Почему на античных греческих скульптурах почти нет (или вообще нет) переносиц? Внешность древних греков
Как выглядели древние греки? Они были похожи на современных кавказцев или были все голубоглазыми блондинами?
Насчёт различий внешности древних и нынешних греков популярен следующий стереотип:
греки якобы раньше были все светлые, с правильными чертами лица. Так вообще в древнегреческих поэмах сказано. А то что сейчас они совсем другие - последствия турецкого завоевания.
НО,
"Недавние генетические исследования греческих популяций обеспечили свидетельство статистически существенной непрерывности между древними и современными греками".(Википедия).
Насчёт мифа о светловолосых очень неплохо объясняется на греческом форуме: www.greek.ru
Спасибо пользовательнице Olga R.:
"Греки никогда не были "однородным" этносом. С древнейших времен они делились на две племенных группы: ионийцев (ахейцев) и дорийцев (внутри этих групп были и подгруппы, но это не имеет отношение к предмету нашего разговора). Эти племена отличались друг от друга не только культурой. но и внешностью. Ионийцы были низкорослыми, черноволосыми и смуглыми, а дорийцы -- высокими, светловолосыми и светлокожими. Ионийцы и дорийцы враждовали между собой, и полностью обе племенных группы смешались только в византийские времена. Хотя слово "полностью" здесь не совсем уместно: в географически изолированных областях -- например, на некоторых островах -- до сих пор можно найти относительно чистый ионический или дорический тип.
Греки Причерноморья (понти-ромеи, азовские румеи, урумы и т.д.), как и остальные греки, тоже очень неоднородны: среди них встречаются как чистые ионийцы и дорийцы, так и смешанный тип (Черноморье заселялось на протяжении многих веков, выходцами из разных областей Греции). Поэтому некоторые греки Украины вполне могут отличаться от некоторых греков Греции -- но, конечно, не все и не от всех. Например, если Вы поедете на Крит, то найдете там сколько угодно "белых и кудрявых" греков (большинство критян сохранило дорический тип внешности)."
"- Тогда откуда появился и закрепился такой "классический" греческий образ?
- Благодаря" западноевропейским художникам 17-19 веков. Они изображали древних греков похожими на себя, любимых -- то есть на немцев, голландцев и других западноевропейцев. Отсюда и "стереотип" (отнюдь не основанный на исторических данных.
"Беловолосые блондины тоже, конечно, называются "ξανθοι" (а как их еще назвать?) Но если вы услышите или прочтете это слово по отношению у греку, то означает оно именно волосы светло-каштанового цвета."
"Гомер описывает Одиссея как типичного ионийца: смуглого и черноволосого."
"...Дело в том, что внешность древнегреческих богов была как бы символом их сущности -- то есть зависела не от того, как выглядели почитатели этих богов, а от "свойств" самих богов. Так, золотые волосы Аполлона -- это символ Солнца. "Серые" глаза Афины -- на самом деле не серые, а "совиные": A8hna glaukwphs (толкование этого слова как "серые" появилось потому, что древнегреческое слово glaux -- "сова" -- переводчики нового времени перепутали со словом glaukos -- "серый" или "голубой"). Сова была символом и одним из воплощений богини Афины; многие ученые считают, что изначально Афина была богиней смерти и почиталась в образе совы (типичный неолитический образ смерти и погребения). Кстати, существуют изображения Афины с головой совы."
А что ж такое? Откуда взялись скульптуры с "греческими профилями"(т.е., с отсутствием переносицы)? Откуда взялись описания золотоволосых? Допустим даже, что упоминались именно блондины. Ну так богам-то можно всё! Они должны отличаться от простых смертных по определению. Отсутствие переносицы как бы намекало на таковое происхождение. Наоборот, с выдающимися надбровиями изображали негодяев, простолюдинов. Это вопрос символов. Греческое искусство не было реалистичным во всём.
Т.н.м, если посмотреть на бюсты филососфов, и представить их в естественной окраске. А ещё проще - заценить картинки повседневной жизни, где изображены простые колхозники - на краснофигурной вазописи. Или даже как бы боги, но в одежде простых смертных:
Классический средиземноморский тип! Курчавые смуглые волосы. А профиль, вначале стилизованный под канон, в дальнейшем всё больше становится реалистичным.
Так же примерно выглядят итальянцы, которые никогда турецкой оккупации не знали. У них другая тема: самые ранние римляне выглядели как тепершние северные французы. А потом уж примешалась кровь рабов с Ближнего Востока. Что ж, возможно. Но это не лишает их классификации среди "истинных арийцев":
Тем более, что южные итальянцы (т.е., жители Неаполя и Сицилии) во многом - потомки греческих колонистов.
Так выглядели жители этих областей в античное время:
А главное, внимательно вглядитесь в эти лица. Они могут быть смуглыми, кареглазыми. Но общее происхождение, так или иначе, чувствуется. Вот вам, например, Деспина Ванди:
А вот - греческий колхозник из фильма "День, когда всплыла вся рыба" Чем не древнегреческий бюст философа?):
thequestion.ru
Греческий эталон красоты
Красота во все времена обожествлялась людьми, вызывала восхищение и вдохновляла на подвиги. Каждая эпоха имела свое представление о женской красоте, которое эволюционировало с течением времени. Эталон женской красоты менялся с самого появления человека на земле. Взгляды на женственность и привлекательность базировались на нестабильной основе, которая зависела от религиозных и моральных устоев и веяния культурных ценностей. Во времена Древней Греции красота человеческого тела была возведена практически в религиозный культ. Ей поклонялись, боготворили и считали наибольшим даром и талантом.
Понятие красоты в историческом аспекте
Древние греки оценивали женское тело по параметрам, близким к современным. Они считали красоту высшим проявлением щедрости богов – красивый человек, как мужчина, так и женщина, пользовались не меньшей популярностью и почтением, чем знаменитый полководец или государственный деятель. Самые красивые люди составляли особую прослойку в обществе, были многоуважаемыми и почтенными вдохновителями поэтов и творческих людей. Им посвящали стихи, песни, скульпторы ваяли с них статуи.
Со времен Древней Греции сохранилась история создания одной из статуй богини красоты и любви — Афродиты. Оказывается, что Пракситель, один из самых талантливых творцов грациозных скульптур человеческого тела, сделал ее по образу своей возлюбленной. За это его обвинили в святотатстве и вызвали в суд, ведь по законам того времени было запрещено ваять богов с человеческого образа, а тем более – ассоциировать богиню со смертной женщиной. Считалось, что небожители могли разгневаться на человека за подобные оплошности, и в праведном гневе уничтожить всех жителей города.
В качестве защиты скульптор привел в суд свою возлюбленную Фрину. Раздев ее перед всеми присутствующими, Пракситель спросил, почему они не довольны ее телом и считают, что оно не божественное? Убедившись в неотразимости тела Фрины, судьи не смогли навести аргументов и вынуждены были отпустить мастера на свободу.
Понятие красоты у мужчин также было четко определено. Уважалось спортивное, подтянутое тело, ведь греки были большими приверженцами здорового образа жизни. Образцом подражания для них были олимпийские боги – они априори считались идеалом, к которому нужно стремиться. У юношей было принято чисто выбривать лицо, носить длинные волнистые волосы, стянутые обручем или шелковой лентой. По мере взросления, они получали право носить бороду, прическа ставала короче.
Афродита Милосская — эталон женской красоты
Идеалом привлекательности в период античности считалось абсолютно пропорциональное, спортивное тело. Для женщины большим преимуществом считался высокий рост, развернутые плечи, осиная талия, слегка расширенный таз, вертикальная линия живота (плоский подтянутый живот) и стройные ноги. Очень красивой считалась комбинация светлых волос, голубых глаз, прямого носа с небольшой горбинкой и высокого лба. Именно под такое описание попадает еще одна известная статуя — Афродита Милосская. Она была идеалом красоты и олицетворяла высшее совершенство природы. Статуя изображает стройную женщину с грациозной осанкой. Ее рост составляет 164 см, а объемы груди, талии и бедер соответственно – 86, 69 и 93 см. Большое значение греки уделяли симметричности и пропорциональности лица.
Безупречно красивое лицо условно можно было разделить на три ровные части по линиях бровей и кончика носа. Красивыми считались блондинки с голубыми глазами, волосы у которых собирались в элегантный, низко поставленный пучок.
В поисках идеального эталона красоты греки пытались применить научный подход, который оказался вполне справедливым. Но, помимо этого, изучение безупречности женского тела положило начало для новых понятий и направлений, таких как гармония и эстетика.
Согласно с главными канонами, определяющими представление греков о красоте, привлекательной считалась женщина с прямым носом, большими, широко открытыми глазами, расстояние между которыми должно быть не менее размера одного глаза. Размер глаз умело подчеркивался округлыми дугами бровей. Всё это великолепие обрамлялось ровными линиями носа, подбородка и невысоким лбом. Волосы не обрезались, а укладывались в аккуратную прическу, перевязанную шелковой лентой на затылке. Даже по сегодняшний день этот прием используется в парикмахерском искусстве, и получил название «античного узла».
Учитывая любовь греков к геометрии и математике, все параметры привлекательности получили точное определение в отношении пропорций. Художники и скульпторы разрабатывали личные каноны и модули, используя их в своих творениях.
Следует отметить, что у древних греков не было принято изображать полностью обнаженное женское тело – это считалось непристойным и унижало достоинство женщины. Большинство скульптур только частично обнажены, и прикрыты элементами оформления, высеченными из камня – имитацией драпировки из ткани, частями одежды и т. п. Афродита Милосская и Афродита Праксителя являются довольно редкими исключениями из этого правила. Для того, чтобы не закрепить за ними репутацию непристойных творений искусства, статуи изображают женщин во время подготовки к купанию – так их авторам удалось избежать общественного осуждения.
Красота на все времена
Женская красота почиталась во все времена всеми народами, но отношение к ней греков всегда было особенным. Именно они придали красоте характер культа. Один греческий мудрец и поэт перед смертью позвал дочерей и дал им жизненное напутствие. Оно гласило, что женщина может быть умной (если ей это нужно), доброй (если захочет), но красивой она обязана быть всегда. Такое жизненное кредо актуально и по сегодняшний день.
Греческий эталон женской красоты во многом схож с современными представлениями о привлекательности и безупречности женского тела. Во времена Олимпийских богов ценилась естественная красота, и декоративная косметика практически не использовалась. Тело должно было быть подтянутым, стройным и атлетически сложенным, что не менее ценится и сегодня. Конечно же, каждая женщина не обязана быть голубоглазой блондинкой с пропорциями Венеры или Афродиты чтобы представлять из себя эталон красоты. Но женщина должна пытаться жить в гармонии со своим телом, подчеркивая его достоинства.
В древней культуре существовало обособленное понятие для обозначения красоты – калокагатия. Оно выделяло особенное, гармоничное сочетание внешней красоты человека и его нравственных достоинств. Греки считали, что красивый человек по умолчанию не может быть злым или плохим, так как боги награждают привлекательными чертами только достойных.
Культ женской красоты настолько крепко засел в умах людей эпохи античности, что с наступлением христианства, пропагандировавшего скромность и отрешенность от всего телесного, началась жестокая борьба против всех проявлений женственности. Уничтожались прекрасные греческие и римские статуи, сжигались древние книги и свитки. В период буйствования инквизиции, красивая женщина могла легко быть заподозренной в пособничестве с дьяволом. Только с началом Возрождения, культ гармонии и естественности начал возвращаться.
Как сейчас греки представляют себе идеальную женщину?
Современные греки только частично являются потомками древних эллинов, заселявших эту территорию много веков назад. За больше чем два тысячелетия произошло смешение разных народов – на территорию Балканского полуострова прибывало много переселенцев с Востока и северной Африки, что повлекло за собой изменение национального состава. Нынешние греки относятся к народностям южного типа, и отличаются вспыльчивым темпераментом, хорошим чувством юмора и дружелюбностью. В женщинах они ценят, прежде всего, интеллект и умение развеселить мужчину. В отличие от своих соседей из Турции, греки проявляют уважение к женщинам, считают их равными себе.
Греческое отношение к красоте эволюционировало на протяжении многих веков, но всегда во главу угла ставились понятия эстетики и духовной привлекательности. Женщина и мужчина, по мнению древних философов, являли собой одно целое, и должны гармонично дополнять друг друга во всех отношениях.
gidvgreece.com
Как выглядели греческие девушки тысячи лет назад
Череп этой девушки обнаружили в пещере Теопетра на территории Греции. По оценке состояния зубов, ей было от 15 до 18 лет. И судя по чертам лица этой юной особы, воссозданным с помощью томографии и компьютерного моделирования, даже девушки-подростки в Древней Греции были весьма суровыми.
Специалисты из Афинского университета представили в Новом музее Акрополя портрет девушки, которая жила 9000 лет назад в период мезолита на территории современной Греции. Ее останки обнаружили в 1993 году в пещере Теопетра в греческих Метеорах, которую на протяжении тысячелетий населяли люди. Останки относятся к периоду перехода древнего населения этого региона из охотников, кочевников и собирателей в общество осевшей жизни и выращивания собственных продуктов и культур.
Ученые назвали девушку Авги (в переводе на русский — «рассвет»), так как она жила на заре цивилизации. Состояние зубов указывает на то, что в момент смерти ей могло быть 18 лет, а состояние костей скорее характерно для 15-летнего подростка.
Это Авги — 15-летняя (или 18-летняя) жительница Древней Греции, чья внешность была воссоздана с помощью современных технологий
К кропотливой работе по восстановлению внешности были привлечены невролог, патологоанатом, эндокринолог, ортопед, радиолог, ортодонт, а также археолог и скульптор, который специализируется на реконструкции. Специалисты провели компьютерные тесты, в частности томографию. Затем при помощи 3D-принтера они получили точную копию результатов сканирования. Для определения цвета кожи и глаз использовали общие сведения о жителях этого региона. Реконструкция черепа показала мощные скулы женщины, тяжелые брови и ямочку на подбородке. В общем, лицо выглядит воинственным и мужественным.
Исследованием руководил шведский археолог и специалист по реконструкции внешности Оскар Нильссон. Он уже не раз восстанавливал черты лица людей, живших в каменном веке.
Среди прочего, его команда реконструировала внешность афинской девочки-подростка Миртис, которая умерла в 11-летнем возрасте от тифа. Авги «старше» Миртис на 6500 лет, причины ее смерти неизвестны.
11-летняя девочка Миртис из Афин, которая умерла приблизительно в 430 году до н.э. во время эпидемии тифа
Результаты этих двух работ наглядно демонстрируют, как изменилась внешность древних греков за 6500 лет. Если Авги чем-то напоминает Рипли в самые напряженные моменты фильма «Чужой», то Миртис куда больше похожа на современных подростков.
ribalych.ru
Особенности греческого характера | Грекости
..субъективный взгляд на греческий характер..
Про эмоциональность греков считают своим долгом написать все без исключения сетевые ресурсы, путеводители и справочники, претендующее на представление хотя бы мало-мальски общего описания Греции. Обычно смысл сводится к следующему: греки много машут руками и орут не переставая (таким, мол, нехитрым способом отдавая дань природой отведенному им темпераменту). Принимая такое описание за аксиому, уже «за семью морями», задолго до желанного греческого вояжа, начинаешь представлять себе греков как буйных неуравновешенных сотрясателей воздуха. Делается как-то не по себе, и почти хочется во время предстоящего отдыха попытаться свести свое общение с аборигенами к минимуму. Что ж, многие, посетив землю Эллады впервые, под влиянием этих самых «установок» туристических атласов остаются убежденными в своем первоначальном мнении, сформированном с легкой руки какой-нибудь умницы-составительницы, знакомство с Грецией у которой не выходит за рамки школьного курса истории и пары абзацев Википедии. (Кстати в этих же путеводителях, адресованных иностранцам, планирующим поездку в Россию, о русских отзываются едва ли не как о хитрых, ленивых алкологиках, пляшущих вместе с медведями всю бесконечную русскую зиму… Не собираюсь погружаться в разбор российского национального характера, вы сами все понимаете. Это к вопросу о компетентности некоторых информационных изданий).
Эмоции и внутренние качества
Однако вернемся к нашим ба… грекам. Описывать особенности характера целого народа - занятие неблагодарное. Во-первых, впечатление складывается у каждого свое, личное. Во-вторых, как и среди любого населения любой страны мира, в Греции встречаются и мудрейшие из мудрейших, достойные своих древнегреческих праотцов, и ветреные прожигатели жизни, и хитрые «воротилы», и стратеги, и проститутки, и «пускатели пыли в глаза», и респектабельные, небезосновательно уважаемые авторитеты, и прекрасные матери, и талантливые творцы, и просто ленивые тупые бездельники… Посему выводить «среднестатистическое» из знакомства, к примеру, с несколькими греками - просто смешно. Да еще если они все - из одной компании (пареи) и одного социального положения.
Посему все, на что можно претендовать, развивая такую замечательную тему, как описание греческого ментала, - на субъективное мнение. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что моими глазами Грецию никто увидеть не сможет. И почувствовать ее так, как чувствую я - тоже, ни за что. И любить ее так, как я - никто. И мой круг общения тоже принадлежит исключительно мне, как ни крути. И все те знакомства и разговоры, которые тут, в Греции… Думаю, мысль моя ясна.
Вопреки тому, что многие, наверняка, читали о природной хитрости греков, мое мнение - они простодушны и непосредственны, как дети. Они совершенно не умеют скрывать эмоций, и даже не пытаются это делать. Отсюда пресловутая греческая несдержанность: если греку хочется крикнуть - он крикнет. Захочется дотронуться до руки собеседника - он даже «запариваться» не станет на счет того, что ты можешь по этому поводу подумать. Захочет попеть любимую песню вслух - еще как! И неважно, в автобусе «накрыло» его это желание или на скамейке парка. Окружающие не то что не поморщатся, но еще и подпоют... Если грек смеется - то так, что на другой стороне улицы оборачиваются туристы. Если улыбается - в его улыбке хочется раствориться. И веришь, веришь ему на двести процентов!.. И пусть грек завтра скажет диаметрально противоположное тому, что сказал сегодня: он сделает это так, что не останется ничего другого, кроме как принять перемену его настроения, как принимаешь перемену ветра, и понять: ну и что, человек изменил свое мнение. Бывает и такое. «Все мы люди, все мы человеки».
А еще они, греки, очень внимательно относятся к собеседнику. У меня такое ощущение, что они слушают всем телом. Если грек отводит взгляд от собеседника, значит, что-то совсем неладно. Или рядом прошла симпатичная девушка... И тут уж рамок «приличествующего» случаю поведения не существует: парень может по улице идти в обнимку с девушкой, и при этом открыто засматриваться на других девиц. Даже глазки строить, ага (не хотелось бы быть в положении его девушки. Хотя, с другой стороны, чего и им, то есть нам, девушкам, теряться, когда вокруг столько симпатичных парней...)
Греки и гречанки: личное впечатление
Личное впечатление: внешне мужская половина греческого населения намного более симпатична, чем женская. Женщины здесь в основном низкорослые, среднего телосложения, многие полноваты. Но излишние по российским меркам формы тут никого не смущают, как кажется, дамы чувствуют себя весьма органично в своих телесах. Обаятельны, улыбчивы, практически у всех прекрасные волосы. Из недостатков - почти всегда даже самый легкий макияж базируется на внушительном слое тонального крема, которым пытаются «заштукатурить» недостатки кожи. Если тронешь - не обвалится, но, с другой стороны, что делать, если кожа лица у многих греков и особенно гречанок - плохая! (когда я спросила у косметолога, почему так, она объяснила это особенностями климата - поры кожи постоянно раскрыты, зимы и холода нет, «стягиваться» не успевают, плюс образ жизни - неисчислимое количество чашек кофе за день и курение, курение, курение...) Внешние недостатки с лихвой компенсируются жизнелюбием и общительностью, за что греческие мужчины готовы их носить на руках. И носят. Точно, носят. Невзирая на лишние килограммы и что там еще?.. (что лишний раз доказывает: комплексы - внутри нас, а не снаружи нас. В цитатник).
Гречанки особенно трепетно любят украшения. Причем не только благородные металлы и драгоценные камни, но и бижутерию. Всевозможные «блестелки», бисероплетие, кристаллы «Сваровски» и их дешевые аналоги - это то, что в ассортименте имеется у каждой греческий девочки/девушки/женщины. Джинсы со стразами, блестящая пудра, маленькие камушки в носу, бесконечные браслеты-кольца-бусы.... Сдержанность на этот счет греческим модницам противопоказана.
Греческие мужчины, видимо, где-то на генетическом уровне считают себя наследниками всего мира. Или хотя бы держателями его основного пакета акций. Отсюда некоторое потребительское отношение, как к ситуациям, так и людям. И не только потребительское, но и хозяйское. Менторское. Покровительственное. Это не то чтобы плохо... Просто нужно быть к этому готовым. А именно, к тому, что учить вас могут и будут по любому поводу, причем независимо от того, насколько хорошо в этом разбираются. Греческому мужчине обязательно нужно чувствовать себя «на полголовы впереди» (а лучше - на пару голов), чем, впрочем, они не намного отличаются от их российских собратьев. Сказать, что греки любят женщин - значит не сказать ничего. Седовласый дедулька, с палочкой прогуливающийся около дома, не считает зазорным перекинуться словцом-другим с юной или не очень юной красоткой, или хотя бы просто выразительно посмотреть ей вслед, задумчиво причмокнув.
Деньги и веселье
Деньги греки любят. А вот больше или меньше представителей других наций - сказать сложно. Для таких измерений шкалы и коэффициента пока не придумали. Жадность, однако, отнюдь не является чертой греческого характера. «Деньги нужны для того, чтобы их тратить» - под этим заявлением подпишется любой грек. Отдыхать греки любят много и, по возможности, с размахом. Так, чтобы весь кафетерий стоял на ушах. Или, если уж «по-взрослому» гулять - то обязательно «рвануть» куда-нибудь на бузуки, где один входной билет стоит свыше 50 евро, чтобы всю ночь слушать свято обожаемую ими греческую музыку, подпевая и пританцовывая (иногда, однако, за всю ночь не выходя из-за столика), «скидывая» сотни долларов на десятки корзин цветов для уже любимых и еще только полюбившихся певцов... А когда на следующий день, с утра (часиков этак в пять вечера), грек проснется, то голова у него будет болеть только от выпитого (узо-вино-виски-вино-), но никак не о «просаженных» за вечер сотнях и иногда тысячах евро.
Отдельная статья расходов для греков, тема для разговоров, повод для беседы и просто проявление их культуры - это поход в рестораны или таверны. Не знаю, пытался ли кто-нибудь подсчитать хотя бы примерное количество таверн на душу населения, но ощущение такое, что в одних Салониках их тысячи. А теперь представьте на минутку - по вечерам они все заполнены!!! Дело не в том, что греческие хозяйки ленятся или не готовят дома (как правило, все они готовят хорошо). Просто выйти компанией - гораздо интереснее и веселее, чем сидеть дома. Тут тебе и музыка (во многих тавернах играют музыканты), и шумная толпа («себя показать и на людей посмотреть»), да и посуду после ужина мыть не надо... Кроме того, обходится такое застолье не сказать чтобы дорого. А уж вкусно будет - к гадалке ходить не надо. Первое впечатление от таверны, когда заходишь внутрь - душно, накурено, куча народу сидит чуть ли не на шеях друг у друга: думаешь, ну как тут отдыхать? Вообще не понятно... Но тут к тебе подпрыгивает изобретательный официант, невесть откуда обнаруживший за широкими спинами пирующих свободный столик, туда же моментально подставляются непонятно кем принесенные стулья и - «ористе»! присаживайтесь. Вы втискиваетесь между спинами и локтями соседей сбоку, размещаетесь, выдыхаете... И тут происходит что-то магическое. Уже через минуты две вы чувствуете себя очень уютно, на столе прочно обосновывается неиссякающий впоследствии кувшинчик с вином, заказ сделан, и гул-гам вокруг вас уже не раздражает, а создает эффект шумовой завесы, за которой так приятно спрятаться от дел и забот. Заказываются обычно блюда на всю компанию, индивидуальные порции тут не приняты. Да и, честно сказать, так гораздо интереснее: приносят несколько разнообразных блюд, из которых каждый накладывает на свою тарелку именно то и именно столько, сколько хочется ему. А главное - ВКУСНО!.. (срочно меняю тему, поскольку есть захотелось дико).
Отношение к родителям и пожилым людям
Пожилые люди в Греции отличаются от российских тем, что... В первую очередь тем, что их много. Последующее будет из области моих личных наблюдений: старость в Греции уважаема (и все-таки не поворачивается язык назвать местных пожилых людей «стариками», хоть ты тресни!..) На лицах «очень взрослых» эллинов царит воистину безмятежное спокойствие и умиротворение: сразу видно - человек на заслуженном отдыхе! И эта сигарета, которую он курит за чашкой «фрапе», кажется со стороны такой вкусной, что тоже хочется затянуться разочек... Но нет, рановато. К тому же, видимо, такую-то блаженную гармонию при жизни нужно еще заслужить. В целом и живут люди в Греции существенно дольше: средняя продолжительности жизни здесь составляет порядка 80 лет. Да здравствует средиземноморский климат, здоровая пища и солнце круглый год!
...А вот запихиваются в автобус греческие бабульки ничуть не хуже наших, российских. Видимо, это у них такой вид спорта. Ну подумать только, чего «щемиться»-то, распихивая всех?.. Тем более что все равно место в автобусе уступят.
Отношение к матери в семье - более чем уважительное: это непререкаемый авторитет. Истина в последней инстанции. Богини Гера и Артемида в одном лице... Связь между поколениями в греческих семьях действительно крепка. К матери сыновья ходят на воскресные обеды. По ее первому зову выполняются все пожелания. Логично предположить, что невесту себе юный грек ищет по материному образу и подобию... И все же, несмотря на это, связывать себя узами Гименея греческая молодежь не торопится. Редко кто женится до 30 лет. Первого ребенка рожают лет в 35. До этого времени народ учится, развлекается, гуляет, пьет кофе... Впрочем, пить кофе греки продолжают на протяжении всей жизни. Более того, я уверена, что и смерть для грека - не повод прекратить пить воистину божественный «эллинико кафе», и где-то там, в райских кущах...
Говорить о греках можно долго. Также, как долго любят говорить и сами греки. Но помните: все, что вы прочли и еще только прочтете о характере греков, или услышите от других - будет неправдой. Точнее, полуправдой. До тех пор, пока вы не узнаете греков лично, пока не проживете бок о бок с ними хотя бы некоторое время.
А также почитайте:
Как вести себя в Греции?
Перед тем как отправиться на отдых в Грецию, стоит ознакомиться с ее традициями и особенностями. Ведь, несмотря на схожесть
Что нужно гречанкам для счастья
Если вы ненароком окажетесь 8 января в северной Греции, то еще, чего доброго, спутаете текущую дату с 8 марта. Ведь в этот день здесь
www.grekomania.ru
Греческий нос - характерная особенность древнегреческих статуй :: SYL.ru
Откуда вообще взялось понятие «греческий нос»? Из древнегреческой чернофигурной, краснофигурной и коринфской вазописи и скульптур, которые представляли собой наивысшее достижение античности, оставившее глубокий след в развитии всей последующей мировой культуры.
Воплощенное в мраморе совершенство
Древнегреческие скульптуры совершенны и прекрасны. Самые ранние относятся к XIII веку до нашей эры, и факт того, что в столь отдаленные времена скульпторы владели таким умением, потрясает. Идеально вылепленные фигуры и лица, конечно же, стали эталоном красоты на долгие времена. Красивый овал лица, выпуклые, очерченные губы, округлый выпуклый подбородок и характерной формы нос полностью соответствовали божественной внешности, ведь изображались олимпийские боги и герои, которые почти всегда были детьми богов.
Особенности греческого носа
Именно в вазописи и скульптурах запечатлен греческий нос. Чем он характерен? Тем, что продолжает линию лба. Иногда в районе переносицы имеется небольшое углубление, но оно совсем неконкретное и не нарушает единую прямую линию, начинающуюся у корней волос и заканчивающуюся на кончике носа. И даже у ранних скульптур времен архаики, когда главенствующую роль играла вазопись, а ваяние было еще несовершенным, статуям уже был присущ греческий нос. Трудно предположить, что у всех представителей аристократии Древней Греции носы были такой формы, потому что у современных жителей этой страны она встречается крайне редко. За несколько тысячелетий переносица не могла так провалиться. Да и глаза у античных скульптур иногда посажены нереально глубоко. Скорее всего, греческий нос был каноном либо красоты, либо свидетельствовал о необычайных качествах и достоинствах изображаемого. Не мог Зевс обладать курносым носом. А вот Сократ мог! У него вздернутый, с широкими ноздрями нос. По единодушному мнению, он напоминает или Вакха, или сатира. От гения у него только лоб – высокий и красивый. Но сам бюст Сократа говорит о том, что и в те времена не все великие люди обладали классической внешностью. Поэтому можно предположить, что боги и богоподобные герои должны были отличаться от смертных недосягаемой красотой.
Узнаваемый сразу
Греческий профиль в первую очередь подразумевает нос и округлый, выдвинутый чуть-чуть подбородок, хотя на ранних вазах часто изображены герои и боги с довольно вялой этой частью лица. Надо отметить, что на счет подобного профиля существуют некоторые заблуждения, например, то, что ему присущ нос с горбинкой. Такой формы нос появился позднее, он характерен, скорее, древнеримским скульптурам – у греков нос абсолютно прямой. Если бюст или статуя дополнены шлемом, то и он составляет с носом прямую линию. Может быть, это свидетельство мужественности или непобедимости. Надо отметить, что многие представляют греческий нос длинным. Это визуальный обман из-за перехода линии носа в линию лба. Сам же нос у классических и совершенных статуй не очень велик и имеет, как привило, тонкие, хорошо очерченные ноздри.
Совершенные скульптуры Поликтета
Эталоном мужской красоты, очевидно, всегда будет считаться, как считается до сих пор, «Дорифор» скульптора Поликтета. И какой изумительный профиль! Какое прекрасное лицо! Тонкое, одухотворенное, думающее. Оно может принадлежать поэту, спортсмену, тому, древнегреческому, который совершенствовал упражнениями не только тело, но и душу. Это одна из самых знаменитых статуй Античности. Идеальные пропорции лица и тела, богатый духовный мир, угадываемый по лицу героя, полностью соответствуют греческой концепции калокагатии – гармоничному сочетанию внешних и внутренних достоинств. Красивый человек не может быть злым, а совершенный духовно – уродом. Прекрасным пособием к сказанному может служить голова Диадумена (спортсмена-победителя) работы Поликтета.
Древнегреческая женская красота
У женщин греческий профиль неразрывно связан с характерной прической. Она подчеркивала красоту не очень высокого лба, изящество тонкого носа. Прикрывая уши, прическа акцентировала внимание на округлости щек и подбородка. В скульптурах богинь и героинь прическа является неотъемлемой деталью, как и греческий нос у женщин, который от мужского отличается только размерами – он меньше, и потому изящнее.
Олицетворением женской красоты является знаменитая Венера Милосская. Прекрасны девичьи статуи муз. Всемирно известно внушительное изображение Афины Паллады работы Фидия. Прекрасна стремительно бегущая богиня охоты Артемида, одной рукой придерживающая колчан, а другой - оленя. И у всех перечисленных женщин нос имеет общую линию со лбом, у них волнистые, собранные сзади волосы, и округлый подбородок.
Всевозможные формы
Как отмечалось выше, в реальной жизни греческие носы встречаются редко, в том числе и у самих греков. А какие еще бывают виды носов? Известно, что ученые (такое обобщенное понятие) выявили 14 форм, исследовав при этом 1300 фотографий. Людей на земле гораздо больше, и форм носов, разумеется, тоже. Есть более часто встречаемые определения, такие, как курносый, картошкой, мясистый, с горбинкой. Кроме того, нередки вздернутый, плоский, орлиный, африканский, римский и классический носы.
www.syl.ru
Почему на античных греческих скульптурах почти нет (или вообще нет) переносиц?
Хороший вопрос!) Как и то, почему в древнегреческих поемах сплошь и рядом встерчаются "блондины". Отсюда возник распространённый миф, что-де древние греки были нордической внешности, с очень правильными чертами лица, а потом уже пришли турки и подпортили генофонд (хотя при завоевании происходит как раз наоборот). Но ведь современные генетические исследования показывают, что на самом деле нынешние греки не так уж и не отличаются от древних.
Разгадка вот в чём. Прежде всего скльптуры того периода изображают богов и героев. И в эпических произведениях они также на первом месте. А богам и героям, как водится, можно чуть больше, чем простым смертным. Они должны несколько выделяться своими прекрасными (если ужасными, то это всегда отдельно оговаривается) чертами посреди серой толпы. Редкими чертами. А то и фантастическими. В природе отстутствие переносицы (aka "греческий нос") практически не встречается (если и видел один раз, то у женщины, предположительно, мордовского происхождения). И это - максимально удаляет внешность от первобытного, от сходства с обезьяной. Может эллины и не знали теории Дарвина, но подсознательно, на визуальном уровне что-то чувствовали (мы и сейчас похоже оцениваем "грубые" и "утончённые" черты).
НО, если мы взглянем на бюсты знаменитых философов и учёных, то тут вдруг будут попадатся массивные нависающие лбы, неправильные черты и т.д.
Аристотель
Платон
Сократ
Еврипид
У Сократа черты практически австралоидные. От мыслителя не требуется гладкости и завлекательных черт. Требуется донести до потомков, как он выглядел, и изобразить его максимально задумчивым. Всё о супергероях Почему в «Дедпуле 2» не было камео Стена Ли?Кому мстят мстители?В чём суть Капитана Америки, ведь у него нет никаких суперспособностей?Узнать больше
А вот бюст простого человека - боксёра. В принципе, такой типаж внешности распространён в Греции и на Кавказе.
Насчёт волос. Если взглянуть на краснофигурную керамику, которая к концу Классической эпохи достигла выдающегося реализма, то там почему-то в основном курчавые брюнеты, что, опять-таки, очень характерно и для современных греков. Переносица чуть затёрта, но это уже дань традиции. Внешность вполне средиземноморская.
Впрочем, есть и ещё одно объяснение часто встречающихся "блондинов". С одного греческого форума (русскоязычного) дошла дискуссия, в ходе которой разъяснили, что "золотистый" означало скорее "каштановый". У греков сохранились и по сей день два основных типа внешности: ионический и дорический. Так вот, ионический - как кавказцы или южные итальянцы (которые сами во многом произошли от греческих колонистов) - курчавые брюнеты; часто носы с горбинкой. А вот дорический - упомянутые каштановые волосы, и прямые черты лица. Разумеется, "чистых" типов осталось мало, и идёт смешение. Но пожалуй, под него попадут певица Деспина Ванди и мужичок из одного фильма 1960-х (чем-то даже, наверное, на скульптуру боксёра похож).
thequestion.ru
Описание антропологии греков
ОПИСАНИЕ ГРЕКОВ
Греческая республика (за искл. острова Крит). Большинство современных греков, в основном, относятся к византийскому типу понтийской ветви и альпийскому типу палеолитической ветви (на западе Греции), а т.ж. к нескольким миксам. Встречаются в Греции и представители других типов: динарского, борреби и нордического. Чистые альпийцы и византийцы встречаются чаще, чем чистые борреби (несколько %), нордийцы (несколько %) и динарцы (около 10–20 %). В научной литературе византийский тип часто называется просто средиземноморским, понтийским (Pondid, Pontic) или атланто-средиземноморским. Встречается и термин эгейский тип. Византийским тип назван, потому что зона его распространения почти совпадает с границами Византийской Империи.
Усредненный портрет грека можно представить следующим образом. • Головной указатель (длина / ширина х100): - эспротские (эпирские, пиндские) греки (88, как у альпийцев во Франции) - греки-православные (86, как у классических динарцев) - греки-мусульмане (84, эллинизированные турки переднеазиатского типа) - Южная Греция, Пелопоннес, острова Эгейского моря (81–83, византийский тип в смеси с переднеазиатским) - Салоники (78 – выраженный византийский тип)• Средний рост греков начинается от 167 см и не сильно варьируется на всей территории страны.• Лицо среднее, лоб по ширине нижней челюсти, лоб высокий. (Это касается альпийского типа).• Волосы (80 % – темно-каштановые, 20 % – черные, светло-каштановые; пепельные оттенки не характерны)• Борода в цвет волос на голове.• Затылок плоский в 20 % случаев (указывает на динарское или преднеазиатское происхождение).• Глаза (65 % – карие, 19 % – черные, 15 % – светло-карие, 1 % – голубые и серые). Стоит заметить, серые глаза имеют невосточно-европейское происхождение.• Тело волосатое почти на всей территории Греции.• Брови густые, в 75 % случаев сросшиеся.• Нос длинный и широкий, кончик расширен (45 % – прямой, 30 % – выпуклый, 15 % – волнистый, 10 % – вогнутый). Хотя, если судить по галлерее типов (в основном, телеведущие и актеры, жители Афин), то видно, что процент прямых и выпуклых носов равен числу вогнутых форм (50/50), что указывает на значительный альпийский компонент в Центральной Греции. А по галлерее Энджела заметно преобладание прямых носов над горбатыми (60/40).
Обобщенный портрет греческой женщины с альпийско-понтийскими чертами.
В процентах соотношение типов в Греции следующее:
Тип
%
по Энджелу
Византийский и средиземноморский компоненты
40 %
A, B, D
К византийскому типу принадлежала часть ахейцев; к атланто-средиземноморской ветви – минойцы; средиземноморский тип пришел из Италии
Динарско-византийский микс доминировал среди древних греков; динарско-средиземноморский микс – среди греков западно-средиземноморских диаспор.
Альпийский тип в смеси с динарским, византийским и средиземноморским
20 %
C, E
Потомки части дорийцев, которые состояли из двух племен, одно было альпийского типа, а другое – ультра-динарского (балканского борреби-подобного)
Переднеазиатский, иранский и ультра-динарский (балканский борреби)
10 %
F
К ультра-динарскому типу принадлежали ахейцы и часть дорийцев; переднеазиатский тип привнесен евреями в начале н.э.; иранский был распространен среди скифов
Нордические элементы
5 %
Потомки смешения с германцами (в начале н.э.), в основном, в северной части Греции.
Остров Крит. Несильно от жителей континентальной Греции отличаются критяне, которые сохранили черты доиндоевропейского населения. Средний рост жителя острова Крит – более 170 см. Они как, правило, мезокефалы (78-80). Глаза: 35-43 % – карие, 7 % – светлые, остальные – смешанные (до 53 %). Волосы: 50 % – темно-каштановые, 25 % – черные, 10 % – светлые, остальные – светло-каштановые и каштановые. Борода в 40 % случаев светлее волос на голове. В целом, они относятся также к византийскому типу, но с большей доле атланто-средиземноморских элементов.На ю.з. острова Крит проживает субэтнос сфакиотов (большеголовые брахикефалы ультра-динарского типа, похожие на балканских борреби). Рост сфакиотов также очень высокий – более 175 см. У них широкое и высокое лицо. Мезокефалы (82). Считается, что они – потомки незначительной группы дорийцев, обособившейся в горах острова Крит.
Республика Кипр. Грекоговорящие киприоты в антропологическом плане относятся к переднеазиатскому расовому типу в смеси с понтийским (каппадокийский вариант). Низкий рост (167–169 см), развитый волосяной покров, темная пигментация волос и глаз, выпуклый нос, суббрахикефалия (82).Первым населением острова были сино-кавказские родственники этрусков, затем – «народы моря», в частности филистимляне, которые вскоре смешались с семитами. А с I тыс. до н.э. Кипр попал в зону влияния греческого языка, и стал отдаленной колонией. На Кипре, по легенде, родилась Афродита.