АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ. Скульптура древней греции и рима
АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ. История культуры древней Греции и Рима
АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ
Республиканский Рим с его узкими улочками (шириной от 4 до 7 м), кирпичными многоэтажными доходными домами и тесным старым Форумом не мог, конечно, сравниться с современными ему эллинистическими городами Востока: Александрией Египетской или Антиохией Сирийской. Следуя примеру Цезаря, новый правитель стремился превратить Рим в красивый, просторный, мраморный город, поистине столицу тогдашнего мира. К Форуму, построенному Цезарем, прибавился, как уже было сказано, Форум Августа, который вместе с храмом Марса-Мстителя образовал новый целостный архитектурный комплекс — такого в эллинистических городах не было. Перед храмом стояли статуи древних героев Рима, призванные, как и карта Агриппы в Портике Випсания, напоминать о величии Римского государства. Отметим, что в храме Марса-Мстителя, а за несколько лет до этого уже в храме Кастора и Поллукса на старом Форуме, был использован коринфский ордер: и сейчас еще высоко возносятся мраморные колонны храма Марса с классическими коринфскими капителями.
Также и Марсово поле. предназначенное для воинских и гимнастических упражнений, начало покрываться монументальными постройками. Рядом с общественными банями, сооруженными под руководством Марка Випсания Агриппы, поднялось великолепное здание нового храма Юпитера — Пантеон. В квартале над Тибром разрушали ветхие дома, чтобы освободить место для большого каменного театра Марцелла, названного в честь Гая Клавдия Марцелла, скончавшегося к тому времени мужа сестры Августа; театр вмещал 30 тыс. зрителей. Неподалеку оттуда был возведен Портик Октавии (она была сестрой принцепса), от которого доныне сохранился один ряд колонн. К числу этих изящных, стройных, классически пропорциональных сооружений надо отнести и не уцелевший позднее храм Аполлона на Палатине, украшенный колесницей бога Солнца на кровле и статуей Аполлона Кифареда работы знаменитого Скопаса внутри храма.
В историю римской архитектуры эпоха Августа вписала немало важных страниц. Появились новые типы сооружений, прежде всего триумфальная арка (известны, например, такие арки из городов Аоста и Римини, относящиеся к 25–27 гг. н. э.). В архитектурный обиход вошла — и это имело большое значение для будущего — двухэтажная колоннада, впервые, как кажется, примененная при строительстве театра Марцелла. Монументальная купольная постройка диаметром 87 м, возведенная в северной части Марсова поля Августом как усыпальница его и членов основанной им династии Юлиев-Клавдиев (28 г. до н. э.), продолжала древнеиталийские, этрусские архитектурные традиции и сама, в свою очередь, послужила образцом для позднейшего Мавзолея императора Адриана.
Наиболее характерный памятник классицизма эпохи Августа — барельефы, украшавшие некогда стену, которая окружала Жертвенник Мира, воздвигнутый в 9 г. до н. э. на Марсовом поле в память о победоносном возвращении Августа из похода в Галлию и Испанию за четыре года до этого. Греческий классический стиль барельефов, помещенных как на внутренней, так и на внешней стороне стены, проникнут здесь типично римской «гравитас» — суровой серьезностью, присущей в такой же мере и «Энеиде» Вергилия, и «Истории Рима от основания города» Тита Ливия. Особого внимания заслуживает мраморный барельеф южной стены Жертвенника Мира, изображающий религиозную процессию, направляющуюся к алтарю, чтобы принести благодарственные жертвы богам: торжественно и серьезно шествуют во главе процессии верховный понтифик Октавиан Август со своей семьей и, жрецы-фламины, далее идут сенаторы, всадники и простой народ. Классическая простота, величественность и серьезность отличают и портретную пластику того времени. В этом позволяют убедиться многочисленные изображения самого Августа, в особенности его знаменитая мраморная статуя высотой более 2 м, найденная в доме его жены Ливии: принцепс в одеянии триумфатора произносит речь, простирая вперед левую руку, а в правой держа копье; у босых ног его примостился маленький Амур, символизирующий легендарное происхождение рода Юлиев от Энея, сына самой богини Венеры.
Дальнейшее развитие стилей фресковой живописи можно наблюдать в Помпеях. Если для предшествующей фазы росписей было характерно изображение архитектурных элементов, то теперь они уступают место гирляндам из цветов и фруктов, подобным тем, какие мы встречаем и на мраморных барельефах Жертвенника Мира. Затем живописный декор стен стал еще более разнообразным, принимая черты стиля «фантастического»: фрески должны были искусственно расширить пространство небольших комнат, создавая впечатление огромных дворцовых залов. Поверхность стен разбивалась на множество фрагментов с помощью живописных изображений архитектурных элементов: так, художники, расписывавшие виллы в Помпеях и Геркулануме, рисовали открытые окна или якобы видимые из окон пейзажи.
Истоки современной культуры лежат в первобытности, которую называют "детством человечества". Как всякое детство, первобытная эпоха была временем великих озарений и открытий, постижения человеком тайн природы и мира. В первобытном обществе происходил процесс генезиса культуры в широком смысле этого понятия; одновременно с ним шел процесс биологической и социальной эволюции человека. В первобытном обществе человек выступал как творец Культуры и сам формировался на ее основе.
Научное изучение первобытной культуры, несмотря на трудности и многочисленные препятствия, связанные с большой удаленностью от нас этой эпохи, достигло определенных успехов. Теперь уже никто не сомневается, что древнейшие каменные орудия изготавливали люди, обладавшие особым духовным миром и поразительными художественными способностями.
Вершиной творческой деятельности первобытного человека было изобразительное искусство. Оно, как и вся первобытная культура в целом, было синкретичным и не распадалось на отдельные роды, виды и жанры. Музыка, поэзия, театр, танец, живопись, декоративно-прикладное искусство и пр. существовали тогда в неразрывном единстве. Наиболее распространено мнение, что изобразительное искусство в первобытную эпоху развивалось от натурального макета животного через скульптуру, передававшую образ зверя, - к плоскостным изображениям на камне, глине.
Под античной культурой понимается культура древних Греции и Рима. Античная культура есть величайшее творение человечества и одновременно колыбель европейской цивилизации. Греческий и латинский языки, произведения искусства, мифология и философия, научные знания и еще многое другое стали неотъемлемой частью европейской культуры. История мирового искусства переполнена воспроизведениями античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, античной истории и быта. К античности восходят почти все ныне известные литературные жанры, многие философские системы, главные принципы архитектуры и скульптуры, основы многих наук. Тысячелетняя история античности накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа, которые не только не устарели, но и получили почетное право именоваться классическими.
Эпоха архаики - это ранний этап развития античного греческого общества. Тогда возникли большинство греческих полисов со своей системой ценностей и особой полисной, коллективистской моралью. Полисный строй воспитывал у греков особое мировосприятие, он научил их ценить реальные возможности и способности человека-гражданина, возведенные в высший художественный принцип и эстетический идеал античной Греции. В архаическую эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства - материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература, изобразительные искусства - архитектура, скульптура, живопись. Таким образом, архаическая культура стала исходным рубежом развития классической культуры Эллады.
К восьмому веку до н.э. относится зарождение монументальной греческой скульптуры, которая сначала была деревянной или глиняной, затем стала отливаться из бронзы, а еще позднее - изготовляться из мрамора. В седьмом-шестом веках до н.э. формируются основные типы греческой скульптуры, для которой в целом был характерен интерес к человеку, воспевание его физической и духовной красоты. Не случайно главным объектом греческой скульптуры был человек.
Скульптура архаической эпохи отличалась еще несовершенством и была представлена двумя типами фигур: обнаженного юноши - куроса и задрапированной в длинные одежды девушки - коры. До нашего времени сохранилось несколько десятков подобных статуй. В скульптурах куросов чувствуется влияние монументальной египетской статуи. Эти скульптуры всегда статичны, строго симметричны и фронтальны; руки юношей сжаты в кулаки и прижаты к бокам. Фигуры девушек - кор - отличаются несколько большей свободой и полны изящества и грации. Иногда куросов изображали чуть улыбающимися, по-видимому, это была очень робкая попытка скульптора передать внутреннее состояние своего героя.
К концу шестого века до н.э. греческие скульпторы начали постепенно преодолевать первоначально свойственную их работам статичность и застылость, изображая теперь свои скульптуры в различных позах, за различными делами, и обозначая динамизм их действий.
Скульптура ранней классической эпохи
Классическая эпоха - вершина развития греческого искусства, самый знаменитый период в истории Древней Греции. В пятом веке до н.э. центр политической и культурной жизни греческого мира переместился на Балканский полуостров, в Афины, которые называли "светочем Эллады". Афинское государство сделалось источником политических и культурных влияний в Греции и законодателем мод в художественном творчестве. Известный вождь афинской демократии Перикл (444-429 гг. до н.э.) стремился сделать родной город крупнейшим культурным центром, средоточием всего самого прекрасного и ценного в греческом мире. Кипучая общественная жизнь отличала Афины середины пятого века до н.э. Все полноправные граждане полиса участвовали в народном собрании - экклесии, обладавшим высшей властью. Афинское государство заботилось и о культурном досуге своих граждан. В Афины пятого века до н.э., где существовали наилучшие тогда условия для свободного творчества, стремились талантливые мастера из других греческих городов.
Классическая греческая скульптура пятого века до н.э., с одной стороны, развивала традиционные черты, сложившиеся еще в скульптуре архаики, а с другой преодолела многочисленные условности предшествующего периода.
Греческая скульптура пятого века до н.э. сделалась образцом классического совершенства. Для ее стиля были характерны уравновешенность, строгая симметрия, идеализация и статичность. Лица греческих статуй всегда бесстрастны и статичны, характеры трактуются однозначно, внутренний мир героев лишен борьбы, чувств и мыслей. Индивидуализации и психологизации образов, т.е. искусства портрета, античная скульптура вообще не знала. Величайшие греческие скульпторы изображали людей такими, какими они должны быть. Статуи античных богов и героев мы различаем не по лицам, а по их типичным позам и атрибутам. Поэтому головы - совсем не главные части фигур в скульптуре греков. Таким образом, классическая греческая скульптура, являвшаяся эталоном прекрасного для последующих поколений, отличалась как раз теми качествами, которые, строго говоря, не должны были считаться образцом для подражания.
В начале пятого века до н.э. в Афинах была отлита знаменитая бронзовая скульптурная группа "Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон". Группа "Тираноубийц" интересна тем, что ее сюжет связан с падением в Афинах тирании и установлением демократии - событием, совпадающим с началом эпохи классики в скульптуре.
Одним из лучших образцов раннеклассической скульптуры является бронзовая "Статуя возничего" из города Дельфы. Его стройная фигура напоминает строгую дорическую колонну. Несмотря на некоторую напряженность статуи, все же поза ее более естественна, чем у застывших архаических куросов.
Век высокой греческой классики выдвинул трех выдающихся скульпторов - Фидия, Мирона и Поликлета. Фидий - афинянин, друг Перикла, которому первый стратег Афин доверил руководство восстановительными работами на Акрополе. Замечателен фриз Парфенона, выполненный Фидием и его учениками. На фризе главного храма Акрополя чередуются трехчастные, выступающие из плоскости триглифы и квадратные плиты между ними - метопы. Девяносто две метопы Парфенона были заполнены рельефами, изображающими битвы греков с амазонками, лапифов с кентаврами, сцены из Троянской войны, сражения богов и гигантов; причем из более чем пятисот фигур, представленных на фризе, ни одна не повторяет другую. Скульптурный фриз Парфенона считается одной из вершин классического искусства.
В Парфеноне в обширном, окрашенном в синий и красный цвета зале стояла двенадцатиметровая статуя Афины-Девы. Богиня была изображена в образе прекрасной женщины. Статуя была исполнена в хрисоэлефантинной технике: из чистого золота была изготовлена одежда Богини, а ее шлем, волосы и щит были сделаны из золотых пластин. Лицо и руки Афины-Девы были покрыты пластинами слоновой кости. В глазницы богини были вставлены драгоценные камни - сапфиры. Фидий явил миру новый образ Афины: богини-воительницы и богини мудрости, истинной покровительницы находящейся на вершине своей славы и могущества Афинского полиса.
Идеал Человеческой личности был воплощен Фидием и в другой его знаменитой статуе Зевса Олимпийского для храма в Олимпии. Эта статуя причислялась к "семи чудесам света", ее высота - четырнадцать метров. Грозный бог изображен величаво сидящим на троне. Доброе лицо Зевса в изображении Фидия как будто воплощало идею мудрости и человеколюбия, а мягкий и человечный взгляд статуи не соответствовал сложившемуся образу жестокого и мстительного царя богов. Статуя Зевса, как и статуя Афины-Девы, была сделана из золота и слоновой кости. Древние авторы сообщали, что для грека было несчастием умереть, не увидев Зевса Олимпийского. "Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, или на небо ты сам, Бога чтоб видеть, взошел?" - восторженно писал древний поэт.
Обе хрисоэлефантинные статуи работы Фидия не сохранились. Они известны нам лишь по описанию древнегреческого историка Павсания - второй век н.э. и по изображениям на монетах. Фидием была создана и великолепная скульптура, размещенная на фронтонах Парфенона. Кроме хрисоэлефантинной статуи Афины-Девы Фидию принадлежит еще одно скульптурное изображение этой богини - Афина-Воительница (Промахос). Двенадцатиметровая бронзовая статуя Афины, держащей в руках копье, золотой наконечник которого был виден далеко с моря, украшает площадь перед Парфеноном. С творчеством Фидия связывается понятие "высокого стиля" в древнегреческом искусстве, которое выражалось в благородной простоте и одновременно в величии.
Два великих современника Фидия, Мирон и Поликлет, прославились созданием статуи отлетов-победителей. Мирон, работавший в Афинах в середине пятого века до н.э., был первым греческим скульптором, сумевшим передать фигуру человека в момент быстрого движения. Наиболее известна его бронзовая статую "Дискобол", воплотившая идеальный образ человека-гражданина. Показательно, что даже в этой статуе, изображающей человека в движении, лицо метателя диска спокойно и статично.
Третий знаменитый скульптор пятого века до н.э. - Поликлет из Аргоса, автор известных статуй Геры, "Раненой амазонки" и "Дорифора" (Копьеносца). Поликлет был теоретиком искусства - он определил законы пропорций идеальной человеческой фигуры и сформулировал их в трактате "Канон". Воплощением канона в пластике и была статуя "Дорифора". Согласно правилу, найденному Поликлетом, голова должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки - 1/10, ступня - 1/6, а прямая линия носа должна продолжать линию лба. Статуи Поликлета всегда неподвижны и статичны. Оригиналы работ Поликлета и Мирона не сохранились, дошли лишь их римские мраморные копии.
Скульптура поздней классики
В этот период Греция вступает в полосу кризиса, выражавшегося в политической нестабильности, разложении полисных институтов и полисной морали и формировании нового отношения к миру. Место классического коллектива, идеализированного и обобщенного образа героя-гражданина, воспетого в греческом искусстве предшествующей эпохи, занимает индивидуализированная личность с собственными интересами, переживаниями и чувствами. Идет процесс формирования новых культурных ценностей и идеалов. Полисный патриотизм постепенно уступает место космополитизму - философское учение, рассматривавшее людей не как граждан отдельных полисов, а как подданных всей Вселенной - космоса. Получают распространение новые философские направления, например, учение киников, основанное на возможности обретения добродетели и счастья каждым отдельным человеком. Великий древнегреческий философ Платон создает свое учение об идеальном государстве. Кризис полисной жизни древних греков нарушил традиционные связи государства и гражданина и подорвал основу полиса - союз равноправных граждан. Ослаблением греческих государств воспользовалось соседнее с Грецией Македонское царство, правитель которого Филипп 11 в 338 году до н.э. подчинил Грецию.
Скульптура поздней классики, в отличие от ранней, обладала рядом новых черт. Она стала более утонченной, показывала глубокие человеческие чувства, внутреннее состояние человека. На смену величавости, достоинству, суровой ясности и гармонии классического стиля пришли другие тенденции - драматический пафос, особый лиризм и грациозность. Их воплотили в своем творчестве величайшие греческие скульпторы четвертого века до н.э. - Скопас, Пракситель и Лисипп, передавшие скульптуре тончайшие оттенки движения человеческой души. Кроме этого, в скульптуре четвертого века до н.э. большее место чем раньше заняли жанрово-бытовые мотивы, оттеснившие на задний план религиозные и гражданские.
Скопас, уроженец "мраморного" острова Парос, обычно создавал мифологические образы, которые поражали современников драматизмом, экспрессией и передачей сложнейшей гаммы человеческих чувств. Его "Менада" (Вакханка), танцующая спутница Диониса, охваченная вакхическим исступлением, является шедевром не только античного, но и мирового искусства. На обломках фриза Галикарнасского мавзолея также видна рука Скопаса, изобразившего битву греков с амазонками - "Амазономахию".
Младший современник Скопаса Пракситель ваял главным образом олимпийских богов и богинь. Он отказался от изображения прямостоящих статуй: его "Отдыхающий сатир", "Аполлон", а также "Гермес с младенцем Дионисом" с ленивой грацией опираются на опоры в позе мечтательного отдыха. Самая знаменитая статуя Праксителя - "Афродита Книдская" - прообраз многих последующих изображений богини любви. Впервые в истории греческой скульптуры Пракситель представил Афродиту в виде прекрасной обнаженной женщины. Подлинных статуй Праксителя и Скопаса сохранилось очень мало; нам известны в основном лишь их римские копии. Творчество Праксителя оказало заметное влияние на скульпторов эпохи эллинизма и на римских мастеров.
Стремление передать многообразие характеров - основная черта творчества третьего великого скульптора четвертого века до н.э. - Лисиппа. Он оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского, сохранившийся лишь в римской копии, и разработал новый пластический канон, заменивший канон Поликлета.
Этот новый идеал полнее всего воплощен в "Апоксиомене" Лисиппа.
Имя афинянина Леохара связано с хрестоматийным произведением - "Аполлоном Бельведерским". Римская копия этой статуи находится в Ватиканском музее, так называемом Бельведере, отсюда и ее название - Аполлон Бельведерский.
Изысканность и эффектность Аполлона приводили в восхищение художников эпохи Возрождения, считавших его эталоном классического стиля. "Аполлон" Леохара свидетельствовал о том, как изменился идеал мужской красоты в греческом искусстве.
В целом и в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи четвертого века до н.э. отмечен зарождением многих тенденций, которые получат полное выражение в следующую, эллинистическую эпоху, в период с четвертого по первый века до н.э.
Скульптура эпохи эллинизма
Эллинистический этап был последним в истории Древней Греции. Начало ему было положено завоевательными походами на Восток Александра Македонского, сына Филиппа 11 (356-323 гг. до н.э.). В результате подчинения власти македонского царя громадных территорий бывшей Персидской державы: Египет, Месопотамия, Малая Азия, Средняя Азия; была создана обширная империя Александра, простиравшаяся от Египта до Индии. Неожиданная и ранняя смерть главы этой империи повлекла за собой ее скорый распад: полководцы (диадохи) Александра разделили ее территорию на отдельные независимые царства, жизнь в которых была устроена по эллинскому образцу. Отсюда название новой эпохи - эллинизм. Культура образовавшихся в результате распада империи Александра государств - Египетского царства, где правила династия Птолемеев, царства Селевкидов, Пергамского царства и др. - представляла собой синтез греческих и местных, варварских, начал и традиций. Своеобразный сплав греческих и восточных элементов в культуре и искусстве был характерен также и для эллинистической Греции.
В период эллинизма, наряду с традиционными культурными центрами - Афины, Коринф, Дельфы, Эфес, Милет и др., возникло много новых: Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Пергам в Малой Азии, остров Родос и др. Интенсивно развивалась наука и техника, философия и литература, различные виды искусства. Военные походы, торговые путешествия в другие страны значительно расширили кругозор греков и способствовали развитию техники, механики, математики, астрономии, географии и других наук. В эллинистическую эпоху работали знаменитые ученые: Евклид - создатель элементарной геометрии, Архимед - основоположник механики, Аристарх Самосский и Эратосфен - географы и астрономы, Герофил - врач, Феофраст - ботаник и географ, Эпикур и Зенон - основатели новых направлений в философии, и многие другие.
Выдающаяся роль в развитии науки в период эллинизма принадлежала Александрии Египетской, где были сосредоточены лучшие научные силы. В Александрии находился знаменитый Мусейон - "храм муз", где жили и работали самые известные ученые того времени. Александрия была настоящим научным центром эллинистического мира. Там же находилась и одна из крупнейших библиотек того времени.
В формировании эллинистической культуры принимали участие не только греки, но и представители других народов: египтяне, сирийцы, карфагеняне, евреи и пр. Поэтому эллинистическую культуру можно назвать в прямом смысле слова мировой. Не случайно именно в то время был составлен перечень всего лучшего, что было создано древними цивилизациями за все время их существования, - "семь чудес света":
.Египетские пирамиды,
2.Висячие сады в Вавилоне,
.Храм Артемиды в Эфесе,
.Статуя Зевса Олимпийского работы Фидия,
.Мавзолей в Галикарнассе,
.Александрийский маяк,
.Колосс Родосский.
Пластическое искусство эпохи эллинизма характеризуется стремлением к эффектности, грандиозности и показной пышности - эти черты были унаследованы им от восточных монархий. То, что составляло когда-то славу греческой классики, - чувство меры и гармонии - было безвозвратно утеряно эллинистическим искусством. Вместо этого на первый план выступили грубость, жестокость, беспомощность и трагизм - чувства, к которым проявляли повышенный интерес скульпторы четвертого-первого веков до н.э., достигшие высочайшего мастерства в технике обработки мрамора.
Скульптура эллинистической эпохи более всего сохранила греческий облик, продолжая традиции поздней классики. Как и в предыдущие периоды, скульптура оставалась неотъемлемой частью архитектурного убранства эллинистических городов. Но если классические формы искусства сложились в рамках демократического полиса и поэтому воплощали идеал человека-гражданина, то в эпоху эллинизма пластика приобрела новые черты. Монархический строй эллинистических государств и иное мировоззрение вызвали к жизни официальную, придворную тенденцию искусства, воплотившуюся в монументальных портретных и аллегорических статуях. Другая тенденция эллинистической скульптуры нашла выражение в интересе к изображению частого, личного, а не общественного, как прежде. Для нее характерно любопытство к житейским подробностям, к повседневности, ко всему тому, что позднее стали называть "жанром".
Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре. И если в классическую эпоху процветала главным образом афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят новые центры скульптурного творчества - Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Лучше всего известны произведения пергамской школы с характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом скульптурных изображений. Так, монументальный фриз огромного Пергамского алтаря, исполненный в очень высоком рельефе, передает битву олимпийских богов с восставшими против них сынами Земли - гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают отчаяние и страдание, фигуры олимпийцев, напротив, спокойны и воодушевлены. Авторы Пергамского фриза прекрасно выразили дух своей беспокойной эпохи, весь ужас и безнадежность перед лицом смерти. Также не менее выразительна и полна драматизма круглая скульптура пергамской школы. "Умирающий галл", "Галл, убивающий себя и свою жену" - великолепные образцы патетики и пафоса Пергамского искусства, мужественного и прекрасного.
Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй - "Ника Самофракийская". Статуя богини победы была воздвигнута на острове Самофрикия в честь победы Родосского флота - около сто девяностого года до н.э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря. Голова статуи не сохранилась, но ее торс в развевающихся одеждах исполнен стремительного движения.
Скульпторы эллинистической эпохи обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить статуя работы Агександра - "Афродита Милосская" - второй век до н.э. Современные ей статуи богини любви были более чувственны и даже жеманны, Агександру же удалось возродить дух искусства классики, создав образ высокой нравственной силы. Прославленные статуи Ники Самофракийской и Афродиты Милосской украшают собой Парижский Лувр.
Блестящая школа эллинистической скульптуры существовала на острове Родос. Особой славой пользовалась скульптурная группа "Лаокоон", изваяния Родосскими мастерами Агександром, Афинодором и Полидором - первый век до н.э. Сюжет этой скульптуры взят из "Одиссеи" Гомера: троянский жрец Лаокоон и его сыновья, предостерегавшие троянцев от введения в город оставленного греками-ахейцами деревянного коня, были жестоко наказаны богами - покровителями греков - Афиной и Посейдоном, которые наслали на троянских героев гигантских змей, задушивших их. В "Лаокооне" ярко проявился патетический дух эллинистического искусства, его острый драматизм и трагичность. Скульпторы прекрасно передали ужасные страдания и агонию своих героев. Скульптура "Лаокоон" сейчас хранится в Ватиканском музее.
Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гигантомании: ярким образцом ее являлась огромная тридцатидвухметровая статуя бога Гелиоса из золоченой бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Над статуей Колосса Родосского двенадцать лет трудился ученик Лисиппа Харес из Линда, и это чудо инженерного искусства заняло последнюю, седьмую, строчку в списке "чудес света". Как и большинство других "чудес", Колосс Родосский не сохранился до нашего времени.
Синкретическая эллинистическая культура была унаследована и римлянами, и Византией, и арабами и вошла составной частью в золотой фонд мировой культуры. Особенно велико было влияние культуры эллинизма на римскую культуру: в Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные рабы и т.д., которые обогатили латинскую культуру, что красноречиво подтверждают слова римского поэта Горация: Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла.
Скульптура Римской республики
После установления республиканского строя Рим приобрел основные черты гражданской общины, т.е. полиса. Ранняя Римская республика была аристократической и патрицианской, полнотой гражданских прав в ней пользовались лишь потомки родовой знати - патриции. Римская культура пятого-четвертого веков до н.э. формировалась и крепла, впитывая различные влияния, прежде всего, греческие и этрусские.
Шло развитие латинского языка и письменности, в Риме распространялась грамотность, развивалась риторика; велось большое строительство. В четвертом веке до н.э. в Риме укоренился обычай трехсложного составного имени: Гай Юлий Цезарь, Марк Лициний Красс, Публий Вергилий Марон. Римские имена состояли из личного, родового имени и фамильного. Начиная с четвертого века до н.э. фамильное имя стало передаваться по наследству и обозначать название семьи в роде, к которому принадлежало данное лицо.
Завоевание Римом Италии не означало конца римской экспансии. Войны Рима велись почти постоянно, периоды мира были редки и кратки. Война была неотъемлемой принадлежностью римского образа жизни. В третьем-втором веках до н.э. Рим вел войны уже за пределами Италии: сначала с Карфагеном - сильным государством в Северной Африке, а также с иллирийцами, Македонией и царством Селевкидов. Результатом этих кровопролитных войн были обширные римские завоевания в Северной Африке, Испании, Малой Азии, на Балканском полуострове, островах Сицилия и Сардиния. Рим из маленького городка на реке Тибр превратился в господина Западного и Восточного Средиземноморья, столицу мировой державы. Все завоеванные территории превращались в провинции - "поместья римского народа".
Римское государство, превратившись в могущественную рабовладельческую державу древности, изнутри раздиралось острыми социальными и классовыми противоречиями. В Риме шла жестокая борьба за власть между представителями знатных фамилий, политическими деятелями и полководцами. На этом изобилующем событиями фоне происходило дальнейшее развитие римской культуры. Общественно-политический и экономический строй Рима породил свою систему ценностей, где воинской доблести, военным подвигам и славе римского имени принадлежало главное место. У римлян мифы - повествования о богах - не получили такого развития, как у греков, уступив в какой-то мере свое место историческим преданиям, особенно истории римских войн.
Своеобразной была римская религия, которая в отличие от греческой включала в себя не только олимпийский пантеон, но и божества Гениев, Лавров и Пенатов - покровителей дома и домашнего очага. Одним из широко почитаемых богов италийского происхождения был Янус, изображавшийся с двумя лицами как божество входа и выхода, а также всякого начала. Рим имел и собственную мифологию, но она была лишена той поэтичности и одухотворенности, столь характерной для греческих мифов.
Мощное культурное движение начинается в Риме в конце третьего века до н.э. Его главной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Для молодых и знатных римлян обязательным считалось усвоение всего того, что преподавалось в Греции. Потребности в образованных людях удовлетворялись за счет импорта образованных рабов - греков. Многочисленные деятели римской культуры - прозаики, поэты, философы, ораторы, юристы, учителя, врачи, художники, архитекторы - в подавляющем большинстве были неримлянами. Для знакомства с греческой культурой не только знати, но и простого народа большое значение имело скопление в Риме вывезенных из греческих городов картин и статуй, выставлявшихся на площадях и в храмах и служивших образцами для римских мастеров.
В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ. В тоже время римской скульптуре республиканского периода свойственны некоторая упрощенность и угловатость форм.
Памятники римской скульптуры второго-первого веков до н.э. весьма немногочисленны. Это, например, так называемый "Брут" - предположительно статуя Юлия Брута, бывшего образцом доблестного гражданина, выполненный из бронзы. Главные улицы и площади города Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров. Благодаря этому до нас дошли произведения знаменитых греческих скульпторов: Мирона, Поликлета, Праксителя, Лисиппа.
древнегреческая древнеримская эпоха скульптура
Скульптура расцвета Римской империи
Римская культура в эпоху ранней Империи сохраняла свой блеск и великолепие, а в некоторых отношениях и превзошла прежний уровень. Никогда раньше она не блистала таким созвездием имен: философы - Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Секст Эмпирик, Дион Хризостом; поэты - Лукан, Марциал, Ювенал; писатели - Плутарх, Петроний, Лукиан, Апулей; риторы - Квинтилиан, Элий, Аристид; историки - Тацит, Аппиан, Светоний; ученые - Клавдий Гален, Клавдий Птолемей, Сальвий Юлиан, Плиний Старший и многие другие. Характерной чертой культурной жизни Рима эпохи ранней Империи являлось то, что в ее создании принимали активное участие уроженцы не только города Рима, но и всей Италии и особенно римских провинций. Одним из важнейших явлений культурной жизни Рима первого-второго веков было появление и распространение христианства, сыгравшего исключительную роль в истории мировой культуры.
Особое место в истории древнеримского и всего мирового искусства занимает скульптурный портрет, ведущий свое происхождение от римской традиции отливать восковые маски с лиц умерших. Возникнув еще в республиканскую эпоху - мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и т.д., - он достиг своего высшего расцвета в эпоху Империи. Очень выразительны портретные бюсты императоров: Филиппа Аравитянина, Каракалла, Веспасиана, Домициана, Вителлия - целая галерея характеров, наклонностей, страстей предстает перед нами в римском портрете. Если греческие статуи содержали, как правило, идеализированный образ, то римские бюсты поражают своей жизненностью и правдивостью, хотя некоторые из них и не лишены героизации и театральности.
В разных музеях мира, в том числе и в петербургском Эрмитаже, хранится огромное количество римских портретных бюстов и слепков с них. Среди них - императоры и политические деятели, полководцы, ораторы, чиновники и просто безымянные римляне, в лицах которых явственно проступают характеры, эмоции и настроения.
Упадок Римской империи
Начиная с третьего столетия, Римская империя почти постоянно находилась в состоянии кризиса. Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гражданские войны, "варваризация" Империи, растущий сепаратизм провинций, все усиливающийся натиск на империю племенных союзов германцев и прочих народов. В экономическом отношении к середине третьего века империя пришла в состояние полной разрухи. Кризисные явления затронули и культуру.
Позднеримское искусство символично - статуи императоров воплощают нечеловеческое величие, они как бы лишены тела, жизнь горит только в глазах, отражающих душу.
После смерти Константина в 337 году в Риме вновь резко обострился кризис античных порядков. Усилились нападения варваров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. Раздираемая внутренними противоречиями, теснимая со всех сторон внешними врагами Римская Империя неуклонно шла к своему концу. В 395 году Римская держава была окончательно разделена на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался город Рим, а столицей Восточной Римской империи - будущей Византии - стал город Константинополь, основанный Константином на месте бывшей греческой колонии Византий.
В 410 году и 455 году Рим подвергся страшному разгрому - сначала от готов, а затем от вандалов. В середине пятого века под властью императора осталась лишь Италия. В 476 году командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Ромула-Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать концом Западной Римской империи. Что касается Восточной Римской империи, то она не погибла под ударами варваров, а просуществовала еще почти тысячу лет. С концом же Западной Римской империи погибла и античная культура.
Заключение
История древних цивилизаций не только Европы, но и Азии и Африки, позволяет проследить особенности и основные этапы развития мировой культуры того времени - от раннеклассовых и достаточно примитивных культур Востока до поражающей своей гармонией и совершенством культуры античного мира.
Культура древних цивилизаций оказала огромное влияние на последующее культурное развитие человечества. Многообразные культурные ценности, выработанные древнеегипетской и древнемесопотамской цивилизациями, были восприняты, осмыслены и творчески переработаны более поздними обществами, прежде всего античными Грецией и Римом. В свою очередь античный мир и его культура легли в основу европейской цивилизации, которая периодически обращалась к идеям и мотивам из греко-римского культурного наследия.
Например, выдающиеся астрономы средневековья - Галилео Галилей, Николай Коперник, Иоганн Кеплер - опирались на труды Аристарха Самосского и его теорию обращения Земли и планет вокруг Солнца. Теоремы Пифагора, геометрия Евклида, законы Архимеда стали основой образования в феодальной Европе. Христианство, впитав в себя ценности античной культуры, стало ведущей мировой религией. Римское право легло в основу всех систем права западноевропейских государств. Латынь, язык древних римлян, сделалась основой романских языков, а также языком науки и католической церкви; латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лег в основу славянских языков. Современные виды и жанры литературы также восходят к античности; к ней постоянно обращались европейский театр, драматургия и литература. Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции и Италии. В основе архитектуры Христианских Церквей лежит римская базилика.
Список литературы
1.Алпатов М.В. - Художественные проблемы искусства Древней Греции,
2.Бритова Н.Н. - Римский скульптурный портрет,
.Винничук Л. - Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима,
.Виппер Б.Р. - Искусство Древней Греции,
.Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. - Мировая художественная культура,
.Кнабе Г.С. - Древний Рим - история и современность,
.Чубова А.П. - Античные мастера. Скульпторы и живописцы.
diplomba.ru
Окрашенные скульптуры Древних Греции и Рима :: NoNaMe
Античное искусство воспринималось современниками иначе, потому что выглядело по-иному.
Таким: молодым, свежим, ясноглазым выглядел для современников не только император Калигула, но и его мраморное изображение.
----------------------<cut>----------------------
В древней Греции и Риме обычно красили статуи — и известковые, и мраморные.
Пигменты были минеральные, носитель органический. Он вероятно, обеспечивал адгезивные свойства такого красителя (связь с поверхностью, липкость, проще говоря). Но такая окраска со временем теряла устойчивость, потому что органика неизбежно разрушается бактериями. И оставшийся пигментный слой при колебаниях температуры осыпался, и потому древние статуи казались потомкам совсем неокрашенными. Конечно, со временем обратили внимание на следы пигментов, особенно, когда такие предметы обнаруживались при раскопках. И окраска античных статуй стала общим местом.
Но, даже когда об окраске статуй настойчиво напоминают специалисты, все же представить ее себе сложно. Человеку нужны визуальные впечатления.
Голова бюста Калигулы — оригиал, потерявший краски и восстановленная копия, совмещенные на одном рисунке
Восстановить первоначальную окраску по следам красителей, однако, можно (хотя и вопрос, насколько точно) и это делает исследовательская группа из Гарвардского университета, первоначально начавшую свою работу в музее Артура Саклера данного университета. Главный энтузиастом проекта был немецкий специалист профессор Винченц Бринкманн, разработавший методику работы.
Результаты ее были представлены на выставке "Gods In Colour: Painted Sculpture of Classical Antiquity", которая, начав свой путь в США, гостит в разных странах Европы.
Летом она была в Берлине в известном Пергамском музее. Там можно было видеть окрашенные античные скульптуры и барельефы. Конечно, исходные объекты не трогали, реконструкции (более 20) представлены окрашенными копиями.
Троянский лучник (Парис, вероятно) на западном фронтоне храма Афины Афайи на о. Эгина. ок. 490-480 до н.э., мрамор, общая высота ок. 147 см
На фото с ультрафиолетовой подсветкой видна структура рисунка и его детали. Ультрафиолетовое освещение позволяет выявить и малые количества пигмента.
Лев из Лоутраки, Греция, около 550 г. до н.э., известняк, высота 53 см Ny Carlsberg Glyptotek, Copenhagen
Так выглядела реконструированная окраска. Ярко синий и оранжевый были, по результатам исследования, цветами этого льва.
Могильная стела в Парамифии, ок.380-370 до н.э., мрамор, высота 92 см — реконструкция и изображение в ультрафиолете, которое позволяет выявить детали рисунка. Staatliche Antikensammlungen und Glyptothek, Munich. Как мы видим, даже погребальная стала была исполнена в веселых тонах.
Голова воина с фронтона храма Афины Афайи на Эгине, около 480 г. до н.э. И тут ультрафиолетовое освещение выявляет тонкую струкуру.
Пеплос Коры и его тонкие детали, 530 B.C.; мрамор, высота117 см; Akropolis Museum, Athens
В общем-то, приятно видеть результат интересной и важной работы. Только есть некоторое сомнение в деталях.
С искусством мозаик или росписей на вазах такие изображения вступают в некоторый конфликт — не слишком ли аляповата такая окраска, не слишком ли лишена гармонии, так характерной для древних греков, если судить по другим образцам (еще есть глиптика, ювелирные изделия)?
Тонкость тут вот в чем. Реставраторы использовали, как я понимаю, один оттенок красителя и самый яркий. Но яркость зависит как от количества пигмента, так и от добавок, модифицирующих оттенки цвета. Можно предположить, что все же исходные изображения были в большей цветовой гармонии.Но это вопрос для дальнейшей работы, наверное.
Цветная реконструкция саркофага Александра Македонского, ), около 320 г. до н.э.marble, height of friezes 58 cm; Istanbul, Archaeological Museum
Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст или скачать файлы
txapela.ru
в чем разница между культурой древней греции и рима? архитектура, скульптура и искусство
в целом соглашусь с предыдущим ответом - римская культура в целом основана на заимствовании. правда есть и отличия и развитие. но она конечно вторична. далее несколько пунктов: У исследователей культуры древнего Рима существуют различные взгляды на ее происхождение. Одни полагают, что собственно римской культуры не было, поскольку все, что сохранилось, - результат слияния и взаимодействия высокоразвитых (греческой, этрусской) и примитивных культур племен, прежде населявших римскую территорию: латинян, сабинян, умбров, самнитов и других. Религия завоеванных народов- греков, египтян, персов- воспринималась терпимо: греческие культы считались созвучными римским представлениям, а функции богов- аналогичными. Римские божества не были персонифицированы, а греческие являли собой совершенство в человеческом облике. Поэтому, с одной стороны, римская религия впитала в себя греческие религиозные представления, а с другой- придала греческим богам римские достоинства. В результате появилось новое качество: религия, одухотворенная греческой эмоциональностью и в то же время соблюдающая римскую строгость. Римлян, в отличие от греков, не слишком занимала система мироустройства, поэтому философы редко обращались к космогонии. Их более интересовали общественная жизнь, место человека в мире, проблема свободы и путь достижения совершенства. Но если в период республики свобода была доступна каждому человеку, при условии, что он следовал принятым нормам, то в последние годы республики и империи даже и следование нормам не гарантировало свободы. Поэтому Сенека ( ок 4 до н. э. - 65 г. до н. э. ) создает этику, согласно которой человек может добиться совершенства, поняв, что философия, размышления о бренности всего земного, о круговороте жизни и боге, как сущности мира, - лекарство для души. Он превозносит умеренность в потребностях, воздержанность в чувствах, нравственное равенство людей. она (римская культура) ориентировалась в основном на городское и в то же время военизированное общество, поэтому римляне строили не только гробницы, жилые дома, водосточные канавы, водопроводы, но и мосты, дороги, крепостные стены. Мастерство строителей было высоким: Апиева дорога ( 312 до н. э. ) сохранилась до сих пор, она покрыта составом, напоминающим современный бетон. В это же время был сооружен из туфа подземный водопровод. Римская архитектура отличается строгим силуэтом, римлян интересовал более контур здания, чем его декор, в этом заключается особенность римских сооружений по сравнению с греческими или этрусскими. Римская культура смогла дополнить греческую культуру с ее стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры. Основные противоречия римской культуры связаны с противоположностью высокого римского идеала человека и его практической деятельности. Римская культура обладает способностью приспосабливать реалии других культур к своей действительности и наоборот- свои культурные реалии распространять на завоеванные народы.
Римское искусство вторично в отношении древнегреческого, откуда оно многое позаимствовало. Подробнее читайте в искусствоведческой литературе, которой - океан.
touch.otvet.mail.ru
Из истории скульптуры Древнего Рима. Подражание скульптуре Древней Греции., Дизайн интерьера дома и квартиры
Забегая вперед, скажем, что античной скульптуре мы намерены посвятить не одну встречу. Будет рассмотрен вопрос ее влияния на интерьеры XVIII-XIX веков (напомним, что к теме «Скульптура» мы обратились, изучая дворцовый стиль в интерьере).
Сегодня мы немного поговорим о скульптуре Древнего Рима, после чего перейдем к «основательной» беседе об античной скульптуре.
Итак… Согласно «Википедии», «…искусство греческой скульптуры перешло к римлянам. Народу, призванному к выработке основ государственной жизни и к господству над ойкуменой (термин, употребляемый для обозначения населённой человеком части земли – прим. А. К.), было вначале не до искусства и эстетических наслаждений; поэтому он на первых порах довольствовался тем, что получил по части художеств от этрусков, и что производили выученные ими туземные мастера. В этрусском же искусстве отразилось сперва восточное, а потом и греческое влияние; но это искусство сохранило навсегда долю своей первобытной сухости и грубости, хотя в техническом отношении и достигло значительного успеха — выработало приёмы изготовления терракотовых фигур и рельефов и литья различных предметов из бронзы; более же всего оно славилось поделками художественно-промышленного характера».
Скульптура Древнего Рима в первые годы его завоевания Древней Греции была отлична от той, что создавали древние греки, будучи еще не завоеванными. Но искусство греков было настолько совершенно, что, в конечном итоге, «вытеснило из вечного города посредственное искусство Этрурии».
В источнике сказано, что «греческие мастера стали работать на римлян и находить среди них учеников себе и подражателей. Однако произведения, выходившие в это время как из греческих, так и из римских рук, имеют по большей части лишь второстепенное значение: это — более или менее удачные копии знаменитых созданий греческой пластики или подражания им. Как на лучшие из подобных произведений можно указать на статуи Венеры Медицейской, Венеры Капитолийской, Ватиканской Ариадны, Аполлона Бельведерского и других. Впрочем, римские скульпторы не ограничивались ролью простых подражателей: мало заботясь об идеализации, они старались передавать натуру с точностью и силой. Таков характер их исторических статуй и бюстов, наполняющих собою современные музеи (например, статуи Августа в Ватиканском, Марка Аврелия и Агриппины в Капитолийском музеях)».
Подражать прекрасному стремились мастера во все времена. Поняв, что скульптура творцов Древней Греции являет собой верх совершенства, скульпторы Древнего Рима стали создавать свои творения максимально похожими на шедевры завоеванной Греции. Недостатка в мраморе в Древнем Риме не было, поэтому скульптур из данного материала становилось все больше. «Но результат их работы, - говорится в источнике, - нередко выходил очень посредственный, и сами они, спеша размножать свои произведения, по-видимому, обращали внимание больше на их количество, чем на качество… В таком положении застало скульптуру христианство...»
Вот так вкратце выглядит история скульптуры Древнего Рима. Но данной информации явно недостаточно для того, чтобы иметь более полное представление об античной скульптуре и ориентироваться в этой области при обустройстве интерьера, в котором копии данного произведения искусства займут свои достойные места. Поэтому нас ждет «основательная» беседа об этой скульптуре. Как отмечалось выше, главный акцент мы будем делать на использовании античных мотивов в дворцовом интерьере и, в частности, на образе античности в скульптуре XVIII-XIX веков.
Раскрывая данную тему, мы будем обращаться к научной работе (диссертации) кандидата искусствоведения Софьи Сергеевны Морозовой «Образ античности в русской скульптуре конца XVIII - первой трети XIX века». Но, прежде чем приступить к цитированию труда, мы скажем несколько слов о значении древнегреческой скульптуры и о следе, который оставила она потомкам.
Культура и архитектура античности будоражит умы ученых на протяжении многих веков. Не меньше внимания специалисты уделяют и изучению античной скульптуры. Мастера Древней Греции заложили основу скульптуры, которая отражает не только красоту тела человека, но и передает его духовный мир. Это, своего рода, застывшая поэзия. О такой заложенной основе говорится и в научной работе С. С. Морозовой. В частности, автор диссертации пишет: «В истории европейской культуры античность мыслилась в качестве некой исходной точки, от которой ведется отсчет истории европейской цивилизации. И потому требовала постоянной соотнесенности с современностью. По мнению исследователей, потребность в постоянном обращении к своему прошлому является специфической чертой европейской культуры…»
Здесь речь идет не только о скульптуре. Античная архитектура и искусство до сих пор служат предметом для подражания. «Следы» Древней Греции и Древнего Рима можно встретить не только в Европе. В США есть большое количество зданий, выполненных в стиле греческих храмов. Да и скульптурные группы присущи Новому Свету. В следующий раз мы продолжим начатую сегодня тему.
Алексей Каверау
В статье использованы фотографии сайтов: tiberius.k21vek, sno.pro1, v-mire-nauki, blog.kp, cor.edu.27
www.dkd.ru
СКУЛЬПТУРА. История культуры древней Греции и Рима
Похожие главы из других книг
Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл