Воевода - это сложное понятие, составленное из двух частей: "вой" - "войско", а также "вода" - "вождь, водитель". Буквально мы получаем "водитель войска".
Слово "воевода" - славянское, в латинском языке ему соответствует dux, а в немецком - Herzog. В те времена у древних славян быт был в основном военный, и существовал обычай выбирать предводителей на племенном вече на случай военной угрозы. Когда она заканчивалась, власть воеводы прекращалась.
Расширение полномочий
В 17-м веке появилась угроза самобытности славян балтийских и западных, так как опасность подстерегала с разных сторон, поэтому народное правление немного изменилось.
Воеводы русские имели теперь власть не только военную, но и гражданскую и духовную. Появились начальники племени, "владавцы", так называемые "верховные воеводы", они же выполняли обязанности главных судей и верховных жрецов. С течением времени у многих славян название "воевода" преобразовалось в понятие "князь". В удельный период у каждого из них было собственное войско и воевода. Это был человек, выполняющий в военное время ратные функции, а в мирное ведающий различными гражданскими делами.
Когда утвердилось единодержавие, полковых воевод назначали только московские государи. Рать делилась на 5 полков, во главе которых стояли один или несколько командующих. Главным считался руководитель большого полка. Помогали воеводам дьяки, которые выполняли перепись и вели денежные расчеты. После начала военных действий нужно было проверить всех ратных людей в списках, а также составить новые для корректной выдачи денежного жалованья. Звание военных воевод было упразднено при Петре Великом, оставлены были лишь гражданские.
Трансформация понятия
В 16-м веке произошла небольшая реформа. Местные воеводы стали называться годовыми, так как назначались на год, впоследствии - городовыми. В 17-м веке произошло всеобщее введение этой должности. В Смутное время назрела необходимость в военной власти для каждого города, а также в связующем органе управления для Москвы и провинций, который имел бы власть над всеми общественными классами. Посылался обычно не один воевода, а несколько (вторые и третьи воеводы), дьяки и подьячие. В распоряжении воевод находилась большая часть отраслей местного управления. В их обязанности входил набор войска, выдача жалованья деньгами или хлебом, поимка воров и разбойников, беглых. Они должны были принимать меры защиты от пожаров, эпидемий, отслеживать запрещенные игры и зрелища, искоренять раскол, следить за духовенством и посещением церкви прихожанами. Воевода - это, кроме всего прочего, судья. Он решал гражданские дела до 100, а впоследствии до 500 руб. Те из них, над которыми воеводы не имели власти, направлялись в Москву. Смертная казнь чаще всего не входила в их полномочия, однако некоторым было предоставлено и это право. Воеводская служба была очень выгодной, "корыстной". Этим объяснялась ее краткосрочность: служба длилась год, два, иногда три.
Упразднение воевод
В 1775 году должность воеводы была ликвидирована. Воеводские канцелярии, состоявшие при них со времен правления Петра, были закрыты. Однако в Польше эта должность существовала до конца 18-го века.
Воевода Михаил Иванович Воротынский
С 1543 года Воротынского назначили воеводой в город Белев. Он отличился во время нападения Сагиб-Гирея, крымского хана. Это случилось в 1541 году. Битва произошла на окском рубеже. Все попытки переправы на противоположный берег были тщетными, так как он хорошо охранялся русскими войсками. Сагиб-Гирей все же решил попробовать прорваться с помощью подошедшей турецкой артиллерии. Татары открыли пушечный огонь и стали переправляться через реку, но их остановили русские полки, которые прибыли чуть позже, и крымский хан был вынужден прекратить наступление. Сагиб-Гирей изменил направление удара и двинул войска на Пронск. Штурм начался 3 августа. Город подвергли артиллерийскому обстрелу, но его удалось отстоять. На следующий день хан отошел в степь. Его преследовал Михаил Воротынский с братьями Владимиром и Александром. Результатом их похода стало 45 захваченных языков - лазутчиков, присланных в Москву. В 1551 году Михаил Иванович получает чин "царского слуги", а на следующий год сыграет огромную роль в завоевании Казанского ханства. В мае 1566 г. Иван Грозный жалует Воротынскому чин боярина.
Претич
Еще одним известным древнерусским представителем этой должности является воевода Претич. Он стоял во главе дружины, оказавшей помощь княгине Ольге во время осады Киева в 968 году. Именно Претич заключил мир с печенежским ханом.
В заключение стоит подвести итог всему сказанному. Итак, воевода - это начальник, правитель у славянских народов. История знала много мудрых и самоотверженных представителей этой должности. Само слово "воевода", синоним которого - "правитель", ассоциируется у нас с чем-то властным и мужественным. Впоследствии эта должность была упразднена, и сегодня мы можем говорить об этом понятии лишь в историческом аспекте.
fb.ru
ВОЕВОДА - это... Что такое ВОЕВОДА?
ВОЕВОДА — правой, левой руки, начальник правого левого крыла войска. | ·стар. градоначальник, губернатор. Смелость силе воевода. Крепка рать воеводою, тюрьма огородою. Один воин (воевода) тысячи водит, а Бог и тысячи и воина водит. Наказал Бог народ:… … Толковый словарь Даля
воевода — ВОЕВОДА, истор. – Военачальник; лицо, представляющее высшую (чаще военную) власть на местах В Тобольск, подтвердил сын боярский. В одночасье отписку воеводе доставишь (1. 14). Сл.РЯ XI XVII 2. 261: воевода (1380 г.) «то же». Ср. также Самотик… … Словарь трилогии «Государева вотчина»
Воевода — военачальник, правитель у славянских народов. Воевода в качестве начальника княжеской дружины или главы ополчения упоминается в русских летописях с 10 века. В 15 17 веках воеводв стоял во главе каждого из полков и отрядов русского войска. Во… … Политология. Словарь.
ВОЕВОДА — ВОЕВОДА, ы, муж. В Древней Руси и в нек рых славянских государствах: начальник войска, а также области, округа. • Мороз воевода сказочный старик, олицетворяющий сильный мороз. | прил. воеводский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю … Толковый словарь Ожегова
воевода — См … Словарь синонимов
Воевода — славянское слово, соответствующее латинскому dux инемецкому Herzog, предводитель войска . У древних славян, как и удругих племен, преобладал быть военный, и утвердился обычай, с голосаплеменного веча, выбирать воевод или предводителей на случай… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ВОЕВОДА — военачальник, правитель у славянских народов. На Руси известен с Х в. В Российском государстве возглавлял полк, отряд (конец XV начало XVIII вв.), город (середина XVI в. 1775 г.), провинцию (1719 1775 гг.) … Юридический словарь
ВОЕВОДА — ВОЕВОДА, военачальник, правитель у славянских народов. На Руси известен с 10 века. В Российском государстве во главе полка, отряда (конец 15 начало 18 веков), города (середина 16 века 1775), провинции (1719 75) … Современная энциклопедия
ВОЕВОДА — военачальник, правитель у славянских народов. На Руси известен с 10 в. В Российском государстве во главе полка, отряда (кон. 15 нач. 18 вв.), города (сер. 16 в. 1775), провинции (1719 75) … Большой Энциклопедический словарь
Воевода — см. Начальник, вождь (II,1) … Библейская энциклопедия Брокгауза
dic.academic.ru
Воевода
воевода
Воевода (слав.: предводитель войска), на Руси это понятие имело тройное значение: начальника войска, высшего местного управителя и одного из подчиненных органов местного управления. Первое понятие — древнейшей истории до XVI в.; второе принадлежит XVI-XVII вв., когда воевода заменил прежнегонаместника, и третье — явилось при Петре I. Воеводы древнерусских князей предводительствовали отрядами княжеской дружины. В Московском государстве русская рать для похода и боя делилась на 5 полков: передовой, большой, правой руки, левой руки и сторожевой (тыльный). Каждый из этих полков имел во главе одного или нескольких воевод. Полковых воевод назначал государь. Кроме полковых воевод, при русской рати состояли еще: 1) воевода ертаульный, начальствовавший легкими войсками; 2) воевода от снаряда, или начальник артиллерии и 3) воевода гулявый — начальник гуляй-города. Главным считался воевода большого полка. При Петре звание военных воевод уничтожено, оставлено только звание гражданских воевод. В XVI-XVII вв. воеводское управление становится системой московского правительства, заменив собою отчасти систему наместничества. Воевод, как высших местных управителей, начинает назначать Иван IV с 1555. Сперва воеводы назначаются только в отдаленные пограничные города, как в места, требовавшие военной защиты; затем в XVII в. они являются уже во всех городах. Воеводы назначались по усмотрению царя вследствие челобитной, которая предварительно рассматривалась в Царской Думе; самое назначение шло через Разрядный приказ или другой, в ведении которого находилось воеводство. Управляли воеводы по наказам и имели обширный круг деятельности. Предметы воеводского управления можно подвести под следующие роды: 1) дела военные: набор войска, раздача жалованья, разверстка службы и т.д.; 2) дела дипломатические; 3) финансовые и хозяйственные дела, ограничивавшиеся однако только надзором, “смотрением”; 4) заботы о доставлении народу благосостояния и безопасности (напр., поимка воров, разбойников и беглых) и 5) дела судебные, напр., решение гражданских дел до 100 и даже до 500 руб. Петр Великий уничтожил воеводское управление, заменив воевод губернаторами (1708). Но позднее, после разделения губерний на провинции (1719), Петр восстановил воевод в качестве правителей провинций и, следовательно, помощников губернаторов, а при его преемниках воеводы назначались и в отдельные города — городовые и пригородные воеводы. После введения Учреждения о губерниях Екатерины II (1775) воеводы и их канцелярии были упразднены.
С.Ю.
________________________________________Источник: О. Платонов. Святая Русь: энциклопедический словарь, 2001 г.________________________________________
Добавить комментарий
penzahroniki.ru
Воеводы
Продолжение IV главы II части книги «На степном пограничье: Верхний Дон в XVI-XVII веках».
Воеводы
В XVII веке человек, стоявший во главе города, и особенно приграничного города был совершенно не похож на администратора в современном понимании этого слова. Между тем, именно, от него напрямую зависела судьба нескольких тысяч человек: их жизнь, имущество, хозяйство. Воевода был опорой царской власти в провинции, важнейшей частью общества, представителем элиты, русской аристократии той эпохи, но при этом, он оставался тесно связан с народом, с людьми самых разных чинов, званий и служб, вступая с ними в постоянный контакт. Именно, в этом персонаже допетровского общества отразились особенности русской государственности своей эпохи.
Что представлял собой русский воевода? Обыкновенно, когда речь заходит о воеводах старой Руси вспоминается образ глупого и ленивого взяточника, обирающего население. Этот образ нашел отражение в поговорке: «Наказал Бог народ – послал воевод». Для негативной оценки деятельности воевод есть основания, однако в повседневной жизни их облик предстает перед нами совершенно иным.
Жизнь любого воеводы до поступления в службу, т.е. до 15-16 лет нам практически неизвестна. Личная жизнь воеводы вообще освещается документами довольно скупо. Дело в том, что эта жизнь не отличалась разнообразием и стояла на заднем плане. Настоящая жизнь воеводы – это государева служба. Вне службы этот человек не представляет своего существования, служба составляет основную и важнейшую часть его бытия. Русский воевода, как правило, ничем не интересуется. У него нет личных интересов, увлечений, он – это его служба.
Несмотря на то, что о молодых годах воеводы мы ничего не знаем, ясно, что он с самого раннего возраста готовится к военной карьере. Неграмотность среди воевод – явление редкое, поскольку умение писать и читать приносит большую практическую пользу администратору. Воевода к 16 годам должен обладать необходимыми военными знаниями, умением лично сражаться и организовывать служилых людей. Есть сведения, согласно которым будущий воевода свои детские годы проводил с отцом. Он ездил по городам и на практике учился всем хитростям воеводской службы. Достигнув служебного возраста 15-20 лет, сын воеводы посылался в полки на военную службу, и лишь затем, рано или поздно ему предлагалось стать городовым воеводой.
Воевода присылался в город на 2-3 года. Он мог повлиять на выбор места своего назначения. Присмотрев подходящий город, воевода посылал в Разрядный приказ (ведомство, которому он подчинялся) челобитную, содержащую обоснование своего желания получить назначение, именно, в это место. Несмотря на то, что обстановка на степном пограничье была небезопасной, многие воеводы стремились попасть в местные города, и даже соревновались друг с другом в стремлении убедить дьяка, возглавлявшего приказ, отдать предпочтения именно ему [1]. Иногда воевода посылал своих людей или ехал лично к дьяку, чтобы решить это дело «посулом», т.е. дать взятку. Употребляя различные средства борьбы за место, или попав случайно в какой-либо город, воевода получает, наконец, приглашение явиться в Москву.
Любая поездка в столицу, ко двору государя – большое событие в жизни воеводы. Здесь он должен показать себя во всем блеске, продемонстрировать свою готовность к верной службе. Не редко, обычно до середины XVII века, воевода степного пограничья допускался до «государевой руки». Например, воронежский воевода Иван Васильевич Волынский и его помощник («товарищ») Семен Васильевич Урусов 9 мая 1626 года были приняты Михаилом Федоровичем [2]. Царь, как правило, интересовался здоровьем воеводы, желал ему хорошей службы.
В приказе воеводе вручался наказ от имени царя. В наказе воеводе предписывалось доблестно защищать Российские рубежи, следить за состоянием крепости, беречь город и его жителей, не обижать местное население, а «держать ласку и привет добрый» [3].
С наказом воевода ехал к месту службы – в город на степном пограничье. С собою, кроме обычных вещей, он возил книги, тетради и столбцы, в которых упоминалось о его прежних службах, а также о службе его родственников и предков. Все это везлось в больших сундуках, на тот случай если воевода затеет тяжбу с таким же, как он стражем степи за руководящее место во время неожиданной войны с татарами. Такие войны возникали здесь постоянно. При отражении удара татар иногда разрядный приказ предписывал городовым воеводам совместные военные действия. Воеводы при этом четко придерживались «мест», положенным им родовитостью.
Вот воевода в городе. Прежде всего, он являлся в Приказную избу к воеводе, которого предстояло сменить, и показывал ему «расписную грамоту», в которой подтверждалась смена власти в городе. О его приезде знали и заранее готовили опись, содержащую перечень казенного имущества, описание состояния крепости, сведения о служилых людях и другая подобного рода информация. Затем воевода уже сам, лично отписывал в Москву о своем приезде и вступлении в должность.
В ближайшие дни после приезда воеводы к нему приходила делегация от представителей местного мира. В состав делегации входили старосты слобод, лучшие дворяне, представители духовенства. Здесь многое зависело от воеводы. Взаимодействие его как администратора с местным обществом играло большую роль. Воевода получал от делегации «корм», размеры которого устанавливались традицией сложившейся в городе. Корм состоял из ветчины, сыра, хлеба, алкогольных напитков и прочего. «Корм» подносился воеводе нерегулярно. Вообще-то, после каждого нового назначения городовому воеводе выплачивалось приличное жалование [4]. Кроме того, воевода – крупный помещик или вотчинник, он имеет стабильный доход.
Двор воеводы, где ему предстояло провести 1-2 года своей жизни в городе, находился, обычно, за пределами главной крепости города. Здесь он жил с семьей, женой и детьми. Семья сопровождала воеводу на службе, вместе с ним переезжая из города в город и рискуя часто попасть в плен, сгореть в огне пожара или погибнуть от татарской стрелы.
В крепости, располагавшейся в центре города, находилась Приказная изба, где работал воевода. Приказная изба представляла собой деревянное двухэтажное здание. На первом этаже находилась приемная, здесь сидели подьячие, помогавшие воеводе. Наверху располагалась комната воеводы, в которой хранились сундуки с многочисленной документацией. Часто документы сырели, портились или использовались воеводой не по назначению.
Воевода обычно умел писать, но на службе прибегал к этому умению крайне редко. Например, лебедянский воевода Прон Коптев сетовал в 1649 году на то, что у него в подчинении нет подьячего. Старый подьячий умер, а нового найти сложно, так как грамоты в городе никто не знает. Но П. Коптев все-таки не собирался писать документы лично, он заставлял делать это одного из помещиков уезда [5]. В повседневной жизни писать воеводе приходилось часто. Он писал родственникам, приказчику, коллегам по службе, но писать документы в Москву решительно не хотел. Частная переписка воевод показывает, что во всех случаях грамотность воевод была не самой лучшей, а почерк очень сложен для прочтения [6].
Воевода часто предстает перед нами как строитель. Сейчас трудно понять, откуда у русских воевод брались навыки строительного дела, но факт остается фактом: каждый воевода был в той или иной степени строитель. Русские города-крепости в степи строились по плану и смете, составленными воеводами, и под их бдительным руководством. Основателем города Воронежа стал воевода Семен Федорович Сабуров-Папин, город Ливны был построен Владимиром Васильевичем Кольцовым-Мосальским, а Елец Андреем Дмитриевичем Звенигородским и Иваном Мясным [7]. Воевода отвечал за состояние укреплений, руководил возведением валом, острогов и прочих сооружений, строившихся для того, чтобы помешать татарам. Иногда воевода, прибыв в город и осмотрев, докладывал о необходимости ремонта или переноса города на новое место [8]. Для возведения преград кочевникам в 1647 году всем миром воронежцы под руководством воеводы Василия Тимофеевича Грязного строили дубовые надолбы по левым берегам рек Воронежа и Дона длиной более семи километров. Кроме того, воронежцами был вырыт ров глубиной более двух метров, сооружены тарасы – деревянные дубовые срубы, насыпанные землей. [9]
Главнейшая обязанность воеводы степного пограничья – организация обороны города и уезда от татарских набегов. Он отвечал за сохранение жителей и города от татар. Воевода почти ежедневно контролировал патрульную («сторожевую») службу в уезде. Выслушивал отчеты «станичных голов», командовавших патрулями. Воевода ждал вестей о приходе татар. Весной русские выходили в степь выжигать траву, чтобы татарским коням нечего было есть. Служилые люди валили деревья в местах татарских переправ, рыли рвы в степи, сажали на эти рвы колючий и густой тёрн, не дававший лошадям проехать.
Крупные походы татар на Россию случались нечасто и обычно об этом всегда знали заранее в Москве. А вот небольшие удары татарской конницы происходили очень часто, по несколько раз в год. Их то и ждал городовой воевода.
Когда татары вторгались в уезд, воевода с тревогой слушал доклад о действиях неприятеля. Главная задача воеводы – спасти население и организовать оборону города, и, конечно, сообщить в другие города. Обычно воевода посылал отряд местных служилых людей против неприятеля, а сам организовывал оборону города. Но нередко бывали случаи, когда воевода, узнав о приближении татар, лично садился на коня и возглавлял контрудар русских.
Так в 1632 году крупный татарский отряд обрушился на город Лебедянь. Утром 26 августа Лебедянь была взята в осаду. Посад города оказался плохо укрепленным, и местный воевода Иван Скорняков-Писарев решил не выжидать, когда неприятель зажжет слободы. Воевода дал бой татарам возле города. Лебедянцы отбили от крепости татар, и даже взяли несколько человек в плен.
Крупный набег на Курск был совершен зимой 1645-1646 годов. От основного корпуса татарской армии отделилась тысяча ногайцев, которая перешла реку Сейм у самого Курска и зажгла окрестные сёла. Ногайцы ворвались в Ямскую слободу Курска, грабили и жгли местные дома, часть жителей слободы оказалась в плену.
Тогда воевода князь Семен Романович Пожарский лично во главе курских ратников выступил навстречу степнякам. Битвы с татарскими войсками кипели в окрестностях города, селах и деревнях. Князь Пожарский, отогнав ногайцев от стен Курска, сумел в одной из схваток пленить полководца Элмурзу. 23 декабря воевода лично отбил у татар угнанный полон — 439 человек. После этих успехов князь С. Р. Пожарский не стал отсиживаться в крепости, а поспешил на выручку жителям уезда, который разоряли татарские отряды. После многочисленных удачных схваток курский воевода соединил свои войска с отрядом из Рыльска, тоже возглавляемый воеводой. Воеводы атаковали крымских царевичей и одержали победу. Благодаря решительным действиям курского и рыльского воевод свободу получило 2 700 русских пленников. [10]
8 июля 1647 года татарский отряд численностью около тысячи человек напал на Воронежский уезд. Воевода Василий Тимофеевич Грязной сам вывел ратных людей против нападавших. Он держал оборону по левому берегу Дона, и неприятелю не удалось переправиться к городским полям, набег татар был отбит, русские пленники освобождены. [11]
Заслуживает упоминания служба воеводы Андрея Васильевича Бутурлина. Ему удалось удержать Ливны, когда город осадил татарский «царевич» с огромной армией. Он даже умел совершать удачные вылазки и захватывать «языков». В 1637 году стольник Бутурлин был направлен на южную границу во главе отряда – перекрыть Изюмский шлях. Под его руководством была построена крепость в степи – Яблонов. Татары постоянными ударами стремились помешать строительству крепости. Иногда численность татарских отрядов доходила до 1000 человек. Бутурлин руководил обороной крепости и даже организовывал вылазки. За постройку Яблонова А.В. Бутурлин получил награду от государя: соболей, золотой ковш, ткани и 50 рублей.
В 1645 году А.В. Бутурлин был назначен воеводой в Воронеж. Состояние городских укреплений оставляло желать лучшего. Жители уезда во время набегов татар не спешили ехать в крепость, а укрывались в лесах. В городе отсутствовала дисциплина, а некоторые служилые люди совершенно не знали ратного дела, не умели стрелять из пищалей. Воронежский воевода организовал починку укреплений Воронежа. 7 июля 1646 года татарский отряд численностью в 600 человек обошел русские сторожи и подошел к городу. А.В. Бутурлин спешно собрал ратных людей и выступил против татар. Русские одержали победу и преследовали татар пять верст. В этом году продолжились нападения татар, которые воронежцы успешно отбивали. Воронежский уезд часто подвергался татарским набегам. Местные воеводы Ф.Ю. Арсеньев, И.Я Кушелев, А.В. Бутурлин, В.Т. Грязной лично выводили служилых людей для боя с татарами [12]. Умелыми действиями воевода спасал сотни жизней, рискуя своей.
Война с татарами составляла значительную часть повседневной жизни воеводы, но у него были и другие проблемы, касающиеся, прежде всего, организации многочисленных сборов с местного населения. Воеводе также с трудом удавалось заставлять местных жителей исполнять многочисленные службы, за которые он отвечал перед Москвой. Это, например, строительные работы, выпас государевых лошадей, поставка продуктов питания ко двору, строительство стругов, обработка десятинной пашни, сопровождение переселенцев, содержание турецких и крымских послов, сбор хлеба, соли, хмеля для казенных нужд, ремонт мостов, дорог, обеспечение подвод для войск и проч. Понятно, что население, и без того измученное войной с татарами, очень негативно относилось ко всем этим обязанностям и податям, что, безусловно, сказывалось на отношении народа к воеводе. Его часто обвиняли в том, что проводимые им различного рода сборы есть не что иное как его личная затея, предпринимаемая с целью наживы. Фигура царя считалась сакральной, и в целом царь в сознании населения был положительным персонажем. Поэтому люди считали виновниками своих бед бояр и воевод. К воеводе часто приходили «с большим невежеством» и открыто обвиняли в обмане царя и народа.
В 1648 году в степных городах ходили слухи о беспорядках в Москве. Никто ничего толком не знал, но слух очень скоро принял резкую антивоеводскую форму: население говорило, что царь издал указ воевод и их сторонников «побивать камнями» [13]. Это было тяжелое время для воеводы. Многие из воевод южных уездов боялись выйти на улицу, некоторые покидали города, несмотря на то, что срок службы еще не истек.
Несмотря на трудности, воевода старался поддерживать свой авторитет в городе. Иногда он прибегал к угрозам, действовал силой, либо лестью. Его можно понять, поскольку его работа требовала признания от общества. В 1647 году ливенский воевода Фёдор Абросимович Лодыженский — представитель старого рода, одной из ветвей Рюриковичей, был посажен на несколько дней в тюрьму за неудачный местнический спор [14]. Его авторитет, конечно, сильно пошатнулся.
Иногда воевода вступал в конфликт с местным миром, а точнее с его частью. Как показывает практика, он не всегда выходил победителем в таких делах.
Повседневная жизнь воеводы проходила в постоянных заботах о службе. Конечно, иногда, в эти заботы вклинивалась и личная выгода. Тем не менее, городовой воевода не должен восприниматься однозначно как негативная или положительная фигура. Вся его жизнь – это «радение о государевом деле». Многое зависело от личных качеств администраторов.
Домашняя жизнь воеводы ничем не отличалась от жизни простого служилого человека. Даже боярин был в определенной степени служилым человеком и «радел о государевом деле». Беглый взгляд на повседневное существование городового воеводы, обнаруживает нам порядок и устройство государства, в котором он жил. Московское государство было милитаризованным, по сути, и это прямым образом сказывалось на жизни его жителей. Воевода стремился получить должность, часто вступая в споры и тяжбы по поводу места или должности, которое не сулило материальных выгод, но зато демонстрировала государю его годность и готовность к службе.
Ляпин Д.А. На степном пограничье: Верхний Дон в XVI-XVII веках. — Тула: Гриф и К, 2013. — 220 с.
Источник http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/verxnij-don-16-17-v/voevody/
Примечания:
1. Об этих случаях см.: Камараули Е.В. Южнорусская приказная изба как учреждение местного управления во второй половине XVII века. Воронеж, 2009. С. 17-41.2. Козляков В.Н. Михаил Федорович. М., 2004. С. 166.3. Примеры наказов: РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Д. 541. Л. 12-50, 270-307,11-113, 427-453 и др.4. Козляков В.Н. Получали ли жалование городовые воеводы? //Памяти Лукичева. Сборник статей по истории и источниковедению. М., 2006. С. 96-113.5. РГАДА. Ф. 210. Д. 275. Л. 221.6. Например, переписка воевод степного пограничья сохранилась в фондах ГАВО: ГАВО. Ф. И – 182. Т. 2. Оп.1. Д. 4, 69, 161, 554.7. Разрядная книга 1475-1605 г. М., 1989. Т.3. Ч.3. С. 2-37.8. Например, воевода А.В. Бутурлин ратовал о переносе Ельца на новое место: РГАДА. Ф. 210. Оп.1. Д. 275. Л. 464-466.9. РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Д. 272. Л. 54—65.10. ПСЗ. Т.3. СПб., 1830. № 87. С. 280.11. Глазьев В.Н. Воронежские воеводы и их окружение в XVI-XVII веках. Воронеж, 2007. С. 98-103.12. Там же.13. РГАДА. Ф. 210. Д. 327. Л. 473.14. Пясецкий Г. Исторические очерки города Ливен и его уезда в политическом, статистическом и церковном отношении. Орёл, 1893. С. 122.
Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «На степном пограничье: Верхний Дон в XVI-XVII веках», изданной в 2013 году. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.
Обновлено: 28.10.2013
vorgol.ru
Полководцы и витязи Древней Руси. Статья первая
Полководцы и витязи Древней Руси.
Статья первая
КНЯЗЬ ОЛЕГ ВЕЩИЙ
С легкой руки Александра Сергеевича Пушкина Вещий Олег прославлен в нашем Отечестве как победитель хазар, обрекший мечам и пожарам "их села и нивы". Однако о походах киевского князя на Волгу в далекую Хазарию ничего не известно, с грозным врагом он бился недалеко от Киева, в землях северян и радимичей, освобождая, а не сжигая славянские веси и деревушки. Простим поэту его ошибку, тем более, что он совершенно правильно указал главную заслугу одного из самых славных воителей древней Руси.
Князь Олег был братом жены князя Рюрика Ефанды (Энвинды), "истинным основателем величия нашего государства". На Русь Олег прибыл вместе с Рюриком в 862 году. Согласно Повести временных лет, после смерти Рюрика стал регентом при его малолетнем сыне. Олег оказался хорошим пастырем для новой отчизны. Держава его крепла и росла. Олег строил города (существует предание об основании Москвы князем Олегом в 880 году) и устанавливал дани, заключал договоры с соседними странами, торговал с ними.
Все же князь Олег прославился как полководец, могучий боец и прозорливый государь. Три года понадобилось новгородскому князю на подготовку похода на юг — в земли днепровских славян. Лишь весной 882 года, с большим войском, набранным среди всех подвластных народов, он выступил в поход. Один за другим покорялись лежавшие у него на пути города: стольный град днепровских кривичей Смоленск, лежавший в земле северян Любеч. Могучая река несла корабли Олега на юг, во владения полян, к Киеву, где уже двадцатый год правили Аскольд и Дир, воеводы и родичи Рюрика, с дружинами своими покинувшие его ради самостоятельного княжения в отвоеванных у хазар землях.
По-видимому, отношения новгородских и киевских князей были столь враждебными, а военная сила полян столь значительной, что Олег не решился дать им сражение, а пошел на хитрость, выдав свое двигавшееся на ладьях вниз по Днепру войско за торговый караван. Аскольд и Дир, вышедшие встречать купцов к Угорскому урочищу, были убиты, а Киев захвачен. Вознесшийся над Днепром город так полюбился Олегу, что он поспешил сделать Киев своей новой столицей, дав ему ставшее знаменитым название: "Мать городов русских".
Озабоченный безопасностью Киевщины, Олег в 883 году покорил землю древлян, постоянных соперников полян, обложив их тяжелой данью ("по черной кунице с дыма"). Затем он присоединил к своему государству земли плативших дань хазарам северян и радимичей. Здесь он проявил себя гибким политиком, обложив новых подданных данью легкой, особенно в сравнении с теми поборами, которые взимали с северян и радимичей слуги черного кагана.
В 898 году Олег воевал с венграми, напавшими на русские пределы. Вражеское нашествие удалось отразить.
Объединив под своей властью почти все восточнославянские племена и овладев всеми землями, расположенными по великому водному пути "из варяг в греки", Олег задумал и совершил грандиозный поход на Константинополь.
В путь огромное войско киевского князя выступило по летописи в 907 году, в действительности — в 911 году. Вместо себя править Русью Олег оставил племянника князя Игоря. К далекому Царьграду русские рати двигались и по суше и по морю, на конях и на кораблях, число которых, если верить летописцу, доходило до 2 тысяч.
Осадив Константинополь, Олег встал лагерем под стенами города. Устрашившись огромного русского воинства, византийский император Лев Философ и его брат Александр II поспешили заключить с его предводителем мир, откупившись от врага богатыми дарами — по 12 гривен на каждую уключину каждого русского корабля и дань на города Киев, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов и Любеч. Согласно известной легенде, в знак победы над греками, Олег укрепил на вратах Царьграда свой щит с изображением всадника. Заключая мир, он, будучи язычником, поклялся грекам оружием и богами Перуном и Волосом. Летописец упоминает имена некоторых из воевод Олега — Карла, Фарлофа, Вельмуда, Рулава и Стемида. Очевидно, что командный состав русского войска был весьма интернациональным.
За свои подвиги князь получил прозвище "Вещий", то есть мудрый. Умер Олег по наиболее распространенному представлению в 912 г., хотя Новгородская I летопись младшего извода относит его кончину к 922 году. Скончался знаменитый воитель от укуса змеи. Такая смерть была предсказана ему волхвами. Похоронили Олега в Киеве на горе Щековице. Преемником этого князя стал Игорь Рюрикович (Игорь Старый).
ЛЕТОПИСНАЯ ПОВЕСТЬ О ПОХОДЕ ОЛЕГА НА ЦАРЬГРАД
В лето 6415 (907 г.). Иде Олег на Грекы, Игоря оставив /в/ Киеве, поя же множество варяг, и словенъ, и чюдь, и кривичи, и мерю, и деревляны, и радимичи, и поляны, и северо, и вятичи, и хорваты, и дулебы, и тиверци, яже суть толковины: си вси звахуться от грекъ Великая скуфь. И съ сими со всеми поиде Олегъ на конех и на кораблех, и бе числом кораблей 2000. И прииде къ Царюграду; и греци замкоша Судъ (Суд — старорусское название гавани Золотой Рог в Константинополе. — В.А.), а градъ затвориша. И выиде Олег на брег, и воевати нача, и много убийства сотвори около града греком, и разбиша многы полаты, и пожгоша церкви. А их же имаху пленникы, овех посекаху, другиа же мучаху, ины же растреляху, а другыя в море вметаху, и ина многа зла творяху русь греком, елико же ратнии творять.
И повеле Олег воем своим колеса изделати и воставляти на колеса корабли. И бывше покосну ветру, въспяша парусы съ поля, и идяше къ граду. И видевше греци и убояшася и реша выславше ко Олгови: " Не погубляй града, имемъ ся по дань, яко же хощеши". И устави Олегъ воя, и вынесоша ему брашно и вино, и не приа его: бе бо устроено со отравою. И убояшася греци, и реша: "Несть се Олегъ, но святый Дмитрей, послан на ны от Бога". И заповеда Олег дань даяти на 2000 корабль, по 12 гривен на человекъ, а въ корабли по 40 мужъ.
Древняя русская литература. М., 1980. С. 10.
ПЕРВЫЙ РЮРИКОВИЧ — КНЯЗЬ ИГОРЬ
Годом появления на свет князя Игоря, по некоторым косвенным данным, следует считать 877 году После смерти отца, умершего в 879 г., спустя два года после рождения сына, воспитателем и наставником Игоря стал его дядя по матери опытный воитель и суровый государь князь Олег. На фоне этой яркой личности его воспитанник, а по достижении совершеннолетия, и соправитель выглядел тускло и бледно. Долгие годы молодой князь находился, хотя и рядом, но в тени Олега, трудами которого было продолжено дело Рюрика — создание на бескрайних просторах восточнославянского мира Русского государства. Летописи содержат скудные сведения о происходивших тогда событиях. Лишь несколько записей полулегендарного характера рисуют основные этапы взросления Игоря и становления его как государственного деятеля. В 903 году он женился на изборской княжне Ольге, внучке Гостомысла, девичьим именем которой было Прекраса. Но о сколько-нибудь самостоятельной политической роли достигшего совершеннолетнего возраста князя можно говорить лишь с 911 году, когда, отправляясь войной на Византию, Олег оставил Игоря править Киевом и Русью.
После смерти в 912 (по другим сведения в 922) году Олега его племянник стал полноправным правителем обширного, но еще очень непрочного в политическом отношении княжества. Не случайно первым самостоятельным шагом Игоря стало усмирение в 914 году восставших против киевской власти древлян. Подавив этот бунт, князь наложил на побежденных древлян еще более тяжелую дань. Тогда же к Киевскому государству были присоединены земли обитавших на самых южных окраинах восточнославянского мира уличей.
Еще одной заботой Игоря стала борьба с набегами степняков. Именно в правление Игоря возобновились набеги печенегов, когда-то, еще при Аскольде и Дире попытавшихся разграбить земли полян. Теперь они прочно осели в причерноморских степях. И если в 915 году, в первый спустя 50 лет приход печенегов на Русь, князю удалось избежать столкновения с ними, заключив с печенежскими ханами мир, то спустя пять лет на всем протяжении границы со степью уже бушевала настоящая война, изредка сменяющаяся коротким настороженным затишьем.
Подобно Олегу воспитанный Игорь думал о походе на славящуюся своими богатствами Византийскую империю. Однако осуществлению этого предприятия предшествовал период достаточно мирных отношений с великой средиземноморской державой. В 935 году ладьи и полки Игоря ходили даже с греками на Италию. В 941 году князь Игорь решил поднять свой меч на Византию. По сообщению В.Н. Татищева, поход был предпринят им потому, что греки перестали выплачивать Руси дань, обещанную Олегу. Собранный Игорем флот из 10 тысяч ладей достиг Босфора. Правивший Византийской империей узурпатор Роман I Лакапин был в то время с армией на Востоке, отражая очередное арабское вторжение, и не мог помочь своей столице. Но оповещенные болгарами о русском вторжении византийцы не убоялись многочисленности врагов и выступили навстречу неприятелю. оборону Константинополя протовестиарий Феофан приказал починить остававшиеся в гаванях торговые суда и установить на них сифоны для метания "греческого" ("живого") огня. С помощью этой, не тушившейся водой зажигательной смеси, Феофан, лично возглавивший византийский флот, в сражении 8 июля 941 г. у входа в Боспорскую гавань смог уничтожить часть кораблей Игоря. Понесший большие потери князь был вынужден вернуться назад. Однако часть русского войска, отступив к побережью Малой Азии, на протяжении 4 месяцев продолжала воевать с преследовавшей их армией греческого полководца Варды Фоки.
Следующий поход на Византию киевский князь тщательно готовил на протяжении почти 4 лет. Он собрал еще более многочисленное войско, призвал из Заморья варяжские дружины и нанял печенежское конное войско, предусматрительно взяв у них заложников. В 944 году Игорь вновь двинул свои полки на юг, на этот раз не только "в ладьях", но и "на конях". Предположительно под его стягом собралось до 80 тысяч воинов. Узнав готовящемся походе, жители Херсонеса поспешили сообщить в Константинополь о надвигающемся нашествии "северных скифов". Их послание гласило: "Идут русы, не счесть кораблей их, покрыли все море корабли". О приближающемся к границам империи конном русско-печенежском войске ромеям сообщили болгары. Роман I Лакапин решил не искушать судьбу и поспешил направить навстречу Игорю посольство с просьбой о мире и обещанием богатых даров. Греческие послы нашли русское войско уже на Дунае. Здесь и произошли переговоры. По обычаю Игорь обратился за советом к дружине. И услышал в ответ: "Чего нам еще нужно, — не бившись взять золото и серебро и паволоки? Разве знает кто, кому одолеть: нам или им? Или с морем кто в союзе? Не по земле ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть". Князь, последовал совету и, взяв с греков богатые дары на всех своих воинов, согласился прекратить поход и возвратился в Киев.
Замирившись с греками, Игорь решил упрочить свою власть над подвластными Киеву славянскими племенами. Начал он с древлян, продолжавших сохранять известную автономию и своих собственных древлянских князей. Осенью 945 года Игорь со своей дружиной отправился в полюдье, но, прибыв в Древлянскую землю, не ограничился данью, положенной ему по праву, а, отослав ее в Киев, потребовал новой дани. Летопись сохранила единодушное слово, сказанное о требовании Игоря древлянских старцев, собравшихся на думный совет со своим князем Малом: "Если повадится волк ходить за овцами, то унесет все стадо. Так и сей, если не убъем его, то всех нас погубит". Противостоять, собравшемуся со всей восставшей древлянской земли народному войску малая дружина Игоря не смогла, и полегла в злой сече под мечами древлян у стен Искоростеня. Погиб и сам князь. Когда остатки дружины Игоря были оттеснены в болото немногие уцелевшие попали в плен, вместе с ними оказался и князь. По сообщению византийского хрониста Льва Диакона он был предан злой казни — разорван на части согнутыми деревьями (березами), к верхушкам которых его привязали (Лев Диакон История. М., 1988. С. 57.).. Похоронен он был около Искоростеня под высоким курганом.
"МУЖ КРОВИ"
(КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ)
Яркий след оставил в русской истории князь Святослав Игоревич. Всего 8 лет правил он Киевской землей, но эти несколько лет хорошо запомнились на долгие последующие века, а сам князь Святослав стал образцом ратной доблести и мужества для многих поколений русских людей. Первый раз имя его прогремело в русской летописи в 946 году. После гибели в древлянской земле отца князя Игоря он, тогда трехлетний мальчик, первым начал битву с восставшими древлянами, выехав перед киевскими полками и бросив в сторону врага боевое копье. И хотя, брошенное некрепкой детской рукой, оно упало на землю перед ногами его же коня, но уже тогда этот поступок Святослава означал очень многое . Не княжич, но князь! Не мальчик, но воин! И символично звучат, записанные летописцем, не нуждающиеся в переводе слова старых рубак-воевод :"Князь уже почал. Потягнем, дружино, по князи!".
Воспитателем, наставником Святослава был варяг Асмуд, учивший юного своего воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьей, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. По всему видно, что лучшего наставника чем дядька Асмуд, княгиня Ольга не могла найти своему сыну — он воспитал его настоящим воином. Полководческому искусству обучал Святослава главный киевский воевода Свенельд. Несомненно, что этот варяг, лишь огранил незаурядный талант князя, объяснив ему хитрости воинской науки. Святослав был ярким, самобытным полководцем, интуитивно чувствовавшим высокую симфонию сражения, умевшим решительным словом и личным примером вселить мужество в своих воинство, предугадывающим действия и поступки врагов.
И еще один урок извлек Святослав из наставлений своих воспитателей-воевод — быть всегда заодно со своей дружиной. По этой причине отверг он предложение матери — княгини Ольги, в 855 году принявшей христианство и захотевшей крестить и сына. Киевские дружинники, почитавшие Перуна, были настроены против новой веры, и Святослав остался со своими витязями.
"Когда Святослав вырос и возмужал, — записано в летописи, — начал он собирать множество воинов храбрых, и легко, как пардус (гепард), передвигаясь в походах, много воевал. В походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко изрезав конину, или зверину, или говядину жарил на углях и так ел. Шатров у него не было; ложась спать, клал под себя потник с коня, а под голову седло".
Святослав совершил два великих похода.
Первый — против огромной хищной Хазарии — темного царства, владевшего землями от Кавказских гор до заволжских степей; второй — против Дунайской Болгарии, а затем, в союзе с болгарами, против Византии.
Еще в 914 году в хазарских владениях на Волге погибла рать князя Игоря, отца Святослава, пытавшаяся обезопасить волжский торговый путь. Отомстить неприятелю и завершить дело, начатое отцом — возможно именно это и бросило в дальний поход молодого киевского князя. В 964 году дружина Святослава покинула Киев и, поднявшись по реке Десне, вступила в земли вятичей, одного из больших славянских племен, бывших в ту пору данниками хазар. Не тронув вятичей и не разоряя их земли, лишь повелев им платить дань не хазарам, а Киеву, Святослав вышел на Волгу и двинул свою рать против старинных врагов Русской земли: волжских болгар, буртасов, и самих хазар. В окрестностях Итиля, столицы Хазарского каганата произошла решающая битва, в которой киевские полки разбили и обратили в бегство хазар. Затем уже он двинул свои дружины против других данников северокавказских племен ясов и касогов, предков осетин и черкесов. Около 4 лет продолжался этот беспримерный поход. Побеждая во всех битвах, князь сокрушил всех своих врагов, захватил и разрушил столицу Хазарского каганата город Итиль, взял хорошо укрепленные крепости Саркел (на Дону), Семендер (на Северном Кавказе). На берегах Керченского пролива в захваченном хазарском селении Таматархе он основал форпост русского влияния в этом крае — город Тмутаракань, центр будущего Тмутараканского княжества.
Вернувшись в Киев, Святослав лишь около года пробыл в своем стольном граде и уже в 968 году отправился в новую военную экспедицию — против болгар на далекий голубой Дунай. Туда настойчиво звал его Калокир, посол византийского императора Никифора Фоки, надеявшегося столкнуть в истребительной войне два опасных для его империи народа. За помощь Византии Калокир передал Святославу 15 кентинариев (455 килограмм) золота, однако было бы не правильно считать поход русичей против болгар рейдом наемных дружин. Прийти на выручку союзной державе киевский князь был обязан по договору, заключенному с Византией в 944 году князем Игорем. Золото было лишь даром, сопровождавшим просьбу о военной помощи...
Всего 10 тысяч воинов взял с собой в поход русский князь, но не числом воюют великие полководцы. Спустившись по Днепру в Черное море, Святослав стремительно атаковал высланное против него тридцатитысячное болгарское войско. Разгромив его и загнав остатки болгар в крепость Доростол, князь взял город Малую Преславу (Сам Святослав называл этот город, ставший его новой столице Переяславцем) , заставив объединиться против него и врагов и вчерашних друзей. Болгарский царь Петр, лихорадочно в своей столице Великой Преславе собиравший войска, вступил в тайный союз с Никифором Фокой. Тот, в свою очередь, подкупил печенежских вождей, охотно согласившихся в отсутствие великого князя напасть на Киев. В отчаянной, кровавой сечи изнемогали киевляне, но печенежский натиск не ослабевал. Лишь ночная атака небольшой рати воеводы Претича, принятую печенегами за передовой отряд Святослава, вынудил их снять осаду и отойти от Киева. С этой историей связано первое в нашей летописи описание героического деяния, свершенного оставшимся безымянным киевским отроком. Когда "осадили печенеги город силой великой — было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. И изнемогли люди от голода и жажды. И собрались (ратные) люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из Киева к ним. И стали печалиться люди в городе, и сказали: "Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и передать им: если не подступите утром к городу — сдадимся печенегам". Исказал один отрок: " Я проберусь". И ответили ему: "Иди". Он же вышел из города, держа уздечку, и пробежал через стоянку печенегов, спрашивая их: "Не видел ли кто-нибудь коня?" Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ничего с ним сделать. На том берегу заметили это, подплыли к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли к дружине. И сказал им отрок: "Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам". Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: "Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав". И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную".
Воево́да — военачальник, нередко как правитель, совмещавший административную и военную функции. Этот термин появился в X веке и часто упоминается в летописях. До XV века он обозначал либо командира княжеской дружины, либо руководителя народного ополчения.
Затем воеводами стали называть и наместников государя в городах.
В России
В России до эпохи Петра I воеводы делились на два класса: полковых и городовых.
Полковые воеводы
Из полковых воевод старшим был Дворовый воевода. Последним российским Дворовым воеводой во время детства Петра I был князь Василий Васильевич Голицын.
Большого полку главный воевода руководил крупными воинскими соединениями. Большого полку воевода и Воеводы правой и левой руки — звание аналогичное современному генерал. За ними следовали звания: Большого полку третий воевода, правой и левой руки второй воевода, сторожевого и передового полков воеводы. Посыльный воевода отправлялся с отрядом на короткое время от основной армии. Воевода у Государева знамени охранял полковое знамя. Воевода от снаряда руководил артиллерией. Подъездные воеводы (аналог адъютанта) посылались с поручениями.
Так называемый "Дом воеводы" в Коломне.
Городовые воеводы
Городовые воеводы делились на три класса:
Полковой воевода;
Осадной воевода;
Сходный воевода.
Полковой воевода (аналог генерал-губернатора) командовал гарнизоном и соседними частями. Осадной воевода — комендант пограничной крепости. Сходный воевода (от глагола «сходить») — занимался разведкой.
Городовые воеводы, как правило, назначались из окольничьих. В случае нападения неприятеля городовые воеводы собирали войска, командовали ими, занимались судопроизводством.
Позднее воевод разделили на приписных и провинциальных. После этого в ведении воевод остался только сбор податей и судопроизводство.
Воеводам запрещалось заниматься торговлей и участвовать в торговых складчинах. В XVII веке воеводы вмешивались в деятельность посадских общин: разгоняли торги, арестовывали по ложным доносам торговцев, вымогали взятки и т. д. Поэтому в 1620 году воеводам запретили что-либо покупать у посадских, даже продовольствие. Торговый устав 1667 года передал всех торговцев в ведение отдельного приказа. Приказ должен был защищать торговцев от «воеводских налогов»[1].
В Соликамске сохранился дом воеводы 1688 года постройки, в настоящее время — музей и памятник архитектуры[2].
Воеводские знамёна
Воеводские знамёна выдавались воеводам, отправлявшимся в города, остроги, в военные походы, в посольские съезды на переговоры и на переговоры для обмена пленных. Эти знамёна назывались малыми полковыми или воеводскими.
Они имели длину от 2½ аршин до 3 аршин и ширину от 2 до 2½ аршин. Ткань шёлковая, кайма другого цвета. В середине писали красками или вышивали лики Спасителя и Богородицы, Архангелов, ангелов и Святых угодников. На кайме писали тропари и кондаки, иногда титул государев. Изображения могли быть разными на разных сторонах знамени.
Впоследствии воеводам выдавались полковые или сотенные знамёна, а воеводские знамена не выдавались.
Воеводские знамёна выдавались при назначении на службу, или присылались на место службы. Знамёна выдавались по прямому указу царя[3].
Отмена воеводского правления
Воеводская форма правления была отменена после проведения областной реформы Петра I.
В других странах
Этот титул использовался также в средневековых Чехии, Боснии, Болгарии, Венгрии, Литве, Лужице, балтийском славянском Поморье, землях полабских славян, Хорватии, Сербии, Молдавии, Валахии и Трансильвании в качестве титула военачальника, или правителя земли.
В Македонии и Болгарии командующие повстанцами во время османского владычества также назывались воеводами (макед. војвода; болг. войвода).
У полабских и поморских славян этот титул использовался для обозначения не только военного лидера, но и владельца, или руководителя государства, той или иной области. Например, в полабском языке Wojwodë (звучит примерно как «войводы») означало «князь», или по-немецки «Fürst».[4]. Подобное же значение это слово имеет и в кашубском языке.
Тоже самое в верхнелужицком (одном из языков лужицких сербов — слово Wójwoda, помимо собственно «воевода», означает также «герцог», то есть правитель определенной земли. А словом Wójwodstwo обозначается «герцогство», то есть отдельная область, земля.[5]
В Польше наиболее крупные административные округа до сих пор называются воеводствами.
Из славянских языков, слово заимствовано в румынский, венгерский и некоторые другие.
В современности
В Польше воевода — это титул представителя Совета Министров в воеводстве, то есть в отдельной земле польского государства.
Один из островов (англ.)русск. Аляски, в своё время открытой и освоенной русскими, называется Воеводский (Woewodski, 56.556111, -133.00611156°33′22″ с. ш. 133°00′22″ з. д. / 56.556111° с. ш. 133.006111° з. д. (G) (O)).
Под названием Воевода также известна одна из модификаций стратегических ракет, стоящих на вооружении в Российской Федерации.
См. также
Примечания
↑ Костомаров Н. И. Очерк Торговли Московскаго государства в XVI и XVII Столетиях. С-Петербург. Вь Тип. Н. Тиблена и Комп., 1862 стр. 155, 163—164
↑ Константинов И. Воевода и его резиденция // Наука и жизнь. — 2011. — № 12.
↑ Русские старинные знамёна.//Древности русского государства. Дополнения к III отделению. Сост. Лукиан Яковлев. Москва. Синодальная типография. 1865.
↑ Словарь полабского языка, с переводом на немецкий
↑ К. К. Трофимович, Верхнелужицко-русский словарь, Москва-Бауцен, 1974, стр. 360
Литература
Гаврила Успенский. «Опыт повествования о древностях русских». Харьков, 1818
Алексушин Г. В. «Во главе Самары». Самара: Самарский дом печати, 1999
Семенов О.В. Становление и эволюция сис-темы местного управления на Урале во второй половине XV – первой половине XVII в. Екатеринбург, 2006.
Ссылки
dic.academic.ru
ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ КИЕВСКОЙ РУСИ
Вооружённые
силы Киевской Руси
(IX в. – начало XII в.)
Бирюков Д.С., Караваев А.В.
Ярославское высшее зенитное ракетное училище ПВО
Киевская Русь (Древнерусское государство) – раннефеодальное
государство, возникшее в IX
веке.
В результате объединения восточнославянских племён, древнейшим культурным
центром которых было Среднее Приднепровье во главе с Киевом. Верховная власть
принадлежала киевскому князю, который являлся, помимо прочего, военным
руководителем государства. Вооруженные силы Киевской Руси известны по летописям
под названием «дружина», «рать», «воинство», «сила», «войско», «полки» и пр.
В распоряжении киевских князей находилась дружинная
военная организация. Дружина, являвшаяся постоянным ядром вооруженных сил
Руси, была не только военной силой, но и принимала участие в управлении
страной, Киевский великий князь советовался с дружинниками о войне и мире, об
организации походов, о сборе дани, о суде и управлении. Дружинники помогали
князю управлять его домом и хозяйством, от его имени вершили суд и расправу,
собирали пошлины, торговали княжескими товарами, вели дипломатические
переговоры с другими странами.
Княжеская дружина делилась на две группы: старшую
(«старейшую») и младшую («молодшую»). Старшая дружина
состояла из знатных и богатых феодалов – местных князей и бояр, которые имели
землю, дворы, челядь и свои военные отряды. Эти дружинники были ближайшими
соратниками и советниками киевского князя по государственному управлению,
выполняли его важнейшие поручения. Старшие дружинники комплектовали
начальствующий состав войска Киевской Руси (воеводы, тысяцкие), были
посадниками, получали от князя право собирать с ряда областей дань в свою
пользу. Младшая дружина имела в своем составе детей бояр и княжеских
дружинников и даже свободных крестьян. В мирное время младшие дружинники
выступали в качестве слуг князя, обслуживали его дворцовое хозяйство, а во
время войны были воинами.
Русский историк В. О. Ключевский писал: «Теперь бросим
взгляд на состав русского общества, которым правил великий князь киевский.
Высшим классом этого общества, с которым князь делил труды управления и защиты
земли, была княжеская дружина. Она делилась на высшую и низшую: первая состояла из княжих мужей,
или бояр, вторая из детских, или отроков; древнейшее собирательное название
младшей дружины гридь или гридьба (скандинавское –
дворовая прислуга) заменилось потом словом «двор» или «слуги»».
Русский историк – С. М. Соловьев в своей фундаментальной
работе «История России с древнейших времен» следующим образом оценил значение
дружины: «С самою начала мы видим около князя людей, которые сопровождают его
на войну, на время мира составляют его совет, исполняют его приказания, в виде
посадников заступают его место в областях. Эти приближенные и князю люди, эта
дружина княжеская могущественно действует на образование нового общества тем,
что вносит в среду его новое начало, сословное, в противоположность прежнему,
родовому. Является общество, члены которого связаны между собой не родовой
связью, но товариществом; ...с появлением дружины среди славянских племен для
их членов открылся свободный и почетный выход из родового быта в быт,
основанный на других, новых началах; они получали возможность просто развивать
свои силы, обнаруживать свои личные достоинства, получили возможность личной
доблестью приобретать значение, тогда как в роде значение давалось известной
степенью на родовой лестнице. В дружине члены родов получали
возможность ценить себя и других по степени личной доблести, по степени той
пользы, какую они доставляли князю и народу; с появлением дружины должно было
явиться понятие о лучших, храбрейших людях, которые выделились из толпы людей
темных, неизвестных, черных; явилось новое жизненное начало, средство к
возбуждению сил в народе и к выходу их; темный, безразличный мир был
встревожен, начали обозначаться формы, отдельные образы, разграничительные
линии».
Князья постоянно заботились о консолидации дружины. В X-XII вв.
сформировалась своеобразная дружинная идеология, отразившаяся в летописях,
эпосе, «Слове о полку Игореве» и пр. В идеальном представлении, князь был
обязан любить свою дружину, одаривать дружинников, устраивать пиры - символы
духовного единения князя и дружины. Дружинники стремились своими подвигами
прославить князя, а себе добиться чести.
Следующим элементом военной организации Киевской Руси
являлось ополчение – вооруженные отряды, создаваемые отдельными
князьями и зависимыми от них феодалами. Дело в том, что вследствие своей
малочисленности княжеские и боярские дружины не могли быть решающей силой в
обороне Руси. Во время больших походов или нападения внешних врагов князья
собирали ополчение из сельского и городского люда. Ратники ополчения – «вои» –
выступали в поход со своим оружием и в зависимости от материального положения
несли конную или пешую
службу.
Историк С. М. Соловьев писал: «Вои, то есть недружина, набирались лишь из народонаселения городского и
сельского… Князь объявлял о походе в городе народу, собиравшемуся на вече;
здесь решали выступить, и сельское народонаселение выступало по решению
городского веча. Отец выходил в поход со старшими сыновьями, сколько бы их ни
было, а младший (также взрослый уже) оставался дома для сохранения семейства.
По окончании похода войско, набранное из городского и сельского населения,
распускалось; оно пользовалось добычею: князья выговаривали у побежденных дань в его пользу. Но ясно, что когда
народонаселение призывалось не к далекой наступательной войне, а к защите своей
земли от нападения врагов, то не могло быть речи о награждении; воины могли
довольствоваться только добычею».
Начиная с XI в.
роль ополчения существенно возросла. Это было вызвано изменениями в
общественных отношениях на Руси. С развитием феодализма все большая часть
дружинников превращалась в крупных земельных собственников (бояр). Именно их
вооруженные отряды составляли ополчение.
Еще одним элементом военной организации Киевской Руси
являлись наемные военные отряды кочевников, варягов, венгров,
чехов и др. Варяги-наемники в небольших количествах использовались только в X-XI
вв.
Ряд исторических источников (летописи, «Русская
правда» и др.) свидетельствуют, что в это время русские князья (например,
Владимир Святославович, Ярослав Мудрый) нанимали варяжских воинов и
использовали их в междоусобицах и войнах с соседними странами. В 40-тысячном
войске Ярослава Мудрого, с которым он в 1016 г. двинулся из Новгорода
в Киев, была варяжская дружина численностью около одной тысячи человек.
В XI
в. на
южных рубежах Руси были поселены значительные массы кочевников (торков, печенегов, берендеев и др.), изгнанных половцами из
степей. Кочевники получили название «черные клобуки». Они несли пограничную
службу на огромном пространстве между реками Днепр и Рось
и участвовали в военных походах киевских князей.
Таким образом, Древнерусское государство располагало
значительными военными силами. Численность княжеских и боярских дружин,
народного ополчения и наемников достигала 40-50 тыс. чел. и более. В 968 г. князь Святослав повел
в Болгарию против византийцев около 60 тыс. воинов.
Великий князь Киевский Святослав Игоревич (дата рождения
неизвестна) являлся выдающимся полководцем и почти всю жизнь провел в походах.
При нем Киевская Русь значительно усилилась, началось объединение славянских
земель под эгидой Киева. В 964 г.
Святослав освободил от власти хазар вятичей и подчинил их Киеву; к 905 г. разгромил хазарское
войско и овладел столицей каганата – крепостью Саркел
(Белая Вежа) на Дону; в 966 – 967 гг. подчинил Руси волжско-камских болгар и
мордовские племена, овладел г. Итиль в низовьях Волги; с выходом к Северному
Кавказу взял крепость Семендер, победил племена
аланов, ясов (осетин) и касогов (черкесов), основал в
районе Кубани г. Тмутаракань; в 968 – 972 гг.
предпринял два успешных похода против Византии.
В походах ярко выражалось полководческое искусство
Святослава. Они начинались весной и продолжались до осени. Походы на дальние
расстояния обычно проводились комбинированно: пехота двигалась по реке и морю в
ладьях, конница - по суше, вдоль побережья. Для разведки противника и охранения
войска впереди шли особые отряды. Когда войско располагалось на отдых,
выставлялась «сторожа». Большое внимание уделялось изучению стратегии и тактики
противника. Святослав стремился достичь победы в одном - двух полевых
сражениях, применял принцип внезапности и стремился к разгрому противника по
частям, прибегал к осаде и обороне крепостей. Ввел в боевом порядке «стена»
вторую линию, игравшую роль резерва.
Византиец Лев Диакон оставил описание внешности Святослава: «Видом он был таков: среднею роста, ни слишком высок, ни слишком
мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским
носом, с бритой бородой и с густыми длинными висящими на верхней губе волосами.
Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон
волос, означающий знатность рода; шея толстая, плечи широкие и весь стан
довольно стройный. Он казался мрачным и диким. В одном ухе висела у него
золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином посреди их вставленным.
Одежда на нем была белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличная».
Князь Святослав Игоревич был убит в 972 г. Из его черепа печенеги
сделали чашу и пили из неё вино. По своему поверью тем
самым они прочились воспринять воинскую мудрость и доблесть погибшего
полководца.
Войско Руси делилось на пехоту и конницу. Пехота
имела приоритетное значение. По вооружению и характеру действий в бою она
делилась на тяжёлую и легкую. Кавалерия составляла
основу княжеских дружин. С конца X в.
роль конницы в русском войске стала возрастать, т.к. непрерывные бои с
кочевниками-степняками требовали от русских воинов быстрого и непрерывного
маневрирования и подвижности.
На вооружении славяне имели копья,
мечи, булавы, секиры, топоры, рогатины, ножи «засапожные»
и луки. Основным оружием профессионального воина был обоюдоострый
меч с тяжёлым и длинным клинком (до 90см). С X в. на Руси стала использоваться сабля, более удобная в конном
бою со степняками. Русские воины имели превосходное по тому времени защитное
вооружение, которое называлось броней, a позже доспехами. Это шлемы с кольчужной
сеткой, прикрывающей шею воина, кольчуги и большие щиты миндалевидной формы.
Качество оружия и доспехов зависело прежде всего от
достатка воина. Основное оружие и снаряжение обычно хранилось в княжьих складах
и выдавалось перед выступлением в поход, а после похода опять отбиралось.
Древнерусская рать отличалась высокой дисциплиной.
Постепенно складывалась система взысканий и поощрений. По более поздним данным,
за военные отличия воинам выдавались золотые гривны (медали), цепи и кресты,
которые носились на груди. Иногда воины награждались оружием, конем или
земельным владением. С древнейших времен славяне использовали военную музыку и
«стяги» (знамёна), вокруг которых выстраивалось и сражалось войско. «Ставить
стяг» означало строиться или готовиться к бою.
Способы ведения войны и боя древнерусской
рати были весьма разнообразными. Войско собиралось на сборном пункте и
организованно выступало в поход. На походе впереди шла «сторожа», которая охраняла главные силы, вела разведку путей и
противника и добывала «языков» (пленных). За «сторожей» двигались главные силы,
затем обозы с продовольствием и походным имуществом. При расположении на месте
рать окружала себя повозками или тыном, иногда окалывалась. Обязательно
выставлялось охранение.
Основу боевого порядка древнерусского войска в IX - XI вв. составляла «стена» - тесно сомкнутое и
глубокое построение из 10-20 шеренг. Ее фланги прикрывались конницей, а перед
фронтом действовала легкая пехота, которая метала в противника стрелы и легкие
копья (сулицы). Сила «стены» заключалась в ее
монолитности и мощной атаке, недостатки - в малоподвижности, уязвимости флангов
и тыла.
С XI в.
войско выстраивалось для боя и «полчный ряд». По
этому поводу С. М. Соловьев писал: «Войска в битвах располагались обыкновенно
тремя отделениями: большой полк, или чело, и два крыла; в челе ставили
варягов-наемников, если не было наемников, то земские полки, а дружину - по
крылам, сохраняя ее для решительного нападения. Когда река разделяла
враждебные войска и ни одно из них не хотело первым переправиться, то
употребляли поддразнивания... Перед выступлением в поход трубили. Войска
сходились (сступались) и расходились по нескольку раз
в битвах, в ожесточенных схватках брали друг друга за руки и секлись мечами.
Было в обычае решать войны единоборством; боролись в собственном смысле слова,
без оружия, схватывали друг друга руками и старались задушить противника или
повалить, ударить им о землю». Победу решали сила, мужество и умение владеть
оружием. Часто применялись охваты и обходы флангов, засады и заманивание
противника преднамеренным отступлением. «Полчный ряд»
способствовал повышению маневренности войска.
Дружинники и «вои» были храбры и выносливы. Эти качества
вырабатывались суровым образом жизни. Личный пример князя в бою имел огромное
значение. Начав войну, князья стремились перенести ее на территорию противника.
Русская рать брала города приступом («копьем»), внезапным
нападением или хитростью. При неудачном штурме воины обкладывали город со всех
сторон и голодом вынуждали гарнизон к сдаче. Если гарнизон не сдавался,
производились осадные работы - вокруг осажденного города насыпался вал, а рать
располагалась в укрепленном стане, откуда, производились нападения. К городским
стенам русские воины приближались под прикрытием щитов, затем срубали тын,
поджигали башни и стены. Иногда засыпали ров, а у стены делали земляной присып, чтобы можно было на нее взойти. Для разрушения
крепостной стены и проникновения в город проделывали подкоп, а также применяли
башни, которые подкатывали к крепостной стене. Лучники с этой башни выстрелами
сгоняли оборонявшихся со стены и обеспечивали производство осадных работ.
Русские воины сооружали укрепления как полевого, так и
крепостного типа. Полевые укрепления назывались засеками, острогами, городками.
Городские укрепления состояли из наружной крепости (окольного града или
острога) и внутренней цитадели (детинца, вышгорода
или кремля). Чаще всего кремль располагался на труднодоступной высоте, он имел деревянные стены с
башнями, глубокий ров и тын. Стены (заборы) состояли из двойного ряда срубов
или толстых бревен, между которыми насыпали землю или камни. Четырехугольные
башни (вежи или стрельницы) имели бойницы. Стены и
башни иногда обкладывались дерном. Киев вначале был обнесен земляным валом
длиною более километра. В 1037 г. была
построена каменная ограда с тремя воротами.
Одним из славянских обычаев того времени было празднование
победы «на костех», т.е. на поле боя. Преследование
разбитого противника вне поля боя обычно не применялось.
В упорной и длительной борьбе с многочисленными внешними
противниками Древнерусское государство, опираясь на свою военную организацию,
сумело отстоять независимость, обеспечило древнерусской народности условия для
самостоятельного исторического развития.