Священные животные древнего египта. Священные животные в древнем Египте
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Священные животные древнего египта. Священные животные древнего египта


Священные животные древнего египта

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

«НОВОТОМНИКОВСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Р Е Ф Е Р А Т

на тему «СВЯЩЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ

ДРЕВНЕГО ЕГИПТА» СОСТАВИТЕЛЬ:

Шурухина Ольга Николаевна-

педагог дополнительного образования.

2008 год. 1

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Методическая часть.
  2. Священные животные в Древнем Египте.
  3. Вопросы для обсуждения с учащимися на уроке.
  4. Список используемой литературы.
  1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Образовательная программа «Живая глина» по которой я работаю, является интегрированной с общеобразовательной школой, с такими предметами как история, литература, биология. Когда в 5 классе по истории Древнего Мира изучается Древний Египет, дети приходят на занятия в школу искусств и лепят священных животных той эпохи.

Реферат «Священные животные Древнего Египта» является теоретическим материалом для этого урока.

2. СВЯЩЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ.

Одной из самых ранних форм поклонения священным животным был тотемизм – представление, что все члены одного рода происходят от определенного животного – тотема. Иногда тотемом считалось растение или какой-либо предмет. Люди верили, что они неразрывно связаны со своим тотемом. По их представлению, тотемное животное, если оно этого захочет, может превратиться в человека. Причину смерти видели в перевоплощении человека в тотема. Животное, которое считалось тотемом, было священно – его запрещалось убивать. Впоследствии тотемное животное разрешалось убивать и есть, но голову, сердце и печень употреблять в пищу запрещалось. Убивая тотема, люди просили у него прощения или старались возложить вину на другого. Пережитки тотемизма встречаются в религиях многих народов древнего Востока. Но дольше и упорнее, чем в других древних странах старинные верования сохранились в долине Нила. Замедленность общественного развития и всей культуры в целом обусловила прочное сохранение примитивных форм религии вплоть до позднего времени, чем, в частности объясняется широкое распространение культа животных во все периоды египетской истории.

В новых социально-экономических условиях прежние тотемные предки, имеющие облик зверей птиц и рыб превращались в богов – покровителей той или иной местности, а иногда всей страны. Боги в Египте чаще, чем в других странах изображались в виде животных. Иногда даже человекообразный бог изображался с головой барана, кобчика, крокодила и т.д., а богиня с головой коровы, львицы или кошки.

2

Примеры можно приводить без конца. Почти любой представитель египетской фауны почитался в той или иной области (а некоторые и во всей стране). Иногда из бесчисленных представителей какого-либо вида животных отбирался один представитель и объявлялся богом. Так, например, со многими сотнями и тысячами быков в Египте не особенно церемонились. Их пасли, погоняли бичами, запрягали в плуги и т.д. Зато одного-единственного боготворили.

В Мемфисе, столице древнего Египта, почитали божественного быка Аписа. Этого быка выбирали соответственно особым приметам, он должен был быть черным, но с белым круглым пятном на лбу, с особыми волосками на хвосте он должен происходить от коровы, которая после отела уже никогда не сможет иметь другого теленка. По словам египтян на эту корову с неба нисходит луч света и от него-то она рождает Аписа. Когда такого исключительного быка после долгих обследований находили, то его приводили в Мемфис, в специальный храм и объявляли священным и неприкосновенным.

В центре культа бога войны Монту - городе Гермонте (в верхнем Египте) почитали быка Бухиса белого цвета с черными отметинами, шерсть у него росла не так как у обычных животных, а в противоположном направлении, ежечасно меняя цвет в зависимости от фазы суточного пути солнца. Изображался Бухис с солнечным диском и двумя высокими султанами между рогов. После смерти Бухиса мумифицировали и торжественно погребали в саркофеге в некрополе Бухеум.

В Гелиополе широко было распространено поклонение солнечному быку Мневису. Мневис считался душой Ка и живым воплощением бога Солнца. Здесь же поклонялись богине неба Нут. В древнейших представлениях – небесная корова, родившая солнце и всех богов. Как защитница и покровительница мертвых, возносящая их на небо, Нут изображалась на саркофагах.

Никто в Египте не смел обидеть кошку, за ее убийство виновник мог поплатиться жизнью. В храмах, посвященных богине любви, радости и веселья Баст, (египтяне изображали ее в виде кошки либо женщины с кошачьей головой) содержалось много кошек. Во время пожара египтяне не заботились о спасении своего имущества, а спасали кошек. Если в доме околевала кошка, в семье объявлялся траур, все обитатели дома сбривали себе брови и скорбели. Трупы кошек бальзамировались и захоранивались в пышных гробницах на специальных кладбищах. Археологами обнаружено около 300 тысяч мумий, относящихся к 4 тысячелетию до нашей эры. Первые иероглифические знаки, обозначающие слова кот и кошка, датируются примерно 2300 годом до нашей эры и читаются как «минт» и «миу». Не только в Египте, но и на всем Востоке кошки издавна находились в привилегированном положении по сравнению с Европой. В исламе кошки весьма почитаются, кошка Муэзза жила у самого пророка Мухаммеда. В память о ней всем кошкам разрешен был свободный вход в мечеть. Кот

3

входит в число двенадцати животных, имя которых носят годы китайского календаря. В Китае кошки и их изображения считались приносящими счастье. Согласно древней персидской легенде, кошки появились от чиханья льва. В древней религии персов убийство кошки – такое же серьезное преступление, как и убийство человека. Важное место занимали кошки в странах Индокитая. Множество старинных и благородных пород: тайская, сиамская – происходят из этого региона, где их разводили при королевских и княжеских дворах.

В образе шакала, или дикой собаки, египтяне почитали бога бальзамирования Анубиса. Он сопровождал умершего в загробное царство, руководил обрядом мумификации. Шакал Анубис изображался лежащим с вытянутыми лапами, шерсть его окрашена в черный цвет, на шее – белая лента. Создается впечатление, что перед нами умное благородное животное с удивительно красивым силуэтом и совершенными пропорциями.

Огромным почитанием в Египте пользовались такие птицы, как ибис, кобчик, коршун, сокол. В древнеегипетской мифологии бог солнца Гор, покровитель власти фараона, изображался в виде сокола или человека с головой сокола. Богиня Нехбет – хранительница царского рода, символизировавшая объединение Верхнего и Нижнего Египта в единое государство, изображалась в виде женщины в короне Верхнего Египта с хохолком коршуна на голове.

Ибис, прилет которого предвещал разлив Нила, был священной птицей бога Тота. Поэтому его часто изображали с головой ибиса. Тоту приписывали создание всей интеллектуальной жизни страны. Он разделил бесконечное существование на годы, месяцы, дни и вел им счет. Составлял летописи. Создал письменность и научил людей счету и письму. Под его покровительством находились архивы и знаменитая библиотека города Гермополя. Тот – владыка великих чар и целитель. Магическими заклинаниями он спас бога Гора, укушенного в ногу. Вернул в Египет бежавшую в страну Нубию богиню влаги Тефнут. Без нее на берегах Нила все живое могло бы погибнуть. Из Нубии бог мудрости вернулся во главе обезьян-бабуинов (павианов) которые также стали его священными животными.

Вот как выглядит священный ибис. Длина тела около 75 см. Преобладающая окраска оперения взрослой птицы белая, только концы маховых перьев черная. Голова и шея голые, черного цвета. У молодых птиц голова и шея покрыты беловатыми перышками. Клюв и ноги черные. Клюв длинный, изогнутый к низу. Священный ибис строит гнезда на деревьях или на земле. Он питается лягушками и разными водными животными.

Во многих местностях особенно в Фаюмском оазисе даже крокодил считался священным и неприкосновенным властителем речных вод, и охота на него строго воспрещалась. Маленьких крокодильчиков помещали в храмовых прудах, откармливали медовыми пирогами. В уши священного крокодила вдевали серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевали

4

кольца, и пока он жил, весьма заботливо ухаживали за ним. После смерти крокодилов бальзамировали и погребали в священных покоях. В египетской мифологии в виде крокодила или человека с головой крокодила изображали божество плодородия, бога воды, повелевающего разливами Нила, и звали его Себеку.

Баран был священным животным бога Хнум, поэтому он изображался в виде человека с головой барана. Он считался великим гончаром. На гончарном круге он вылепил весь мир, а потом и первых людей, мужчину и женщину. Его также считали богом плодородия. Во время сражений он помогал египтянам одолеть врагов.

Священным животным богини Хекет была лягушка. Часто ее изображали с этим земноводным на голове. Богиня воды и плодородия приняла участие в создании людей, а в более поздние времена помогала женщинам при родах. В египетский Новый год, который отмечался после осеннего разлива Нила, было принято дарить амулеты в форме лягушки, символизировавшие возрождение земли.

Культ священных животных отразился в обоготворении и титулах фараона. Покровителями царской власти издревле считали священного сокола, пчелу, коршуна и змею. Царя часто изображали в виде могучего льва с головой человека (сфинкса).

С давних времен образ сфинкса воплощал загадочность, мудрость, непостижимость. В Египте в эпоху Древнего царства сложились устойчивые формы его изображения, сочетавшего тело льва с головой человека (обычно портрет фараона или царицы). Обычно сфинкс изображался лежащим. Иногда вместо передних лап у него человеческие руки, между которыми размещены разного рода дары, символы, статуэтки божеств. Слова «сфинкс» у египтян не было – для его обозначения у них существовало несколько названий. В эпоху Древнего царства вошло в употребление слово «маи». Тогда же был создан и гигантский сфинкс фараона Хефрена в местечке Гизе, где стоят пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина.

Гизский сфинкс, которого иногда называют Большим, считался воплощением солнечного бога Хора, известного также под именем Хармахис (изображался в виде сфинкса или льва с головой сокола) что означало «Хор на горизонте». Этот бог символизировал восход. Лицо сфинкса было обращено на восток к лучам солнца. Он символизировал бессмертие фараона и олицетворял собой мудрость.

Помимо изображений с портретными головами, существовали и бараноголовые сфинксы, связанные с образом бога солнца Амона. Аллеи таких существ соединяли храмы Амона в Карнаке и Луксоре. Они посвящались живому богу и, следовательно, были установлены на восточном берегу Нила, где находились храмы и дворцы фараонов.

Верховный бог солнца Амон-Ра изображался в виде человека с головой сокола, увенчанной золотым солнечным диском, окруженным змеей. 5

В то же время существовало представление, что солнце – это огромный золотой шар, который каждое утро выкатывает на небо мифический жук-скарабей Хепри, подобно тому, как катят свои шарики по земле навозные жуки. Существовало поверье, что скарабеи обладают способностью самозарождения, поэтому изображения скарабеев служили амулетами, защищающими от смертоносных, злых сил, ядовитых укусов. Считалось, что амулет в виде скарабея может помочь воскреснуть из мертвых.

3. Вопросы для обсуждения с учащимися на уроке.

2. Как звали священных быков, и по каким признакам их выбирали

3. Как изображалась богиня радости и веселья Баст.

4. Почему египтяне носили амулеты с изображением жука-скарабея.

5. Как изображался сфинкс

4. Список используемой литературы.
  1. История древнего мира – Москва, Просвещение 1985 г.
  2. Юный художник - журнал 5 1989 г.
  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2006 г.
  4. Чудеса света. Энциклопедия тайн и загадок. Москва. Белый город 2008г.
  5. История древнего Востока. Москва «Высшая школа» 1979г.
  6. Всемирная история. Том 1. Москва., Политиздат 1955г.
  7. История древнего мира. Учебник для 5 класса. Просвещение.

reftop.ru

Священные животные в древнем Египте

Священные животные в древнем Египте

На земле древнего Египта сохранилось множество удивительных памятников старины. И нередко большое удивление вызывают звероголовые боги древности. Но не меньший интерес вызывают кладбища с похороненными там животными, которые, как и люди подвергались мумификации и захоранивались с большими почестями. Ведь животные нередко олицетворяли грозных богов.

Обожествляемые животные Древнего Египта

Религия Древнего Египта формировалась под влиянием тотемизма. Тотемом, как правило, избиралось животное, с которым племя себя связывало тесными узами. Однако в Древнем Египте связь с миром животных оказалась столь сильной, что продолжала развиваться и переходила в новое качество. Итогом этого стал огромный пантеон божеств с зооморфным обликом. При этом сами животные с богами не отождествлялись, за исключением тех случаев, когда определённое животное считалось «воплощением души» какого-либо бога.

Самыми почитаемыми были культы быка, ибиса, коршуна, сокола, кошки, павиана, крокодила и жука-скарабея. Поклонение другим животным носило уже локальный характер. Животное, почитавшееся в одном номе, не считалось священным в другом. Нередко из-за этого разгоралась вражда между жителями разных областей. Но все же на священных ибисов, коршунов и соколов охота была запрещена везде. На львов могли охотиться только в честь праздника богини Бастет, в отдельных номах могли убивать крокодилов при условии возрастания их численности.

Каждый ном почитал своё животное, и если оно умирало в центре своего культа, то его бальзамировали, клали в саркофаг и хоронили при храме.

Почитание быков и коров

Одним из самых почитающихся животных в Древнем Египте был бык. Его культ не был случайным. Ведь египтяне обрабатывали почву с помощью этого животного. Поэтому бык считался символом плодородия. Следствием этого было то, что боги, отвечающие за плодородие, сливались с культом быка. Таким примером служит культ быка Аписа в Мемфисе. Он являлся «душой» почитаемого здесь бога Птаха. Здесь при храме постоянно проживал бык – олицетворение бога.

Но чтобы стать земным воплощением бога, бык должен был иметь определённые признаки. На лбу у него должен располагаться белый треугольник, на шее – пятно, напоминающее орла, а на боку – пятно в форме растущей луны. Когда бык умирал, то египтяне объявляли долгий пост, однако после него жрецы начинали подыскивать нового кандидата на столь высокий пост.

В Гелиополе, чтившем Ра также поклонялись солнечному быку Мневису. Он тоже считался душой бога и в то же время его живым воплощением. Бык Бухис, считался душой Монту в Гермонте и связывался также с культом Осириса. Бухис был чёрным и изображался с солнечным диском между рогов.

Но помимо культа быка ещё почиталась священная корова. Их культ, как правило, был связан с таким божествам как Исида. Её священным животным считалась «великая белая корова Гелиополя», которая была матерью мемфисского быка Аписа. Другой богиней, почитавшейся в образе небесной коровы, была Хатхор. Именно она перевозила Ра. Очень часто Хатхор изображается в виде женщины с коровьими рогами, между которыми располагается солнечный диск. Позже образ Исиды и Хатхор сливается.

Почитание птиц

Не менее почитаемыми были такие птицы как ибис, сокол и коршун. Они настолько чтились, что даже за нечаянное убийство одной из этих птиц полагалась смертная казнь. Повсеместно чтился бог мудрости Тот, создатель письменности и литературы. Само божество изображалось в виде человека с головой ибиса. Поэтому эта птица чтилась при храмах Тота. Также трупы этих птиц подвергались бальзамированию. Ибис, помимо воплощения бога олицетворял мудрость, спокойствие и грациозность.

Одной из самых почитаемых птиц являлся сокол. Ему поклонялись с древнейших времён и, как правило, сокола отождествляли с Гором, который изображался в виде летящего сокола и Ра, как человек с головой сокола. Позднее сокол ассоциировался с «душой» Ба, которая выглядела как сокол с человеческой головой. На протяжении всей египетской истории считался покровителем и защитником власти фараона.

Также в Египте почитались такие птицы как коршун, он символизировал небо. Самка белого коршуна было воплощением богини Нехмет и являлась символом могущества фараонов. Ласточка также являлась одним из воплощений Исиды. Не менее почитались гуси как священные птицы Амона.

Почитание крокодилов, баранов, кошек

Бога нильских вод Себека олицетворяли крокодилы. Считалось, что они были способны повелевать разливами Нила, который приносил на поля плодородный Нил. Этим животным поклонялись во многих местах. Но главным культовым центром почитания стали Фивы и Фаюм. Фаюм стал не случайным местом. Это оазис в Ливийской пустыне, где была создана система оросительных сооружений, появилось водохранилище, где и развелось множество крокодилов. Крокодил выбирался по особым признакам, чтобы стать воплощением души Ба Себека.

Одним из самых почитающихся животных, наряду с быком был баран, который также почитался как символ плодородия. Священные бараны жили при храмах многих богов. Так, например, важными центрами культа были Эсна и Элефантин. Здесь бараны считались воплощением бога Хнума, в Гераклеополе – бога Херишафа. Также баран почитался в Мендесе, где он назывался Ба-небджед - "Душа Владыки Джед".

Баран был олицетворением самого главного бога в Египте Амона. Его культом центром были Фивы. Это животное отличается от других своими кривыми, загнутыми вниз рогами. В то время как рога других баранов располагались горизонтально и имели винтообразную форму. Амона-Ра как правило изображали как человека с головой барана.

Повсеместно в Египте почитались кошки. Но главным культовым центром был Бубастис. Культ их связывался с тем, что они уничтожали грызунов, а, следовательно, берегли урожай. Именно с почитанием кошек связано много удивительных традиций. Например, если в семье умирала кошка, объявлялся траур. За убийство этого животного полагалась суровое наказание. При пожаре первой спасали кошку, а потом только детей и имущество. Умерших животных относили к жрецам, где их бальзамировали и хоронили на специальном кладбище.

Это животное ассоциировалось с Ра, так как он считался великим котом. Не менее почитаемой была богиня Бастет, которая была хранительницей домашнего очага, а также символизировала плодородие. Она, как правило, изображалась в виде кошки или как женщина с кошачьей головой.

Почитание павианов, шакалов, собак

Священным животным бога мудрости Тота считался павиан-кинокефал. Считалось, что помощником этого божества был павиан по имени Астенну, который был одним из четырёх павианов, наблюдавших за судом Осириса в царстве мёртвых. Иногда также встречаются изображения Тота в образе павиана, так как эта обезьяна считалась разумным созданием. Священные павианы жили в вольерах при храмах, также они дрессировались и нередко принимали участие в религиозных мистериях.

С развитием культа мёртвых важную роль играли божества загробного мира. Одним из таких богов был Анубис – царь подземного мира мёртвых, а позже, один из слуг Осириса, защитник и проводник умерших в загробный мир. Животным, с которым ассоциировалось это божество, был шакал или собака. Поэтому это божество изображалось либо как собака или шакал, лежащий на брюхе, или как человек с головой одного или другого животного. Центром почитания этих животных был Кинополь.

Почитание гиппопотамов, львов, свиней.

Почитание этих животных не было столь широким. Как правило, их культ не выходил за центры почитания. Например, почитание гиппопотама было связано с культом богини Таурт, которая изображалась в виде беременной самки бегемота. Хотя сама богиня почиталась как покровительница беременных и новорожденных, гиппопотамы почитались только в Папремитском округе и ещё в нескольких местах.

Локальный характер носило и почитание львов. Наиболее известной божеством, с которым ассоциировался лев, была грозная Сехмет, богиня войны и палящего солнца. Центром культа этой богини был Мемфис, также ей поклонялись в храме Гелиополиса, где содержались львы. Иногда с головой львицы изображалась Бастет. Такое изображение считалось проявлением агрессивной стороны богини. На львов была запрещена охота. Исключения лишь составляли праздники в честь богини Бастет. Также львы символизировали мощь фараона.

Не повезло с культом свинье. Это животное считалось в Египте нечистым животным, и как правило ассоциировалась с коварным Сетом. Но в то же время свинья с древнейших времён символизировало небо. Также в виде свиньи с поросятами-звёздами на животе иногда изображалась богиня неба Нут, мать Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды.

Почитание других животных

В Египте почиталось большое количество животных. Среди многочисленных культов можно выделить почитание мангуста. Эти животные часто приручались и содержались дома для защиты змей и крыс. Вместе с ежом почитался как змееборец.

Одним из символов плодородия бала лягушка. Также она связывалась с загробным миром и воскресением после смерти. Лягушка считалась священным животным богини Хекет. Центрами почитания были Харвер и Абидос.

Не менее почитался навозный жук - скарабей. Культ его связывался с солнечным богом Хепри. Существовало поверье, будто скарабеи обладают способностью самозарождения. Изображения скарабея служили амулетами, защищающими от сил зла, от ядовитых укусов и помогающими воскреснуть после смерти. Также из насекомых почиталась также ядовитая многоножка Сепа, которое являлось священным насекомым Атума.

Заключение

На течение долгого времени религия Древнего претерпевала изменения. Верования древних охотников смешивались с представлениями скотоводов и земледельцев. На это всё накладывалась политическая борьба номов и социально-экономическое развитие страны. Вместе с тем существовали такие первобытные культы как тотемизм. Всё это повлияло на представление древних египтян о религии.

Животные и птицы считались «душами богов» и жили при храмах. Даже после их смерти жрецы заботились о них – бальзамировали и хоронили на специальных кладбищах при храмах. Но не только «души» божеств олицетворяли животные. Само изображение богов было причудливой смесью человека с животными. И это архаическое представление существовало на протяжении тысячелетий. Но может загадка обожествления кроется в другом? Ведь Египет достаточно пустынная страна с довольно бедным животным миром. Наверное, поэтому в этой древней религии было так много почитаемых животных, от которых во многом зависела жизнь людей.

Рекомендуем ознакомится: http://warps.ru

worldunique.ru

Священные животные Древнего Египта | Корона

Древние египтяне не только наделяли своих верховных божеств чертами животных. Многие звери были признаны священными, что давало им такие привилегии, о которых рядовой древний египтянин мог только мечтать. В Мемфисе, например, существовал культ быка Аписа. Для того чтобы получить столь высокий «пост», бык должен был соответствовать определенным канонам: на лбу должен быть белый треугольник, на шее – пятно, напоминающее орла, а на боку – пятно в форме растущей луны. Священный Апис жил в особых апартаментах: перед храмом Птаха для него был оборудован специальный загон, где он принимал дары. Если бык умирал, то египтяне объявляли долгий пост, однако после него жрецы начинали подыскивать нового пятнистого кандидата. Но священное животное не шло на котлеты. В 1851 году французский археолог Огюст Мариет открыл в Саккаре знаменитый Серапеум: подземные погребальные камеры. Мумифицированные быки находились в саркофагах из розового гранита, известняка, базальта. Саркофаги были монолитными и достигали 4 метра в высоту и весили около 70 тонн.

Птицы, которые помогали египтянам в земледелии, также получали звание «Священные». В древнеегипетских верованиях ибис символизировал бога Тота (аналогичного Гермесу в Греции). Священную птицу после смерти мумифицировали, тело ее покоилось в глиняном сосуде.

Очень повезло священному крокодилу, который проживал в Фивах. Его украшали драгоценными серьгами и кольцами, а поклонники культа регулярно выражали своему зеленому богу почитание и подносили всяческие дары.

Особое место в египетской религии занимали кошки. Они истребляли крыс, извечных врагов урожая, за что особенно почитались египтянами. За убийство котейки полагалось суровое наказание. Кошка символизировала солнечное тепло и свет, ее считали священным животным богини Бастет, храм которой был построен в Бубасте. После смерти священных котов мумифицировали: в Бени-Хасане было найдено большое количество «кошачьих» мумий.

Среди священных животных был волк – священное животное бога Упуата, проводника в царство мертвых. Поклонение шакалам связано с культом Анубиса. Культ собак и шакалов был особенно развит в Кинопольском номе.

Священным животным богини Таурт, покровительницы беременных, был гиппопотам. Богиню изображали в виде его самки. Однако особого распространения культ бегемота не получил. Сильны верования были только в Папремитском округе. Есть мнение, что гиппопотам являлся также священным животным Осириса. Но иногда бегемотов причисляли к силам зла, относили, вместе с крокодилами, к врагам Ра.

Священный лев, как и полагается царю зверей, символизировал власть и могущество фараона., а также являлся священным животным богини Сохмет, которую изображали в виде женщины с львиной головой.

Судьба свиньи за тысячи лет не изменилась: и в Древнем Египте ее считали грязным животным, соотносили с богом Сетом, олицетворением злого начала. Хотя в древнейшие времена она ассоциировалась со звездным небом. Во всяком случае, богиню неба Нут иногда изображали в виде свиньи, а звезды – поросятами на ее животе

Источник:egypt.web-3.ru

koronatour.ru

Животные Древнего Египта | Сайт про Египет

zhivotnye egiptaВ этой статье мы рассмотрим древнеегипетские названия разных животных: рептилий, пресмыкающихся, земноводных, а также диких и одомашненных травоядных.

Древние египтяне называли червей и змей однокоренными словами хефат и хефау. Хотя с точки зрения биологии это совершенно разные создания, между ними есть определенное сходство (форма и отсутствие ног), которое позволило дать им общее имя. Словами фенетж и джедефет могли называться черви, паразитирующие на человеке.

Культ животных Древнего Египта

ЗмеиВ долине Нила и ее пустынях водилось очень много змей, и древние египтяне хорошо их различали. Они знали, что укус некоторых из них смертелен, тогда как другие могут вызвать только лихорадку, или даже остаться без последствий. В Бруклинском музее Нью-Йорка хранится папирус, который, по-видимому, происходит из храмовой библиотеки или из библиотеки жреца-врачевателя: в нем достаточно подробно описаны змеи (величина, окраска, форма головы) и некоторые ящерицы, а также рецепты лекарственных средств для лечения несмертельных укусов. Он датируется периодом правления XXX династии, но возможно, что сам текст более древний. Чтобы защититься от укусов змей и скорпионов, египтянин мог носить на теле амулет в виде маленькой стелы с образом обнаженного младенца Гора, стоящего на двух крокодилах и сжимающего в руках диких животных (льва, орикса, змей, скорпионов). Текст, выгравированный на амулете более или менее подробно, излагает эпизод мифа, в котором юный бог стал жертвой ядовитых созданий, а его мать, Исида, исцелила его.

ЯщерицыНа территории Древнего Египта водилось много ящериц, однако все они были безвредны. Наиболее примечателен среди них хамелеон; в Бруклинском папирусе он описан так: «Что же до хамелеона, то он полностью окрашен в зеленый цвет, кроме живота, который окрашен в белый; у него две ноги, подобранные под себя; на голове у хамелеона три выступа, два из которых направлены вперед, а один назад. Если его посадить на какой-то предмет, он приобретет его цвет. От него можно спастись до седьмого дня. Это воплощение бога Анубиса; его можно прогнать, произнеся умиротворяющие заклинания». Безобидное создание, в Древнем Египте хамелеон считался опасным из-за своего удивительного облика. Но люди верили, что его можно обезвредить при помощи специальных заклятий. Должно быть, писарь, копировавший папирус, утомился, или никогда не видел хамелеона, потому что написал, что у него две лапы вместо четырех!

Крокодилы и черепахиОни прекрасно чувствуют себя не только в воде, но и на суше. Крокодил известен нам лучше всего, однако после сооружения большой Асуанской плотины в Египте не осталось крокодилов. В древние эпохи они, напротив, в изобилии населяли Нил и его берега, болота и озеро Файюм, край бога-крокодила, о чем свидетельствует греческое название его столицы, Крокодилополя. Слова и выражения, которыми египтяне называли это животное, довольно многочисленны. Черепаха имела дурную репутацию. Ее спину египтяне сравнивали с песчаными островками, появляющимися на Ниле, когда уровень воды опускается, делая опасным движение судов по реке. Вот почему в мифологии черепаха превратилась в препятствие на пути ладьи бога Ра. Люди верили, что это животное выпивает всю воду в Ниле, вызывая тем самым его обмеление.

ЗемноводныеК земноводным относятся лягушки и жабы, которые в Египте широко распространены и по сей день. Как и в случае с крокодилом, их полуводный образ жизни и метаморфозы вдохновили древнеегипетских жрецов, иллюстрировавших некоторые рассказы о сотворении мира, в частности, в Гермополе и Фивах. В результате женские божества огдоады стали часто изображаться с головой лягушки, в то время как мужские получили змеиные головы.

ТравоядныеИз крупных травоядных животных бегемот и слон сегодня исчезли из египетской фауны. Древнегреческое название города Асуана, Элефантина, переводит древнеегипетское название Абу, означающее «слон». Жираф, населяющий африканские саванны, нередко изображался в сценах выплаты дани и преподнесения даров от стран, расположенных к югу от Египта (гробница Хоуи, годы правления Тутанхамона).

Из травоядных животных самыми многочисленными были полорогие. Одни продолжали жить в дикой природе, где египтяне охотились на них, другие же постепенно одомашнивались. Их очень высоко ценили, потому что они давали молоко и мясо, и к тому же их использовали в качестве тягловой силы в полевых работах.

В Древнем Египте эти животные считались священными

Некоторые божества являлись людям через посредство священного быка, который должен был соответствовать длинному списку критериев. Священные быки жили в отдельном загоне, и о них должны были заботиться специальные прислужники. Наиболее известны из этих быков Апис (аватара Птаха), Мневис (аватара Ра) и Бухие (аватара Монту). После смерти их бальзамировали и погребали, как почитаемых персон. Самый знаменитый некрополь священных животных, Серапейон, был расположен в Мемфисе.

Читайте так же:

fantazia-egypt.com

Универсальная

         Кошки, быки,  крокодилы считались священными животными в Древнем Египте. К ни относились как к представителям богов; некоторые из них жили в храмах. Ежедневно жрецы приподносили им разнообразные дары.

          

                       

    

    

       В Древнем Египте обожествляли многих животных.

Священные животные обладали злыми или добрыми силами того бога, которого олицетворяли. Горе тому, кто совершал против них зло, - его ждала жестокая кара. После смерти тела некоторых животных бальзамировали. 

      Бык Хапи служил символом реки Нил. Одним из важнейших богов был сокол Гор.

      Самым же любимым домашним животных была кошка. Жрецы объявляли её священным животным и посвятили богине Луны Бастет, которую изображали в виде женщины с кошачьей головой.

      В храм этой богине приносили тысячи статуэток кошек из глины, серебра, золота. Во время пожара в доме в первую очередь спасали кошку, а потом имущество. Когда любимица умирала, в знак печали члены семьи выбривали брови, стригли волосы. Чтобы спасти тело животного от тления, его бальзамировали, как фараонов Египта. Законы Египта сурово карали того, кто причинял вред кошке.

     Как вы думаете, почему? Объяснение очень простое: в Египте было много мышей, которые уничтожали запасы зерна.

 

 

  

 

         Крокодилы. В храмах, посвященных  богу Себеку, было множество крокодилов, например, в Крокодилополе, главном городе Фаюма.

          Собаки отождествлялись с образом Анубиса, бога бальзамировщиков.

           Мангуст тоже считался священным животным. Он был непримеримым врагом змей, укусов которых он не боялся;

его называли "крысой фараона".

 

 

           Кошек, крокодилов или собак после смерти мумифицировали. Их мумии были найдены в некоторых древнейших захоронениях.

 

 

 

egypt.gimna1.ru