Книга Мысли и афоризмы древних римлян. Содержание - СЛУЧАИ ИЗ ИСТОРИИ РИМЛЯН. Высказывания древних римлян
Душенко Константин Васильевич. Мысли и афоризмы древних римлян
Да сгинут те, кто раньше нас высказал наши мысли!Латинское изречение
753 до н.э. Основание Рима. 510 до н.э. Изгнание из Рима царя Тарквиния Гордого и установление республики. 388 до н.э. Галлы захватили Рим и продиктовали свои условия мира. «Народ, которому предстояло править всем миром, был оценен в тысячу фунтов золота» (Тацит). Вдобавок принесенные галлами гири оказались фальшивыми, а когда римляне отказались мерить ими, заносчивый галл положил еще на весы меч и воскликнул: «Горе побежденным!» 279 до н.э. Вторгшийся в Италию эпирский царь Пирр побеждает римлян при Аускуле, но слишком дорогой ценой. «Еще одна такая победа, и я останусь без войска». 241 до н.э. Победа римлян над Карфагеном в Первой пунической войне. 218 до н.э. Начало Второй пунической войны. Перейдя через Альпы, Ганнибал опустошает Италию. 216 до н.э. Римляне наголову разгромлены при Каннах, но Ганнибал не решился идти на оставшийся беззащитным Рим. «Не все дают боги одному человеку: побеждать ты умеешь, но не умеешь пользоваться победой» (Магарбал, начальник конницы Ганнибала). 201 до н.э. Победа над Карфагеном во Второй пунической войне и подчинение Риму Западного Средиземноморья. 168 до н.э. Разгром римлянами Македонского царства. Отныне Рим – мировая держава, «повелитель народов». 88 – 82 до н.э. Гражданская война между сторонниками Гая Мария и Луция Суллы, беспримерная по своей жестокости. «Луций Сулла уврачевал отечество средствами более тяжкими, чем были самые опасности» (Сенека). 63 до н.э. Катилина со своими сторонниками готовит государственный переворот: «Пожар, грозящий мне, я потушу под развалинами». Заговор подавлен благодаря Цицерону и Катону Младшему. 51 до н.э. Галлия завоевана Цезарем. 49 – 45 до н.э. Гражданская война между Цезарем и Помпеем. «Я знаю, от кого бежать, но не знаю, к кому бежать» (Цицерон). 44 до н.э. Цезарь, провозглашенный пожизненным диктатором, гибнет от рук заговорщиков-республиканцев во главе с Кассием и Брутом. Результат – тринадцать лет междуусобных войн. 31 до н.э. Октавиан, наследник Цезаря, побеждает Марка Антония в морской битве у Акция. «Что погубило Марка Антония, человека великого и с благородными задатками, как не пьянство и страсть к Клеопатре, не уступавшая страсти к вину?» (Сенека). 30 до н.э. Самоубийство Антония и Клеопатры. Октавиан Август становится единовластным правителем Рима. Эпоха Августа – «золотой век» римской литературы, время Вергилия, Горация и Овидия. 14 н.э. Смерть Августа после долгого и благополучного правления. «Мы боялись крушения мира, но даже не почувствовали, как он колеблется» (Веллей Патеркул). Августа без всяких потрясений сменил его сын Тиберий. 37 – 41. Правление Гая Калигулы. «Он погиб, совершив большие злодеяния и замышляя еще большие» (Светоний). 41 – 54. Правление императора Клавдия. 54 – 68. Правление Нерона. «Стыдно даже подумать, что подобный человек существовал, не то что был вершителем судеб народов» (Аврелий Виктор). 69 – 81. Правление Веспасиана и его сына Тита. 98 – 117. Правление Траяна. «Годы редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает» (Тацит). Римская империя на вершине своего могущества. 161 – 180. Правление Марка Аврелия, философа. 306 – 337. Правление Константина Великого, отменившего преследование христиан и основавшего «второй Рим» – Константинополь. 361 – 363. Император Юлиан пытается восстановить старую греко-римскую религию, но гибнет в походе на персов. 395. Окончательный раздел империи на Восточную и Западную. 455. Взятие Рима вандалами.
Люблю измену, но не изменников.
* * *
Не слишком возмущайся, если кто-то говорит обо мне дурно: довольно и того, что никто не может нам сделать дурного. (В письме к своему сыну Тиберию.)
* * *
Не следует начинать сражение или войну, если нет уверенности, что при победе выиграешь больше, чем потеряешь при поражении. Те, кто домогается малых выгод ценой большой опасности, подобны рыболову, который удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок – никакая добыча не возместит потери.
* * *
Торопись медленно. (Любимая поговорка Августа.)
* * *
Последние слова: Как вам кажется, хорошо ли я сыграл комедию своей жизни?
Наследник плачет, как невеста; плач обоих – скрытый смех.
* * *
В жене пороки или исправь, или терпи: исправишь – жена твоя будет лучше, а стерпишь – лучше будешь сам.
* * *
Число гостей должно быть не меньше числа Граций и не больше числа Муз [т.е. не меньше трех и не больше девяти].
* * *
Иным легче учить, чем научиться тому, чего они не знают.
* * *
О скупце: Ежели целый мир ему достанется в долю, он у себя самого воровать и откладывать будет.
* * *
Смеху – много, а смешного – не очень.
* * *
Такого и больному ведь не взбредится, чего б уже не молвили философы.
* * *
Человек мал, но дом его – мир.
В военных делах быстрота приносит больше пользы, чем доблесть.
* * *
В сражениях наказание следует тотчас же за ошибкой.
* * *
Главную силу войска надо пополнять набором из деревенских местностей; меньше боится смерти тот, кто меньше знает радостей в жизни.
* * *
Знание военного дела питает смелость в бою.
* * *
Кто хочет мира, пусть готовится к войне.
* * *
Легче вызвать чувство храбрости у новобранцев, чем вернуть его у тех, которые уже перепуганы.
* * *
Само себе создает предателя то войско, чей разведчик попадает в руки врагов.
* * *
Что нужно сделать, обсуждай со многими; но что ты собираешься сделать – с очень немногими и самыми верными, а лучше всего – с самим собой.
Безделью сопутствует зависть.
* * *
Рвение ослабевает вместе с надеждой. Если мы не можем догнать, перестаем гнаться.
* * *
Ненависть, порождаемая соперничеством, переживает страх и не прекращается по отношению к побежденным даже после исчезновения самого предмета ненависти.
* * *
Едва ли не глупо было бы перечислять гениев, которых мы еще помним, ведь насколько велико восхищение, настолько затруднительна оценка.
* * *
К настоящему мы относимся с завистью, перед прошлым же преклоняемся, считая, что одно нас затмевает, а другое учит.
* * *
Редко завидуют славе тех, чьего могущества не боятся.
Всех ожидает одна и та же ночь.
* * *
Добродетель после денег.
* * *
Если хочешь, чтобы я плакал, ты должен прежде всего сам испытывать боль.
* * *
Желание избежать ошибки вовлекает в другую.
* * *
Кто многого добивается, тому многого недостает.
* * *
Кто спасает человека против его воли, поступает не лучше убийцы.
* * *
Можно убежать из отечества, но нельзя убежать от самого себя.
* * *
Ненавидим добродетель здравствующую, с завистью ищем исчезнувшую с глаз.
* * *
Общего одобрения достигнет тот, кто соединил приятное с полезным.
* * *
Сила, лишенная разума, рушится от своей громадности сама собой.
* * *
Скрытая доблесть мало чем отличается от могильной бездеятельности.
* * *
Скупой всегда нуждается.
* * *
Считай всякий день последним: будет милым тот час, на который ты не надеялся.
* * *
Твой в опасности дом, коль стена горит у соседа.
Что не нужно, всегда слишком дорого.
* * *
Душа влюбленного живет в чужом теле.
* * *
Кто серьезен в смешных делах, тот будет смешон в серьезных.
* * *
Гнев от безумия отличается лишь продолжительностью.
* * *
Одно дело успевать, другое – спешить: кто вовремя делает одно дело, тот успевает, кто хватается за многое и ничего не кончает, тот спешит.
* * *
Тот, кто бьет жену или ребенка, – поднимает руку на самую высокую святыню.
* * *
Как только женщины начнут стыдиться того, что вовсе не стыдно, они перестанут стыдиться того, чего должно стыдиться.
* * *
Та, что сможет, будет на свои деньги покупать украшения; та, что не сможет, станет требовать деньги у мужа. Горе и тому, кто уступит просьбам, и тому, кто останется непреклонным, ибо непреклонный вскоре увидит, как жена его берет у другого то, в чем отказал ей он.
* * *
Удивительно, как могут удерживаться от смеха прорицатели, глядя друг на друга.
* * *
Хорошие дела нужно перекрывать новыми хорошими делами, чтобы не выдохлась добрая слава.
* * *
Нету такого закона, который был бы хорош для всех.
* * *
Частные воры влачат жизнь в колодках и узах, общественные – в золоте и пурпуре.
* * *
О гурмане: Человек, у которого нёбо чуткостью превосходит сердце.
* * *
О сирийском царе Антиохе: Антиох ведет войну письмами, сражается пером и чернилами.
* * *
Я никогда не бываю менее одиноким, чем тогда, когда я один.
* * *
Катон исключил из всаднического сословия слишком тучного гражданина, сказав: «Какая польза может быть государству от тела, в котором все от ног до головы – сплошной живот?»
* * *
Катон был недоволен, что граждане каждый год переизбирают одних и тех же лиц на государственные должности: «По-вашему, стало быть, – говорил он, – или власть немногого достойна, или власти немногие достойны». По Плутарху
* * *
Однажды, когда римский народ несвоевременно домогался раздачи хлеба, Катон, желая отвратить сограждан от их намерения, начал свою речь так: «Тяжелая задача, римляне, говорить с желудком, у которого нет ушей». По Плутарху
* * *
Глядя на множество воздвигнутых статуй, Катон Старший сказал: «А обо мне пусть люди спрашивают, почему Катону нет памятника, чем почему ему стоит памятник». По Плутарху
* * *
Катон Старший прожил 85 лет и судился множество раз, в последний раз – незадолго до смерти. Тогда он сказал: «Тяжело, если жизнь прожита с одними, а оправдываться приходится перед другими». По Плутарху
Ум – это способность расширить тесное, увеличить малое, разнообразить похожее и возбудить интерес к обыкновенному.
* * *
Кто идет следом, всегда будет отставать.
* * *
О подражании: Легче сделать больше, чем то же самое.
* * *
Пиша быстро, нельзя научиться писать хорошо. Пиша хорошо, можно научиться писать быстро.
* * *
Работа пера не менее серьезна, когда оно вычеркивает написанное.
* * *
Хорошо говорить и хорошо писать – одно и то же.
* * *
Осудим готовность скорее потерять друга, чем острое слово.
* * *
Не старайся выражаться лучше, чем можешь.
* * *
Никогда не стану я восторгаться ораторской импровизацией, раз вижу, что этого не занимать стать даже у сварливых баб.
* * *
Кто, найдя лучшее, ищет иного, тот хочет худшего.
* * *
Как кормчий меняет курс, смотря по направлению ветра, так адвокат меняет свой план в процессе, смотря по переменам в ходе этого процесса.
* * *
Судят люди невежественные, и часто их нужно обманывать, чтобы они не заблуждались.
* * *
Совесть – тысяча свидетелей.
Войны существуют для молодых.
* * *
Долго пребывать в покое ни одно большое государство не может, и если нет внешнего врага, оно найдет внутреннего: так очень сильным людям бояться, кажется, некого, но собственная сила их тяготит.
* * *
Дошло до того, что мы ни пороков наших, ни лекарства от них переносить не в силах.
* * *
Как больной человек ничтожное заболевание переносит труднее, чем здоровый тяжелую болезнь, так и больное потрясенное государство не перенесет никакой беды, и не потому, что эта так тяжела, а потому, что нету сил поднять еще какое-то бремя.
* * *
Как это обыкновенно бывает, большая часть восторжествовала над лучшей.
* * *
Люди к благу менее чувствительны, чем к беде.
* * *
Мир надежен там, где его условия приняты добровольно, а там, где хотите иметь рабов, нечего рассчитывать на верность.
* * *
Несчастье наставляет нас в благочестии.
* * *
Ни один отдельный гражданин не должен стоять так высоко, чтобы его нельзя было, согласно законам, призвать к ответу. Ничто так не отвечает равенству и свободе, как возможность привлекать к суду любого, и даже самое могущественное лицо. Что же (не говоря уж о высшей должности в государстве) можно было б без страха кому бы то ни было поручить, если бы не нужно было отчитываться в своих действиях?
* * *
Оказанное доверие обычно вызывает ответную верность.
* * *
Прошлое легче порицать, чем исправить.
* * *
Редко даруются людям сразу и счастье, и здравый смысл.
* * *
Суеверие в мелочах видит волю богов.
* * *
Счастью следует доверять всего меньше, когда оно всего больше.
* * *
Чем меньше страх, тем обычно меньше опасность.
* * *
Об эпирском царе Александре: Убегая от судьбы он, как это обычно бывает, мчится ей навстречу.
* * *
Об Александре Македонском: Каким бы громадным ни казалось нам величие этого человека, оно остается величием всего лишь одного человека, которому чуть больше десяти лет сопутствовала удача.
* * *
Сципион [Старший] уже десятый год обращал на себя всеобщее внимание, а это обстоятельство самим пресыщением делает великих людей менее интересными.
* * *
Завершив рассказ о Пунической войне, я испытываю такое же облегчение, как если бы сам разделил ее труды и опасности.
Трусость еще никого не сделала бессмертным.
* * *
Все люди – одинакового происхождения, но все храбрейшие – они и самые благородные.
* * *
Чем славнее жизнь предков, тем позорнее нерадивость потомков; она не оставляет во тьме ни их достоинств, ни их пороков.
* * *
Изящество подобает женщинам, мужчинам – труд.
* * *
Во время Союзнической войны Помпедий Силон, пользовавшийся среди италийцев наибольшей властью и влиянием, сказал Марию: «Если ты великий полководец, выйди и сразись со мной»; на это Марий ответил: «Если ты сам великий полководец, то заставь меня сразиться с тобой против моей воли». По Плутарху
* * *
В войне с кимврами отличились тысяча воинов из Камерина, и Марий всем им дал права гражданства, не имея на то никаких законных прав; а на упреки заявил, что за лязгом оружия голос законов был ему не слышен. По Плутарху
Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот.
* * *
Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет или же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?
* * *
Боги или безвластны, или же властны. Если они безвластны, то зачем ты молишься им. Если же они властны, то не лучше ли молиться о том, чтобы не бояться ничего, не желать ничего, не огорчаться ничем, нежели о наличности или отсутствии чего-либо?
* * *
Вполне возможно стать богоподобным человеком, оставаясь никому не известным.
* * *
Все настоящее – мгновение вечности.
* * *
Если ты сделал добро, а другой испытал добро, то чего же ты, уподобляясь глупцам, стремишься еще к чему-то третьему, вроде славы доброго человека или награды?
* * *
Если что-либо тебе не по силам, то не решай еще, что оно вообще невозможно для человека. Но если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе.
* * *
Живи так, будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок.
* * *
Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение.
* * *
Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцев. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному.
* * *
Каждое дело исполняй как последнее в своей жизни.
* * *
Когда тебя возмутит чье-то бесстыдство, тотчас же спроси себя: «Возможно ли, чтобы в мире не было людей без стыда?» Нет, невозможно. Не требуй же невозможного.
* * *
Кто видел настоящее, тот уже видел все, бывшее в течение вечности, и все, что еще будет в течение беспредельного времени.
* * *
Лицо, искаженное гневом, есть нечто совершенно противоестественное. Если такое выражение повторяется часто, оно как бы умерщвляет человеческий облик, совершенно погашает его, так что никоим образом нельзя его восстановить. Из этого уже можно понять, что оно противоречит разуму.
* * *
Люби только то, что случается с тобой и предопределено тебе. Ибо что могло бы более соответствовать тебе?
* * *
Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся.
* * *
Нет ничего устойчивого, а рядом с нами безмерная бездна прошедшего и грядущего, в которой все исчезает.
* * *
Ни с кем не случается ничего такого, чего он не в силах был бы вынести.
* * *
О страдании: если оно невыносимо, то смерть не преминет скоро положить ему конец, если же оно длительно, то его можно стерпеть.
* * *
Постоянно размышляй о том, что все происходящее ничем не отличается от происходившего ранее и имеющего произойти в будущем. Ибо повсюду одно и то же, только действующие лица другие.
* * *
Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери – и сводятся они всего-навсего к мгновенью. Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог бы отнять у меня то, чего я не имею?
* * *
Самый презренный вид малодушия – это жалость к самому себе.
* * *
Скоро ты забудешь обо всем, и все, в свою очередь, забудет о тебе.
* * *
Совершенство характера выражается в том, чтобы каждый день проводить, как последний в жизни.
* * *
Старайся расположить к себе современников. Те, кто предпочитает гнаться за славой у потомства, забывают, что грядущие поколения ничем не будут отличаться от настоящего, которым они тяготятся. И эти поколения тоже смертны.
* * *
Тот, кто во всем следует разуму, не суетлив и в то же время деятелен, весел и вместе с тем уравновешен.
* * *
Чем больше человек любит самого себя, тем больше он зависит от чужого мнения.
* * *
Что же такое вечная слава? Сущая суета. Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят.
* * *
Я несчастен потому, что со мной случилось то-то и то-то. – Отнюдь нет. Наоборот, я счастлив потому, что, хотя это и случилось со мной, я все же не предаюсь печали, не сломлен настоящим, не трепещу перед грядущим. Случиться ведь это могло со всяким, но не всякий бы остался чуждым печали.
* * *
Я часто дивился тому, что каждый, любя себя больше других, в то же время своему убеждению о себе придает меньшее значение, нежели убеждению других. Мы более стесняемся своих ближних – что-то они подумают о нас, – нежели самих себя.
Чтоб быть любимым, люби.
* * *
Искренно горюет тот, кто горюет без свидетелей.
* * *
Многие хвалят одни книги, но читают все же другие.
* * *
Не бойся последнего дня, но и не призывай его.
* * *
Нехорошо пахнет тот, кто всегда хорошо пахнет.
* * *
Деньги даются теперь только одним богачам.
* * *
Тому, кто все покупает, возможно, придется все продать.
* * *
Тот, кто всюду живет, нигде не живет.
* * *
Уметь наслаждаться прожитой жизнью – значит жить дважды.
* * *
Честный человек всю жизнь новичок.
* * *
Жизнью завтрашней жить – поздно. Сегодня живи!
* * *
Тот не по мне, кто легко добывает кровью известность; тот, кто без смерти достиг славы, – вот этот по мне.
* * *
Всех до одной, Фабиан, схоронила подруг Ликорида: вот бы с моею женой ей подружиться теперь!
* * *
Пусть шаловливы стихи – жизнь безупречна моя.
Каждая женщина считает себя достойной любви.
* * *
Та, которая не согрешает потому, что это не дозволено, та согрешает.
* * *
Терпеть не могу женщин, которые отдаются только потому, что им нельзя не отдаться, а сами в это время думают, высохла ли у них шерсть для пряжи!
* * *
Будь уверен в победе над любой женщиной! Из тысячи их едва ли одна откажет тебе. И тем, которые соглашаются, и тем, которые отказывают, нравится, однако, сама просьба.
* * *
Не скупись на обещания – этим добром может быть богат каждый.
* * *
Очень часто прикидывавшийся влюбленным влюблялся не на шутку, начиная с притворства, заканчивал всерьез.
* * *
Ни без тебя, ни с тобой жить не могу.
* * *
Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь.
* * *
Защищая свое дело, каждый красноречив.
* * *
Искусство – в умении скрыть искусство. (Перефразированный Овидий.)
* * *
Учиться дозволено и у врага.
* * *
Все меняется, ничто не исчезает.
Весь мир играет комедию.
* * *
За смертью далеко ходить не надо.
* * *
Каков хозяин, таков и слуга.
* * *
Никто ничем никогда не довольствуется.
* * *
Об умершем: Он присоединился к большинству.
Всякий слышит лишь то, что понимает.
* * *
Неожиданное случается чаще того, что ожидаешь.
* * *
Больше значит один свидетель видевший, чем десять слышавших.
* * *
Человек человеку волк, если он его не знает.
* * *
Истинно честен тот, кто всегда спрашивает себя, достаточно ли он честен.
* * *
Кто бежит от своих, тому долго придется бежать.
Нет ни одной такой плохой книги, из которой нельзя было бы чему-нибудь научиться.
* * *
Нет ни одного животного, которое проливало бы слезы, и притом с первого дня своего появления на свет. А ведь смех, самый первый смех, появляется у человека только на сороковой день его жизни!
* * *
О каждом дне можно судить только по следующему за ним дню, а о всех прожитых днях может произвести приговор только последний из них. Благо никогда не равно злу, даже если счастливые обстоятельства по количеству равняются несчастным; ведь нет той радости, как бы она ни была велика, которая могла бы уравновесить малейшее огорчение. Не считать надо дни, а взвешивать.
* * *
Никого нельзя назвать счастливым. Вернее будет сказать, что тот, к кому судьба была благосклонна и добра, не был несчастлив; ибо, если не говорить о всем прочем, у человека всегда остается страх перед изменчивостью судьбы, а раз такой страх сидит в сознании, не может быть прочного счастья.
* * *
Никто из смертных не может быть умен всегда.
В плохой покупке всегда каешься, потому особенно, что это укор хозяину в его глупости.
* * *
Время кажется тем короче, чем оно счастливее.
* * *
Как в человеке, так и в государстве, тяжелее всего болезнь, начинающаяся с головы.
* * *
Как о художнике, скульпторе, резчике может судить только мастер, так и мудреца может постичь только мудрец.
* * *
Как со всем хорошим, так и с хорошей речью: она тем лучше, чем длиннее.
* * *
Как-то Регул, с которым мы защищали одно и то же дело, сказал мне: «По-твоему, надо исследовать все, относящееся к делу, а я сразу вижу, где горло, и за него и хватаю». Он, конечно, хватал то, на что нацелился, но в выборе цели ошибался часто. Ему случалось принять за горло колено или пятку.
* * *
Лучше сказать лишнее, чем не сказать необходимого. А потом судить о том, что лишнее, ты можешь, только прослушав все.
* * *
Люди больше ценят славу не великую, а широко разошедшуюся.
* * *
Люди, которые многим нам обязаны, если раз в чем-нибудь им отказать, помнят только о том, в чем было им отказано.
* * *
Мало разницы в том, потерпел ты несчастье или ждешь его; только для печали есть граница, а для страха – никакой.
* * *
Мнения ведь подсчитывают, не взвешивают; в самом равенстве столько неравенства! Разум не у всех одинаков, а права одинаковы.
* * *
Мы завидуем нравственному благородству, но гораздо больше тому, что его прославляют, и не судим вкривь и вкось только о добрых делах, покрытых мраком.
* * *
Неблагодарное дело услуга, если за нее требуют благодарности.
* * *
Недостойно оказывать больше почестей правителям, радующимся больше рабству граждан, нежели их свободе.
* * *
Нельзя ценить его труды ниже потому, что он наш современник. Если бы он славен был среди людей, которых мы никогда не видели, мы разыскивали бы не только его книги, но и его изображения, но он живет в наше время, он нам уже надоел и слава его тускнеет. Неправильно и зло не восхищаться человеком, достойным восхищения, потому что тебе довелось его видеть, с ним разговаривать, его слышать.
thelib.ru
Мысли и афоризмы древних римлян читать онлайн, Душенко Константин Васильевич
Annotation
Ни один отдельный гражданин не должен стоять так высоко, чтобы его нельзя было, согласно законам, призвать к ответу. Ничто так не отвечает равенству и свободе, как возможность привлекать к суду любого, и даже самое могущественное лицо. Что же (не говоря уж о высшей должности в государстве) можно было б без страха кому бы то ни было поручить, если бы не нужно было отчитываться в своих действиях?
Тит Ливий.
Мысли и афоризмы древних римлян
НЕСКОЛЬКО ДАТ
ОКТАВИАН АВГУСТ
МАРК ТЕРЕНЦИЙ ВАРРОН
ВЕГЕЦИЙ
ВЕЛЛЕЙ ПАТЕРКУЛ
ГОРАЦИЙ
КАТОН СТАРШИЙ
КВИНТИЛИАН
ТИТ ЛИВИЙ
ГАЙ МАРИЙ
МАРК АВРЕЛИЙ
МАРЦИАЛ
ОВИДИЙ
ПЕТРОНИЙ
ПЛАВТ
ПЛИНИЙ СТАРШИЙ
ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ
ПУБЛИЛИЙ СИР
САЛЛЮСТИЙ
СЕНЕКА
ТАЦИТ
ТЕРЕНЦИЙ
ТРАЯН
ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ
ЦЕЦИЛИЙ СТАЦИЙ
ЦИЦЕРОН
ЛУЦИЙ ЭМИЛИЙ ПАВЕЛ
ЭННИЙ
ЮВЕНАЛ
МЫСЛИ И АФОРИЗМЫ РАЗНЫХ АВТОРОВ
АНОНИМНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ
РИМЛЯНЕ ДРУГ О ДРУГЕ
РИМЛЯНЕ О РИМЕ
РИМЛЯНЕ О ДРУГИХ НАРОДАХ
ДРУГИЕ О РИМЛЯНАХ
СЛУЧАИ ИЗ ИСТОРИИ РИМЛЯН
ЭПИГРАФИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Мысли и афоризмы древних римлян
(собрал Константин Душенко)
Да сгинут те, кто раньше нас высказал наши мысли!
Латинское изречение
НЕСКОЛЬКО ДАТ
753 до н.э. Основание Рима.
510 до н.э. Изгнание из Рима царя Тарквиния Гордого и установление республики.
388 до н.э. Галлы захватили Рим и продиктовали свои условия мира. «Народ, которому предстояло править всем миром, был оценен в тысячу фунтов золота» (Тацит). Вдобавок принесенные галлами гири оказались фальшивыми, а когда римляне отказались мерить ими, заносчивый галл положил еще на весы меч и воскликнул: «Горе побежденным!»
279 до н.э. Вторгшийся в Италию эпирский царь Пирр побеждает римлян при Аускуле, но слишком дорогой ценой. «Еще одна такая победа, и я останусь без войска».
241 до н.э. Победа римлян над Карфагеном в Первой пунической войне.
218 до н.э. Начало Второй пунической войны. Перейдя через Альпы, Ганнибал опустошает Италию.
216 до н.э. Римляне наголову разгромлены при Каннах, но Ганнибал не решился идти на оставшийся беззащитным Рим. «Не все дают боги одному человеку: побеждать ты умеешь, но не умеешь пользоваться победой» (Магарбал, начальник конницы Ганнибала).
201 до н.э. Победа над Карфагеном во Второй пунической войне и подчинение Риму Западного Средиземноморья.
168 до н.э. Разгром римлянами Македонского царства. Отныне Рим – мировая держава, «повелитель народов».
88 – 82 до н.э. Гражданская война между сторонниками Гая Мария и Луция Суллы, беспримерная по своей жестокости. «Луций Сулла уврачевал отечество средствами более тяжкими, чем были самые опасности» (Сенека).
63 до н.э. Катилина со своими сторонниками готовит государственный переворот: «Пожар, грозящий мне, я потушу под развалинами». Заговор подавлен благодаря Цицерону и Катону Младшему.
51 до н.э. Галлия завоевана Цезарем.
49 – 45 до н.э. Гражданская война между Цезарем и Помпеем. «Я знаю, от кого бежать, но не знаю, к кому бежать» (Цицерон).
44 до н.э. Цезарь, провозглашенный пожизненным диктатором, гибнет от рук заговорщиков-республиканцев во главе с Кассием и Брутом. Результат – тринадцать лет междуусобных войн.
31 до н.э. Октавиан, наследник Цезаря, побеждает Марка Антония в морской битве у Акция. «Что погубило Марка Антония, человека великого и с благородными задатками, как не пьянство и страсть к Клеопатре, не уступавшая страсти к вину?» (Сенека).
30 до н.э. Самоубийство Антония и Клеопатры. Октавиан Август становится единовластным правителем Рима. Эпоха Августа – «золотой век» римской литературы, время Вергилия, Горация и Овидия.
14 н.э. Смерть Августа после долгого и благополучного правления. «Мы боялись крушения мира, но даже не почувствовали, как он колеблется» (Веллей Патеркул). Августа без всяких потрясений сменил его сын Тиберий.
37 – 41. Правление Гая Калигулы. «Он погиб, совершив большие злодеяния и замышляя еще большие» (Светоний).
41 – 54. Правление императора Клавдия.
54 – 68. Правление Нерона. «Стыдно даже подумать, что подобный человек существовал, не то что был вершителем судеб народов» (Аврелий Виктор).
69 – 81. Правление Веспасиана и его сына Тита.
98 – 117. Правление Траяна. «Годы редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает» (Тацит). Римская империя на вершине своего могущества.
161 – 180. Правление Марка Аврелия, философа.
306 – 337. Правление Константина Великого, отменившего преследование христиан и основавшего «второй Рим» – Константинополь.
361 – 363. Император Юлиан пытается восстановить старую греко-римскую религию, но гибнет в походе на персов.
395. Окончательный раздел империи на Восточную и Западную.
455. Взятие Рима вандалами.
ОКТАВИАН АВГУСТ
Люблю измену, но не изменников.
* * *
Не слишком возмущайся, если кто-то говорит обо мне дурно: довольно и того, что никто не может нам сделать дурного. (В письме к своему сыну Тиберию.)
* * *
Не следует начинать сражение или войну, если нет уверенности, что при победе выиграешь больше, чем потеряешь при поражении. Те, кто домогается малых выгод ценой большой опасности, подобны рыболову, который удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок – никакая добыча не возместит потери.
* * *
Торопись медленно. (Любимая поговорка Августа.)
* * *
Последние слова:
Как вам кажется, хорошо ли я сыграл комедию своей жизни?
МАРК ТЕРЕНЦИЙ ВАРРОН
Наследник плачет, как невеста; плач обоих – скрытый смех.
* * *
В жене пороки или исправь, или терпи: исправишь – жена твоя будет лучше, а стерпишь – лучше будешь сам.
* * *
Число гостей должно быть не меньше числа Граций и не больше числа Муз [т.е. не меньше трех и не больше девяти].
* * *
Иным легче учить, чем научиться тому, чего они не знают.
* * *
О скупце:
Ежели целый мир ему достанется в долю, он у себя самого воровать и откладывать будет.
* * *
Смеху – много, а смешного – не очень.
* * *
Такого и больному ведь не взбредится, чего б уже не молвили философы.
* * *
Человек мал, но дом его – мир.
ВЕГЕЦИЙ
В военных делах быстрота приносит больше пользы, чем доблесть.
* * *
В сражениях наказание следует тотчас же за ошибкой.
* * *
Главную силу войска надо пополнять набором из деревенских местностей; меньше боится смерти тот, кто меньше знает радостей в жизни.
* * *
Знание военного дела питает смелость в бою.
* * *
Кто хочет мира, пусть готовится к войне.
* * *
Легче вызвать чувство храбрости у новобранцев, чем вернуть его у тех, которые уже перепуганы.
* * *
Само себе создает предателя то войско, чей разведчик попадает в руки врагов.
* * *
Что нужно сделать, обсуждай со многими; но что ты собираешься сделать – с очень немногими и самыми верными, а лучше всего – с самим собой.
ВЕЛЛЕЙ ПАТЕРКУЛ
Безделью сопутствует зависть.
* * *
Рвение ослабевает вместе с надеждой. Если ...
knigogid.ru
«Мысли и афоризмы древних римлян» – читать
Константин Душенко
Да сгинут те, кто раньше нас высказал наши мысли!
Латинское изречение
НЕСКОЛЬКО ДАТ
753 до н.э.Основание Рима.
510 до н.э.Изгнание из Рима царя Тарквиния Гордого и установление республики.
388 до н.э.Галлы захватили Рим и продиктовали свои условия мира. «Народ, которому предстояло править всем миром, был оценен в тысячу фунтов золота» (Тацит).Вдобавок принесенные галлами гири оказались фальшивыми, а когда римляне отказались мерить ими, заносчивый галл положил еще на весы меч и воскликнул: « Горе побежденным!»
279 до н.э.Вторгшийся в Италию эпирский царь Пирр побеждает римлян при Аускуле, но слишком дорогой ценой. «Еще одна такая победа, и я останусь без войска».
241 до н.э.Победа римлян над Карфагеном в Первой пунической войне.
218 до н.э.Начало Второй пунической войны. Перейдя через Альпы, Ганнибал опустошает Италию.
216 до н.э.Римляне наголову разгромлены при Каннах, но Ганнибал не решился идти на оставшийся беззащитным Рим. « Не все дают боги одному человеку: побеждать ты умеешь, но не умеешь пользоваться победой» (Магарбал, начальник конницы Ганнибала).
201 до н.э.Победа над Карфагеном во Второй пунической войне и подчинение Риму Западного Средиземноморья.
168 до н.э.Разгром римлянами Македонского царства. Отныне Рим – мировая держава, «повелитель народов».
88 – 82 до н.э.Гражданская война между сторонниками Гая Мария и Луция Суллы, беспримерная по своей жестокости. « Луций Сулла уврачевал отечество средствами более тяжкими, чем были самые опасности» (Сенека).
63 до н.э.Катилина со своими сторонниками готовит государственный переворот: «Пожар, грозящий мне, я потушу под развалинами».Заговор подавлен благодаря Цицерону и Катону Младшему.
51 до н.э.Галлия завоевана Цезарем.
49 – 45 до н.э.Гражданская война между Цезарем и Помпеем. «Я знаю, от кого бежать, но не знаю, к кому бежать» (Цицерон).
44 до н.э.Цезарь, провозглашенный пожизненным диктатором, гибнет от рук заговорщиков-республиканцев во главе с Кассием и Брутом. Результат – тринадцать лет междуусобных войн.
31 до н.э.Октавиан, наследник Цезаря, побеждает Марка Антония в морской битве у Акция. «Что погубило Марка Антония, человека великого и с благородными задатками, как не пьянство и страсть к Клеопатре, не уступавшая страсти к вину?» (Сенека).
30 до н.э.Самоубийство Антония и Клеопатры. Октавиан Август становится единовластным правителем Рима. Эпоха Августа – «золотой век» римской литературы, время Вергилия, Горация и Овидия.
14 н.э.Смерть Августа после долгого и благополучного правления. «Мы боялись крушения мира, но даже не почувствовали, как он колеблется» (Веллей Патеркул).Августа без всяких потрясений сменил его сын Тиберий.
37 – 41.Правление Гая Калигулы. «Он погиб, совершив большие злодеяния и замышляя еще большие» (Светоний).
41 – 54.Правление императора Клавдия.
54 – 68.Правление Нерона. «Стыдно даже подумать, что подобный человек существовал, не то что был вершителем судеб народов» (Аврелий Виктор).
69 – 81.Правление Веспасиана и его сына Тита.
98 – 117.Правление Траяна. «Годы редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает» (Тацит).Римская империя на вершине своего могущества.
161 – 180.Правление Марка Аврелия, философа.
306 – 337.Правление Константина Великого, отменившего преследование христиан и основавшего «второй Рим» – Константинополь.
361 – 363.Император Юлиан пытается восстановить старую греко-римскую религию, но гибнет в походе на персов.
395.Окончательный раздел империи на Восточную и Западную.
455.Взятие Рима вандалами.
ОКТАВИАН АВГУСТ
Люблю измену, но не изменников.
* * *
Не слишком возмущайся, если кто-то говорит обо мне дурно: довольно и того, что никто не может нам сделать дурного. ( В письме к своему сыну Тиберию.)
* * *
Не следует начинать сражение или войну, если нет уверенности, что при победе выиграешь больше, чем потеряешь при поражении. Те, кто домогается малых выгод ценой большой опасности, подобны рыболову, который удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок – никакая добыча не возместит потери.
* * *
Торопись медленно. (Любимая поговорка Августа.)
* * *
Последние слова:
Как вам кажется, хорошо ли я сыграл комедию своей жизни?
МАРК ТЕРЕНЦИЙ ВАРРОН
Наследник плачет, как невеста; плач обоих – скрытый смех.
* * *
В жене пороки или исправь, или терпи: исправишь – жена твоя будет лучше, а стерпишь – лучше будешь сам.
* * *
Число гостей должно быть не меньше числа Граций и не больше числа Муз [т.е. не меньше трех и не больше девяти].
* * *
Иным легче учить, чем научиться тому, чего они не знают.
* * *
О скупце:
Ежели целый мир ему достанется в долю, он у себя самого воровать и откладывать будет.
* * *
Смеху – много, а смешного – не очень.
* * *
Такого и больному ведь не взбредится, чего б уже не молвили философы.
* * *
Человек мал, но дом его – мир.
В военных делах быстрота приносит больше пользы, чем доблесть.
* * *
В сражениях наказание следует тотчас же за ошибкой.
* * *
Главную силу войска надо пополнять набором из деревенских местностей; меньше боится смерти тот, кто меньше знает радостей в жизни.
* * *
Знание военного дела питает смелость в бою.
* * *
Кто хочет мира, пусть готовится к войне.
* * *
Легче вызвать чувство храбрости у новобранцев, чем вернуть его у тех, которые уже перепуганы.
* * *
Само себе создает предателя то войско, чей разведчик попадает в руки врагов.
* * *
Что нужносделать, обсуждай со многими; но что ты собираешьсясделать – с очень немногими и самыми верными, а лучше всего – с самим собой.
ВЕЛЛЕЙ ПАТЕРКУЛ
Безделью сопутствует зависть.
* * *
Рвение ослабевает вместе с надеждой. Если мы не можем догнать, перестаем гнаться.
* * *
Ненависть, порождаемая соперничеством, переживает страх и не прекращается по отношению к побежденным даже после исчезновения самого предмета ненависти.
* * *
Едва ли не глупо было бы перечислять гениев, которых мы еще помним, ведь насколько велико восхищение, настолько затруднительна оценка.
* * *
К настоящему мы относимся с завистью, перед прошлым же преклоняемся, считая, что одно нас затмевает, а другое учит.
* * *
Редко завидуют славе тех, чьего могущества не боятся.
Всех ожидает одна и та же ночь.
* * *
Добродетель после денег.
* * *
Если хочешь, чтобы я плакал, ты должен прежде всего сам испытывать боль.
* * *
Желание избежать ошибки вовлекает в другую.
* * *
Кто многого добивается, тому многого недостает.
* * *
Кто спасает человека против его воли, поступает не лучше убийцы.
* * *
Можно убежать из отечества, но нельзя убежать от самого себя.
* * *
Ненавидим добродетель здравствующую, с завистью ищем исчезнувшую с глаз.
* * *
Общего одобрения достигнет тот, кто соединил приятное с полезным.
* * *
Сила, лишенная разума, рушится от своей громадности сама собой.
* * *
Скрытая доблесть мало чем отличается от могильной бездеятельности.
* * *
Скупой всегда нуждается.
* * *
Считай всякий день последним: будет милым тот час, на который ты не надеялся.
* * *
Твой в опасности дом, коль стена горит у соседа.
КАТОН СТАРШИЙ
Что не нужно, всегда слишком дорого.
* * *
Душа влюбленного живет в чужом теле.
* * *
Кто серьезен в смешных делах, тот будет смешон в серьезных.
* * *
Гнев от безумия отличается лишь продолжительностью.
* * *
Одно дело успевать, другое – спешить: кто вовремя делает одно дело, тот успевает, кто хватается за многое и ничего не кончает, тот спешит.
* * *
Тот, кто бьет жену или ребенка, – поднимает руку на самую высокую святыню.
* * *
Как только женщины начнут стыдиться того, что вовсе не стыдно, они перестанут стыдиться того, чего должно стыдиться.
* * *
Та, что сможет, будет на свои деньги покупать украшения; та, что не сможет, станет требовать деньги у мужа. Горе и тому, кто уступит просьбам, и тому, кто останется непреклонным, ибо непреклонный вскоре увидит, как жена его берет у другого то, в чем отказал ей он.
* * *
Удивительно, как могут удерживаться от смеха прорицатели, глядя друг на друга.
* * *
Хорошие дела нужно перекрывать новыми хорошими делами, чтобы не выдохлась добрая слава.
* * *
Нету такого закона, который был бы хорош для всех.
* * *
Частные воры влачат жизнь в колодках и узах, общественные – в золоте и пурпуре.
* * *
О гурмане:
Человек, у которого нёбо чуткостью превосходит сердце.
* * *
О сирийском царе Антиохе:
Антиох ведет войну письмами, сражается пером и чернилами.
* * *
Я никогда не бываю менее одиноким, чем тогда, когда я один.
* * *
Катон исключил из всаднического сословия слишком тучного гражданина, сказав: «Какая польза может быть государству от тела, в котором все от ног до головы – сплошной живот?»
* * *
Катон был недоволен, что граждане каждый год переизбирают одних и тех же лиц на государственные должности: «По-вашему, стало быть, – говорил он, – или власть немногого достойна, или власти немногие достойны».
По Плутарху
* * *
Однажды, когда римский народ несвоевременно домогался раздачи хлеба, Катон, желая отвратить сограждан от их намерения, начал свою речь так: «Тяжелая задача, римляне, говорить с желудком, у которого нет ушей».
По Плутарху
* * *
Глядя на множество воздвигнутых статуй, Катон Старший сказал: «А обо мне пусть люди спрашивают, почему Катону нет памятника, чем почему ему стоит памятник».
По Плутарху
* * *
Катон Старший прожил 85 лет и судился множество раз, в последний раз – незадолго до смерти. Тогда он сказал: «Тяжело, если жизнь прожита с одними, а оправдываться приходится перед другими».
По Плутарху
Ум – это способность расширить тесное, увеличить малое, разнообразить похожее и возбудить интерес к обыкновенному.
* * *
Кто идет следом, всегда будет отставать.
* * *
О подражании:
Легче сделать больше, чем то же самое.
* * *
Пиша быстро, нельзя научиться писать хорошо. Пиша хорошо, можно научиться писать быстро.
* * *
Работа пера не менее серьезна, когда оно вычеркивает написанное.
* * *
Хорошо говорить и хорошо писать – одно и то же.
* * *
Осудим готовность скорее потерять друга, чем острое слово.
* * *
Не старайся выражаться лучше, чем можешь.
* * *
Никогда не стану я восторгаться ораторской импровизацией, раз вижу, что этого не занимать стать даже у сварливых баб.
* * *
Кто, найдя лучшее, ищет иного, тот хочет худшего.
* * *
Как кормчий меняет курс, смотря по направлению ветра, так адвокат меняет свой план в процессе, смотря по переменам в ходе этого процесса.
* * *
Судят люди невежественные, и часто их нужно обманывать, чтобы они не заблуждались.
* * *
Совесть – тысяча свидетелей.
Войны существуют для молодых.
* * *
Долго пребывать в покое ни одно большое государство не может, и если нет внешнего врага, оно найдет внутреннего: так очень сильным людям бояться, кажется, некого, но собственная сила их тяготит.
* * *
Дошло до того, что мы ни пороков наших, ни лекарства от них переносить не в силах.
* * *
Как больной человек ничтожное заболевание переносит труднее, чем здоровый тяжелую болезнь, так и больное потрясенное государство не перенесет никакой беды, и не потому, что эта так тяжела, а потому, что нету сил поднять еще какое-то бремя.
* * *
Как это обыкновенно бывает, большая часть восторжествовала над лучшей.
* * *
Люди к благу менее чувствительны, чем к беде.
* * *
Мир надежен там, где его условия приняты добровольно, а там, где хотите иметь рабов, нечего рассчитывать на верность.
* * *
Несчастье наставляет нас в благочестии.
* * *
Ни один отдельный гражданин не должен стоять так высоко, чтобы его нельзя было, согласно законам, призвать к ответу. Ничто так не отвечает равенству и свободе, как возможность привлекать к суду любого, и даже самое могущественное лицо. Что же (не говоря уж о высшей должности в государстве) можно было б без страха кому бы то ни было поручить, если бы не нужно было отчитываться в своих действиях?
* * *
Оказанное доверие обычно вызывает ответную верность.
* * *
Прошлое легче порицать, чем исправить.
* * *
Редко даруются людям сразу и счастье, и здравый смысл.
* * *
Суеверие в мелочах видит волю богов.
* * *
Счастью следует доверять всего меньше, когда оно всего больше.
* * *
Чем меньше страх, тем обычно меньше опасность.
* * *
Об эпирском царе Александре:
Убегая от судьбы он, как это обычно бывает, мчится ей навстречу.
* * *
Об Александре Македонском:
Каким бы громадным ни казалось нам величие этого человека, оно остается величием всего лишь одного человека, которому чуть больше десяти лет сопутствовала удача.
* * *
Сципион [Старший] уже десятый год обращал на себя всеобщее внимание, а это обстоятельство самим пресыщением делает великих людей менее интересными.
* * *
Завершив рассказ о Пунической войне, я испытываю такое же облегчение, как если бы сам разделил ее труды и опасности.
Трусость еще никого не сделала бессмертным.
* * *
Все люди – одинакового происхождения, но все храбрейшие – они и самые благородные.
* * *
Чем славнее жизнь предков, тем позорнее нерадивость потомков; она не оставляет во тьме ни их достоинств, ни их пороков.
* * *
Изящество подобает женщинам, мужчинам – труд.
* * *
Во время Союзнической войны Помпедий Силон, пользовавшийся среди италийцев наибольшей властью и влиянием, сказал Марию: «Если ты великий полководец, выйди и сразись со мной»; на это Марий ответил: «Если ты сам великий полководец, то заставь меня сразиться с тобой против моей воли».
По Плутарху
* * *
В войне с кимврами отличились тысяча воинов из Камерина, и Марий всем им дал права гражданства, не имея на то никаких законных прав; а на упреки заявил, что за лязгом оружия голос законов был ему не слышен.
По Плутарху
Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот.
* * *
Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет или же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?
* * *
Боги или безвластны, или же властны. Если они безвластны, то зачем ты молишься им. Если же они властны, то не лучше ли молиться о том, чтобы не бояться ничего, не желать ничего, не огорчаться ничем, нежели о наличности или отсутствии чего-либо?
* * *
Вполне возможно стать богоподобным человеком, оставаясь никому не известным.
* * *
Все настоящее – мгновение вечности.
* * *
Если ты сделал добро, а другой испытал добро, то чего же ты, уподобляясь глупцам, стремишься еще к чему-то третьему, вроде славы доброго человека или награды?
* * *
Если что-либо тебе не по силам, то не решай еще, что оно вообще невозможно для человека. Но если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе.
* * *
Живи так, будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок.
* * *
Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение.
* * *
Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцев. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному.
* * *
Каждое дело исполняй как последнее в своей жизни.
* * *
Когда тебя возмутит чье-то бесстыдство, тотчас же спроси себя: «Возможно ли, чтобы в мире не было людей без стыда?» Нет, невозможно. Не требуй же невозможного.
* * *
Кто видел настоящее, тот уже видел все, бывшее в течение вечности, и все, что еще будет в течение беспредельного времени.
* * *
Лицо, искаженное гневом, есть нечто совершенно противоестественное. Если такое выражение повторяется часто, оно как бы умерщвляет человеческий облик, совершенно погашает его, так что никоим образом нельзя его восстановить. Из этого уже можно понять, что оно противоречит разуму.
* * *
Люби только то, что случается с тобой и предопределено тебе. Ибо что могло бы более соответствовать тебе?
* * *
Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся.
* * *
Нет ничего устойчивого, а рядом с нами безмерная бездна прошедшего и грядущего, в которой все исчезает.
* * *
Ни с кем не случается ничего такого, чего он не в силах был бы вынести.
* * *
О страдании: если оно невыносимо, то смерть не преминет скоро положить ему конец, если же оно длительно, то его можно стерпеть.
* * *
Постоянно размышляй о том, что все происходящее ничем не отличается от происходившего ранее и имеющего произойти в будущем. Ибо повсюду одно и то же, только действующие лица другие.
* * *
Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери – и сводятся они всего-навсего к мгновенью. Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог бы отнять у меня то, чего я не имею?
* * *
Самый презренный вид малодушия – это жалость к самому себе.
* * *
Скоро ты забудешь обо всем, и все, в свою очередь, забудет о тебе.
* * *
Совершенство характера выражается в том, чтобы каждый день проводить, как последний в жизни.
* * *
Старайся расположить к себе современников. Те, кто предпочитает гнаться за славой у потомства, забывают, что грядущие поколения ничем не будут отличаться от настоящего, которым они тяготятся. И эти поколения тоже смертны.
* * *
Тот, кто во всем следует разуму, не суетлив и в то же время деятелен, весел и вместе с тем уравновешен.
* * *
Чем больше человек любит самого себя, тем больше он зависит от чужого мнения.
* * *
Что же такое вечная слава? Сущая суета. Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят.
* * *
Я несчастен потому, что со мной случилось то-то и то-то. – Отнюдь нет. Наоборот, я счастлив потому, что, хотя это и случилось со мной, я все же не предаюсь печали, не сломлен настоящим, не трепещу перед грядущим. Случиться ведь это могло со всяким, но не всякий бы остался чуждым печали.
* * *
Я часто дивился тому, что каждый, любя себя больше других, в то же время своему убеждению о себе придает меньшее значение, нежели убеждению других. Мы более стесняемся своих ближних – что-то они подумают о нас, – нежели самих себя.
Чтоб быть любимым, люби.
* * *
Искренно горюет тот, кто горюет без свидетелей.
* * *
Многие хвалят одни книги, но читают все же другие.
* * *
Не бойся последнего дня, но и не призывай его.
* * *
Нехорошо пахнет тот, кто всегда хорошо пахнет.
* * *
Деньги даются теперь только одним богачам.
* * *
Тому, кто все покупает, возможно, придется все продать.
* * *
Тот, кто всюду живет, нигде не живет.
* * *
Уметь наслаждаться прожитой жизнью – значит жить дважды.
* * *
Честный человек всю жизнь новичок.
* * *
Жизнью завтрашней жить – поздно. Сегодня живи!
* * *
Тот не по мне, кто легко добывает кровью известность; тот, кто без смерти достиг славы, – вот этот по мне.
* * *
Всех до одной, Фабиан, схоронила подруг Ликорида: вот бы с моею женой ей подружиться теперь!
* * *
Пусть шаловливы стихи – жизнь безупречна моя.
Каждая женщина считает себя достойной любви.
* * *
Та, которая не согрешает потому, что это не дозволено, та согрешает.
* * *
Терпеть не могу женщин, которые отдаются только потому, что им нельзя не отдаться, а сами в это время думают, высохла ли у них шерсть для пряжи!
* * *
Будь уверен в победе над любой женщиной! Из тысячи их едва ли одна откажет тебе. И тем, которые соглашаются, и тем, которые отказывают, нравится, однако, сама просьба.
* * *
Не скупись на обещания – этим добром может быть богат каждый.
* * *
Очень часто прикидывавшийся влюбленным влюблялся не на шутку, начиная с притворства, заканчивал всерьез.
* * *
Ни без тебя, ни с тобой жить не могу.
* * *
Благ
Данная книга охраняется авторским правом. Отрывок представлен для ознакомления. Если Вам понравилось начало книги, то ее можно приобрести у нашего партнера.
Поделиться впечатлениями
knigosite.org
Страница не найдена
Каталог AAlib
Авторы:
АБВГДЕЖЗИйКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
404Запрашиваемая страница не найдена
Популярное:
Дина РубинаРусская канарейка. ЖелтухинДина РубинаРусская канарейка. Блудный сынЕвгений КомаровЗдоровье ребенка и здравый смысл его родственниковАлександра МарининаОборванные нити. Том 1Александра МарининаБой тигров в долине. Том 1Александра МарининаОборванные нити. Том 3Мэг ДжейВажные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потомЕвгений КомаровНачало жизни вашего ребенкаЭрика Леонард ДжеймсНа пятьдесят оттенков светлееАлександра МарининаОборванные нити. Том 2
Обратная связь
aalib.org
Мысли и афоризмы древних римлян. Содержание - СЛУЧАИ ИЗ ИСТОРИИ РИМЛЯН
Римский ум соблюдал меру в самой мудрости.
Василий Модестов, русский филолог
Тацит – самый жестокий мастер сатиры именно потому, что он глубже других чувствовал величие Рима и ничтожество людей.
Генрих Гейне
На мой взгляд, Цезарь был слишком стар для такой забавы, как завоевание мира. Она к лицу Августу или Александру: эти были молоды, а молодых людей трудно обуздать; но Цезарь, казалось бы, должен был проявить большую зрелость ума.
Блез Паскаль
Цезарей обычно убивают друзья. Потому что они враги.
Станислав Ежи Лец
Римский император был одновременно священником, атеистом и богом.
Эдуард Гиббон
У них, этих Неронов и Калигул, кружилась голова, когда они достигали вершины всемогущества; вообразив, что они выше всего человечества, они теряли человеческий облик; почитая себя за богов, они становились безбожниками.
Генрих Гейне
Римская литература не представляет ни одной хорошей трагедии; но зато римская история есть беспрерывная трагедия – зрелище, достойное народов и человечества.
Виссарион Белинский
Старик Гораций напоминает мне местами Гейне, который очень многому у него научился, а в политическом отношении был, по существу, таким же прохвостом.
Фридрих Энгельс в письме Карлу Марксу
Рассказываю ему: «Сцевола сунул руку в огонь...» – «Подумаешь, я мог бы сунуть в огонь всего Сцеволу».
Станислав Ежи Лец
Из гусей, которые спасли Рим, наверно, тоже получились отличные шкварки.
Станислав Ежи Лец
Помпея требовала разрушить Карфаген.
Аркадий Давидович
Если бы в римских тогах были карманы, античность обогатилась бы важным изобретением: изобретением солнечных карманных часов.
Витольд Зехентер
У римлян ни за что не хватило бы времени на завоевание мира, если бы им пришлось сперва изучать латынь.
Генрих Гейне
СЛУЧАИ ИЗ ИСТОРИИ РИМЛЯН
Царь Тарквиний Гордый, изгнанный из Рима, сказал, что он научился отличать истинных друзей от ложных только теперь, когда уже не в силах воздать по заслугам ни одним, ни другим.
По Цицерону
Полководец Маний Курий, когда варил на своем очаге репу, явившимся к нему с золотом самнитам ответил: «Я предпочитаю пользоваться глиняной посудой и властвовать над теми, кто имеет золотую».
По Луцию Ампелию
Сципион Старший, встретившись с Ганнибалом в Сирии после его изгнания из Карфагена, спросил, кого он считает лучшим вождем. Ганнибал ответил: «Александра Македонского». – «А вторым после Александра?» – «Пирра, царя Эпира». Сципион еще раз спросил его, кому же он отдает третье место? Ганнибал ответил: «Себе». Сципион, засмеявшись, сказал: «На какое же место ты бы, Ганнибал, поставил себя, если бы не был мною побежден?» – «Тогда я поставил бы себя выше Александра».
По Аппиану Александрийскому
Когда лузитане заявили Тиберию Гракху, что у них продовольствия на десять лет и потому они не боятся осады, Гракх сказал: «Значит, я вас покорю в одиннадцатом году». Устрашенные лузитане сдались.
По Юлию Фронтину
Когда Публий Корнелий, считавшийся человеком жадным и вороватым, однако же храбрецом и хорошим полководцем, благодарил Г. Фабриция за то, что тот, его враг, выдвинул его в консулы, да еще во время большой и тяжелой войны, Фабриций сказал: «Нечего тебе меня благодарить, просто я предпочел быть ограбленным, чем проданным в рабство».
По Цицерону
Один из молодых трибунов спросил полководца Цецилия Метелла, каковы его замыслы. Тот ответил: «Если бы их знала хотя бы моя рубаха, я бы тут же бросил ее в огонь».
По Плутарху
Однажды в сенате обсуждалось какое-то важное дело. Мать мальчика Папирия, который был со своим отцом на заседании сената, стала расспрашивать сына, чем занимались сенаторы. Мальчик ответил, что дело держится в строгом секрете. Она стала приставать к нему все настойчивее. Тогда мальчик сказал: «В сенате обсуждалось, что больше пользы принесет государству: если один муж будет иметь двух жен или если одна женщина выйдет замуж за двоих мужей».
На другой день в сенат явилась толпа матерей семейств; плача и стеная, они молили, чтобы одна женщина выходила замуж за двух мужчин, а не один женился на двух. После этого случая сенаторы постановили, чтобы впредь сыновья не ходили с отцами в курию, кроме одного Папирия.
История, рассказанная в одной из речей Катона Старшего
Некий римлянин, разводясь с женой и слыша порицания друзей, которые твердили ему: «Разве она не целомудренна? Или не хороша собой? Или бесплодна?» – выставил вперед ногу, обутую в башмак, и сказал: «Разве он нехорош? Или стоптан? Но кто из вас знает, где он жмет мне ногу?»
Плутарх
Катон Старший изгнал из сената Манилия за то, что тот среди бела дня, в присутствии дочери, поцеловал жену. Сам же Катон, по его словам, лишь во время сильной грозы позволял жене обнимать его, и шутливо замечал, что бывает счастлив, когда гремят грозы.
По Плутарху
Консул Луций Муммий был настолько невежествен, что, когда по взятии Коринфа грузил для отправки в Италию картины и статуи, выполненные руками величайших мастеров, он велел предупредить сопровождающих, что если они их потеряют, то должны будут вернуть новые.
По рассказу Веллея Патеркула
Публий, видя Муция, весьма недоброжелательного человека, более грустным, чем обыкновенно, сказал: «Или с Муцием случилось что-нибудь неприятное, или, не знаю с кем, – что-либо хорошее».
По Макробию
Какой-то неразумный человек, не узнав Марка Катона [Младшего], побил его в бане: сознательно никто не поднял бы руку обидеть такого мужа! Когда впоследствии этот человек пришел просить прощения, Катон ответил: «Я не помню, чтобы меня побили».
По рассказу Сенеки
Однажды, когда Помпею нужно было срочно отплыть в Рим, поднялась буря, и кормчие не решались сняться с якоря. Тогда Помпей первым взошел на борт корабля и, приказав отдать якорь, воскликнул: «Плыть необходимо, жить нет необходимости!»
По Плутарху
Во время гражданской войны, при высадке в Африке, Цезарь оступился, сходя с корабля. Но он и это обратил в хорошее предзнаменование, воскликнув: «Ты в моих руках, Африка!»
По Светонию
Как-то раз Марк Антоний удил рыбу, клев был плохой, и Антоний огорчался, оттого что Клеопатра сидела рядом и была свидетельницей его неудачи. Тогда он велел рыбакам незаметно подплывать под водою и насаживать добычу ему на крючок и так вытащил две или три рыбы. Египтянка угадала его хитрость, но прикинулась изумленной, рассказывала об этом замечательном лове друзьям и приглашала их поглядеть, что будет на другой день. Назавтра лодки были полны народу. Антоний закинул лесу, и тут Клеопатра велела одному из своих людей нырнуть и, упредив рыбаков Антония, потихоньку насадить на крючок понтийскую вяленую рыбу. В уверенности, что снасть не пуста, Антоний вытянул лесу, и под общий хохот Клеопатра промолвила: «Удочки, император, оставь нам, государям фаросским и канопским. Твой улов – города, цари и материки».
По Плутарху
Цицерон после развода с женой ответил решительным отказом на уговоры жениться еще раз, заявив, что он не в состоянии равно заботиться и о жене и о философии.
По Иерониму Стридонскому
www.booklot.ru
Мысли и афоризмы древних римлян. Содержание - РИМЛЯНЕ О ДРУГИХ НАРОДАХ
Самых хищных чиновников Веспасиан нарочно продвигал на все более высокие места, чтобы дать им поживиться, а потом засудить, – говорили, что он пользуется ими, как губками, сухим дает возможность намокнуть, а мокрое выжимает.
По Светонию
Траян не разрешал исполнять приказы, данные после долго затянувшихся пиров.
Аврелий Виктор
Он родился не для того, чтобы жить, а для того, чтобы пить.
Император Аврелиан об одном из своих полководцев
Он был старше доблестью, чем годами.
Аммиан Марцеллин об императоре Юлиане
Он любил родителей – что в этом удивительного? Но он любил и братьев – это уже может считаться достойным изумления. Он любил своих близких – в наши времена это можно приравнять к чуду.
Неизвестный биограф императора Клавдия II Готского (правил в 268 – 270 гг.)
РИМЛЯНЕ О РИМЕ
Те, которые читают о деяниях Рима, узнают историю не одного города, а всего человечества.
Луций Анней Флор
Удача придает римлянам силу, а неудачи – мужество.
Неизвестный автор «Записок об Александрийской войне»
У римлян даже победа без приказа не приносит славы.
Император Тит Флафий
Римляне нередко проигрывали битвы, но войны – никогда.
Гай Луцилий
Наш народ овладел всеми землями, защищая своих союзников.
Цицерон
Во всем мире мужья повелевают женами, всем миром повелеваем мы, а нами повелевают наши жены.
Катон Старший
Римская свобода не внушает страха жестокостью казней, а ограждена милосердием законов.
Цицерон
Страх римского народа перед диктатором был большим, чем страх, заставляющий прибегнуть к диктатуре.
Веллей Патеркул
Таков общий порок великих и свободных государств: зависть сопутствует там славе, унижению подвергаются люди, которые кажутся слишком высоко стоящими, и бедняки с раздражением глядят на недоступное им богатство богачей.
Корнелий Непот
Ни Риму пасть, пока стоит Сципион, ни Сципиону жить, когда Рим падет.
Сципион Африканский Младший
Тебе предстоит править людьми, неспособными выносить ни настоящее рабство, ни настоящую свободу.
Император Гальба – своему преемнику Пизону
Лучше жить ничтожнейшим гражданином Рима, чем, покинув родину, быть провозглашенным владыкой всего остального мира.
Серторий
Для меня как Антонина град и отечество – Рим, как человека – мир. И только полезное этим двум градам есть благо для меня.
Марк Аврелий
РИМЛЯНЕ О ДРУГИХ НАРОДАХ
В учености и словесности всякого рода Греция всегда нас превосходила, – да и трудно ли здесь одолеть тех, кто не сопротивлялся?
Цицерон
Греция, взятая в плен, победителей диких пленила.
Гораций
Подвиги афинян были достаточно блистательны и великолепны, но гораздо менее значительны, чем о них говорит молва. Но так как в Афинах появились писатели чрезвычайного дарования, то деяния афинян и прославляются во всем мире как величайшие.
Скифам больше пользы приносит незнание пороков, чем грекам знание добродетели.
Юстин
Северные народы хотя и менее разумны, но зато особенно склонны к битвам.
Вегеций
Арабы особенно опасны для иудеев, так как эти два народа питают друг к другу ненависть, обычную между соседями.
Тацит
ДРУГИЕ О РИМЛЯНАХ
Обман вы всегда прикрываете видимостью какой-то законности.
Самнитский вождь Понтий – римлянам (по Титу Ливию)
Римский народ потому и непобедим, что в счастии он остается трезвым и рассудительным. Люди, непривычные к удачам, ликуя, теряют голову; римскому народу победы привычны, почти что прискучили.
Газдрубал, карфагенский военачальник (по Титу Ливию)
Римляне расширили свою державу не столько победами, сколько милостивым отношением к побежденным.
Газдрубал
После поражения во II Пунической войне Ганнибал бежал в Сирию к царю Антиоху. Антиох показал ему бесчисленные войска, которые он собрал для войны с римлянами, и заставил пройти перед ним эту армию, разукрашенную золотыми и серебряными значками. Он вывел слонов с их башнями и конницу с богатыми попонами, ожерельями и металлическими бляхами на лошадях. А потом спросил Ганнибала: «Не находишь ли ты, что всего этого хватит для римлян?» Ганнибал ответил: «Несомненно, хотя римляне и очень жадны».
По Макробию
Они, некогда сброд без родины, без родителей, были созданы на погибель всему миру. Ведь им ни человеческие, ни божеские законы не запрещают ни предавать, ни истреблять союзников, друзей, людей, живущих вдали и вблизи, ни считать враждебным все, ими не порабощенное. Дерзая, обманывая и переходя от одной войны к другой, они и стали великими.
Понтийский царь Митридат Великий (по Саллюстию)
Хитрые и изобретательные в своем вероломстве.
Митридат Великий о римлянах
У римлян есть одно, и притом давнее, основание для войн со всеми племенами, народами, царями – глубоко укоренившееся в них желание владычества и богатств.
Митридат Великий
Попроще надо шить хламиду и не возлагать непомерно горделивых украшений на свой венок, видя римский сапог над головой. Подражай лучше актерам, которые влагают в представление свою страсть, свой характер, свое достоинство, но не забывают прислушиваться к подсказчику, чтобы не выйти из меры и границ свободы, данной им руководителем игр. Если ты собьешься, тебя ждет не свист, не смех, не пощелкиванье языком; многих уже постиг «топор-головосек, судья безжалостный».
Плутарх
Продажный город, обреченный на скорую гибель, – если только найдет себе покупателя!
Нумидийский царь Югурта о Риме (по Саллюстию)
Точно рожденные и выросшие в оружии, они никогда не перестают упражняться им. Их упражнения можно по справедливости назвать бескровными сражениями, а их сражения кровавыми упражнениями.
Еврейский историк Иосиф Флафий о римлянах
Создав пустыню, они говорят, что принесли мир.
Британцы о римлянах (по Тациту)
Римский календарь был необычайно запутан. Римские полководцы всегда побеждали, но никогда не знали, в какой день это произошло.
Вольтер
Боги, которым поклонялись древние греки и римляне, честнейшие на земле люди, были самыми разнузданными канальями.
Дени Дидро
Все религиозные культы, существовавшие в Древнем Риме, народ считал одинаково истинными, философы – одинаково ложными, а правители – одинаково полезными.
Эдуард Гиббон
Бездушные римляне, суровый, трезвый, прозаический народ, помесь грубого хищничества и тонкого адвокатского ума, казуистическая солдатчина.
Генрих Гейне
www.booklot.ru
Мысли и афоризмы древних римлян. Содержание - Мысли и афоризмы древних римлян (собрал Константин Душенко)
Мысли и афоризмы древних римлян
(собрал Константин Душенко)
Да сгинут те, кто раньше нас высказал наши мысли!
Латинское изречение
НЕСКОЛЬКО ДАТ
753 до н.э. Основание Рима.
510 до н.э. Изгнание из Рима царя Тарквиния Гордого и установление республики.
388 до н.э. Галлы захватили Рим и продиктовали свои условия мира. «Народ, которому предстояло править всем миром, был оценен в тысячу фунтов золота» (Тацит). Вдобавок принесенные галлами гири оказались фальшивыми, а когда римляне отказались мерить ими, заносчивый галл положил еще на весы меч и воскликнул: «Горе побежденным!»
279 до н.э. Вторгшийся в Италию эпирский царь Пирр побеждает римлян при Аускуле, но слишком дорогой ценой. «Еще одна такая победа, и я останусь без войска».
241 до н.э. Победа римлян над Карфагеном в Первой пунической войне.
218 до н.э. Начало Второй пунической войны. Перейдя через Альпы, Ганнибал опустошает Италию.
216 до н.э. Римляне наголову разгромлены при Каннах, но Ганнибал не решился идти на оставшийся беззащитным Рим. «Не все дают боги одному человеку: побеждать ты умеешь, но не умеешь пользоваться победой» (Магарбал, начальник конницы Ганнибала).
201 до н.э. Победа над Карфагеном во Второй пунической войне и подчинение Риму Западного Средиземноморья.
168 до н.э. Разгром римлянами Македонского царства. Отныне Рим – мировая держава, «повелитель народов».
88 – 82 до н.э. Гражданская война между сторонниками Гая Мария и Луция Суллы, беспримерная по своей жестокости. «Луций Сулла уврачевал отечество средствами более тяжкими, чем были самые опасности» (Сенека).
63 до н.э. Катилина со своими сторонниками готовит государственный переворот: «Пожар, грозящий мне, я потушу под развалинами». Заговор подавлен благодаря Цицерону и Катону Младшему.
51 до н.э. Галлия завоевана Цезарем.
49 – 45 до н.э. Гражданская война между Цезарем и Помпеем. «Я знаю, от кого бежать, но не знаю, к кому бежать» (Цицерон).
44 до н.э. Цезарь, провозглашенный пожизненным диктатором, гибнет от рук заговорщиков-республиканцев во главе с Кассием и Брутом. Результат – тринадцать лет междуусобных войн.
31 до н.э. Октавиан, наследник Цезаря, побеждает Марка Антония в морской битве у Акция. «Что погубило Марка Антония, человека великого и с благородными задатками, как не пьянство и страсть к Клеопатре, не уступавшая страсти к вину?» (Сенека).
30 до н.э. Самоубийство Антония и Клеопатры. Октавиан Август становится единовластным правителем Рима. Эпоха Августа – «золотой век» римской литературы, время Вергилия, Горация и Овидия.
14 н.э. Смерть Августа после долгого и благополучного правления. «Мы боялись крушения мира, но даже не почувствовали, как он колеблется» (Веллей Патеркул). Августа без всяких потрясений сменил его сын Тиберий.
37 – 41. Правление Гая Калигулы. «Он погиб, совершив большие злодеяния и замышляя еще большие» (Светоний).
41 – 54. Правление императора Клавдия.
54 – 68. Правление Нерона. «Стыдно даже подумать, что подобный человек существовал, не то что был вершителем судеб народов» (Аврелий Виктор).
69 – 81. Правление Веспасиана и его сына Тита.
98 – 117. Правление Траяна. «Годы редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает» (Тацит). Римская империя на вершине своего могущества.
161 – 180. Правление Марка Аврелия, философа.
306 – 337. Правление Константина Великого, отменившего преследование христиан и основавшего «второй Рим» – Константинополь.
361 – 363. Император Юлиан пытается восстановить старую греко-римскую религию, но гибнет в походе на персов.
395. Окончательный раздел империи на Восточную и Западную.
455. Взятие Рима вандалами.
ОКТАВИАН АВГУСТ
Люблю измену, но не изменников.
* * *
Не слишком возмущайся, если кто-то говорит обо мне дурно: довольно и того, что никто не может нам сделать дурного. (В письме к своему сыну Тиберию.)
* * *
Не следует начинать сражение или войну, если нет уверенности, что при победе выиграешь больше, чем потеряешь при поражении. Те, кто домогается малых выгод ценой большой опасности, подобны рыболову, который удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок – никакая добыча не возместит потери.
* * *
Торопись медленно. (Любимая поговорка Августа.)
* * *
Последние слова:
Как вам кажется, хорошо ли я сыграл комедию своей жизни?
МАРК ТЕРЕНЦИЙ ВАРРОН
Наследник плачет, как невеста; плач обоих – скрытый смех.
* * *
В жене пороки или исправь, или терпи: исправишь – жена твоя будет лучше, а стерпишь – лучше будешь сам.
* * *
Число гостей должно быть не меньше числа Граций и не больше числа Муз [т.е. не меньше трех и не больше девяти].
* * *
Иным легче учить, чем научиться тому, чего они не знают.
* * *
О скупце:
Ежели целый мир ему достанется в долю, он у себя самого воровать и откладывать будет.
* * *
Смеху – много, а смешного – не очень.
* * *
Такого и больному ведь не взбредится, чего б уже не молвили философы.
* * *
Человек мал, но дом его – мир.
ВЕГЕЦИЙ
В военных делах быстрота приносит больше пользы, чем доблесть.
* * *
В сражениях наказание следует тотчас же за ошибкой.
* * *
Главную силу войска надо пополнять набором из деревенских местностей; меньше боится смерти тот, кто меньше знает радостей в жизни.
* * *
Знание военного дела питает смелость в бою.
* * *
Кто хочет мира, пусть готовится к войне.
* * *
Легче вызвать чувство храбрости у новобранцев, чем вернуть его у тех, которые уже перепуганы.
* * *
Само себе создает предателя то войско, чей разведчик попадает в руки врагов.
* * *
Что нужно сделать, обсуждай со многими; но что ты собираешься сделать – с очень немногими и самыми верными, а лучше всего – с самим собой.