Питер Брайерли
"Мы являемся тем, чем мы становимся",- кто-то сказал однажды. Это так же верно в отношении организаций и церквей, как это верно в отношении отдельных людей, хотя и в разных временных рамках. Смысл данного утверждения в том, что в будущем мы станем тем, во что превращаемся сегодня, если только не попробуем теперь же заглянуть вперед и не попытаемся молитвой и делом изменить существующие неблагоприятные тенденции.
В XX веке не произошло крушения религии, как это предсказывали коммунисты. Напротив, во всем мире наблюдается подъем христианства и других основных религий, несмотря на то, что позиции христианства на Западе несколько изменились.
Христианство на Западе можно сравнить с грузовым судном - тяжеловесным, неторопливо движущимся и едва способным быстро изменить направление своего движения. Христианство в азиатских и латино-американских странах больше похоже на прогулочный корабль - полный энтузиазма и целеустремленности, способный быстро извлекать выгоду из меняющихся обстоятельств. Не могло бы одно судно поучиться у другого?
Что же мы видим, анализируя общую ситуацию сегодня?
В 1982 году была издана гигантская "Энциклопедия христианского мира", написанная доктором Д. Барреттом. Он постоянно обновляет ее данные в "Международном бюллетене миссионерских исследований". Цифры показывают, что в 1980 году в мире насчитывалось 1400000000 христиан, или 32,8% от 4400000000 человек, населявших планету. В 1993 году их стало 1 900000000 человек (33,5%). Основываясь на этих данных, Д. Барретт прогнозирует увеличение числа христиан к 2006 году еще на пятьсот миллионов человек, а в общей сложности их количество к этому времени приблизится к 35 процентам мирового населения. далее
Если под Западом понимать Европу, Северную Америку и бывший СССР, то из таблицы 1 следует, что в этих трех регионах в 1980 году проживал 51% всех членов церкви. К 1993 году этот показатель составил только 42%. Если не произойдет какого-то радикального изменения в существующей тенденции, то в будущем эта цифра станет еще меньше. далее
После того как Евангельская лютеранская церковь в Германии в 1976 году разрешила назначение женщин на духовные саны, их число в церквях значительно возросло. Решение Всеобщего Синода Церквей по тому же вопросу, которое было принято в 1992 году, имело значительное влияние как в Великобритании, так и во всем мире. далее
Ранее уже упоминалось о том, что финансовые ресурсы церквей становятся более скудными из-за их оттока в околоцерковные организации. Уменьшение числа прихожан в большинстве западных стран также сказывается на финансовом состоянии церквей. Многие члены лютеранской церкви в Германии и по всей Европе отказываются отчислять один или два процента своего подоходного налога на финансирование церкви. далее
Еще одна характерная черта западного христианства была выявлена в результате исследования, проведенного в г. Лидсе в 1982 году, в ходе которого были опрошены 1500 человек. Вопросы, заданные этим людям касались их веры в сверхъестественные силы. Шестьдесят процентов ответили, что их дедушки и бабушки были сторонниками англиканской церкви, и только у одного процента прародители "не верили ни во что". В отношении родителей последняя цифра увеличилась до 3 процентов, а для самих респондентов она составила уже 23 процента, в то время как число сторонников англиканской церкви снизилось до 28 процентов соответственно. Эти данные являются чисто номинативными, но они показывают, что вчерашняя номинативная вера порождает агностическую веру сегодня. далее
1980-е годы стали свидетелями глобальных перемен в мировой политической системе, связанных с бурными переменами в Советском Союзе и его странах-сателлитах. Подобное также может произойти после смерти престарелых лидеров Китая. Изменения уже произошли в южной Африке, Камбодже и других районах планеты. Некоторые из подобных перемен сопровождались эскалацией насилия (Югославия и Алжир), другие продолжали протекать в форме затяжного конфликта (Северная Ирландия и Перу). далее