История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Доклад-сообщение Зевс - бог Древней Греции 5 класс. Зевс бог древней греции доклад


Сообщение про Зевса | Kratkoe.com

Сообщение про Зевса для детей может быть использовано при подготовке к уроку. Рассказ о Зевсе для детей может быть дополнен историями из мифов и легенд.

Доклад про Зевса

Зевс — главный и могущественный богов Древней Греции. Зевс — бог неба, грома и молний, отец богов и людей. Зевс был сыном Кроноса и Реи и принадлежал к третьему поколению богов, которые свергли второе поколение — титанов. Атрибутами Зевса были эгида (щит), скипетр, иногда орел, а местом его пребывания был Олимп.

Кронос безжалостно пожирал всех своих детей, опасаясь, что они восстанут против него. Рея спасла Зевса, своего шестого ребенка, дав Кроносу проглотить вместо младенца камень, завернутый в пеленки. Возмужавший Зевс заставил отца вернуть проглоченных им детей.

В знак благодарности братья и сестры отдали во владение своему спасителю громы и молнии. А чуть позже Зевс воевал с Кроносом и другими титанами, чтобы заполучить безграничную власть. Когда титаны были побеждены Зевс и его два брата Посейдон и Аид разделили власть между собой.

Зевс оставил себе небо, Посейдону досталось море, а Аиду — подземное царство душ умерших. И стал Зевс царить на Олимпе в окружении сонма богов. Рядом с Зевсом на троне сидит его жена, величественная богиня Гера.

Кроме того, Зевс распределил добро и зло на земле, вложил в людей стыд и совесть. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом, он покровитель городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев. Ему повинуются другие боги.

Надеемся, изложенная информация о Зевсе помогла Вам. А свой доклад о Зевсе Вы можете оставлять через форму комментариев.

kratkoe.com

Доклад-сообщение Зевс - бог Древней Греции 5 класс

Согласно древнегреческим мифам во Вселенной ничего не было и повсюду царил хаос. Из хаоса возродилась Земля. Ее звали Гея. Она создала горы, море и небо. Небо звали Ураном.

Гея и Уран стали супругами и у них родились дети: титаны, циклопы и гекатонхейры. Уран ненавидел своих детей и прятал их в тело Геи. Гея решила отомстить Урану за это, и попросила титанов помочь ей в этом. Титанов было 12 – 6 братьев и 6 сестер. Согласился помочь только самый младший титан Крон. Ему удалось гарпой (это кривая сабля) разделить Небо и Землю. Так к власти пришли титаны. Сам Крон стал властителем мира и женился на своей сестре Реи.

Когда-то Крону его родители предсказали, что он будет свергнут с власти одним из своих детей. Крон боялся этого, и всех своих детей проглатывал. Когда родился Зевс, Рея спрятала младенца на острове Крит в пещере, а Крону вместо ребенка дала проглотить камень.

Зевс рос под присмотром нимфы Амалфеи и охраной молодых воинов. Воины, что бы заглушить плач младенца, который мог привлечь внимание Крона, гремели своим оружием.

Когда Зевс вырос могущественным и сильным юношей, он поднял восстание против титанов. Ему в этом решились помочь его братья Аид и Посейдон. 10 лет шла война. В итоге Зевсу удалось победить Крона и остальных титанов. Он сбросил их вниз и заключил в пещеру под Тартаром.

Зевс поделил мир на три части. Брату Аиду он отдал подземное царство, брату Посейдону - морское царство, себе же он оставил небеса. Обосновался он на горе Олимп – самой высокой горе в Греции и являлся главным божеством всего пантеона. Он женился на своей сестре богине Гере.

Зевс был известен своими любовными похождениями. Из-за этого он часто ссорился со своей женой. У него было много любовных интриг, как с богинями, так и со смертными женщинами. Что бы добиться взаимности от объекта своего обожания, он часто превращался в различных животных. Например, когда он похищал Геру, превратился в кукушку. Его детьми от разных женщин были Аполлон, Артемида, Афина, Гефест, Арес и много других. Самым знаменитым его чадом от смертной женщины был Геракл.

Греки верили, что именно Зевс посылал на землю гром и молнии, вызывал дождь и ветра, а его оружием являлись молнии. Его называли отцом (что значит «правитель» и «защитник») как богов, так и людей. Так же они верили, что он с горы Олимп наблюдает за поведением людей, вознаграждает их за хорошие поступки и наказывает за плохие.

В произведениях изобразительного искусства Зевс представлял собой в виде бородатого возмужавшего человека крепкого телосложения. Статуя Зевса, созданная в 430 г. до н.э. скульптором Фидием, являлась одной из 7 чудес света. Она представляла собой образ Зевса, восседающего на троне. На правой вытянутой руке стояла статуя Победы (Ники), а в левой руке он держал скипетр, на котором восседал орел. Статуя была 12 метров в высоту и покрыта золотом, драгоценными камнями и слоновой костью. Предполагается, что данная статуя была разрушена одновременно с храмом в 426 г.н.э. или при пожаре в Константинополе (ныне Стамбул) 50-тью годами позже.

5 класс

Зевс - бог Древней Греции

Зевс - бог Древней Греции

Популярные доклады

  • Доклад Потребители и разрушители экосистемы

    Любая природная система является совокупностью живых и неживых организмов, способов их взаимодействия в пределах среды обитания. Для функционирования каждой системы нужно поддерживать беспрерывный круговорот веществ.

  • Доклад-сообщение День космонавтики коротко и просто

    12 апреля 1961 г. - «День космонавтики». Это одна из значимых дат в истории людей. В этот день в первые люди побывали в космосе, и смогли увидеть нашу вселенную с высоты. Человечество за долго до этого мечтало бывать в космосе, полететь и увидеть другие

  • Доклад-сообщение Колокольчик описание для детей 1, 2, 3 класса

    Гуляя по лесу или полю, можно сразу заметить удивительное растение колокольчик. Он приглянулся людям благодаря своей форме. С виду цветок напоминает маленький колокольчик, висящий на тоненьком стебельке, от этого и пошло его название. Колокольчик

more-dokladov.ru

Реферат на тему Боги древней Греции

ли молнии в руках Зевса, раздавались раскаты грома. Земля и небесный свод сотрясались до основания. Ярким пламенем вспыхнула земля, как и во время борьбы с титанами. Моря кипели от одного приближения Тифона. Сотнями сыпались огненные стрелы- молнии громовержца Зевса; казалось, что от их огня горят даже воздух и темные грозовые тучи. Зевс испепелил Тифону все его сто голов. Рухнул Тифон на землю. От тела его исходим такой жар, что плавилось все кругом. Зевс поднял тело Тифона и низверг в мрачный Тартар, породивший его. Но и в Тартаре грозит еще Тифон богам и всему живому. Он вызывает бури и извержения; он породил с Ехидной, полуженщиной-полузмеей, ужасного двуглавого пса Орфо, адского пса Кербера (Цербера), лернейскую гидру и Химеру; часто колеблет Тифон землю. Победители боги- олимпийцы своих врагов. Никто больше не мог противиться их власти. Они могли теперь спокойно править миром. Самый могущественный из них, громовержец Зевс, взял себе небо, Посейдон- море, а Аид- подземное царство душ умерших. Земля же осталась в общем владении. Хотя и поделили сыновья Крона между собой власть над миром, но все же над всеми царит повелитель неба Зевс; он правит людьми и богами, он ведает всем в мире. ~7~ Гера Богиня Гера, жена Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка. После того как Геру, и ее братьев и сестер изверг из своих уст побежденный Зевсом Крон, мать Геры Рея отнесла ее на край земли к седому Океану; там воспитала Геру Фетида. Гера долго жила вдали от Олимпа, в тиши и покое. Громовержец Зевс увидал ее, полюбил и похитил у Фетиды. Боги пышно справили свадьбу Зевса и Геры. Ирида и Хартии облекли Геру в роскошные одежды, и она сияла своей величественной красотой среди богов Олимпа, сидя на золотом троне рядом с Зевсом. Все боги подносили дары повелительнице Гере, а богиня Земля- Гея вырастила из недр своих в дар Гере дивную яблоню с золотыми плодами. Все в природе славило Геру и Зевса. Гера царит на высоком Олимпе. Повиливает она, как и муж ее Зевс, громами и молниями, по слову ее покрывают темные дождевые тучи небо, мановением руки подымает она грозные бури. Прекрасна Гера, волоокая, лилейнорукая, из-под винца ее ниспадают волной дивные кудри, властью и спокойным величием горят ее очи. Часто возражает Гера Зевсу и спорит с ним на советах богов. Тогда гневается громовержец и грозит жене наказаниями. Умолкает Гера и сдерживает гнев. Она помнит, как сковал ее Зевс золотыми цепями, повесил между небом и землей, привязав к ее ногам две тяжелые наковальни, и подверг бичеванию. Могущественна Гера, нет богини, равной ей по власти. Величественная, в длинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной, в колеснице, запряженной двумя бессмертными конями, съезжает она с Олимпа. Вся из серебра колесница, из чистого золота колеса, а спицы их сверкают медью. Благоухание разливается по земле там, где проезжает Гера. Все живое склоняется пред ней, великой царицей Олимпа. Царство мрачного Аида Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Никогда не проникают туда лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки ~8~ текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги. Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают стенаниями, полными печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды реки Леты (Отсюда выражение “кануло в Лету”, т.е. забыто навсегда.). По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела(дикий тюльпан), носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый пес Кербер, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Суровый старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни. Властитель этого царства Аид сидит на золотом троне со своей женой Персефоной. Ему служат неумолимые богини мщения Эринии (в переводе на русский “гневные”). Грозные, с бичами и змеями, преследуют они преступника; не дают ему ни минуты покоя и терзают его угрызения совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят они свою жертву. У трона Аида сидят судьи царства умерших- Минос и Радамант. Здесь же, у трона, бог смерти Танат с мечем в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями. Могильным холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы срезать своим мечем прядь волос с его головы и исторгнуть душу. Рядом с Танатом и мрачные Керы. На крыльях носятся они, неистовые, по полю битвы. Керы ликуют, видя, как один за другим падают сраженные воины; своими кроваво-красными губами припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных и вырывают из тела их души. Здесь же, у трона Аида, и прекрасный юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается Гипнос своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противится ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон. Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них боги, дающие вещие и радостные сновидения, но есть боги и страшных, ~9~ гнетущих сновидений, пугающих и мучающих людей. Есть боги лживых снов: они вводят человека в заблуждение и часто ведут его к гибели. Царство Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме Ужасное приведение Эмпуса с ослиными ногами; заманив в ночной тьме хитростью людей в уединенное место, оно выпивает всю кровь и пожирает их еще трепещущие тело. Там бродит и чудовищная Ламия; она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови. Над всеми приведениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками (чудовищные собаки с берегов подземной реки Стикс). Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтят ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак. Ужасно царство Аида и ненавистно оно людям. Подземные боги олицетворяли главным образом грозные силы природы; они много древнее богов-олимпийцев. В народных верованиях они играли более значительную роль. Посейдон и божества моря Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец брата громовержца Зевса, колебателя земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем. Там, в глубине моря, живет Посейдон и его прекрасная супруга Амфитрита, дочь морского вещего старца Нерея, которую похитил Посейдон у ее отца. Он увидал однажды, как водила она хоровод со своими сестрами-нереидами на берегу острова Наксос. Пленился бог моря прекрасной Амфитритой и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог Посейдон найти прекрасную дочь Нерея. Наконец открыл ему ее убежище дельфин; за эту услугу поместил Посейдон дельфина в число небесных созвездий. Посейдон похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней. С тех пор живет Амфитрита с мужем своим Посейдоном в подводном царстве. Высоко над дворцом шумят морские волны. Сонм морских божеств окружает Посейдона, послушный его воле. Среди них сын Посейдона Тритон, громовым звуком своей трубы из раковины ~10~ вызывающий грозные бури. Среди божеств и прекрасные сестры Амфитриты, нереиды. Посейдон властвует над морем. Когда он на своей колеснице, запряженной дивными конями, мчится по морю, расступаются вечно шумящие волны. Равный красотой самому Зевсу, быстро несется Посейдон по безбрежному морю, а вокруг него играют дельфины, рыбы выплывают из морской глубины и теснятся вокруг его колесницы. Когда же взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем, тогда, словно горы, вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Бьются с шумом морские валы о прибрежные скалы и колеблют землю. Но простирает Посейдон свой трезубец над волнами- они успокаиваются. Стихает буря, снова спокойно море, ровно, как зеркало, и чуть слышно плещется у берега- синее, беспредельное. Среди божеств, окружающих Посейдона, вещий мокрой старей Нерей, ведающий все сокровенный тайны будущего. Нерею чужды ложь и обман; только правду открывает он богам и смертным. Мудры советы, которые дает вещий старец. Среди божеств моря- старец Протей, меняющий, подобно морю, свой образ и превращается, по желани
скачать работу
Боги древней Греции

referat.resurs.kz

Боги Древней Греции — доклад

Введение 

     Гомер «Одиссея»

     Тема: «Боги в Древней Греции».

     Причиной, послужившей для написания работы, стало желание ознакомить других с древне-греческими богами – главными олицетворениями природы.

     Актуальность этой темы пропала в наши дни, лишь некоторые из нас интересуются богами этой древней культуры.

     Целью реферата является показать сущность известных богов и доказать, что эти мифические существа могут быть интересны.

     Объект  исследования – древнегреческие боги. Этих существ можно назвать воплощением сил природы и хранителями древних наук и искусств. Они – защитники гармонии и законности в природе, карающие людей за их проступки и грехи.

     Задачи:

  1. Раскрыть особенности богов и богинь.
  2. Проследить могущественные силы, присутствующие в образах рассматриваемых сверхъестественных существ.
  3. Определить роль богов в жизни человека и всего мира.
  

           

Миф 

     Что такое миф? В «школьном понимании» - это прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских богов и героев – поэтические, наивные, нередко причудливые. Само слово «миф», греческое и означает предание, сказание. Вплоть до 19 в. в Европе были наиболее распространены лишь античные мифы – рассказы древних греков и римлян о своих богах, героях и других фантастических существах. Особенно широко имена древних богов и героев и рассказы о них стали известны с эпохи Возрождения (15-16вв.), когда в европейских странах оживал интерес к античности. Примерно в тоже время в Европу проникают первые сведения о мифах арабов и американских индейцев. В образованной среде общества вошло в моду употреблять имена античных богов в аллегорическом смысле: говоря «Марс» подразумевали войну, под «Венерой» разумели любовь, под «Минервой» - мудрость, под «музами» - различные науки и искусства. Такое словоупотребление удержалось до наших дней, в частности в поэтическом языке, вобравшем в себя многие мифологические общества.

     Разнообразие  мифов очень велико. Все они  по-своему интересны, но самыми известными являются древнегреческие мифы. Рассмотрим богов, присутствующих в мифологии  Древней Греции. Боги как могущественные сверхъестественные существа являются главными персонажами большинства мифов в так называемых развитых мифологиях.

     Мифы  древних греков говорят: вначале  не было ничего, кроме вечного Хаоса.

     Хаос  по-гречески означает «зев», «зияние», «развернутое пространство», «бездна». Из него уже возникли Гея – Земля, Тартар, Эрос, Ночь и Эреб – первоосновы жизни. Поэты-орфики сближали Хаос с мировым яйцом, источником жизни. Поздняя античность отождествляет ХАОС с Аидом. Овидий представляет Хаос грубой и бесформенной материей, где смешались суша и воздух, тепло и холод, твердое и мягкое. Хаос – одновременно животворящая и уничтожающая сила. Он бесконечен во времени и пространстве. Из Хаоса также произошли мир и бессмертные боги. 

Боги  и богини 

     Богов и богинь в Древней Греции было конечно не мало и всех их сосчитать и рассмотреть не  возможно, но можно познакомиться с некоторыми из них. Первым из богов воцарился Уран-небо. 

Уран 

     Уран  был супругом Геи – богини земли. Урана родила Гея, а затем, вступив  с ним в брак, произвела на свет киклопов, гекатонхейров и титанов. Уран с первого взгляда возненавидел своих детей-чудовищ, заточил их в недра земли «и злодейством своим наслаждался». Гею тяготило ее время, и она подговорила детей наказать отца; для этого она дала им оружие – серп. Младший из детей оскопил отца серпом и заточил его в тартар. Из крови Урана, полившейся на землю, родились гиганты, эриннии и мели. Уран и Гея – это первое, самое древнее поколение богов. Именно они положили начало роду чудовищ, с которыми пришлось воевать более поздним, классическим богам и многим поколениям героев.

     Власть  у Урана отнял его сын Крон, тот самый, что оскопил и заточил  отца в тартар. По преданию, время  его правления было Золотым веком, когда люди не знали труда и  смерти.    

Крон 

     Крон  или Кронос женился на своей сестре Рее и, боясь предсказанной ему участи быть свергнутым своим сыном – он проглатывал всех своих детей. Когда родился младший сын, Зевс, Рея обманула мужа и дал проглотить ему камень, завернутый в пеленку, а Зевса спрятала на отрове Крит. Возмужав, Зевс заставил Крона вернуть всех проглоченных им детей, напоив волшебным напитком, а самого сверг и сбросил в тартар.

     Имя Кронос сближают с греческим «хронос» - «время». Его изображают со зловещей косой в раках – возможно в нее превратился серп, которым он совершил «нечестивое дело» над своим отцом.

     После смерти Крона произошла великая  борьба за власть титанов и богов-олимпийцев. Когда олимпийцы победили титанов – это означало победу силу разума, порядка и гармонии. Зевс, Аид и Посейдон – три брата, которые поделили верховную власть над миром. Зевсу достался Олимп и стал именоваться Олимпийским, или Фессаолийским, олицетворяя только светлую, животворящую силу. Аид поселился в своих подземных владениях, а Посейдон получил в удел море, после чего поселился в подводном золотом дворце в Эгах, покинув Олимп. 

Зевс  и его жены 

     Зевс  – исконно греческое божество, имя его означает «светлое небо»; связывают его имя с греческими словами «жизнь», «орошение», «то, через  что все существует».

     Поначалу  Зевс мыслился владыкой и живых и мертвых, он вершил суд над умершими и объединил в себе начало жизни и смерти. Это архаическое божество называли Хтонием – подземным и поклонялись ему в Каринфе.

     Зевс  страшится судьбы свергнутых Урана  и Крона, и когда Гея предвещает ему рождение более сильного, чем он сына он проглатывает свою первую жену Метиду (мудрую богиню, имя ее означает «мысль»), чтобы этого не случилось. Метида же, поглощенная Зевсом, подает ему советы и помогает различать зло и благо.

     После Метиды Зевс взял в жены богиню справедливости Фемиду. Фемида – древнее могучее божество, иногда она мыслиться матерью Геей, хранительницей древней мудрости и вещего дара. В классической мифологии Фемида уже не отожествляется с землей. Она навсегда осталась советницей Зевса, сидит у подножья олимпийского трона и ведет с ним беседы.

     Третья  – и последняя – законная супруга  Зевса Гера. Имя Гера означает «госпожа», «охранительница». Перед битвой с  титанами мать спрятала Геру на краю земли, у Океана и Тефиды. Там ее нашел  Зевс и, пылко полюбив, сделал ее законной супругой. Гера более древнее божество, чем Зевс. В ее характере – следы архаического, стихийной, неразумной силы. Она пытается отстаивать свою независимость перед мужем, часто спорят они между собой, у Геры свои симпатии и интересы. Гера – покровительница брака и семьи. Она ревнует многоженца Зевса и преследует его возлюбленных. Эта богиня обидчива и мстительна. Она родила Зевсу Гебу, богиню юности, Илифию, покровительницу рожениц, и бога войны, Ареса.

     Браки Зевса вносят в мир гармонию и разумную красоту. У богини Фемиды родились от Зевса горы – богини смена времен года, размеренности и порядка, и мойры – богини судьбы. У богини Мнемосины, одной из возлюбленной Зевса, родились десять муз – покровительниц искусств и наук. Океанида Эвринома родила сияющий харит, олицетворяющий радость, красоту и веселье, кроткая Лето – грозного и прекрасного Аполлона и богиню-охотницу Артемиду. От Зевса родилась и мудрая Афина, и по некоторым версиям – Афродита. Смертные женщины рожали Зевсу героев-победителей древних чудовищ, мудрецов и основателей городов.

     В отличие от коварных, буйных и необузданных богов предшествующих поколений, Зевс стоит на страже законности и порядка. Он сам подчиняется приговорам мойр. Веления судьбы скрыты от него; чтобы  их узнать, он взвешивает жребий на золотых весах, и если жребий смерти выпал даже его сыну – не смеет этому препятствовать. Поэтому он строго карает все нарушения закона – будь их нарушителями боги или смертные.

     Зевс  борется со злом, наказывая отдельных  «кознодеев» вроде Тантала или Сизифа, и осуществляет исполнение родовых проклятий над целыми поколениями людей.

     Обладая мощью и властью древнего первобытного божества, Зевс охраняет мораль и право  – основы древней государственности. Он покровитель сирот, молящих, путников.

     Почитают  Зевса и как хранителя семьи  и рода. Его называли «отец», «всепородитель», «отчий», «родовой»; войны молились ему о победе, обращаясь к Зевсу: «воинский», «носитель победы», а  скульптор Фидий изваял Зевса, держащего  в руке фигурку богини Нике. Одним словом, Зевс – вообще заступник эллинов.

     В более древних мифах на первый план выносится стихийная мощь Зевса.

     Атрибуты  верховного бога – эгида, скипетр, иногда молот. Святилища Зевса находились в Додоне и Олимпии. В Олимпии в честь этого божества каждые четыре года устраивались знаменитые Олимпийские игры, во время которых прекращались все войны в Греции.

     Сохранились культовые статуи Зевса, где он изображен  сидящим на троне со своими атрибутами власти. Дошла до нас античная скульптура «Зевс Отриколи», многочисленные рельефы Парфенона и Пергамского алтаря, изображающего Зевса среди олимпийцев, битву Зевса с гигантами и рождение Афины из его головы.     

Аид

     Аид – бог подземного царства. Древние  греки представляли себе загробный  мир мрачным, страшным, а жизнь в нем казалась им полной страданий и несчастья. Бесплотные тени проносились по мрачным полям подземного царства, издавая тихие, жалобные стоны. В царство Аида несла свои воды река Лета, дающая забвение всему, что приходит на землю. Суровый Харон перевозил души умерших на другой берег реки Стикс, откуда никому не было возврата.

     Золотой трон Аида окружали ужасные, мрачные  существа.

     Аиду  не приносят жертв, у него нет детей, и даже жену он добыл незаконно  и хитростью. Дав проглотить ей гранатовое зернышко, вынудил ее возвращаться к нему хотя бы на треть года. По свидетельству Павсания, Аида почитали только в Элиде, где раз в году открывался его храм и туда входили жрецы Аида. Имя Аид означает «невидимый», «безвидный», «ужасный».

     Пожалуй единственным добрым существом, обитавшем в царстве подземного бога, был бог сна Гипнос.

     Гипнос  – сын Ночи и брата Смерти –  Таната, а также мойр и Немесиды. Гипнос, в отличие от Таната, спокойное и благосклонное к людям божество. Он неслышно носился повсюду на своих прозрачных крыльях и выливал из рога снотворный напиток. Стоило этому богу нежно коснуться своим волшебным жезлом человеческих глаз, как люди тут же погружались в глубокий сладкий сон. Даже великий Зевс не в силах был устоять перед Гипносом.      

Посейдон 

     Посейдон  – один из главных олимпийских  богов, владыка моря. Его супруга, нереида Амфитрита, родила ему сына Тритона – бога морских глубин. Посейдон мчится по морю на колеснице, запряженной длинногривыми конями и смеряет волны своим трезубцем.

     В древнейших представлениях греков Посейдон связан с землей – ведь именно вод делает землю плодородной. На это указывают и его эпитеты «земледержец», «колебатель земли», и легенды, в которых он высекал своим трезубцем из земли источник воды, и воплощение его в земных животных – быка и коня.

     Как полагается древнему божеству, Посейдон мстителен, злопамятен, буен. Он считает себя равным своему брату Зевсу и иногда в открытую враждует с ним.

     Дети  Посейдона также отличались дикостью и стихийной, чудовищной силой.

     Это буйные и дерзкие великаны Сарпедон, Орион и братья Алоады; царь бебриков, сын земли силач Антей, дикий и мрачный людоед Полифем, царь Бусирис, убивающий чужестранцев, разбойники Керкион и Скирон. От горгоны Медузы у Посейдона были воин Хрисаор и крылатый конь Пегас, от Деметры конь Арейон, чудовищный минотавр, рожденный Пасифаей, - тоже сын Посейдона.

freepapers.ru

Зевс реферат по истории 5 класс учителя Дмитриевой Н.В.

hello_html_511579cf.jpg

Зевс – главный из древнегреческой мифологии бог грома и молний.

Реферат

Выполнен Дмитриевой Н.В.,

учителем высшей категории

Зевс — в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи (ошибочно сын Кроноса и Геи) . Брат Аида, Гестии, Деметры, и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера. Отец богов и людей. В римской мифологии отождествлялся с Юпитером.

Атрибутами Зевса были: щит и двусторонний топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец). Зевс мыслится «огнём», владея небом.

Кроме того, он распределяет добро и зло на земле, вложил в людей стыд и совесть. Зевс — грозная карающая сила, иногда его ассоциируют с судьбой, иногда — сам выступает как существо, подвластное судьбе, року. Он может предвидеть будущее, возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом. Он покровитель городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев. Ему повинуются другие боги.

Рождение Зевса.

Зевс принадлежит третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отцу Зевса Кроносу было предсказано, что ему суждено быть поверженным собственным сыном и, чтобы не быть сверженным своими детьми, он каждый раз проглатывал только что рождённого Реей ребёнка.

Рея решилась, наконец-то, обмануть супруга и втайне родила очередного ребёнка — Зевса. Разные версии мифа называют местом рождения остров Крит. Кроносу же вместо новорождённого она дала проглотить запелёнатый камень.

Борьба за власть.

Когда Зевс вырос, он сделал зелье, которое заставило Кроноса выплюнуть братьев Зевса. По одной из версий, Зевс воспитывался на Наксосе. Когда он отправлялся в поход на титанов, то заметил орла и угадал в нём благое предзнаменование. Когда боги делили пернатых, Зевсу достался орёл. На скипетре Зевса — орёл. Когда Зевс выступил против Кроноса, боги заключили союз. Жертвенник, на котором они клялись, они сделали созвездием.Затем вместе с Зевсом боги начали борьбу с Кроносом. Битва длилась 9 лет, но не выявила победителя. Тогда Зевс освободил из Тартара циклопов и сторуких, которые поклялись в верности Зевсу. Наконец титаны были повержены и низвергнуты в бездну.

Правление.

Три брата — Зевс, Посейдон и Аид — разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мёртвых. В древнейшие времена Зевс владычествовал над землёй и в подземелье, вершил суд над мёртвыми. В период патриархата Зевс находится на горе Олимп и именуется Олимпийским.

Попытки свержения Зевса.

Первая попытка свержения Зевса была предпринята Посейдоном, Герой и Аполлоном: они заковали Зевса цепью и уже хотели было заключить его в Тартар, но его возлюбленная нереида Фетида призвала на помощь сына Урана —Бриарея. После бунта Посейдон и Аполлон строили стены Трои, а Гера была подвешена на золотых цепях между небом и землёй. Во второй раз было пророчество, которое никто не знал, кроме Геи и Прометея. Гею Зевс не осмелился тревожить, так как она столь древняя и почтенная, а Прометей ничего не сказал тогда Зевсу, ибо правил он жестоко и алчно. Зевс приковал Прометея цепями к дикому утесу за то, что он похитил огонь для людей в кузнице Гефеста. Спасло Прометея его умение предсказывать будущее. Через много лет Прометей открыл пророчество Зевсу, и тот не женился на Фетиде. Она по пророчеству родит Зевсу сына, который станет сильнее отца, назовут его Гераклом

Древнегреческий город Олимпия был местом культа верховного бога древних греков Зевса и проведения, посвящённых ему Олимпийских игр, Это был величайший художественный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль Олимпии в основном сложился в VII - IV веках до н.э. Здесь были возведены великолепные храмы богов - большие и малые. Там находилось и одно из семи чудес света - Статуя Зевса Олимпийского- прославленная статуя царя богов и людей работы великого греческого скульптора Фидия. 

Открытые части тела статуи были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной.

Статуя была огромна - высота статуи достигала ок. 17 м. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. 

hello_html_1435fd17.jpg.

Храм Зевса в Афинах 

hello_html_m64dcf76e.jpg

infourok.ru

Доклад : Зевс

Зевс

Зевс, Дий (Z e u z) · верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Зевс - исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает "светлое небо". В античности этимология слова "Зевс" связывалась с корнями греческих слов "жизнь", "кипение", "орошение", "то, через что все существует". Зевс - сын Кроноса (отсюда имена Зевс Кронид, Кронион) и Реи, он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец Зевса, боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рожденного Реей ребенка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося Зевса завернутый камень, а младенец в тайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта. Согласно другому варианту, Рея родила Зевса в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормивших его молоком козы Амалфеи. Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания Зевса Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся эооморфным воплощением Зевса (в образе быка Зевс похитил Европу). Главным местопребыванием Зевса Лабриса, или Зевса Лабрандского (ср. этимологическое родство названий лабрис - лабиринт), считался лабиринт; чудовищный миксантропический Минотавр - обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей Зевса Критского. Образ архаического Зевса сближается с Загреем, который впоследствии мыслился как сын Зевса.

В системе мифов о Зевсе Олимпийском пребывание его на Крите является одним из архических рудиментов и обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца Зевса. В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал ("пуп земли") - камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца Зевса. Омфал был поставлен Зевсу в Пифоне под Порнасом как памятник на диво всем смертным.

Возмужавший Зевс вывел своих братьев и сестер из утробы Крона, напоив его по совету Метиды, зельем. За это они отдали во владение Зевсу громы и молнии. Затем он начал борьбу за власть с Кроном и другими титанами. В титаномахии, продолжавшейся десять лет, Зевсу помогали сторукие; киклопы выковали ему гром, молнию и перун. Побежденные титаны были низвергнуты в тартар.

Три брата - Зевс, Посейдон и Аид - разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону - море, Аиду - царство мертвых. В древнейшие времена Зевс совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землей и под нею, вершил суд над мертвыми. Отсюда один из эпитетов Зевса Хтоний ("подземный"). Зевса Хтония почитали в Коринфе. Однако позднее Зевс стал олицетворять только светлую сторону бытия. В период патриархата Зевс локализуется на гору Олимп и именуется Олимпийским (или Фессалийским).

Утверждение Зевса происходит с большим трудом. Против Зевса восстает Гея и насылает на него свое порождение - Тифона, но Зевс побеждает это дикое тератоморфное существо огненными молниями. По одному из вариантов, Зевс забросил Тифона в Тартар, по другому - навалил на него Этну. Но борьба с хтоническими чудовищами продолжалась; Гея породила новых детей - гигантов и разразилась гигантомахия. По Аполлодору, гигантомахия произошла раньше тифонии, так что Тифон мыслится еще более ужасным чудовищем, чем гиганты.

Борьба Зевса и олимпийцев с миров чудовищ приводит к еще одной смене поколений богов (до этого Урана сверг Крон, а теперь Крона - Зевс). Так называемая орфическая теогония считала древнейшими владыками мира, бывшими еще до Крона и Реи, Эвриному и Офиона - по всей очевидности, змеевидных существ, владевших Олимпом, тоже уступивших насилию и низринутых в глубь океана. Эвринома на дне океана спасет Гефеста, сброшенного с Олимпа. Но самому Зевсу тоже угрожает потеря власти от сына. Зевсу приходится бороться за власть даже со своими ближайшими родственниками: против него восстают Гера, Посейдон и Афина Паллада (по другой версии, Аполлон), но ему оказывает помощь Фетида (дочь Нерея, сестра свергнутой владычицы Олимпа Эвриномы), призвав на Олимп сторуких, которые устрашают заговорщиков. Зевс - новое олимпийское божество - обращается за помощью к чудовищам, рожденным Землей, и борется с такими же порождениями Земли. Олимпийский Зевс считается отцом богов и людей, но его власть над олимпийской семьей не очень тверда, а веления судьбы ему часто неведомы, и он узнает их, взвешивая на золотых (м.б. небесных, солнечных весах) судьбы героев. Именно по совету Геи, открывает Зевс тайну, известную и Прометею, что такой же сын родится от Фетиды. Отказавшись от брака с Фетидой и выдав ее за героя Пелея, Зевс способствовал возникновению Троянской войны, исполняя просьбу матери Земли.

Вторая супруга Зевса - богиня справедливости Фемида. Их дочери оры сообщают жизни богов и людей размеренность и порядок, а мойры, богини судьбы, от которой сам Зевс уже не зависит, как бы продолжают его волю. Управляемый Зевсом мир олимпийцев заметно меняется. Хариты, дочери Зевса от Эвриномы, вносят в жизнь радость, веселье, изящество. Деметра как супруга Зевса - уже не порождающая чудовищ Земля, а богиня обработанных полей. Даже Аид похищает Персефону, дочь Зевса, с его дозволения. Мнемозина, богиня памяти, рождает Зевсу девять муз (таким образом, Зевс становится источником вдохновения, наук и искусств). От Лето у Зевса - Аполлон и Артемида.

Третья по счету, но первая по значению жена Гера - богиня законного супружества и покровительница брачных законов. Так Зевс постепенно преобразует мир, порождая богов, вносящих в этот мир закон, порядок, науки, искусство, нормы морали и прочее.

Однако во многих мифах заметны древние доолимпийские связи Зевса. Он вступает в брак с музой Каллиопой, рождающей экстатических корибантов, демонических служителей хтонической Великой матери Кибелы, охранявших младенца Зевса на Крите. Зевс все еще пользуется своим древнейшим орудием - громами и молниями, грубой силой подавляя сопротивление или наказывая. У Гомера он "громовержец", "высокогремящий", "тучегонитель", насылатель ветров, дождей и ливней. О зевсовых ливнях упоминает Гесиод, Зевс "дождит", по выражению Алкея. Павсаний отмечает, что в Афинах была статуя Геи-земли, молящей Зевса о ниспослании дождя, афиняне просили Зевса пролиться дождем над пашнями. В виде дуба, корни которого омывал ручей, почитался Зевс Додонский в Додоне; его супругой считалась океанида Диона.

Зевс Олимпийский - покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги. Он дает людям законы. Зевс вообще оказывается принципом жизни, породителем всего живого, "дарователем жизни", "всепородителем". Зевс покровительствует родовой общности людей, отсюда Зевс "родовой". В "Умоляющих" Эсхила представлена величественная фигура великого бога, справедливого защитника и помощника людей. Благодетельные функции нашли отражение в его эпитетах: "помощник в беде", "спаситель", "спаситель города", "основатель", "оградитель", Полией - "городской", Полиух - "владетель государства". Зевс Филий (покровитель дружеских союзов), "отчий", "отец", "отеческий". Он следит за соблюдением клятв. Зевс - помощник воинов и сам стратег, полководец (надписи на монетах), "воинский", "носитель победы". Известен Зевс Булей, покровитель народного собрания, скипетродержец, царь, "владыка владык, совершеннейшая сила блаженных и совершенных", "всецарь", "эллинский" и даже "всеэллинский", которому в Афинах был учрежден специальный культ.

Зевс Олимпийский - отец многих героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Его сыновья - Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудреца Минос, Радаманф и Эак. Покровительствуя героям, уничтожающим хтонических чудовищ, Зевс осуждает кровопролитие и стихийные бедствия войны в лице Ареса. Однако в мифах о рождение героев заметны древние фетишистские мотивы. Зевс является к Данае в виде золотого дождя, Семеле - с молниями и громами, Европу он похищает, обернувшись быком, к Леде является лебедем, Персефоне - змеем. Древние зооморфные мотивы заметны и в том, что Зевс превращает в животных своих возлюбленных, желая скрыть их от гнева Геры (Ио в корову, Каллисто в медведицу). Будучи "отцом людей и богов", Зевс вместе с тем является грозной карающей силой. По велению Зевса прикован к скале Прометей, укравший искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обреченным Зевсом на жалкую участь. Несколько раз Зевс уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра. Зевс хочет уничтожить жалкий род людей и "насадить" новый. Троянская война - тоже следствие решения Зевса покарать людей за их нечестие. Зевс уничтожает род атлантов, забывших о почитании богов, и Платон называет этого Зевса "блюстителем законов".

Зевс насылает проклятия, которые страшно реализуются на отдельных героях и целом ряде поколений (Тантал, Сисиф, Атриды, Кадмиды). Так, древний архаический Зевс принимает все более очевидные моральные черты. Хотя и утверждает он свои принципы с помощью силы. Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков, как раз не с дарами Прометея, из-за которых люди возгордились, а с деятельностью Зевса, который вложил в людей стыд и совесть, качества, необходимые в социальном общении. Зевс, который мыслился "огнем", "горячей субстанцией" и обитал в эфире, владея небом как своим домом, становится организующим средоточием космической и социальной жизни на Олимпе, где земля сходится с небом и где небо переходит в огненный тончайший эфир.

Мифология Зевса Олимпийского отражает укрепление патриархальной власти басилеев, особенно микенских царей, хотя и не доходит до абсолютной централизации этой власти (по Гесиоду, Зевс был избран на царство богами). Только в эллинистическую эпоху Зевс принимает образ мирового вседержителя и вершителя мировых судеб, того "всецаря" и "всеэллинского" владыки, которого воспевали в поздних Орфических гимнах и в гимне "К Зевсу" стоика Клеанфа, где универсализм и космизм Зевса принимают монотеистические черты.

Атрибуты Зевса - эгида, скипетр, иногда молот. Культовые праздники в честь Зевса немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов - исполнителей воли Зевса, находившихся в гораздо более близких отношениях к человеку: на Аполлона - пророчество, на Деметру - земледелие, на Афину - мудрость и искусства. В честь Зевса Олимпийского устраивались панэллинские Олимпийские игры в Олимпии - как символ единения и взаимного согласия греческих полисов, Немейские игры, а также праздник 20 июля, посвященный также богу солнца Гелиосу. Зевсу соответствует римский Юпитер.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://greekroman.ru/

topref.ru

Реферат - Зевс - Религия

, Дий (Z e u z) · верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Зевс — исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо». В античности этимология слова «Зевс» связывалась с корнями греческих слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что все существует». Зевс — сын Кроноса (отсюда имена Зевс Кронид, Кронион) и Реи, он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отец Зевса, боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рожденного Реей ребенка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося Зевса завернутый камень, а младенец в тайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта. Согласно другому варианту, Рея родила Зевса в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормивших его молоком козы Амалфеи. Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания Зевса Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся эооморфным воплощением Зевса (в образе быка Зевс похитил Европу). Главным местопребыванием Зевса Лабриса, или Зевса Лабрандского (ср. этимологическое родство названий лабрис — лабиринт), считался лабиринт; чудовищный миксантропический Минотавр — обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей Зевса Критского. Образ архаического Зевса сближается с Загреем, который впоследствии мыслился как сын Зевса.  

В системе мифов о Зевсе Олимпийском пребывание его на Крите является одним из архических рудиментов и обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца Зевса. В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал («пуп земли») — камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца Зевса. Омфал был поставлен Зевсу в Пифоне под Порнасом как памятник на диво всем смертным.  

Возмужавший Зевс вывел своих братьев и сестер из утробы Крона, напоив его по совету Метиды, зельем. За это они отдали во владение Зевсу громы и молнии. Затем он начал борьбу за власть с Кроном и другими титанами. В титаномахии, продолжавшейся десять лет, Зевсу помогали сторукие; киклопы выковали ему гром, молнию и перун. Побежденные титаны были низвергнуты в тартар.  

Три брата — Зевс, Посейдон и Аид — разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мертвых. В древнейшие времена Зевс совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землей и под нею, вершил суд над мертвыми. Отсюда один из эпитетов Зевса Хтоний («подземный»). Зевса Хтония почитали в Коринфе. Однако позднее Зевс стал олицетворять только светлую сторону бытия. В период патриархата Зевс локализуется на гору Олимп и именуется Олимпийским (или Фессалийским).  

Утверждение Зевса происходит с большим трудом. Против Зевса восстает Гея и насылает на него свое порождение — Тифона, но Зевс побеждает это дикое тератоморфное существо огненными молниями. По одному из вариантов, Зевс забросил Тифона в Тартар, по другому — навалил на него Этну. Но борьба с хтоническими чудовищами продолжалась; Гея породила новых детей — гигантов и разразилась гигантомахия. По Аполлодору, гигантомахия произошла раньше тифонии, так что Тифон мыслится еще более ужасным чудовищем, чем гиганты.  

Борьба Зевса и олимпийцев с миров чудовищ приводит к еще одной смене поколений богов (до этого Урана сверг Крон, а теперь Крона — Зевс). Так называемая орфическая теогония считала древнейшими владыками мира, бывшими еще до Крона и Реи, Эвриному и Офиона — по всей очевидности, змеевидных существ, владевших Олимпом, тоже уступивших насилию и низринутых в глубь океана. Эвринома на дне океана спасет Гефеста, сброшенного с Олимпа. Но самому Зевсу тоже угрожает потеря власти от сына. Зевсу приходится бороться за власть даже со своими ближайшими родственниками: против него восстают Гера, Посейдон и Афина Паллада (по другой версии, Аполлон), но ему оказывает помощь Фетида (дочь Нерея, сестра свергнутой владычицы Олимпа Эвриномы), призвав на Олимп сторуких, которые устрашают заговорщиков. Зевс — новое олимпийское божество — обращается за помощью к чудовищам, рожденным Землей, и борется с такими же порождениями Земли. Олимпийский Зевс считается отцом богов и людей, но его власть над олимпийской семьей не очень тверда, а веления судьбы ему часто неведомы, и он узнает их, взвешивая на золотых (м.б. небесных, солнечных весах) судьбы героев. Именно по совету Геи, открывает Зевс тайну, известную и Прометею, что такой же сын родится от Фетиды. Отказавшись от брака с Фетидой и выдав ее за героя Пелея, Зевс способствовал возникновению Троянской войны, исполняя просьбу матери Земли.  

Вторая супруга Зевса — богиня справедливости Фемида. Их дочери оры сообщают жизни богов и людей размеренность и порядок, а мойры, богини судьбы, от которой сам Зевс уже не зависит, как бы продолжают его волю. Управляемый Зевсом мир олимпийцев заметно меняется. Хариты, дочери Зевса от Эвриномы, вносят в жизнь радость, веселье, изящество. Деметра как супруга Зевса — уже не порождающая чудовищ Земля, а богиня обработанных полей. Даже Аид похищает Персефону, дочь Зевса, с его дозволения. Мнемозина, богиня памяти, рождает Зевсу девять муз (таким образом, Зевс становится источником вдохновения, наук и искусств). От Лето у Зевса — Аполлон и Артемида.  

Третья по счету, но первая по значению жена Гера — богиня законного супружества и покровительница брачных законов. Так Зевс постепенно преобразует мир, порождая богов, вносящих в этот мир закон, порядок, науки, искусство, нормы морали и прочее.  

Однако во многих мифах заметны древние доолимпийские связи Зевса. Он вступает в брак с музой Каллиопой, рождающей экстатических корибантов, демонических служителей хтонической Великой матери Кибелы, охранявших младенца Зевса на Крите. Зевс все еще пользуется своим древнейшим орудием — громами и молниями, грубой силой подавляя сопротивление или наказывая. У Гомера он «громовержец», «высокогремящий», «тучегонитель», насылатель ветров, дождей и ливней. О зевсовых ливнях упоминает Гесиод, Зевс «дождит», по выражению Алкея. Павсаний отмечает, что в Афинах была статуя Геи-земли, молящей Зевса о ниспослании дождя, афиняне просили Зевса пролиться дождем над пашнями. В виде дуба, корни которого омывал ручей, почитался Зевс Додонский в Додоне; его супругой считалась океанида Диона.  

Зевс Олимпийский — покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги. Он дает людям законы. Зевс вообще оказывается принципом жизни, породителем всего живого, «дарователем жизни», «всепородителем». Зевс покровительствует родовой общности людей, отсюда Зевс «родовой». В «Умоляющих» Эсхила представлена величественная фигура великого бога, справедливого защитника и помощника людей. Благодетельные функции нашли отражение в его эпитетах: «помощник в беде», «спаситель», «спаситель города», «основатель», «оградитель», Полией — «городской», Полиух — «владетель государства». Зевс Филий (покровитель дружеских союзов), «отчий», «отец», «отеческий». Он следит за соблюдением клятв. Зевс — помощник воинов и сам стратег, полководец (надписи на монетах), «воинский», «носитель победы». Известен Зевс Булей, покровитель народного собрания, скипетродержец, царь, «владыка владык, совершеннейшая сила блаженных и совершенных», «всецарь», «эллинский» и даже «всеэллинский», которому в Афинах был учрежден специальный культ.  

Зевс Олимпийский — отец многих героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Его сыновья — Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудреца Минос, Радаманф и Эак. Покровительствуя героям, уничтожающим хтонических чудовищ, Зевс осуждает кровопролитие и стихийные бедствия войны в лице Ареса. Однако в мифах о рождение героев заметны древние фетишистские мотивы. Зевс является к Данае в виде золотого дождя, Семеле — с молниями и громами, Европу он похищает, обернувшись быком, к Леде является лебедем, Персефоне — змеем. Древние зооморфные мотивы заметны и в том, что Зевс превращает в животных своих возлюбленных, желая скрыть их от гнева Геры (Ио в корову, Каллисто в медведицу). Будучи «отцом людей и богов», Зевс вместе с тем является грозной карающей силой. По велению Зевса прикован к скале Прометей, укравший искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обреченным Зевсом на жалкую участь. Несколько раз Зевс уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра. Зевс хочет уничтожить жалкий род людей и «насадить» новый. Троянская война — тоже следствие решения Зевса покарать людей за их нечестие. Зевс уничтожает род атлантов, забывших о почитании богов, и Платон называет этого Зевса «блюстителем законов».  

Зевс насылает проклятия, которые страшно реализуются на отдельных героях и целом ряде поколений (Тантал, Сисиф, Атриды, Кадмиды). Так, древний архаический Зевс принимает все более очевидные моральные черты. Хотя и утверждает он свои принципы с помощью силы. Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков, как раз не с дарами Прометея, из-за которых люди возгордились, а с деятельностью Зевса, который вложил в людей стыд и совесть, качества, необходимые в социальном общении. Зевс, который мыслился «огнем», «горячей субстанцией» и обитал в эфире, владея небом как своим домом, становится организующим средоточием космической и социальной жизни на Олимпе, где земля сходится с небом и где небо переходит в огненный тончайший эфир.  

Мифология Зевса Олимпийского отражает укрепление патриархальной власти басилеев, особенно микенских царей, хотя и не доходит до абсолютной централизации этой власти (по Гесиоду, Зевс был избран на царство богами). Только в эллинистическую эпоху Зевс принимает образ мирового вседержителя и вершителя мировых судеб, того «всецаря» и «всеэллинского» владыки, которого воспевали в поздних Орфических гимнах и в гимне «К Зевсу» стоика Клеанфа, где универсализм и космизм Зевса принимают монотеистические черты.  

Атрибуты Зевса — эгида, скипетр, иногда молот. Культовые праздники в честь Зевса немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов — исполнителей воли Зевса, находившихся в гораздо более близких отношениях к человеку: на Аполлона — пророчество, на Деметру — земледелие, на Афину — мудрость и искусства. В честь Зевса Олимпийского устраивались панэллинские Олимпийские игры в Олимпии — как символ единения и взаимного согласия греческих полисов, Немейские игры, а также праздник 20 июля, посвященный также богу солнца Гелиосу. Зевсу соответствует римский Юпитер.

www.ronl.ru