Мифы древнего урала. Читать онлайн «Легенды Южного Урала»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Легенды и предания Среднего Урала. Мифы древнего урала


Легенды и предания Среднего Урала

Я живу в городе Новоуральске, который находится на Среднем Урале. Город стоит на уральском перевале. Здесь небольшие по высоте горы, но все же проходит главный Уральский хребет. Природа, окружающая мой город, красива. Много здесь замечательных мест.

А вот, что говорят легенды и предания об этих местах, я хочу вам рассказать.

Но сначала, что же такое легенды и предания? Это фольклорные рассказы о прошлом, которые живут в памяти людей. Они возникли в древние времена. Передавались такие рассказы устно: от человека к человеку, от старших в семье к младшим.

Как же образовались Уральские горы? Я расскажу вам легенду. Это сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Великан прятал в них все свои богатства. Пояс у него был огромный. Однажды великан снял его, растянул, и пояс лег через всю землю, с севера от холодного Карского моря до берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

А вот еще одна легенда. Говорят, будто Бог, когда землю создавал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных и по всей земле рассыпал. Где погуще, а где совсем редко. Потом посмотрел Бог и увидел, что золота, самоцветов и драгоценностей осталось еще целая горсть. Подумал Господь, да и высыпал их между Европой и Азией. Так, будто бы Уральские горы и получились. Наверное, поэтому Урал так богат драгоценными камнями. Древние люди называли эти горы Каменным поясом.

Город мой стоит на берегу Верх-Нейвинского пруда. Из окон своего дома я вижу этот огромный пруд и мыс Черный. Черный мыс густо зарос лесом и, как острый нож, вонзается в самую середину пруда. Пруд огибает Черный мыс и уходит куда-то в горы. Он глубокий, длинный, извилистые берега с заливами и протоками, заросшими камышами и там гнездится дикая утка. Пруд Верх-Нейвинский соединяется с большим озером Таватуй. Это горное озеро и вода в нем удивительно прозрачна. В озеро впадает много ручьев и речек, берут они свое начало из ключей и родников.

Послушайте предание про мыс Черный, Таватуй-озеро и речку Нейву. Давно это было. Жило тогда здесь племя сильное и красивое, мудрое и зоркое. Но всех краше была дочь старого Тошема красавица Нейва. Много парней сваталось к ней, и только один молодой охотник по имени Таватуй не был с поклоном у Тошема и его дочери. Спокойно жило племя, кочуя по лесам, занимась охотой. Но однажды с Востока в озерной долине появились воинственные люди. Они убивали и мучили людей. Молодой охотник Таватуй призвал к борьбе с пришельцами. Началось сражение. С восхода солнца до заката длилась битва. Сражен был Таватуй и упал на землю. С ужасом увидела Нейва смерть любимого. Полились из ее глаз слезы и лились так долго, что слезами наполнилась долина. Стало на этом месте озеро, скрыло оно на дне своем могучего Таватуя. А красавица Нейва бросилась со скалы и, ударившись о камни острые, превратилась в прекрасную чистую речку.

Даже лес не смог сдержать печали своей и видя такое горе, нахмурился, помрачнел. Черным мысом называть это место люди стали.

А речка Нейва с тихим журчанием потекла по земле, чтобы рассказать людям о великой победе и геройской смерти храброго Таватуя.

Места у нас гора на горе и красивейшее место – это скалы-великаны «Семь братьев», возвышаются они над лесом. Вид их сказочен. Скалы украшают нашу уральскую природу.

Красива и легенда, застывшая в камне. Пробирался по этим местам Ермак со своими товарищами-казаками. Повстречались ему на пути семь волшебных братьев-великанов и не захотели они пропустить Ермака. Только одну гору Ермак одолеет, они ему другую, одолеет эту – третья растет. Осердился Ермак Тимофеевич, осенил волшебных людей крестным знамением, и они превратились в глыбы камня. Только эти камни не простые, говорят ночью слышно, как сердца великанов в них колотятся.

Много гор в наших местах. С горы Бунар можно увидеть мой город Новоуральск и поселок Верх-Нейвинский. А по городу протекает речка Бунарка и Ольховка. И о них тоже сложена легенда.

Было это давным-давно. Жил в наших местах старик – охотник по имени Бунар, и была у него дочка. Шустрая, бойкая такая девчушка. Кто не здешний , бывало спросит: «Чья такая?» А знающие люди отвечали ему: «Бунарская дочка». А называли просто Бунаркой. Хорошо жилось Бунарке с отцом в лесу, только пришла пора учиться. Путь в школу не близкий. Тут еще гора – камень стеной, не пускает напрямки идти. Приходится обходить камень Заплотный по лесам нашим таежным. Старик Бунар не мог оставить владения свои без присмотра, да и дочка хоть и мала, а уж самостоятельная. Купил отец ей все необходимое для учения, родительское слово наказал и отправил в школу.

Быстренько побежала Бунарка, только все ей интересно вокруг – в первый раз из дома так далеко направилась. Вскоре подружку свою Ольховку повстречала. Вместе веселей бежать. А уж когда с Нейвой встреча вышла, то и вовсе про школу и отцовское слово забыла, побежали они мир посмотреть. И так далеко забежали, аж до самого Ледовитого океана, люди сказывали.

Бунар, конечно, опечалился, узнав про весть эту. От горя он превратился в камень. А слезы его потекли по следам Бунарки след в след.

Может все это и было так, только и сейчас мы можем увидеть и Бунар-гору и камень Заплотный. А речка Бунарка хоть и мала, а воды свои правда до Северного Ледовитого океана несет.

Еще много легенд и преданий есть об уральском крае.

Они будут жить, пока жива людская память.

www.microanswers.ru

предания Урала |

 Клинок Уреньги

Давным-давно на месте сегодняшнего города Златоуста стояло кочевье степняков-ордынцев.

Хребет УреньгаХозяином всех окрестных земель и несметных табунов лошадей был некий Джанибек потомок какого-то хана. Был он жаден и жесток. Обдирал народ до нитки и никто не мог от него ускользнуть. Стонали все под этакой тиранией и задумались пастухи: надо бы этого бешеного олигарха как-то сковырнуть. Но кому это под силу? Read more

Так возникли луна и Уральские горы (легенда)

Давным-давно на небе было два Солнца. И они непрерывно озаряли Землю. И сильно плохо от этого было людям, т.к. из-за постоянного света, они не могли спать. И сказал тогда один бай: "Если найдется батыр, который метким выстрелом собьет одно солнце, то получит в жены мою дочь." Об этом узнали все мэргэны - кочевники.

Урал. Художник Александр Косминский

Урал. Художник Александр Косминский

Многие пытались стрелять в небо, но конечно же никто не смог сбить одно из солнц. Одним из последних приехал батыр по имени Урал. Взял он свой лук, алмазную стрелу, натянул тетиву, пустил стрелу в небо  и все вокруг зазвенело. От звука обрушились горы и замерли реки, а стрела все летела и летела вверх, попала в одно из солнц, развалила его на две части и полетела дальше.

 "Ай! Ай! Ай!" - закричали все. Одна половина солнца осталась висеть на небе, но светила уже не так ярко. Ай - луна. А вторая половинка упала на землю и превратилась в большую гору, которую в честь того батыра стали называть Уралтау. Так возникли луна и Уральские горы. Такая вот легенда.

ПолозЕсть такая  легенда о змее - Полозе. Говорят, что когда-то в давние времена в пустыне жил змей Полоз. Решил он отправиться туда, где немного прохладнее, чтобы воды холодной испить. Решил и пополз. Полз, полз. Чувствует он - вода близко. Поднатужился и дополз. Опустил уставшую голову в воду и стал пить. Так долго пил, что уснул. И так долго спал, что окаменел весь. Только хребет и остался на земле.

  А люди этот хребет Уральскими горами назвали.

Золотодобытчики верили в Великого Полоза - где змей проползет - там и золотая жила.

Башкиры тоже верили в Великого змея, его называли Аджарха. Манси его называли Ялпын Уй, а марийцы Шем кишке (черный змей). Полоз живет около озера Иткуль (или Увильды или Аргази) и может плавать по воде. И никакая он не выдумка, а самое настоящее животное. Для его изучения из самой столицы даже приезжал зоолог Сабанеев в июне 1870 года. А в районе Аракуля в конце 19 века был убит полоз длиной более 3 метров, чучело которого сейчас находится в Лондонском музее природы. У Великого Полоза просили дождя, золота, удачи.

Вот какая еще легенда о змее-Полозе ходила на Урале. Read more

perevalnext.ru

Ящик пандоры – Природа Урала и Сибири. Легенды

Природа Урала и Сибири. Легенды

    Природа уральского и сибирского края чрезвычайно богата и разнообразна. Здесь есть и просторные степи, и высокие горы, и бескрайние леса с болотами. Откуда они взялись? – об этом могут рассказать легенды местных народов.

    Большинство исторических и природных мест бывает окутано легендам и мифами. Особенно если эти места отличаются необычным видом или тесно связаны с жизнью людей. В наследие от коренного населения Уральских гор и Сибирских лесов нам достались красивые легенды, повествующие о появлении природных красот этих земель.

Уральские горы

    Русское название «Урал» произошло от устаревшего башкирского слова «урау», что означало либо «пояс», либо «возвышенность». Местные народы называли эти горы по-разному: Нёр, Из, Нгарка Пэ. В славянских летописях Уральские горы упоминаются как Поясовые или Большой Камень.

    Это совсем молодые горы – они начали формироваться в палеозойскую эру, и украшают собой лик Земли на протяжении всего лишь 200 миллионов лет. Уральские горы появились в процессе складкообразования земной коры. Но у местного населения – манси и хантов – существуют свои легенды, рассказывающие о том, как появился знаменитый Урал.

    По одной версии легенды жил в тайге могучий и жадный великан, который из века в век складывал в свой огромный пояс разные драгоценности. И вот набралось у него столько добра, что пояс упал с него на землю. Так появились Уральские горы, богатые металлами и самоцветами.

    Другая версия говорит о мудром верховном боге – он специально бросил в самый центр земель свой тяжёлый пояс, чтобы тот придавил крутящуюся землю и оставил её беспокойный бег.

Мань-Пупу-Нёр

    Эти каменные останцы называют ещё Столбами выветривания или просто Болванами. Они находятся в Северном Урале. С этим интересным геологическим объектом природы связана древняя мансийская легенда.

    В стародавние времена на этих землях жило одно процветающее племя, и управлял ими мудрый вождь, у которого была дочь-красавица, и сын – удалой воин. Однажды, когда сын вождя был на охоте, посватался к его дочери жестокий великан из соседнего племени. Красавица отказала ему, и тогда великан позвал своих шестерых братьев, и пошли они всемером войной на племя вождя. Много дней они бились, пока не вернулся с охоты сын вождя. Он направил на них луч солнечного света, который отражался от его волшебного щита, и семь братьев превратились в камни. Они до сих пор стоят на горе там, где хотели погубить процветающий народ вождя.

Скалы Три брата

    В горах Среднего Урала есть три скалы, прозванные Старший, Средний и Младший брат. С ними связана башкирская легенда. Однажды пришли с востока на Урал войска захватчиков, которые грабили, убивали и пленили людей. Они были настолько сильны, что никто не смел им сопротивляться. И только три отважных брата, удалые воины и охотники, не побоялись встретить неприятеля в горах. Много дней и ночей они храбро бились с врагами, но не пустили их в родные края. Захватчики были вынуждены уйти восвояси, а три брата превратились в каменные глыбы, которые и сегодня стоят в горах, и словно охраняют родной край.

Озеро Тургояк

    На территории Южного Урала находится озеро удивительной красоты – Тургояк. Оно прославлено не только прекрасными видами. Это озеро считается вторым по прозрачности и чистоте воды после Байкала. О появлении Тургояка повествует старинная башкирская легенда.

    Однажды отправился на охоту юноша Тур. Преследуя зверя, он ушёл далёко в горы, и встретил там прекрасную девушку по имени Кояк. Захотел юноша взять её в жёны, но девушка была больна – чёрная шаманка лишила её зрения, а исцеление могла принести только вода из самого чистого озера на свете. Тогда отправился Тур в дальние края. Много земель он прошёл, прежде чем нашёл это чистое озеро. Набрал в ладони воды и принёс её Кояк. Девушка умылась водой и прозрела. После этого влюблённые поженились, а на том месте, где Кояк уронила несколько капель чистой воды, появилось прозрачное озеро. А люди в память об их любви так и назвали озеро – Тургояк, что значит Тур и Кояк.

Гора Белуха

    Эта белоснежная гора в Алтайских горах высоко возвышается над окрестными землями и издали напоминает огромный треугольник. Одна легенда местных народов повествует о том, что она появилась из уха снежного великана по имени Белое Ухо, которого сразили охотники. Но существует более древняя легенда. Она гласит, что эта гора встала на пути ледника, наступающего с севера на тёплые и плодородные долины, где находились людские поселения. Перекрыв собой дорогу холоду и снегу, она спасла жизни многих людей. В благодарность за это местные народы подносили ей дары, считали своей защитницей и уважительно называли Белоснежной.

Река Ангара и Шаман-камень

    Ангара является крупным притоком сибирской реки Енисей, также она – единственная река, вытекающая из озера Байкал. В её истоке посреди воды стоит каменная глыба, которую в древности буряты считали убежищем духа реки. Сейчас эту скалу называют Шаман-камень. О том, как он появился посреди русла Ангары, может поведать древняя легенда.

    У старика-охотника по имени Байкал была единственная дочь Ангара. Он любил её всем сердцем так горячо, что даже не хотел выдавать замуж. И чтобы дочь не видела молодых охотников, он держал её в чуме подальше от чужих глаз. Но Ангара узнала от лесных птиц, что на западе живёт прекрасный юноша Енисей, и ночью сбежала к нему. Когда проснулся старик-отец, он разозлился на дочь и швырнул в неё огромной скалой, но не попал. А Ангара добежала до Енисея, и они стали жить вместе. С тех пор из озера Байкала течёт река Ангара, а в её русле лежит огромная скала.

Озеро Байкал

    О возникновении этого уникального озера повествует множество бурятских легенд. Одна из них говорит о том, что в стародавние времена на месте озера треснула земля, и оттуда вырвался столб пламени до небес. Огонь уничтожал всё: леса, степи, болота и, в конце концов, добрался до поселений людей. Люди в страхе начали молиться богам и просить огонь остановиться, они кричали: «Бай хал!» Боги услышали мольбы и потушили страшный пожар. Постепенно в той трещине, откуда вырвался огонь, собралась чистая дождевая вода, и так появилось озеро Байкал.    

Источник: slavyanskaya-kultura.ru

pandoraopen.ru

Легенды Уральских гор

Легенды Уральских гор

     Урал стал местом, где пересекались дороги многих  народов. Здесь происходило смешение культур, традиций, умений,  языков этих людей.  Через степи Урала двигались скифы,  шли готы, через Запад  проезжали гунны, за ними появились угры, аланы, сарматы.    Потом появились мадьяры (предки венгров) и тюрки (предки башкир и татар). Пришли сюда арии. Потом были предки коми-зырян и удмуртов, ненцы и селькупы, булгары, финны. Появились марийцы, мордва, чуваши и калмыки. Урал всегда был местом встречи разных народов. Встречи Европы и Азии; Руси и Сибири; запада и востока.    Некоторые ученые сравнивают Уральский регион с коридором мира или его котлом. И здесь, в этом котле,  за многие века, родилось что-то свое, новое, уральское. И нет похожего этому нигде на свете.  Сейчас на Урале живут люди более чем 70 национальностей. В древних рассказах об этих местах, говорится, что люди здесь с оленьими (козьими) ногами, глаза и рот у них находятся на животе. Спят они по 6 месяцев в году, а потом 6 месяцев бодрствуют.    Это почти реальное описание народов Северного Урала. Они носили обувь из шкур оленей, вывернутых  мехом наружу. Мы называем такую обувь – унты или уги.  Зимой они не выходят из юрт, а передвигаются по ходам, вырытым в снегу между домами. Не видя людей на поверхности земли, путешественники считали их спящими. Народы ханты и манси имели национальную одежду – рубашки,  сшитые из оленьих шкур, украшенную орнаментом. Это национальная одежда – малица. Элементы орнамента похожи на глаза и рот. Поэтому, иноземцы считали, что ноги людей покрыты мехом, спят они полгода, а глаза и рот их находятся на животе.    В 1096 году писали: "Стоят там горы, упирающиеся в луку морскую. А в горе будто бы просечено оконце. И сидят в горе люди неведомого языка, которые не могут выйти наружу. Прорубили они в горе оконце, и зарятся оттуда на свет божий. Через это же оконце они ведут обмен с иноземцами.  Если дать им нож или копье, то они дают взамен меха». Это известие удивило князя Владимира Мономаха. Он предположил, что это люди заклепанные (замурованные) туда Александром Македонским.    Александр нашел людей не чистых, страшных и испугался, что они размножатся по земле. Тогда он замуровал их в гору. Ходят там люди обнявшись по двое, перекатываясь колесом. Изъясняются они знаками, так как не знают русского языка. Ведут обмен, через это оконце. Если дать им железный предмет, то взамен они дают шкурки пушных животных. Их считали немыми людьми, умирающими осенью и оживающими весной. Немые – не знающие русского языка. Умирают осенью – уходят в дома из снега и не появляются до весны.    Глава из книги Виктории Галар: "Легенды Уральских гор", 2013 год, Екатеринбург

     Понравилась статья? Оставьте Ваш комментарий или поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях.

secretworlds.ru

Легенды о чуди белоглазой |

Существует легенда о чуди белоглазой - удивительном народе, жившем когда-то в древние времена на Урале. Этот народ по преданиям и сказам отличался особой красотой и статью, владел тайной силой и сокровенными знаниями о земле. Следы этого народа теряются в горах Алтая.Уральский пейзаж

Фото озеро АРАкуль с Шихана

В районе Чуйского тракта есть множество курганов то в одиночку, то по два, то по три, то целая улица. Говорят, что они остались от жившего здесь народа - чуди алтайской. Узнали они, что белое дерево на земле появилось, белая береза. А вместе с этим деревом белый царь народился, который должен их народ покорить. И тогда они решили, что пришло время умереть добровольно. Сделали они над ямами помосты, навалили на помосты камней, зашли каждый в свою яму и подрубили столбы. И камни их погребли. Это легенда.

В одном из своих первых рассказов "Дорогое имечко" П.П.Бажов пишет о высоком, красивом народе, живущем в горах. "Народ этот безразличен к золоту, не знает корысти и при появлении других людей местах их обитания уходит в гору тайными подземными путями."

Таинственный подземный народ упоминается в Лаврентьевской летописи 1377 года. Когда русские переселенцы пришли на Урал, то порой слышали в горах то звон металла, то удары о камень, то звон колоколов, то какие-то голоса. Отсюда по Уралу пошли легенды о чуди, добывающей драгоценные камни и металлы в Горе.   Во многих местах действительно были обнаружены старинные шахты и следы металлургического производства древности. А на месторождениях руды находили какие-то древние метки, оставленные чудью. Акинфий Демидов как раз искал эти метки и там строил металлургические заводы.

Русские казаки, пришедшие с Ермаком иногда встречали поселения, где жили высокие, голубоглазые, светловолосые очень красивые люди, разительно отличавшиеся от аборигенов-азиатов. Позднее, при дальнейшем продвижении русских на восток, тоже встречали таких представителей белой расы, говоривших на русском языке. Потом они канули, исчезли. Считается, что  смешались с другими народами. Стали бы они свою расу портить, что-то маловероятно. Может быть только какая-то малая часть  их ассимилировалась?

На Урале чудские места стали  как-бы магнитами, где не случайно вырастали города и поселения. На Чудских курганах стоит Екатеринбург, Челябинск, Курган.

В книге "Сердце Азии" об Н.К.Рерих пишет: "... Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами."

Под сокровищами очевидно подразумеваются знания. То есть сокровища у них духовные, а уж никак не материальные драгоценности. В 2012 году от РХ началась эра Водолея (в 7521 году от сотворения мира началась эра Волка по славяно-арискому календарю).  Сейчас по наблюдениям ученых магнитные полюса Земли отклоняются от физических со все убыстряющейся скоростью (46 км. в год) и их инверсия неизбежна. Мы живем накануне Большого Перехода (апокалипсиса огня или конца тьмы, а для кого-то конца света). Подземные товарищи благополучно переждут катастрофу, а потом выйдут обратно на поверхность. И начнется новая цивилизация. От нашей вот только останутся жалкие ошметки. Время уже подходит.

Известен древнегреческий миф о гиперборейцах, живущих за Рифейскими  горами. Народ этот жил счастливо без болезней без раздоров. Все таки думается, что они были ребятами продвинутыми во всех отношениях. И знали, что наступила ночь Сварога - последнее самое тяжелое тысячелетие эры Рыб (Лисы по славяно-арискому календарю). Наступило полное господство тьмы на Земле, энергии возобладали соответствующие. А энергии Света ослабли, город их Асгард Ирийский разрушен. Ну, значит пора под землю до лучших времен. И Веды и летописи и знания все затырили под землю. "А эти пусть тут на поверхности шараёбятся (копошатся) без нас".   Кстати цивилизация майя тоже исчезла бесследно за 500 лет до прихода Колумба, то есть как раз с наступлением ночи Сварога свалили куда-то. Под землю очевидно, не в космос же они улетели. Сколько разных свидетельств, догадок, предположений о существовании подземных городов (под плато Путорана, в Индии, Тибете, Перу...), и целой подземной высокоразвитой цивилизации. Сидят там  спокойно и наверное наблюдают за нами-недоумками с помощью своих технических средств (НЛО).  Иногда даже помогают нам, как расстреляли, например, Тунгусский метеорит огненными шарами, не дав ему грохнуться.

Буддистские письмена говорят, что в Сибири целый народ ушел под землю. По рассказам поморов чудь скрылась от новгородцев на Новую Землю, в недоступные места.

В некоторых преданиях о чуди говорится как о мужественных, высокорослых, сильных людях, а в других чудь представляется какими-то карликами-пигмеями, обитающими под землей и охраняющих богатства.

У новгородцев чудь - это могучие богатыри, живущие в богатстве и довольстве. Ими управляет умная и миролюбивая дева. Предание популярно и среди коми-пермяков и коми, присутствуют аналогичные мотивы и в удмуртской мифологии. Чудскую девицу можно увидеть в погожие дни на камне, где она прядет шелковую пряжу. Опроставшееся веретено она бросает на Бобыльский камень в подарок находящимся там девушкам.

На Урале существует легенда, что все пещеры, какие ни есть на Урале имеют сообщающиеся ходы между собой и что можно под землей пройти весь Урал насквозь от Ледовитого океана до самых южных отрогов (а может и дальше до Тибета).  В Пермской области есть предания о чудских богатырях, которые спят до поры в подземных пещерах до назначенного часа. В Перми есть такая легенда. Первые пермские диггеры (люди, увлекающиеся исследованием разных искусственных подземных сооружений в познавательных или развлекательных целях) спустились в подземелье под главным собором города, и будто бы увидели там стол, уставленный разными яствами. Зачем-то попробовали еду, после чего никак не могли найти выход. Видимо галлюцинации начались, потому что за ними гналось некое белое существо с горящими глазами.

Уральский сказитель П.П.Бажов предсказывает: "Будет и в нашей стороне такое времечко, когда ни купцов, ни царя даже званья не останется. Вот тогда и в нашей стороне люди большие да здоровые станут. Один такой подойдет к Азов-горе и громко так скажет "дорогое имечко", и тогда выйдет чудь из под земли со всеми сокровищами человеческими".

Однажды основатель Екатеринбурга Татищев увидел странный сон. Ему явилась женщина необычайной красоты, одетая в звериные шкуры и золотые украшения на груди. Она повелела Татищеву не трогать курганы в новом городе. Так как там лежат ее воины. Иначе обещала всяческие несчастья, если будет потревожен прах воинов или  возьмут их дорогие доспехи. Пообещала разорить город, если тронут могилы. А назвалась чудской княгиней Анной.  И Татищев выполнил это повеление. Екатеринбург так и поныне стоит.

Н.К. Рерих. Чудь под землю ушла

На Северном Урале на берегу реки Колвы в 10 км от поселка Ныроб (Пермский край) есть Дивья пещера с которой связано множество мифов и легенд. Считается, что это вход в подземный город, в котором живут дивьи люди. Этнограф Онучков в начале 20-го века записал следующее: "Дивьи люди живут в Уральских горах. Культура у них величайшая, и свет в горах не хуже солнечного... Выходы в мир имеют через пещеры..." Хотя дивьи люди по легенде - это сторонники Дыя, ушедшие под землю после его поражения в битве со Сварогом.  Туристы и охотники бывающие в этих краях порой слышат какие-то голоса или звон ночью или видят необычный свет в горах.

В начале ХХ века писали: "Дивьи люди живут в Уральских горах. Выходы в мир имеют через пещеры. Культура у них величайшая..."

Вот еще что интересно. У народов Северного Урала ханты и манси, и севера Сибири - юкагиров, эвенков и других сохранились предания о белых голубоглазых светловолосых людях, живших когда-то по всему северу. Когда-то здесь были города и деревни этих загадочных белых людей. И жили они здесь относительно недавно - примерно 2-3 тысячи лет до н.э.

Ломоносов считал, что чудь белоглазая - те же русские, только старожилы лесной зоны, пришедшие с севера.

Художник А.Косминский. Челябинск

Художник А.Косминский. Челябинск.

Северный Урал и Сибирь -  колыбель белой расы. Ведь и сейчас в лесных дебрях русского севера на Урале и Сибири под личиной старообрядцев можно встретить представителей древней ведийской традиции, причём не языческой, а дорелигиозной той, которая была распространена на Земле во времена допотопной цивилизации Орианы-Гипербореи и Атлантиды.

Современная же техногенная рыночная бездуховная цивилизация,  построенная биороботами, обречена на гибель.

Если кто читал книги Сергея Алексеева "Сокровища Валькирии", то помнит, что действие происходит на Урале и в пещерах под Уральскими горами. Автор описывает подземные хранилища ведических знаний. Местные жители в некоторых деревнях по словам не только С.Алексеева, но и других людей, исследовавших нашу древнюю культуру, утверждают, что когда правительство производит какие-либо подземные взрывы, то местные говорят одну фразу: "Опять чудь бомбят".  То есть местные жители знают, что народ, который называют "чудь", то есть "чудесный народ" обладает более высокими энергетическими возможностями чем современное человечество, он живет в этих пещерах и является хранителем этих древних знаний. Сегодня помимо С.Алексеева об этом говорит еще один известный писатель Г.Сидоров. Оба автора контачат с разными волхвами - хранителями древне-русского знания и раскрывают в своих книгах различные аспекты этого наследия.

P.S.

Схема полой Земли

В Перу уверены в существовании подземной страны, простирающейся под материками и под океанами. Город Куско - вход в эту страну. Такие точки входа есть и в других местах земли. Например на Кавказе, почему туда так стремился Гитлер. Известный мистик Барченко что-то искал на севере. Будто бы он  нашел на Кольском полуострове пещеру - вход в подземный мир.  Точнее ему показали лопыри. При попытке проникнуть туда, на членов экспедиции напал леденящий ужас, как будто бы с них живьем сдирали кожу. Они сфотографировались у полузасыпанного входа и ушли. На Тибете есть тоннели, уходящие далеко вглубь земли. У буддистов вообще есть понятие АГХАРТА - внутренний мир, где обитает внутренняя цивилизация.

На спутниковых снимках НАСА видны воронки над Северным и Южным полюсами, как песочные часы. Интересно, что траектории движения спутников никогда не проходят непосредственно над физическими полюсами.  Первые спутники, проходя над полюсом всегда сбивались и падали. Свечение над полюсами - Полярное сияние - выходит из отверстий. Причем не только у Земли, но и у других планет.

Свидетельств существования подземного мира множество.

В Англии в 70-е годы ХХ века шахтеры, находясь под землей, услышали гул каких-то механизмов,  доносившийся снизу. Пробили ход в том направлении, гул при этом усилился и они увидели лестницу, уходившую вниз. Шахтеры испугались и убежали. На следующий день не обнаружили ни своего хода ни тем более лестницы.

В штате Айдахо в США была одна шахта, пользовавшаяся дурной славой, так как  из нее доносились крики и стоны. Разумеется местные жители были уверены, что это вход в преисподнюю. Ученые решили обследовать шахту. Обнаружили там человеческие скелеты. Исследования прекратили из-за все усиливавшегося запаха серы.

В Калифорнии индейцы утверждали, что иногда видели высоких людей с золотыми волосами. Якобы эти люди спустились с небес, но не могли приспособиться к жизни на земле и обитают под землей в жерле потухшего вулкана. А выйти могут через горные пещеры. Некоторые американские ученые (Эндрю Томас) считают, что подземные пещеры пронизывают насквозь весь континент.

Недалеко от Геленджика есть дырка примерно полтора метра в диаметре, бездонная, уходящая вниз. У нее необыкновенно гладкие края, как будто эта дырка техногенного характера. Создана по неведомым нам технологиям много сотен лет назад.

В 1963 году в Турции обнаружили подземный город. Он был многоярусным, там были многочисленные комнаты, связанные между собой коридорами, переходами, галереями длиной в десятки километров. Все выдолблено в скальном грунте. Оказалось, что подземные лабиринты проходят под всем Анатолийским нагорьем. А началось с того, что один турок обнаружил в подвале своего дома щель, из которой тянуло свежим воздухом. Считается, что этот город Деринкуйю соорудили хетты. Они жили в 18-12 веках до н.э. в Малой Азии, соперничали с египтянами, а потом враз исчезли. Какими технологиями неведомыми нам выдолбили этот город древние? У нас под Челябинском скальный грунт, с 85 года , уже 30 лет пытаются построить хотя бы одну линию метро, ничего не получается! В Деринкуйю поражающая своим совершенством система жизнеобеспечения, система вентиляции действует до сих пор. Внутри все продумано до мелочей. Гранитные двери могут блокировать входы-выходы. В общем туркам есть куда эвакуироваться в случае чего.

С 80-х годов прошлого века монгольские ученые исследуют пещеры Гоби.

Поразительно устойчивые предания о подземных городах в джунглях Южной Америке. Еще испанские конкистадоры находили подземные тоннели, о чем докладывали королю.

Это лишь малая толика свидетельств подземной жизни.

Советую посмотреть

perevalnext.ru

Легенды Южного Урала читать онлайн, Автор неизвестен

Легенды Южного Урала

Содержание

Сила родной земли

Глава I

О ЗМЕЕ-ПОЛОЗЕ

ПРЕДАНИЕ О ТОМ, ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ГОРЫ, ВЕЛИКИЕ И МАЛЫЕ

ЛЕГЕНДА О ЧУДИ

ГЛЯДЕНЬ-ГОРА

МАЛАНЬИН СПОР

СУЛЕЯ

ГОРЯЩАЯ ГОРА

СУГОМАК И ЕСКАЗА

ЗАКЛЯТЬЕ КАМЕННОЙ ГОРЫ

ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭХА

СКАЗКА О СЕМИГОРЕ, ДОЧКЕ ЕГО НАСТЕНЬКЕ И ИВАНЕ БЕГЛОМ

Глава II

ГОЛУБОЕ ЗЕРКАЛО СЕМИГОРА

ТАЙНА ОЗЕРА ЗЮРАТКУЛЬ

МЛАДШИЙ БРАТ БАЙКАЛА

УВИЛЬДИНСКАЯ ЛЕГЕНДА

ЗОЛОТОЙ ВОЛОС

СОЛНЕЧНАЯ ПИАЛА

ТАЙНА ОЗЕРА ИНЫШКО

Глава III

МАТЬ РОДНИКОВЫХ ВОД

СЕЛЯМБАЙ И ЕГО БРАТЬЯ

АГИДЕЛЬ

КАК ПОССОРИЛИСЬ ТЕСЬМА С КИОЛИМОЙ

АНИСКИН РОДНИК

Глава IV

СТАРЫХ ГОР ПОДАРЕНЬЕ

ГЕРЦОГИНЯ АКУЛЯ

КЛИНОК УРЕНЬГИ

Топонимический словарь

Словарь редких слов

Об авторах

Библиография

notes

1

Легенды Южного Урала

Собранные в этой книге сказания — лишь малая толика того, что сохранила народная память об истории Земли Уральской, и тем не менее, трудно представить себе более увлекательное чтение.

Книга адресована всем, кто интересуется историей родного края, учащимся средних и старших классов, учителям и родителям; может быть использована для уроков краеведения общеобразовательной школы.

ЛЕГЕНДЫ

Южного Урала

Издательство «Аркаим»

УДК 882-34

ББК 84(2 Рос=Рус)6

Л38

Легенды Южного Урала (Сост. И. А. Кириллова). — 2-е изд. — Челябинск: Аркаим, 2009. — 208 с: ил.

ISBN 978-5-8029-2430-3

Собранные в этой книге сказания — лишь малая толика того, что сохранила народная память об истории Земли Уральской, и тем не менее, трудно представить себе более увлекательное чтение.

Книга адресована всем, кто интересуется историей родного края, учащимся средних и старших классов, учителям и родителям; может быть использована для уроков краеведения общеобразовательной школы.

© ООО «Издательский дом «Аркаим», 2009

© ООО «Издательство «Аркаим», 2009

Содержание

Сила родной земли (слово о легенде) (Андрей Яншин)

Глава I

Горы, овеянные легендами

О Змее-полозе (Евгений Пермяк)

Предание о том, откуда взялись горы, великие и малые (Александр Лазарев)

Легенда о чуди (Александр Лазарев)

Глядень-гора (Серафима Власова)

Маланьин спор (Серафима Власова)

Сулея (Виталий Чернецов)

Горящая гора (Юрий Подкорытов)

Сугомак и Есказа (Юрий Гребеньков)

Заклятье Каменной горы (Светлана Вдовина)

Легенда о происхождении эха (Петр Падучев)

Сказка о Семигоре, дочке его Настеньке и Иване Беглом (Е. Блинова)

Глава II

Осколки древних морей

Голубое зеркало Семигора (Юрий Подкорытов)

Тайна озера Зюраткуль (Старинное башкирское предание)

Младший брат Байкала (Юрий Подкорытов)

Увильдинская легенда (Серафима Власова)

Золотой Волос (Павел Бажов)

Солнечная пиала (Юрий Подкорытов)

Тайна озера Инышко (Валентина Усольцева)

Глава III

У истоков сказочных рек

Мать родниковых вод (Юрий Подкорытов)

Селямбай и его братья (Юрий Подкорытов)

Агидель (Серафима Власова)

Как поссорились Тесьма с Киолимой (Николай Куштум)

Анискин родник (Сергей Черепанов)

Глава IV

Уральской души самоцветы

Старых гор подаренье ((Павел Бажов)

Герцогиня Акуля (Серафима Власова)

Клинок Уреньги (Серафима Власова)

Топонимический словарь

Словарь редких слов

Об авторах

Библиография

Сила родной земли

(слово о легенде)

«Уральские сказы, что камешки в горе. Один копнешь — на целый занорыш наткнешься, — и такой, что цены ему не будет».

Предания и легенды о Земле Уральской, о тайнах ее, о силе ее, об освоении ее людьми переходили из поколения в поколение, обрастая элементами художественного вымысла. И тем не менее познавательное значение старинных народных преданий трудно переоценить. Зачастую они содержат без преувеличения бесценные сведения, освещающие историю нашего края светом всечеловеческой мудрости.

Любой настоящий, живой, из сердца человеческого излившийся текст — как драгоценный камень. С какой стороны на него посмотришь, подарив светом внимания, — той гранью и засверкает, откликнется. Так и с уральскими сказаниями.

Самый верхний их пласт — документально-бытовой, повествующий о сравнительно недавнем прошлом горно-заводского края. Здесь встают перед нами последние три века уральской истории: развитие заводов и ремесел, становление нового жизненного уклада, новых социальных отношений. Все здесь очень просто и все проникнуто трагедией, утратой. Стремительно растут заводы, крестьяне-переселенцы из европейской России, пришедшие на Урал в поисках вольной жизни, превращаются в заложников нового социума. Возникает новое, рабочее сословие, подчиненное прослойке горнозаводчиков; и эти работные люди, в душах которых еще живо известное любому крестьянину чувство благоговения перед Землей-матушкой, землей-кормилицей, оказываются пленниками новой действительности, нового времени. Это время технического прогресса, время погони за сверхприбылью, время, в котором отдельный человек — будь он хоть трижды мастер и мудрец, мало что значит. Это время, испытывающее на прочность человеческую душу: предаст ли она свои истоки, отречется от Земли, дарующей силу, — или выберет страдание, даже смерть, но не уступит, не пойдет легкой дорогой наживы.

Такова внешняя интрига многих уральских сказов, будь то сказы Бажова, или же его талантливых последователей, таких как Серафима Власова, Юрий Подкорытов, Сергей Черепанов и другие. Прочитайте в этой книге, скажем, сказы «Герцогиня Акуля», «Алмазная спичка», и вы поймете, о чем речь.

Следующий пласт тоже несет печать недавней истории, но больше в нем архаической силы, слабее дыхание новейшей эпохи. В центре его — народные герои. Те, чьи имена сохранила история: такие, как Салават Юлаев, Емельян Пугачев. Их образы наделяют народные сказители силой и мудростью, они отважны и справедливы. Настоящие сыны своих народов, именно они удостоены чести общаться с посланцами из прошлого, как это происходит в сказании «Старых гор подаренье», где таинственный вершник вручает Салавату удивительной красоты и силы шашку («другой такой на свете быть не может») — а сам на глазах у всего войска Салаватова растворяется среди гор. Не простая это шашка. «Коли на себя потянешь (то есть будешь народом руководить эгоистично, не по справедливости. — Ред.), потеряет шашка силу, а если будешь заботиться обо всем народе, без различья роду-племени, родных-знакомых, никто против тебя не устоит в бою» — говорит таинственный посланец. Здесь встает в народных преданиях и легендах тема ответственности вождя за свой народ, шире — тема выбора народом своего пути. Ведь по-видимости выбирает вожак, и люди идут за ним, а в реальности, может быть, вожак только проявляет, делает явным тот выбор, что народ совершил в душе своей. И встает здесь еще одна тема, наиважнейшая — тема истоков народной души, народного характера, тема судьбы народной.

Чем глубже в прошлое, тем универсальнее сюжеты сказов, тем более целостны характеры их героев. Ничего случайного не остается в их образах. Вот стремящаяся спасти от тирана свой народ отважная Уреньга; вот Иванко Тяжелая Ступня (сказ «Глядень-гора»), воин и мудрец, которому ведомо сердце человеческое, и сила его и бездны искушающие; вот красавица Агидель, вернувшая людям воду, — все они беззаветно преданы своему народу, все они сильны силою родной земли и без нее жить не смогут. Герои этих легенд — в каком-то смысле уже не люди, они гораздо более целостны, они не знают сомнений, идут до конца, и ничто не в силах свернуть их с пути. Они очень напоминают в этом стихии, духов местности: лесов, гор, водоемов.

Это сегодня мы можем саркастически улыбаться, когда речь заходит о духах природы, можем, со свойственной нам самоуверенностью, отрицать их существование. Мы — ослепленные иллюзией всезнанья, полагающие, что покорили природу. Предки наши были много мудрее, не умом препарировали они мир, но внимали ему открытым сердцем. Природа — вот все, что было у них. Она давала им жизнь, еду и приют, она раскрывала им через малое великие тайны, тайны космического масштаба, она принимала их души, упокаивала тела, когда наступал час кончины. Удивительно ли, что видели они то, что сегодня мы не видим, слышали то, что сегодня мы не слышим? Старинные предания сохранили это недоступное большинству из нас знание, — знание, которое мы принимаем за красивый вымысел, за поэтичную сказку.

Народ прежде знал, что у каждой горы, у каждого озерца, как у человека, — свой характер. Что каждое место на Уральской ...

knigogid.ru

В краю легенд Ур-Ала — Славянская культура

В краю легенд Ур-Ала

Давным-давно это было. Большая вода наступала с Севера. Затопила вода Ур-Ала. Ур-гора значит по мансийски, Ала-макушка этой горы. Вода затопила все, и только макушки гор из нее торчали. По манси Тумп - остров значит. Монинг-Тумп (Гора с останцами, она же Торре-Порре-Из на языке коми), Янг-Тумп (Ледяная гора), Гапхартне-Тумп - сейчас это все горы, а когда-то они островами были. Жили в этих местах Северного Урала люди очень близкие природе - древние манси. Охотились на белку, рябчика, утку, тетерева.

Урал

Много у этого народа ярких, самобытных мифов и поверий, через которые доносятся до нас голоса предков. В краю легенд Ур-Ала много священных гор, но самая главная среди них гора Ялпынг-Нер а точнее Талях-Ялпынг-Нер-Ойка (в переводе Святой хозяин Урала в верховьях Северной Сосьвы). Это священная гора манси на которой жил покровитель манси Нер-Ойка лежит на одном меридиане с Южно-Уральской Гардарикой.

Торе-Поре-Из

Чем древнее легенды, тем могущественнее в них силы природы. Как не высока гора Лунт-Хусап-Сяхл (Гусиное гнездо, она же гора Оттортэн), но и она была вся затоплена, лишь вершина торчала из воды. Для гуся свить гнездо хватит, а гусятам погулять уже нет места, так говорит старая легенда.

Стоят безмолвные каменные города такие как Торре-Порре-Из, заросшие лесом, но эти города погибли 6-12 тысяч лет назад. И они видны, видны руины этих городов, видны солярные капища остатки древней цивилизации. По легендам манси здесь жили бородатые голубоглазые гиганты - менквы. Какое то время менквы жили бок о бок с манси,а затем они ушли на юг, а манси стали здесь хозяевами. Но никто эти города менквов не изучает.

По легендам богатыри-менквы тогда были с гору. Одни из них покровительствовали охотникам-манси, а другие вредили им. В те времена и великаны уступали природе. Когда-то богатыри задумали погубить народ манси. Их поступь и грохот их барабана далеко раскатывались по горам. Но лишь поднялись они в горы, предстали перед вершиной Ялпинг-Нера, закружились вихри, гром затряс все вокруг, брызнули молнии, и окаменели богатыри, превратившись в Мань-Пупыг-Нер (малая гора идолов), а барабан их стал горой Койп. В древности болваны Мань-Пупыг-Нера служили объектами языческого поклонения. От них начинается мансийское северное Зауралье, где в океане лесов раскинулась таежная страна потомков загадочного уральского племени Югра. Слишком уж часто в легендах манси да и хантов фигурируют загадочные богатыри-великаны. Возможно это жители потонувшей некогда Арктиды, из-за которой и был потоп. Старые легенды - кладезь опыта, послание потомкам из далекого прошлого, зачастую в них отражены реальные события...

территория манси

Слово югра произошло от старинного названия группы народов угры. Их угорские предки в эпоху великих переселений в 5-6 веках нашей эры пришли сюда из более южных районов Сибири и Урала, вытесняемые другими племенами. Этнограв Константин Носилов в 19 веке так писал о предках манси: "Откуда ты, вогул, пришел в эту гостеприимную глушь веков. Смуглое твое лицо, черные волосы, облик болгарина, венгерца, цыгана больше напоминает жаркий юг, но никак не студеный север." Сами венгры считают Югру родиной своих праотцов, а современных манси своими ближайшими родственниками. Глухая тайга сохраняет самобытность маленького мансийского народа. Нравы, привычки, верования тесно связаны с природой, с тайгой.

На северном Урале издревна бытовала легенда о Золотой Бабе - по одной из версий древней ведической богине Ладе.

Один из ученых - путешественников на Северном Урале, восхищаясь красотой тайги, писал: "Приятно жить на Севере Урала, но комары, комары... Они уничтожают всю прелесть этой жизни." Лемуй - этим ласковым словом мансийцы называют комара. Вообще-то уместнее бы назвать это чудовище лесным дьяволом. Спасу нет от туч комаров. Но мансийцев это гнусавое войско сопровождает от рождения до смерти и видимо не тревожит. Если много комаров - значит к хорошему улову и будет много пернатой дичи. Вся жизнь мансийца не отделима не только от комара, но в первую очередь конечно же от оленя. Он верный друг и кормилец. Много веков одевает, обувает, перевозит. И кормить не надо. Олень сам находит ягель.

Ореолом почитания окутаны многие животные, но больше всего медведь. Про него существует немало мансийских легенд. В одной из них рассказывается, что Медведь - это сын Торума, а Торум - творец всего мира, бог, высшее существо, живущее на небе. Вместе с тем медведь сын женщины-прародительницы. Медведь раньше жил там же с отцом и из-за облаков наблюдал как земля покрывается то белым покрывалом, то зеленым. И стало ему скучно на небе, показалось, что на земле интереснее, и стал он проситься у своего отца погулять на землю. Три раза Торум отказывал, но все же отпустил в конце концов, спустил его на землю в люльке. Бродил медведь по земле, смотрел где что делается, наконец есть захотел. Стал просить отца, мол поднимай назад на небо. А Торум отказался рассердившись на медведя за упрямство. Сбросил ему стрелы и огонь сверху. Живи мол на земле и сам добывай себе пищу. Вместе с тем повелел Торум наказывать на земле людей, творящих зло, и не обижать тех, кто повинуется воле Торума. "Если бужешь поступать несправедливо, то люди сами с тобой расправятся". Медведь не выполнил волю своего отца, стал сам употреблять лук и стрелы во зло. Жившие здесь манси тогда еще не имели ни огня, ни лука, ни стрел. И нашелся человек, который отнял все это у медведя. Однажды семь братьев-охотников отправились на охоту. Было очень холодно и они замерзли. Вдруг увидели костер и медведя, лежащего около. Младший брат оказался самым храбрым и пошел попросить огня. Но медведь отказал человеку и разгневался на него за такую дерзость. Тогда охотник не долго думая заколол медведя ножом и забрал у него огонь, лук и стрелы. Такова легенда. Манси и ханты считают медведя своим братом. Он хозяин тайги и каждую удачную охоту на него сопровождали праздником. При этом поедали медвежье мясо, пели песни, провожая душу медведя на небо к отцу Торуму. И сейчас праздник медведя самый любимый у этих народов.

Северная Сосьва

А внизу за Уралом лежит священное озеро Турват. Много древних легенд связано с ним. В старое время места эти были заповедные, даже воду из озера пить не разрешалось. А в самом озере водилась громадная щука метров 6. Бывало в ясный день всплывет, блеснет в воде ярким серебром и опять затаится где-нибудь на глубине. Однажды эта щука проглотила лося, пившего воду. С тех пор в голове щуки находят кость похожую на лосиную ногу. А еще у манси есть легенда о рогатой щуке, живущей в Турвате. Может она рогами пробивает лед зимой?

Со священной горы Ялпинг-Нер, где обитал Неройка бежит речка Ялпынья впадающая в Турват. Однажды давным-давно отправились охотники манси на озеро и увидели на другом берегу огромное стадо оленей голов в 200. В упряжке стоят три белых быка. А рядом стоит высокий мужик с хореем. Рядом россомаха бегает вместо собаки. И вдруг все исчезло. Ни стада, ни человека. Подошли туда - и следов нет. Ну и догадались, что это был сам Неройка.

Недалеко от озера Турват берет начало Северная Сосьва. Реки здесь напоены холодной горной водой. Дно у рек покатое, каменное. Река - это дорога жизни. Летом по ней сплавляются на лодках, зимой на оленьих упряжках по льду. В древности у манси были лодки-долбленки, управляемые только шестами. Центр Верхне-Сосьвинского охотничьего края называют Няксимволь. Это древнее поселение. На его окраине находится городище бронзового века - археологический памятник. Здесь найдены разные артефакты: фигурки пермского звериного стиля, каменные и костяные рукоятки и наконечники, стеклянные бусы, черепки керамической посуды. Стекло и керамика и бронза местного производства. Также здесь древние люди производили и медь, выплавляли ее из медного колчедана. В этом селе есть старинная изба философа Ильи Павловича Батманова. Население смешано-перемешано в лихие советские годы. Здесь живут манси, ханты, ненцы, коми-зыряне, русские, украинцы, татары, ну и конечно геологи.

Похожие статьи:

Путешествия → Южно-Уральская Европа

Путешествия → Миньяр - край тысячи обрывов

Природа → Дороги Южного Урала

Путешествия → Россия рядом: Южный Урал (Russia Nearby: Southern Ural). Не нужен нам берег Турецкий!

Древний мир → Проблемы исследования ранних культур

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru


Смотрите также