Древний египет занятия. Конспект урока по МХК на тему "Древний Египет. Этапы развития"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

11-й, повторительно-обобщающий урок. Древний Египет. Древний египет занятия


1-й урок. Природа и древнейшее население Египта

1-й урок.

Цель урока: познакомив учащихся с природными условиями Нильской долины, показать, что они благоприятствовали раннему появлению земледелия при непременном условии применения труда, преобразующего природу. Таким образом, учащиеся впервые могут проследить на конкретном примере взаимосвязь между природой и занятиями населения и роль труда человека.

Оборудование урока: карта полушарий и историческая карта «Древний Восток. Египет. Передняя Азия». Можно использовать картину «Храмовое хозяйство» и таблицу 10 Альбома по древней истории.

План изложения нового материала

1. Географическое положение и природа Египта.

2. Первобытнообщинный строй в Египте.

3. Осушение и орошение земли.

4. Развитие земледелия.

Изложение нового материала начинается с краткого вступления учителя, в котором он напоминает, как медленно и постепенно изменялась жизнь первобытных людей, какой долгий путь должен был пройти человек от бродячей жизни первобытных охотников до оседлого быта земледельца. Затем сообщается, что теперь учащиеся приступают к изучению истории одной из древнейших стран мира — Египта, они узнают, как дальше развивалась жизнь человека.

Название темы пишется на доске, а учащиеся записывают его •в виде заголовка в свои рабочие тетради.

На карте полушарий учитель показывает Африку, потом Египет и объясняет, что территория Древнего Египта в настоящее время входит в состав Объединенной Арабской республики.

Учащимся предлагается найти на карте полушарий Египет и путь, по какому можно туда проехать из Советского Союза. Затем учитель показывает Египет на исторической карте, а учащиеся находят на своих картах — вкладышах узкую зеленую полоску по обеим сторонам реки среди желто-красных пустынь и дельту Нила. Проверяется понимание слова «дельта». Показ на карте дается с ориентирами: долина начинается только от первого порога и тянется к северу. Обращается внимание учащихся на направление течения Нила; древние египтяне не говорили «на север», но — «по течению».

Переходя к рассказу о природных условиях страны, учитель использует материал учебника и книги для чтения «Древний Восток» (стр. 16—17). Изображение пальм и папируса имеется в учебнике (заставка на стр. 14).

Можно показать учащимся, как выглядят пальмы, папирус, лотос, взяв их образцы в кабинете биологии. Во многих школах имеются финиковые пальмы и мадагаскарский папирус (вид, близкий египетскому папирусу).

Климат в долине Нила жаркий. В дельте с декабря по февраль часты дожди, там много лугов и болот. В долине же, от порогов до дельты, — наоборот, дождь выпадает один раз в 30—40 лет. Однако и там растительность имеется благодаря разливам Нила. Учитель рассказывает о разливах Нила и их причинах по учебнику, добавляя о трех временах года в Египте; используются яркие страницы в книге «Страна Большого Хапи», глава «Чудо, которое повторяется ежегодно» (стр. 98—103).

Река, разливаясь, несет плодородный ил из мелких частиц горных пород и гниющих растений. За многие века Нил нанес столько ила, что покрыл им всю долину реки слоем в 20—25 метров толщиной. Недаром древние египтяне называли свою страну «Черная земля» (название «Египет» — греческое).

При закреплении материала о природных условиях учащиеся показывают на стенных картах реку Нил, Египет, его две части, перечисляют природные богатства и кратко объясняют, почему разливается Нил.

При желании учитель может тут же рассказать основное содержание легенды об Осирисе и Исиде, проведя затем небольшую беседу. Учащиеся уже знают, что религия возникла в результате неумения человека объяснить явления природы. Поэтому им задается вопрос: какие наблюдения египтян над окружающей природой отразились в этой легенде? Учащиеся ответят, что засуха и ветер пустыни (хамсин) изображены в легенде в виде Сета, а разливы Нила и оживление природы связаны со смертью и воскрешением Осириса.

Закончив описание природных условий, учитель переходит —&4щссказу о населении и его занятиях.

Люди появились в долине Нила около 10 тысяч лет тому назад.

Первые поселенцы занимались охотой и рыболовством и жили первобытнообщинным строем. Рассказывая о занятиях древнейшего населения по материалу учебника, учитель может добавить, что свои маленькие лодки египтяне делали чаще всего из связанного в пучки тростника.

Затем проводится работа с учебником: учащиеся читают в § 7 подтему «Первобытнообщинный строй в Египте» и составляют план, подбирая заголовки к каждому абзацу.

Переход к земледелию и скотоводству был нелегким делом. Разливы мила ежегодно смывали посевы, губили скот, заливали поселки. А на высоких местах, где вода сходила быстро, ил не успевал осесть. Учитель рассказывает о сооружении по берегам Нила защитных плотин из хвороста и тростника, обмазанных глиной, и небольших валов вокруг полей. Позднее египтяне стали строить искусственные водоемы для сохранения запасов воды и прорывать каналы, по которым подводили воду к своим полям и огородам,

расположенным вдали от реки. На время прорастания семян воду из каналов выпускали на поля, открывая ей путь в этих валах. В период спада воды каналы служили источником влаги, вода из них просачивалась на поля. Создание каналов, валов, плотин было трудоемкой работой, но зато она давала большие урожаи.

Эти работы преобразили долину Нила. Из заболоченной местности с нездоровым климатом, полной диких зверей, Египет стал плодородной и цветущей страной. С течением времени (около 6000 лет до н. э.) египтяне приручили животных: коз, овец, свиней, ослов, быков.

Это внесло большие изменения в жизнь людей. Затем был изобретен плуг. Следует рассказ об орудиях и земледельческих работах египтян, а изображение их учащиеся рассматривают на древнеегипетском рисунке (см. заставку в учебнике на стр. 14, или таблицу 10 Альбома по древней истории).

Земледелие стало основным занятием обитателей Нильской долины более чем за 4000 лет до н. э. Дата записывается на доске, а учащимися — в тетрадях, они находят ее на линии времени. Учитель сообщает, что Египет иногда называли «даром Нила», считая, что только Нил, приносивший при своих разливах плодородный ил, создал этот богатый край.

Закрепление: какие природные условия, благоприятные для развития земледелия, существовали в Египте? Какие условия, наоборот, затрудняли жизнь человека? Почему Египет стал плодородной страной? Правильно ли говорить, что «Египет — дар Нила»?

Обобщая свой рассказ и ответы учащихся, учитель подтверждает, что в Египте имелись благоприятные природные условия для развития земледелия, но только благодаря упорному и настойчивому труду население могло их использовать и устранить те условия, которые мешали развитию хозяйства. Египет не был только «даром Нила», а стал богатой страной лишь благодаря труду человека.

Вариант второй закрепления, с использованием картины «Храмовое хозяйство».

Картина "вывешивается при закреплении и учащиеся, под руководством учителя, находят все то, о чем говорилось на уроке: Нил, его узкую долину, ясное небо над ней, сеть отходящих от Нила каналов, орудия пахоты и жатвы, отмечают возможность получения двух урожаев. Обо всем остальном пока не говорится.

Примерные вопросы по картине: чем можно доказать по картине, что Египет представляет узкую полосу земли по берегам Нила? Покажите горы, окаймляющие долину с обеих сторон. Какие оросительные сооружения видны на картине? Перечислите, какие сельскохозяйственные работы изображены здесь? Почему в Египте возможно снимать два урожая в год? Какими орудиями труда работают земледельцы? Обобщение учителя то же, что и в уроке по первому варианту. Тут же можно обратить внимание учащихся на внешний облик египтян. Это были смуглые люди довольно высокого роста, с широкими прямыми плечами, округлым лицом, черными прямыми волосами и черными миндалевидными глазами.

Домашнее задание: выучить по учебнику § 7 и 2 подтемы из § 8. Ответить на вопросы: почему жители долины Нила рано перешли от охоты к земледелию? Почему неверно выражение «Египет — дар Нила»? На контурной карте Африки отметить цветным карандашом долину Нила, показать его истоки и границы Египта. Уметь ответить на вопросы § 7. Желающим зарисовать орудия труда древнего египтянина или изготовить модель древнеегипе

pedagogia.pro

Раздел I. Древний Египет | Педагогия

Раздел I

Образец письменности и изобразительного искусстваДревнего Египта — сцена суда Озириса.«Книга мертвых». Папирус. XXI династия.Использовано изображение из книги«Древние цивилизации» («Мысль», Москва, 1989 г.)

Изучение Древнего Востока начинается с темы «Древний Египет».

На материале истории Египта учитель углубляет понимание учащимися характерных особенностей первобытнообщинного строя и рисует его распад. Учащимся показывается, что с ростом производительных сил около 4000 г. до н. э. в Египте складывается новая формация, рабовладельческая, типичная для всего древнего мира. Ее характеристика дается на описании основных явлений хозяйственной и общественной жизни в их возникновении и начальной стадии развития, а также на раскрытии связей между явлениями.

В теме «Древний Египет» начинается раскрытие основ понятий, присущих рабовладельческому обществу. Общие определения почти не даются, за небольшим исключением. Да и те вводятся как рабочие термины, подлежащие дальнейшему раскрытию. На истории Египта впервые конкретизируются представления учащихся о времени и начинаются упражнения по хронологии.

Тема эта очень ответственная и торопиться с ее проработкой нельзя. Программа уделяет теме «Древний Египет» 10 часов. Мы добавляем 11-й, повторительно-обобщающий, урок за счет часов, отведенных на повторение.

На 1-м уроке учитель разъясняет, какое влияние оказали природные условия Египта на занятия древнейшего населения страны. Одновременно показывается огромная роль труда в преобразовании природы и подчинении ее человеку. Здесь же закладываются основы понимания учащимися того, что развитие производительных сил приводит к распаду первобытнообщинного строя.

На 2-м уроке учащиеся получают конкретное представление о расширении хозяйственной деятельности человека, связанном с возникновением ремесла и обмена. На 3-м и 4-м уроках учащиеся знакомятся с разложением первобытнообщинного строя, переходом его в рабовладельческий строй и возникновением государства. На 5-м уроке характеризуется государственный строй Египта и раскрывается тяжелое положение трудящихся.

Восточная деспотия имела целью не только порабощение и ограбление своих подданных, но грабеж и порабощение чужих народов. Эта часть характеристики переносится на 8-й урок.

На 6-м уроке углубляется представление учащихся о причине возникновения религии, как результата неумения объяснить явления природы и те общественные силы, которые, по выражению Ф. Энгельса, также непонятны и чужды народным массам. Далее показывается роль религии как средства угнетения в классовом обществе.

На 7-м уроке начинается раскрытие положения о роли классовой борьбы: с возникновением классового общества, впредь до построения социалистического общества, история человечества становится историей классовой борьбы.

8-й урок посвящен эпохе расцвета Египетского государства, который показывается на хозяйственных успехах и на росте внешнеполитического могущества. Показывается характерная черта рабовладельческих государств — грабеж чужих стран.

На 9-м и 10-м уроках проходится материал об египетской культуре, вскрываются ее особенности и классовый характер.

Тема падения Египетского государства переносится на повторительно-обобщающий урок, где можно очень кратко сказать о причинах упадка Египетского государства. Упадок рабовладельческих государств будет дан более полно на материале государств Передней Азии, а особенно Греции и Рима.

11 -й урок — повторительно-обобщающий.

Изучение на древнеегипетском материале впервые многих понятий и проблем истории требует от учителя особого внимания к методике преподавания.

ЛИТЕРАТУРА

М. Э. М а т ь е. Древнеегипетские мифы, 1956.

Н. Петровский и А. Белов. Страна Большого Хапи, Детгиз, 1956.

Н. Д. Флиттнер. В стране пирамид, 1936.

Н. Ганзелка и М. Зикмунд. Африка грез и действительности,

М. — Л., т. I, 1956, главы VIII—XIV и, особенно, иллюстрации.

Н. Драчинский. В стране пирамид, «Огонек», 1956, № 5, 13, 24.

Художественная литература

М. Езерский. Каменотес Нугри, Детгиз, 1940.

И. А. Ефремов. Путешествие Баурджеда, «Молодая гвардия», 1953.

М. Э. М а т ь е. День египетского мальчика, Детгиз, 1954.

Сказки и повести древнего Египта, Гослитиздат, М., 1955.

Г. Э б е р с. Дочь египетского царя, 1898.

Г. Эберс. Уарда, 1928.

Б. Прус. Фараон, Гослитиздат, 1951 (только для учителя).

pedagogia.pro

Конспект урока по МХК на тему "Древний Египет. Этапы развития"

Урок № 12

Раздел : В СТРАНЕ СФИНКСОВ И ПИРАМИД

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Тема урок: Древний Египет. Этапы развития.

Религиозные представления древних египтян.

Пантеон богов.

Цели урока:

  • Ознакомление с геополитическими особенностями Древнего Египта, с основными историческими этапами его развития; сравнение географических особенностей двух цивилизаций; расширение лексики в пределах темы урока: ном, Та-Кемет, Геродот, Мемфис, Хапи; усвоение основополагающих принципов, составляющих суть религиозных представлений древних египтян: культ животных и культ природы; знакомство с древнеегипетским пантеоном богов: имена богов, их значение и символика; закрепление понятий «политеизм», «тотемизм», «пантеон».

Задачи:

  • Воспитывать у учащихся эстетический вкус

  • Развивать у учащихся умение пространственно мыслить, ориентируясь по представленным слайдам

  • Развивать у учащихся умение ярко и убедительно преподносить подготовленное сообщение по теме

  • Воспитывать интерес к культуре прошлого.

Оборудование: экран, медиапроектор.

Литература:

  • Г.И. Данилова, Дрофа, 2007г.

  • МХК. Поурочные планы 8 класс.

Тип урока: урок введения в тему

Оформление:

  • Презентация Power Point по теме урока;

  • Географическая карта Египта;

  • Таблица периодов истории Древнего Египта;

  • Схема периодов;

  • Таблица-анализ геополитических особенностей Древнего Египта и Месопотамии (раздаточный материал)

  • Список имён богов (раздаточный материал)

  • Эпиграф (Геродот)

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Введение в тему

Теперь я хочу рассказать о Египте, потому, что в этой стране более диковинного и примечательного сравнительно со всеми другими странами…

Подобно тому как небо в Египте иное, чем где либо в другом месте, и как река у них отличается иными природными свойствами, чем остальные реки, так и нравы и обычаи египтян почти во всех отношениях противоположны нравам и обычаям остальных народов.

Геродот

ІІІ. Изучение нового материала

--Ребята, сегодня мы начинаем с вами новое увлекательное путешествие по другой великой, сказочной, загадочной стране.

--Мы отправляемся в страну сфинксов и пирамид – в ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.

--Запишите пожалуйста тему урока: : Древний Египет. Этапы развития.

Религиозные представления древних египтян.

Пантеон богов.

--Само слово ЕГИПЕТ греческого происхождения и в переводе означает «загадка, тайна» (греч. айгюптос).

--Впервые открыл Египет для европейцев Геродот – знаменитый древнегреческий историк, «отец истории». На высказывания Геродота мы будем часто ссылаться, изучая культуру этой древней страны. В поисках исторических источников Геродот обошёл почти полсвета. Побывал он в Египте – 2500 лет назад. В то время это была страна великолепных храмов и дворцов, прочного государства, процветающего сельского хозяйства, высокоразвитых астрономии и медицины. Египет произвёл на Геродота огромное впечатление. Он восхищался древней культурой и ни разу не назвал египтян варварами.

--Очень многое в истории, культуре, религии, быте и нравах этого древнейшего государства объясняется его географическим положением.

(показ географической карты Египта)

--Вдоль вытянутой строго с юга на север узкой долины самой длинной реки мира – НИЛА – возник Древний Египет. На карте территория Египта напоминает собой цветок лотоса – символ этой страны: стебель цветка – русло Нила, а чашечка – дельта Нила.

--На этой узкой зелёной полоске земли, расположенной по берегам Нила, и сейчас живёт почти всё население Египта. На западе и востоке от неё высятся голые скалы и простираются безводные пустыни (пустыня занимает 90% территории страны) Это ЛИВИЙСКАЯ ПУСТЫНЯ на западе и АРАВИЙСКАЯ на востоке. Дождь здесь выпадает раз в несколько лет.

--Давайте сравним особенности географического положения Древнего Египта и Месопотамии. Для этого мы вместе с вами заполним таблицу по критериям. (Раздаточный материал)

Критерии

сравнения

Египет

Месопотамия

Континент

Африка

Евразия(Передняя Азия)

Реки

Нил

Евфрат, Тигр

Народы

Египтяне (арабы)

Многочисленные народы

Пустыни

Аравийская, Ливийская

----------------

Открытость или

замкнутость

территории

Замкнутость –ограничена

пустынями

Территория открыта и доступна, находится на пересечении торговых путей ---«переплетение культур»

ВЫВОД:

Культура Египта развивалась изолированно – целостность культуры

Культура –синтез элементов культур многих народов

--Географическое положение страны – узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, теснимая с запада и востока песками пустынь – способствовала тому, что на протяжении трёх тысячелетий высокая и утончённая культура Древнего Египта мало изменялась, не смешиваясь с культурами других стран. Цивилизация Древнего Египта тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам, редко подвергаясь внешним воздействиям. Но на европейские и арабские народы богатая культура Египта оказала сильное влияние. Не случайно учёные и философы, медики и астрологи этих народов позже будут подчёркивать, что они учились у египетских мудрецов.

--Осадки выпадают в Египте раз в несколько лет. Единственный источник влаги – Нил. Эту великую реку египтяне называли Хапи, что по египетски означает просто «река». Геродот называл Египет даром Нила. Нил в буквальном смысле оживил бесплодную пустыню. Чернозёмы долины Нила были источником процветания страны. Саммит египтяне называли свою землю Та – Кемет, что означает «чёрная земля».

--Существование Египта зависело от разливов Нила. Разливы Нила не считались бедствием, так как Нил не размывал почву, а наоборот, приносил на поля плодородный ил.

--Если разливы запаздывали, стране грозили неурожай и засуха. Поэтому египтяне внимательно следили за разливами реки. Их наблюдения легли в основу древнеегипетского календаря. Кроме того, учёные – жрецы заметили зависимость колебаний уровня Нила от положения небесных светил – это способствовало развитию астрономии. Для того чтобы земля давала урожай во время засухи, египтяне создали сеть оросительных каналов. Архаическая (древняя) система каналов существует в Египте и в наше время.

--Истоки египетской цивилизации лежат в глубокой древности. Почти 5 тысяч лет назад, когда на территории нашей страны были ещё непроходимые леса, в долине Нила возникло одно из древнейших государств и просуществовало три тысячелетия.

--Изучение Египта началось лишь в 19 веке. Для удобства изучения учёные разделили историю Древнего Египта на несколько условных периодов. Но, что касается дат, то они и сегодня не отличаются особой точностью, особенно даты ранней эпохи (могут быть ошибки почти в сто лет).

Исторические этапы развития Древнего Египта

  1. Додинастический период (ІV тысяч. До н.э.)

  2. Раннее царство (І-ІІ династии. 30 - 28-й вв. до н.э.)

  3. Древнее царство (ІІІ – VІ династии. 28 – 23-й вв. до н.э.)

  4. Среднее царство (ХІ – ХІІІ династии. 21 – 18-й вв. до н.э.)

  5. Новое царство (ХVІІІ – ХХ династии. 16 – 11-й вв. до н.э.)

  6. Позднее время (ХХІ – ХХХ династии. 11-й в. – 332 г. До н.э.)

--В 332 году до н.э. Египет был завоёван Александром Македонским.

--Рассмотрим, что представляет собой ранний период истории Древнего Египта.

--Египет не всегда был единым государством. В додинастический период на этой территории существовали отдельные области – номы (область, круг). Каждый ном имел своё войско, герб, богов-покровителей, вождя.

--Позднее номы объединились в два царства – Верхний Египет на юге, и Нижний Египет на Севере.

--Таким образом, сложилось два централизованных государства. Каждым царством правил свой царь.

--Цари Верхнего Египта носили короны белого цвета

--Цари Нижнего Египта носили красные короны.

--Между царствами началась борьба за превосходство, сопровождавшаяся длительными, тянувшимися столетия кровопролитными войнами.

-- Около 3000 г. До н.э. Юг (Верхний Египет) одержал победу. Царь Верхнего Египта Менес объединил два царства под своей властью. Он и считается основателем первой династии. На границе двух царств Менес основал столицу объединённого Египта – Мемфис (это греч название. Египтяне называли его Хет-Ка_Птах –«крепость Птаха».

--Затем царь женился на царевне из Нижнего Египта и даровал своему сыну наследственную власть над всем Египтом. Официальным титулом фараона стал титул «Царь Верхнего и Нижнего Египта» или «Владыка обеих земель»). Царская двойная корона объединила в себе белую и красную короны.

--Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, «..египтяне – самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.

Вопрос классу:

--Как называется вера во многих богов? (Политеизм)

--Вспомните, как изображали богов в Месопотамии? (богам придавали облик и пропорции человека).

--Посмотрите на изображения египетских богов. Что для них характерно? ( Совмещение черт человека и животного).

--Давайте поближе познакомимся с пантеоном египетских богов.

--Боги Египта высокомерны и горды. Простой смертный обязан испытывать перед ними чувство трепета и глубочайшего почтения. Они бесстрастно восседают на великолепных тронах, свысока взирая на суету быстротечного времени. Их главная задача – следить за соблюдением законов мироздания.

- Первый и самый главный бог - РА – БОГ СОЛНЦА, глава богов, Владыка Верхнего и Нижнего Египта. Творец всего сущего, возникший из хаоса, победивший мрак. Имеет несколько образов. Один из них человек с двойной короной на голове. Символ – змея.

--ШУ – БОГ ВОЗДУХА. Разделил небо и землю. Образ: человек, стоящий с поднятыми руками, поддерживающий небо. Символ: солнечный змееборец павиан.

--ТЕФНУТ – богиня влаги. Она была дочерью бога Солнца (РА), его собственным глазом, «влюблённым оком», сжигающим врагов великого бога и охраняющим его от злых демонов. Образ и символ – львица.

--ГЕБ –бог земли. Сын богов Шу и Тефнут, покровитель земледельцев. Образ: человек с короной Верхнего и Нижнего Египта. Символ: утка.

--НУТ- богиня неба. Дочь Шу и Тефнут. Жена Геба. Ежедневно рождала бога Солнца. Образ: женщина с вытянутыми руками, указывающими путь к солнцу.

--ОСИРИС- бог умирающей и возрождающейся природы, царь загробного мира. Научил людей возделывать землю, стороить города, выпекать хлеб. Обучи людей искусству врачевания и обработке медной руды. Образ:

  1. Мумия, сквозь которую прорастают стебли злаков;

  2. Восседающий на троне владыка подземного царства.

Символ: священный столбик, джед (знак Осириса, восходящий к образу «дерева жизни»). Символ жизни Осириса – ячменное зерно(зелёный цвет).

--ИСИДА – богиня плодородия, ветров и мореплавания, супружеской верности и материнства. Верная и преданная супруга Осириса. Целительница и заклинательница болезней. Научила людей останавливать кровь, залечивать раны, заговаривать укусы змей. Образ:

  1. Соколица или женщина с крыльями;

  2. Женщина с рогами и солнечным диском, с младенцем на руках(как считают учёные, послужила прообразом Богоматери).

Осирис и Исида были излюбленными богами египтян. В их честь слагались песни (гимны).

--СЕТ- бог пустыни, бог чужеземцев, покровитель власти фараонов, бог зла(олицетворял враждебную плодородию пустыню). Символизирует разрушительное начало. Брат Осириса.

Образ: человек в короне, украшенной головой осла.

--НЕФТИДА – владычица дома. Жена Сета, сестра Исиды. Образ:

  1. Женщина, увенчанная прямоугольной короной в виде дворца;

  2. Женщина с иероглифом своего имени на голове.

Это главная девятка богов Египта. Это самые первые боги, от которых произошли последующие:

АНУБИС –бог бальзамирования (человек с головой шакала).

ГОР – сын Осириса и Исиды (человек с головой сокола).

ТОТ – бог письма и счёта (человек с головой ибиса).

ХАПИ – бог Нила (тучный человек с большим животом – признак плодородия. На голове корона из листьев папируса, в руках сосуды с водой и цветы лотоса).

СЕБЕК – властелин всех вод (бог-крокодил)

БАСТЕТ – богиня веселья и домашнего очага (женщина с головой кошки).

Боги держат в руках знак жизни – АНХ, означающий неизменный восход Солнца.

--Ребята, это только наиболее значимые и почитаемые боги, имена которых вам не раз встретятся в мифах этой страны.

Вопрос классу:

--Как вы думаете, почему египтяне придавали богам черты животных?

(причина этого явления восходит к первобытным временам, когда люди поклонялись тотему – зверю, покровителю племени.

--вспомните, как называется форма первобытной религии, означающая связь между людьми и животными? (Тотемизм).

--Тотемизм в Египте превратился в культ животных. Хотя греки и уважали египтян больше других народов, но не понимали, как эти мудрые люди могут поклоняться быкам, кошкам, крокодилам, баранам и считать их богами наравне со своими царями.

Сообщение ученика.

Вот как описывает поклонение животным Геродот в своей книге «Евтерпа».

«…Хотя Египет граничит с Ливией, в нём не особенно много зверей. Но все животные , которые там есть считаются священными…. Для ухода за животными каждой породы назначены особые служители – мужчины и женщины, и эти должности переходят по наследству от отца к сыну.

После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они подают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным. Таков способ питания этих животных. Если кто – нибудь умышленно убьёт какое-нибудь животное, того карают смертью; если же неумышленно, то платит пеню, установленную жрецом. А кто убьёт ибиса или ястреба, должен во всяком случае умереть.

…Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и голове.

Трупы кошек отвозят в город Будастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своём городе в священных гробницах.

В иных областях Египта крокодилы считаются священными, а в других нет, и с ними обходятся, как с врагами. Например жители Фив почитают крокодилов священными. Там содержат по одному ручному крокодилу. В уши ему вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца, Ему подают особо назначенную пищу и, пока он живёт, заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях.

А вот жители Элефантины, напротив, не почитают крокодилов и даже употребляют их в пищу…»

Вопрос классу:

--Какой вывод мы можем сделать из услышанного?

(Египтяне почитали почти всех животных (кого-то в большей степени, кого-то в меньшей), так как во всех живых существах они видели проявление божественной сущности, божественного духа.

--Одним из священных животных был бык. Поскольку скотоводство занимало не малое место в хозяйственной жизни страны, ещё в древности началось обожествление быка, коровы.

Сообщение ученика:

Бык под именем Апис почитался как бог плодородия. Священный бык должен был быть непременно чёрного цвета со светлыми отметинами: на лбу в виде треугольника, на спине – в виде летящего жука-скаробея или коршуна.

Такое животное ждало почести, поклонение. Живого Аписа содержали в АПИЙОНЕ – специальном помещении. У изнеженного быка была одна почётная работа – ритуальный бег перед севом. Считалось, что таким образом земле обеспечивается плодородие. Когда трон занимал новый фараон, Апис ненадолго покидал свой храм. Его впрягали в ярмо, и правитель страны, освящая поля, вспахивал несколько борозд.

По поведению быка жрецы узнавали будущее государства. Внезапная смерть Аписа предвещала крупные беды и несчастья. Апису строили дворцы, усыпальницы, храмы, устраивали в его честь праздники.

Умершего Аписа бальзамировали и хоронили в большом каменном саркофаге.

Учитель:

Культ животных был в Древнем Египте составной частью культа природы. Вода и дождь почитались как слёзы из глаз бога Солнца, богом почитали почву, почитали заострённые камни – обелиски(лучи Солнца), небесные тела –Солнце и Луна. Египетские боги (их было около 20000 никогда не теряли своей генетической связи с природой.

ІV. Итог урока.

--А теперь давайте всё услышанное вами сегодня немножко обобщим.

  1. Мы с вами выяснили на примере таблицы, что факторами определяющими развитие культуры, могут быть не только исторические, но и географические условия.

  2. Познакомились с основными историческими этапами развития Древнего Египта, более подробно остановились на этапе раннего периода. Почему7 Потому что именно в этот период Египет делится на два царства – Верхнее и Нижнее. И несмотря на то, что позднее Египет будет объединён под властью одного фараона, такое деление сохранится на протяжении всей истории Древнего Египта. В этот период складываются основные атрибуты власти, царская символика.

  3. В это же время складывается и духовная жизнь древнеегипетского общества, где главную роль играла религия.

  4. Мы узнали имена наиболее почитаемых богов, познакомились с их символикой. Для чего нам необходимо разбираться в сути религиозных воззрений древних египтян? Это необходимо потому, что религиозно-мифологичесике представления сыграли решающую роль в формировании египетской культуры.

  5. Искусство египтян было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно тесно связано с религией, которая боготворила силы природы и земную власть.

Поэтому религия и мифология являются ключом к пониманию всей культуры Древнего Египта.

НОВЫЕ СЛОВА:

  • Хапи – (по греч. «просто река») -река Нил

  • Та – Кемет –«чёрная Земля»(так египтяне называли свои земли)

  • Ном - (область,

  • Мемфис – столица объединённого Египта (это греч название. Египтяне называли его Хет-Ка_Птах –«крепость Птаха».

ИМЕНА:

V. Домашнее задание.

  1. Выписать в тетрадь периоды истории Древнего Египта

  2. Прочитать любой из мифов Древнего Египта.

  3. Знать новые слова: Хапи, Та-Кемет, Мемфис, Геродот, Ном

Приложение

Критерии

сравнения

Египет

Месопотамия

Континент

Реки

Народы

Пустыни

Открытость или

замкнутость

территории

ВЫВОД:

Критерии

сравнения

Египет

Месопотамия

Континент

Реки

Народы

Пустыни

Открытость или

замкнутость

территории

ВЫВОД:

Исторические этапы развития Древнего Египта

  1. Додинастический период (ІV тысяч. До н.э.)

  2. Раннее царство (І-ІІ династии. 30 - 28-й вв. до н.э.)

  3. Древнее царство (ІІІ – VІ династии. 28 – 23-й вв. до н.э.)

  4. Среднее царство (ХІ – ХІІІ династии. 21 – 18-й вв. до н.э.)

  5. Новое царство (ХVІІІ – ХХ династии. 16 – 11-й вв. до н.э.)

  6. Позднее время (ХХІ – ХХХ династии. 11-й в. – 332 г. До н.э.)

--В 332 году до н.э. Египет был завоёван Александром Македонским.

Исторические этапы развития Древнего Египта

  1. Додинастический период (ІV тысяч. До н.э.)

  2. Раннее царство (І-ІІ династии. 30 - 28-й вв. до н.э.)

  3. Древнее царство (ІІІ – VІ династии. 28 – 23-й вв. до н.э.)

  4. Среднее царство (ХІ – ХІІІ династии. 21 – 18-й вв. до н.э.)

  5. Новое царство (ХVІІІ – ХХ династии. 16 – 11-й вв. до н.э.)

  6. Позднее время (ХХІ – ХХХ династии. 11-й в. – 332 г. До н.э.)

--В 332 году до н.э. Египет был завоёван Александром Македонским.

Исторические этапы развития Древнего Египта

  1. Додинастический период (ІV тысяч. До н.э.)

  2. Раннее царство (І-ІІ династии. 30 - 28-й вв. до н.э.)

  3. Древнее царство (ІІІ – VІ династии. 28 – 23-й вв. до н.э.)

  4. Среднее царство (ХІ – ХІІІ династии. 21 – 18-й вв. до н.э.)

  5. Новое царство (ХVІІІ – ХХ династии. 16 – 11-й вв. до н.э.)

  6. Позднее время (ХХІ – ХХХ династии. 11-й в. – 332 г. До н.э.)

--В 332 году до н.э. Египет был завоёван Александром Македонским.

ПАНТЕОН ЕГИПЕТСКИХ БОГОВ

Первый и самый главный бог - РА – БОГ СОЛНЦА, глава богов, Владыка Верхнего и Нижнего Египта. Творец всего сущего, возникший из хаоса, победивший мрак. Имеет несколько образов. Один из них человек с двойной короной на голове. Символ – змея.

--ШУ – БОГ ВОЗДУХА. Разделил небо и землю. Образ: человек, стоящий с поднятыми руками, поддерживающий небо. Символ: солнечный змееборец павиан.

--ТЕФНУТ – богиня влаги. Она была дочерью бога Солнца (РА), его собственным глазом, «влюблённым оком», сжигающим врагов великого бога и охраняющим его от злых демонов. Образ и символ – львица.

--ГЕБ –бог земли. Сын богов Шу и Тефнут, покровитель земледельцев. Образ: человек с короной Верхнего и Нижнего Египта. Символ: утка.

--НУТ- богиня неба. Дочь Шу и Тефнут. Жена Геба. Ежедневно рождала бога Солнца. Образ: женщина с вытянутыми руками, указывающими путь к солнцу.

--ОСИРИС- бог умирающей и возрождающейся природы, царь загробного мира. Научил людей возделывать землю, строить города, выпекать хлеб. Обучи людей искусству врачевания и обработке медной руды. Образ:

Мумия, сквозь которую прорастают стебли злаков;

Восседающий на троне владыка подземного царства.

Символ: священный столбик, джед (знак Осириса, восходящий к образу «дерева жизни»). Символ жизни Осириса – ячменное зерно(зелёный цвет).

--ИСИДА – богиня плодородия, ветров и мореплавания, супружеской верности и материнства. Верная и преданная супруга Осириса. Целительница и заклинательница болезней. Научила людей останавливать кровь, залечивать раны, заговаривать укусы змей. Образ:

Соколица или женщина с крыльями;

Женщина с рогами и солнечным диском, с младенцем на руках(как считают учёные, послужила прообразом Богоматери).

Осирис и Исида были излюбленными богами египтян. В их честь слагались песни (гимны).

--СЕТ- бог пустыни, бог чужеземцев, покровитель власти фараонов, бог зла(олицетворял враждебную плодородию пустыню). Символизирует разрушительное начало. Брат Осириса.

Образ: человек в короне, украшенной головой осла.

--НЕФТИДА – владычица дома. Жена Сета, сестра Исиды. Образ:

Женщина, увенчанная прямоугольной короной в виде дворца;

Женщина с иероглифом своего имени на голове.

Это главная девятка богов Египта. Это самые первые боги, от которых произошли последующие:

АНУБИС –бог бальзамирования (человек с головой шакала).

ГОР – сын Осириса и Исиды (человек с головой сокола).

ТОТ – бог письма и счёта (человек с головой ибиса).

ХАПИ – бог Нила (тучный человек с большим животом – признак плодородия. На голове корона из листьев папируса, в руках сосуды с водой и цветы лотоса).

СЕБЕК – властелин всех вод (бог-крокодил)

БАСТЕТ – богиня веселья и домашнего очага (женщина с головой кошки).

Боги держат в руках знак жизни – АНХ, означающий неизменный восход Солнца.

infourok.ru

11-й, повторительно-обобщающий урок. Древний Египет

11-й, повторительно-обобщающий, урок.

Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся о древнеегипетском обществе; закрепить понимание учащимися в объеме пройденного курса основных линий исторического развития: появление рабства, неравенства, смена первобытнообщинного строя рабовладельческим, зарождение классовой борьбы, образование государства; подвести к пониманию относительной прогрессивности рабовладельческого строя.

Оборудование урока: историческая карга «Древний Восток, Египет и передняя Азия». Картина «Храмовое хозяйство». Аппликации: фараон, знатный человек, жрец, воин, писец, ремесленник, крестьянин, раб.

Опрос по материалу предыдущего урока проводится в процессе беседы.

Учащимся сообщается план урока.

1. Хозяйство Древнего Египта.

2. Общественный и государственный строй Древнего Египта.

3. Падение древнеегипетского государства.

Урок начинается с уточнения по карте. Историю какой страны мы изучали? Определите ее географическое положение. Какую первую и последнюю даты по истории Египта вы узнали и с чем они связаны? Покажите их на линии времени. Сколько времени просуществовало древнеегипетское государство?

Определив место и время изученных событий, учитель приступает к разбору первого вопроса плана.

Что представляла собой долина Нила, когда там появились люди? Пользуясь картиной «Храмовое хозяйство в Египте», расскажите, как труд человека преобразил долину Нила; опишите труд земледельца, орудия его труда.

Примечание для учителя. Если картина раньше не демонстрировалась, учитель ведет по ней работу, пользуясь Руководством '. Если учащиеся уже знакомы с содержанием картины, рассказывают они, а не учитель.

Если на уроке о культуре и во внеурочное время был просмотрен кинофильм «По Северной Африке», учащимся предлагается в своих ответах использовать кадры, напоминающие жизнь Древнего Египта.

В обобщении учитель говорит, что благоприятные природные условия позволяли египтянину при самых несовершенных орудиях получать высокие урожаи. Но обеспечить их можно было только путем строительства крупных водных сооружений. А такое строительство требовало большого количества рабочих рук.

Вопрос классу о том, каким способом добывались эти рабочие руки, составляет переход ко второму пункту плана.

При описании общественно-политического строя Древнего Египта желательно привести некоторые дополнительные данные, например, из статьи «Социальная пирамида» в книге «Страна Большого Хапи» (стр. 226—228 и 232) или из Хрестоматии (1950, т. I, стр. 110, 114).

Один из учащихся вызывается к доске для размещения аппликаций представителей египетского общества в порядке занимаемого ими положения; другие в это время рассказывают о появлении рабства и неравенства среди свободных.

Перечислите признаки раба и опишите его положение. При этом проверяется, насколько усвоено различие в положении раба и крестьянина. Кто составлял самую многочисленную группу населения древнего Египта? Учитель обращает внимание класса на аппликации и на численность людей в каждой представляемой ими группе общества: крестьян и ремесленников больше всего, чиновников больше, чем знати, фараон — один. Схематически состав древнеегипетского общества можно представить в виде пирамиды, с фараоном наверху. Учитель заключает аппликации в фигуру треугольника.

Далее учащиеся описывают положение крестьян и ремесленников. Ответ учащихся заканчивается выводом, что фараон, чиновники, знать, которым принадлежала власть в Египте, грабили крестьян, чтобы самим получать большие доходы.

В связи с описанием труда ремесленников учащиеся вспомнят о перевороте в жизни египтян, вызванном переходом к обработке металла.

Один из учащихся воспроизведет на доске таблицу повинностей крестьян и ремесленников. Разбор ее составит переход к характеристике лиц, составлявших государственный аппарат. Описание роли писца в древнеегипетском государстве связывается с наличием многочисленных чиновников.

Говоря о войнах, учащиеся укажут на классовый состав войска и на две задачи, ради которых рабовладельческое государство держало большое войско: подавление восстаний угнетенных в собственной стране и завоевание чужих стран. При этом учащиеся вызываются для краткого рассказа о походах времен Тутмоса III: их годы, направление и факты, подтверждающие их грабительский характер.

Кого же обогащали эти войны? Учащиеся называют крупных рабовладельцев и переходят к характеристике их положения. Можно привести дополнительные данные о богатстве храмов и их фактических хозяев — жрецов: после войн значительную часть добычи фараоны приносили в дар храмам. Так, за храмом бога Амона было закреплено после походов Тутмоса III на восток 56 городов, 433 сада и рощи, свыше 420 тыс. голов скота, огромное количество пахотной земли и 86 с половиной тысяч рабов.

Спрашивается: почему фараоны так щедро одаривали жрецов?

Описание «пирамиды египетского общества» заканчивается характеристикой власти фараона и определением, для чего нужна была деспотическая власть, какими средствами она располагала.

Обобщив ответы учащихся о необходимости государственной власти в классовом обществе и о характерных чертах деспотической власти, учитель продолжает беседу, требуя лишь кратких ответов: как отвечали угнетенные на притеснения? Назовите год крупнейшего восстания крестьян и рабов. В каком веке оно происходило? За сколько времени до завоеваний Тутмоса III? Почему даже удачные войны разоряли широкие массы населения? Картину разорения страны ярко рисуют скорбные слова неизвестного писца: «Страна в нищете, печаль в каждом месте... Города и деревни плачут... У бедняка нет силы, чтобы защищать себя от тех, кто сильнее его» («Страна Большого Хапи», стр. 231). Учитель говорит о неизбежности падения разоренной страны и рассказывает о гибели Египетского государства по учебнику (стр. 36, § 16).

Таким образом, заканчивает учитель, вы познакомились с жизнью одной из древнейших стран мира — Египта — в далеком прошлом. Вы узнали, как жители Египта перешли от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, насколько успешнее пошла работа человека. Вы перечислили, из кого тогда состояло общество. Вы убедились, что при рабовладельческом строе общество разделялось на три основных класса: рабов, крестьян и рабовладельцев; кроме рабов, существовало еще многочисленное крестьянство. Во всяком классовом обществе идет борьба угнетенных против угнетателей и последним необходимо сильное государство, чтобы держать в повиновении народные массы и заставить их работать на себя.

В Древнем Египте установилось могущественное государство. Хотя оно защищало интересы крупных рабовладельцев, знати и жрецов, но в тогдашних условиях только такое государство могло организовать громадные оросительные работы и использовать замечательные изобретения человека.

Вы видели также на предыдущих уроках, что трудом крестьян, ремесленников и рабов созданы прекраснейшие памятники искусства, а освобожденные от физической работы жрецы заложили основы некоторых наук. Люди изобрели письменность, создали литературу. Ничего этого не было при первобытнообщинном строе.

Делается вывод, что переход к рабовладельческому строю был в истории крупным шагом вперед.

Домашнее задание: выучить по учебнику § 16. Составить дома хронологическую таблицу по истории Египта по следующему образцу (форма таблицы пишется заранее на доске, содержание не пишется, но намечается устно).

Тысячелетие или век

Год до н. э.

Событие

 

 

 

IV тыс.

3200     

Объединение Египта

III тыс.

около 2800

Строительство пирамиды Хуфу

II тыс. XVIII в.

1750

Восстание рабов и крестьян

II тыс. XVI в.

1500

Завоевания Тутмоса III

I тыс. VI в.

525

Завоевание Египта Персией

 

 

pedagogia.pro

Урок-игра по теме "Древний Египет"

Урок-игра по теме «Древний Египет»

Урок учителя истории МБОУ «СОШ №17» г.Новочебоксарска Чувашской Республики

Александровой Алины Николаевны

Введение

Цель урока: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Древний Египет».

Задачи:

  • обучающая: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Древний Египет »: знание основных исторических событий, деятелей, важнейших дат исторической эпохи;

  • воспитательная: на примере истории и культуры Древнего Египта,

  • продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе;

  • развивающая: развивать мышление, устную речь, память, умение систематизировать изученный материал;

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: игра – путешествие

Оборудование: карта «Древний Египет», раздаточные материалы, проектор, мультимедийная презентация, жетоны «следы ног».

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивационно-целевой этап.

3.Работа по теме урока.

4.Домашнее задание.

5. Итоги урока.

6. Рефлексия.

Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей, совершая хорошие поступки, добрые дела.

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.

Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за каждый ответ вы будете получать жетоны «следы».

Ребята, в течение нескольких уроков мы с вами изучали древнюю страну с неповторимой культурой - Египет. Она оказала большое влияние на развитие культуры многих народов мира, ее люди оставили свой след в истории. Тема сегодняшнего урока «Повторение и обобщение знаний по Древнему Египту».

(показывает презентацию)

Проблемный вопрос. В чем своеобразие истории Древнего Египта? (мнения детей)

Как вы знаете, история – это наука, которая дает возможность путешествовать во времени, побывать в прошлом, много-много лет назад, почувствовать атмосферу различных эпох. Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну фараонов, сфинкса, загадочных пирамид … . Вы будете разгадывать тайны истории Древнего Египта, выполнять творческие и познавательные задания

Вы разделились на две команды. Победит та команда, которая быстрее и точнее ответит на заданные вопросы. Мне очень хочется, чтобы во время игры каждая команда проявила уважение к другим участникам

Основная часть

Прежде чем нам отправиться в путешествие, мы должны побольше узнать о той стране, которую хотим посетить. Первое задание называется «Визитная карточка». Вы должны вспомнить всё, что знаете о Древнем Египте: расположение, климат, почва, занятия населения. Заполните пропуски в карточках, которые я вам раздам. За каждый правильно заполненный пропуск вы получите 1 след. Максимально за этот конкурс вы можете получить 10 следов

(учащиеся выполняют работу)

Карточка № 1.

Египет находится в (Северо-Восточной) Африке. Большую часть территории занимают (пустыни). Самая длинная река в Египте – (Нил), по берегам которой растут (финиковые пальмы) и высокий тростник-(папирус). Климат в Египте очень (жаркий). Во время (разлива) Нила почва становится плодородной, т.к. после него на полях остается не только влага, но и (ил). Греческий ученый Геродот называл Египет («Даром Нила»). Древние египтяне путешествовали по (Средиземному) морю.

Карточка № 2.

Большинство поселений располагалось по берегам (Нила), течение которой встречало на пути (пороги)-каменистые преграды на дне реки. Впадая в (Средиземное море), река разделялась на несколько рукавов, образующих треугольник - (дельту). Вдали от Нила среди песков изредка встречались островки зелени-(оазисы).Куда не доходила вода во время (разливов), египтяне поливали сады и огороды при помощи (шадуфов). Земледельцы платили (налоги) – отдавали в казну часть урожая и скота. Дом простого египтянина был сделан из (тростника), который также использовался для изготовления материала, похожего на бумагу - (папируса).

Подведём итог: Молодцы, с первым заданием справились и заработали свои первые следы. (Приложение 1)

Задание 2

Ребята, чтобы не потеряться в чужой стране, мы должны знать их язык. Следующее задание называется «Знаток терминов». Давайте выясним, какая команда знает больше египетских слов. Сейчас вы получите конверты, внутри которых карточка с терминами и определениями. Правильно соотнесите слово и его значение. За каждое правильно собранное слово вы получите 1 след.

Фараон

Правитель Египта

Писец

Сборщик налогов

Шадуф

Устройство для подъема воды

Пирамида

Гробница фараона

Оазис

Островок зелени

Дельта

Рукава, образующие огромный треугольник

Пороги

Каменистые преграды на дне реки

Сфинкс

Скульптура льва с головой человека

Папирус

Материал для письма

Вельможа

Царский советник, военачальник

Ил

Частицы полусгнивших растений, остающихся на берегах Нила после разлива

Иероглиф

Письменный знак

Саркофаг

Богато украшенный гроб из камня

Мумия

 Забальзамированное тело умершего, обмотанное бинтами

«Язык фараона»

Писцы

«Живые убитые»

Пленники

Подведение итогов. Молодцы, мы с вами вспомнили исторические термины.

Задание 3.

Переходим к следующему заданию, которое называется «Мифы и реальность».

Распределите имена этих героев на две группы: боги и фараоны.

1.Осирис

2.Тутмос

3.Маат

4.Клеопатра

5.Тутанхамон

6.Гор

7.Исида

8.Эхнатон

9.Нефертити

10.Хеопс

Боги

Фараоны

1,3,6,7

2,4,5,8,9,10

(Приложение 2)

Задание 4.

Говоря об удивительной стране – Египте, её народе, нужно помнить и об их культуре, преданиях, мифах и легендах.

И следующее наше задание называется «Мифы и легенды Древнего Египта».

Прочитайте отрывки и ответьте, о каком событии идет речь.

Миф 1. Зависть и злоба терзают меня. Тот, кому я завидую, красив, добр, повелевает тысячами людей. Меня же все они проклинают и ненавидят. Ради захвата власти в стране я пойду на все, вплоть до убийства» (Сет об убийстве Осириса)

Миф 2. Я скрывала его, я прятала его из страха, чтобы его не убили. Позвала я обитателей болот, чтобы они помогли мне. Одна мудрая женщина сказала мне: "Не унывай и не бойся! Ребенок твой недоступен твоему противнику: заросли непроходимы, смерть не входит через них!» (Богиня Исида после убийства мужа Осириса прятала своего сына в болотах, т.к. боялась что его тоже убьют).

Миф 3. Имя мое Амамат, что значит "Пожирательница". Тем из вас, кто не делал зла и не был причиной чужих слез, не надо бояться моих острых зубов. Но горе завистникам, лгунам, ворам! Рано или поздно мы с ними встретимся. (Амамат - это чудовище на суде, оно сидело перед Осирисом, и если человек лгал, то оно съедало его сердце)

Миф 4. Каждую ночь, когда все люди спят, я принимаю бой со страшным и свирепым противником. Он само зло. Он мой извечный враг, он меня жалит, желая погубить. Я дрожу, мое сердце в огне, мое тело в поту, влага выступает на лице, словно в летнюю ночь, наконец, мне удается одержать победу, но, увы, не навсегда. Впереди все новые и новые бои. (Ра о схватке с Апопом)

Физкультминутка.

Египетские фараоны с войсками ходили на Север, Юг, Запад, Восток (повороты головы)

Египетские войска стреляли из лука (имитация)

Шли пешком (имитация)

Снова стреляли из лука (имитация)

И шли пешком (имитация)

Знать натиралась благовониями (имитация)

И все снова шли в поход (имитация).

Задание 5

Путешествуя по Египту, нельзя не вспомнить египетских богов, которые играли большую роль в жизни египтян. Следующее наше задание называется «Египетский пантеон».

По описанию внешности, предметов, рода занятий определите египетских богов и вспомните, покровителем чего они являлись. За каждый правильно данный ответ вы получите по два следа. Вопросы будут заданы каждой команде. Если вы только назовете бога или только покровителем чего он являлся, то команда получит 1 след.

1. Диск, голова сокола, ладья (Амон-Ра–бог Солнца)

2. Женщина с птичьими крыльями (Исида–богиня материнства, земледелия и плодородия)

3. Тело человека, черная голова шакала, проводник умерших(Анубис–бог смерти и загробного мира)

4. Зеленое лицо, трон, жезл, плеть в руках(Осирис - судья душ усопших)

5. Свирепый змей, тьма (Апоп–бог тьмы и зла)

6. Тело коровы, усеянное звездами(Нут– богиня неба)

7. Кошка, музыкальный инструмент (Бастет– бог покровитель искусства)

8. Маленькие злые глазки, волосы цвета песка(Сет– бог пустыни)

9. Голова крокодила (Себек– бог воды и разлива Нила)

10. Голова ибиса, посох, письмо(Тот–бог учения и мудрости)

Подведём итог: молодцы, вы вспомнили богов по их характеристикам, будем надеяться, что они будут покровительствовать нам в нашем путешествии.

Задание 6.

Наше увлекательное путешествие по Египту продолжается. Сейчас мы с вами находимся перед вратами первой столицы Египта – Мемфиса. Мы сможем войти в этот город, лишь разгадав эти числа на воротах. Следующий наш конкурс называется «Числовой штурм». Определите, какие события произошли в эти годы.

1500г.до н. э. – Крупные завоевания Тутмоса

2600г. до н. э. – Пирамида Хеопса

3 тыс.лет до н. э. – Образование единого государства Египта

5 тыс.лет назад– Возникновение первых государств

1 в.до н.э. – Царствование Клеопатры

IV-IIIтыс.до н.э. – Возникновение египетской письменности

Подведём итог: Вы успешно справились и с этим заданием.

Задание 7.

«Историческая личность».

Мы с вами многое вспомнили о Египте, но осталось вспомнить людей, которые оставили свой след в истории этой удивительной страны. Вы сейчас получите карточки с описаниями личностей или их высказывания, определите, о ком идет речь. Среди них есть и реальные люди, и боги, оказавшие большое влияние на культуру, сознание народа. Если вы сумеете назвать историческое лицо, то получите 1 след.

1. Он живет за третьим порогом реки Нил. Каждый день он переливает из одного кувшина в другой воду, а когда он засыпает, вода переполняет кувшин и на реке начинается разлив Нила. (бог Хапи)

2. Свои самые знаменитые походы совершил около 1500 года до н.э., за свою жизнь он совершил более 30 завоевательных походов. (Тутмос III)

3. Он был царём Египта, но научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Его любили и люди, и животные, и птицы, но только его брат желал смерти и смог совершить то, о чем мечтал: по его приказу старшего брата убили, а тело разрубили на части. Когда его оживили, он отказался остаться с людьми и отправился в подземный мир, где судил каждого. (Осирис)

4.Этот фараон Египта в XIVв. до н.э. восстал против власти жрецов Амона. Он объявил единственным богом сияющий солнечный диск. (Эхнатон)

5. Вельможа заблудился в пустыне, чудом спасся и потом рассказывал: «Задыхался я, горло мое горело, и сказал я: «Это вкус смерти»». (Синухет)

6. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; Её лицо украшало храмы по всей стране. Правление этой царицы ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой. (Нефертити)

Задание 8.

Ребята, давайте разгадаем головоломку – ребусы. В них зашифрованы слова, связанные с Древним Египтом. За каждый верно разгаданный ребус вы получите 1 след. (Приложение 3)

Ребус 1. (Пирамида)

Ребус 2. (Фараон)

Ребус 3 (Папирус)

Заключение

Итак, ребята, близится к концу наш урок. Каждая команда постаралась прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.

- А кто больше всех наследил?

-У кого больше всех следов? (Команды поднимают свои « следы ног»)

Оценивание по количеству жетонов.

Вот и закончилось наше путешествие по загадочной стране Древнего мира – Египту, которая сыграла большую роль в развитии культуры других народов. Вы продемонстрировали свою эрудицию, знания, выполняли задания быстро и верно. А на следующем уроке мы с вами отправимся в другую древнюю цивилизацию – Междуречье.

4. Домашнее задание.

Задание №43 из рабочей тетради(страница 33)

5. Рефлексия.

Я хочу, чтобы, уходя с урока, вы показали, с каким настроением вы покидаете класс. Около вас лежат смайлики с веселой улыбкой и грустной улыбкой. Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение, возьмите смайлик с веселой улыбкой, если не понравился и настроение упало, возьмите смайлик с грустной улыбкой.

Урок окончен. Спасибо! До свидания!

Литература

А.А. Вигасин. История Древнего мира. М.,Просвещение.2012

Г.И.Годер. Рабочая тетрадь.Ч.1.М.,Просвещение.2014

Ю.И.Максимов.Тесты по истории Древнего мира.М.,Экзамен.2015

Е.Н.Сорокина. Поурочные разработки по всеобщей истории.М.,Вако.2015

В.В.Сухов. История древнего мира и средних веков.Дидактические материалы.М.,Дрофа.2000

Приложение 1

Карточка № 1.

Египет находится в Африке. Большую часть территории занимают ________ .Самая длинная река в Египте – , по берегам которой растут

и высокий тростник - _____. Климат в Египте очень _________. Во время _______ Нила почва становится плодородной, т.к. после него на полях остается не только влага, но и ___. Греческий ученый Геродот называл Египет _________. Древние египтяне путешествовали по _________ морю.

Карточка № 2.

Большинство поселений располагалось по берегам _____, течение которой встречало на пути _______ -каменистые преграды на дне реки. Впадая в ____________, река разделялась на несколько рукавов, образующих треугольник - _____. Вдали от Нила среди песков изредка встречались островки зелени-______.Куда не доходила вода во время _______, египтяне поливали сады и огороды при помощи _______. Земледельцы платили _______ – отдавали в казну часть урожая и скота. Дом простого египтянина был сделан из ________, который также использовался для изготовления материала, похожего на бумагу - _________.

Приложение 2

Приложение 3

Ребус 1.

Ребус 2.

Ребус 3

14

kopilkaurokov.ru

ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН - путеводитель

Развитие оросительного земледелия. Древнейшие египтяне заселили далеко не всю долину Нила. Значительная ее часть была покрыта болотами, заросшими тростником и кустарниками. Особенно много их было в дельте.Большие площади земли в долине засыпали пески пустыни. Для получения достаточного количества плодородных почв нужно было проделать большую работу. Эту задачу успешно решали многие поколения египтян.Для осушения болот сначала вырубали кустарники. Потом эти низкие места окружали валом из глины, смешанной с рубленым тростником. В этом валу делали ворота. Во время разлива Нила через них пропускали необходимую для полива воду. Прорывали каналы к тем плодородным землям, куда не доходила вода.Долину Нила между берегами реки и пустыней делили продольными и поперечными насыпями и валами на прямоугольные участки. Во время разлива они заполнялись. Через несколько месяцев речной ил оседал. Если было надо, то часть ила и лишней воды возвращали реке.Каналы и другие водные постройки часто разрушали большие наводнения. Поэтому они нуждались в уходе и обновлении. Но эта тяжелая работа египетских земледельцев способствовала получению на влажной теплой земле высоких урожаев.Земледелие — основное занятие египтян. С развитием орошения сельское хозяйство достигло высокого уровня. Основными земледельческими культурами были зерновые — ячмень и пшеница. Для них использовали почвы около самых берегов Нила, которые лучше увлажнялись. Их сеяли также на высоких землях с орошением из специально вырытых каналов.Мягкие влажные почвы Египта легко обрабатывались обычной мотыгой и легким деревянным ралом. Очень простым был и сам сев. После высева зерна в почву по полю прогоняли овец, или коз, или свиней. Они втаптывали зерна в почву. Потом мотыгами женщины зарывали те зерна, которые оставались на поверхности.Сжинали только одни колосья. Молотили с помощью животных, прогоняя их по расположенным на утрамбованной земле колосьям.Обычно на границе с пустыней разбивали сады и огороды. Для их полива рыли колодцы и пруды. Выращивали финиковые пальмы, инжир, виноград, гранаты, яблони. Из овощей были известны лук, чеснок, салат, огурцы, репа.Важной земледельческой культурой был лен, потому что все египтяне носили полотняную одежду и употребляли в пищу льняное масло.Из домашних животных исключительное значение имел крупный рогатый скот и ослы. Их растили не только для получения мяса и молока, они широко использовались при земледельческих работах и для перевозки тяжестей. Разводили коз, овец, свиней. В птичниках держали гусей, уток, павлинов.Египтяне были первыми в мире пчеловодами. Они умели делать ульи, помещать в них пчел и добывать мед.Свободные земледельцы составляли большинство населения страны.3. Ремесла и обмен в Египте. Сбор больших урожаев, увеличение числа животных позволили части египтян приступить к занятиям, в которых возникала потребность. Это, к примеру, выплавка и обработка меди, производство сложных орудий труда, оружия, украшений, лодок. Эти и другие предметы делали ремесленники.С началом использования металлов стал высоко цениться труд металлургов. На востоке от долины Нила возникают их постоянные поселения около медных рудников.Ремесло довольно сложное занятие. Оно требовало длительного обучения. Обычно родители передавали секреты своего ремесла детям с раннего возраста.

Возникла необходимость в обмене продуктами труда между земледельцами, животноводами и ремесленниками. Для обмена товарами необходимы средства передвижения. В Египте отличным средством сообщения был Нил. По нему весь год на лодках перевозили злаковые, продукты животноводства, медь, древесину и ремесленные изделия.Ремесленникам было удобно поселяться в таких местах, где они могли легче обменять свои изделия на все необходимое. Вскоре по берегам Нила начинают возникать и множиться города.Таким образом, уже в IV тысячелетии до н. э. египтяне добились больших успехов в производстве всего самого необходимого для жизни. Они достигли порога возникновения государства.

Судьба крестьянинаЧервь съедает половину ячменя, бегемот остальное. Множество в поле мышей, налетает саранча, съедают животные, воруют воробьи. Горе крестьянину! Что осталось в амбаре — унесли воры.И вдруг сходит на берег Нила писарь. Он намерен забрать урожай. Его слуги с палками, а негры с плетьми. И заявляют: «Подавай ячмень!» А его уже нет.Тогда они начали избивать крестьянина. Потом связали и бросили в колодец. Опустили вниз головой. Связали жену и детей. Соседи от страха убегают.

Похожие новости

Комментарии (4)

ИнформацияПосетители, находящиеся в группе Гости. не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Навигация

Рекомендуем ознакомится: http://www.istmira.com

worldunique.ru

Урок по теме "Математика и Древний Египет"

Разделы: Математика

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: “Действия с натуральными числами” и “Древний Египет”.
  2. Развивать логическое и аналитическое мышление учащихся.
  3. Воспитывать интерес к истории и математике.

Задачи:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Периметр и площадь квадрата, квадрат и куб числа”;
  • развитие вычислительных навыков, навыка работы с текстом у учащихся, умения выделять главное из текста;
  • воспитание здорового образа жизни.

Оборудование урока:

  • персональный компьютер, проектор, экран;
  • модели пирамид, карта Древнего Египта;
  • тексты по истории;
  • линейка, карточки с заданиями по математике.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока

I.Организационный момент.

Сообщаются цели урока учителем математики и учителем истории.

Мотивация учащихся. (см. Приложение. Слайд 1)

II. Развитие вычислительных навыков.

Учитель математики: Выполнить действия устно и расшифровать слово:

1. 265 + 15;

2. 150 / 6;

3. 148 – 49;

4. 83 х 5;

5. 28 х 5 / 2;

6. (52 – 2) х 10. (см. Приложение. Слайд 2)

Е И М М С Ф
25 70 99 280 500 415

Учитель истории: Какое слово получили? (Мемфис) Столицей какого государства был этот город? (Египет)

Произнеся слово “Египет”, мы вспоминаем о пирамидах, священной реке Нил и виденных в музеях сфинксах с ликами фараонов. Мы повторим, какими были египтяне, в каких природных условиях, в каком обществе они жили, каков был уровень их научных и технических знаний. А сейчас покажите на карте Древний Египет. (Ученик показывает на карте Древний Египет). (см. Приложение. Слайд 3)

III. Работа с текстом.

Учитель истории: Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Египет.

Древний Египет располагался в северо-восточной Африке, на берегах Нила, от первого порога реки до Средиземного моря. Долина реки была покрыта зеленью – по берегам росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник – папирус.

Благодаря высоким урожаям, земля Египта могла прокормить ее многочисленный народ. За три тысячи лет до новой эры царь Южного Египта объединил всю страну. Всесильным владыкой Египта был фараон.

Население Египта занималось сельским хозяйством: выращивали ячмень и пшеницу. Огромного труда требовало орошение полей. Египтяне строили каналы и длинные земляные насыпи на берегах Нила.

В древнем Египте были развиты ремесла. Мастера добывали руду и плавили медь. Ювелиры делали украшения из золота и драгоценных камней. Горшечники лепили глиняную посуду на гончарном круге и обжигали её в печах. Кожевники вымачивали шкуры в сосуде с водой и натягивали её на деревянную раму – получали щит для воинов. Также в Египте были ткачи, кораблестроители, столяры и плотники.

Охота в пустыне – одно из самых любимых развлечений богатых и знатных египтян. Они часто устраивали роскошные праздники и большие приёмы с обильным угощением и множеством напитков. Приглашались профессиональные певцы, музыканты, танцовщики, жонглёры и акробаты. Египтяне любили играть в различные настольные игры. А у детей было много интересных игрушек.

Много “чудес света” создали египтяне. Одно из них – египетские пирамиды. Знамениты и другие сооружения – храмы. Египтяне верили, что в них обитают боги. Вдоль дороги, ведущей к храму, - два ряда сфинксов, фантастических существ с телом льва и головой человека или барана, стоят, будто стража.

После прочтения текста учитель истории задает вопросы на восприятие текста:

  1. Где располагался Древний Египет? (см. Приложение. Слайды 4,5)
  2. Кто был владыкой Египта? (см. Приложение. Слайд 6)
  3. Чем занималось население Египта? (см. Приложение. Слайд 7)
  4. Какие ремесла были развиты в Египте? (см. Приложение. Слайд 8)
  5. Какие развлечения были у древних египтян? (см. Приложение. Слайды 9,10,11,12)
  6. Какое “чудо света” создали египтяне? (см. Приложение. Слайд 13)
  7. Когда образовался Египет? (3000 лет до новой эры) (см. Приложение. Слайд 14)

Учитель математики: 3000 лет до новой эры…

  1. Сколько лет прошло с тех пор до нашего времени? (5007 лет)
  2. Сосчитайте, сколько это месяцев. (60084)
  3. Скажите, сколько поколений сменится с тех пор, если считать, что средний уровень жизни равен 60 лет. (83 поколения)
  4. Средняя продолжительность жизни в России: мужчины – 58 лет, женщины – 72 года. Что нужно делать вам, ребята, чтобы увеличить свою продолжительность жизни?

IV. Уравнения и исторические даты.

Учитель истории: Знание истории – это и знание основных дат.

Учитель математики: Вопросы классу:

  1. Как найти неизвестное слагаемое?
  2. Как найти неизвестное делимое?
  3. Решить уравнения устно. Корни этих уравнений – числа, знакомые вам из истории. Решив уравнение, ответьте, чем знаменита эта дата.

х / 4 = 375 (х = 1500) (см. Приложение. Слайд 15)

Учитель истории: 1500 лет до новой эры. Чем знаменита эта дата?

(Самые крупные завоевания совершил фараон Тутмос III) (см. Приложение. Слайд 16)

Учитель математики: Решаем следующее уравнение:

х + 87 = 2687 (см. Приложение. Слайд 17)

Учитель истории: 2600 лет до новой эры. Чем знаменита эта дата? (Строительство пирамиды Хеопса) (см. Приложение. Слайд 18)

V. Практическая работа.

Учитель математики:

1. Запишите формулу для вычисления площади квадрата.

2. Запишите формулу для вычисления периметра квадрата. (Учащиеся записывают формулы на доске и в тетради)

3. Ребята, перед вами макеты пирамиды Хеопса.

Вопрос: какая геометрическая фигура является основанием пирамиды?

Задание 1.

Измерить сторону квадрата. (Учащиеся выполняют измерение). Спросить у ребят длину стороны квадрата.

Вопрос: Какую длину имеет основание пирамиды Хеопса? (250 м)

Историческая справка. (см. Приложение. Слайд 19) У египтян измерения были главным занятием служащих земельного учета, земледельцев, архитекторов. Основной единицей измерения был локоть, равный 52 см 3 мм. Это градуированная линейка, длиной 1 локоть, которая поделена на более мелкие единицы: 28 пальцев, длиной около 2 см и 7 пальм по 4 пальца, длиной 7см 5 мм.

Вопрос: Сколько это локтей имеет основание пирамиды Хеопса? Считать, что 1 локоть 52 см.

(Учащиеся 250 м переводят в см, подсчитывают количество локтей, содержащихся в 25000 см). (480 локтей)

Задание 2.

Найти площадь основания (квадрата) пирамиды. (Учащиеся определяют площадь квадрата). Спросить какая получилась площадь квадрата у ребят. (см. Приложение. Слайд 20)

Найти площадь основания пирамиды Хеопса. (62500 кв.м)

(Учащиеся выполняют вычисления)

Вопрос: Сколько дач площадью в 6 соток поместится на территории пирамиды Хеопса? (100)

Задание 3.

Определите, сколько метров надо прошагать, чтобы обойти пирамиду Хеопса кругом. (Учащиеся вычисляют периметр основания пирамиды.) (см. Приложение. Слайд 20)

Вопрос: Сколько это километров? (1 км)

4. Расскажите о начале строительства пирамиды Хеопса.

(Сообщение готовится заранее). (см. Приложение. Слайд 21)

Египтяне брали кусок папируса и рисовали на нем чертеж пирамиды. Чертеж точно, но в уменьшенном виде изображал все части будущей пирамиды. Затем они выбирали место для постройки и намечали на нем основание, фундамент пирамиды. Сделать это нужно было так, чтобы пирамида не была кособокой и чтобы стороны её стороны смотрели на север, юг, восток и запад.

Египтяне поступали так: они втыкали в землю отвесный шест. В полдень, когда тень от шеста была короче всего, она показывала им направление на север. Затем на земле они намечали линию “север – юг”. Далее они брали веревку с двумя колышками и проводили на земле дуги так, как показано на рисунке. Через точку пересечения дуг они натягивали веревку и проводили линию направления “восток – запад”. Линии “север – юг”, “восток – запад” пересеклись под прямым углом. Из планок египтяне делали себе угольник и намечали основание пирамиды. Можно было начинать строить. Для того чтобы каменные кубики, из которых складывалась пирамиды, становилась правильно, а не вкривь и вкось, египетские строители использовали отвес – веревочку с гирькой. На первый слой “кубиков”, отступив от краёв, накладывали второй, на второй третий и т.д. И так до верха, пока в последнем слое не останется всего один “кубик”.

5. Учитель истории: Расскажите, как строилась пирамида Хеопса. (см. Приложение. Слайд 22, 23)

Учащиеся рассказывают:

(Сообщение готовится заранее).

Сооружение пирамиды продолжалось 20 лет. При её строительстве использовались примитивные орудия труда: каменные молоты, медные пилы и топоры, орудия из шлифованного камня. Каменные глыбы в период разлива Нила переплавляли на место строительства по воде, а затем тащили их на деревянных волокушах. По насыпным платформам и деревянным лесам блоки весом до 5 тонн доставляли на нужное место. Они были так искусно обработаны, что зазор между ними не превышал полмиллиметра. На пирамиде египетскими письменами было обозначено, сколько редьки, лука, чеснока съели рабочие. На это было израсходовано 1600 талантов серебра.

Учитель математики: Если это верно, то, сколько же денег пошло на хлеб и одежду рабочих?

Историческая справка: Талант – единица измерения веса, также денежная единица в древнем Египте.

1 талант = 36 кг. (см. Приложение. Слайд 24)

Задание: а теперь подсчитайте, сколько серебра понадобилось египетским письменам.

Учащиеся выполняют вычисления (1600 талантов = 1600 х 36 = 57600 кг = 57 т 600 кг).

Физкультурная минутка. (см. Приложение. Слайд 25)

VI. Действия с натуральными числами и исторические термины.

Учитель истории: А сейчас вспомним некоторые исторические термины.

Учитель математики: Выполните задания и разгадайте зашифрованные исторические термины.

Вариант 1.

1). 23 + 5 х 3 2). 62 – 52 3). 33 + 24 / 24
4). 53 – 35 5). 98 / 72 6). 82 х 100
о н а ф а р
2 6400 11 23 90 28

Вариант 2.

1). 32 + 4 х 23 2). 72 – 62 3). 180 / 9 – 42
4). 32 + 52 5). (3 + 2)2 6). 53 х  4
р и к т д о
13 25 500 34 41 4

Далее учащиеся с учителем истории объясняют смысл каждого термина.

Фараон – всесильный владыка Египта. (см. Приложение. Слайд 26)

Дротик – короткое копьё, которое бросали египетские воины во врага. (см. Приложение. Слайд 27)

VII. Задание на дом.

По математике:

1. № 563, № 564.(см. Приложение. Слайд 28)

2. Сделать сообщение на тему “Папирус Ахмеса – Райнда” (Материал можно найти в городских и школьной библиотеках, в сети Интернет).

По истории:

Сделайте эскиз рекламного проспекта для туристов, посещающих Египет. Используйте ваши знания по истории и математике. (см. Приложение. Слайды 29, 30, 31)

Мы ежедневно видим рекламу в газете, в транспорте, на улицах города. Слово “реклама” происходит от латинского “громко кричать” и означает объявление, призванное привлечь общее внимание к определённым вещам, событиям, товарам ит.д. Представьте себе, что вы работаете в туристической фирме и вам нужно составить такую рекламу, которая вызовет интерес к путешествиям в Египет.

При составлении рекламы вы можете частично включить информацию:

  1. Какие города и местечки можно посетить, и какие памятники древности там находятся.
  2. Каким видом транспорта нужно воспользоваться, чтобы экскурсия была интересной.
  3. Самая интересная информация типа: “Посетив ….., вы узнаете….”.

VIII. Итоги урока.

Учитель математики: подведем итог сегодняшнего урока.

I. Продолжить предложение:

Математика была развита у египтян потому, что – (см. Приложение. Слайд 32)

  1. фараоны требовали точного подсчета количества жителей в Египте;
  2. для строительства каналов, пирамид, храмов требовались точные измерения и расчеты, чиновникам нужно было определять размер налога с каждого участка египтян;
  3. это было необходимо жрецам для того, чтобы определить праздничные дни;
  4. требовалось точно определить, когда начнется разлив Нила.

II. Египтяне решали задачи типа: (см. Приложение. Слайд 33)

  1. Перед пальмами в белых льняных одеждах стоит жрец. Он наблюдает за трудом земледельцев и про себя высчитывает: “Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков пшеницы. 20 мешков нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков – на корм быкам, 40 мешков – на похлебку рабам, 20 мешков – на семена. Сколько же мешков останется?”. Жрец задумывается, складывает, вычитает, наконец, подсчитывает: “240 мешков зерна можно продать”.
  2. “… Фараон повелел выстроить для себя дворец на берегу Нила, в тени пальмовой рощи. Строители собрались на совет, чтобы высчитать, сколько понадобится кирпичей для дворца его величества; сколько крестьян и рабов надо согнать на строительство; сколько времени будет продолжаться строительство…”

Вопрос: Какие знания необходимы для решения этих “задач”?

(Работа по схеме) (см. Приложение. Слайд 34)

Выставление оценок по математике.

Учитель истории: (см. Приложение. Слайд 35)

Мы с вами провели необычный урок – одновременно изучили историю древнего Египта и повторили сложные темы по математике. Актуальность, то есть нужность нашего урока состоит в том, что многие россияне, в том числе и дети, путешествуют в Египет, чтобы своими глазами посмотреть исторические достопримечательности страны фараонов и пирамид. Если вы поедете в Египет, вам будет легче понимать прошлое этой удивительной страны.

Выставление оценок по истории.

Используемая литература.

  1. Виленкин Н.Я. “Математика 5”, учебник, “Мнемозина”, 2004г.
  2. Депман И.Я, Виленкин Н.Я. “За страницами учебника математики”, “Просвещение”, 1989г.
  3. Зверева Л.И. “Древний мир. Краткие конспекты уроков для учителя истории”. Гуманитарный издательский центр “Владос”, 2004г.
  4. Энциклопедия серии “Открытие мира юношеством”, том “Древний Египет и Греция. История римского народа”, “Терра - TERRA”, 1995г.
  5. Свенциская, Годер “История Древнего мира”, учебник для 5 класса, “Мнемозина”, 2004г.
  6. Энциклопедия для детей “Аванта +”, том 11, математика.

Презентация к уроку. Приложение.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также