Язычество в древней греции. Греческие неоязычники добиваются официального признания своей религии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Хвала греческим язычникам! В Греции узаконено язычество. Язычество в древней греции


БОГИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ — Язычество — Магическая Лаборатория

РОДОСЛОВНАЯ БОГОВ

Из первоначального Хаоса вышли первые боги — Уран (Небо) и Гея (Земля), которые стали супругами, и от них произошёл род титанов.

Старший титан — Океан, младший — Кронос. Братьями титанов были циклопы и гекатонхейры (сторукие), но они были уродливыми и жестокими. За это отец Уран сбросил их в Тартар (подземный мир).

После смерти Урана миром стал править его сын, младший из титанов, — Кронос. Его женой была Рея.

Один из их сыновей — Зевс. Он сверг своего отца Кроноса и стал главным богом на Олимпе. У Зевса есть два брата — Аид и Посейдон. Аид стал богом подземного царства, а Посейдон — богом морей. Ещё есть три сестры: Гера, Деметра и Гестия.

Первая жена Зевса — Фемида, богиня добра и закона.

У Зевса и Фемиды есть дочь Немезида — богиня возмездия.

Сестра Зевса Гера стала его второй женой и главной богиней. Деметра — богиня плодородия. Гестия — богиня домашнего очага.

У Зевса есть дочь Афина — богиня мудрости. Также — сын Аполлон — бог солнца, света и искусства, и его сестра Артемида — богиня охоты. Сын Зевса Гермес — покровитель торговли, он изобрёл меры, весы и гири. Сын Зевса Дионис — бог виноделия (один из любимейших богов древних греков ). Хариты — три богини безмятежной прелести и радостного очарования, дочери Зевса.

У Геры есть сын Гефест — бог огня и кузнец.

У Зевса и Геры есть сын Арес — бог войны.

Кроме них на Олимпе живут:

Афродита, богиня любви, — она рождена из морской пены.

Эрот — бог любви, спутник Афродиты.

Асклепий — бог врачевания. Он родился человеком, но стал богом за своё высочайшее искусство исцеления.

Ника — богиня победы, подруга Афины.

Также существовало множество других богов, и древние греки прекрасно знали всю их родословную и сферу покровительства.

/800/600/http/s10.rimg.info/6a9dca927dbc01f0ded2d4fba4385287.gif

maglab.ru

Греческие неоязычники добиваются официального признания своей религии

Так называемый «Высший совет этнических эллинов» – почитателей богов Древней Греции добивается признания со стороны греческих властей.

В дальнейшем неоязычники хотят, чтобы вера в Зевса, Афину, Аполлона и т.д, получила бы статус полноправного религиозного органа, который стал бы таким же участником греческого правового поля, как и господствующая в Греции Православная Церковь, сообщает Независимая Газета.

В случае признания за немногочисленными (ок. 2000 человек) эллинами–язычниками юридического статуса, почитатели богов Олимпа приобретут статус юридического лица и соответствующие имущественные права.

В заявлении Высшего совета этнических эллинов говорится: «гомеровское» язычество воспринимается законами страны как часть культурного наследия страны. Античная культура Древней Греции известна на весь мир, а сохранившиеся до нашего времени памятники этого периода охраняются греческим государством. Но, охраняя античность, греческое государство воспринимает ныне живущих последователей античного языческого наследия как маргиналов. Поэтому, говорится в заявлениях неоязычников, пронизанное духом православия законодательство страны до недавнего времени воспринимало восстановленное греческое язычество как неизвестную, чуждую историческим традициям Греции религию. Такая, по словам язычников, дискриминация, в правовых условиях Греции чревата изоляцией от ряда положенных по закону прав. Так, по греческим законам, представители неизвестных для Греции религий не могут покупать на землю, строить там свои культовые сооружения, а жрецы не могут совершать в Греции брачные церемонии по принятым во времена античности обрядам. Существующее в Греции положение, как заявляют последователи олимпийского культа, противоречит базовым правам человека и параграфу № 2 статьи 5 Конституции Греции: «Все лица, находящиеся на территории Греческого государства, пользуются полной защитой своей жизни, чести и свободы, независимо от национальной, расовой или языковой принадлежности, религиозных или политических убеждений. Исключения допускаются в случаях, предусмотренных международным правом».

В Греции статус «Известная религия» – это принятая в стране юридическая презумпция свободы вероисповедания, дающая право на беспрепятственное осуществление религиозной деятельности. На настоящий момент такая презумпция, кроме Православной Церкви Эллады, дана Католической, Эфиопской, Армянской, Германской и Греческой евангелическим церквам и христианам-ассирийцам. Формально правом на признание государством обладают другие проживающие в Греции верующие. Чтобы какая–либо религиозная община страны эллинов стала полноправным юридическим лицом, в её составе должно быть не менее 300 человек, обладающих гражданством Греции или одной из стран ЕС. Права общины устанавливает суд первой инстанции по месту проживания ее членов, при подаче соответствующего комплекта документов.

Несколько дней назад неоязыческая община Афин заявила о своем намерении воспользоваться этим предоставленным законом правом в городском суде греческой столицы – зарегистрироваться как юридическое лицо и получить положенные законом социальные и имущественные права на строительство храмов, обучение детей в языческом духе, заключение языческих браков, которые бы признавались государством.

Предписанным законом требованиям язычники формально соответствуют. Все проживающие в Афинах почитатели богов Олимпа – граждане Греции, а общее число таких греков составляет 2 тыс. человек – т.е. выше положенного порога регистрации почти в десять раз. Если афинский суд не даст почитателям богов-олимпийцев статуса юридического лица, то Высший совет этнических эллинов намерен добиваться законных прав в Европейском суде по правам человека и других международных инстанциях. В том, что государство по каким-то причинам откажет им, язычники не сомневаются. Так, языческий новостной ресурс Wildhunt. org приводит пример афинских мусульман, которые многие годы не могут построить в столице Греции свою мечеть, потому что суд отказывает им в статусе юридического лица.

Генеральный секретарь Высшего совета этнических эллинов Влассис Рассиас утверждает, что признание верований древних греков как «известной религии» произошло в стране после того, как в августе 2015 года государственные органы в лице суда первой инстанции отказались удовлетворить прошение о придании язычеству статуса признанной в стране религии. Это решение, по словам Рассиаса, стало для Греции настоящим скандалом. В своем заявлении, процитированном, в частности, рядом англоязычных правозащитных ресурсов, Рассиас сказал, что даже после того, как правящей партией в стране стала антиклерикальная СИРИЗА, греческое правительство «не смогло освободиться от своих византийских и средневековых прихотей» и оказалось «неспособно уважать собственные законы и права человека». 

pravlife.org

Религия Древней Греции

Религия Древней Греции. I часть

В написании статьи использовались материалы из книг:

«Первобытная культура» Э.Б. Тайлор; «Жизнь Греции» В. Дюрант; «Античные мифы и легенды» М. Агбунов

     Анимизм и политеизм      (Научный взгляд)

      Анимизм — вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.       Политеизм — вера во многих богов.

      Рассмотрение религий мира и изучение воззрений на божество у разных племен дает нам возможность, пользуясь старинными терминами, выразить общую господствующую идею в теологии. Человек так часто приписывает своим божествам человеческий образ, человеческие страсти, человеческую природу, что мы можем называть божество антропоморфитом, антропопатитом и даже антропофизитом. Такое состояние религиозной мысли, столь широко распространенное, является одним из лучших подтверждений предлагаемой нами теории развития анимизма. Теория эта, по которой представление о человеческой душе — источник представлений о духе и божестве вообще, подтверждается уже тем фактом, что человеческим душам предписывается способность обращаться в добрых или злых духов и даже подниматься до степени божества. Рассматривая характер и сущность великих политеистических богов, которым приписывается наиболее обширная деятельность во вселенной, мы увидим, что эти могучие божества сформированы по образцу человеческой души. Мы увидим, что их чувства и симпатии, их характер и привычки, их воля и действия, даже сам образ и материальная структура их, несмотря на все особенности, преувеличения и извращения, содержат черты, в значительной степени заимствованные у человеческой души.

      Высшие божества политеизма занимают место в общей анимистической системе человечества. Рассматривая религию одного языческого народа за другим, мы ясно видим, что человек является типом божества. Такое же место, какое правители и цари занимают среди людей, высшие божества занимают среди более низших духов. Над бестелесными душами и духами предков, местными гениями скал, источников и деревьев, над толпой добрых и злых духов и всей остальной духовной иерархией стоят более могучие божества, влияние которых не ограничивается местными или индивидуальными интересами и которые могут непосредственно осуществлять свои функции в обширной сфере или контролировать мир влиять на него через посредство низших духовных существ, своих слуг и посланников. Высшие боги политеизма, власть которых широко простирается над миром, не являются (так же как и низшие духи) вымыслом цивилизованной теологии. Даже в самых примитивных религиях уже были обозначены их главные черты.

      Политеизм наряду с великими божествами-фетишами, как небо и земля, солнце и луна, еще и другой разряд великих богов, значение которых заключается не в видимом присутствии их, а в выполнении некоторых важных функций в механизме природы и в жизни человека. Примитивные общества обзаводятся такими божествами, либо наделяя своих признанных богов особыми обязанностями, либо придумывая именно для выполнения этих обязанностей новые богоподобные существа. Создание подобных божеств достигает, однако, гораздо более широких размеров в сложных системах высшего политеизма.

     Будущая жизнь

      Верование в будущую жизнь распадается на два главных отдела. Оба эти учения, тесно связанные между собой и даже переходящие друг в друга, одинаково распространены по всему миру. Оба она принадлежат к самой отдаленной древности. Оба имеют глубокие корни в самых низших слоях человеческой культуры, доступных нашему исследованию, и оба также перешли в современный мир, но при условиях до чрезвычайности различных. Одно из них есть учение о переселении душ. Возникнув на самых низших ступенях и распространившись в обширных религиозных общинах Азии, оно заняло видное место в истории и даже теперь чрезвычайно распространено. Более образованный мир отверг это древнее верование, и теперь в мире остаются небольшие, но по-прежнему очень сильные его остатки.

      Совершенно иной является история другого учения — о самостоятельном существовании души после смерти тела. Переходя из одной стадии в другую соответственно развитию человечества, изменяясь и обновляясь в течение своего длинного пути у разных народов, это очень важное учение может быть прослежено, начиная от его грубых и первобытных проявлений у дикарей до его утверждения в недрах новейших религий.

      Если мы станем искать остатки древних погребальных обрядов в Англии, то найдем пережитки их и в недавние времена. Бедным раздают в день погребения хлеб и напитки, и, может быть, еще в наши дни деревенские девушки выпрашивают у фермеров заупокойные пироги с традиционным припевом: «Душа, душа, дайте, хозяйка, поминальный пирог!»

      Анна Зубрецова © 2001

xenagallery.com

Хвала греческим язычникам! В Греции узаконено язычество

Все ж таки в Греции явные успехи язычников. Вот еще статья на ту же тему. Адрес статьи:

http://www.newsru.com/religy/23jun2006/antichka.html

В Греции официально разрешена организация Ellinais, члены которой исповедуют античную религию. Эту новость многие эллины восприняли не без антиклерикального злорадства. Могущественная православная церковь Греции использовала все средства, чтобы не допустить ее создания, но спустя почти полтора тысячелетия на ее пути вновь возник языческий конкурент.

Еще в октябре 2005 года Священный союз греков-эллинов, исповедующих античную религию, Ellinais, ходатайствовал о своей регистрации в районном суде Афин. Суд не усмотрел ничего предосудительного в этических принципах заявителя: "жить в согласии с природой", "уважать предков" - и в начале года союз был зарегистрирован как религиозная организация.

Его члены вполне официально могут посвятить себя "служению культу 12 богов Олимпа, а также других древних богов, героев и славных предков", как это предусматривает их статус. Отправление культа должно проходить с учетом "старинных традиций" в специально отведенных для этого храмах, а с согласия властей - может осуществляться также "в священных для античных греков местах".

Большинство приветствовало регистрацию Ellinais как победу, некоторые, однако, видят в этом попытку государства получить контроль над "движением за эллинизацию Греции". Все эти вопросы будут играть важную роль во время проведения "Фестиваля Прометея", который начинается в пятницу.

Но многие озабочены, будет ли практиковаться членами организации гадание по внутренностям, которое в античные времена практиковалось в Акрополе, и нужно ли будет ездить к дельфийскому оракулу за пророчествами, отмечает Suddeutsche Zeitung. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)

Председатель организации эллинов и жрица Доретта Пеппа, возражает, что речь не идет о "религиозном дурачестве". В античной философии и религии она видит средство против разрушения природы и порабощения индивидуума, что исходит в западной цивилизации с ее "сионистско-христианским видением мира".

Грек античного вероисповедания

На этой неделе в сопровождении надежных единомышленников в храме Делфи жрица античного пантеона совершила церемонию в честь бога Аполлона. Журналистам было отказано в освещении этого события. Жрица рассказала, что она уже "окрестила" некоторых детей в соответствии с античными традициями. Городские власти содействовали этому. В графу о религиозной принадлежности было вписано: грек античного вероисповедания.

В своем славном прошлом многие греки, в души которых модернизация их страны вселяет неуверенность, ищут поддержки. Осмеянные трезвомыслящими современниками, поклонники античности открывают десятки клубов, где ведут дискуссии о Гераклите и Эпикуре, тайных церемониях, которые проводились в античных храмах. Организуются поездки к святым для греков местам. Некоторые антисемиты ставят во главу угла превосходство греческой расы, арийский дух Аполлона, который восторжествует над семитским заговором против греков.

С 1996 года в день летнего солнцестояния у подножия Олимпа собираются почитатели древних богов. В этом году устроители мероприятия ожидают на музыкальный праздник с танцами, факельным шествием и фейерверком 3 тыс. человек. Уже приготовлены для продажи костюмы, аура античности достанется участникам фестиваля бесплатно. Кульминацией праздника станет "наделение новым именем в традиции предков": все желающие могут во время церемонии сменить надоевшее христианское имя на любое античное.

У себя дома многие приверженцы античной веры поклоняются Зевсу или Кибеле. Все это происходит перед домашним алтарем и только в кругу единомышленников. Многие боятся выставлять напоказ свои религиозные воззрения из-за насмешек окружающих и косых взглядов на работе. Государство и церковь в Греции тесно связаны. Будучи католиком или мусульманином, уже трудно продвинуться по карьерной лестнице, что уж говорить о принадлежности к языческой вере. По распространенному мнению, истинный грек, как и 97% эллинов, - православный христианин.

Однако теперь все может измениться. Доретта Пеппа избегает говорить о триумфе, поскольку не хочет, чтобы образование новой религиозной общины обернулось очередным медийным спектаклем, пишет немецкая газета.

В современной Греции существует немногочисленное движение неоязычников, пропагандирующее "возвращение к истокам" древнегреческой цивилизации, в частности, через поклонение древним богам. В движении "неоязычников" Православная церковь видит одну из разновидностей так называемых культов Нового времени, связанных с оккультизмом.

Напомним, в марте этого года в Греции суд первой инстанции разрешил нескольким истцам сформировать ассоциацию, целью которой является почитание двенадцати олимпийских богов во главе с Зевсом. "Каждый имеет право исповедовать свою веру, какой бы она ни была", - заявил один из основателей ассоциации Апостолос Врахиолидис.

Члены новой ассоциации не согласны с тем, чтобы их считали идолопоклонниками (для православной Греции такое определение считается достаточно обидным). "Мы просто хотим свободно почитать богов, которых почитали наши предки", - говорят они.

Двенадцать олимпийских богов почитались древними греками, а впоследствии и римлянами, империя которых занимала все Средиземноморье и значительную часть Европы. Первоначально олимпийские боги походили на каких-либо животных, но в классическую эпоху (V век до нашей эры) их представляли антропоморфными бессмертными существами. Несмотря на то, что религиозные чувства древних греков были вполне искренними, они не считали зазорным описывать олимпийских богов как простых смертных, подверженных всем человеческим слабостям. Например, Гомер в эпической поэме "Илиада" описывает, как боги воюют и флиртуют между собой, а также плетут интриги.

Языческая религия античного мира стала приходить в упадок на рубеже нашей эры. Язычество было окончательно вытеснено после того, как в IV веке христианство стало государственной религией Римской империи.

valhalla.ulver.com

ГРЕЦИЯ, РИМ — Язычество

Боги Древней Греции и Рима (как преемники древнегреческой культуры) превратились со временем в символические образы, которые широко использовались в поэзии, живописи, философии едва ли не всех европейских народов. Несмотря на господство христианской религии, эти языческие боги продолжали существовать в сознании людей, хотя и во многом утратив свою мистическую сущность.

Характеризуя древнейшую, «доклассическую» мифологию, крупный специалист (специалистка) по древнегреческой литературе А.А. Тахо Годи отметила феномен слияния архаического человека с природным миром, «ощущение себя, как и вообще всего животного мира, частью природы, порождением одной и той же матери – материи». По этой причине, считает она, для древнейшей мифологии характерны смешанные сочетания: человека с конем (кентавр), змеей (Ехидна), львом (Сфинкс), морским чудовищем (Тифон), быком (Минотавр).

Ощущение единства с окружающей природой определило легкость превращений людей в растения, животных, камни, ручьи, реки, озера. В то же время древнегреческие боги порой сохраняют признаки тотемов: так, Зевс нередко отождествляется с быком. Но едва ли не главный признак архаических верований – представления о бесчисленных мелких духах природы, присутствующих в лесах и рощах, ручьях и родниках, в пещерах и ущельях, у отдельных деревьев и скал (нимфы, наяды, дриады, сатиры). Духи природных стихий, как предполагалось, были преимущественно враждебны человеку («демоны глухонемые» – по образному выражению Федора Тютчева).

Преодоление пассивного сопротивления «дикой» природы породило многочисленные предания, мифы о героях. Среди них особо выделяется Геракл (Геркулес). Затем произошло разделение мифических героев на две группы. Более древние, давшие людям огонь, научившие искусствам, земледелию, ремеслам (Прометей, Аполлон, Деметра, Гефест), были отнесены к бессмертным богам. Деяния других, более поздних героев (Дедала, Орфея, Тесея, Одиссея) уже можно отнести к рубрике «жизнь замечательных людей».

Мудр миф о Фаэтоне, сыне бога Солнца Гелиоса и смертной женщины. Он осмелился занять место отца в солнечной колеснице. Небесные кони, однако, почуяли неуверенность руки смертного человека и понесли сияющую колесницу. Когда она приближалась к земле, вспыхивали леса и дома, обрушивалась на людей, растения, животных губительная засуха. Удалялась солнечная колесница – начинались страшные холода. Ударом молнии Зевс сразил Фаэтона…

Миф предостерегал: не следует человеку своевольно вмешиваться в ход природных процессов, подчиненных высшим законам, божественным силам. Забвение этой истины приводило прежде и приводит сейчас народы и страны к экологическим кризисам.

Согласно мифам, изначально существовал Хаос (разверзшаяся бездна). Можно предположить, что это отражает хаотичные, неорганизованные в определенном порядке представления людей об окружающем мире. С освоением производящего хозяйства, созданием культурных ландшафтов, городов, искусственной (техногенной) среды, человек стал по новому относиться к духам природы. Вот что писал об этом философ А.Ф. Лосев:

«Теперь и только теперь природа получает у греков то умиротворение и ту поэтизацию, которыми они прославились на все последующие века вплоть до настоящего времени. Нимфы рек и озер, так называемые океаниды, или нимфы морей, так называемые нереиды, а также нимфы гор, лесов, полей и т. д. раньше представляли собой дикие и ужасные страшилища, от которых человек не знал, куда и деться. Но теперь значительно возросла его мощь и власть над природой… Нимфы, рассыпанные по всей природе, получили теперь красивый, милый вид…

Всем теперь правит Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Раньше он сам был и ужасным громом, и ослепительной молнией… Теперь же гром и молния стали не больше как атрибуты Зевса, и от разумной воли Зевса стало зависеть, как и для каких целей пользоваться ему своими громами…

Фемида раньше тоже ничем не отличалась от Земли и была страшным законом ее стихийных и беспорядочных действий. Теперь она – богиня справедливости, богиня прекрасного человеческого правопорядка… Детьми Зевса и Фемиды являются Оры – веселые, прелестные, благодетельные, вечно танцующие богини времен года и государственного распорядка, справедливейшим образом посылающие с неба атмосферные осадки… Даже мойры, эти страшные и неведомые богини рока и судьбы, управляющие раньше всем Мирозданием и бывшие только одним из аспектов все той же богини Матери, даже эти мойры трактуются теперь как дочери Зевса и ведут блаженную жизнь на светлом, веселом и красивом Олимпе».

Если прежде боги нисходили с небес к людям, то теперь герои смело бросали вызов богам. Лидийский царь Тантал, похитив с неба нектар и амброзию, раздавал божественную пищу людям Певец Фамирид вступает в музыкальное состязание с музами. Мастерство Дедала позволяет его сыну подняться к Солнцу. Ниоба, дочь Тантала, считает себя красивее Лето (Латоны), матери Аполлона и Артемиды. Диомед вступает в рукопашный бой с Аресом и Афродитой И вот уже могучий Геракл взваливает себе на плечи свод небесный!

Однако мнимое освобождение от власти природы сопровождалось все более властным порабощением социальной средой, правилами и ритуалами, государственными структурами. Зевс хотя и управляет миром, привнося порядок в первозданный хаос (непознанные еще законы природы), но и его своеволию почти нет предела, о чем свидетельствуют его многочисленные сексуальные похождения. А с VI века до н. э, когда стала развиваться греческая (ионийская) натурфилософия, боги вообще отрешились от высоких идей, и начали вести жизнь, подозрительно похожую на человеческую.

Греческим мифологическим персонажам повезло в том смысле, что им в древности были посвящены поэтические труды Гесиода, Гомера. Эти и некоторые последующие мыслители постарались навести порядок в систему разрозненных преданий. Сложившаяся мифология (именно – «логия», означающая познание) оказалась настолько законченной, что ее переняли римляне. При этом греческие божества приобретали новые имена, но в общем существенно не отличались от своих прообразов. По этой причине мы не станем их выделять особо.

pagandom.ru