Яса в древней руси это. 24. Общественное и государственное устройство золотой орды
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Образование державы Чингисхана. Яса в древней руси это


Яса - это... Что такое Яса?

Яса (монг. Их засаг хууль — закон великой власти; Қазақ/Түркі - Ұлы Жасақ) — название уложения Чингисхана, которое он, по преданию, издал на великом всемонгольском курултае и которое постоянно подтверждалось его преемниками.

Этимология

Монгольский глагол "ᠵᠠᠰᠠ, заса" -- "правь, организуй" и с суффиксом "г" образует существительное "ᠵᠠᠰᠠᠭ, засаг".

Изучение и восстановление текста

Ни в монгольском подлиннике, ни в полном переводе Яса до нас не дошла. Мы знаем её по сообщениям и выдержкам персидских и арабских историков монголов. Эти сведения были подробно проанализированы Йозефом фон Хаммер-Пургштальем[1]. Подобную работу выполняли и последующие европейские историки, такие как Илья Березин[2], Эрдманн[3], X. Хоуорт[4] и другие.

Традиционно принято считать, что наиболее подробные сведения о составе Ясы Чингис-хана содержатся в трактате египетского писателя XV в. ал-Макризи[источник не указан 803 дня]. Именно у него черпали информацию о составе Ясы все интерпретаторы от П. де да Круа до В.Я.Рязановского и Г.В.Вернадского. Д.Айалон убедительно показал, что эти сведения о Ясе — вымысел автора. Ал-Макризи стремился опорочить правительство мамлюков и с этой целью пытался показать, что они включили монгольские юридические нормы в свои законы. Выводы Айалона были также поддержаны и развиты Д.Морганом и Д.Эгль.

И. де Рахевильц полагает, что Яса существовала как устный свод запретов и правил, в который было запрещено вносить изменения. Однако Яса не представляла собой четко разработанного юридического кодекса, скорее это была компиляция различных установлений, правил и табу, установленных Чингисханом с некоторыми дополнениями в правление Угэдэя. Текст Ясы не сохранился, однако многие сюжеты известны в пересказе других средневековых источников. С течением времени значение Ясы упало вследствие разделения Монгольской империи на несколько самостоятельных частей, в которых определяющую роль имели местные юридические традиции.

Ясой также занимался П. Рачневский. Он полагал, что при Чингис-хане так называемая Яса представляла собой совокупность записей различных изречений и распоряжений хана, высказанных по разным поводам и в течение длительного периода времени. Эти изречения нельзя считать юридическим документом систематического характера.

Синолог В. Васильев, познакомившись с Ясой по изложению персидского историка Рашид ад-Дина, отказывался видеть в Ясе свод законов. По его мнению, Яса — вовсе не закон, а то же, что изречения каждого китайского богдыхана, ему приписываемые и после его смерти издаваемые. Как на образчик таких изречений, Васильев указывал на статью «Домашние изречения Канси»[5].

Структура

Восстановляемые положения Ясы можно разделить на пять отделов:

  • преступления, караемые смертью
  • война, её ведение и военное устройство
  • семья и семейный строй
  • похвальные доблести
  • различные запреты.

Государственный механизм и общественный строй, предписываемый Ясой, организован по китайскому образцу.

О содержании

Достоверных данных о содержании ясы нет, есть лишь предполагаемые её составные части, полученные из разных источников. Нижеприведённый список не является ни исчерпывающим, ни однозначно достоверным и приводится в переводе по книге Харольда Альберта Лэмба (англ. Harold Albert Lamb) «Genghis Khan: The Emperor of All Men», Garden City Publishing, 1927 год:

  1. Приказано верить, что есть только один бог на земле, создатель неба и земли, что творит жизнь и смерть, богатство и бедность, как угодно ему и обладающий высшей властью.
  2. Служители культа, врачи и омыватели тел освобождаются от всяких податей.
  3. Подданным империи запрещено брать монголов себе в качестве рабов или прислуги.
  4. Под страхом смертной казни, запрещено самовольно провозглашать себя императором, если на то нет решения курултая.
  5. Запрещено вождям народов и кланов, подчинённых монголам, носить почётные титулы. О войне:
  6. Запрещено творить мир с всяким вождем, князем или народом, что не подчинился.
  7. Все мужчины должны служить в войске, за редким исключением.
  8. Все мужчины, не участвующие в войне, должны бесплатно работать на империю определённое время.
  9. Организовывать войско следует из отрядов по 10, 100, 1000 и 10000 человек, чтобы можно было быстро собрать войско.
  10. Каждый воин получает своё оружие из рук непосредственного командира перед началом похода. Каждый воин обязан следить за состоянием своего оружия, а командир проверять его перед началом битвы.
  11. Под страхом смертной казни запрещено воинам грабить врага и мародерствовать, докуда командующий не дал разрешения, а после такого разрешения солдаты, наравне с офицерами, имеют право на добытое, если они уплатили соответствующую часть императору.
  12. Военная добыча должна делиться следующим образом:
    • ³/5 доставалось войску
    • 1/5 доставалась джихангиру (руководителю похода)
    • 1/5 доставалась императору
  13. Для тренировки войска надлежит организовывать большую охоту каждую зиму, для чего запрещено с марта по октябрь убийство оленей, косуль и других самцов парнокопытных, а также зайцев, диких ослов и птиц.
  14. Офицеры и вожди, не выполнившие задание или не явившиеся по зову хана, приговариваются к смерти. Если их проступок менее серьёзен, им надлежит лично явиться к хану. О браке:
  15. Закон о браке требует, чтобы каждый мужчина выкупал свою жену, а родственные браки запрещены. Человек может жениться на двух сестрах, равно как и иметь несколько конкубинаток.
  16. Всякий замеченный в адюльтере (прелюбодеяние) наказывается смертью и виновные в нём могут быть убиты на месте.
  17. Если две семьи желают объединиться посредством брака, но имеют лишь малолетних детей, то брак такой разрешить при условии, если один из детей мальчик, а другой девочка. В случае смерти детей брачный договор сохраняет свою силу. О быте:
  18. Женщины должны заниматься собственностью и хозяйством. Мужчины должны заниматься только охотой и войной.
  19. Запрещено резать горло животным, добытым для еды. Животное надлежит связать, вскрыть ему грудь и охотник рукой должен вырвать ему сердце.
  20. Разрешено употреблять в пищу кровь и внутренности животных, хотя ранее это было запрещено.
  21. Запрещено, под страхом смертной казни, стирать бельё или купаться в проточной воде во время грозы. О преступлениях:
  22. Укравшего коня или вола или иную равноценную вещь, казнить, а тело расчленить надвое. За меньшее воровство наказать, сообразно ценности украденного, количеством ударов палки: 7, 17, 27 и до 700. Телесного наказания можно избежать, уплатив девятикратную стоимость украденной вещи.
  23. Под страхом смертной казни, запрещено давать кров, еду и одежду беглым рабам. То же касается всякого, кто, встретив беглого раба, не привел его к хозяину.
  24. Шпионов, лжесвидетельствующих и колдунов приговаривать к смерти. и др.

В настоящее время

На современный монгольский язык слово «пошлина» переводится как «Ёс».

В турецком языке слово «закон» имеет форму «yasa» (хотя во времена Оттоманской империи турки использовали арабское слово «хукук»), а прилагательное «законный» — «yasal».

Литература

  • Фрагменты Ясы, реконструированные на основании разных источников
  • Крадин Н. Н., Скрынникова Т. Д. Империя Чингис-хана. М.: Восточная литература, 2006. ISBN 5-02-018521-3
  • ЭГЛЬ Д. Великая яса Чингис-хана, монгольская империя и шариат // Монгольская империя и кочевой мир. Вып.1.
  • AYALON D. The Great Yasa of Chinggis khan. A Reexamination (Part's A, B. Ca, C2) // Studia Islamica, Vol. 33, 1971. P. 97-140; 1971, Vol. 34. P. 151-180; Vol. 36, 1972. P. 113-158; Vol.38, 1973. P. 107 156.
  • MORGAN D. The "Great Yasa of Chingiz Khan and Mongol law in the Ilkhanate // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, 1986. P.163 176
  • DE RACHEWILTZ I. Some reflection on Činggis Qan's Yasay // East Asian History, Vol. 6, 1993. P. 91-104.
  • RATCHNEVSKY P. Die Yasa (Jasaq) Cinggis-khans und ihre Problematik // Schriften zur Geschichte und Kultur des alten Orients. Bd. 5 (Sprache, Geschichte und Kultur der altaischen Volker). Berlin, 1974. S.164 172; RATCHNEVSKY P. Cinggis-khan: Sein Leben und Wirken. S.164 165.
  • RATCHNEVSKY P. Un Code des Yuan. Vol. 1 4. Paris, 1937, 1972, 1977, 1985.

Примечания

  1. ↑ См. «Geschichte des goldenen Horde» (Пешт, 1840, стр. 184—192)
  2. ↑ См. «Очерк внутреннего устройства улуса Джучиева», в «Тр. Вост. Отд. Имп. Арх. Общ.», ч. VIII, СПб., 1864
  3. ↑ «Temutschin», Лпц., 1862
  4. ↑ См. «History of the Mongol», Лондон, 1876
  5. ↑ (в I т. кит. хрестоматии В. Васильева). См. «Записки Вост. Отд. Имп. Русск. Археол. Общ.» (т. IV, 1889, стр. 381)

См. также

dic.academic.ru

Великая Яса Чингисхана.: matveychev_oleg

Давно собирался выложить здесь этот великий памятник законотворческой мысли. 700 лет назад по нему жила половина Евразии.

Реконструировано на основе арабских записей Ясы. За выкладку выжимки на русском языке спасибо Назгулу.

Приказано, законы Ясы вырезать на стальных досках и каждому выучить их наизусть:

  1. Трусу, лгуну, прелюбодею, содомиту, вору, предателю, без различия возраста и знатности - смерть;    2. Тому, кто помогает одному из двух спорящих между собой, без различия возраста и знатности - смерть;    3. Тому, кто мочится в открытую воду или на пепел костра - смерть;    4. Запрещено черпать открытую воду для питья рукой - можно только посудой для черпания воды;    5. Запрещено стирать одежду в открытой воде, пусть даже, из-за грязи, она не годна для ношения;    6. Кто трижды взял товар и трижды обанкротился, после третьего раза - смерть;    7. Кто дал еду или одежду пленному, без позволения его пленивших - смерть;    8. Кто поймает бежавшего пленного и не передаст его пленившим - смерть;    9. Кто режет скоту горло, а не вяжет ноги и вскрывает ему брюхо, что бы потом сжать рукой сердце - смерть;    10. Запрещено требовать от каждого на общее дело более десятой части, вещами, людьми или скотом;    11. Запрещено требовать налог с лекарей, ученых, погребателей тел и служителей любого культа;    12. Приказано равно уважать все религии и ни одной из них не отдавать предпочтения;    13. Запрещено есть из рук чужого, пока он не попробует сам, пусть хоть князь угощает пленного;    14. Запрещено шагать через огонь, на котором готовят еду и через блюдо, на котором едят;    15. Запрещено есть одному, есть больше других и есть, не предложив еду тем, кто находится рядом;    16. Приказано всякому, едущему мимо едящих, сойти с коня и есть вместе с ними, без их позволения;    17. Запрещено говорить о любом предмете, слове или деле, что оно нечисто - все вещи чисты одинаково;     18. Запрещено различать женский и мужской труд или обязанности женщин и мужчин на войне;    19. Приказано, в начале каждого года, представлять всех взрослых девушек, без различия, на конкурс красоты;     20. Запрещены браки первой и второй степени родства, но мужчина может взять в жены родных сестер;     21. Все рожденные дети законны, без различия, от жены, или от наложницы и наследуют отцу;    22. При разделе наследства старший сын получает больше младших, меньший сын наследует отцу;    23. После смерти отца сын полностью распоряжается судьбой его жен, кроме собственной матери;    24. За присвоение вещей покойного кем-либо, кроме его законных наследников - смерть;    25. Уличенного преступника должен карать каждый, без различия знатности, возраста или чина. Уклонение от наказания приравнивается к соучастию;    26. Запрещены унизительные или телесные наказания - только дурная слава, изгнание или смерть;    27. За попытку уклониться от наказания, под предлогом знатности, возраста или чина - смерть;    28. За провозглашение вождем не избранного людьми, на общем совете - смерть;    29. Запрещено главам племен и народов носить почетные титулы - всех называть только по имени;    30. Запрещено заключать мир с любым врагом, пока этот враг не побежден или не сдался. За убийство посла - ответит смертью все племя убийцы;    31. В рабство может быть обращен только военнопленный и члены его семьи, при этом рабство не наследуется.

Вот такой вот луч демократии и даже коммунизма в темном царстве феодализма. На дворе - XIII век. Сравните с иезуитским законодательством любой развитой бюрократической страны начиная с древнего мира и заканчивая сегодняшним днем.

1) Написано в стихах на старомонгольском для облегчения заучивания наизусть. Не допускает двойных толкований, незнания статей и возможности для манипуляции ими.

2) Устанавливает прямую демократию как единственную систему управления, прямо запрещает наследование власти.

3) Устанавливает полное равенство мужчин и женщин.

4) Устанавливает равноправие всех наций в рамках единой Империи. Об исключительности монголов - ни слова. Империя открыта для всех.

5) Устанавливает полную свободу совести.

6) Уничтожает все возможности для судебного произвола.

7) Устанавливает "правила общежития" в тяжелых природных условиях. Это в то время, когда в Европе все гадят прямо в питьевую воду.

Естественно, нашлось слишком много типов, которые ради своих корыстных интересов сделали все, чтобы поломать созданную Чингисханом систему и жить в свое удовольствие за счет других. Начали - сами дети Чингисхана, и тем не менее - многие статьи неукоснительно соблюдались более ста лет и в том числе вошли в систему национальных обычаев народов от Руси до Китая. Если привести параллели  между Монгольской Империей и ранним СССР - то обнаруживается поразительное сходство. Ведь, по сути, весь "красный проект" в его русском исполнении - максимально близок к идеям Чингисхана и является его полным духовным наследником.

По просьбе читателей - комментарии к статьям Ясы:

1. Все понятно - устанавливает тяжкие преступления.

2. Двое спорят - третий не мешай. Это их личное дело. Судить может только общее собрание.

3. Помочиться на пепел или в воду - тягчайшее оскорбление людей, которые этой водой и кострищем пользуются (в тяжелейших условиях полупустыни на краю вечной мерзлоты нравы простые). Плюс рудименты шаманизма и древних культов.

4. Постоянный дефицит питьевой воды вынудил монголов строго заботиться о ее чистоте.

5. Тоже гигиена.

6. Тут все понятно - основной закон торговли, основанной на доверии сторон.

7,8. Война в степи всегда жестока.

9. Это, вообще-то, ритуал инициации воина убийством. Чтобы не страшно было потом людей резать.

10, 11, 12. Все понятно, причем законы очень грамотные. И тоже железно соблюдались.

13, 14. Направлены против отравителей. Травить врагов в степи всегда умели. Например, Есугей, отец Чингисхана, был отравлен.

15, 16. Проба на жадность и взаимовыручку в условиях постоянно голодной степной жизни. Аналогом в раннем СССР были субботники - "проба на жида".

17. Грязной работы много в любые времена. Закон направлен на то, чтобы ее делали все и не брезговали. Плюс борьба с суевериями.

18. Эмансипация, блеать.

19. На конкурсе красоты любая девушка имеет право выйти замуж по своему желанию, вопреки мнению родителей.

20-23. Нормы семейного права. Направлены на защиту от близкородственных браков.

25-31. Фактически конституция.

источник

matveychev-oleg.livejournal.com

Великая Яса Чингисхана

История возникновения Великой «Ясы» Чингисхана

Монголо-татары, или, как говорили в христианском мире, «татары», веками воспринимались как «исчадия ада» и враги цивилизации, а их вождь и повелитель Чингисхан для многих поколений и европейцев, и азиатов являлся олицетворением слепой разрушительной силы. Чем же была Монгольская империя и кем был Чингисхан, создавший ее ровно 800 лет назад?

В 12 веке на территории Монголии не было единого государства, основой монгольского общества были родоплеменные отношения. Социальной единицей была семья, несколько семей составляли айманы (роды), несколько родов объединялись в хотон (аул), несколько аулов составляли орду (племя), а из племен образовались народности - улусы. Вели они полуоседлый образ жизни. В конце 12 в. среди монгольских племен возвышается род Есугея, сын которого Темучин начал вести борьбу за объединение. В процессе этой борьбы сложилась военно-феодальная система кочевой империи Темучина. Она была создана на разделении всех монгольских племен на военные округа - «тысячи». Армия составляла более 200 тыс. человек и была предана Темучину. В 1206г. состоялся курултай, на котором Темучин провозгласил себя правителем и принял титул Чингисхан, что означало «властитель океана». На курултае был принят свод законов «Яса», который определял различные виды правовых отношении монгольском государстве.

«Яса» охватывала все стороны жизни империи. Письменность на основе уйгурского алфавита, заимствованная монголами по велению Чингисхана у побежденных найманов, позволила записать этот первоначально устный свод правил. Наследники хана верили в магическую силу Ясы и скрывали «священную книгу» от всяких иностранцев, покоренных или до поры свободных. Считалось, что она приносит победу в битве. Полный текст до нас, к сожалению, не дошел, но упоминание многих положений Ясы в трудах древних историков позволяет понять ее суть.

В Ясе отчетливо прослеживаются идеи императорского государства и императорского права. Весьма вероятно, что одним из этих источников были китайские государственно-правовые понятия.

Так же вероятно, на Ясу повлияла христианская идея Вселенской Империи. В первой редакции Яса была утверждена Чингисханом вскоре после победы его над найманами и кереитами, а как раз среди обоих этих народов христианство - несторианского толка - было сильно развито. Известно, что в результате включения найманов и кереитов, а позже уйгуров, в монгольское государство христианство стало играть немаловажную роль при дворе самого Чингизхана и его преемников. Некоторые из влиятельных сановников молодой империи были христианами по вере. Можно думать, что именно через них христианская идея Вселенской Империи, покоящейся на религиозных основаниях, могла быть воспринята Ясою.

Но имея в виду эти возможные (и даже вероятные) влияния со стороны, нельзя забывать о личности самого Чингисхана как творца Ясы. Следует признать, что Чингисхан был не только гениальным полководцем, но и государственный деятель крупного размаха.

По мысли Чингисхана, одобренный им свод законов должен был быть закреплен навек. Всякое изменение Ясы, по его мнению, могло бы привести лишь к гибели государства. Хранителем Ясы Чингис назначил еще при жизни своей старшего сына Джагатая.

Каждый новый хан, правил ли он всей империей или только своим улусом, должен был начинать свое царствование подтверждением Ясы. Потомки Чингисхана должны были ежегодно собираться вместе с высшими сановниками каждого улуса для того, чтобы удостовериться, что ни один хан или князь Чингисовой крови за это время не нарушил Ясы. Виновный в ее нарушении должен был быть низложен. «Кто нарушит Ясу, лишится головы» - таков был указ первого хана Золотой Орды.

Наличие Ясы как твердого свода законов не исключало, однако, возможности дальнейшего законодательства Чингисовых преемников. Но это законодательство имело лишь вспомогательное значение для удовлетворения местных нужд каждого улуса на незыблемой основе Ясы. В этом порядке ханы Золотой Орды издали довольно большое количество указов и распоряжений, известных частью под именем ярлыков. Сюда относятся и ярлыки в пользу русской церкви. Ярлыки эти прямо ссылаются на Великую Ясу, как основной источник указанной правоспособности ханов.

Мы должны отличать Великую Ясу от местных яс (судебников) улусного значения. Несмотря на наличие этих постепенно развивавшихся судебников, Великая Яса долго после распадения Монгольской Империи признавалась в качестве высшего свода во всех улусах и областях, некогда входивших в состав этой империи.

Значение «Ясы» по нормам международного права

Общей задачей международного права монголов являлось установление вселенского мира. Эта цель должна была быть достигнута путем или международных переговоров о подчинении других народов воле Хана, или, при отказе подчинения - путем войны. В дошедших до нас фрагментах Ясы на эти общие цели международного права и международной политики монголов сохранились лишь намеки: «Когда (монголам) нужно писать к бунтовщикам или отправлять к ним послов, не надо угрожать надежностью и множеством своего войска, но только объявить: если вы подчинитесь, обретете доброжелательство и покой. Если станете сопротивляться - что мы знаем? Бог Всевечный знает, что с вами будет». Из этого предписания Ясы видно, что Чингисхан верил, что сам он и его народ находятся под покровительством и руководством божественного Провидения. «И в этом (монголы), - замечает Абуль Фарадж, - показали уверенность, возложенную ими на Господа. И этим они побеждали и побеждают». Чингисхан сам не принадлежал ни к одному из определенных вероисповеданий, но вероятно был проникнут глубоким религиозным чувством. Он подолгу беседовал с мудрецами различных вер относительно коренных вопросов жизни и правления, например, достоверно известно о его беседах с даосским монахом Чан-Чуем.

Задачи международной политики монголов довольно ясно выражены в дипломатической переписке монгольских ханов с Римским Папой и некоторыми европейскими государствами. Руководимый верой, или своими целями, Чингис и требовал вселенского признания своей власти. Все враги его империи в его глазах лишь «бунтовщики». Одним из основных положений международного права Ясы была определенная форма объявления войны с гарантией безопасности населению враждебной страны в случае добровольного подчинения.

Другим важным началом международного права монголов нужно считать неприкосновенность послов, хотя в дошедших до нас фрагментах Ясы об этом ничего и не говорится. Но поход на Туркестан в 1219 году предпринят был Чингисханом для отместки за убийство послов Хорезмшахом Мохаммедом. И русские князья в 1223 года навлекли на себя гнев монголов именно избиением монгольских послов, результатом чего и была катастрофа на Калке. О почете, с которым Чингис относился к послам видно из того, что согласно Ясе, послы имели право бесплатно пользоваться ямскою службою империи.

Управление государством и административные распоряжения по «Ясе»

Верховная власть, по Ясе, сосредоточена в лице Хана. Ханский титул есть единственный атрибут верховной власти. Монголам воспрещается «давать (царям и знати) многообразные цветистые титулы, как то делают другие народы, в особенности мусульмане. Тому, кто на троне сидит, один только титул приличествует - Хан или Каан».

С первоначальной точки зрения монгольского государственного права только монголы составляли государственно дееспособный народ в империи. И только в период междуцарствия народ монгольский мог осуществлять в полной мере свое право, принимая участие в избрании нового хана. Всякий новый хан должен по рождению принадлежать к дому Чингиса. После смерти правящего хана члены его рода, высшие сановники, войска, племенные и родовые старейшины сходятся вместе на Курултай, на котором и производится избрание нового хана. Избранным должен быть наиболее способный из потомков Чингисхана. Никто не может быть ханом без утверждения на Курултае.

С избранием нового хана политическая роль народа кончается. Курултаи, собираемые ханами по различным вопросам во время их царствований, были, в сущности, лишь совещаниями офицеров армии и родовых старейшин для принятия к сведению и исполнению решений хана по поводу предстоящего похода или других важных дел.

Общественный строй монголов и турок основан был на племенном и родовом праве. В сохранившихся отрывках Великой Ясы находим мало указаний на внутренние социальные отношения монгольских племен и родов.

Империя Чингисхана основана была на всеобщем прикрепления населения к службе государству. Каждый имел свое определенное место в войске или податном участке, и с этого места он не мог сойти. «Никто да не уходит из своей тысячи, сотни или десятка, где он был сосчитан. Иначе да будет казнен он сам и начальник той части, которой его принял».

Этот принцип крепости лица государству можно сравнить с Московским царством 16-17 веков.

В компиляции Ясы Пети де ла Круа мы находим такое постановление касательно обязательной службы:

«Чтобы изгнать праздность из своих владение, он (Чингисхан) повелел всем своим подданным работать на общество так или иначе. Те, кто не шел на войну, должны были в известное время года работать определенное количество дней на общественных постройках или делать иную работу для государства, а один день каждую неделю работать на Хана».

Каждый начальник, будь он даже высшего ранга, должен беспрекословно подчиняться всякому приказу Хана, хотя бы преданному через гонца низшего служебного ранга.

Женщины также обязаны были служебной повинностью, замещая мужчин, не являвшихся на призыв.

Прикрепление к службе соединятся с другим началом - равенства в несении служебных тягот. Строгая дисциплина утверждается во всех отраслях службы, но от каждого требуется равное напряжение и не позволяется ни на кого возлагать чрезмерных тягот.

Равенство в труде требует равенства в пище. Яса воспрещает кому бы то ни было есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу. В общей трапезе ни один не должен есть более другого.

Некоторые группы населения могли быть изъяты из-под действия общего крепостного устава или освобождены от податной повинности. Такие изъятия делались иногда по религиозным соображениям (ханские ярлыки церквам), иногда же по соображениям особой ценности для государства изымаемых из общего крепостного устава групп (врачи, техники, ремесленники).

Изъятие делались в пользу упомянутых разрядов населения ввиду того, что от них ожидалась служба специального характера, которая не могла быть согласована с общим уставом.

О применении этого закона в действительной жизни лучше всего свидетельствуют ханские ярлыки в пользу русской церкви. Ярлыки эти обеспечивали русскому духовенству свободу от военной службы и податей. Они были возобновляемы при каждой смене хана в Золотой Орде. В ярлыках этих встречаем прямые ссылки на Великую Ясу.

Помимо духовенства, изъятия от действия крепостного устава давались врачам и юристам. Техники и ремесленники, будучи изъяты от действия общего устава, подлежали трудовой повинности по их специальности.

Общая задача управления, согласно Ясе, — поддержание мира и порядка: «…подчинились Чингисхану, он осудил некоторые их обычаи, как например воровство и прелюбодеяние, и решил уничтожить их, чтобы украсить свои государства порядком и справедливостью. Города и большие дороги стали свободны и открыты купцам всякого рода. Он хотел обеспечить из такой безопасностью и спокойствием, чтобы каждый в пределах его господства мог нести на голове золото без всякой опасности (быть ограбленным) так, как люди носят простые горшки».

Согласно с этими целями, одной из важнейших задач управления сделалось устройство почтовых станций (ямов) по всем имперским путям. Устройство ямов было распределено между населением страны так, что на каждые две тьмы возлагалось попечение об определенном участке дороги.

В добавление к таким основным отраслям внутреннего управления, как ямское и податное дело, по некоторым вопросам более узкого значения издавались особые указы, иные из которых включены были в Ясу. Было три таких вида указов:

- Указ, предписывающий каждому под страхом смерти возвращать беглого раба законному собственнику.

- Указы, предписывающие соблюдение известных правил убоя скота в соответствии с монгольскими обычаями.

- Указы, предписывающие соблюдение известных правил для вхождения в воду и мытья одежды в воде или, в некоторых случаях, запрещение этих действий. Мотивы, обусловившие издание этих указов, двоякого характера. С одной стороны, здесь оказывается ритуалистический страх перед природой - боязнь осквернения человеком одной из основных стихий, что могло бы оскорбить Верховное Существо.

С другой стороны, тут действовали весьма практические – можно сказать, научные - соображения: желание избежать поражения людей молнией, в случаи если они соприкоснуться с водой во время грозы. Запрещение входить в воду и мыть одежду в воде первоначально имело силу лишь на время грозы.

Благодаря преобладанию так называемого натурального хозяйства у монголов и турок задачи финансового управления в первоначальном монгольском государстве не могли быть особенно сложными. Начальники и воины должны были сами озаботиться относительно коней, фуража и некоторого количества съестных припасов для похода. Во время похода монгольское войско продовольствовалось за счет врага и военной добычи.

Однако по мере расширения монгольской империи, содержание и ханского двора, и административных учреждений потребовало установления более постоянной системы обжалования. По всей вероятности, Яса содержала в себе довольно разработанный податной устав, но у Джувейна находим лишь краткую заметку об этом. «После того как страна и народы подчинены были владычеству (монголов), установлена была перепись и назначены податные титулы согласно участкам десятков, сотен и тысяч; также определены: набор армии, ямская служба повинности и фураж для скота, не говоря о денежных податях, да сверх всего наложен был еще копчур».

К вышеозначенным податным титулам следует прибавить еще тьмы, о которых говорится в ямском уставе. Податное устройство приспособлено было таки образом к войсковым частям. Следует заметить, что именно так и было организовано податное управление на Руси после монгольского завоевания.

Установлено были подати и натурой и деньгами. В расчет должна быть принята и трудовая повинность населения.

Важным источником дохода должна была являться и военная добыча, особенно в первое время расширения империи.

Собственность умерших должны унаследовать их дети, и нельзя ее переводить в государственный фонд.

Государство по ясе было военно-феодальным и управлялось военной силой. Командиры получили награды соответственно заслугам, а не по праву рождения. Воины были разверстаны по десяткам, сотням и тысячам и были обязаны служить с четырнадцати до семидесяти лет. Для наблюдения за порядком кроме стотысячной армии была создана десятитысячная гвардия, несшая службу по охране ханской юрты. Гвардия (кешикташ) была создана из знатных воинов, лично преданных Чингисхану. В составе гвардии выделялась также тысяча самых преданных и сильных воинов- «багатуров».

Наказаний было установлено два: смертная казнь и ссылка на пустынный север Монголии. Отличительной чертой этого установления было введение наказания за неоказание помощи в беде боевому товарищу. Этот закон назывался Яса, и хранителем Ясы (верховным прокурором) был назначен второй сын Чингисхана, Чагатай. В столь воинственном и разноплеменном людском скопище было необходимо поддерживать строгий порядок, для чего всегда требуется реальная сила. Чингисхан это предусмотрел и из числа наиболее проверенных воинов создал две стражи, дневную и ночную. Они несли круглосуточное дежурство в орде, находились неотлучно при хане и подчинялись только ему. Это был монгольский аппарат принуждения, поставленный выше армейского командного состава: рядовой гвардеец считался по рангу выше тысячника. Тысячниками же были назначены 95 нойонов, избранных войском.

В Ясе особое место отведено правилам охоты. «Когда нет войны с врагами, пусть предаются делу лова - учат сыновей, как гнать диких животных, чтобы они навыкали к бою и обретали силу и выносливость и затем бросались на врага, как на диких животных, не щадя (себя)».

Чингисхан рассматривал охоту как лучшую школу военного обучения. Большая зимняя облава занимала серьезное место в монгольской общественной жизни. Облава эта являлась одним из важных факторов в экономической, социальной и государственной жизни монголов.

Большая облава требовала участия целых корпусов монгольской армии, чтобы окружать и загонять стада диких животных - хищных зверей, диких ослов, антилоп и т.д. Облава играла в подготовке армии приблизительно ту же роль, что большие маневры в настоящее время.

Яса содержала подробные наставления касательно охвата и загона дичи. Воины располагались на широком пространстве военным строем - большой полк, правая и левая рука - и все эти части должны были постепенно сближаться, загоняя дичь в заранее условленное место так, чтобы в конце концов дичь очутилась в тесном кольце.

Вся кампания иногда растягивалась на два-три месяца. Каждая небрежность или нарушение приказа со стороны начальника и рядовых подлежали строгому наказанию. Как только дичь была загнана во внутреннее кольцо, хан имел право первенства в стрельбе; затем выступали сановники и военачальники, и наконец рядовые войны. Попавшая в облаву дичь не уничтожалась целиком: часть отпускалась на разводку.

Известно, что Чингисхан придавал большое значение развитию торговли. Одной из главных задач его управления было обеспечение безопасности торговых путей. Принимая это во внимание, мы можем думать, что Яса содержала в себе более или менее разработанный торговый устав. «Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза».

Люди ханской крови подлежали верховному суду ханского рода, составленному из родовых старейшин. Если человек ханской крови нарушал Ясу, то его должны были увещать родовые старейшины дважды. Если он нарушал Ясу в третий раз, то подлежал ссылке в отдаленные места. Если он после этого не раскаивался, его заключали в тюрьму и держали там, пока он не раскается. Если он оставался неукротим, собрание всего рода должно было решить, что с ним делать.

В отношении общего судопроизводства можно здесь сослаться на один из существующих фрагментов Ясы. По этому фрагменту, для силы словесного утверждения необходимо три свидетеля. При наличии письменных документов правила были вероятно, другие.

Нормы разного вида права по Ясе

Основной задачей уголовного права Ясы является обеспечение мира и порядка в обществе и государстве. Эта задача обрисована армянским историком Магакией в таких выражениях: Яса предписывает «во-первых, любить друг друга; во-вторых, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем; почитать старших и нищих, и если найдется между ними кто-либо нарушающий эти заповеди, таковых предавать смерти».

Основной своей идеальной задачи уголовное право Ясы стремится на практике достигнуть путем самых жестоких санкций.

Яса считает преступлением, подлежащим наказанию, следующие виды проступков: а) преступления против религии, нравственности и установленных обычаев; б) преступления против хана и государства; в) преступления против жизни и интересов частных лиц.

Главным видом этих преступлений против государства признается нарушение крепостного устава, в особенности со стороны высших начальников. К этому же разряду следует отнести то, что запрещалось употреблять монгола в качестве подневольного слуги. На первый взгляд эту норму кажется естественным отнести к следующему разделу (преступления против свободы лица). На самом деле истинным мотивом этого указа было намерение не давать людям ускользнуть в частную зависимость от крепостной служебной повинности государству.

Лишь один из дошедших фрагментов Ясы посвящен убийству, и в нем говорится об убийстве по отношению к специальным категориям лиц - мусульман и китайцев. Все другие случаи нарушения интересов частных лиц относятся к преступлениям против собственности. Главнейшие виды их следующие: увод или принятие чужого раба или пленника, конокрадство и увод скота, злостное банкротство.

В законе говорится: «Если дети не уважают родителей, младшие старших, жена не послушает мужа, подданный - управляющего, их следует серьезно наказать… Тех, кто распутствует с женами других, а мужчины между собой, их следует наказать казнью».

Чингисхан установил общественный порядок для укрепления господства монгольской империи и утвердил закон, который удерживал нацию кочевников в рамках твердого закона. Было указано: «Те, кто обманом уходят из дома (как будто для учебы в армию) и тайно бегут от уплаты налогов, то о них следует сообщить по службе и наказать совершившего преступление, чтобы таким образом прекратились случаи хитрого обмана и недостойного поведения».

Процитируем вкратце те положения закона, по которым следует наказание казнью: тех, кто убил людей, распутствовал с женой другого, мужчин, распутствовавших между собой, бежавшего раба и последовавших за ним, кто погубил других особо извращенным методом, кто поддержал одного из двух дерущихся, кто преднамеренно оклеветал других, кто лгал, кто третий раз растратил имущество других, находившееся на хранении, кто спрятал то, что нашел, кто не возвращал хозяину одежду, имущество и оружие, найденное в битве.

Эта строгость закона оказала благоприятное влияние на общественный строй и жизненный быт того времени, претворение закона было четким.

Дипломат Мин Хун Нанхядов в период правления Чингисхана не увидел внутри Монголии ссор и борьбы. Один писатель из далекой Аравии писал: «В Монголии не существовало краж лошадей». Посол Италии Плано Карпини, находясь в Монголии, писал: «В Монголии вообще нет внутренних распрей и борьбы, нет случаев убийства людей, все друг к другу относятся мирно и мягко, очень редко возникают какие-либо дела и тяжбы, так как нет воров и разбойников, сундуки и какие-либо вещи хранятся без замков. Иногда происходят случаи потери скота, нашедший его хранил у себя».

Уголовное право монгольского государства в рассматриваемом периоде и несколько позднее носило конкретный, казуальный характер. Многие из принятых и проверенных временем статей послужили в будущем основой для более поздних законодательств.

Сведения наши о частном праве Ясы весьма скудны. Это следует, вероятно, объясняет не дефективность существующих фрагментов Ясы, а тем обстоятельством, что вопросы частного права регулировались главным образом обычным правом, и потому Яса их касалась лишь отчасти.

В компиляции Пети де ла Круа находим известие, что Чингисхан издал закон о браке, в котором сказано было, «что мужчина должен покупать себе жену и что никто не должен жениться на девушке, с которой он в родстве первой или второй степени, но во всех других степенях брак разрешался…Многоженство было позволено, а также у употребление рабынь в качестве наложниц».

Сохранился фрагмент Ясы, согласно которому «по смерти отца сын распоряжается судьбой его жен, за исключением своей матери, может жениться на них или выдать их за другого». Среди татар «управление имуществом семьи принадлежит женщинам. Они покупают и продают что и как найдут нужным. Мужчины занимаются охотою и войною и более ни во что не входят». «Дети, рожденные от рабынь, считаются столь же законными, как и рожденные от жен; но дети жен и в особенности дети первой жены пользуются особым почетом у отца».

В вопросы наследственного права Яса, по-видимому, подтверждала нормы обычного права. После смерти главы семьи имущество разделялось между сыновьями так, что доля старшего сына была больше других. Юрт (дом) отходил младшему сыну. Старшинство сыновей устанавливалось в соответствии с рангом их матерей в семье отца. Хан не должен был вмешиваться в наследственные отношения, даже в случае если у умершего не было родственников. «Из имущества умершего, у коего нет наследника, Хан ничего да не возьмет, но его имущество все дается тому, кто за ним ходил (перед смертью)».

Великая Отечественная войнаВеликая смутаФранцузская революцияВеликая Хартия Вольностей 1215 гГеографические открытияХартия вольностей и конституционная борьба в английском обществеВеликие военачальники России второй половины XVIII вРоссийские правителиВетеринария в капиталистической РоссииВехи второй мировой войныВече в древнем Новгороде



biofile.ru

24. Общественное и государственное устройство золотой орды

Монгольская империя — централизованное государство, завоевавшее в первой половине XIII в. огромную территорию Евразийского континента, от Тихого океана до Центральной Европы.

В 40-е гг. XIII в. на огромной территории от Иртыша до степей Волги и Дуная было основано государство, получившее название Золотой Орды. Обособление Орды от империи Чингисхана произошло в конце XIII в. Золотая Орда представляла собой феодальное государство.

Для нее были характерны следующие особенности:

- кочевой и полукочевой характер общества;

- большая роль племенных вождей;

- иерархия кочевого земледелия.

Господствующим классом являлся класс феодалов белая кость, включающий монголо-татарскую кочевую аристократию.

Первую группу феодалов составляли хан и царевичи из рода Джучи — первого хана Золотой Орды. Во вторую группу входили наиболее крупные феодалы — беки и найоны. Третья группа феодалов состояла из тарханов — людей, занимавших невысокие должности в гос. аппарате. Четвертую группу составляли нукеры — они входили в ближайшее окружение своего господина и находились на его иждивении.

После принятия ислама в качестве гос. религии значительную роль стало играть мусульманское духовенство.

Феодально-зависимое население называлось черной костью и включало кочевников-скотоводов, земледельцев, жителей городов.

Крестьянское население разделялось на крестьян -общинников, имевших свой инвентарь, надворные постройки собанчи и т.д. и обедневших членов крестьянской общины уртакчи.

Еще при жизни Чингисхан разделил империю на 4 улуса, во главе кот. поставил своих сыновей. Золотую Орду возглавлял хан, обладавший сильной деспотичной властью. Он избирался курултаем — съездом монгольской аристократии.

Центральными органами отраслевого управления были диваны. Их работу координировал визирь — номинальный глава правительства. Высшими должностными лицами в улусах были эмиры, в армии — бакоулы и темники. Местное управление осуществляли баскаки и даруги.

Военная организация Золотой Орды основывалась на десятичной системе. Все население было разделено на десятки, сотни, тысячи и тьмы; командирами этих подразделений являлись десятники, сотники и т.д. Основным родом войск монголов была легкая и тяжелая кавалерия.

25. Великая Яса Чингисхана. Общая характеристика

Образование монгольского государства в начале XIII века вызвало необходимость выработки общих, закрепленных письменно правовых норм и законодательных уложений для управления государством. Для этой цели было приспособлено обычное право, подвергшееся кодификации и изменениям, отвечавшим новым условиям. Свод законов и установлений получил название Великая Яса Чингисхана.

Яса более полная форма ясак, монг. — дзасак означает постановление, закон. По словам Джувейни, законы и постановления Чингисхана были написаны на свитках тумар и хранились у наиболее авторитетных царевичей — знатоков Ясы. Яса не сохранилась в подлиннике и известна лишь в отрывках и сокращенных изложениях. Наиболее подробные сведения о постановлениях Ясы даны у Джувейни и у арабского писателя XVв. Макризи. Продолжительное время Яса оставалась для монгольских государей высшим авторитетом. Члены ханского рода, отступившие от Ясы, строго наказывались в соответствии с изречениями Чингисхана, называвшимися тюркским словом билик знание.

Созданная Чингисханом система права отвечала запросам и потребностям феодализирующегося монгольского общества. В ней законодательным путем были закреплены лишь те из прежних норм обычного права, которые соответствовали интересам феодально-кочевой знати, а также вновь созданные.

Яса Чингиз-хана регламентировала лишь нормы кочевой жизни. В большинстве покоренных монголами стран, в частности, в Средней Азии, где издревле существовала своя правовая традиция, подчинить население новому праву было чрезвычайно трудно. Правовая система монголов, выработанная на основе обычного права кочевников и преимущественно для кочевников, в иных условиях оказывалась крайне неудобной .Многие стороны социально-бытовой и общественной жизни, в частности юга и юга-востока Казахстана, оставались вовсе не регламентированными Ясой, а отдельные ее предложения вступали в противоречие с мусульманским религиозным правом и обычаями местного населения. На этой почве возникали столкновения между блюстителями Ясы и местным населением, оборачивавшиеся, как правило, трагедией для последнего.

Однако с течением времени Чингизиды и военно-кочевая знать все больше воспринимали традиции мусульманской культуры и государственности и все менее следовали в своей жизни предписаниям Ясы. По словам Хамдаллаха Казвини, у монголов нет обычая обитать в городах, и это противно Ясаку Чингиз-хана. Между тем именно это требование наиболее часто нарушалось самими Чингизидами, как в улусе Джучи, так и в улусе Чагатая. Особенно среди кыпчакской знати, в связи с усилением влияния оседло-земледельческих мусульманских стран, постепенно стало распространяться мусульманское право — шариат.

studfiles.net

Яса Чингисхана

План.

· История возникновения «Ясы».

· Содержание

· Влияние «Ясы» на право государства Чингисхана:

А. Международное право

Б. Государственное и административное право.

1. Верховная власть (Хан)

2. Народ.

3. Крепостной Устав.

4. Тарханные привилегии (иммунитет)

5. Воинский Устав.

6. Охотничий Устав (Устав о лове).

7. Управление и административные распоряжения.

8. Податной Устав.

В. Уголовное право.

Г. Частное право.

Д. Торговое право.

Е. Судебное право.

Ж. Укрепление законов.

· Заключительный анализ.

· Список используемой литературы.

История возникновения «Ясы»

Монголотатары, или, как говорили в христианском мире, «татары», веками воспринимались как «исчадия ада» и враги цивилизации, а их вождь и повелитель Чингизхан для многих поколений и европейцев, и азиатов являлся олицетворением слепой разрушительной силы, Бичом Божьим, вторым Аттилой.

Но вот в конце XX века стали модные разнообразные «конкурсы» на звание «человека минувшего тысячелетия». И вдруг оказалось, что один из популярнейших кандидатов на эту роль – тот самый Бич Божий. «Вашингтон пост» написала, что никто не сделал превращения мира в современную «глобальную деревню» столько, сколько этот неграмотный кочевник. Так чем была Монгольская империя и кем был Чингизхан, создавший ее ровно 800 лет назад?

В XII в. на территории Монголии не было единого государства, основой монгольского общества были родоплеменные отношения. Социальной единицей была семья, несколько семей составляли айманы (роды), несколько родов объединялись в хотон (аул), несколько аулов составляли орду (племя), а из племен образовались народности – улусы. Вели они полуоседлый образ жизни.

В конце XII в. среди монгольских племен возвышается под Есучая, сын которого Темучин начал вести борьбу за объединение. В процессе этой борьбы сложилась военно-феодальная система кочевой империи Темучина. Она была создана на разделении всех монгольских племен на военные округа – «тысячи». Армия составляла более 200 тыс. человек и была предана Темучину.

В 1206г. состоялся курултай, на котором Темучин провозгласил себя правителем и принял титул Денгиз-хан (Чингизхан), что означало «властитель океана». На курултае был принят свод законов «Яса», который определял различные виды правовых отношении монгольском государстве.

Как удачно выразился историк Михаил Геллер: «Кочевое государство собой армию на марше».

«Яса» охватывала все стороны жизни империи. Письменность на основе уйгурского алфавита, заимствованная монголами по велению Чингизхана у побежденных найманов, позволила записать этот первоначально устный свод правил. Наследники хана верили в магическую силу Ясы и скрывали «священную книгу» от всяких иностранцев, покоренных или до поры свободных. Считалось, что она приносит победу в битве. Полный текст до нас, к сожалению, не дошел, но упоминание многих положений Ясы в трудах древних историков позволяет понять ее суть.

Содержание Великой Книги Ясы

I

В тех указах, что разсылал он по окружным странам, призывая их к повиновению, он не прибегал к запугиванию и не усиливал угроз, хотя правилом для властителей было грозиться множеством земель и мощностью сил и приготовлений. Наоборот, в виде крайнего предупреждения, он писал единственно, что если (враги) не смирятся и не подчинятся, то "мы-де что можем знать. Древний Бог ведает". В сем случае вспадает на ум размышление о слове тех, что полагаются на Бога: Рече Господь Всевышний: кто на Бога положится, то ему и довлеет, и всенепременно, что они в сердце своем ни возымели и чего ни просили, - все нашли и всего достигли.

II

Поелику Чингисхан не повиновался никакой вере и не следовал никакому исповеданию, то уклонялся он от изуверства и от предпочтения одной религии другой, и от превозношения одних над другими. Наоборот, ученых и отшельников всех толков он почитал, любил и чтил, считая их посредниками перед Господом Богом, и как на мусульман взирал он с почтением, так христиан и идолопоклонников миловал. Дети и внуки его по нескольку человек, выбрали себе одну из вер по своему влечению: одни наложили Ислам (на выи свои), другие пошли за христианской общиной, некоторые избрали почитание идолов, а еще некоторые соблюли древнее правило дедов и отцов и ни на какую сторону не склонились, но таких мало осталось. Хоть и принимают они (разные) веры, но от изуверства удаляются, и не уклоняются от Чингисхановой ясы, что велит все толки за один считать и различия меж ними не делать.

III

И еще у них похвальный обычай, что закрыли они двери чинопочитания, похвальбы званиями и (воспретили) крайности самовозвеличения и недоступности, кои в заводе у счастливцев судьбы и в обычае царей. Кто ни воссядет на ханский престол, одно имя ему добавляют Хан или Каан, и только. Более сего не пишут, а сыновей его и братьев зовут тем именем, что наречено им при рождении, будь то в лицо или за глаза, будь то простые или знатные. Когда пишут обращения в письмах, одно то имя пишут, и между султаном и простолюдином разницы не делают. Пишут только суть и цель дела, а излишние звания и выражения отвергают.

IV

Ловитву Чингис Хан строго содержал, говорил, что-де лов зверей подобает военачальникам: тем, кто носит оружие и в боях бьется, надлежит ему обучаться и упражняться (дабы знать), когда охотники доспеют дичь, как вести охоту, как строиться, и как окружать дичь, по числу людей глядя. Когда соберутся на охоту, пусть высылают людей на дозор и осведомляются о роде и числе дичи. Когда не заняты военным делом, пусть непременно ревнуют об охоте и войско к тому приучают. Цель не только сама охота, а больше то, чтобы воины приобвыкали и закалялись, и осваивались со стрелометанием и упражнением. А как двинется хан на великий лов, - срок ему: едва наступит зимняя пора, - то рассылает приказы, чтобы те войска, что находятся в средоточии ставки и по соседству с ордами, готовились к лову, чтобы, как указано будет, столько то людей из десяти садилось на конь, и чтобы сообразно каждому месту, где будет охота, собрали они снасти, оружие и все другое. Тогда определяет (хан) правое и левое крыло и середину, распределяет их между великими эмирами, а (сам) выступает с катунями, наложницами, яствами и питиями. Кольцо для лова охватывается за месяц, либо за два-три месяца, и зверя сгоняют постепенно и полегоньку и берегутся, чтобы он не вышел за кольцо. А ежели каким разом выскочит зверь из круга, то станут обсуждать и расследовать причину до последней мелочи, и бьют на том деле палками тысяцких, сотников и десятников, часто случается, что и до смерти убивают. И ежели к примеру кто не соблюдает строя, что зовется у них перге, и выступят из него, либо отступят от него, наказание ему великое и спуску нет. Таким чином два-три месяца денно и нощно гонят они дичь, как будто стадо баранов и шлют послов к хану и дают ему сведение о звере и о его числе, что-де докуда достиг и откуда спугнут, пока, наконец, не сомкнется кольцо. Тогда на два-три фарсаха понавяжут вервий одно к одному и понабросают (на них) войлок. Войско стоит на местах, плечо к плечу, а дичь внутри круга голосит и волнуется, и разные звери мычанием и воем выражают, что де пришло возвещенное время, когда соберутся купно звери; тигры свыкаются с дикими ослятами, гиены содружаются с лисами, и волки собеседуют с зайцами. Когда стеснится кольцо до крайности, так что не станет мочи двигаться диким зверям, сперва хан с несколькими приближенными въедет в круг и с час времени пускает стрелы и разит дичь, а как прискучит ему, сойдет наземь на высоком месте среди нерге, чтобы полюбоваться и тем, как въедут царевичи, а за ними по порядку воины, начальники и простой люд. Таким родом пройдет несколько дней, пока из дичи не останется ничего, кроме одиночек или парочек, раненных и разбитых. Тогда старики и удрученные годами смиренно подступят к хану, вознесут мольбу и заступятся за продление жизни остатков зверья, чтоб выпустили его через то место, где ближе до воды и травы. Всю дичь, что побита была, собирают, и коль нельзя счесть, исчислить и перечислить разных пород зверья, считают токмо хищных зверей да диких ослов. Друг один сказывал, что во дни царствия Каана (Угедея) таким путем одной зимой охота была, и Каан, для ради любования и развлечения, сидел на холме. Звери всех родов устремились к его трону и под холмом подняли крики и вопли словно просили справедливости. Каан приказал всех зверей выпустить и отъять от них руки насилия. Он же приказал, чтобы посреди страны Хатайской, в месте зимовий, была построена стена из дерева и земли, и на ней двери, чтобы из дальних мест собиралось туда зверей множество и чтобы таким путем на них охотились. Тоже и в пределах Чагатаева Алмалыка да Куяша он устроил такое же место для охоты. (Не) таковы ли суть и обычаи войны, убиения, счета убитых и пощады остающихся; таковы они шаг за шагом, ибо то, что оставляется в живых в (покоренных) странах, состоит из горсти бедняков, немногих числом и немощных.

V

Что до устройства войска, то от времен Адамовых до сего дня, когда большинство климатов находится под владычеством и в повиновении рода Чингисханова, ни в какой истории не вычитано и ни в какой книге не написано, чтобы когда либо какому царю, бывшему господином вый народов, удалось иметь войско, подобное татарскому, что терпеливо в трудностях и благородно в спокойствии, что в радости и несчастии одинаково покорно полководцу, не из за чаяния жалованья и корма, и не из-за ожидания прибытка и дохода, - и сие есть наилучший порядок для войска. Львы, пока не взалкают, не идут на ловитву и не нападают ни на какого зверя. В пословицах персидских говорится, что "от сытой собаки охоты нет", и сказано есть: неволь гладом пса твоего да пойдет за тобою.

Какое войско в мире может быть как татарское, что (даже) среди (ратного) дела охотится для одоления и презрения диких зверей; в дни покоя и досуга ведет себя как баранье стадо, приносящее молоко, шерсть и многую пользу; а среди трудов и несчастий свободно от разделения и супротивности душ. Войско наподобие крестьян, что несут разные (повинности) поставок, и не выказывают докуки при выполнении того, что приказано, будь это копчур, аваризы, расходы на проезжих, содержание ямов, представление подвод, заготовка корма для животных. Крестьяне во образе войска, что во время ратных дел от мала до велика, от знатного до низкого - все рубят саблями, палят из луков и колят копьями и идут на все, что в ту пору потребуется. Коль возникнет опасение войны от врагов или козней от бунтовщиков, они заготовляют все, что в том случае пригождается: разное оружие и другое снаряжение, вплоть до знамен, иголок, веревок, верховых и вьючных животных, ослов и верблюдов. Таким образом, по десяткам и сотням, каждый выполняет свою повинность, а в день смотра предъявляют они снаряжение, и, если хоть немногого не хватит, то такому человеку сильно достается и его крепко наказывают. И хотя бы они находились среди самого сражения, все, что потребуется на разные расходы, через них же достается. Что до женщин их и людей, оставшихся при грузах или дома, то поставки, что производились, пока сам человек был дома, остаются в силе, до того, что, если случайно повинностью того одного человека будет его личная помочь, а мужчины не окажется, то женщина (того двора) выйдет лично и выполнит дело.

mirznanii.com

Образование державы Чингисхана

 /   /  Образование державы Чингисхана

Образование Золотой Орды

Феодальная монгольская империя сложилась в итоге военных завоевательных походов Чингисхана, а также его преемников в тринадцатом – четырнадцатом веках.

Возникновение единого монгольского государства

На территории Центральной Азии в начале тринадцатого века в результате длительной борьбы между племенами возникает единое Монгольское государство, сплотившего в себе все главные племена охотников и кочевников-скотоводов. В монгольской истории это явилось существенным прогрессом и качественно новой ступенью развития этноса. Именно формирование единого государства способствовало утверждению феодальных отношений, которые сменили общинно-родовые, а также консолидации монгольской народности. Основателем этого могучего государства стал Тэмучин (1162-1227), которого в 1206 году монголы провозгласили Чингисханом, то есть – великий хан.

Выразитель, нарождавшегося феодального класса и интересов дружинников, Чингисхан сумел осуществить ряд радикальных реформ, которые позволили укрепить централизованную военно-административную систему государственного правления, а также пресечению каких-либо проявлений сепаратизма. Всё население было распределено на «десятки» и «сотни» кочевников, становящиеся немедленно воинами при военном положении. Также Чингисханом была образована опора хана – личная гвардия. Для усиления авторитета правившей династии всем близким родственникам хана раздавались богатые уделы земли.

Яса Чингисхана

Составлен свод законов «Яса», который запрещал переходить из «десятка» в «десяток» аратам. Нарушившие один из законов Ясы очень строго наказывались. Кроме того, произошли и культурные сдвиги. К тринадцатому веку исследователи относят появление общей монгольской письменности, а уже в 1240 году создаётся один из самых знаменитых историко-литературных памятников «Сокровенное сказание монголов». Также во время правления Чингисхана основана столица Монгольской империи – Каракорум, город, который был помимо административного центра, средоточием торговли и ремёсел.

С 1211 года великий хан Монгольской державы начал захватнические войны, в которых он видел главное средство обогащения своего государства, утверждение своего авторитета в лице других стран, а также удовлетворение возраставших потребностей для кочевой знати. Захват военной добычи, завоевание новых богатых земель, а также обложение данью покорённых народов сулило быстрое обогащение и абсолютную власть над покорёнными огромными территориями.

Интересные материалы:

student-hist.ru

Ответы@Mail.Ru: налог на Руси?

Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым» , то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма.

Яса́к (монг. засаг «власть» ; тат. ясак — натуральная подать, башк. яһаҡ «подать, налог» ) — на языке монгольских и тюркских племён обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной, (мягкой рухлядью, как её называли на Руси) .

РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ДРЕВНЕЙ РУСИ На Руси о первых налогах, распределявшихся на регулярной основе, упоминается в летописях. В Лаврентьевской летописи указано: "В лето 6367 имаху дань Варяги из заморья на Чюди и на Словенах, на Мери и на Всех Кривичах; а Козари имаху на Полянах, и на Северах и на Вятичах, и маху по белей Веверице от дыма". Княгиня Ольга в X в. в завоеванной земле уже устанавливает уставы и уроки, т.е. упорядочивает взимание даней-податей, а установившейся единицей обложения (дым, рало, плуг), говорящей о регулярности различных взиманий с народной массы, известные славянам задолго до Ольги, по крайней мере, в самом начале IX в., если не раньше. Собирание налогов князями по большой части, бывали отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов. До 988 года основными видами налогов были: дани, оброки, корма. Дань собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за нею по подвластным народам. Первый способ сбора дани назывался повозом, второй - полюдьем. Полюдье выступало как административно-финансовая поездка князя по подвластным племенам. Уплачивали дань натурой, чаще всего мехами, медом, кунами. Предметы, которые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя. Налоги в виде податей поступали в казну князя главным образом от землевладельцев, собственников земли. Налоги взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба. В зависимости от потребностей князя. В первую очередь обратить внимание следует не на предметы, которыми население облагалось в виде дани, а на единицы обложения. Это есть дым, или дом, рало, плуг... Все эти термины в сущности обозначают одну и ту же единицу обложения, в основе которой лежит сельское хозяйство. Основой ее является земля. Таким образом, главным источником для уплаты налогов и сборов в древние и средние века была земля. Все основные тяжести в виде различных сборов и повинностей ложились на землю. В это время земледелие составляет главнейшее занятие большей части населения и распространяется повсюду, а вследствие этого поземельная собственность делается главным мерилом взимания податей, вся тягость налогов была носима крестьянами и городскими жителями. Все подати были двоякого рода, окладные или определенные количеством, и неокладные (дар, даровые сборы). Следует отметит, что первоначально налоги обладали следующими особенностями: устанавливались по случаю войн или походов, а также добровольно приносимые населением, в основном завоеванным. Налоги упоминаются под разными названиями, как то: дань (общее названия всех сборов), оброк, урок. Определенного различия между денежными и натуральными продуктами уплачиваемые населением не имелось, собирались непосредственно князем или его чиновниками, или же привозились самым населением. Впервые законодательное закрепление норм, регулирующих отношения связанные со сборами и повинностями появляется в Русской Правде. В статьях 42-43 краткой редакции Русской правды и статьях 96-97 Просторной редакции отмечаются такие подати и повинности, как корм, городовые и мостовые деньги. Корм, т.е. поставка пищевого довольствия, является одним из древнейших видов повинностей. О нем говорят уже в Русской Правде в ее древнейшей редакции. Она определяет корм чиновнику, ездившему по волостям для суда, и его лошадям. Русская правда уже переводит корм на деньги. В истории законодательного регулирования податной системы не остался бесследным период нахождения Руси под господством Золотой Орды. В ханских ярлыках 2-ой пол. XIII в. - сер. XIV в. упоминаются такие повинности русского населения в пользу Орды, как дань, запрос, дары, почестие, ямы, тамга, пошлины вообще. Часть из них выплачивалась, по-видимому, в деньгах, часть представляла натуральные поборы. Первоначально сбором податей занимались сами татары через своих фискальных чиновников Баскако

touch.otvet.mail.ru