоторых других костей: они лежали вдоль стен и в нишах. Особенно же примечательно было наличие конструкции наподобие ящика в метр высотой, из крупных плит известняка, внутри которого находилось несколько медвежьих черепов, ориентированных сходным образом. Позднее похожая картина (разве что без «ящиков») была зафиксирована ещё в ряде пещер: Петерсхёле в Германии, Вильденманнислох в Швейцарии и т.д. Всё это, по мнению Бэхлера и многих его современников и единомышленников, доказывало, что в «медвежьих пещерах» совершались культовые жертвоприношения и/или магические ритуалы, а совершали их неандертальцы. Так, австрийский палеонтолог О. Абель писал, о том, что в Центральной Европе в мустьерский период забой медведей сопровождался принесением в жертву их черепов и длинных костей, а выдающийся французский археолог, аббат А. Брейль назвал Петерсхёле «палеолитической молельней».
Нашлись, однако, как водится, и скептики. Они обратили внимание на множество несообразностей и противоречий в публикациях Бэхлера, а также на то обстоятельство, что самые важные факты, приводимые им и другими исследователями в пользу существования у неандертальцев «медвежьего культа», по сути, ничем не подтверждены и не могут быть проверены. Взять хоть каменный «ящик» с черепами из Драхенлоха. Как проверить, существовал ли он в действительности? Увы, никак. Фотографий нет, а сама эта конструкция (или то, что за неё принималось) в ходе раскопок была разрушена рабочими. Ещё хуже то, что её рисунки, опубликованные в разных трудах Бэхлера, не соответствуют один другому. Так, на рисунке в ранней публикации (1921 г.) в ящике лежат два черепа, обращённые на юг, а на рисунке в поздней публикации (1940 г.) черепов уже шесть, и обращены они на восток. Есть и множество других расхождений. Та же история и с другой находкой в Драхенлохе, на которой базировалась культово-ритуальная интерпретация. Речь о медвежьем черепе, под скуловой отросток которого вставлена медвежья же бедренная кость. В ранней публикации кость под левой скулой, а в поздней – под правой. Есть также серьёзные расхождения между словесными описаниями Бэхлера и его же рисунками.
Ранее, ещё до Драхенлоха, Бэхлер исследовал пещеру Вильдкирхли, выявив там останки примерно 800 медведей. Поскольку следов присутствия человека в этой пещере не было, он определил её как естественное медвежье кладбище. Этот факт, как и вообще научная репутация Бэхлера, противоречит предположению о намеренном подлоге, скорее, его подвело то, что фиксация находок в процессе раскопок в Драхенлохе должным образом не производилась, а описания и иллюстрации для публикаций он делал по памяти. Вероятно, и «ящики», и «выкладки» костей в нишах вдоль стен, действительно, были. Вот только имели они, скорее всего, естественное происхождение. «Ящики» могли получиться из плит, отслоившихся от потолка пещеры и оставшихся после падения стоять вертикально или под углом среди других камней и костей, а выкладки, видимо, явились результатом деятельности самих медведей, которые, прокладывая себе путь к месту зимней спячки, сдвигали останки своих умерших в пещере собратьев в строну, так что за десятки тысяч лет вдоль стен и в боковых нишах накопились десятки целых черепов и костей. Те же, что не были сдвинуты, были мало помалу растоптаны, поэтому в центре пещерных коридоров целых костей нет (Tillet 2002). В другой Драконовой пещере, не швейцарской, а австрийской, за время её функционирования в качестве берлоги нашли свой конец тысячи медведей, но при этом в ней обнаружено лишь 76 целых черепов и почти все они – вдоль стен. Такую выборочную сохранность легко принять за результат намеренной деятельности, но на самом деле это, скорее всего, не так.
В принципе, конечно, вполне возможно, что в среднем палеолите, помимо человеческих захоронений, практиковалось иногда и захоронение животных, или отдельных частей их скелетов, и что оно носило ритуальный, культовый характер. Однако доказать это пока никому не удалось. Может быть, всё дело в том, что наиболее красноречивые свидетельства «медвежьего культа» были открыты слишком рано, когда ещё не существовало адекватных методов их изучения и фиксации. Либо в том, что по случайному стечению обстоятельств эти свидетельства попали в руки недостаточно квалифицированных исследователей и были ими загублены. А может быть, причина просто в том, что никаких свидетельств на самом деле и не существовало. Так или иначе, но во всех без исключения случаях, для которых предполагалась символическая упорядоченность черепов и иных костей, объяснить характер залегания находок можно (и притом гораздо проще) действием естественных, биологических и геологических процессов, так что вопрос о существовании у неандертальцев культа пещерного медведя остается пока открытым. Сам я, кстати сказать, был бы очень рад, если бы вопрос этот, в конце концов, решился положительно, но особых надежд на сей счёт не питаю (Тем не менее, жаль, что этой темой уже давно никто всерьёз не занимался).
Очень похожим образом складывалась судьба ещё одной гипотезы – о существовании у неандертальцев культа человеческих черепов. Здесь тоже было много интригующих находок и захватывающих воображение реконструкций, но слишком мало поддающихся проверке фактов, и за широким признанием тоже последовало почти всеобщее отрицание. Толчок развитию идеи о большом распространении в доисторические времена культа человеческих черепов дало открытие в начале прошлого века двух коллективных захоронений мезолитического времени в пещере Офнет на юге Германии (в Баварии). В них было обнаружено в общей сложности 33 мужских черепа, окрашенных охрой и сопровождавшихся погребальным инвентарём, включавшим различные украшения. К неандертальцам эта находка прямого отношения не имела, но после появления работы Бэхлера о Драхенлохе просто не могла не возникнуть мысль о том, что наряду с культом черепов пещерного медведя они могли практиковать и культ человеческих черепов. Подтверждение не замедлило последовать. В конце двадцатых - начале тридцатых годов в Чжоукоудяне (1929), Нгандонге (1931-1933) и Штейнгейме (1933) были найдены черепа гоминид с разрушенным или сильно повреждённым в районе затылочного отверстия основанием. Многие исследователи с готовностью восприняли это как наглядное доказательство существования у неандертальцев, а также их современников и даже предшественников каннибальских ритуалов, составной частью которых была цереброфагия – поедание мозга умерших. Предполагалось, что затылочное отверстие расширяли намеренно, с целью получения доступа к содержимому мозговой полости. Своего апогея развитие этой гипотезы – ритуального каннибализма с последующим поклонением черепам – достигло в середине прошлого века, после появления серии публикаций А. Бланка о находках в гроте Гуаттари в Италии.
Рис. 8.5. Неандертальский череп в гроте Гуаттари. Так долгое время изображали его положение к моменту открытия. На самом деле, вероятно, реальность в данном случае была несколько приукрашена.
В 1939 г. в ходе эксплуатации карьера на горе Монте Чирчео недалеко от Рима рабочие обнаружили вход в неизвестный ранее грот (его назвали по фамилии руководителя работ), а на полу грота нашли череп неандертальца, который в тот же день был передан посетившему место открытия археологу А. Бланку. Изучив вместе с антропологом С. Сержио находку и восстановив, насколько это было возможно по рассказам очевидцев, условия её залегания, Бланк пришёл к выводу, что ему в руки попало доказательство существования у неандертальцев сложных каннибальских церемоний. Согласно его реконструкции, человек, чьи останки находились в гроте, был умерщвлён ударом в правый висок, затем голова была отделена от туловища, после чего череп с помощью орудий освободили от мягких тканей (включая мозг) и поместили затылочным отверстием вверх в центре округлой выкладки из камней (рис. 8.5). И само убийство, и все последующие действия носили, по мнению Бланка, церемониальный характер, а лежавшие на полу грота кости животных он рассматривал как остатки ритуальных приношений (Blanc 1961: 124).
Картина, нарисованная итальянским исследователем, казалась столь убедительной, что многие его коллеги стали считать её типичной для всех неандертальцев вообще. Если по поводу каннибализма ещё возникали сомнения, то культ черепов как таковой считался установленным фактом. То обстоятельство, что изолированные черепа, а также нижние челюсти составляют значительную часть среди находок неандертальских останков, послужило основанием для предположения, что погребальный ритуал часто проводился в два этапа: на первом совершалось захоронение, а на втором череп отделяли от скелета и возвращали на место обитания группы, к которой принадлежал его обладатель. После этого он становился объектом поклонения или просто служил напоминанием об умершем. «Можно утверждать, не рискуя ошибиться», - писал один из авторов сборника, изданного в Германии в ознаменование столетия открытия в гроте Фельдгофер, - «что в подавляющем большинстве случаев ископаемые костные останки представителей неандертальской расы являлись объектом особых культовых манипуляций в ходе посмертных обрядов» (Bergounioux 1958). Увы, сегодня, когда миновал уже и полуторавековой юбилей открытия в Неандертале, это утверждение выглядит, по меньшей мере, преждевременным и чрезмерно категоричным.
Дело в том, что главная опора гипотезы о культе черепов рухнула. Специальные исследования, проведённые на рубеже восьмидесятых и девяностых годов прошлого века, привели к выводу, что если кто и справлял кровавые пиршества в гроте Гуаттари, то вовсе не люди, а гиены. Изучение самого черепа, залегавших вокруг него костей животных и имевшейся полевой документации показало, что интерпретация, связывающая эту находку с ритуальной практикой неандертальцев, крайне сомнительна. В частности, выяснилось, что повреждения на черепе оставлены не каменными орудиями, а зубами падальщиков и иными естественными агентами, а что касается округлой выкладки из камней, то её, скорее всего, вообще не существовало. Была лишь обычная куча обломочного материала, какие не редкость в пещерах. Кроме того, и лежал череп первоначально тоже совсем не так, как это изображалось в публикациях. Словом, от «доказательной базы» ничего не осталось (Stiner 1991; White and Toth 1991).
И всё же некоторые более поздние находки заставляют воздержаться от вынесения отрицательного и окончательного вердикта относительно возможности существования в среднем палеолите культа черепов (окончательные вердикты вообще дело неблагодарное, особенно в науке). В частности, погребение Кебара 2 прямо указывает на то, что, по крайней мере, в отдельных неандертальских группах некие манипуляции с черепами умерших, действительно, производились. Хотя костяк, обнаруженный в этом погребении, имеет очень хорошую сохранность (кости таза и грудной клетки нигде не представлены так полно, как здесь, и единственная неандертальская подъязычная кость тоже происходит именно отсюда), череп отсутствует. В то же время ряд деталей указывает на то, что первоначально было захоронено всё тело целиком: во-первых, среди находок имеется зуб (зуб мудрости), во-вторых, на шейных позвонках нет абсолютно никаких следов работы орудиями и иных повреждений, неизбежных при отделении головы от туловища. Создаётся впечатление, что сначала покойного похоронили, а после того, как мягкие ткани, включая хрящи, разложились, череп вынули из могилы (совсем неглубокой) и куда-то унесли. Если так, то, получается, что в данном случае погребальный ритуал и в самом деле был двухэтапным, а череп являлся для совершавших его людей объектом особого значения.
Л. Б. Вишняцкий. "Неандертальцы: история несостоявшегося человечества". Издательство "Нестор-История". 2010 г.
Литература:
Древнейшие символы: Столяр 1985: 124-134; Шер и др. 2005: 65-69; Chase and Dibble 1987; D’Errico 2007; D’Errico et al. 2003; Soressi et D’Errico 2007; Zilhão 2007.
Российский археолог, д. и. н., ведущий научный сотрудник Отдела археологии палеолита Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН, Санкт-Петербург). Неандертальцы: история несостоявшегося человечества
Новая книга доктора исторических наук, известного археолога Леонида Вишняцкого, посвящена неандертальцам – самым близким родственникам гомо сапиенс среди всех существ, когда-либо обитавших на нашей планете. Автор постарался охватить все аспекты жизни неандертальцев, совместив при этом и научную корректность, и популярность, увлекательность изложения.
В этом фрагменте из своей новой книги Леонид Борисович Вишняцкий рассказывает о палеоантропологических находках, позволяющих восстановить процесс формирования Homo neanderthalensis как вида.
А теперь снова вернёмся на родину неандертальцев, на край света, в холодную приледниковую Европу. Что происходило с местными гоминидами в то время, когда их африканские собратья, высоко неся знамя прогресса, изо всех сил эволюционировали в гомо сапиенс?
Древнейшим антропологическим свидетельством пребывания людей на территории Европы является фрагмент нижней челюсти гоминида неопределимого вида из пещеры Сима дель Элефанте. Эта пещера находится на северо-востоке Испании, в местности, именуемой Атапуэркой (близ города Бургос), которая в последние два десятилетия снискала себе громкую славу благодаря открытию там ряда выдающихся археолого-антропологических памятников. Возраст упомянутого фрагмента, а также найденных в одном с ним слое каменных артефактов, составляет около 1,2 млн. лет (Carbonell et al. 2008). Других достоверно человеческих костей, которые бы можно было с уверенностью отнести к эпохе нижнего плейстоцена, в Европе пока неизвестно. Нет здесь и бесспорных останков гомо эректус. Почти все древнейшие палеоантропологические материалы с этого континента, предшествующие по возрасту костям классических неандертальцев и анатомически современных людей, относят сейчас к виду человека гейдельбергского. Исключение в этом отношении представляют собой лишь две находки, которые и по возрасту, и по анатомическим особенностям занимают промежуточное положение между эректусом и гейдельбержцем.
Первая – это неполная черепная коробка, обнаруженная в 1994 г. в городке Чепрано неподалёку от Рима в отложениях возрастом порядка 800 тыс. лет. Её сначала отнесли, хотя и не без оговорок, к гомо эректус, а впоследствии предложили рассматривать или как переходную форму между этим видом и человеком гейдельбергским, или как раннюю форму последнего. Иногда человека из Чепрано выделяют и как самостоятельный вид гомо чепраненсис (Homo cepranensis), хотя большой популярности эта точка зрения не снискала.
Вторая находка – это останки как минимум шести гоминид из слоя 6 пещеры Гран Долина в Атапуэрке, также имеющие древность около 750-800 тыс. лет (Bermudez de Castro et al. 2004). Обнаруженные, как и череп из Чепрано, в середине 90-х гг. прошлого столетия, они послужили основанием для выделения особого вида, получившего название гомо антецессор (Homo antecessor, т.е. «человек предшественник»). Коллекция из Гран Долины включает несколько десятков зубов, обломок нижней челюсти, хорошо сохранившуюся лицевую часть черепа, позвонки, рёбра, ключицы и кости конечностей. По ряду признаков (пропорции предкоренных зубов, грацильность тела челюсти, большая ширина лобной кости, морфология лицевого скелета и др.) обладатели этих костей, как будто, отличаются от эректусов, приближаясь к гомо сапиенс. По мнению испанских антропологов, выделивших и описавших новый вид, гомо антецессор обитал не только в Европе, но и в Африке, и был последним общим предком неандертальцев и современных людей. Согласно другой точке зрения, гоминиды из Гран Долины относятся к виду гомо гейдельбергенсис, стоят только у истоков линии, ведущей к неандертальцам, и не имеют прямого отношения к происхождению гомо сапиенс.
В общем, что касается видовой принадлежности и эволюционной роли первых известных нам европейцев, то и с тем, и с другим ещё разбираться и разбираться. Пока картина остаётся крайне запутанной, и чтобы выяснить, какое именно место занимают люди из Чепрано и Гран Долины на генеалогическом древе рода Homo, понадобятся не только новые исследования уже имеющихся ископаемых костей, но и новые палеоантропологические материалы. В любом случае, однако, «грандолинцы» кажутся вполне приемлемыми кандидатами в предки неандертальцев. Во-первых, у них есть некоторые общие черты. Во-вторых, солидный хронологический промежуток, разделяющий две эти формы гоминид, заполнен большим количеством находок, которые вполне можно рассматривать в качестве связующих звеньев между ними.
Рис. 3.6. Череп раннего пренеандертальца из пещеры Сима де лос Уэсос в Атапуэрке, Испания, обозначаемый как Сима 5 Источник: Schrenk and Müller 2009
Древнейшим из этих звеньев – и притом одним из самых надёжных – являются многочисленные человеческие останки из пещеры Сима де лос Уэсос, находящейся, как и Гран Долина, в Атапуэрке. Останки принадлежат, как минимум, 28 индивидам. Их древность, согласно результатам торий-уранового датирования, составляет не менее 530 тыс. лет, а скорее даже около 600 тысяч (Bischoff et al. 2007). Среди костей есть несколько неплохо сохранившихся черепов (рис. 3.6) и нижних челюстей, и все они убедительно свидетельствуют о том, что уже в то время в анатомии обитателей Европы имелись многие из особенностей, которые являются важными составляющими типично неандертальского комплекса признаков (Bermúdez de Castro et al. 2004). Окончательное сложение этого комплекса произошло гораздо позже, где-то на рубеже среднего и верхнего плейстоцена, т.е. около 130-150 тыс. лет назад, но первые решительные шаги на пути «неандертализации», похоже, были сделаны аборигенами Европы ещё в первой половине среднего плейстоцена, более полумиллиона лет назад.
Рис. 3.7. Неандертальские признаки на черепах из пещеры Сима де лос Уэсос в Атапуэрке, Испания: 1 – среднелицевой прогнатизм, 2 – ретромолярный пробел, 3 – зачаточная надынионная ямка.Источник: Klein 1999
Посмотрим, например, на нижние челюсти из Симы де лос Уэсос (Rosas 2001). В глаза сразу же бросится наличие чётко выраженного ретромолярного пробела. Те из читателей, кто ещё помнит, что это такое (кто не помнит – см. главу 2, рис. 2.19), должны вспомнить и о том, что ретромолярный пробел – чисто неандертальская особенность. Или возьмём подбородочное отверстие – оно на челюстях из Симы тоже расположено именно так, как пристало неандертальцам, т.е. под первым коренным зубом. Не портит общей картины, как будто, и форма нижнечелюстной вырезки – асимметричной, с высоким венечным и относительно низким суставным отростком. Мозговой отдел черепа по степени «неандертализации» отстает от челюстей (и сзади, и в профиль он выглядит совсем не по-неандертальски), но, тем не менее, в его затылочной части уже наметилась – пусть пока только в зачаточном виде – такая специфическая черта, как надынионная ямка. Наконец, можно отметить и среднелицевой прогнатизм, свойственный, по крайней мере, одному из черепов (Сима 5), и тоже сближающий среднеплейстоценовых жителей Атапуэрки с европейцами первой половины и середины верхнего плейстоцена (рис. 3.7).
Среднеплейстоценовые европейцы и неандертальцы, как полагают исследователи антропологических материалов из Симы де лос Уэсос, «представляют один и тот же «эволюционный» вид: череду популяций, находящихся в отношении предки-потомки и без каких-либо разрывов репродуктивной преемственности между ними». Тем не менее, продолжают они, «морфологически европейские ископаемые среднего плейстоцена и неандертальцы достаточно различаются между собой, чтобы именовать их по-разному» и среднеплейстоценовую группу обозначать как гомо гейдельбергенсис (Arsuaga et al. 1996: 48).