Ашельская культура характерна для неандертальцев. Средний палеолит. Мустьерская культура и её аналоги
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ашельская культура стала старше на 500 тыс. лет. Ашельская культура характерна для неандертальцев


Ашельская культура палеолита

Ашельская культура (1,76 млн. — 150 (120) тыс. лет назад) — культура раннего палеолита. Возникла на основе олдувайской культуры. Считается, что это первая из человеческих культур, покинувших пределы Африки. Впоследствии сменяется в Евразии мустьерской культурой, а в Африке сангойской.

Первые орудия данной культуры были найдены Джоном Фрером еще в 1797 г. в Англии. Но свое название она получила благодаря месту Сан-Ашель (пригород города Амьена) во Франции, где также были найдены ручные топоры. Автор находки Марсель Джером Риголо и датируется она 1859 годом. Ашельские орудия обычно находят с останками человека прямоходящего. Считается, что ашельская культура является прямым потомком олдувайской культуры, которая в свою очередь связана с развитием человека умелого.

Ашельская культура была распространена на территории Африки, Западной Европы (Сент-Ашель во Франции и Торральбе в Испании), Северного Кавказа (Кударо 1-3, Цона), Казахстана (стоянки Борыказган и Танирказган), Ближнего Востока (Гешер-Бнот-Яаков), Кореи (стоянка Чонгонни), а также в Индии (Мадрас).

Переход от олдувая к ашелю был плавным, но имел четкие различия в технике изготовления орудий труда. Начало ашельской эпохи отмечено появлением и широким распространением новых типов орудий — ручного рубила и колуна-кливера, которые отличались по форме и были крупнее орудий олдувайской эпохи.

  • Ручное рубило — крупное массивное орудие (до 35 см), сделанное из куска камня или отщепа методом двусторонней оббивки. Чаще всего оно имеет один заостренный конец и два продольных массивных лезвия; общая форма орудия — овальная или миндалевидная. Нередко второй конец оставался необработанным. Рубило — первое орудие, имеющее относительно стандартную форму и легко опознаваемое даже неспециалистом. Рубящий край и заостренный конец свидетельствуют, что ручное рубило было универсальным орудием — прежде всего ударным, но могло служить и для выкапывания из земли корней, добывания мелких животных, расчленения туш убитых животных, обработки дерева и кости.
  • Колуном, или кливером, называют другой тип двусторонне обработанного крупного орудия, имеющего необработанное ретушью поперечное лезвие и симметрично обработанные края.

Ашельские памятники часто имеют достаточно мощный культурный слой и представляют собой стойбища охотников-собирателей, несомненно знавших огонь. На пещерной стоянке Чжоукоутянь в Китае найдены многометровые толщи золы и угля — свидетельство постоянно горевших там очагов. Судя по мощности культурного слоя, люди подолгу жили на одном месте или возвращались на него по нескольку раз.

При анализе стоянок удается выделять разные по хозяйственной принадлежности памятники: охотничьи кратковременные лагеря; мастерские по добыче и первичной обработке каменного сырья, расположенные у его выходов на поверхность; долговременные базовые стоянки, где жила большая часть коллектива и производились многочисленные и разнообразные трудовые операции.

Ашельский человек селился как под открытым небом, так и в пещерах. В некоторых случаях сохранились следы искусственных жилищ, особенно интересные данные получены на стоянках Амброне в Испании, Терра-Амата и грот Лазаре во Франции.

Узнать подробнее — статья «Ашельская эпоха»

Ашельские орудия труда

1-4 рубила; 5 изготовление рубила; 6 использование рубила; 7, 8 кливеры (колуны).

Ашельское рубило из кремния

Ашельское рубило из кремния, найденное в Сан-Ашеле, Франция. Размеры 8,25х5,5х3 см. Датируется 500-300 тыс. лет назад. Хранится в музее города Тулузы, Франция.

Ашельское рубило из известняка

Ашельское рубило из кремнистого известняка, найденное в Сан-Габеле, Франция. Размеры 26,8х12х5,5 см. Датируется 500-300 тыс. лет назад. Хранится в музее города Тулузы, Франция.

Расселения Homo erectus в олдувае и ашеле

Расселения Homo erectus в олдувайскую и ашельскую эпохи.

Расскажи друзьям:

Оцени:

Загрузка...

civilka.ru

6.3 Ашельская культура

Параллельно с развитым олдуваем в Восточной и Южной Африке на­чала развиваться ашельская техника (с возраста 1.6-1.3 млн. лет) и в тече­ние сотен тысячелетий эти техники сосуществовали здесь. Определяющим орудием культуры ашель является ручное рубило — орудие универсаль­ное по назначению, треугольной или овальной формы, симметричное и в плане, и в профиль с заостренным нижним и притупленным верхним кон­цом, весом от 0,5 до 1 кг. В ашеле еще нет составных орудий, все орудия держатся непосредственно рукой. Ашельская эпоха наиболее продолжи­тельная в палеолите, стратифицируется как по времени (нижний, средний и верхний ашель), так и по региональным типам индустрии, при этом отмечается сосуществование и переплетение разных индустриальных тра­диций.

Древнейшие галечные варианты нижнего ашеля развивают традиции олдувайской индустрии. Кроме Африки они известны из Центральной Азии (Чжоукоутянь, Лантянь, Ченьцзяо и др., Китай, возраст 1 млн. — 500 ты­сяч лет), Индии (выделены два варианта ашеля — Мадрасский, содержа­щий наряду с чопперами и чоппингами рубила, массивные отщепы, колу­ны и кубовидные ядрища; Соанский, характерный для Потварского лессо­вого плато, возраст, 700-400 тыс. лет), а также Вьетнама, Таиланда, о. Ява, Филиппин.

На Ближнем Востоке эта техника представлена в Убейдии (Палести­на), возраст 680-640 тыс. лет и местонахождениях Шарая и Растан. Харак­тер индустрии средний между олдувайским и ашельским, она представле­на сфероидами, полиэдрами, мелкими отщепами, имеет общие черты с африканским типом индустрии. В Средней Азии галечная разновидность ашеля известна из Южного Казахстана со стоянки Кульдара (возраст — 800 тыс. лет).

Находки галечных орудий Сибири датируются в основном миндель-риссом. Это стоянки Верхнего Енисея (берега Красноярского водохрани­лища, Куртакский комплекс: расколотые гальки, чопперы, отщепы), Куз­нецкой котловины, Нижнего и Среднего Приангарья (гора Игетей в доли­не реки Осы), верхней Лены. Одна из наиболее проблемных стоянок домустьерского времени в Сибири — это местонахождение Диринг на бере­гу реки Лены выше Якутска, раскапывавшееся Ю.А.Мочановым. Характер­на особая техника дробления валуна. Нуклеусы отсутствуют. Половина ору­дий представлена галечными формами: чопперами и чоппингами, имеются также скребла, острия, ножи, резцы, долотовидные и другие формы.

В Европе самая древняя культура чопперов, близкая к олдувайской, возрастом 0.9 млн. лет известна из грота Валлоне (Приморские Альпы). Кроме того ранний ашель представлен стоянкой Вертешселлеш (Венгрия): чопперы, чоппинги, скребла, зубчатые орудия, изготовленные из очень мелких галек. Возраст этой стоянки — миндель. Второе местонахождение (миндель-рисского времени) — Бильцингслебен (Германия) содержит чоп­перы, скребла, проколки, зубчатые и бифасиальные орудия, кроме того, изделия из кости, рога и дерева. Памятник Королеве в Закарпатье, куль­турные слои которого охватывают диапазон от гюнца до рисса, наряду с другими типами орудий содержат и характерные галечные чопперы и дис-ковидные ядрища. Древнейшие в Европе ашельские памятники возраста 700-650 тыс. лет, связанные с гравиями высоких террас р. Соммы (Фран­ция), дают начало другой традиции. Преобладающими здесь являются би-фасы и очень грубые толстые ручные рубила.

Начало среднего ашеля датируется рисским возрастом. Типичными для этого периода считаются французские стоянки — мастерские Коммона и Каньи. Характерные орудия: копьевидные, миндалевидные, сердцевидные рубила, скребла, скребки, ножи с обушком, проколки, изделия зубчато-выемчатых форм. Одновременно появляется леваллуазская техника. Она заключается в тщательной предварительной оббивке ядрища, которое, вследствие этого, приобретает сходство с панцирем черепахи ("черепахо-видный нуклеус"). Такая обработка камня предопределяет правильную форму отщепов, из которых делают остроконечники разных размеров, универсальные по назначению. В это время начинают складываться ти­пичные региональные разновидности ашеля, которые окончательно офор­мятся в верхнем ашеле. Это "классический" или "северный" ашель с руби­лами без чопперов и колунов африканского типа; "южный" ашель с руби­лами, кливерами и чопперами, а также комплексы с орудиями на отщепах (клектон, тейяк, премустье и др.). В среднем ашеле в западной Европе ве­дущими орудиями являются ручные рубила. Их разнообразие очень вели­ко, параллельно существуют разные традиции их изготовления. В восточ­ной части ареала максимум их распространения сдвинут на финальный ашель. Разновидность ашеля — клектон — описана для памятников Анг­лии, она характеризуется рубящими орудиями из желваков кремня, разно­образными скреблами, усеченными ретушью, отщепами и множеством зубчатых и характерных выемчатых орудий. Ретушью называют вторич­ную обработку орудия. Чаще всего это заострение режущего края легки­ми ударами. Ретушированные орудия типичны для мустье, но встречают­ся и в ашеле. Культура тейяк распространена во Франции (Ла Микок, Кон-дель-Араго), не имеет леваллуазских форм, характеризуется появлением мустьерских черт. Встречаются чопперы, скребла, зубчатые орудия, зуб­чатые острия. Традиция индустрии микок характеризуется удлиненными копьевидными рубилами, часто с шаровидной пяткой и вогнутыми края­ми, а также листовидными двусторонне обработанными наконечниками.

Верхняя граница ашеля несколько размыта, финальный ашель сосу­ществует со следующей культурной стадией — мустье. По классической французской схеме мустье начинается с вюрма, но аналогичные комплек­сы встречаются и в рисс-вюрме и даже в рисское время. С другой стороны, ашельские черты долго сохраняются в культуре мустье.

6.4 Культура мустье'

Переход к мустье датируется последним этапом рисского оледенения (микок). Индустрии этого периода: микок, премустье и собственно мус­тье. Характерные памятники это Торральба и Амброна (Испания) — раз­делочные площадки туш слонов, свайные поселения, дома с очагами, со­оруженными на каменной вымостке (Вертеселлеш), а также грот Ригаб, Пеш-дель-Азе (Франция) и большое количество археологических памят­ников с Северного Кавказа, Нижнего Дона, Русской равнины.

Люди ашельской культуры — это архантроп и архаичный человек ра­зумный. Появление палеантропа в Европе связано с первой фазой вюрмс-кого оледенения и совпадает со становлением культуры мустье. Этот пе­риод характеризуется очень суровыми условиями (среднегодовая темпе­ратура на юге Европы была порядка 8°С). С этим связано и преобладающее направление отбора — на физическую силу- и очень медленное развитие культуры. В этот период предполагаются миграции неандертальца в Ли­ван и Палестину, где он встречается с Homo sapiens из Африки (в период 80 000 лет назад). В период между 41 и 38 тысячелетием Африканский Homo sapiens мигрировал в Европу и дошел до верховьев Дуная. Этот период называют "палеолитической революцией". По-видимому контакт двух культур, почти равноценных по продвинутости, послужил стимулом для появления культурных нововведений (в частности употребления символов и начала развития искусства).

Техника мустье, сменившая ашельскую, содержит орудия и двусторон­ней и односторонней оббивки, большая часть изделий из сравнительно толстых отщепов. Ядрища дисковидные (реже пирамидальные). Основные орудия — скребла и остроконечники. Типичное скребло имеет выпуклое лезвие, гладкую нижнюю сторону, ретушь по всему режущему краю, скреб­ла используются для выскабливания шкур и обработки дерева. Возможно, в мустье появляются составные орудия, и остроконечники служат наконечни­ками копий. На стоянке Леринген (Нижняя Саксония) найдена рогатина или копье размером 2.44 м из ствола тисса, заостренного и обожженного. Копье застряло между ребер слона. Костяные орудия встречаются достаточно ши­роко (на стоянках Ла-Кина, Драхенлох, Петерсхелле и других).

Франсуа Борд выделяет в эпохе мустье четыре комплекса, которые, несмотря на то, что описаны для Франции, могут служить опорными для выделения региональных культур. Европейские варианты мустье сле­дующие:

1. Типичное мустье содержит от 25 до 55 % скребел, много остроко­нечников, небольшое количество зубчато-выемчатых орудий и единичные рубила и ножи с обушком. Иногда используется леваллуазская техника.

2. Мустье с ашельской традицией делится на две эволюционные фазы: фаза "А" характеризуется большим количеством рубил (от 8 до 40%, в сред­нем 10-15%), треугольной, сердцевидной, копьевидной формы, большое количество орудий на отщепах, полученных при оббивке бифасов (20-40%), кроме того, остроконечники, иногда с утонченными концами, выемчатые и зубчатые орудия верхнепалеолитического типа (резцы, скребки, прокол­ки, усеченные пластины, ножи с обушком). В фазе "В" количество рубил сокращается до 2-8%, они становятся мельче, количество скребел сокра-

щается до 4-10%, увеличивается количество зубчатых изделий верхнепале­олитического типа и ножей с обушком.

3. Зубчатое мустье представлено на 35-55% зубчато-выемчатыми ору­диями и на 5-25% скреблами. Нет остроконечников, типичных рубил и ножей с обушком.

4. Шариатское мустье делится на две фации: кина и ферраси. Мустье типа кина характеризуется большим количеством скребел (50-80%), среди которых специфичны выпуклые на очень толстых заготовках со ступенча­той ретушью, поперечные бифасиальные скребла и скребки, много выем­чатых изделий, часто клектонского типа, зазубренных орудий мало, бифа­сов и ножей с обушком практически нет, техника леваллуа не использова­лась. Фация ферраси сходна с фацией кина, но использовалась техника леваллуа, что позволяло получать более тонкие заготовки, заметно мень­ше поперечных скребел и скребел высокой формы.

В целом для эпохи мустье характерно большое разнообразие, "свобода форм" орудий, свидетельствующее об активном инновационном поиске, который A.M.Лобок (1997) называет "вариативным экспериментированием с базовыми культурными схемами". В некоторых случаях региональные ком­плексы встречаются на ограниченной территории, не смешиваясь. Это сви­детельствует об изолированном существовании отдельных общин мустьер-цев (например, Ф.Борд указывает пять локальных культур мустье для одной местности Дордонь-Вьенк: мустье с ашельской традицией, типичное мустье, зубчатое мустье, мустье типа Ла Кина и типа Ла Ферраси).

В Южной и Центральной России мустьерские памятники концентри­руются в Причерноморье, Прикубанье, Нижнем Поволжье, в бассейне Дона, Десны, встречаются в центральной части Русской равнины, на севе­ро-востоке России, на Урале, в Сибири, несколько памятников на Алтае. Культура их сходна с ближневосточной (стоянкой Ябруд), а облик обита­телей близок европейским и переднеазиатским неандертальцам. Есть от­дельные памятники в Кузнецкой котловине, в Кузнецком Алатау, на Ени­сее. Для стоянки Игетейский Лог на Ангаре принадлежность к мустьерс-кой культуре предполагается, но не доказана.

Мустьерские находки известны из Передней и Средней Азии, Казах­стана, Монголии. Но в Южной, Юго-Восточной и на большей части Цен­тральной Азии не было заметной смены культурного комплекса в среднем палеолите и в региональных культурах этих территорий мустье представ­лено только находками единичных орудий (обычно зубчатого типа).

Судя по характеру наиболее массовых орудий и костным остаткам ашельской и мустьерской культуры, основной деятельностью человека среднего палеолита была охота на крупных животных и обработка шкур. Орудия охоты — наконечники копий, по-видимому, использовались и для войн. Некоторые исследователи (Я.Таттерзаль) указывают на увеличение количества наконечников почти вдвое в период контакта европейских не­андертальцев с пришельцами из Африки (между 41 и 38 тысячелетием). Доля скоблящих орудий для обработки шкур остается стабильно высокой на большей части памятников. Шкуры использовали не только для одеж­ды, но и для перекрывания жилищ. На работу со шкурами указывает и часто встречающийся характерный полукруглый износ передних зубов (при обработке шкуру держали зубами).

Человек мустье для жилья использовал и пещеры, и стоянки под от­крытым небом. В пещерных жилищах встречаются искусственно возведен­ные каменные стенки, обложенные камнями очаги и ямы для хранения еды или инвентаря. Наземные жилища имели круглую, овальную или удлинен­ную форму. В качестве строительного материала часто использовали кос­ти крупных животных (в приледниковой зоне, где не было деревьев).

Мустьерцы хоронят мертвых обычно в искусственных ямах, перекры­тых камнями, плоскими костями или насыпью. Захоронения бывают оди­ночными, парными, групповыми, сопровождаются инвентарем, костями (по-видимому, вместе с мертвым кладут его долю еды). Положение трупа либо скорченное (что указывает на обычай связывать мертвых и, вероят­но, страх перед ними), либо выпрямленное; обычны следы ритуальных действий: использование охры или красной краски, ритуальное людоед­ство, символические действия с частями трупа и частями животных (ис­пользование при захоронении рогов козла (погребение Тешик-Таш), чере­пов медведя (Регурду) и т. п.).

Части животных (слонов, медведей) использовались также в качестве "звериных реликвий" в формировании особых культов. Этим культам, так же, как захоронениям и зачаткам изобразительной деятельности придает­ся особое значение, как серьезному шагу на пути развития интеллекта. Культура мустье располагала основными предпосылками для интеллекту­ального скачка: было выработано понятие о форме и симметрии (более 200 видов орудий), оседлый образ жизни давал резерв свободного време­ни, охота вырабатывала необходимые качества: быстрота и согласован­ность действий, наблюдательность, эмоциональность, хорошая ориенти­ровка в обстановке. Но главное, что произошло в этот период, — переход от сугубо утилитарной деятельности, связанной с самыми насущными по­требностями, к деятельности, "положившей начало идеологической над­стройке над материальным бытием коллектива" (Столяр, 1985) — это захоронения и коллективные культово-магические действия. В них исполь­зовались "звериные реликвии" — черепа с нанесенными на них искусст­венными "ранами", кости лап медведя и другие — в качестве символичес­кого отражения объектов действительности, которые были особенно эмо­ционально значимы для человека. Насколько важна была эта деятельность для человека конца среднего палеолита, можно судить по "медвежьим пещерам" Вильдкирхли и Драхенлох. Альпийская пещера Драхенлох, на­ходящаяся на высоте 2.3 тыс. метров, т. е. практически мало доступная, оказалась насыщенной костями медведей, специально отобранных и раз­ложенных в искусственно сделанных хранилищах. Часть черепов экспо­нировалась на специальных плитах камня. Культурный слой отсутствует, т. е. пещера не была жилой. Древность хранилищ — 49 тыс. лет, начало освоения пещеры порядка 53 тыс. лет до н. э. то есть обряды, связанные с захоронением костей медведя имеют тысячелетнюю традицию. Деятель­ность по созданию этого "святилища" не служила потребительским инте­ресам, кости представляли собой символ — олицетворение охотничьих целей. Коллективные действия с ними (требовавшие значительных затрат труда) служили развитию мышления, которое было еще нераздельно с тру­дом. В сознание вводились объекты, наделенные новым, условным смыс­лом. Первоначальная классификация, выделение каких-то важных призна-

ков составляет "обобщающую абстракцию" — предпосылку образования понятия. У человека мустье это было "абстрагирование в натуре". Изоб­разительная деятельность человека представлена очень бедно — это ямки, правильно расположенные на плите известняка и нарезки на кости. Эти знаки расшифровываются, как символы ран. Вероятно, они часто дела­лись на туше убитого животного и на теле человека. К артефактам, кото­рые оцениваются, как явления предискусства, относят овальную плитку, вырезанную из бивня мамонта ("чурингу") и нуммулит со следами нарез­ки в виде крестообразной фигуры со стоянки Тэта (Венгрия).

С эпохой мустье связано уникальное явление, открытое А.Рустом и Д.Гаррод на Ближнем Востоке в тридцатых годах в местностях Ябруд, Адлун, Убежище Цумоффена. На границе рисс-вюрма и вюрма была от­крыта культура, названная амудийской, или преорипьяком. Она просуще­ствовала до конца вюрма-1 (т. е. порядка 20 тысячелетий) и затем исчезла, перкрытая более поздними слоями мустьерской культуры. Амудийская культура имеет хорошо выраженный верхнепалеолитический характер: левалуазская техника использовалась очень ограниченно, основной спо­соб расщепления камня — получение пластинчатых сколов с призмати­ческих нуклеусов. Изделия представлены концевыми скребками, грубыми резцами, ножами со спинкой. Встречаются особенные пластины с мелко­зубчатой ретушью ("пилки Руста"). Амудийская культура сочетается с ред­кими бифасами и галечными орудиями. Разрешение загадки появления пре-ориньяка между мустьерскими слоями могло бы пролить свет на проблему установления центра сапиентации или, во всяком случае, открыть некоторые пути миграции древнего человека.

studfiles.net

Средний палеолит. Мустьерская культура и её аналоги

Станислав Владимирович Дробышевский Научный редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, к.б.н., доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова Достающее звено Достающее звено

Специально для портала "Антропогенез.РУ". Авторский проект С.Дробышевского.  Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.

Эпоха среднего палеолита в Европе и Азии представлена в основном мустьерской культурой. Географически она была распространена от Европы до Южной Сибири и Ирана, а также в Северной Африке и на Ближнем Востоке. В Африке примерно в то же время процветали многочисленные и гораздо более разнообразные культуры "среднего каменного века".

Орудия мустье.
						Источник: http://humanpast.net/tools/tools50k.htm

Орудия мустье.Источник: http://humanpast.net/tools/tools50k.htm

Мустье появилось около 200 тыс.л.н. и существовало примерно до 35-40 тыс.л.н., а местами – до 28 тыс.л.н. Создателями мустьерской культуры были поздние Homo heidelbergensis и Homo neanderthalensis – неандертальцы или палеоантропы.

Переходными культурами между ашелем и мустье являются тейяк, микок, эвенос, премустье.

Главной особенностью мустьерской культуры, прогрессивным явлением по сравнению с ашелем, было изготовление орудий на отщепах, отколотых от нуклеуса. Чаще всего использовалась леваллуазская техника – более совершенная и экономная, чем техника изготовления ручных ашельских рубил. Применение техники леваллуа подразумевало подготовку заготовки в виде дисковидного нуклеуса, с которого скалывались отщепы, из которых в дальнейшем изготавливались орудия. При этом из одного нуклеуса можно было получить много орудий, а обработка краёв отщепов часто имела целью не его заострение, а скорее некоторое притупление слишком тонких и острых мест, образующихся при сколе отщепа с нуклеуса. Иногда использовались и нелеваллуазские техники изготовления орудий на отщепах.

Основными типами орудий эпохи мустье были остроконечник (внешне похожий на рубило, но меньше, ровнее и удобнее) и скребло (с широким рабочим краем), сохранялись и более древние типы орудий. Вероятно, некоторые остроконечники использовались как наконечники, прикреплённые к древку, хотя твёрдых доказательств тому нет.

На Ближнем Востоке около 250 тыс.л.н. получила распространение ашельско-ябрудская техника, а 75-127 тыс.л.н. – культура преориньяк, для которых типично изготовление пластин – сколотых с нуклеуса длинных и тонких заготовок, которые могли использоваться как готовые орудия или же как материал для получения более совершенных орудий.

Миграции палеоантропов

Орудия мустье. Кафедра антропологии биол. факультета МГУ. Фото: А. Соколов

Орудия мустье. Кафедра антропологии биол. факультета МГУ. Фото: А. Соколов

Главными причинами возникновения культурных инноваций были продолжающаяся эволюция гоминид, изменения климата в сторону похолодания, освоение умеренных и арктических зон.

Усиливалось культурное различие территориальных групп людей. В Азии долго сохранялись примитивные способы обработки камня. В Европе мустьерская техника достигла своего расцвета и заметно специализировалась; интересно, что европейские неандертальцы никогда не изготовляли орудий из кости, хотя костей у них было в избытке; этим они резко отличались от людей современного типа. Особенно прогрессивными были африканские культуры. Так, в Африке очень рано появились традиции обработки кости и использование охры, возможно, в ритуальных целях.

Повышенный травматизм скелетов неандертальцев в верхней части тела свидетельствует об ограниченном применении метательных орудий и ловушек, о жёстком контактном способе охоты. Бедность растительных ресурсов холодных регионов ставила определённые ограничения в развитии культуры.

Стоянки палеоантропов чаще представляют собой временные охотничьи лагеря, иногда – постоянные долговременные стоянки. В некоторых случаях палеоантропы старались обустроить быт: в Катанде 70-90 тыс.л.н. и в некоторых пещерах Франции известны вымостки пола каменными плитами, иногда создавались ветровые заслоны в виде каменных стенок.

Существенно, что неандертальцы, видимо, в большей степени адаптировались к экстремальным условиям окружающей среды путём биологических приспособлений и меньше – путём изменений в культуре по сравнению с людьми современного вида.

antropogenez.ru

Мустьерская культура

Мустьерская культура являет собой культуру, наиболее характерную для неандертальцев и прочих представителей палеоантропов. Наибольший рассвет ее приходится на средний плейстоцен, или, если брать из расчета геологической шкалы развития Земли – на верхний плейстоцен. Процветала культура на фоне окончания рисс-вюрмского периода, соответствующей постледниковой оттепели и первой половины последнего масштабного европейского оледенения. Зародившись приблизительно 200 тыс. л. н. мустьерская культура существовала в течение последующих 40 тыс. лет, пока повсеместно не было вытеснено более поздними культурами.

Переходные культуры и отличительные особенности мустьерской культуры

Переход от ашеля к мустьерской культуре осуществлялся посредством таких переходных промежуточных культур, как тейякская, микокская, эвеносская и премустьерская, в которых развился поздний ашель.

Основная отличительная особенность мустьерской культуры заключалась в более прогрессивном выборе и обработке бифас и прочих орудий труда. Палеоантропы предпочитали использовать для их создания отщепы и отколы от нуклеуса. Именно здесь нашла широкое применение зародившаяся еще в ашеле-леваллузская техника обработки камня. Данная техника была более трудоемкой, но вместе с тем и более совершенной и экономной. Для того, чтобы успешно применять леваллузскую технику обработки каменных изделий необходимо было обладать определенными умением и навыками, на порядок превышающими те, которыми владели предшественники палеоантропов.

Индустрия леваллуа основывалась на более точном контроле размера и формы выходного продукта. В данном случае отщепы скалывались с заготовки, прошедшей специальную предварительную обработку. Заключалась предварительная обработка в том, чтобы на основную заготовку вначале нанести радиальные сколы с последующей подготовкой одной либо двух ударных площадок. Впоследствии от получившегося «пренуклеуса», походящего на черепаховый панцирь, откалывались одно или несколько орудий. Зачастую, ядрище вновь подправлялось, и от него можно было получить еще несколько качественных сколов. Посредством первичной обработки полученные орудия были на порядок острее и ровнее.

Повсеместно стало практиковаться изготовление острых наконечников треугольной формы. Такие остроконечники были весьма похожи на обычные рубила, но были более качественнее и обладали чрезвычайной остротой и удобством в использовании. Востребованы были и различные скребла, край у которых был выполнен в более широком стиле. Но в некоторых случаях также востребованными оставались и более ранние массивные разновидности орудий. Впервые стали изготавливаться наконечники для стрел и копий. Но во многих местах, особенно на ранних стадиях, широко практиковались и нел-леваллузские технологии обработки камня.

К примеру, в ближневосточных районах 250 тыс. лет назад зародилась и широко распространилась ашельско-абрудская техника, просуществовавшая довольно долгое время, а 127 тыс. лет назад в отдельных местах распространена была техника преориньяк, специализированная на методике скалывания с нуклеусатонких и длинных заготовок, служивших сырьем для изготовления более совершенных и узкоспециализированных орудий труда.

Специфика развития мустьерской культуры

Толчками к возникновению все более продвинутых разновидностей орудий труда, равно как и усложнению индустрий и появлению прочих культурных инноваций в целом, служили:

  • непрекращающаяся эволюция гоминид;
  • похолодание;
  • освоение зон умеренных и арктических поясов.

Все более критичными становились культурные различия между территориальными людскими группами. К примеру, на территории азиатского континента долгое время сохранялись старые и более примитивные методы обработки камня. В Европе же наоборот процветала более продвинутая мустьерская культура. Здесь имело место появление первых ярко выраженных специализаций. Но особенно прогрессивно шло культурное развитие племен, населяющих африканский континент. Именно африканские племена впервые освоили технологии изготовления орудий труда из кости, а также стали применять охру (как считают ученые – это было связано со всевозможными ритуалами).

Интересен тот факт, что, не смотря на то, что костей всевозможных животных вокруг было в избытке, неандертальцы и прочие европейские представители палеоантропов никогда не пользовались ими для изготовления орудий труда, чем сильно отличались от остальных представителей той эпохи. А то, что среди найденных скелетов неандертальцев имелись место многочисленные повреждения костей в верхних частях тела, дает повод говорить о том, что неандертальцы в целях охоты редко практиковали применение метательных орудий и всевозможных ловушек.

Вдобавок ко всему ограничение в развитии культуры накладывала и скудность ресурсов заснеженных северных регионов, в которых вынуждена была жить основная масса неандертальцев. По всей видимости, к холодам и экстремальным условиям северных широт неандертальцы предпочитали попросту привыкать или справляться с ними посредством каких-либо биологических приспособлений, которые давала им природа и окружающая среда, чем путем развития культуры и индустриальных навыков. Именно задержка в культурном развитии в конечном итоге и послужила основной причиной их исчезновения.

В некоторых европейских странах, а в частности – во Франции, находят пещеры неандертальцев, в которых пол был застлан каменными плитами, а снаружи жилищ воздвигнуты специальные каменные заслоны от ветра. Многие ученые предполагают, что наиболее продвинутые представители неандертальцев были не полностью уничтожены кроманьонцами. Остатки, их попросту смешались с ними, как смешались в конечном итоге и их культуры.

vse-lekcii.ru

История, культура, цивилизация: Культура нижнего (раннего) палеолита

На самом раннем этапе своего становления, человек начал преобразовывать природу, создавать так называемую “вторичную природу” – то есть культуру. Первые достижения человека в области культуры были примитивными орудиями труда. Но именно с них начался длительный процесс становления и развития культуры как основы человеческой жизни, основы общества и цивилизации.

В данной статье мы вкратце осветим культурное развитие людей в эпоху раннего каменного века.

Первые орудия труда, обнаруженные археологами, относятся к нижнему (раннему) палеолиту, и составляют палеолитическую культуру, в которой выделяются несколько этапов, последовательно сменявших друг друга. Наиболее ранней палеолитической культурой, которая открывает собой древний каменный век является дошельская культура или как еще ее называют “Галек культура” – культура оббитых галек. Хронологически данная культура охватывает время 1800 – 600 тыс. лет назад и относится к нижнему плейстоцену. Эта культура было широко распространена на территории Африки, на юге Азии, и в некоторых местах Южной и Центральной Европы. Характеризуется весьма примитивными каменными орудиями из тяжелых галек, оббитых по краю несколькими ударами, или грубых толстых отщепов. Носители галек культуры были гоминиды (ископаемые люди, в основном питекантропы), которые занимались охотой, собирательством. Они жили под открытым небом и в пещерах.

image

Большинство современных исследователей вместо термина “галек культура” пользуется терминами “олдовайская культура” (по типичному местонахождению в Олдовайском ущелье в Танзании) или “дошелльская культура”.

image

Примерно 700 тыс. лет назад дошелльскую культуру сменил шелльский период, который в свою очередь уступил место ашелльской культуре.

Шелльский период – это археологическая культура древнего (раннего) палеолита в Европе, Африке, Юго-Западной и Южной Азии, существовавшая 700 – 300 тыс. лет назад. Свое название шелльский период получил благодаря селению Шелль во Франции, где впервые были обнаружены каменные орудия, характерные для данного этапа развития первобытного человека. Шелльский период явился следующей ступенью в развитии материальной культуры древнейших людей.

Орудиями труда четкой выраженной формы являются ручные рубила, изготовленные двухсторонней обработки кремня другим камнем. Это свидетельствует о том, что в шелльский период у наших древних предков сложилась техника использования кремня. Кремневые рубила весили около 1 кг и выше, были длиной от 10 до 20 см., с неровными зигзагообразными краями. Нижняя часть этого рубила имеет заостренный вид, а на широкой верхней части имеется пятка для упора ладони. Форма ручного рубила в значительной степени зависела от естественной формы камня.

image

На стоянках раннего палеолита обнаружены рубила миндалевидной, овальной, копьевидной форм. Они были универсальны по своему назначению. С помощью них древние люди выполняли все работы, при которых необходимо было прочное острие, массивные режущие лезвия, и в то же время чтобы можно было наносить ими мощные удары. Такие универсальные орудия труда использовались при копании земли, рубке и резке деревьев, а также во время охоты как средство защиты и нападения. Кроме рубил, шелльский человек употреблял и отщепы, полученные в результате обработки гальки. Они могли быть использованы как примитивные режущие инструменты в готовом виде даже без дальнейшей обработки. Судя по находкам орудий труда, найденным в разных регионах мира, можно сделать вывод, что в шелльский период человек освоил многие районы земного шара. Ручные рубила шелльского периода обнаружены в Индии, на острове Цейлон, на севере Пакистана, в Армении, черноморском побережье Кавказа, Северной Африке и в Европе.

400 тысяч лет назад на смену шелльской культуре пришла новая ашельская культура, названная так по месту первого обнаружения более тщательно и умело изготовленных орудий в Сент-Ашеле, в предместье города Амьена во Франции. Ашельский период продолжался до 100 тысяч лет назад, и был распространен во всей Африке, на юге Европы и в Азии. Этот период характеризуется овальными, округлыми, треугольными каменными ручными рубилами, тщательно оббитыми с двух сторон, топоровидными орудиями с прямым лезвием, грубыми рубящими орудиями, массивными отщепами, а также нуклеусами. Нуклеусы представляют собой кусок кремня или камня, от которого отбивались или отжимались отщепы или ножевидные пластины для изготовления каменных орудий. Нуклеус всегда имеет так называемую ударную площадку, то есть плоскость, оставшуюся от отколотого первоначального куска камня, и идущие под углом к ней впадины или желобки на месте откола отщепов или отжимов пластин. В отличие от шелльских рубил, ашельские имели более правильные треугольные, миндалевидные или овальные очертания. Поверхность ашельских рубил зачастую обработана сколами, которые свидетельствовали о хорошем знании свойств кремня, о более умелой руке мастера, который наносил меткие и хорошо рассчитанные удары.

image

Орудия труда ашельской культуры отличаются и по весу, они весят несколько меньше, чем орудия предыдущего периода. Кроме того, лезвия ашельских рубил более прямые и острые, тогда как в шелльский человек изготовлял орудия зигзагообразной формы. Это говорит о том, что в ашельский период уже научился отделять от камня тонкие и плоские отщепы.

Значительные перемены в ашельское время произошли и в образе жизни людей. Начали возникать охотничьи лагеря, появились более или менее постоянные жилища. Первые жилища, построенные ашельским человеком имели длину 8 – 15 м., ширину 4 – 6 м., с очагом в центре. Они были сделаны из ветвей, опирающихся на центральный столб. Человек ашельского времени использовал огонь не только для согревания своего “дома”, но и в качестве средства борьбы с постоянно угрожавшими ему хищниками. Вполне вероятно, что к этому времени люди научились поджаривать на огне мясо животных, а также съедобные плоды и коренья. Это провело еще более резкую грань между человеком и животным миром.

На смену культуре ашельского типа пришла новая – мустьерская культура. Переход к новому культурному уровню, по предположению археологов произошло примерно 100 – 40 тыс. лет тому назад. Свое название “мустьерская культура” получило благодаря пещере Мустье, который находится на берегу р. Везер во Франции, где были найдены стоянки неандертальцев. Некоторые ученые мустьерскую культуру выделяют в особый период истории каменного века под названием “средний палеолит”. Мустьерская культура была распространена в Европе, на севере Африки, Ближнем Востоке и в Средней Азии.

Геологический этот период датируется верхнимплейстоценом, концом рисс-вюрмского межледникового периода и первой половиной последнего (вюрмского) оледенения Европы. Памятники позднего мустьерского периода в Европе датируются 53 – 33 тысячами лет до н.э. Для мустьерской техники обработки камня характерны дисковидные и одноплощадочные нуклеусы (ядрища), от которых откалывались довольно широкие отщепы, превращаемые с помощью обивки по краям в различные орудия труда (скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи и в другие орудия труда). Обработка кости в это время не получило еще особого развития.

image

Неандертальцы жили в пещерах и под открытым небом, иногда в жилищах, сооружённых из крупных костей мамонта и шкур, занимались охотой на мамонтов, пещерных медведей и других животных, а также собирательством. Погребения неандертальцев свидетельствуют о зарождавшихся религиозных верованиях.

image

В целом в мустьерское время люди еще не научились изменять естественную форму материала, поэтому мустьерские орудия – это подретушированные по рабочему краю осколки камня. В это же время просматривается усовершенствование техники обработки камня и усложнение набора каменных орудий, что свидетельствует о непрерывном обогащении навыков и производственного опыта первобытного человека.

Не вызывает сомнения тот факт, что прогрессивное развитие труда и общества повлекло за собой соответствующие прогрессивные изменения в сознании и мышлении первобытного человека. Об этом, в частности говорит продолжившийся процесс совершенствования орудий труда неандертальца. О более сложной умственной деятельности мустьерского человека по сравнению с его предками свидетельствуют искусно выполненные красочнее пятна и полосы поперек небольшой плитки камня, которая была обнаружена во время раскопок мустьерского поселения в пещере Ля-Ферраси во Франции.

В мустерских отложения ученые нашли плиты из камня и искусно выдолбленными углублениями, так называемые “чашечные камни”. На плите Ля-Ферраси чашечные углубления располагались компактной группой, и в их размещении обнаруживается бесспорная связь.

Таким образом, ранний палеолит стал временем становления человека как разумного существа, стремящегося преобразить природу, сделать ее более адаптированной к жизни.

hictoryworld.blogspot.com

Ашельская культура - путеводитель

Ашельская культура

Параллельно с развитым олдуваем в Восточной и Южной Африке на­чала развиваться ашельская техника (с возраста 1.6-1.3 млн. лет) и в тече­ние сотен тысячелетий эти техники сосуществовали здесь. Определяющим орудием культуры ашель является ручное рубило — орудие универсаль­ное по назначению, треугольной или овальной формы, симметричное и в плане, и в профиль с заостренным нижним и притупленным верхним кон­цом, весом от 0,5 до 1 кг. В ашеле еще нет составных орудий, все орудия держатся непосредственно рукой. Ашельская эпоха наиболее продолжи­тельная в палеолите, стратифицируется как по времени (нижний, средний и верхний ашель), так и по региональным типам индустрии, при этом отмечается сосуществование и переплетение разных индустриальных тра­диций.

Древнейшие галечные варианты нижнего ашеля развивают традиции олдувайской индустрии. Кроме Африки они известны из Центральной Азии (Чжоукоутянь, Лантянь, Ченьцзяо и др. Китай, возраст 1 млн. — 500 ты­сяч лет), Индии (выделены два варианта ашеля — Мадрасский, содержа­щий наряду с чопперами и чоппингами рубила, массивные отщепы, колу­ны и кубовидные ядрища; Соанский, характерный для Потварского лессо­вого плато, возраст, 700-400 тыс. лет), а также Вьетнама, Таиланда, о. Ява, Филиппин.

На Ближнем Востоке эта техника представлена в Убейдии (Палести­на), возраст 680-640 тыс. лет и местонахождениях Шарая и Растан. Харак­тер индустрии средний между олдувайским и ашельским, она представле­на сфероидами, полиэдрами, мелкими отщепами, имеет общие черты с африканским типом индустрии. В Средней Азии галечная разновидность ашеля известна из Южного Казахстана со стоянки Кульдара (возраст — 800 тыс. лет).

Находки галечных орудий Сибири датируются в основном миндель-риссом. Это стоянки Верхнего Енисея (берега Красноярского водохрани­лища, Куртакский комплекс: расколотые гальки, чопперы, отщепы), Куз­нецкой котловины, Нижнего и Среднего Приангарья (гора Игетей в доли­не реки Осы), верхней Лены. Одна из наиболее проблемных стоянок домустьерского времени в Сибири — это местонахождение Диринг на бере­гу реки Лены выше Якутска, раскапывавшееся Ю.А.Мочановым. Характер­на особая техника дробления валуна. Нуклеусы отсутствуют. Половина ору­дий представлена галечными формами: чопперами и чоппингами, имеются также скребла, острия, ножи, резцы, долотовидные и другие формы.

В Европе самая древняя культура чопперов, близкая к олдувайской, возрастом 0.9 млн. лет известна из грота Валлоне (Приморские Альпы). Кроме того ранний ашель представлен стоянкой Вертешселлеш (Венгрия): чопперы, чоппинги, скребла, зубчатые орудия, изготовленные из очень мелких галек. Возраст этой стоянки — миндель. Второе местонахождение (миндель-рисского времени) — Бильцингслебен (Германия) содержит чоп­перы, скребла, проколки, зубчатые и бифасиальные орудия, кроме того, изделия из кости, рога и дерева. Памятник Королеве в Закарпатье, куль­турные слои которого охватывают диапазон от гюнца до рисса, наряду с другими типами орудий содержат и характерные галечные чопперы и дис-ковидные ядрища. Древнейшие в Европе ашельские памятники возраста 700-650 тыс. лет, связанные с гравиями высоких террас р. Соммы (Фран­ция), дают начало другой традиции. Преобладающими здесь являются би-фасы и очень грубые толстые ручные рубила.

Начало среднего ашеля датируется рисским возрастом. Типичными для этого периода считаются французские стоянки — мастерские Коммона и Каньи. Характерные орудия: копьевидные, миндалевидные, сердцевидные рубила, скребла, скребки, ножи с обушком, проколки, изделия зубчато-выемчатых форм. Одновременно появляется леваллуазская техника. Она заключается в тщательной предварительной оббивке ядрища, которое, вследствие этого, приобретает сходство с панцирем черепахи ("черепахо-видный нуклеус"). Такая обработка камня предопределяет правильную форму отщепов, из которых делают остроконечники разных размеров, универсальные по назначению. В это время начинают складываться ти­пичные региональные разновидности ашеля, которые окончательно офор­мятся в верхнем ашеле. Это "классический" или "северный" ашель с руби­лами без чопперов и колунов африканского типа; "южный" ашель с руби­лами, кливерами и чопперами, а также комплексы с орудиями на отщепах (клектон, тейяк, премустье и др.). В среднем ашеле в западной Европе ве­дущими орудиями являются ручные рубила. Их разнообразие очень вели­ко, параллельно существуют разные традиции их изготовления. В восточ­ной части ареала максимум их распространения сдвинут на финальный ашель. Разновидность ашеля — клектон — описана для памятников Анг­лии, она характеризуется рубящими орудиями из желваков кремня, разно­образными скреблами, усеченными ретушью, отщепами и множеством зубчатых и характерных выемчатых орудий. Ретушью называют вторич­ную обработку орудия. Чаще всего это заострение режущего края легки­ми ударами. Ретушированные орудия типичны для мустье, но встречают­ся и в ашеле. Культура тейяк распространена во Франции (Ла Микок, Кон-дель-Араго), не имеет леваллуазских форм, характеризуется появлением мустьерских черт. Встречаются чопперы, скребла, зубчатые орудия, зуб­чатые острия. Традиция индустрии микок характеризуется удлиненными копьевидными рубилами, часто с шаровидной пяткой и вогнутыми края­ми, а также листовидными двусторонне обработанными наконечниками.

Верхняя граница ашеля несколько размыта, финальный ашель сосу­ществует со следующей культурной стадией — мустье. По классической французской схеме мустье начинается с вюрма, но аналогичные комплек­сы встречаются и в рисс-вюрме и даже в рисское время. С другой стороны, ашельские черты долго сохраняются в культуре мустье.

Переход к мустье датируется последним этапом рисского оледенения (микок). Индустрии этого периода: микок, премустье и собственно мус­тье. Характерные памятники это Торральба и Амброна (Испания) — раз­делочные площадки туш слонов, свайные поселения, дома с очагами, со­оруженными на каменной вымостке (Вертеселлеш), а также грот Ригаб, Пеш-дель-Азе (Франция) и большое количество археологических памят­ников с Северного Кавказа, Нижнего Дона, Русской равнины.

Люди ашельской культуры — это архантроп и архаичный человек ра­зумный. Появление палеантропа в Европе связано с первой фазой вюрмс-кого оледенения и совпадает со становлением культуры мустье. Этот пе­риод характеризуется очень суровыми условиями (среднегодовая темпе­ратура на юге Европы была порядка 8°С). С этим связано и преобладающее направление отбора — на физическую силу- и очень медленное развитие культуры. В этот период предполагаются миграции неандертальца в Ли­ван и Палестину, где он встречается с Homo sapiens из Африки (в период 80 000 лет назад). В период между 41 и 38 тысячелетием Африканский Homo sapiens мигрировал в Европу и дошел до верховьев Дуная. Этот период называют "палеолитической революцией". По-видимому контакт двух культур, почти равноценных по продвинутости, послужил стимулом для появления культурных нововведений (в частности употребления символов и начала развития искусства).

Техника мустье, сменившая ашельскую, содержит орудия и двусторон­ней и односторонней оббивки, большая часть изделий из сравнительно толстых отщепов. Ядрища дисковидные (реже пирамидальные). Основные орудия — скребла и остроконечники. Типичное скребло имеет выпуклое лезвие, гладкую нижнюю сторону, ретушь по всему режущему краю, скреб­ла используются для выскабливания шкур и обработки дерева. Возможно, в мустье появляются составные орудия, и остроконечники служат наконечни­ками копий. На стоянке Леринген (Нижняя Саксония) найдена рогатина или копье размером 2.44 м из ствола тисса, заостренного и обожженного. Копье застряло между ребер слона. Костяные орудия встречаются достаточно ши­роко (на стоянках Ла-Кина, Драхенлох, Петерсхелле и других).

Франсуа Борд выделяет в эпохе мустье четыре комплекса, которые, несмотря на то, что описаны для Франции, могут служить опорными для выделения региональных культур. Европейские варианты мустье сле­дующие:

1. Типичное мустье содержит от 25 до 55 % скребел, много остроко­нечников, небольшое количество зубчато-выемчатых орудий и единичные рубила и ножи с обушком. Иногда используется леваллуазская техника.

2. Мустье с ашельской традицией делится на две эволюционные фазы: фаза "А" характеризуется большим количеством рубил (от 8 до 40%, в сред­нем 10-15%), треугольной, сердцевидной, копьевидной формы, большое количество орудий на отщепах, полученных при оббивке бифасов (20-40%), кроме того, остроконечники, иногда с утонченными концами, выемчатые и зубчатые орудия верхнепалеолитического типа (резцы, скребки, прокол­ки, усеченные пластины, ножи с обушком). В фазе "В" количество рубил сокращается до 2-8%, они становятся мельче, количество скребел сокра-

щается до 4-10%, увеличивается количество зубчатых изделий верхнепале­олитического типа и ножей с обушком.

3. Зубчатое мустье представлено на 35-55% зубчато-выемчатыми ору­диями и на 5-25% скреблами. Нет остроконечников, типичных рубил и ножей с обушком.

4. Шариатское мустье делится на две фации: кина и ферраси. Мустье типа кина характеризуется большим количеством скребел (50-80%), среди которых специфичны выпуклые на очень толстых заготовках со ступенча­той ретушью, поперечные бифасиальные скребла и скребки, много выем­чатых изделий, часто клектонского типа, зазубренных орудий мало, бифа­сов и ножей с обушком практически нет, техника леваллуа не использова­лась. Фация ферраси сходна с фацией кина, но использовалась техника леваллуа, что позволяло получать более тонкие заготовки, заметно мень­ше поперечных скребел и скребел высокой формы.

В целом для эпохи мустье характерно большое разнообразие, "свобода форм" орудий, свидетельствующее об активном инновационном поиске, который A.M.Лобок (1997) называет "вариативным экспериментированием с базовыми культурными схемами". В некоторых случаях региональные ком­плексы встречаются на ограниченной территории, не смешиваясь. Это сви­детельствует об изолированном существовании отдельных общин мустьер-цев (например, Ф.Борд указывает пять локальных культур мустье для одной местности Дордонь-Вьенк: мустье с ашельской традицией, типичное мустье, зубчатое мустье, мустье типа Ла Кина и типа Ла Ферраси).

В Южной и Центральной России мустьерские памятники концентри­руются в Причерноморье, Прикубанье, Нижнем Поволжье, в бассейне Дона, Десны, встречаются в центральной части Русской равнины, на севе­ро-востоке России, на Урале, в Сибири, несколько памятников на Алтае. Культура их сходна с ближневосточной (стоянкой Ябруд), а облик обита­телей близок европейским и переднеазиатским неандертальцам. Есть от­дельные памятники в Кузнецкой котловине, в Кузнецком Алатау, на Ени­сее. Для стоянки Игетейский Лог на Ангаре принадлежность к мустьерс-кой культуре предполагается, но не доказана.

Мустьерские находки известны из Передней и Средней Азии, Казах­стана, Монголии. Но в Южной, Юго-Восточной и на большей части Цен­тральной Азии не было заметной смены культурного комплекса в среднем палеолите и в региональных культурах этих территорий мустье представ­лено только находками единичных орудий (обычно зубчатого типа).

Судя по характеру наиболее массовых орудий и костным остаткам ашельской и мустьерской культуры, основной деятельностью человека среднего палеолита была охота на крупных животных и обработка шкур. Орудия охоты — наконечники копий, по-видимому, использовались и для войн. Некоторые исследователи (Я.Таттерзаль) указывают на увеличение количества наконечников почти вдвое в период контакта европейских не­андертальцев с пришельцами из Африки (между 41 и 38 тысячелетием). Доля скоблящих орудий для обработки шкур остается стабильно высокой на большей части памятников. Шкуры использовали не только для одеж­ды, но и для перекрывания жилищ. На работу со шкурами указывает и часто встречающийся характерный полукруглый износ передних зубов (при обработке шкуру держали зубами).

Человек мустье для жилья использовал и пещеры, и стоянки под от­крытым небом. В пещерных жилищах встречаются искусственно возведен­ные каменные стенки, обложенные камнями очаги и ямы для хранения еды или инвентаря. Наземные жилища имели круглую, овальную или удлинен­ную форму. В качестве строительного материала часто использовали кос­ти крупных животных (в приледниковой зоне, где не было деревьев).

Мустьерцы хоронят мертвых обычно в искусственных ямах, перекры­тых камнями, плоскими костями или насыпью. Захоронения бывают оди­ночными, парными, групповыми, сопровождаются инвентарем, костями (по-видимому, вместе с мертвым кладут его долю еды). Положение трупа либо скорченное (что указывает на обычай связывать мертвых и, вероят­но, страх перед ними), либо выпрямленное; обычны следы ритуальных действий: использование охры или красной краски, ритуальное людоед­ство, символические действия с частями трупа и частями животных (ис­пользование при захоронении рогов козла (погребение Тешик-Таш), чере­пов медведя (Регурду) и т. п.).

Части животных (слонов, медведей) использовались также в качестве "звериных реликвий" в формировании особых культов. Этим культам, так же, как захоронениям и зачаткам изобразительной деятельности придает­ся особое значение, как серьезному шагу на пути развития интеллекта. Культура мустье располагала основными предпосылками для интеллекту­ального скачка: было выработано понятие о форме и симметрии (более 200 видов орудий), оседлый образ жизни давал резерв свободного време­ни, охота вырабатывала необходимые качества: быстрота и согласован­ность действий, наблюдательность, эмоциональность, хорошая ориенти­ровка в обстановке. Но главное, что произошло в этот период, — переход от сугубо утилитарной деятельности, связанной с самыми насущными по­требностями, к деятельности, "положившей начало идеологической над­стройке над материальным бытием коллектива" (Столяр, 1985) — это захоронения и коллективные культово-магические действия. В них исполь­зовались "звериные реликвии" — черепа с нанесенными на них искусст­венными "ранами", кости лап медведя и другие — в качестве символичес­кого отражения объектов действительности, которые были особенно эмо­ционально значимы для человека. Насколько важна была эта деятельность для человека конца среднего палеолита, можно судить по "медвежьим пещерам" Вильдкирхли и Драхенлох. Альпийская пещера Драхенлох, на­ходящаяся на высоте 2.3 тыс. метров, т. е. практически мало доступная, оказалась насыщенной костями медведей, специально отобранных и раз­ложенных в искусственно сделанных хранилищах. Часть черепов экспо­нировалась на специальных плитах камня. Культурный слой отсутствует, т. е. пещера не была жилой. Древность хранилищ — 49 тыс. лет, начало освоения пещеры порядка 53 тыс. лет до н. э. то есть обряды, связанные с захоронением костей медведя имеют тысячелетнюю традицию. Деятель­ность по созданию этого "святилища" не служила потребительским инте­ресам, кости представляли собой символ — олицетворение охотничьих целей. Коллективные действия с ними (требовавшие значительных затрат труда) служили развитию мышления, которое было еще нераздельно с тру­дом. В сознание вводились объекты, наделенные новым, условным смыс­лом. Первоначальная классификация, выделение каких-то важных призна-

ков составляет "обобщающую абстракцию" — предпосылку образования понятия. У человека мустье это было "абстрагирование в натуре". Изоб­разительная деятельность человека представлена очень бедно — это ямки, правильно расположенные на плите известняка и нарезки на кости. Эти знаки расшифровываются, как символы ран. Вероятно, они часто дела­лись на туше убитого животного и на теле человека. К артефактам, кото­рые оцениваются, как явления предискусства, относят овальную плитку, вырезанную из бивня мамонта ("чурингу") и нуммулит со следами нарез­ки в виде крестообразной фигуры со стоянки Тэта (Венгрия).

С эпохой мустье связано уникальное явление, открытое А.Рустом и Д.Гаррод на Ближнем Востоке в тридцатых годах в местностях Ябруд, Адлун, Убежище Цумоффена. На границе рисс-вюрма и вюрма была от­крыта культура, названная амудийской, или преорипьяком. Она просуще­ствовала до конца вюрма-1 (т. е. порядка 20 тысячелетий) и затем исчезла, перкрытая более поздними слоями мустьерской культуры. Амудийская культура имеет хорошо выраженный верхнепалеолитический характер: левалуазская техника использовалась очень ограниченно, основной спо­соб расщепления камня — получение пластинчатых сколов с призмати­ческих нуклеусов. Изделия представлены концевыми скребками, грубыми резцами, ножами со спинкой. Встречаются особенные пластины с мелко­зубчатой ретушью ("пилки Руста"). Амудийская культура сочетается с ред­кими бифасами и галечными орудиями. Разрешение загадки появления пре-ориньяка между мустьерскими слоями могло бы пролить свет на проблему установления центра сапиентации или, во всяком случае, открыть некоторые пути миграции древнего человека.

Все темы данного раздела:

ЭВОЛЮЦИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 6.1. Общие свойства культуры Большинство современных антропологов согласны с тем, что ключе­вым фактором, способствовавшим выделению человека из животного мира, был труд, а трудовая деятельность — наиболее типичное поведен­чес

Доолдувайская и олдувайская культура Наиболее ранние находки орудий относятся к Африке и Центральной Азии. Их возраст 2.7-1.8 млн. лет. Это стоянка Вест-Гона (Афар, Эфио­пия), долина реки Омо (Эфиопия) и побережье озера Туркана (Кения

Культуры верхнего палеолита В 45-35 тысячелетиях в Европе и на Ближнем Востоке происходит смена орудийных комплексов и распространение человека современного физи­ческого облика. Характерной для позднего палеолита техникой обр

Эпоха мезолита Начало эпохи мезолита — переходной к неолиту — совпадает с гра­ницей плейстоцена и голоцена, со сменой климата на современный. Этот момент отмечен резким повышением температуры воды в

Культура неолита Последний период каменного века — неолит — характеризуется ком­плексом признаков, ни один из которых не является обязательным. В це­лом тенденции, сложившиеся в мезолите, продолжают развиваться.

Вопросы для самопроверки 1. Общие свойства культуры. 2. Характеристика доолдувайской и олдувайской культуры. 3. Характеристика ашельской культуры. 4. Динамика ашельской культуры; характеристика р

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ РЕЧИ И ЯЗЫКА 7.1. Определение понятий речь, слово, язык Язык есть средство общения и орудие мышления людей. Эти функции тесно связаны между собой, но не идентичны. В то же время они не проти­вопоставлены друг другу, существует сопряженная взаимозависима

Эволюция грамматического строя. Речь и мышление Если слово — это элемент языка, то основной единицей живой речи общения является предложение. В то же время предложение — это едини­ца суждения, единица выражения мысли. Только в развитом предложен

Вопросы для самопроверки 1. Определение понятий: язык, речь, слово, предложение, текст. 2. Свойства слова. Понятия "семантический треугольник" и "семан­тическое поле" 3. Сравнение усло

Рекомендуем ознакомится: http://allrefs.net

worldunique.ru

Ашельская культура стала старше на 500 тыс. лет

Люди ашельской культуры уже 750 тыс. лет назад устраивали сложные стоянки, создавали каменные орудия труда, ловили рыбу, употребляли множество растений в пищу. Уровень развития общества, следы которого найдены в Израиле, аналогичен тому, что повсеместно встречается только через 500 тыс. лет после того.

Около 750 тыс. лет назад человек уже умел обрабатывать камни, использовать инструменты, обрабатывать дары природы. На раннепалеолитической стоянке Гешер Бнот Яаков на берегу Иордана, около Мертвого моря, ученые обнаружили многочисленные признаки развития ашельской культуры.

Археологи из Университета Иерусалима и их коллеги проанализировали находки, сделанные в районе стоянки. Они пришли к выводу, что доисторическое общество отличалось высокой степенью развития уже 750 тыс. лет назад. Сделанные находки расположились таким образом по поверхности места раскопок, что однозначно указывают на организацию полезной площади, сообщают ученые. А древние люди должны были обладать коммуникативными навыками, достаточными для сложного образа жизни.

По словам исследователей, подобное поведение характерно и уникально уже для современных людей. Другим стоянкам палеолитического человека с аналогичной степенью развития примерно 250 тыс. лет, утверждают ученые.

Среди находок, сделанных археологами, -- многочисленные каменные инструменты, в том числе топоры, скребки и шила. А каменные молотки и побитые «наковальни» показали, что в рацион входили орехи.

Обнаружена костяная мука, которая могла использоваться как удобрение, и большой набор находок растительного происхождения. Кроме того, найдено большое количество костей рыб. Это одно из самых ранних свидетельств употребления рыбы в пищу.

Ранее та же группа ученых показала, что уже 790 тыс. лет назад люди стоянки Гешер Бнот Яаков пользовались огнем. Причем это было не случайное использование природных явлений, от случая к случаю, а сознательное разведение огня. Это сделало возможным качественно улучшить оборону от хищников, а также путешествия на новые территории.

На стоянке обнаружилось большое количество деревянных обломков, запасавшихся для очага.

Результаты исследования появились в журнале Science.

Ашельская культура

Ашельская культура -- археологическая культура древнего палеолита. Она сменяет аббевильскую, или шелльскую, культуру и сменяется мустьерской культурой. Названа по местности Сент-Ашель во Франции.

Ашельская культура соотносится с анатомическим типом питекантропов и ранних неандертальцев, она распространена почти во всей Африке, на юге Европы и Азии. Часто ее возраст определяется как 400-100 тыс. лет. Характеризуется овальными, округлыми, треугольными каменными ручными рубилами, тщательно оббитыми с двух сторон, топоровидными орудиями с прямым лезвием, грубыми рубящими орудиями, массивными отщепами. Техника обработки камня заключалась в изготовлении орудий труда из отщепов. Также встречаются находки деревянные орудия.

В коллективе существовало разделение труда. А стоянки делились на охотничьи лагеря, мастерские по добыче камня, поселки. Люди ашельской культуры жили в пещерах и под открытым небом. Они находились на начальном этапе развития первобытнообщинного строя.

www.infox.ru


Смотрите также