Живопись древняя. Названия произведений древнерусской живописи. Образы древнерусской живописи
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Развитие живописи в Древнем Египте. Живопись древняя


Живопись Древнего Египта, развитие и каноны

6 октября 2017 | Категория: Египет

С самого начала египетской культуры живопись играла роль главного декоративного искусства. Живопись Древнего Египта неспешно развивалась в течение тысячелетий. Чего достигли египтяне за это время?

живопись

Каноны живописи в Древнем Египте

Основой для живописи чаще всего служили стены с барельефами. Краски наносились на оштукатуренные стены. Размещение росписей подчинялось строгим нормам, которые диктовали жрецы. Неукоснительно соблюдались такие принципы, как правильность геометрических форм и созерцание природы. Живопись Древнего Египта всегда сопровождалась иероглифами, поясняющими смысл изображаемого.

Пространство и композиция. В египетской живописи все элементы композиции выглядят плоскими. Когда требуется представить фигуры вглубь, художники накладывают их друг на друга. Рисунки распределяются горизонтальными полосами, которые разделены линиями. Самые важные сцены всегда располагаются в центре.

Изображение человеческой фигуры. Египетские рисунки людей в одинаковой степени включают черты в фас и в профиль. Для соблюдения пропорции художники чертили на стене сетку. Более древние образцы состоят из 18 квадратов (4 локтя), в то время как более новые насчитывают 21 квадрат. Женщины изображались с бледно-желтой или розовой кожей. Для создания мужского образа применялся коричневый или темно-красный цвет. Людей было принято изображать в расцвете лет.

сетка

для соблюдения пропорций художники использовали сетку

Египетской живописи свойственен так называемый «иерархический» взгляд. К примеру, чем выше социальный статус изображаемого человека, тем больше размер фигуры. Поэтому в сценах битвы фараон нередко выглядит гигантом. Изображения людей можно разделить по архетипам: фараон, писец, ремесленник и т.д. Фигуры низших социальных слоев всегда более реалистичны и динамичны.

Применение цвета. Художники следовали заранее установленной программе, а значит каждый цвет имел определенную символику. Считается, что истоки значения цветов египетской живописи были в созерцании цветовых переливов Нила. Выделим значение главных цветов, использовавшихся художниками:

  • голубой – обещание новой жизни;
  • зеленый – выражение жизненных надежд, возрождения и молодости;
  • красный –  символ зла и бесплодной земли;
  • белый – признак победы и радости;
  • черный – символ смерти и возвращения к жизни в потустороннем мире;
  • желтый – выражение вечности и нетленной божественной плоти.

Тон фона зависит от эпохи. Для Древнего Царства характерен серый фон, а для Нового Царства – бледно-желтый.

желтый фон

Живопись Древнего царства

Древнее Царство охватывает период с 27 по 22 века до н.э. Именно тогда происходило строительство Великих пирамид. В это время барельеф и живопись ещё не различались между собою. Оба средства выражения использовались для украшения гробниц фараонов, членов царской семьи и должностных особ. Во времена Древнего царства формируется единообразный для всей страны стиль живописи.

Особенности

Первые настенные росписи отличаются достаточно узкой цветовой гаммой, в основном это черные, коричневые, белые, красные и зеленые оттенки. Изображение людей подчинено жесткому канону, строгость которого тем выше, чем выше статус изображаемого. Динамизм и экспрессия свойственны фигурам, изображающих второстепенных персонажей.

В основном изображались сцены из жизни богов и фараонов. Красочные фрески и рельефы воссоздают обстановку, которая должна окружать покойника, в каком бы мире он не находился. Живопись достигает высокой филигранности, как в изображениях персонажей, так и в силуэтах иероглифов.

Пример

Одним из самых значительных памятников Древнего царства считаются скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (27 в. до н. э.). Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, а женская — в желтый. Волосы фигур черные, а одежды белые. Полутона отсутствуют.

скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет

Живопись Среднего царства

Речь пойдет о периоде, который продолжался с 22 по 18 век до н.э. На протяжении этой эпохи в настенной живописи проявляется структура и упорядоченность, отсутствовавшие в эпоху Древнего Царства. Особое место занимает расписанный многоцветный рельеф.

Особенности

В пещерных гробницах можно увидеть сложные сцены, отличающиеся большим динамизмом, чем в предыдущие эпохи. Дополнительное внимание уделяется созерцанию природы. Росписи все чаще украшаются растительными орнаментами. Внимание уделяется не только правящему классу, но и обычным египтянам, например можно увидеть земледельцев за работой. При этом неотъемлемыми чертами живописи являются совершенный порядок и четкость изображаемого.

Пример

Больше всего на фоне других памятников выделяются росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Особого внимания заслуживают сцены охоты, где фигуры животных переданы с применением полутонов. Не менее впечатляют росписи гробниц в Фивах.

росписи гробницы номарха Хнумхотепа II

Живопись Нового царства

Новым царством ученые называют период с 16 по 11 века до н.э. Данная эпоха выделяется лучшими образцами египетского искусства. В это время живопись достигла своего наивысшего расцвета. Распространение гробниц способствует развитию живописи на стенах, покрытых штукатуркой. Ярче всего свобода выражения проявляется в гробницах частных лиц.

Особенности

Для эпохи Нового царства характерна неизвестная до той поры цветовая градация и светопроницаемость. Контакты с народами Азии привносят увлечение деталями и орнаментированные формы. Усиливается впечатление движения. Красители перестают наноситься ровным матовым слоем, художники стараются показать мягкие тональные переливы.

Через живопись фараоны демонстрировали свою силу пограничным народам. Поэтому распространенным было изображение сцен, воспроизводивших военные эпизоды. Отдельно стоит упомянуть тему фараона в запряженной боевой колеснице, последняя была привнесена гиксосами. Появляются изображения исторического характера. Искусство все чаще перекликается с национальной гордостью. Правители превращают стены храмов в «полотна», которые сосредотачивают внимание на роли фараона как защитника.

Пример

Гробница Нефертари. Это совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В настоящий момент это самая красивая гробница Долины цариц. Росписи занимают площадь в 520 м². На стенах можно увидеть некоторые главы из Книги Мертвых, а также путь царицы в загробное царство.

росписи гробницы Нефертари

Интересные факты

  • Первая сохранившаяся древнеегипетская монументальная живопись была обнаружена в погребальном склепе 4 тыс. до н.э., расположенном в Гиераконполе. Она изображает людей и животных.
  • Древние египтяне рисовали минеральными красками. Черная краска добывалась из сажи, белая – из известняка, зеленая – из малахита, красная – из охры, синяя – из кобальта.
  • В древнеегипетской культуре изображение играло роль двойника действительности. Роспись гробниц гарантировала усопшим, что в загробной жизни их ждут те же блага, что и в мире людей.
  • В Древнем Египте считалось, что изображения обладают магическими свойствами. При этом их сила напрямую зависела от качества росписи, что объясняет особую тщательность, с которой египтяне относились к живописи.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные живописи Древнего Египта, разгаданы ещё далеко не все тайны этого искусства. Чтобы понять истинный смысл каждого рисунка и каждой скульптуры ученым придется трудиться ещё не один век.

archeonews.ru

Живопись Древнего Рима кратко

С возникновением римской культуры античная эпоха вступила в свою завершающую стадию. Искусство в Риме играло совершенно иную роль, нежели в Греции, в которой оно было неразрывно связано с жизнью. Греческие живописцы, скульпторы, зодчие, философы и поэты сами творили историю. В Древнем Риме эту задачу выполняли правители городов, полководцы, юристы, ораторы. Их имена вписаны в анналы истории, а вот имена римских живописцев и скульпторов до нас не дошли, хотя они были так же талантливы, как и греческие.

Конец этрусской культуры стал началом римского искусства. Вероятно, и до этого времени в Древнем Риме существовали художники и ваятели, но никаких сведений о них не сохранилось. Сказалось и то, что почти до конца существования Республики Рим постоянно вел завоевательные войны, покоряя своих соседей, а война, как известно, не способствует развитию искусства. Страну сотрясали также внутренние распри: плебеи боролись с аристократами, отстаивая свои права; италийские города (муниципии) требовали равенства с гражданами Рима. Войны длились столетиями, не прекращаясь ни на один год. Возможно, именно в результате этих причин римского искусства как такового не существовало до IV-III вв. до н. э. Первой заявила о себе архитектура: сначала в виде мостов и оборонительных сооружений, а позднее — храмов.

Чтобы представить, как формировалось римское искусство, лучше всего обратиться к Помпеям — городу, погибшему в 79 г. до н. э. в результате извержения Везувия. Этрусские и греческие традиции заметны в архитектуре Помпеев, а также в их фресковой живописи.

Все помпейские росписи относятся к четырем разным стилям. Первые два стиля развивались в эпоху Римской республики. Со II и до начала I в. до н. э. был популярен т. н. инкрустационный стиль, напоминающий инкрустацию стен яшмой и мрамором. В подобных росписях обычно преобладали теплые цвета (темно-красный, желтый), а также белый и черный. Расписанные в инкрустационном стиле внутренние стены дома напоминали своим видом каменные наружные. Таковы росписи в доме Саллюстия и в доме Фавна в Помпеях. Римские мастера заимствовали этот стиль у греков. Росписи в инкрустационном стиле свидетельствуют о том, что декоративное искусство в Риме в это время достигло необыкновенного расцвета.

В 80-30-х гг. до н. э. на смену инкрустационному стилю пришел архитектурно-перспективный. Посетившему комнату, расписанную в подобном стиле, казалось, что его окружают городские здания. Но присмотревшись, он мог увидеть большие картины, как бы помещенные среди иллюзорных колонн. Так расписаны внутренние стены в огромном доме, названном виллой Мистерий. В одной из комнат обнаружены фрески со сценами посвящения в мистерии Диониса помпеянки — хозяйки дома. Подобные мистерии, помогающие, по верованиям помпеян, обрести бессмертие, были очень распространены, несмотря на то что власти неоднократно пытались их запретить.

Эти монументальные фрески с фигурами в человеческий рост и тщательным рисунком напоминают греческие. Но само действие, предстающее перед глазами зрителя, в Греции было бы невозможным. Художник изобразил Диониса, возлежащего со своей супругой Ариадной. Кажется, что бог не видит женщину, которую бьет кнутом крылатаябогиня. Окруженный сатирами Силен произносит пророчества о смерти и возрождении Диониса, вместе с которым умрет и воскреснет женщина. Ощущение тревоги и страха перед неотвратимостью смерти, пронизывающее изображение, подчеркивается кроваво-красным фоном росписей. Сюжет и манера письма, а также образ образ крылатой богини с бичом идут от живописных традиций этрусских гробниц.

Соединяя черты греческого и этрусского искусства, росписи виллы Мистерий имеют элементы, которых ранее не существовало в античной живописи. Эти фрески отличаются цельностью и четкостью композиционного построения и удивительной гармонией.

Фрагмент росписи виллы Мистерий. Помпеи. 60-е гг. до н. э.

Фрагмент росписи виллы Мистерий. Помпеи. 60-е гг. до н. э.

В это время были распространены также фрески с изображением садовых ландшафтов в сочетании с человеческими фигурами, написанными несколько гротескно.

Постепенно Рим становился крупным культурным центром, куда стекались мастера из разоренных греческих городов, а также из Египта, Сирии, Малой Азии. Все эти иноземные художники, скульпторы, зодчие воплощали в своих творениях идеалы Великого Рима.

В середине I в. до н. э. в Риме сложились необходимые условия для создания централизованного государства. 15 марта 44 г. до н. э. республиканцами был убит диктатор Юлий Цезарь, пытавшийся ограничить власть сената. Сторонник Цезаря Марк Антоний казнил главного идеолога Республики — оратора Цицерона: ему отрубили голову и правую руку, которой он писал свои филиппики против Антония. В стране беспрерывно шли гражданские войны.

После смерти Юлия Цезаря главой Рима стал его внучатый племянник, Октавиан Август. В годы его правления было построено множество прекрасных зданий из мрамора, процветали поэзия и проза. В этот период жили замечательные поэты Вергилий, Гораций, Овидий, а также ценитель искусства Меценат, этруск по происхождению. Хитрый и расчетливый политик, Август старался представить народу время своего правления как золотой век. Поэтому искусство этого периода имеет черты греческой классики, идеальной и строгой.

На смену архитектурно-перспективному стилю росписей времен Республики приходит новый, получивший название орнаментального, или канделябрного. Этот стиль, цель которого — представить действительность как идеал и совершенство, очень точно соответствует официозно-элегантному и холодному искусству эпохи правления Августа. Теперь стены ничем не напоминают архитектурный ландшафт: внутреннее пространство противопоставлено наружному. В сюжетах, изображенных на фресках, нет ничего драматического, они легки и изящны. Утонченные орнаменты, включающие элементы в виде подсвечников и канделябров (отсюда и название стиля), обрамляли композиции мифологического содержания, как, например, в доме Лукреция Фронтина и в доме «столетней годовщины» (доме «юбилея»).

Нереида. Роспись зала Морских чудовищ. Стабии. I в. н. э.

Нереида. Роспись зала Морских чудовищ. Стабии. I в. н. э.

Кроме мифологических сцен, в орнаментальную композицию иногда вводились натюрморты, пейзажные и бытовые сюжеты. Интересны фрески в доме Ливии на Палатине, изображающие прекрасный сад с деревьями, цветами и птицами.

В годы правления Августа в состав Римской империи уже входил Египет. Черты его искусства заметны в римских росписях с египетскими орнаментальными мотивами.

Канделябрный стиль фресковой живописи стал объектом для подражания в европейском искусстве XVIII—XIX вв.

В 54 г. н. э. римским императором стал Нерон, жестокий и кровавый деспот. В годы его правления обстановка в стране крайне обострилась. Роптали крупные землевладельцы Италии, желавшие возрождения республики. Ряды безработных в городах пополнялись за счет разорившихся мелких и средних землевладельцев. Провинциальная аристократия требовала для себя равных прав с римской. Восстали Иудея, Британия, Галлия.

Для искусства времен правления Нерона характерно явное несоответствие архитектуры и фресковой живописи — конструкции и декора. Внутренние стены величественных и мрачных построек были покрыты утонченными и легкими росписями, выполненными в четвертом, фантазийном, стиле. Именно в этом несоответствии и выразилась вся лживая и безнравственная суть эпохи жестокого тирана. Ярким примером фантазийного стиля являются росписи в «золотом доме» Нерона в Риме. Стены здания украшены изящными гирляндами, орнаментами и небольшими картинами в рамах. Все сияет позолотой и яркими красками, создавая впечатление фантастического и таинственного мира, далекого от суровой реальности.

Расцвет фантазийного стиля пришелся на эпоху Флавиев. Художники этого времени украшали стены мифологическими сюжетами, обрамляя их орнаментом. Изображения отличаются объемностью и динамичностью: фигуры запечатлены в момент движения или танца. С большим мастерством исполнены фрески в доме Веттиев в Помпеях. Их стены представляли собой архитектурные фантазии: фронтоны и арки, причудливые карнизы и позолоченные колонны, иллюзорные дворцы, уходящие в глубину пространства. Поражают своей воздушной легкостью и замечательные росписи из зала Морских чудовищ в Стабиях.

Большой интерес представляет фреска с натюрмортом на стене дома в Геркулануме. Ее отличает светлый, изысканный колорит и продуманная, цельная композиция. Художник настолько искусно изобразил блики на вазе, что стекло кажется удивительно тонким и прозрачным.

Все эти стили росписей, сменяющие друг друга, свидетельствуют о том, как быстро римские живописцы овладели приемами передачи пространственной перспективы, светотеневых эффектов, динамики движений.

В конце правления Тита Флавия на Рим обрушились ужасные бедствия: в результате извержения Везувия погибли Помпеи, Стабии, Геркуланум. Пожар и эпидемия чумы стали причинами страшных разрушений и гибели множества людей в Риме.

В V в. н. э. Римское государство, ослабленное внутренними распрями и внешними войнами, распалось. Но его искусство оказало значительное влияние на развитие культуры последующих эпох.

istoriya-iskusstva.ru

Живопись Древней Греции

Греческая архаика

Крито-микенская культура в сочетании с дорийским геометрическим стилем послужила основой для возникновения и развития искусства Древней Греции.

Древнегреческая культура с ее демократичностью и гуманистическими идеалами формировалась в условиях борьбы народа — демоса — против аристократии. В большинстве греческих полисов утвердилось республиканское правление, лишь в Спарте и в нескольких других центрах к власти пришла аристократия, но и здесь одержала верх не монархия, а олигархическая республика. Особое мировоззрение греков, воспитанных в таких традициях, отразилось в искусстве. Объектом изображения художников и скульпторов стал свободный, сильный и смелый человек-гражданин.

В период с VII по VI в. до н. э., названный эпохой архаики, борьба народа за свои права еще не была завершена. В начале VI в. до н. э. внутреннее рабство (долговая кабала крестьян) в Греции было отменено. С этих пор рабами становились только пленные чужеземцы. Почти все слои населения Греции принимали активное участие в политических баталиях. Быстро развивались культура и искусство: философия, поэзия, архитектура, скульптура и живопись.

Как и крито-микенские мастера, художники эпохи архаики часто изображали сцены спортивных состязаний, игры с быком. Но их произведения не отличались динамикой и прихотливостью линий, свойственными эгейскому искусству, а тяготели к устойчивости форм, симметрии, точности в передаче человеческих пропорций.

Станковой живописи в эту пору еще не существовало, ее заменяли росписи на керамических сосудах. Художники изображали композиции, в которых переплетались бытовые, мифологические, батальные мотивы. На многих древнегреческих вазах можно видеть сцены пиров, сражений, спортивных соревнований. Нередко вазописцы использовали для своих творений мифологические сюжеты о боге виноделия Дионисе, о подвигах Геракла. На большом сосуде-кратере (применялся для смешивания вина с водой), названном археологами «вазой Франсуа», подробно изображена история легендарного героя Троянской войны Ахилла.

В течение двух веков стиль росписей на вазах менялся. В ранний архаический период (VII в. до н. э.) господствовал ориентализирующий стиль, который сформировался под влиянием искусства Древнего Египта и Сирии. Именно из этих стран пришли изображенные на архаических сосудах грифоны, крылатые львы и другие фантастические животные. Свободное пространство, не занятое фигурами чудовищ, заполнялось орнаментальными узорами в виде причудливых переплетающихся спиралей — исследователи называют подобную манеру «боязнью пустоты». Такие вазы, напоминающие яркий узорный ковер, создавались на островах Делос, Родос, Крит.

Постепенно ориентализирующий стиль был вытеснен чернофигурным, местом рождения которого была Аттика. Художники наносили на красновато-желтый фон сосудов из обожженной глины черные силуэты, покрывая их лаком. Секрет техники создания таких росписей до сих пор не разгадан. Существует легенда, что этот стиль случайно придумала девушка, обведя тень, которую отбрасывала на стену фигура ее любимого. Сохранились имена мастеров чернофигурных росписей, живших в VI в. до н. э., — это вазописец Эксекий и один из создателей «вазы Франсуа» Клитий.

Типичным примером чернофигурного стиля является амфора, расписанная Эксекием на сюжет из «Илиады». Древнегреческий мастер изобразил Ахилла и Аякса, играющих в кости. Мифологический мотив у него приобретает значение бытовой сцены: герои, отдыхающие от ратных подвигов, увлечены обычной настольной игрой.

С течением времени бытовая тематика в работах древнегреческих художников начинает занимать главное место. В результате этого изменяется и художественный язык, становясь более реалистичным. Так возникает краснофигурный стиль, главное отличие которого от чернофигурного в том, что черным становится фон, а фигуры — красными. Они теряют свои силуэтные качества и становятся более пластичными и выразительными.

Одним из самых значительных мастеров краснофигурного стиля был живший в конце VI в. до н. э. вазописец Евфроний, несколько творений которого хранится в Эрмитаже. Замечательна созданная им ок. 500 г. до н. э. ваза с удивительно поэтичным изображением мужчины, юноши и мальчика, любующихся летящей ласточкой.

Хотя росписи греческой архаики уравновешенны и упорядоченны, в них отразилось светлое и радостное мироощущение их создателей.

Евфроний (?). Пелика с ласточкой. Ок. 500 г. до н. э.

Евфроний (?). Пелика с ласточкой. Ок. 500 г. до н. э.

Греческая классика

Классическое искусство Древней Греции основывалось на традициях греческой архаики, поэтому в произведениях мастеров нового периода, наряду с их реалистичной убедительностью и живой непосредственностью, заметны черты рациональности и упорядоченности.

В середине V в. до н. э. Греция достигла своего наивысшего расцвета в области экономики и политики. Большую роль сыграла блестящая победа объединенных греческих городов, возглавляемых Афинами, над сильной и могущественной Персией. Несмотря на то что войска персов во много раз превосходили по количеству армию противника, Греции удалось разгромить врага в решающей Марафонской битве, а позднее — в морском сражении под Саламином.

Главным культурным центром в ту эпоху также являлись Афины. Общественное устройство этого города-государства было демократичным: избирательным правом пользовалось все его мужское население (за исключением рабов — чужеземцев-военнопленных). Каждый свободный гражданин мог быть избран на любую, даже самую высокую, государственную должность. Женщины и рабы, среди которых встречались люди образованные (врачи и педагоги), не имели гражданских прав.

Многие жители Афин были ремесленниками и, имея собственные мастерские, получали также жалованье от государства, работая в качестве живописцев, скульпторов, ткачей, каменщиков, чеканщиков, золотых дел мастеров, кожевенников, шахтеров и др. Трудились не только рабы, но и все свободные граждане Греции, не считая это унизительным (в отличие от римлян). Особым уважением пользовались представители художественных профессий.

Искусство Греции в V в. до н. э. достигло вершины своего расцвета. Всем известны имена великих драматургов — Софокла, Эсхила, Еврипида и Аристофана. Создавали свои творения греческие скульпторы, среди которых были знаменитые Мирон, Фидий, Скопас, Лисипп, Поликлет и Пракситель.

Процветала живопись, но, к сожалению, ее памятников сохранилось очень мало, хотя нам известно, что греки ценили и почитали своих художников, в числе которых были Аполлодор, Зевксис, Полигнот, Паррасий, Апеллес и др. Известно, что Полигнот делал росписи на стенах общественных зданий. Его фрески представляли эпизоды из греческих мифов и легенд. Аполлодор и Зевксис занимались станковой живописью. Созданные ими картины украшали жилища горожан или хранились в специальных помещениях — пинакотеках. Современники восхищались способностью живописцев реалистично и убедительно писать с натуры и тонко передавать душевное состояние моделей. Уже в те далекие времена художники умели мастерски применять светотеневые эффекты, использовать иллюзорность, добиваясь абсолютного сходства с предметом изображения. Античные источники рассказывают, что Зевксис настолько достоверно написал виноградную кисть, что птицы пытались клевать ее.

Орфей. Роспись кратера. Деталь. Ок. 450 г. до н. э.

Орфей. Роспись кратера. Деталь. Ок. 450 г. до н. э.

Однажды Паррасий разыграл Зевксиса: последний пытался отдернуть занавеску, изображенную на картине Паррасия.

Объектом живописи, как и скульптуры, был человек, а иногда его верный спутник — конь. Греческие художники еще не научились передавать индивидуальные черты характера человека, но умели изобразить душевные переживания, представляя в своих произведениях обобщенные человеческие типы. До нас дошли описания картины Тимомаха «Медея», в которых говорится об искусстве живописца, сумевшего убедительно показать, как в душе его героини чувство любви и жалости к детям борется с ревностью и гневом.

Стремясь к достоверности в изображении натуры, художники классической эпохи в то же время старались отразить в своих произведениях возвышенную красоту. Дошедшие до нас источники рассказывают, что один живописец, работавший над образом Елены Прекрасной, пригласил в качестве моделей пять красивых девушек, т. к. каждая из них в отдельности не была для него совершенной.

Дошедшие до нас образцы греческой классической живописи представлены в основном на вазах. Если в эпоху архаики вазописцы стремились к тому, чтобы роспись соответствовала форме сосуда, то в последующий период мастера меньше заботились об этом, нередко перенося на вазы композиции, созданные известными художниками.

Возвышение Македонии в конце IV в. до н. э. стало началом разложения греческой демократии. Все свободные государства Греции перешли под управление македонского царя Филиппа II. В 336 г. до н. э. царем стал его сын, Александр. Разгромив в 334 г. до н. э. персов, он продолжил победоносное шествие на восток, завоевывая все новые и новые города. За 10 лет Александр Македонский создал огромную монархию, которой не было равных в мире. После его смерти держава распалась на отдельные государства. Правителями в них стали военачальники Александра — диадохи (преемники). С этого момента началась эпоха эллинизма. Данному периоду было свойственно соединение греческой и восточной культур. Эллинистическое искусство существовало в государствах диадохов, образованных в Египте, Сирии и Малой Азии.

istoriya-iskusstva.ru

Живопись

Вместе с архитектурой и скульптурой развивается древнегреческая живопись.

Принцип светотени

В период расцвета классического искусства в живописи был изобретён (затем утрачен и восстановлен снова) принцип светотени. Родоначальником применения данного открытия стал древнегреческий художник Аполлон Афинский, которого стали называть Теписец.

Он первый включил в палитру полутона. Ему последовали другие живописцы: Зевкеис, Паррасий, Тиманф. Творчество данных мастеров отмечается глубокой эмоциональностью и реалистичностью. Использование светотени положительно сказалось на развитии реализма в живописи.

Вазопись

К сожалению, монументальная живопись не обрела должного внимания в Древней Греции. Популярнее была вазопись, поскольку носила художественную и утилитарную функцию. Изделия из глины искусно расписывались орнаментом или сюжетами из жизни богов и людей.

Со временем менялся рисунок и стиль росписи. Рисунок, как правило, был плоскостной, графический. Впоследствии учёные по осколкам ваз узнали многое об истории, государственном устройстве, культуре Древней Греции, быте простых людей, интерьерах, костюмах. Часто на греческих вазах присутствовали нарисованные мифологические сюжеты.

Орнамент

Ярче всего древнегреческая живопись проявилась в орнаментах, расположенных на архитектурных сооружениях, и в произведениях прикладного искусства. Вначале в настенных рисунках присутствовали восточные мотивы (сфинксы, грифоны), затем всё чаще возникают изображения окружающей жизни и природы или геометрические символы.

Греческие художники древности обладали чувством меры и проявляли изобретательность, когда прорисовывали декоративные элементы, мелкие детали. Это сделало античное искусство эллинов неповторимым и самобытным.

Подлинных картин древних мастеров почти нет сейчас. Но исследователи при раскопках в Риме, Болгарии и других местах обнаруживают древнегреческие фрески позднеэллинского периода. Они иногда воспроизводят изображение более ранних образцов. 

О развитии древнегреческой живописи можно судить по изображениям на монетах, ювелирных изделий. Бывает так, что на них скопированы какие-либо изображения с полотен греческих художников-монументалистов. Кроме того, важными являются письменные описания картин, упоминания о них в литературе, драматургии. Особенно значимыми для изучения истории древнегреческого искусства являются «Описание Эллады» Павсания, «Естественная история» Плиния, «Картины» Филостратов и другие.

mithology.ru

Названия произведений древнерусской живописи. Образы древнерусской живописи

Древнерусская живопись напрямую связана с искусством Византии, точнее является ее мощной ветвью. Так как ее развитие связано с крещением Руси, то основные рисунки изображали лики святых и библейские сюжеты. Названия произведений древнерусской живописи тому подтверждение: "Благовещенье Устюжское", "Богоматерь Оранта", "Рождество Христово". Это направление существовало несколько веков.

Названия произведений древнерусской живописи

Живописная эпоха

История древнерусской живописи условно делится на два крупных периода. Первый продолжался с середины IX до XIII века. Он называется искусством Киевской Руси.

Второй период связан с формированием Московского государства. За время его развития (с XIII по XVII вв.) написано невероятное множество ценнейших произведений искусства. Крупные периоды, в свою очередь, делятся на более мелкие этапы, которые связаны с определенными историческими событиями, наложившими свои отпечатки на изображения и сюжетные линии. Названия произведений древнерусской живописи, которые были созданы еще в дохристианский период, неизвестны.

Языческая вера в духов стихий, поклонение им, оставила нам в наследство рога тура, инкрустированные тонким серебром, различные изображения солнца, птиц, цветов - все то, во что верили люди того времени. В Киеве сохранились капища с идолами, датируемые 980 годом. Образы древнерусской живописи связывались с Перруном, Хорсом, Макошей и другими языческими богами.

Древнерусская живопись

Роль Византии в художественном развитии Руси

История развития византийской ветви началась с крещения Руси князем Владимиром. Было приглашено множество мастеров, воздвигавших храмы и обучающих этому ремеслу и иконописи местных умельцев. Самая древняя церковь была деревянной. Она, к сожалению, не сохранилась.

В начале XIII века войско Батыя разорило почти все русские города. В уцелевших Пскове и Новгороде продолжали творить умельцы. Одним из них был знаменитый Феофан Грек, уроженец Византии. Он трудился сам и обучал подмастерьев, одним из которых был Андрей Рублев. Названия произведений древнерусской живописи иконописца - "Благовещенье", "Архангел Гавриил", "Сошествие во Ад" и многие другие - широко известны даже тем, кто не увлекается искусством глубоко.

Иконопись Рублева

История древнерусской живописиИконы и фрески Андрея Рублева стали образцом для подражания всем остальным поколениям. Все они пронизаны созерцанием и смирением, теплотой и любовью к Христу. Это характерно отличает его работы от произведений Феофана Грека, который обучал Рублева. Византийский мастер писал напористо и трагично, он творил. Андрей Рублев вкладывал часть собственной души в каждый свой сюжет. Древнерусская живопись иконописца не оставляет равнодушным ни ценителей, ни обывателей.

К концу XV века, когда Россия избавилась от ига татаро-монгол, Москва стала расцветать и превратилась в настоящий центр - столицу мощнейшего государства. Зодчество шло полным ходом. Московский Кремль расстроился до неузнаваемости. Появился большой архитектурный ансамбль, украсивший Соборную площадь. Храмы украшались огромным количеством икон и фресок необычайной красоты.

Всем миром

В этот момент снова расцветает прикладное искусство. Княжеские и боярские семьи стали заказывать мастерам уникальные резные предметы, кубки, посуду, большинство из которых преподносилось в монастыри и храмы.

Образы древнерусской живописиШироко известно шитье древней Руси. Значительная его часть представлена в Соловецком монастыре. Мастерицами вышиты пелены "Кирилл Белозерский", походные иконостасы, "Богоматерь Неопалимая" и другие. Все они представлены в Русском музее и составляют значительную часть художественного достояния Российского государства.

XVII век знаменит художественным всплеском в архитектуре. Важнейшим достоянием является Оружейная палата, создаваемая лучшими мастерами. Это же время ознаменовано началом портретного творчества в России. Царские лица изображались в технике иконописного письма. Названия произведений древнерусской живописи в парсунном творчестве широко известны, например, "Китайский крест" Богдана Салтанова.

События 1917 года привели к господству атеизма. Многие памятники древнерусской живописи и архитектуры были потеряны навсегда, что привело к невозможности изучать великую православную эпоху. Однако, спустя много лет, интерес к своей истории взял верх и сейчас, на его пике, иконы снова занимают свои законные места в русских храмах.

fb.ru

Живопись античная

   росписи восковыми красками (энкаустика) или темперой по штукатурке, мрамору, известняку, дереву, глине; известны росписи обществ, и жилых сооружений, склепов, надгробий, а также произв. станковой живописи. Болып-во памятников др.-гр. живописи утрачено; общее представление о ней дают лит. источники, немногие уцелевшие фр-ты, одновременные образцы вазописи, росписи этрусских (VII - IV вв.) и пестумских (IV в.) гробниц, а также копии рим. времени. Данные о первых гр. мастерах относятся к VII в. до н. э. (Коринф, Сикион). В росписях VII - VI вв. гл. роль играет контур, внутри к-рого плоскости окрашены в чистые цвета без полутонов - желтый, синий, белый, черный, розовый, пурпур. Трактовка фигур, одежд, движений условна, но всегда выразительна (метопы храма в Фермосе, стела Лисия). Преобладают мифолог, сюжеты. Наряду с монумент, известны росписи на пинаках. В течение V в. осваивается реал, изображение фигуры, сложных движений, ракурсов, передача эмоций. Рисунок, оставаясь контурным, приобретает большую пластичность. Свободное размещение фигур по всей поверхности вместо прежнего фризового, введение элементов пейзажа говорит о стремлении передать глубину пространства (Полигнот). Агафарх впервые изображает предметы в перспективном сокращении, Аполлодор - тень, ими отбрасываемую. Наряду с мифолог, сюжетами появляются росписи, отражающие ист. события (Микон, «Битва при Марафоне»), героев наделяют портретными чертами современников, а мифы иногда приобретают идиллически-жанровую окраску (Зевксид, «Семья кентавров»). В IV в. складываются три самостоятельные школы живописи - в Фивах (Аристид Старший; драматизм сюжетов, патетика образов), в Афинах (Евфранор; традиции классич. иск-ва V в.) и в Сикионе, где впервые разрабатывается теория живописи (Памфил). Художники чаще обращаются к реал, событиям, популярен портрет, появляются пейзаж, натюрморт. Наряду с патетико-патриот. темой (Евфранор, «Подвиги афинян при Мантинее») разрабатывается «романтическое» направление (Никий, «Ио и Аргус»). Отд. уцелевшие росписи 2-й пол. IV - III вв. (Казанлык; гробница Филиппа II в Вергине) показывают, что крупнейшие мастера этого вр. свободно владеют светотенью, основами перспективы, передачей чувств героев. Живопись эпохи эллинизма (III - I вв.) разнообразна по стилям и тематике - мифолог, и ист. сюжеты, жанровые и буколические сцены, портрет, натюрморт, пейзаж. Росписи крупнейшей школы - Пергамской - отличает свободная широкая манера письма, пластичность форм, яркость красок. Бол. ценность представляют собой сохранившиеся росписи склепов Сев. Причерноморья.

   Ранний период рим. живописи (IV - II вв.) известен гл. обр. по письменным источникам. Плиний Старший называет художников, расписывавших храмы, упоминает живописные портреты, к-рые «размещали на нарисованном родословном древе». Известно о картинах с изобр. битв, полководцев-победителей, аллег. фигур побежденных городов, к-рые несли во время триумф, процессий в Риме. Представление о последних дают фр-ты росписей (гробница III в. до н.э. на Эсквилине, Рим). Живопись II в. до н.э. - I в. н. э. хорошо известна благодаря многочисл. сохран. росписям жилых домов в Помпеях, Геркулануме, Стадиях, Риме. Выделяют 4 стиля, именуемых помпеянскими. Росписи I стиля (II в. - 80-е до н. э.), имитирующие кладку стен и архит. детали, выполненные рельефно в штукатурке, почти не нарушают плоскость стены, центр к-рой занимает композиция на мифолог, сюжет, часто восходящая к гр. оригиналам классич. и эллин, времени (дом Саллюстия, Помпеи). В росписях II стиля (80-е- 13) мастера добиваются иллюзии объема архит. деталей только живописными средствами. Стены помещения «раздвигаются», «открывая» взору сады, фантаст, пейзажи (дом на Эсквилине, Рим), картины мифолог, содержания (дом Ливии на Палатине, Рим) или бол. многофигурные композиции (вилла Мистерий, Помпеи). Декоративные композиции III стиля (13 до н.э. - 50 н. э.) подчеркнуто плоскостны; однотонно окрашенная стена расчленена легкими изящными колонками (т. н. канделябры), орнаментальными полосами, гирляндами цветов и листьев; центр ее занимает небол. картина - пейзаж, натюрморт, бытовая или мифолог, сцена. Росписи отличаются тонким рисунком и ювелирной отделкой деталей (дома Лукрецио Фронто и Цецилия Юкунда, Помпеи). IV стиль (50 - 79 н.э.), продолжая традиции II стиля, отличается необычайной пышностью, фантастичностью живописных архит. построений. Кроме мифолог, композиций (дом Веттйев, Помпеи) часто изображаются сцены из жизни торговцев, ремес­ленников. Фасады домов украшают фрески-«вывески», повествующие о занятиях их владельцев (дома на улице Изобилия, Помпеи). Росписи отличает свободная манера исполнения, богатая игра светотени. Наряду с монумент., продолжает развиваться станковая живопись, портрет, известный гл. обр. по находкам в Египте (Фаюмские портреты).

   Живопись II - III вв. сохранилась преим. в гробницах (некрополь Священного о-ва, Рим; некрополь Пальмиры), отд. фр.-ты происходят из вилл (Рим; Тиволи). Картину дополняют мозаики, в перв. оч. рим. провинций в Сев. Африке и Сирии. Для 1-й трети II в. характерна суховатая графическая манера письма. Росписи сер. и 2-й пол. II в. отличает большая обобщенность форм, композиции строго уравновешены, позы фигур статичны (гробницы Назониев, Панкратиев, Рим). Очевидна ориентация на иск-во гр. классики. Живопись III в. отказывается от классицистических традиций, динамична, экспрессивна; позы, движения, выражения лиц схвачены точно, но без проработки деталей, обобщенно, эскизно; бол. роль играет светотень. Часты сцены охоты, город, жизни, традиц. мифолог, сюжеты отходят на второй план, переосмысляются в соотв. с новыми, христианскими представлениями, распространяющимися в это время. Первые росписи христ. катакомб (катакомбы Люцины, ок. 220; гипогей Аврелиев, ок. 240) исполнены в той же живописной манере с широким использованием светотени; библейские фигуры, символы чередуются с чисто антич. Со 2-й пол. III в. и в IV в. постепенно утрачивается четкость, пластичность форм, усиливается роль контура. Нарастают черты схематизации, повышенной экспрессии, жесты приобретают условно-ритуал. характер (катакомбы Присциллы, Рим). Самые поздние памятники собственно антич. живописи - росписи гипогея на склоне Капитолия (Диана-охотница, Персей и Андромеда) имеют прототипом гр. образцы, но трактовка непропорционально вытянутых застывших фигур, жесткая и уплощенная, говорит о постепенном угасании антич. худож. традиций.

   О.Т

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Античная живопись (апгрейд) - sarmata

Я уже не раз писал об античной живописи. Поэтому извиняюсь, если повторюсь. Заодно исправлю некоторые неточности в подписях к картинкам.

У нас нет образцов, чтобы судить о высших достижениях античной живописи. До нас не дошли шедевры прославленных греческих живописцев, чьи имена и названия работ известны благодаря трудам Павсания, Плиния Старшего и др., а также многочисленным стихотворным эпиграммам. Полностью погибла античная станковая живопись, хотя уже в классический период существовали пинакотеки (картинные галереи и хранилища произведений живописи).

Нестенная живопись сохранилась, главным образом, благодаря извержению Везувия 79 года. Однако фрески из Помпей, Геркуланума, Стабий - в значительной степени ремесленные работы весьма среднего качества. Знаменитые фаюмские потреты - и вовсе ширпотреб.

В античной живописи впервые появились светотень, объемность, линейная перспектива, возрожденные художниками Ренессанса. Тогда же возникли различные техники (истинная фреска, темпера, энкаустика), монохромная живопись, гризайль и т.д. 

В античной живописи уже представлены все основные жанры: исторический, мифологический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт.

Технология античной фрески требовала беглости в работе и быстроты исполнения (нужно было успеть, пока не засохнет штукатурка). Известно, что многие художники-импрессионисты восхищались живостью помпейских фресок, написанных свободными сочными мазками, без предварительных набросков.Персей и Андромеда. Фреска из Помпей. Вольная римская копия с оригинала Никия IV в. до н. э. 

Девушки, играющиее в кости. Монохромная картина на мраморной плите из Геркуланума. Сохранилась подпись художника - Александр Афинянин. Полагают, что это копия с картины неизвестного живописца V в. до н. э.  

Флора. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э. - 1 в.н.э. 

Диана. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э. - 1 в.н.э. 

Лошади. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э. - 1 в.н.э.

Т.н. "Поэтесса", или "Сафо". Фрагмент фрески из Помпей. 1 в.н.э. 

Кентавр. Фреска из Стабий.

Женщина на балконе. Фреска из Стабий. 9 г. до н.э. - 14 г.н.э. 

Женщина, играющая на кифаре. 50-40 гг. до н.э.

 

Натюрморт из Помпей, 1 век н.э.

Смоквы.

Фрагмент фрески с изображением морской фауны. 125-150 г.н.э.  

И пара фаюмских портретов.

 

Портрет пожилого мужчины. Конец I в. Энкаустика. Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина 



 

sarmata.livejournal.com


Смотрите также