Урок-исследование по теме "Религия древних египтян". Занятия древних египтян
ТЕМА 2. ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН
В параграфах этой темы вы можете найти ответы на вопросы:
1. Каким было положение рабов в Древнем Египте.
2. Каковы были занятия земледельцев и ремесленников.
3. Как торговали египтяне.
4. Чем занималась египетская знать.
5. Трудно ли было быть фараоном Египта.
Вспомните, как выглядела лестница общественной организации Древнего Египта.
В соответствии со своим положением на социальной лестнице, каждый житель долины Хапи имел свои обязанности и вел особый образ жизни. Легче всего жилось, разумеется, богатым и знатным египтянам. Беднякам приходилось много трудиться, и получали они за свой труд очень скромное вознаграждение, но даже они не голодали. Земледелие в долине Нила было очень эффективным и обеспечивало жителей высокими урожаями. Конечно, бывали на земле Египта и голодные времена засухи и неурожая, бывали смуты и войны, но, все же, счастливых лет было больше.
1. Занятия и жизнь рабов.Рабами становились пленники, захваченные во время военных экспедиций фараонов на Запад и на Юг и порабощенные за долги египтяне. Государство не желало порабощения свободных людей плативших налоги, и довольно долго не вело войн, ведь долина Нила была в изоляции, поэтому не удивительно, что рабов в Египте было не так уж много .
Рабов презирали и поэтому им не доверяли ответственной работы: не использовали при возделывании священной земли, строительстве божественных храмов или гробниц – Домов Вечности. Большинство рабов принадлежало фараону. Они трудились в царских каменоломнях. Это был очень тяжелый изнуряющий труд. Рабам приходилось откалывать огромные куски камня от скал в пустыне к востоку от Нила и перетаскивать их до воды, откуда их уже доставляли к месту строительства. Специальные ремесленники руководили работами и обрабатывали камни, от рабов требовалась только грубая сила и ничего более. Кормили их плохо. В день раб получал только пару луковиц, несколько овощей и очень грубые черные лепешки из самого плохого зерна. Сотнями умирали рабы в каменоломнях и на их место прибывали новые.
Со временем количество рабов в Египте только увеличивалось. Часть пленников продавалась на рынках за зерно, мясо или ткани. Такие рабы становились слугами в доме хозяина, и их жизнь была намного легче, чем у рабов фараона. Они жили при доме господина, ели с его стола, занимались всякой домашней работой.
Впрочем, где бы ни жили рабы, и какой бы легкой ни казалась бы их жизнь, они были лишены свободы, они не могли покинуть хозяина, не могли, ослушаться приказа или не исполнить работу. Имущества у рабов не было, ведь они сами были имуществом. Рабы не могли без разрешения господина завести семью. Их дети могли быть проданы на рынке.
2. Занятия земледельцев.Земледельцы в Египте были свободными людьми, в остае бым же они порой мало, чем отличались от рабов. Часто они были совершенно нищими, да и их труд был не легче, а то и тяжелее труда рабов. Земледельцы могли иметь маленький участок земли, данный им фараоном или трудиться на землях крупного вельможи или храма. Египтяне, жившие на севере, помимо занятий земледелием, разводили скот, так как в заболоченной дельте было много сочной травы.
Подумайте, почему на юге Египта скотоводство было малоразвито?
Работа земледельцев была сезонной . На земле они трудились, в основном, в «период всходов». Тогда они ежедневно выходили на поля, чтобы, подготовив землю, посадить растения, а затем ухаживать за ними. После уборки урожая земледельцы рыли каналы, строили насыпи, укрепляли водохранилища, – таковы были их занятия в сезоны засухи и разлива. В это же время большинство земледельцев выплачивало государству налоги, но не продуктами, а собственным трудом. Простые египтяне отправлялись строить храмы, дороги, гробницы и добывать металлы в рудники, но только до тех пор, пока воды Великого Хапи не отступали прочь, обнажая заиленную, жирную, плодородную почву Та-Кемет. Каждый год к началу «сезона всходов» земледельцы возвращались и работали на полях. Мотыгой или деревянным плугом египтяне легко вспахивали землю. Чаще всего они делали это вручную, но иногда впрягали волов. Посаженные растения требовали регулярного полива. Воду из глубоких каналов и Нила поднимали на высокие насыпи с помощью шадуфа[1] .
Жили земледельцы небольшими соседскими общинами, которые выплачивали царским писцам налоги и могли в случае несчастья позаботиться о сиротах, помочь заболевшему сородичу. Свободный египтянин мог завести семью и владеть имуществом, но он все равно был очень зависим от воли деспота. Например, он не мог без разрешения уйти со своей земли и переселиться в другой ном. Все простые египтяне назывались «царскими людьми», что подчеркивало их рабское положение перед лицом владыки Обеих Земель.
3. Жизнь городского ремесленника . Считались «царскими людьми» и городские ремесленники, но они жили лучше, чем земледельцы, среди них были и очень богатые люди, например, архитекторы, художники или ювелиры. Ремесленников было много, как и всевозможных ремесел. Гончары, кожевенники, кузнецы, столяры, плотники, ткачи, резчики камня, кораблестроители и многие другие мастера создавали самые разные вещи. Работали ремесленники в государственных и храмовых мастерских либо нанимались к богатому вельможе. Только очень богатые и известные мастера имели собственные мастерские и продавали свои товары. Остальным ремесленникам, государственным, храмовым и наёмным земледельцам выплачивалось жалование. Денег в Египте не было, поэтому за свой труд земледельцы и ремесленники получали вознаграждение зерном, маслом, тканями, рыбой, медом и металлами – медью, золотом и серебром.В основном выплачивалось именно зерно, которое потом египтяне выменивали на другие продукты.
Меновая торговляв Древнем Египте была живописнейшим зрелищем. Покупатели и продавцы собирались в городе и, расхаживая по берегу реки, громко выкрикивали названия своих товаров. Сюда же сбегались дети и приходили многочисленные зеваки. На рынке можно было узнать последние новости и увидеть что-то любопытное. Особенно многолюдно было на городском рынке в выходные дни.
Впрочем, радоваться выходным дням могли далеко не все горожане и уж совсем немногие земледельцы, каждую неделю (в Древнем Египте она продолжалась десять дней) или месяц (состоящий из трех недель) египтяне выплачивали налоги или, по крайней мере, отчитывались перед писцами о выполнении запланированных норм. Если налоги не были выплачены, а нормы – выполнены, на египтянах повисали задолженности до тех пор, пока они их не закрывали.
За заболевшего земледельца или ремесленника должны были отработать другие члены общины. Так что многие египтяне, за исключением пяти дней нового года и личного праздника, напоминающего современный день рождения, вообще не знали выходных дней, отрабатывая нормы и выплачивая налоги. Иногда египтяне вовсе не выходили на работу, объясняя это писцам внезапной болезнью, а то и вовсе не уважительными причинами: «Не работал, а дрался с женой» или «варил пиво». За прогулы по неуважительной причине, невыполненные трудовые нормы или невыплаченные налоги стражники по приказу писца могли всыпать земледельцу или ремесленнику 50-100 ударов плеткой или палкой.
4. Занятия знати.Богатые и знатные люди в юности все дни посвящали учебе. Сделать карьеру, стать большим человеком можно было, только обучившись грамоте. В то время, как большинство юношей перенимали опыт своих отцов, ремесленников и земледельцев, или становились стражниками при дворе фараона, сыновья вельмож и писцов постигали премудрости письма. Царю всегда были нужны многочисленные чиновники, чтобы держать страну под неусыпным контролем, поэтому до 20% взрослых мужчин были писцами. Те, кто плохо учились, могли погубить всю свою жизнь. Им уже не суждено получить высокую должность ни при дворе, ни даже в самом удаленном номе. Те же, кто постигли тайны древних знаков письма, занимали самое высокое положение в обществе. «Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник», – поучал писец Хети своего сына. Умный, обученный грамоте юноша, мог впоследствии стать даже чати, т.е. занять должность первого министра.
Многочисленные привилегии и богатства не освобождали писцов от каждодневного изматывающего труда . Они постоянно ездили по стране порою, не бывая дома месяцами. Они несли личную ответственность за правильность подсчетов и сроки сбора налогов.Крупные чиновники обычно совмещали несколько должностей и вместе с бо́льшей властью несли перед фараоном и бо́льшую ответственность. Все эти знатные люди перед лицом владыки были всего лишь рабами, и их судьба была в его руках.
А что же властелин Египта? – будучи деспотом, он, казалось бы, мог позволить себе делать все, что угодно. На самом же деле жизнь фараона была подчинена строжайшим правилам и священным церемониям. Он один отвечал за порядок в стране и благополучие народа Хапи, он должен был все дни свои посвящать делам государства и защищать его пределы.Не случайно царя всегда изображали держащим в руках плеть и жезл. Жезл означал, что царь возглавляет и ведет свой народ, а плеть указывала на то, что он единственный защитник и судья египтянам. Когда фараоны забывали о своих обязанностях, страна немедленно приходила в упадок, и смутные времена мрачной тенью падали на долину Нила.
СЛОВАРЬ:
Меновая торговля – торговля, при которой люди на рынке обмениваются товарами без помощи денег.
Привиле́гия – исключтельное право на что-либо,преимущество перед другими людьми.
Шаду́́ф – сооружение для подъема воды и орошения полей.
ВОПРОСЫ:
1. Подумайте, почему египтяне называли рабов «живой – убитый»?
2. Подумайте, зачем в Египте после возникновения государства сохранялись общины земледельцев?
3. Сравните правовое и имущественное положение рабов и свободных земледельцев.
4. Почему абсолютный властелин Египта не мог делать все, что ему захочется?
studlib.info
Как жили Египтяне
Египетская цивилизация одна из древнейших на планете. Государство Египет существует и сегодня. Однако в данной статье рассматривается Египетское государство в период раннего царства (около 3100 - 2549гг. до н.э.). Египетский этнос, вероятно, сложился, в процессе смешения различных племен Северо-восточной Африки, а возможно, в нем участвовал и ряд племен, живших впоследствии в Передней Азии. Судя по сохранившимся изображениям и костным останкам, древние египтяне были людьми крепкого телосложения; со смуглым цветом кожи и черными гладкими волосами. В политическом отношении Египет Раннего царства представлял собой довольно неустойчивую конфедерацию, состоящую из отдельных областей (Номов). В наиболее ранний период Раннего царства (до объединения) на территории Египта располагалось два независимых государства – верхний Египет и нижний Египет.
Природа
В период раннего царства Египтом (древнее самоназвание Египта - Черная Земля (Земля Кем, Та - Кемет)) считалось только долина реки Нил. Южной границей Египта в древности считались первые от египтян - последние по течению реки пороги на Ниле, южнее которых располагалась Нильская Эфиопия (Нубия). Вся жизнь Египетской цивилизации тесно связана с Нилом. Именно благодаря плодородным (богатым отложениями речного ила) почвам в долине Нила стало возможно само существование высокоразвитой египетской цивилизации. От пограничных порогов Нил течет по узкой, стиснутой горами долине – эта часть страны называлась верхним Египтом. Примерно в 300 км от Средиземного моря долина расширяется, а Нил веерообразно разветвляется на несколько рукавов, впадающих в Средиземное море – эта часть страны называлась нижним Египтом. Древние греки называли ее “Дельта”, так как речная система Нила в этом районе по форме напоминает букву греческого алфавита Д (“дельта”). Нижний Египет был заболочен из-за близости к морю и, следовательно, избыточности влаги.
Занятия
Основными занятием Египтян в этот период являлось земледелие. Большие успехи были достигнуты в создании оросительных систем. Древние египтяне также занимались скотоводством (быки, ослы, бараны, козы). В нижнем Египте земледелие было менее развито, чем в верхнем Египте, зато там были достигнуты большие успехи в садоводстве, огородничестве и виноградарстве. Также египтяне занимались рыболовством, льноводством, охотой и разведением водоплавающей птицы. Египтяне добывали медь, золото, дерево, различные породы камня. Из ремесел были распространены ткачество, производство папируса и гончарное дело. Египтяне занимались торговлей – в частности при раскопках была обнаружена посуда, изготовлявшаяся на островах Эгейского моря.
Средства передвижения
Из – за особенностей географического положения Египта данного периода - Нил служил основным путем сообщения, поэтому большое значение имели речные суда и лодки.
Архитектура
Дворцы и богатые дома строились из дерева, тростника и сырцового кирпича и часто окружались кирпичными стенами. Дома простых египтян строились из тростника и глины. Гробницы знатных египтян (укоренившееся название – мастабы (араб.)) строились из кирпича и камня и имели наземную и подземную части. Гражданские сооружения раннего царства нам практически не известны.
Военное дело
О военном деле раннего царства известно мало – есть лишь сведения о войнах верхнего Египта с нижним Египтом (до объединения Египта) и войнах египтян с другими племенами (в частности с нубийцами). Сведения о количестве захваченных пленных и добычи рисуют картину довольно масштабных войн, однако к ним следует относиться критически.
Искусство и литература
До нашего времени дошли множество мелких и небольшое число крупных раннеегипетских скульптур людей и животных. Отдельные скульптуры поражают своим мастерством и точностью деталей, однако в целом скульптуры данного периода часто отличаются несоразмерностью отдельных частей тела. Некоторые успехи были достигнуты в живописи (плоские изображения выбивались на камне). Литература раннего царства нам практически не известна.
Наука
Египтяне имели письменность, пользовались десятеричной системой счета. Определенные успехи были достигнуты в астрономии, математике и геометрии. Ежегодно измерялся уровень нильского разлива.
Религия
Религия Египтян носила политеистический характер, однако большинство богов были местными покровителями. Ряд богов (например, бог солнца Ра) имели общеегипетское значение. Существовало представление о наличии у человека души – двойника. Древние египтяне также верили в волшебство. Фигура правителя обожествлялась.
www.znaikak.ru
Тема 2. занятия древних египтян » История в новостях.
В параграфах данной темы вы имеете возможность отыскать ответы на вопросы:
1. Каким было положение рабов в Старом Египте.
2. Каковы были ремесленников и занятия земледельцев.
3. Как торговали египтяне.
4. Чем занималась египетская знать.
5. Тяжело ли было быть фараоном Египта.
Вспомните, как смотрелась лестница публичной организации Древнего Египта.
В соответствии со своим положением на социальной лестнице, любой обитатель равнины Хапи имел собственные обязанности и вел особенный образ судьбы. Легче всего жилось, очевидно, богатым и знатным египтянам. Беднякам приходилось большое количество трудиться, и приобретали они за собственный труд весьма скромное вознаграждение, но кроме того они не недоедали.
Земледелие в равнине Нила было весьма действенным и снабжало обитателей высокими урожаями. Само собой разумеется, бывали на земле Египта и голодные времена неурожая и засухи, бывали войны и смуты, но, все же, радостных лет было больше.
1. Занятия и жизнь рабов. Рабами становились пленники, захваченные на протяжении армейских экспедиций фараонов на Запад и на Юг и порабощенные за долги египтяне. Государство не хотело порабощениясвободных людей плативших налоги, и довольно продолжительное время не вело войн, поскольку равнина Нила была в изоляции, исходя из этого не страно, что рабов в Египте было не так уж большое количество.
Рабов ненавидели и исходя из этого им не доверяли важной работы: не применяли при возделывании священной почвы, постройке божественных храмов либо гробниц – Домов Вечности. Большая часть рабов принадлежало фараону. Они трудились в царских каменоломнях.
Это был сверхтяжелый изнуряющий труд. Рабам приходилось откалывать огромные куски камня от скал в пустыне к востоку от Нила и перетаскивать их до воды, откуда их уже доставляли к месту строительства. Особые ремесленники руководили работами и обрабатывали камни, от рабов требовалась лишь неотёсанная сила и ничего более.
Кормили их не хорошо. В сутки раб приобретал лишь несколько луковиц, пара овощей и весьма неотёсанные тёмные лепешки из самого нехорошего зерна. Сотнями умирали рабы в каменоломнях и на их место прибывали новые.
Со временем количество рабов в Египте лишь возрастало. Часть пленников продавалась на рынках за зерно, мясо либо ткани. Такие рабы становились слугами в доме хозяина, и их жизнь была намного легче, чем у рабов фараона.
Они жили при доме господина, ели с его стола, занимались всякой домашней работой.
Но, где бы ни жили рабы, и какой бы легкой ни казалась бы их жизнь, они были лишены свободы, они не могли покинуть хозяина, не могли, ослушаться приказа либо не выполнить работу. Имущества у рабов не было, поскольку они сами были имуществом. Рабы не могли без разрешения господина вступить в брак.
Их дети могли быть реализованы на рынке.
2. Занятия земледельцев. Земледельцы в Египте были свободными людьми, в остае бым же они иногда мало, чем отличались от рабов. Довольно часто они были совсем нищими, да и их труд был не легче, в противном случае и тяжелее труда рабов.
Земледельцы имели возможность иметь мелкий надел земли, этот им фараоном либо трудиться на почвах большого вельможи либо храма.
Египтяне, жившие на севере, кроме занятий земледелием, разводили скот, поскольку в заболоченной дельте было большое количество сочной травы.
Поразмыслите, из-за чего на юге Египта скотоводство было малоразвито?
Работа земледельцев была сезонной. На земле они трудились, по большей части, в «период всходов». Тогда они каждый день выходили на поля, дабы, подготовив почву, посадить растения, а после этого заботиться за ними.
По окончании уборки урожая земледельцы рыли каналы, строили насыпи, усиливали водохранилища, – таковы были их занятия в сезоны разлива и засухи. Одвременно с этим большая часть земледельцев выплачивало стране налоги, но не продуктами, а собственным трудом.
Простые египтяне отправлялись строить храмы, дороги, гробницы и добывать металлы в рудники, но лишь , пока воды Великого Хапи не отступали прочь, обнажая заиленную, жирную, плодородную землю Та-Кемет. Ежегодно к началу «сезона всходов» земледельцы возвращались и трудились на полях. Мотыгой либо древесным плугом египтяне легко вспахивали почву.
Значительно чаще они делали это вручную, но время от времени впрягали волов. Посаженные растения потребовали регулярного полива. Воду из Нила и глубоких каналов поднимали на высокие насыпи посредством шадуфа[1].
Жили земледельцы маленькими соседскими общинами, каковые выплачивали царским писцам налоги и имели возможность при несчастья позаботиться о сиротах, оказать помощь заболевшему сородичу. Вольный египтянин имел возможность вступить в брак и обладать имуществом, но он все равно был весьма зависим от воли жестокого правителя. К примеру, он не имел возможности без разрешения уйти со своей почвы и переселиться в второй ном.
Все простые египтяне назывались «царскими людьми», что подчеркивало их рабское положение перед лицом владыки Обеих Земель.
3. Жизнь муниципального ремесленника. Считались «царскими людьми» и муниципальные ремесленники, но они жили лучше, чем земледельцы, среди них были и весьма богатые люди, к примеру, архитекторы, живописцы либо ювелиры. Ремесленников было большое количество, как и всевозможных ремесел.
Гончары, кожевенники, кузнецы, столяры, плотники, ткачи, резчики камня, кораблестроители и многие другие мастера создавали самые различные вещи.
Трудились ремесленники в национальных и храмовых мастерских или нанимались к богатому вельможе. Лишь весьма известные мастера и богатые имели личные мастерские и реализовывали собственные товары. Остальным ремесленникам, национальным, храмовым и наёмным земледельцам выплачивалось жалование.
Денег в Египте не было, исходя из этого за собственный труд ремесленники и земледельцы приобретали вознаграждение зерном, маслом, тканями, рыбой, металлами и мёдом – медью, золотом и серебром.
По большей части выплачивалось как раз зерно, которое позже египтяне выменивали на другие продукты.
Меновая торговля в Старом Египте была красивейшим зрелищем. продавцы и Покупатели планировали в городе и, расхаживая по берегу реки, звучно выкрикивали заглавия собственных товаров. Ко мне же сбегались дети и приходили бессчётные зеваки.
На рынке возможно было определить последние известия и заметить что-то любопытное.
Особенно многолюдно было на муниципальном рынке в выходные дни.
Но, радоваться выходным дням имели возможность не все жители и уж совсем немногие земледельцы, каждую семь дней (в Старом Египте она длилась десять дней) либо месяц (складывающийся из 20 дней) египтяне выплачивали налоги либо, по крайней мере, отчитывались перед писцами о исполнении рассчетных норм. В случае если налоги не были выплачены, а нормы – выполнены, на египтянах повисали задолженности , пока они их не закрывали.
За заболевшего земледельца либо ремесленника должны были отработать другие члены общины. Так что многие египтяне, за исключением пяти личного нового праздника и дней года, напоминающего современный сутки рождения, по большому счету не знали выходных дней, отрабатывая нормы и выплачивая налоги. Время от времени египтяне вовсе не выходили на работу, растолковывая это писцам неожиданной заболеванием, в противном случае и вовсе не уважительными обстоятельствами: «Не трудился, а дрался с женой» либо «варил пиво».
За прогулы по неуважительной обстоятельству, невыполненные трудовые нормы либо невыплаченные налоги стражники по приказу писца имели возможность всыпать земледельцу либо ремесленнику 50-100 ударов плеткой либо палкой.
4. Занятия знати. знатные люди и Богатые в молодости все дни посвящали учебе. Сделать карьеру, стать громадным человеком возможно было, лишь обучившись грамоте. В то время, как большая часть парней перенимали опыт собственных отцов, земледельцев и ремесленников, либо становились стражниками при дворе фараона, писцов и сыновья вельмож постигали премудрости письма.
Царю всегда были необходимы бессчётные госслужащие, дабы держать страну под неусыпным контролем, исходя из этого до 20% взрослых мужчин были писцами.
Те, кто не хорошо обучались, имели возможность погубить всю собственную жизнь. Им уже не суждено взять большую должность ни при дворе, ни кроме того в самом удаленном номе. Те же, кто постигли тайны древних знаков письма, занимали самое высокое положение в обществе. «Наблюдай, нет должности, где бы не было начальника, не считая должности писца, потому что он сам глава», – поучал писец Хети собственного сына.
Умный, обученный грамоте парень, имел возможность потом стать кроме того чати, т.е. занять должность первого министра.
богатства и Многочисленные привилегии не освобождали писцов от ежедневного изматывающего труда. Они всегда ездили по стране порою, не бывая дома месяцами. Они отвечали за сроки сбора и правильность подсчётов налогов.
Большие госслужащие в большинстве случаев совмещали пара должностей и вместе с бо?льшей властью несли перед фараоном и бо?льшую ответственность.
Все эти знатные люди перед лицом владыки были всего лишь рабами, и их будущее была в его руках.
А что же властелин Египта? – будучи жестоким правителем, он, казалось бы, имел возможность позволить себе делать все, что угодно. На самом же деле жизнь фараона была подчинена священным церемониям и строжайшим правилам. Он один нёс ответственность за порядок в стране и благополучие народа Хапи, он должен был все дни собственные посвящать делам страны и защищать его пределы.
Не просто так царя постоянно изображали держащим в руках жезл и плеть. Жезл означал, что царь управляет и ведет собственный народ, а плеть показывала на то, что он судья и единственный защитник египтянам. В то время, когда фараоны забывали о собственных обязанностях, страна срочно приходила в упадок, и смутные времена мрачной тенью падали на равнину Нила.
СЛОВАРЬ:
Меновая торговля –торговля, при которой люди на рынке обмениваются товарами без помощи денег.
Привиле?гия –исключтельное право на что-либо,преимущество перед вторыми людьми.
Шаду??ф –сооружение для подъема орошения и воды полей.
ВОПРОСЫ:
1. Поразмыслите, из-за чего египтяне именовали рабов «живой – убитый»?
2. Поразмыслите, для чего в Египте по окончании происхождения страны сохранялись общины земледельцев?
3. Сравните правовое и имущественное положение свободных земледельцев и рабов.
4. Из-за чего безотносительный властелин Египта не имел возможности делать все, что ему захочется?
Древние египтяне заботились о своих богах и мертвецах больше, чем о живых. Когда они воздвигали новый храм, «обитель миллионов лет», строили на западе Фив гробницы, «дома вечности», они, не считаясь ни с какими расходами, привозили издалека камень, металлы и драгоценное в этих местах дерево. Поэтому храмы и гробницы просуществовали гораздо дольше, чем города, а в наших коллекциях неизмеримо больше саркофагов и стел, статуй фараонов и богов, чем бытовых предметов живых египтян, намного больше ритуальных и магических текстов, например копий «Книги мертвых», чем воспоминаний или романов. Но попытка описать повседневную жизнь древнего Египта вполне реальна, несмотря на то, что мы еще не знаем некоторых ее аспектов. Древние памятники сохранили нам рельефы и настенные росписи, статуи и стелы, саркофаги и культовые предметы, что уже само по себе немало. Но мы находим там же и другие свидетельства. Разумеется, мы бы предпочли вместо погребальной мебели Тутанхамона или Псусеннеса увидеть подлинную мебель из дворцов Рамсесов. Но в конечном счете потребности усопшего были скопированы с потребностей живого фараона. К тому же набожные родственники часто оставляли в гробницах те вещи, которыми усопший пользовался при жизни, а также памятные семейные реликвии. Совершенно очевидно, что пользоваться источникам, охватывающими более трех тысяч лет, следует с предельной осторожностью.
Все изменялось. Правда, в древнем Египте это происходило гораздо медленнее, чем в других более поздних цивилизациях. Нил, приносящий жизнь в свою долину, был и остается царственным владыкой. Его повеления неизменны. Однако нравы, учреждения, ремесла и верования не оставались незыблемыми. Эта истина, неоспоримая для любого египтолога, на практике частенько забывается. В некоторых недавно напечатанных исследовательских трудах тексты самых различных эпох цитируются вперемежку. Иногда пытаются объяснить непонятные места в древних текстах ссылками на Диодора или Плутарха, а то и вовсе на Ямблиха. Многие ученые продолжают использовать названия месяцев года, которые вошли в употребление в Саисскую эпоху. И так создается легенда, будто Египет оставался неизменным и одинаковым с начала и до конца его бесконечной истории. [1, c. 3].
Глава 1. Семья
Художники и скульпторы изображают египетскую семью весьма привлекательно. Отец и мать держатся за руки или обнимают друг друга за талию. Детишки жмутся к родителям. При Эхнатоне стало модным изображать нежные чувства царственных супругов. Вот царица сидит на коленях у фараона. Сам он и его супруга осыпают своих детей поцелуями, а дети в ответ поглаживают маленькими ручками подбородок отца или матери. Эта мода исчезла вместе с «ересью», которую она воплощала или была ее следствием. С начала XIX династии египетское искусство вновь обретает былую строгость, однако в настенных росписях в гробницах муж и жена по-прежнему изображаются рядом, объединенные вечностью, как и при жизни. Каждый глава семьи жил в своем доме, будь то роскошный дворец с драгоценной мебелью или жалкая лачуга с циновкой на полу. Понятия «построить дом» и «взять жену» были для египтян синонимами. Мудрый Птахотеп советовал своим ученикам совершать то и другое в благоприятное время. Мы почти ничего не знаем о свадебных обрядах: тексты и изображения на рельефах дают мало материала. Когда фараон из «романа» о Сатни-Хаэмуасе решая поженить своих детей, он просто говорит: «Пусть приведут Ахури в дом Неферкаптаха этой же ночью! И пусть принесут с ней превосходные дары!» Так и было сделано, и теперь рассказывает молодая жена:«Они привели меня, как супругу, в дом Неферкаптаха. Фараон повелел, чтобы мне доставили красивое богатое приданое золотом и серебром, и все люди царского дома мне его преподнесли». [1, c, 42].
Таким образом, главной частью брачной церемонии являлся переход невесты с ее приданым из отцовского дома в дом жениха. Легко представить, что этот свадебный кортеж был не менее красочным и шумным, чем процессии во время приношения даров в храмах, прибытия иноземных послов, стремящихся «быть на воде царя», или погребальные шествия, которые египтяне в общем-то воспринимали как переселение из одного жилища в другое. Возможно, жених выходил навстречу кортежу, как Рамсес II, построивший крепость между Египтом и Финикией, где намеревался встретить свою невесту, дочь царя Хаттусили.
Из сказок мы знаем, что неверную жену карали смертью. Анупу, старший из двух братьев, когда узнал, хоть и с некоторым опозданием, обо всем, что случилось на самом деле, оплакал своего младшего брата, а потом вернулся к себе, убил жену и бросил ее труп собакам. Бата в конце сказки возбуждает процесс против своей жены перед великими судьями фараона, «да будет он жив, невредим и здоров». До нас не дошел текст приговора, но мы знаем, что богини Хатхор предсказали, что неверная жена погибнет от меча. Жена Убаинера, которая обманывала и ела поедом своего мужа, была сожжена, а прах ее выброшен в Нил. Сообщник ее тоже не избег своей кары. Это было законом. «Берегись женщины, которая выходит тайком! — советует писец Ани. — Не следуй за ней; она станет утверждать, что это была не она. Жена, чей муж далеко, посылает тебе записки и зовет к себе каждый день, когда нет свидетелей. Если она завлечет тебя в свои сети — это преступление, и ее ждет смерть, когда узнают об этом, даже если она не насладится своей изменой». В то же время неверность мужа, насколько мы знаем, не каралась никакими санкциями. Мужу разрешалось иметь в своем доме наложниц. Надпись в одной из гробниц перечисляет всю родню. Из нее видно, что семья состояла из отца, матери, друзей, приближенных, детей, женщин, кого-то еще под необъясненным названием «инет-хенет», любимцев и слуг. Известны случаи полигамии, но, правда, они довольно немногочисленны. У одного из грабителей гробниц, над которым состоялся суд, было две жены, и они между собой ладили. В стране, где палка играла такую большую роль, муж имел право бить свою жену, а брат свою сестру, однако в разумных пределах — увечья наказывались законом. Виновный должен был поклясться перед судьями, что больше не тронет свою жену, иначе получит сто палочных ударов сам и будет лишен права на совместно приобретенное имущество. В описанном случае в суд обратился отец жестоко избитой женщины. Поступил он правильно, однако не следует забывать, что он был египтянином и что многие предусмотрительные жены, наверное, не раз одурачивали своих мужей, обращаясь к судебным властям.[1, 44-46].
Глава 2. Быт
Древние египтяне отличались чистоплотностью и очень заботились о чистоте тела, одежды и своих жилищ. Они мылись несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Умывальные принадлежности состояли из тазика и кувшина с носиком, которые обычно находились под столом с блюдами. Название тазика «шау-ти» происходит, по-видимому, от слова «ша» — «песок», а название кувшина «хесмени» — от слова «хесмен» — «натрон». Можно предположить, что в тазик насыпали песок, а в воду для умывания добавляли натрон. В воду для полоскания рта добавляли другую очищающую соль — «бед». Под именем «суаб» (производное от «уаб», что означает «опрятный», «чистый») была известна густая, способная пениться «паста» с добавками для обезжиривания, например золы или сукновальной глины. После туалета он мог остаться в этой же повязке, даже если собирался выйти из дома, но надевал на запястья один или множество браслетов, на палец — кольцо, а на шею — нагрудное ожерелье из пяти-шести рядов бус с двумя застежками в форме соколиных голов. Если добавить к этому подвеску из яшмы или сердолика на длинном шнуре, наш египтянин будет вполне респектабелен: в таком наряде он может осматривать свои владения, вести деловые переговоры, заходить в учреждения. Он мог также сменить набедренную повязку на свободную прямую юбку и обуться в сандалии.
Наряд знатной дамы не слишком отличался от одежды ее супруга. Он состоял из очень тонкой рубашки и надетого сверху белого гофрированного платья, такого же, как у мужчины, но полупрозрачного и с разрезом почти до пояса. Оно закреплялось на левом плече, оставляя правое открытым. Рукава с бахромой не закрывали тонких рук, что позволяло любоваться их изяществом и великолепиями, браслетами на запястьях. Браслеты были самыми разнообразными: в виде двух пластинок чеканного золота, соединенных двумя застежками, в виде массивных золотых колец, нанизанных бусин, золотых шнуров или лент. Локоны парика прикрывали голову и плечи. В волосах сверкала прекрасная диадема из бирюзы, лазурита и золота. Ее концы соединялись на затылке двумя шнурами с кисточками. На этой сложной прическе чудом держалось конусообразное благоухающее украшение. Неизвестно, из чего оно делалось. Кстати, это было не только женским украшением. Мужчины очень часто носили подобные конусы на нарядных париках.[1, c. 74].
Египтяне всегда умели печь тонкие лепешки на раскаленном песке, как это до сих пор делают бедуины. А в эпоху Нового царства появились печи, где можно было выпекать одновременно много хлебов. Древние египтяне в отличие от сегодняшних, увы, даже не знали ничего об апельсинах, лимонах и бананах. Груши, персики, вишни и миндаль появились у них только в римскую эпоху. Тем не менее в летний период они могли наслаждаться виноградом, фигами, финиками и плодами сикомора, правда не такими крупными и вкусными, как фиги. Молоко считалось настоящим лакомством. Его хранили в пузатых глиняных сосудах, горлышко которых затыкали пучком травы, чтобы уберечь от насекомых. Многие слова обозначали молочные продукты — сливки, масло, творог — однако за точность перевода этих терминов ручаться нельзя. В некоторые снадобья и диетические блюда добавляли соль. Можно предполагать, что ее вообще много употребляли. Чтобы подсластить напиток или кушанье, доставляли мед или плоды рожкового дерева. Иероглиф «неджем» (с ним писали слова «сладкий», «сладость») имел вид стручка этого дерева. Египтяне отправлялись за медом и воском диких пчел далеко в пустыню. Этим занимались специальные люди. Сборщики меда объединялись со сборщиками скипидарной смолы в отдаленных вади. Фараон старался защитить их от опасностей, которым они подвергались вдали от Нильской долины, и посылал иногда лучников сопровождать их. Но египтяне разводили пчел и в своих садах. Ульями служили большие глиняные кувшины. Пасечник без боязни расхаживал среди ульев. Он отгонял пчел рукой и извлекал соты. Хранили мед в больших запечатанных каменных сосудах.
Осенью и зимой земледельцы возвращались с поля с наступлением ночи. Естественно, они надеялись найти дом освещенным. Когда Анупу вошел в свой дом, погруженный в темноту, он сразу почувствовал, что случилось нечто ужасное («Сказка о двух братьях»). Школяры и ремесленники в сумерках продолжали работать при свете ламп. Лампы заправляли маслом клещевины или оливковым маслом. Такими дешевыми простыми светильниками пользовались работники некрополя в гробницах. Кроме того, египтяне делали свечи, которые зажигали в храмах в ночь под Новый год, вечером Нового года, в ночь праздника «уаг». Видимо, они очень ценились, ибо отвечавший за них жрец храма получал высокое вознаграждение лишь за то, что отдавал уже послужившие свечи жрецу Ка.
Одним из основных занятий древних египтян, от которого зависело будут они голодать или жить в достатке, являлось земледелие. Писец относился с презрением к любому, занимавшемуся физической работой, но ниже всех он ставил земледельца. На своей работе земледельцы изнашивались так же быстро, как их орудия. Их били и нещадно эксплуатировали хозяева и сборщики налогов, их обкрадывали соседи и грабили мародеры, их подводила погода, разоряли саранча и грызуны, на них ополчались все враги рода человеческого — такова была доля земледельца. Злаковые были основной сельскохозяйственной культурой. Поля ячменя и пшеницы тянулись вперемежку по всей долине от болот Дельты до порогов. Египетские крестьяне были в основном землепашцами. Пока Нильская долина находилась под водой, в течение четырех месяцев сезона «ахет», им почти нечего было делать, однако, когда Нил возвращался в свои берега, они спешили использовать каждый час, пока земля еще влажная и легко поддается обработке. На некоторых росписях, изображающих пахоту, на заднем плане видны лужи, а это означает, что крестьяне даже не дожидались, пока разлив полностью схлынет. В таких условиях можно не проводить предварительной вспашки. На пахоте египтяне никогда не использовали быков, а только коров. Это свидетельствует о том, что от них не требовалось особых усилий.
Известно, что рабочая корова дает немного молока. Значит, у египтян было достаточно коров и для производства молока, и для полевых работ. Что касается быков, то они предназначались для погребальных процессий. Быки тащили на полозьях саркофаг. Таким же образом перетаскивали крупные каменные блоки. На коровах пахали потому, что они вполне справлялись с этой нетрудной работой. К тому же удои снижались только на время, и это не мешало использовать коров на полях. Пахарей обычно бывало двое. Труднее всего приходилось тому, кто держал рукоятки плуга. Сначала, держась на одну рукоятку, он щелкал кнутом. Когда коровы двигались с места, он сгибался вдвое и изо всех сил налегал на плуг. Его товарищ, вместо того чтобы вести и тянуть за собой упряжку, шел рядом с нею пятясь. Порою это был маленький голый мальчик; прядь волос закрывала его правую щеку, а в руках он нес маленькую корзину. Он еще не мог действовать кнутом или палкой и направлял коров только криком. А иногда рядом с коровами шла жена пахаря и разбрасывала семена.
stud24.ru
Культура Древнего Египта
Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (6,1 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-презентация.
Цели урока:
ознакомить учащихся с древнеегипетской
культурой: религией, искусством, письменностью и
научными знаниями древних египтян;
воспитание положительного отношения к знаниям;
продолжить развитие познавательного интереса к
урокам истории.
У древних египтян существовала вера в
загробную жизнь. Так египтяне в гробницу фараона
клали статуэтки, расписывали стены пирамид,
строили храмы. Все это несомненно является
ценнейшим источником о культуре Древнего Египта.
На сегодняшнем уроке нам с вами предстоит
познакомиться с культурой Древнего Египта.
Изучение нового материала.
Озвучивание темы урока (слайд №1)
Затем учитель объясняет что такое культура.(слайд
№2)
Учащиеся в тетрадях записывают определение
культуры.
План
Религия древних египтян
Искусство Древнего Египта
Архитектура
Живопись
Скульптура
Письменность
Наука в Древнем Египте
Медицина
Астрономия
Математика
Конспект урока
Религия древних египтян
Древние египтяне были самым богобоязненным и
религиозным народом Древнего мира.Для своих
богов они строили храмы (слайд№3).
Связь между людьми и богами осуществляли жрецы (слайд№4).
Жители Древнего Египта поклонялись животным –
птицам, змеям, рыбам, насекомым. Почти каждое
египетское божество почиталось в виде
какого-либо животного.
Далее учитель продолжает свой рассказ
демонстрируя слайд №5.
Так, богиня плодородия и деторожденияБастет
(дочь бога Ра) изображалась в виде женщины с
кошачьей головой. Она же исцеляла болезни и
взращивала злаки.
Наиболее чтимым верховным божеством был бог
солнца, которого звали Ра, Амон или Амон-Ра.
Изображали его с соколиной головой, увенчанной
солнечным диском. Извечным врагом бога Ра был
Апомп –огромный змей, олицетворяющий мрак
и зло.
Популярными божествами древнеегипетского
пантеона были также Нут – богиня неба
(изображалась в виде коровы, тело которой усеяно
звездами) и Геб – бог земли (в виде человека с
головой змеи). Потомками Геб и Нут
былидевятьбогов. Среди них – Сет, Осирис, Исида,
Нефтида. Осирис олицетворял умирающую и
воскресающую природу, владыка загробного мира,
покровитель царской власти. Его сестра и супруга Исида
понималась как богиня-мать, покровительница
супружеской любви и материнства. Сын Осириса и
Исиды бог Гор (в облике сокола) олицетворял
небо и свет, считался защитником фараона, его
земным воплощением. Богом мудрости и счета был
Тот (у него голова птицы ибиса с длинным
клювом).Сет – бог пустыни, брат Осириса, один
из четырех детей Геба и Нут. Изображали в виде
человека с длинным и тонким туловищем с ослиной
головой.
Одним из древнейших и наиболее уважаемых богов
Древнего Египта является Бог Анубис
(изображали с черной головой шакала). Он
является богом и покровителем мертвых, сын
Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Бог Анубис
изображался древними египтянами в виде человека
с головой шакала.
В египетском пантеоне были представлены
божества, олицетворявшие абстрактные понятия,
например богиня справедливости и правосудия Маат
(дочь бога Ра, изображалась в виде сидящей
женщины со страусиным пером на голове, иногда
крылатой).
В Древнем Египте также был широко
распространён культ мёртвых. Далее учитель
должен разъяснить учащимся что означает термин
культ.
Древние египтяне мыслили загробную жизнь
продолжением земной, и именно эти представления
привели к стремлению сохранить тело умершего,
бальзамировав его.
Слайд №6.Сначала бальзамировщик работал над
высушиванием тела. Его покрывали смолистыми
веществами и заворачивали в льняные бинты. После
этого мумию клали в саркофаг. Саркофаги часто
изготовлялись из дорогих пород дерева,
драгоценных металлов, других ценных материалов и
украшались росписью,
надписями.Саркофаг с мумией несли к погребальной
камеры в пирамиде или гробницы. В древнем Египте
саркофаги были неотъемлемой частью
торжественных захоронений различных великих
людей, всевозможных фараонов и жрецов. А при
особо богатых погребениях использовался не один,
а несколько саркофагов разной величины, которые
помещались друг в друга, по принципу матрешки.
Слайд №7. Покровителем мертвых у древних
египтян был Анубис. Его называют также богом
бальзамирования, потому что он помогал сохранить
тело Осириса. Здесь учитель рассказывает миф об
Осирисе и Исиде.
Искусство
Представления древних египтян о загробной
жизни оказали большое влияние и на архитектуру, и
на скульптуру, и на живопись Древнего Египта.
Египтяне всю жизнь готовились к смерти, свои
гробницы они строили так долго, что на это уходил
труд многих поколений. Так для фараона
строилиогромные гробницы–пирамиды(слайд №8). Самая
высокая пирамида – пирамида Хеопса – сооружена
в XXVIII веке до н. э. Считается, что потребовалось
двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее
воздвигнуть.Ее высота равняется почти ста сорока
семи метрам.
Наиболее известнойявляется гробница фараона
Тутанхамона, одна изнемногих, которая не была
ограблена. Открытие гробницы позволил
осоставить представление о материальном мире
египтян: вещи, которымионипользовались,одежду.
Мумия фараона размещалась в одномиз восьми
саркофагов, вложенных друг в друга.
Слайды №9, 10. Завершают характеристику
египетского искусства рельефы и росписи, которые
в великом множестве украшали стены гробниц,
заупокойных храмов, колонны, саркофаги и вообще
все то, что могло быть ими оформлено. Художники и
скульпторы Египта придерживались определенных
правил. Фигуры людей изображали в зависимости от
ихположения в обществе. Так, например, вельможу
или царя показывают обычно крупным планом,
изображая их очень большими. Глядя на
изображение человека в росписях и рельефах можно
обнаружить еще такую закономерность: верхняя
часть тела – плечи, руки – выглядят так, будто
человек стоит передом, а ноги и голова – в
профиль (боком).
Распространеннымскульптурным изображением
был Сфинкс–существо с головой человека или
животного и телом льва. Египтяне считали это
создание священным.
Письменность
Слайд №11. На языке древних египтян в
современном мире никто уже не разговаривает, она
является лишь письменным памятником, которую
сохранила история. Такие языки называют
мертвыми.Египтянеодниизпервых научились
обозначать слова определенными знаками, которые
называются иероглифами. Известнооколо 1 000
таких знаков.Запомнить всезнаки былоочень
трудно, поэтому грамотных людей в Египте было
мало. В основном владели грамотой жрецы и писцы.
Овладевали грамотой в школе писцов только
мальчики с шестилетнего возраста. Обучение
длилось двенадцать лет.
Египтяне писали на разных материалах: глине,
камне, ткани, дереву. Но наиболее
распространенным был папирус. Трость нарезали
тонкими полосками, затемсклеивали, просушивали и
прессовали. Выходили огромные свитки, их длина
иногда достигала нескольких десятков метров.
Слайд №12. В 1799 году в Египте возле
небольшого города Розетта был найден черный
камень, покрытый древнеегипетскими иероглифами.
Эту надпись сумел расшифровать французский
исследователь Жан-Франсуа Шампольон.
Об этом было заявлено 27 сентября 1822 г. перед
собранием ученых Франции, с тех пор эта дата
считается днем рождения науки египтологии.
Научныезнанияегиптян
Слайд №13. Больших успеховегиптяне достигли в
областимедицины. Древнеегипетская медицина —
самая древняя из документированных медицинских
систем, которая оказала влияние на многие
последующие медицинские системы Древнего мира, в
том числе на греческую..Наиболее полные сведения
о медицине Древнего Египта дают два папируса,
датируемые примерно 1550 г. до н. э., - большой
медицинский папирус Г. Эберса и папирус по
хирургии Э. Смита.
Древнеегипетские врачи могли лечить различные
болезни, а также с помощью
медицинскихинструментовосуществлятьсложныехирургическиео
перации. Они осуществляли рассечения покойников,
поэтому хорошо знали анатомию.
Древние египтяне обладали многими знаниями и в
области лекарственных трав, они заложили начало
для развития фармакологии. Древние египтяне
знали и антибиотические свойства некоторых
растений, таких как чеснок. Очень популярным
средством был мед.
Слайд №14.Египтяненаблюдализа звездами и
планетами и научились фиксировать солнечные и
лунные затмения. Знали планеты: Венеру, Марс,
Меркурий, Сатурн, Юпитер. Египтяне разделили
звездное небо на 36 созвездий, создали карту
звездного неба.
Астрономические знания применяли, проектируя
пирамиды и храмы. На основе наблюдений
зазвездами уже в III тыс. до н.э. египтяне создали
собственный солнечный календарь. По их
представлениям год имел 365 дней и разделялся на
двенадцать частей. Каждая из них имела по 30 дней.
Пятьдней, которые оставались, добавляли в конец
года. Они были праздничными.
Слайд №15. В повседневной жизни египтян
постоянно возникала потребность проводить
подсчеты: измерять уровень воды, строить каналы,
дамбы и пирамиды, вести учетурожая.
Для этого древние египтяне использовали четыре
арифметических действия: сложение, вычитание, у
множения и деления. Для чисел у них существовали
специальные обозначения. Единицы изображали
черточками, десятки – значками в виде подковы,
сотни в виде скрученной веревки, тысячи – лотоса.
десятки тысяч – зогнутого пальца, сотнитысяч -
птицы, миллионы – фигурой сидящего бога. Поэтому,
например, число 50 состояло из пятизнаков 10.
Закрепление изученного материала.
Работа над понятиями.
Слайд №16.
Культура – это достижения людей в разных
областях человеческой жизни.
Храм – сооружение, предназначенное для
поклонения богам.
Жрецы – посредники между богами и людьми.
Культ – почитание каких-либо предметов,
бога или богов, поклонение.
Бальзамирование – метод предотвращения
гниения трупов, применяемый для сохранения тел
людей после их смерти.
Мумия – забальзамированное тело человека.
Саркофаг – гроб, куда клалимумию и на
котором писали заклинания и изображалибогов.
Пирамида – гробница фараона.
Роспись – красочные рисунки на стенах,
потолках и т. п.
Рельеф – выпуклое изображение на
плоскости.
Сфинкс – существо с головой человека или
животного и телом льва.
Иероглифы - вид письменности, который
использовался в Древнем Египте.
Папирус – материал для письма.
Свиток – лист папируса, свернутый в
трубочку.
Выполнение теста
1. Как называется место обитания богов?
музей
храм
дворец
саркофаг
2. Установите соответствие между божеством и
тем, что они олицетворяли. Одному элементу левого
столбика соответствует один элемент правого.
Слайд №17
Божество
Что олицетворяет
а. Ра
б. Тот
в. Осирис
г. Бастет
д. Сет
е. Анубис
ж. Апоп
з. Нут
и. Геб
к. Исида
л. Гор
м. Маат
Бог пустыни и песчаных бурь
Богиня правды
Бог тьмы
Бог солнца
Богиня неба
Бог земли
Бог мудрости
Богиня плодородия и материнства
Бог неба и солнца
Бог-покровитель мертвых
Бог загробного мира и судья умерших
Богиня-покровительница жен и матерей
Ответы:
а
б
в
г
Д
е
ж
з
и
к
л
м
4
7
11
8
1
10
3
5
6
12
9
2
3. Служителей богов при египетских храмах
называли:
мумиями
писцами
жрецами
вельможами
4. Самой высокой пирамидой является пирамида:
Хеопса
Геродота
Тутмоса
Тутанхамона
5. Пирамида фараона Хеопса была возведена в:
4000 г. до н. э.
3000 г. до н. э.
2600 г. до н. э.
1500 г. до н. э.
6. Установите соответствие между понятием и
определением.
Слайд №18.
Понятие
Определение
а. Пирамида
б. Рельеф
в. Иероглиф
г. Сфинкс
д. Роспись
е. Папирус
ж. Свиток
з. Саркофаг
Существо с телом льва и головой человека
Красочные рисунки на стенах, потолках и т.п.
Выпуклое изображение на камне
Гроб, куда клали тело человека
Лист папируса, свернутый в трубочку
Материал для письма в Древнем Египте
Место захоронения, усыпальница фараона
Знак в виде рисунков, используемый в египетском
письме
Ответ:
а
б
в
г
д
е
ж
з
7
3
8
1
2
6
5
4
Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок-исследование по теме "Религия древних египтян"
Разделы: История и обществознание
Цель: познакомить учащихся с
религиозными верованиями древних египтян
Задачи:
1. Познакомить с Богами и мифами Египтян.
2.Погребальные обряды Египта.
3. Религиозная реформа Эхнатона.
4.Фараон и религия.
5. Жрецы-служители бога.
Тип урока: объяснения нового
материала
Форма урока: урок исследования.
Комментарий: Если класс большой можно
разделить на группы, и будет групповая работа.
Ход урока
1. Организационный момент
Презентация.
Здравствуйте! Садитесь!
Сегодня на уроке мы с Вами продолжим изучать
государство, которое располагается на брегу
Нила.
- Что это за государство?
Давайте вспомним географическое положение
Древнего Египта
Работа с картой
- Рассказать о географическом положении
Древнего Египта
Древней Египет располагается в
Северо-Восточной части Африки. С юга на север
реку пересекает река Нил. Египет располагается
от первого порога в верх по течению распадается
на рукава и образуя дельту и впадает в
средиземное море. С восточной стороны Египет
омывается Красным морем. В Египте очень жаркий
климат. Вдали от Нила среди песков пустыни лишь
изредка встречается островки зелени Оазисы.
С июля в Египте начинаются проливные дожди.
Лишь в в ноябре месяце Нил становится в свои
берега оставляя по берегам плодородный ил.
2. Основная часть
- Вот мы с вами повторили Расположение Древнего
Египта.
- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об
религии Древних Египтян .
- А что такое религия?
Религия - это вера в сверхъестественные
существа.
Сегодня на уроке мы с вами будем проводить
исследования, и каждый из вас проведет свое
исследования.
У каждого из вас лежит рабочий лист
исследования , на этом листе вы будите записывать
результаты исследования вас и ваших товарищей.
Рабочий лист исследования
Тема: Религия древних Египтян.
План:
1. Боги и мифы Египта.
2. Погребальные обряды Египта.
3. Религиозная реформа Эхнатона.
4. Фараон и религия.
5. Жрецы-служители бога.
Каждому из вас будет дан пункт плана и задания
для исследования. Все свои результаты вы должны
будете записать в рабочем листе исследования.
На работу вам будет дано 7 – 10 минут.
- Но исследования не получится если у нас с Вами
не будет гипотезы, которую мы в результате
исследования должны подтвердить или
опровергнуть.
Гипотеза: Религия древних Египтян
основана на поклонении множеству богам. Египтяне
верили в загробную жизнь с чем связано
совершение похоронных обрядов и воздвижение
пирамид.
- Вам все понятно?
- Да
- Приступим к исследованию?
- Да
Выдаются задания.
При выступлении вас и ваших товарищей вы
результаты выступления будите ставить в
“Оценочный лист” в результате, чего в конце
урока поставите оценки.
На столах у Вас лежат рабочая папка, где вы
найдете основные материалы к уроку.(Приложение1)
1. Боги и мифы Египта.
1 Группа
Задания: У египтян единого бога не
было.
Прочтите в учебнике стр. 49 пункт 2 и определите:
Какие боги были у древних Египтян и опишите их.
Заполнить таблицу.
Название Бога
Описание Бога .
Бог солнца – Ра, Амон - Ра
На голове бога ослепительно сверкает
круглый солнечный диск
Бог тьмы – Апоп
В виде змеи
Бог земли - Геб
Человек с головой змее: - самое
“Земляное животное”
Бог неба - Нут
Представляли огромной коровой ее тело
осеяно звездами.
Бог мудрости - Тот
У него голова птицы ибиса с длинным
клювом.
Богиня Бастет –покровительница женщин
и их красоты.
гибкая черная кошка
Бык - Апис
Черный бык с белой отметиной на лбу
Вывод: ______________________________________
2. Погребальные обряды Египта.
2 группа
Задания:
1.Прочитайте в учебнике Миф об Осирисе и Исиде.
“Царство мертвых”.
(с.51-52).Какое явление природы получило отражение
в этом мифе?
О каких Богах идет речь.
2. Прочтите документ и ответьте на вопрос: Как
проходили похоронные обряды Египтян.
Погребальные обряды Египта.
Тело умершего бальзамировали-натирали
специальными мазями
Затем мумию заворачивали в несколько слоев
ткани и помещали в специальные ящики-саркофаги
Чем знатнее был умерший тем больше было
саркофагов, вставляемых друг в друга
Мумия фараона Тутанхамона помещалась в 9
саркофагов
Верхним саркофагам придавались черты умершего.
Саркофаг помещался в специальной
гробнице-пирамиде (для фараонов),или пещере(для
вельмож).
Гробницу начинали строить еще при жизни
знатного египтянина. Иногда строительство
длилось десятки лет.
Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для
жизни в загробном мире.
Чтобы гробницу не обокрали - вход в нее
замуровывали, а внутри строили ловушки.
Заполните таблицу:
Миф об Осирисе и Исиде “Царство
мертвых”
Погребальные обряды Египтян
Вывод: ___________________________________
3. Религиозная реформа Эхнатона. 3 группа
Работа с документом
Задания: В чем суть реформы Эхнатона и
ее результаты.
Религиозная реформа Эхнатона.
Реформа Эхнатона
С целью объединения Египта фараон Аменхотеп
IV-Эхнатон, в 1365 г.до н.э провел религиозную
реформу. По его реформе люди должны были
поклонятся только одному Богу. “Один бог на небе
-один фараон на земле”(Эхнатон). Эхнатон хотел,
чтоб его египтяне считали Богом который
находится на земле и е ему поклонялись. Но
египтяне привыкли поклоняться многим богам,
поэтому реформа не удалась.
Заполни таблицу.
Суть Реформы Эхнатона
Результаты реформы
1365 г.до н.э провел религиозную реформу.
По его реформе люди должны были поклонятся
только одному Богу. “Один бог на небе -один
фараон на земле”(Эхнатон).
Но египтяне привыкли поклоняться
многим богам, поэтому реформа не удалась.
Вывод: _________________________________
4. Фараон и религия. 4 группа
Задания:
1. Как Египтяне обожествляли фараона. Стр 52 – 53.
2.Рассмотрите золотую маску фараона
Тутанхамона и попытайтесь определить какие
предметы были символами Власти?
Египтяне обожествляли фараона и называли его
Богом солнца. Они верили, что Амон – Рак – царь
среди Богов, а его сын фараон – царь среди людей
населяющий Египет.
Основными предметами, которые были символами
власти фараона была плеть и скипетр.
Символы власти
Нехех (Плеть): Так называемая плеть
(по-египетски "нехех") состоит из короткой
рукоятки с двумя или тремя свисающими полосками
или нитками жемчуга. Она толковалась как
пастуший кнут, который стал знаком власти через
бога Анецти, "Главы восточных номов". Другое
первоначальное значение плети - опахало от мух.
Плеть - постоянный атрибут богов Осириса и Мина.
Уже в древнем царстве она располагается на
спинах у животных, освящённых богами. Плеть как
символ власти служит также царям.
Хека (Крюк): - это скипетр, который носили не
только боги и цари, но также и высшие чиновники.
Более ранняя, иногда в человеческий рост, форма
жезла была первоначальна палкой пастуха и стала
атрибутом пастушьего бога Ацепти; отсюда
развилась известная форма меньшего размера и
сильно искревлённая. Знак-картинка этого
скипетра служил для обозначения слова
"править". Во времена Среднего царства крюк
как знак Осириса помещался на фризах гробниц.
Заполните таблицу:
Обожествление фараона
Символы власти
Вывод: ______________________________________
5. Жрецы-служители бога. 5 группа
Задания:
1. Кто такие жрецы. П 1 стр .48.
2. Рассмотрите по схеме “обязанности жрецов” и
почему именно жрецы выполняли эти исследования.
3. Из приведенного списка выберите функции
государство, которые относятся к жрецам.
2. “Обязанности жрецов”
3. Какие функции государства выполняли жрецы.
Функции государства:
Защита
Управление
Поддержание порядка
Управление хозяйством
Установление законов
Представительство страны перед другими
государствами
Обозначение государственной принадлежности.
Заполните таблицу
Жрецы – это служители богов.
Считалось, что именно жрецы лучше всех умеет
разговаривать с богом – он знает особые молитва,
хранимые в тайне от других людей.
Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с
религиозными верованиями Древних Египтян. В
результате нашего исследования мы с Вами
подтвердили или опровергнул гипотезу, которая
стояла в начале нашего урока.
Гипотеза: Религия древних Египтян основана на
поклонении множеству богам. Египтяне верили в
загробную жизнь с чем связано совершение
похоронных обрядов и воздвижение пирамид.