Виды искусств древней греции. В древней Греции наиболее интересным видом искусства являлось гончарное искусство и его декор. Главный материал – глина, которой было в изобилии
Искусство Древней Греции. Виды искусств древней греции
Искусство Древней Греции - Gpedia, Your Encyclopedia
Искусство Древней Греции — период в истории европейского искусства, охватывающий время примерно с 1050 года до н. э. до эпохи Римской империи. Характерно для Древней Греции, её колоний, части Скифии и эллинистического побережья Передней Азии.
Периодизация древнегреческого искусства
Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.1050 г. до н. э.—VIII в. до н. э.
Протогеометрика (Субмикенский период) — ок.1050 г. до н. э.— ок. 900 г. до н. э.
Геометрика (расцвет) — ок.900 г. до н. э.— ок. 750 г. до н. э.
Поздний геометрический период (Дипилон) — ок.750 г. до н. э.— нач. VII в. до н. э.
Архаический период — VII в. до н. э.— нач. V в. до н. э.
Ранняя архаика — нач. VII в. до н. э. — 570-е гг. до н. э.
Зрелая архаика — 570-е гг. до н. э. — 525-е гг. до н. э.
Поздняя архаика — 525-е гг. до н. э. — 490-е гг. до н. э.
Классический период — V в. до н. э.— сер. IV в. до н. э.
Ранняя классика («Строгий стиль») — 1-я пол. V в. до н. э.
Высокая классика — 2-я пол. V в. до н. э.
Поздняя классика — IV в. до н. э.
Эллинистический период — сер. IV в. до н. э. — I в. до н. э.
Характеристика периодов
Эпоха геометрики
Амфора в позднем геометрическом стиле, ок. 725—700 гг. до н. э., Лувр
Для древнегреческой культуры этого периода характерна связь с культурой ахейцев и, через них — с крито-микенским искусством. Несмотря на то, что поселения и ремесленные центры остаются на тех же географических местах (например Микены, Аргос), прямым продолжением эгейской культуры геометрику считать нельзя.
В этот период идет процесс ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. Новые племена, пришедшие на полуостров, начинают заново, используя то, что было оставлено на занятых территориях предшественниками. В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля — с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка). Мегарон эволюционирует из дворца в храм: на месте старых мегаронов появляются новые греческие святилища, повторяющие их типологию. Характерна сырцово-деревянная архитектура с перекрытиями вальмового типа (четырёхскатная крыша). Постройки, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться.
Храм Аполлона Карнейского на о. Фера — создан на основе существовавшего ранее мегарона.
Храм Артемиды Орфии в Спарте.
Храм Аполлона в Фермосе (Ферме).
Постепенно развивается типология храма: уже есть и наос, и пронаос.
Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинает использоваться инструменты — циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.
Поздняя геометрика
Конь, бронза, Олимпия, ок. 740 г. до н. э. Лувр
Эпоха поздней геометрики получила название «дипилонской» по сосудам и фрескам, найденным у Дипилонских ворот в Афинах. Начинают делать ленточные вставки на наиболее ответственных чертах, использовать большие фигуративные композиции, появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Центры — в Аргосе, Беотии, Аттике. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака (наследие ахейцев). В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. В рисунках появляется т. н. ковровое решение.
Изображения человека выполняются практически по-древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Появляется лощение поверхности ваз — проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Направлению свойственна рафинированная стилистика, повышенная тектоничность, замечательное пропорционирование.
Крупных скульптур не сохранилось. Малые формы принято разделять на несколько стилей:
стиль «тулово» — массивные статуэтки, камень, терракота, расписаны в геометрическом стиле
стиль «вытянутых конечностей» — металл, большая привязанность к реальным пропорциям.
Архаический период (VII—VI вв. до н. э.)
Голова куроса, Музей Афинского Акрополя
7 в. до н. э.— нач. 5. в. до н. э. Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными. С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э. В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта — такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос — так называемые «волосы-шлем». В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).
Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.
Классический период (5 в. до н. э.— сер.4. в. до н. э.)
Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах. Дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки.
Эллинизм
Можно выделить 3 периода эллинизма как целостной системы: 1) 334—281 гг. до н. э.— образование империи Александра Македонского и её распад в результате войн диадохов; 2) 280 г. до н. э.— середина II в. до н. э.— период зрелости эллинизма развивался в последнее столетие существования. 3) Середина II в. до н. э. — 30 г. до н. э. — период упадка эллинизма и его гибели.
Отмечают отход в III—II веках до н. э. от возвышенно-прекрасных образов греческой классики в сторону индивидуального и лирического. В эпоху эллинизма имела место множественность художественных направлений, одни из которых оказывались связанными с утверждением внутреннего покоя, другие — с «суровой любовью к року»[1].
Виды искусств
Архитектура
Древнегреческая архитектура заложила основу европейской и служила примером для архитекторов всего мира. В греческой архитектуре получили распространение три архитектурных ордера (стиля): дорический, ионический, коринфский.
Скульптура
Древнегреческая скульптура — одно из высочайших достижений культуры античности, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции (XII—VIII веков до н. э.). Уже в эпоху архаики, в VII—VI столетиях, были созданы замечательные статуи и ансамбли. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики (V века до н. э). А IV век до н. э., уже период поздней классики — также оставил в истории несколько имён, великих, скульпторов, у каждого из которых был свой индивидуальный почерк. Скульптура этого периода предвещала те изменения, которые произошли с наступлением нового исторического периода — эллинизма.
См. также: Канон Поликлета.
Живопись
Декоративно-прикладное искусство Древней Греции
Вазопись
Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.
Костюм
Эллинское представление о прекрасном в полной мере воплотилось в костюме. Его гармония определялась симметрией и подчинением естественным линиям человеческого тела. На протяжении веков греческий костюм неоднократно менялся — от простых одежд архаического периода до сложных изысканных нарядов эпохи эллинизма. Но главное в нём оставалось неизменным: одежда никогда не кроилась и почти не сшивалась. Красоту и «фасон» ей придавала драпировка, в которой жители Эллады за долгие века достигли исключительного мастерства. Складки то эффектно подчёркивали формы тела, то скрывали его недостатки. Для сохранения драпировок в края полотнищ вшивали маленькие свинцовые грузики, нередко замаскированные сверху кисточками.
Литература
Из огромного множества произведений древнегреческой литературы до нас дошли лишь весьма немногие; немало писателей и их сочинений известны нам только по именам; почти нет ни одного древнегреческого писателя, от которого дошло бы к нам все его литературное достояние. Ко всему этому присоединяется порча первоначальных текстов по вине времени, по невежеству переписчиков и иным обстоятельствам
Театр
В Греции театр был одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень. Для греческого театра поэтами были созданы образцы драмы, имевшие влияние на драму римскую и новоевропейскую. Некоторые из этих образцов удержались, с незначительными переменами, в репертуаре новых театров и до сих пор появляются на сцене в подлинном их виде или в точных переводах на новые языки.
Музыка
Древнегреческая музыка (наряду с поэзией) оказала большое влияние на развитие европейской профессиональной музыкальной культуры и музыкальной науки. Из греческого произошло само слово «музыка». Музыка как предмет образования и воспитания и как составляющая общественной жизни играла огромную роль. Музыка, по Аристотелю («Политика»), — один из четырёх основных предметов античного образования, наряду с грамматикой, гимнастикой и рисованием. Платон вспоминает изречение Сократа о том, что нельзя что-либо изменить в музыке без изменений в государственном устройстве и человеческой жизни.
Памятники
Материальные свидетельства
Археологические памятники
Римские копии
Примечания
Литература
Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. — Искусство, 1987.
Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. — М., 1953.
Бритова Н.Н. Греческая терракота. — М., 1969.
Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. — М., 1972.
Колпинский Ю. Д. Искусство Древней Греции. — М.: Искусство, 1961.
Колпинский Ю. Д. Скульптура Древней Эллады. — М.: Искусство, 1963.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. — М., 1963-1988.
Полевой В. М. Искусство Греции. — М.: Советский художник, 1984.
Сомов А. И.,. Древне-греческое искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Таруашвили Л. И. Искусство Древней Греции: Словарь. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 336 с. — ISBN 978-5-94457-188-5
Ссылки
Древняя Греция. Культура, история, искусство, мифы и личности
Ю. Колпинский. Искусство Древней Греции
Скульптура Древней Греции
Архитектура Древней Греции
Эгейское искусство
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Медиаэнциклопедия ИЗО.
А. В. Степанов. Искусство Древней Греции: Лекции в Смольном институте свободных искусств и наук. Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
www.gpedia.com
Искусство древней греции
Искусство Древней ГрецииВенера МилосскаяИскусство Древней Греции внесло значительный вклад в развитие всего мирового искусства. Среди основных характеристик греческого искусства: гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность. Оно рассматривает человека как меру всех вещей и носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Трехмерность, пластика, скульптурность греческого искусства была отражением чрезвычайно целостной и гармоничной модели мира древних греков.В греческом мире индивид идеально вписывался в полис, а полисная структура в космос. Соответственно, в греческой модели мира космос, несмотря на свою величественность, был понятен и доступен. Боги в такой модели мира были хоть и высшими существами, но вполне доступными для общения. Более того, боги даже обладали понятными для человека слабостями. Человек был уверен, что похож на богов, и с этим связывалась идея свободного владения пространством и временем. Именно поэтому в античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись. А история античного искусства включает в себя несколько этапов.Эгейский период (III-II тыс. до н. э.)Искусство этого периода характеризует высокое мастерство художников и зодчих Крита. Благодаря раскопкам А. Эванса на рубеже XIX-XX веков была открыта удивительная по красоте художественная культура Крита, названная им минойской. Ансамбли дворцов, росписи стен (фрески), керамика впечатляют свободной живописностью, фантазией, высоким художественным уровнем исполнения. Кнооский Дворец представлял собой уникальный памятник художественной культуры Крита. Он занимал площадь 16 тыс. м2. Его росписи, архитектура, керамика являются образцом искусства- напоминающего египетское, но более непринужденное, с плавными линиями, красивыми силуэтами и красочными рисунками. При всей своей величественности он не подавляет человека, а выступает соразмерным ему. Фрески дворца свидетельствуют о том, что главный герой критского искусства - человек, его впчатления от окружающей жизни, которые были положены в основу изображения пейзажа и животных.Зная лишь пять красок - белую, красную, голубую, желтую и черную, владея лишь цветным силуэтом», живописцы Крита сумели создать яркие эмоциональные образы. По сравнению с искусством Египта и Месопотамии искусство Крита раскрывает совершенно новый мир, полный гармонии.История Древней Греции и соответственно история греческого искусства прошла следующие ступени своего развития.1. Так называемая гомеровская Греция (12 - 8 вв. до н.э.) - время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. На этот период приходится развитие эпоса и появление первых, примитивных памятников изобразительных искусств.2. Архаика, или период образования рабовладельческих городов-государств (7 - 6 вв. до н. э.). Это - время борьбы складывающейся собственно античной демократической художественной культуры с остатками и пережитками старых общественных отношений и с условными, еще далекими от реализма художественными тенденциями. Время это отмечено сложением и развитием греческой архитектуры, скульптуры, художественных ремесел, расцветом лирической поэзии.3. Классика, или период расцвета греческих городов-государств (5 и большая часть 4. до н.э.). Это - период первого расцвета античного рабовладельческого общества на ранней стадии его развития. Для этого времени характерен рост гражданского самосознания, активное участие в общественной жизни массы свободного населения. Классика - это время высокого расцвета философии, важных естественнонаучных открытий, блестящего развития поэзии и в особенности драмы, высочайшего подъема в архитектуре и полной победы реализма в изобразительных искусствах. В конце этого периода (4. до н.э.) наступает первый кризис рабовладельческого общества, развитие полиса приходит к упадку, что во второй половине 4. вызывает кризис искусства классики.4. Эллинистический период (конец 4 - 1. до н.э.) - период кратковременного выхода из кризиса рабовладельческого общества путем образования больших империй, консолидации класса рабовладельцев под эгидой эллинистических монархий. Очень скоро, однако, наступило неизбежное обострение всех неразрешимых противоречий рабовладения, разорение и бесправие основной массы свободного населения, чудовищное богатство крупных рабовладельцев и утеря гражданских свобод. Искусство постепенно теряет тот дух гражданственности и народности и ту высокую реалистическую типизацию, которые ему раньше были свойственны. В дальнейшем эллинистические государства были завоеваны Римом и включены в состав его державы, а их искусство частично растворилось в римском искусстве.Наиболее своеобразным и характерным периодом в развитии древнегреческого искусства является период классики, период наивысшего расцвета античного искусства и культуры, когда раскрылись во всей полноте наиболее прогрессивные черты рабовладельческой демократии. Не случайно Маркс, сравнивая эпоху Перикла, вождя афинской демократии 5. и эпоху Александра Македонского, говорил о первой, как об эпохе наибольшего внутреннего расцвета, а о второй, как об эпохе наибольшего внешнего расцвета.В цветущую пору развития греческого общества сознание свободных граждан было проникнуто чувством гражданской ответственности, характеризовалось непосредственным переплетением личных и общественных интересов. Право гражданства было великой честью, непременным условием для существования действительно достойного человека.Так, свободнорожденный афинянин в день своего восемнадцатилетия торжественно включался в списки граждан- при этом он произносил клятву: «Я не посрамлю священного оружия и не оставлю товарища в битве, буду защищать и один и со многими все священное и заветное, не уменьшу силы и славы отечества, но увеличу их- буду разумно повиноваться существующему правительству и законам, установленным имеющим быть принятыми- а если кто будет стараться уничтожить законы или не повиноваться им, я не допущу этого и буду бороться с этим против него и один и со всеми- буду также чтить отечественные святыни. В этом да будут мне свидетели боги».Одной из важнейших привилегий и обязанностей гражданина была защита отечества с оружием в руках: полисы постоянно враждовали друг с другом, правда, объединяясь в случае нападения на Грецию общего врага (так, например, было при войнах с Персией и Македонией). Еще большее значение имело право каждого гражданина участвовать в управлении государством. В ряде наибоее демократически организованных полисов, например в Афинах, некоторые общественные должности замещались ежегодно в порядке жеребьевки. В пору своего расцвета греческий город-государство почти не знал особого сословия чиновников. Высшим законодательным органом было собрание всех граждан полиса.Конечно, не во всех общинах господствовали демократические порядки. Но даже там, где господствовала аристократия, члены общины были лично свободными и в той или иной мере участвовали в общественной и политической жизни государства. Естественно и то, что среди свободных граждан не было внутреннего единства. В каждом полисе шла ожесточенная борьба, полная драматических перипетий, между массой трудящегося демоса (то есть народа) и представителями старой родовой аристократии и нарождающейся новой богатой верхушки. И все же во время самой ожесточенной классовой борьбы граждане полиса в период его восходящего развития ощущали свою кровную связь с народной общиной, с государством, на непосредственном опыте убеждались в прямой связи своего личного благополучия с благоденствием и силой своего родного полиса в целом.Так, Фукидид в своей «Истории Пелопоннесской войны» вкладывает в уста Перикла — вождя Афинской демократии — следующие слова: «Я держусь того мнения, что благополучие государства, если оно идет по правильному пути, более выгодно для частных лиц, нежели благополучие отдельных граждан при упадке всего государства в его совокупности. Ведь если гражданин сам по себе благоденствует, между тем как отечество разрушается, он все равно гибнет вместе с государством. ». Для грека идеал гармонически развитого совершенного человека, так же как и свойственный архитектуре или театру широкий общественный характер, был естественным следствием всего строя его общественной жизни.Следует подчеркнуть, что подлинный расцвет города-государства и в особенности его культуры был связан с тем начальным периодом развития рабовладельческих отношений, когда не выявилась полностью их враждебность труду свободного производителя (крестьянина и особенно ремесленника), разоряемого и унижаемого конкуренцией дешевого рабского труда. Наоборот, на первых порах рост обмена и торговли, накопление материальных богатств в связи с эксплуатацией рабов способствовали развитию земледелия и ремесел. Крестьяне и ремесленники, иногда использующие труд одного или нескольких рабов, но всегда лично занятые производительным трудом, составляли военную и политическую основу могущества полиса в цветущую пору его развития.Именно благодаря активной роли демоса греческое искусство, особенно в 5. до н.э. носило общественно-гражданский характер, было проникнуто духом народности.На развитие труда свободных граждан в античном обществе в классическую пору его существования обращает внимание Маркс, отмечая, что «как мелкое крестьянское хозяйство, так и независимое ремесленное производство. представляют экономическую основу классического общества в наиболее цветущую пору его существования, после того как первоначалньая восточная общинная собственность уже разложилась, а рабство еще не успело овладеть производством в сколько нибудь значительной степени» (К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч. т. XVII, стр. 368, прим. 24. ).Собственно говоря, первые признаки кризиса античного города-государства и всего рабовладельческого общества, возвестившие конец наиболее цветущей поры античной культуры, были связаны в значительной степени именно с наметившимся уже в самом конце 5. до н.э. упадком труда свободных. «Не демократия привела Афины к гибели, как это утверждают европейские школьные педанты, виляющие хвостом перед монархами, а рабство, которое сделало труд свободного гражданина презренным» (Ф. Энгельс Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1952, стр. 123. ).Весь уклад жизни и в период архаики и особенно в годы расцвета города-государства носил по преимуществу общественный характер- большую часть своего досуга свободнорожденный проводил не в своем узком семейном кругу, а на площади народных собраний, в храме, в палестрах, в театре. На людях, в коллективе проходила самая интересная и содержательная часть личной деятельности и личного досуга свободного гражданина. В этих условиях искусство не могло не иметь общественно-воспитательного характера.Вся скульптура и живопись, не говоря уже об архитектуре, принадлежала непосредственно общине. Вплоть до 4. до н.э. в частном пользовании отдельного гражданина находились лишь художественно исполненные вазы, небольшие статуэтки и другие произведения, главным образом прикладного искусства.Физическую силу и красоту высоко ценили в Греции повсеместно. Физическая и волевая закалка имела огромное значение в подготовке полноценного участника народного ополчения - защитника отечества. Вместе с тем спорт, постоянная тренировка воспринимались как непременное условие воспитания гармонически развитого прекрасного человека. Общегреческие спортивные состязания в Олимпии (на Пелопоннесском полуострове) приобрели огромное значение: это был смотр физической и духовной доблести- на состязания не допускались люди, запятнавшие себя неблаговидными, противообщественными поступками. По олимпиадам велся счет времени, победителям сограждане воздвигали статуи. Созерцание на состязаниях прекрасных обнаженных тел и вместе с тем представление о неразрывной связи физической силы и красоты с душевной значительностью безусловно способствовали расцвету искусства, в частности скульптуры. Большое значение в развитии эстетического чувства имели театральные представления, первоначально связанные с общенародными культовыми празднествами, так же как и состязания певцов на празднествах в честь богов. Способствовали развитию художественного вкуса и торжественные процессии в честь бога — покровителя полиса- так, например, традиционное шествие афинян в праздник Больших Панафиней, посвященное богине Афине, являлось по существу демонстрацией могущества и красоты афинского народа.Искусство Древней Греции во многом было связано с религиозным культом. Не следует, однако, забывать, что и сама греческая религия при этом являлась одной из форм общественной государственной деятельности. Каждая община имела своего бога-покровителя, олицетворявшего единство общины. Боги эти (как, например, Афина Паллада, покровительница Афин) занимали вместе с тем свое особое место в общегреческом сонме богов, обитавших на Олимпе. В Греции отсутствовала специальная каста жрецов, подобная той, которая существовала в Египте или государствах Двуречья. Лишь при некоторых общегреческих святилищах существовали немногочисленные жреческие организации. Так, большое значение имел Дельфийский оракул, как своего рода олицетворение идеи культурного и народного единства политически разрозненной Греции (но еще большее значение в этом отношении имели олимпийские игры).Религиозные воззрения греков в значительной мере сохранили свою связь с народной мифологией и не превратились в систему строго установленных догм, сковывающих всякое самостоятельное проявление мысли и творчества, как это было, например, в средневековом христианстве. Античная мифология, особенно в пору своего сложения и развития, не сводилась к системе религиозных представлений. В античных мифах-сказаниях, сложившихся еще в конце доклассового общества, была воплощена в наивно-фантастических и художественно наглядных образах вся совокупность представлений греков о действительности.1Гениальная догадка и наивное заблуждение, правда и вымысел здесь тесно переплетались. В мифологических воззрениях древних греков содержались зачатки истории и философии, а не только религии. Мифологический характер мышления во времена перехода от первобытной общины к классовому обществу определялся тем, что человек далеко еще не подчинил себе силы природы- законы развития общества тем более не могли быть им научно поняты, поэтому его представления носили подчас фантастический характер. Но вместе с тем развитие художественной фантАзии, воплощение самых общих представлений о природных и общественных силах в наглядных конкретных образах-олицетворениях способствовали расцвету искусства. Само сознание имело поэтически-образный характер.«Медуза Горгона». Рельеф фронтона храма Артемиды на острове Корфу. 590—80 гг. до н. э.Наиболее яркое явление культуры «гомеровской эпохи» – вазопись геометрического стиля, самые совершенные образцы которой происходят из Афин (Дипилонский некрополь). Т. н. Дипилонские амфоры и кратеры (высотой до 1,5 м) служили надгробными памятниками. Люди и животные в этих изображениях словно составлены из геометрических фигур. Скульптура была представлена идолообразными изображениями богов из дерева (т. н. «ксоаны»).«Ника Самофракийская». Мрамор. Ок. 190 г. до н. э. Лувр. ПарижВ период архаики происходит становление архитектуры, в основном – храмовой. Первые культовые сооружения были деревянными, затем их стали возводить из камня (мрамора). Исксство древней греции смену простейшему типу «храма в антах» (с открытым портиком перед внутренним помещением) появился окружённый колоннадой периптер - складывались основные виды ордера – дорический ионический (см. ст. Ордер архитектурный ). Треугольные фронтоны храмов украшались рельефами или скульптурными группами (храм богини Артемиды на о. Корфу (590—80 до н. э.), сокровищница сифносцев в Дельфах (ок. 525 г. до н. э.). Появились каменные статуи – куросы. обнажённые юноши и коры. изваяния девушек в тонких длинных одеждах. Куросы изображали богов (чаще всего Аполлона) или героев- они стояли на площадях перед храмами, в святилищах, нередко служили надгробными памятниками. Ионийские статуи (надгробная статуя Кройса, ок. 520 г. до н. э.) отличало изящество форм, пелопоннесские («Клеобис и Битон», скульптор Полимед из Аргоса, нач. 6 в. до н. э.) – мощь и сила. Древнейшие изваяния куросов представляли собой стоящие фигуры с опущенными руками, со слегка выдвинутой вперёд левой ногой. Возможно, в этой манере изображения сказалось воздействие египетской культуры. Однако египетские художники скрывали (за редкими исключениями) наготу тела, а греки её подчёркивали. В сер. 6 в. до н. э. лики куросов оживлялись т. н. «архаической улыбкой» («Аполлон Тенейский»). Скульпторы пытались передать впечатление озарённого улыбкой лица, слегка приподнимая кончики губ. Коры были найдены в основном на афинском Акрополе, их отличает тонкость исполнения и целомудренная чистота образа. Попытку показать движение, полёт в скульптуре предпринял мастер Архерм в статуе богини победы Ники, фигура которой дана в т. н. «коленопреклонённом беге» (голова и торс переданы неподвижно и фронтально, а руки и ноги – в профиль, словно в прыжке). В это же время появляется изображение «мосхофора» – человека, несущего на плечах в дар Афине телёнка. Скульптура играла в греческом искусстве главную роль. Греки представляли мир («космос») телесно- само это слово означало строй, порядок, красоту. Изображая человеческое тело, ваятели стремились создать подобие космоса. Греков вдохновляла искусство древней греции «мимесиса» – подобия, жизненности. Поэтому статуи тонировали прозрачными красками, воспроизводящими блеск глаз, живую теплоту человеческой кожи, узоры одежд и украшений. Глаза бронзовых статуй инкрустировали слоновой костью и полудрагоценными камнями. В вазописи сложился чёрнофигурный стиль (амфора с изображением Ахилла и Аякса, играющих в кости, работы мастера Экзекия, 6 в. до н. э.- т. н. «Ваза Франсуа» Клития и Эрготима, ок. 560 г. до н. э. и др.). Были разработаны разнообразные формы ваз: стройные амфоры и пузатые пелики для вина и масла- гидрии с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручкой для воды- кратеры с широким горлом для смешивания вина с водой- кувшины-ойнохои (ольпы), черпаки-киафы и килики – плоские блюдца на ножке, из которых пили вино- а также изящные, высокие и узкогорлые лекифы, служившие для хранения душистых масел и священных возлияний. Особенно славились гончарные мастерские Афин. В кон. 6 в. до н. э. появилась краснофигурная техника вазописи, где движение фигур передавалось более естественно (мастера Андокид, Евфроний, Евфимид, Дурис и др.). Керамические (глиняные) сосуды были для греков подобием живого существа, имеющего «ножку», «тулово», «горловину» и «ручки». Надписи на стенках ваз всегда делались «от первого лица»: «Евфимид расписал меня», «Я принадлежу Фидию» и т. п.«Дельфийский возничий». Ок. 470 г. до н. э. Бронза. Музей. ДельфыВ искусстве классической эпохи выделяют периоды ранней (первая пол. 5 в. до н. э.), высокой (450—10 гг. до н. э.) и поздней (410–323 гг. до н. э.) классики. Переходным памятником от архаики к классическому периоду в архитектуре стал храм Афины Афайи на. Эгина (рубеж 6–5 вв. до н. э.). На его фронтонах представлена битва греков с троянцами. Фигуры поражают сочетанием динамики и неподвижности. Крупнейший памятник ранней классики – храм Зевса в Олимпии – чтимое древнее святилище (470–456 гг. до н. э. архитектор Либон- не сохранился). Фронтоны дорического периптера были украшены скульптурными композициями с состязанием колесниц и битвой лапифов с кентаврами. Несмотря на ярость схватки, лица юношей и девушек не искажены гневом или ужасом, их черты остаются ясными и уверенно-спокойными. Им противопоставлены дикие и буйные кентавры. В храме находилась изваянная Фидием статуя Зевса Олимпийского, прославленная как одно из семи чудес света. Скульптор Мирон создал статую атлета-победителя («Дискобол», 460—50 гг. до н. э.). Впервые в греческой пластике был воплощён момент перехода от покоя к движению. Мастера ранней классики предпочитали создавать статуи из бронзы («Посейдон» с мыса Артемисион, ок. 460—50 гг. до н. э.- т. н. Дельфийский возничий, ок. 470 г. до н. э., – скульптура победителя в состязании колесниц). Даже если изваяния изображали конкретных людей, они были лишены каких-либо индивидуальных черт, являя обобщённые, идеальные образы воинов, атлетов, богов и героев. Принципиально новым явлением в искусстве были статуи «тираноубийц» Гармодия и Аристогитона (скульпторы Критий и Несиот- ок. 477 г. до н. э.), воздвигнутые в честь граждан, предавших смерти афинского тирана Гиппарха. Во второй четверти 5 в. до н. э. переживает расцвет живопись (картины и фрески легендарных мастеров Полигнота, Аполлодора Афинского, Зевсксиса и др.). Полигнот создавал многофигурные композиции, используя перспективу. Аполлодор открыл эффект светотени и положил начало живописи в современном смысле слова. Их произведения не дошли до наших дней, они известны лишь по описаниям античных авторов. Ведущие мастера раннеклассической вазописи – Дурис и Бриг.«Надгробие Гегесо». Мрамор. Ок. 410 г. до н. э. Национальный археологический музей. АфиныВ эпоху высокой классики был возведён ансамбль афинского Акрополя со знаменитым храмом Парфенон (447—38 гг. до н. э.- архитекторы Иктин и Калликрат). Появился новый архитектурный ордер – коринфский, впервые применённый в храме Аполлона в Бассах (ок. 430 г. до н. э. архитектор Иктин). Поликлет в статуе «Дорифора» (копьеносца) создал образ идеального гражданина. Всё тело юноши пронизано неуловимым движением. Исследованию идеальных пропорций человеческой фигуры был посвящён трактат скульптора «Канон».Кресилай. «Бюст Перикла». Римская копия. Сер. 5 в. до н. э. Пергамон-музей. БерлинПосле Пелопоннесской войны (431–404 гг. до н. э.), в которой победила Спарта, наступил период кризиса полисной системы. В архитектуре соседствуют громадные здания (храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе- оба – сер. 4 в. до н. э.) и небольшие постройки (памятник Лисикрата, ок. 335 г. до н. э.). В изобразительном искусстве всё большее значение придавалось передаче индивидуальных черт человека, его внутреннего мира- преобладал интерес к образам людей, а не богов- умиротворённая гармония ранней классики сменилась бурным выражением чувств. Ведущие скульпторы поздней классики – Скопас, Пракситель. Леохар, Бриаксис, Тимофей. Произведения Скопаса отличаются взрывной динамикой и драматизмом (статуя танцующей опьянённой Менады, ок. 350 г. до н. э.- известна по римской копии). Пракситель создавал скульптуры с изящными, грациозными изгибами форм. Он впервые сделал изваяние обнажённой женской фигуры – статую Афродиты Книдской. Как самостоятельный жанр искусства в творчестве Лисиппа. придворного скульптора Александра Македонского, выделяется скульптурный портрет. Живописец Павсаний изобрёл технику энкаустики. на весь мир гремела слава художника Апеллеса.«Битва с гигантами». Рельеф фриза пергамского алтаря. Мрамор. Ок. 180 г. до н. э. Пергамон-музей. БерлинВ эпоху эллинизма влияние греческой культуры распространилось на обширные территории от Египта до Индии.
hotels-greece.ru
В древней Греции наиболее интересным видом искусства являлось гончарное искусство и его декор. Главный материал – глина, которой было в изобилии
В Древней Греции наиболее интересным видом искусства являлось гончарное искусство и его декор. Главный материал – глина, которой было в изобилии.
В Древней Греции наиболее интересным видом искусства являлось гончарное искусство и его декор. Главный материал – глина, которой было в изобилии.
Сосуды изготовляли на гончарном круге и использовали для различных хозяйственных нужд. Гончарное искусство быстро развивалось.
Самым древним – был геометрический стиль(ХП-Х в. до н.э.).Затем появился чернофигурный стиль (Х-VШ в. до н.э.). Самым красивым и совершенным считался краснофигурный стиль (VШ – VI в. до н.э.).
В результате длительного развития в греческой вазописи IX—VIII веков до н. э. складывается геометрический стиль, получивший свое название от геометрических орнаментов, которые украшали изделия керамики. Большим разнообразием отличались формы сосудов.
В результате длительного развития в греческой вазописи IX—VIII веков до н. э. складывается геометрический стиль, получивший свое название от геометрических орнаментов, которые украшали изделия керамики. Большим разнообразием отличались формы сосудов.
— один из наиболее известных стилей древнегреческой вазописи. Он появился приблизительно в 530 г. до н. э. в Афинах и просуществовал вплоть до конца III в. до н. э. Своё название краснофигурный стиль получил благодаря характерному соотношению цветов между фигурами и фоном, прямо противоположному чернофигурному: фон — чёрный, фигуры — красные. Главными центрами производства краснофигурной керамики помимо Аттики были гончарные мастерские в нижней Италии. Краснофигурный стиль восприняли многие регионы Древней Греции. Значимый вклад в развитие этого стиля внесли вазописцы Этрурии
— один из наиболее известных стилей древнегреческой вазописи. Он появился приблизительно в 530 г. до н. э. в Афинах и просуществовал вплоть до конца III в. до н. э. Своё название краснофигурный стиль получил благодаря характерному соотношению цветов между фигурами и фоном, прямо противоположному чернофигурному: фон — чёрный, фигуры — красные. Главными центрами производства краснофигурной керамики помимо Аттики были гончарные мастерские в нижней Италии. Краснофигурный стиль восприняли многие регионы Древней Греции. Значимый вклад в развитие этого стиля внесли вазописцы Этрурии
Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. Как и в ориентализирующий период, силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожжёной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (т. н. пальметты). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур.
Панафинейская амфора
Панафинейская амфора
Монументальные росписи архаической эпохи не сохранились, но о развитии живописи можно судить по рисункам, украшающим вазы VII— VI веков до н. э. В них особенно ярко сказываются новые художественные интересы рабовладельческого общества, возникшие в период становления полисного строя, бурного расцвета ремесла и морской торговли, распространения эллинской колонизации. Своеобразное открытие мира и расширение его границ познакомило греков с богатой культурой великих цивилизаций Древнего Востока. Грандиозность пирамид и храмов, сказочная пышность царских дворцов, обилие монументальной скульптуры и настенных росписей — все это поражало купцов и мореходов Древней Эллады, когда они посещали Египет и страны Передней Азии. Поэтическое воображение греков привлекал и мир фантастических чудовищ, вызванный к жизни религиозными представлениями народов Древнего Востока. В них находили черты сходства с причудливыми созданиями греческой мифологии.
Монументальные росписи архаической эпохи не сохранились, но о развитии живописи можно судить по рисункам, украшающим вазы VII— VI веков до н. э. В них особенно ярко сказываются новые художественные интересы рабовладельческого общества, возникшие в период становления полисного строя, бурного расцвета ремесла и морской торговли, распространения эллинской колонизации. Своеобразное открытие мира и расширение его границ познакомило греков с богатой культурой великих цивилизаций Древнего Востока. Грандиозность пирамид и храмов, сказочная пышность царских дворцов, обилие монументальной скульптуры и настенных росписей — все это поражало купцов и мореходов Древней Эллады, когда они посещали Египет и страны Передней Азии. Поэтическое воображение греков привлекал и мир фантастических чудовищ, вызванный к жизни религиозными представлениями народов Древнего Востока. В них находили черты сходства с причудливыми созданиями греческой мифологии.