Кроманьонец неандерталец. "Цветы на могиле неандертальца?" Факты и мнения
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Неандерталец и кроманьонец. Кроманьонец неандерталец


Кроманьонцы и неандертальцы жили в одно время и даже общими семьями

РОДНАЯ КРОВЬ

Прошлое меняется уже в который раз. Было время, когда неандертальцев считали нашими непосредственными предками. Не сомневались, что именно от них и произошли кроманьонцы - современные люди. Но потом выяснилось: не родня они нам. Неандертальцы и кроманьонцы даже рядом не сидели на древе эволюции. Образно выражаясь. А сходства в них не больше, чем, к примеру, у мартышек и шимпанзе.

Еще в 1997 году известный ученый профессор Свент Пебо из Института антропологии Макса Планка в Лейпциге (Германия) убедительно доказал: неандертальцы - это отдельный вид разумных существ. И генетически они настолько отличаются от кроманьонцев, что не могут быть их предками. Если сравнивать ДНК, то разница обнаружится в 202 «буквах».

Однако и те и другие долгое время соседствовали по планете. А некоторые так и вовсе жили рядом - в Европе, кое-где в Азии. Даже в Сибирь забредали.

Кто знает, может быть, предки нынешних самок находили неандертальцев (вверху) милыми.
Кто знает, может быть, предки нынешних самок находили неандертальцев (вверху) милыми.

- Кроманьонцы и неандертальцы не общались, - утверждал тогда Пебо. - И сексом не занимались. В силу непреодолимой  генетической разницы.

Кстати, недавно по телеканалу «Культура» показали многосерийный научно-популярный фильм об эволюции человека. В одной из сценок неандерталец воспылал страстью к женщине кроманьонского вида. Но она убежала быстроногой ланью. За кадром объяснили: толку не будет, даже если неандерталец ее догонит. Мол, иные они.

И вот на днях выяснилось: создатели фильма пользовались устаревшими данными. И насчет секса между представителями разных биологических видов заблуждались. Как и все антропологи.

ИЗВРАЩЕНИЯ НА ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЛЕСТНИЦЕ

По современным понятиям неандертальцы не отличались красотой. Лица имели грубоватые, с большими надбровными дугами, с мощными челюстями. Мужчины были коренастыми и низкими - примерно по 165 сантиметров. Женщины едва дотягивали до 155 сантиметров.

По какой-то загадочной причине все они вымерли около 30 тысяч лет назад. Уступили место кроманьонцам. Но до этого порядка 10 - 20 тысяч лет сосуществовали.

«Неандертальцы не исчезли бесследно» - столь сенсационное заявление прозвучало на ежегодной конференции Американской ассоциации антропологов, которая прошла в Альбукерке в середине апреля.

- В каждом из нас есть чуть-чуть неандертальца, - уверял генетик Джефри Лонг (Jeffrey Long) из Университета в Нью-Мексико (University of New Mexico), представляя результаты недавних исследований.

Вместе с коллегами ученый проанализировал  генетический материал почти 2000 человек, взятый у представителей 99 популяций из Африки, Азии, Европы, Океании и обеих Америк. Сравнивал его с «неандертальским» по 614 маркерам - они столь же информативны, как и отпечатки пальцев.

В результате антропологи нарисовали эволюционное древо, которое соответствовало генетической картине. И срокам ее изменения. Тут-то и обнаружилось: в истории человечества было как минимум два периода, когда неандертальцы и кроманьонцы активно занимались сексом. Около  60 тысяч лет назад они практиковали его в районе Средиземноморья. И потом - где-то в Западной Азии 45 тысяч лет назад. И от этих извращений появлялось потомство.

- Мы не ожидали увидеть такое, - признался Лонг.

ТЫ СОГЛАСИЛАСЬ ЛИШЬ ДВА РАЗА?

Американские ученые не нашли следов «кровосмешения» лишь в ДНК коренных жителей Африки. Из чего сделали вывод: общие дети у кроманьонцев и неандертальцев стали рождаться уже после того, как предки людей покинули Черный континент и начали расселяться по всему миру. А вот у остального населения планеты имеются явные следы доисторического прелюбодеяния.

По мнению Лонга, потомки первого межвидового скрещивания расселились по Европе, Азии и Северной Америке. А те, которые появились после половых актов, состоявшихся 45 тысяч лет назад, каким-то образом очутились в Океании.

Примерно год назад свое мнение изменил и профессор Пебо, который прежде отказывал нашим разным разумным предкам в совместных интимных радостях. Хотя и находил захоронения, в которых они - разные - лежали рядом. Расшифровывая геном неандертальца, он изучил более миллиарда его фрагментов. И заговорил уже не о различиях, а о сходстве. В том числе и с современными людьми.

- Я уже уверен, что неандертальцы и кроманьонцы занимались сексом, - говорит Пебо. - Но сомневаюсь, получалось ли у них потомство, способное к дальнейшему размножению. Ведь, как правило, гибриды бесплодны.

Получается, что американцы развеяли сомнения профессора. Но и он, скорее всего, нашел некие подтверждения тому, что гибриды продолжили свой род. И донесли гены до современных поколений. Только из этого можно сделать вывод о сексе разных по виду разумных существ.

Точные результаты своих исследований Пебо обещал опубликовать в ближайшее время. Тогда-то и станет окончательно ясно насчет пещерного интима. И в самом ли деле было два «скабрезных» периода? Или секс случился всего два раза?! Пусть даже результативно.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Дети дикой любви

Древний румын, скорее всего, был гибридом - продуктом межвидовой любви.
Древний румын, скорее всего, был гибридом - продуктом межвидовой любви.

По останкам, которые принадлежали человеку, жившему около 40 тысяч лет назад на территории Румынии, профессор антропологии Эрик Тринкаус (Erik Trinkaus) из Вашингтонского университета (Washington University in Missouri) воссоздал внешний облик. И обнаружил в нем как черты кроманьонца, так и неандертальца. То есть вероятного гибрида.

Об аналогичной работе объявил на конференции и Теодор Шурр (Theodore Schurr) - специалист по молекулярной антропологии из Университета Пенсильвании (University of Pennsylvania in Philadelphia). Он нашел гибридные черты в останках человека, который жил 20 тысяч лет назад в Австралии.

А если гибриды получались, то и секс был. К сожалению, почти нет шансов узнать, кто кем больше интересовался - неандертальцы кроманьонцами или наоборот. Одна надежда: где-нибудь найдется настенная живопись, которая и даст ответ.

КСТАТИ

Неандертальцы наградили кроманьонцев вшами

На той же конференции в Альбукерке было объявлено, что платяной вше 190 тысяч лет. В столь давнее время она стала самостоятельным видом, отделившись от головной вши. И произошло это, по мнению ученых, после того, как у людей появилась одежда. И платяной разновидности нашлось уютное пристанище в складках шкур.

Прежде считалось, что разделение видов этих паразитов произошло 70 тысяч лет назад. Соответственно и одежда завелась тогда же. А вот, оказывается, не исключено, что гораздо раньше.

Ученые полагают, что первыми пошивом шкур занялись неандертальцы. Стало быть, они и развели у себя платяных вшей. А впоследствии наградили ими кроманьонцев. Может быть, даже в моменты интимной близости.

stars-of-baikal.livejournal.com

Кроманьонец

Кроманьонцы (рис. 1) – это непосредственные предки современных людей. Этот вид, по предположению ученых, появились более 130 тыс. лет назад. Находки археологов свидетельствуют о том, что кроманьонцы жили более 10 тысяч лет в соседстве с другой разновидностью людей – неандертальцами. Фактически кроманьонцы не имеют внешних различий с современными людьми. Существует и другое определение термину "кроманьонец". В узком смысле – это представитель человеческого рода, живший на территории современной Франции, свое название они получили по месту, в котором исследователи впервые обнаружили большое количество останков древних людей – ущелью Кро-Маньон. Но чаще, кроманьонцами называют всех древних жителей планеты. В период верхнего палеолита этот вид доминировал, на большей части поверхности суши, за малым исключением – местами где еще оставались общины неандертальцев.

Кроманьонец

Рис. 1 – Кроманьонец

Происхождение

Единого мнения о том, как появился вид "кроманьонец" в среде антропологов и историков нет. Главенствуют две основные теории. Большая часть ученых считает, что данный вид появился в восточной части Африки, и далее через Аравийский полуостров распространились по всей Евразии. Приверженцы этой теории считают, что кроманьонцы позднее разделились на 2 основные группы:

  1. Предки современных индусов и арабов.
  2. Предки всех современных монголоидных народов.

Что же касается европейцев, то по этой теории – они представители первой группы, мигрировавшие около 45 тысяч лет назад. Археологами найдено огромное количество доказательств в пользу этой теории, но всё же количество ученых придерживающихся альтернативной точки зрения с годами не убывает.

В последние время появляется все больше доказательств, второй версии. Ученые, приверженцы данной теории, считают что кроманьонцы – это современные европеоиды и не относят к данному виду негроидов и монголоидов. Ряд ученых настаивает на том, что первый кроманьонец появился на территории современной Эфиопии, а его потомки обжили север Африки, весь Ближний Восток, Малую Азию, большую часть средней Азии, полуостров Индостан и всю Европу. Они настаивают на том, что кроманьонцы практически в полном составе мигрировали из Африки более 100 тысяч лет назад, и лишь малая их часть осталась на территории современного Египта. Далее они продолжили освоение новых земель, до Франции и британских островов древние люди добрались к X веку до нашей эры, пройдя через Кавказский хребет, переправившись через Дон, Днепр, Дунай.

Культура

Древний человек кроманьонец стал жить довольно большими группами, чего не наблюдалось у неандертальца. Зачастую общины насчитывали 100 и более особей. Кроманьонцы, населяющие Восточную Европу, иногда жили в землянках, такое жилище было "открытием" того времени. Пещеры и палатки были более удобны и просторны в сравнении с аналогичными типами жилищ неандертальцев. Умение членораздельно разговаривать, помогало им лучше понимать друг друга, они активно кооперировались, если кому-то из них нужна была помощь.

Кроманьонцы стали более искусными охотниками и рыбаками, эти люди впервые начали применять метод "загона", когда крупного зверя загоняли в заранее приготовленную ловушку, а там его ждала неминуемая смерть. Первые подобия рыбацких сетей также были изобретены кроманьонцами. Они начали осваивать заготовительный промысел, сушили грибы, запасались ягодами. Велась так же охота на птиц, для этого они использовали силки и петли, при этом часто древние люди не убивали животных, а оставляли живыми, конструировали примитивные клетки для пернатых и любовались ими.

Среди кроманьонцев стали появляться первые древние художники, которые разрисовывали разными цветами стены пещер. Увидеть работу древних мастеров можно и в наше время, к примеру, во Франции в пещере Монтеспан до наших дней сохранилось несколько творений древних мастеров. Но развивалась не только живопись, кроманьонцы ваяли первые скульптуры из камня и глины, занимались гравировкой на бивнях мамонтов. Очень часто древние скульпторы ваяли обнаженных женщин, это было что вроде культа, в те времена в женщине ценилась отнюдь не стройность – древние скульпторы ваяли женщин с пышными формами. А также скульпторы и художники древности часто изображали животных: коней, медведей, мамонтов, бизонов.

Умерших соплеменников, кроманьонцы хоронили. Во многом современные ритуалы напоминают ритуалы тех лет. Люди также собирались, также плакали. Покойника одевали в лучшую шкуру, клали к нему украшения, пищу, орудия, которыми он пользовался при жизни. Покойника хоронили в позе "зародыша".

Скелет кроманьонца

Рис. 2 – Скелет кроманьонца

Скачек в развитии

Кроманьонцы развивались более активно, нежели ассимилированные ими неандертальцы и общие предки обоих видов питекантропы. Причем развивались во многих областях, огромное количество достижений было сделано именно этим видом. Причина столь интенсивного развития – мозг кроманьонца. До того как ребенок, данного вида, не появился на свет, развитие его мозга полностью совпадало с внутриутробным развитием мозга неандертальца. Но после рождения, мозг младенца развивался по-иному – шло активное формирование теменной части и мозжечковой. Мозг неандертальца после родов развивался в тех же направлениях что и у шимпанзе. Сообщества кроманьонцев были намного более организованными, чем сообщества неандертальцев, они начали осваивать устную речь, тогда как неандертальцы, так и не научились говорить. Развитие шло невероятными темпами, орудия труда кроманьонца – это ножи, молотки и другие инструменты часть, из которых применяется до сих пор, так как им, по сути, до сих пор не найдено альтернативы. Кроманьонец активно приспосабливался к погодным факторам, их жилища стали отдаленно напоминать современные дома. Эти люди создавали социальные круги, выстраивали иерархию в группах, распределяли социальные роли. Кроманьонцы стали осознавать себя, задумываться, рассуждать, активно исследовать и экспериментировать.

Возникновение речи у кроманьонцев

Так же, как нет единства среди ученых в вопросе возникновения кроманьонца, так и нет его и в отношении другого вопроса – "как зародилась речь у первых разумных людей?".

У психологов есть свое мнение на этот счет. Они утверждают, имея внушительную доказательную базу, что кроманьонцы переняли опыт у неандертальцев и питекантропов, у которых были какие-то зачатки членораздельного общения.

У лингвистов определенного толка (генеративистов) также существует своя, подкрепленная фактами, теория. Впрочем, нельзя сказать, что эту теорию поддерживаю только генеративисты, многие видные ученые на их стороне. Эти деятели науки считаю, что не было никакого наследования от предшествующих видов, а появления членораздельной речи это результат некой мутации мозга. Генеративисты, пытаясь докопаться до истины и найти подтверждения своей теории, ищут истоки протоязыка – первого человеческого языка. Пока еще споры не утихают, и не у одной из сторон нет исчерпывающих доказательств своей правоты.

Различия между неандертальцем и кроманьонцем

Кроманьонцы и неандертальцы не такие уж близкие виды, более того, у них не было единого предка. Это два вида, между которыми была конкуренция, стычки, а, возможно, и локальное или всеобщее противостояние. Они не могли не конкурировать, так как делили одну нишу и жили рядом. Отличий между двумя видами много:

  • конституция тела, размеры и физиологическое строение;
  • объем черепа, когнитивные способности мозга;
  • социальная организованность;
  • общий уровень развития.

Проведенные учеными исследования показали, что наблюдается существенное различие в ДНК у этих двух видов. Что касается питания, то тут тоже есть различия, эти два вида питались по-разному, обобщая, можно сказать, что кроманьонцы ели все, чем питались неандертальцы и плюс к этому растительную пищу. Интересен тот факт, что организм неандертальцев не усваивал молока, а основу рациона неандертальцев составляло мясо мертвых животных (падаль). Кроманьонцы же только в редких случаях, в случаях отсутствия других вариантов питались мертвечиной.

Череп кроманьонца

Рис. 3 – Череп кроманьонца

В ученой среде не прекращаются споры о том могли ли эти два вида скрещиваться между собой. Есть большое количество доказательств, что могли. Например, нельзя исключать тот факт, что в строение и конституции тела некоторых современных людей, иногда прослеживаются отголоски генов неандертальцев. Два вида жили в непосредственной близости, спаривания, определённо, могли иметь место. Но ученым утверждающим, что кроманьонцы ассимилировали неандертальцев, в спорах противостоят другие ученые, среди которых есть и известные личности. Они утверждают, что после межвидового скрещивания не могло родиться плодовитого потомства, то есть, к примеру, особь женского пола (кроманьонец) могла забеременеть от неандертальца, могла даже выносить плод. Но родившийся младенец был слаб, чтобы выжить и тем более дать жизнь собственному потомству. Данные выводы они подкрепляют генетическими исследованиями.

Различия между кроманьонцем и современным человеком

Между современным человеком и его предком кроманьонцем есть как незначительные, так и значительные отличия. Например, установлено, что средний объем мозга представителя более раннего подвида людей, был немного больше. Это, по идее, должно свидетельствовать о том, что кроманьонцы были более умными, их интеллект был более развит. Эту гипотезу поддерживает незначительная часть ученых мужей. Ведь не всегда больший объем гарантирует лучшее качество. Помимо размера головного мозга есть и другие различия, не вызывающие острых споров. Доказано, что предок обладал более густой растительностью на теле. Есть разница и в росте, замечено, что со временем и эволюцией люди стали выше. Средний рост двух подвидов различается значительно. Не только рост, но и вес у кроманьонца был меньше. В те времена не существовало гигантов весом за 150 килограмм, а все из-за того, что люди не всегда могли обеспечить себя пищей, даже в необходимых объемах. Древние люди не жили долго, человек, доживший до 30 лет, считался стариком, а случаи, когда человек переживал 45-летний рубеж, вообще единичны. Есть предположение, что у кроманьонцев зрение было лучше, в частности, они хорошо видели в темноте, но эти теории пока не как не подтверждены.

vse-lekcii.ru

неандертальцы VS кроманьонцы - Кроманьонец

Есть несколько версий почему исчезли с лица земли неандертальцы.

Кто говорит что их слопали кроманьонцы, ну не сожрали прям всех - хотя обглоданные косточки этих первых европейцев со следами костра и острых каменных орудий в Европе находят. Да вобще эти европейцы лютые - вспомните Дахау, Освенцим, казни еретиков, сожжение ведьм...

Кого то истребили, кого то вытеснили с о охотничьих угодий - для мясоедов-неандертальцев это гибель.

Но остаётся неясным - почему физически более крепкие, имеющие навык обработки каменных орудий, не чуждые абстрактному мышлению и искусству (бусы из зубов и даже краски) - почему неандертальцы проиграли?

Вот несколько гипотез, некоторые рассматриваются в комплексе:

- серьёзная версия - строение гортани у неандертальцев не было приспособлено для членораздельной речи - только отрывистые сигналы, а кроманьонцы развили речь и соответственно могли планировать и обсуждать боевые операции, план охоты и т.д.

-неандертальцы всё таки не обладали техникой изготовления орудий из камня, кости и дерева в достаточно высокой степени.

-неандертальцы были более отсталыми - не умели/не хотели рисовать, изготавливать "предметы искусства" - это влияло на общее развитие.

-найденные учёными скелеты неандертальцев имеют следы серьёзнейших ранений в грудь, некоторые буквально переломаны, а скелеты кроманьонцев имеют в основном повреждения сзади со спины - т.е. кроманьонцы были более хитрыми и предпочитали, в отличие от неандертальцев,  не вступать в открытую схватку  с такими могучими хищниками как саблезубый тигр и пещерный медведь.

- рацион питания кроманьонцев был более широк кроме мяса рыба, злаки, корешки, моллюски.  Неандертальцы же были очень зависимы от мяса и отсутствие дичи влекло мор.

Есть ещё версия - они не вымерли, они просто растворились среди нас - европейцы, в том числе и россияне имеют от 0,2% до 2% генов неандертальцев - в геноме африканцев присутствия неандертальцев нет.

Это из скелета 80 тысячелетней давности выделить учёным удалось ген неандертальца - ну и сравнили его - выходит были смешанные браки. Значит потомки неандертальцев и сегодня с нами - в подтверждение этой гипотезы достаточно взглянуть на фото Николая Валуева.

kromanionez.livejournal.com

Неандертальцы и кроманьонцы - Константин Csillagász

Кроманьонцы - ранние представители современного человека в Европе и отчасти за ее пределами, жившие 40-10 тыс. лет назад. Телосложение кроманьонцев было менее массивным, чем у неандертальцев. Они были высокорослы (рост до 180-190 см) и имели вытянутые «тропические» (то есть свойственные современным тропическим популяциям человека) пропорции тела.

 Неандерталец                                        Кроманьонец

Неандертальцы были людьми в полном смысле этого слова, создавшими собственную культуру, радикально отличавшую их от мира других гоминидов и от мира животных. Грубый, коренастый, внешне туповатый и напоминающий профессионального бомжа неандерталец, имел неожиданно большой объем мозга и вел вполне цивилизованный образ жизни. Неандертальцы жили в племени со строгой социальной организацией, хоронили умерших, охотились с помощью дубин, умело обрабатывали камни, поддерживали огонь. Археологи находили на стоянках неандертальцев бусы из ракушек. И вдруг неандертальцы вымерли вследствие глобального похолодания и конкуренции за пищевой ресурс с кроманьонцами, которые уже были тогда "людьми разумными" (homo sapiens), в принципе, ничем не отличающимися от современных граждан.

Неандертальцы и кроманьонцы, т.е. люди от которых мы произошли, стали охотиться друг на друга и пожирать тела побежденных врагов примерно 40 тыс. лет назад. Тогда первые представители нашей расы появились в Европе, вотчине неандертальцев. 10 тыс. лет длилось сосуществование на одной территории двух видов людей. Еще примерно 30 тыс. лет назад последние представители этого племени ютились на самом юге Испании, в районе Гибралтара, в Пиренеях, и горах Далмации. Потом неандертальцы исчезли без следа. А мы остались. Как в действительности выглядел неандерталец (Найди неандертальца в себе)  Как в действительности выглядел неандерталец? Фото из журнала Stern

Палеонтолог Сванте Паабо изученил 328 выявленных нуклеотидных цепочек ДНК и пришёл к выводу, что различия в генах между неандертальцами и современным человеком слишком велики, чтобы считать их родственниками. А другие палеонтологи Понсе де Леон и Кристоф Цолликофер сравнили черепа двухлетнего неандертальца и соответствующего по возрасту маленького кроманьонца, то есть современного человека. Вывод был однозначен: черепные кости детей двух видов формировались совершенно по-разному, что свидетельствует о принципиальном различии в генофонде обоих рас. На основании этих данных ряд исследователей пришли к выводу о том, что неандертальцы не были ни предками, ни родственниками современного человека. Это были два различных биологических вида, произошедших от разных ветвей древних гоминидов. (см. http://a-nomalia.narod.ru/gen.htm)Американский антрополог Роберт Маккарти смог  воссоздал речь неандертальцев.  Он изучил строение гортани представителей Homo neanderthalensis, и попытался реконструировать на компьютере звуки, которые они издавали. ("Абырвалг! Абырвалг!"?) Произношение неандертальцев отличалось от человеческого – они не могли произносить гласные так, как мы. (см. http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/04/19/srochno/349508/)

Кроманьонцы - наши предки

70 тысяч лет назад началось глобальное похолодание. Неандертальцы и кроманьонцы, достигшие своего эволюционного пика, не имели никакой защиты от новых факторов. С продвижением ледников они начали отступать на юг Европы. 30 тысяч лет назад температура упала до минус 10 градусов. Этого неандертальцы уже не выдержали. Эволюционная судьба-злодейка распорядилась так, что неандерталец оказался на вершине своего исторического восхождения. А у кроманьонцев, которые превосходили неандертальцев в социальной организации и умении приспосабливаться к жизни, кроме скребла и рубила появились новые орудия - копья, рыболовные сети, а также первые сшитые между собой шкуры, то есть меховая одежда. Неандертальцы о спасительных изобретениях не узнали, избалованные жизнью, сами ни до чего додуматься не могли, так и жались, обреченные, у костра. 

Однако некоторые ученые считают, что неандертальцы не исчезли, а существуют и сейчас в качестве второго вида людей - homo (sapiens) neanderthalensis, с которыми каждый из нас время от времени встречается (в России - чаще у вокзальных туалетов и около пунктов приема посуды). А есть, так сказать, и промежуточные формы.  У одних неандертальских черт меньше, у других - больше. А на некоторых страшно смотреть. (см. http://news.netpress.ru/science/science/6930). Услышать голос неандертальца можно на сайте журнала newsru.com

kostja-omega.livejournal.com

Неандерталец и кроманьонец. Их образ жизни

Неандерталец и кроманьонецАрхантропы постепенно изменялись. 300-200 тысяч лет назад архантропы породили новый тип древних людей, которых называют неандертальцами. Название «неандерталец» было дано потому, что ископаемые останки этого человека были найдены в Германии на берегу реки Неандер. Неандертальцы существовали до 40-30 тысяч лет назад.

Неандертальцы изготавливали искусственные орудия труда, которые делали из камней и палок, а также из костей животных. На этапе неандертальца появилось разделение труда. Одни участники первобытной общности занимались добывание пищи, другие охраняли жилище от врагов, третьи готовили и растили потомство.

Неандертальцы узнали огонь. Это коренным образом изменило жизнь неандертальца. Человек понял, что мясо животных, приготовленное на огне, значительно вкуснее. При этом приготовленную на огне пищу стало легче переваривать. Это привело к изменениям в физиологии неандертальца. Для переваривания сырой пищи необходим был достаточно длинный пищеварительный тракт. Когда неандертальца стали кушать пищу, приготовленную на огне, то необходимость в длинном пищеварительном тракте отпала, т.к. приготовленная на огне пища переваривалась значительно легче. Пищеварительный тракт неандертальца с каждым новым поколением стал сокращаться.

Произошли изменения  строение скелета неандертальцев. Центр тяжести стал переноситься на нижнюю часть тела, что создавало предпосылки для прямохождения. Иными словами, неандертальцы стали ходить на двух ногах.

Неандертальцы впервые стали сооружать жилища, чего не было у архантропов.

Возникновение абстрактного мышления и речи

У неандертальцев еще не было абстрактного мышления, но предпосылки для его возникновения были настолько сильны, что на последнем этапе развития неандертальца при переходе его к кроманьонцу абстрактное мышление возникло. Материальной основой для возникновения абстрактного мышления у неандертальцев стало образование новых участков головного мозга. Таким образом материальные предпосылки для возникновения абстрактного мышления были созданы.

Неандертальцы были способны произносить членораздельные звуки, преимущественно согласные Б, П, М, Г, П, Т, К, Н, в сочетании с гласными, например, БА, ПА, МА.  В условиях коллективного труда у неандертальцев возникла острая необходимость организовывать этот труд, передавая информацию. Звуки и их сочетания у неандертальцев не имели у неандертальцев определенного значения. Произносимые звуки обозначали предметы, действия, собеседника в единстве.

В связи с усложняющимися условиями жизни возникла необходимость называть отдельно предметы и действия.  Звуки стали обозначать конкретные предметы и конкретные действия. Первыми частями речи были глаголы, побуждающие к действию, например, возьми, встань, дай и т.д., и существительные. С возникновением слов, обозначающих конкретные действия и предметы, возникли понятия. А понятие – форма абстрактного мышления, которое появилось одновременно и в связи с возникновением слов.

Абстрактное мышление и речь появились приблизительно 40 тысяч лет назад, когда неандерталец породил человека современного типа, называемого кроманьонцем. Кости кроманьонца были обнаружены в окрестностях города Кроманьон во Франции. Кроманьонец – это человек современного типа.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Неандерталец и кроманьонец

Где-то в районе 250 – 300 тыс. лет тому назад происходит трансформация гомо эректуса в пренеандертальца (есть и другие названия: антенеандерталец, ранний неандерталец).

В самом начале вюрмского времени, примерно 80—70 тыс. лет назад, пренеандертальцы превращаются в собственно неандертальцев. Долгое время неандертальцев, первая находка черепа которых была сделана в 1856 г. в одной из пещер долины реки Неандерталь, восточнее Дюссельдорфа, относили еще к “обезьяночеловеку”. Но теперь почти признан другой вид неандертальцев – гомо сапиенс неандерталензис – человек разумный неандертальского типа.

В истории палеолитического человечества нет полного совпадения между этапами формирования физического типа древнейших и древних людей и кардинальными прогрессивными сдвигами в их культуре, это совпадение носит частичный характер. Неандертальский тип человека сформировался еще в ашельскую эпоху, и начало его формирования отстоит от современности, по-видимому, на 200, может быть, даже на 250 тыс. лет.

Неандерталец является непосредственным предком человека разумного – современного вида живущих на Земле людей, а его технические достижения в изготовлении каменных орудий стоят на очень высоком уровне, значительно более высоком, чем у предшествующего ему гомо эректуса.

Времени жизни развитых неандертальцев археологически соответствует мустьерская эпоха.

Объем головного мозга неандертальца соответствует объему мозга современного человека, а иногда даже превосходит его, достигая 1600 см3. О высоком интеллекте неандертальца свидетельствуют новые черты его жизни и структуры первобытного общества на этой стадии. Появляются хорошо организованные жилые пространства на стоянках, первые четко оформленные жилища, зачатки искусства, одежды, но главным было высочайшее мастерство неандертальцев в выделке орудий. Все это в совокупности позволило неандертальцу не только выжить в суровых условиях оледенений эпохи вюрма, но и распространиться по всей еще не заселенной территории Старого Света, исключая лишь самые северные районы. Стоянки неандертальцев хорошо известны в Западной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке, на Кавказе и в Средней Азии, на Алтае, в Монголии, Пакистане.

Хронологические рамки мустьерских стоянок определяются по-разному, но чаще всего в 80 – 40(35) тыс. лет. Этот период охватывает две эпохи вюрмского оледенения и два или три теплых интерстадиала внутри ледникового периода. Интерстадиалы считают короче по времени, чем межледниковья, но окончательно этот вопрос пока не решен.

Неандертальский тип не оставался постоянным и претерпевал значительную эволюцию. Так, по мнению многих антропологов, среди европейских находок выделяются две группы – более раннего и более позднего времени. Ранняя группа характеризовалась более прогрессивным строением мозга и связанным с этим более высоким сводом, менее развитым надбровным валиком и вообще прогрессивностью морфологического типа, в какой-то мере приближавшегося к типу современного человека. По степени концентрации типично человеческих признаков она сближалась с палестинскими неандертальцами, хотя и уступала им в этом отношении. Поздняя группа, наоборот, выделяется примитивностью строения и по многим признакам напоминает гоминин раннего и среднего плейстоцена. В антропологической литературе эти группы чаще всего фигурируют под именем неандертальцев группы Эрингсдорф и группы Шапелль (по названию мест наиболее типичных находок). Различия между ними, по-видимому, отражают разные пути их эволюционного развития.

Нижний палеолит охватывает наибольшую часть палеолитического времени, продолжаясь до эпохи мустье, т. е. эпохи, отстоящей от современности примерно на 200 тыс. лет.

Ашельскаях эпоха почти целиком соотносится с нижним палеолитом. Эта эпоха получила наименование по названию одноименного города во Франции. Она уже может быть наполнена конкретным археологическим содержанием, так как ее изучение опирается на богатейшие результаты раскопок нижнепалеолитических памятников на разных материках. Ашель непосредственно следует за олдувейской культурой и составляет второй, более развитый этап нижнепалеолитической культуры. Хронологический этап между олдувейской и ашельской эпохами или культурами не очень ясен, если говорить об абсолютных датах, но можно думать, что речь идет о какой-то минимальной дате, близкой к миллиону лет.

Все сказанное свидетельствует об известной оседлости первобытных человеческих коллективов, что, в свою очередь, означает наличие вокруг мест поселений так называемых охотничьих территорий, т. е. района, в пределах которого осуществлялась охота и приобреталась охотничья добыча. Остатки фауны на стойбищах говорят о том, что в сферу добычи попадали и крупные млекопитающие. Разумеется, охота на них была невозможна в одиночку с помощью тех очень слабых средств, которые находились в распоряжении ашельского человека. Эта охота была, несомненно, загонной, но о ее характере можно пока только гадать.

В плане качества производства орудий позднеашельские памятники, соответствующие этому физическому типу человека, отличаются от более ранних прежде всего доведенными до самого высокого уровня совершенства приемами изготовления бифасов. Некоторые из бифасов конца ашеля отличаются даже какой-то изощренностью изготовления и такой тонкой обработкой поверхности, что детальность и тщательность ее просто нельзя объяснить с точки зрения функций орудия. Это уже отражение эстетического вкуса древнего мастера.

На предыдущем этапе первобытный человек не мог еще проявить свои художественные вкусы и мало заботился о внешней форме и красоте обработки орудий. Его заботили только утилитарные цели. Теперь, в связи со стабилизацией жизни, большей устойчивостью человеческих коллективов, общим развитием сознания и, вероятно, с появлением свободного времени, позднеашельские мастера могли позволить себе значительно более детальную обработку поверхности орудия. Формируются определенные эстетические вкусы.

Одним словом, наметились существенные изменения в технике производства орудий, их заметное улучшение. Оно, может быть, и не напрямую, но все-таки было связано с появлением на Земле нового физического типа человека – неандертальца.

К настоящему времени накоплен громадный, почти необозримый археологический материал, рисующий основные этапы обработки кремния, показывающий магистральные линии развития каменной технологии палеолита, позволяющий установить технологическую преемственность между хронологически разновременными группами палеолитического населения, наконец, вообще демонстрирующий мощное поступательное движение человечества, начиная с достаточно примитивных орудий олдувайской культуры в Африке в кончая изощренной каменной и костяной индустрией верхнепалеолитической эпохи. Однако, к сожалению, при анализе факторов прогрессивного развития человеческого общества на пути к производящему хозяйству и цивилизации остаются за пределами рассмотрения два важных момента – расселение человечества из областей предполагаемой прародины, т. е. этапы и последовательность освоения ойкумены с ее разнообразными экологическими нишами, и рост его численности.

Первый из этих моментов отражает взаимодействие общества с природной средой, характер этого взаимодействия и его усовершенствование силами самого общества – другими словами, некий уровень познания природы и географической среды и подчинение их потребностям общества, обратное влияние на общество географической среды, особенно в ее экстремальных формах. Второй момент является важнейшей демографической характеристикой, аккумулирующей фундаментальные биологические и социально-экономические параметры.

Кроманьонец

Примерно 40 тыс. лет тому назад на смену неандертальцу приходит гомо сапиенс, или человек разумный. (Его называют еще гомо сапиенс сапиенс.) По месту первой находки этот тип человека называют также кроманьонцем.

Советские и российские антропологи считали и считают, что человек разумный, последняя форма эволюции человека, возник в результате эволюции неандертальца, хотя конкретные пути этой эволюции остаются еще неразгаданными. Современная наука полагает, что такие изменения могли совершиться лишь в результате генетических изменений — мутаций. Раньше считали, что такой скачок от одной формы человека к другой мог быть результатом медленных изменений, появлением новых качеств, связанных с приспособлением к малоизменяющейся среде. Однако современная генетика отрицает возможность такого изменения без мутации.

К концу среднего и к верхнему плейстоцену, исключая его последний этап, относятся формы, занимающие промежуточное положение между только что описанными и человеком современного вида. Они характеризуются большим морфологическим разнообразием и потому неоднократно описывались даже в качестве разных видов. Но более тщательное их изучение показало, что все они относятся к одному виду Homo primigenius называемому иначе неандертальским человеком – по имени места первой находки в Германии близ Дюссельдорфа. Позднее скелетные остатки взрослых неандертальцев и неандертальских детей были обнаружены в Англии, Бельгии, Германии, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии, в Крыму, в разных областях Африканского материка, в Средней Азии, Палестине, Иране, Ираке, Китае.

Ранее неандертальский тип рассматривался как тупик в развитии, не оставивший следа в последующей эволюции рода Homo. Однако такая точка зрения не учитывала морфологической преемственности между Homo primigenius и Homo sapiens, a также полностью игнорировала археологические данные, свидетельствующие о сложении верхнепалеолитической культуры на основе культуры неандертальского человека. Исходя из этих фактов, российские и многие зарубежные антропологи защищали теорию неандертальской фазы в развитии человека современного вида, впервые сформулированную известным чешским антропологом, работавшим в США, Алешом Хрдличкой. Согласно этой теории, неандертальский человек является предком современного, а морфологический тип последнего сформировался в результате перестройки неандертальского типа. Кстати сказать, большую роль в обосновании неандертальской стадии сыграла находка в 1939 г. А. П. Окладниковым неандертальца в Узбекистане, в пещере Тешик-Таш. До этой находки территория Средней и Центральной Азии, плохо изученная археологически, часто фигурировала в качестве прародины современного человека в работах сторонников его независимого от неандертальца происхожения.



biofile.ru

Кроманьонцы и неандертальцы. Захоронения, ритуалы

Яков Абрамович Шер Д. и. н., профессор. Кемеровский государственный университет Археология изнутри. Научно-популярные очерки Археология изнутри. Научно-популярные очерки

Книга известного российского специалиста по первобытному искусству.

"В данной книге предпринята попытка показать работу археолога как бы изнутри, глазами профессионала, без наносной сенсационности."

Классификационное название неандертальца – Homo sapiens neandertalensis, т. е. человек разумный неандертальский. Разумный – значит обладающий разумом, сознанием. Одной из составляющих сознания человека является духовный мир, т. е. набор неких образов и представлений, непосредственно не связанных с практической деятельностью по удовлетворению своих потребностей в пище, крове, продолжении рода, безопасности и т. п. Например, в археологии, одним из несомненных свидетельств духовной жизни древних людей признаются намеренные захоронения умерших сородичей, особенно те, в которых обнаружены следы, остатки какого-то погребального ритуала.

Рис. 3.07а. Аббаты Анри Брейль и открыватели скелета в Сент-Шапелль-о-Сент братья Жан и Амедей Буассоньи (первый ряд слева направо, по: Boitel, 2000)

Рис. 3.07а. Аббаты Анри Брейль и открыватели скелета в Сент-Шапелль-о-Сент братья Жан и Амедей Буассоньи (первый ряд слева направо, по: Boitel, 2000)

В научной археологической литературе прочно утвердилось представление о том, что на поздней стадии мустьерской эпохи (90 – 70 тыс. л. н.), у неандертальцев уже было ритуальное поведение в виде похорон своих сородичей.

Третьего августа 1908 г. три брата Буассоньи – Амедей, Жан и Поль (рис. 3.07а) обнаружили в гроте Буффиа близ Ля Шапелль-о-Сент (юг Франции) скелет неандертальца, как будто специально уложенного в углублении. С тех пор уже 100 лет обсуждается проблема появления в среднем палеолите намеренных захоронений людей, т. е. первых ритуальных действий. Тогда же были высказаны первые гипотезы о наличии у неандертальцев веры в загробную жизнь (А. Буассоньи, Г. Обермайер) или в сверхъестественные свойства мертвеца (М. Эберт). Сейчас имеется уже более 60 местонахождений, на которых найдены кости или почти целые скелеты неандертальцев, позволяющие предполагать преднамеренные захоронения. Наряду с этим, высказываются столь же обоснованные предположения о каннибализме и/или о стремлении избавиться от гниющих останков.

Не считая себя вправе вступать в длительную и не очень результативную дискуссию по этой проблеме (русскоязычные обзоры см.: Алекшин, 1992; 1993; 1993а; 1994; 1995; 1995а; 1998; Замятнин, 1961; Смирнов, 1979; 1986; 1987; 1990; 1991; 1997; Зубов, 1999; иноязычные: Bahn, 1994; 1997; Bar-Josef et al., 1988; Leroi-Gourhan, 1999; 2000; Mellars, 1996; Tattersall, 1999, с. 157-175; Ulrich, 1986 и многие другие), хотелось бы отметить, во-первых, что после первой публикации находки скелета неандертальца близ Ля Шапелль-о-Сент (Bouyssonie, Bardon, 1908) за прошедшие почти сто лет на нее, как на пример преднамеренного и ритуального захоронения, ссылаются очень многие авторы. Однако в их описании археологического контекста данной находки наблюдаются большие расхождения. Это хорошо показано в работе (Смирнов, 1979).

Во-вторых, не всякое намеренное захоронение трупа следует однозначно считать ритуальным действием. В одном из последних справочных изданий говорится о гомогенном культурном слое толщиной в 40 см, в котором и был  впервые обнаружен этот скелет неандертальца (Leroi-Gourhan, 1988, p. 222). Углубление в 40 или по другим упоминаниям 30 см никак не может считаться могилой. Мустьерские орудия, найденные вместе с костями человека скорее относятся не к скелету, а к культурному слою. Кости животных, в том числе кости ноги быка в анатомическом порядке наряду с костями северного оленя, лошади, козла, носорога, волка и сурка тоже еще ничего не говорят о ритуале.

Уже в первых профессиональных комментариях о неандертальских захоронениях в русскоязычной печати, П. П. Ефименко и С. Н. Замятнин высказывали сомнения. Они были написаны практически одновременно, но увидели свет с интервалом почти в 30 лет (Ефименко, 1934, 1938, 1953; Замятнин, 1961; рукопись С. Н. Замятнина датирована 1933 г.). Разумеется, оба автора изучали первичные публикации. П. П. Ефименко не скрывает своего скепсиса по поводу утверждений о том, «что встречающиеся в соседстве с некоторыми погребениями (Ферраси, Шапелль-о-Сент) угли и кости животных следует рассматривать как следы поминок и жертв умершему. Подобные представления носят, несомненно, достаточно тенденциозный характер» (Ефименко, 1953, с. 249). Однако, он соглашается, что в ряде случаев одинаковое в разных могилах положение погребенного подталкивает к мысли о намеренности  захоронения.

С. Н. Замятнин тогда заметил, что приведенная в первичных публикациях "констатация и осторожное предположение по ее поводу в дальнейших компилятивных работах передаётся как, несомненно, установленный факт положения напутственной пищи покойнику в Ля Шапелль-о-Сент. При этом часть  метатарзальной кости и три фаланги "вырастают" в целую ногу быка; а проф. Гури, приводящий в своем курсе на стр. 136 дословно указание Буассоньи, тремя страницами далее (стр. 139) ухитряется сообщить о целой "четверти быка", данной как провизия на дорогу покойнику. Столь же утвердительно приписывается погребению в Ля Шапелль-о-Сент использование охры в погребальном ритуале. Сами братья Буассоньи дают вполне определенное указание насчет характера находки, отнюдь не дающее оснований для подобной интерпретации. Говоря о заполнении могильной ямы, они после описания находок костей быка у черепа сообщают, что "вокруг остальных частей тела имелось большое число осколков кварца, иногда кремня, несколько кусочков охры, обломки костей и т. д., подобно тому, как в остальном культурном слое, без каких бы то ни было характерных отличий" (Замятнин, 1961, с. 36-37).

И сейчас в проблему неандертальских "захоронений" вносят свой вклад вольные пересказы первичных данных. Когда первичная документация раскопок публикуется профессионалом, ее можно обсуждать и рассматривать различные версии объяснения. Однако часто то, что специалисты высказывают в лучшем случае предположительно, при последующем пересказе превращается в "несомненное" и попадает в литературу для широкого читателя.

Например, в пещере Кафзех «ребенок в возрасте примерно 13 лет лежал на спине. На скрещенные на груди руки были бережно (курсив мой – Я.Ш.) положены рога лани» и далее: «Несомненно (курсив мой – Я.Ш.) что во всех этих случаях мы имеем дело с такой же человеческой деятельностью, которую невозможно истолковать как утилитарную. Она связана с существованием у людей, кроме определенных знаний о внешнем мире, также и иллюзий о нем, причем иллюзий определенного рода – религиозных" (Семенов, 1989, с. 240). Каким образом можно из описания раскопок сделать вывод о том, что рога лани были уложены "бережно", остается загадкой.

Еще один подобный пассаж о скелете неандертальца, найденного в 1908 г. близ Ля Шаппелль-о-Сент. "Этот человек жил около 45 тыс. лет назад, и условия, в которых он был найден, ярко рисуют нам некоторые стороны жизни людей той далекой эпохи. Наш неандерталец похоронен своими собратьями в прямоугольной могиле глубиной около 30 см, которая сверху прикрыта кусками известняка. Провожая охотника и воина в иной мир, его соплеменники снабдили умершего необходимым оружием и символами охотничьего успеха: рядом с похороненным сохранились остроконечник из яшмы, выполненный в традициях мустьерской культуры, рога бизона и множество костей других животных" (Панов, 1980, с. 49).

С точки зрения археолога, могила глубиной 30 см, конечно, не могила, а углубление и вовсе не прямоугольное, а остроконечник из яшмы только при большом воображении можно принять за символ охотничьего успеха. Считается, что сейчас известно "36 находок костных остатков неандертальцев, где с полным правом позволительно предположить преднамеренное захоронение, возможно по определенному обряду" (Зубов, 1999, с. 73). В этой фразе слова "предположить" и "возможно" уже говорят о недостаточной уверенности автора в том, что захоронение было преднамеренным. Точно зафиксированные находки сопровождающих захоронение вещей могли бы существенно усилить гипотезу о ритуале, но их либо нет, либо они недостаточно документированы. Единственный скелет, который, казалось бы, надежно истолковывается и как следы ритуала, и даже как свидетельство наличия языка, – Шанидар 4 (Solecki, 1963; 1971; 1972; Leroi-Gourhan, 1999; 2000), – тоже может получить альтернативную, "неритуальную" интерпретацию.

Палинолог Арлетт Леруа-Гуран (вдова А. Леруа-Гурана), изучая пыльцу растений, обнаруженную в области грудных и поясничных позвонков скелета, определила 7 видов цветов-медоносов. Она считает, что если среди костей скелета найдена пыльца только от 7 видов цветов, а в данной местности их росло намного больше, то, следовательно, у тех, кто хоронил погребенного, был осознанный выбор. Осознанный выбор, в свою очередь, свидетельствует об определенном ритуальном наборе цветов, а также о том, что они имели свои названия  (Leroi-Gourhan, 2000, с. 293). Но сама Леруа-Гуран отмечает, что почти все из 7 видов цветов относятся к лекарственным растениям и тут же высказывает сомнение, что неандертальцы могли знать об их целебных свойствах. Однако об этом не нужно ничего знать. Многочисленные животные ничего не знают о лекарственных свойствах растений, но чисто инстинктивно выбирают такие растения, когда испытывают недомогание.

Рис. 3.16. Ирак, Шанидар IV. Полевая документация этого комплекса оставляет желать лучшего. Края могильной ямы (если это – намеренное захоронение) не прослежены. Большая часть черепа, кости плечевого пояса, тазовые кости и голени отсутствуют. Как без черепа можно было определить, что это неандерталец, – неясно (по: Leroi-Gourhan, 1999).
							<i>(<b>Прим. Редактора портала</b>: на самом деле определить, что это неандерталец, конечно можно. Тем более что у Шанидар IV присутствует нижняя челюсть).</i>

Рис. 3.16. Ирак, Шанидар IV. Полевая документация этого комплекса оставляет желать лучшего. Края могильной ямы (если это – намеренное захоронение) не прослежены. Большая часть черепа, кости плечевого пояса, тазовые кости и голени отсутствуют. Как без черепа можно было определить, что это неандерталец, – неясно (по: Leroi-Gourhan, 1999).(Прим. Редактора портала: на самом деле определить, что это неандерталец, конечно можно. Тем более что у Шанидар IV присутствует нижняя челюсть).

Неандерталец, скончавшийся в пещере Шанидар, мог незадолго до смерти съесть некоторое количество целебных трав, но они ему не помогли. Конечно, это не более, чем догадка, но по степени своей обоснованности она мало отличается от гипотез о ритуальных захоронениях. К тому же точность и четкость документации данного скелета оставляет желать лучшего (рис. 3.16).

Похоже, что оппонентов у идеи ритуальных захоронений неандертальцев не меньше, чем ее сторонников, причем в данном случае среди приверженцев и критиков не заметно подразделения по причастности к той или иной специализации.

Известный археолог акад. А. П. Окладников был активным сторонником "бесспорности" того, что у неандертальцев существовал погребальный ритуал, отражающий религиозно-магические представления (Окладников, 1952, с. 159-180). Не менее известный этнограф С. А. Токарев склонялся к тому, что в "захоронениях" неандертальцев "... проявлялись, с одной стороны, полуинстинктивная забота о сочлене своей орды, привязанность к нему, не исчезающая с наступлением смерти, с другой – полуинстинктивное стремление избавиться от гниющего трупа" (Токарев, 1986, с. 28).

Близкого мнения придерживался археолог А. Л. Монгайт, хотя и допускал, что в некоторых случаях (Регурду, Драхенлох, Петерсхёле и др.) можно думать о намеренных ритуальных действиях (Монгайт, 1973, с. 125 – 126).

Неритуальное объяснение захоронений в Ля Шаппелль-о-Сент и Ля Ферраси предложил Р. Гарджетт (Калифорнийский университет, Беркли). В условиях грота, углубление, "в котором лежали кости, могло возникнуть в результате воздействия воды на известняковый пол пещеры. Если бы ослабевший неандерталец залез в небольшую пещерку и умер там, естественно сформировавшиеся отложения чем-то напоминали бы могилу" (Gardjett, 1989). Примерно половина участников дискуссии по статье Р. Гарджетта поддержали автора.

Почти теми же словами высказался о неандертальских "захоронениях" антрополог Ян Тэйтерсал из Колумбийского университета и Американского музея естественной истории: "…для неандертальцев это могло быть не более чем эмоциональное выражение горя, или просто средство избавления от мертвого тела, или способ избежать визитов гиены… особое значение имеет тот факт, что ни в одном из известных погребений неандертальцев нет ничего, что можно было бы с уверенностью интерпретировать как "могильные предметы"… и если в "захоронении" неандертальца находится какой-либо артефакт или кость животного, то подобные предметы в большом количестве находятся и на самой неандертальской стоянке. Скорее да, чем нет, что такие предметы попали в углубления случайно в процессе их заполнения" (Tatersall, 1999, с. 167).

Рис. 3.17. Каннибализм. Картина чешского художника Зденека Буриана, на которой запечатлены неандертальцы-каннибалы, пожирающие труп своего соплеменника, а, может быть, иноплеменника.

Рис. 3.17. Каннибализм. Картина чешского художника Зденека Буриана, на которой запечатлены неандертальцы-каннибалы, пожирающие труп своего соплеменника, а, может быть, иноплеменника.

В повторяющихся из публикации в публикацию примерах "ритуальных захоронений" неандертальцев нет и, пожалуй, никогда не будет полной уверенности в достоверном "прочтении" первичных археологических данных. Например, Тешик-Таш считается несомненно намеренным захоронением с определенным ритуалом (рога козлов). Эта интерпретация долгие годы поддерживалась высоким авторитетом А. П. Окладникова. Новое рассмотрение исходных данных (Ульрих, 1982; Алекшин, 1992; 1995) оставляет место для сомнений, как в самом факте ритуального захоронения, так и в деталях новой интерпретации.

Так, В. А. Алекшин, посвятивший много времени и сил изучению неандертальских "захоронений", отмечает, что подавляющее большинство из них (120 против 2) найдены не в специально отведенных местах, а в культурном слое стоянок; что кремневые изделия, обнаруженные вблизи останков неандертальцев (за исключением, быть может, находок в Регурду), не имеют строго закрепленных мест относительно скелетов и не образуют стандартных наборов (Алекшин, 1995, с. 26). Большинство скелетов неполны вследствие расчленения неразложившихся трупов кремневыми орудиями. Это, в основном, относится к раннему мустье, и по этому поводу есть интересная публикация Ф. Ле Мор под красноречивым названием "Каннибализм или погребальный обряд" (Le Mort, 1988, p. 46 – 49). Для большей выразительности автор использовала иллюстрацию чешского художника З. Буриана, известного своими живописными реконструкциями жизни первобытных людей, который изобразил неандертальцев из грота Крапина (Сербия), пожирающих расчлененный на куски труп своего соплеменника или иноплеменника (рис. 3.17).

Методы современной трасологии позволили среди множества царапин и погрызов на беспорядочно распространенных по культурному слою человеческих костях (Крапина, Мартийак, Анги) вычленить следы от кремневых орудий, которыми мясо срезалось с костей, а также следы огня. При объяснении этих наблюдений, Ле Мор занимает осторожную позицию, допуская и каннибализм, и двухэтапный погребальный обряд, при котором, как это, например, наблюдалось у североамериканских индейцев, кости перед погребением очищались от мяса и хоронились в могиле. Однако можно возразить, что кости индейцев были найдены в могиле, а не в культурном слое. Трудно себе представить такой погребальный обряд, при котором кости людей оказываются перемешанными с костями животных и другими остатками.

Рис. 3.18. Кроманьонцы (Homo sapiens sapiens) Графическая реконструкция облика людей по черепам, найденным в Кро-Маньон (работа М. М. Герасимова). Черепа по всем показателям соответствуют современному человеку: прямой лоб, отсутствие надбровных дуг, высокий свод черепа, резко выступающий подбородок и небольшая высота лицевой части. Объем черепной коробки превышает 1400 куб. см, рост некоторых особей достигает 190 см.

Рис. 3.18. Кроманьонцы (Homo sapiens sapiens) Графическая реконструкция облика людей по черепам, найденным в Кро-Маньон (работа М. М. Герасимова). Черепа по всем показателям соответствуют современному человеку: прямой лоб, отсутствие надбровных дуг, высокий свод черепа, резко выступающий подбородок и небольшая высота лицевой части. Объем черепной коробки превышает 1400 куб. см, рост некоторых особей достигает 190 см.

В позднем мустье ситуация как будто бы меняется, и полные скелеты встречаются чаще расчлененных. Однако преобладающая часть таких скелетов относится к Палестине, где обитал "атипичный" неандерталец. Что до скелетов с горы Кармел (Схул, Кафзех, Табун), которые В. А. Алекшин считает неандертальцами, то сейчас их относят к архаичным сапиенсам (Козинцев, 1993; Зубов, 1999, с. 69). Приведя достаточно объективные факты, В. А. Алекшин все же приходит к выводу, который этим фактам противоречит: "в среднем палеолите существовали обрядовые действия с телами умерших" (Алекшин, 1995, с. 26). Вряд ли такой вывод можно считать достаточно обоснованным.

В итоге, можно сказать, что вопрос о погребальном ритуале и вообще о ритуально-мифологическом мышлении у неандертальцев и, особенно, у их европейской ветви, пока ещё остаётся более, чем спорным, а несомненно достоверные находки преднамеренных захоронений по определенному обряду появляются только в эпоху верхнего палеолита (Мальта, Сунгирь и др.), но это были уже современные люди, которых археологи называют кроманьонцами.

Рис. 3.19. Кроманьонец. Живописная реконструкция внешнего облика кроманьонца, т. е. человека современного антропологического типа (З. Буриан).

Рис. 3.19. Кроманьонец. Живописная реконструкция внешнего облика кроманьонца, т. е. человека современного антропологического типа (З. Буриан).

Название происходит от скального навеса Кро-Маньон в деревне Лез-Эйзи де Тайяк на юге Франции в департаменте Дордонь. Здесь, около  железнодорожной станции в 1868 г. были найдены 5 человеческих скелетов, с черепами, которые Э. Ларте (рис. 1.25) идентифицировал как Homo sapiens sapiens. Позднее М. М. Герасимов сделал по этим черепам графическую документальную реконструкцию (рис. 3.18), а чешский художник Зденек Буриан – художественную (3.19).

Кроманьонцы уже ничем не отличались от нас. И, если представить себе, что в нашу среду каким-то волшебным образом попал бы младенец-кроманьонец, то при обычном современном воспитании, он бы рос и развивался совершенно неотличимым от детей нашего времени. Так на протяжении примерно двух миллионов лет наш далекий эволюционный предок Homo habilis превратился в современного человека. При этом эволюция не всегда была медленной и постепенной, а, по крайней мере, трижды в ней происходили качественные сдвиги: впервые между австралопитеками и гомо, потом – между хабилисом и эректусом, а затем – между неандертальцем и кроманьонцем.

Можно долго перечислять, какими свойствами и физическими особенностями современный человек отличается от своих эволюционных предков. Но главное отличие состоит не столько в нём самом, сколько в той среде, которую он создал для своего в ней существования. Все наши предки были частью природы и вряд ли осознавали себя вне природной среды. В современном человеке Природа осознала самое себя, в результате чего начала складываться параллельная среда – Культура или по В. И. Вернадскому – ноосфера, т. е. сфера разума.

Очень важными первоначальными составными частями культуры являются такие, чисто человеческие феномены, как искусство и членораздельная речь. При этом искусство имеется в виду в широком смысле, включая музыку, танец, театр, фольклор и т. д. Таким образом, можно говорить, что Природа является энергетическим полем для человека, а Культура – это его информационная среда или информационное поле.

Дальше: Когда и как возникло искусство?

antropogenez.ru


Смотрите также