Древний рунический алфавит. РУНЫ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. РУНИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ. ПРАВИЛА РАБОТЫ С РУНАМИ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История возникновения алфавитов. Древний рунический алфавит


РУНЫ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. РУНИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ. ПРАВИЛА РАБОТЫ С РУНАМИ

Руны и рунические надписи – знаки древнейшего германского алфавита II века нашей эры. Они высекались или вырезались на камне или кости и были распространены в Скандинавии, Исландии, Гренландии, Англии, Северной Европе, Северном Причерноморье, на Старой Ладоге и в Новгороде. Надпись на копье из города Эвре-Стабю, найденном в Норвегии, относится к 200 году и признана самой древней.

Рунический алфавит является самым ранним алфавитом Северной Европы. Другое название алфавита – футарк (futarc) по названию первых шести букв. Первоначально буквы записывались справа налево, позднее – наоборот.

Руны использовались для магических целей. Считалось, что верховный правитель северных богов передал свои знания магии и рунических языков поэтам, мудрецам и другим избранным смертным. Подаренные им руны стали не только основой алфавита. Посвященные в их тайну понимали, что руны являются истинным источником власти – орудием колдовства и потусторонних сил. Они знали, какие знаки следует наносить на мечах для привлечения победы в сражениях, какие знаки нужно написать на могильном камне, чтобы не подпустить нечистую силу. Могущество некоторых рунических знаков простиралось так далеко, что они могли даже управлять смертью, заставляя повешенного ходить и говорить. Но люди, владевшие подобным знанием, во времена мрачного Средневековья в Европе, полной соперничавших культов и воюющих племен, вызывали скорее страх, нежели восхищение. Короли и священнослужители смотрели на них с подозрением. В некоторых странах даже владение таблицами с руническими знаками считалось преступлением. Сторонников этого учения приговаривали к мучительной смерти на кострах, и их знание исчезало вместе с ними. В глухих, непроходимых местах камни с руническими надписями сохранились как несущие угрозу предметы, как колдовской атрибут. Но истинная мощь рунических знаков, по-видимому, утрачена навсегда.

Англосаксонский вариант VI века содержал 28 символов, позднее 33 знака. Он использовался для записи слов древнегерманского языка и в таком виде дошел до начала Средних веков. Другой вариант, содержащий 16 знаков, использовался в Скандинавии до XVI века.

Рунические надписи читались по-разному, словораздел встречался редко. Они часто состояли из одного или нескольких слов. Это могло быть имя собственное, посвящение, заклинание. Более пространные надписи – явление очень редкое. Для рунических надписей характерны стереотипные формулы, наличие элементов лексики. Иногда наблюдается некоторая приподнятость тона.

Происхождение рун окончательно не установлено. По одной из версий, верховный бог скандинавской витки Один получил их в подарок от деда по материнской линии, Бельторна. В экстатическом состоянии бог пригвоздил себя копьем к Мировому Древу Иггдрасиль. Провисев так девять дней, он утолил жажду медом из рук деда и получил от него в подарок руны – хранители мудрости.

Мнения ученых по поводу рун, равно как и по поводу их появления, резко разделились. Норвежский ученый-рунолог К. Марстандер считает их лишь одной из модификаций северо-италийских алфавитов.

Каждая руна имеет имя собственное и связана с определенным божеством и стихией. В магии руны использовались издревле: они исцеляли, помогали в трудных родах, приносили урожай, победу, любовь. Для усиления вибраций рун используются распевание, повторение нараспев имен рун, ритуальные танцы с рунами и т. д.

С возникновением христианства рунический алфавит был признан языческим и вытеснен. Период забвения был долгим – несколько веков. Использование рун признавалось дьявольским делом и запрещалось. Дольше всех это знание сохраняли исландцы, принявшие христианство в X веке. Но и там маги были вытеснены к XV веку. По легенде, все маги-рунологи стали духами. Они посещают людей, дают им советы.

В XIX веке руны привлекли внимание исследователей – историков и археологов.

В настоящее время, в эру Водолея, открытости знания вообще и тайного в особенности, руны вновь «восстают из праха времен». Два американских рунолога-исследователя, Эллиот и Блум, в значительной степени воссоздали утраченное знание. Первый систематизировал все сведения о рунической культуре и дал описание этого богатейшего наследия в современной терминологии оккультизма (1959). Второй унифицировал написание рун и предложил свой порядок следования их в системе (1982). Он же прибавил к 24 рунам дополнительную, пустую, назвав ее «руной Одина» (мы называем ее Вирд, или руна Судьбы). Им же была разработана система прорицания, он описал некоторые расклады, которые стали популярны.

В настоящее время руны можно купить повсюду, в том числе в эзотерических магазинах. Они по-прежнему вырезаются на металле, кости, выжигаются на дереве и других материалах.

Существуют различные способы зарядки и очищения рун.

Руны пятистихийны – к привычным четырем добавлена стихия времени. В настоящее время наибольшую популярность обрела система из 24 рун, иногда – с добавлением двадцать пятой.

Существует множество методик прорицания, в том числе метод бросания рун. Их бросают со своеобразного алтаря пирамидальной формы, который можно изготовить из картона. Руны при бросании с алтаря могут занимать пять позиций: прямая, перевернутая, вдоль алтаря, поперек него, с разным положением рисунка. Если руна «прячет лик», ее влияние еще не проявлено в полной мере.

При бросании с алтаря используется то количество рун, которого требует определенный мастером расклад. Например, для расклада «Крестовский мост» нужно десять рун. Сначала из всех выбирается «закрыто» десять, эта десятка бросается с алтаря, потом прочитывается.

Каждая позиция имеет строго поименованное значение в любом из раскладов. В этой книге даны различные варианты раскладов и приведены конкретные примеры проведения раскладов для клиентов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

История возникновения алфавитов | Онлайн-журнал о тату

У любого современного цивилизованного народа существует способ обозначения слов с помощью системы знаков, которую обычно называют алфавитом. Многие полагают, что алфавиты возникли из простого желания зафиксировать на деревянной дощечке или камне то, что может потеряться из памяти. На самом деле алфавит как система символов, позволяющая материализовать мысли, имеет сакральное происхождение.

Древний рунический сакральный алфавит

Принцип построения сакрального алфавита был основан на том, что каждому звуку соответствовала определенная руна-буква. Каждый звук речи можно произнести по-разному: высоко, низко или гортанным способом. Это символически отражает три мира: верхний мир мыслей Меног, нижний воплощенный мир Гетиг и промежуточный мир Ритаг. В идеальном языке должны использоваться все способы произношения звуков, чтобы он соответствовал общему триединому принципу построения мира. Этот принцип выражается в морально-этической триаде зороастризма: Благая мысль — Благое слово — Благое дело.

AvestaВ первоначальном авестийском языке использовались 72 звука, так как каждый из 24 звуков могли произносить тремя способами, т. е. 24 x 3 = 72. Для точного обозначения всех 72 звуков был дан людям рунический алфавит из 72 рун-букв. В этом алфавите каждый символ можно было совершенно четко прочитать, поэтому было абсолютно ясно, как произносить написанное рунами слово, следовательно, и составленный из этих слов священный текст, молитву, мантру. Древний авестийский язык являлся языком общения с Богом, так как был построен на сакральном принципе. Сохранилось предание, что с помощью этого языка была записана древнейшая Авеста.

Во времена Заратуштры авестийский язык был еще живой, разговорной речью. Но уже тогда существовало два авестийских языка. Один из них был реликтовым и использовал все 72 звука речи. Этим языком владели жрецы — хранители древних знаний. А второй разговорный авестийский язык существовал в более упрощенном варианте и использовался в повседневном общении людей. Наши далекие предки понимали, что записанное слово звучит и является живым, только пока есть хранитель традиции, четко знающий, какое понятие это слово обозначает. Поэтому так важна была преемственность поколений и передача традиций.

Алфавит из 72 рун был совершенным, отражал картину взаимосвязей в мире. Каждая руна-буква была связана с какой-то стихией и соответствовала одной терме в знаке Зодиака. К настоящему времени сохранились только 24 руны. Эти руны известны нам как магический алфавит народов Северной Европы.

Во времена великого переселения древние арии начали обживать земли Иранского нагорья. Они принесли с собой высокую культуру и свою религию зороастризма и образовали новые государства. В одном из них — Мидии — было особое жреческое сословие магов, которые хранили древние сокровенные знания. При царе Киаксаре (625–585 гг. до н. э.) в Мидии начали записывать Авесту золотыми буквами на 12 тысячах воловьих кожах. Закончена эта работа была уже после того, как Мидия была завоевана соседней Персией и вошла в состав образовавшейся державы персидских царей Ахеменидов при царе Ксерксе (486–465 гг. до н. э.). Списки Авесты были помещены в царских хранилищах, но во время завоевания Персии Александром Македонским в 330 году до нашей эры были утрачены. Аристотель, который воспитал Александра Македонского, забрал все философские и научные части, входившие в состав Авесты, а все остальное было сожжено.

В I–II веках нашей эры во времена династии Аршакидов в Персии было начато восстановление текстов Авесты, сохранявшихся зороастрийскими жрецами в устной традиции. Однако многое из древних знаний, которые передавались из уст в уста, погибло вместе со жрецами, защищавшими Храмы Огня во время нашествия войск Александра Македонского. Работа по восстановлению текстов Авесты была закончена в III–IV веках нашей эры при правлении династии Сасанидов, когда все уцелевшие части были собраны в зависимости от содержания в 21 наск (книгу). Для записи этого варианта Авесты использовался специально разработанный жрецами алфавит из 48 знаков, который позволял достаточно точно передать звучание авестийского языка.

Различные алфавитные системы

Древний арийский рунический алфавит, который был открыт людям в противовес различным видам дьявольского письма, использовался для сохранения сокровенных знаний. Жрецы относились к написанию букв как к священнодействию, позволяющему материализовать мысль, которую выражает слово. Слову давали возможность воплотиться, а для этого его заключали в какую-то форму. Раньше буквы не просто писали, а зашифровывали ими понятия. Буквы припечатывали слово к бумаге и давали ему защиту, вару, возможность жить во времени.

Алфавит должен быть сакральным, так как он дает возможность произвести священнодействие, материализовать слова. Древние арии это знали и поэтому обучали письму только посвященных людей. Такой человек понимал, какие силы можно задействовать с помощью написанных слов. Слова использовали осознанно, и поэтому они сохраняли свой сакральный смысл и силу. Особенно бережно относились к написанию имен. В «Зерван-Намаге» упомянуто, что «имя сказанное и имя написанное имеют разные значения».

Суть древнего сакрального алфавита заключалась в том, что звуки претворялись в знаки и каждый звук имел свой символ, свое обозначение. Вводилась также нулевая руна-буква, показывающая остановку звука, пустоту. Эта руна выводила на непостижимый Абсолют-Зерван. В промежутках между словами проявлялась вечность. В известных сейчас северных рунах сохранилось 24 символа, обозначающих звуки, и nycтая руна, которая связана с непознаваемым.

Хранители авестийской традиции пронесли через тысячелетия знания о сакральном алфавите, но использовали его для записи сокровенных знаний. Зерваниты считали, что любое написание слова, не соответствующее его звучанию, лишает его сакрального смысла и не имеет права на существование. Вот почему молитва, написанная с одной лишь ошибкой, являлась десакрализованной, лишалась силы. Поэтому жрецы так старательно учились правильно произносить священные тексты и передавали эти знания из поколения в поколение.

Если изменить произношение только одной буквы, получается другая вибрация звука, а это изменяет числовую настройку авестийского языка, который считался языком Бога. Язык Бога — это чистая вибрация звука, которую можно описать с помощью чисел, выразить с математической точностью. Если человек не может воспроизвести этот язык, как же он сможет общаться с Богом? Такой подход определял отношение древних ариев к языку, на котором они передавали сокровенные знания.

Древний рунический алфавит стал корневым почти для всех ныне существующих индоевропейских алфавитов. Греческий, латинский, русский, арамейский, семитский и другие алфавиты построены на его основе. Нынешние алфавиты являются только жалкой пародией на первичную сакральную систему обозначения звуков знаками, но даже они несут в себе остатки былой силы. Система зла внесла искажения во все современные алфавиты. Алфавит лишается сакрального смысла, когда из него убираются буквы, обозначающие какие-то звуки, и написание слов не соответствует их звучанию. Исходя из этого можно проанализировать, какие из алфавитов ближе к сакральному, а какие более всего осквернены.

Если в древнем авестийском языке было 72 буквы для обозначения всех возможных вариантов произношения звуков, в позднеавестийском языке использовали только 48 букв. А современные алфавиты включают еще меньшее количество букв. Так, современный русский алфавит содержит 33 буквы, а латинский еще больше искажен и содержит только 26 букв. Так как букв меньше, чем звуков, непонятно произношение слов и приходится часто вводить несколько букв для обозначения какого-то звука.

Еще одним искажением считается, когда некоторые буквы используют для написания слова, но их не произносят при чтении. Это так называемые «мертвые» буквы. Особенно часто такой прием используется во французском и английском языках. Либо некоторые буквы могут произноситься в разных словах по-разному. Так, в русском языке буква «О», если она не является ударной, произносится как «А». Например, мы пишем «корова», а говорим «карова». По сравнению с русским белорусский язык является более сакрализованным, так как в нем все слова произносятся так, как написано. В сакральном языке всегда буквы соответствуют звукам. А когда появляются лишние буквы, которые не читаются, или букву произносят по-разному, это препятствует включению сакральной силы слов, и язык считается замусоренным, десакрализованным.

Существуют алфавиты, которые содержат буквы только для обозначения согласных звуков, а гласные звуки не используются при написании. Гласные звуки всегда несут отдающее, активное, мужское начало, так как это глас, голос.

А согласные звуки связаны с принимающим этот глас пассивным, женским началом. Если при написании слов не использованы гласные звуки, тогда при чтении такого текста человек должен наполнить слова своей силой. Ему приходится отдавать свою силу мертвым буквам, озвучивать, оглашать их. Чтение текстов, написанных таким способом, забирает у человека энергию. И эта энергия подпитывает эгрегор, создавший данный язык.

Современная лингвистика также выдвигает гипотезу об общем источнике происхождения большинства существующих буквенно-звуковых алфавитов, но затрудняется в определении этого источника. Ученые отмечают, что возникновение алфавита, в котором звуки обозначались буквами, стало шагом вперед по сравнению с иероглифическим, иератическим, клинописным, силлабическим (слоговым) и другими видами письма.

Финикийское письмоОдним из самых древних, исследованных учеными памятников письменности на основе буквенно-звукового алфавита принято считать финикийское письмо, относящееся к середине II тысячелетия до нашей эры. Финикийский алфавит состоял из 22 графических знаков, имевших достаточно простую и удобную форму для написания и использовавшихся только для обозначения согласных звуков. Ученые так и не пришли к единому мнению по поводу происхождения финикийского алфавита, но считают, что он был положен в основу большинства существующих ныне алфавитов, что из него произошли арамейское, семитское, греческое и другие виды письма.

Финикия располагалась у подножия Ливанского хребта, имела много удобных портов и вела оживленную торговлю с другими странами. Обширными связями с другими странами, скорее всего, можно объяснить получение финикийцами каких-то знаний о сакральной буквенно-звуковой системе письма. Но эти знания уже были искажены системой зла, так как в финикийском письме обозначались только согласные звуки. Отметим, что этот алфавит финикийцы использовали для бытовых целей, при ведении долговых записей и торговых расчетов. В то время как зороастрийцы применяли древний сакральный алфавит только для записи сокровенного учения, а в обыденной жизни были в ходу другие системы письма.

Так, в Персидской империи при правлении династии Ахеменидов в качестве официального алфавита применялась клинопись, а при династии Сасанидов — арамейский алфавит.

Когда сакральный алфавит стал широко использоваться не только для записи сокровенных знаний, но и в обыденной жизни, система зла приложила все усилия, чтобы внести в него искажения. У одних народов распространились алфавиты-вампиры, использующие только согласные звуки. А в других алфавитах уменьшилось количество букв, передающих звуки языка, и появились «мертвые» буквы. Письмо потеряло ту ясность и четкость, которая существовала при применении изначального, древнего алфавита.

В любом случае, если какой-то алфавит принят в государстве в качестве общепризнанного, он уже закодирован в коллективном бессознательном этого народа. Даже если он далек от истинного алфавита, но используется при письме, надо проанализировать, какую информацию несут имена, написанные с помощью этого алфавита.

Алфавиты соответствовали менталитету определенного народа и менялись на протяжении истории. Так, возникновение греческого письма ученые относят к началу I тысячелетия до нашей эры. А происхождение латинского алфавита лингвисты связывают с этрусским письмом, являющимся вариантом греческого. Классический латинский алфавит сложился ко II веку до нашей эры и состоял из 23 букв. В средние века латинский алфавит был дополнен новыми буквами до 26 знаков.

runic alphabet руныНауке известны также памятники рунического письма, сохранившегося в основном у скандинавских народов. Несмотря на то что самые древние из обнаруженных надписей на камнях и различных бытовых изделиях датируются III веком нашей эры, руническое письмо северных народов сохранило в наиболее чистом виде часть рун-букв древнейшего сакрального алфавита. Звуковое значение каждой буквы северных рун совпадает с начальным звуком в их названии.

На Руси тоже пользовались древними рунами. Дошедшие до нас свидетельства о существовании у славян письма типа «черт и рез» подтверждают это. Наши далекие предки обладали высоким уровнем культуры и передавали из поколения в поколения традиции древних ариев. Искаженные представления о нашей истории и об убогой культуре наших предков навязывались нам в течение многих лет. Системе зла было выгодно внедрить эти идеи в наше подсознание, оторвать нас от корней и тем самым сделать из нас ничтожных личностей. Но постепенно тайны нашей истории открываются и древние традиции возрождаются.

Имеются многочисленные свидетельства историков и лингвистов о существовании у восточных славян развитой письменности в дохристианские времена. Найденные археологами берестяные грамоты и надписи на глиняных сосудах доказывают, что к X–XI векам в Древней Руси была широко распространена грамотность и письмом пользовались самые различные слои населения для бытовых целей: при составлении завещаний, для написания частных посланий и государственных посыльных грамот. Сохранившиеся древнейшие славянские письменные памятники написаны с использованием двух разновидностей славянских алфавитов: кириллицы и глаголицы. Оба алфавита очень сходны по названию, звуковому значению и расположению букв, но отличаются их графическим изображением и количеством. Кириллица содержала 44 буквы, а глаголица — 40, причем символы, обозначающиеся буквы кириллицы, были более четкими и удобными для письма. Глаголица достаточно долго применялась у славян наряду с кириллицей, но постепенно была ею вытеснена.

Cyrillic alphabet Принято считать, что кириллицу разработал византийский миссионер Константин Философ, больше известный в истории под именем Кирилл, которое он получил перед смертью при принятии схимы (полного отречения от мирской жизни). Константин и его старший брат Мефодий родились в городе Солунь (Фессалоники) в семье военачальника. Согласно «Паннонскому житию» Кирилла он во время путешествия в Херсонес в 860 году ознакомился со славянским алфавитом, который сформировался у славян с зарождением государственности на основе собственно славянского письма и влияния греческого алфавита. Кирилл переработал славянский алфавит, графически его упростил и приблизил к византийскому церковному уставу. Поэтому кириллица достаточно быстро распространилась у славян и вытеснила другие разновидности письма. Первоначально в кириллице было 38 букв, потом их количество увеличили до 44, и из них 24 были заимствованы из греческого алфавита, а 20 передавали характерные звуки славянской речи. При Петре I началась реформа кириллицы, чтобы лучше приспособить этот алфавит для светских печатных изданий: были изменены начертания некоторых букв и исключены несколько знаков. В итоге русский алфавит, которым пользовались до революции, состоял из 36 букв. После реформы 1918 года в русском алфавите осталось только 33 буквы.

Павел Глоба

on-tattoo.ru

Рунический алфавит. Руны скандинавов

Руны были известны уже четыре тысячи лет назад, их вырезали из костей животных или на деревянных брусках и окрашивали кровью. Их комбинациями можно было описать любую возможную ситуацию. Но у скандинавов было не принято гадать на будущее. К рунам обращались не с конкретным вопросом, а за советом. Считается, что, будучи начертана, каждая руна оказывает воздействие на мир: может защитить, ускорить какие-то события или, наоборот, их замедлить. Умение трактовать значение рун и сегодня считается искусством.

Раньше каждый воин знал, что начерченная в воздухе в виде трезубца руна Альгиз убережет от опасности, нанесенная на рукоять меча руна Победы даст трусость врагу, а избежать обмана поможет руна Нужды. Но только отдельным избранным могло быть передано знание взаимодействия рун между собой и умение складывать из них заклинания и сакральные формулы. Они же лечили рунами болезни и насылали беды.

Ученые предполагают, что руны были самыми древними и едиными для всех письменами, неким праязыком. Ведь каждый магический знак обозначает определенный звук и имеет имя. На всех языках мира слово «руна» означает почти одно и то же - либо «тайна», либо «шептать», - продолжает Платов. - Причем часть рун позже стала основой древнескандинавского алфавита, а другие, как свастика или, например, солярный знак, продолжали существовать самостоятельно. Самое удивительное, что рунами можно писать на любом языке, потому что и в Европе, и в Азии они означают один и тот же звук. До недавнего времени многие рунические надписи не были расшифрованы только потому, что ученые пытались из звуков складывать только древнескандинавские слова, хотя давно известно, что они разошлись по всему миру.

Китайские иероглифы - и те напоминают вариации рун. Даже знаки тюркской письменности, развивавшейся, как было принято считать, независимо от европейских языков, удивительным образом совпадают с северными знаками. Есть мнение, что кириллица, старый ее вариант, является той же рунической системой. В Скандинавии это искусство дожило до конца XIX века. В Швеции и в середине ХХ века для особо важных надписей использовали руническое письмо. Даже в Карелии, у поморов, можно еще встретить вырубленные на бревнах жилых домов странные символы, а у старожилов - найти посохи с «вечным календарем», созданным магическими знаками.

Комплект рун изготавливается из кусочков дерева, коры или глины, главное, не пользоваться синтетическими материалами. Руны должны храниться в хлопчатобумажном или кожаном мешке. Руны нельзя никому показывать и передавать. При работе с рунами не задавайте слишком много вопросов. Их должно быть не более трех, но касающихся одной проблемы - сформулируйте ее и задайте вслух. Теперь, встряхнув мешок, достаньте три руны. Первая покажет текущую ситуацию, вторая - что надо делать, и третья - как ее разрешить.

Антон Платов «Руническая магия»

godsbay.ru

Рунический алфавит Википедия

Запрос «Руна» перенаправляется сюда; о реке см. Руна (река).

Ру́ны (ед. число — ру́на) — письменность древних германцев. Употреблялась с I—II по XII век на территории современных Дании, Швеции и Норвегии, по X—XIII век в Исландии и Гренландии, а в шведской провинции Даларна — вплоть до XIX века. Руны (символы) высекались или вырезались на камне, металле, дереве, кости[2]; имеют специфическую угловатую форму, приспособленную для вырезания[3][4].

После принятия христианства в странах Северной Европы руны как письменность были вытеснены латиницей. Сам термин «руны» имеет связь с древнегерманским корнем run («тайна»). Всего известно около 5000 рунических надписей, большая часть из которых была найдена в Швеции. Кроме того, в средневековой Европе существовали рунические календари[3][5][6].

Алфавиты древних тюрок, венгров, булгар сходной угловатой формы также называют рунами. Их родственные связи с германскими рунами не установлены.

Футарк и термины

Cтарший футарк

Древнескандинавское и англосаксонское run, древнеисландское runar и древненемецкое runa связаны с германским корнем ru и готским runa, означающим «тайна», а также древненемецким runen (совр. raunen), означающим «таинственно шептать». Такое название, видимо, обусловлено тем, что древние германцы приписывали рунам некие мистические свойства[5][6][7].

Руническая надпись на камне из Рёка, западная сторона Надпись на копье из Ковеля (Западная Украина). Образец ранней рунической надписи (IV в.), написанной бустрофедоном. Надпись гласит: Tilarids, что значит «целеустремлённый» Сторона B рунического камня из Дании. Надпись читается как þusi : kubl : ub : biruti, что переводится как «Чародеем будет тот человек, который разрушит этот памятник»[8]

Главной отличительной особенностью рунического алфавита является порядок букв; условно его называют футарк (fuþark) — по первым шести буквам[9][10]. Такой алфавитный порядок не встречался больше ни в одной письменности[5].

Алфавит делился на три рода (исл. Ættir «эттир», норв. Ætt «атт»; в каждом имеется по 8 рун. В первый эттир входили руны f, u, þ, a, r, k, g, w. Во второй — h, n, i, j, é (ih-wh), p, R (z), s. В третий эттир входили руны t, b, e, m, l, ŋ, d, o[3][5][6].

Каждая руна имела своё название. Первоначальные названия рун не сохранились, но существуют реконструкции, например:

Направление письма — слева направо, но в ранних надписях встречается бустрофедон[5]. Так, на копье из Ковеля надпись читается справа налево, причём сами руны тоже повёрнуты в обратную сторону, как северноэтрусские буквы и греческие буквы в ранних памятниках древнегреческой письменности. Слова разделялись с помощью точки, двоеточия или креста[11].

Символы

Символы на рунических камнях

На рунических камнях встречаются различные символы: формы свастик, четырёхсегментные символы, трикветры, трискелионы, пентаграммы, спирали. Гораздо разнообразнее были символы на брактеатах: на них встречались также орнаменты из трёх и более точек, треугольники, кружки, T-образные, S-образные, I-образные символы, зигзаги[12].

Рунические памятники

Руническая надпись в Софийском соборе в Константинополе

Всего найдено около 5000 рунических надписей[9], из них 3000 — в Швеции[13][14].

Наиболее древние памятники рунического письма обнаружены в Дании[5][15]; всего там было найдено около 500 рунических надписей.

Около 600 рунических надписей найдено в Норвегии; около 140 — на Британских островах; около 60 — в Гренландии; около 70 — в Исландии.

Несколько надписей было найдено в России, Латвии, Украине, Германии и Австрии.

Также рунические надписи были обнаружены во Франции, Греции, Румынии, Турции и Нидерландах[6].

Крупное собрание рунических камней находится в коллекции университета Уппсалы. В современном Стокгольме, в районе Гамластан на углу пересечения улиц Кэкбринкен и Пристготан, в цоколь жилого дома вмонтирован древний камень с хорошо сохранившейся вязью рунических надписей.

Одной из наиболее ранних рунических надписей считается надпись на костяном гребне из Вимозе[en], сохранившемся в болоте на датском острове Фюн. Надпись переводится как harja («имя» или «эпитет») и датируется 2-й половиной II века. До недавнего времени полагалось, что руническое письмо появилось в III веке, однако последние находки указывают на то, что руны использовались ещё в I веке н. э.[16]

Большое количество рунических надписей высечено на камнях, также известны брактеаты, представляющие собой круглые золотые пластинки, изначально имитировавшие римские медальоны[9].

Известны несколько рунических рукописей: «Codex Runicus», «Fasti Danici», «Cotton Domitian», «Codex Salisburgensis, 140»[5]. Очень интересны рунические надписи в Софийском соборе в Константинополе, а также мраморный лев из афинского порта Пирей, плечо которого покрыто руническими надписями. В 1687 году скульптура была привезена в Венецию в качестве трофея[9]. В Кенсингтоне в штате Миннесота (США) в 1898 году был найден рунический камень, однако вопрос о его подлинности остаётся открытым.

Рунические надписи вырезались или высекались на металле, дереве, камне — у древних германцев искусство резьбы по дереву находилось на высоком уровне. Рунические надписи были самого разнообразного содержания: встречались различные магические надписи и обращения к богам, но, по большей своей части, рунами писались мемориальные надписи[5]. Ярким примером тому может послужить рунический камень из Рёка, восхваляющий короля Тьордика, жившего в VI веке[9], однако первые строки этой надписи гласят «О Вемуде говорят эти руны. Варин сложил их в честь павшего сына», что может говорить о поминальном значении камня[17].

Некрологом служит и другой рунический камень из Норвегии. Он гласит: «Энгль воздвиг этот камень в память о своём сыне Торальде, который умер в Витахольме, между Устахольмом и Гардаром».

Другие рунические памятники восхваляли доблесть викингов, вернувшихся из путешествий. Вот типичная надпись на камне из-под Стокгольма: «Руны высечены по велению Рагнвальда. Он был в Греции во главе войска»[источник не указан 1480 дней]. Рунические камни, такие как камень из Хиллершё (Швеция), говорят об исключительных правах женщин у германцев — праве женщины на владение собственностью. Рунами высекались имена владельцев оружия, художников. Но известны и рунические надписи бытового характера[9]. Большое количество рунических надписей представляют брактеаты, также известны рунические календари.

Происхождение рун

Греко-латинская версия

Страница из рунической рукописи «Кодекс Рун» Золотое кольцо из Пьетроассы Надпись на наконечнике копья из Эвре Стабю

По проблеме происхождения рун имеется большое количество гипотез. Форма рун, удлинённая и колючая, натолкнула Исаака Тейлора на мысль, что руны произошли от греческого алфавита, использовавшегося в VI в. до н. э. на берегу Чёрного моря. Роль создателей Тейлор приписывал готам, в ту эпоху якобы населявшим Северное Причерноморье, хотя на самом деле готы мигрировали туда на 900 лет позже. Ряд других учёных видят предка рунической письменности в греческой скорописи последних веков до нашей эры[5].

Людвиг Франц Адальберт Виммер выдвинул теорию о происхождении рун из латинского письма конца II в. н. э. Латинской теории придерживается и Сигурд Агрелл, полагая, что дата возникновения рун — I век. По предположению Отто фон Фризена руны были изобретены готами в II—III вв. н. э. на основе греческого и латинского алфавитов.

Бредсдорф считал, что руны происходят от готской письменности. Эта версия отвергается другими исследователями, так как наиболее древние рунические надписи достоверно датируются не позже III века, тогда как готская письменность была изобретена лишь в IV веке[5].

Северноэтрусская версия

Наиболее популярна теория о происхождении рунического письма от одного из северноэтру

wikiredia.ru

Рунический алфавит — Язычество

рунический алфавит

Как и pyны скандинавских и континентальных геpманцев, славянские pyны восходят, сyдя по всемy, к севеpоиталийским (альпийским) алфавитам. Известно несколько основных ваpиантов альпийской письменности, котоpой владели, помимо севеpных этpyсков, живyщие по соседствy славянские и кельтские племена. Вопpос о том, какими именно пyтями италийское письмо было пpинесено в поздние славянские pегионы, остается на данный момент полностью откpытым, pавно как и вопpос о взаимовлиянии славянской и геpманской pyники. Hеобходимо отметить, что pyническyю кyльтypy следyет понимать гоpаздо шиpе, чем элементаpные навыки письменности — это целый кyльтypный пласт, охватывающий и мифологию, и pелигию, и опpеделенные аспекты магического искyсства. Уже в Этpypии и Венеции (землях этpyсков и венедов) к алфавитy относились как к объектy, имеющемy божественное пpоисхождение и могyщемy оказывать магическое воздействие. Об этом свидетельствyют, напpимеp, находки в этpyсских погpебениях табличек с пеpечислением алфавитных знаков. Это — пpостейший вид pyнической магии, pаспpостpаненный и на Севеpо-Западе Евpопы. Таким обpазом, говоpя о дpевнеславянской pyнической письменности, нельзя не затpонyть вопpос о сyществовании дpевнеславянской pyнической кyльтypы в целом. Владели этой кyльтypой славяне языческих вpемен; сохpанилась она, сyдя по всемy, и в эпохy двоевеpия (одновpеменного сyществования на Рyси хpистианства и язычества — 10-16 века). Пpекpасный томy пpимеp — шиpочайшее использование славянами pyны Фpейpа — Ингyз. Дpyгой пpимеp — одно из замечательных вятических височных колец 12-го века. Hа его лопастях выгpавиpованы знаки — это еще одна pyна. Тpетьи от кpаев лопасти несyт изобpажение pyны Альгиз, а центpальная лопасть — сдвоенное изобpажение той же pyны. Как и pyна Фpейpа, pyна Альгиз впеpвые появилась в составе Фyтаpка; без изменений пpосyществовала она около тысячелетия и вошла во все pyнические алфавиты, кpоме поздних шведско-ноpвежских, в магических целях не пpименявшихся (около 10 века). Изобpажение этой pyны на височном кольце не слyчайно. Рyна Альгиз — это pyна защиты, одно из ее магических свойств — защита от чyжого колдовства и злой воли окpyжающих. Использование pyны Альгиз славянами и их пpедками имеет очень дpевнюю истоpию. В дpевности часто соединяли четыpе pyны Альгиз так, что обpазовывался двенадцатиконечный кpест, имеющий, видимо, те же фyнкции, что и сама pyна. Вместе с тем следyет отметить, подобные магические символы могyт появляться y pазных наpодов и независимо дpyг от дpyга. Пpимеpом томy может послyжить, напpимеp, бpонзовая моpдовская бляха конца I-го тысячелетия н.э. из Аpмиевского могильника. Одним из так называемых неалфавитных pyнических знаков является свастика, как четыpех-, так и тpехветвевая. Изобpажения свастики в славянском миpе встpечаются повсеместно, хотя и нечасто. Это и естественно — свастика, символ огня и, в опpеделенных слyчаях, плодоpодия, — знак слишком мощный и слишком значительный для шиpокого использования. Как и двенадцатиконечный кpест, свастикy можно встpетить и y саpматов и скифов. Чpезвычайный интеpес пpедставляет единственное в своем pоде височное кольцо, опять же вятическое. Hа его лопастях выгpавиpовано сpазy несколько pазличных знаков — это целая коллекция символов дpевней славянской магии. Центpальная лопасть несет несколько видоизмененнyю pyнy Ингyз, пеpвые лепестки от центpа — изобpажение, ясное еще не вполне. Hа втоpые от центpа лепестки нанесен двенадцатиконечный кpест, являющийся, скоpее всего, модификацией кpеста из четыpех pyн Альгиз. И, наконец, кpайние лепестки несyт изобpажение свастики. Что ж, мастер, pаботавший над этим кольцом, создал могyчий талисман.

МирФорма руны Мир суть образ Древа Мира, Мироздания. Символизирует также внутреннее Я человека, центростремительные силы, стремящие Мир к Порядку. В магическом отношении руна Мир представляет защиту, покровительство богов.

ЧернобогВ противоположность руне Мир, руна Чернобог представляет силы, стремящие мир к Хаосу. Магическое содержание руны: разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.

Алатырь Руна Алатырь — это руна центра Мироздания, руна начала и конца всего сущего. Это то, вокруг чего вращается борьба сил Порядка и Хаоса; камень, лежащий в основании Мира; это закон равновесия и возвращения на круги своя. Вечное круговращение событий и неподвижный их центр. Магический алтарь, на котором совершается жертвоприношение суть отражение камня Алатыря. Это и есть тот сакральный образ, который заключен в этой руне.

Радуга Руна дороги, бесконечного пути к Алатырю; путь, определяемый единством и борьбой сил Порядка и Хаоса, Воды и Огня. Дорога — это нечто большее, чем просто движение в пространстве и времени. Дорога — это особое состояние, равно отличное и от суеты, и от покоя; состояние движения между Порядком и Хаосом. У Дороги нет ни начала, ни конца, но есть источник и есть итог… Древняя формула: Делай, что хочешь, и будь, что будет могла бы послужить девизом этой руны. Магическое значение руны:стабилизация движения, помощь в путешествии, благоприятный исход сложных ситуаций.

Нужда Руна Вия — бога Нави, Нижнего Мира. Это — руна судьбы, которой не избежать, тьмы, смерти. Руна стеснения, скованности и принуждения. Это и магический запрет на совершение того или иного действия, и стесненность в материальном плане, и те узы, что сковывают сознание человека.

Крада Славянское слово Крада означает жертвенный огонь. Это руна Огня, руна устремления и воплощения стремлений. Но воплощение какого-либо замысла всегда есть раскрытие этого замысла Миру, и поэтому руна Крада — это еще и руна раскрытия, руна потери внешнего, наносного — того, что сгорает в огне жертвоприношения. Магическое значение руны Крада — очищение; высвобождение намерения; воплощение и реализация.

Треба Руна Воина Духа. Значение славянского слова Треба — жертвоприношение, без которого на Дороге невозможно воплощение намерения. Это сакральное содержание данной руны. Но жертвоприношение не есть простой дар богам; идея жертвы подразумевает принесение в жертву себя самого.

Сила Сила — достояние Воина. Это не только способность к изменению Мира и себя в нем, но и способность следовать Дороге, свобода от оков сознания. Руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности, достижение которой — один из итогов движения по Дороге. И еще это руна Победы, ибо Воин Духа обретает Силу, лишь победив самого себя, лишь принеся в жертву себя внешнего ради высвобождения себя внутреннего. Магическое значение этой руны прямо связано с ее определениями как руны победы, руны могущества и руны целостности. Руна Силы может устремить человека или ситуацию к Победе и обретению целостности, может помочь прояснить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению.

Есть Руна Жизни, подвижности и естественной изменчивости Бытия, ибо неподвижность мертва. Руна Есть символизирует обновление, движение, рост, саму Жизнь. Эта руна представляет те божественные силы, что заставляют траву — расти, соки земли — течь по стволам деревьев, а кровь — быстрее бежать по весне в человеческих жилах. Это руна легкой и светлой жизненной силы и естественного для всего живого стремления к движению.

Ветер Это — руна Духа, руна Ведания и восхождения к вершине; руна воли и вдохновения; образ одухотворенной магической Силы, связанной со стихией воздуха. На уровне магии руна Ветра символизирует Силу-Ветер, вдохновение, творческий порыв.

Берегиня Берегиня в славянской традиции — женский образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом. Поэтому руна Берегини — это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.

Уд Во всех без исключения ветвях индоевропейской традиции символ мужского члена (славянское слово Уд ) связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами — Ярь. Это не только сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противоположности, оплодотворяющая пустоту Хаоса.

Леля Руна связана со стихией воды, а конкретно — Живой, текучей воды в родниках и ручьях. В магии руна Леля — это руна интуиции, Знания вне Разума, а также — весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.

Рок Это — руна трансцендентного непроявленного Духа, который есть начало и конец всего. В магии руна Рока может применяться для посвящения предмета или ситуации Непознаваемому.

Опора Это руна оснований Мироздания, руна богов. Опора — это шаманский шест, или дерево, по которому шаман совершает путешествие на небо.

Даждьбог Руна Даждьбога символизирует Благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей любви. Важнейший атрибут этого бога — рог изобилия, или, в более древней форме — котел неисчерпаемых благ. Поток даров, текущих неиссякаемой рекой, и представляет руна Даждьбога. Руна означает дары богов, приобретение, получение или прибавление чего-либо, возникновение новых связей или знакомств, благополучие в целом, а также — удачное завершение какого-либо дела.

Перун Руна Перуна — бога-громовержца, защищающего миры богов и людей от наступления сил Хаоса. Символизирует мощь и жизненную силу. Руна может означать появление могучих, но тяжелых, сил, могущих сдвинуть ситуацию с мертвой точки или придать ей дополнительную энергию развития. Символизирует также личное могущество, но, в некоторых негативных ситуациях, — могущество, не отягощенное мудростью. Это и подаваемая богами прямая защита от сил Хаоса, от губительного воздействия психических, материальных или любых других разрушительных сил.

Исток Для верного понимания этой руны следуест вспомнить, что Лед — одна из творческих изначальных стихий, символизирующая Силу в покое, потенциальность, движение в неподвижности. Руна Истока, руна Льда означает застой, кризис в делах или в развитии ситуации. Однако следует помнить, что состояние замороженности, отсутствия движения, заключает в себе потенциальную силу движения и развития (означаемую руной Есть) — так же, как и движение заключает в себе потенциальный застой и замерзание.

Не позднее самого начала X века в Болгарии монахом Храбром были написаны строки, сохранившиеся до наших дней и вызывающие ныне столько противоречивых, иногда совершенно противоположных по смыслу, суждений: прежде убо словене не имеху писъменъ, ну чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще… С комментария к этим древним строкам традиционно начинаются почти все современные работы, посвященные дохристианской письменности славян. Но сколь бы ни многочисленны были такого рода комментарии, избежать анализа слов Храбра в данном очерке невозможно.

Начнем с самого спорного, с глагола чьтеху, трактовка которого вызывает столько разногласий (перевод второго глагола во фразе — гатааху — сомнений не вызывает: гадали). Возможны, как полагается, два варианта перевода: читали и считали. Современные авторы, в большинстве своем, склоняются к придаче глаголу чьтеху значения считали. Действительно, к этому есть определенные доводы. Так, например, известны южно — и восточнославянские системы счета с использованием своеобразных насечек (черт или рез) на специальных палочках, описанных многими исследователями1. Другой довод в пользу прочтения считали выглядит не менее логичным и еще более веским. Действительно, если допустить значение читали, то как же поним ать предшествующее замечание Храбра о том, что словене не имеху письменъ?

Следует помнить, что слова Храбра сохранились не в одном, а в нескольких списках. При этом лишь в Московском и Чудовском списках сказания мы встречаем не имели письмен , но в остальных — Савинском, Лаврентьевском и Хилендарском — не имели книг 2. Это придает словам Храбра совершенно иное значение и полностью опровергает второй довод сторонников варианта считали: ведь вполне возможно писать и читать, но составлять при этом книг в европейском смысле этого слова.

Далее, если мы обратимся сугубо к лингвистике, то увидим, что разница между славянскими глаголами читать и считать не имеет в этом отношении принципиального значения, уже хотя бы потому, что оба глагола содержат одну и ту же древнюю основу, звучащую также в глаголе чтить, почитать. Более того, в большинстве древних письменностей собственно письмо и числовые записи осуществлялись одними и теми же знаками (латинское письмо, раннее кириллическое и т.д.).

Учитывая все сказанное, многие современные авторы склоняются сейчас к новому, несколько отличному от устоявшегося, мнению по поводу пресловутых слов черноризца Храбра. Вероятно, болгарский монах все-таки имел в виду существование некой письменной системы черт и рез , но констатировал отсутствие — по крайней мере, на его взгляд — славянских книг, выполненных в этой системе письма.

Первые доводы в пользу существования славянской дохристианской письменности были выдвинуты еще в начале — середине прошлого столетия; некоторые из приводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к системе черт и рез , некоторые оказались просто несостоятельными, но ряд доводов сохраняет силу до сих пор. Так, невозможно спорить со свидетельством Титмара, который при описании славянского храма Ретры, указывает на тот факт, что на идолах храма были нанесены надписи, выполненные особыми , негерманскими рунами. Было бы совершенно абсурдно предполагать, что Титмар, будучи человеком образованным, мог бы не узнать стандартные младшие скандинавские руны, если бы имена богов на идолах были бы начертаны ими. Массуди, описывая один из славянских храмов, упоминает некие высеченные на камнях знаки. Ибн Фадлан, говоря о славянах конца I тысячелетия, указывает на существование у них намогильных надписей на столбах. Ибн Эль Недим говорит о существовании славянского докириллического письма и даже приводит в своем трактате рисунок одной надписи, вырезанной на кусочке дерева (знаменитая Недимовская надпись). В чешской песне Суд Любуши , сохранившейся в списке IX века, упоминается дески правдодатне — законы, записанные на деревянных досках некими письменами.

При исследовании дохристианской письменности у славян необходимо также учитывать отмеченный еще болгарским ученым Е.Георгиевым факт совпадения корней, связанных с чтением и письмом во всех славянских языках:

Слова pьsati, citati, pisьmo, kъniga и другие общи для всех славянских языков, и это показывает, что славяне были знакомы с фактом чтения и писания и очень давно, еще прежде, чем зажить самостоятельной жизнью в новосозданных славянских державах, по меньшей мере читали и писали свои черты и резы , о которых говорит древнеболгарский писатель Черноризец Храбр, но, вероятно, и более того 3.

Таким образом, сам факт существования докириллической письменности у славян можно, несмотря на многочисленные выпады противников данного мнения, считать бесспорным. Это следует и из приведенных выше соображений, и из анализа материальных (в том числе — археологических) памятников, часть которых, имеющая на наш взгляд отношение к славянским рунам, будет рассмотрена нами ниже. В свое время это мнение разделял такой авторитетнейший российский историк, как В.Н.Татищев, написавший в своей Истории российской следующие слова: Другие того дивняе, что сказуют, якобы на Руси до Владимира никакого письма не имели, следовательно, древних дел писать не могли… Подлинно же славяне задолго до Христа и славяно-руссы собственно до Владимира письмо имели, в чем нам многая древния писатели свидетельствуют и во-первых, что обсче о всех славянах сказуется 4. Заканчивая это небольшое вступление, укажем дополнительно, что факт существования у славян докириллической письменности подтвержден ныне рядом исследователей5.

Обращаясь собственно к теме данной статьи — к славянским рунам, — следует отметить, что на протяжении последних двух тысячелетий существовала не одна (какая бы то ни было) система славянского письма, но несколько таких систем, развивавшихся независимо и принципиально отличающихся друг от друга. Одной из таких систем была собственно руническая письменность. В качестве примера другой, независимой системы письма можно привести письменность, исследованную М.Л.Серяковым и названную им исконной русской . Этот автор рассматривает целый ряд памятников, выполненных, по его мнению, одними и теми же знаками, родственными древнеиндийскому письму Брахми6. В целом выводы М.Л.Серякова выглядят весьма правдоподобными, хотя и заслуживают определенной критики — прежде всего в отношении определения типологии того или иного археографического памятника и в отношении неуказания возможных путей развития исследованной письменности и ее возможных аналогов.

Теперь мы переходим к рассмотрению самих славянских рун, и прежде проясним вопрос о происхождении самого термина, означающего литеры рунического письма.

Традиционное ныне толкование слова руна устоялось в научной среде еще в конце прошлого столетия. Совершенно справедливо германское runa, rune, обозначающее литеру рунического письма, связывается с готским runa — тайна и др.-нем. глаголом runen(совр. нем. raunen) в значении шептать7. Некое разнообразие в трактовку слова руна внес Найджел Пенник, указавший на его несевероевропейские параллели: др.-кельт, run, ср.-валл. rhin со значением шепот, шептать; совр. ирл. run — тайна; шотл.-гэльск. run — жребий8. Практически все современные исследователи упускают из вида славянские языки (к слову, гораздо более близкие к скандинавским, чем те же кельтские). Не так обстояло дело в конце XIX — начале XX веков, во время расцвета исследований по славянской рунике.

Так, пытался в свое время связать слово руна с серб, gronic — говорить польский славист А.Кухарский. Против такого толкования равно выступали В.Цыбульский и И.Ягич, находя его сумасбродным . А вот против более позднего предположения Д.Жунковича9 ни один исследователь не смог выдвинуть никаких контрдоводов. Версию Жунковича попросту забыли, как это нередко случалось в области славянской рунологии. В свое время мне довелось придти к тому же выводу, какой был сделан Жунковичем, почти независимо от этого исследователя. Меня поразило существование множества славянских рек, носящих загадочное имя Руна10. В большинстве случаев этимология этих названий считается невыясненной. Но ведь существует старый славянский корень рун: именно от него происходят рус. рана, ранить, рыть, укр. рилля — борозда. По Жунковичу, этот же корень содержит глагол рути — резать и существительное руна, означающее прорез, борозда, …РЕЗА. Не этими ли резами чътеху и гатааху древние славяне?

Любопытно, что основа run/ran со значением резать, ранить была известна и древним германцам, — и удивительно, почему на этот факт не обращают внимание исследователи. Так, знаменитый наконечник копья из Дамсдорфа, датируемый первой половиной I тыс., несет руническую надпись RANJA, переводимую как пронзающий , наносящий ранения , ранящий 11.

Вероятно, термин руна происходит все же от древнейшей славяно-североевропейской основы со значением резать (что выглядит естественным), в то время как появление европейских слов того же корня, но уже носящих значение тайна, говорить в тишине — вторично и связано с магическим применением древних резаных знаков, древних рун.

Существует целый ряд письменных и иных косвенных свидетельств существования дохристианской письменности у славян и в том числе письменности рунической. Однако единственными прямыми свидетельствами могут все-таки служить лишь сами памятники славянского рунического письма. Странным образом сложилось так, что все исследователи славянской школы рунического искусства на протяжении почти двух столетий непременно попадали в один из двух враждующих лагерей, представители одного из которых отвергали все доводы в пользу славянских рун и все предметы с рунами, отличающимися от Футарка, объявляли подделкой (Ягич и др.), а представители противоположного лагеря — любую царапину на археологических находках истолковывали как славянские руны (Классен, Воланский и др.). Разумеется, подобный максимализм обеих враждующих сторон ни в коем случае не мог привести к установлению истины. Более того, подобная ситуация сохраняется и поныне, когда одни исследователи брезгливо морщатся при упоминании о докириллической письменности славян, а другие — читают на современном русском без разбору все надписи всех времен и народов — от знаков на печатях Хараппы до латинских эпитафий на римских надгробиях.

Так, Классен вслед за Воланским объявляет древними славянскими рунами знаки италийских (в том числе — этрусского) алфавитов и в трех выпусках своих Новых материалов к истории… приводит славянское прочтение многих десятков надписей с Италийского полуострова12. Наивность и необоснованность трактовок Воланского и Классенa могла бы вызвать умиление, если бы их публикации не вводили многих в заблуждение до настоящего времени. В то же время Ягич в своей большой работе Вопрос о рунах у славян 13 излагает настолько негативный взгляд на проблему славянских рун, что вся западнославянская археологическая наука XIX — начала XX веков невольно представляется коллекционированием и описанием бесчисленных подделок.

Все это наводит на мысль о необходимости трезвого непредвзятого анализа существующих к настоящему времени памятников, могущих иметь отношение к славянской школе рунического искусства, само существование которой вряд ли может вызвать сомнение14.

Стремясь сохранить здесь нейтральную позицию по отношению к двухсотлетнему спору между сторонниками и противниками существования славянской рунической культуры, мы не делаем никаких окончательных выводов — кроме принципиального вывода о самом существовании славянских рун. Кроме того, мы намеренно не предпринимаем никаких попыток дешифровки надписей, дабы не увлечься и не поддаться соблазну построить нечто из ничего15. Далее, мы оставляем в стороне такие источники, как Велесова Книга и Боянов Гимн, по двум причинам: из-за отсутствия на данный момент прямых доказательств их подлинности, и из-за отсутствия ясности, можем ли мы относить памятники письменности этого типа (если они являются подлинными) к руническим.

Итак, мы приступаем к описанию памятников славянского рунического искусства — искусства, поскольку самое письмо (тем более письмо символами священными, каковыми традиционно почитаются руны) всегда полагалось таковым в традиционной культуре Европы.

Древнейшие из известных нам памятников этого искусства относятся к черняховской археологической культуре и датируются приблизительно II-IV веками н.э. Эти памятники образуют своеобразную и обособленную группу, четко выделяемую по материалом археологических раскопок Рыбакова (шестидесятые годы), Тихановой (1957-1962 годы) и других исследователей на территории распространения черняховской культуры. Некоторые памятники определяются как предположительно рунические самими руководителями полевых работ16, другие представляются весьма сомнительными.

К числу несомненно рунических относятся, например, знаки на обломках керамики из раскопок у с.Лепесовка, опубликованных М.А.Тихановой; того мнения, что данные знаки являются следами письменности, придерживался, кроме того, и известный румынский археолог Б.Митря. Другой пример — знаменитый рипневский фрагмент — осколок керамики из-под Рипнева, несущий надпись, вероятно, руническую и опубликованный в фундаментальном двадцатитомном издании Археология СССР 17.

Таким образом, само существование рунической культуры у Черняховских племен следует считать установленным фактом. Другое дело, что целым рядом исследователей (М.А.Тиханова, М.Л.Серяков и др.) эта письменность приписывается не славянам, но германцам, и прежде всего готам. Да, действительно, готы в своей миграции достигали территории распространения черняховской культуры и вполне могли оказать некоторое влияние на этногенез Черняховских племен, но доводы, представляемые в пользу германского происхождения черняховской письменности, по меньшей мере, странны. Логика этих доводов такова: черняховские руны являются германскими постольку, поскольку германцами являются сами черняховцы; последнее же выводится из того, что они пользовались германскими рунами, которые являются германскими потому.., и так далее, по замкнутому кругу. И это несмотря на то, что уже академиком Б.А.Рыбаковым была в свое время показана несостоятельность версии готского происхождения Черняховской культуры, относимой этим выдающимся исследователем к кругу важнейших праславянс-ких культур начала-середины I тысячелетия н.э.

Несколько более поздними можно, вероятно, считать памятники условно определяемой среднеевропейской группы. В отличие от археографических памятников Черняховской культуры, представляющих собой предметы, обретенные в результате раскопок, группа памятников средней Европы образуется, в основном, наскальными надписями, обнаруженными в разное время и описанными разными авторами.

Так, например, Жункович упоминает восемь словацких наскальных рунических надписей, известных уже в начале XX века, но к моменту выхода его работы (1918) еще не изученных18. Еще одну надпись — Велестурскую, обнаруженную в Южной Словакии близ слияния Вага и Туроча, неподалеку от Велестура, упоминают и Жункович19, и Ружичка20.

К этой же, возможно, группе памятников славянского рунического письма принадлежат и знаменитые Шутгардские (Шутерадские) надписи. Первая из них ( большая Шутгардская или Ситская надпись) была обнаружена в 1928 году близ села Ситово, неподалеку от руин древнего Шутгарда. Первое описание надписи принадлежит секретарю археологического общества в Пловдиве Пееву: При внимательном осмотре южной стены пещеры (стена представляет собой почти отвесную скалу) мы обнаружили, что примерно в двух метрах от пола высечена гладкая отшлифованная полоса шириной от 23 до 30 см и длиной 260 см. На этой полосе выдолблены какие-то загадочные знаки. Без сомнения, надпись сделана рукою человека. Знаки напоминают так называемые рунические письмена, которыми пользовались древнегерманские народы… Расшифровать надпись Пееву не удалось.

Следующая попытка дешифровки была предпринята в начале пятидесятых годов академиком Гошевым. По его мнению, надпись была выполнена мастерами славянского племени рунхинов; начало надписи Гошев переводил как Я, князь рунхинов… К сожалению, Гошев не успел закончить труд по дешифровке и переводу надписи.

Впоследствии попытки чтения надписи предпринимались неоднократно. В качестве примера приведем перевод надписи, принадлежащий проф. Титову: В 6050 году (542 г. н.э.) учил язык и старинные писать, князь (?) елания из Весланида (предположительно — Фессалоник) . Однако ни этот, ни другие варианты прочтения и перевода надписи не кажутся нам хотя бы в какой-то степени убедительными.

Малая Шутгардская (Ситская) надпись была обнаружена Пеевым в той же пещере, что и предыдущая. Из его отчета: восточная стена пещеры представляет собой огромный каменный блок. Здесь мы также обнаружили надпись высотой 23 см и длиной 80 см. Как и первая, надпись не дешифрована.

Интереснейшую локальную группу памятников рунического письма, датируемых концом XI — началом XIV веков, образуют памятники, собранные при проведении археологических раскопок в Витебской области Белоруссии на городище Масковичи. В настоящее время большинство этих памятников хранится в частных коллекциях в Москве. Весьма фрагментарно эти памятники были опубликованы Л.В.Ду-чиц и Е.А.Мельниковой в Древнейших государствах… за 1980 г21. Несколько большее количество памятников этой группы было опубликовано нами в 6-м выпуске Мифов и магии индоевропейцев 22.

Большинство этих памятников представляет собой предметы из кости (реже — дерева) с нанесенными на них надписями явно рунического начертания. Попытки дешифровки надписей, сделанные исходя из довольно спорного предположения об их германском происхождении, результатов не дали. В целом, мы считаем надписи явно славянскими; такого же мнения придерживаются и многие белорусские археологи и историки — например, А.А.Дучков, которому мы благодарны за предоставленные материалы по раскопкам в Масковичах.

pagandom.ru


Смотрите также