Древний китай правители. Первый китайский император. Династии китайских императоров. История Китая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первый китайский император. Династии китайских императоров. Древний китай правители


Первый китайский император. Династии китайских императоров

Царство Цинь в истории Древнего Китая заняло особое место. Его князь, покорив погрязших в междоусобицах соседей, создал единое государство. Этим военачальником был циньский ван по имени Ин Чжэн, ставший известным как первый китайский император Цинь Шихуанди.

Китайский император

От вана до императора

В IV веке до н. э. проблема политического объединения древнекитайских царств занимала умы передовых мыслителей той эпохи, когда постепенно создавались объективные предпосылки для создания единой страны, во главе которой восседал бы китайский император.

Объединение диктовалось логикой политической ситуации, сложившейся в V-III веках до н. э. Стремление к ликвидации самостоятельности соседних царств и поглощению их территории привело в это время к тому, что на месте многих десятков больших и малых наследственных владений осталось «семь сильнейших»: Чу, Ци, Чжао, Хань, Вэй, Янь и Цинь. Правители почти всех из них лелеяли планы полного разгрома своих соперников. Они надеялись, что первая династия китайских императоров будет основана ими.

Соперники в борьбе за объединение широко использовали тактику союзов с удаленными царствами. Известен «вертикальный» союз царств Чу и Чжао, направленный против «горизонтального союза» Цинь и Ци. Успех вначале сопутствовал Чу, однако последнее слово осталось за правителем Цинь.

  • в 228 году до н. э. под ударами циньских войск пало Чжао;
  • в 225 – царство Вэй;
  • в 223 было покорено Чу;
  • еще через год – Янь;
  • последним сдалось царство Ци (221 до н. э.).Китайский император Цинь

В итоге императором стал Ин Чжэн, получивший символичное имя Цинь Шихуанди (название китайского императора переводится как «Первый император Цинь»).

Предпосылки объединения

Важнейшей предпосылкой разрушения прежних политических границ между царствами было развитие стойких экономических связей. Яркую картину укрепления торговых отношений между ними нарисовал в III веке до н. э. Сюньцзы, подчеркивавший важную роль экономических связей для удовлетворения естественных потребностей людей в тех продуктах, которые не производятся в местах их проживания.

Также в это время произошла частичная стихийная унификация платежной монеты. В V-III веках до н. э. на территории Среднекитайской равнины и смежных районов постепенно складываются большие экономические области, границы которых не совпадают с политическими границами царств. Простолюдины, торговцы и знать понимали, что для дальнейшего развития требуется «единый» китайский император, который бы стер внутриполитические границы в угоду экономике.

Формирование единого этноса

Еще одним фундаментальным поводом к объединению под властью Цинь Шихуанди стало практически сформировавшееся к тому времени общее этническое и культурное пространство. Происходила консолидация древних китайцев, несмотря на разделявшие их границы Срединных царств.

Первый китайский император

Складывание единого культурного стереотипа населения, стабилизация представлений о его общности, развитие этнического самосознания древних китайцев не только подготавливали почву для будущего объединения, но и делали его первоочередной задачей.

Реформы Цинь Шихуанди

Разгром шести царств, а также последовавшее объединение территорий были лишь робким шажком в формировании государства. Более важными стали непопулярные, но необходимые реформы, которые инициировал китайский император Цинь. Направлены они были на ликвидацию последствий длительной экономической и политической раздробленности.

Решительно ломая преграды, препятствовавшие налаживанию регулярных связей между всеми округами империи, Цинь Шихуанди уничтожил стены, разделявшие некоторые враждовавшие царства. Были сохранены лишь строения вдоль обширных северных границ, достроенные на недостающих местах и объединенные в одну Великую стену.

Династии китайских императоров

Также Шихуанди уделил большое внимание сооружению магистральных дорог, связывавших тогдашнюю столицу Сяньян с периферией. Одним из наиболее грандиозных строительных мероприятий такого рода была прокладка Прямого тракта, соединявшего окрестности Сяньяна с центром округа Цзююань (более 1400 км длиной).

Административные реформы

Этим реформам предшествовала ожесточенная борьба мнений по поводу того, каким образом следует организовать управление вновь присоединенными территориями, какой принцип положить в основу административной системы империи. Советник Ван Гуань настаивал на том, что по традиции, восходившей к чжоускому времени, окраинные земли страны должны быть отданы в наследственное владение родственникам императора.

Против этого решительно выступил Ли Сы, предложивший принципиально иной проект государственного устройства. Китайский император принял предложения Ли Сы. Территория Поднебесной была разделена на 36 округов, каждый из которых состоял из уездов (сянь). Во главе округов стояли наместники, назначавшиеся непосредственно императором.

Название китайского императора

Кстати, сама по себе идея создания на вновь присоединенных территориях округов – административных единиц центрального подчинения – возникла еще в конце V века до н. э. Суть реформы Цинь Шихуанди выражалась в том, что он распространил систему округов на всю территорию своей империи. Границы новых образований не совпадали с территорией прежних царств периода Чжаньго и не соответствовали естественно-географическим рубежам, которые могли бы способствовать обособлению отдельных районов страны.

Культура и законодательство

К числу других важных мероприятий по укреплению централизованной власти императора также относятся:

  • введение единого законодательства;
  • унификация мер и весов;
  • реформа денежной системы;
  • введение единой письменности.

Реформы Цинь Шихуанди значительно способствовали укреплению как культурной, так и экономической общности населения империи. «Земли меж четырех морей были объединены,— писал по этому поводу Сыма Цянь,— заставы открыты, запреты на использование гор и озер смягчены. Поэтому богатые купцы получили возможность беспрепятственно разъезжать по всей Поднебесной, и не было такого места, куда бы не проникали товары для обмена».

Рабство и террор

Однако первый император не был образцом добродетели. Напротив, многие историки считают его тираном. К примеру, он фактически поощрял торговлю рабами, причем не только захваченными в военных походах пленными, но и жителями собственно Китая. Государство само массами обращало население в рабство за долги или за совершенные преступления, а затем продавало их рабовладельцам. Тюрьмы также превратились в рынки рабов. В стране был установлен жесточайший террор, по одному подозрению в недовольстве деятельностью императора все окрестное население подвергалось уничтожению. Несмотря на это, выросла преступность: нередки были случаи похищения людей в целях продажи их в рабство.

Первая династия китайских императоров

Преследование инакомыслящих

Китайский император Шихуанди подверг жестоким репрессиям конфуцианцев, проповедовавших традиционные общечеловеческие ценности, принципы морали и гражданского долга, аскетизм. Многие из них были казнены или отправлены на каторжные работы, а все их книги были сожжены и впредь запрещены.

А что после?

В сочинении историка Сыма Цяня Шицзи (в «Исторических записках») упоминается, что император в 210 году скончался во время поездки по Китаю. Кончина государя настигла внезапно. Наследовавший трон его младший сын взошел на престол, когда внутренние социальные противоречия в стране значительно обострились. Эршихуан на первых порах пытался продолжать важнейшие мероприятия отца, всячески подчеркивая преемственность своей политики. С этой целью им был издан указ о том, что унификация мер и весов, предпринятая Цинь Шихуаном, остается в силе. Впрочем, народные волнения, умело используемые знатью, привели к тому, что первая династия китайских императоров Цинь покинула историческую арену.

Крах империи

Непопулярные решения Цинь Шихуанди вызывали протесты в самых разных социальных слоях. На него было совершено много покушений, а сразу после его смерти началось широкое восстание народных масс, уничтожившее его династию. Восставшие не пощадили даже гигантскую гробницу императора, которая была разграблена и частично сожжена.

Соловей и китайский император

В результате восстания к власти пришел Лю Бан (206-195 годы до н. э.), основатель новой династии императоров - Хань, который до этого был всего лишь старостой небольшой деревни. Он принял ряд мер по борьбе с коррупцией и уменьшению влияния олигархии. Так, торговцам и ростовщикам, а также их родственникам было запрещено занимать государственные должности. Купцов обложили повышенными налогами, были введены правила для богатых. В деревнях восстановили местное самоуправление, упраздненное Цинь Шихуанди.

Династии китайских императоров

  • Эпоха Ся (2100-1600 годы до н. э.) – полумифическая династия, чье существование описано в преданиях, однако реальных доказательных археологических находок нет.
  • Эпоха Шан (1600-1100 до н. э.) – первая династия, чье существование подтверждено документально.
  • Эпоха Чжоу (1027-256 до н. э.), делится на 3 периода: западная Чжоу, Чуньцю и Чжаньго.
  • Цинь (221-206 до н. э.) – первая императорская династия.
  • Хань (202 до н. э. – 220 н. э.) – династия, основанная сельским старостой после народного восстания.
  • Эпоха Северных и Южных династий (220-589) – за несколько веков сменилась целая череда правителей и их династий: Вэй, Цзинь, Ци, Чжоу – северные; Су, Ци, Лян, Чэнь – южные.
  • Суй (581-618) и Тан (618-906) – эпоха расцвета науки, культуры, строительства, военного дела, дипломатии.
  • Период «Пяти династий» (906-960) – смутное время.
  • Сун (960-1270) – восстановление централизованной власти, ослабление военной мощи.
  • Юань (1271-1368) – правление завоевателей-монголов.
  • Мин (1368-1644) – основана бродячим монахом, возглавившим восстание против монголов. Характеризуется развитием товарного хозяйства.
  • Цин (1644-1911) – основана маньчжурами, воспользовавшимися неразберихой в стране, вызванной крестьянскими восстаниями и свержением последнего императора Мин.

Вывод

Цинь Шихуанди – один из известнейших исторических деятелей в древнекитайской истории. Его имя ассоциируется с героем сказки Г. Х. Андерсена «Соловей и китайский император». Основателя династии Цинь можно поставить в ряд с именами Александра Македонского, Наполеона, Ленина – личностями, потрясшими до основания общество, коренным образом изменившими жизнь не только родного государства, но и многих соседей.

fb.ru

Первый китайский император. Династии китайских императоров. История Китая :: SYL.ru

Среднестатистический человек мало что знает о Китае. С ходу сможет назвать качество китайских товаров, Великую китайскую стену и, пожалуй, то, что это самая населённая страна в мире. Мало кто знает, что история этого государства насчитывает несколько тысяч лет и имеет много страниц, на которых с восторгом можно задержаться. Сегодня мы поговорим о правителях этой страны. Список императоров Китая, внесших огромный вклад в историю страны, выглядит так:

  • Цинь Шихуанди.
  • Ян Ди.
  • Ли Шиминь.
  • Юнлэ.
  • Канси.

О них и поговорим далее.

Начало шествия к величию

До 221 года до нашей эры не существовало такой страны как Китай, а было 6 графств: Хань, Вэй, Чу, Чжао, Янь, Ци. Эти маленькие страны занимались разным хозяйством, имели непохожую религию, говорили на разных языках. Объединил эти земли первый китайский император. Имя его – Цинь Шихуанди. Родившийся в графстве Цинь от местного князя и его наложницы, мальчик получил имя Ин Чжэн. Он был первым в очереди на престол, на который он взошёл в возрасте 13 лет после смерти отца. Сначала к пареньку относились как к марионетке, и многие решения принимались от имени пажа Люй Бу Вэя, умнейшего человека, отвечавшего за образование подопечного. Это китайский император Цинь Шихуанди приказал строить ирригационный канал, позволивший увеличить число плодородных земель и прирост сельскохозяйственной продукции до небывалых размеров.

китайский император

Самостоятельные шаги на престоле

Но после наступления совершеннолетия хозяина регент был выслан за пределы графства Цинь, поскольку Ин Чжэн считал его предателем, замышлявшим против него заговор. Первое, с чего он начал своё законное правление, – это присоединение других графств и расширение территории. Его войско не имело пощады к неугодным и после 20 лет борьбы, в 221 году до н. э., ему удалось объединить китайские земли и принять императорское звание – Цинь Шихуанди.

Достижения и память потомков

Его правление запомнилось началом строительства Великой китайской стены, что должна была защищать народ от набегов кочевников, истреблённых императором позже, введением единой денежной системы. Он провёл реформирование письменной системы, построил дороги, ввёл приказ, чтобы все повозки были одних размеров, что значительно облегчало труд простых крестьян. Но в то же время он запомнился, как один из жесточайших правителей, поскольку в случае отказа следовать законам императора казнённым был не только нарушитель, но и его семья, а дальние родственники становились слугами вельмож.

династия тан

Тщеславие

Китайский император был тщеславен. Ещё при жизни он начал строить свою гробницу, отличавшуюся роскошью. На страже спокойствия умершего императора стояли 6 тысяч терракотовых солдат, сделанных из глины. Заживо были погребены 48 наложниц, чтобы ублажать своего господина и после смерти.

Период смуты

После смерти великого человека в Китайской цивилизации наступил почти 800-летний период смуты. Объединённая территория была подвержена как внешним, так и внутренним катаклизмам. Вопрос выбора конфуцианства или буддизма, нападения кочевников, экологическая катастрофа, вызванная сменой течения русла реки Хуанхэ, голод крестьян, засухи и неурожаи, восстание против феодалов, неумелое руководство Лю Бана, Ван Мана и других императоров приводит к тому, что некогда великая страна снова распалась на несколько княжеств. Несколько столетий длилась борьба за престол, иногда создавалось впечатление, что обычный прохожий, собрав пару сотен военных, мог захватить имперский трон. Неопределённость росла вместе с поколениями, и это приводило к разобщению интересов, культуры, религии.

история китая

Эпоха надежды

Так называют эпоху Тан правления Ли. Хронология существования – 618-907 год. В ходе проведения «Справедливой войны», когда восставшие против антинародной политики императора Ян Ди крестьяне намерились уничтожить правящую прослойку, им на помощь, по совету сына, пришёл Ли Юань – военачальник диктатора. Его сыну суждено было стать величайшим императором, за время правления которого Китайская империя стала самой развитой страной того времени. Его звали – Ли Шиминь.

Выбор маршрута движения

Как выходец из аристократической семьи, Ли Шиминь получил блестящее образование. Он был развит в многих отраслях науки и искусства. Много времени уделял военной технике и занятиям по боевому искусству. Он понимал, что основная проблема Китая - это разобщённость между людьми. Ведь среди тех, кто называл себя китайцем, были и аристократы, привыкшие хорошо жить и наслаждаться богатством, и крестьяне, искавшие тяжёлым трудом способов пропитания, и военные степовики, готовые за свои интересы сразу вступать в бой. Чтобы объединить их, он вёл политику «доброго брата», подававшего руку помощи бедным, поглаживавшего желавших этого аристократов и поддерживавшего степовиков восхвалением умения владеть боевым искусством.

китайский император цинь шихуанди

Политика великой державы

Ли Шиминь направил политику на помощь самому массовому населению его страны – крестьянам. Он уменьшил налоги и разрешил их платить продуктами, сократил дни отработки на феодала, разрешил торговать наделённой землёй. Провёл реформирование денежной системы, выпустил кодекс законов и правил в обществе, для облегчения торговли он наладил дорожное соединение между городами, дал толчок развитию наземного и морского транспорта.

Важнейшую роль в построении империи он отвёл чиновникам, которые теперь занимали свои должности не по праву происхождения, а благодаря знаниям в определённой отрасли. Начало развиваться книгопечатание, шелкография, металлопроизводство. Китайцы начали выращивать новые культуры: чай, сахарный тростник, дубовый шелкопряд. В сельскохозяйственной среде произошла революция, когда ввели систему орошения полей, что значительно сократило время обработки полей.

Изменения коснулись и военной промышленности: развивалось судостроение, изобрели порох, усовершенствовали броню. Нельзя не упомянуть достижения искусства эпохи династии Тан – шедевры скульптуры, поэзии и изобразительного искусства стали визитной карточкой этого периода истории.

 великие китайские императоры

Падение династии

История Китая рассказывает, что политика, направленная на экономическое развитие, приносила плоды на протяжении трёх столетий. Но когда местные феодалы поставили собственные интересы выше государственных, начались огромные проблемы. Часто они выкупали всю землю в окрестностях, обкладывали несоразмерными налогами крестьян, а после, если люди не могли платить, высылали их за пределы родных земель, передавая долг по человеку другому феодалу. Это приводило к небывалому экономическому процветанию вельмож. Некоторые из них становились миллионерами. С такими деньгами им было не страшно пойти против воли императора и открыто выступить против его политики. Мятежи снова пришли на процветающую территорию.

Период пяти династий и десяти царств

После падения дома Танов в истории Китая наступил пятидесятилетний период пяти династий и десяти царств. Пожалуй, самая кровопролитная эпоха в истории Китая. В конце правления династии Тан наделили широкими полномочиями региональных губернаторов. Они исполняли роль императора, посылая ему большие налоги, отобранные у местных жителей. Но почувствовав шаткое положение государя, они захотели занять его место. В результате этого и создалось 10 царств со своими предводителями: У, У Юэ, Минь, Чу, Южная Хань, Ранняя Шу, Поздняя Шу, Цзиннань, Южная Тан, Северная Хань.

Этот период в истории был недолговечен, потому что каждый из правителей не без оснований подозревал ближайшее окружение в возможном перевороте. Наследуя внутреннюю политику, во внешней тоже наблюдалось кровопролитие за расширение территорий. Правда, при этом княжества не забывали обмениваться товаром и вести широкую экономическую политику между собой.

династии китайских императоров

Эпоха великих династий китайских императоров

Династия Сун (960-1279 гг.), просуществовав около 3 столетий, была расколота на две части: северную и южную. Династия Юань (1279-1368) за 70 лет правления запомнилась войнами с монголами и окончательным изгнанием их со своей территории. Династия Мин (1368-1644), основанная Чжу Юань-чжаном, политикой заботы о феодалах настроила против себя крестьян и распалила их боевой дух, который не могли погасить даже после конца существования Минов. Династия Южная (Нань) Мин стала переходным этапом к установлению власти Династии Цинь.

Роскошь для святейших императоров

Эпоха Мин запомнилась не только настраиванием против себя крестьян и жестокими разборками с ними, но и возведением Пурпурного запретного города – комплекса дворцов, использовавшегося для жилья, церемониала у императоров. Возвести дворец императора Китая приказал китайский император Юнлэ. Над этим работали около 100 тысяч мастеров разных искусств – мастеров резьбы по камню, дереву и художников. Строителей же понадобилось, ни много ни мало, - 1 миллион. Именно с завершением работ в этом комплексе Пекин стал столицей империи.

династия цзинь

Корни новой династии

Китайская народность Чжурчжэни на территории Маньчжурии и Северо-Восточного Китая была уничтожена монгольскими набегами в ХІІІ веке. Кочевники на протяжении двух столетий безбедно жили на этих территориях. Но войска семьи Мин выгнали их с мест обитания и образовали три военных округа - Хайси, Цзяньчжоу и Ежэнь, которыми руководили региональные губернаторы.

В 1559 году Цзяньчжоу объединил чжурчжэнцев и перестал посылать дань в столицу. Он назвал своё владычество Позднее (Хоу) Цзинь, подчёркивая связь новой власти с чжурчжэньскими императорами. В историю период правления династии Цзинь вошёл под названием Империя Великой Цин, или Маньчжурская династия. Время существования этой династии значительное – от 1644 года до 1912. За это время сменилось 12 императоров.

Сложные испытания

Ещё с момента своего образования династия показала мультикультурность в плане подхода к своим жителям. Правители использовали официальные титулы императора, при этом оставаясь монгольскими ханами, поддерживали конфуцианство и буддизм. Верили, что каждый заслуживает продвижения по службе, но в тоже время запустили бюрократическую систему, использующуюся и в современной Китайской республике.

Для начала будущей империи предстояло бороться с коррумпированностью должностных лиц, высокими налогами и бедностью населения. Но главной проблемой этого периода стала внешняя политика. Маньчжурская династия проиграла в войне против Великобритании и вынуждена была подписать неравноправный договор, в результате чего отдавала в свободное пользование свои порты и не облагала налогом иностранный товар, с которым достойно не мог конкурировать отечественный. Война с японцами ещё больше усугубила тяжёлое положение династии Цин.

Золотая эпоха Китайской империи

Так называют эпоху правления великого китайского императора Канси. Он пришёл к власти в 1679 году, когда свергнул предшественника, князя Сонготу. Он правил около 60 лет. Ослабил влияние Совета князей-регентов и сановников, по поводу важнейших решений прислушивался только к себе и руководил войной по завоеванию и усмирению Китая. За время его правления резко уменьшилось число вооружённых восстаний против маньчжурских завоевателей.

Император интересовался наукой и был в курсе новинок научного мира. Он интересовался гидротехническим оснащением городов, укреплял дамбы, обустраивал новые плотины, связывающие разные деревни. В это время он рискнул ввести налог на монополистические иностранные товары, что привело к небывалому развитию внутреннего рынка потребления и изготовления продуктов. Также этот китайский император показал блестящие познания во внешней политике. Он победил Россию и завоевал часть её территории, но впоследствии наладил с ней экономические отношения. В Северной Монголии он активно разжигал внутренний конфликт, чтобы впоследствии захватить часть её территории, что у него отлично получилось сделать, присоединив Халху.

Сильное влияние дипломат оказал и на культуру. Он выделял существенные суммы для издательства старинных рукописей, антологий и энциклопедий. Правда, выступал авторитарным цензором, заставляя издателей зачёркивать критику маньчжурских правителей и вольные взгляды на жизнь. В личной жизни у него тоже все было в порядке: у него было 64 жены, которые подарили ему 24 сына и 12 дочерей. Он умер в возрасте 68 лет, оставив блестящую империю, которая после его смерти начала приходить в упадок.

Это лишь малая часть интереснейшей истории Китайской империи, которым по праву гордится современный Китай.

www.syl.ru

10 интересных историй о правителях древнего Китая

Чжоу приказал создать «Винное озеро» и «Мясной лес», которые представляли собой именно то, о чём говорят их названия. Большое искусственное «Винное озеро» было заполнено спиртным. Оно было настолько огромным, что по нему могли одновременно плавать несколько каноэ. В центре озера находился маленький остров, усаженный деревьями. Вместо ветвей у деревьев были шампура с нанизанным на них мясом. Чжоу и его наложницы проводили время, катаясь на каноэ вокруг острова, распивая вино и закусывая его мясом.

Как и следовало ожидать, развратный образ жизни не сделал Чжоу особо популярным. Когда император увидел, что люди восстали против его власти, он бросился в огонь – судя по всему, менее болезненный способ самоубийства ему не пришёл в голову. Созданное им «Винное озеро» было уничтожено, а его наследники, которые были значительно меньше подвержены поиску удовольствий, запретили употребление алкоголя в стране.

2. Император Ву Цинь умер из-за соревнований по подъёму тяжестей

Император Ву был физически крепким человеком и любил демонстрировать силу своих мышц, которую ценил превыше всего. Император уволил с государственных должностей всех книгочеев и поставил на их место атлетов, достоинства которых оценивались по тому, какой вес они были способны поднять.

Эта любовь к подниманию тяжестей, как ни странно, стала причиной его смерти. Ву Цинь вызвал на соревнование одного из сильнейших тяжелоатлетов империи Мэн Юэ. Мэн выиграл, потому что когда Ву поднимал свой вес, его колени подкосились, и он упал в обморок.

Ву провёл около восьми месяцев, медленно и мучительно умирая. В конце концов, его организм сдался, что оказалось плохой новостью для Мэна. В качестве награды за победу над императором Мэн и его семья были приговорены к смертной казни.

3. Император Ву Цзинь поручал козам выбирать наложниц

Одной из главных привилегий императоров было наличие у них гаремов. Китайский император Ву относился к ним с особой любовью.

Он проводил в гареме большую часть своего времени. Ву забирал всех красивых девушек прямо из дома и тащил их в свой гарем, чтобы сделать наложницами. Это для императора Ву было настолько важным делом, что он пообещал казнить любого, кто посмеет жениться раньше, чем он закончит формировать свой гарем.

В конце концов, император Ву набрал в свой гарем более 10 тысяч женщин. Для того чтобы выбрать себе ту, которая будет ублажать его всю ночь, он ездил по улицам на телеге, запряжённой козами. Император спал с той девушкой, возле чьей двери останавливались животные.

4. Император Гао-цзу мочился в головные уборы учёных

Император Гао-цзу был не самым большим поклонником образования. Он верил в военную мощь и послушание сильной, централизованной власти. Он не видел смысла тратить время на обучение, чтение трактатов или философские споры. «Всё, чем я обладаю, я получил при помощи войны, – заявил он одному из своих советников. – Так почему я должен беспокоиться о “Книге песен” и истории?».

Это было не просто отсутствие интереса – образованность сильно раздражала его. Во времена правления Гао-цзу большинство учёных были последователями Конфуция, и они носили заострённые головные уборы. Значительную часть своего времени Гао-цзу посвящал тому, что выдавал гневные тирады в адрес этих шапок и возмущался их ужасным видом. Увидев учёного, он сдирал с него шляпу и мочился в неё.

Но когда его советник Лу Цзя написал хвалебную книгу о победах императора, Гао-цзу изменил своё мнение о науке. Он создал конфуцианские школы по всей империи и сделал конфуцианство государственной идеологией.

5. Император Сюань-цзун имел 40 тысяч наложниц

Во времена Сюань-цзуна существовала традиция, согласно которой императоры к концу своего правления распускали всех своих наложниц. Поскольку императоров часто убивали, и время правления многих из них длилось всего несколько лет, положение наложниц было шатким.

Однако Сюань-цзун упорно отказывался умирать. Его правление длилось 44 года, и его гарем за это время разросся до невероятных размеров: в нём оказалось более 40 тысяч женщин. Конечно, Сюань-цзун не успевал встречаться со всеми из них, поэтому в основном они просто собирались вместе, изучали поэзию, математику и классическую литературу, а также ухаживали за тутовыми деревьями.

Однако это не означало, что император перестал пополнять гарем. Когда ему было 60 лет, Сюань-цзун заставил собственного сына развестись с женой, чтобы сделать её своей наложницей.

6. Император Хоу-Фей использовал живот своего военачальника в качестве мишени

Императору Хоу-Фей было девять лет, когда он взошёл на престол. Девять лет, как говорят китайцы, это немного рановато для того, чтобы получить абсолютную власть над империей. Император Хоу-Фей сходил с ума так, как это может делать только ребёнок. Ему удалось продержаться на троне пять лет. Когда людям надоели его выходки, он был убит. Начало конца пришло тогда, когда он увидел, как генерал Сяо-Даочинг спит без одежды.

Хоу-Фей был впечатлён округлой выпуклостью массивного живота Сяо, и у него родилась одна идея. Он приколол мишень к животу генерала и использовал её для упражнений в стрельбе из лука. Хоу-Фей хотел применять настоящие стрелы, однако помощнику удалось убедить его заменить их стрелами без наконечника – ведь если генерал останется жив, то его живот можно будет использовать в качестве мишени каждый день.

Сяо отомстил Хоу-Фею за издевательства над собой. Он приказал своему человеку отрубить голову императору, когда тот будет спать. Затем Сяо взял на себя правление империей.

7. Император Цинь убил человека из-за того, что проиграл ему в настольную игру

Любой, кто когда-либо возмущённо переворачивал игровое поле «Монополии», найдёт родственную душу в лице императора Цинь, который не на шутку разошёлся во время игры в «Лю-бо» («Шесть палочек»). Император Цинь проигрывал, а его соперник, судя по всему, сказал ему что-то обидное. После этого Цинь бросил каменную доску в голову своего противника с такой силой, что убил его. К несчастью для императора Цинь, его противник был принцем и наследником царства Вэй.

Правитель Вэй поклялся отомстить за убитого. Он объединил семь царств и возглавил восстание против Цинь. Но у императора Циня воевать получалось лучше, чем играть в «Лю-бо». Ему удалось подавить восстание, после чего он разорил царства тех, кто посмел оспорить право императора убивать любого, победившего его в настольной игре.

8. Император Фу Шэн объявил преступлением произнесение слова «без (чего-либо)»

Легенда гласит, что орёл выклевал императору Фу Шэну глаз, когда тот пытался украсть яйца из его гнезда. Возможно, это миф, но император действительно был слеп на один глаз, и он очень трепетно относился к любым напоминаниям об этом. Его паранойя дошла до того, что Фу Шэн считал насмешником любого, кто употреблял слова «недостающий», «отсутствующий» или «без (чего-либо)». Всякий, кто произносил одно из этих слов в его присутствии, приговаривался к смерти.

Фу Шэн считал, что убийства – это лучшее решение большинства проблем. Астрологи предсказывали императору, что если он не откажется от этого обычая, то его правление будет недолгим, но тот их не слушал. Он привык убивать, и первыми его жертвами были члены семьи: за два года до того, как стать императором, Фу Шэн казнил свою жену, её отца и дядю. Когда двоюродные братья Фу Шэна узнали о том, что он планировал сделать их следующими жертвами, они напали на замок императора, вытащили его из комнаты и проволокли привязанным к хвосту лошади. Фу Шэн, предпринявший много усилий для того, чтобы заставить людей не насмехаться над ним, вошёл в историю как «Одноглазый тиран».

9. Император Вэнь Cюань любил разгуливать накрашенным и голым

Своё царствование Вэнь Сюань начал хорошо, но время шло, и он стал всё меньше и меньше заниматься государственными делами и всё больше и больше времени уделять пьянству. Вскоре он почти полностью утратил над собой контроль. У него была плохая привычка – снимать с себя всю одежду, накладывать на лицо макияж и заходить в таком виде в комнаты своих приближённых. Он разгуливал голым даже зимой.

Однако его самой плохой привычкой было напиваться и убивать людей. Однажды он остановил на улице женщину и спросил у неё: «Тебе нравится Сын Неба?». Когда женщина сказала «Он настолько безумен, что не может быть Сыном Неба», царь обезглавил её.

Это был не единичный случай. Вэнь Сюань убивал людей спьяну так часто, что его министр, когда император напивался, старался подсунуть ему какого-нибудь осуждённого прежде, чем тот примется лишать жизни невиновных.

10. Император Чжэндэ любил переодеваться

Чжэндэ стал императором, когда ему было тринадцать лет, на тот момент он ещё не совсем вышел из детства. Он по-прежнему любил переодеваться, а поскольку он был императором, все остальные должны были ему подыгрывать.

Он заставлял своих министров переодеваться в торговцев, а сам прикидывался простолюдином, который забрёл в их магазины. При императоре Чжэндэ это было долгом всех приближённых. Тех, кто не хотел с ним играть, Чжэндэ смещал с занимаемого поста.

Рядом с императорским зоопарком он построил 200-комнатное здание под названием «Квартал Леопардов». Там он вместе со своими друзьями напивался, а затем охотился на животных, делая вид, что находится в джунглях и преследует дичь.

Однажды Чжэндэ заявил, что у него есть двойник по имени генерал Чжу Шо. Он переодевался в костюм и выходил к людям, заставляя их называть его Чжу Шо. Они должны были зачитывать приказы императора, а «Чжу Шо» притворялся, что был очень удивлён.

«Чжу Шо» оказался довольно способным генералом – как для воображаемого человека. Чжэндэ правил до двадцати девяти лет. В конце концов, спиртное взяло своё. Однажды напившись, император упал в холодную воду и заболел. Болезнь не пощадила его, и он умер.

Специально для читателей моего блога Muz4in.Net - по статье с сайта listverse.com   http://muz4in.net/news/10_interesnykh_istorij_o_pr...evnego_kitaja/2017-01-13-42583

hist-etnol.livejournal.com

Древний мир. Хронология Древнего мира. Таблица Китайских династий.

Эпоха Ся    

~ до 21 в. до н. э. — ~ до 16 в. до н. э.

Эпоха Шан

   

~ до 16 в. до н. э. — ~ до 11 в. до н. э.

Эпоха Чжоу

Эпоха Западная Чжоу

 

~ до 11 в. до н. э. — до 771

 

Эпоха Восточная Чжоу

 

до 770 — до 256

 

Период Чуньцю (Весны и Осени)

 

до 770 — до 476

 

Период Чжаньго (Воюющих царств)

до 475 — до 221

Династия Цинь

   

до 221 — до 206

Династия Хань

Династия Западная Хань

 

до 206 — 8 г. н. э.

  Династия Восточная Хань  

25 — 220

Период Троецарствия

Царство Вэй

 

220 — 265

 

Царство Шу

 

221 — 263

 

Царство У

 

222 — 280

Династия Западная Цзинь

   

265 — 316

Династия Восточная Цзинь и 16 царств

Династия Восточная Цзинь

 

317 — 420

 

16 царств

 

304 — 439

Эпоха Южных и Северных династий

Период Южных династий

Династия Сун

420 — 479

   

Династия Ци

479 — 502

   

Династия Лян

502 — 557

   

Династия Чэнь

557 — 589

 

Период Северных династий

Династия Северная Вэй

386 — 534

   

Династия Восточная Вэй

534 — 550

   

Династия Северная Ци

550 — 577

   

Династия Западная Вэй

535 — 557

   

Династия Северная Чжоу

557 — 581

Династия Суй

   

581 — 618

Династия Тан

   

618 — 907

Эпоха 5-ти династий и 10-ти царств

Династия Поздняя Лян

 

907 — 923

 

Династия Поздняя Тан

 

923 — 936

 

Династия Поздняя Цзинь

 

936 — 946

 

Династия Поздняя Хань

  

947 — 950

 

Династия Поздняя Чжоу

 

951 — 960

 

10 царств

 

902 — 979

Династия Сун

Династия Северная Сун

 

960 — 1127

 

Династия Южная Сун

 

1127 — 1279

Династия Ляо

   

907 — 1125

Династия Западная Ся

   

1032 — 1227

Династия Цзинь

   

1115 — 1234

Династия Юань

   

1279 — 1368

Династия Мин

   

1368 — 1644

Династия Цин

    

1644 — 1911

Китайская Республика

   

1912 — 1949

       

ancient.gerodot.ru

Императоры Китая – список самых известных | Все о Китае

Историю о великих китайских императорах начнем с широко известного среди ценителей истории Поднебесной Фу Си, по-другому именуемый как Тайхао.

Он считается первым легендарным императором Китая, своего рода божество - повелитель Востока.  В соответствии с китайской традицией, все жители страны обязаны именно Фу Си способностью вылавливать рыбу и готовить на открытом огне пищу. Фу Си является также первооткрывателем китайской иероглифической письменности, творцом первых восьми триграмм, считающихся основой в письме и китайской науке. Фу Си изобретатель музыки и измерительных инструментов, дал людям пример, как приучать диких животных и научил основам шелководства.

Императоры Китая – список самых известных

Женой, согласно легенде, являлась богиня Нюйва, его сестра. Относительно принятой в конфуцианстве модели исчисления времени, Фу Си руководил с 2852 по 2737 годы до нашей эры.

Ли Шимин (599–649 н. э.), следующий китайский император из династии Тан, более известный под именем Тайцзун. Больше тысячи лет его трепетно чтили жители Китая, Кореи, Японии и остальных ближних государств.

Основные правила, которые составляли фундамент бытия императора Тайцзун, можно описать следующими фразами:

1.Прежде всего, император должен думать о собственном населении.

2. Всеми усилиями поощрять добродетельность и внедрять простые и логичные законы.

3. Расходы на правительство или императора минимальны.

4. Небольшие поборы, для стимуляции процветания и развития торговли и ремесла.

5. Ставить верных и четко дисциплинированных начальников.

6. Реагировать на прошения, пожелания и критику положительно и обязательно мудро.

За период его правления Китай существенно закрепил собственное превосходство на Дальнем Востоке в любых аспектах, в том числе в культуре, образовании, транспорте, ремесле, сельском хозяйстве, торговле и т. д., и опередил в этом все бывшие до него династии. И по сей день, Танская поэзия и проза считаются наивысшими достижениями китайской литературы. Вследствие этого «Тан» стал одним из синонимов Китая, а самих китайцев ещё порою называют «людьми Тан».

Императоры Китая

Жёлтый император либо Хуан-ди.

Ещё один легендарный вождь Китая и большой мифический персонаж, которого называют ещё основателем даосизма и праотцом всех китайцев.

Входит в пятерку легендарных императоров древней эпохи Китая, имеющей отношение к третьему тысячелетию до нашей эры. По сложившейся традиции годами его правления в Китае считают период около 2600 годов до нашей эры.

По Сыма Цяню, Желтому императору после жестоких сражений удалось подчинить под себя правителей отдельных племён, и построить первое независимое китайское государство в Куньлуньских горах – много километров на запад от бассейна реки Хуанхэ.

Император Шунь (XXIII столетие до нашей эры).

Великий правитель Китая, проживавший согласно повествованиям, в XXIII столетии до нашей эры, последний из пятерки древних легендарных императоров.

Шунь в Поднебесной считают могущественным реформатором в сфере музыки и летоисчисления, символом крепкой любви, преданности и верности. Конфуций приравнял Шуня к Яо и Юем, трем проживавшим на Земле «совершенным людям».

Подобно Яо, Шунь передал престол не своему наследнику сыну Шанц-кюню, а местному герою Юю, какой посредствам сооружения дамб и каналов приручил свирепствующие потопы. Юй был основателем первой легендарной и почтительной китайской династии Ся.

Ин Чжэн, широко известный, как Цинь Шихуан-ди.

Великие китайские императоры

Является первым императором царства Цинь (начиная с 246 года до нашей эры), покончивший многовековой период Воюющих Царств. Уже к 221 году до нашей эры он поставил единоличное командование по всей земле Внутреннего Китая и попал в историю правителем первой решительной китайской державы. Возведенная им династия Цинь, имевшая в планах править Поднебесной как минимум 10 тысяч поколений, оказалась свергнута сразу по прошествии парочки лет после его кончины.

У-ди (имя при рождении Лю Чэ), полное имя после смерти Сяоу Хуанди.

Седьмой по счету император в династии Хань, руководил с 141 год до н. э. по 87 год до н. э. Во времена его пребывания на троне, ханьский Китай значительно увеличил собственные границы, было внедрено конфуцианство, заработал Великий Шёлковый путь. Помимо этого было  массовое установление буддийских статуй, и внедрялись в жизнь буддийские ритуалы. Эпоха его правления считается исследователями одним из наиболее блистательных времен в китайской истории. Император осуществил перепись населения. Ввел практику экзаменов для потенциальных чиновников и распространил систему школ по обучению конфуцианству, данная система утвердилась и поддерживалась на протяжении целой истории императорского Китая, до последнего.

Цы Си (29.11.1835г. - 15.11.1908г.)

Императрица маньчжурская, по факту находившаяся у престола в цинском Китае в период с 1861 по 1908 год. Являлась наложницей у императора Ичжу, а после рождения на свет сына Цзайчуня — наследника трона - оказалась его второй женой, обладала абсолютным влиянием при дворе. После кончины императора в 1860 году Цы Си официально представлена к титулу Великой императрицы.

Добавить комментарий

www.goodchina.ru

Император Китая

Императоры древнего Китая обладали огромной силой и ответственностью. Названный «Сыном Неба», он (и как только она) получил божественное право управлять всеми людьми, но должен был проявить свои интересы, а не свои собственные. Абсолютный монарх, хотя на практике зависел от внутреннего круга советников, таинство императора усиливалось его невидимостью для простых людей, уединенных, так как он часто был в императорском дворце. Чтобы получить личную аудиторию у императора, даже если он все еще оставался скрытым за экраном, пока он сидел на своем золотом драконьем троне, был самым высоким почестем. Возможно, ни один другой древний правитель никогда не был столь же далеким или уважаемым, как Император Китая.

МАНДАТ НЕБЕСАПравители династии Западного Чжоу первыми перенесли традиционное китайское поклонение предкам на шаг дальше и несут титул «Сын Неба» (Тяньцзи). Король Вэнь Чжоу, ок. 1050 г. до н.э., утверждал он, и, как он удобно настраивал, все его преемники тоже получили право управлять богами (либо Небом, либо Небом). Это было не что иное, как Мандат Небес или Тяньмин, то есть неоспоримое право управлять. На самом деле не божественный, а, скорее, правящий от имени богов на земле, эта роль также несет большую ответственность за принятие решений на благо народа. Если бы он не правил хорошо, тогда Китай подвергся страшным бедствиям, таким как наводнения и засухи, и он потерял бы право управлять. Это также было полезным объяснением того, почему правящие династии менялись на протяжении веков: они потеряли благословение небес через беспорядок. Как говорится в одном популярном высказывании, записанном Сюнь Цзы:

Принц — это лодка, простые люди — это вода. Вода может поддерживать лодку, или вода может опрокинуть лодку. (Эбрей, 8)

Поэтому правитель должен всегда руководствоваться принципом доброжелательности или джена. Он и мать, и отец народа. По этой причине магистраты, которые управляли регионами от его имени, в народе назывались «должностными лицами матери-отца». Правители, возможно, явно игнорировали моральную сторону вещей, но, тем не менее, идея Мандата Неба продолжала использоваться как полезный легитимирующий аргумент в пользу господства императоров и даже иностранных завоевателей императоров вплоть до XIX века н.э. Немногие императоры могли позволить себе полностью игнорировать коллективные моральные и исторические ожидания своего народа.

Таким образом, в древнем Китае правителем считался глава королевской семьи, дворянства, государства, судебной власти и религиозной иерархии. Естественно, когда он умер, он отправился на небеса и служил там богам. Такие превознесенные привязанности обеспечивали, чтобы все правители Китая относились с большим почтением и трепетом от любого человека, которому посчастливилось когда-либо физически связаться с ними. Даже для высокопоставленных правительственных чиновников, проходящих через Внутренний суд и фактически встречающихся с императором, — и мало кто когда-либо делал — опыт был настолько близок, насколько они доходили до божественности в свое время на земле.

ПЕРВЫЙ ИМПЕРАТОРПервым правителем, получившим титул самого императора, был Ши Хуанди (259-210 гг. До н. Э.), Основатель династии Цинь. В самом деле, его само название было почетным званием, означающим «Первый Император». В экстравагантной и, в конечном счете, довольно успешной попытке какого-то бессмертия император приказал построить огромную гробницу для него, охраняемую Терракотовой армией, армией из восьми тысяч жизненно важных воинов с колесницами и лошадьми, а также многие живые животные в коробке и ряд человеческих жертв для хорошей меры.

После этого все правители взяли на себя титул императора и учреждения, пережив несколько изменений династий, только закончились революцией 1911 года, которая установила Китайскую Республику. Последним императором был Айсин Гиоро Пуйи из династии Цин, который правил еще ребенком всего три года.

НАСЛЕДОВАНИЕИмператоры обычно унаследовали свое положение, если только они не были основателем собственной династии и захватили власть силой. Как правило, старший сын-сын унаследовал титул своего отца, но были случаи, когда император выбирал другого из своих детей, если он считал его более подходящим для правления. Эта ситуация привела к плохому чувству и соперничеству между братьями и сестрами, и в результате часто случались гибели и исчезновения. Если император умер до того, как его избранный наследник был взрослым, тогда молодому императору посоветовали высокопоставленные чиновники, особенно среди евнухов, которые веками доминировали над жизнью на суде. Иногда даже новым взрослым императорам приходилось бороться с могущественными чиновниками или родственниками, которые лучше знали тонкости судебной политики и стремились продвигать свои собственные амбиции, а не государственные. Смерти, самоубийства и принудительные отречения не были неизвестны среди длинной линии императоров Китая. Эти случаи, к счастью, были исключениями и на протяжении веков сохраняли сильное почтение к любому человеку, который был выбран по рождению или обстоятельству, чтобы быть императором, как объясняет историк Р. Доусон:

Как только появился новый государь, аура сверхъестественного, которая окружала его и чувство божественного одобрения офиса, подтвердила положение императора … Сидя на троне дракона, Сын Неба был слишком священным объектом, на который можно было смотреть смертным глаза, поэтому экран должен вмешаться. (10-11)

ПОЛНОМОЧИЯ ИМПЕРАТОРАУ китайских императоров не было конституции, которая определяла их полномочия и полномочия их правительства. Император был высшим руководителем, высшей законодательной властью и последним источником апелляции, а также верховным главнокомандующим вооруженных сил. Император мог руководить государственной политикой, вводить новые законы и налоги, назначать встречи, давать милостыню, привилегии и титулы, наказывать наказание и присуждать помилования. Он может также отменить любой официальный или существующий закон, даже если требуется рассмотрение приоритета. Некоторые императоры принимали участие больше, чем другие в повседневном правлении государства, но была общая тенденция оставлять практические вопросы профессиональным политикам, тщательно отобранным для этой цели. Император широко воспринимался как отцовская фигура и моральный пилот государственного корабля, так как этот отрывок из текста династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) иллюстрирует:

Тот, кто является правителем людей, принимает недействительность в качестве своего Пути и делает беспристрастность своим сокровищем. Он сидит на троне бездействия и едет на совершенство своих чиновников. Его ноги не двигаются, но его министры ведут его вперед; его рот не произносит ни слова, но его камергеры дают ему слова поддержки; его ум не заботится о проблемах, но его министры осуществляют соответствующие действия. Таким образом, никто не видит, что он действует, и все же он достигает своего успеха. Так правитель имитирует пути Небес. (в Доусон, 7)

Предполагалось, что император будет поддерживать принципы конфуцианства, на котором основывались многие области управления, но он сам мог взять свой выбор из любой из нынешних религий, таких как буддизм и даосизм, за свои личные убеждения. Официально он выполнял самые важные религиозные ритуалы в календаре, которые включали жертвоприношения на священных горных и речных участках. Император также отвечал за регулярные жертвы, которые чтили его императорских предков и церемониальные первые вспашки каждого сельскохозяйственного года. Самый важный ритуал, который был исполнен до 20-го века н.э., заключался в том, что в зимнее солнцестояние, которое было убито в честь Небес, было предложено безупречного быка.

Еще одно ожидание императора состояло в том, чтобы стать покровителем образования. Следовательно, многие императоры посетили государственные университеты и основали новые школы во время своего правления. Император сам выиграл от строгого образования в конфуцианской классике и истории, и его роль отца народа потребовала, чтобы он поощрял грамотность и обучение через Китай.

Несмотря на свою абсолютную власть, император все еще не мог сделать все, что хотел. Таков был размер государства и его бюрократии, что он полагался на советников, чтобы держать его в курсе дел и лояльных сторонников для осуществления своей политики в рамках традиционного правительства. Поэтому ему советовали и помогали старшие политики, которые в зависимости от периода могли иметь такие титулы, как канцлер, главный министр, великий комендант, великий советник или императорский секретарь. Как показывает здесь историк Р. Доусон,

Даже самый автократический император был неизбежно ограничен традициями, конвенциями и прецедентами, а также давлением родственников, а также необходимостью полагаться на хорошо информированных министров. Хотя иногда императоры могли вести себя с внезапной резкостью, их право действовать произвольным образом служило угрозой, которая редко применялась на практике. (15)

По этой причине императоры организовали регулярные судебные конференции для обсуждения бюджетной, правовой и военной политики, в которой высшие должностные лица были приглашены высказать свое мнение, а решения могли приниматься на основе мнений большинства. Поэтому правительство в значительной степени придерживалось принципа консенсуса; действительно, древнее китайское слово «правит» (t’ing) также означает «слушать». По мере того, как аппарат правительства становился все более и более сложным, назначение старших должностных лиц по-прежнему производилось императором, но сделало это из списка, рекомендованного его советниками. Коммуникации также сильно фильтровались через различные отделы, прежде чем они пробивались к глазам императора. Следовательно, власть старших политиков влиять на принятие решений в свою пользу или на собственные интересы росла с течением времени. Кроме того, политика императора была также ограничена теми, что были у его предшественников, особенно основателя династии, которая, как считается, была особенно одобрена Небесами. Это был уловка как инструмент божественного. Если бы все правители были таким образом уполномочены, тогда их политика должна была рассматриваться и соблюдаться.

УНИКАЛЬНОСТЬ И МИСТЕЙМистика императора, пришедшая из его Мандата с Неба, и трудность в том, что он когда-либо мешал ему, были подняты только такими условностями, как поклониться его портрету. Даже официальные лица, получившие поощрение в провинциях, с благодарностью отправились в сторону далекого дворца в столице. Чтобы гарантировать уединение императора, любой, кто был неосторожен, чтобы войти в дворец без разрешения, получил смертный приговор за свои проблемы.

День рождения императора отмечался как никакой другой религиозный праздник, и его императорские одежды носили конструкции дракона, самого престижного существа в китайской мифологии. Он отличался от всех остальных тем, что он носил особые шляпы и одежду, которые только он имел право носить. Одежда, драпировка, сосуды и мебель из ярких желтых и специфических узоров стали ассоциироваться с имперским человеком. Естественно, он путешествовал в своих собственных каретах на заказ, которые вылетали своими собственными специальными знаменами и путешествовали по дорогам, которые были предназначены для его исключительного использования. Его путь был тщательно очищен от зрителей до его прохождения. Даже язык указывал на сингулярность императора, поскольку на него ссылалось его собственное уникальное местоимение первого лица, и было запрещено писать или говорить его личное имя. В смерти огромные гробницы умерших правителей со своими сопутствующими зданиями и сокровищами были еще одним сильным и продолжительным напоминанием о силе и престиже императоров Китая.

demon-angel.ru

Цинь Шихуанди. Первый китайский император

Первый император Китая

Первый император Китая

В российских школьных учебниках по истории о Древнем Китае рассказывается не очень подробно. Навряд ли каждому понятно, что III столетие до н. э., когда Цинь Шихуанди — первый китайский император, объединил враждующие разобщенные царства, – это и время Пунических войн между Римом и Карфагеном. И события, которые происходили на Востоке, ничуть не менее значимы, чем сотрясавшие Европу и ее ближайших соседей.

Цинь Шихуанди насаждал идеологию порядка и сильной центральной власти, что довольно актуально для современного человечества. Он желал жить вечно. В результате если не вечно, то очень долго живет его заупокойная пирамида, которая стала крупнейшей археологической сенсацией ХХ столетия. Там была обнаружена так называемая Терракотовая армия – уникальнейший памятник, который уже в XXI веке привозили в Москву и выставляли в Государственном историческом музее.

Цинь Шихуанди родился в 259 г. до н. э. в Ханьдине, в княжестве Чжао царства Цинь. Его отец Чжуансян-ван был правитель, это следует из его имени, потому как «ван» означает «князь» или «царь».

Мать была наложница. То есть Цинь Шихуанди – бастард (незаконнорожденный, внебрачный ребенок). Больше того, мать перешла к Чжуансян-вану от предыдущего господина, придворного Люй Бувэя. И ходили слухи, что сын в действительности – его. Люй Бувэй, кстати, всячески покровительствовал мальчику. Однако оказаться его сыном было не очень лестно, потому что он, в отличие от Чжуансян-вана, не был князем и даже занимался торговлей.

Происхождение может многое объяснить в характере Цинь Шихуанди. История знает немало примеров того, как отчаянно рвутся к власти именно незаконнорожденные, а следовательно, уязвленные. Об этом неоднократно писал великий Шекспир. Есть такое особенное стремление – доказать всем, что ты хоть и не такой знатный, как другие, зато самый сильный.

Мальчика назвали Ин Чжэн, что означает «первый». Догадка гениальная! Ведь он в действительности стал первым китайским императором.

В результате сложных придворных интриг Люй Бувэй смог добиться того, чтобы в 13 лет Чжэн стал правителем государства Цинь – одного из семи китайских царств. Китай переживал в те времена период раздробленности, и каждое из княжеств имело относительную самостоятельность.

Китайская цивилизация – одна из древнейших в мире. Ее начало относят к XIV столетию до н. э. Она зародилась, как и некоторые другие древние культуры Востока, в долине двух великих рек – Хуанхэ и Янцзы. Речная цивилизация во многом зависит от ирригации. Воюя с соседями, возможно попросту разрушить ирригационную систему, которая обеспечивает поля водой. И засуха, и затопление могут стать причиной потери урожая, а это означает — голод.

В VIII–V веках до н. э. Китай переживал этап раздробленности и внутренних войн. Однако, даже несмотря на это, древним китайцам было свойственно осознание себя единой великой цивилизацией, Поднебесной – прекрасным миром, окруженным «злыми варварами» и поэтому вынужденным себя защищать. При этом китайцам в действительности было чем гордиться. У них уже появилась письменность, они освоили металлургию и смогли создать совершенную систему ирригации.

Следует заметить, что 7 китайских царств – это полулегендарное понятие. К примеру, Британия на островах в Средневековье также началась с так называемых 7-и англосаксонских королевств. Это своего рода символ раздробленности. Китайские княжества – это Янь (северо-восток), Джао (север), Вэй (северо-запад), Цинь (также северо-запад), Ци (восток), Хань (центр) и Чун (юг).

Важную роль в преодолении мозаичной разобщенности сыграло именно царство Цинь, находившееся на северо-западной границе, в предгорьях, в излучине Хуанхэ. Оно не было самое передовое в экономическом отношении, потому как основные его силы уходили на сдерживание варваров, наступавших с северо-запада, в том числе сюнну – будущих гуннов. Именно это заставило жителей царства Цинь создать военную организацию, в большей степени мощную, чем у соседей.

Исследователи сравнивают внутреннее устройство царства Цинь с военной организацией Спарты. Бывают такие государства – не самые передовые в экономическом плане, но самые вынужденно организованные. Строжайшая дисциплина, прекрасное владение оружием – это выдвигает их в первые ряды. Так и Цинь оказалось самое заметное среди 7-и китайских царств.

Первые 8 лет на престоле Чжэн реально не правил. Власть была в руках его покровителю Люй Бувэю, который назвал себя регентом и первым министром, получив также официальный титул «второго отца».

Юный Чжэн проникся новой идеологией, центром которой в те времена было княжество Цинь. Она получила название легизма, или школы права. Это была идеология тоталитарной власти. Безграничный деспотизм вообще свойствен для Древнего Востока. Вспомним древнеегипетских фараонов, осознававших себя богами среди людей. И правители Древней Ассирии говорили о себе: «Я царь, царь царей».

В Древнем Китае идеология легизма пришла на смену философии, которую разработал примерно за 300 лет до Шихуанди знаменитый мыслитель Конфуций (Учитель Кун, как его называют в документах). Он организовал и возглавил первую в Китае частную школу. В нее принимали всех, а не только детей аристократов, потому как главная идея Конфуция – нравственно перевоспитать общество через перевоспитание правителей и чиновников.

Это во многом близко, к примеру, взглядам древнегреческого философа Платона, который в V–IV веках до н. э., приблизительно спустя столетие после Конфуция, также говорил о необходимости перевоспитания правителей и даже пробовал перейти к практической деятельности. Платон, как известно, до такой степени раздражал одного из тиранов, что тот продал его в рабство.

Конфуций, как сообщает известнейший историк Древнего Китая Сыма Цянь, предложил свои услуги 70-ти правителям, говоря: «Если кто-то использует мои идеи, я смогу сделать нечто полезное всего за один год». Но никто не откликнулся.

Идеи Конфуция предвосхищают философию гуманизма. У него трудящийся народ должен быть подчиненным и работящим, но государство обязано заботиться о нем и защищать его – тогда в обществе будет порядок. Именно Конфуций учил: «Должность не всегда делает человека мудрецом». А мечтой его был мудрец на высокой должности.

Как писал Сыма Цянь, Конфуций был недоволен современным ему обществом, опечален тем, что путь древних правителей заброшен. Он собрал и обработал древние гимны, стихи о единстве народа и власти, о необходимости подчиняться правителю, который должен быть добр к народу. Он видел общественное устройство как дружную семью. Поэтом Конфуцию приписали авторство, но, видимо, он в действительности лишь собрал эти произведения.

По мнению же молодого Чжэна, увлеченного идеями легизма, закон это высшая власть, идущая от неба, высший же правитель – носитель этой высшей власти.

238 год до н. э. — Чжэн стал править самостоятельно. Люй Бувэя он сослал, заподозрив – возможно, не беспочвенно – в подготовке мятежа. После его принудили совершить самоубийство. Остальных заговорщиков жестоко казнили. Среди прочих – и новый любовник матери Чжэна, ставленник Люй Бувея Лао Ай. Начиналась эпоха великих казней.

Цинь Шихуанди сделался полновластным хозяином небольшого, но довольно воинственного княжества. Первые 17 лет своего самостоятельного правления он постоянно воевал. Его правой рукой сделался некто Ли Сы. Это был страшный человек. Выходец из низов, из глухой деревни, он оказался весьма хитроумным и очень воинственным. Ли Сы горячо разделял идеологию легизма, придав ей определенную жестокую направленность: он уверял, что закон и обеспечивающее его наказание, а значит, жесткость и страх есть основа счастья всего народа.

К 221 г. до н. э. правитель Цинь смог покорить шесть остальных китайских царств. На пути к намеченной цели он пользовался и подкупом, и интригами, но более часто – военной силой. Подчинив себе всех, Чжэн объявил себя императором. Именно с этого времени он звался Шихуанди – «император-основоположник» (аналогично древнеримскому обозначению «император Август»). Первый император Цинь Шихуанди заявил, что править будут десятки поколений его потомков. Он жестоко ошибался. Но пока казалось, что этот род в действительности непобедимый.

Армия Цинь Шихуанди была огромной (ее ядро составляло 300 тыс. человек) и располагала все более совершенным железным оружием. Когда она двинулась в поход против сюнну, варвары были отброшены, а китайская территория на северо-западе в значительной мере расширена. Чтобы обеспечить защиту от враждебного окружения, первый китайский император приказал соединить былые укрепления шести царств новыми крепостными сооружениями.

Этим было положено начало строительству Великой Китайской стены. Возводилась она, так сказать, всем миром, но не добровольно, а принудительно. Основной строительной силой были солдаты. Вместе с ними работали сотни тысяч заключенных.

Укрепляя внутренний порядок, Цинь Шихуанди не переставал отгораживаться от внешнего варварского мира. Мобилизованное население неустанно строило Великую стену. Оставался китайский император и завоевателем. Он затеял войны в Южном Китае, на землях, которые не входили в число 7-и царств. Расширив свои владения на юге, Цинь Шихуанди выдвинулся дальше и покорил древнейшие государства Вьетнама, которые назывались Намвьет и Аулак. Туда он стал насильственно переселять колонистов из Китая, что вело к частичному смешению этносов.

Цинь Шихуанди основательно занялся внутренними делами государства. Ему приписывают такой лозунг: «Все колесницы с осью единой длины, все иероглифы стандартного написания». Это значило принцип единообразия буквально во всем. Как известно, к стандартизации, в частности мер и весов, стремились и древние римляне. И это было очень правильно, потому как способствовало развитию торговли. Однако в Риме, при всей тяге к порядку и дисциплине, сохранялись и элементы демократии: Сенат, выборные государственные должности и т. п.

В Китае же единообразие поддерживало прежде всего ничем не ограниченную центральную власть. Императора объявили сыном неба. Возникло даже выражение «мандат неба» – мандат от высших сил на абсолютную власть над каждым человеком.

Заботясь о единообразии, Цинь Шихуанди создал целостную сеть дорог. В 212-м до н. э. он велел провести дорогу с севера на восток, а потом прямо на юг, в столицу. При этом проложить ее было приказано прямо. Выполняя повеление императора, строителям приходилось прорубать горы и перебрасывали мосты через реки. Это была грандиозная работа, посильная лишь для мобилизованного населения тоталитарного государства.

Первый китайский император Цинь Шихуанди, ввел единую систему написания иероглифов (в покоренных царствах письменность несколько отличалась) и общую систему мер и весов. Но наряду с этими благими деяниями была и организация единой системы наказаний. Легисты утверждали: «Разуму народа возможно доверять настолько же, насколько и разуму ребенка. Ребенок не понимает, что страдание от малого наказания – это средство получить большую пользу».

Новой столицей Шихуанди сделал город Сяньян, неподалеку от современного Сианя, к юго-западу от Пекина, в центре современного Китая. Туда переселили высшую знать из всех шести царств – 120 тыс. семей. Всего в столице проживало около миллиона человек.

Вся территория государства была поделена на 36 административных округов, чтобы прежние границы царств были забыты. Новое деление никак не соотносилось ни с былыми границами, ни с этническими особенностями населения. Все держалось исключительно на насилии.

Ни один человек в империи не мог иметь личного оружие. Его у населения отобрали, а из полученного металла отлили колокола и 12 гигантских статуй.

213 год до н. э. – приняли закон об уничтожении книг. Его энтузиастом был Ли Сы. Он считал важным, чтобы люди позабыли об учености и никогда не вспоминали о прошлом, чтобы избежать дискредитации настоящего. Историк Сыма Цянь привел текст обращения Ли Сы к императору.

Придворный с возмущением сообщает: «Услышав об издании указа про книги, эти люди тут же начинают обсуждать его исходя из своих собственных идей! В душе они его отрицают и занимаются пересудами в переулках! Они делают себе имя, понося начальство». Все это считали недопустимым. У народа не должно быть никаких собственных идей, а решения властей не подлежали обсуждению.

Выводы Ли Сы таковы: мириться с таким положением невозможно, так как оно чревато ослаблением правителя. Необходимо сжечь все книги, хранящиеся в императорских архивах, кроме хроники династии Цинь. Следует изъять тексты Шицзин и Шу-цзин – древние гимны и исторические документы, объединение которых приписывают Конфуцию, – и сжечь все без разбора. Уничтожению не подлежали лишь книги, посвященные медицине и гаданию. «Тот же, кто пожелает учиться, – пишет Ли Сы, – пусть берет в наставники чиновников».

И разумеется надо казнить любого, осмелившегося говорить о Шицзин и Шу-цзин, а тела казненных выставлять на торговых площадях. Если же кто-то станет критиковать настоящее, ссылаясь на прошлое, и хранить запрещенные книги, его следует казнить вместе со всей семьей, при этом уничтожить три поколения, связанные с этим человеком.

Примерно спустя 50 лет после смерти императора в стене одного из старых домов обнаружили замурованные книги. Погибая, ученые прятали их, в надежде сохранить знание. Так неоднократно бывало в истории: правитель истреблял ученых, но культура в последствии возрождалась. И Китай при династии Хань, утвердившейся на престоле после преемников Шихуанди, возвратился к идеям Конфуция. Хотя, великий мудрец вряд ли смог узнать себя в новых пересказах.

Его философия была во многом основана на патриархальных мечтах о справедливости, равенстве, на вере в возможность перевоспитать правителя. После господства легизма неоконфуцианство впитало идею незыблемости порядка, естественного деления людей на высших и низших и необходимости сильной центральной власти.

Чтобы провести в жизнь свои законы, император Цинь Шихуанди создал целую систему жесточайших наказаний. Виды казни для порядка даже пронумеровали. При этом убить человека ударом палки или проткнуть копьем – это легкие способы казни. Во многих случаях необходимы другие, более изощренные. Шихуанди постоянно ездил по стране, лично следя за исполнением своих приказов.

Повсюду возводились стелы с надписями такого, к примеру, содержания: «Великий принцип управления страной прекрасен и ясен. Его можно передать потомкам, и они будут следовать ему, не внося никаких изменений». На другой стеле появились такие слова: «Надо, чтобы повсюду теперь люди знали, что нельзя делать». Стелы этого императора – квинтэссенция деспотизма, основанного на запретительно-карательной системе тотального контроля.

Цинь Шихуанди построил для себя гигантские дворцы и повелел соединить их запутанными дорогами. Никто не должен был знать, где на данный момент находится император. Он всегда и везде появлялся неожиданно. У него были основания бояться за свою жизнь. Незадолго до его смерти были один за другим разоблачены три заговора.

А умирать Шихуанди не хотелось. Он верил, в возможность отыскать эликсир бессмертия. Чтобы добыть его, снаряжались многочисленные экспедиции, в том числе к островам Восточного моря, вероятно в Японию. Об этой далекой и труднодоступной земле в древности ходила всяческая молва. Потому было нетрудным поверить, что эликсир бессмертия хранится именно там.

Узнав о поисках эликсира, уцелевшие ученые-конфуцианцы заявили, что это суеверие, такого средства не может существовать. За такое сомнения 400 или 460 конфуцианцев были по приказу императора живыми закопаны в землю.

Так и не раздобыв вожделенного эликсира, Цинь Шихуанди сосредоточил основное внимание на своей гробнице. Трудно сказать, была ли у него на самом деле идея, чтобы вместе с ним была похоронена его гигантская армия, и не пришлось ли уговаривать императора заменить живых воинов терракотовыми.

Шихуанди умер в 210 г. до н. э., при очередном объезде владений. Его уверенность в том, что установленный порядок незыблем, не оправдалась. Крах системы наступил довольно скоро после его смерти. Ли Сы обеспечил самоубийство прямого наследника – старшего сына императора Фу Су, а после добился того, чтобы все сыновья и дочери первого китайского императора Цинь Шихуанди были уничтожены один за другим. С ними было покончено к 206 году. Жив остался только его ставленник Ли Сы, младший сын Шихуанди Эр Шихуанди, которого Ли Сы считал марионеткой, игрушкой в своих руках.

Но главный евнух дворца смог расправиться с самим Ли Сы. Бывшего всесильного придворного предали казни по всем тем правилам, которые он пропагандировал и насаждал, при этом по четвертому, самому чудовищному варианту. Весьма поучительная история для злодеев…

206 год до н. э. – убили и второго императора Эр Шихуанди. В стране развернулось мощное движение социального протеста. Ведь население уже много лет страдало от жестоких порядков и роста податей. Дошло до того, что у каждого человека изымали около половины доходов. Начались народные восстания, одно из них, как ни удивительно, было успешное. Династия Хань, последовавшая за династией Цинь, – это потомки одного из победителей, возглавившего грандиозное народное движение.

1974 год — китайский крестьянин обнаружил в одной из деревень в районе города Сиань, недалеко от бывшей столицы Шихуанди, фрагмент глиняной скульптуры (видео в конце статьи). Начали проводить раскопки – и было обнаружено 8 тыс. терракотовых солдат, каждый высотой примерно 180 см, то есть нормального человеческого роста. Это была Терракотовая армия, сопровождавшая первого императора в последний путь. Захоронение самого Цинь Шихуанди пока не вскрыто. Но археологи считают, что оно находится там же.

Первый император Китая стал героем многочисленных книг и фильмов. Следует отметить, что он очень полюбился фашистам, которые по сей день лепят из него свой идеал, забывая, как дорого обошелся стране созданный им порядок и насколько недолговечным он оказался.

 

 

 

Н.Басовская

ред. shtorm777.ru

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

shtorm777.ru


Смотрите также