Ни для кого не будет новинкой тот факт, что история Древнего Египта весьма увлекательна по своему содержанию. Огромное количество различных богов и богинь всегда привлекали внимание любопытных людей. В данной статье хочется рассказать именно о том, кто такая богиня Бастет, для кого она была покровительницей и когда к ней обращались люди за помощью.
Об имени
В первую очередь необходимо составить первое впечатление о данной богине. Итак, в самом начале стоит сказать, что Баст и Бастет - это два имени одного божества, называть ее можно и так, и так. По своей натуре она - дочь тьмы и света, это воплощение женственности, мудрости и красоты. Некую воинственность и свирепость данного образа, возникшего в первое время, египтяне свели к более приятному осознанию тепла, домашнего очага, материнства, защитных сил и плодородия.
О семье
По разным версиям, богиня Бастет была и дочерью бога Ра (его Око) и его женой. Можно найти информацию и о том, что Баст была дочерью Исиды и Осириса. Согласно иным источникам, мужем Бастет мог быть бог Бес - покровитель стариков и детей, приносящий удачу и радость. Важно сказать также и о том, что воплощением союза богов Ра и Бастет стал бог Махес - свирепый бог войны и буры, которого изображали с львиной головой (ее венчали две египетские короны).
Изображение
Весьма интересным является и то, как же изображалась богиня Бастет. Это женщина либо в облике кошки, либо с кошачьей головой. Однако в Древнем Египте не найти изображений прирученных, домашних кошек. Они изображались только как дикие животные, например, как кошка Гелиополиса. И только во ІІ веке нашей эры данное животное прочно воссоединилось с людьми и одомашнилось. С того часа кошек повсеместно почитали, их охраняли и любили. После смерти данных животных бальзамировали, иногда даже обожествляли. Интересным покажется и тот факт, что кошка считается священным животным бога Солнца. В котах видели его воплощение, а глаза данных животных, по мнениям египтян, излучали солнечный свет.
Покровительница
Итак, кого же древнеегипетская богиня Бастет охраняла, кому приносила удачу, кто к ней мог обращаться в случае определенных проблем? Так, версий существует огромное количество. В первую очередь, это покровительница всех женщин, ведь она - женщина-кошка. К ней приходили с различными проблемами, в том числе и тогда, когда даме не удавалось забеременеть. Это богиня деторождения и плодородия во всех его проявлениях. Также Бастет считалась защитницей домашнего очага, она приносила в дом веселье, любовь и радость. Очень почитали данную богиню и лекари тех времен. Они повсеместно рисовали на домах ее изображение - в виде черной кошки, дабы уберечь больного от смерти и для более быстрого его выздоровления. Но, несмотря на все вышесказанное, богиня Бастет имеет также и свою темную сторону. Все-таки она - дочь тьмы, и иногда она изображалась с львиной головой, злобно смотрящей вперед, и имела второе имя - Пашт, богиня Бастет-Пашт.
О красоте
Как и во все времена, женщины искали способы сохранить свою молодость. И в этом им отлично помогала богиня Египта Бастет. Жрецы создали определенное количество упражнений для женщин, которые, по их мнению, должны были остановить увядание красоты дамы. Во время их выполнения считалось, что в женщину вселяется дух Бастет, который пробуждал ее грациозность, пластичность и скрытые силы духа. После этих занятий египтянки верили, что они еще долго будут оставаться привлекательными и молодыми.
Культ богини: начало
Когда же египтяне начали широко почитать Бастет? Произошло это еще в древнем Египте, когда в большинстве случаев данное божество изображалось с львиной головой (на подобие богини Сехмет) и считалось матерью бога войны и бури Махеса. Во время празднования дня богини запрещалось охотиться на львов, ведь считалось, что в этот день эти животные становятся священными, ведь в них вселялся дух Бастет. Однако со временем черты ее лица ставали все мягче, а облик нежнее и женственнее. И со временем данная богиня стала покровительницей домашнего очага, женщин и деторождения, радости и веселья.
Культ богини: расцвет
Особо почитаемой богиня-кошка Бастет стала во времена процветания Среднего Царства, когда древние жители Египта наконец-то научились выращивать зерно и додумались хранить его впрок, дабы избежать голодания. Нетрудно догадаться, почему в это время особое внимание уделялось богине Бастет.
Все потому, что главный враг данного зерна - мыши, а богиня ведь кошка. В это же время это божество начало ассоциироваться с богатством страны и повсеместно почитаться. Центром поклонения богини стал город Бубастис, который располагался в Нижнем Египте. Именно там был построен самый большой и главный храм Бастет, который был обнесен большим муром и украшен красивейшими барельефами. В средине же находилась самая большая ее статуя, к которой ежедневно приходило огромное количество паломников, принося в дар маленькие статуэтки кошек, надеясь на ее благосклонность и доброту.
Стоит сказать, что в данном храме жило огромное количество кошек, у его же подножия располагалось и священное кладбище этих животных. Наподобие фараонов кошек научились мумифицировать, их помещали в специально подготовленные для них саркофаги и хоронили со всеми почестями. Сегодня же храм разрушен, от него остались только развалины. Однако все, кто побывал в Бубастисе говорят, что даже от его обломков веет силой и прежней величественностью и красотой.
Праздник Бастет
Стоит сказать, что почиталась Бастет - богиня древнего Египта - семь раз в году. В это время в храме собиралось огромное количество паломников, которые приходили поклониться богине. Читались различные молитвы, пелись специальные песни, приносились жертвы.
Интересным является весеннее почитание данной богини. Так, в это время ее статую выносили из храма, помещали в большую лодку и катали вдоль всей реки Нил. Делалось это в первую очередь для того, чтобы богиня уберегла реку от губительного для египтян ее разлива.
О кошках
Стоит сказать и о том, что статуэтка богини Бастет обязательно находилась практически в каждом доме египтян. Она считалась сильным амулетом и защитником домашнего очага. Помимо этого, хорошим знаком считалось, если в семье жила живая кошка. Стоит сказать, что она была самым главным членом семьи, иногда даже была важнее и главнее ребенка. Кошку всегда кормили, прежде чем хозяева садились за стол, она спала в специально отведенном для нее месте или даже комнате, которые обязательно были украшены.
Особенно важным было событие, когда кошка умирала. Это было огромное горе для семьи. Ее мумифицировали по всем правилам, хоронили с огромными почестями, в саркофаг клали еду, чтобы кошка в потустороннем мире не голодала, также мышь, чтобы ей там не было скучно. Долгое время после смерти животного хозяева еще скорбели об утрате, нося траурные одежды. Стоит сказать и о том, что убийство кошки считалось огромным грехом и каралось по закону смертью. Нельзя было также вывозить кошек за пределы страны, однако торговцы это повсеместно делали, создав из этого определенный ритуал чести (благодаря этому кошки распространились по всему миру). Однако любовь к данным животным сыграла злую шутку с египтянами во время войны с персами. Дело в том, что персидский царь знал о такой любви египтян и приказал своим солдатам привязать к каждому щиту по кошке. Солдаты же просто не осмелились стрелять в священных животных, и были без проблем захвачены противниками.
Культ богини: увядание
После того как в страну пришла римская власть, египетская богиня-кошка Бастет почиталась все меньше и меньше, а уже в 390 году ее культ и вовсе был запрещен законом. Со временем интерес и уважение к данному животному утихали, кошек же держали в домах просто как охотников на змей и мышей, которых в то время было довольно таки много. Однако еще меньше повезло кошкам, которые попали в Европу. За их любовь гулять по ночам и светящиеся в темноте глаза католическая церковь объявила их порождением дьявола. Особенно тяжкая участь постигла черных кошек, которых так почитали в Древнем Египте, они считались помощницами ведьм и вместилищами душ их умерших побратимов. Кошек убивали, пытали, над ними всячески издевались. Однако, как только пришла эпоха Возрождения, данных животных наконец-то оставили в покое, а интерес к ним изрядно поутих. Сегодня же к кошкам нет никакого негативного отношения, однако пока их еще никто и не обожествляет. Данные животные, как и раньше, живут рядом с людьми, с ними связано огромное количество различных суеверий, к которым люди пока еще по привычке относятся осторожно. Однако кто знает, может опять придет время, и кошек будут почитать, как и раньше, превознося их на определенный пьедестал.
Интересные материалы:
Мечеть Кул Шариф: все о ней Ересь - это часть религиозной культуры
nlo-mir.ru
Бастет PR в мифологии Древнего Египта
PR в мифологии Древнего Египта
Короткова АнастасияФранковская Мария
Бастет (Баст)
Краткое содержание мифа
Бронзовая статуя Бастет—Уаджит
Бастет или Баст – одна из наиболее женственных и грациозных богинь Древнего Египта. Она являлась олицетворением лунного и солнечного света. Богиня символизировала домашний очаг и почиталась как защитница дома, семьи и детей, а также воплощала такие качества, как красота, ласка и изящество. Бастет – известна во всем мире как богиня покровительница кошек. Баст изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В некоторых мифах говорится, что в ранних династиях ее изображали в виде львицы. Почиталась как дочь бога солнца Ра, считалась всевидящей и даже занимала место в его страже. Ее матерью была Хатор-Луна. Мужем ее иногда называли Птаха - одного из древнейших богов древнеегипетского пантеона, бога искусств и ремесел. У Баст был сын Махес - бог грозы и бури. В некоторых случаях она отождествлялась с Мут и Тефнут, а в Древней Греции с Артемидой. Часто упоминается, что Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная). Существует несколько легенд о Бастет, совершенно разных и интересных. В мифе, в котором бог Ра покарал человечество за грехи, она приняла свою вторую половину и превратилась в львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. Её удалось усмирить лишь с помощью хитрости — по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула.
Статуэтка богини БастетБронза. XXVI дин. Лондон, Британский музей
Существует и другой миф, который повествует историю о бабочке. Богиня Бастет однажды вечером в своём дворце зажгла огонь в очаге и подсела к огню, задумавшись о чём-то своём, божественном. В этот момент прилетела бабочка, начала вокруг огня кружиться, отдаляясь и снова приближаясь к языкам пламени. Бастет рассердилась, так как думала о серьезных вещах и решила, что она прилетела ей помешать. Бабочка же продолжала кружиться вокруг огня. Баст попыталась прогнать незваную гостью, но боялась обжечься, и потому у неё ничего не получалось. Она позвала Гора, бога погибающей и возрождающейся природы. Богиня сказала, что думала о вечном, о своей божественной природе, а бабочка же прилетела и начала отвлекать. Потом Бастет попросила прогнать ее. Но Гор, вместо того, чтобы прогнать бабочку, задумался. Он долго молчал, а потом, глядя на кипящую от негодования богиню, попросил ее сказать, красива ли бабочка? На что Бастет растерявшись, ответила, что она - всего лишь бабочка. Но Гор ничего не ответил, он только смотрел на кошку, ожидая ответа. Наконец, Бастет повернулась к огню и рассмотрела бьющуюся в опасной близости от пламени бабочку. Ее крылья были уже в подпалинах, но она по-прежнему стремилась к огню, который убивал ее. Баст говорила о том, что она гораздо более красива, чем эта бабочка. Потому что она - богиня. А бабочка, даже если не сгорит сегодня, умрёт завтра. Её жизнь - это всего лишь мгновение, она ничто, красивое, но ничто. Гор задумчиво посмотрел на богиню и сказал, что не может познать правду о бабочке без ее ответа. Потом он закрыл глаза и задумался ещё сильнее. Он стремился постичь правду о бабочке. Бастет, глядя на него, тоже закрыла глаза и задумалась. Она поняла, что не стремилась постичь правду, хотя, будучи богиней, должна была это сделать. Когда Бастет открыла глаза, Гор наблюдал за ней. Богине стало стыдно: она не смогла познать правду о бабочке, потому что задумалась о себе, о своей божественной природе. Она спросила Гора - смог ли он познать правду, и он ответил, что смог. Потом она спросила его вновь – какова она? Гор же, вместо того, чтобы ответить, поднялся и пошёл к выходу. Бастет смотрела ему вслед, потом побежала вдогонку и начала говорить ему, что он не может уйти, не дав ей ответа. Гор остановился и, не оборачиваясь, спросил – почему? Она ответила, потому что будет несчастна, так как не смогла решить задачу! Гор повернулся к бушующей Бастет, улыбнулся ей и сказал, что она познала правду о бабочке. Это был ее покой. В этот момент бабочка, последний раз взмахнув крыльями, упала в огонь. Небольшая горсть искр взметнулась над пламенем и опала.
Образы и символы мифа
Статуя богини Бастет в образе кошки
Бастет называли матерью всех кошек. Мифы о Баст создают образ ласковой, изящной и заботливой защитницы. Поскольку могущество Бастет распространялось на самые разнообразные явления, ее культ сопровождала множественная символика. Одним из важных символов являлись четыре котенка, которые изображались в ее ногах, они как раз и показывали ее плодородие, покровительство детям, матерям и кошкам. Особым даром богини была интуиция, которая во многом ей помогала.
Чаще всего Баст изображалась в двух позах – стоя и сидя. Причем сидя она была, только в образе кошки, не имея другого вида. Руки стоящей Баст не были пусты: в правой она держала скипетр или эгиду, в левой руке – систр, а на локте висела корзина. Каждый из этих символов исполнен смысла и говорит о характере богини. Систр – древнеегипетская храмовая погремушка. Состоит из рамки с рукояткой, сквозь которую проходили 3-4 свободных стержня с загнутыми концами, стрежни позвякивали при встряхивании. Рукоятки систров обычно изготавливали в виде кошки с человеческим лицом. Систр – это символ веселья, праздника, радости, счастья. По преданиям, гармоничный и таинственный звук систра имел удивительные магические свойства: он пробуждал человека к жизни, лечил и успокаивал душу и тело, возвращал надежду и радость, дарил любовь, вдохновение и счастье. Также он являлся символом плодородия. Корзина - не иначе как для собранного урожая, который был бы невозможен без любви, солнечного света, тепла и энергии. Эгида или папирусовый скипетр – символ вечной молодости и счастья, которые ждут каждого в загробном царстве.
Памятники богине чаще всего создавались из камня или бронзы. Так же символами Баст выступали изображения кошек, статуэтки и «кошачьи» амулеты, которые должны были принести их обладателю успех в любви и уберечь от зла и темных сил.
Коммуникативные средства создания образов и символов
Карта археологической зоны Телль Баста
Прежде всего формированию отношения к Бастет способствовали упоминания о городе Тель Баста или Бубастис. Он был некогда одним из крупнейших городов нильской дельты и славился почитанием священных кошек, над которыми владычествовала местная
богиня Бастет. Город занимал важное стратегическое положение: торговые экспедиции уходили из него на Синай за медью и бирюзой; отсюда же отправлялись на завоевание Азии египетские военные экспедиции. Пик политической значимости города пришелся на время правления XXII династии.
Большое количество сведений были получены, когда был найден храм богини. Святилище целиком, за исключением входа, лежало на острове. Храм был расположен в центре города и был виден со всех сторон. Так как город этот поднят насыпью, а святилище осталось на своём прежнем месте, то поэтому оно и доступно обозрению со всех сторон. Храм огражден стеной, украшенной рельефами, а внутри его – роща с могучими деревьями, которыми обсажено высокое храмовое здание со статуей богини. От входа вела дорога, мощенная камнем через городскую рыночную площадь на восток. По обеим сторонам дороги стояли высокие до небес деревья. Ворота высотой в 18 метром украшены вырезанными на камне фигурами. В тени деревьев к зданию Храма от реки Нил подходили два канала каждый шириной по 30 метров и осенённые деревьями.
Панорама храма Бастет с упавшими колоннамиXIX–XXII дин.
Укреплению культа способствовало проведение ежегодного праздника. В Древнем Египте 15 апреля отмечали праздник богини Баст. В честь Бастет в Египте ежегодно устраивали огромную ярмарку, а тысячи поклонников ее культа путешествовали по Нилу под звуки флейт и трещоток. В это день у богини просили благословения для домашних кошек.
О Бастет писал известный античный историк – Геродот. Он оставил нам живое описание ежегодного фестиваля в честь Бастет, во время которого «выпивают виноградного вина больше, чем за весь год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 000 людей обоего пола, не считая детей». Он же описывал великолепный портик храма богини, который находился в низине, в центре города и был виден отовсюду, где бы ни находился зритель.
Блок с хоровым именемцаря ХуфуИз раскопок Э. Навилля вБубастисе. IV дин.Лондон, Британский музей
Роль культа Бастет показывают и упоминания о кладбищах кошек. В 1890-х годах вблизи Бубастиса было найдено целое кладбище кошек.
Среди многочисленных кошачьих останков исследователи обнаружили несколько мумий, которые значительно отличались от остальных. Их мумифицировали с особой тщательностью и погребали в солидных каменных или деревянных саркофагах. В загробный мир они отправлялись не налегке, а нагруженные украшениями, амулетами и другими дорогими подарками. Археологам также попалось несколько ложных мумий — пустые или неполные коконы, в которых лежали пара костей и какой-то неорганический наполнитель. Видимо, жрецы продавали их по дешевке бедным паломникам. Купив такую мумию, египтянин, тем не менее, имел возможность обратиться с просьбой к милостивой Бастет.
Помимо сведений из города Тель Баста мы смогли узнать и о других городах, в которых поклонялись великой Бастет. Значительное поселение существовало уже в конце додинастического периода; позже город был знаменитым и процветающим вплоть до римского времени, когда звезда города богини Бастет закатилась, а неподалеку вырос новый торговый центр, город Бильбейс, притянувший к себе жителей старой столицы. Его дома и дворцы строили из камней древних святилищ Бубастиса.
Социальное значение мифа
Статуэтка богини Бастет в образе кошкиКаир, Египетский музей
В других странах были покровительницы кошек, но самой известной и почитаемой до сих пор является египетская богиня Бастет. В ее честь строились целые города. Даже в Александрии был найден храм посвященный Баст.. Именно богиня стала символом заботы о кошках. Почти у каждого египтянина была кошка, за которой ухаживали как за самым дорогим существом.
Бастет имеет очень дуалистичную натуру, она может быть и воинственной, храброй, но и нежной, заботливой и мягкой. Она является олицетворением женского начала. Ведь именно эта богиня почиталась, как защитница всех женщин, детей и кошек. К ней можно было обратиться с любой просьбой, также ее роль очень велика как хранительницы очага. Именно поэтому Бастет стала столь важна, как многогранный образ, для всего Древнего Египта.
На праздниках в честь Баст было много народа и всегда было очень весело. Праздники сопровождали звуки музыки и танцев. Но и не забывали о религиозных ритуалах. В такие дни Бастет просили вылечить домашних кошек.
Во время ежегодных празднеств статую богини выносили из храма и торжественно перевозили вдоль берегов Нила.
Бастет олицетворяет величие, женскую красоту, грацию, доброту, радость, веселье и любовь. В тоже время она является защитницей и может проявить огромную силу. Именно сочетание данных качеств смогло поставить Бастет в ряд самых величественных египетских Богов. Такой образ является очень привлекательным, особенно для женщин.
mifologia.osipova-pr.com
Египетская богиня Бастет
Мальчик-сирота по имени Менес – герой рассказа «Кошки Ултара», написанного Говардом Филлипсом Лавкрафто, – скитается по земле вместе с караваном странников. В городке Ултар, где они остановились, Менес находит чёрного котёнка и весело играет с ним.
Одинокому ребёнку котёнок становится едва ли не единственным другом. Но двум детям – рода человеческого и рода кошачьего – выпадает недолгое счастье общения: котёнок пропадает. Подозрение падает на зловещих старика и старуху, живущих в хижине на удалении от города, ведь пожилая чета не только дичится людей, но и лютой ненавистью ненавидит кошек.
Менес молится своим богам, а когда караван уходит из города, на странную парочку совершают покушение городские коты. У стариков нет шансов...
Какие молитвы и каким божествам возносил отчаявшийся найти котёнка мальчик? И почему он носил то же имя, что и основатель первой династии, которая объединила Нижний и Верхний Египет? Ответ напрашивается сам собой: «темнокожие странники» похожи на египтян. К тому же каждую их повозку украшали изображения древнеегипетских божеств – фигуры, имевшие торс человека, а голову – животного: барана, сокола, льва или кошки.
Лавкрафт к кошкам относится с большой симпатией, называя их в рассказе душой Древнего Египта. Кошка, по его мнению, древнее Сфинкса, а потому мудрее, хотя Сфинкс – её двоюродный брат, говорящий с ней на одном языке.
Кто знает, может быть в караване путешествовал тот мальчик, которому суждено было стать фараоном? И взойдя на престол, он велел почитать всех кошек, как божественных созданий. Повелительницей мурлычущих существ была богиня Баст, которую также величали Бастет. Изображали её с телом женщины и головой кошки, а иногда и в виде обыкновенной кошечки с утончёнными восточными формами. Бастет являлась Богиней любви и веселья, радости и женской красоты. Она «отвечала» за плодородие и домашний очаг. Что касается последнего, то мало что изменилось с тех времён: в наши дни кошка – символ домашнего уюта!
А вот ранние династии представляли эту Богиню несколько иной – в виде львицы. Неизменным было одно: статуэтки Бастет украшали драгоценностями. Считалось, что отец её – сам бог Солнца, верховный правитель Ра. Хатор, божество Луны, была её матерью. Нут, богиня неба, была сестрицей Бастет. Был у неё и братец Хонсу – бог-целитель. А бог грозы, ветра, бури и тьмы – Махес, был известен как сын богини-кошки.
Насколько египтяне почитали кошек, можно судить по легенде, где Ра обернулся в рыжего кота и прикончил огромного и коварного змея Апопа. Схватка кота и змея произошла в Гелиополисе. Добро побеждает зло, и вот Апоп – владыка подземелья, несущий мрак и олицетворяющий зло, повержен под священным деревом сикоморой. Этот сюжет можно найти в египетской Книге Мёртвых.
Однако расцвет почитания кошек можно отнести к периоду правления XXII ливийской династии Бубастидов. В те времена процветал город Бубастис. Его название можно трактовать как «Святилище Бастет». В иных источниках можно встретить слово Бубастион, обозначающее то же самое. Это была столица ХХ нома Нижнего Египта. Здесь, в восточной части Саккары, археологи и обнаружили невиданных размеров кошачий некрополь, который размещался подле холма, где стоял храм Бастет. Кошек тогда хоронили, как высокопоставленных людей, потому что ассоциировали их с Бастет.
Что касается самой богини, то торжества в честь неё напоминали фестивали. В Бубастисе пиво текло рекой, и употребляли в эти праздники напитка больше, чем за остальной год во всё Древнем Египте. Собравшиеся в городе музицировали, пели и танцевали, а опьянение казалось им божественным. Вот и богиня Бастет предстаёт перед нами с музыкальным инструментом, называемым систр. Сейчас этот инструмент – позвякивающую металлическими стержнями погремушку – определили бы к разряду перкуссии. Но в древности он занимал почётное место храмовых инструментов. До наших дней дошла статуэтки богини, держащей систр в руке, у её ног расположились четыре котёнка.
Так как Бастет была богиней плодородия, её нередко отождествляли с Исидой. Как дочь Луны, богиня-кошка отождествлялась с Хатор. Впрочем, Тефнут, Сехмет и Мут ставили в один ряд с Бастет. Слово Баст Раскладывали на Ба-Аст, что означало «Душа Исиды». Поэтому в храмах Исиды держали кошек. А когда храмы этой богини возводили на Ближнем Востоке и в Европе, туда переселяли пушистых питомцев.
Гелиополис – город, где поклонялись Бастет. Там выстроили статую кошки исполинских размеров, которая могла в зависимости от освещённости солнцем сужать и расширять зрачки, словно живая. Даже фараоны отправлялись в храм Бастет, чтобы совершить жертвоприношение. Храмовые кошки жили под неустанной заботой жрецов. А как только наступал праздник Бастет, тут же выходил запрет на охоту на «больших кошек» – львов.
А Геродот писал, что отважные египтяне могли войти в горящий дом, чтобы проверить, не погибает ли в дыму и пламени кошка, и спасти, если таковая обнаружится.
Когда умирала кошка, люди носили траур – сбривали брови, что полагалось делать скорбящим. А того, кто невольно убил зверька, полагалась страшная кара. Например, возницу, к которому под колёса угодила кошка, могли забить камнями до смерти.
Умершую кошку хоронили с почестями, тело её бальзамировали, а при захоронении должна была присутствовать вся семья, в которой жил зверёк. Вместе с телом кошки в могилу опускали игрушки и кушанья.
И как бы странно мы это всё ни воспринимали, у древних было объяснение подобному отношению к домашнему питомцу – они считали, что в кошке может воплотиться бог, а потому из-за кошки так сильно рисковали, так жестоко наказывали.
Показательный случай – захват крепости Пелусий персами под предводительством царя Камбиза. Персидский правитель долго не мог осадить город, пока не пообщался с греческим воином-перебежчиком, который рассказал, что значат кошки для египтян. Неизвестно, где персидские солдаты наловили пушистых красавиц и красавцев, но у каждого из наступавших к щиту была привязана живая кошка. Египтяне вынуждены были отложить стрелы и копья, боясь поранить или убить животное, ставшее для них святыней. Так, благодаря необычным заложникам, персы взяли город. Ни одна сторона не пролила при этом капли крови. Да и кошки – тоже.
Добавить комментарий
istorii-x.ru
Баст | Боги египетской мифологии
Назад к разделу
Баст
Баст или Бастет — в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, её изображали в виде львицы.
Отец её — Солнце; мать — Хатор-Луна. Нут, богиня небес, — сестра ей, а брат её — Хонсу, изгоняющий злых духов. Муж — Бес.
Атрибут Баст — музыкальный инструмент систр (музыкальный инструмент из категории ударных, систр использовался в религиозных процессиях и имел символическое значение). Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, держащей в руках систр, а у её ног располагались четыре котёнка. Так олицетворялась египтянами богиня плодородия. Сын Баст — Махес.
Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества. Хозяева даже сбривали брови в память об умершей кошке, а случайно переехавшего кошку возницу толпа насмерть забрасывала камнями. И даже фараоны совершали жертвоприношение в храме Бастет. Геродот сообщал о ежегодных торжествах в честь Баст, которые сопровождались плясками. Бастет (греч. Бубастис) отождествлялась греками с Артемидой, (также иногда она отождествлялась с Афродитой).
Традиционно связывается с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная). Считается, что, находясь во второй форме, Баст превращается в Сехмет — львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. Её удалось усмирить лишь с помощью хитрости — по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула.
Назад к разделу
world-of-legends.su
Баст (Бастет) — Древний Египет - Богиня Тара в Африке
Бастет в египетской мифологии – Богиня радости, любви и веселья. Первоначально почиталась как дочь Ра, его Лунное (Солнечное) Око, а также отождествлялась с богинями – львицами (Тефнут, Сахмет, Хатор и др.) Изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. Священным животным Баст считалась кошка, атрибут Бастет — музыкальный инструмент систр. Воплощала женские и материнские качества: изящество, красоту и ласку. Была богиней плодородия, покровительницей детей, охранительницей урожая. В домах хранились ее статуэтки, отгонявшие злых духов. Празднества в честь Баст сопровождались музыкой и разнузданным весельем. Древние греки отождествляли Бастет с Артемидой.
Богиня, особенно почитаемая в Бубастите. Центр ее культа, рассвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) 10-8 вв. до н. э. — Бубастис (восток дельты Нила). По свидетельству греческого историка Геродота в этом городе стоял самый прекрасный храм Египта. В главном святилище возвышалась огромная статуя богини. Во время ежегодных весенних празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Кошка охранялась законом и осмелившемуся поднять на нее руку, грозила смертная казнь. После смерти кошек погребали по ритуалу, напоминающему погребение человека: хозяева кошки и их родня в знак траура выбривали себе брови, а тело кошки бальзамировалось. Готовую мумию зашивали в льняной саван или заключали в саркофаг и помещали в одном из бесчисленных некрополей, специально предназначенных для кошек и выстроенных вдоль берегов Нила. В конце прошлого века возле деревни Бени-Гасан в Нижнем Египте было найдено несколько десятков тысяч кошачьих мумий. Поклонение кошке в Египте было настолько велико, что в 525 г. до н.э., как гласит предание, это привело к ужасным последствиям. Персидский царь Камбиз решил захватить долину Нила. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города Пелусия. Камбизу пришла в голову блестящая мысль: по его приказу каждый солдат укрепил на груди живую кошку так, чтобы она хорошо была видна. Армия двинулась вперед, защищенная живыми щитами. Египтяне побоялись ранить или убить священных животных и сдались. Камбиз завоевал Египет и основал 27-ю династию. Из надписи Рамзеса IV мы узнаем, что во время праздника Баст было запрещено охотиться на львов. Богиня считается матерью “дикого” львиного бога Мизюзиса, который имел прозвище “Господин резня”. Во времена Среднего царства в качестве священного животного Баст выступает кошка; начиная с Нового царства она сама изображается с кошачьей головой. Богиня наделяется всегда дружественными чертами; она имеет отношение к луне и в мифе становится глазом луны. “Яростные” качества раннего периода передаются богине Сахмет, которая тем самым становится отрицательной, разрушительной половиной Баст.
Похожее
Смотрите также:
zhiva.name
Египетская богиня Баст или Бастет
Статья “египетская богиня Баст или Бастет” расскажет читателю об одной из главных богинь Древнего Египта, зарождении и развитии её культа, а также, о нелегкой но интересной судьбе её “подопечных”.
Она – дочь света и тьмы, она – воплощение женственности, красоты и мудрости, она - египетская богиня Бастет.
Изображаемая в облике кошки, либо женщины с кошачьей головой, в разные времена Бастет была чтима как богиня плодородия, любви, веселья, домашнего очага, деторождения. Она считалась всевидящим оком великого Ра и его верной соратницей в борьбе с Апопом.
Египетские лекари почитали Бастет как богиню врачевания и рисовали на своих домах черную кошку – символ богини.
Несмотря на позитивную направленность, Бастет, являясь дочерью тьмы, считалась божеством имеющим своё темное, агрессивное воплощение – Пашт. Бастет-Пашт изображалась в виде женщины с головой злобно смотрящей львицы.
Семья
По одной из версий великий Ра считается мужем Бастет, по другой эта должность принадлежит Бесу - богу, приносящему удачу. Бес считался главным покровителем стариков, детей, а также всего обездоленного люда.
Период почитания Беса приходится на времена Нового и Позднего царства. Являясь “малоимущим божеством”, Бес вовсе не имел храмов в Египте. Статуэтки, изображающие Бога - толстого карлика с бородой и доброй усмешкой, хранились в домах египтян, уповающих на его благосклонность.
Позднее культ почитания Беса из Египта распространится в Рим, там у бога появится свой оракул куда будут приходить страждущие с вопросами, касающимися удачи, будущего благополучия и других животрепещущих тем. Помимо римлян, культ Беса переняли на Кипре и в Финикии.
Воплощением союза Бастет и Ра стал Махес – свирепый бог бури и войны, изображаемый в облике воина с львиной головой, увенчанной двойной короной Египта. Известный своей беспощадностью к врагам, Махес защищал своего отца Ра от Апопа, а фараона и Египет от врагов.
Первые упоминания о Махесе приходятся на период Нового Царства. Главным центром его почитания стал город Леонтополь, расположенный в Нижнем Египте. Здесь львов разводили в храмах, о них заботились слуги и жрецы, а кормление хищников проходило под звуки молитвенных песнопений. Руины храма Махеса в Леонтополе до сих пор царственно возвышаются над городом.
Вторым по значимости городом, почитавшим Махеса, стал Бубастис. Здесь храм Махеса соседствовал с храмом его матери Бастет.
Божеству, подобному Махесу, поклонялись также в Нубии, именуя его Апедемак. Нубийский Апедемак исполнял практически те же функции, что и египетский Махес, однако власть его над нубийцами была куда более сильной. Это обстоятельство навело исследователей на мысль о том, что Махес был позаимствован египтянами у нубийцев, став своеобразной копией их Апедемака.
Культ Бастет
Расцвет культа Бастет пришелся на период Среднего Царства, когда египтяне научились выращивать зерно впрок, и жизнь основательно разбогатевшего и могущественного государства уже напрямую зависела от сохранности его зерновых запасов. Так как главный враг зерна – это мыши, а главный враг мышей - кошка, Богиня- кошка Бастет стала самым почитаемым божеством страны.
Центром почитания Бастет стал Бубастис – город, расположенный в Нижнем Египте. В самом центре города был возведен величественный храм богини, ограждённый от внешнего мира высокой стеной, украшенной барельефами. В храме находилась самая большая статуя богини, практически ежедневно к ней приходили люди со всей страны, принося в дар статуэтки кошек, в надежде на благосклонность Бастет.
Семь раз в год более ста тысяч жрецов собирались в храме Бубастиса, дабы воздать почести великой богине. У её статуи воспевались молитвы, ей приносились жертвы. Во время же весенних праздников, статую торжественно выносили из храма, помещали в лодку и провозили вдоль берегов Нила, делалось это для того, чтобы Бастет своей милостью уберегла Египет от губительного разлива реки.
В храме Бубастиса жило огромное количество кошек, а у его подножия располагался некрополь этих животных. Подобно фараонам кошек мумифицировали, помещали в саркофаги и хоронили со всеми почестями.
Сегодня на месте храма, некогда потрясающего воображение философов и поэтов, лежат развалины, но те, кто бывал в Бубастисе утверждают, что достаточно внимательно присмотрится к этим каменным глыбам, и становится понятно, почему красота святилища Бастет пленяла великих мыслителей
Бастет и кошки в Древнем Египте
В Древнем Египте кошки почитались как живое воплощение Бастет. Огромное количество этих животных жило в храмах богини, к ним были приставлены слуги, в обязанности которых входили кормление и каждодневная забота о кошках. К слову, кормили храмовых обитателей самым свежим молоком, хлебом и рыбой, выращенной специально для этих целей.
Были у “живых богов” и свои жрецы, которые ежедневно наблюдали за поведением кошек, пытаясь растолковать знаки, которые через своих подопечных подаёт смертным великая Бастет. Если же кто – то из хвостатых обитателей храма умирал, жрецы занимались мумификацией покойного и отправлением заупокойного обряда.
Если кошка жила в доме у простой египетской семьи, она считалась самым ценным её обитателем, о кошке заботились даже больше, чем о ребенке. Если же она умирала, похороны проходили с большими почестями: кошку мумифицировали, помещали в саркофаг, не забывая положить туда же пищу, чтобы кошке было чем питаться в загробном мире, и мышь, чтобы любимице не пришлось скучать. Скорбящие же хозяева облачались в траурные одежды и выбривали себе брови в знак невосполнимой потери.
Убийство кошки считалось самым страшным преступлением и безоговорочно каралось смертью. Смерть ожидала и того, кто пытался вывести животное за пределы Египта, однако столь суровое наказание не останавливало иноземных торговцев, скорее даже наоборот - украсть кошку было для них своеобразным делом чести. Впоследствии вывезенных животных продавали за очень большие деньги в других странах. Именно таким образом кошки распространились по всему миру.
Преклонение египтян перед кошками сыграло роковую роль в войне Египта с Персией: персидский царь Камбиз II прекрасно знал о трепете египтян перед кошками и воспользовался этим при штурме города Пелузия. Он приказал каждому из своих солдат, идя на штурм, привязать к щиту по кошке. Египтяне не осмелились стрелять в священных животных, и персы без проблем завоевали город.
Богиня или ведьма?
После прихода в Египет римской власти, культ Бастет стал сходить на нет, а в триста девяностом году и вовсе был официально запрещен. Интерес, а вместе с ним и уважение к живым воплощениям богини были потерян. Кошек держали в домах, как охотников на крыс и змей, но оказывать им прежних почестей никто уже и не думал.
Однако кошкам, в своё время попавшим из Египта в Европу повезло куда меньше, чем их собратьям, оставшимся на родине. Животных, спасших Европу от чумы, христианская церковь, за привычку гулять по ночам, светящиеся в темноте глаза и бесшумную походку, объявила порождением дьявола.
Особому гонению подверглись кошки черной масти, которые в Древнем Египте считались самыми священными. Теперь черная шерсть, некогда служившая признаком особой святости , автоматически обрекала кошку на смерть, так как, по мнению священнослужителей, черные кошки единственные из животных имели доступ на ведьмин шабаш и служили вместилищем для душ умерших ведьм, да и живые представительницы этой “профессии” любили обращаться в кошек и вредить порядочным людям.
Несчастным животным пришлось на собственной шкурке испытать все ужасы темных времён инквизиции. В попытке спасти их души, кошек в Европе пытали, сжигали на костре, закапывали в землю, в общем, убивали всеми мыслимыми и не мыслимыми способами. Наверное, ни одна кошка в Европе не дожила бы до наших дней, если бы ни вовремя наступившая Эпоха Возрождения.
В Эпоху Возрождения ненависть к кошкам сменила лояльность в их отношении. Теперь кошки вдохновляли поэтов на создание прекрасных стихов, а служителей господа на коварные замыслы.
Заключение
В разные времена кошек обожали и ненавидели, считали святыми и демонами, наделяли их различными качествами, свойственными и совсем не свойственными этим животным. Но никогда, с тех самых пор как египтяне впервые приручили кошку, а в их божественном пантеоне появилась всемогущая богиня – кошка – Бастет, это независимое, умное и коварное животное не оставляло равнодушными ум и сердце человечества.
Ни для кого не будет новинкой тот факт, что история Древнего Египта весьма увлекательна по своему содержанию. Огромное количество различных богов и богинь всегда привлекали внимание любопытных людей. В данной статье хочется рассказать именно о том, кто такая богиня Бастет, для кого она была покровительницей и когда к ней обращались люди за помощью.
Об имени
В первую очередь необходимо составить первое впечатление о данной богине. Итак, в самом начале стоит сказать, что Баст и Бастет – это два имени одного божества, называть ее можно и так, и так. По своей натуре она – дочь тьмы и света, это воплощение женственности, мудрости и красоты. Некую воинственность и свирепость данного образа, возникшего в первое время, египтяне свели к более приятному осознанию тепла, домашнего очага, материнства, защитных сил и плодородия.
О семье
По разным версиям, богиня Бастет была и дочерью бога Ра (его Око) и его женой. Можно найти информацию и о том, что Баст была дочерью Исиды и Осириса. Согласно иным источникам, мужем Бастет мог быть бог Бес – покровитель стариков и детей, приносящий удачу и радость. Важно сказать также и о том, что воплощением союза богов Ра и Бастет стал бог Махес – свирепый бог войны и буры, которого изображали с львиной головой (ее венчали две египетские короны).
Изображение
Весьма интересным является и то, как же изображалась богиня Бастет. Это женщина либо в облике кошки, либо с кошачьей головой. Однако в Древнем Египте не найти изображений прирученных, домашних кошек. Они изображались только как дикие животные, например, как кошка Гелиополиса. И только во ІІ веке нашей эры данное животное прочно воссоединилось с людьми и одомашнилось. С того часа кошек повсеместно почитали, их охраняли и любили. После смерти данных животных бальзамировали, иногда даже обожествляли. Интересным покажется и тот факт, что кошка считается священным животным бога Солнца. В котах видели его воплощение, а глаза данных животных, по мнениям египтян, излучали солнечный свет.
Покровительница
Итак, кого же древнеегипетская богиня Бастет охраняла, кому приносила удачу, кто к ней мог обращаться в случае определенных проблем? Так, версий существует огромное количество. В первую очередь, это покровительница всех женщин, ведь она – женщина-кошка. К ней приходили с различными проблемами, в том числе и тогда, когда даме не удавалось забеременеть. Это богиня деторождения и плодородия во всех его проявлениях. Также Бастет считалась защитницей домашнего очага, она приносила в дом веселье, любовь и радость. Очень почитали данную богиню и лекари тех времен. Они повсеместно рисовали на домах ее изображение – в виде черной кошки, дабы уберечь больного от смерти и для более быстрого его выздоровления. Но, несмотря на все вышесказанное, богиня Бастет имеет также и свою темную сторону. Все-таки она – дочь тьмы, и иногда она изображалась с львиной головой, злобно смотрящей вперед, и имела второе имя – Пашт, богиня Бастет-Пашт.
О красоте
Как и во все времена, женщины искали способы сохранить свою молодость. И в этом им отлично помогала богиня Египта Бастет. Жрецы создали определенное количество упражнений для женщин, которые, по их мнению, должны были остановить увядание красоты дамы. Во время их выполнения считалось, что в женщину вселяется дух Бастет, который пробуждал ее грациозность, пластичность и скрытые силы духа. После этих занятий египтянки верили, что они еще долго будут оставаться привлекательными и молодыми.
Культ богини: начало
Когда же египтяне начали широко почитать Бастет? Произошло это еще в древнем Египте, когда в большинстве случаев данное божество изображалось с львиной головой (на подобие богини Сехмет) и считалось матерью бога войны и бури Махеса. Во время празднования дня богини запрещалось охотиться на львов, ведь считалось, что в этот день эти животные становятся священными, ведь в них вселялся дух Бастет. Однако со временем черты ее лица ставали все мягче, а облик нежнее и женственнее. И со временем данная богиня стала покровительницей домашнего очага, женщин и деторождения, радости и веселья.
Культ богини: расцвет
Особо почитаемой богиня-кошка Бастет стала во времена процветания Среднего Царства, когда древние жители Египта наконец-то научились выращивать зерно и додумались хранить его впрок, дабы избежать голодания. Нетрудно догадаться, почему в это время особое внимание уделялось богине Бастет.
Все потому, что главный враг данного зерна – мыши, а богиня ведь кошка. В это же время это божество начало ассоциироваться с богатством страны и повсеместно почитаться. Центром поклонения богини стал город Бубастис, который располагался в Нижнем Египте. Именно там был построен самый большой и главный храм Бастет, который был обнесен большим муром и украшен красивейшими барельефами. В средине же находилась самая большая ее статуя, к которой ежедневно приходило огромное количество паломников, принося в дар маленькие статуэтки кошек, надеясь на ее благосклонность и доброту.
Стоит сказать, что в данном храме жило огромное количество кошек, у его же подножия располагалось и священное кладбище этих животных. Наподобие фараонов кошек научились мумифицировать, их помещали в специально подготовленные для них саркофаги и хоронили со всеми почестями. Сегодня же храм разрушен, от него остались только развалины. Однако все, кто побывал в Бубастисе говорят, что даже от его обломков веет силой и прежней величественностью и красотой.
Праздник Бастет
Стоит сказать, что почиталась Бастет – богиня древнего Египта – семь раз в году. В это время в храме собиралось огромное количество паломников, которые приходили поклониться богине. Читались различные молитвы, пелись специальные песни, приносились жертвы.
Интересным является весеннее почитание данной богини. Так, в это время ее статую выносили из храма, помещали в большую лодку и катали вдоль всей реки Нил. Делалось это в первую очередь для того, чтобы богиня уберегла реку от губительного для египтян ее разлива.
О кошках
Стоит сказать и о том, что статуэтка богини Бастет обязательно находилась практически в каждом доме египтян. Она считалась сильным амулетом и защитником домашнего очага. Помимо этого, хорошим знаком считалось, если в семье жила живая кошка. Стоит сказать, что она была самым главным членом семьи, иногда даже была важнее и главнее ребенка. Кошку всегда кормили, прежде чем хозяева садились за стол, она спала в специально отведенном для нее месте или даже комнате, которые обязательно были украшены.
Особенно важным было событие, когда кошка умирала. Это было огромное горе для семьи. Ее мумифицировали по всем правилам, хоронили с огромными почестями, в саркофаг клали еду, чтобы кошка в потустороннем мире не голодала, также мышь, чтобы ей там не было скучно. Долгое время после смерти животного хозяева еще скорбели об утрате, нося траурные одежды. Стоит сказать и о том, что убийство кошки считалось огромным грехом и каралось по закону смертью. Нельзя было также вывозить кошек за пределы страны, однако торговцы это повсеместно делали, создав из этого определенный ритуал чести (благодаря этому кошки распространились по всему миру). Однако любовь к данным животным сыграла злую шутку с египтянами во время войны с персами. Дело в том, что персидский царь знал о такой любви египтян и приказал своим солдатам привязать к каждому щиту по кошке. Солдаты же просто не осмелились стрелять в священных животных, и были без проблем захвачены противниками.
Культ богини: увядание
После того как в страну пришла римская власть, египетская богиня-кошка Бастет почиталась все меньше и меньше, а уже в 390 году ее культ и вовсе был запрещен законом. Со временем интерес и уважение к данному животному утихали, кошек же держали в домах просто как охотников на змей и мышей, которых в то время было довольно таки много. Однако еще меньше повезло кошкам, которые попали в Европу. За их любовь гулять по ночам и светящиеся в темноте глаза католическая церковь объявила их порождением дьявола. Особенно тяжкая участь постигла черных кошек, которых так почитали в Древнем Египте, они считались помощницами ведьм и вместилищами душ их умерших побратимов. Кошек убивали, пытали, над ними всячески издевались. Однако, как только пришла эпоха Возрождения, данных животных наконец-то оставили в покое, а интерес к ним изрядно поутих. Сегодня же к кошкам нет никакого негативного отношения, однако пока их еще никто и не обожествляет. Данные животные, как и раньше, живут рядом с людьми, с ними связано огромное количество различных суеверий, к которым люди пока еще по привычке относятся осторожно. Однако кто знает, может опять придет время, и кошек будут почитать, как и раньше, превознося их на определенный пьедестал.