История ворот и древние ворота в истории. Ворота древние
История ворот и древние ворота в истории.
Ворота всегда имели важное значение в жизни людей. В древние времена ворота привлекали к себе особенное внимание с разных сторон. С одной стороны те, кто ставили ворота на свой замок, ворота на крепость или даже ворота укреплённого посёлка, хорошо понимали, что от прочности ворот будет зависеть не только сохранность имущества, но и сама жизнь людей укрывшихся за воротами. Сохранились колоссальные сооружения. Например, Байдарские ворота. Такие ворота перегораживали целые долины и служили искусственной границей для врагов. В Крыму, в возле пещерного города Эски Кермен, сохранилась древняя башня, стоящая высоко на горном хребте. Эта башня служила таможенными воротами для караванов торговцев. Пройдя её, купцы могли уплатить пошлину и двигаться дольше по абсолютно безопасному маршруту. Золотые ворота в Киеве, ворота Московского кремля, всё это памятники по истории ворот. Старинные ворота древней крепости, всегда имели хорошие прочностные и эксплуатационные свойства. Могли сопротивляться механическому воздействию при штурме крепости или порче ворот при осаде. Противник стремился разбить ворота тараном или сломать ворота другими способами. Ворота делали не только прочными, но и способными сопротивляться огню. Лучше всего этим требованиям соответствовали металлические ворота. А самыми прочными были кованые ворота из железа. Пробить ворота, сделанные с применением ковки было практически невозможно. Даже в названии многих географических мест сохранились указания на то, как ценились ворота из стали и уважались за их свойства. Например, географическое название Железные ворота, означает местность возле реки Дунай, где сближаются горы, образуя узкое место. Остатки ворот в древних городах всегда вызывают интерес.
Древние ворота часто были сделаны совершенно по другим технологиям, чем те ворота, которые являются продуктом современного производства. Ведь в те времена остро стоял вопрос крепости ворот и надёжности ворот, но не было таких технологий, как сварка металла. И не существовало современного металлопроката. Любой металл получался методом ковки, и кузнецы заранее планировали изготовление опредёлённых частей ворот. Сейчас конечно всё значительно проще и быстрее. А тогда невозможно было купить металлический лист. Приходилось сначала его отковать или разработать поверхность ворот из отдельных полос, которые потом скреплялись между собой заклёпками или примитивной сваркой. Петли ворот тоже нельзя было купить на базаре. Тем более что не существовало и токарных работ. Кованые петли для ворот превращались в произведение прикладного кузнечного искусства. И нужно сказать, что наши предки прекрасно справлялись с этой задачей, не имея, сварки, токарных станков и круглого прута с металлобазы. Сама логика ворот и технологии того времени, толкали изготовителей старинных ворот к производству не чисто металлических ворот, а комбинированных. Комбинировались дерево твёрдых сортов и кованное железо. Взаимодействие этих материалов и обеспечивало самые лучшие образцы ворот, при снижении их стоимости. Сейчас технология производства комбинированных ворот утратила свой первоначальный смысл. Деревянные ворота превратились в экзотику. А ворота оформленные деревом, сделаны таким образом, что деревянная отделка ворот, как бы накладывается на металлокаркас ворот из железа. Функционального назначения дерево на воротах не имеет. Только декоративное.
До того как были изобретены технологии ковки металлов, для производства ворот использовалась медь и бронза. Традиционно все медные ворота и отдельные запчасти медных ворот изготавливались методом литья. Бронзовые ворота изготавливались по сходной технологии. Находило своё место и применение оригинальных петель из кожи и петель из ремня. Кожаные петли, конечно, были менее надёжными, чем металлические петли. С появлением пороха, когда появилась возможность взорвать ворота, их стали защищать дополнительными конструкциями и делать двойные ворота. Или тамбурные ворота, состоявшие из двух и более ворот расположенных друг за другом. Примером таких ворот могут служить ворота замков Европы.
Кроме создания прочных древних ворот с высокими защитными свойствами, которые делали старинные ворота противовзломными. Или выражаясь современным языком «антивандальными» воротами, часто в прямом смысле этого слова. Ни кто не отменял декоративную составляющую ворот. Которая тогда была скорее идеологическим лицом ворот. Идеологическая роль ворот заключалась в том, что бы подчеркнуть мощь и состоятельность владельцев крепости. Ворота намекали на воинственность солдат гарнизона и напоминали о победах военных руководителей крепости. На ворота прибивали свой щит победители, взявшие штурмом крепость. Удачливые защитники крепости прибивали на ворота головы поверженных врагов. Иногда на ворота крепили руки или другие части тела пойманных преступников. Возле древних ворот крепости могла проводится так называемая «гражданская казнь» у позорного столба.
Качественные межкомнатные двери из МДФ и ПВХ, а также надежные шпонированные и ламинированные двери представлены сотнями моделей. Полотно дверей изготовлено из высококачественных материалов. Качество фурнитуры также на высоте. Дизайн на любой вкус, расцветка, фактура — вы легко сможете выбрать и купить двери внутренние без ущерба для бюджета. Не нашли нужную модель? Значит Вам нужно выполнить межкомнатные двери на заказ по индивидуальным размерам. На двери межкомнатные цены варьируются, поэтому среди них обязательно найдется привлекательная цена на дверь вашей мечты.
tayni.info
Необычные старинные ворота и двери: фото и история
Двери… Пожалуй, одно из самых загадочных изобретений человечества. Никогда не знаешь, что за ними спрятано: дверь может открыть дорогу к неизведанному прекрасному или, закрывшись, навсегда разрушить мечты.
А что хранится за старинными дверями? Драгоценный клад или страшная мумия? Интересно? В этой статье мы расскажем вам о самых старых и необычных дверях и воротах, а также об интересных фактах, с ними связанных.
Эта дверь считается самой старой действующей дверью в мире. Она закрывает вход в архив Вестминстерского аббатства (Англия) ориентировочно с 1040 года. Существовала легенда, будто дерево облицовано человеческой кожей, однако химический анализ опроверг эту жутковатую теорию – покрытие оказалоськоровьей шкурой.
В конце XX века в Цюрихе были найдены двери, изготовленные не менее пяти тысяч лет назад (считаются старейшими в мире). Тополь, из которого они изготовлены, хорошо сохранился, а резьба оказалась настолько тонкой и необычной, что уже более 10 лет копии этих артефактов являются одними из самих востребованных для дизайна интерьеров в Европе.
Самыми красивыми являются двери крестильни Святого Иоанна (Флоренция, Италия). Они изготовлены в XVвеке и украшены бронзовыми барельефами и миниатюрами из библейских и ветхозаветных сюжетов изумительно тонкой работы.
ВXVIII-XIX веках в моду входит красное дерево, и итальянские мастера, успешно сочетая их с бронзой, начинают создавать шедевры столярного искусства, до сих пор удивляющие своей красотой.
Кстати, современный внешний вид (дизайн с применением удлинённых рам со вставленными витражами или стеклами) двери приобрели только в XVIII веке благодаря французским мастерам – очень уж хотелось парижским аристократам похвастаться своими богатствами: именно с этой целью и было придуманы большие обзорные стеклянные вставки на входных дверях.
Очень необычные образчики можно увидеть в Испании, где большое влияние на развитие культуры и ремесел оказало «мавританское нашествие». В современной Андалузии еще сохранились дома, во внешнем убранстве которых причудливо сплелись арабская чувственность и европейская основательность. А так как двери являются «лицом» здания, то и они несут на себе отзвук этих хитросплетений.
Причудливые орнаменты, напоминающие тонкое кружево, яркие или контрастные цвета и полукруглый, чаще всего, свод – это характеристики восточных или арабских дверей. Хозяин дома украшал вход всеми доступными способами: кованными цветами или бронзовыми наконечниками, росписью или обжиганием – именно дверь должна была первоначально рассказать гостю о благосостоянии и статусе владельца.
Странно было бы обойти вниманием Страну Восходящего солнца – ее самобытная культура проявлялась и в домашнем интерьере. Двери для богатых домов были минималистично-основательными и изготавливались из очень дорогого в Японии дерева, а вход жилищ победнее закрывался фанерными щитами, расписанными растительными мотивами.
Фантазия мастера безгранична и воплощается в самых различных материалах: дереве, камне, металле, стекле. Порой возникает мысль: «Если такая дверь в этом доме, то что же там внутри?», не правда ли?
Есть еще одно творение рук человеческих, преграждающее доступ непрошенному гостю, - ворота. И деревянные, железные, и кованные, они призваны защищать наш дом, но искусные мастера, помимо основной функции, придают этим изделиям такие причудливые формы, что от их красоты и необычности порой захватывает дух.
Считается, что первые кованные ворота с механизмом были сделаны в Испании. Их автору (Антонио Гауди) была не чужда механика, и он снабдил огромного железного дракона, восседавшего на прутьях каркаса, зубастой пастью, которая открывалась вместе со створками ворот. В настоящее время механизм полностью вышел из строя, но любой желающий может полюбоваться великолепным творением в испанской Барселоне.
В период с XV по XVIII в.в. в Европе очень популярным был стиль барокко (итал. - «излишне причудливый, странный). Все здания, строившиеся в те времена, были густо украшены статуями, лепниной, фресками, гербами и т.д. Не минула чаша сия и ворота: на ярких образчиках старинного великолепия нет свободного места - волюнты, гербы, аканты, короны практически полностью закрывают металлический каркас ворот.
Однако в XIX веке изящные линии возрожденного «модерна» и новорожденного «арт-нуво» начинают вытеснять затейливое кованное кружево «барокко», а простота изгибов и невысокая стоимость изделий надолго поставили точку в распространении разорительного аристократического стиля.
Самые необычные ворота, сделанные из коралловой глыбы, были построены хозяином «Коралловой усадьбы» в начале XX века в американском штате Флорида. Несчастливо влюбленный американец латышского происхождения построил для возлюбленной целый замок, но она так и не ответила ему взаимностью.
Человеческий гений смог придумать сенсор , автоматику и электропривод, но ни одна современная технология не несет в себе главного: частицы души и тепла рук Мастера, воплощающего свой замысел в обыденных, казалось бы, вещах. И тогда эти предметы становятся настоящими шедеврами, о которых мы рассказали вам в нашей статье.
tadgikov.net
Загадка древних ворот Тонга — Паранормальный альманах
В Полинезии находится уникальное каменное сооружение XI века — Ворота Тонга. Согласно местной легенде, в определенное время года, пройдя через эти ворота, можно пройти в место обитания здешнего бога и этой же дорогой вернуться обратно.
По другим поверьям это — место сожжения умерших вождей, символ родственный уз. Уфологи убеждены в том, что здесь не обошлось без инопланетян.
Ворота Тонга находятся в восточной части острова Тонгатапу, известного как сокровищница исторического прошлого Полинезии, его колыбель. В настоящее время на нем находится археологический заповедник.
Эта часть острова дика и пустынна. На многие километры вытянулись безлюдные белые берега и бухты. Журчит приливная волна на коралловой отмелях, хрустят жесткие листья пальм под порывами ветра.
И не верится, что много веков назад на этих безлюдных местах кипела жизнь. Свидетельства этого — разбросанные по всему острову остатки поселений «муа», больше всего которых расположено именно на востоке. Самое большое из этих древних поселений называется Муу и находится на берегу внутренней лагуны.
Рядом с ним — мемориальная доска, посвященная высадке на острове Джеймса Кука. Видимо, остров мало изменился внешне с XVIII века, когда легендарный путешественник, увидев его в первый раз, назвал Тонгатапу «сплошным садом». Тогда же Кук встретился с здешними вождями и отметил, что они хорошо знают свою генеалогию, являются хранителями легенд и преданий народа.
Согласно этим легендам, первых тонганцев сотворил из личинок бог Тангалоа и сам стал отцом первого короля. Потом Тангалоа сослал на землю с небес провинившихся мелких богов в помощь своему сыну. Считается, что именно этот миф лег в основу современной социальной структуры в королевстве Тонга. До сих пор архипелаг является конституционным королевством, на верхней ступеньке которого находится сам король, ниже — прослойка знати, а затем — остальные тонганцы.
Нынешний король Тубоу IV выпускает дорогие марки, где под его портретом помещена надпись: «Тонга. Там, где начинается время». Действительно, архипелаг расположен у самой линии смены дат: в нескольких десятках миль к востоку от Нукуалофа «сегодня» считается уже «вчера».
Короля чтят в этом островном государстве почти как бога, и когда по дороге едет его большой лимузин с трепещущим флагом, все приседают, а затем садятся на обочине со скрещенными ногами и сложенными ладонями. Это не просто красивый обычай, это закон, соблюдение которого строго контролируется местными полицейскими.
Но вот археологическим памятникам в королевстве не уделяется должного внимания, и они изучены плохо, в том числе уникальное наследие острова Тонгапуту. Например, погребальный комплекс, выложенный из известняковых коралловых блоков в виде четырехметровых пирамид, высотой до 4 м. До сих пор неизвестно, как доставлялись сюда строительные блоки. Предполагают, что они были привезены на Тангапуту на огромных каноэ с других островов. Ведь на самом острове нет подходящего строительного материала.
Но именно с загадочного мегалита — Ворот Тонга, начинается знакомство любого иностранца с Тонгатапу. Сооружение представляет собой каменные блоки, сложенные в форме буквы «П», стоящие в пальмовых зарослях. На двух столбах из кораллового известняка высотой около пяти метров лежит шестиметровая каменная перекладина, укрепленную в пазах, выдолбленных в верхней части столбов. По приблизительным расчетам, три массивных блока весят не менее 40 тонн.
Ученые недоумевают: как 1200 лет назад было построено такое странное сооружение, и каково его назначение? Часть археологом считает, что мегалит — вход на существовавшую в прошлом королевскую территорию, но в округе не найдено никаких других строений — одни ворота. Куда они вели? Непонятно также, почему бесследно сгинули постройки, дороги, предметы быта таинственного дворца. Единственное, что осталось — возвышающаяся неподалеку большая вертикальная плита, которая якобы служила спинкой трона Туиитатуи.
Ученые пришли в выводу, что ранее каменные глыбы были тщательно отполированы. На перекладине имеются аккуратно высеченные отметки, соответствующие самому короткому и самому длинному дням в году. Появилось предположение, что это была древняя обсерватория, предназначенная для вычисления дней равноденствия и солнцестояния. Вполне вероятно, что вначале сооружение выполняло функцию ворот, ведущих в резиденцию королей. А затем превратилось в солнечную обсерваторию.
Согласно другой версии, сооружение было построено правителем Туитатуи с целью примирения своих враждовавших сыновей, и трилит должен был символизировать родственные узы между ними. Есть еще одна легенда, что Ворота Тонга посвящены полинезийскому богу Мауи, который, по преданиям, поднял архипелаг из океана.
Загадка состоит еще и в том, что в некоторых частях нашей планеты также имеются подобные строения. Например, Япония усеяна многими тысячами ворот, обозначающими священные места. Отличается только материал – японские ворота сделаны из дерева. Вблизи Окинавы находятся затопленные сооружения — ни с чем не соединенные ворота массивной каменной кладки.Знаменитые врата Теотиуакана
Римляне также любили украшать свою империю отдельно стоящими церемониальными воротами. Существует также Стоунхендж, и ворота в Полинезии могли бы быть его частью.
Все эти интригующие параллели между сходными памятниками абсолютно разных культур, убедили исследователей в том, что, возможно, в Тихом океане существовала мощная «Х-культура», которая оказала цивилизующее влияние во всех направлениях.
Чтобы подтвердить это, требуются тщательные научные исследования древнейшей каменной конструкции. Пока же загадочный памятник истории одиноко стоит на острове Тонгатапу, и не хочет раскрывать замыслы древних строителей.
(Visited 68 times, 1 visits today)
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
virtoo.ru
Загадка древних ворот Тонга (4 фото)
В Полинезии находится уникальное каменное сооружение XI века - Ворота Тонга. Согласно местной легенде, в определенное время года, пройдя через эти ворота, можно пройти в место обитания здешнего бога и этой же дорогой вернуться обратно.
По другим поверьям это - место сожжения умерших вождей, символ родственный уз. Уфологи убеждены в том, что здесь не обошлось без инопланетян.
Ворота Тонга находятся в восточной части острова Тонгатапу, известного как сокровищница исторического прошлого Полинезии, его колыбель. В настоящее время на нем находится археологический заповедник.
Эта часть острова дика и пустынна. На многие километры вытянулись безлюдные белые берега и бухты. Журчит приливная волна на коралловой отмелях, хрустят жесткие листья пальм под порывами ветра.
И не верится, что много веков назад на этих безлюдных местах кипела жизнь. Свидетельства этого - разбросанные по всему острову остатки поселений «муа», больше всего которых расположено именно на востоке. Самое большое из этих древних поселений называется Муу и находится на берегу внутренней лагуны.
Рядом с ним - мемориальная доска, посвященная высадке на острове Джеймса Кука. Видимо, остров мало изменился внешне с XVIII века, когда легендарный путешественник, увидев его в первый раз, назвал Тонгатапу «сплошным садом». Тогда же Кук встретился с здешними вождями и отметил, что они хорошо знают свою генеалогию, являются хранителями легенд и преданий народа.
Согласно этим легендам, первых тонганцев сотворил из личинок бог Тангалоа и сам стал отцом первого короля. Потом Тангалоа сослал на землю с небес провинившихся мелких богов в помощь своему сыну. Считается, что именно этот миф лег в основу современной социальной структуры в королевстве Тонга. До сих пор архипелаг является конституционным королевством, на верхней ступеньке которого находится сам король, ниже - прослойка знати, а затем - остальные тонганцы.
Нынешний король Тубоу IV выпускает дорогие марки, где под его портретом помещена надпись: «Тонга. Там, где начинается время». Действительно, архипелаг расположен у самой линии смены дат: в нескольких десятках миль к востоку от Нукуалофа «сегодня» считается уже «вчера».
Короля чтят в этом островном государстве почти как бога, и когда по дороге едет его большой лимузин с трепещущим флагом, все приседают, а затем садятся на обочине со скрещенными ногами и сложенными ладонями. Это не просто красивый обычай, это закон, соблюдение которого строго контролируется местными полицейскими.
Но вот археологическим памятникам в королевстве не уделяется должного внимания, и они изучены плохо, в том числе уникальное наследие острова Тонгапуту. Например, погребальный комплекс, выложенный из известняковых коралловых блоков в виде четырехметровых пирамид, высотой до 4 м. До сих пор неизвестно, как доставлялись сюда строительные блоки. Предполагают, что они были привезены на Тангапуту на огромных каноэ с других островов. Ведь на самом острове нет подходящего строительного материала.
Но именно с загадочного мегалита - Ворот Тонга, начинается знакомство любого иностранца с Тонгатапу. Сооружение представляет собой каменные блоки, сложенные в форме буквы «П», стоящие в пальмовых зарослях. На двух столбах из кораллового известняка высотой около пяти метров лежит шестиметровая каменная перекладина, укрепленную в пазах, выдолбленных в верхней части столбов. По приблизительным расчётам, три массивных блока весят не менее 40 тонн.
Ученые недоумевают: как 1200 лет назад было построено такое странное сооружение, и каково его назначение? Часть археологом считает, что мегалит - вход на существовавшую в прошлом королевскую территорию, но в округе не найдено никаких других строений - одни ворота. Куда они вели? Непонятно также, почему бесследно сгинули постройки, дороги, предметы быта таинственного дворца. Единственное, что осталось - возвышающаяся неподалеку большая вертикальная плита, которая якобы служила спинкой трона Туиитатуи.
Ученые пришли в выводу, что ранее каменные глыбы были тщательно отполированы. На перекладине имеются аккуратно высеченные отметки, соответствующие самому короткому и самому длинному дням в году. Появилось предположение, что это была древняя обсерватория, предназначенная для вычисления дней равноденствия и солнцестояния. Вполне вероятно, что вначале сооружение выполняло функцию ворот, ведущих в резиденцию королей. А затем превратилось в солнечную обсерваторию.
Согласно другой версии, сооружение было построено правителем Туитатуи с целью примирения своих враждовавших сыновей, и трилит должен был символизировать родственные узы между ними. Есть еще одна легенда, что Ворота Тонга посвящены полинезийскому богу Мауи, который, по преданиям, поднял архипелаг из океана.
Загадка состоит еще и в том, что в некоторых частях нашей планеты также имеются подобные строения. Например, Япония усеяна многими тысячами ворот, обозначающими священные места. Отличается только материал – японские ворота сделаны из дерева. Вблизи Окинавы находятся затопленные сооружения - ни с чем не соединенные ворота массивной каменной кладки.
Знаменитые врата Теотиуакана
Римляне также любили украшать свою империю отдельно стоящими церемониальными воротами. Существует также Стоунхендж, и ворота в Полинезии могли бы быть его частью.
Все эти интригующие параллели между сходными памятниками абсолютно разных культур, убедили исследователей в том, что, возможно, в Тихом океане существовала мощная «Х - культура», которая оказала цивилизующее влияние во всех направлениях.
Чтобы подтвердить это, требуются тщательные научные исследования древнейшей каменной конструкции. Пока же загадочный памятник истории одиноко стоит на острове Тонгатапу, и не хочет раскрывать замыслы древних строителей.
Интересные материалы:
10 самых опасных строений мира (10 фото) В китайской пустыне нашли загадочные сооружения
nlo-mir.ru
Владимир. Золотые ворота и древние тайны: padunskiy
01
В 1870 году священник о. Симеон Никольский услышал на исповеди, что некий грешник проник по неизвестному ходу во внутренности Золотых ворот во Владимире и обнаружил доспех кованый и деревянный ковчежец, в коем лежала часть книги, писаной греческими буквами и рассказывавшей о деяниях святых отцов в Цареграде в давние времена. Ценности эти были проданы им неизвестному человеку, приезжавшему осмотреть Успенский и Дмитриевский соборы.
02
о. Симеон, служивший при Ризоположенской церкви на Золотых воротах, нашёл существующую под сводом ворот дверь, выходящую под аркой наружу. Ему удалось, хотя и с трудом, открыть древний ход и расчистить не только до двери, ведущей на помост в арке ворот, но и далее, до самой западной двери храма, построеннаго над ними великим князем Андреем Боголюбским в 1158 году. Более никаких ценных вещей в древнем ходе найдено не было.
03
Священник был нимало удивлён находками. Известно, что Золотыя ворота сильно перестраивались при Е.И.В. Екатерине II, когда устроены были боковыя проезды вокруг ворот. Так как Золотыя ворота построены без фундамента и боковые стены были поодерживаемы земляными валами, плотно к ним примыкавшими, то с их отнятием на стенах ворот появились трещины. Императрица, которой было донесено об этом постепенном разрушении Золотых ворот, строго запретила уничтожать замечательное древнее здание и повелела сделать к древним стенам новыя пристройки. К четырём углам ворот вместо контрфорсов, приделаны четыре круглыя невысокия башни, из которых в одной устроена часовня.
04
В 1778 году во время сильнаго пожара, бывшаго во Владимире, кровля и внутренния украшения и вся церковная утварь надвратной Ризоположенской церкви сгорели и церковь оставалась в совершенном запустении до начала XIX столетия. Только в 1810 году храм был окончательно отстроен и освящен при владимирском губернаторе И.М. Долгоруком.
05
Тем не менее известие о находке древностей в Золотых воротах не давало покоя священнику. Он думал о том, что ворота, к концу века вошедшие в землю на сажень, могут хранить в себе и другия тайны, доселе не ведомые. В конце концов о. Симеон поделился своими мыслями с учителем истории и географии уезднаго училища Алексеем Петровичем Солярским. С его помощью составился небольшой кружок любителей городской истории.
06
Силами кружка, и в особенности молодёжью, были исследованы ямы и западины на валах. Поиски подземных ходов, о которых грезили краеведы, принесли находки нескольких монет. Но они не давали ответ на главный вопрос: есть ли под Золотыми воротами подземные полости? Есть ли клады в остатках крепостных валов?
07
В начале следующаго, XX столетия, члены кружка любителей городской истории написали письмо самому известному исследователю подземной России, И.Я. Стеллецкому. Игнатий Яковлевич похвалил энтузиастов, но помочь в организации раскопок не смог. Он грезил поисками библиотеки Иоанна Грознаго и отвлекаться на Владимир, пусть и исторический, но вряд ли имеющий отношение к разыскиваемым им раритетам, не пожелал. Впрочем, может быть на его решение повлияло упоминание о спиритических сеансах, проводившихся членами кружка, и ясно доказывавшими существование разветвлённой сети проходов на глубине трёх саженей от поверхности земли. Стеллецкий был последовательным матерьялистом и в такие методы научнаго поиска не верил.
08
С началом германской войны всякая деятельность кружка любителей городской истории прекратилась. А вопрос, так долго тревоживший их членов: можно ли отыскать под землёю удивительные находки, до древней истории относящиеся, остался открытым
padunskiy.livejournal.com
История Ворот
Нам сейчас кажется, что ворота были всегда. Как солнце, воздух или колесо… Но если с солнцем и воздухом всё ясно, то ворота – как и колесо – кто-то придумал первым. Вот только история ворот началась много раньше истории колеса – еще на заре каменного века. Именно тогда самый изобретательный из наших далеких предков придумал загородить вход в свою пещеру большим камнем, обломками деревьев и пучками прутьев. Так появились первые в мире ворота – и сразу же все изменилось к лучшему.
Ворота заслонили человека от холодных ветров и воинственных соседей. Ворота можно было приветливо распахнуть перед дорогими гостями, а можно – захлопнуть перед тяжеловооруженными недоброжелателями. Всегда и везде – в городе, крепости или доме – ворота служили надежной границей между общественным и личным, защитой от всего враждебного, что отныне навсегда осталось снаружи…
Внешний мир десятки столетий был холодным и враждебным, и человек, строя первые свои поселения, возводил вокруг них ограды и стены – и, конечно, стены эти были с воротами. Крайне интересна мистическо-религиозная символика ворот. С глубокой древности в самых разных культурах и религиях ворота, арки и двери являлись символами перехода в Иное – через сон, смерть или обретение высшей истины. Например, в римской мифологии двуликий Янус был богом ворот и дверей – и хозяином ключей от Главных Врат, символа начала и конца. Еще в седьмом столетии до нашей эры в Риме зародился интересный обычай: когда объявлялась война, правитель города отпирал двойные дубовые врата храма Януса, изукрашенные золотом и слоновой костью, и сквозь них проходили легионы солдат, отправлявшиеся на войну… Не случайно сквозь врата человеческие души пропускают в рай – но есть и ворота, ведущие в ад… И даже на страницах старозаветных сонников наши прабабушки могли прочитать, что увидеть во сне распахнутые ворота – означало стоять на пороге важного события, за которым откроется новое качество существования.
Врата Древнего Рима и Вавилона
Конечно, и в Древнем Риме, и в Византии, и в средневековой Европе были декоративные врата торжеств и военных триумфов – триумфальные арки, но были и настоящие ворота, которые должны были устоять при самом свирепом натиске вражеского войска. Например, необычайной красоты арочные Врата Иштар в легендарном Вавилоне предназначались не для защиты от неприятеля, а для торжественных процессий жрецов в честь этой богини плодородия и плотской любви – но, по свидетельству Геродота, стометровой высоты оборонительные стены Вавилона закрывались на 100 громадных, окованных медью ворот, и сквозь них не смог бы прорваться ни один враг. Главные ворота были важнейшим местом древних городов – в мирное время там кипела рыночная торговля и заключались сделки, там провозглашались пророчества и вершился суд.
И все-таки главной задачей ворот всегда была именно оборона города, крепости или замка. Ведь если врагам удавалось захватить ворота – город был обречен. Никакие жрецы и пророки не взялись бы предсказать, когда и с какой стороны подойдет вражеское войско, поэтому ворота городов и крепостей сооружали из самых прочных пород дерева, укрепляли бронзовыми и железными накладками и решетками. И даже чудовищные осадные тараны были не в состоянии проломить их – особенно когда сверху на осаждающих лилась горящая смола и летели тучи стрел. Часто ворота так и оставались неприступными, а врагам удавалось ворваться в город, только проломив участок стены.
Яркий пример таких несокрушимых средневековых укреплений – знаменитые Золотые ворота Киева, воздвигнутые в XI веке, при Ярославе Мудром… Они были эффективнейшим военно-инженерным сооружением и одновременно – со своей явно избыточной высотой в 14 метров – служили роскошной триумфальной аркой, открывая вход в княжеско-аристократическую часть Киева, крупнейшего города Древней Руси. Это белокаменное крепостное сооружение представляло собой настолько непреодолимую преграду для завоевателей, что в 1240 году войско монгольского хана Батыя предпочли не штурмовать Золотые ворота, а разрушить стены неподалеку…
В России, как и в других странах, мощные ворота издавна были обязательной принадлежностью городских кремлей, монастырей и крепостей – но не менее важную роль они играли в архитектуре аристократических дворцов, особняков и загородных поместий. Да и обычные люди – не только жители городов, но и крестьяне – старались украсить дома воротами сообразно своему чину и доходам. Ведь именно по богатству ворот судили о богатстве домовладельца! Обычно устанавливались ворота в один щит, в домах побогаче – в два щита с калиткой, ну а самые богатые хозяева расщедривались на тройные ворота с двумя калитками. Крыша над воротами украшалась резными башенками и гребнями, на нее помещали крест или икону. Например, в нише над воротами Спасской башни Московского Кремля сейчас, как и до 1934 года, находится образ Спаса Смоленского.
От дерева – к металлу и автоматике
Первые ворота Древнего мира делали из дерева – а поскольку на заре истории даже металлические петли еще не изобрели, то ворота поднимались и опускались на канатах, выдвигались из стен или попросту приставлялись к стенам. Затем человечество освоило выплавку металлов и изобрело дверные петли – и деревянные ворота начали открываться и закрываться вполне по-современному. Очень скоро ворота взялись укреплять металлом, а впоследствии и целиком делать из железа и бронзы. Частью ворот стали подъемные мосты – после того как их поднимали, осажденный замок оказывался под защитой еще и рва с водой. Еще ворота усиливали выдвигающимися из стен поперечными балками, подстраховывали дополнительными опускающимися решетками, а мост перед воротами снабжали остроумными ловушками – часть моста просто переворачивалась под весом нападающих, и те проваливались в «волчью яму» с острыми кольями на дне. Интересно, что уже во времена раннего Средневековья появились различные технические приспособления для более удобного открывания-закрывания ворот – так что можно смело сказать, что первые «предки» современных автоматических ворот появились именно тогда! Затем ушли в прошлое стенобитные машины и штурмовые тараны, под призрачной поступью Времени пали несокрушимые врата древних городов и цивилизаций, а уцелевшие крепости и замки постепенно потеряли свое военное значение… И уже к концу XIX столетия ворота играли в основном декоративную роль, а над их дизайном работали лучшие архитекторы и художники.
Но вот начался беспокойный XX век. Вслед за сменой архитектурных стилей менялась и стилистика оформления ворот – классицизм, модерн, ар-деко, конструктивизм… Вот только сама суть устройства ворот оставалась неизменной. И действительно – что еще можно придумать в этом, казалось бы, несложном устройстве! Наверное, конструкция ворот попросту достигла своего совершенства?!
К счастью, так только казалось. Но для того чтобы всерьез заняться изобретением чего-то новенького в такой «скучной» области, как ворота, требовалось время – а его как раз и не хватало. Над миром прогремела Первая и Вторая мировые войны – и только в середине 1950-х, оправившись от военных ран и отстроив разбомбленные города, человечество вновь вошло во вкус спокойной и сытой мирной жизни. Да-да, обычной мирной жизни – с мягким диваном перед телевизором и новеньким автомобилем в гараже. Кстати, и в Америке, и в Европе телевизоры и личные автомобили появились в массовых количествах именно тогда, в 1950-х годах. Вот только для полноты счастья людям, как всегда, чего-то не хватало…
Телепрограммы надо было переключать тумблером на самом телевизоре, пропутешествовав до него через всю гостиную, а ворота гаража с новеньким авто также требовалось открывать вручную, и ворота эти были тяжелыми и не всегда чистыми…
Так что совершенно не удивительно, что два величайших изобретения, наконец-то позволивших человеку наслаждаться жизнью, были сделаны именно тогда – причем практически одновременно! В 1956 году в США запатентовали дистанционный пульт управления для телевизора, а в 1958-м одновременно в Германии и США изобрели автоматические секционные гаражные ворота. Сбылась мечта лентяев – теперь переключать каналы и управиться с гаражными воротами можно было одним нажатием кнопки!
Но забудем о телевизорах – гаражные ворота сейчас интересуют нас гораздо больше...
xn--80adhdb0bkieni.xn--p1ai
Львиные ворота в Микенах: описание, история
Планируя путешествие в Грецию, обязательно выделите несколько дней для поездки в Микены. Этот древний город недаром называют колыбелью Эллады. Он насквозь пронизан духом древних героев, совершающих подвиги во имя богов Олимпа, и небывалой роскошью, позавидовать которой могли бы все царства мира.
Мифы о появлении Микен
Рождение Микен уходит корнями далеко вглубь истории. Археологи считают, что город образовался в шестнадцатом веке до нашей эры. Расположенный на западе полуострова Пелопоннес, он стал самым влиятельным городом Древней Греции и положил начало целой эпохе под названием "микенская эра".
Греческие легенды гласят, что город основал великий герой Персей, сын Зевса, воспользовавшись помощью великанов и циклопов. Действительно, сам город, дворец и крепостные стены были построены из огромных каменных глыб, идеально подогнанных друг к другу без использования раствора. Некоторые глыбы имеют вес около ста тонн, а сами стены поднимаются в высоту на тринадцать метров. Подобный способ постройки стен получил название "циклопическая кладка". Большинство сооружений в Микенах построено в этой технике. Трудно предположить, каким образом эти глыбы передвигались во время строительства.
Основатели Микен
Историки полагают, что основателями города можно считать древних ахейцев, основной деятельностью которых были военные походы на близлежащие государства. Гомер в своих знаменитых поэмах воспевал Микены и его воинственных основателей. Стратегически Микены были очень удобно расположены - город, окруженный хорошо укрепленными стенами, разместился на вершине холма. Простирающаяся вокруг равнина лишала врагов возможности незаметно подобраться к городу. Постепенно он креп и расцветал.
История Микен: расцвет
Микенцы тщательно охраняли подступы к своему городу, и к тринадцатому веку до нашей эры они распространили свое влияние на весь полуостров. Горожане активно занимались торговлей и развивали свой город. Микенская культура пришла на смену минойской цивилизации, которая была практически уничтожена после извержения вулкана Санторини. Микенцы заселили остров Крит, археологи находили свидетельства их культуры в развалинах Миносского дворца. Несколько веков правления Микен наложили огромный отпечаток на всю историю Древней Греции.
Согласно мифам, Агамемнон, царь Микен именно из этого города отправился в многолетний поход на Трою. Падение Трои было подарком великому царю от богов за выполненное обещание принести в жертву свою родную дочь Ифигению. Через несколько дней после феерического возвращения в Микены царь был убит собственной женой Клитеместрой, обезумевшей после смерти дочери. До сих пор на территории Греции ее имя означает "мужеубийца".
В период своего расцвета микенцы возвели множество городов и украсили свой город величественными сооружениями, такими как царский дворец, например. Различие между бедными и богатыми горожанами было весьма значительно. Микенцы строго делили общество на классы, наделяя привилегиями торговцев и военачальников.
Падение Микен
Несколько веков могущества микенской цивилизации закончились после вторжения на Пелопоннес в одна тысяча двухсотом году до нашей эры воинственных племен дорийцев. Они разрушили большинство крупных городов полуострова, включая Микены. Под их натиском пала и Троя, которой не хватило времени, чтобы оправиться после триумфальной победы Агамемнона. Жители Микен еще пытались возродить город, но постепенно ушли с Пелепоннеса в Азию и на острова. На долгие столетия Микены были преданы забвению.
Открытие Микен: раскопки Генриха Шлимана
Своим новым рождением Микены обязаны знаменитому Генриху Шлиману. Настойчивый археолог, увлеченный поисками легендарной Трои, совершенно неожиданно наткнулся на один из могильников в окрестностях Микен, который ошеломил археолога небывалым богатством. Украшения, части военных доспехов, статуэтки и предметы быта - все это было из золота. Из нескольких могильников Шлиман сумел поднять более тридцати килограммов изделий из драгоценного металла. Особую ценность для археологов представляет найденная золотая посмертная маска. Первоначально ученые отнесли ее к периоду легендарного царя Агамемнона, но после долгого изучения датировали ее шестнадцатым веком до нашей эры. Сокровища, найденные на территории города, были самой весомой археологической находкой конца девятнадцатого века. Микены олицетворяют собой все то, что дала миру Древняя Греция. Достопримечательности этого величественного и загадочного города поражают воображение туриста мощью дворцовых стен, уникальными в своем роде царскими захоронениями и варварской роскошью найденных артефактов.
Достопримечательности Микен
Раскопки в Микенах продолжались долгие годы, открывая миру новые сокровища этого удивительного города. Каждое открытие доказывало, что Микены оказали на Пелопоннес такое мощное влияние, которого никогда ранее не испытывала Древняя Греция. Достопримечательности Микен сейчас представляют собой огромный комплекс с развалинами царского дворца, могильниками и крепостными стенами. Бродить по этому археологическому памятнику можно часами. Особое место среди археологических находок занимают Львиные ворота и шахтовые гробницы в Микенах. Об их происхождении ученые не смогли прийти к единому мнению по сегодняшний день. Экскурсионный тур в Микены можно купить прямо в Афинах. Два часа, проведенные в пути, весьма небольшая плата за потрясающее зрелище, которое предстанет перед глазами туриста.
Львиные ворота в Микенах: описание
Чтобы войти в хорошо укрепленную крепость города, необходимо было миновать Львиные ворота. Сами они сложены из четырех монолитных глыб, каждая из которых весит около двадцати тонн. Археологи считают, что эти глыбы вырезаны из каменной породы амигдалит. Блоки тщательно обработаны и подогнаны друг к другу. После многолетнего изучения археологи выявили, что глыбы обрабатывались инструментом похожим на дисковую пилу. Зазубрены на камнях хорошо видны до сих пор. Эта одна из первых загадок, которую предоставили ученым и историкам Львиные ворота в Микенах. Тип постройки ворот идентичен с крепостной стеной - монолитная кладка. По предположению ученых барельеф львов был установлен над воротами значительно позже строительства крепостной стены. Дату ее основания относят приблизительно к тринадцатому веку до нашей эры. Львы представляют собой весьма распространенный геральдический символ Европы. Многие царские династии гордились их изображением на своем гербе.
Барельеф изготовлен из трех глыб и изображает двух мощных зверей, стоящих на задних лапах, опираясь на колонну. Глыбы вырезаны из цельной породы известняка. К сожалению, головы зверей не сохранились, но археологи утверждают, что они были отлиты из золота и повернуты на входящих людей. По некоторым предположениям, львы были символом одной из правящих династий Микен. По другой версии этот монументальный барельеф посвятили покровительнице всего животного царства - богине Потнии. Многие историки видят сходство барельефа с древнекельтскими мотивами. В их культуре львы занимали особое место, но до сегодняшнего дня ученые так и не разгадали смысл величественного изображения.
Мифы о происхождении Львиных ворот
Львиные ворота в Микенах - уникальное сооружение, подобного которому не возводили за весь период расцвета микенской культуры. Манера постройки и тщательно обработанный барельеф с изображением колонны в критском стиле заставили ученых вспомнить самые древние эллинские мифы.
Мифы гласят, что эллины были потомками могущественных богов атлантов, которые пришли на землю Древней Греции из своего потерянного края. Действительно, многие каменные сооружения, которые археологи относят к периоду критско-минойской цивилизации и пришедшей ей на смену микенской, оставляют множество вопросов. Как могли быть добыты и доставлены к месту строительства огромные каменные глыбы? Почему некоторые из них имеют следы обработки инструментами, схожими с современными? Почему барельеф ворот так тесно переплетается с изображениями в других культурах? Ни на один из вопросов ответы так и не были найдены.
Загадка Львиных ворот
Если учесть, что Львиные ворота в Микенах возводились в качестве оборонительного сооружения, то перед учеными появляется еще одна загадка этого таинственного места - все сокровища, которые нашел в свое время Шлиман, находились в могильниках, расположенных фактически под основанием ворот. В этом же месте знаменитому археологу удалось отыскать гробницу самого Агамемнона, до верха наполненную золотыми и серебряными артефактами. Ни ранее, ни в более поздний период греки не делали подобных захоронений.
Археологи считают, что вход в цитадель через Львиные ворота был доступен не каждому человеку. Об этом свидетельствует дорога, ведущая к воротам, - вдоль нее расположены знаменитые шахтовые гробницы, ставшие для микенцев священными. Посторонний человек не мог быть допущен к культовому месту. Этот выяснившийся факт подчеркивает особое значение Львиных ворот как культового сооружения расцвета микенской культуры.
Почему микенцы делали подобные захоронения? И зачем расположили свои сокровища у входа в город? Достойной гипотезы научный мир до сих пор не выдвинул. Львиные ворота в Микенах тщательно охраняют тайны своих создателей
Царский дворец
Туристы, покупающие экскурсионный тур в Микены, могут увидеть и другие исторические памятники этого когда-то богатейшего города. Прямо от Львиных ворот дорога вела в царский дворец. Развалины этого сооружения даже сейчас восхищают туристов. В центре здания располагался огромный прямоугольный зал с очагом - мегарон. Очаг был тщательно отделан и украшен витиеватыми рисунками, по четырем углам очага стояли массивные колонны, подпиравшие свод. Стены парадного зала украшали рисунки в критском стиле. Гомер называл в своих поэмах этот зал "сияющим". Нужно отметить, что минойцы были великолепными инженерами и архитекторами. Все сооружение было выстроено в разных уровнях, соединенных между собой вереницей коридоров и залов. Под дворцом располагалась система коммуникаций и водоснабжения города. Многие здания в пределах Микен строились в два или три этажа, что говорит не только о финансовой состоятельности горожан, но и об искусстве строителей.
В самом дворце предположительно располагалось древнее святилище. Археологи нашли несколько скульптур богинь и ребенка. Кому поклонялись микенцы, ученые не знают абсолютно ничего. Так же как не известны и не понятны историкам их погребальные обряды.
Шахтовые гробницы
Шахтовые гробницы не менее уникальное место, чем Львиные ворота в Микенах. Два погребальных круга, превращенных в более поздний период в святилище, были местом упокоения знатных микенцев. Ученые до сих пор не могут объяснить, почему горожане хоронили своих близких сидящими в узких шахтообразных могильниках. Это явление никак не связано со всеми известными ранее обрядами эллинов. Каждый могильник наполнялся украшениями и предметами быта. Нужно отметить, что все предметы были из драгоценных металлов. Изредка попадались бронзовые изделия. После находки Шлиманом шахтовых гробниц Микены стали называть "златообильными".
Монументальные Львиные ворота, роскошные золотые украшения и домашняя утварь, мифы, легенды и загадки - все это подарили миру "златообильные" Микены. Греция способна заворожить любого туриста, который обязательно захочет еще раз прикоснуться к ее пронизанной тысячелетиями истории.