На рубеже VII-VI веков до Р. Х. борьба между народом и знатью в Афинах достигла большой остроты. Афинские аристократы (эвпатриды), пользуясь жестокими законами Драконта, беспощадно обращали бедняков в долговое рабство и даже продавали их за пределы Аттики. Один из видных горожан, победитель Олимпийских игр, Килон, сделал попытку захватить единоличную тиранию, обещая провести реформы в пользу народа, однако предпринятый им переворот был жестоко подавлен. Руководимая родом Алкмеонидов знать перебила всех участников «Килоновой смуты», дерзко нарушив при этом данную во имя богов клятву сохранить им жизнь. Смуты поставили афинское государство на грань гибели. Торговля и рыболовство остановились, промышленность была в застое, народ впал в бедственное положение, а законы о долговом рабстве применялись беспощадно. В народе поднялось глухое брожение и грозило перейти в открытый мятеж; при обнищании и раздраженности народа, происходили кровавые стычки, было много убийств и воровства. Наконец одному из самых знатных эвпатридов, Солону, человеку, горячо любившему родину, удалось убедить своих собратьев по сословию, что упорное сопротивление требованиям народа приведет к падению и владычество их и государство. Ненавидимые низами Алкмеониды согласились подчиниться тому, что будет решено комиссией по их делу, составленною из 300 эвпатридов. Комиссия признала их виновными в нарушении данной богам клятвы и решила, что они должны подвергнуться изгнанию. Они удалились; народ сторонился от них, когда они шли по улицам города в изгнание. И даже кости тех виновных в оскорблении святыни Алкмеонидов, которые умерли в эти годы, были выброшены из аттической земли, как оскверняющие ее.
Изгнание Алкмеонидов было первою уступкою эвпатридов народу, первым шагом к примирению с ним. Солон стал надеждою народа. Эвпатриды могли досадовать на эвпатрида, выступившего деятелем в пользу требований народа, но должны были слушать, его советы с уважением, потому что его положение в их сословии было очень высоко: Солон был очень знатен и очень богат. Подобно своему отцу, Эксекестиду, человеку тоже благородного характера, он употреблял свое богатство на помощь нуждающимся. Он обладал большою опытностью и обширными знаниями; он много путешествовал: был в Египте, на Кипре, в Малой Азии, везде беседовал с просвещенными людьми, увеличивая свое знание жизни. Солон был горячий патриот и человек, делавший много добра – все это придавало большую авторитетность его словам. Потомок древнего афинского царя Кодра, по бескорыстному желанию блага родине Солон стал защитником угнетенного народа; самые своекорыстные, надменные, жестокие из эвпатридов не могли не уступать влиянию слов такого человека.
Солон
Солон родился в 639 году. Ему было 39 лет, когда он совершил первое из великих дел своего благородного стремления служить благу родины. Он был человек сильного характера, гениальный, любознательный. В молодости Солон упорно занимался гимнастикой, занимался музыкой, учился, стал человеком превосходно, развитым и физически и нравственно. Афинские юноши следующих веков учили наизусть афоризмы, которыми Солон высказал результаты своих размышлений о жизни. Они содержались в стихах Солона, написанных в стиле элегии. До нас дошли отрывки этих поучений афинского мудреца. Солон излагал в них свои мысли о ходе жизни человека, о стремлениях и обязанностях человека в разные возрасты, о шаткости всех человеческих расчетов, о неравенстве состояний, неодинаковости характера людей и судьбы их. Солон порицал жадное стремление к чрезмерному богатству, скорбел о бедных, говорил нарушителям справедливости о гневе Зевса: Зевс долготерпелив, но когда преступления превышают меру его терпения, он поражает беззаконников, как молния весенней грозы, и карает детей за злые дела отцов. Лучше напрасной жадности наслаждение скромным благосостоянием. Сокровищами не откупишься от смерти. В элегиях Солона та же бодрость духа, та же сдержанность характера, та же гармоническая уравновешенность душевных сил, как в его жизни. Солон говорил, что должно наслаждаться и любовью и вином и дарами муз; что счастлив человек, у кого здоровые дети, у кого есть и быстрые кони и охотничьи собаки, кого посещают гости из чужой земли; он желает, чтоб его пожалели, когда услышат о его смерти; – Солон любил жизнь и её радости, но любил разумно; в его элегиях мы постоянно видим человека, избравшего своим девизом изречение: «Воздерживайся от излишества».
Солон в борьбе за Саламин
Незадолго до этого жители Мегары отняли у афинян важный по своему положению остров Саламин. Пока Саламин оставался во власти врага, афинская торговля не могла возобновиться, торговый и промышленный класс населения не мог быть избавлен от бедственного положения. Необходимо было, чтоб афиняне мужественным делом возвратили себе доверие к своим силам, освободили себя от блокады, стеснявшей их деятельность. Но предлагать возобновление военных действий против Саламина было запрещено под страхом смерти, так как прежние попытки к этому завершились тяжкими неудачами. Однако Солон нашел способ преодолеть это запрещение. Он притворился потерявшим рассудок, втеснился в толпу во время народного собрания и стал с горячим воодушевлением декламировать элегию «Саламин», написанную им для возбуждения афинян к задуманному им делу. Эту элегию заучивали наизусть афинские юноши следующих веков. Солон живо описывал афинянам унижение, в каком находятся они. Скоро, при встрече с афинянином, другие греки будут говорить: «Это афинянин, это один из бежавших в Саламинской войне». Афиняне обрекли себя на позор. Толпа понимала, на какую мысль Солон наводит этими упреками, и когда он воскликнул: «К оружию! В бой за Саламин! Возвратим себе наш милый остров, сокрушим постыдное иго!» – из народа выступили 500 человек и сказали, что они идут за ним в бой. Экспедиция отплыла на двух кораблях и на рыбацких лодках; нападение было неожиданное, дело было решено первою атакой; мегаряне были побеждены, Солон предложил им свободный пропуск, и они покинули остров. Земли его были розданы пожелавшим поселиться на нем афинянам. Блокада афинских пристаней прекратилась, афиняне снова стали господами своего моря и могли теперь без стыда смотреть в глаза людям. Правда, через некоторое времени, воспользовавшись раздором партий в Афинах, неприятель снова овладел Саламином. Но Солон отдал это дело на суд спартанцев, и по их приговору остров был возвращён афинянам.
Очищение Афин Эпименидом Кносским
Прежде всего надо было избавить афинян и от тяготевшего над ними чувства, что боги прогневаны на них за оскорбление святилищ казнью соучастников мятежа Килона. В Аттике были после этого неурожаи, заразные болезни; они считались посылаемыми в наказание народу от богов, и дух его был угнетен страхом. При таком подавленном настроении афинян, продолжавшемся даже и после изгнания Алкмеонидов, невозможно было исцелить бедствия, произведенные раздорами; потому Солон призвал в Афины пользовавшегося величайшим уважением у всех греков жреца-прорицателя, критянина Эпименида Кносского, чтоб он жертвоприношениями и обрядами очищения примирил богов с прогневавшими их афинянами.
Эпименид Кносский был благочестивый человек с глубоким нравственным чувством, импонирующим характером и могущественным даром слова. О нем говорили, что он, как это делали восточные пророки и святые, провел иного лет в отшельничестве, питался только плодами и кореньями; что он много лет пролежал в пещере, объятый глубоким сном, и получил откровения от Зевса критского. Он дружил с Солоном и охотно принял его вызов приехать в Афины, примирить народ с богами. Он воздвиг в Афинах новые жертвенники, совершил жертвы на них, совершил обряды очищения, торжественным процессии. Таким образом, Эпименид при участии Солона очистил от осквернения холм Ареса, храмы и весь город; народ почувствовал себя примиренным с богами и получил веру в то, что они будут милостивы к нему. Правительство хотело наградить Эпименида Кносского, предлагало ему целый талант; он отказался, и возвращаясь на родину взял только ветвь с оливкового дерева Афины. Афиняне поставили в честь его статую; он был изображен сидящим и задумавшимся. Следующие поколения рассказывали о нем легенды, исполненные чудес, и придававшие его жизни сверхъестественную продолжительность.
Ободрившись своим примирением с богами, афиняне почувствовали доверие к своим силам и стали способны действовать отважно. Они показали это, вскоре потом предприняв, по предложению Солона, священную войну против города Криссы в защиту дельфийского оракула; их союзниками были Сикион и фессалийцы. Разрушив Криссу, проклятую амфиктионами, они приобрели себе признательность дельфийцев и поддержку влиятельного Дельфийского оракула. Глава семейства Алкмеонидов, Алкмеон, сын Мегакла, получивший вместе с другими изгнанниками позволение возвратиться на родину, действовал в этой войне очень энергично и своим усердием к Дельфийскому храму снял со своего рода проклятие. Одержав позже победу в состязании колесниц в Олимпийских играх (572 г.), он приобрел новую честь своему роду и своему отечеству.
Законы Солона
Подробнее – см. в статье «Реформы Солона»
Солон приобрел такую признательность, такое доверие афинского народа, что легко мог бы захватить в свои руки верховную власть и восстановить старое господство Кодридов на новых основах. Во многих государствах Греции владычествовали тогда тираны. Никому из них не было так удобно занять это положение, как Солону, имевшему такие великие правительственные дарования и оказавшему такие услуги родине. Одобрение народа оправдало или по крайней мере извинило бы его узурпацию. Но Солон предпочел блеску владычества славу законодателя; величие и благо отечества были ему дороже личного честолюбия.
«Мой дух повелевает мне внушать мужам афинским, какое безграничное зло производят дурные законы, – говорит Солон в одной из своих элегий. – А хорошие установления ведут к благу и к порядку. Они налагают оковы на ноги беззаконников, уравнивают крутизны, подавляют насилие, искореняют семя бедствий, заставляют умолкать надменность, утишают раздоры. Где владычествует хороший порядок, там законы разумно устроены на пользу людей».
Получив от сограждан необходимые полномочия, Солон около 594 года до Р. Х. приступил к реформам, которые изменили весь облик афинского государства. Законы Солона можно разделить на экономические и политические. Как законодатель Солон представлял интересы сельского и главным образом зажиточного городского демоса и примкнувших к нему эвпатридов, главные интересы которых уже сосредоточивались не в землевладении, а в торговле. Свои законы Солон издавал, опираясь на активную поддержку народного собрания.
Главной экономической реформой Солона была отмена долгового рабства. (Подробнее – см. в статье «Отмена долгового рабства (сисахфия)») У греческих историков она называется «сисахфией» – стряхиванием бремени, т. е. удалением долговых камней с заложенных земельных участков бедняков. До законов Солона кредиторы-эвпатриды, давая ссуду бедному соседу, ставили на его земельном участке каменный столб с надписью, в которой указывалась сумма долга. При неисправности должника этот долговой камень служил основанием для перехода земельного участка в руки кредитора. В дальнейшем, беря займы под залог личной свободы, неисправные должники попадали в долговое рабство и даже могли быть проданы за границу. Солон своими законами отменил долги крестьян, вернул им заложенные земельные участки и отменил на вечные времена долговое рабство. Более того, он предпринимал розыск рабов-должников, проданных за границы Аттики, выкупал их и возвращал на родину. Солон описал свою законодательную деятельность в стихах, отрывки которых дошли до нашего времени в цитатах у Аристотеля и других древних авторов.
Аристотель приписывает Солону также закон о введении им земельного максимума, по которому нельзя было приобретать земли в каком угодно количестве. Однако размеры максимума нам неизвестны. Кроме того, закон этот не относился к уже сложившимся крупным землевладениям. По крайней мере, о применении его источники нам ничего не сообщают. Но важно, что после реформ Солона Аттика на долгое время превратилась в страну среднего и мелкого землевладения.
Солон запретил вывоз из Аттики зерновых, зато разрешил вывоз оливкового масла. Он издал законы, поощрявшие разведение виноградников, садов и огородов и регулировавшие право пользования колодцами и вообще оросительными системами.
Сбор оливок. Древнегреческая амфора, ок. 520 до Р. Х.
В целях развития ремесел и торговли Афин Солон опубликовал закон, по которому сын мог отказать престарелому отцу в поддержке, если тот не научил его в свое время какому-либо ремеслу, и издал закон против праздности. До Солона были в ходу местные и даже родовые меры, а также монеты. Солон ввел единые меры и провел денежную реформу, по которой тяжелый эгинский талант заменялся более распространенным в тех районах, с которыми особенно торговали афиняне, и несколько более легким по весу эвбейским.
Экономические законы Солона были дополнены политическими. Он отменил существовавшую до этого времени генократию («генос» – род) – власть родовой аристократии – и заменил ее тимократией («тиме» – цена, стоимость) – властью, основанной на имущественном цензе, лишив таким образом аристократию привилегий, связанных с пережитками родового строя. Все граждане Аттики были разделены на четыре разряда по имущественному цензу (подробнее – см. в статье «Разделение граждан на четыре имущественные класса»). За основу ценза был принят натуральный доход от земледелия. К первому разряду Солон отнёс всех граждан, получавших со своей земли доход в размере не менее 500 медимнов сыпучего или жидкого продукта (медимн – мера объема; в разное время она составляла от 41 до 52,5 литра). Они назывались пентакосиомедимны, т. е. пятисотмерники. Ко второму разряду причислялись граждане, получавшие со своей земли доход в размере не менее 300 медимнов. Они назывались всадниками, так как должны были служить в коннице на собственном боевом коне. В третий разряд, по законам Солона, записывались граждане, получавшие со своей земли доход в размере не менее 200 медимнов. Их называли зевгитами («зевгос» – упряжка), т. е. имеющими собственную упряжку волов. Они обязаны были служить в пехотном ополчении и иметь собственное тяжелое вооружение. К четвертому разряду Солон отнёс граждан, имевших доход менее 200 медимнов. Они назывались фетами. На военной службе они выполняли вспомогательные функции и составляли легковооруженную пехоту. Обязанностью самого богатого разряда афинских граждан – пентакосиомедимнов – было оснащать военные корабли и содержать их в хорошем состоянии.
Солон издал законы с целью ослабления аристократического совета старейшин – ареопага. Он изъял из его компетенции подготовку дел для обсуждения их в народном собрании. Для подготовки этих дел Солон создал новый государственный орган – буле (Совет четырёхсот). Он избирался на собраниях старых четырех родовых фил (племен), на которые издревле делилась Аттика, по 100 булевтов от каждой филы.
Народное собрание в результате реформ Солона стало играть в жизни Афин гораздо более активную роль. На нем обсуждались текущие политические дела. Архонты выбирались жребием из числа кандидатов, предварительно выдвинутых филами. Должностные лица должны были отчитываться перед народным собранием в своей деятельности. Народное собрание называлось экклесия, т. е. собрание вызванных, так как о дне его созыва заблаговременно кричали глашатаи, которые с этой целью ходили по стране. (Подробнее – см. в статье «Совет четырёхсот (буле) и народное собрание (экклесия) при Солоне».)
Солон учредил новый верховный суд присяжных – гелиэю. Как уже упоминалось, оценка гражданина по его происхождению была заменена оценкой по имущественному цензу. Архонтов можно было избирать только из числа первого имущественного разряда – пентакосиомедимнов. Членами буле могли быть только граждане первых трех разрядов. И только в экклесии (народном собрании) и гелиэе (суде присяжных) могли принимать участие граждане всех четырех имущественных разрядов.
Законы Солона были направлены на ограничение власти родовой аристократии – эвпатридов и на ослабление родоплеменных традиций. После изъятия у эвпатридов захваченных ими в разное время за долги земельных участков, отмены долгов и долгового рабства и возвращения земельных участков крестьянам появилось много мелких собственников, которых эвпатриды уже не могли порабощать. Введение по одному из законов Солона свободы завещаний тоже стимулировало развитие частной собственности на землю, ослабляло и отменяло пережитки родовой собственности на землю, составлявшей до этих пор главную основу могущества эвпатридов. Запрещение вывоза зерна тоже ущемляло интересы эвпатридов, которые до законов Солона были главными производителями пшеницы и ячменя. Законы, стимулировавшие развитие ремесел и торговли, укрепляли положение средних слоев городского демоса. Цензовая реформа Солона раздробила родовую аристократию – эвпатридов по разным имущественным разрядам и вытекающим отсюда различным правам и обязанностям. Но в целом законодательство Солона было компромиссным. Он оставил за ареопагом его законодательные и контрольные функции, оставил нетронутым старое родоплеменное деление Аттики на четыре родовых племени – филы, хотя родоплеменной принцип деления территории был в Аттике нарушен еще до реформ Солона. Для сбора со всего населения средств на постройку военных кораблей она была разделена на 48 территориальных округов – навкрарий.
Эвпатриды, в большинстве своем люди богатые, и по цензовой реформе Солона могли занимать руководящие должности. Относительно невысокий уровень аттической экономики отражен в том, что имущественный ценз законы Солона установили не в деньгах, а в натуральной продукции. Тем не менее, реформы Солона имели огромное значение для дальнейшего социально-экономического и политического развития Афин и Аттики.
Итоги деятельности Солона
Реформаторская деятельность Солона в Афинах заняла, вероятно, лет десять времени (вероятно, 594–584 годы до Р. Х.). Его законы (thesmoi) были вырезаны старинным греческим способом письма на деревянных досках (строки шли поочередно слева направо и справа налево, составляя изгибы одной непрерывной линии, как борозды нивы; эта манера письма и называлась «бороздоподобной», bustrophedon). Доски с законами Солона были поставлены в Акрополе под охраной Афины Паллады, и каждый мог теперь узнавать все законы сам. Этим было завершено великое дело реформы учреждений и составления законов. Государственный быт получил прочную новую основу. Солон мог быть доволен тем, как исполнил принятую на себя обязанность. Он устранил справедливыми своими постановлениями раздор сословий и политических партий, избавил поселян и небогатых горожан от нищеты и рабства, вверил охранение независимости и блага родины свободным владельцам земли; он сделал все, что было возможно, для поддержания старых форм общественного быта и для упрочения религиозных обычаев. Солон предоставил знатному сословию такие привилегии, которые должны были склонить в пользу новых учреждений эти старые роды, обладавшие наследственною правительственною опытностью, и с тем вместе он вложил в преобразованную им государственную организаций элементы прогрессивного развития. Солон оживил новым духом старые формы, стеснявшие общество своею мертвою неподвижностью, видоизменил их сообразно новым потребностям народа; бесплодное поле он обратил в зеленеющую ниву. Он сохранил наследие старины, но обновил его, сделал его способным к возрастанию. Однако, хотя Солон всячески старался сберечь старину, он дал государственному быту такой характер, что она должна была исчезнуть. Новые поколения обратили свою деятельность на развитие тех элементов его законодательства, которые были новыми, и они скоро разрослись так, что подавили все, остававшееся от старины в законах Солона. Но и во времена полнейшего развития демократических учреждений афиняне продолжали любить свое прошлое, с гордостью называли Солона основателем тех учреждений, какие государство имело в их время. Они любили придавать своим демократическим учреждениям характер древности и легитимности, называя основателями их Тезея и Солона. Законодательство Солона, при всех последующих переменах, действительно оставалось прочною основою государственного устройства Аттики.
Солон своими законами легализовал те естественно развивавшиеся социально-экономические и политические отношения, которым не давали хода эвпатриды, стоявшие у власти до Солона. Реформы Солона проводились более всего в интересах среднего класса и не понравились многим эвпатридам. Деятельностью Солона были недовольны и беднейшие слои демоса, которые требовали широкого передела земель с изъятием части их у эвпатридов. Но Солон на это не пошел. Цензовая реформа Солона ограничивала права бедных граждан.
Отъезд Солона из Афин
Вскоре против Солона выступили и ущемленные им крайние представители старой знати, и низшие слои демоса, находившие его реформы недостаточными. Солон решил удалиться на некоторое время из государства, главою которого был в продолжение нескольких лет; ему надобен был отдых от долгого труда. Солон хотел удовлетворить свою любознательность путешествием по востоку; но главные мотивы его отъезда были другие: он хотел дать новым законам время укорениться без личной поддержки его личным авторитетом; он желал устраниться от требований, чтоб он делал перемены в них. Взяв с граждан обещание сохранять десять лет его законы, не изменяя в них ничего, Солон удалился из отечества. Говорят, что Солон во время своего десятилетнего добровольного изгнания посетил в Малой Азии знаменитого царя Лидии, Креза, побывал в Египте, слушал рассказы ученых саисских и гелиопольских жрецов о давних временах. Он был на Кипре, где позже чтили память этого мудреца, присоветовавшего их царю Филокипру переселиться на прекрасную приморскую равнину; царь послушался и основал новую столицу, названную Солами – в честь Солона. Но Солону предстояло еще испытать много тяжелых огорчений, – ему предстояло видеть свою родину вновь терзаемою ожесточенным раздором партий, существеннейшие части своего великого дела уничтоженными. Возвратясь с Кипра, он нашел афинское государство в очень взволнованном состоянии. Некоторые из влиятельных эвпатридов были во вражде между собою; каждый искал союзников, и скоро сформировались три партии: они группировались около трех сильных эвпатридских родов, Алкмеонидов, Филаидов и Писистратидов; каждая из них, руководимая знатным честолюбцем, стремилась захватить в свои руки всю власть.
Солон во время и после захвата власти Писистратом
Возвратясь на родину, Солон нашел, что вражда между партиями грозит государству бедами. Партии вместе с политическим характером имели и географический; потому Аттике угрожало распадение на разные государства. Солон старался отклонить вождей партий от их честолюбивых замыслов, убеждал народ оставить раздоры, поддерживать существующий порядок. Алкмеонид Мегакл, вождь паралийцев – так называлась партия торговцев и моряков, живших по западному берегу – не нравился простолюдинам, потому что держал себя надменно. Филаиды Мильтиад и Ликург, вожди партии педиэев, знатных людей, владевших крупными поместьями равнины Кефиса, были представители устарелых принципов, реакционеры, чуждые современным стремлениям; потому тоже не были особенно страшны. Но тем опаснее был энергичный Писистрат, чьим честолюбивым планам готовы были помогать диакрийцы, суровые, сильные, воинственные поселяне центральной, горной полосы и восточного берега Аттики. Напрасно Солон в своих политических стихотворениях предостерегал граждан от «облачных слов красноречивого хитреца», порицал «простаков, идущих, куда ведет их лисица», не замечающих «черного смысла под льстивыми словами»: на выборах членов правительственного совета в 560 году одержали верх приверженцы Писистрата. Солон пришел с копьем и щитом в народное собрание и стал доказывать народу, что Писистрат хочет сделаться тираном; приверженцы Писистрата говорили народу, что этот старик сошел с ума. Солон воскликнул: «Скоро гражданам станет ясно мое сумасшествие, истина раскроется им. Как тихое море покрывается волнами от порыва бури, так опрокинется от напора сильных корабль государства и подпадет народ, прежде чем успеет опомниться, под владычество тирана». Так и вышло на деле. Однажды Писистрат приехал на колеснице в народное собрание; он был окровавлен; он показал народу рану; ему нанесли ее, говорил он, враги; жизнь его в опасности от них. Солон понял этот обман и, напоминая эпизод «Одиссеи» (песня IV, стихи 224 и след.), воскликнул: «с дурною мыслью играешь ты роль Одиссея, сын Гиппократа; он ранил себя на обман врагам, ты ранил себя, чтоб обмануть своих сограждан». Все было напрасно. Правительственный совет предложил народу, и народ согласился дозволить Писистрату, для своей безопасности, иметь отряд телохранителей, 50 человек воинов. Он собрал отряд более многочисленный и неожиданно овладел Акрополем.
При известии об этом, вожди противников Писистрата, Мегакл и Ликург, опасаясь за свою жизнь, бежали из Аттики. Солон убеждал граждан низвергнуть «выросшую и окрепшую тиранию». Но его слова остались напрасны; он положил на улице свое оружие, призывая богов в свидетели, что «всеми силами защищал отечество и закон», и покорился неотвратимому. Алкмеониды удалились в изгнание, Ликург устранился от вмешательства в дела, Мильтиад отправился в Херсонес Фракийский. Но Солон остался в Афинах. Писистрат выказывал большое уважение к нему, просил его советов; но он, отвергая все любезности узурпатора, отказывался давать советы тирану. Он говорил гражданам: «Подвергшись по своей нерассудительности беде, вы не должны сваливать вину на богов. Вы сами дали ему силу; вы дали ему телохранителей и награждены за то позором рабства».
Солон стал писать поэму о баснословном острове Атлантиде; материалом её служили, вероятно, рассказы, слышанные им от египетских жрецов; но она не была доведена до конца ни им самим, ни Платоном, который был по матери потомком его брата.
Около этого времени долонки, фракийское племя, жившее на Херсонесе Фракийском, были сильно теснимы абсинтиями, жившими на севере от этого полуострова. Они послали своих родоначальников в Дельфы, просить совета у оракула. Он сказал им, что они должны сделать своим царем того грека, который первый пригласит их, на их обратном пути, отдохнуть у него. Когда они, на обратном пути, пришли в Афины, то Мильтиад, сын Кипсела, сидевший под навесом перед своим домом, увидел их, идущих с копьями в руках; по их одежде он понял, что они иноземцы, подозвал их и пригласил отдохнуть у него. Они рассказали ему ответ оракула им и предложили ему стать царем их народа. Мильтиад, которому неприятно было жить под властью Писистрата, принял их предложение. В сопровождении многих граждан аристократической партии, он поплыл с долонками в Херсонес основать греческое государство в стране варваров. Он построил поперек перешейка, от моря до моря, стену для защиты полуострова от нападений фракийцев. Херсонес сделался хорошею стоянкою для афинских торговых кораблей; без того мегаряне совершенно завладели бы Геллеспонтом. Солон одобрял предприятие Мильтиада, и вероятно по его просьбе лидийский царь Крез вступился за Мильтиада, когда граждане Лампсака взяли в плен основателя афинской колонии на Геллеспонте. Крез грозил «срубить, как сосну», Лампсак (первоначально называвшийся Питиуссой, «сосновым городом»), и лампсакийцы освободили Мильтиада. Он умер в 525 году; херсонесские афиняне стали чтить его, как героя. Его племянник Стесахор, наследовавший ему, был в 518 году убит одним из граждан Лампсака. Долонки признали своим царем Мильтиада III, младшего брата Стесахора.
Одобрение мысли Мильтиада ехать в Херсонес – последний, сколько мы знаем, случай участия Солона в общественных делах. Увидев бесполезность своих воззваний к афинянам, чтоб они свергли тирана, он печально устранился от политической деятельности. В кругу пожилых и молодых друзей, он тихо доживал в своем доме остаток своих дней, неутомимо до самой смерти расширяя свои знания. Он умер на 80-м году.
Есть предание, что Солон поехал с Мильтиадом в Херсонес, что потом жил несколько времени в Сардах и умер на Кипре, у одного из своих друзей. Если принять это предание, то легендарная встреча Солона с Крезом оказывается хронологически возможной. Но мы не имеем достоверных свидетельств о том, что Солон уехал из Афин – По рассказу более старому, его прах был разбросан на острове Саламине.
rushist.com
Солон : краткая биография
Краткая биография
Солон - один из древнегреческих мудрецов, афинский политик, законодатель-реформатор, поэт. Точная дата рождения неизвестна, считается, что он родился около 640 г. до н. э. Был потомком старинного знатного рода Кодридов, представители которого некогда являлись царями. Есть версия, что Солон был уроженцем Саламина, но, согласно общепринятому мнению, он родился в Афинах. Чтобы обеспечить себя материально, Солон занимался морской торговлей, совершил множество путешествий. Вероятнее всего, до того, как выступить на политическом поприще, он уже получил известность в качестве первого афинского поэта.
Впервые имя Солона упоминается при описании конфликта двух городов-полисов - Афин и Мегары - за владение островом Саламин. Солон, поправив финансовое положение и возвратившись в Афины, был удручен тем, что там действовал закон, запрещающий продолжать военные действия и даже агитировать за них. Плутарх рассказывал, что Солон предпринял хитрый ход: прикинувшись умалишенным, он выступал с элегией «Саламин», взывавшей к былой отваге афинян. Примерно в 600 г. до н. э. он предпринял успешную экспедицию на Саламин, в результате чего Афины снова овладели этим стратегически важным островом, открывавшим доступ к морским путям.
С этого события началась политическая карьера Солона, которая продолжилась в 596 г. до н. э. участием в Первой Священной войне. О роли мудреца в этом мероприятии известно намного меньше. Есть сведения, что к 1594 г. до н. э. Солон превратился в авторитетнейшего и влиятельнейшего политического деятеля; его избрали правителем Афин. Солон остался в истории как политик, проведший целый ряд реформ, которые сыграли немаловажную роль в становлении Афинского государства. Первым структурным изменением (правитель называл его своей главной заслугой) стала сисахфия, отмена долгового рабства. Благодаря ей переселенцы получили гражданство, бедные слои населения - право участвовать в политической жизни и т.д.
Социально-политические и экономические реформы законодательства были призваны сбалансировать интересы низов и верхов, однако ни те, ни другие в результате не были удовлетворены полностью. Знать выказывала недовольство урезанием ее прав, а беднейшие слои посчитали реформы недостаточно смелыми. Единомышленники правителя настаивали на том, чтобы он ввел тиранию, но это противоречило принципам Солона. Выход он нашел в том, чтобы на время уехать из города. Когда закончилось его архонство, Солон на протяжении 593-583 гг. до н. э. путешествовал по Средиземноморью, нанес визиты в Египет, Лидию, на Кипр.
Когда он возвратился в Афины, его законы оставались действующими, но в обществе наблюдались сильные волнения, велась подготовка к перевороту. Солон отошел от активной политической деятельности, придерживался стратегии невмешательства, поскольку был человеком преклонного возраста. В этот период его биографии начал набирать политическое влияние Писистрат, родственник, в итоге установивший тиранию. Бывший правитель предпринимал попытки переубедить афинян в необходимости свергнуть ее. Некоторые источники свидетельствуют, что впоследствии он изменил точку зрения и превратился в советника Писистрата. Во всяком случае, несмотря на оппозиционные взгляды, Солон не подвергся гонениям. Прожил после этого он совсем немного, скончавшись в 559 г. до н. э. До наших дней сохранилось множество отрывков из его стихов на самые разные темы, но слава Солона-политика затмила его известность как поэта.
Биография из Википедии
Соло́н (др.-греч. Σόλων; между 640 и 635 до н. э., Афины — около 559 до н. э., Афины) — афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.
Солон происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией. Судя по всему, ещё до начала политической деятельности был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей. Политическая деятельность Солона началась его экспедицией на Саламин в ходе войны с Мегарами. После успешно закончившейся экспедиции инициировал Первую Священную войну. К 594 году до н. э. стал самым влиятельным и авторитетным афинским политическим деятелем.
Солон был избран архонтом-эпонимом на 594/593 год до н. э. Кроме того, ему дали чрезвычайные полномочия. Солон провёл ряд реформ (сисахфия, имущественный ценз, учреждение суда присяжных и Совета Четырёхсот и др.), которые представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства. После своего архонтства реформатор отправился в путешествие, в ходе которого посетил различные регионы Восточного Средиземноморья. После своего путешествия Солон уже не принимал активного участия в политической жизни. Он умер около 559 года до н. э. в Афинах.
Источники
Самым ранним и аутентичным источником о Солоне являются его стихотворения, от которых дошло до нашего времени большое количество фрагментов различного содержания. Всего сохранилось 283 строки из более 5 тысяч строк. Вероятно, в древности существовал сборник стихотворений Солона. Также современными источниками являются его законы. Большинство из них приведены у Плутарха и Диогена Лаэртского. Некоторые законы упоминаются у Геродота, Аристофана, Лисия, Эсхина, Демосфена и Диодора Сицилийского. В древности Солону приписывалось более 100 законов, однако не все они были изданы им. Солоновский законодательный свод был записан на деревянных досках (кирбах) и выставлен на всеобщее обозрение. В середине V в. до н. э., по словам Кратина, кирбы находились в очень плохом состоянии, а в конце века законы, вероятно, были скопированы на каменные стелы.
О Солоне кратко упоминают некоторые авторы V в. до н. э., например, комедиографы Кратин, Аристофан и Евполид. Наиболее известны посвящённые ему рассказы в «Истории» Геродота, особенно знаменитый рассказ о разговоре Солона и Крёза в Сардах. В конце V в. до н. э. и в IV в. до н. э. в среде интеллектуальной элиты возрос интерес к идее «отеческого государственного строя», ассоциировавшегося в числе прочих с Солоном. Соответственно, он упоминается в трудах многих ораторов, философов и публицистов (Андокид, Лисий, Исократ, Демосфен, Эсхин). Платон приписывает ему миф об Атлантиде.
Деятельность Солона занимала большое место в трудах аттидографов, которые дошли до нашего времени в незначительных фрагментах. Этими трудами (в наибольшей степени трудом Андротиона), вероятно, пользовался Аристотель в своих работах. Рассказ о реформах Солона в «Афинской политии» является одним из самых важных источников о них. Плутарх тоже использовал труды аттидографов при написании биографии Солона.
Ранние годы. Происхождение
Солон, сын Эксекестида, родился около 640 года до н. э. в Афинах. Есть также версия, что отца Солона звали Эвфорион. Плутарх передаёт оба варианта, но предпочтение отдаёт общепринятому. Некоторые античные авторы (Диодор Сицилийский, Диоген Лаэртский) ошибочно считали, что он родился на Саламине. По достатку Солон принадлежал к «гражданам среднего круга», а происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией.
Из стихотворений Солона
Много дурных богатеет, благие же в бедности страждут.Но у дурных не возьмём их мы сокровищ в обменНа добродетель, — она пребывает незыблемой вечно,Деньги же вечно своих переменяют владык!
Так как та ветвь рода Кодридов, к которой он принадлежал, к концу VII в. обеднела, он был вынужден заняться морской торговлей для улучшения своего материального положения. Солон много путешествовал и знакомился с обычаями и нравами других государств. Так как в источниках существуют противоречия относительно морских путешествий Солона, некоторые исследователи подвергают сомнению факт его торговой деятельности.
Судя по всему, ещё до начала политической деятельности Солона он был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей. В своих стихах Солон порицал существующую обстановку в полисе и выдвигал идею эвномии (благозакония).
Ситуация в Афинах перед началом политической деятельности Солона
Беотия и Аттика
В начале VI в. до н. э. Афины были рядовым греческим полисом, отличающимся от других только своими размерами. Он был одним из самых крупных в Греции, а по количеству населения — первым в Элладе. После завершения синойкизма к началу VII в. до н. э. афинский полис стал занимать весь полуостров Аттика. При этом в полис входило несколько городов — кроме Афин, Элевсин, Марафон, Браврон и другие.
Изначально гражданское население подразделялось по родоплеменному принципу. Постепенно появлялось и территориальное деление: каждая фила подразделялась на три триттии, а каждая триттия — на четыре навкрарии. Всего было 48 навкрарий, и они являлись наименьшими территориальными единицами.
Исключительно важную роль во всех сторонах жизни ранних Афин сыграла эвпатридская аристократия. Большинство аристократов бежало в Афины на рубеже II—I тысячелетий до н. э. из завоёвываемого дорийцами Пелопоннеса. Беженцев радушно принимали в Афинах. Один из таких родов (Кодриды-Медонтиды) был последней царской династией. На протяжении «тёмных веков» их власть всё более ограничивалась, пока, наконец, монархия не была ликвидирована.
В начале VII в. до н. э. сформировалась политическая система архаического афинского полиса как типичной аристократической республики. Во главе государства теперь стояла коллегия из девяти архонтов, занимавших свой пост в течение года. Между архонтами существовало определённое разграничение функций. Высшим магистратом был архонт-эпоним, архонт-басилей был верховным жрецом, архонт-полемарх — верховным главнокомандующим, остальные — фесмофеты — ведали судебными делами. Очень важную роль в управлении играл Совет Ареопага. В него пожизненно входили бывшие архонты. Ареопаг осуществлял высший контроль над всей жизнью полиса. Также в Афинах существовало народное собрание, но оно не имело значительной роли до VI в. до н. э.
Афинский демос находился в зависимости от аристократии. Растущее закабаление демоса вызывало его недовольство. Внутриполитическая обстановка в Афинах характеризовалась гражданскими распрями. Развернулась острая борьба между аристократическими группировками. На внешнеполитической арене афиняне вели войну с Мегарами за остров Саламин. Межаристократическая борьба и закабаление демоса подрывали стабильность и порядок в афинском полисе.
Войны Солона
Война с Мегарами за Саламин
Из элегии «Саламин»
Вестником я прихожу с желанного нам Саламина, Но вместо речи простой с песнью я к вам обращусь...Мы ведь дождёмся того, что повсюду, как клич, пронесётся: «Родом и он из Афин, сдавших врагам Саламин». На Саламин мы пойдём, сразимся за остров желанный, Прежний же стыд и позор с плеч своих снимем долой!
Первым известным из источников событием, в связи с которым упоминается имя Солона, является военный конфликт Афин и Мегар за обладание Саламином. Афиняне, утомлённые этой войной, запретили законом предлагать гражданам продолжить борьбу за Саламин. Солона это удручало, и он притворился сумасшедшим, а потом прибежал на площадь и прочитал при массе народа свою элегию «Саламин», в которой говорилось о необходимости продолжения войны за этот остров.
Затем он сам возглавил экспедицию на Саламин, которая принесла ему полный успех: стратегически важный пункт в Сароническом заливе оказался в руках афинян. Не вполне ясно, в каком статусе Солон командовал ополчением афинян. Должности стратега тогда не было, и, вероятно, он был избран архонтом-полемархом. Правда, достоверно известно, что он позднее был архонтом-эпонимом, а считается, что дважды должность архонта занимать нельзя. Скорее всего, ограничение одним сроком относилось не ко всей совокупности архонтских должностей, а к каждой из них, взятой конкретно.
Вид острова Саламин
Саламинская экспедиция, ставшая блистательным началом политической карьеры Солона, датируется, скорее всего, временем около 600 г. до н. э. Но война, по-видимому, продолжалась ещё несколько десятилетий, приняв вялотекущий характер. Ещё в 60-е годы троюродный брат Солона Писистрат возглавлял экспедицию против мегарян. В конце концов спор о Саламине был вынесен на третейский суд Спарты. Во время обсуждения этого вопроса Солон привёл целый ряд дополнявших друг друга аргументов различного характера, сумев отстоять права Афин на остров. Солон ссылался на дельфийские оракулы, в которых Саламин был назван ионийской землёй, что должно было сближать его с Афинами, а не с Мегарами (Афины населяли ионийцы, а мегаряне были дорийцами). Он также указывал для оправдания афинских притязаний на пассаж из «Илиады» Гомера, согласно которому царь Саламина Аякс поставил свои корабли рядом с афинскими. Кроме того, он ссылался на то, что в саламинских погребениях трупы лежат по афинскому, а не по мегарскому обычаю, — лицами на запад. В конце концов Саламин удалось отстоять, и этот остров, включённый в состав афинского полиса, неоднократно играл важную роль в его истории.
Первая Священная война
Средняя Греция
Следующим военно-политическим мероприятием Солона было участие в Первой Священной войне. Про этот конфликт известно мало. Согласно исследователю У. Дж. Форресту, это была война некоторых греческих полисов против фокидского города Кирры илиКрисы, захватившего Дельфийский храм. Наиболее влиятельными членами антикрисейской коалиции были Фессалия и Сикион, менее влиятельную позицию занимали Афины. Война продолжалась десять лет (596—586 годы до н. э.). По-видимому, уже в первые годы войны союзники освободили Дельфы. В конце концов Крисы были взяты и разрушены.
Солон выступил инициатором объявления войны Крисам. По его совету члены Дельфийской амфиктионии началивойну. В результате войны отношения Афин и Дельф значительно улучшились, дельфийское жречество стало всячески поддерживать Солона.
В 594 году до н. э. по инициативе Солона были возвращены из изгнания Алкмеониды. Судя по всему, Солон благоволил к ним, стараясь сделать их своими сторонниками.
Реформы Солона
Возможно, к этому времени у Солона уже сложился план преобразований. Чтобы приступить к их реализации, нужно было заручиться высокоавторитетной религиозной санкцией. Дельфийский оракул дал Солону несколько прорицаний, одобрявших его замыслы. К 594 году до н. э. Солон был самым влиятельным и авторитетным афинским политическим деятелем. Он мог рассматриваться всеми социальными слоями (аристократами, народом, торговцами и ремесленниками) как компромиссная фигура.
В 594 г. до н. э. Солон был избран архонтом-эпонимом. Кроме того, ему дали какие-то чрезвычайные полномочия. Согласно Плутарху, его назначили «примирителем и законодателем», а согласно Аристотелю, вообще «вверили ему государство». По-видимому, его чрезвычайные полномочия выражались в слове «примиритель, третейский судья». Таким образом, его задачей было разрешить конфликт и примирить враждующие стороны. В то время архонтов назначал Ареопаг, но Солона, вероятно, избрало народное собрание ввиду особой ситуации.
Из стихотворений Солона
Какой же я из тех задач не выполнил,Во имя коих я тогда сплотил народ? О том всех лучше перед Времени судом Сказать могла б из олимпийцев высшая — Мать черная Земля, с которой снял тогда Столбов поставленных я много долговых, Рабыня прежде, ныне же свободная.На родину, в Афины, в богозданный град Вернул назад я многих, в рабство проданных, Кто кривдой, кто по праву, от нужды иныхБезвыходной бежавших, уж забывших речьАттическую — странников таков удел, Иных еще, в позорном рабстве бывших здесь И трепетавших перед прихотью господ, Всех я освободил. А этого достиг Закона властью, силу с правом сочетав, И так исполнил все я, как и обещал.
Первой его реформой была сисахфия, которую он считал своей главной заслугой. Отменялись все долги, освобождались из рабского статуса кабальные должники и запрещалось долговое рабство. Сисахфия должна была значительно облегчить социальную напряжённость и улучшить экономическое положение государства.
Солон проводил комплексную экономическую политику, которая характеризуется протекционизмом в отношении афинского сельского хозяйства и поддержкой ремесленного производства. Ремесленникам из других городов, прибывшим в Афины, разрешалось поселиться в городе. По другому закону родители, не обучившие своего сына ремеслу, не имели права требовать, чтобы он их поддерживал в старости. Он запретил вывоз зерна из Афин и поощрял оливководство. Благодаря мерам Солона оливководство впоследствии превратилось в процветающую отрасль сельского хозяйства. Денежная реформа Солона предполагала замену прежней эгинской монетной единицы эвбейской. Эта мера облегчила торговлю между Афинами, Эвбеей, Коринфом, Халкидикой и Малой Азией и способствовала развитию внешней торговли Афин.
Также важное значение имели социальные реформы Солона. Важнейшей из них является разделение всего гражданского коллектива полиса на четыре имущественных разряда. Критерием принадлежности к определённому разряду служил размер годового дохода, исчисляемый в сельскохозяйственных продуктах.
Пентакосиомедимны
имеют доход более 500 медимнов зерна или 500 метретов вина или оливкового масла
могут избираться архонтами и казначеями
Гиппеи
имеют доход свыше 300 медимнов зерна
могут содержать боевого коня
Зевгиты
имеют доход свыше 200 медимнов зерна
служат гоплитами
Феты
имеют доход менее 200 медимнов зерна
могут участвовать в работе народного собрания и суда присяжных
Статуя Солона в библиотеке Конгресса США
Самые бедные (феты), в отличие от афинян, входивших в первые три имущественных класса, не имели права занимать государственные должности и принимали участие только в работе народного собрания и суда присяжных (гелиеи). По наиболее распространённой версии, Солон провёл эту реформу в интересах богатых (прежде всего незнатных богачей из ремесленников и торговцев). Однако выгоду получили и бедные: теперь они могли участвовать в политической жизни.
Солон, по-видимому, и учредил гелиею. Это нововведение имело наиболее демократический характер. Солон предоставил право любому гражданину возбуждать судебный иск по делу, прямо его не касающемуся. Если ранее в Афинах существовали только частные иски и процессы, в которых истцом должно было выступать само потерпевшее лицо, то теперь появились публичные иски и процессы.
Также Солон учредил ещё один новый государственный орган — Совет Четырёхсот. Его членами были представители четырёх аттических фил, по 100 человек от каждой филы. Совет Четырёхсот был альтернативой Ареопагу. Распределение функций между ними не было точно определено. Согласно Плутарху, Совет Четырёхсот готовил и предварительно обсуждал проекты постановлений для народного собрания, а Ареопаг осуществлял «надзор за всем и охрану законов».
Солон издал закон о завещаниях. Содержание закона Плутарх передаёт так: раньше «не было позволено делать завещания; деньги и дом умершего должны были оставаться в его роде; а Солон разрешил тем, кто не имел детей, отказывать своё состояние, кому кто хочет». Солон впервые в афинской истории ввёл институт завещаний. Кроме того, был введён земельный максимум (запрещение иметь земельные владения сверх установленной законом нормы).
Солоновский законодательный свод был записан на деревянных досках (кирбах) и выставлен на всеобщее обозрение. Этот свод должен был заменить драконтовский свод; лишь драконтовские законы об убийствах по-прежнему действовали. Новый свод законов должен был оставаться в силе в течение 100 лет, но фактически действовал и после этого.
Реформы Солона представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства.
Путешествие
Ближний Восток в 600 году до н. э.
Из стихотворений Солона
Да, я народу почёт предоставил, какой ему нужен — Не сократил его прав, не дал и лишних зато. Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством Славился, — чтоб никаких им не чинилось обид. Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая, И никому побеждать не дал неправо других.
После окончания архонтства всё же росло недовольство реформами. Аристократы были недовольны тем, что их права оказались урезанными, демос же считал реформы недостаточно радикальными. С другой стороны, сторонники Солона советовали продолжить реформы путём установления тирании. Однако Солон принципиально не хотел становиться тираном. Он решил действовать по-другому — временно покинуть полис и отправиться в путешествие.
В ходе своего десятилетнего путешествия (593—583 гг. до н. э.) Солон посетил различные регионы Восточного Средиземноморья. Он побывал в Египте, на Кипре и в Лидии. Сначала Солон посетил Египет, где общался со жрецами. На Кипре Солон подружился с царём Сол Филокипром.Солон побывал и в лидийской столице Сарды. Встреча с царём Крёзом упоминается во многих античных источниках, но невозможна по хронологическим соображениям. Крёз вступил на престол около 560 г. до н. э., а Солон был в Сардах на четверть века раньше. Разговор Солона и Крёза описан, в частности, у Плутарха:
Г. Хонтхорст. «Солон и Крёз» (1624)Крёз спросил его, знает ли он человека счастливее его. Солон отвечал, что знает такого человека: это его согражданин Телл. Затем он рассказал, что Телл был человек высокой нравственности, оставил по себе детей, пользующихся добрым именем, имущество, в котором есть всё необходимое, погиб со славой, храбро сражаясь за отечество. Солон показался Крёзу чудаком и деревенщиной, раз он не измеряет счастье обилием серебра и золота, а жизнь и смерть простого человека ставит выше его громадного могущества и власти. Несмотря на это, он опять спросил Солона, знает ли он кого другого после Телла, более счастливого, чем он. Солон опять сказал, что знает: это Клеобис и Битон, два брата, весьма любившие друг друга и свою мать. Когда однажды волы долго не приходили с пастбища, они сами запряглись в повозку и повезли мать в храм Геры; все граждане называли её счастливой, и она радовалась; а они принесли жертву, напились воды, но на следующий день уже не встали; их нашли мёртвыми; они, стяжав такую славу, без боли и печали узрели смерть. «А нас, — воскликнул Крёз уже с гневом, — ты не ставишь совсем в число людей счастливых?». Тогда Солон, не желая ему льстить, но и не желая раздражать ещё больше, сказал: «Царь Лидийский! Нам, эллинам, бог дал способность соблюдать во всём меру; а вследствие такого чувства меры и ум нам свойствен какой-то робкий, по-видимому, простонародный, а не царский, блестящий. Такой ум, видя, что в жизни всегда бывают всякие превратности судьбы, не позволяет нам гордиться счастьем данной минуты и изумляться благоденствию человека, если ещё не прошло время, когда оно может перемениться. К каждому незаметно подходит будущее, полное всяких случайностей; кому бог пошлёт счастье до конца жизни, того мы считаем счастливым. А называть счастливым человека при жизни, пока он ещё подвержен опасностям, — это всё равно, что провозглашать победителем и венчать венком атлета, ещё не кончившего состязания: это дело неверное, лишённое всякого значения».
В действительности Солона должен был принимать отец Крёза, царь Алиатт. Возможно, что афинский законодатель общался и с самим Крёзом, в то время царевичем. Есть предположение, что Солон посвятил царевичу одну из своих элегий, которая и могла стать источником аберрации для позднейших авторов.
Возвращение в Афины. Смерть
Около 583 года до н. э. Солон вернулся в Афины. Законы Солона продолжали действовать, и за время его отсутствия не было предпринято попыток отменить или изменить их. Правда, гражданские смуты, на прекращение которых надеялся Солон, продолжались ещё несколько десятилетий. Вскоре после возвращения реформатора архонт Дамасий, намереваясь стать тираном, не слагал с себя полномочий более двух лет, и его пришлось отстранять силой. Роль Солона в описанных событиях не упоминается в источниках, но, вероятно, он выступил решительным противником Дамасия и, может быть, принял участие в его свержении.
Плутарх писал, что после своего путешествия Солон уже не принимал активного участия в политической жизни. Однако позднее, в 60-е годы VI в. до н. э. он участвовал в третейском суде, разбиравшем афино-мегарский спор о Саламине.
Хронология жизни Солона
около 640 до н. э. — рождение Солонаоколо 600 до н. э. — Саламинская экспедиция596 до н. э. — начало первой Священной войны594/593 до н. э. — архонтство. Реформы Солона593—583 до н. э. — путешествие Солона560-е до н. э. — участие в третейском суде по вопросу о Саламине560 до н. э. — приход к власти тирана Писистрата. Солон выступает его противникомоколо 559 до н. э. — смерть Солона
В те же годы начал возвышаться родственник Солона Писистрат. Он начинал свою карьеру в рядах сторонников реформ Солона и позже прославился в Саламинской войне. В 560 году до н. э., получив от народного собрания разрешение набрать отряд телохранителей, он с помощью этого отряда захватил Акрополь и установил тиранию. Солон пытался противодействовать возрастанию влияния Писистрата, но безуспешно: будущего тирана поддерживало большинство народа. Когда Писистрат, сам себя изранив, заявил, что политические противники пытались его убить, Солон понял его замысел, но народ был не на его стороне. На народном собрании некий Аристон внёс предложение дать Писистрату отряд телохранителей. Несмотря на противодействие Солона, постановление было принято. Когда была установлена тирания, Солон попытался убедить сограждан выступить против Писистрата, но не имел успеха. После этого Солон, по некоторым сведениям, изменил свою позицию и стал советником Писистрата. Никаким преследованиям при тирании Солон не подвергся, хотя и выступал поначалу как её непримиримый противник. К тому же Солон вскоре скончался — в 560/559 г. до н. э.
Относительно смерти Солона в античных источниках есть противоречивые данные. Комедиограф V в. до н. э. Кратин и Аристотель писали, что Солон завещал развеять свой прах над завоёванным им Саламином. По словам Валерия Максима, он умер на Кипре и там же был погребён. Элиан писал, что Солон был похоронен за государственный счёт возле афинской городской стены. Вероятно, эта версия наиболее правдоподобна. Согласно Фанию Лесбосскому, Солон умер в Афинах в преклонном возрасте на следующий год после первого прихода к власти Писистрата. Рассказ о развеянии праха Солона над Саламином, вероятно, просто легенда. Солон был похоронен на одном из афинских кладбищ, скорее всего, на Керамике.
Личность
Личная жизнь
Некоторые авторы писали, что в молодости Писистрат был возлюбленным Солона. Согласно Плутарху, «Солон не был равнодушен к красавцам и не имел мужества вступить в борьбу с любовью, „как борец в палестре“».
О потомках Солона никаких достоверных сведений нет. По-видимому, Солон просто не оставил после себя никакого потомства. И в последующей истории Афин нет ни одного деятеля, который по прямой линии возводил бы себя к нему. Однако потомки Солона по боковым линиям встречаются, например глава «Тридцати тиранов» Критий и философ Платон. Они возводили свой род к брату законодателя — Дропиду.
Политические взгляды
Из элегии «Благозаконие»
Благозаконье же всюду рождает порядок и стройность.В силах оно наложить цепь на неправых людей,Сгладить неровности, наглость унизить, ослабить кичливость,Злого обмана цветы высушить вплоть до корней, Выправить дел кривизну, и чрезмерную гордость умерить,И разномыслья делам вместе с гневливой враждой Быстрый конец положить навсегда, и тогда начинаетВсюду, где люди живут, разум с порядком царить.
Реформаторская деятельность Солона сочетала в себе стремление к необходимым преобразованиям и здоровый консерватизм. В своих ранних стихотворениях он порицал обстановку в полисе (в частности, стремление аристократов к несправедливому обогащению, гражданские смуты, закабаление демоса) и выдвигал идею эвномии (благозакония). Идея эвномии имеет дельфийское происхождение. Для Солона благозаконие означало справедливые законы и сознательное подчинение граждан этим законам.
Солон принципиально ненавидел тиранию. После проведения реформ сторонники Солона советовали продолжить реформы путём установления тирании, но он отказался. В эпоху Старшей тирании, когда во многих греческих полисах к власти приходили тираны, добровольный отказ от единовластия — уникальный случай. Свой отказ он аргументировал тем, что это покроет его имя позором и может погубить его и его род. К тому же он был противником насилия.
Религиозные взгляды
Мировоззрение и религиозные взгляды Солона отражены в его стихотворениях. Он был глубоко религиозным человеком. Исследователь И. Е. Суриков резюмирует данные из стихотворений Солона:
Солон твёрдо верит в благое водительство богов, в их власть над человеческими судьбами. Если счастье и богатство даны человеку богами, то они будут прочными, надёжными, долговременными. То же, чего люди добились помимо воли небожителей, собственной наглостью, в конечном счёте обязательно повлечёт за собой возмездие от Зевса. Конечно, владыка Олимпа подчас не спешит с карой, и это может создать для злодеев иллюзию безнаказанности. Однако рано или поздно справедливость восторжествует: если сам содеявший дурное дело не искупит его при жизни, это искупление ляжет на плечи его детей и более отдалённых потомков. Таким образом, Солон выражает твёрдую уверенность в факте страдания невиновных за преступления предков, полностью признает идею коллективной ответственности рода… видеть в богах причину бед и неудач не следует…: в своих несчастьях виноваты лишь сами люди, тешащиеся напрасными мечтами, имеющие слишком высокое мнение о себе и лишь после того, как на них обрушатся какие-нибудь испытания, приходящие к пониманию необходимости разумной меры во всём.
Поэтический дар
Судя по всему, ещё до начала политической деятельности Солон был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей. До нашего времени дошло большое количество фрагментов его произведений различного содержания. Всего сохранилось 283 строки из более 5 тысяч строк. Вероятно, в древности существовал сборник стихотворений Солона. В любом случае античные и византийские авторы располагали намного большим количеством стихов Солона, чем современные исследователи. Элегия «К самому себе», например, дошла до нас полностью лишь в «Эклогах» византийского писателя Стобея (V в. н. э.), а из элегии «Саламин», имевшей 100 строк, сохранилось три фрагмента, насчитывающие в общей сложности восемь строк.
worldofaphorism.ru
Солон - краткая биография.
Солон - один из древнегреческих мудрецов, афинский политик, законодатель-реформатор, поэт. Точная дата рождения неизвестна, считается, что он родился около 640 г. до н. э. Был потомком старинного знатного рода Кодридов, представители которого некогда являлись царями. Есть версия, что Солон был уроженцем Саламина, но, согласно общепринятому мнению, он родился в Афинах. Чтобы обеспечить себя материально, Солон занимался морской торговлей, совершил множество путешествий. Вероятнее всего, до того, как выступить на политическом поприще, он уже получил известность в качестве первого афинского поэта.
Впервые имя Солона упоминается при описании конфликта двух городов-полисов - Афин и Мегары - за владение островом Саламин. Солон, поправив финансовое положение и возвратившись в Афины, был удручен тем, что там действовал закон, запрещающий продолжать военные действия и даже агитировать за них. Плутарх рассказывал, что Солон предпринял хитрый ход: прикинувшись умалишенным, он выступал с элегией «Саламин», взывавшей к былой отваге афинян. Примерно в 600 г. до н. э. он предпринял успешную экспедицию на Саламин, в результате чего Афины снова овладели этим стратегически важным островом, открывавшим доступ к морским путям.
С этого события началась политическая карьера Солона, которая продолжилась в 596 г. до н. э. участием в Первой Священной войне. О роли мудреца в этом мероприятии известно намного меньше. Есть сведения, что к 1594 г. до н. э. Солон превратился в авторитетнейшего и влиятельнейшего политического деятеля; его избрали правителем Афин. Солон остался в истории как политик, проведший целый ряд реформ, которые сыграли немаловажную роль в становлении Афинского государства. Первым структурным изменением (правитель называл его своей главной заслугой) стала сисахфия, отмена долгового рабства. Благодаря ей переселенцы получили гражданство, бедные слои населения - право участвовать в политической жизни и т.д.
Социально-политические и экономические реформы законодательства были призваны сбалансировать интересы низов и верхов, однако ни те, ни другие в результате не были удовлетворены полностью. Знать выказывала недовольство урезанием ее прав, а беднейшие слои посчитали реформы недостаточно смелыми. Единомышленники правителя настаивали на том, чтобы он ввел тиранию, но это противоречило принципам Солона. Выход он нашел в том, чтобы на время уехать из города. Когда закончилось его архонство, Солон на протяжении 593-583 гг. до н. э. путешествовал по Средиземноморью, нанес визиты в Египет, Лидию, на Кипр.
Когда он возвратился в Афины, его законы оставались действующими, но в обществе наблюдались сильные волнения, велась подготовка к перевороту. Солон отошел от активной политической деятельности, придерживался стратегии невмешательства, поскольку был человеком преклонного возраста. В этот период его биографии начал набирать политическое влияние Писистрат, родственник, в итоге установивший тиранию. Бывший правитель предпринимал попытки переубедить афинян в необходимости свергнуть ее. Некоторые источники свидетельствуют, что впоследствии он изменил точку зрения и превратился в советника Писистрата. Во всяком случае, несмотря на оппозиционные взгляды, Солон не подвергся гонениям. Прожил после этого он совсем немного, скончавшись в 559 г. до н. э. До наших дней сохранилось множество отрывков из его стихов на самые разные темы, но слава Солона-политика затмила его известность как поэта.
www.wisdoms.ru
Красота в Древней Греции
Античная эпоха подарила нам не только великих философов, поэтов и писателей, но и вечные идеалы женской красоты, а также немало секретов ухода за собой.
У древних греков был настоящий культ прекрасного. Они воспевали физическую красоту сыновей и дочерей Эллады в поэмах, запечатлевали в скульптурах. При этом греки неразрывно связывали ее со здоровьем: «Красиво лишь то, что здорово».
Недаром сам отец медицины Гиппократ написал немало трактатов по косметологии, создав целую науку красоты. Греки превыше всего ценили пропорции и гармонию. Свои представления о женской красоте они воплощали в статуях богинь: Артемиды, Ники и, конечно, богини красоты Афродиты.
Так классическими стали параметры знаменитой Венеры Милосской: рост – 164 см, окружность талии – 69 см, груди – 86 см, бедер – 93 см.
Греками даже были выведены с математической точностью идеальные пропорции человеческого тела: голова должна составлять 1/7 часть роста, ступня – 1/6 часть, кисть руки – 1/10, пупок должен делить тело на две равные части.
Красивым считалось маленькое овальное лицо с прямым носом, выразительными глазами, с небольшим подбородком и невысоким лбом.
Древняя косметика
Удивительно, но в Греции, куда сегодня многие устремляются за загаром, много веков назад эталоном красоты считалась бледная кожа. Она была символом аристократичности. Чтобы достичь такого эффекта, гречанки использовали специальные свинцовые белила (к слову, очень токсичные), а также порошок мела и толченые морские ракушки.
Неброский макияж был призван подчеркивать благородство лица. Гречанки использовали не слишком яркие помады, изготовленные из оливкового масла и пчелиного воска либо из охры, глины и оксида железа. Для подводки глаз применялись тени на основе оливкового масла, смешанного с толченым углем. Брови соединяли в одну плавную линию угольным порошком.
Прически и наряды
В те времена в моде были волнистые золотистого оттенка волосы. Темноволосые гречанки осветляли их либо с помощью уксуса, либо оставляли выгорать на солнце, используя особые шляпы с отверстиями. Самой распространенной прической был низкий пучок, так называемый греческий узел.
Одежда той поры – свободный, ниспадающий до пят пеплос, стянутый на талии поясом, — подчеркивала красоту женского тела и маскировала недостатки фигуры – полноту или не слишком стройные ноги.
[reklama]
Секреты красавиц
Маски для лица и волос
Множество косметических рецептов Древней Греции основаны на оливковом масле, которое и по сей день остается настоящим эликсиром молодости и красоты.
Кожу вокруг глаз смажьте теплым оливковым маслом и слегка помассируйте. Через полчаса остатки масла снимите салфеткой. Такая ежедневная процедура способствует увлажнению кожи и разглаживанию морщин.
Смешайте 2 ст. ложки оливкового масла, 1 ст. ложку яблочного уксуса или меда и 1 яйцо. Нанесите смесь на волосы на 10 минут, затем смойте теплой водой. Периодически делайте массаж волосистой части головы с использованием оливкового масла.
Ванна Афродиты
С давних пор розы пользуются огромной популярностью в косметологии. Они входили в состав и знаменитой ванны Афродиты.
Наберите в ванну теплую воду (37-38 градусов), добавьте в нее 250 г лепестков роз и столько же соды. Перемешайте и погрузитесь в воду на 15-20 минут. Принимайте процедуры через день в течение месяца.
Очищающая маска
Сок винограда тонизирует кожу, придает ей упругость и эластичность, улучшает цвет лица.
Смешайте полстакана свежего виноградного сока, 2 капли лимонного сока и 1 ч. ложку меда. Нанесите на лицо несколькими слоями и оставьте на 20 минут. Смойте водой комнатной температуры.
Красоту греческих островов, которая сопровождается греческой музыкой, рекомендую посмотреть в этом небольшом ролике.
Удачи вам и будьте здоровы!
С вами была Надежда!
ydacha20011.ru
Косметика в Древней Греции | Пантикапей
Практически с первого дня появления людей на Земле женщины стремились выглядеть привлекательно в глазах мужчин, для чего в ход шли различные украшения, одежды, косметика. Появление первого косметического средства совпало с первым опытом женщины приготовить пищу на огне. Археологи обнаружили древнейшую помаду при раскопках поселения первобытных людей. Состав ее сходен с сегодняшней помадой: жиры и краситель.
Широко развилось искусство произведения и использования косметических средств в Древнем Египте, где научились создавать кремы, благовония из различных растительных культур. Там же был написан и первый «трактат о косметике», авторами которого стали жрецы. Изготовление косметики сегодня очень доходный бизнес, наверное нет ни одной женщины в развитых странах, которая не пользовалась бы услугами косметических салонов, вообще искусство макияжа сильно развилось, сегодня проводятся конкурсы, международные состязания профессионалов в этой области, в интернете даже появились игры макияж.
В Древней Греции косметикой также пользовались, но гречанки предпочитали естественную красоту, ведь из идеалом была богиня красоты Афродита. Тем не менее, для привлечения мужского интереса в Греции использовали косметику из меда, оливкового масла, древесного угля, окиси железа, воска и других составляющих. В период колонизации греками Тавриды (современный Крым) они привнесли многое из своей культуры в уже существующую скифскую. Таким образом, жительницы Древнего Пантикапея с тем же успехом использовали косметические средства, что и афинянки. Скифские племена, обитавшие пососедству с боспорянами, вели с ними торговые отношения. Помимо металлических изделий, керамики, стеклянной посуды, вина и мрамора скифы покупали у греков косметические изделия. Боспорянки пользовались ароматическими маслами, которые завозились из Афин. Хранили их в небольших сосудах, а богатые женщины могли позволить себе приобрести для хранения косметических средств расписные фигурные лекифы, которые изготавливались профессиональными мастерами в Афинах. Во времена готов в Крыму косметика пользовалась популярностью у готских женщин, археологи обнаружили осколки бальзамарии — стеклянные сосуды, в которых хранили косметические средства.