Ремёсленное производство в Древней Греции. Ремесла в древней греции
В ЧЕМ ОСОБЕННОСТИ ведения ХОЗЯЙСТВА И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ V века. к н.е. - АНТИЧНАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ - ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ - Всемирная история. История Украины 6 класс - А.И. Пометун - Образование
Раздел III ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Тема 2. АНТИЧНАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ
§ 35. В ЧЕМ ОСОБЕННОСТИ ведения ХОЗЯЙСТВА И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ V века. к н.е.
1. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
Что отличало хозяйственная жизнь древних греков этого периода?
Пагористі земли с каменистым грунтом были сложными для вспашки и возделывания. Поэтому земледелие в греческих полисах особо не развивалось. Из зерновых в основном выращивали ячмень. Своего зерна не хватало, поэтому его завозили из колоний.
Впрочем, достаточное количество солнечных дней способствовала выращиванию винограда, оливок, плодовых деревьев, овощей.
Больших пастбищ в Греции было мало, поэтому и животноводство не получило распространение. Разводили в основном овец для получения шерсти, коз, рабочий и тягловый скот: быков, ослов, мулов.
Среди основных видов ремесла — металлообработка, гончарство и ткачество. Особенно почитались в греческом обществе кузнецы. В всем Средиземноморье славились изделия греческих гончаров: амфоры для перевозки и хранения вина, масла, зерна, повседневный и праздничный столовая посуда, терракотовые статуэтки, облицовочная плитка, светильники и даже водопроводные и канализационные трубы.
Как представленные изображения (фрагменты вазопису и современное фото археологических раскопок) подтверждающие сведения о развитии ремесла в Древней Греции, изложенные в тексте?
В VI-V ст. к н.е. в Элладе получило распространение рабство. Основными его источниками были войны и пиратство. Рожденные рабыней дети также становились собственностью того, кому принадлежала мать.
По подсчетам ученых, в Афинах рабы составляли около трети всего населения.
Много рабов работало в сельском хозяйстве, в ремесленных мастерских, рудниках и на строительстве. Очень часто рабов использовали в домашнем хозяйстве, где они были поварами, няньками, годулальныучеными.
Были также рабы, которые принадлежали государству: охранники, писари, секретари. Они получали поденну оплату, жили со своей семьей и имели чуть больше прав.
За добросовестную службу или добрый поступок рабы могли получить свободу или собрать необходимые средства и выкупиться на волю.
Положение рабов в Афинах было лучше, чем в других греческих полисах. Афинянин не имел права убить своего раба. Если раба не удовлетворяла жестокость властителя, то он мог обратиться в суд, чтобы его продали другому хозяину.
2. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К СЕМЬЕ В АФИНСКОМ ПОЛИСЕ
Или женщины имели права, равные с мужчинами?
Как отмечалось ранее, женщины в Афинах не имели гражданских прав и сразу же после свадьбы попадали в полную зависимость от мужа. Они жили в женской половине дома, куда могли войти только самые близкие родственники, имели право садиться за стол лишь тогда, когда семья обедала без гостей. А выйти из дома — только с разрешения мужа и только в сопровождении рабынь или служанок для того, чтобы посетить храм, театр или пойти в гости к подругам.
Однако дома женщина была полноправной хозяйкой: она вела хозяйство, распоряжалась денежными средствами, воспитывала детей, веласлугами-рабами.
Лоренс Альма-Тадема Греческая женщина
Чем, по мнению Платона, отличалось положение женщины и мужчины в Афинах?
Из размышлений Платона
...Легко понять, что добродетель мужчины в том, чтобы справляться с государственными делами. Добродетель женщины состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, удерживая все, что в нем есть, и оставаясь послушной мужу.
В греческих полисах существовали строгие законы в отношении семьи. Гражданам рекомендовали жениться на громадянках только своего полиса. Только законные дети наследовали фамилию и имущество родителей. Женитьба и рождение детей считалось обязанностью граждан полиса. Того, кто так и не смог найти спутницу жизни, подвергали публичной пренебрежении и штрафовали за безбрачие.
Рождение ребенка было большим праздником в семье. Через семь дней после появления ребенка на свет родители приглашали друзей и родственников отпраздновать это событие. Если рождался мальчик, двери дома украшались ветвями оливы — символом гражданской доблести, а если девочка — шерстяными нитями — символом женского трудолюбия. Родители ребенка приносили жертвы богам, а гости дарили ребенку куклы и погремушки. На десятый день ребенок получал имя.
3. КАКИМ БЫЛО ЖИЛЬЕ И ПРЕДМЕТЫ БЫТА ДРЕВНИХ ГРЕКОВ
Сравните жилье, быту досуга афинян и спартанцев. Древние греки жили в одно - или двухэтажных домах из кирпича-сырца или из камня. Крыши покрывали черепицей. Греческие дома делились на две половины — мужскую и женскую. Маленькие дети жили вместе с матерями. В доме была специальная комната, посвященная Гестии, богини домашнего очага. Именно здесь часто собиралась вся семья.
Дома были обставлены скромно: обычные деревянные невысокие столы, стулья, табуреты и кровати. ели греки за небольшим столиком, который называли «трапедза» (отсюда происходит слово «трапеза», то есть приема пищи).
Опираясь на иллюстрацию и текст, проведите воображаемую экскурсию по зданию древних греков.
Древние греки были людьми трудолюбивыми — умелыми земледельцами, ремесленниками и мореходами. Однако работа не была главным делом их жизни. ей они отводили 6 часов на день, а дальше, как говорили сами греки, — «дзеті», что означает «живи». Жить, по их мнению, означало общаться и самосовершенствоваться, наслаждаться красотой, набираться знаний и ума.
Чаще всего греческие мужчины встречались на домашних пирах. Гостей вели в пиршественную залу, где они располагались на ложах: греки потребляли пищу полулежа. Рабы подавали блюда на маленьких столиках. Вилок, ножей и ложек не было, поэтому гости брали пищу руками. Иногда на пиры приглашали музыкантов, танцоров и акробатов. Однако главное, ради чего собирались, — это беседы о государственных делах, искусстве, философии или спорт.
4. ОДЕЖДА И МОДА ДРЕВНИХ ГРЕКОВ
Как на одежду греков влияли природные условия?
Греки носили легкую и простую одежду из шерсти или льна.
Самым популярным одеждой служили длинные рубахи — хитоны. Холодной поры иногда надевали плащ. Мужчины ходили с непокрытой головой, и лишь когда слишком припекало солнце, надевали широкополые шляпы. В жару ремесленники и рабы носили лишь набедреник.
Женские хитоны были длинными, до земли, сверху надевали гиматий. Гиматий мог быть тонким, легким шарфом или толстой, тяжелой накидкой для холодной погоды или путешествий. Порой женщины краем гиматия покрывали голову.
Мода на прически менялась время от времени: волосы и бороды у мужчин становились короче, а женские прически — изысканными. В V ст. к н.е. женщины зачесывали волосы вверх и делали прически с помощью лент, сеток для волос, перев'язей и золотой тесьмы.
Состоятельные женщины каждый день принимали ванну и натирали тело ароматным маслом. Щеки рум'янили, а брови подкрашивали черной краской. Чтобы кожа выглядела белой, как того требовала мода, женщины пользовались растертой в порошок мелом.
Почти все время греки ходили босиком или носили кожаные сандалии с ремешками. Для езды верхом обували ботинки.
Мужские хитоны
Гиматий
Образцы причесок
Проверьте усвоено на уроке
1. Какие ремесла были распространены в Древней Греции?
2. Где эллины использовали труд рабов?
3. Определите особенности мужской и женской одежды древних греков.
4. Сравните образ жизни древних греков и других народов Древнего мира.
Домашнее задание
Установите, как природные условия влияли на занятия и образ жизни афинян.
schooled.ru
Ремёсленное производство в Древней Греции.
Господствующей формой ремесленного производства в Греции была мелкая мастерская. Такие мастерские (эргастерии) существовали во всех областях ремесленного производства. Во главе мастерских стоял рабовладелец, который сам участвовал в работах или надзирал за трудом рабов; иногда мастерские передавались доверенным рабам-надсмотрщикам.Обычно мастерские объединяли в одном помещении от 3—4 до 10—12 рабов. Мастерские с большим числом рабов (как, например, оружейная мастерская отца оратора Демосфена с 32—33 рабами, мастерские с 100 и б?льшим числом рабов) были редкостью, и сведения о них относятся главным образом к IV в. до н. э.
В мастерских работа производилась весьма простыми инструментами. Производственный процесс в греческих мастерских не был связан внутренним единством на основе технического разделения труда. Рабы работали в мастерских независимо друг от друга, и каждый из них в отдельности производил все необходимые для изготовления того или иного предмета производственные операции. Конечно, некоторые элементы технического разделения труда в мастерских, особенно в больших городах, все же существовали, но, как правило, они были случайными; устойчивой и определенной специализации рабов на какой-нибудь отрасли ремесленного производства не встречается.
В большинстве известных нам случаев (относящихся главным образом уже не к V, а к IV в. до н. э.) мастерские и занятые в них рабы-ремесленники составляли лишь часть общего имущества рабовладельца. Затраты на организацию таких мастерских, включающие расходы на покупку или наем рабов, на оборудование мастерской, закупку сырья и примитивныхинструментов, обычно не исчерпывали всего состояния богатого рабовладельца. Прибыль, реализованная в торговле или в промышленности, обычно шла не на дальнейшее расширение производства, а на всякого рода кредитные операции: она превращалась в ростовщический капитал или обращалась на покупку земли. Таким образом, владелец мастерской часто бывал одновременно и купцом, и ростовщиком, а иногда и землевладельцем. Изложение свидетельствует об относительно еще скромных масштабах развития ремесленного производства в Греции V в. до н. э. и об его застойном характере.
vladhistory.com
Афины — один из главных центров ремесленного производства в древней Греции.
С VI в. до н. э. все большую роль в системе экономических отношений греческих полисов начинают играть Афины. Победа в результате греко-персидской войны и организация Афинского морского союза создают прочную основу как для политического, так и для экономического процветания этого государства. Афины становятся самым мощным хлебным импортером и рынком рабов, а хлеб и рабы были главными и наиболее необходимыми товарами, в которых нуждался каждый полис. Строительные работы, предпринятые Периклом в широком масштабе, изготовление вооружения, требовавшее постоянно большого числа рабочих рук, различные ремесла, широко развивавшиеся в Афинах, вызывают постоянный массовый приток иноземцев-ремесленников, купцов и рабов.
По сравнению с этим наплывом иностранцев и рабов удельный вес афинских граждан и в ремесленном производстве, и в торговой деятельности постепенно уменьшается. В конце V в. до н. э. обычная оплата всех категорий работников от архитектора до ремесленника, участвовавших в постройке Эрехтейона, равнялась одной драхме в день. Одинаковая расценка всех категорий труда рабочих является следствием слабой дифференциации самого производственного процесса. Спрос на рабочие руки при наличии большого числа рабов и незанятых свободных ремесленников удовлетворялся легко. Попутно отметим, что спрос и предложение в рамках рабовладельческого общества никогда не достигали особенно высоких размеров. Исходным пунктом упоминаемой тарификации являлась оплата издержек на содержание одного взрослого человека. Как уже указывалось, граждане участвовали в ремесленной деятельности значительно меньше, чем метеки. Что касается метеков, то им было выгодно работать в том или ином городе только в периоды экономического его процветания; как только город, в котором они жили и работали, по каким-либо причинам начинал испытывать серьезные экономические затруднения, ремесленники-метеки легко меняли его на другой.Совершенно естественно, что это самым пагубным образом отражалось на общем ходе экономического развития греческих государств. Для развития мелкого кустарного ремесла вообще не было благоприятных условий. Ремесленник-одиночка мог рассчитывать лишь на местный рынок, внешние рынки обслуживались главным образом мастерскими, использовавшими в качестве рабочей силы рабов. Добыча и обработка металлов играли очень существенную роль в хозяйственной жизни Греции. Железо добывалось в Лаконике, на многих островах Эгейского моря и на южном побережье Понта Евксинского (Халибы). Серебро встречалось реже; кроме Аттики (Лаврийские рудники) оно добывалось на островах Кипре и Сифносе и в Пангее (в юго-западной части Македонии). Еще реже встречалось золото. Это обстоятельство породило гипотезу о том, что б?льшая часть золота, найденного в изобилии в микейских гробницах (середина II тысячелетия до н. э.), была не местного происхождения, а привозного, может быть малоазийского.
В собственно Греции в VI в. до н. э. были известны золотые рудники на острове Сифносе. Обследование этих рудников установило, что в конце VI в. до н. э. большая часть их была затоплена. В V в. до н. э. наибольшей известностью пользовались рудники Фасоса и Пангейские рудники. На недостаток золота в Греции указывают ее монетные системы, все построенные не на золотой, а на серебряной основе. Сохранилось известие, что Гиерон, тиран Сиракузский, нуждаясь в золоте, послал за ним людей в Грецию и те после долгих поисков нашли золото только в Коринфе. Открытие месторождений того или иного металла, очевидно, чаще всего бывало случайным. Добычу начинали там, где руда находилась на поверхности. Для добычи серебра иногда делались пробные вырубки или колодцы. Разработки велись очень простыми орудиями: молотами, клиньями, кайлами и лопатами. Для добычи руды в земле прорубались штольни или галереи, очень низкие (не выше 1 м, иногда и ниже).
При суточном рабочем дне можно было продвинуться в течение месяца всего на 10 м. Наряду со штольнями в V в. до н. э. начинают вырубаться и шахты. Наибольшая глубина шахт достигала 119 м. Подобных шахт в настоящее время открыто до 2 тыс. Выемка руды производилась вручную, путем выламывания рудных жил, а иногда путем нагревания породы, охлаждавшейся затем струей воды. В последнем случае добыча руды облегчалась образованием трещин. Работа в узких и низких штольнях, при тусклом свете маленьких глиняных светильников, в спертом воздухе и на большой глубине под землей была тяжелой и изнурительной. Как уже указывалось, в рудниках работали преимущественно рабы. Рабочий день был непомерно длинен, регулярного отдыха не было. По свидетельству Ксенофонта, у рабов, работавших в рудниках, было не больше 5 свободных дней в году.