История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Жилища в Древней Руси. Жилище в древней руси


Жилище на Руси

Во времена Древней Руси происходит на фоне развития феодальных отношений преобразование родовых поселений в сёла с общинным укладом, что было вызвано переходом к ведению хозяйства одной семьёй. Жилища людей в этот период сохраняют свою форму, пришедшую из прошлых веков — это наземные либо частично заглублённые в землю дома. На севере главным материалом стен служат бревна, на юге же распространены каркасные конструкции с использованием глины. Дома были большей частью однокомнатные, месторасположение очага обычно определялось у задней стены, в выкопанных углублениях пола делались хозяйственные хранилища.

В поселениях, где жили князья происходит дифференциация построек по своему назначению: выделяются церкви, отдельные помещения для слуг, сооружения для хранения пищевых запасов. Наиболее сложную структуру имело жилище князя — хоромы. Хоромы, как правило, представляли собой срубы, объединённые между собой, и имели трёхчленную структуру: сени, теплое жилое помещение, холодное хозяйственное помещение.[7]

2 задание

Трипольская культура (укр. Трипільська культура, иначе культура Кукутени рум. Cultura Cucuteni, укр. Кукутені культураили кукутень-трипольская культура англ. Cucuteni-Trypillian culture[1]) — энеолитическая археологическая культура, распространённая в IV—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э. На смену трипольцам пришли индоевропейские народы ямной культуры.

Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях — 200—450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками или двухэтажных. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Посёлок использовался около 50 лет, до истощения окружающей его земли (чернозёмы тогда ещё не образовались), потом обязательно сжигался по особому ритуалу, а племя переселялось на новое место. Племенами управляли вожди, существовали также и верховные вожди союзов племён.

Трипольцы, в бассейне Южного Буга, создали протогорода-гиганты размерами 250—400 га с населением до 20 тыс. человек и более (Майданецкое — 270 га, Доброводы — 250 га,Тальянки — 400 га), что сравнимо с Киевом в домонгольскую эпоху, когда он превосходил многие крупные центры средневековой Европы.

Культура носила название «Кукутень» по названию села (англ.)русск. в Румынии, где были найдены первые артефакты, связанные с этой культурой. В 1884 году румынский исследователь Теодор Бурада во время проведения раскопок нашёл элементы глиняной посуды и терракотовые фигурки неподалёку села Кукутень. После того, как учёные ознакомились с его находкой, было решено продолжить раскопки, которые начались на этом месте весной 1885 года.

Исследования памятников, позднее отнесённых к трипольской культуре, имели место на Западной Украине в 70-е годы ХІХ века. Археолог Викентий Хвойка открыл первое трипольское поселение на территории Российской Империи в 1893—94 гг. в Киеве по ул. Кирилловской, 55 (ныне ул. Фрунзе). Он представил свои находки в августе 1899 года на ХІ археологическом съезде в Киеве. В 1896—1897 годах несколько поселений с материалами, подобными киевским находкам, Хвойкою были найдены в окрестностях села Триполье Киевского повета (ныне село Триполье Обуховского района Киевской области). В Галиции в XIX — до 1939 г. её именовали «культурой мальованой (расписной) керамики», «галицкой расписной керамики», «украинской расписной керамики». В советских, российских, украинских, молдавских и др. публикациях для памятников с территории Украины и Молдавии распространено название «Трипольская культура». В последние десятилетия для обозначения археологических памятников на территории Молдовы местные и румынские исследователи используют термин «культура Кукутень».

Со временем стало понятно, что археологическая культура Кукутень на территории Румынии, «расписной керамики» на территории Австро-Венгерской монархии и Трипольская культура на территории Российской Империи относятся к одному и тому же культурному комплексу.

7 вариант

1 задание

Неолитические поселения

  1. Поселение строителей Стоунхенджа. Крупнейшее неолитическое поселение. Археологи обнаружили около ста домов, они датируются 2600-2500 годами до нашей эры. Профессор Майк Паркер Пирсон в интервью BBC News рассказал, что, по его мнению, деревня не была заселена постоянно: ее обитатели приходили туда в определенные месяцы года для совершения погребальных и других ритуалов. Деревня расположена у местечка Даррингтон Уоллс рядом с Солсбери, где расположен Стоунхендж. Возде Даррингтон Уоллс находится ритуальный комплекс Вудхендж. И Стоунхендж, и Вудхендж астрономически связаны с зимним солнцестоянием, но первый ориентирован на заход солнца, а второй - на восход. Считается, что оба комплекса дополняли друг друга. Ученые исследовали восемь найденных домов. Все постройки были невелики (около пяти квадратных метров), сооружены из дерева, в них были глиняные полы и очаги, расположенные в центре помещения. Дома изобилуют осколками каменных орудий и глиняной посуды, костями животных. 2. Хирокития. Поселение является самым крупным и наиболее известным из всех неолитических поселений на территории Кипра.  Через все древнее поселение, лежащее на холме у реки Марони, проходит вымощенная камнем "дорога" длиной 185 м. и шириной от 1,5 до 2,5 м. По обеим ее сторонам находятся каменные фундаменты круглых домов (толосов), тесно примыкающих друг к другу. Предполагают, что в городище проживало около двух тысяч человек.  Дома округлой формы диаметром от трех до восьми метров были построены на фундаменте из камня, кое-где сохранились двойные стены и перекрытия. Полы были глинобитные; на них отчетливо видны следы очагов и каменных сидений. В одном из больших домов сохранились остатки двух столбов, подпиравших потолок; они были сложены из речных валунов.  Обитатели этих древних жилищ спали на небольших выступах — платформах. Сохранились и остатки круглых "обеденных столов". Многослойность полов свидетельствует о том, что дома неоднократно ремонтировались жителями, количество слоев, перекрывающих друг друга, доходит до восьми. Чтобы защититься от дождя и слякоти, строители Хирокитии делали высокие пороги; несколько каменных ступенек вели вниз в комнату. В целом для всего поселения характерно высокое строительное мастерство.  В каждом из домов жила отдельная семья — члены родовой общины. Они занимались земледелием и разведением коз, овец и, возможно, свиней. Следов зерна не обнаружено, зато сохранились основы серпов, зернотерки и ступки. 3. Чятал Гуюк.    800px_CatalHoyukSouthArea.jpg   86,59К   1 Количество загрузок: Чатал-Гуюк расположен в 11 км к северу от г. Гумры, в долине р. Коньи. Площадь его в 3 раза больше Иерихона. Пока раскопана только 30-я часть всего Чатал-Гуюка. Обнаружено 14 строительных горизонтов. Та часть, которая раскопана, существовала как городок примерно с середины VII тыс. до н. э. до середины VI тыс. до н.э. Большинство ученых полагают, что Чатал-Гуюк существовал в 6500-5400 г. до н.э. Главное занятие большинства жителей - выращивание злаковых. Для орошения полей в то время уже начали строить простейшие каналы. Разводили в основном крупный рогатый скот, появилась овца, но она еще мало отличалась по своему строению от дикой, а вот коза была уже полностью домашней. Трудно сказать, сколько в городе было жителей, но если он был весь застроен так же плотно, то количество населения могло доходить до 20 тыс. Впрочем, учитывая, что это был еще каменный век, специалисты предполагают, что жителей было 5-6 тыс.  4. Джармо. Ранненеолитическое поселение (7-е тысячелетие до н. э.) к В. от г. Киркук в Иракском Курдистане. Исследовано в 1948—55 американским археологом Р. Брейдвудом. Культурный слой Д. мощностью до 7 м образован в основном развалинами 16 раз перестраивавшихся многокомнатных глинобитных домов (около 25). Д. — древнейшее в Месопотамии поселение со следами складывающегося земледельческого хозяйства (найдены зёрна пшеницы и ячменя). Были одомашнены коза и собака. Сохранялась и значительная роль охоты. Открыты орудия из кремня и обсидиана (геометрические микролиты, скребки, вкладыши серпов), изделия из камня (ступки, зернотёрки, мотыги и др.), кости (шилья, украшения) и необожжённой глины (фигурки животных и «богини-матери»). Посуда в нижних слоях каменная (полусферические и конические чаши), в верхних — глиняная (чаши, кубки с ручками). Жили в поселении порядка 150 человек. 5. Иерихон. Один из древнейших городов в Палестине, на территории современной Иордании (остатки в 22 км к С.-В. от Иерусалима; ныне городище Тель-эс-Султан). Раскопки велись в 1867, 1907—08, 1930—1936, 1952—56. Древнейшее поселение на месте И. относится к докерамическому неолиту (7—6-е тысячелетие до н. э.). Оно имело глинобитные и из сырцового кирпича дома, святилища и каменные оборонительные сооружения. Население занималось земледелием и скотоводством; найдены культовые раскрашенные скульптурные головы из необожженной глины, налепленной на человеческие черепа. В эпоху ранней бронзы (3-е тысячелетие до н. э.) здесь было поселение городского типа. 6. Мерсин. Современное название Юмюк-Тепе (YГјmГјk Тере), остатки древнего поселения (7—2-е тыс. до н. э.) близ современного г. Мерсин на юге Турции. Раскопки производились в 1937—39 и 1946—47 под руководством английского археолога Дж. Гарстанга. Культурный слой имел толщину свыше 25 м. Его древнейшие горизонты восходят к сиро-киликийской культуре раннего неолита. Энеолитические горизонты М. с расписной керамикой свидетельствуют о сильном культурном влиянии Северной Месопотамии (5-е тыс. до н. э.). В 4-м тыс. до н. э. в М. господствовала анатолийская культура чёрной лощёной керамики. После некоторого стратиграфического разрыва в М. наблюдаются горизонты с сиро-киликийской культурой расписной керамики конца 3-го тыс. до н. э. и анатолийской культурой 2-й половины 2-го тыс. до н. э.

Мегалитические

Мегалиты - доисторические сооружения из больших блоков. В предельном случае это один модуль (менгир). Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений попадает достаточно расплывчатая группа строений. Как правило, они относятся к дописьменной эпохе данной местности.

studfiles.net

Как жили в Древней Руси Жилище в России в X–xvii вв. Русская изба

Как жили в Древней Руси

Жилище в России в X–XVII вв.

Русская изба

Русская изба столетиями не меняла свой облик. Основою избы была клеть — связь бревен на четыре угла. Клеть зимняя отапливалась печью, холодная клеть — это летняя постройка, без печи. Крестьянские избы той поры — полуземляные или наземные, срубные.

Для полуземлянок вырывали неглубокую яму, стены которой закрывались деревом. Пол был чаще земляной, плотно утрамбованный, иногда обмазанный глиной. Чтобы войти в такое жилище, нужно было спустится по нескольким ступенькам, вырытым в земле, вниз. Иногда в яму спускали уже готовый сруб, засыпая в образовавшиеся между стенками сруба и ямой пустоты землю. Потолка полуземлянка не имела, его заменяла сама кровля.

Основой деревянных наземных построек служил четырехугольный бревенчатый сруб, чаще 4 м на 4 м. Потолок из гладко отесанных досок закрывался двускатной крышей, пол в срубных домах всегда бывал дощатый. Такой дом назывался изба - от "истба", "истопка", поскольку обязательно строился с печью. Был он выше, чем полуземлянка, часто имел второй этаж.

Окна прорубались в бревнах и в холодную погоду закрывались - "заволакивались" досками, отчего и назывались волоковыми. Иногда окна закрывали слюдой, которая, однако, плохо пропускала свет. Оконное стекло появится только в XIV в. Вход в дом обычно был ориентирован на юг, чтобы в дом попадало больше тепла и света.

Некоторые дома состояли из избы, теплого жилого помещения, и клети - холодного, служившего кладовой. Часто имелись подклети — нижние помещения для скота, вещей. В таком случае саму избу, стоявшую над подклетью, именовали горницей. Горницу с окнами, которые пропускали много света, называли светлицей. У наиболее зажиточных людей имелся и третий ярус — терем. В богатых домах полы деревянные, а в княжеских — из дубовых плиток (разновидность паркета). В каждом богатом доме обязательно была мыльня — русская баня.

Хоромы

Хоромы — это несколько построек, поставленных рядом. Хоромами называли княжеский дворец. Княжеский дворец не составлял одного большого целого здания, а состоял как раз из нескольких зданий. Каждый член княжеской семьи имел свое особое помещение, отдельное от других строений. Для соединения всех помещений служили сени и переходы.

Помимо избы и клети летописи упоминают и другие помещения: гридницы - парадные палаты, сени, также игравшие роль парадного помещения, терем, ложницу или одрину - спальню, медушу - кладовую для хранения напитков, мыльню - баню, различные хозяйственные постройки.

Хоромы строили двух-трехэтажными, соединяя отдельные помещения крытыми или открытыми галереями. Так, сени представляли собой парадную террасу на втором этаже. Терем завершал собой постройку, располагаясь на втором или третьем этажах.

Все постройки, находящиеся во дворе, были окружены крепким частоколом.

^

Главную роль в интерьере русского дома играла печь, ее расположение определяло всю внутреннюю планировку. Обычно печь располагалась слева или справа от входа, реже - в центе избы. Угол по диагонали от печи был парадной частью избы - здесь вешали иконы, ставили лавки и стол, сюда сажали гостей. Назывался этот угол красным.

Угол напротив печного получил название бабий кут или середа: в нем обычно женщины стряпали и пряли. Четвертый угол предназначался для мужских работ.

Главными предметами мебели были стол и неподвижные лавки, на которых сидели и спали. Известны также подвижные скамьи, сундуки и полати, предназначенные для сна, которые настилали рядом с печью высоко, (в северных землях) либо низко (в южных) над дверью. Внутри дом никак не украшался, поскольку печи долгое время были беструбными, и дым шел прямо в избу, покрывая стены и все находящиеся в доме предметы копотью.

Обстановка в домах зависела от достатка их владельцев. У тех, кто победней — деревянные столы, скамьи, лавки вдоль стен. У богатых — столы, скамьи лавки с богатой росписью, а также табуреты. Богатые дома убирались коврами. После того, как появились печные трубы, в княжеских дворцах стены стали расписывать фресками.

Избы освещали лучинами, которые вставлялись в печную расщелину или металлический светец. У зажиточных использовались сальные свечи с подсвечниками, деревянными или металлическими, которые стояли на столах. Иногда встречались серебряные "шандалы", те же подсвечники, или светильники с растительным маслом.

^

Внешний вид царского дворца представлял чрезвычайно пеструю массу зданий самой разнообразной величины. Здания теснились друг подле друга, возвышались одно над другим, были покрыты разными крышами — двускатными, в виде шатров, бочек, скирд, с прорезанными золочеными гребнями и золочеными маковицами наверху. В иных местах возвышались башни и башенки с орлами, единорогами и львами вместо флюгеров. Кровли и купола на царском дворце были покрыты золотом. Стены зданий украшали многочисленные резные орнаменты — листья, трава, птицы и звери. Здания соединялись многочисленными переходами, сенями, лестницами.

^

Жилые помещения государя и его семейства располагались в Постельных хоромах, которые называли также Теремным дворцом. Рядом с Грановитой палатой была устроена Золотая Царицына палата. Недалеко располагались хоромы царевен, под окнами которых был разбит сад и цветники. Чуть далее, возле Успенского собора стоял Патриарший двор. Возле Троицких ворот как терем стояли каменные Государевы хоромы.

В специально построенной Оружейной палате размещались помещения для занятий художествами и ремеслами. В Иконной палате работали иконописцы и рисовальщики. В Золотой палате — золотых дел мастера и ювелиры, в Серебряной палате — серебряники. В Ствольном приказе — оружейники и мастера ствольного дела. В Оружейной палате в особых комнатах хранились государево оружие, а также полковые и государевы великие стяги. В обширной Палате Большой казны в огромных рундуках содержалось оружие, покрытое драгоценностями.

В Хлебенном дворце изготовляли хлеб: гладкий, то есть обыкновенный, и изразчатый — украшенный разными фигурками. Здесь же пекли калачи, сайки, баранки, куличи, караваи, пряники и сахары (конфеты). В подвалах и погребах дворца хранились многочисленные припасы. Кормовой дворец — это собственно царская кухня. Сытный дворец заведовал хмельным питьем всякого рода. В нем было более тридцати погребов и ледников.

^

В Кремле были устроены Верхний и Нижний Набережные сады. Там произрастали яблони, груши, смородина, цветы, располагались небольшие искусственные пруды, беседки. В 1682 г. здесь рос виноград и были посеяны арбузы.

^

Все, что служило украшением внутри хором, называлось нарядом. Стены и потолки обшивались красным тесом, который украшался красивой резьбой, часто золоченой, покрывались многоцветной росписью. Пол мостили дубовым кирпичом — квадратными дубовыми брусками. Сами стены обивали красивыми, расписными обоями из материи. Заграничные обои из дорогих тканей называли шпалерами. Двери также всегда обивались сукном. В торжественных случаях стены наряжали богатыми золотыми и шелковыми материями, а полы — персидскими и индийскими коврами.

Обычной мебелью были лавки, которые ставились вдоль стен, сплошь вокруг всей комнаты или палаты. На лавки клали бумажники — матрацы из хлопчатобумажной ткани или сафьяновые (кожаные) тюфяки. Иногда лавки просто обивали красным сафьяном и войлоком. Столы были дубовые, на точеных ногах, или липовые — крашенные. Их укрывали алым или зеленым сукном, а торжественные дни — золотыми коврами или бархатными подскатерниками. Со второй половины XVII в. в моду входят столы "немецкие и польские", украшенные резьбою и расписанные разными красками. Стулья употреблялись редко, а кресла подавали только одному государю.

В окна вставляли рамы, на которые крепили оконницы — подъемные или отворные. Стекла употребляли крайне редко, их вполне заменяла слюда. Слюдяные окна украшали живописными картинами, завешивали ткаными завесами.

Во всех жилых хоромах были изразцовые печи: из синих или зеленых изразцов. Печи были четырехугольные и круглые. Изразцы расписывали травами, цветами, разными узорами.

Для хранения вещей в комнатах ставили шафы, скрыни, сундуки, ларцы, ящики, коробьи. К стенам приделывались полки. Вся мебель делалась из дерева, преимущественно из липы и украшалась богатой резьбой. Некоторые предметы мебели обивались сукном.

^

В больших приемных палатах, кроме обычных лавок, в передних или красных углах стояли царские места, или троны. Они богато украшались золотом, серебром, драгоценными камнями и золотыми тканями. Сверху трон накрывался шатровым балдахином, на сиденье укладывалась бархатная подушка, а подлокотники делались в виде львиных или орлиных голов. К сидению вели три ступени.

В Передней комнате, где стоял трон во второй половине XVII в., более не было никакой другой мебели, кроме обычных лавок у стен. Гостей приглашали садиться на эти лавки, по старшинству, более почетных — ближе к царю. Лишь изредка особенно важным гостям, например, знатному духовенству, подавали особое кресло.

^

В помещениях царского дворца стояли многочисленные комнатные часы иноземного производства. Эти часы были настоящими произведениями искусства. Циферблаты оформлялись рисунками, драгоценными камнями. Сам часовой механизм обрамлялся затейливыми фигурами. Одни были с трубачами и со слоном, другие с турецким всадником на коне, третьи — в виде фляги, на высоком поставце с изображением планет. Были часы с двуглавым орлом, отделанные хрусталем и бирюзой. В правой ноге орел держал палаш, а в левой — державу.

^

Летописи и памятники литературы редко рассказывают о пище и приготовлении блюд. И все же из этих редких упоминаний, а также из археологических источников можно получить представление о том, что пили и ели наши предки в древности.

Наиболее распространенной пищей являлись продукты хлебопечения, каши и кисели, - т.е. то, что изготавливалось из зерна. В "Повести временных лет" упоминаются овсяной и гороховый кисели. В скоромные дни кисели ели с молоком, а в постные - с постным маслом.

Каши готовили из овсяной, гречневой, ячменной, пшеничной муки и ели с маслом или молоком. Гречневая каша традиционно подавалась к щам.

В простые дни на столе чаще можно было увидеть ржаной хлеб, в праздничные - хлеб из пшеничной муки и калачи. Из муки пекли, помимо хлеба, пироги, пирожки, блины, оладьи, хворосты, караваи. По способу приготовления пироги различали подовые, т.е. печеные и пряженые - жареные в масле.

Начинки для пирогов могли быть самые разнообразные. Гороховик начиняли горохом, крупеник - кашею, грибник - грибами, кулебяку - рыбой или мясом, курник - курицею. Пекли также пироги с творогом, яйцами, "сарацинским пшеном" - так называли в старину рис, маком, репою, капустою, сладкие пироги с ягодами, изюмом. По форме пироги могли быть круглыми, долгими, треухими, а по способу оформления - глухими, если они защипывались и начинка в них не была видна, или расстегаями. Русская кухня знала в те времена до двадцати видов пирогов.

Подавали выпечные изделия обычно к супам, которые назывались ухами: "А меж ух - пироги". "Ухой" в то время называли любой суп или похлебку, а не только рыбный. "Уха куряча" готовилась из курицы с добавлением различных пряностей. Если в суп добавляли гвоздику, то он назывался "черною ухою", перец - "белою ухою", "голым" назывался суп без специй.

Специи и пряности были непременной принадлежностью русской кухни. Горчичное зерно ввозили на Русь с древности, о чем свидетельствует находка конце X в. - горшка с надписью "гороухща", т.е. "горчица".

Кроме ух готовили также щи и борщи.

Слово "щи" в то время употреблялось в двух значениях: горячее блюдо из капусты и напиток, похожий на квас, который готовили на пивных остатках и хранили круглый год в бочках или бутылках.

Главным овощным продуктом была капуста, "капусником" часто называли и весь огород. Большой популярностью пользовалась репа, особенно до появления в XVIII в. картофеля. Репу ели сырой, парили ("проще пареной репы"), запекали, из нее приготавливали каши и похлебки.

Очень популярны на Руси были блюда из гороха, свеклы, моркови. В качестве приправы обильно употребляли лук, чеснок и хрен.

Мясные кушанья готовили вареными или жареными. Особой любовью, судя по частоте упоминания в разных источниках, пользовались пернатая дичь и домашняя птица: тетерева, рябчики, куры, гуси, утки. Особенностью русского стола того времени было приготовление таких экзотических птиц, как лебеди, журавли и цапли.

Согласно православной традиции смешение, измельчение, перемалывание и дробление продуктов считалось грехом, поэтому блюда готовили из целого куска. Мясо зажаривали на вертеле, называя его "верченым". Зайца "сковородного" зажаривали на сковороде, а "росольного" - варили в огуречном рассоле с примесью пряностей.

Не менее разнообразны бывали и рыбные блюда: сельди, щуки и лещи паровые, лососина, белая рыбица, белужина, стерлядь, осетрина. Из них готовили "уху шафранную, уху черную, уху окуневую, уху плотичью, уху лещевую, уху карасевую, головы щучьи с хреном и с чесноком, голцы в кислых штях".

На "заедки", как тогда называли сладкое (слово "десерт" появится только в XVIII в.), обычно бывали сваренные в меду ягоды и овощи, пастила, орехи.

Любимыми напитками были морс, квас, пиво, водка и вина. Меды различали вареные и ставленые, т.е. наливаемые в определенную посуду. По способу приготовления и по специям известны мед светлый, паточный, простой, боярский, мед с пряностями, мед ягодный. Готовили на меду и квас, именуя его "медвяным". В зависимости от крепости водка, именуемая тогда "вином", называлась "простая или добрая", "боярская", "вино двойное". Сладкая водка, приготовляемая на патоке, предназначалась для женщин. Водку любили настаивать на травах: мяте, горчице, зверобое, бадяге, можжевельнике и лимонных корках.

Привозные вина - греческие, французские, венгерские, итальянские ("фряжские") появлялись в то время только в домах знати, поскольку были дороги.

На пирах и в обычной семейной трапезе на Руси строго соблюдали за столом старшинство. Столы ставили не посередине помещения, а приставляли к лавкам, на которых и распределялись "места" в соответствии с возрастом и положением членов семьи или гостей.

В переднем углу, под образами сидел хозяин - у "верхнего" конца стола. По правую руку от него - старший сын или следующий по старшинству брат, по левую - второй сын. Рядом со старшим сыном мог сесть третий сын, а напротив него - сын старшего сына - старший внук. Женщины в допетровское время за общий стол не садились: они подавали кушанья, а сами трапезничали позже. Однако известны и женские пиры, на которые хозяйка приглашала подруг.

Ели часто из одной миски, именуемой "солило", строго соблюдая порядок: старшие после младших. Распоряжался застольем, конечно же, глава семьи.

Без приглашения в гости не ходили ("незваный гость хуже татарина"). Приглашения на пир передавались лично или через слуг, специально для этого посылаемых. Принимать приглашение с первого раза считалось дурным тоном ("по первому зову в гости не ездят"), также как и приходить первыми.

"Когда позовут тебя на пир, не садись на почетное место", - советует автор "Домостроя", - вдруг из числа приглашенных будет кто-нибудь тебя почтеннее, и подойдет к тебе хозяин и скажет: "Уступи место!" - и тогда тебе придется со стыдом перейти на последнее место. Но, если тебя пригласят, сядь войдя на последнее место, и когда придет пригласивший тебя и скажет тебе: "Друже, сядь выше!" - тогда почтут тебя остальные гости. Так и всякий, кто возносится - смирится, а смиренный вознесется".

До прихода гостей ставили на стол закуски, рассолы, горчицу, соль и перец. Перед трапезой и после читали молитвы. Есть полагалось в молчании или за духовной беседой, хулить же еду или питье считалось грехом: "это "гнилое", или "кислое" или "пресное", или "соленое", или "горькое", или "протухло", или "сырое", или "переварено", или еще какое-нибудь порицание высказывать, но подобает дар Божий - любую еду или питье - похвалить и с благодарностью есть, тогда и Бог придает пище благоухание и превратит ее в сладость. А уж если какая еда и питье никуда не годятся, накажи домочадцев, того, кто готовил, чтоб наперед подобного не было".

^

По изображениям в летописях и в храмах, описаниям иностранцев, отдельным фрагментам тканей, найденных во время археологических раскопок, можно восстановить облик древнерусского костюма.

В древности всякая одежда именовалась "порты", что сохранилось и по сей день в названии профессии - "портной".

Основной частью костюма крестьян и горожан, мужчин и женщин, бедных и богатых являлась рубаха или сорочка, без которой никакой наряд вообще не мыслился. Рубаха была нижней, нательной одеждой. Выражение износиться "до последней рубашки" означало дойти до крайней нищеты. Как правило, даже слуги в хорошем доме имели по нескольку рубах. По свадебному чину жених получал от невесты и ее родни в дар не менее трех сорочек. В одной из новгородских берестяных грамот Борис, уехавший ненадолго из дому, просит свою жену прислать ему сменную сорочку, которую он забыл дома.

Шили сорочку, как правило, из беленого холста, украшая по вороту, подолу и обшлагам вышивкой, которая играла в этом случае роль оберега: чтобы нечистая сила не смогла проникнуть к телу. На груди рубаха имела прямой или косой разрез (косоворотка) и застегивалась на небольшую пуговицу. Подобные бронзовые, костяные или деревянные пуговицы часто находят археологи. Рубахи богатых людей застегивались на пуговицы, сделанные из серебра, золота и драгоценных камней.

Верхнюю рубаху, которую надевали поверх нижней, шили из материй ярких цветов: синего, зеленого, желтого. На древних изображениях рубахи длинные, закрывающие стопы ног. Со временем они стали намного короче, по словам одного из иностранцев, "едва прикрывая седалище". Мужчины носили рубахи навыпуск, непременно с поясом, который также играл роль оберега.

Судя по изображениям, покрой рубах оставался неизменным многие столетия: и царь, и простой крестьянин носили рубаху одного покроя, разнились они лишь материалом и украшением. Лишь в петровскую эпоху, с начала XVIII в. знать стала носить "голландские" рубашки с кружевом и жабо.

Со временем слово "порты" стало приобретать более узкий смысл и обозначать часть мужского костюма - штаны, или ноговицы. Древнерусские штаны были узкими, с нешироким шагом и носили их заправленными в сапоги или онучи с лаптями. Нижние штаны шили из холста или шелка, верхние - из более плотных цветных материалов: сукна, бархата и даже золотых материй. В документах XVII в. упоминаются "штаны сукна багрецового" и "штаны червчатые суконные".

В некоторых областях женщины поверх нижней рубахи носили верхнюю - спидницу, украшенную вышивкой и бахромой. Женский костюм дополнялся куском ткани, который обертывали вокруг бедер, - поневой.

Слово "сарафан" до XVII в. обозначал длинную нарядную мужскую одежду. Так, в духовной грамоте одного из князей среди прочей мужской одежды упоминется "сарафанец шелк желт, на нем 23 пуговицы золоты да серебряны". Однако со временем сарафаном стали именовать женское платье без рукавов, чаще "распашное", т.е. застегивающееся спереди на пуговицы. Сарафаны шили из красивых цветных материй, иногда дорогих привозных, украшая кружевом, драгоценными пуговицами, вышивкой, мехом. Сарафан долгое время продолжал оставаться традиционной женской одеждой, и не только в крестьянской среде, - в XIX в. он был любимой одеждой горожанок.

И мужчины, и женщины в зависимости от времени года носили свиту (от слова "свивать " - "кутать", "одевать"), кафтан или зипун. Свита была длинной узкой одеждой, украшенной на полах и рукавах вышивкой и застегивающейся на красивые застежки.

Кафтан, в зависимости от моды, шили длиннее или короче, но так, чтобы он приоткрывал сапоги и не мешал при ходьбе. На изображениях кафтаны часто можно видеть со стоячими воротниками - "козырями" и многочисленными пуговицами. Рукава могли быть длинными - откидными, или обычными, но украшенными богато расшитыми манжетами.

Зипун был короткой верхней одеждой, близкой по назначению кафтану. Оба этих слова - зипун и кафтан, тюркского происхождения.

В разнообразных источниках упоминаются другие верхние одежды: ферзь, охабень, однорядки (т.е. одежда без подкладки, "в один ряд"), которые носили поверх рубахи, а иногда надевали и одна поверх другой.

Наиболее древней одеждой для улицы являлась вотола - кусок грубой ткани, накидывавшейся на плечи в холодную погоду. Князья носили красивые плащи с меховой опушкой из ярких византийских тканей, скрепляя их на правом плече драгоценной пряжкой.

Некоторое виды одежды для улицы хотя и имели рукава, но как и плащи носились в накидку. Это охабень, который чаще носили мужчины, и летник - женская верхняя одежда. И охабень, и летник имели длинные, широкие, изысканно отделанные золотой нитью рукава, которые иногда завязывались за спиной.

В холодное время года и крестьяне, и горожане носили кожухи, тулупы и шубы. В отличие от современных, шубы шили мехом внутрь. Шубы попроще были на заячьем меху или овчине, а люди побогаче имели шубы на соболях, горностаях, куницах и любили покрывать их золотыми и бархатными тканями и украшать драгоценными пуговицами.

И женские, и мужские головные уборы отличались разнообразием. Мужчины носили вяленые шапки, плетеные шляпы, мурмолки - высокие шапки, по форме напоминающие усеченный конус, меховые шапки-ушанки - треухи и малахаи. Князья изображались в шапках с меховой опушкой, хорошо нам известных по знаменитой шапке Мономаха. Бояре для парадных выходов надевали горлатную шапку, т.е. сшитую из горла пушных зверьков - высокую, расширяющуюся кверху, с плоской тульей.

Женские головные уборы были сложнее, чем мужские и имели знаковое значение. Согласно обычаю, замужняя женщина не могла показаться на людях с непокрытой головой, простоволосой. Все волосы тщательно убирались под полотнище, обвиваемое вокруг головы - повой или убрус. В некоторых областях носили на голове маленькую вышитую шапочку с рогами - кику или кичку - символ замужества. Очень популярен был в древности и богато украшенный бисером и вышивкой кокошник с покрывалом.

В холодное время года женщины носили меховые шапки, повязывая иногда сверху платок - фату.

Только девушки могли носить волосы распущенными или заплетенными в косы, надевая на них простой венчик и украшенную жемчугом коруну - полоски ткани или металла, охватывавшие лоб и скреплявшиеся на затылке.

На ногах горожане с древнейших времен носили кожаную обувь - завязывающиеся вокруг голени поршни, или черевики, и сапоги. Крестьяне - плетеные лапти и обертки вокруг ноги из холста, сукна или меха - онучи.

Интересно описание костюма царя, надеваемого им для праздничных церемоний. "Книга государя царя и великого князя Михаила Федоровича, всея Русии выходом, каково на государе бывает платье" подробно описывает одеяние государя. Например, 1 сентября 1633 г. - в день начала нового года. Поверх сорочки было надето короткое узкое платье из узорчатой шелковой ткани - зипун, украшенный воротником багряного цвета, расшитым жемчугом и канителью - тонкой золотой или серебряной проволокой. Именовался такой пристегивающийся воротник "обнизь". На зипун был надет кафтан "чешуйчат бел", а на него - брусничного цвета однорядка, также украшенная золотым кружевом. Обут был государь в сафьяновые "червчет", т.е. багряного цвета, башмаки. Держа в руках "посох индейский меньшой", царь восседал на зеленом стуле "из Большая казны, подножье бархатное".

Хотя Новолетие (Новый год) и было большим праздником, однако на царе в тот день был надет не самый парадный наряд. По случаю большого торжества, царь облачался в так называемый большой наряд - царское платно, напоминающее архиерейское облачение.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

skachate.ru

Жилища в Древней Руси - Информация стр. 4

кокняжеских домах и хоромах горели восковые свечи, потому, что воску было много: его снимали в лесах из диких пчельников и продавали, вероятно, дешево. Люди победнее жгли обыкновенное масло (конопляное, льняное) наливаемое в глиняные круглые сосуды. Также была распространена лучина.

 

  1. Городские жилища

В древних русских городах жилища не намного отличались от сельских. Это в основном было связано с тем, что город как таковой чаще всего происходил из деревни, и связь не могла потеряться так быстро.

Тем не менее, некоторые различия были. Например, относительно редкий, но всё же встречающийся тип городского жилища клети в городнях городского вала. Городня деревянно-земляное укрепление города, её конструкция позволяла оставлять незасыпанными некоторые участки, в которых делались срубы. Они использовались для жилья и хозяйственных нужд. Такая изба была немного меньше обычной, у неё был земляной пол, окна отсутствовали, а потолком служила верхняя боковая площадка стены. Иногда такие помещения располагались в два ряда так, что жилому срубу одного ряда соответствовала хозяйственная постройка другого. Большинство жилищ этого типа относится к XII-XIII векам и обнаруживается при раскопках таких городов-крепостей как Райки, Колодяжин, Изяславль, Ленковцы и т.д.

В X веке в городах появляются пятистенки цельнорубленые двухкамерные дома, у которых удлинённый сруб сразу же при постройке снабжался пятой стенкой, врубленной поперёк. Эта стена обычно делила дом на две неравные части, причём печь стояла в большей, а вход в дом был через меньшую.

Дома феодальной знати были трехкамерными: в них две избы или изба и клеть соединялись постройкой более легкой конструкции. В летописях в составе боярских и княжеских дворцов кроме изб упоминаются палаты (приемные помещения), терем, сени, ложница или одрина и медуша нечто вроде погреба, в котором изначально хранился мёд.

Каждый богатый горожанин обязательно возводил верхний этаж - терем (от греч. кров, жилище), который сооружался над сенями, на подклете. Подклет нижний этаж хором, использовавшийся для хозяйственных нужд.

В фольклоре и литературе слово терем часто обозначало богатый дом. В былинах и сказках в высоких теремах жили русские красавицы. В тереме обыкновенно располагалась светлица светлое помещение с несколькими окнами, где женщины занимались рукоделием. В старину терем, возвышавшийся над домом, было принято богато украшать. Часто роспись потолка и стен ассоциировалась с небом, здесь изображали дневное или ночное светило, яркие звезды. Не только живописная роспись делала терем привлекательным: его крышу иногда покрывали настоящей позолотой или медными листами, создающими на солнце эффект золотого мерцания. Отсюда и название златоверхий терем.

В некотором отдалении от дома находились специальные опочивальни - одрины. Это слово имеет славянское происхождение и свидетельствует о том, что в этих помещениях находились постели для сна, причём и послеобеденного тоже.

К дому обычно примыкало крыльцо, покоившееся на прочных деревянных столбах.

Дома, особенно их верхнюю часть, как правило, богато украшали. Резчиков и плотников на Руси всегда было много, и для них не составляло большого труда вырезать сложнейший растительный орнамент или воспроизвести сцену из языческой мифологии. Крыши домов украшали и вовсе шикарно резными полотенцами, ширинками, петушками, коньками, шатриками и т.д..

Княжеский дворец, разумеется, был намного просторнее и более искусно построен. Его двумя характерными чертами были гридница и терем. В Киевском дворце эти два здания были каменными уже в десятом веке. Гридница в своём роде приёмная князя. Многие исследователи считают, что это зала для парадных приёмов и различных торжественных актов. В ней угощались бояре, гридни (гридни составляли отборную княжескую дружину, которая потом преобразовалась в мечников. Гридни или гридень происходит от шведского слова: меч (gred), придворная стража. Вероятно, слово варяжское), сотники и все нарочитые люди (именитые граждане).

Другое место, служившее, вероятно, для той же цели сени. Сени обширная терраса 2-го этажа дворца (по мнению некоторых исследователей даже отдельная постройка, сообщавшаяся с другими дворцовыми постройками переходами).

5) Двор

В глубокую старину дворы были очень просторны, это видно уже из того, что для предохранения от пожаров приказывали варить кушанье и печь хлебы далеко от жилых строений в городах. В старину, при великих князьях, в Москве были дворы, принадлежащие князьям, до того огромные, что делились как уделы, и даже два князя владели одним двором. В завещании Иоанна III о дворах, данных им своим детям, говорится о том, что в них заводили торги, и вели судные дела, касавшихся живущих в этих дворах; это указывает на обширность и населенность таких дворов.

Особенность русского двора была в том, что дома строились не рядом с воротами, а посредине; от главных ворот пролегала к жилью дорога, иногда мощеная, которую добрый хозяин содержал постоянно в чистоте и счищал с нее грязь в дождливое летнее, и сугробы в зимнее время. Вместо того, чтобы по надобности строить большой дом или делать к нему пристройки, на дворе сооружали несколько жилых строений, которые имели общее название хором. Надворные постройки вообще были жилые, служебные или кладовые. Жилые носили названия: избы, горницы, повалуши, сенника. Изба была общее название жилого строения. Горница

www.studsell.com

Жилища в Древней Руси - Информация

Информация - Архитектура

Другие материалы по предмету Архитектура

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

  1. Введение3

 

  1. Жилища в Древней Руси:6

 

1) полуземлянка6

2) срубный дом9

3) интерьер избы 11

4) городские жилища14

5) двор17

6) обряды, связанные с жильём18

 

  1. Заключение21

 

  1. Список использованной литературы23

ВВЕДЕНИЕ

 

Большая часть наших современников считает, что времена, когда по нашей земле не ездили машины, когда города были деревянными, а люди говорили и писали по большей части на непонятном нам языке, ушли в далёкое прошлое. Им кажется, что мы можем каким-то образом почувствовать особенности быта и нравов наших далёких предков только в музее, посмотрев через стекло на предметы, найденные археологами. Наверное, в какой-то степени они правы, но что будет, если отъехать, например, в северную часть европейской России, остановиться у какой-нибудь деревни и зайти в любой дом? Мы соприкоснёмся с традициями, которые зародились во времена, когда Русь только-только сформировалась как государство, когда Москва была простым селом, а люди в общей массе язычниками.

Изучать Древнюю Русь очень сложно, потому что до наших дней дошло слишком мало свидетельств, которые позволили бы с высокой точностью установить достоверность выдвигаемых предположений. По этой причине в суждениях учёных XVIII-XIX об архитектуре Руси периода IX-XII веков важное место заняли домыслы и умозаключения исследователей. Одну из важнейших особенностей взглядов учёных тех времён составляло глубоко укрепившееся убеждение о якобы крайней медленности развития древнерусской культуры, приверженности установленным нашими предками порядкам, об особой косности тех форм, в которых протекала частная жизнь на Руси. Мысль о том, что жилище не могло появиться сразу же его в поздних формах, при всей её очевидной логичности, оставалась лишь теоретическим положением, выраженным в общей форме и не имеющим ни подтверждения, ни иллюстрации2.

Между тем, интересы разгоревшейся в середине XIX века борьбы против скептического отношения к культуре русского народа, царившего вплоть до конца XVIII века, настоятельно требовали определённых и ясных доказательств высокой ценности и оригинальности того, что было создано народом в допетровские времена. Признанное в те времена мнение о косности жизни древнерусских людей открывало вполне реальный путь для живого и конкретного изображения древнерусского жилища, так как давало возможность проецировать на древнейший период всю сумму источников разного времени, наслаивая их одно на другое.

ХХ век принёс чрезвычайно важный, ранее совершенно неведомый источник для изучения древнерусского жилища остатки самих жилых построек, открываемые археологическими раскопками. Найденных остатков поселений периода IX-XIII не так много. В большей части это города северо-западной части Руси, такие как Новгород, Ладога, Псков и Торопец, раскопки в котором пока не доведены до конца. В глубинах культурных слоёв можно найти ещё очень многое: основания домов, нередко в виде нескольких венцов рубленых стен, остатки полов, печей, следы внутреннего устройства, упавшие части верхов построек, следы и остатки столбов.

Но археологически раскопки дают нам в основном случайные данные, которых недостаточно для реконструкции архитектурно-археологических памятников. Поэтому для этого применяются другие источники: письменные, изобразительные, этнографические. При этом сам археологический материал должен быть суммирован и взаимно сопоставлен. Для суждения о первоначальном виде какой-либо одной постройки необходимо привлекать сведения и даже предположения и догадки, полученные от изучения других построек, близких по времени, типу и характеру.

Итак, благодаря находкам археологов, письменным источникам, дошедшим до нас в основном в переписанном виде, и анализу традиций современной деревни, можно выявить некоторые закономерности и восстановить приблизительную картину быта и нравов тех времён, представить, как жили наши предки, ведь жилище один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры. Это своего рода зеркало, отражающее жизнь народа, которому оно принадлежит.

На жилище, его устройстве, компоновке, оборудовании и убранстве сказываются не только природная среда, развитие производительных сил и общественный строй, не только характер и уровень цивилизации народа, но и его этнические или национальные черты, его духовные свойства, верования, таланты и наклонности, его социальная структура, особенности жизни различных слоёв, привычки, вкусы и понятия. Глубоко и правильно судить о состоянии какого-либо народа на той или иной ступени его истории невозможно, не представляя достаточно отчётливо жилищ, принадлежавших в то время его основным слоям, не имея исчерпывающих данных о их характерных чертах. Без этого немыслимо и сколько-нибудь точное суждение о внешней стороне жизни об облике городов и сельских поселений, о характере повседневной и праздничной домашней обстановки.

Цель этой работы - показать, каким было жилище на начальном этапе развития Древнерусского государства и какую роль оно сыграло для понимания менталитета русского народа, его нравов, обычаев и привычек, пришедших в современный мир из далёкого прошлого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

geum.ru