Женщины древнего рима. Положение женщины в обществе Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Неизвестные факты о женщинах Древнего Рима. Женщины древнего рима


Самые знаменитые женщины Рима — 39Rim.ru

Последние изменения: Июль 4, 2017

Когда разговор заходит об истории Рима, его могуществе и величии, выдающихся личностях и их достижениях, в памяти невольно всплывают имена римских императоров, известных полководцев, понтификов, деятелей искусства и др. Однако мало кто вспоминает о женщинах Рима, сыгравших значимую роль в развитии истории. Именно о них и пойдет речь в данной статье.

Рея Сильвия — первая женщина, имя которой связано с Римом

рубенс, рея_сильвия

Марс и Рея Сильвия. Рубенс 1617-1620

Одной из самых важных в истории Рима женщин является Рея Сильвия — весталка из благородного рода, которую по праву можно назвать прародительницей Вечного города. Согласно легенде именно эта женщина явила на свет близнецов Ромула и Рэма, один из которых основал Рим и стал его первым царем.

Лукреция

рубенс, тарквиний, лукреция

Тарквиний и Лукреция. Рубенс (1609-1611гг)

Еще одна легендарная женщина, волею судьбы в значительной степени повлиявшая на ход истории, стала Лукреция, жившая в VI веке до нашей эры. Дочь римского консула и супруга известного военачальника Тарквиния Коллатина отличалась неистовой красотой и великодушием. Однажды сын римского царя Тарквиния Гордого Секст, угрожая оружием, обесчестил Лукрецию. Рассказав обо всем случившемся своему мужу и не выдержав позора она заколола себя. Этот случай спровоцировал народное восстание, результатом которого стало свержение царской власти и рождение республики.

 

Ливия Друзилла — самая влиятельная женщина Рима

Среди наиболее известных женщин Рима — Ливия — первая леди римской империи. Супруга Октавиана Августа, мать, бабка, прабабка и прапрабабка императоров. Ее личность весьма неоднозначна, однако ее влияние очевидно.

ливия друзилла, статуя

Ливия Друзилла. Древнеримская статуя

В возрасте 16 лет Ливию выдали замуж за ее двоюродного брата — Тиберия Клавдия Нерона — политического деятеля и военачальника, от которого она родила двоих сыновей. Супруг Ливии, также как и ее отец, был сторонником республиканцев, после убийства Гая Юлия Цезаря воевал против Октавиана. Вскоре после победы последнего в битве при Филиппах, Ливия с супругом были вынуждены уехать из Рима во избежание преследований, однако через некоторое время вернулись. Говорят, что Октавиан влюбился в Ливию в тот самый миг, как ее увидел. Вслед за этим он взял ее в жены. На протяжении всей карьеры императора Августа Ливия оставалась его главным советником, интересовалась государственными делами, распоряжалась финансами и приводила в высшие политические круги нужных людей. Так первая леди империи привела к власти своего сына Тиберия и обеспечила ему непоколебимость позиций. По странному стечению обстоятельств за довольно короткий промежуток времени перешли в лучшие миры все, кто мог бы унаследовать власть: племянник Августа и его родные внуки. Говорят им помогла именно Ливия, расчищавшая дорогу своим сыновьям.

Мария Пророчица — знаменитая женщина-алхимик

мария пророчица, Maria la Giudea

Мария Пророчица

Женщина, жившая то ли в первом, то ли третьем веке нашей эры, знаменита своими изобретениями, некоторые из которых используются по сей день.  Мария Пророчица, известная также под именами Мария Коптская и Мария Профетисса, стала первой женщиной-алхимиком. Она нашла способ разделения жидкостей на отдельные субстанции, изобрела аппарат, напоминающий конструкцию водной бани, и др.

Елена Августа — женщина Рима, имя которой  стало святым

паоло веронезе, сон_святой_елены, paolo_veronese

Сон Святой Елены. Паоло Веронезе (ок. 1580г)

Не менее выдающейся личностью в истории стала Флавия Юлия Елена Августа, жившая на рубеже III и IV веков. Будучи матерью Константина I — первого римского императора, принявшего христианство, эта женщина прославилась тем, что на закате своей жизни занималась распространением христианской религии по территории империи. Она руководила раскопками в Иерусалиме, в результате которых был обретен Животворящий Крест и другие важнейшие реликвии. Кроме этого, благодаря Елене были возведены многочисленные христианские церкви, среди которых храм Гроба Господня, базилика Рождества Христова в Вифлиеме, Базилика Санта Кроче ин Джерусалемме в Риме и др.

Папесса Иоанна — женщина-папа

pope_joan

Папесса Иоанна рожает ребенка во время церковной процессии. Миниатюра (1450)

Единственная женщина в истории Рима, занимавшая папский престол. Ее существование до сих пор не имеет никаких подтверждений, также как и обоснованных опровержений того, что это вымышленная личность. Согласно легенде, Иоанна была англичанкой, родившейся в семье миссионера в немецком городе Майнц. Будучи совсем юной, она, облачившись в мужские одежды, сбежала с монахом  из фульдского аббатства на Афон. После продолжительных паломнических странствований она оказалась в Риме где по стечению обстоятельств получила должность в папской курии. Позже она стала кардиналом а затем и главой Святого Престола. Разоблачение произошло в ходе одной из процессий, когда Папесса внезапно родила сына. Вплоть до XV века никто не отрицал факта существования Папессы, однако позже достоверность сведений об этой личности начали ставить под сомнение. Подробнее об этой женщине можно прочитать здесь.

 

Беатриче Ченчи

Беатриче была совсем юной, когда ее подвергли смертной казни. История жизни этой девушки, словно сюжет кровавой драмы, не оставила равнодушным ни современников, ни последующие поколения. Измученная ненавистью собственного отца, выражавшейся в том числе и в кровосмесительном насилии, Беатриче Ченчи, вступив в заговор со своим братом и мачехой, отважилась на страшный грех — отцеубийство. Ее приговорили к смертной казни также, как и ее  сообщников, однако это вызвало волну возмущений и протестов в обществе.

Ахилле_Леонарди, беатриче_ченчи, гвидо_рени

Гвидо Рени, пишет портрет Беатриче Ченчи в каземате. Ахилле Леонарди. XIXв.

Не смотря на то, что современные историки предполагают, что убийство Франческо Ченчи совершил возлюбленный Беатриче — Олимпио, желая не только отомстить извергу, но и защитить свою женщину, эта трагическая история послужила фундаментом для многих литературных и художественных произведений.

Ванноцца Каттанеи — самая знаменитая любовница Рима

О происхождении этой женщины известно не много, однако ее любовная связь с папой Александром VI Борджиа, явившая миру четырех детей, прославила Ваноццу и сделала ее одной из самых влиятельных представительниц слабого пола второй половины XV — начала XVI века.

Ванноцца Каттанеи, Инноченцо Франкузи

Ванноцца Каттанеи. Инноченцо Франкузи, XVI век. Рим, галерея Боргезе

Ваноцца Каттанеи, вероятней всего, познакомилась с Родриго Борджиа в период с 1465 по 1469 года, в возрасте 23-27 лет. Их отношения длились полтора десятилетия и носили практически официальный характер. Эта женщина формально считалась любовницей кардинала Борджиа, ставшего в последующем римским понтификом, вступившего на трон Святого Престола под именем Александра VI. Их совместных детей — Джованни, Чезаре, Лукрецию и Джоффре — Папа признал официально и поспособствовал их должному положению в обществе.

 

Джулия Фарнезе

Красивая, мудрая и расчетливая женщина, вошедшая в историю как еще одна любовница Папы Александра VI Борджиа, затенившая своим очарованием Ванноццу Каттанеи.

Дама_с_единорогом, Рафаэль_Санти, Giulia_la_Bella

Дама с единорогом. Рафаэль Санти (ок.1506)

Джулия Фарнезе прославилась своим неистовым стремлением к возвеличиванию рода и увеличению владений через свою любовную связь с понтификом. В частности она поспособствовала карьере своего брата Алессандро, ставшего с подачи Папы в 25 лет кардиналом и епископом трех (в последующем пяти)епархий. В результате это привело Алессандро Франезе на папский трон. Подробнее о династии Фарнезе мы писали здесь.

Феличе делла Ровере

Одна из самых известных и влиятельных женщин эпохи Возрождения. Феличе была незаконнорожденной дочерью Папы Юлия II, в миру Джулиано делла Ровере, появившаяся на свет в результате его любовной связи с Лукрецией Норманни. Говорят, эта женщина имела влияние не только на Юлия II, но и на его последователей — Льва X и Клемента VII, представителей рода Медичи.

Misa_de_Bolsena

«Месса в Больсене» Феличе делла Ровере, изображённая Рафаэлем на одной из фресок Апостольского Дворца в Ватикане (1540 г.)

Форнарина — легендарная возлюбленная валикого маэстро

Женщина-легенда, известная как Форнарина (в переводе с ит. «Булочница»), прославилась как возлюбленная и натурщица знаменитого Рафаэля. Маргерита Лути — таково было ее настоящее имя — получила прозвище по профессии своего отца, работавшего булочником.

форнарина, рафаэль, Rafael, Fornarina

Форнарина. Рафаэль Санти. (1518-1519) Палаццо Барберини. Рим

Достоверность ее существования до сих пор является предметом споров и требует исследований, однако легенда гласит, что ее дом располагался в районе Трастевере, а точней на Via Santa Dorotea 20. Любовь Рафаэя к Форнарине вспыхнула мгновенно и угасла лишь вместе с последним стуком сердца великого гения. Принято считать, что она изображена мастером на таких полотнах как «Форнарина», находящееся сегодня в Палаццо Барберини, и «Донна Велата», хранящееся в палаццо Питти во Флоренции. Кроме этого, Форнарина послужила прототипом для многих других произведений Рафаэля, относящихся к римскому периоду творчества.

 

Маргарита Савойская — Королева-Мать

маргарита_савойская

Маргарита Савойская. Фото

Представительница королевской династии — Савойского дома, в 1868 году была выдана замуж за своего двоюродного брата — Умберто I, ставшего в последующем королем Италии. В честь Маргариты была названа самая популярная итальянская пицца с томатным соусом, базиликом и сыром моцарелла. Говорят, именно эта женщина была автором рецепта ее приготовления. Маргарита Савойская — одна из немногих, удостоившихся чести быть похороненными в Пантеоне — древнем храме, построенном в первой половине второго века нашей эры.

Самые знаменитые женщины Рима

Средняя оценка 4.3 Проголосовало 7

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

39rim.ru

Правовой статус женщин Древнего Рима

Общественный строй строй Римской империи считался патриархальным — важное влияние на порядок в государстве устаналивали мужчины. Они занимали высокие должности и зачислялись в ряды римской армии. Вместе с тем, женщины Древнего Рима пользовались правовой защитой и имели множество привилегий, в отличие от рабов и граждан иностранных государств. Статус женщин определялся положением отца.

женщины рима фотоПоложение женщины Древнего Рима в обществе

Влияние женщин в Древнем Риме распространялось через материнство и брак. К примеру, матери Юлия Цезаря и Гракхов считались в римском обществе образцовыми женщинами, поскольку они способствовали правильному воспитанию и блестящей карьере сыновей. Они пользовались политической властью, их изображения чеканились на монетах и становились образцами красоты в искусстве.Жена Марка Антония, римлянка Фульвия, осуществляла командование во время военных кампаний во время беспорядков среди гражданского населения. Ее профиль украшал римские монеты того времени.Плотина, получившая неограниченную власть в обществе благодаря влиятельности супруга — императора Траяна и приеемника трона Адриана. Письма Плотины служили эталоном культуры переписки, приравниваемой к государственным документам. Петиции — ответы на вопросы населения Рима были открыты для общественности. Это свидетельствовало о высоком положении женщин в империи.

женщины рима фотооПрава женщин в древнем Риме

Центральное место в римской семье занимал Patria potestas — власть отца. Он мог признать ребенка либо дать приказ о его умерщвлении. Гражданское положение ребенка определялось статусом его матери. В период расцвета империи (I-II в. н.э.) девушки при замужестве передавались в «руку» мужа, это значило получение независимости от решений отца. Это требование отличалось от принятого в эпоху правления Юлия Цезаря, когда замужняя женщина осталась под контролем отца. Положение римских женщин в поздний период было отличным от культур других древних государств, где они оставались всю жизнь в зависимости от повелений отца.Самое высокое положение в римском обществе занимали женщины, вышедшие замуж только один раз — univira. Если женщина не стремилась после развода или смерти мужа к повторному браку, то ее поведение считали образцовым. Развод осуждался, поэтому случаев прекращения брачных отношений в ранний период было мало.Женщины в Риме имели право на развод. Муж не мог принуждать супругу к любви физически. Избиение ее могло послужить причиной обращения в Сенат для развода. Для мужчины такие действия влекли негативные юридические последствия, как потеря должности и статуса. женщины в риме фотоНачиная с I в. н.э. дочери наследуют на правах, равных с сыновьями в случае отсутствия завещения отца.Женщина обладала правами на собственное имущество, принесенное в брак, даже после смерти отца. Она могла распорядиться собственностью по своему усмотрению и даже оказывать влияние на решения сыновей путем распределения имуществом. В имперский период дети брали имя отца, позже — матери.Нередкими в истории были случаи, когда гражданки Рима являлись в суд для оспаривания судебного решения. В юриспруденции они плохо разбирались и оказывали влияние через мужскую половину семьи и за счет своего авторитета в обществе. По этой причине позже возник указ об отстранении женщин от ведения судебных дел в собственных интересах. Даже после этого в практике случалось множество случаев, когда римлянки диктовали юристам стратегию решения определенного вопроса.Государство поощряло рождение детей. Для матерей, выносивших тройню, предоставлялась награа ВМС Trium liberorum («законное право троих детей»). Они освобождались на всю жизнь от попечительства мужчин.Яркой политической фигурой во времена Древнего Рима стала женщина Гипатия Александрийская. Она выступала советником римского префекта в Египта и вела образовательные курсы для мужчин. В 415 г. римлянка погибла насильственной смертью. Историки полагают, что причиной ранней гибели стал конфликт с епископом Александрийским Кириллом. женщины древнего рима фотоЖенщины в Риме имели право на физическую и половую неприкосновенность. Изнасилование считалось преступлением и каралось законом. Существовала презумпция отсутствия вины девушки при рассмотрении подобных дел. Причиной принятия данного акта послужила история об изнасиловании Лукреции наследником Цезаря. Она покончила с собой после произнесения речи против произвола власти, выразив политический и моральный протест действующему порядку. Очевидно, это был первый призыв к установлению республики и свержению монархии.Женщина с низким положением в обществе, актриса или проститутка, была защищена от физического посягательства договором ее купли-продажи. За изнасилование рабыни владельцу полагалось возмещение материального ущерба.Изменение положения женщин осуществлялось во время прихода к власти христиан. Святой Августин считал, что изнасилование — это акт, в котором жертва пообщряет насильника на совершение преступления. При Константине при побеге дочери с мужчиной, если в том отсутствием согласие отца, оба молодых человека подвергаются сожжению живьем. Если девушка была несогласна на побег, то все равно в этом усматривалась ее вина, поскольку она могла спастись, крича о помощи.

Отличия положения женщин в древнем Риме

Теорию о равных правах мужчин и женщин, справедливых отношениях, впервые озвучили философы Музониус Руфус и Сенека. Они утверждали, что природа мужчин и женщин одинакова, поэтому женщины могут выполнять те же обязанности, равно как и иметь те же права наряду с мужчинами. Их воззрения благотворно повлияли на обособление прав женщин в республиканский период.Женщины в Древнем Риме наделялись всей полнотой прав свободных граждан. Они наследовали, распоряжались имуществом, заключали сделки, вели торги, могли открыть собственный бизнес. Многие римлянки занимались благотворительностью, организовывали общественные работы. римлянки фотоИмператор Август впервые в истории Древнего Рима принял ряд законов по созданию определенного морального облика женщин. Прелюбодеяние стало трактоваться как преступление stuprum — запрещенный законом половой акт, произошедший между женщиной, находящейся в браке, и любым мужчиной — не ее мужем. Любовные отношения женатых мужчин считались нормой, если женщина была из низших маргинальных слоев общества — infamis.Дочери получали одинаковые с мальчиками права на образование. Доступность посещения начальной школы определялась состоятельностью семьи: если родители могли заплатить за образование, дети ходили в школу. Дочери сенаторов и служащих римской армии брали уроки в возрасте с 7 до 12 лет. Женщины могли получить достаточный уровень образования для работы секретарями или писцами.

римлянки картинкиДопускались ли пытки женщин в древнем Риме

В Древнем Риме женщины подвергались разнообразным пыткам. При Тиберии применялось битье до смерти ключими ветвями терновника, отрубание конечностей. Если после сбрасывания в реку Тибр несчастным удавалось спастись, их топили с лодок палачи. Император Гай Калигула прославился страстью к страданиям заключенных. Он придумывал все новые и новые способы доведения людей до гибели. Их закрывали в клетках с хищными голодными животными, отрубали им конечности, клеймил раскаленным железом. Женщины и дети не составляли исключения. Самыми страшными были пытки перед смертью версталок — женщин, поклявшихся сохранить целомудрие до 30 лет. Их в древнем Риме было всего шесть. Тех, которые не исполняли обещание, закапывали под городскими воротами, били плетьми. Часто женщин сжигали на костре. Император Неров вошел в историю как жестокий палач, присутствующий на пытках в качестве зрителя.

Женщины древнего Рима: видео

 

drevniy-egipet.ru

Положение женщины в обществе Древнего Рима

На рассвете Римской империи положение женщины в обществе было плачевным. Она представляла собой имущество, которым владел муж, а в раннем возрасте - отец.  Молодых девушек выдавали замуж, закрепляя тем самым сделку между двумя влиятельными семьями.

Прелюбодеяние женщины расценивалось как посягательство на имущества мужчины и жестоко наказывалось, но в отношении мужчин все было иначе. В знак крепкой дружбы или гостеприимства, мужчина мог предоставить для ночной утехи свою жену, и это считалось нормальным. Женщина не могла противиться воли мужчины, т.к. к ней относились как к вещи.

Также одним из обычаев Древнего Рима была евгеника. Многие ученые считают, что именно оттуда этот обычай переняли некоторые народы мира. Обычно к ней прибегали менее статусные семьи, которые жаждали на генетическом уровне улучшить свое потомство. Для этих целей обычно использовались мужчины выше по рангу, положению в обществе.

Муж отправлял свою жену в дом статного мужчины, и она находилась там до тех пор, пока не забеременеет. Но после рождения отцом ребенка считался глава семейства, а не биологический отец.

Также мужчины отдавали своих жен во временное пользование иногда за вознаграждение, иногда в знак дружбы, или же для оплаты какой-либо услуги или товара.

С появлением кровной семьи и смены полигамии на моногамию, общественный статус женщин повысился. Через некоторое время положение женщины в Риме стало лучше, и развивалось в положительном русле.

К примеру, в этот период греческая женщина также была ограничена в отношении выбора спутника жизни и создании семьи, но римская барышня уже имела право выбирать себе мужа, при этом, в семье она считалась матерью, хозяйкой дома. Мужчины в семье обязаны были ее уважать и ценить.

Такая резкая смена обычаев и привычек немного шокирует, но все это произошло благодаря матриархату, который предшествовал этим коренным изменениям.

При этом то, что даже для некоторых сегодняшних  народов является невозможным, во времена Рима уже существовало. Речь идет об образовании женщин. Девочки получали начальное образование наравне с мальчиками, при этом им никто не запрещал в дальнейшем учиться.

Помимо этого, женщин никто не запирал в доме, они также ходили в театры, цирки и на всевозможные представления, а также вечеринки, если их так можно назвать.

Римские женщины организовывали свои клубы, иногда они были исключительно для замужних, а некоторые принимали всех, вне зависимости от статуса девушки.

В этих клубах не преподавали уроки кройки и шитья, там женщины иногда решали даже государственные вопросы. К примеру, в 396 году до н.э. Рим воевал с Вейи, и на одном из таких собраний женщины решили сдать все свои золотые украшения в государственную казну.

Также в римском обществе женщины-матроны  (т.е. замужние, к ним также относили овдовевших и разведённых) были разделены на несколько рангов.

Первый ранг был самый высокий, в него входили все родственники императора женского пола. Эти женщины могли позволить себе все, но, конечно, не нарушая внешние нормы приличия.

Они могли устраивать приемы или забыть о них на некоторое время. Но в случае, если эта дама решила все-таки провести вечеринку, никто из приглашенных не имел права отказаться. Они должны были следить за модой и всегда соответствовать ей. Никто не имел права обойти их приглашением на какое-либо крупное мероприятие, это считалось верхом бестактности.

Ко второму рангу относились женщины, которые составляли основной актив общества. Они были обязаны регулярно устраивать приемы. К ним относились высокопоставленные дамы, умные или влиятельные. Они должны были обязательно следовать моде и принимать активное участие в общественной жизни. Но при этом они не имели права высказывать свое мнение на людях, думать они конечно могли, но высказываться, и тем самым будоражить общественность, запрещалось.

К третьему уровню относили замужних женщин или матрон, как их называли. В отличие от первого и второго уровня, они были намного свободнее в своих желаниях. Они могли принять приглашение на прием или же отказаться. Они могли или устраивать приемы, или нет, а также приглашать кого душе угодно.

К четвертому рангу относили матрон, которые упали в глазах общества. Или не таких активных, или же чем-то прогневавших авторитетных дам.

Был и пятый ранг в римском обществе - в него входили все незамужние девуш

pohnews.org

Неизвестные факты о женщинах Древнего Рима

Многие знают о Римской империи достаточно много — и о ее правителях, и о законах, и о войнах, и об интригах. Но куда меньше информации о римских женщинах.

Ведь на женщине во все времена держалась не только семья, но и устои общества. И Древний Рим не исключение.

Представляем вам 7 малоизвестных фактов о женщинах Древнего Рима.

1. Римские женщины и грудное вскармливание

Богатые римские женщины обычно не кормили грудью своих детей. Вместо этого они передавали их кормилицам (обычно рабыням или нанятым женщинам), с которыми заключали договор на вскармливание. Соранус, автор известной работы II века по гинекологии, писал, что молоко кормилицы может быть предпочтительнее в первые дни после рождения. Обосновывал он это тем фактом, что мать может быть слишком истощена, чтобы полноценно кормить грудью. Также он не одобрял слишком частое кормление по факту того, что ребенок проголодался, и рекомендовал в шестимесячном возрасте уже переводить ребенка на «твердую» еду, такую как хлеб, смоченный в вине.

Но это не нашло поддержку у большинства римских врачей и философов. Они предположили, что материнское молоко лучше для здоровья ребенка, на том основании, что «кормилица может передать рабские дефекты своего характера ребенку». Эти же люди высказали мнение, что женщины, которые не кормят своего ребенка грудью, являются ленивыми, тщеславными и неестественными матерями, которые заботятся только о своих фигурах.

2. Кукла Барби для девочек Древнего Рима

Детство заканчивалось очень быстро для римских девочек. Согласно закону, они могли выходить замуж в возрасте 12 лет. Причиной этого было было то, что от девочек ожидали, чтобы они начали рожать как можно раньше (ведь в ту пору был очень высок уровень младенческой смертности). Накануне свадьбы девушка выбрасывала свои детские вещи, в том числе ее игрушки.

Эти же игрушки могли быть погребены с ней, если она умирала до достижения брачного возраста. В конце XIX века был обнаружен саркофаг, принадлежащий девушке по имени Креперея Трифена, которая жила во II веке в Риме. С ней была похоронена кукла из слоновой кости с руками и ногами на шарнирах. Рядом с куклой даже лежала небольшая коробка одежды и украшений, сделанных специально для нее. Но в отличии от современной Барби, у куклы Крепереи были широкие «детородные» бедра и округлый живот. Очевидно, что девушку с раннего детства готовили к роли будущей матери — к «достижению», которое было наиболее ценным для римских женщин…

3. После развода ребёнка оставляли с отцом

Развод был быстрым, простым и распространенным процессом в древнем Риме. Брак обычно использовался для облегчения политических и личных связей между семьями. Тем не менее, брачные узы можно было разорвать в короткие сроки, когда они больше не были полезными для той или иной стороны.В отличие от сегодняшнего дня, не было никакой правовой процедуры для получения развода. Брак фактически считался закончен, когда муж (или, что встречалось гораздо реже, жена) заявлял об этом. Отцы также могли инициировать развод от имени своих дочерей, благодаря тому, что отец сохранял правовую опеку над своей дочерью даже после ее брака. Подобное позволяло семье невесты возвращать приданое в случае развода. Однако некоторые мужья пытались использовать юридическую лазейку, заявляя, что могут оставить приданое у себя, если их жены были уличены в неверности.

Женщины неохотно разводились, поскольку римская правовая система благоприятствовала отцу, а не матери в случае развода. На самом деле, у римских женщин не было никаких юридических прав по отношению к ее собственным детям. Однако, если это было удобнее отцу, то дети оставались жить с матерью после развода.

Известным примером подобного является случай с дочерью императора Октавиана Августа Юлией и ее матерью Скрибонией, от которых император отказался после знакомства с третьей женой Ливией.

4. Странная косметика

Римские женщины стремились хорошо выглядеть. Считалось, что внешний вид женщины свидетельствует о возможностях её мужа. Но с другой стороны модниц, пытающихся соответствовать идеалу красоты, зачастую высмеивали за это. Римский поэт Овидий (43-17 годы до н.э.) радостно глумился над женщиной за попытку сделать ей самодельный краситель для волос: «Я сказал Вам, что нужно просто не смывать краску, а теперь посмотрите на себя. Уже нечего и красить». В другом сатирическом памфлете писатель Ювенал (55-127 годы н.э.) рассказывает, как женщина пыталась сделать себе волосы пышными до тех пор, пока они не начали напоминать копну сена.

В Древнем Риме была процветающая косметическая промышленность. Хотя некоторые рецепты были вполне «толковыми», такие как маски из измельченных лепестков роз и меда, другие могут заставить очень удивиться. К примеру, пятна на коже рекомендовалось лечить куриным жиром и луком. Раковины устриц использовались в качестве эксфолианта, а смесью измельченных дождевых червей и масла маскировали седые волосы. Другие авторы упоминали о крокодильем помете, используемом в качестве румян. В ходе археологических раскопок в Лондоне в 2003 году нашли небольшую коробочку, содержащую остатки 2000-летнего римского крема для лица. При анализе было установлено, что он был сделан из смеси животного жира, крахмала и олова.

5. Женское образование

Образование женщин было спорным вопросом в римский период. Базовые навыки чтения и письма преподавали большинству девушек в римских школах, а некоторые семьи использовали домашних учителей, чтобы научить своих дочерей более передовой грамматике или греческому языку.

Все это было предназначено для облегчения будущей роли девушки в управлении домашним хозяйством, а также служило для того, чтобы сделать ее более грамотной, и, следовательно, более интересной компаньонкой своего мужа. Хотя сохранилось очень мало примеров письменности женщин с древних времен, это не означает, что женщины не писали. К примеру, при раскопках римского форта Виндоланда нашли письма солдатских жен.

Однако, многие римляне считали, что чрезмерное образование может превратить женщину в претенциозное создание. Что еще хуже, интеллектуальная независимость могла считаться синонимом сексуальной распущенности. Тем не менее, некоторые элитные семьи поощряли своих дочерей учиться как можно больше.

6. «Первые леди»

Римские женщины не могли занимать никакие политические должности, но они могли оказывать влияние, к примеру, на результаты выборов. Фрески, сохранившиеся на стенах Помпеи, свидетельствуют о том, что женщины оказывали поддержку определенным кандидатам.

Жены политиков, тем временем, играли роль, практически не отличающуюся от роли супруг современных президентов и премьер-министров, выстраивая им образ «семьянина». Большинство римских императоров выстраивали идеализированные образы себя со своими женами, сестрами, дочерьми и матерьми. Разрабатывались даже монеты и скульптурные портреты, чтобы представить «первую семью Рима» гармоничной и сплоченной единицей, независимо от того, что было в реальности.

Когда Август стал первым императором Рима, он пытался сохранить иллюзию, что является «выходцем из народа». Вместо дорогостоящей одежды, он предпочитал носить простые шерстяные одежды ручной работы, которые вязали для него родственницы. Поскольку вязка считалась идеальным времяпрепровождением для послушной римской матроны, это способствовало созданию имиджа императорского дома в качестве образца морального приличия, пишет Культурология.рф.

7. Римские императрицы — отравительницы и интриганки?

Императриц Рима изображают в литературе и кино, как отравительниц и нимфоманок, которые не останавливались ни перед чем на своем пути. Утверждали, что жена Августа Ливия убила его после 52 лет брака, смазав ядом зеленый инжир, который император любил срывать с деревьев вокруг их дома. Агриппина, как говорят, также отравила своего пожилого мужа Клавдия, добавив смертельный токсин в его обед из грибов. Предшественница Агриппины Мессалина — третья жена Клавдия — запомнилась в первую очередь тем, что планомерно убивала своих врагов, а также имела репутацию ненасытной в постели.

Не исключено, что все эти истории были домыслами, которые распускали люди, которые беспокоились из-за близости женщин к власти.

nakonu.com

Введение

Темой нашего исследования выступает женщина древнеримского общества, её роль и положение в этом обществе. Немало важно рассказать об образовании, воспитании женщины. Для полноценного описания жизни древних римлян нужно также обратить внимание и на интимную сторону их жизни.

Тема роли женщин в античном мире в антиковедении распространена. В западной историографии она популярна, существует немало исследований различных сторон жизни и деятельности женщин античных государств. Немало внимания уделяется культурологическим и общечеловеческим сторонам женского вопроса в античности, в том числе сексуально-этическим нормам жизни и поведения прекрасной половины человечества. Каждая из этих проблем в отдельности многообразна и сложна, а потому требует фундаментального и многостороннего подхода.

Наибольшее количество работ в западном антиковедении посвящено повседневной жизни женщин Древней Греции и Рима, их месту в организации семьи и воспитании детей.

Большое внимание в нашем исследовании уделяется именно интимной стороне жизни древних римлян. Сочинения по выбранной нами теме были написаны Иоганном Блохом1(1872—1922) , Фатыховым С.Г.2(р.1947). Полезны работы Ганса Лихта, Э.Дюпуи.3Важное значение имеют работы о месте и роли женщины в античном обществе в сознании самих древних греков и римлян. С этим аспектом пересекаются исследования, которые помогают раскрыть суть женской натуры и характера в том виде, в каком они запечатлены памятниками эпиграфики, вазовой живописью, монументальной скульптурой и рельефами, а также произведениями античной литературы. Это поддерживало интерес к развитию эротики в античности, что напрямую связано с традиционным вниманием исследователей к проблемам семьи и брака в древности.

Отечественные исследования значительно уступают работам западных исследователей. Женщина в древности интересовала, как ключевая фигура семьи и брака. Женский вопрос поднимался антиковедами в таком же традиционном ключе; брак, семья, воспитание детей, семейные отношения и гражданство, семья и государственная власть. Лишь изредка и в самой общей форме затрагивались проблемы повседневной жизни женщины в античности - мода, развлечения, обыденные занятия по дому и т.д. Однако эти стороны жизни не стали предметом специальных исследований, поскольку рассматривались как часть общих проблем социально-политических и социально-экономических отношений, либо в исключительно справочной форме изложения.

Другой аспект, привлекавший внимание отечественных исследователей, касается изучения рабства и рабовладельческих отношений: социальный статус женщин-служанок, кормилиц, воспитательниц детей, а также женщин-вольноотпущенниц. При этом многие были склонны считать их рабынями или полурабынями.

Предмет нашего исследования – проститутки. Объект исследования – жизнь древнеримского общества. Авторы дают разные определения терминам «проститутка» и «проституция». Например, Иоганн Блох дает нам в своем труде определение проститутки:

«Проститутка - женщина, которая с целью добывания денег, а также без такой цели, публично или тайно продает себя или других женщин многим мужчинам без разбора, есть проститутка».1

Древние римляне давали следующее определение проститутки:

«Проститутка (публичная девушка) — женщина, занимающаяся торговлей своим телом, как промыслом».

Блохом приводится также определение понятия «проституция»:

«Проституция есть определенная форма внебрачных половых отношений, отличающаяся тем, что вступающий на путь проституции индивидуум постоянно, несомненно, и публично отдается, более или менее без разбора, неопределенно большому числу лиц; редко без вознаграждения, в большинстве случаев промышляя продажей своего тела для совокупления или других половых деяний с этими лицами, или вообще провоцируя их половое возбуждение и удовлетворяя его; причем проституированный субъект, вследствие своего развратного промысла, приобретает определенный постоянный тип».2

Целью нашего исследования является более подробное знакомство с положением женщины, её роли в древнеримском обществе.

Исходя из заданной цели, нами были определены следующие задачи:

  1. Рассмотреть положение женщины в древнеримском обществе;

  2. Изучить роль женщины в семье Древнего Рима;

  3. Выявить предпосылки возникновения проституции в Древнем Риме, проследить развитие данного явления в древнеримском обществе;

  4. Рассмотреть правовое положение представительниц аристократии, а также отношение права к проституткам.

Состоит наша работа из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

studfiles.net

Правовой статус женщины Древнего Рима |

Женщины Древнего Рима как граждане пользуются правовой привилегией и защитой, которая не распространяется на неграждан или рабов римского общества.

Однако, строй был патриархальным, и женщины не могли занимать государственные должности или служить в армии.

Правовой статус женщины Древнего Рима

Положение женщин в Древнем Риме

Женщины высших классов осуществляли политическое влияние через брак и материнство. Во время Римской республики, матери братьев Гракхов и Юлия Цезаря были отмечены как образцовые женщины, которые способствовали карьере своих сыновей.

В имперский период, женщины императорской семьи могли приобрести значительную политическую власть, и регулярно изображались в официальном искусстве и на монетах.

Фульвия, жена Марка Антония, командовала войсками во время римских гражданских войн и была первой женщиной, чей профиль появился на римских монетах.

Плотина имела влияние, как на своего мужа, императора Траяна, так и на его преемника Адриана. Ее письма и петиции на официальные вопросы были доступными для общественности. Это было признаком того, что ее взгляды рассматривались как важное общественное мнение.

Гражданский статус ребёнка определяется тем, кем была его мать. И дочери и сыновья подвергались Patria potestas, власти своего отца в качестве главы семейства.

В разгар империи (1-2-го века), правовой статус дочерей мало чем отличается, если вообще отличается, от сыновей. Девушки имеют равные права наследования с мальчиками, если их отец умер, не оставив завещания.

Брак идеализировался римлянами, как ячейка общества и партнерство товарищей, которые работают вместе, чтобы производить и воспитывать детей, управлять повседневными делами, вести образцовую жизнь, и наслаждаться любовью.

В ранний период Римской республики, невеста передается из-под контроля своего отца в «руку» ее мужа. Затем она становится potestas собственностью мужа, хотя и в меньшей степени, чем их дети.

Эта архаичная форма брака в значительной степени отличалась от времен Юлия Цезаря, когда женщина, по закону, оставалась под властью своего отца, даже если она переезжала в дом мужа. Это условие было одним из факторов независимости римской женщины относительно многих других древних культур, вплоть до современного периода.

Хотя она должна была в правовых вопросах опираться на своего отца, она была свободна от его прямого контроля. В своей повседневной жизни, ее муж не имел юридической силы над ней. Когда умирал ее отец, она становилась юридически эмансипированной: замужняя женщина сохраняет право собственности на любое имущество, которое она принесла в брак.

Это было предметом гордости, чтобы быть женщиной — univira, которая выходила замуж только один раз: было мало разводов; и к скорейшему повторному браку, после потери мужа через смерть или развод, женщина не стремилась.

В классическом римском праве, муж не имел права злоупотреблять своей женой физически или принуждать ее к сексу. Избиение жены было достаточным основанием для развода и других юридических действий против мужа.

Поскольку она оставалась юридической частью семьи, в которой родилась; женщина римского общества всю жизнь держала имущество собственной фамилии. Дети чаще всего брали имя отца, но в имперский период иногда берут часть имени своей матери, или даже использовали его вместо имени отца.

Мать Романа имеет право владеть собственностью и распоряжаться ею, как она считает нужным, что усиливает ее влияние на ее сыновей, даже когда они становятся взрослыми.

Из-за правового статуса граждан, женщины обладали достаточной степенью свободы: они могли владеть имуществом, заключать контракты, а также участвовать в бизнесе. Некоторые приобрели и утилизировали значительные состояния, что отражается в надписях, в качестве благотворителей, в финансировании крупных общественных работ.

Римские женщины могли явиться в суд и оспорить дело, это было для них обычным случаем. Они были одновременно пренебрежительными, как слишком невежественные в юридической практике, так и слишком активные и влиятельные в правовых вопросах — в результате появился указ об ограничении женщин в ведении дел от своего собственного имени.

Даже после введения этого ограничения, есть многочисленные примеры того, как женщины принимали обоснованные действия в правовых вопросах и диктовали правовую стратегию мужчинам адвокатам.

Первый римский император, Август, объявил свое восхождение к единоличной власти как возвращение к традиционной морали, и пытался регулировать поведение женщин путем морального законодательства.

Прелюбодеяние, которое было частным делом семьи во времена республики, стало преступлением, и в широком смысле, трактовалось как незаконный половой акт ( stuprum ), который произошел между мужчиной гражданином и замужней женщиной, или между замужней женщиной и любым другим человеком, не ее мужем.

То есть, двойной стандарт был на месте: замужняя женщина может заниматься сексом только со своим мужем, но женатый мужчина не прелюбодействует, когда он занимается сексом с проституткой, рабыней или лицом, маргинального статуса (infamis).

Роды были поощряемы государством: ВМС Trium liberorum («законное право троих детей»), предоставлялись символические награды и юридические привилегии женщине, родившей троих детей, и освобождение ее от любого мужского попечительства.

Влияние Стоической философии на развитие римского права. Стоики императорской эпохи, такие как Сенека и Музониус Руфус разработали теорию справедливых отношений.

Они не защищали равенства в обществе, но в соответствии с законом, они считали, что природа дает мужчинам и женщинам равные способности к добродетели и равные обязанности действовать добродетельно, и поэтому мужчины и женщины имеют равную необходимость философского образования.

Эти философские течения среди правящей элиты, как считается, помогли улучшить положение женщин в империи

Рим не имел системы государственной поддержки школьного образования; образование было доступно только тем, кто мог заплатить за него. Дочери сенаторов и всадников регулярно получали начальное образование (в возрасте от 7 до 12 лет).

Независимо от пола, несколько человек получали образование за пределами этого уровня. Девушки скромно могли быть обучены для того, чтобы помогать в ведении семейного бизнеса или приобрести навыки грамотности, что позволяло им работать в качестве писцов и секретарей.

Женщина, которая добилась наибольшей известности в древнем мире, с ее образованием, была Гипатия Александрийская, которая вела курсы для молодых мужчин и была политическим советником римского префекта Египта.

Её влияние положило начало её конфликту с епископом Александрийским, Кириллом, который, возможно, был причастен к ее насильственной смерти, в год 415 от рук христианских фанатиков.

Римское право признавало изнасилование преступлением, в котором жертва не имела никакой вины. Изнасилование было тяжким преступлением. Право на физическую неприкосновенность имеет основополагающее значение для римской концепции гражданства, как сказано в римской легенде об изнасиловании Лукреции сыном цезаря.

После выступления против произвола правящей элиты, Лукреция покончила с собой в качестве политического и морального протеста. Римские авторы видели в ее самопожертвовании призыв к свержению монархии и установлению республики.

Изнасилование гражданина каралось законом. А за изнасилование раба можно было привлечь к ответственности только в качестве возмещения материального ущерба его владельцу.

Большинство проституток в Древнем Риме были рабами. Хотя некоторые рабы были защищены от принудительной проституции пунктом в их договоре купли-продажи.

Женщина, которая работала проституткой или актриса, которая теряла свой социальный статус и становилась infamis, «сомнительной репутации», сделав тело общедоступным; она, в действительности, теряла своё право на защиту от сексуального насилия или физического насилия.

Отношение к изнасилованию изменилось в империи с приходом к власти христиан. Святой Августин и другие отцы Церкви интерпретировали изнасилование как признание того, что жертва поощряет насильника к опытным удовольствиям.

При Константине, первом христианском императоре, если отец обвинил человека в похищении своей дочери, а дочь дала свое согласие на побег, то оба подлежат сжиганию живьем.

Если же она была изнасилована или похищена против своей воли, она всё равно изобличалась в качестве сообщника, «на том основании, что она могла бы спасти себя, крича о помощи».

Статус женщины Древней Греции

Из истории прoституции

Как устроен патриархат

www.molodostivivat.ru

Немного интересностей о женщинах Древнего Рима

Многие из нас знают о Римской империи достаточно фактов — и о ее правителях, и о законах, и о войнах, и об интригах. Но куда меньше информации о римских женщинах.

Фото: nakonu.com

Ведь на женщине во все времена держалась не только семья, но и устои общества. И Древний Рим не исключение, отмечают Нескучные новости.

Представляем вам 7 малоизвестных фактов о женщинах Древнего Рима.

1. Римские женщины и грудное вскармливание

Капитолийская волчица и римские близнецы Ромул и Рем

Богатые римские женщины обычно не кормили грудью своих детей. Вместо этого они передавали их кормилицам (обычно рабыням или нанятым женщинам), с которыми заключали договор на вскармливание. Соранус, автор известной работы II века по гинекологии, писал, что молоко кормилицы может быть предпочтительнее в первые дни после рождения. Обосновывал он это тем фактом, что мать может быть слишком истощена, чтобы полноценно кормить грудью. Также он не одобрял слишком частое кормление по факту того, что ребенок проголодался, и рекомендовал в шестимесячном возрасте уже переводить ребенка на «твердую» еду, такую как хлеб, смоченный в вине.

Женщины Древнего Рима

Но это не нашло поддержку у большинства римских врачей и философов. Они предположили, что материнское молоко лучше для здоровья ребенка, на том основании, что «кормилица может передать рабские дефекты своего характера ребенку». Эти же люди высказали мнение, что женщины, которые не кормят своего ребенка грудью, являются ленивыми, тщеславными и неестественными матерями, которые заботятся только о своих фигурах.

2. Кукла Барби для девочек Древнего Рима

Детство заканчивалось очень быстро для римских девочек. Согласно закону, они могли выходить замуж в возрасте 12 лет. Причиной этого было было то, что от девочек ожидали, чтобы они начали рожать как можно раньше (ведь в ту пору был очень высок уровень младенческой смертности). Накануне свадьбы девушка выбрасывала свои детские вещи, в том числе ее игрушки.

Деревяная кукла из сагкофага Крепереи Трифены

Эти же игрушки могли быть погребены с ней, если она умирала до достижения брачного возраста. В конце XIX века был обнаружен саркофаг, принадлежащий девушке по имени Креперея Трифена, которая жила во II веке в Риме. С ней была похоронена кукла из слоновой кости с руками и ногами на шарнирах. Рядом с куклой даже лежала небольшая коробка одежды и украшений, сделанных специально для нее. Но в отличии от современной Барби, у куклы Крепереи были широкие «детородные» бедра и округлый живот. Очевидно, что девушку с раннего детства готовили к роли будущей матери — к «достижению», которое было наиболее ценным для римских женщин…

3. После развода ребёнка оставляли с отцом

Развод был быстрым, простым и распространенным процессом в древнем Риме. Брак обычно использовался для облегчения политических и личных связей между семьями. Тем не менее, брачные узы можно было разорвать в короткие сроки, когда они больше не были полезными для той или иной стороны.

Римская семья

В отличие от сегодняшнего дня, не было никакой правовой процедуры для получения развода. Брак фактически считался закончен, когда муж (или, что встречалось гораздо реже, жена) заявлял об этом. Отцы также могли инициировать развод от имени своих дочерей, благодаря тому, что отец сохранял правовую опеку над своей дочерью даже после ее брака. Подобное позволяло семье невесты возвращать приданое в случае развода. Однако некоторые мужья пытались использовать юридическую лазейку, заявляя, что могут оставить приданое у себя, если их жены были уличены в неверности.

Женщины неохотно разводились, поскольку римская правовая система благоприятствовала отцу, а не матери в случае развода. На самом деле, у римских женщин не было никаких юридических прав по отношению к ее собственным детям. Однако, если это было удобнее отцу, то дети оставались жить с матерью после развода.

Мраморный бюст Юлии, сосланной ее отцом, императором Октавианом Августом

Известным примером подобного является случай с дочерью императора Октавиана Августа Юлией и ее матерью Скрибонией, от которых император отказался после знакомства с третьей женой Ливией.

4. Странная косметика

Римские женщины стремились хорошо выглядеть. Считалось, что внешний вид женщины свидетельствует о возможностях её мужа. Но с другой стороны модниц, пытающихся соответствовать идеалу красоты, зачастую высмеивали за это. Римский поэт Овидий (43-17 годы до н.э.) радостно глумился над женщиной за попытку сделать ей самодельный краситель для волос: «Я сказал Вам, что нужно просто не смывать краску, а теперь посмотрите на себя. Уже нечего и красить». В другом сатирическом памфлете писатель Ювенал (55-127 годы н.э.) рассказывает, как женщина пыталась сделать себе волосы пышными до тех пор, пока они не начали напоминать копну сена.

Состоятельная римлянка делает причёску в салоне красоты. Барельеф II века

В Древнем Риме была процветающая косметическая промышленность. Хотя некоторые рецепты были вполне «толковыми», такие как маски из измельченных лепестков роз и меда, другие могут заставить очень удивиться. К примеру, пятна на коже рекомендовалось лечить куриным жиром и луком. Раковины устриц использовались в качестве эксфолианта, а смесью измельченных дождевых червей и масла маскировали седые волосы. Другие авторы упоминали о крокодильем помете, используемом в качестве румян. В ходе археологических раскопок в Лондоне в 2003 году нашли небольшую коробочку, содержащую остатки 2000-летнего римского крема для лица. При анализе было установлено, что он был сделан из смеси животного жира, крахмала и олова.

5. Женское образование

Образование женщин было спорным вопросом в римский период. Базовые навыки чтения и письма преподавали большинству девушек в римских школах, а некоторые семьи использовали домашних учителей, чтобы научить своих дочерей более передовой грамматике или греческому языку.

Часть фрески с изображением читающей юной девушки, I век до нашей эры

Все это было предназначено для облегчения будущей роли девушки в управлении домашним хозяйством, а также служило для того, чтобы сделать ее более грамотной, и, следовательно, более интересной компаньонкой своего мужа. Хотя сохранилось очень мало примеров письменности женщин с древних времен, это не означает, что женщины не писали. К примеру, при раскопках римского форта Виндоланда нашли письма солдатских жен.

Однако, многие римляне считали, что чрезмерное образование может превратить женщину в претенциозное создание. Что еще хуже, интеллектуальная независимость могла считаться синонимом сексуальной распущенности. Тем не менее, некоторые элитные семьи поощряли своих дочерей учиться как можно больше.

6. «Первые леди»

Римские женщины не могли занимать никакие политические должности, но они могли оказывать влияние, к примеру, на результаты выборов. Фрески, сохранившиеся на стенах Помпеи, свидетельствуют о том, что женщины оказывали поддержку определенным кандидатам.

Ливия Друззила, жена императора Октавиана Августа, Рим

Жены политиков, тем временем, играли роль, практически не отличающуюся от роли супруг современных президентов и премьер-министров, выстраивая им образ «семьянина». Большинство римских императоров выстраивали идеализированные образы себя со своими женами, сестрами, дочерьми и матерьми. Разрабатывались даже монеты и скульптурные портреты, чтобы представить «первую семью Рима» гармоничной и сплоченной единицей, независимо от того, что было в реальности.

Валерия Мессалина — третья жена римского императора Клавдия

Когда Август стал первым императором Рима, он пытался сохранить иллюзию, что является «выходцем из народа». Вместо дорогостоящей одежды, он предпочитал носить простые шерстяные одежды ручной работы, которые вязали для него родственницы. Поскольку вязка считалась идеальным времяпрепровождением для послушной римской матроны, это способствовало созданию имиджа императорского дома в качестве образца морального приличия.

7. Римские императрицы — отравительницы и интриганки?

Отравительница Агриппина

Императриц Рима изображают в литературе и кино, как отравительниц и нимфоманок, которые не останавливались ни перед чем на своем пути. Утверждали, что жена Августа Ливия убила его после 52 лет брака, смазав ядом зеленый инжир, который император любил срывать с деревьев вокруг их дома. Агриппина, как говорят, также отравила своего пожилого мужа Клавдия, добавив смертельный токсин в его обед из грибов. Предшественница Агриппины Мессалина — третья жена Клавдия — запомнилась в первую очередь тем, что планомерно убивала своих врагов, а также имела репутацию ненасытной в постели.

Не исключено, что все эти истории были домыслами, которые распускали люди, которые беспокоились из-за близости женщин к власти.

neskuchno-news.com


Смотрите также