Пассионарии древнего рима. Как выглядели храмы Древнего Рима дохристианской эпохи?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1.Источники по истории Древнего Рима (обзор). Пассионарии древнего рима


Зрелища Древнего Рима

В древности Рим называли годом воинов. Бои проводились на полях сражений и в мирное время — на сценах арен. Во время проведения народных зрелищ Древнего Рима погибали люди и животные. Самым кровавым был назван амфитеатр Циркус Максимус.

Где проходили массовые зрелища Древнего Рима

Умение вести войну в спокойное время проявлялась у древних римлян в организации развлечений. Греческие комедии и театральные представления казались им скучными. Народ жаждал кровопролитных зрелищ, ценой победы в которых часто была жизнь.

Бои устраивались между гладиаторами: мужчинами и в поздний период — женщинами. В представлениях принимали участие дикие животные. Особый интерес представляли состязания на колесницах.Циркус Максимус, по преданию, был создан при Тарквинии Приско. Его размеры составляли 600 м на 140 м.

цирксус максимус рим
Амфитеатр Циркус Максимус Древнего Рима

Здание находилось между холмами Палатин и Авентин, называемом в древности месте долина Муции. На арене амфитеатра могли соревноваться сразу до 12 колесниц. Подобное сооружение являлось самым большим в Римской империи. По его прототипу строился Колизей Рима и несколько других сооружений.

Театр вмещал до 200 тыс зрителей — почти половину населения Древнего Рима. Жители столицы прозвали здание «Похищение сабинянок» в честь исторического события по похищению римлянами племян сабинян и захвата в плен их женщин. которое произошло на сцене Максимуса.

Первоначально трибуны на древнем стадионе были изготовлены из дерева. По приказу Юлия Цезаря (100 — 44 до н.э.) скамьи заменили на каменные.

фото гладиаторов +в древнем римефото гладиаторов +в древнем риме

В 46 г. до н.э. в честь победы Цезаря на Африканском континенте, в Циркусе устроили театральное представление. В нем приняли участие 600 всадников, 1000 пехотинцев и 40 слонов. Целью мероприятия стало воссоздание реальных событий захвата территорий.

Сегодня Циркус включен в состав архитектурного ансамбля Римского Колизея.

История зрелищ Древнего Рима включает несколько веков. Арена Максимуса служила местом народных сборов до 549 г. — даты проведения последних игр при императоре Аттила (433-453 н.э.).

праздники зрелища древнего рима фотоСовременная инсценировка праздника Древнего Рима

Праздники и зрелища древнего Рима

Согласно римскому календарю, донесенному на стенах древних храмов и мозаик, в Риме проводилось празднование следующих знаменательных дат:Январь1 — праздник Юноны8 — Юстиции17 — ФелицитасФевраль2 — праздник Цецеры12 — Каллисто21 — Фералии27 — Эквирии (посвящен Марсу)Март1 — Римский новый год10 — праздник Венеры16-17 — Вакху31 — ЛуныАпрель2 — праздник ПлеядС 4 по 10 — Мегалесций, посвященный КибелеМай3 — день Хирона, Ахилла и Геркулесас 7 по 15 — ЛемурииИюнь1 — начало праздника Юноны4 — Геркулеса Охранителя21 — Хоры23 — начало праздника ВестыИюль4 — праздник МираС 9 по 13 — Игры АполлонаС 19 по 22 — Лукарии в память о захвате Рима23 — день НептунаАвгуст12 — день Геркулеса24 — праздник ЦерерыСентябрьС 5 по 19 — Римские игрыОктябрьС 1 по 5 — праздник ЦерерыНоябрьС 4 по 17 — продолжение плебейских игр18 — ЦерерыДекабрь1 — в честь ПосейдонаС 17 по 23 — Сатурналий, посвящен Сатурну

drevniy-egipet.ru

1.Источники по истории Древнего Рима (обзор)

2. Исторические сочинения античных авторов по истории Древнего Рима

  • Летопись понтификов (Annales)

  • Публий Муций Сцевола (2-ая пол. II в. до н.э.) привел её в порядок, пополнил и издал

  • Частные исторические записи (семейные хроники)

  • Гней Невий (ок. 270-200 гг. до н.э.) – первый римский историк - написал поэму о Первой пунической войне

  • Кв. Энний (239-169 гг. до н.э.) – «Анналы» (поэтическая история Рима в 18 книгах)

  • Старшие анналисты (2-ая пол. III - нач. II вв. до н.э.): Кв. Фабий Пиктор, Л. Цинций Алимент

  • Марк Порций Катон Старший (234-149 гг. до н.э.) Сочинения: «Origines» «De agri cultura»

  • Полибий (ок. 203 - 120 гг. до н.э.)«Всеобщая история» в 40 кн.

  • Гай Саллюстий Крисп (86-35 гг. до н.э.) Сочинения: «Югуртинская война», «Заговор Катилины» «История»

  • Марк Туллий Цицерон(106 – 43 гг. до н.э.) «Речи» «Письма» Трактаты («О государстве», «О законах», «О дружбе» и др.)

  • Гай Юлий Цезарь (100 - 44 гг. до н.э.) «Записки о галльской войне» «Записки о гражданской войне»

  • Тит Ливий (59 г. до н.э. – 17 г. н.э.) «Ab Urbe condita» в 142 кн. («История от основания города»)

  • Плутарх (ок. 46 – 120?) «Сравнительные жизнеописания»

  • Гай Светоний Транквилл (ок. 70 – ок. 140 гг.) «О жизни 12 цезарей»

  • Публий Корнелий Тацит (ок. 55 – ок. 120) «Агрикола», «Германия», «Диалог об ораторах» «История» «Анналы»

  • Аммиан Марцеллин (IV в.) «История» (Res Gestae) в 31 кн. Сохранились кн. 14-31 от имп. Констанция II (353 г.) до гибели имп. Валента (378 г.)

  • Аппиан Александрийский (ок. 100 – ок.170) «Римская история» (особенно: «Гражданские войны»)

  • «Писатели истории Августов» (Scriptores Historiae Augustae) – биографии императоров от Адриана до Нумериана (117 – 284 гг.)

Научные (неисторические) сочинения

  • «География» Страбона (ок. 64/63 до н. э. — ок. 23/24 н.э)

  • «Естественная история» Плиния Старшего (23 г. н. э. - 25 авг. 79 г. н. э.)

  • Трактат Витрувия «Десять книг об архитектуре» (2-ая пол. I в. до н.э.)

Философские сочинения

  • Тит Лукреций Кар «О природе вещей» (De natura rerum)

  • Сенека – «Нравственный письма к Луцилию»

  • Марк Аврелий «Размышления»

Художественная литература

Комедии Плавта и Теренция

Поэты «золотого века» римской литературы (2-ая пол. I в. до н.э. – нач. I в. н.э.) :

Вергилий, Гораций, Овидий

Сер. – вторая пол. I в. - «Сатирикон» Петрония

«Эпиграммы» Марциала, «Сатиры» Ювенала

Апулей (II в.) – «Золотой осел»

3. География и население Италии. Периодизация римской истории.

Природные условия Италии.

Климат. Поскольку территория Аппенинского полуострова вытянута с С на Ю (900 км), разный – от субконтинентального до субтропического. Сейчас около 90 дождливых дней в году, раньше было больше, т.к. было много лесов. Сейчас они все вырублены.

География.

Моря. Лигурийское, Тирренское (З), Адриатическое (В) и Ионическое (Ю) моря. Из любой точки п-ова до моря не более 220 км. При этом осторовов мало (Сардиния, Эльба, Капри и Корсика с З, Сицилия с Ю). Нет и удобных бухт (только в Кампании и на Ю), береговая линия развита слабо => невозможно каботажное плавание => нет предпосылок для развития торговли, хотя мореходство кой-какое есть. Сицилия – геологическое продолжение п-ова, расположена близко к Африке.

Горы. Альпийская и Аппенинская горные системы. Альпы изолируют п-ов с севера, хотя и не являются непреодолимой преградой. На самом п-ове гор мало (Аппенины тянутся с севера на юг и чем дальше тем менее высоки) => предпосылки для образования Империи. Полезных ископаемых меньше, чем в Греции, но они есть, особенно на севере. Есть действующие вулканы (Везувий, Этна).

Почвы. Замечательные, т.к. вулканические (Лаций), черноземные (Апулия) и красноземные (Этрурия). Недаром – буколики и георгики. Юг славится пастбищами. Растет все, кроме бананов. Водится все, кроме единорогов. В море – рыба и моллюски. Хорошие почвы, наличие ископаемых и леса позволяют жить замкнуто, без торговли.

Реки и озера. Рек много. В древности были более полноводны, особенно в период таяния снегов. Padus, Arnus, Tiberis, Aufidus. Озера есть тоже, основные – Тразименское в Этрурии, Регильское и Альбанское в Лации.

Население Италии. Населена с палеолита. Энеолит начался в 3000. Во 2000 – уже бронза (Террамара на С, Аппенинская культура на Ю). В начале 1000 – железо (на С – Вилланова, на Ю – Голасеки, Торре Галли). Первые города, разрыв родовых связей. Романизации Италии в результате Римского завоевания.

Лигуры. Изначально тут живут, а с железгым веком оттесняются на СЗ и там замкнуто существуют, не развиваясь. От них мало чего осталось.

Италики. Пришлый народ (двумя волнами во 2000; либо с севера, либо из Придунавья, либо по Адриатике (эта версия господсьвует)). Индоевропейцы (латино-сикульская и умбро-оскско-сабелльская группы). Латины, сабины, вольски, эквы, умбры, пицены, авзоны, луканы, брутии, самниты, венеты.

Кельты (Галлы). В сер. 1000 приходят с севера.

Пуны. Финикийцы, живут в Карфагене, с IX в. активно осваивают Сицилию и Тирренское побережье.

Эллины. Переселяются в ходе ВК и теснят иллирийцев.

Этруски. Отдельная песня. Появляются на рубеже VIII-VII вв. Самоназвание – расены, римляне называли этрусками (тусками), греки – тирренами. Много памятников маткультуры (в осн. - некрополи с богатым захоронением), до 11 000 инскрипций. Легко читаются, но смысл неясен. Этрусская проблема.

Периодизация римской истории

753 до н.э. – 510 до н.э.

Царский Рим

510 до н.э. – 264 до н.э.

Ранняя республика

264 до н.э. – 133 до н.э.

Эпоха великих завоеваний

133 до н.э. – 31 до н.э.

Кризис и гибель Римской республики

30 до н.э. – 96 н.э.

Ранняя империя

96 – 180

Расцвет империи. “Золотой век” Антонинов

180 - 284

Кризис империи

284 - 476

Поздняя Римская империя

studfiles.net

Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. Жрецы и жрицы в Риме. (Винничук Л.)

Винничук Л.

Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима

Если бы всех, кто грешит, поражал Юпитер громами, То без единой стрелы вскоре остался бы он. Бог же, когда прогремит и грохотом мир испугает, Чистым, дождь разогнав, делает воздух опять. Овидий. Скорбные элегии, II, 33—36

 

В Риме религиозные обряды, связанные с жизнью семьи, с делами домашними, частными, совершал сам отец семейства; в деревне же его мог заменить имевший особые полномочия управляющий поместьем. Обряды, связанные с делами государственными, совершались под руководством носителя высшей власти; в древнейшую эпоху римской истории это был царь, в период республики — главные должностные лица: консулы, преторы, а когда положение державы бывало особенно сложным, критическим, всю полноту власти брал на себя назначенный сенатом диктатор. Непосредственно отправлением культа, обрядами, жертвоприношениями, молитвами ведали жрецы. Считается, что впервые их ввел в Риме царь Нума Помпилий, к временам которого местная традиция возводила начало организованной религиозной жизни вообще. По словам Плутарха, «Нуме приписывают учреждение должности верховных жрецов (римляне зовут их «понтификами») (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Нума, IX). Однако и в Риме не было особого замкнутого жреческого сословия, ведь в принципе обязанности жреца и даже верховного понтифика мог исполнять любой гражданин, удостоившийся избрания. Известно, что и Цицерон, и Плиний Младший добились сана авгуров — жрецов-птицегадателей, занимавшихся предсказаниями исходя из наблюдений за птицами, за их полетом, криками и т. п. Плиний Младший, получивший при императоре Траяне сан авгура, очень радовался этой высокой чести, и прежде всего потому, что сан этот давался пожизненно: «Само это жреческое звание, и древнее, и святое, замечательно еще и тем, что его нельзя отобрать. Другие звания, почти равные по достоинству, можно и пожаловать, и отнять; тут же судьба властна только дать» (Письма Плиния Младшего, IV, 8).

Наибольшей властью в вопросах религии располагала коллегия понтификов, во главе которой стоял верховный понтифик. К коллегии принадлежали также высший жрец, ведавший жертвоприношениями («священный царь»), и три фламина, служивших определенным божествам: жрецы Юпитера, Марса и Ромула-Квирина — божественных покровителей Вечного города. Эти фламины назывались старшими, и выбирали их из представителей знатнейших патрицианских родов в отличие от фламинов младших, служивших божествам, менее почитаемым в Риме, и не входивших в коллегию понтификов; младшими фламинами могли стать и выходцы из плебса. Наряду с этим существовали и другие религиозные объединения: коллегии «арвальских братьев», салиев, луперков — жрецов, имевших самые различные сферы компетенции и связанных главным образом с древнейшими земледельческими культами; об этих жреческих коллегиях речь еще пойдет ниже.

Важную роль играла и коллегия фециалов, существовавшая еще в царскую эпоху римской истории. Фециалы ведали вопросами международных отношений, оказывая помощь при проведении переговоров, при заключении мира или перемирия, при объявлении войны, при подписании всякого рода соглашений и договоров. Если какое-либо государство нарушало условия договора с Римом, туда направляли комиссию из нескольких — обычно четырех — фециалов, которая и выясняла, что произошло. При заключении мира глава коллегии, «патер патратус», оглашал текст договора в присутствии представителей обеих сторон и грозил проклятием той стороне, которая осмелится нарушить соглашение.

В мирное время верховный понтифик, возглавлявший коллегию понтификов, осуществлял весьма важные государственные функции. Именно он в календы каждого месяца возносил на Капитолии молитвы за благополучие Римской державы, а в иды руководил торжественными жертвоприношениями, призванными снискать городу благоволение богов. При отправлении культа его помощницами выступали жрицы богини домашнего очага и семейной жизни Весты — единственной богини римского пантеона, в храме которой несли службу женщины — весталки. Весталки, целомудренные девы, воплощение чистоты и непорочности, образовывали своего рода монашеский орден; всего их было шесть, одна из них считалась старшей весталкой. Они носили белую парадную паллу, заворачиваясь в длинную и широкую полосу ткани, служившую римским матронам верхней одеждой. Жили весталки в так называемом Атрии Весты близ храма своей богини-покровительницы. Такое соседство было необходимым, ибо главной обязанностью весталок было по очереди, днем и ночью, поддерживать огонь на алтаре Весты в ее храме. Статуи богини в святилище не было, и единственным символом ее божественной силы был этот священный вечный огонь. Культ Весты был, как верили римляне, тесно связан с судьбами их государства, поэтому если бы священный огонь однажды погас, это было бы истолковано как худшее предзнаменование для всей Римской державы. Благодаря такому значению культа Весты для благополучия Рима к священному служению богине допустили женщин, обеспечив их к тому же множеством привилегий: весталки пользовались в городе большим уважением и влиянием.

Как только девочка становилась жрицей Весты, ей остригали волосы, складывая их под старую финиковую пальму, которая поэтому так и называлась: «дерево волос» (Плиний Старший. Естественная история, XVI, 235). Когда волосы отрастали, весталка обязана была делать себе особую прическу, разделяя волосы острым гребнем на шесть прядей и заплетая каждую в отдельности, точно так же как поступали невесты перед свадьбой. О том, как девочек готовили к служению богине, рассказывает, пользуясь самыми разными источниками, Авл Геллий (Аттические ночи, I, 12). Стать весталкой могла девочка в возрасте от 6 до 10 лет, у которой оба родителя были живы. Девочки, имевшие хотя бы малейшие затруднения в речи или пониженный слух, не подлежали избранию; любой другой физический порок также оказывался непреодолимым препятствием. Не допускались и те, что были вольноотпущенницами или имели отца-вольноотпущенника, а также те, у кого хотя бы один из родителей был рабом или занимался чем-либо не подобающим свободному человеку. Наконец, разрешалось освободить от обязанностей жрицы Весты ту девочку, у которой сестра уже была избрана жрицей или отец был фламином, или авгуром, или членом какой-либо иной жреческой коллегии. Девочка, помолвленная с кем-нибудь из жрецов, также не годилась для служения богине. Впоследствии отбор стал еще более строгим: отклонялись дочери граждан, постоянно проживавших за пределами Италии или имевших троих детей, — очевидно, для многодетной семьи отдавать дочь в жрицы, лишаясь тем самым надежды выдать ее замуж, было невыгодно.

Если все же девочку избирали весталкой, ее вели в Атрий Весты и передавали жрицам, которые теперь и юридически «забирали» ее к себе, освобождая таким образом от власти отца и признавая за ней всю полноту имущественных прав: весталка могла самостоятельно составлять завещание и вообще распоряжаться тем, что имела, по своему усмотрению. Обряд избрания и увода девочки от отца совершался, вероятнее всего, так, как это описывает Авл Геллий: верховный понтифик брал девочку за руку и отводил от отца, что юридически было эквивалентно взятию ее в плен на войне. При этом глава римских жрецов произносил установленную формулу посвящения, называя будущую весталку Аматой: по преданию, именно это имя носила первая римлянка, избранная для служения богине Весте. Как уже сказано, весталок в Риме почитали, и они пользовались многочисленными преимуществами: когда они выходили на улицу, впереди них шли ликторы, сопровождавшие обычно лишь высоких должностных лиц; в театре весталки занимали почетные места; принадлежало им даже право помилования.

Но весталку ожидала и суровая кара, если она допускала какое-либо из двух тяжких преступлений. Случалось, что из-за беспечности какой-нибудь из весталок священное пламя на алтаре Весты гасло, тогда верховный понтифик собственноручно наказывал виновную розгами. Но это наказание могло бы показаться легчайшим по сравнению с тем, какому подвергали весталку, нарушившую обет чистоты и целомудрия: преступницу живьем замуровывали в подземелье, обрекая на мучительную смерть. В своей «Римской истории» (книга XXVI) Дион Кассий сообщает о скандале в Атрии Весты, получившем широкую огласку в 14 г. до н. э. Три весталки не только нарушили обет непорочности и чистоты, но предались откровенному разврату, имея по нескольку любовников каждая. Всех своих избранников распутница уверяла, что любит только его одного; затем виновные дошли до того, что стали жить с братьями друг друга. Дион Кассий приводит имена нечестивых жриц: Марция, Эмилия, Лициния. Имена показывают, что все три весталки происходили из очень знатных родов. Преступление было раскрыто, преступниц постигла жестокая кара, однако долго еще после этого осквернение столь чтимой в городе святыни внушало римлянам отвращение и страх.

Известно также, как сурово обходился с весталками, нарушившими обет вечной девственности, император Домициан, любивший представлять себя блюстителем традиционной римской аскетической морали. Особенно много шума наделала в Риме история со старшей весталкой Корнелией, также обвинявшейся в недозволенных сношениях с мужчинами. Однажды, как пишет Светоний, ее уже оправдали, но впоследствии, много времени спустя, вновь уличили и осудили на страшную смерть: император приказал похоронить ее заживо, а почти всех ее предполагавшихся любовников до смерти засечь розгами (см: Светоний. Домициан, 8). Однако из письма Плиния Младшего к его другу адвокату Корнелию Минициану явствует, что вина старшей весталки не была убедительно доказана. Правда, один из сенаторов, обвиненный в незаконном сожительстве с ней, сознался в своем преступлении и потому избежал казни, а лишь отправился в изгнание. «Но неизвестно, — не без оснований замечает Плиний, — не возвел ли он на себя напраслину из страха пострадать еще тяжелее, если станет отпираться». Император был явно пристрастен и неистовствовал, пользуясь своими правами верховного понтифика и рассчитывая, по словам Плиния, «прославить свой век такого рода примером». Для суда над Корнелией он созвал остальных понтификов не в Регию — бывший царский дворец в Риме близ храма Весты, как того требовал обычай, а прямо к себе домой, в свое альбанское поместье. Плиний комментирует: «И — преступление, не меньшее, чем караемое: он осудил за нарушение целомудрия, не вызвав, не выслушав обвиняемую». Далее автор описывает сцену казни: «Тут же отправлены понтифики, которые хлопочут около той, которую им придется закопать, придется убить. Она, простирая руки то к Весте, то к другим богам, все время восклицала: «Цезарь (Домициан. — Прим. пер.) считает прелюбодейкой меня! Но я совершала жертвоприношения — и он победил и справил триумф». Говорила ли она это из угодничества или насмехаясь, из уверенности в себе или из презрения к принцепсу, неизвестно, но говорила, пока ее не повезли на казнь, не знаю, невинную ли, но как невинную несомненно. Даже когда... палач протянул ей руку, она брезгливо отпрянула, отвергнув этим целомудренным жестом грязное прикосновение к своему словно бы совершенно чистому и нетронутому телу. Стыдливость блюла она до конца.» (Письма Плиния Младшего, IV, 11).

Источник: Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В. К. Ронина. — М.: Высш. шк., 1988 — 496 с.: ил.

labyrinthos.ru

13_Жреческие коллегии Древнего Рима

Особенность древнеримских жреческих коллегий заключалась в том, что они были созданы не только и не столько для отправления культа какого-либо божества, не только служили посредниками между человеком и богами. Эти коллегии должны были участвовать в светской общественной жизни древнеримской civitas, то есть выполнять ряд магистратских обязанностей, видимо, за неимением в «царский период» истории древнего Рима таких магистратур.

Жрецы сами избирали себе товарищей путем кооптации, но право назначать лиц, которые должны были быть кооптированы, принадлежало народу. Это происходило на специально созываемых комициях под председательством консула, где позднее должны были присутствовать 17 триб, избранных по жребию.

АВГУРЫ

Название коллегии происходит от латинского avis (птица), откуда avgvr, ris – птицегадатель. Коллегия состояла из 15-16 членов. Первоначально ритуалы авгуров были связаны с божествами плодородия. Они должны были улавливать и комментировать поданные божеством знаки: атмосферные явления, полеты и крики птиц, встречи с дикими животными. С течением времени особое значение стало придаваться гаданию по полетам птиц и поведению священных кур (ауспициям). Участие в гаданиях давало авгурам право распускать народное собрание, объявлять неугодными богу выборы того или иного магистрата, отменять уже принятые законы, обладать правом veto на любое решение, применять штрафные санкции против любого магистрата, нарушившего их табу. Государственные деятели Рима должны были прибегать к ауспициям перед каждым крупным политическим или военным актом. В подчинении у авгуров находились гаруспики, Сивиллины жрецы. Внешние атрибуты (инсигнии) их сана, который никто не мог отобрать, — кривой Ромулов жезл и короткий царский пурпурный плащ (трабея). Деятельность авгуров распадалась на две сферы: решение государственных дел таким образом, чтобы закону божественному (fas) не противоречил закон человеческий (jus) и чисто религиозные действия, в действительности часто неотделимые друг от друга. Они проводили обряд инавгурации царя и некоторых жрецов, им принадлежало право предсказания будущего на основании гадания по полету птиц, небесных явлений, наблюдений за звездами. Авгуры выясняли причины неурожая, болезней, других несчастий в римской общине. Именно им римляне обязаны разработкой судебного процесса вообще и процессуального следствия в частности. Авгуры обязательно участвовали при разборе по куриям апелляций к народному собранию при уголовных процессах (provocation ad populum). Коллегия эта просуществовала вплоть до эпохи Империи.

АРВАЛЬСКИЕ БРАТЬЯ

Название коллегии происходит от латинского arvvm (пахотное поле). Коллегия включала в себя 12 человек. Это были жрецы полей, ведавшие почитанием божеств земли, испрашивающие у них плодородие. На празднике в конце мая Арвальские братья в ритуальных танцах и песнях испрашивали божественного благословения посевам и ниспослания урожая римской общине. Главная их богиня — Деа Диа (Dea Dia). Это не собственное имя, а нарицательное: Божественная Богиня. Ей приносили в жертву двух свиней, белую корову, жирную ярку в определенном, идущем еще с древности порядке. Члены коллегии в один из дней майского праздника совершали обряд амбарвалии, т.е. торжественный обряд обхода полей с жертвенными животными. Почти забытые обряды были возрождены при императоре Августе. В период Империи деятельность Арвальских братьев была связана с императорским культом. Ежегодно они принимали и выполняли обеты богам за здравие и благополучие правящего императора и его семьи, осуществляли священнодействия в его честь, а также другие обряды (например, отмечали день рождения императора).

ВЕСТАЛКИ

Название Vestales произошло от латинского Virgines Vestae (девы Весты, богини домашнего и государственного очага). Для посвящения богине отбирались девочки 6—10 лет, которые, дав обет целомудрия, в течение 30 лет должны были выполнять свои жреческие обязанности, главная из которых — следить за поддержанием вечного огня в очаге храма Весты. Это единственная жреческая коллегия, которая со времени Нумы Помпилия получала что-то  вроде заработной платы. Весталки находились во власти Верховного Понтифика, который и налагал на них наказания за преступления, прежде всего за нарушения обета безбрачия и целомудрия. При этом наказания носили чисто сакральный характер и обжалованию не подлежали. Весталки пользовались особыми почестями и привилегиями в римском обществе (правом распоряжаться своим имуществом самостоятельно, составлять завещание, правом амнистии преступника). Коллегия весталок состояла всего из 6 человек.

ГАРУСПИКИ

Название переводится с латинского Haruspex как гадатель по внутренностям животных. Коллегия жрецов этрусского происхождения, которой предписывалось предсказывать будущее по внутренностям (главным образом — по печени) жертвенных животных. Предсказания их, однако, должны были быть удостоверены решением Сената. Гаруспики должны были пребывать в свите римского полководца. До императора Клавдия религиозной коллегией не считались, поэтому число их было неограниченно. Клавдий учредил коллегию из 60 человек. Свои обязанности эта коллегия исполняла до конца классической древности

ЛУПЕРКИ

Одна из самых древних коллегий Рима, несомненно, изначально связанная со скотоводством, с защитой пастухов и их стад от диких зверей и бесплодия. Состояла из 10 человек, название дословно переводится как «гонитель волков» (Lvpercvs). Празднества совершались один раз в году, когда 15 февраля на Палатинском холме проходили Луперкалии, праздник, при котором луперки приносили в жертву козу или козла (как наиболее плодовитых животных) и совершали вокруг Палантина бег в одних набедренных повязках (так называемый «магический круг»), хлеща всех встречных ремнями из козьей кожи. Не выявлена связь луперков с каким-либо одним божеством. Источники связывают их и с Фавном, и с Марсом, и с Юноной, и с Луперком. Вероятно, Луперкалии первоначально представляли собой праздник первого выгона скота на зазеленевшие луга.

ПОНТИФИКИ

Первоначально состояла из 5 членов, позднее расширилась до 15 человек. В переводе с латыни означает «мостостроитель». Коллегия эта занимала центральное место в римском государственном культе. Она осуществляла надзор за другими жреческими коллегиями, ведала календарем, священными обрядами и жертвоприношениями, касающимися жизни как отдельной семьи, так и государства, погребальным культом, сакральным правом, посвящением храмов тем или иным богам. Понтифики в качестве консультантов давали заключение относительно всех сакральных дел (например, принятие и выполнение обетов) с тем, чтобы обеспечить согласие общины с богами, и могли тем самым осуществлять свое влияние на политику. В семейном праве понтифики следили за сохранением родовых и фамильных священнодействий, осуществляли контроль за обрядами усыновления и оглашения завещаний, принимали участие в заключении брака по обряду конферреацио, следили за обрядами погребения и сохранением гробниц. Глава их, Великий Понтифик, был главой римской религии. Начиная с Божественного Юлия, римские императоры были Великими Понтификами, пока император Грациан не сложил с себя эти полномочия. Ныне этот языческий титул носит римский Папа.

САЛИИ

Название происходит от латинского слова «прыгун» (salier). Существовало 2 жреческих коллегии, которые включали в себя 12 человек от Палантина и Квиринала. Жрецы бога войны и плодородия Марса, совершавшие публичные шествия в марте и октябре. Одетые в короткие пурпурные туники и старинные боевые доспехи, со священными щитами, они исполняли в честь Марса ритуальные танцы и пели песню. Исследователи отмечают тесную связь коллегии с римской военной организацией. Мартовские празднества с участием салиев означали окончательную сакральную подготовку римской общины и ее войска к войне и выступлению в поход, а октябрьские — завершение общиной годовой военной активности. Император Август возобновил пришедшую в упадок к концу I в. до н.э. коллегию салиев.

ФЕЦИАЛЫ

В обязанности фециалов входило точное соблюдение принципов международных отношений и их правильное оформление: объявление войны, заключение мира, выдача пленных и заложников и т.д. В качестве консультантов и защитников международных отношений, опираясь на «право народов» (Jus gentium), еще со времен глубокой древности, первобытных догосударственных отношений фециалы:

  • присутствовали при заключении различного рода международных договоров, скрепляя их определенными строго регламентированными обрядами;
  • отправлялись к потенциальному противнику Рима, чтобы попытаться решить разногласия еще до объявления войны;
  • объявляли войну Рима с каким-либо противником, бросив копье на территорию врага;
  • сопровождали лиц, нарушивших договор и обещания, с тем, чтобы выдать их врагу;
  • выносили приговор римскому военачальнику, нарушившему клятву, присуждали его к смертной казни и отдавали палачам

Коллегия фециалов включала в себя 20 человек. Этимология слова не ясна, ученые производят ее от нескольких латинских терминов – fides – верность клятве, foedus – союзный договор, fas – божественное право.

ФЛАМИНЫ

Коллегия состояла из 15 членов, название происходит от латинского слова flamen – жрец какого-то определенного божества. Должность фламина появилась согласно римской исторической традиции при царе Нуме Помпилии. К числу первых так называемых «великих фламинов» принадлежали Фламин Юпитера (Flamen Dialis), Фламин Марса (Flamen Martialis), Фламин Квирина (Flamen Qvirinalis), избираемые из патрицианских семей. Позднее появилось 12 «младших фламинов», избираемых из плебеев. Они служили другим богам (Флоре, Вулкану и т.д.).

 По книге Г.С.Самохиной «Древний Рим: основные аспекты политико-правового развития»

www.coins.msk.ru

Как выглядели храмы Древнего Рима дохристианской эпохи?

Принципы строительства храмов Древнего Рима до принятия христианства основывались на этрусских традициях.

Виды храмов Древнего Рима

Памятники архитектуры Древнего Рима делились на две категории по целям использования:

  1. Базилики и храмы для совершения религиозных обрядов.
  2. Амфитеатры, акведуки и другие постройки социального, оборонительного и политического назначения.

Остановимся на первой группе строений — храмах Рима.

Языческая религия была заимствована римлянами от этрусков вместе с системой государственного управления. Одним из древнейших образцов зданий для совершения ритуальных обрядов назван Тосканский храм, описанный в сочинениях Витрувия.

План здания соответствовал канонам греческого храма. Вход в залы украшал двойной ряд колонн с элементами терракоты, характерных для дорийского стиля. По этой схеме был также построен храм Юпитера Капиталийского, рассказ о возведении которого содержиться в сочинениях Дионисия Галикарнасского.

Остальным храма древнего Рима присущи видоизмененные черты греческих традиций строительства. В консульскую эпоху приняты три ордера:

  • Ионийский — храм Фортуны Вирилис.
  • Дорийский — храм Благочестия.
  • Коринфский — все храмы от эпохи правления Тиберия до Диоклетиана. Стиль использовался для создания фасадов.
архитектура древнего рима фотохрам Фортуны Вирилис, Рим.

Храмы древней Греции и Рима: отличия

Римские храмы позднего периода отличали от греческих несколькими элементами:

  • глубина портика здания у римлян была значительно больше;
  • правило об окружении здания ступенями, характерное для греческой архитектуры, игнорировалось в Риме;
  • во фронтальной части возводилось основание с перроном, которое у греческой культуре было скорее исключением.

Единообразия греческим и римским храмам придавала стандартная форма в виде круга. По данному образцу построены храм Весты и самое масштабное здание Рима — храм Пантеон. Целла в нем покрыта куполом высотой более 43 м.Долгое время создание Пантеона было принято считать заслугой Агриппы. После открытия Шедана удалось установить, что архитектурные элементы создавались в разное время. Целла в форме круга была построена во время эпохи Антонинов, с 100 по 125 гг. До правления Агриппы Пантеон состоял из 10 колонн, после вступления в должность императора — их число сократилось до восьми. Таким храм Рима можно увидеть сегодня.Храмы Ромы и Венеры имеют удлиненную целлу со сводом, что редко встречалось в архитектуре империи.

Архитектура Древнего Рима фотоБазилика Пантеон, Рим

Гражданские храмы древнего Рима: базилики

Базилики, представляющие в христианской традиции здания религозного назначения, использовались в Риме для гражданских целей.

Базилики предназначались для ведения судебного производства, освещения политических и социальных событий, проведения народных собраний. Ранее государственные переговоры велись на открытом пространстве римских форумов.

Сроительство первой базилики относится к 180 г. до н.э. времен Катона. Схема возведения была заимствована из древней Греции.

храмы древнего рима фотоБазилика Пантеон, Рим

Для римских базилик были характерны следующие черты:

  • три нефа — центральный и два сбоку;
  • боковые нефы возводились в два этажа;
  • стропила из дерева обязательно находились над зданием;
  • ширина равнялась от 1/3 до 1/2 длины здания;
  • наличие поперечных нефв;
  • здание делилось по ширине на пять частей: две части занимались боковыми нефами, три других — средним нефом;
  • колонны строились в 2 яруса: один на 1/4 выше другого;
  • нижний этаж служил для проведения деловых встреч, верхний — для прогулок;
  • ярусы отделялись стилобатом, который был чуть ниже верхнего яруса.
архитектура рима фотоКапиталийский холм, Рим

Наиболее известные базилики Рима:

  1. Ульпия, построенная в конце форума Траяна по эскизу архитектура Аполлодора.
  2. Базилики в Пергаме и Трире, возведение которых приписывается Юлию Цезарю.
  3. Хорошо сохранились римские базилики в Сирии: Мусмийэ, Санамен, Константина.

По постройкам республиканского периода можно говорить о глубокой религиозности римлян. Храмов и базилик в городах насчитывалось больше, чем построек для светских целей.

Пантеон Рима служил местом поклонения культам Юпитера (Зевса), Марса (греческого Ареса, покровителя войны) и Квирина (символ царской власти в традиции древней Греции). Религиозная основа триединства была заложена в систему распределений функций в госаппарате Рима: религиозная, социальная и военная.

Важные исторические события связаны с храмом Портуны, находившемся рядом с рынком скота на Бычьем форуме. В 390 г. до н.э. на Рим напали галлы. Местным жителям пришлось укрыться на холме Капитолии, римская армия потерпела поражение.

Галлы тогда обложили Рим данью, исчисляемой в золоте. По прошествии 800 лет готы предпримут попытку захвата уже столицы древнего мира, после чего римляне начнут обширную кампанию по захвату соседних государств.

Поздние постройки религиозного значения совмещают религиозные традиции завоеванных территорий сабинян, латинян и этруссков. Так римляне пытались отразить космополитичный характер нового центра пересечения интересов древних народов.

Храмы древнего Рима: презентация

архитектура древнего рима фотоБазилика Пергамы, Рим

drevniy-egipet.ru

Древний Рим / История / Мы создаем общение

Все, что мы знаем о Древнем Риме и римлянах до нас донесли либо занятия в школе, либо, что ближе к истине, Голливуд, наснимавший кучу исторически неточных фильмов, вроде «Гладиатора», «Спартака», «Последнего легиона» или «Калигулы».

Поэтому сложившиеся мнение об этих людях у нас не всегда совсем верное. Нет, они не только предавались оргиям, завоевывали все, что видели, и в итоге настолько погрязли в роскоши, что хватило кучки варваров, чтобы этот самый Рим разрушить.

Давайте развеем хотя бы некоторые мифы, а заодно узнаем то, что никогда прежде нам даже в голову не приходило.

1. И самое распространенное заблуждение: поднятый вверх палец мог спасти поверженного гладиатора от неминуемой смерти на арене. На самом деле во всем виноват художник Жан-Леон Жером, написавший в 1872 году картину Pollice Verso, где беснующаяся толпа показывает опущенные вниз пальцы.

Ничего общего с реальностью: во-первых, решать, убивать или нет проигравшего, имел только император; во-вторых, он показывал большой палец, направив его параллельно земле и указывая на сердце, что в любом случае означало лишь одно — «добей его»; а вот жизнь бедняге мог даровать лишь сжатый кулак, что означало — «убери меч в ножны и оставь его».

Уже в наши дни полотно Жана-Леона Жерома вдохновило кинорежиссера Ридли Скотта снять блокбастер «Гладиатор», в котором император Коммод показывает этот жест, наполненный неверным содержанием.

2. Второе по значимости распространенное заблуждение: римляне во время пиров жрали, как подорванные, до такой степени, что не могли после проглотить и крошки. Чтобы облегчить желудки и продолжить пиршество, они уходили в специальную комнату и там вызвали искусственную рвоту, после чего вновь возвращались за стол. Комната, якобы, называлась «вомиториум». И эта ошибка пришла к нам из английского языка, где «vomit» — означает рвоту.

На самом деле, вомиториум означает ни что иное, как проход между рядами в амфитеатрах, позволяющий зрителям, как и в современных кино- и просто театрах, поскорее достигнуть своего места. Реальных подтверждений неуемному обжорству римлян нет. К примеру, вомиториумы в римском Колизее были настолько удачно спроектированы, что зал на 50000 человек мог быть заполнен всего за 15 минут (80 выходов на уровне земли, из них 76 – для всех категорий зрителей и 4 специальных – для семьи императора).

Кстати, места в амфитеатре часто закреплялось за зрителями на большой период, это тоже помогало избегать суматохи и давки.

Гладиаторами были только мужчины.

На самом деле, на развалинах Помпеи были обнаружены рисунки, на которых на арене в гладиаторском снаряжении сражались женщины. Первые в истории гладиаторские бои в честь смерти женщины были проведены после смерти любимой дочери Цезаря Юлии. Существует также информация, что эти игры сопровождались женскими ритуальными танцами, в ходе которых женщины имитировали бой. Но до времен Нерона появление женщины-гладиатора на арене было редкостью.

Тацит утверждал, что в 63 году император Нерон подписал разрешение выходить на арену даже женщинам-аристократкам, попирая таким образом правила жизни высшего социального слоя Рима. Правда, не существует свидетельств того, что патрицианки принимали участие в боях, а не просто тренировались или соревновались в фехтовании. Большинство гладиаторш были известные своим мощным телосложением пленницы-северянки.

Император Поццуоли позволил выходить на арену и женщинам-эфиопкам. А император Домициано в 89 году выводит на арену и гладиаторов-карликов. Римский историк Светоний, описывал гладиаторские бои времен Домициано, рассказывая, что тот любил смотреть бои как мужчин, так и женщин, особенно ночью, при свете факелов.

Домициан, соперничавший с Нероном в эксцентричности и жестокости, позволял сойтись в бою не только женщине с женщиной, мужчине с мужчиной, карлику с карликом, но и любой категории этих гладиаторов с представителем другой категории.

Бои женщин-гладиаторов были запрещены в Риме только в 200 году, причем не императором Септилием, а римскими юристами. В 2004 года британскими археологами на территории Лондона, в квартале Саутверк на южном берегу Темзы во время раскопок обнаружили захоронение, возраст которого совпадает с присутствием на этих землях древних римлян.

В могиле, помимо дорогой посуды и драгоценностей, находились останки женщины, возраст которой определили в 20-25 лет. Женщина умерла от многочисленных повреждений, и возможно предполагать, участвовала в схватке с животным, кроме того, вся найденная посуда была украшена символами, принадлежащими гладиаторам. Возможно, это первые в мире найденные останки женщины-гладиатора.

Плебеи были беднотой.

По римской традиции древнейшее население Рима длилось на три трибы (три племени) – латиняне, сабиняне, этруски (Рамны, Тиции, Луцеры).

Сначала в каждую трибу входило по 100 родов, потом по 300, и все вместе они составляли римский народ, то есть патрициев. Пришлое же население уже не включалось в трибы, то есть не могло входить в состав древних родов и считаться «римским народом», называли эту часть населения плебеями, они не могли пользоваться общинной землёй, принимать участие в религиозных обрядах, хотя плебеи тоже были свободным населением Рима.

Конечно, исключительное право на общинную землю, которым обладало патрицианство, намного легче позволяло им добиваться финансового благополучия. Безземельные же плебеи занимались в основном ремеслом и мелкой торговлей, при этом среди них были очень и очень богатые люди. Видимо, именно финансовая состоятельность части плебеев позволила им со временем получить и некоторое влияние на патрицианские магистраты – избранные из числа плебеев в сенат плебейские трибуны обладали правом накладывать вето на решение этих органов власти.

В результате долгой борьбы права патрициев и плебеев были уравнены. В середине 5 века до н. э. на центральной площади Рима были выставлены 12 медных досок с новыми законами, вполне лояльными по отношению к плебеям, хотя среди них присутствовал и закон, запрещающий плебеям занимать некоторые жреческие должности, а также закон, запрещающий браки между патрициями и плебеями, последний, кстати сказать, просуществовал всего в течение года.

В 3 веке до н.э. патрицианская и богатая плебейская верхушки слились в одно сословие — нобилитет, следом фактически все патриции и плебеи перестали быть различными классами. И, хотя, в Риме «плебей» не было синонимом «бедный», уже в средневековой Европе так часто называли именно городскую бедноту.

Рабы, о которых написано так много слезовыжимательных историй и снято не меньше печальных фильмов, на самом деле, почти ни в чем себе не отказывали. Более того, внешне ничем не отличались от свободных граждан: носили ту же одежду, в свободное время ходили в термы, театры, на стадионы. В начале, рабы имели специальные ошейники с именем владельца, которые были быстро отменены. Сенат даже вынес на этот счет специальное положение, смысл которого был в том, чтобы рабы не выделялись среди граждан, чтобы они (рабы) не видели и не знали, как их много. Не то, чтобы они жили в свое удовольствие, но и ничего трагического в их существовании не было.

Самым пышным праздником в Древнем Риме были Сатурналии — фестиваль в честь бога земледелия Сатурна, который начинался 17 декабря по юлианскому календарю. В этот день рабы получали много свобод. Согласно одним источникам, они обедали за праздничным столом вместе с хозяевами, согласно другим — рабы обедали первыми, и хозяева даже накрывали им на стол, хотя в любом случае приготовление пищи оставалось за слугами. Также рабы в этот праздник имели право свободно критиковать хозяев без страха наказания.

Римляне надевали тогу только по большим праздникам, или при необходимости похода в сенат. Она была просто банально неудобна и мешала ходить. В остальное время они носили разновидность греческой туники — столу, менее красивую, но более практичную.

Разница между туникой и тогой заключалась в том, что тогда состояла из одного куска ткани и наматывался на тело, туника же (как разновидность длинной блузы) надевалась через голову, заканчивалась ниже колен и подпоясывалась на бедрах. По груди и спине шли пурпурные полосы — по одной или по две (они могли обозначать, например, ранг сенатора). Целиком в пурпурный цвет, как вам известно еще с уроков истории, могли окрашиваться лишь одежды императора.

На самом деле, Гай Юлий Цезарь не произносил своей сакраментальной фразы «И ты, Брут?» Светоний утверждает, что он сказал следующее: Και συ Τέκνον (kai su teknon). Это древнегреческий, между прочим. А Цезарь говорил свободно на обоих языках — и греческом, и латыни. Вообще же, в контексте, фраза, скорее, означает: «И тебя тоже, дитя (постигнет та же участь)».

Многие историки утверждают, что Цезарь прекрасно знал о готовившемся на него покушении и всех участников заговора поименно, но сознательно отправился в Сенат на встречу своей гибели. Удивленным предательством Брута, являвшимся его сводным братом, Цезаря сделал Шекспир своей знаменитой фразой: «And thou, Brutus?», имевшей мало отношения к реальности.

Нерон не поджигал Рим! И уж тем более не любовался тем, как он горит, стоя на одном из холмов с изумрудным моноклем. На самом деле Нерон в тот момент вообще находился в Антиуме (город в Лации, где он родился), и услышав о пожаре, начавшемся на складах с легковоспламеняющимися товарами, незамедлительно вернулся в Рим.

Проведя недолгое расследование, Нерон обвинил в поджоге «секту, называющую себя христианами», и велел «побить их камнями, как собак, распять и сжечь». Многочисленные историки подтверждают, что он не был так уж неправ.

Нерон смотрит на горящий Рим. Карл Теодор фон Пилоти, ок. 1861

Римляне изобрели центральное отопление! Нет, правда, не то, чтобы оно было так нужно в их теплом климате, но иногда даже в солнечной Италии зимой бывает промозгло. Собственно, отапливался пол. Богатые граждане строили свои дома так, чтобы под ними было что-то вроде подполья, куда загружали угли, качественное и ровное горение которых обеспечивали, само собой, рабы.

В Древнем Риме изобрели бетон. Точнее, его прообраз, в состав которого входила вулканическая пыль, лимонный сок, яйца и вода. Строили быстро, потому что у состава была неприятная особенность мгновенно застывать. Кстати, сооруженный во времена императора Адриана (118-125 гг.) Пантеон, был построен именно из бетона, без единого камня. И стоит до сих пор. И был самым крупной бетонной постройкой вплоть до 19 века.

И придумали уже давно ставшие нам привычными таблички. Одни, выложенные мозаикой у порога, гласили: «Cave Canem» (Осторожно, собака!), вторые вешали на паланкины: «Infantia en Carrus», ну, типа — «Ребенок в машине».

Первый брачный договор тоже был придуман в Риме. Точнее, даже не договор, а роспись брачующихся в специальной книге. Не удивительно, что именно римляне начали первыми носить кольца, как знак того, что они женаты.

А вот мыло, к сожалению, изобрели вовсе не римляне. Известные своим нежным пристрастиям к термам (баням), куда древние итальянцы, в зависимости от статуса и благосостояния наведывались почти каждый день, мылись римляне следующим образом: обмазывались оливковым маслом, а потом соскребали его со своего тела, часто с помощью рабов, при помощи деревянной палочки из оливкового же дерева. Таким образом удалялась и грязь и отмершие клетки. Что, поверьте, намного лучше традиционного мыла, которое сушит кожу и вызывает ее преждевременное старение.

Бронников Федор Андреевич. В римских банях. 1865

Почти все римские акведуки, щедро разбросанные, скажем, по всей Западной Европе, очень-очень высокие — минимум 20-метровые. Тому есть множество причин, но самые главные: воду, питьевую и для прочих нужд, не могли просто так воровать, а враги не могли ее отравить. Кстати, некоторые из римских акведуков действуют до сих пор, и если в других местах и не могут удовлетворить потребность жителей в воде, то в испанской Сеговии справляются с этим в полном объеме.

Акведук в Сеговии (I в. н.э.)

В самый расцвет Римской Империи в столице проживало более миллиона человек, что делает Рим первым мегаполисом на Земле, население которой в те годы вряд ли превышало 50 миллионов. Кстати, миллион человек, проживал, скажем в Лондоне, самом крупном городе Европы, в 19 веке. По последней переписи населения, в Риме живет 2,7 миллиона. В общем-то, глобально ничего не поменялось.

О возникновении Рима есть легенда, которую знают почти все, но которая не имеет под собой особых оснований.

По легенде, дедушкой Ромула и Рэма был император Альба, их матерью — весталка (жрица Весты, богини очага, вечно остающаяся девственной — если весталка лишалась девственности, даже в процессе изнасилования, ее зарывали в землю заживо, после чего, сами понимаете, получался труп), а отцом, предположительно, бог войны Марс.

Девушку, учитывая ее высокий ранг, заживо не закопали, она благополучно родила сыновей-близняшек, которых, однако, незамедлительно бросили в реку Тибр. Младенцев волна выбросила на берег, и они выжили, вскормленные молоком волчицы, оставшейся без щенков, и тем, что приносил им в своем клюве дятел. Это все знают, как и то, что, находясь в отрочестве, два брата взобрались на холм, и решили, что здесь будет город.

А потом Ромул замочил Рэма. Чтобы под ногами не мешался. А потом украл сабинянок, потому что на холмах жили только пастухи и беглые рабы, а женщин не водилось вовсе. Красивая и общепринятая сказка. На самом деле, что, скорее всего, название поселению дали этруски, их слово rhome — означает и «силу», и «реку».

Первый супермаркет тоже открыли в Риме. По указанию императора Траяна, правившего в 97-117 годах нашего века. Супермаркет был самым настоящим — здание с несколькими этажами и 150 магазинами, где продавали все, начиная от еды и заканчивая лошадями и повозками.

Древние римляне верили, что увидеть сову — к несчастью, вдыхание аромата цикламенов спасет от облысения, а звон колокольчиков облегчает роды.

Если вы думаете, что сурово с новорожденными обращались только спартанцы, сбрасывавшие с утеса слабых и хилых младенцев, то будете в корне неправы. Римляне детей тоже не сильно долюбливали.

Новорожденного младенца, через несколько часов после появления на свет, приносили отцу. Если он брал его на руки, его растили дальше. Если, по какой-то причине (плохое настроение, похмелье, просто не понравилось), отец отказывался усадить своего отпрыска на колени, ребенка относили подальше от города и там оставляли умирать.

В те времена бытовало мнение, что ребёнка можно считать человеком только в том случае, если он доживёт до шести месяцев, а до тех пор, по словам, например, Аврелия Августина, ребёнок был неодушевлённым предметом, и его убийство не могло быть наказуемо, так как у него ещё не было души.

Человек мог лишиться Римского гражданства, если дезертировал из армии, наносил себе сознательные увечья, дабы не служить, и уклонялся от уплаты налогов.

Развод у римлян происходил довольно быстро. Да, да, развод существовал, но это было еще до появления на территории Италии города Ватикана со всеми вытекающими. По закону, «Tuas res tibi habeto», все, что твое, остается тебе. Если в браке родились дети, они оставались с отцом, женщине же полагались «отступные» и все, что она принесла (и привнесла) в дом мужа.

И бонус факт: Рим сгубили не варвары, а инфляция. В период с 200 по 280 года нашей эры, стоимость меры зерна подскочила в цене с 16 до 120 000 драхм.

uposter.ru


Смотрите также