Конспект урока "Религия древних египтян". Занятие древних египтян
Конспект урока "Религия древних египтян".
Дата_____________ 5 класс история
Тема: Религия древних египтян.
Цели урока:
Рассказать учащимся об особенностях мировоззрения древневосточного человека.
Продолжить формирование умений анализировать исторические факты на элементарном уровне. Формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.
Способствовать формированию интереса учащихся к культурному наследию древних стран, в частности стран Древнего Востока, подвести их к пониманию существования универсальных моральных норм и принципов в религиозном наследии древнейших культур. На примере понимания древним человеком неразрывной связи человека с природой подвести учащихся к осознанию необходимости бережного отношения к ней, как основного условия сохранения нашей цивилизации.
XIV век до н. э. – религиозная реформа Эхнатона. Объявление Атона верховным богом Древнего Египта.
Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов и т. д.
Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии, а также наука о мифах.
Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного.
Культ – Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Преклонение перед кем- или чем-либо.
Жрец – служитель культа.
Фараон – титул египетских царей.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1.Вставьте пропущенные слова.
Египет – так называется страна, которая располагалась… (С – В Африке)
Какие два моря омывают Египетское государство? (Средиземное и Красное моря)
Первой столицей Египта был город…(Мемфис)
Царей древнего Египта называли… (Фараон)
Когда образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н.э.)
Самые крупные завоевания совершил фараон… (Тутмос ІІІ) около…(1,5 тыс.) лет до н.э.
Войсками фараонов были завоеваны в Африке… (Нубия) богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… (Синайский) полуостров и страны (Палестина, Сирия, Финикия)
У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… (бронзы). Так называется сплав… (меди + олова)
2. Индивидуальная работа. Письменно на листочках.
- Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом или левом столбиках пропущенные строки.
для письма.
3. Фараон
3. …
4. …
4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.
5. …
5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,
дерева, металла.
6. …
6. Специалист по строительству зданий.
7. Религия
7. …
8. …
8. Сбор в пользу государства.
Ответы: 1 – место, где река делилась на несколько рукавов; 2 – папирус; 3 – повелитель всего Египта; 4 – крестьянин; 5 – ремесленник; 6 – архитектор; 7 – вера в сверхъестественные существа; 8 – налог.
3. Составьте и запишите предложения со следующим набором слов:
4. Установите в какой последовательности по течению Нила располагались:
Дельта, Ливийская пустыня, средиземное море, Мемфис.
5.Письменно: Зачем египтяне строили каналы и сооружали земляные насыпи?
6. Подготовка устного ответа по карточке.
Карточка
Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?».
Для этого вспомни:
Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?
Как было вооружено войско фараона?
Как выглядели боевые колесницы?
Что привозили из походов их участники?
Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов?
Сделай вывод.
Примерный ответ учащихся: Фараоны организовывали военные походы для того, чтобы расширить территорию своего государства, обогатиться. Войско фараона имело на вооружении копья, топорики, луки, дротики. Наконечники этого оружия были сделаны из бронзы. Угрозой для врага была египетская конница, которой управлял колесничий, а другой воин отстреливался. Из походов привозили все ценное, а главное – рабов. Таким образом, фараоны, вельможи в походах обогащались, а рядовые воины ничего не получали.
Работа с классом по карте.
- Где находится Египет? (Северо-восточная часть Африки.)
- В какие страны совершали походы фараон Тутмос III со своим войском? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию. Финикию.)
Беседа по вопросу.
- Почему говорят, что военные походы фараонов постепенно приводили к ослаблению царства? (1. Погибало много простых жителей Египта, участки земли не кому было обрабатывать, рабов они себе приобрести не могли. 2. Огромное количество рабов в стране – это источник недовольства властью, своим положением. В любой момент они могут поднять восстание.)
5. Заслушивается устный ответ по карточке, дается отзыв на ответ. Собираются на проверку индивидуальные задания.
III. Переход к изучению новой темы.
Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?
Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.
НА ДОСКЕ Задача для учащихся: Какие религиозные верования существовали у древних египтян?
IV. Изучение новой темы
План
1) Боги древних египтян.
2) Погребальные обряды египтян.
3) Религиозные верования древних египтян.
4) Религия и власть фараона.
На доске написана тема урока.
Рассказ учителя.
Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Эти верования называются тотемизмом.
Египтяне были язычниками, то есть поклонялись множеству богов. Согласно верованиям египтян, различные силы природы находились в подчинении у различных богов.
Задание. - Прочитайте п.1
Кто такие жрецы? Что такое храмы?
Храмы – это жилища богов
Жрецы – это служители богов
Одним из важнейших божеств был бог Ра – бог солнца, который также считался хранителем фараона. Большое значение придавалось и богу подземного царства Осирису: каждый умерший переходил в подчинение к этому богу.
Боги изображались в виде животных или людей с головами животных. Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным.
Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности.
- Какое явление природы получило отражение в этом мифе?
Осирис и Исида – смена времен года.
Весной у нас расцветает вся природа. А в Египте май и июнь – худшее время года. 50 дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи, воспаляются глаза у людей и животных. От жары все гибнет. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, в чем причины этого ежегодного повторяющегося явления природы, египтяне придумали сказание.
Миф об Осирисе и Исиде
Некогда царем в Египте был бог Осирис. Большие темные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама земля на берегах Нила. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб.
Младший брат Осириса – Сет был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка.
Сет завидовал Осирису и ненавидел его.
Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. «Кому этот драгоценный гроб придется впору, - сказал Сет, - тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Настала очередь Осириса. Едва он лег на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.
Горько плакала верная жена Осириса – богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила.
Нянчила там маленького сына – бога Гора.
Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть Отца. Гор вступил с ним в единоборстве и в жестокой схватке одолел противника.
Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса.
Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Стал он царем м судьей в «стране мертвых», а Гор – покровителем земных фараонов. Исида же стала защитницей всех жен и матерей.
Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зеленый цвет? Почему они часто изображали Осириса сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей фигуру?
Вывод: В мифе говорится о том, как Осирис научил людей земледелию, разведению винограда, ремеслам.
Коварство Сета, его стремление занять престол говорит о борьбе за власть, междоусобных войнах между правителями государств.
В этом мифе отражены представления людей о загробной жизни. В качестве подарка Осирису был преподнесен гроб. Трудно представить нашу реакцию в подобном случае. Для древних египтян же такой подарок считался самым лучшим, т. к. к загробной жизни люди готовились еще при жизни.
В мифе отражена вера в справедливость: сын Осириса бог Гор одержал победу над злым и коварным богом Сетом (бог песчаных бурь, войны, зла и коварства).
4. Рассказ учителя.
В храмах, посвященных богам, устраивались богослужения в их честь. Правители щедро одаривали храмы, особенно после успешных завоевательных походов. Жрецам полагалась определенная часть военной добычи. Главной задачей жрецов являлось исполнение ритуалов. Так, во время церемоний они пели различные гимны, читали молитвы и заклинания, а во время заупокойных служб – отрывки из так называемой «Книги Мертвых».
Тело умершего бальзамировали – натирали специальными мазями. Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики – саркофаги. Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга. Верхним саркофагам придавались черты умершего. Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов), или пещере (для вельмож). Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет. Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире. Чтобы гробницу не обокрали - вход в нее замуровывали, а внутри строили ловушки.
Решение задачи.
«Царство мертвых»
«Осирис вершит суд в царстве мертвых. А суд Осириса справедлив. Так же справедлив суд фараона».
Что же нам рассказывают египтяне о «царстве мертвых»?
Задание. Прочитайте п. 4 и рассмотрите рисунок. Кто же по верованию египтян мог попасть в «царство мертвых»? Почему все стремились попасть в эту страну?
Задание. Найдите в п.5 о чем просили египтяне фкараона.
- Египтяне обожествляли фараона. Они верили, что он не просто человек, а земной бог, и называли его сыном Солнца. Бог солнца – царь среди богов, а его сын, фараон, царь среди людей.
Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.
- О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существуют между религией и государственной властью? (Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра. Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, фараон (его сын) – царь среди людей. Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.)
Работа с историческим источником
Не только богам поклонялись в Египте. Кому же ещё? Это вы узнаете, ознакомившись с историческим документом.
Раздать карточки с текстом
Геродот «История»
(культ животных)
66. …Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околеет собака, то все стригут себе волосы на теле и голове.
67. …Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там, в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах…
69. …Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священными. В уши крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу, а пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными, и даже употребляют их в пищу…
Задание. Итак, кому поклонялись в Египте кроме богов?
Культ каких животных существовал?
Какие факты говорят о том, что эти животные действительно были священными?
6. Рассказ учителя (если хватает времени)
Жреческое сословие в Египте всегда находилось в тесном единении с государством. Жрецы составляли отдельную, относительно замкнутую корпорацию, вся их жизнь была подчинена, даже в мелочах, нормам старинного устава. Этим уставом жрецам разрешалось носить только полотняную одежду и лишь плетеную обувь – сандалии. В остальном же одежда жрецов была различна и зависела от положения, занимаемого каждым отдельным лицом в жреческой иерархии. Роскошь, которая начала распространяться в Египте, коснулась и этого сословия.
Жрецы могли надевать шкуры не всех животных, этот элемент одежды был также регламентирован, так шкуру леопарда, наброшенную на правое плечо, носили жрецы Анубиса. Помимо шкуры леопарда жрецам было позволено носить шкуры тигров и пантер, которые изначально считались необходимой принадлежностью одежды высших сословий, и до окончательного падения древнеегипетского государства служили знаками отличия высших жреческих должностей как одеяние, освященное древностью.
Вообще в Древнем Египте шкура животного являлась важнейшим символом внешнего превращения, с помощью которого человек хотел указать, а затем и получить, в конечном счете, изменение внутреннее. Шкура же при этом – символ переходной стадии.
Жрецы составляли определенный коллектив, который традиционно принято называть клиром, главной целью которого было "обслуживание" того или иного божества.
V. Закрепление изученного на уроке.
Беседа по вопросам.
- Дайте определение понятию «религия».
- Какие религиозные верования существовали у древних египтян?
- Какая связь существует между религией и государственной властью? (Религия–опора государственной властью).
-Каких богов и почему особенно почитали древние египтяне?
-Особую любовь и почтение древние египтяне испытывали к кошкам. Как вы думаете, почему кошка была в Египте священным животным?
-Как в верованиях египтян объяснялись важнейшие явления природы?
- Представьте себе, что вы попали в Древний Египет. По дороге навстречу вам идут несколько человек. По каким внешним признакам вы могли бы узнать в одном из них жреца?
VI. Рефлексия. Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке.
«Что нового я узнал на уроке?»,
«Что очень заинтересовало и хотелось бы изучить подробнее?»,
«Что осталось непонятным?»,
«Какой пункт или элемент рассказа показался лишним (неинтересным)?»,
«Какой раздел темы хотелось бы разработать как исследовательский проект?».
VII. Итог урока.
Домашнее задание:
Прочитать §10 учебника.
Подготовить ответ на вопрос «Какие боги и религиозные верования существовали у древних египтян?».
Геродот «История»
(культ животных)
66. …Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околеет собака, то все стригут себе волосы на теле и голове.
67. …Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там, в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах…
69. …Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священными. В уши крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу, а пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными, и даже употребляют их в пищу…
Геродот «История»
(культ животных)
66. …Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околеет собака, то все стригут себе волосы на теле и голове.
67. …Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там, в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах…
69. …Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священными. В уши крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу, а пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными, и даже употребляют их в пищу…
Геродот «История»
(культ животных)
66. …Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околеет собака, то все стригут себе волосы на теле и голове.
67. …Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там, в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах…
69. …Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священными. В уши крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу, а пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными, и даже употребляют их в пищу…
Геродот «История»
(культ животных)
66. …Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околеет собака, то все стригут себе волосы на теле и голове.
67. …Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там, в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах…
69. …Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священными. В уши крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу, а пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными, и даже употребляют их в пищу…
Геродот «История»
(культ животных)
66. …Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околеет собака, то все стригут себе волосы на теле и голове.
67. …Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там, в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах…
69. …Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священными. В уши крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу, а пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными, и даже употребляют их в пищу…
Карточка №1
Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?».
Для этого вспомни:
Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?
Как было вооружено войско фараона?
Как выглядели боевые колесницы?
Что привозили из походов их участники?
Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов?
Сделай вывод.
Карточка №2
2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы
для письма.
3. Фараон
3. …
4. …
4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.
5. …
5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,
дерева, металла.
6. …
6. Специалист по строительству зданий.
7. Религия
7. …
8. …
8. Сбор в пользу государства.
Карточка №2
2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы
для письма.
3. Фараон
3. …
4. …
4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.
5. …
5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,
дерева, металла.
6. …
6. Специалист по строительству зданий.
7. Религия
7. …
8. …
8. Сбор в пользу государства.
Карточка №2
2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы
для письма.
3. Фараон
3. …
4. …
4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.
5. …
5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,
дерева, металла.
6. …
6. Специалист по строительству зданий.
7. Религия
7. …
8. …
8. Сбор в пользу государства.
Карточка №2
2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы
для письма.
3. Фараон
3. …
4. …
4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.
5. …
5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,
дерева, металла.
6. …
6. Специалист по строительству зданий.
7. Религия
7. …
8. …
8. Сбор в пользу государства.
Карточка №2
2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы
для письма.
3. Фараон
3. …
4. …
4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.
5. …
5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,
дерева, металла.
6. …
6. Специалист по строительству зданий.
7. Религия
7. …
8. …
8. Сбор в пользу государства.
Карточка №2
2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы
для письма.
3. Фараон
3. …
4. …
4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.
5. …
5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,
дерева, металла.
6. …
6. Специалист по строительству зданий.
7. Религия
7. …
8. …
8. Сбор в пользу государства.
Карточка №2
2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы
для письма.
3. Фараон
3. …
4. …
4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.
5. …
5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,
дерева, металла.
6. …
6. Специалист по строительству зданий.
7. Религия
7. …
8. …
8. Сбор в пользу государства.
Карточка №3
Вставьте пропущенные слова.
Египет – так называется страна, которая располагалась… ………………………
Какие два моря омывают Египетское государство?............................
Первой столицей Египта был город… ……..
Царей древнего Египта называли…………..
Когда образовалось единое государство? ……….
Самые крупные завоевания совершил фараон… …………..около………….лет до н.э.
Войсками фараонов были завоеваны в Африке……… богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… …………..полуостров и страны ……………………………………
У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… ………….Так называется сплав… …………….
Карточка №3
Вставьте пропущенные слова.
Египет – так называется страна, которая располагалась… (С – В Африке)
Какие два моря омывают Египетское государство? (Средиземное и Красное моря)
Первой столицей Египта был город…(Мемфис)
Царей древнего Египта называли… (Фараон)
Когда образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н.э.)
Самые крупные завоевания совершил фараон… (Тутмос ІІІ) около…(1,5 тыс.) лет до н.э.
Войсками фараонов были завоеваны в Африке… (Нубия) богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… (Синайский) полуостров и страны (Палестина, Сирия, Финикия)
У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… (бронзы). Так называется сплав… (меди + олова).
Карточка №4
Составьте и запишите предложения со следующим набором слов:
Египет – так называется страна, которая располагалась… ………………………
Какие два моря омывают Египетское государство?............................
Первой столицей Египта был город… ……..
Царей древнего Египта называли…………..
Когда образовалось единое государство? ……….
Самые крупные завоевания совершил фараон… …………..около………….лет до н.э.
Войсками фараонов были завоеваны в Африке……… богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… …………..полуостров и страны ……………………………………
У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… ………….Так называется сплав… …………….
Карточка №3
Вставьте пропущенные слова.
Египет – так называется страна, которая располагалась… ………………………
Какие два моря омывают Египетское государство?............................
Первой столицей Египта был город… ……..
Царей древнего Египта называли…………..
Когда образовалось единое государство? ……….
Самые крупные завоевания совершил фараон… …………..около………….лет до н.э.
Войсками фараонов были завоеваны в Африке……… богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… …………..полуостров и страны ……………………………………
У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… ………….Так называется сплав… …………….
Карточка №3
Вставьте пропущенные слова.
Египет – так называется страна, которая располагалась… ………………………
Какие два моря омывают Египетское государство?............................
Первой столицей Египта был город… ……..
Царей древнего Египта называли…………..
Когда образовалось единое государство? ……….
Самые крупные завоевания совершил фараон… …………..около………….лет до н.э.
Войсками фараонов были завоеваны в Африке……… богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… …………..полуостров и страны ……………………………………
У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… ………….Так называется сплав… …………….
infourok.ru
Урок «Открытие Древнего Египта»
Учитель истории: Градовская Е. Е.
Пояснительная записка
Урок « Открытие Древнего Египта» открывает цикл уроков по разделу « Древний Восток» и включает в себя изучение нового материала, закрепление понятия цивилизация.
Форма урока была выбрана в виде урока-путешествия с использованием таких приемов, как беседа, сообщения, работа с учебником, использование фрагментов видеофильма. Обоснованность выбора формы урока отвечает его целям и задачам.
В начале урока учитель проводит опрос домашнего задания, тем самым подводит учащихся к изучению нового материала. Здесь применяется форма организации познавательной деятельности учащихся путем работы с доской и карточками, и используются методы и приемы: опрос и самопроверка.
В ходе урока учащиеся слушают рассказ учителя об открытии Древнего Египта, о важных археологических открытиях, рассказ сопровождается показом видеофильма, работой с картой и иллюстрациями в учебнике, беседой, и сообщением ученика-девятиклассника, который выполняет роль гида по Древнему Египту. Полученные знания учащиеся закрепляют путем тестирования, и устных ответов. Используются на уроке такие методы и формы контроля, как опрос, домашнее задание, самопроверка, рефлексия.
Прогнозируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- значение археологии для изучения истории Древнего Египта;
- важные археологические открытия в изучении истории Древнего Египта;
- исторические письменные источники о Древнем Египте.
Тема урока: Путешествие по Древнему Египту.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: создать условия для изучения истории Древнего Египта через использование информационно-коммуникативных технологий.
Задачи урока:
Создать условия для познавательного интереса учащихся к изучению истории Древнего Египта;
Формировать представления о Египте, как о стране с древней историей, создать неповторимый образ изучаемой страны;
Формировать представления о значении археологии в изучении истории Древнего Египта;
Материально-техническая база и оснащение:
DVD -проигрыватель, учебник «История Древнего мира», 5 класс, авторы А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. Карта «Древний Восток».
Дидактическое обеспечение: видеофильм-мультверсия, Всемирная история «Древний Египет», студия Берг Саунд. Заготовленные листки «папируса», на которых в течение урока учащиеся будут отмечать свои правильные ответы «иероглифами».
Форма проведения урока: урок-путешествие.
Эпиграф урока: А в немой дали застыли
Пирамиды фараонов,
Саркофаги древней были,
Величавые, как вечность,
Молчаливые, как смерть.
М. Эмилеску.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный
момент. Приветствие
учащихся, проверка
готовности к уроку.
Учитель приветствует учеников,
проверяет готовность к уроку.
Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою
готовность к уроку.
2. Сообщение темы, плана урока.
На доске записана тема - «Древний Египет».
-Сегодня на уроке мы с вами вспомним, что такое цивилизация, какие признаки говорят о возникновении цивилизации, начнем знакомство с одной из первых цивилизаций – Древним Египтом, и узнаем об археологических открытиях, связанных с историей Древнего Египта.
Учащиеся слушают учителя и записывают тему урока в тетради.
3. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит опрос домашнего задания по вопросам учебника. Вопросы даны на доске. Учитель объясняет, что после ответа ученик подходит к доске и пишет правильный ответ.
Устный исторический диктант по теме «Счет лет в истории».
Вопрос: - Что такое цивилизация?
Вопрос: - Назовите признаки цивилизации?
Учащиеся отвечают на вопросы, и правильность своего ответа оценивают на импровизированных «папирусах»
Ответ: - Цивилизация – это общество, достигшее высокого уровня развития.
4. Сообщение нового материала.
На доске: «Государство на берегах Нила».
Учитель: - Одним из первых древних государств был Древний Египет, про который можно сказать так
А в немой дали застыли
Пирамиды фараонов,
Саркофаги древней были,
Величавые, как вечность,
Молчаливые, как смерть.
М. Эмилеску.
Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие в эту загадочную страну. А поможет нам в этом наш гид(роль гида выполняет подготовленный ученик девятиклассник).
Работа с картой в учебнике (с.33).
- Перед вами карта Древнего Египта. Какая река протекает по территории страны? В каком направлении она течёт? В какое море она впадает? Почему карта окрашена в красный и зеленый цвет?
Рассказ учителя (сопровождается показом фрагментов мультфильма):
- На северо-востоке Африки несёт свои воды к Средиземному морю величественный Нил. На берегах Нила египтяне создали свою неповторимую, загадочную цивилизацию.
Сообщение старшеклассника – гида о разливах Нила и постройках пирамид.
- Египтяне давно привыкли к своим пирамидам, а европейцам предстояло с ними ещё познакомиться. Первым путешественником, который записал свои впечатления о пирамидах, был греческий историк Геродот. Он буквально обошёл весь Египет. Египет потряс Геродота своими возделанными полями, каналами, обилием животных и рыб.
Но более всего древняя страна поразила великого грека своими постройками: храмами, статуями, монументами и, конечно же, пирамидами. Геродот был первым иностранцем, оставившим подробные сведения о Египте
Просмотр фрагмента фильма о постройках пирамид с комментарием учителя.
По ходу изучения материала, в тетрадях записываются новые слова папирус, дельта, оазис, пирамиды, фараон, сфинкс, пороги, ил.
Учащиеся работают с картой «Древний Восток» и с картой в учебнике, отвечают на вопросы учителя.
5. Физминутка.
Учитель проводит физкультурную минутку.
Учащиеся выполняют физминутку.
6. Новый материал. ( Продолжение)
Учитель обращается к учащимся:
- Что вам известно о пирамидах? На экране вы видите изображение пирамиды и её внутреннее устройство.
- Пирамиды предназначались для захоронения фараонов - царей Древнего царства. Со временем гробницы стали устраивать в тайных местах, скрывать. Как вы думаете, почему?
- Но таких захоронений, нетронутых «черными археологами», к 20 веку практически не осталось.
Сообщение гида: 26 ноября 1922 года после шести лет безрезультатных поисков английский археолог Говард Картер и лорд Карнарвон нашли гробницу фараона Тутанхамона. Тутанхамону было всего 18 лет, когда он умер, но он стал одним из самых известных правителей Древнего Египта, благодаря тому, что его гробница оказалась единственной, дошедшей до наших дней целости и сохранности. В ней было обнаружено огромное количество вещей царского обихода, великолепные росписи на стенах и саркофаг с мумией фараона.
- Почему в гробницах вместе с телом умершего укладывали вещи, посуду с едой, иногда приносили в жертву рабов?
–Эта золотая маска Ту-танхамона являет собой пример высокого ювелирного искусства. Она сделана из чистого золота, украшена драгоценными камнями, в руках вы видите знаки царской власти. Современные компьютерные технологии позволяют по сохранившимся останкам мумии воссоздать внешний облик фараона. Так выглядел Тутанхамон.
Учитель: работа с учебником.
Вопросы для беседы:
- На что вы обратили внимание, рассматривая иллюстрации и смотря фильм?
- Что необычного вам в них показалось?
- Чем они вас удивили?
- Вещи, найденные в гробнице фараона, рисунки на вещах и на стенах гробницы – что они могут рассказать о жизни египтянина в древности?
- В гробнице находились настоящая царская колесница, модели ладей с полным оснащением, и мы теперь знаем, как передвигались египтяне по суше и по воде. Так выглядели ладьи древних египтян.
- Множество найденных в гробнице царя Тутанхамона вещей находятся в Каирском музее Египта.
Много еще тайн и загадок хранит в себе египетская земля. До сих пор есть работа для археологов, историков, а простые люди, затаив дыхание, снова и снова восхищаются загадочным и неповторимым Египтом.
Учащиеся рассказывают, что они знают, говорят о назначении пирамид.
Ответы учащихся:
- Чтобы до них не добрались расхитители, ведь в гробницах было много ценных вещей.
Учащиеся вспоминают, что древние считали, что все эти предметы и рабы понадобятся умершему в загробном мире.
Учащиеся рассматривают фотографии на экране и обращают внимание на внешнее сходство маски и компьютерного изображения лица фараона.
Учащиеся рассматривают иллюстрации в учебнике, и отвечают на вопросы учителя.
- Предметы, изображенные на иллюстрациях, могут рассказать о том, какую посуду делали египтяне, какую мебель изготавливали и как её украшали, какие украшения носили, по рисункам на стенах и вещах хорошо видно, как они одевались, какие носили прически, чем занимались, как себе представляли своих богов и загробный мир.
7. Закрепление изученного материала.
Загадываются загадки по изучаемому материалу.
Работа по карте «Древний Восток».
Закрепление знания новых слов.
Учащиеся по ходу закрепления за каждый правильный ответ рисуют себе на листах «папируса» иероглиф правильного ответа «круг».
8. Постановка домашнего задания.
Предлагается в разных формах: читать в параграфе раздел «Объединение Египта», творческий (по желанию):
- Представьте, что вы археолог и участвовали в раскопках гробницы фараона. Нарисуйте вещь, которую
вы «нашли» и придумайте её «историю». Или составить кроссворд, используя новые слова.
Учащиеся записывают домашнее задание.
9. Подведение итогов.
Учитель подводит итог урока, проводит рефлексию, где учащиеся показывают «папирусы» с результатами опроса домашнего задания, усвоения новых знаний, оценивают ответы отвечавших, и отношение к фильму и работу гида. Выставляются оценки.
Литература и пособия:
А,А,Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая История Древнего мира. Учебник для 5 класса. М.: Просвещение , 2009 г.
История Древнего мира. Методическое пособие для учебника. 5 класс. М.: Просвещение ,2009 г.
Школьная энциклопедия «Руссика». История Древнего мира. М.: ОЛМА-ПРЕСС. Образование, 2003 г.
mognovse.ru
Конспект урока "Религия древних египтян"
Урок 13. Религия древних египтян.
Тема – Древний Египет.
Тип урока – урок усвоения знаний, навыков и умений.
Планируемые результаты.
Предметные: способность применять понятийный аппарат, приемы исторического анализа, изучать и систематизировать информацию из различных источников.
Метапредметные: способность представлять результаты своей деятельности в разных формах, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать свою точку зрения.
Личностные: осознанное и уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религиозным представлениям, готовность вести диалог и достигать взаимопонимания.
Образовательные ресурсы:
Организационный этап. Приветствие учителя, проверка готовности обучающихся к уроку.
Ребята приветствуют учителя. Проверяют рабочее место.
Актуализация знаний по теме «Военные походы фараонов»
Используя карту, расскажите о военных походах фараона.
Инд. задание. Карточка (первый уровень).
- Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом и левом столбиках пропущенные строки.
1. Дельта 1. ...
2. ... 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма.
3. Фараон 3. ...
4. ... 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.
5. ... 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла.
6. ... 6. Специалист по строительству зданий.
7. Религия 7. ...
8. ... 8. Сбор в пользу государства.
Ответы: 1 - место, где река делилась на несколько рукавов; 2 - папирус; 3 - повелитель всего Египта; 4 - крестьянин; 5 - ремесленник; 6 - архитектор; 7 - вера в сверхъестественные существа; 8 - налог.
III. Постановка учебной задачи.
- В ходе военных походов фараона он и его ближайшее окружение обогащались. Чем более высокое положение занимали вельможи, чем богаче они были, тем богаче были их захоронения. В усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. Тело умершего бальзамировали – натирали специальными мазями. Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики – саркофаги. Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга. Верхним саркофагам придавались черты умершего. Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов), или пещере (для вельмож). Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет.
О чем свидетельствуют такие погребения?
(Древние египтяне верили в существование загробного мира, а значит, у них были религиозные верования)
- Что такое религия? (Вера в сверхъестественных существ)
- Почему возникают религиозные верования? (Не имея научных объяснений происходящим в природе явлениям, люди верили в сверхъестественные силы, способные вызвать эти явления).
- Сегодня мы отправляемся в Египет, в гости к египетским жрецам – служителям богов. Что мы должны у них узнать? (Какие были боги, как они выглядели, что олицетворяли)
Усвоение новых знаний и способов действий.
Рассказ учителя «Боги и жрецы» в рамках учебника (стр. 51-52)
- Почему жрецы Древнего Египта были богаты и могущественны?
Рассказ подготовленных учащихся о египетских богах от имени жрецов.
Класс заполняет таблицу «Боги Древнего Египта»
Имя бога
Облик
Какие явления природы олицетворяли
Чтение мифа об Осирисе и Исиде, суд Осириса.
- Какие явления природы объяснены в данном мифе? (Смена времен года, разлив Нила)
- В чем клялся умерший на суде Осириса?
- Какие качества человека ценились в Египте?
Учащиеся продолжают заполнение таблицы.
- Почему в облике многих богов сочетались черты человека и животного?
(Боги изображались в виде животных или людей с головами животных. Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным. Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности.)
Решение задачи.
- Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию. О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существуют между религией и государственной властью? (Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра. Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, фараон (его сын) – царь среди людей. Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.)
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. С какими богами древнего Египта мы познакомились?
2. Какой бог стал главным богом египтян? ( Бог солнца – Ра, Амон или Амон-Ра)
3. - Какая связь существует между религией и государственной властью? (Религия–опора государственной власти).
4. Назовите какие из этих черт являются общими для религиозных верований египтян и первобытных людей? (Вера в духов, вера в волшебную силу неодушевленных предметов, принесение в жертву богам людей, обожествление явлений природы, вера в загробную жизнь, строительство жилья для богов, наличие священных животных)
VI. Инструктаж о домашнем задании.
На выбор.
Составить коллаж на тему «Религия Древних Египтян»
Подготовить пересказ мифа об Осирисе от лица Исиды.
Составить кроссворд по параграфу 10.
Приложение.
Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом и левом столбиках пропущенные строки.
1. Дельта 1. ...
2. ... 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма.
3. Фараон 3. ...
4. ... 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.
5. ... 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла.
6. ... 6. Специалист по строительству зданий.
7. Религия 7. ...
8. ... 8. Сбор в пользу государства.
Амон - главный бог города Фив, с возвышением которых стал верховным божеством, покровителем царской власти и военных походов. Был также отождествлен с богом солнца Ра, после чего получил имя Амон-Ра. Изображался в высоком венце из двух перьев, иногда с головой барана.Культ: ФивыЖивотные: гусь, баран, змей
Нут - богиня неба. Дети Нут - звезды, движением которых она управляет, и солнце - Ра. Нут ежедневно проглатывает их, а затем рождает снова (так происходит смена дня и ночи). Изображение Нут, как бы смотрящей на мумию, нередко помещалось на внутренней стороне крышки саркофага.
Геб - бог земли, сын Шу и Тефнут, муж Нут и отец Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. В текстах пирамид ему приписывается также покровительство умершим. Изображался в виде старца с бородой и царскими украшениями или распростертым во всю длину, с опирающейся на него Нут
Тот - бог мудрости и луны. Постоянный спутник и советник верховного бога Ра, создатель письменности и календаря. Изображался в облике человека с головой ибиса, часто с папирусом и письменным прибором. Священные животные - ибис и павиан.
Бастет – богиня любви и веселья, а также материнского начала. Дочь бога солнца Ра, исцеляла болезни и взращивала злаки.Культ: БубастисЖивотное: кошка
Осирис - бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии.
Сет - бог «чужих стран» (пустыни), олицетворение злого начала, убийца Осириса. Священными животными Сета были свинья, антилопа, окапи (жираф) и др., главным был осел. Сет в пластике и рисунках изображался человеком с тонким длинным туловищем и головой осла.
Маат – общеегипетская богиня истины и справедливости — олицетворяла мировую гармонию и верховный порядок, поддерживаемый фараоном.Символ: перо
Анубис (Инпу) - бог-покровитель мертвых, а также некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования. При жизни он призван вести души сквозь тьму невежества, а после смерти был проводником души в Дуат небесный. Изображался в виде шакала или человека с головой шакала. Помогал Исиде собирать части тела Осириса, после того, как Сет разбросал их по всему Египту.
Исида - супруга и сестра Осириса, мать Гора, олицетворение супружеской верности и материнства; богиня плодородия, воды и ветра, волшебства, мореплавания, охранительница умерших. Изображалась женщиной с головой или рогами коровы.