Вопросы по древнему китаю. Тест по истории на тему: «Древняя Индия и Древний Китай» I вариант
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тест по истории Индия и Китай в древности 5 класс. Вопросы по древнему китаю


Вопрос 4 древнего китая

Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине

второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.)

возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали

захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке

до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем

Чжоу, которое оснавала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.

В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джок

господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из

отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в

них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное

сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным

божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком

племени Инь.

Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков,

который строился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков.

В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная

представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа- инь

и ян, которые занялись упорядочением мира.

В мифах о происхождении Вселенной налицо очень смутные, робкие

зачатки натурфилософии.

Мифологическая форма мышления, как господствующая, просуществовала

вплоть до первого тысячелетия до н. э.

Разложение первобытнообщинного строя и появления новой системы

общественного производства не привели к исчезновению мифов.

Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские

трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам

для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы

правильного поведения человека. Вместе с тем конфуцианцы осуществляют

историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов.

“Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех

мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь привести

мифические предания в соответствие с догмами своего учения, конфуцианцы не

мало потрудились для того, чтобы превратить духов в людей и для самих мифов

и легенд найти рациональное объяснение. Так миф стали частью традиционной

истории”. Рационализированные мифы становятся частью философских идей,

учений, а персонажи мифов - историческими личностями, используемыми для

проповеди конфуцианского учения.

Философия зарождалась в недрах мифологических представлений,

использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история

древнекитайской философии.

Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Однако эта связь

имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае.

Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых

династиях, о “золотом веке”.

Китайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающие

взгляды китайцев на становление мира и его взаимодействие, взаимосвязь с

человеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии

в китайской философии главного места. Однако все натурфилософские учения

Древнего Китая, такие, как учения о “пяти первостихиях”, о “великом

пределе” - тайцзи, о силах инь и ян и даже учения о дао, ведут свое начало

от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о

небе и земле, о “восьми стихиях”.

На ряду с появлением космогонических концепций, в основе которых

лежали силы ян и инь, возникает наивно-материалистические концепции,

которые прежде всего были связаны с “пятью первостихиями”: вода, огонь,

металл, земля, дерево.

Борьба за господство между царствами привела во второй половине III

в. до н. э. к уничтожению “Сражающихся царств” и объединению Китая в

централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.

Глубокие политические потрясения - распад древнего единого

государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными

царствами за гегемонию - нашли свое отражение в бурной идеологической

борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период

характеризуется рассветом культуры и философии.

В таких литературно- исторических памятниках как “Ши цзин”, “Шу

цзин”, мы встречаем определенные философские идеи, возникшие на основе

обобщения непосредственной трудовой и общественно-исторической практики

людей. Однако подлинный расцвет древней китайской философии приходится

именно на период VI-III в до н. э., который по праву называют золотым веком

китайской философии. Именно в этот период появляются такие произведения

философско-социологической мысли, как “Дао дэ цзин”, “Лунь юий”, “Мо-цзы”,

“Мэн-цзы”, “Чжуан-цзы”. Именно в этот период выступают со своими

концепциями и идеями великие мыслители Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Чжуан-

цзы, Сюнь-цзы. Именно в этот период происходит формирование китайских школ

- даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших затем

громадное влияние на все последующее развитие китайской философии. Именно в

этот период зарождаются те проблемы. Те понятия и категории, которые затем

становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии,

вплоть до новейшего времени.

особенности развития философии в китае.

Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап

зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до

н. э., и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества “100 школ”,

который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.

Период складывания философских воззрений древних народов, которые

жили в бассейнах рек Хуанхэ, Хуайхэ, Ханьшуй (VIII-VI вв. до. н.э.) и

заложили основы китайской цивилизации, по времени совпадает с аналогичным

процессом в Индии и Древней Греции. На примере возникновения философии в

этих трех районах можно проследить общность закономерностей, по которым шло

становление, развитие человеческого общества мировой цивилизации.

Одновременно история становления и развития философии неразрывно

связана с классовой борьбой в обществе, отражает эту борьбу. Противостояние

философских идей отражало борьбу различных классов в обществе, борьбу между

силами прогресса и реакцией, цеплявшиеся за все старое освящавшее

авторитетом традиции, нерушимость и вечность своего господства. В конечном

итоге столкновения взглядов и точек зрения выливались в борьбу двух

основных направлений в философии - материалистического и идеалистического -

с той или иной степенью осознания и глубиной выражения этих направлений.

Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой

ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в

многочисленных государствах Древнего Китая периодов “Весны и осени” и

“Сражающихся Царств”. Развитие социальных отношений в Китае не привело к

четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае

своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко

выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии

политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между

различными социальными группами, между царствами - вот что преимущественно

интересовало философов Древнего Китая.

Другая особенность развития китайской философии связанно с тем, что

естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим

исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как

философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам

естествознания. Пожалуй, единственным исключением в этом роде является

школа моистов и школа натурфилософов, которые, однако, после эпохи Чжоу

прекратили свое существование.

Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись

друг от друга не проходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб. Тем

самым китайская философия лишила себя надежного источника для формирования

цельного и всестороннего мировоззрения, а естествознание, призираемое

официальной идеологией, испытывая трудности в развитии, оставалась уделом

одиночек и искателей эликсира бессмертия. Единственным методологическим

компасом китайских естествоиспытателей оставались древнее

наивноматериалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях.

Этот взгляд возник в Древнем Китае на рубеже VI и V веков и

просуществовал вплоть до нового времени. Что касается такой прикладной

отрасли естествознания, как китайская медицина, то она и по сей день

руководствуется этими идеями.

Таким образом оторванность китайской философии от конкретных научных

знаний сузило ее предмет. В силу этого натурфилософские концепции,

объяснения природы, а также проблемы сущности мышления, вопросы природы

человеческого сознания, логики не получили в Китае большего развития.

Обособленность древнекитайской философии от естествознания и

неразработанность вопросов логики являются одной из главных причин того,

что формирование философского понятийного аппарата шло весьма медленно. Для

большинства китайских школ метод логического анализа остался фактически

неизвестным.

Наконец, для китайской философии была характерно тесная связь с

мифологией.

школы в китайской философии.

В “Ши цзи” (“Исторические записки”) Сыма Цяня (II-I вв. до н. э.)

приводится первая классификация философских школ Древнего Китая. Там

названо шесть школ: “сторонники учения об инь и ян” натурфилософы), “школа

служилых людей” (конфуцианцы), “школа моистов”, “школа номиналистов”

(софисты), “школа законников” (легистов), “школа сторонников учения о дао и

дэ” - даосистов.

Позже, на рубеже нашей эры, эта классификация была дополнена еще

четырьмя “школами”, которые, однако за исключением цзацзя, или “школы

эклектиков”, собственно, к философии Китая не имеют отношения. Одни школы

названы по характеру общественной деятельности основателя школы, другие -

по имени основателя учения, третьи - по главным принципам понятия этого

учения.

Вместе тем, несмотря на всю специфику философии в Древнем Китае,

отношение между философскими школами сводилось в конечном итоге к борьбе

двух основных тенденций - материалистической и идеалистической, хотя,

конечно, нельзя представить эту борьбу в чистом виде.

На ранних этапах развития китайской философии. Например даже во

времена Конфуция и Мо-цзы, отношение этих мыслителей к основному вопросу

философии не выражалось прямо. Вопросы о сущности человеческого сознания т

его отношения к природе, материальному миру не были определены достаточно

четко. Зачастую во взглядах тех философов, которых мы относим к

материалистам, содержались значительные элементы религиозных, мистических

представлений прошлого и, наоборот , мыслители, которые в целом занимали

идеалистические позиции, отдельным вопросам давали материалистическое

толкование.

Одно из важных мест в борьбе идей в течение VI-V вв. до н. э. занимал

вопрос о небе и первопричине происхождения всего сущего. В это время

понятие неба включало и верховного владыку (Шан-ди), и судьбу, и понятие

первоосновы и первопричины всего сущего и одновременно было как бы

синонимом естественного мира, “природы”, окружающего мира в целом.

Все свои помыслы, чаяния и надежды обращали древние китайцы к небу,

ибо, по их представлениям, от неба (верховного) зависели и личная жизнь, и

дела государства, и все природные явления.

От огромной роли неба в жизни древних китайцев, их вере в его

могущество говорят многие страницы не только “Ши цзин”, но и “Шу цзин”.

Упадок господства наследственной аристократии выразился в упадке веры

во всесилие неба. Прежний чисто религиозный взгляд на небесный путь стал

заменятся более реалистичным взглядом на окружающую человека Вселенную -

природу, общество. Однако основу всех религиозных суеверий составлял культ

предков, ибо этот культ родословную древнекитайского государства.

Идеология конфуцианства в целом разделяла традиционные представления о

небе и небесной судьбе, в частности изложенные в “Ши цзин”. Однако в

условиях широко распространившихся сомнений о небе в VI в. до. н. э.

конфуцианцы и их главный представитель Конфуций (551-479 гг. до н. э.)

делали упор не на проповедь величия неба, а на страх перед небом, перед его

карающей силой и неотвратимостью небесной судьбы.

Конфуций говорил, что “все первоначально предопределено судьбой и тут

ничего нельзя ни убавить, ни прибавить” (“Мо-цзы”, ”Против конфуцианцев”,

ч. II). Конфуций говорил, что благородный муж должен испытывать страх перед

небесной судьбой, и даже подчеркивал: “Кто не признает судьбы, тот не может

считаться благородным мужем”.

Конфуций почитал небо как грозного, всеединого и сверхъестественного

повелителя, обладающего при этом известными антропоморфическими свойствами.

Небо Конфуция определяет для каждого человека его место в обществе,

награждает, наказывает.

Наряду с доминирующим религиозным взглядом небо у Конфуция уже

содержались элементы толкования неба как синонима природы в целом.

Мо-цзы, живший после Конфуция, примерно в 480-400 гг. до н.э., тоже

воспринял идею веры в небо и его волю, но эта идея получила у него иную

интерпретацию.

Во-первых, воля неба у Мо-цзы познаваема и всем известна - это

всеобщая любовь и взаимная выгода. Судьбу же Мо-цзы отвергает в принципе.

Таким образом, у Мо-цзы трактовка воли неба имеет критический характер:

отрицание привилегий господствующего класса и утверждение воли

простолюдинов.

Мо-цзы попытался использовать оружие господствующих классов и даже

суеверия простых людей простых людей в политических целях, в борьбе против

господствующего класса.

Моисты, подвергнув ожесточенной критике взгляды конфуцианцев на

небесную борьбу, вместе с тем рассматривали небо как образец для

Поднебесной.

В высказываниях Мо-цзы о небе сочетаются перижитки традиционных

религиозных воззрений м подходом к небу как явлению природы. Именно м этими

новыми элементами и в толковании неба как приоды моисты связывают дао как

выражение последовательности изменений в окружающем человеке мире.

Ян Чжу (VI в. до. н. э.) отверг религиозные элементывзглядов

кофуцианцев ранних моистов на небо и отрицал его сверхъестественную

сущность. На смену небу Ян Чжу выдвигает “естественную необходимость”,

которую он отождествляет с судьбой, переосмысливая первоначальное значение

этого понятия.

В IV-III вв. до н. э. дальнейшее развитие получает космогоническая

концепция, связанная с силами ян и инь и пятью первоначалами, стихиями -

усин.

Отношение между первоначалами характеризовалось двумя особенностями:

взаимопорожением и взаимопреодолением. Взаимопорожение имело такую

последовательность первоначал: дерево, огонь, земля, металл, вода; дерево

порождает огонь, огонь порождает землю, земля порождает металл, металл

порождает воду, вода опять порождает дерево и т. д. Последовательность

начал с точки зрения взаимопреодоления была другой: вода, огонь, металл,

дерево, земля; вода преодолевает огонь, огонь - металл и т. д.

Еще в VI-III вв. до н. э. сформулировался ряд важных

материалистических положений.

Эти положения сводятся:

1) к объяснению мира как вечного становления вещей;

2) к признанию движения неотъемлемым свойством объектив

но существующего реального мира вещей;

3) к нахождению источника этого движения в пределах самого мира в виде

постоянного взаимостолкновения двух противоположных, но взаимосвязанных

естественных сил.

4) к объяснению смены многообразных явлений как причиной закономерности,

подчиненной вечному движению противоречивых и взаимосвязанных

субстанционных сил.

В IV-III вв. до. н. э. материалистические тенденции в понимании неба

и природы развивали представители даосизма. Само небо в книге “Дао цэ цзин”

рассматривается как составная часть природы, противоположная земле. Небо

образуется из легких частиц ян-ци и изменяется согласно дао.

“Функция неба” - это естественный процесс возникновения и развития

вещей, входе которого рождается и человек. Человека Сюнь-цзы рассматривает

как сочставную часть природы - небо и его органы чувств, сами чувства и

душу человека называет “небесными”, то есть естественными. Человек и его

душа являются результатом естественного развития природы.

В самой резкой форме высказывается философ против лиц, восхваляющих

небо и ждущих от него милостей. Ни какого влияния на судьбу человека небо

оказать не может. Сюнь-цзы осуждал слепое поклонение небу и призывал людей

своим трудом стремится покорить природу воле человека.

Так шло становление взглядов древнекитайских философов о природе,

происхождение мира, причинам его изменений. Этот процесс протекал в сложной

борьбе элементов естественно научных, материалистических идей с

мистическими и религиозно-идеалистическими взглядами. Наивность этих идей,

их крайне слабое естественнонаучное обоснование объясняется прежде всего

низким уровнем производительных сил, а также неразвитостью социальных

отношений.

общество и человек.

Социально-этические проблемы были главенствующими в философских

размышлениях китайцев.

В Китае в отличие от Древней Греции космогонические теории

выдвигались не столько для объяснения происхождения бесконечного

многообразия природных явлений, земли, неба, сколько для объяснения

первоосновы государства и власти правителя.

Одно из главных мест в социально-политических и этических воззрениях

древнекитайских мыслителей занимала проблема умиротворения общества и

эффективного управления государством.

Конфуцианство, выражавшее по преимуществу интересы родовой знати,

господство которой приходило в упадок , подвергалось серьезным ударам со

стороны “новых богатеев” из числа зажиточных общинников, купцов и т. д.

Конфуций ставил перед собой двоякую цель:

1) упорядочить отношение родства среди самой родовой знати, упорядочить ее

взаимные отношения, сплотить родовую рабовладельческую аристократию перед

лицом нависшей угрозы потери ею власти и захвата ее “низшими” людьми.

2) обосновать идеологически привилегированное положение родовой знати

Конфуций осудил тех, кто привлекал к власти чужих людей и отстранял

своих родственников. И по его мнению это ослабляло господство

наследственной аристократии.

Мо-цзы выступил против наследования власти по принципу родства.

Впервые в истории Катая он выдвинул теорию происхождения государства и

власти на основе общего договора людей, согласно которому власть вручалась

“самому мудрому из людей” независимо от его происхождения. Во многом

взгляды Мо-цзы на государство перекликаются с идеями Платона, Эпикура,

Лукреция.

Центральным в учении моистов является принцип “всеобщей любовь”,

которые представляют собой этическое обоснование идеи равенства людей и

требования свободных низов древнекитайского общества права участия в

политической жизни.

В учении Сюнь-цзы традиционные идеи об основе управления,

излагавшиеся Конфуция и Мэн-цзы, были переосмыслены в духе компромисса

между древними ритуалами и единым современным централизованным

законодательством.

В конце правления Чжоуской династии появляется школа так называемых

легистов (законников). Легисты главными представителями которых были Цзы-

чан, Шан Ян и Хань Фэй-цзы, решительно выступали против пережитков родовых

отношений и главного их носителя - наследственной аристократии. Поэтому

легисты не менее резко, чем моисты, критиковали конфуцианство. Легисты

отвергали методы управления, основанные на ритуале и родовых традициях

отводя главную роль единым, обязательным для всех законам и абсолютной,

ничем не ограниченной, власти правителя.

Они указывали на две стороны законы - вознаграждение и наказание, при

помощи которых правитель подчиняет себе подданных.

Законодательство, продуманная система наград и наказаний, система

круговой поруки и всеобщей слежки - вто что должно было обеспечивать

единство государства и прочность власти правителя. Легисты разделяли

взгляды Мо-цзы о выдвижении талантливых людей независимости от ранга и

родственных отношений с правителем.

Теоретически легисты, как и моисты, выступали за равные возможности

для возвышение в стране каждого человека.

Значительное место в истории древнекитайской мысли занимаю утопические

воззрения.

Основой древнекитайских утопий об идеальном обществе были идеи

уравнительности и мира.

В III в. до н. э. с проповедью идей эгалитаризма выступает Сюй Син,

представитель так называемой школы “аграрников”.

В утопической концепции Сюй Сина отражены представления обездоленных и

угнетенных масс чжоуского общества. Их значение состояло в том, что они

подрывали догматы конфуцианства о незыблемости и справедливости

общественного порядка в Поднебесной.

Мэн цзы, с точки зрения конфуцианцев, считает наилучшей системой

организации труда - совместную обработку общественных полей и взаимопомощь

членов общины.

Лао цзы выступал с идеей создания общества без эксплуатации и

угнетения, но его идеалом была патриархальная община.

Прогрессивным моментом социальных утопий и крупным завоеванием

политической мысли Древнего Китая является идея естественного происхождения

государственной власти как результата общественного соглашения людей.

Период, предшествующий появлению государства, всеми мыслителями, за

исключением конфуцианцев, изображается в самом неприглядном свете.

природа человека.

В древне китайском обществе в силу устойчивости кровно родственной

общины (патронимии) человек рассматривался как частица общины, рода, клана.

Поэтому при рассмотрению природы человека древнекитайские мыслители брали в

качестве объекта не индивида, а некую абстракцию, “человека вообще”.

Однако и в Китае по мере развития классовой борьбы и роста

имущественной дифференциации внутри общины шел процесс выделения человека

как индивида; он постепенно становился предметом размышления философов.

Первый вопрос о природе человека поставил Конфуций в связи со своей

концепцией воспитания и обучения.

Сама идея Конфуция была весьма плодотворной, ее дальнейшее развитие

привело к появлению двух противоположных концепций - о “доброй природе” и о

“злой природе”. Общей для той и другой концепции была убежденность в том,

что природа человека с помощью воспитания, усовершенствования общества,

законов может быть изменена. Моисты развивали идею о том, что

обстоятельства жизни людей делают их добрыми или злыми, а сама по себе

изначальная природа человека весьма неустойчива и может быть и доброй и

недоброй.

Впервые вопрос о человеке как индивиде поставил Ян Чжу. Этические

воззрения Сводятся к положениям о раскрытии человеком тех свойств, которые

заложены в нем от рождения природой. Он рассматривал жизнь и смерть как

форму бытия природы.

Отвергая идеи Ян Чжу, конфуцианцы приводят в систему взгляды Конфуция

о воспитании и управлении. Они утверждали, что природа человека изначально,

врожденно добра.

Высшими критериями доброты, согласно Мэн Цзы, является конфуцианские

этические принципы.

Древнекитайские мыслители, особенно выражавшие интересы сил,

оппозиционных наследственной аристократии, в своих взглядах на человека

делали упор не только на возможность переделать его природу, но

подчеркивали активную преобразующую роль человеческой деятельности. Впервые

этот вопрос поставил Мо-Цзы, который в способности людей к сознательной

деятельности видел главное отличие человека от животных и условие изменения

жизни самих людей. Впоследствии аналогичную точку зрения высказывали Сюнь

Цзы и представители школы легистов: “люди одинаковы по природе и

“благородный муж и простолюдин” от природы равны, но разница между ними

возникает в результате накопления добрых качеств и преодоления злых”. Сюнь-

Цзы обосновывал социальную роль воспитателя, с помощью которого можно

“переделать изначальную природу человека”.

Взгляды сторонников даосизма на природу человека вытекают из их учения

о первозаконе. Природа человека соответствует дао, она пуста, непознаваема,

смысл жизни - в следовании естественности и недеянии.

Чжуан-цзы считал что природа человека и окружающий мир в следствии

свое бесконечной и скоротечной изменчивости непознаваема.

Природа знания и логические идеи.

Человеческое сознание, мышление в китайской философии стали предметом

специального исследования лишь в конце IV в. до. н. э. До этого времени по

вопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывания.

Вопрос о знании и его источники сводился в основном к изучению древних

книг заимствованию опыта предков. Древнекитайских мыслителе не интересовало

понятийно-логическая основа знания.

Конфуций считал основным методом получения знаний - обучения, а

источником знания древнее придание и летописи.

Конфуций проповедовал способ восприятия знаний через призму

традиционных установлений и подгонки новых знаний, нового опыта под

авторитеты древности.

Превратившись в освященную авторитетом веков традицию и привычку,

конфуцианский образ мышления став серьезным препятствием развития науки и

мысли в Китае.

Антиподом конфуцианства была школа ранних и поздних моистов. Их

взгляды на познание были не только обобщением достижений китайских мыслей V-

III в. до н. э. в области изучения мышления и процесса познания, но

вершиной достижения китайской философии в области гносеологии и логики

вплоть до конца XIX в.

Заслуга Мо-цзы и моистов в истории китайской философии состоит в том,

что они первыми начали изучать сам процесс познания, поставили вопрос о

критерии знания, об источнике знания, о путях познания человеком

окружающего мира и самого себя. Они рассматривали вопросы о целях и

проктическом значении знания, о критерии истенности и пытались дать ответы

на них.

Исторически сложилось так, что развитие Китая в течение длительного

периода времени шло обособленно от развития европейских стран. Знания

китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными это способствовало

появлению Древнем Китае представлений о том, что Китай является центром

мира, а все остальные страны находятся в вассальной зависимости от него.

Что же касается Европы, то она по-настоящему “открыла” Китай лишь в

период позднего средневековья, когда после путешествия Марка Пола в Китай

стали прибывать миссионеры для обращения многомиллионной массы китайцев в

христианство. Миссионеры плохо знали историю страны, ее культуру, не сумели

понять ее культуру и традиции. Это привело к искажению истинного облика

китайской культуры, в том числе и основной части философии.

С легкой руки миссионеров Китай то представал как страна особых,

неповторимых в своей оригинальности традиции и культуры, где люди всегда

жили по иным социальным законам и нравственным нормам, чем в Европе, то как

страна где якобы в первозданной чистоте сохранились утраченные на Западе

истинные моральные принципы. Это привело к появлению двух диаметрально

противоположных точек зрения на историю китайской культуры и философии,

одна из которых сводилась к проитвопоставлению западной и китайской

культуры и философии за счет принижения последних, а другая - к превращению

отдельных элементов китайской культуры в том числе и философских учений

(конфуцианство), в образец для подражания.

studfiles.net

Тест по истории Индия и Китай в древности 5 класс

Тест по истории Индия и Китай в древности для учащихся 5 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 10 заданий.

1 вариант

1. Верно ли следующее утверждение?

Объединению Индии и Китая под властью одного правителя предшествовал долгий период существования враждовавших между собой царств.

1) верно2) неверно

2. Выдающиеся мудрецы Древней Индии и Древнего Китая

1) Будда и Ашока2) Конфуций и Цинь Шихуан3) Будда и Конфуций

3. Касты в Индии. Укажите неверный ответ.

1) брахманы2) буддисты3) воины

4. В Древнем Китае были изобретены. Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.

1) компас2) бумага3) сахар

5. Одетые так, чтобы любой мог издалека узнать их, они не могли жить в деревне вместе с другими. С ними никто не разговаривал. Каждый старался уйти с их дороги, чтобы не видеть их. Это

1) неприкасаемые2) прокажённые3) неприкосновенные

6. Будда и неравенство между кастами — что объединяет эти слова?

1) Будда придавал решающее значение различиям между кастами2) Будда учил, что главное — это личные достоинства чело­века, а не его происхождение3) Будда принадлежал к самой низшей касте и поэтому бо­ролся против неравенства

7. Установите соответствие между странами и характерными для них изобретениями, верованиями и т.п.

Изобретения

А) строительство Великой СтеныБ) вера в переселение душВ) использование бамбука как мате­риала для письмаГ) почитание коров как священных животныхД) изобретение цифр, которые мы на­зываем арабскимиЕ) иероглифы

Страны

1) Индия2) Китай

8. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

Большую роль в истории Индии и Китая сыграли великие реки. Самые многоводные реки Индии — __________ и __________ , Китая — __________ и __________. Индийские реки берут начало в горах — в __________, китайские несут свои воды по __________ __________ равнине.

9. Расположите в хронологической последовательности следую­щие события.

А) правление АшокиБ) жизнь КонфуцияВ) появление первых государств в КитаеГ) восстание народа против наследников Цинь Шихуана

10. Конфуций учил (укажите несколько позиций)

1) младших почитать старших2) подданных почитать правителей3) презирать бедных4) относиться друг к другу с уважением5) правителей сочинять новые законы

2 вариант

1. Верно ли следующее утверждение?

Объединение Индии и Китая произошло примерно в одно время.

1) верно2) неверно

2. Самые известные правители Древней Индии и Древнего Китая

1) Будда и Ашока2) Конфуций и Цинь Шихуан3) Ашока и Цинь Шихуан

3. Великие реки Китая. Укажите неверный ответ.

1) Хуанхэ2) Евфрат3) Янцзы

4. В Древней Индии были изобретены. Найдите и укажите номер изобретения, лишнего в этом пе­речне.

1) шахматы2) цифры, которые мы называем арабскими3) компас

5. Возведённая из огромных каменных глыб, кирпичей, утрам­бованной земли, она тянулась на тысячи километров — по холмам и долинам, горам и низинам. Это

1) Великая Китайская стена2) царская дорога3) Поднебесная

6. Конфуций и писаные законы — что их объединяет?

1) Конфуций придавал решающее значение обновлению за­конов2) Конфуций учил, что писаные законы не нужны, прави­тель должен следовать древним обычаям3) Конфуций учил, что законы должны устрашать людей

7. Установите соответствие между странами и характерным для них изобретениями и явлениями.

Изобретение, явление

А) производство шёлкаБ) кастыВ) изобретение бумагиГ) буддизмД) вера в переселение душЕ) иероглифы

Страна

1) Индия2) Китай

8. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

Царевич Гаутама заслужил почётное прозвание — __________ что значит Мудрец, __________. Конфуция китайцы называли __________. Они почитали Конфуция и старались следовать его учению. Но император Цинь Шихуан приказал __________ его книги. Он не хотел, чтобы люди считали, что раньше жилось __________, чем в период его правления.

9. Расположите в хронологической последовательности следую­щие события.

А) правление Цинь ШихуанаБ) жизнь БуддыВ) появление первых государств в ИндииГ) восстание народа против наследников Цинь Шихуана

10. Будда учил (укажите несколько позиций)

1) жизнь невозможна без страданий2) прекращение страданий — в освобождении от желаний3) презрению к беднякам4) праведной жизни, призывал не убивать, не лгать, не за­видовать5) сопротивлению жестоким правителям

Ответы на тест по истории Индия и Китай в древности1 вариант1-12-33-24-35-16-27-2121128.Ганг и ИндХуанхэ и ЯнцзыГималаяхВеликой Китайской9-ВБАГ10-1242 вариант1-12-33-24-35-16-27-2121128.БуддаПросветленныйучителемсжечьлучше9-ВБАГ10-124

testschool.ru

Итоговый тест по теме "Индия и Китай в древности". Вариант 1

 

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ИНДИЯ И КИТАЙ В ДРЕВНОСТИ"

ВАРИАНТ 1

 

 

  1. Верно ли следующее утверждение?

  Объединению Индии и Китая под властью одного правителя предшествовал долгий период существования враждовавших между собой царств.

  1) верно          2) неверно

 

  2. Выдающиеся мудрецы Древней Индии и Древнего Китая

  1) Будда и Ашока

  2) Конфуций и Цинь Шихуан

  3) Будда и Конфуций

 

  3. Касты в Индии

  1) брахманы

  2) буддисты

  3) воины

  Укажите неверный ответ.

 

  4. В Древнем Китае были изобретены

  1) компас

  2) бумага

  3) сахар

  Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.

 

  5. Одетые так, чтобы любой мог издалека узнать их, они не могли жить в деревне вместе с другими. С ними никто не разговаривал. Каждый старался уйти с их дороги, чтобы не видеть их. Это

  1) неприкасаемые

  2) прокажённые

  3) неприкосновенные

 

  6. Будда и неравенство между кастами - что объединяет эти слова?

  1) Будда придавал решающее значение различиям между кастами

  2) Будда учил, что главное - это личные достоинства человека, а не его происхождение

  3) Будда принадлежал к самой низшей касте и поэтому боролся против неравенства

 

  7. Установите соответствие между странами и характерными для них изобретениями, верованиями и т.п. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  ИЗОБРЕТЕНИЯ                                                                   СТРАНЫ

  А) строительство Великой Стены                                         1) Индия

  Б) вера в переселение душ                                                  2) Китай

  В) использование бамбука как материала для письма

  Г) почитание коров как священных животных

  Д) изобретение цифр, которые мы называем арабскими

  Е) иероглифы

Ответ:

   А       Б       В       Г       Д       Е   
   2    1    2    1    1    2

 

  8. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

  Большую роль в истории Индии и Китая сыграли великие реки. Самые многоводные реки Индии - Ганг и Инд, Китая - Хуанхэ и Янцзы. Индийские реки берут начало в горах - в Гималаях, китайские несут свои воды по Великой Китайской равнине.

 

  9. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

  А) правление Ашоки

  Б) жизнь Конфуция

  В) появление первых государств в Китае

  Г) восстание народа против наследников Цинь Шихуана

Ответ:

   В       Б       А       Г   

 

  10. Конфуций учил (укажите несколько позиций)

  1) младших почитать старших

  2) подданных почитать правителей

  3) презирать бедных

  4) относиться друг к другу с уважением

  5) правителей сочинять новые законы

 

  этим цветом выделены правильные ответы

 

istoriya-otvet.ru

Вопрос 57 Культура Древнего Китая

Основные этапы развития и достижения культуры Древнего Китая.

Система ценностей конфуцианского типа культуры. Даосизм и его влияние на древнекитайскую культуру.

Художественная культура Древнекитайской империи

Китайская цивилизация существует с 4-го тысячелетия до н. э. и принадлежит к наиболее древнейшим в мире. За несколько тысячелетий своего существования китайская культура проявила себя в различных ипостасях. В науке сложилась традиция периодизацию культуры Древнего Китая связывать с правлением пяти императорских династий (2-е тыс. до н. э.—III в. н. э.): Ся, Шан Инь, Чжоу, Цинь и Хань. Однако в ключевых своих проявлениях древнекитайская культура была сформирована в период Чжаньго — Борющихся царств (V—III вв. до н. э.) и в эпоху правления династий Цинь и Хань (III в. до н.э.—III в. н. э.).

Обособленное географическое положение страны, централизация государственной власти, особый пиетет по отношению к формировавшимся канонам в различных сферах культуры обусловили главную особенность китайской цивилизации — ее замкнутость, в которой основную роль играли коренные национальные традиции. Китай был практически закрыт для влияния иных культур и внутренне, благодаря самостоятельно сформированной традиции, и внешне в силу географической оторванности от основной зоны культурного обмена — Средиземноморья. Воплощением идеи автономности мира китайской культуры стало строительство единственного в мире ограждения вокруг целого государства — Великой китайской стены (длина — 3000 км, высота — 10 м, ширина — 8 м).

Облик традиционной китайской культуры формировала не столько религия, сколько ритуализированная мораль. Определяющим в культуре Древнего Китая стала не индивидуализированная личность, а «единое целое», т. е. коллектив, община, государство (понимаемое как большая семья). Поэтому в древнекитайской культуре огромную роль играет культ Предков. Другой доминантой китайской духовной культуры становится культ Неба. В период правления династии Чжоу (XII— V вв. до н. э.) Небо (тянь) становится главным всекитайским божеством, олицетворяющим морально-этические нормы: справедливость, разум, добродетель. Согласно религиозному учению о божественном происхождении императорской власти, правитель получал власть от высшего божества — Неба (тянь), сам становился Сыном Неба (тянц-зы), а страна, которой он владел (собственно, Китай), именовалась Поднебесной (тянся).

Древняя культура Китая разнообразна в своих проявлениях. Она включает в себя: изобретение компаса, двигателя, плуга, пороха, знаменитых китайских лаков, способных консервировать дерево, бумаги. Китайцы, вплоть до XVIII в., единственные в мире обладали секретом изготовления фарфора, а древняя культура шелкопряда является поистине уникальной и сегодня. Всему миру известны достижения китайской медицины, астрономии, математики. Но наиболее самобытными и оригинальными являются успехи древней китайской философии, включавшие в себя четыре основных направления: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм. Каждая школа древней китайской мысли — это школа общественной, государственной мысли. А под истиной в Поднебесной понималась общественная истина; человечность (жень) — это долг человека в обществе.

Идейным стержнем китайской философской культуры явилось учение — конфуцианство, возникшее в VI в. до н. э. Основоположником его был мудрец Конфуций (551—479 гг. до н. э.). Конфуцианство утверждало вечность и неизменность общества и мира в целом, в котором каждый должен занимать предопределенное ему изначально место. Гуманность, милосердие должны пронизывать отношения между людьми. Каждый обязан помогать другому достичь того, к чему сам стремится, и не делать другому того, чего не .желаешь себе. Овладеть таким правильным поведением помогает следование строгому порядку (ли) и нормам, включающим этикет.

Конфуций отождествлял общество С государством. «Правильным» государственным устройством, по его мнению, может быть только такое сообщество, в котором высшее положение занимают: обожествляемый император и группа людей, соединяющая в себе черты мудрецов, литераторов и чиновников. Государство понималось Конфуцием как одна большая семья, в которой государь — это «сын Неба» и «отец и мать народа». В подобном государстве господствовали строгие моральные нормы, а не правовые механизмы и природные силы. Достаточно длительное время конфуцианство выполняло в Китае функцию государственной идеологии.

Другим важнейшим направлением древнекитайской философии являлся даосизм (основоположник Лао-цзы — VI в. до н. э.), центральным понятием которого было провозглашено «дао» — путь. С точки зрения даосизма, все в мире находится в движении, изменении, в пути; все непостоянно и конечно. Необходимо следовать установленному миропорядку, соответствующему дао. Чтобы обеспечить себе бессмертие, человек должен выполнять особые упражнения, напоминающие Йогу.

В период правления династий Цинь (221—207 гг. до н. Э.), а затем и Хань (202 г. до н. э.— 221 г н. э.) были заложены основы китайской архитектуры и пластических видов искусства, подлинного расцвета достигают художественные ремесла. Именно в эту эпоху сложились устойчивые планировочные принципы зодчества и определился типичный силуэт китайской архитектуры: либо многоярусная башня-пагода, либо храм или дворец с ярусами нарядных крыш. Мировой известности достигает китайская национальная живопись. Мастера создавали монументальные росписи на стенах дворцов и храмов, изображали на свитках шелка или бумаги сцены из городской жизни, пейзажи, портреты. Существовали целые живописные циклы, выполненные тушью и красками. Их сюжетами были беседы ученых, праздничные шествия. В Циньханьский период сформировались и основные черты светских станковых картин-свитков. Как правило, эти шелковые рулоны иллюстрировали литературные произведения, в которых текст сочетался с живописными композициями. Самобытная древняя китайская скульптура была связана в основном с ритуалом погребения. Пространство гробниц заполняли фигуры фантастических зверей, воинов, слуг. Стены погребальных сооружений украшали рельефы назидательного характера, а также изображения, запечатлевшие разнообразные аспекты придворной жизни.

В пластических видах искусства ощутимо проявили себя черты зрелого национального стиля, на основе которого китайское искусство будет развиваться во все последующие времена. В свою очередь, научные, философские, педагогические, художественные представления древних китайцев стали традицией для последующих поколений и вошли в золотой фонд мировой культуры.

studfiles.net

Ответ Индия и Китай в древности

79) Ответьте на вопросы.

 

  • Ответ: Путешественник не лгал. Потому что белая шерсть - это хлопок. А недоверие и удивление потому что слушатели сами не знали, что есть в Индии.

 

80) Заполните контурную карту «Индия и Китай в древности».

 

  • Ответ:

 

81) Впишите недостающие слова.

 

  • Ответ: Индия расположена на юге материка Азия. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название Гималаи. Берега Индии с запада, востока и юга омывает Индийский океан. Самые многоводные реки Индии - это Инд и Ганг.В 3 веке до н.э. почти все индийские царства объединились под властью царя Ашоки. Индийский мудрец Будда учил, что главное - личные достоинства человека, а не его происхождение.

 

82) Ответьте на вопросы. В древней индийской поэме «Махабхарата» сказано: «Корова, коза, человек, овца, лошадь, осёл и мул (помесь осла с лошадью) - эти семь считаются домашними животными». Почему человек назван домашним животным? О каких людях может идти речь? Какие товары при продаже назвались «четвероногими», а какие - «двуногими»?

 

  • Ответ: Речь идет о рабах, которые являлись такой же собственностью хозяев, как скотина.

 

83) Разгадайте кроссворд «В Древней Индии». Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете имя знаменитого индийского мудреца, основателя религии.

 

  • Ответ:

 

84) Разгадайте кроссворд «В Древнем Китае». Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете имя знаменитого китайского мудреца.

 

  • Ответ:

 

85) Ответьте на вопросы.

 

  • Ответ: Этот настой чай. Его целебные свойства хороши, ведь они помогают вылечить простуду, кашель.

 

86) Впишите недостающие слова.

 

  • Ответ: Китай расположен на востоке материка Евразия. В Китае две главные реки - Хуанхэ и Янузн. Китай стал единым государством в 3 веке до н.э., его первым властителем был Цинь Шихуан. Знаменитым китайским мудрецом был Конфуций. Самое знаменитое сооружение Древнего Китая - великая китайская стена.

 

87) Выполните задание и ответьте на вопросы. Подумайте, так ли правил властитель Китая Цинь Шихуан, как учил мудрец Конфуций.

 

+ 1) Конфуций советовал правителям не мучить людей суровыми наказаниями. Следовал ли Цинь Шихуан этому совету? Наказывал ли он за незначительные проступки? Поясните свой ответ

 

 

+ 2) Конфуций считал бесчеловечным казнить кого-либо. Применял ли смертную казнь Цинь Шихуан? Как поступал он с теми, чье преступление казалось ему серьезным?

 

 

+ 3) Как  Цинь Шихуан поступил с почитателями учения Конфуция? Предположите, почему он так сделал.

 

 

+ 4) Конфуций полагал, что подданные должны уважать правителя как отца. Могло ли население Китая уважать такого правителя, каким был  Цинь Шихуан? Поясните свою мысль.

 

 

88) Разгадайте кроссворд, вспомнив высказывания китайского мудреца Конфуция. Если вы забыли эти высказывани, найдите их в учебнике (§ 22). Определите, какие слова пропущены в каждом из приведенных ниже высказываний Конфуция. Впишите эти слова в клетки кроссворда в том же числе и падеже, в каких они должны стоять в тексте.

 

  • Ответ:

 

+ Проверьте себя

 

1) Ответьте на вопросы.

 

+ 1) В каких древних странах протекали эти строки

 

  • Ответ: Евфрат и Тигр - Двуречье, Нил - Египет, Иордан - Палестина, Инд и Ганг - Индия, Хуанхэ - Китай.

 

+ 2) В каких древних странах правили эти владыки?

 

  • Ответ: Хеопс - Египет, Хаммурапи - Двуречье, Тутмос - Египет, Давид и Соломон - Израиль, Ашшурбанапал - Ассирия, Кир - Персия, Ашока - Индия, Цинь Шихуан - Китай.

 

2) В каких древних странах было сделано каждое из перечисленных ниже изобретений?

 

  • Ответ: Письмо - Египет, Алфавит - Финикия, Арабские цифры - Индия, Монета - Лидия, Бумага - Китай, Шахматы - Индия, Компас - Китай.

 

3) Ответьте на вопросы. На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по -английски бумага - «пэйпер», по-французски - «папье», по-немецки «папир». По видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова. Что это за слово? Какая страна является родиной первого материала для письма? Как его изготавливали?

 

 

4) Заполните «линию времени». Отметьте на «линии времени» в хронологической последовательности: 1) примерное время возведения пирамиды Хеопса; 2) примерное время начала строительства Великой Китайской стены (ответом на это задание служит год объединения Китая под властью «Первого властелина Цинь»). Подсчитайте:

 

  • Ответ:

 

+ Сколько приблизительно лет прошло между этими событиями?

 

 

+ Сколько приблизительно лет назад начали возводить Великую Китайскую стену?

 

 

5) Ответьте на вопросы.

 

  • Ответ: Я думаю ученые были правы, потому что изобретение стекла - одно из величайших изобретений. Ведь если бы не было бы стекла, не было бы окон. Мы бы замерзли от холода и умерли.

 

6) Ответьте на вопрос.

 

  • Ответ: Да,существовала. Это библиотека Ассирия, которая была в 612 году до н.э.

 

7) Какие великие изобретения китайцев повлияли на жизнь человечества? Свой ответ аргументируйте.

 

 

8) С помощью Интернета выясните, существуют ли касты в современной Индии. Подумайте, деление людей на касты мешало или помогало развитию прогресса в Индии. Свои мысли запишите в виде плана.

 

  • Ответ:

    а) Что такое касты?

    б) Мешает это ли?

    в) Делим людей

 

9) Начните собирать материал для проекта «Мировые религии». Заведите соответствующие папку в компьютере (или в тетради) об истории буддизма.

 

tetrab.ru

«Древняя Индия и Древний Китай» I вариант

1. Где находится Индия?

а) на западе Азии   б) на юге Азии    в) на востоке Азии

 

2. Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась из ступней ног бога Брахмы?

а) воины                 б) слуги                 в) жрецы    г) земледельцы

 

3) Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась из рук  бога Брахмы?

а) воины                 б) слуги                 в) жрецы     г) земледельцы

 

4) Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась изо рта  бога Брахмы?

а) воины                 б) слуги                 в) жрецы      г) земледельцы

 

5) Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась из бедер бога Брахмы?

а) воины                 б) земледельцы                 в) жрецы    г) земледельцы

 

6) Что изобрели в Древней Индии?

а) шахматы   б) бумагу    в) прозрачное стекло

 

7) Что изобрели в Древнем Китае?

а) бумагу       б) цифры     в) шахматы

 

8) На чем писали в Древней Индии?

а) на бумаге       б) на пальмовых листьях     в) на дощечках из глины

 

9) Основная цель строительства Великой Китайской стены

а) оградить территорию от набегов

б) показать величие императорской власти

в) очертить границы государства

 

10) Как называется отверстие для стрельбы в стене крепости?

а) праща        б) бойница      в) дыра

 

11) Как называется древнее ручное боевое оружие для метания камней?

а) праща        б) дротик      в) лук

 

12) Как называется группа людей, которая обладает определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству?

а) каста       б) племя     в) народ

 

13) Назовите имя древнекитайского философа

а) Конфуций      б) Цинь Ши Хуанди     в) бог Брахма

 

14) Распределите слова

бумага, шахматы, сфинкс, сахар, брахман, алфавит, стекло, Хуанхэ, Нил, Хаммурапи, пирамиды, клинопись, пурпурная краска, фарфор – по колонкам.

Вавилон

Египет

Финикия

Индия

Китай

         

15) На севере Индии находится:

а) Индийский океан

б) пустыня Гоби

в) Гималаи

 

16) Дайте определение следующим терминам: буддизм, джунгли, бойница.

 

17) Ответь на следующие вопросы:

а) какие растения выращивали в Древней Индии?

б) религия среди индийцев.

в) кем стал царевич Гаутама?

г) одним из главных богов древних индийцев являлся бог с головой слона. Его имя - ….

д) две реки в Китае.

 

18) Прочитай текст и ответь на вопросы.

Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет.

•          Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда?

•          Какие ещё открытия и изобретения были сделаны в Китае?

 

19) В каких предложениях речь идёт об Индии, а в каких – о Китае? Запиши номера предложений в соответствующие строки.

Индия: ……

Китай: …….

  1.             Жители этой страны приручили слонов и поклонялись змеям и обезьянам.
  2. Для защиты от вторжений врагов на границе этой страны была построена стена длиной около 5000 км.
  3. В 6-м веке до н.э. в этой стране жил Будда – основатель новой религии.
  4. Правила поведения людей и управления страной были основаны на учении философа Конфуция.

20) Какие события произошли в эти даты?

  1. 1500 г. до н.э.
  1. 221 г. до н.э.
  1. 3 век до н.э.
  1. Более 2 млн. лет назад
  1. 40 тысяч лет назад

 

multiurok.ru

Параграф 23. Первый властелин единого Китая



1. Найдите на карте Китай, его главные реки, Великую стену и Великий шелковый путь.

2. Что хорошего и что плохого принесло народу Китая объединение страны?

Объединение Китая дало возможность победить соперников. В то же время после победы над врагом китайский император начал походы против соседних стран, что принесло новые жертвы китайскому народу.

3. Что дало возможность Цинь Шихуану осуществить строительство Великой Китайской стены?

Осуществить строительство Великой Китайской стены Цинь Шихуану дала угроза со стороны гуннов и стремление обезопасить торговые пути от их набегов.

4. Подумайте, так ли правил Цинь Шихуан, как учил Конфуций.

Нет, Цинь Шихуан не правил так, как учил Конфуций. Согласно Конфуцию, правитель должен заботиться о своем народе, как отец о детях. Цинь Шихуан же держал население в страхе и наказывал за малейшие провинности.

5. Почему правление наследников Цинь Шихуана оказалось недолговечным?

Потому что после смерти Цинь Шихуана, его наследники пытались руководить как он. Но народ устал от постоянных издевательств и его терпение иссякло, армия также перешла на сторону народа и наследники Цинь Шихуана были свергнуты.

Вопросы и задания к разделу «Древний Восток»

1. Покажите на карте, где возникли первые в мире государства. Когда они возникли? Почему они возникли по берегам рек?

Первыми государствами были: Древний Египет, Двуречье, Финикия, Древний Китай и Древняя Индия. Они появились около пяти тысяч лет назад. Основным занятием жителей первых государств было земледелие, особенно успешно им можно было заниматься возле больших рек, где мягкая и плодородная почва давала обильные урожаи.

2. Покажите на карте самые известные города Древнего Востока.

Самые известные города:

Египет – Мемфис, Фивы.

Двуречье – Ур, Урук, Вавилон, Кир, Лагаш, Ниптур.

Финикия – Библ, Сидон, Тир.

Древнеевреское царство – Иерихон, Иерусалим.

Ассирийское царство – Ниневия.

Древний Китай – Сяньян.

Древняя Индия – Дели.

3. Покажите на карте страны, где правили цари: Хаммурапи, Тутмос, Соломон, Ашшурбанапал, Кир и Дарий Первый, Ашока, Цинь Шихуан. Что вы помните о каждом из них?

Хаммурапи – Двуречье. Вавилонский царь, который создал первые писаные законы;

Тутмос – Египет, знаменит тем, что совершил самые крупные завоевания около 1500 года до н.э.

Соломон – Древнееврейское царство, царь, который был известен своей мудростью

Ашшурбанипал – Ассирийское царство, один из последних ассирийских царей, собрал огромную библиотеку, где хранились сочинения со всего Двуречья.

Кир и Дарий – Персидское государство, знаменитее персидские цари, которые совершили ряд походов и расширили границы Персидского государства.

Цинь Шихуан – Китай, император, который объединил Китай.

4. В чем проявлялось неравенство между людьми в странах Древнего Востока?

Неравенство между людьми Древнего Востока проявлялось в следующем: вельможи не подвергались тяжким наказаниям, не платили налоги, получали больший доход, носили драгоценности и дорогую одежду, жили в лучших условиях, чем бедняки.

5. Какое оружие и боевое снаряжение применяли в войнах на Древнем Востоке?

В Древнем Египте использовали копья, боевые топорики, кинжалы, боевые колесницы.

Ассирийцы широко начали использовать конницу, кожаные мешки для переплавки через реки, таран для разрушения мощных крепостей.

6. Какие знаменитые сооружения в Египте, Двуречье, Палестине, Китае вы можете назвать?

В Древнем Египте – гробница фараона Тутанхамона, пирамида, каменный Сфинкс;

Древнееврейское царство – храм в Иерусалиме;

Ассирийское царство – библиотека Ашшурбанипала в Ниневии.

Древнееврейское государство – Храм Соломона в Иерусалиме.

Персия – ворота богини Иштар в Вавилоне.

Древний Китай – гробница Цинь Шихуана, Великая китайская стена.

7. Где и когда возникла письменность? На чем писали в Египте, Двуречье, Индии и Китае? Как выглядели книги в этих древних странах?

Письменность возникла в Египте, Двуречье, Китае, Индии примерно в одно и тоже время – около 5 000 лет назад вместе с государством.

В Египте писали на папирусе с помощью тростинки, которую обмакивали в черную краску, книги выглядели в виде свитков из листов папируса.

В Двуречье писали на глиняных табличках, значки выдавливались специально заостренной палочкой на мягкой глине, которая потом обжигалась.

В Древнем Китае сначала писали на узеньких дощечках из расщепленного бамбука помощью кисточки или палочки, которую обмакивали в черную тушь, потом писали на бумаге. Книги в Древнем Китае представляли собой дощечки с продетой бечевкой.

В Древней Индии писали на полосках пальмовых листьев с помощью чернил из сажи, смешанной с соком сахарного тростника. Для создания книги в узких пальмовых листьях делали отверстие и продевали шнурок.

8. Когда и где возник алфавит? Почему в нем знаков гораздо меньше, чем в клинописи и письме древних египтян и китайцев?

Алфавит возник в Финикии. В финикийском алфавите было меньше значков потому что, каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой, в то время как в у древних египтян и китайцев он выражал целое слово. Но для гласных букв финикийцы букв не изобрели.

9. В какой стране впервые появилась монета? Где были изобретены бумага и компас? Какой народ придумал шахматы и цифры, которые мы называем арабскими?

Впервые монеты появились в Лидии – государстве на берегу Средиземного моря, где впервые начали чеканить монету из сплава золота и серебра.

Бумагу и компас изобрели в Древнем Китае.

Шахматы и цифры, которые мы называем арабскими, придумали индийцы.

10. Какие мифы и сказания народов Древнего Востока вы запомнили?

Древний Египет – Приключения Синухета, миф о Осирисе и Сете, Исиде и Горе.

Двуречье – Сказание о Гильгамеше, миф о потопе;

Древняя Палестина – Миф о первых людях, о сотворении мира, миф о всемирном потопе, миф о Давиде и Голиафе.

Древняя Индия – Сказание о Раме, Легенда о Будде.

11. Где впервые возникло единобожие (вера в одного Бога)?

Единобожие впервые возникло у евреев, которые верили в одного Бога – Яхве.

12. Как называется и где была создана первая часть Библии?

Первая часть Библии называется Ветхий Завет, была создана в Древней Палестине.

13. Каких мудрецов – древних евреев, индийцев, китайцев – вы можете назвать?

Древнееврейские мудрецы – Соломон.

Древнеиндийские мудрецы – Будда.

Древнекитайские мудрецы – Конфуций.

14. Что означают слова: фараон, вельможа, ростовщик, жрец, храм, мумия, саркофаг, гробница, пирамида, папирус, иероглиф, сфинкс, обелиск, каста, отшельник?

Фараон – правитель Древнего Египта.

Вельможа – царские советники, военноначальники.

Ростовщик – люди, которые наживались на том, что давали имущество «в рост», т.е. в долг.

Жрец – служители богов.

Храм – жилища богов.

Мумия – тело умершего, которые высушивали, пропитывали смолой и обматывали тонкими бинтами для его сохранения.

Саркофаг – гроб для мумии.

Гробница – место захоронения правителя или вельможи.

Пирамида – это огромные гробницы фараонов.

Папирус – высокий тростник, который рос по берегам Нила.

Иероглиф – знаки, «священные письмена», которые использовались в письменности Древнего Египта, Древнего Китая, были образованы из рисунков предметов.

Сфинкс – каменная скульптура с телом льва и головой человека.

Обелиск – каменные столбы или «иглы фараонов», украшенные золотом и серебром.

Каста – группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.

Отшельник – человек, отказавшийся от общения с другими людьми, живущий уединенно.

resheba.com