Доклад древний восток. Реферат: План страны Древнего Востока. Источники изучения культур Древнего Востока
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Доклад на тему Цивилизации Древнего Востока. Доклад древний восток


Доклад - Урока по теме: «Древний Восток»

Разработка повторительно-обобщающего урока по теме:

«Древний Восток»

«Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения».

«Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию».

Конфуций

Цели урока:

Систематизация знаний по теме «Древний Восток»

Формирование умений повторять значительный теоретический материал, применять знания в новой ситуации, выделять главное, обобщать, устанавливать логическую связь, оценивать свои возможности, развитие психических процессов.

На примере истории и культуры стран Древнего Востока воспитывать в детях чувство прекрасного, уважения к вкладу каждого народа в мировую историю, прививать им нормы морали (на экране слайд №1).

Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

Сегодня нам предстоит повторить весь материал по теме «Древний Восток». В течение всего урока нас будут сопровождать поучительные изречения и советы китайского мудреца Конфуция (свитки находятся на некоторых партах). И начнем мы – тоже с его афоризмов. Прочитайте эпиграф урока, ответьте, что важное вам напоминает Конфуций (самостоятельная мотивировка на урок ).

Усвоив содержание темы «Древний Восток», вы многое уже будете знать, и понимать при изучении последующих тем. В ходе урока вы будете отмечать количество правильных ответов своего соседа по парте в регистрационных карточках, лежащих у вас на столе.

Что же мы сегодня повторяем? (на экране слайд №2)

Основные вопросы урока (слайд №2)

Географическое положение стран Древнего Востока

Культурные достижения стран Древнего Востока

Религия стран Древнего Востока

Особенности хозяйственной деятельности стран Древнего Востока

Исторические деятели стран Древнего Востока

Крылатые выражения, мудрость стран Древнего Востока

«Лишь та ошибка, что не исправляется».

Конфуций.

Разминка для концентрации внимания (слайд №3).

Ищем грамматические ошибки в терминологии по изучаемой теме.

Примени знания и проверь свое внимание!

Оазес

Папирас

Глинопись

Сатрапеи

Иероглефы

Мумея

Диржава

Заповиди

Зикурата

Калонии

Саркафаг

Талеон

Делта

Свинкс

Хамурапи

Фораон

Дополнительные задания для тренировки переключения внимания, применения знаний в новой ситуации, их систематизации:

Кто не помнит значение какого-нибудь термина? (разбор определения, если таковые имеются)

Терминов, из какой страны нет в перечне?

Какие термины были вам даны дополнительно, выходя за рамки учебника?

Терминов, какой страны больше всего?

Логическая задача: финикийские ученики, в отличие от египтян, уже после короткого обучения могли что-нибудь написать. Но все же их записи, попавшие в чужие руки не были полностью понятны. Почему?

Что еще кроме внимания мы тренируем, выполняя данное задание?

«Вести сражаться необученных людей - значит их бросать».

Конфуций.

Учитель вас не бросит, поэтому продолжаем обучение далее (слайд №4).

У вас на столе есть задание в виде таблицы, которую в течение 2-х минут необходимо проверить и отметить « + » или « - » соответственно верные и неверные географические ориентиры месторасположения стран Древнего Востока. Работаем в парах. Один человек у доски. Проверка ведется варианта на доске и индивидуально у себя. Правильные ориентиры подбираются к каждой стране фронтально.

^ Позови на помощь истории географию!

Страна

Реки

Моря, океаны,

Полуострова, равнины, горы

Часть света, материк

Индия

Средиземное море

Великая Китайская равнина

Южная Азия

Китай

Тигр, Евфрат.

Полуостров Индостан

Южная Азия

Египет

Нил

Желтое море

Ассирия

Верхнее течение р. Тигр

Западная Азия

Финикия

Персидский залив

Западная Азия

Двуречье

Инд, Ганг

Горы Гималаи

Персия

Индийский океан

Палестина

Иордан

Восточное побережье Средиземного моря

Северо-восток Африки

^ Дополнительные задания для тренировки переключения внимания, применения знаний в новой ситуации, их систематизации:

Укажите земледельческие страны.

Назовите страны, где было развито скотоводство.

Назовите страны, отличающиеся каким-нибудь особым видом хозяйственной деятельности.

Какие из перечисленных государств стали державами?

Назовите последовательность нашего изучения перечисленных государств.

Логическая задача: для строительства в Сузах все покоренные персами станы должны были направить ремесленников и поставлять строительные материалы. Предположите, что вывозили из Египта, Финикии, Вавилонии, Аравийского полуострова? Откуда те, кто делал глиняные кирпичи, золотые украшения, обтесывал камни?

^ Логическая задача: При Хаммурапи в Двуречье богатые люди, наряду с другим имуществом, указывали в завещании дверь, табурет, кровать. Почему, наряду с драгоценностями потомкам завещали такие странные предметы?

Игра.

Итак, каждая страна у нас с чем – нибудь ассоциируется. Играем в ассоциации.

На столе у учителя 12 предметов (можно добавить лишние), имеющих отношение к истории какой – нибудь древневосточной страны. Ученики первых парт должны подойти, взять любой предмет, назвать страну (повторения быть не должно, если будет, то страна – у того, кто первым ее назвал). Далее идет ученик со второй парты. Он должен найти предмет, имеющий отношение к этой же стране и так далее. Побеждает ряд, который первым и верно выбрал все предметы.

Предметы:

Стеклянный бокал (Финикия)

Спички (Китай)

Пачка чая (Индия)

Компас (Китай)

Шелк (Китай)

Бумага (Китай)

Шахматы (Индия)

Алфавит (Финикия)

Красная ткань (Финикия)

Пирамида (Египет)

Папирус (Египет)

Корабль (Финикия)

Сахар (Индия)

Вата, хлопок (Индия).

«Не печалься, что люди тебя не знают, а печалься, что ты не знаешь людей».

Конфуций.

На глиняных табличках Двуречья найдены пословицы. Какие пословицы в нашем языке аналогичны им по содержанию?

«Хорошо одетому всегда рады» («Встречают по одежке, провожают по уму»)

«Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку» («Делить шкуру неубитого медведя»)

«Увернулся от дикого быка – натолкнулся на дикую корову» («Из огня да в полымя»)

Внимание на экран.

Все обобщи, в 1,2 – исключи, в 3,4 – по порядку расположи! (слайд №5)

Библ, Тир, Сидон, Мемфис

Ашока, Конфуций, Цинь Шихуан

Брахманы, шудры, кшатрии, вайшьи.

Вельможи, фараон, писцы, рабы,

земледельцы.

«Когда ты ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа;

Когда ты ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь».

Конфуций.

Определи источник текста (слайд №6).

Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.

Почитай отца и мать свою.

Когда разговариваешь, не будь торопливым. Нужно быть почтительным, обходительным, правдивым, сметливым и добрым.

«Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой».

Если человек выколол глаза сыну человека, то должны ему выколоть глаза.

Я не чинил зла людям. Я не наносил ущерба скоту. Я не творил дурного…

Дополнительные задания для тренировки переключения и концентрации внимания и развития логического мышления:

По вашему мнению, что объединяет данные тексты?

Какие крылатые выражения вы помните, кроме «соломонова решения»?

«Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим».

Конфуций.

Давайте подведем итоги проделанной работе. Вашему вниманию представлена оценочная таблица, первую часть которой вы начали заполнять дома. А теперь заполните ее с точки зрения проведенного урока.

^ Подумай об уроке и заполни итоговую таблицу (слайд №7).

Знаю

Хочу узнать

Узнал

^ Предполагал до урока

Пожелаю на будущее

Сегодня мне удалось

Комментарии учителя к ответам и работе на уроке, оценки.

Для визуальной аналитической мотивации: путем поднятия рук, ответить на вопросы:

Кто сегодня доволен собой на уроке?

Кто считает, что мог бы работать лучше?

Кто стал больше знать, чем в начале урока?

Кто устал?

Кто расстроен?

Кому было тяжело?

Кому было не трудно?

Нужно ли проводить подобные уроки?

Домашнее задание.

Напишите в своей рабочей тетради ответ на вопрос:

Как, по – вашему, что лично вы и люди вообще должны знать по истории Древнего Востока? Почему?

Сочините синквейны о странах Древнего Востока.

«3» - 3 страны

«4» - 4 страны

«5» - 5 стран

«В кругу семьи почитай родителей, вне семьи – почитай старших».

Конфуций.

По итогам изучения темы дети сдают творческое портфолио, состоящее из таких заданий, как:

Рисунки по странам

Кроссворд по Западной Азии

Схема изобретений по Индии и Китаю

Сочинение путешественника по Древнему Востоку

Синквейны

Оценочные, рейтинговые листы, заполняемые учителем в ходе изучения темы.

Аспектный анализ урока.

( аспект: Реализация принципов развивающего обучения по системе Л.В. Занкова. )

Цели урока:

Систематизация знаний по теме «Древний Восток»

Формирование и развитие умений: повторять значительный теоретический материал, применять знания в новой ситуации, выделять главное, обобщать, устанавливать логическую связь, оценивать свои возможности.

На примере истории и культуры стран Древнего Востока воспитывать в детях чувство прекрасного, уважения к вкладу каждого народа в мировую историю, прививать им нормы морали.

1. Обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением уровня трудности).

Трудность обеспечивалась через:

Отбор содержания

Вариативность мыслительных операций с одним типом заданий

Понятийный аппарат, выходящий за пределы содержания учебника

Изменение ситуаций, где необходимо применить знания

Самостоятельность умозаключений и оценки собственных знаний

Нестандартное домашнее задание (неоднозначность ответа, многообразие точек зрения)

^ 2.Ведущая роль теоретических знаний.

Принцип реализовывался через:

Закрепление понятийного аппарата

Развитие логического мышления посредством таких мыслительных операций, как классификация, выделение существенных признаков, обобщение, выстраивание категориальности (касты, иерархия), выведение закономерностей.

Характеристику всех сфер жизнедеятельности.

Межпредметные связи с русским языком, литературой, географией.

^ 3. Изучение программного материала быстрыми темпами.

Интенсивность и быстрота обеспечивались через:

Объемность, сложность заданий и скорость их выполнения.

Творческое портфолио (опережающее задание)

Информационную и развивающую емкость заданий

Возможность получить автоматический зачет.

Обобщение материала по двум учебным пособиям (Годера и Саплиной).

^ 4. Осознание школьниками процесса учения.

Вариативная, разноплановая по степени сложности, работа с заданиями.

Определение степени знаний каждого после выполнения задания.

Устные и письменные методы работы с заданиями.

Субъективное мнение на последние вопросы.

Аналитическая мотивация дома и в классе.

Выполнение домашнего задания.

Сочетание индивидуальной, парной и групповой форм работы.

Индуктивный и дедуктивный подходы.

^ 5. Общее развитие всех учащихся, в том числе наиболее сильных и наиболее слабых.

Усиление заданий и вопросов по степени сложности.

Портфолио по итогам изучения темы (индивидуально определяемое по своим возможностям).

Вариативность заданий на дом.

Самооценивание.

Учет всех видов модальностей: аудиалов, кинестетиков, визуалов.

Сообщение – плакат (схема по религии), подготовленное группой сильных учащихся, а слабыми и средними учениками давались пояснения.

Цели урока достигнуты, учет всех принципов системы позволил обеспечить хорошую активность учащихся.

Анализ урока.

(с точки зрения соответствия структуре урока обобщающего повторения).

^ 1. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности (цели поставлены, применены афоризмы, предлагается вариативность выполнения заданий с точки зрения оценки своих возможностей).

^ 2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний (исправление ошибок в терминах, таблице, ответах).

3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений (установка источника информации, исключение лишнего, обобщение, ассоциации с крылатыми выражениями, решение логических задач).

^ 4. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий (классификация понятий по нескольким основаниям, сравнение, решение логических задач – применение знаний в новой ситуации, на практике и т. д.)

5. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний (религиозные верования Древнего Востока, выстраивание ассоциативного ряда для каждой страны, особенности жизни государств – через законы, связь географического положения страны и занятий людей).

6. Подведение итогов (через аналитическую мотивацию, оценку правильности выполнения заданий, портфолио, индивидуальная оценка учащихся).

www.ronl.ru

Доклад - Цивилизации Древнего Востока

Цивилизации Древнего Востока.

Предпосылки возникновения древнейших цивилизаций.

Первая информационная революция произошла на заре становления первобытного общества и связана она с появлением членораздельной речи. Вторая информационная связана с изобретением письменности. Прежде, чем говорить о цивилизациях древнего востока, нужно сказать о предпосылках становления цивилизации вообще. Предпосылки становления цивилизации стали складываться в эпоху Неолита (нового каменного века)- 4-3 тысячелетия до н.э., они связаны с Неолитической революцией — переход от присваивающих форм ведения хозяйства к производящим. В период неолита происходит 4 крупных общественных разделения труда: 1 выделение земледелия, скотоводства, 2 выделение ремесла; 3 выделение строителей, 4 появление вождей, жрецов, воинов. Некоторые исследователи период неолита еще называют Неолитической цивилизацией. Ее характерные черты: 1 доместикация- одомашнивание животных, 2 появление стационарных поселений, среди которых наиболее известны Иерихон ( Иордания) и Чатал-Хююк ( Турция)- первые в истории поселения городского типа, 3 утверждение соседской общины вместо кровнородственной и общинной собственности, 4 формирование крупных объединений племен, 5 бесписьменная цивилизация.

В конце 4- го тыс. до н.э. неолитическая цивилизация постепенно исчерпала свой потенциал и наступила первая в истории человечества кризисная эпоха" эпоха энеолита (медно — каменный век). Энеолит характеризуется следующими параметрами:

1 Энеолит- это переход от каменного к бронзовому веку

2 Преобладающим материалом становится металл (медь и ее сплав с оловом бронза).

3 Энеолит- время хаоса, неупорядоченности в обществе, кризиса в технологии-переход к орошаемому земледелию, к новым материалам.

4 Кризис социальной жизни: разрушение уравнительной системы, складываются ранние земледельческие общества, из которых впоследствии и выросли цивилизации. На древнем востоке было три центра раннеземледельческих обществ: Иордано-Палестинский, центр в Малой Азии, северная Месопотамия и западный Иран. Кроме этого складываются также центры в Греции, Болгарии, Молдавии, на Кавказе. Первые цивилизации вырастают из тех земледельческих обществ, где была высокая производительность земледелия и высокие темпы социального развития. Это происходит в 3-4 тыс. до н.э. в Месопотамии, где складываются Шумерская, Аккадская, Вавилонская и Ассирийская цивилизации, в Египте, в Индии и Китае все они принадлежат к типу речных цивилизаций.

Шумерская цивилизация.

Перейдем непосредственно к рассмотрению цивилизаций древнего востока, первой из которых была Шумерская цивилизация. Шумерская цивилизация возникла в 4-3 тыс. до н. э. в южной части Двуречья на территории современного Ирака. Ее история делится на 2 этапа: период Убайдской культуры, который характеризуется началом строительства оросительной системы, ростом населения и появлением крупных поселений, которые превращаются в города-государства, Город-государство—это самоуправляющийся город с прилегающей к нему территорией. Второй этап Шумерской цивилизации связан с Урукской культурой (от города Урук). Этот период характеризуется: появлением монументальной архитектуры, развитием земледелия, керамики, появление первой в истории человечества письменности (пиктограммы-рисунки), эта письменность называется клинописью и производилась на глиняных табличках. Ей пользовались около 3 тысяч лет, но затем она была утрачена и расшифрована Генри Роуленсоном лишь в 1835 году. Что же дала Шумерская цивилизация человечеству?

1 Изобретение письма, который сначала заимствуют финикийцы и на ее основе создают свою письменность, состоящую из 22 согласных букв, у финикийцев письменность заимствуют греки, которые добавляют гласные буквы. Латинский язык во многом питался от греческого, а многие современные европейские языки существуют на базе латинского языка.

2 Шумеры открыли медь, т.е. можно сказать, что они открыли дверь в Бронзовый век.

3. Первые элементы государственности. В мирное время у Шумеров правил совет старейшин, а на время войны избирался верховный правитель — лугаль, постепенно их власть остается и в мирное время и появляются первые правящие династии.

4 Храмовую архитектуру, там появился особый тип храма — зиккурат, это храм в виде ступенчатой пирамиды

Первые в истории человечества реформы. Первым реформатором стол правитель Урукавина.

Аккадская цивилизация.

Аккад- город, находившийся к северу от Шумера, явившийся центром Аккадской цивилизации. Население этой территории принадлежало к семитской группе племен. Они усвоили Шумерскую культуру, религию, письменность. Характерная особенность ее — создание первого крупного государства с монархической формой правления и первым монархом-деспотом стал Саргон. Он был талантливым полководцем и политическим деятелем, который соединил Шумер и Аккад и создал единое государство, просуществовавшее около 200 лет. В дальнейшем деспотия становится основной формой государственной власти на древнем востоке. Деспотия — от греческого слова, означающего неограниченную власть. Суть ее заключалась в том, что во главе государства стоял деспот, обладавший неограниченной властью и выполнявший 5 основных функций:

1 Он являлся собственником всех земель

2. На период ведения войны он становился верховным главнокомандующим

3. Выполнял функции жреца

4 Он был верховным судьей

5. Являлся верховным сборщиком всех налогов.

Стабильность деспотий основывалась на вере в божественное происхождение правителей. Власть деспота реализовывал огромный чиновничий аппарат, который собирал налоги, наблюдал за сельскохозяйственными работами и состоянием ирригационной системы, набирал рекрутов, а также вершили суд.

Второй особенностью Аккадской цивилизации является то, что именно здесь была впервые предпринята попытка систематизации знаний. Тот же правитель Саргон большое внимание уделял написанию книг. Здесь бурно развивались математические знания. В этот период была введена система измерения времени: в часе выделено 60 минут, в минуте- 60 секунд, введена 7-дневная неделя.

Вавилонская цивилизация.

Вавилонская цивилизация была создана группой кочевых племен аммореев, семитского происхождения, которые завоевали Шумер, Аккад, Ассирию и создали крупнейшую цивилизацию древнего востока — Вавилонскую, с центром в городе Вавилоне. Она вошла в мировую историю, как первая цивилизация, в которой была разработана и создана законодательная система. Свод законов был составлен и записан на огромной каменной плите во время правления царя Хаммурапи (1792-1750 г. до н.э.). Кодекс Хаммурапи содержал 282 закона, именно там был сформулирован принцип: » Око за око, зуб за зуб». В этом своде законов содержались положения, которые впоследствии вошли в библейские заповеди: «не убей», «не укради» Также Вавилонская цивилизация является важным источником библейских легенд.

В 8 веке до н.э. при царе Тиглатпалассаре происходит усиление Ассирии-государства на севере Междуречья, которое населял очень воинственный народ и в 7 веке Ассирия подчиняет себе Вавилон, с этого времени начинается этап сосуществования Ассирийско-Вавилонской цивилизации. При Тиглатпалассаре была создана впервые в истории регулярная армия. Но, несмотря на воинственность ассирийцев, именно здесь при правителе Ашурбанопал появилась первая библиотека. Известнейшим правителем совместной Ассирийско-Вавилонской цивилизацией был Навуходонасор (605-562гг до н.э.) Именно при нем были созданы Вавилонская башня и Висячие сады.

Вывод: Месопотамская цивилизация в целом внесла: письменность, законодательство, суды, монументальное строительство, первая систематизация знаний.

www.ronl.ru

Реферат - План страны Древнего Востока. Источники изучения культур Древнего Востока

ПЛАН

Страны Древнего Востока.

Источники изучения культур Древнего Востока.

Древнейшие государства Шуммера и Аккада.

Вавилонское царство.

Царство Египта.

Древнейшие государства Малой Азии и Сирии.

Ассирия, Урарту.

Зарождение культур Индии и Китая.

Значение восточной культуры для стран Европы

Первые залы в исторических музеях всегда посвящены Древнему Востоку, но мне повезло, я родилась в Туркмении на территории бывшего Парфянского государства и познавала восток не по музейным экспонатам.

Древневосточная история ведется примерно с 3000 года до н.э. Географически, под древним Востоком разумеются страны, расположенные в Южной Азии и частью в Северной Африке. Характерной особенностью природных условий этих стран является чередование плодородных речных долин с огромными пустынными областями и горными хребтами. Долины рек Нила, Тигра и Евфрата, Ганга и Хуанхэ очень благоприятны для земледелия. Разливы рек дают орошение полей, теплый климат – плодородную почву. Однако, хозяйственная жизнь и быт в северном Двуречье строились иначе, чем в южном. Южное Двуречье, как писалось раньше, было плодородной страной, но урожай приносила только упорная работа населения. Постройка сложной сети водных сооружений, регулирующих наводнения и обеспечивающих запас воды на сухое время года. Тем не менее, племена там вели оседлый образ жизни и дали начало древним историческим культурам.

Источником информации о зарождении и истории государств Египта и Двуречья (Месопотамии) являлись раскопки холмов и курганов, образованных в течение ряда веков на месте разрушенных городов, храмов и дворцов, а для истории Иуды и Израиля единственным источником была библия – собрание мифологических произведений. Для истории Хеттского малоазиатского царства историческая наука располагала только материальными памятниками, открытыми в 1830-1861 годах при раскопках города Хаттушам. Основная заслуга в области собирания письменных и материальных памятников, изучения истории Урарту принадлежит русским ученым М.В. Никольскому и Б.Б. Пиотровскому, они дали науке первую историю царства Урарту.

Исторические данные о древнем периоде стран Индии и Китая ученые черпают только из поздних произведений индийской и китайской письменности. Для Индии это религиозные тексты и записи древнеиндийского эпоса, для Китая сочинения древних философов

^ ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ В ЮЖНОМ ДВУРЕЧЬЕ. АККАДА И ШУММЕР.

Южное Двуречье раньше называлось Сеннаром, в приморской его части жили шумеры, некоторые племена которых проникли в северную часть и основали город и царство Мари на Евфрате. Позднее на север Сеннара пришло кочевое скотоводческое племя из Аравии и основало город Аккада. Эти племена принесли с собой отличную от шумерской культуру быта. По физическому типу шумеры резко отличались от аккадийцев. Шумеры - круглолицые люди с косой постановкой глаз, голова и лицо всегда выбриты. Напротив, аккадийцы высокие бородатые люди с длинным узким лицом и орлиным носом. Так образовались два общественных строя, которые впоследствии стали Шуммеро – Аккадийским царством.

ШУММЕР

Поселенцы шумеров жили родовым строем. Основой земледелия были оросительные каналы, пруды, водохранилища и каждая родовая община обеспечивала себе запасы воды. Однако, точно определить нужное количество воды для полива было сложно: излишек или недостаток были одинаково плохи, разумнее всего в этих условиях было руководство орошением с одного места. И не доверять его каждой общине, прорывать каналы как вздумается, таким центром управления сельским хозяйством становятся храмы. Постепенно храмы стали управлять жизнью соседних городов и деревень. Собирать налоги, а в трудное время распределять провизию. Историки назвали такое управление храмовой общиной. Обычно и город возникал вокруг храма, посвященного местному богу. И как было сказано ранее, городом управляли жрецы храма. Самым известным городами Шуммера были: УР, УРУК, НИППУР, КШИ, ЛАГАШ и УММА. Тогда Шуммер не был единым государством, а представлял собой области отделенные друг от друга Евфратом и болотами, что делало города Шуммера незащищенными от набегов воинственных соседей. Центром каждой области был самый сильный и богатый город. Чтобы защищаться от набегов недоброжелателей – соседей набиралось городское ополчение, руководил войнами «лугаль». Постепенно путем обмана или военных действий власть в шумерских городах перешла к военным вождям. Используя богатства городских храмов лугали вели войны с соседними городами, разрушали плотины, гибли тысячи людей и незадолго до 2300 г. до н. э. Беспорядки в шумерских городах приобрели разрушительный характер. Но семь веков шумерской истории оставили богатейшую культуру, которая стала образцом для всей территории Междуречья. Шумеры научились строить дома из глиняных кирпичей, покрывать крыши домов тростником. Для ловли рыбы использовали небольшие круглые лодки из тростника, которые снаружи обмазывали смолой, Именно обилие глины, из которой строили дома, лепили игрушки и предметы утвари, подсказали мысль о письме на глиняных табличках. Писать по вязкой глине было тяжело, и знаки получались в виде разной величины треугольников. Позже такое письмо назовут клинописью. Самые старые записи находили в храмах, служители церкви записывали на них: сколько зерна и мяса было произведено и сколько выдано работникам на пропитание, сколько оставалось в распоряжении храма. Шумеры до греков были лучшими математиками и астрономами древности. Шумерские пирамиды были построены раньше Египетских храмов и сохранились до наших дней. Шумерское представление о богах, начале мира, человеческой судьбе отразились во многих религиях. Шумерские предания переняли древние евреи, и позднее они были записаны в Библии. Знания, накопленные предками, передавались юношам в многочисленных храмовых школах, здесь учили мудрости, наблюдению за звездным небом, математике, строительству. Этот народ был созидателем и не мог воевать, поэтому шуммерам так и не удалось создать единое государство. Это сделал Саргон, он был аккадийцем. Аккадцы тоже племена с Междуречья, с северной стороны, они поддерживали с шуммерами тесные отношения, через земли аккадии проходили караванные пути. Воспользовавшись распрями между лугалями, Саргон укрепился на севере Шуммера, создал сильную армию, вооружил ее дальнобойными луками и захватил юг страны. Он не принял ни один титул шумеров или своей страны. А стал именовать себя царем Шумера-Аккада. Была выстроена новая столица-Аккад. Саргон установил контроль над всеми храмовыми хозяйствами, а взамен давал храмам богатые дары. Возникло мощное Шумеро-Аккадийское царство, просуществовавшее 100 лет. После образования царства шумеры постепенно стали смешиваться с аккадийцами и другими степными народами. Одновременно шумерская культура широко распространилась в Междуречье и на много веков пережила свой народ.

^ ЦАРСТВА АККАДА

С середины третьего тысячелетия шел неуклонный рос производственных сил на Сеннааре . Особенно это хорошо было видно в северной его части, где почвенные условия были более благоприятны для земледельческой культуры и где рядом с полеводством начало развиваться садоводство. Появились сады финиковой пальмы, имеющей не только продовольственное значение, но и промышленное. Косточки фиников медленно горели и давали много жара они употреблялись в кузницах вместо угля, а древесина шла на столярные изделия. Итак, на севере Сеннаара основным промыслом становилось земледелие, на юге с его огромными пастбищами на заболоченных пространствах, основным занятием оставалось скотоводство. В связи с этим начала развиваться и внутренняя торговля, ее вели храмы через своих торговых агентов. На севере в это время усилились семитские правители Аккада. Город Аккад был расположен между Евфратом и Тигром в том месте, где реки сходятся ближе всего одна с другой. Между Тигром и Евфратом, в области расположения Аккада проходила караванная дорога, соединявшаяся на западе с караванными путями в Аравию, а на востоке-с караванными путями в горную область Загроса.

Центральное положение Аккада предоставляла большие выгоды государю Аккада, который овладел областями Опис и Сиппар. Царство Аккада после образования его Саргоном в 2369 г. просуществовало около 180 лет. Одним из главных условий объединения Сеннаара в одно государство являлось экономическое положение, приведшее к разделению производства на севере и на юге и вызвало необходимость установления между Шумером и Аккадом постоянной хозяйственной связи и обмена.

Шумерско-Аккадийское царство распалось под натиском кочевников-китиев. Новая династия, объединившая Шуммер и Аккадию происходила из города Ур. Ее правители воссоздали царство Саргона и продолжили его политику. Они взяли под контроль храмовые хозяйства, утвердили верховную собственность над всеми полями Междуречья, но цари Ура довели государственную централизацию до крайних пределов и половина населения страны превратилась в рабов. Правители Ура часто ввязывались в длительные войны, оставляя незащищенным свое царство и в 2000 г. до н. э.

Шуммеро-Аккадийское царство исчезло с политической карты Междуречья, разрушенное и разграбленное аморейскими кочевыми племенами.

^ ВАВИЛОНСКАЯ КУЛЬТУРА

После разгрома

Шуммеро-Аккадийского царства, территория Сеннара была поделена между Амореями, которые укрепились в Аккаде и образовали Аморейское царство со столицей в Исине, и семитскими кочевыми племенами на севере. Но цари Исина были слабы, в конце третьего тысячелетия они уступили царям Вавилона. Тогда Вавилон был незначительным городом и только в 1894 году до н.э. он стал крупнейшим государством Двуречья. Время существования древне-вавилонского царства 300 лет-это замечательная эпоха в развитии Двуречья. В это время сложилась народность и вавилонская культура, она впитала в себя все культурные достижения Аккада и Шумера. Древне-вавилонское царство не знало внутренних усобиц. Единство и прочность бала достигнута благодаря тому, что Вавилонские цари опирались на свои аморейские родоплеменные общины, также к тому времени Двуречье стало единым государством, которое поддерживало дружбу с соседями, и был создан кодекс Хаммураби, как единственный свод правил и законов из 282 статей для жителей царства.

Особенным занятием населения древне-вавилонского царства было земледелие. Крупное скотоводство, как и раньше, было развито только на юге на заболоченных пространствах. Из полевых культур высеивали пшеницу, ячмень и кунжут, из садовых - финиковою пальму. Верховным собственником всех земель был царь. Их них 1 – 2% частные владения, 80 –90% владения общины, остальная земля находилась в непосредственном распоряжении царя. Арендаторы платили 2/3 урожая.

Ремесло теперь не было только обслуживающим фактором, в городах ремесленники имели свои лавки, где принимали и исполняли заказы. Торговля в древне-вавилонском царстве получила значительное развитие. Крупную торговлю вели цари и храмы. Торговали: хлебом, скотом, серебром, медью. Обратно привозили рабов, тюк. Стало не хватать рабочей силы. К 1800г. до н.э. Вавилон превратился в цветущий сад. Одним из мудрых царей Вавилона был Хаммурад, начиная с его правления это царство было культурным и научным центром Передней Азии. Многие достижения древних вавилонян вошли в современный быт: мы делим год на 12 месяцев, час на минуты, а круг на 360 градусов. Менялись цари и завоеватели, а вавилонцы собирали библиотеки и обучали молодых писцов. В 689 г. до н.э. Вавилон. По приказу ассирийского царя был разрушен. Но город был отстроен вновь и приобрел новую значительность. Вместо узких улочек, теперь были вымощены улицы длиной в 5км., они делили город на правильные кварталы. Был построен семиступенчатый храм, похожий на пирамиду высотой в 91км. А главный вход в город был украшен воротами посвященными богине Иштар, сам город охраняли две оборонительные стены, каждая 6-7 м.толщиной.

К семи чудесам света причисляли «висячие сады», они были насаженны на террасах-каскадах и получался эффект свисающих деревьев. Вообще, Вавилон, по мнению ученых, был самым могущественным царством в Междуречье. Но в 539г. до н.э. без сопротивления сдался иранскому царю Киру.

Культура Вавилона оказала огромное влияние на культуру Сирии, Финикии и Палестины, и далее на Восток в Иран. О высоком развитии культуры Вавилона говорят раскопки на месте городов Ура и Лагама, найденные там вещественные доказательства говорят о том, что крестьяне жили в глинобитных хижинах, обработку земли производили первобытным плугом в который запрягались пара волов. Для орошения полей и садов использовались особые водочерпалки, существующие и теперь. Они напоминают наш колодезный журавль.

Главным средством сообщения в южном Двуречье были реки Тигр и Евфрат, и специально построенные для транспорта каналы, которые являлись соединительными путями между реками. Транспортировка грузов производилась на больших гребных судах, напоминающих современные баржи. Произошло и изменение в письменности, теперь вместо комбинации горизонтальных и вертикальных клиньев писались идеографические знаки, здесь знаки обозначали не словами и понятия, а звуки речи, но клинообразное письмо так и не превратилось в азбуку, и забегая вперед скажу, что только в шестом веке до н.э. персы, завоевавшие Двуречье смогли создать алфавит.

Религиозные воззрения древне-вавилонского общества влияло и на литературу, и на науку, и на изобразительное искусство. Всего в Вавилоне почитались 100 различных богов, не считая духов рек, озер, гор и т.д. Самые почитаемые Боги: Энлиль – Бог земли, Анул – главный Бог Урука, Бог неба, Эа – главный Бог Эриду, Бог моря. В третьем тысячелетии жрецы объединили их в «троицу», правящую миром. Хранителями культов были жрецы. При проведении обряда жрецам помогал весь персонал храма от певцов, музыкантов до танцовщиц и поэтов. Должности жрецов переходили по наследству и всегда хорошо оплачивались.

Что касается литературы, то она по своему содержанию так или иначе связана с религией, большее число ее связано с литургическими и магическими текстами, остальные находки рассказывают о мифологических преданиях. Мифы рассказывают о происхождении мира, людей, земледелия, оседлой жизни. Самым высоким достижением вавилонской художественной литературы является эпическая поэма о Гильгамеше- легендарном царе Уруна. Поэма рисует его в образе богатыря- великана, красавца и мудреца, две части в нем были от бога, а одна - от человека. Вместе со своим другом он совершил ряд подвигов, он прославился на столько, что в него влюбилась богиня Иштар, а Гильгамеш отверг ее, за это богиня Иштар поражает болезнью и смертью Энкида -друга Гильгамеша. Тогда Гильгамеш решает постичь тайну жизни и смерти. Он предпринимает решение путешествовать в страну богов. Он встретил там Ут-Напиштима, который рассказал ему как сам получил бессмертие: во времена царствования его в Шуруп пане, боги разгневались на людей и послали на них всемирный потоп (можно заметить как напоминает этот миф наши библейские сказания), все люди погибли и остался один Ут-Напиштим с женой и детьми, когда вода сошла, боги забрали его к себе. В заключении Ут-Напиштим спрашивает Гильгамина: «Кто из богов введет тебя в сонм бессмертных?», но не нашлось такого. Тогда Гильгамин пробует побороть смерть магическими способами, но и это не удается. Гильгамин возвращается на родину и вызывает из страны мертвых - Энкиду, чтобы узнать участь погибших. Конец поэмы утрачен, но все же значение поэмы велико. Эта первая поэма не решает проблем жизни и смерти, но является критической религии.

Также были найдены произведения нравоучительной литературы, одним из интереснейших является «Разговор господина с рабом», в котором отражается разложение рабовладельческой верхушки.

К числу произведений светской литературы относятся царские записи исторического содержания. В них рассказывается о том, кто, когда прорыл канал, построил дамбу или рассказывается о вступлении на престол очередного царя, о его реформах, о победах на войнах и т.д.

Тут мы видим, как возрос интерес к литературе и какой мощный скачок сделали жители Двуречья в этой области от глиняных табличек с расчетами количества зерна до интереснейших поэм.

Описывая древне-вавилонскую культуру нельзя не упомянуть о научных знаниях этого народа, тем более, что они имели практическое приложение в быту и хозяйстве. Приемы астрономии древних вавилонцев является основной греческой и арабской астрономии, которые в свою очередь легли в основу европейской астрономии. Хранителями этих знаний были жрецы. Мироздание они представляли себе так - Земля - это круглая гора, стоящая посреди мирового океана, над землей высится, наподобие опрокинутой чащи, небесная сфера, над ней находится небесная плотина - жилище богов. Затмения луны и солнца объяснялись тем, что луну и солнце заслоняют злые духи. К началу второго тысячелетия вавилонские астрономы выделили пять планет- Венеру, Марс, Юпитер, Меркурий, Сатурн. И звезды были распределены по созвездиям, далее из всех были выделены двенадцать созвездий «на пути солнца».(созвездия зодиака) На основе астрономических наблюдений была выработана календарная система.

Практические потребности привели в начале второго тысячелетия к развитию математических знаний, им были известны четыре правила арифметики: возведение в квадратную степень и извлечение квадратного корня некоторые геометрические положения, которые применялись при измерении площадей. Но большим препятствием на пути десятеричная система исчисления - единица, 60, 3600 с подсобными делениями 10,600. Эта система была получена при выработке счёта времени : 7 - дней лунной фазы

^ 12 - число месяцев в году

12* 5 = 60 наличие этого числа показывает связь с первобытной системой счёта по пальцам руки. Шестидесятеричная система окончательно выработалась в связи с измерением видимого суточного кругового пути солнца по небу. Вавилонцы высчитали, что если уложить по дневному пути солнца диски, равные солнечному, то их получится 180, а за сутки 360. Всё свелось в формулу: солнце за день делает по своему кругу 360 шагов. Это деление стало применяться по всякому кругу, оно было позже заимствовано римлянами и перешло в европейскую геометрию - деление круга на 360 градусов.

Месяц вавилоняне делили на 4 части по фазам луны, семидневная неделя была утверждена по семёрке великих богов - солнце, луна и пять видимых простым глазом планет, дни недели получили название этих богов. Семидневная неделя чару римлян сделалась достоянием всех европейских народов. Вообще Вавилон, по мнению учёных, был самым могущественным царством в Междуречье. Но в 539 году до н. э. Без сопротивления Вавилон сдался иранскому царю Киру. Кир уничтожил последних представителей царствующего дома и объявил себя царём Вавилонии. Он обнародовал манифест, в котором, Кир обещал сохранить старые порядки в Вавилонии, почитать его богов и содействовать развитию города.

Нельзя оставить без внимания историю развития северной части Двуречья, расположенному по среднему течению Тигра. Там 350 км. К северу от Вавилона в Ш тысячелетии семитские выходцы из Аккада основали поселения с городами Ассур, Керкук, Нузи. Уже тогда Ассур имел торговые связи с соседями - малоазиатской областью Каппадонией, это объяснялось тем, что Вавилон, Сирия и Палестина не имела своих месторождений металлов. Я уже упоминала, что природные условия северного Двуречия значительно отличаются от южного. Здесь Тигр и Евфрат находятся на большом расстоянии друг от друга, приблизительно 400 км, поэтому их разливы не так распространены. Также горы здесь подходят к самому Тигру. В силу этих условий земледелие в Ассирии зависело от дождей. А племена, жившие в горах, занимались скотоводством и охотой. Особое значение для Ассирии имело наличие в горах железа. Железные орудия труда и оружие создали для ассириян преимущества в технике и в военном деле.

Расцвет Ассирийского царства приходится на XV в. Основой ассирийского общества был общинный быт. Общинами кроме обработки своих земель должны были работать на постройке каналов, храмов и дворцов.

В XIV - XIII вв. Появился первый сборник ассирийских законов, в котором поддерживалось частное землевладение. За нарушение частного права владения были установлены штрафы и уголовные наказания.

Главными врагами Ассирии с конца XII в. Были арамеи. Они продвигались из Сирии к Евфрату и основали сильное царство Бит- Адини. Отсюда Арамеи начали опустошительные набеги в Ассирию. Вслед за Арамеями появился враг с севера - племена жившие в области нынешней Армении, ассирийцы называли их урартийцами. К X веку натиск на Ассирию стал ослабевать, т.к. часть арамеев оседала в долинах, строила свои поселения, постепенно они смешались с местным населением и вторжения уже не возобновлялись. Ассирия оправилась от опустошений и бедствий и в конце X в. Ассирийские цари сами перешли в наступление против горных племён и урартийцев. В Ассирию были приглашены тысячи рабов. Тогда была заложена основа будущей великой Ассирийской державы. С середины XIII в. Ассирией правят цари, наиболее выдающие, проявившие талант полководцев: колесницы с вооружёнными копьями возничими ; конницы и пехоту вооружённую копьями, щитами и луками. Кроме того, существовали специальные части землекопов (строящих осадные сооружения) строители понтонных мостов на бурдюках, и саперные части. Воинами были не только рабы, но и наёмные чужестранцы.

Тиглат и Саргон совершили основные завоевательные походы. Первый завоевал всю Сирию с Дамаском, присоединил к Ассирии Вавилонию. Нанёс тяжёлое поражение, образовавшуюся в эту эпоху, царству Урарту.

^ Саргон, обеспечив поддержку со стороны Сирии и Палестины, уничтожил Израильское государство и хеттские княжества. И на голову разбил войско Урарту.

В 671 г. приемник Саргона - Асаргадон подчинил Египет. В связи с частыми войнами в хозяйственном быту Ассирии произошли изменения: с притоком огромных масс военной добычи и дани бурно растет торговля. Однако завоевание Египта было последним военным успехом Ассирийской державы с середины седьмого века ее могущество идет к упадку и Ассирия гибнет ослабленная внутренним кризисом и восстаниями покоренных стран. В 605 году остатки ассирийского войска были уничтожены, и Ассирия перешла под власть мидийского царя. От городов остались только развалины дворцов, но хорошо сохранились художественные произведения, украшавшие здания. Среди таких произведений особое место занимают крылатые быки, изображавшие духов. В них заметно влияние Египта, но в некоторых отношениях ассирийские художники превзошли своих учителей. Вообще нельзя говорить о вполне самостоятельной ассирийской культуре. Основой ассирийского народа были выходцы из Аккады, поэтому в религии и литературе мы встречаем вавилонские элементы. В ассирийской религии фигурируют те же боги, которые служили в Вавилонии. Один из последних царей Ашубанипал собрал в своем дворце библиотеку щуммерских и вавилонских литературных произведений. Причем «книги» были разложены по тематике и годам выпуска. Царь послал гонцов в храмы для пополнения библиотеки. Результатом стала библиотека, сохранившая все значительное, что было создано в Междуречье за две с половиной тысячелетия история страны. Также свое развитие получила архитектура: уже в IX в ассирийцы начали строительство дворцов, украшенных изображениями военных действий и мирового быта царей с их садами, прудами и женами, приближенными и рабами. Ассирийцы любили точность в деталях, в отличии от Вавилонских художников, где искусство было символичным.

УРАРТУ

И всё же было время, когда мощь Ассирийской державы была неоспорима, в Передней Арии нашелся народ, который выиграл борьбу с грозной Ассирией речь идет о племенах населявших горные долины Закавказья. История царства Урарту имеет особое значение т.к. в его состав входили юго-западные области Закавказья и Армении, в районе озер Ван и Урман. Первые упоминания о племенах Урарту относится к первой половине XIII века до н. э., тогда описывались восемь мелких стран покоренных Ассирийским царем Салмонассаром I. Но урартские племени боролись за независимость и в первой половине IX в. Стала единым Урартским царством. О нём рассказывают многочисленные подписи, начертанные на скалах клинообразными знаками, заимствованными из Ассирии, сохранившиеся до наших дней на территории Армении.

Население Урарту жило родовым строем. Цари захватывали большие площади земель. В царстве строили новые крепости; одна из них на берегу Аракса в Армении. Крепость была окружена крепостными стенами из базальта.

Наибольшего могущества Урарту достигло в восьмом веке при царстве Садура II . Он победил ассирийского царя Амурнирапи. Но после смерти Садура начались смуты и от Урарту стали отсоединяться некоторые области, а окончательно могущество Урартского царства пало в 714г. от рук Саргона. После падения царства Урарту главенство на его территории временно перешло к племени арменов. Во II в. До н.э. произошло объединение армянских земель и сформировалось Армянское царство.

Хозяйство и культура царства Урарту были сходны с Ассирийскими. На царских и храмовых землях разводились сады и виноградники, для их орошения сооружались озера - водохранилища и сеть каналов, подававших воду на поля, горным поселениям и крепостям. Наряду с земледелием было развито скотоводство, коневодство. Ремесленные мастерские существовали только при храмах и дворцах, художественные произведения ремесленников расходились при посредстве купцов за пределами царства Урарту. Мастера этого царства были искусными кузнецами, изобретательными строителями. Отдельные города имели правильную прямоугольную планировку и построены были по заранее построенному плану. Стиль местных сооружений походил на позднейший греческий. Изобретения урартских инженеров и строителей переняли народы Передней Азии.

Культура царства Урарту создавалась под влиянием ассирийской культуры. От ассириян было заимствовано клинообразное письмо. Бронзовые предметы отливались по особому способу, отличавшемуся от ассирийской техники, но художественное оформление делалось по ассирийским образцам: крылатые быки украшали трон царя, крылатыми женскими фигурами украшалась бронзовая посуда. Этот стиль впоследствии широко распространился в Передней Азии. Итак , история Урарту, охватившая 300 лет насыщена яркими событиями, a противостояние Урарту и Ассирии сыграло важную роль в истории Передней Азии. Именно урартийцы заставили ассирийцев перестроить хозяйство на военный лад. А отчаянная борьба Вавилонского царства с переднеазиатскими державами дала время для создания государства народам Иранского нагорья. Многие ученые считают, что не развилась бы цивилизация древней Греции если ассирийские армии вышли бы на берег Эгейского моря!

ЕГИПЕТ

Египет представлял собой узкую долину реки Нила. С запада и востока возвышаются горы. Западные горы отделяют нильскую долину от пустыни Сахары, а за восточными горами тянется берег Красного моря. На юге нильская долина упирается в горы (нынешней Нубии). Здесь течение Нила преграждают крутые пороги. На севере долина расширяется и кончается дельтой Нила. Такое географическое положение значительно выигрывает по сравнению с Двуречьем. Горы были богаты строительным камнем - гранитом , базальтом, известняком. В восточных горах добывали золото. В долине Нила росли ценные породы деревьев - тамариск, сикомора стволы которых использовались в судоходстве. Нил впадает в Средиземное море - главную артерию стран древнего мира. Да и условия для земледелия в Египте были более благоприятны, чем в Двуречье. Благодаря разливам Нила, почва Египта удобрялась и разлив обеспечивал обильное орошение. Покрытая мхом земля была плодородна, поэтому Нил был обоготворен аборигенами. Культ Нил свято соблюдается и в наши дни. Благодаря горам и морю, окружавшим долину Египет не пережил в соей истории опустошительных нашествий как Вавилония.

Основным занятием древнейшего населения долины было : земледелие, охота и рыболовство. Первым злаком, культивированным в Египте был ячмень, затем стали выращивать пшеницу и лён. Также как и в Двуречье, в Египте сооружались ирригационные сооружения в виде бассейнов со стенами из сбитой земли и обмазанные глиной. Во время разлива вода попадала в бассейны, и люди распоряжались ею по мере надобности.

Для поддержания этой сложной системы создавались центры управления области называемые «номами». Правили ими нормахи (они отдавали указания о подготовке полей к посеву следили за сбором урожая и в течении года раздавали урожай населению. Египтяне редко готовили пищу дома, было заведено относить зерно в столовые, там кормились несколько деревень. Специальный чиновник следил, чтобы не воровали повара и поровну разливали похлебку.

Изобилие зерна в стране позволило освободить людей от работы на полях и использовать их как строителей, и воинов. Во главе Египетского войска стоял фараон. В завоеванной стране на трон восходил верный Египту человек. Главный целью войны была военная добыча - рабы, скот, редкая древесина, слоновая кость, золото, драгоценные камни. Например, медь привозили с Синайского полуострова. Богатства, накопленные фараонами, позволяли строить много, величественно и красиво как не умел ни кто в Древнем Востоке. Вообще, историю Египта принято делить на несколько периодов.

^ ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО III-VI ДИНАСТИИ

Характеризуется рабовладельческим строем. Крестьяне были небольшой прослойкой общества и жили общинами. Остальным населением была верхушка власти и приближенные к ним- номы, жрецы и т.д. в древнем царстве быстро развивалось частная собственность и храмовое землевладения. Правил страной сановно-жреческий сенат, а фараон был исполнителем этой власти. Столицей Египта в поды правления основателя III династии был Мемфис. Две династии древнего царства ( III-IV) были долговечными и правили 200 лет. Время их правления отметилось постройкой величественных пирамид, которые по своим размерам до конца XIX века считалось одним из чудес света. Её высота достигала 146,5 м. В одном комплексе с царскими границами стоит огромное изваяния сфинкса. Все эти постройки были не только подчинены религиозным цепям, но и политическим, как свидетельство мощи и величин. Историки утверждают, что пирамиды строились 40 лет, из них 20 лет добывали материал и 20 лет на саму постройку. При низком уровне техники строительство пирамид было делом трудоемким, умирало большое количество работников. Народное недовольство начало расти и последующие династии строили менее высокие пирамиды, а их сановники вообще отказались от такой привилегии. В конечном счете народное недовольство привело к падению IV династии. Дан к концу эпохи IV династии власть фараона ослабла, и храмы сделались управляющими целых областей. Тогда же укрепился обычай наследственной передачи должности номарха.

Период смут. VII-XI династии

В период их правления власть фараонов переходит в руки жрецов Ра и процесс ослабления центральной власти еще усиливается . Теперь каждый храм стал стремиться к самостоятельности. За время «смут» сменилось четыре династии. Единство Египта было нарушено и он распался на отдельные номы. Повсеместно шла вооруженная борьба. Восстали рабы и крестьяне. Они разрушали гробницы правителей и другие сооружения.

Среднее царство XI и XII династии

После периода смут и распада, продолжавшегося около III веков вновь Египет объединился в одно царство. Единство было продиктовано жизненными условиями: Нарушение единой оросительной системы, которое привело к упадку земледельческое хозяйство, что грозило голодом и гибелью Египта. В процессе объединения начался в нежном городе Нут-Амон (Фивы). Однако при XI династии объединение не было прочным и на севере опять начались смуты т.к жители бедных кварталов ютились в глинобитных жилищах, непосильный труд на землях и стройках правящей верхушки не могли обеспечить крестьянину существование. Поборы жрецов стали невыносимы, у крестьян отбирали урожай, который он вез на рынок, ослов, его беспощадно били.

Эта напряженная обстановка привела к падению XII династии. За ним последовала эпоха восстании крестьян, ремесленников и рабов, разгромивших общественную систему среднего царства.

Смут и господства гиксосов. XIII-XVII династии

Этот период длился 80 лет. Состояние Египта в эту эпоху описано в одном литературном памятнике «Речение Ипувера». В нем рассказывается о величайшем бедствии постигшее Египет, в результате неправильного управления царя и забвения людьми страха перед богами и обязанностей налагаемых религией. Изображается массовое восстание крестьян охватившего весь Египет. Восставшие поселились в домах господ, а их заставили работать на себя. Дом царя остался без доходов, храмы без приношений .Но из записей не ясно какую власть организовали крестьяне, но ,то что революционное движение не было хорошо организовано прослеживается. И в стране продолжается кровавая внутренняя борьба. Этим обстоятельством воспользовались кочевые племена. Завоеватели в Египетских письменах называются «гиксосами». Столицей гиксосов продолжалось 150 лет и было свергнуто первыми Фараонами Нового царства.

Новое царство XVIII - XX династии

После многолетней борьбы освобождении и объединение Египта завершено в 1560 году фиванским царем Яхмосом. Елеу удалось объединить Египет фактически, т.к. ему помогал народ. В систему управления страной были внесены изменения: было назначено два визиря, один для юга, другой для севера. Все местные государственные и общинные власти должны были представлять визирю периодические отчеты. Была преобразована военная система, численность войска была сокращена, но войска формировалась в гарнизоны по всей стране, чины командного состава получали земельные участки. Войско Яхмоса было верной опорой его власти. Походы Яхмоса были началом великих завоевательных походов приведших к образованию великой военной египетской державы. Были завоеваны Палестина и Сирия. Окончательное их завоевание продолжил последователь фараон Тутмос Ш. Он продолжил походы на Нил и запад , подчинил себе часть Ливии. В конце своего царствования Тутмос совершил поход в Нубию и передвинул египетскую границу к югу до четырёх порогов Нила.

Так была создана Татмосом III великая египетская военная держава. Она продержалась 200 лет, но последние года проходили уже в жестокой борьбе за её сохранением и кончилась её крушением .

Период распадения Египта XXI-XXVI династии

В 1071 году верховный жрец Амона Херихор свернул фараона Рамсеса XIII и провозгласил себя фараоном. Так началась XXI династия. В 941. Египет вновь был объединён под властью ливийской династии а затем под властью эфиопской династии из Нубии, которая в средние VIII в. Отсоединилась от Египта. Эфиопское господство просуществовало до 671 года, потом Египет был завоеван Ассирией. Но и ассирийская власть просуществовала в сего 20 лет. Князь Саисского нома в Дельте Псаметих, выходец знатного ливийского рода, осво

www.ronl.ru

Древний Восток — доклад

С первых тысячелетий Homo sapiens начинает осваивать мир и добиваться немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбы человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на древнем востоке высоких культур.

Мощный импульс новой  человеческой культуры дали древневосточные  цивилизации, возникавшие на сравнительно небольшой земле, начиная примерно с четвертого тысячелетия до н.э. Располагались они на территориях  Северо-Восточной Африки, Передней и Средней Азии, на полуострове  Индостан и Китайской равнине.

 

Культура Двуречья развивалась в контакте с древнеегипетской цивилизацией с 4 тысячелетия до середины 6 века до нашей эры. Однако, если древнеегипетскую цивилизацию можно рассматривать как однородную и стабильную, то история Двуречья – это ряд последовательно сменявшихся цивилизаций, то есть она была многослойной.

Главные обитатели Двуречья - шумеры, аккадцы, вавилоняне, халдеи, ассирийцы, арамеи и другие народы. Наибольшего расцвета и влияния достигли шумерская, вавилонская и ассирийская цивилизации.

Шумеро-вавилонкую культуру можно назвать письменной. Шумеры использовали в качестве средства для написания текстов клинописные таблички. Значительная часть дошедших до нашего времени архивов клинописных табличек, состоит из хозяйственных и юридических документов, позволяющих судить об истории общества.

Важным событием в истории мировой культуры является возникновение в Древнем Вавилоне первых школ и профессии учителя. В Шумере, Вавилоне писцы оставили после себя большое количество табличек. Они учили детей писать на глиняных табличках, считать, вычислять площади земель, объемы земляных работ, вести наблюдение за движением планет и звезд.

 

Древний Египет первое государство на Земле, первая могущественная, великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на

которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца - Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис - бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскрешающуюся природу. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.

Фараон Аменхотеп IV выступал как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона, трактуемый жрецами как «тело Ра».

Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и хозяйственные записи. В Древнем Египте были выработаны такие классические скульптурные формы, как пирамида, обелиск, колонна, и такие виды изобразительного искусства как скульптура, рельеф, монумент, живопись. Активно развивалась астрономия.

Развивалась математика, изобретены древнейшие в человеческой истории часы - водяные и маленькие нашейные солнечные часики, был изобретен папирус для письма.

В целом можно выделить несколько черт древнеегипетской куль-

туры:

1. Религиозный и погребальный характер.

2. Монументальность и прочность.

3. Традиционность и стабильность стиля.

4. Синтез всех жанров, в которых главную роль играет архитектура.

5.Создание классических форм в искусстве.

Индия - один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры. Структура индуистской цивилизации основана на взаимодействии между различными группами и уровнями, которое создает непрерывную связь, так унифицирующую роль играли религии Индии, которые последовательно сменяли одна другую.

Жители долины Мохенджо-Даро и Хараппы первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Довольно высокого уровня развития искусства достигли древнеиндийские гончары и ювелиры. Наиболее совершенной среди древневосточных городов система канализации и водоснабжения. В городах строились двух- и трехэтажные здания из обожженного кирпича. Хараппская цивилизация, пережив подъем, приходит в упадок и исчезает. Начиная уже с середины второго тысячелетия до нашей эры, происходит процесс вытеснения коренного населения на юг. Его место занимают скотоводческие племена ариев, которые принесли с собой свой язык, свои мифологические представления, свой жизненный уклад.

С конца II начала I тысячелетия до нашей эры дошли до наших дней памятники древнеиндийской литературы – веды. Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул.

Эстетический идеал древнеиндийского изобразительного искусства, это богатство и пластическая выразительность образов, а также смелость творческой фантазии, мастерство, передача движений и чувств.

Но все-таки, как уже отмечалось, самую главную роль в культуре Древней Индии религия. Итак, перечислим основные религии индийской цивилизации:

1) Брахманизм (I тысячелетие до нашей эры) – весь мир лишь иллюзия, страдания несущественны, трудолюбие, отсутствие зависти, культ предков.

2) Индуизм (I тысячелетие до нашей эры) в основе лежит учение о перевоплощении душ (реинкарнация), закон воздаяния кармы за доброе или злое поведение.

3) Буддизм (VI век) – жизнь-это страдания; источник страдания- желание; спасение от страданий возможно; путь спасения от страдания отказ от мирских соблазнов. Буддизм до сих пор остается одной из мировых религий.

Общей чертой всехперечисленных религий является понятие «сан-

сара» (путь перерождений).

 

Китай - самая большая и обособленнаяцивилизация. Жители Древнего Китая - одного из первых государств на Земле - создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь - это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в

результате столкновения двух противоположных сил - Света и Тьмы.

Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, т.е. представителем бога на земле.

Очень сильным был так же культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того - она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу

клали оружие, драгоценности и предметы утвари.

В середине I в. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были даосизм, учение Конфуция, Буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае.

Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец Лао-Цзы. Исходной идеей даосизма является учение о дао (в переводе с китайского -путь). В учении Лао-Цзы дао– невидимый, вездесущий закон природы человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира и им управляющий. Учение о дао может привести к выводу : если все в мире живет, развивается, переходит в свою противоположность, то надо соответствовать дао, жизнь сама в конце концов нормализуется. Отсюда вывод – человек не должен вмешиваться в естественный ход событий.

Центральное место в учении Конфуция занимает концепция «жэнь» (человечность) – закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве, в соответствии с принципом: «чего не желаешь себе, того не делай другим».

Современные представления  ученых о религиозной и духовной жизни Древнего Китая основаны на письменных источниках, некоторые из них были составлены в глубокой древности. Известно, что уже в XV в. до н.э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывающая более 2000 иероглифов. К началу I тыс.

до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы - «Книга перемен».

Китайцы очень долго писали на шелке натуральными красками, на рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли из тряпья и коры. В это время было введено единообразное для всей страны письмо, которое впоследствии и легло в первые словари. При императорских дворцах создаются обширные библиотеки. Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221- 207 до н.э.), ознаменовалось строительством основной части Великой Китайской Стены, которая частично сохранилась до нашего времени.

Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зер-кал, украшенных очень тонкой резьбой. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготавливая почву для производства фарфора.

 

Несмотря на различия в культурах Древнего Востока стоит отметить общее в их развитии, это обожествление и деспотический характер власти. Но все эти черты не помешали заложить фундамент для античной цивилизации. В частности в Древнем Египте были заложены основы математики и астрономии, в культуре Двуречья появились первые учителя, а в Китае и Индии в VI в. до н.э. вместе сДревней Грецией зарождается философия.

 

Анимизм - от лат. душа, дух. Это вера в существование духов, одухотворение различных сил природы, животных, растений, а также неодушевленных предметов, наделение их разумом и сверхъестественной силой.

Веды – памятник древнеиндийской культуры (конец II – начало I тысячелетия до н.э.), источник сведений по социально-экономической и культурной истории Древней Индии.

Карма - в индуизме и буддизме – общая сумма совершаемых всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения и последующего существования.

Сансара – в индуизме и буддизме – представление о текучести и непостоянстве всего живого, единая цель переходов души из одной телесной оболочки в другую, цель перерождений, круговорот рождения и смерти.

Тотемизм - это вера в существование сверхъестественной связи через родство между человеческим родом и животным или растением.

Фетишизм – это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства, способность защищать, предохранять, исцелять человека.

referat911.ru

Доклад на тему Цивилизации Древнего Востока

Предпосылки возникновения древнейших цивилизаций.

Первая  информационная  революция  произошла  на  заре  становления первобытного общества и связана она с появлением членораздельной речи. Вторая информационная связана с изобретением письменности. Прежде, чем говорить о цивилизациях древнего востока, нужно сказать о предпосылках становления цивилизации вообще. Предпосылки становления цивилизации стали складываться в эпоху Неолита (нового каменного века)- 4-3 тысячелетия до н.э., они связаны с Неолитической революцией - переход от присваивающих форм ведения хозяйства к производящим. В период неолита происходит 4 крупных общественных разделения труда: 1 выделение земледелия, скотоводства, 2 выделение ремесла; 3 выделение строителей, 4 появление вождей, жрецов, воинов. Некоторые исследователи период неолита еще называют Неолитической цивилизацией. Ее характерные черты: 1 доместикация- одомашнивание животных, 2 появление стационарных поселений, среди которых наиболее известны Иерихон ( Иордания) и Чатал-Хююк ( Турция)- первые в истории поселения городского типа , 3 утверждение соседской общины вместо кровнородственной и общинной собственности, 4 формирование крупных объединений племен, 5 бесписьменная цивилизация.

В конце 4- го тыс. до н.э. неолитическая цивилизация постепенно исчерпала свой потенциал и наступила первая в истории человечества кризисная эпоха" эпоха энеолита (медно - каменный век). Энеолит характеризуется следующими параметрами:

1 Энеолит- это переход от каменного к бронзовому веку

2 Преобладающим материалом становится металл (медь и ее сплав с оловом бронза).

3 Энеолит- время хаоса, неупорядоченности в обществе, кризиса в технологии-переход к орошаемому земледелию, к новым материалам.

4 Кризис социальной жизни: разрушение уравнительной системы, складываются ранние земледельческие общества, из которых впоследствии и выросли цивилизации. На древнем востоке было три центра раннеземледельческих обществ: Иордано-Палестинский, центр в Малой Азии, северная Месопотамия и западный Иран. Кроме этого складываются также центры в Греции, Болгарии, Молдавии, на Кавказе. Первые цивилизации вырастают из тех земледельческих обществ, где была высокая производительность земледелия и высокие темпы социального развития.  Это происходит в 3-4 тыс. до н.э. в Месопотамии, где складываются Шумерская, Аккадская, Вавилонская и Ассирийская цивилизации, в Египте, в Индии и Китае все они принадлежат к типу речных цивилизаций.

Шумерская цивилизация.

Перейдем непосредственно к рассмотрению цивилизаций древнего востока, первой из которых была Шумерская цивилизация. Шумерская цивилизация возникла в 4-3 тыс. до н. э. в южной части Двуречья на территории современного Ирака. Ее история делится на 2 этапа: период Убайдской культуры, который характеризуется началом строительства оросительной системы, ростом населения и появлением крупных поселений, которые превращаются в города-государства, Город-государство—это самоуправляющийся город с прилегающей к нему территорией. Второй этап Шумерской цивилизации связан с Урукской культурой (от города Урук). Этот период характеризуется: появлением монументальной архитектуры, развитием земледелия, керамики, появление первой в истории человечества письменности (пиктограммы-рисунки), эта письменность называется клинописью и производилась на глиняных табличках. Ей пользовались около 3 тысяч лет, но затем она была утрачена и расшифрована  Генри Роуленсоном  лишь в 1835 году. Что же дала Шумерская цивилизация человечеству?

1 Изобретение письма, который сначала заимствуют финикийцы и на ее основе создают свою письменность, состоящую из 22 согласных букв, у финикийцев письменность заимствуют греки, которые добавляют гласные буквы. Латинский язык во многом питался от греческого, а многие современные европейские языки существуют на базе латинского языка.

2 Шумеры открыли медь, т.е. можно сказать, что они открыли дверь в Бронзовый век.

3. Первые элементы государственности. В мирное время у Шумеров правил совет старейшин, а на время войны избирался верховный правитель - лугаль, постепенно их власть остается и в мирное время и появляются первые правящие династии.

4 Храмовую архитектуру, там появился особый тип храма - зиккурат, это храм в виде ступенчатой пирамиды

Первые в истории человечества реформы. Первым реформатором стол правитель Урукавина.

Аккадская цивилизация.

Аккад- город, находившийся к северу от Шумера, явившийся центром Аккадской цивилизации. Население этой территории принадлежало к семитской группе племен. Они усвоили Шумерскую культуру, религию, письменность. Характерная особенность ее - создание первого крупного государства с монархической формой правления и первым монархом-деспотом стал Саргон. Он был талантливым полководцем и политическим деятелем, который соединил Шумер и Аккад и создал единое государство, просуществовавшее около 200 лет. В дальнейшем деспотия становится основной формой государственной власти на древнем востоке. Деспотия - от греческого слова, означающего неограниченную власть. Суть ее заключалась в том, что во главе государства стоял деспот, обладавший неограниченной властью и выполнявший 5 основных функций:

1 Он являлся собственником всех земель

2. На период ведения войны он становился верховным главнокомандующим

3. Выполнял функции жреца

4 Он был верховным судьей

5. Являлся верховным сборщиком всех налогов.

Стабильность деспотий основывалась на вере в божественное происхождение правителей. Власть деспота реализовывал огромный чиновничий аппарат, который собирал налоги, наблюдал за сельскохозяйственными работами и состоянием ирригационной системы, набирал рекрутов, а также вершили суд.

Второй особенностью Аккадской цивилизации является то, что именно здесь была впервые предпринята попытка систематизации знаний. Тот же правитель Саргон большое внимание уделял написанию книг. Здесь бурно развивались математические знания. В этот период была введена система измерения времени: в часе выделено 60 минут, в минуте- 60 секунд, введена 7-дневная неделя.

Вавилонская цивилизация.

Вавилонская цивилизация была создана группой кочевых племен аммореев, семитского происхождения, которые завоевали Шумер, Аккад, Ассирию и создали крупнейшую цивилизацию древнего востока - Вавилонскую, с центром в городе Вавилоне. Она вошла в мировую историю, как первая цивилизация, в которой была разработана и создана законодательная система. Свод законов был составлен и записан на огромной каменной плите во время правления царя Хаммурапи (1792-1750 г. до н.э.). Кодекс Хаммурапи содержал 282 закона, именно там был сформулирован принцип: » Око за око, зуб за зуб». В этом своде законов содержались положения, которые впоследствии вошли в библейские заповеди: «не убей», «не укради» Также Вавилонская цивилизация является важным источником библейских легенд.

В 8 веке до н.э. при царе Тиглатпалассаре происходит усиление Ассирии-государства на севере Междуречья, которое населял очень воинственный народ и в 7 веке Ассирия  подчиняет  себе  Вавилон,  с  этого  времени  начинается  этап сосуществования Ассирийско-Вавилонской цивилизации. При Тиглатпалассаре была создана впервые в истории регулярная армия. Но, несмотря на воинственность ассирийцев, именно здесь при правителе Ашурбанопал появилась первая библиотека. Известнейшим правителем совместной Ассирийско-Вавилонской цивилизацией был Навуходонасор (605-562гг до н.э.) Именно при нем были созданы Вавилонская башня и Висячие сады.

Вывод: Месопотамская цивилизация в целом   внесла:  письменность, законодательство, суды, монументальное строительство, первая систематизация знаний.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта  http://www.refcentr.ru/

bukvasha.ru


Смотрите также