История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Развитие ветеринарии в Древнем мире (стр. 3 из 4). Ветеринария в древнем египте


Лекция 1.

План:

1. Определение ветеринарии. История ветеринарии. Чем занимается ветеринария?

2. Накопление ветеринарных знаний в странах Древнего Востока, Греции и Рима.

3. Народная ветеринария Древней Руси и ее развитие в русском централизованном государстве.

Слово «ветеринария» - происходит от латинского veterinarius – ухаживающий за скотом, лечащий скот. Впервые встречается в трактате римского писателя-агронома Колумеллы «О сельском хозяйстве». В русских источниках – в 19 в.

Употребляемое часто название "ветеринарная медицина" есть плеоназм, так как слово В. в переводе значит: лечение скота. По объяснению Лангле (Lenglet), это слово происходить от кельтийских: vee (отсюда нем. Vieh) - скот, teeren (отсюда нем. zehren) - болеть, aerts или arts (нем. Artzt) - медик. От кельтов оно было заимствовано римлянами, обратившими его в слова veterinaria, veterinarius; иногда же вместо них римские авторы употребляли слово mulomedicina, mulomedicus (врач мулов).

Ветеринарная символика. Это изображение змеи. В этом качестве существует с 4-3 тысячелетия до н. э. В 13 веке изображение змеи было объединено с чашей. Синий крест.

Первобытное общество

До перехода к оседлому образу жизни, работе на земле и с одомашненными животными, основными промыслами были собирательство и охота.

Охотники знали повадки животных, имели представление о их суточных и сезонных миграциях, о наиболее уязвимых частях тела. Древний охотник умел отделить, не повредив, желчный пузырь, использовать «жилы» животных для изготовления одежды и орудий труда.

Первые земледельцы стали использовать мясо и шкуры животных, и только затем – молоко. Намного позже животных стали использовать как транспорт и тягловую силу в земледелии.

При разделке туш животных древние люди получали сведения по анатомии. Они видели сходство в строении органов у животных разных видов.

Основным самым значимым событием этого периода стало одомашнивание животных и использование их для нужд человека, и, соответственно наблюдения их поведения в нормальных условиях и в период болезни.

Медицинские знания в Древнем Египте

Традиции Древнего Египта, в том числе, и в области врачевания, оказали влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины.

Основным источником информации о древнеегипетской медицине долгое время были сообщения греческих авторов, но расшифровка в 1822 году древнеегипетских иероглифов позволила прочесть тексты на папирусах, касающихся медицинских знаний.

У врачей Древнего Египта была хорошая репутация, и правители других империй даже просили фараона прислать к ним врачей, чтобы лечить своих родственников. Имена некоторых из врачей Египта, таких как Имхотеп, остались в истории.

Египетские врачи были осведомлены о существовании пульса и связи между пульсом и сердцем. Автор «папируса Смита» даже имел смутное представление о сердечно-сосудистой системе, хотя и не о кровообращении, и он не мог или считал неважным, различать кровеносные сосуды, сухожилия и нервы. Древние египтяне разработали свою теорию «каналов», которые несли воздух, воду и крови в организме по аналогии с рекой Нил; если он станут заблокированы, поля станут нездоровы, и они применяли этот принцип к телу: если человек был болен, то нужно использовать слабительные, чтобы разблокировать «каналы».

Примечателен тот факт, что по каждому из 48 случаев выносится один из вердиктов: «я буду его лечить», «я буду бороться» или «я не буду его касаться». Неблагоприятное заключение встречается 14 раз. Неизлечимым недугом считался, например, паралич верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха в результате травматического повреждения мозга. В папирусе Смита единственный раз встречается магическая формула, связанная с лечением раны лба, размозжившей часть черепа.

Множество медицинских практик были эффективными, например, многие хирургические процедуры, приведённые в папирусе Смита. В основном советы врачей для сохранения здоровья включали рекомендации мыться и брить тело, в том числе под мышками, так как это поможет предотвратить инфекции. Они также рекомендовали пациентам следить за своим питанием и избегать продуктов, таких как сырая рыба или сырое мясо других животных, считавшееся нечистым.

Многие методы были неэффективны или вредны — в частности, многие рецепты лекарств содержали навоз, который содержит продукты брожения и плесени; некоторые из них имеют целебные свойства, но также и бактерии, представляющие серьёзную угрозу заражения.

Операция была довольно распространённой практикой среди врачей для лечения телесных повреждений. Египетские врачи признавали три категории повреждений: поддающиеся лечению, спорные и неизлечимые заболевания. Излечимые заболевания хирурги быстро оперировали. Спорными болезнями были те, при которых больной мог предположительно прожить без лечения, поэтому пациенты, входившие в эту категорию, наблюдались, и если их болезнь сохранялась, то предпринимались хирургические попытки излечить её. Хирургические инструменты, обнаруженные в археологических памятниках, включают ножи, крюки, свёрла, щипцы, весы, ложки, пилы и вазы с ладаном.

В остальных случаях египетские медики действовали весьма традиционно: использовали шины из тростника ижесткие повязки(полотно опускали в алебастр) для лечения переломов, сшивали края ран при помощи ниток, гнойные повреждения присыпали хлебной или древесной плесенью.

Протезирование в виде искусственных пальцев или глаз существовало, но имело в большей степени декоративный, нежели практический эффект.

Отдельно существовала и стоматология, однако находилась она на достаточно низком уровне развития. Состояние зубов большинства египтян было плохим из-за слишком грубого помола зерна. Стоматологические заболевания могли быть даже причиной смерти. Больной зуб, как правило, удалялся, в качестве обезболивающего использовался опиум.

Условно первая эпизоотия – пятая египетская казнь.

Почему мы упоминаем лишь о Древнем Египте?

studfiles.net

Развитие ветеринарии в Месопотамии

ТОП 10:

 

В Месопотамии разводили молочный и мясной скот. Коротконогих и длинноногих быков держали на подножном корме, подкармливая зерном. Рабочим скотом пользовались при орошении почвы, пахоте, молотьбе и перевозке грузов. Для нужд транспорта использовали ослов, иногда впрягали в плуг длинноногих антилоп. Широко был распространен мелкий рогатый скот -курдючные и тонкошерстные овцы.

Во втором тыс. до н.э. началось возвышение Вавилонского государства, где накопились к этому периоду основательные знания по ветеринарии. Вавилонским ветеринарам были известны болезни, по описаниям которых можно предположить, что это были сибирская язва, чума крупного рогатого скота, бешенство. Было известно, что отдельные болезни передаются от одного животного другому. Предпринимались первые попытки объективного изучения болезней и реальной борьбы с ними. Тексты описаний болезней содержат сведения о симптомах и методах лечения, для которого использовали различные, порой очень сложные лекарства.

В целях борьбы с заразными болезнями больных животных изолировали, животноводческие постройки сжигали, бешенных животных держали на цепи, потом убивали. Закрывали границы государств во время эпизоотии, знали связь эпизоотии и эпидемий. Вавилонские врачи умели готовить отвары из растений, делали мази для наружного применения. Им были известны компрессы, массажи, промывание, кровопускание. Были разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипячение и фильтрация. Для лечения животных широко использовали воду и масла. На широкое применение их указывает то, что слово врач, в том числе и ветеринарный , в буквальном переводе означает «знающий воду» и «знающий масло». Некоторые знания по анатомии животных были связаны с жертвоприношениями. Рассечения жертвенных животных давали некоторые анатомические познания и для постановки диагноза выделяли лишь сердце, желудок, легкие и печень.

В жреческой ассиро-вавилонской культуре было широко распространенно представление, что жизнь и здоровье зависит от духов, а направляется в своем течении влиянием небесных светил. Широко были распространенны амулеты, талисманы, дощечки с молитвами, идолы добрых духов, которые должны были отпугивать злого демона. Большую роль играло гадание по внутренностям животных, главным образом овец. До нашего времени дошли глиняные и бронзовые модели печени, разделенные чертами на части. На каждой имелся текст, служащий руководством к предсказанию по состоянию данной части печени. По таким моделям печени обучались будущие жрецы-врачи в принадлежащих государству школах. Наряду с мистическими представлениями и магическими действиями врачи Вавилона и Ассирии признавали реалистические причины возникновения болезни и применяли в своей практике средства народной ветеринарии. Наряду с профессиональной ветеринарией в Вавилоне и Ассирии лечением животных занимались знахари, используя средства различные заговоры и средства народной ветеринарии. Они оказывали помощь малоимущему населению, которым услуги врачей были недоступны.

Ассиро-Вавилонские методы лечения были тесно связаны с астрологией, при прогнозе большое значение придавалось положению светил и специальному астрологическому календарю. С расположением светил связывалось возникновение и ход эпидемий и эпизоотии, часто поражавшие страны Древнего Востока. Ассиро-Вавилонская астрология перешла затем в обиход других народов и в последующие эпохи занимала большое место. Покровителями медицины и ветеринарии считался «владыка врача» бог Нинаву и его сын бог Нингишзида, символ, которого- змея, обвивающая жезл, частично сохранился в качестве эмблемы ветеринарии наших дней. Этот символ древнего происхождения и восходит к первобытному тотемизму (культу животных), где змея и ворон у многих народов являлись символами мудрости (Посох и змея вокруг него у Асклепия - бога врачебного искусства древних греков).

Важнейшим памятником Вавилонской истории и культуры является кодекс законов Хамурапии. Этот наиболее древний документ 18 в. до н.э., в котором упоминается о ветеринарных специалистах. В кодексе систематизированы и обобщены многочисленные еще более древние законы, регулирующие все стороны жизни. Ряд статей посвящен условиям деятельности врача и его судебной ответственности в разных случаях. В статье 224 этого свода сказано, что владелец животного, у которого врач пользовал быка или осла с тяжелым ранением должен уплатить этому врачу 1\6 часть серебренного шекеля. Статья 225 возлагает на врача обязанность в случае смерти, подвергнутого лечению, животного возместить 1\4 часть стоимости животного. В кодексе Хамурапии ветеринарные врачи упоминаются уже отдельно от медицинских врачей.

В знаменитой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала (668-631 до н.э.) сохранились тексты по ветеринарии. В них рассказывается о приемах лечения животных, лекарствах и отдельных болезнях.

 

Развитие ветеринарии в Древнем Египте

Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до нашей эры. Профессиональная ветеринария, которая вышла из недр народной ветеринарии обогатилась новыми представлениями о причинах болезней и мерах борьбы с ними и приняла облик жреческой или храмовой ветеринарии. Создание письменности обусловило появление специальных текстов по ветеринарии, которые составляли жрецы. Из сохранившихся папирусов самым старым является Кахунский (1850г до н.э.). который в 1889г. перевел советский ученый В.В.Струве. Папирус, посвященный женским болезням- содержит так же трактат о парше птиц, бешенстве животных, чуме крупного рогатого скота и заболевании «шац», значение которого не расшифровано. За 1550 лет до н.э. были составлены два самых обширных по размеру папируса: папирус Смита, посвященный хирургии, и папирус Эберса, посвященный заболеваниям по частям тела. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существовавших текстов, не сохранившихся до нашего времени. Самые древние папирусы главное внимание уделяли эмпирическим правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержат религиозных мотивов. С течением времени «медицина в Египте все более погружается в колдовство и мистику», тексты папирусов пропитаны религиозными текстами и содержат много молитв и магических процедур. В остатках лечебника, который относят к Среднему царству (3-1,6 тыс, до н.э.) содержится около 300 названий птиц, животных, растений и сокращенное обозначение многих видов скота, а лечебники, которые относят к Новому царству (16 -12 вв до н.э.) содержат в основном религиозные тексты. Один из них, достигающий в длину 20 м кроме молитв и магических процедур содержит описание кровообращения у некоторых видов животных, описание способов лечения ран у домашних животных и людей.

По мере развития и укрепления рабовладельческого строя , и в связи с ним религии, усиливаются элементы храмовой, жреческой ветеринарии. Однако, продолжает существовать и развиваться народная ветеринария, обогащающаяся опытом народа и наблюдениями народных лекарей.

Способы и приемы лечения народной ветеринарии передавались из поколения в поколение, от отца к сыну , дополнялись лечебными приемами и секретами приготовления лекарств. Кроме того, специальную подготовку по лечению животных получали юноши из вольноотпущенных и рабов в храмах Гелиополя, Саиса, Мемфиса и Фив. В 3 тыс.до н.э. в Египте существовало специальное учебное заведение «Дом жизни», где наряду с другими науками преподавалась ветеринария.

Египтяне достигли значительных успехов во врачевании животных. В стране существовали специалисты по лечению животных различных пород и видов. Египетские врачи знали рвотные, слабительные, мочегонные, потогонные средства. Применяли кровопускание и имели определенные знания в области хирургии. Умели перевязывать и лечить раны, останавливать кровотечение. Археологи обнаружили большое количество хирургических инструментов относящихся к рабовладельческому периоду (ланцеты, пинцеты, ножницы и т.д.). Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существовать и после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в которое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование, это способствовало приобретению знаний в области анатомии. Бальзамировали не только людей (в основном жрецов и фараонов), но и обожествленных животных. В Египте был культ быка и кошки, за нанесение вреда которым законодательством предусматривалось самое жестокое наказание. В Древнем Египте употреблялись ряд анатомических терминов, что свидетельствует о знании некоторых органов, в том числе мозга, печени, сердца, сосудов. Однако знания по анатомии и физиологии были незначительные.

Развитие ветеринарии в Древней Греции.

В Древней Греции ветеринария во времена античности в меньшей степени находилась под влиянием религии. Религиозные и библейские учения не имели влияния на врачебную науку что следует из трудов античных авторов, дошедших до наших дней, в которых обобщены представления о болезнях. Постепенно, с развитием рабовладельческого строя и религии, лечение животных сосредоточилось в храмах и ветеринария стала храмовой, жреческой. Наряду с жреческой ветеринарией существовала и развивалась народная ветеринария.

В Древней Греции лечением животных занимались иппиаторы (hyppos - лошадь, iatros- врач). Под флагом гиппиатрики шло развитие ветеринарии в греческую и римскую эпохи далее через средние века, вплоть до 18 века. Греки оставили большое количество работ по ветеринарии (повальные болезни животных, кастрация, экстерьер), написанные разными авторами. Большинство их было собрано в 10 веке неизвестным автором в одно сочинение под названием «Гиппиатрика». Из 420 статей, содержащихся в этом сочинении 121 принадлежит наиболее известному из иппиатров Апсирту (4 век), бывшему ветеринарным врачом при римском войске во время походов на скифов и сарматов (319-321гг.) Последователь Апсирта, иппиатр Пеллагоний (2 половина 4 века) в своем «ветеринарном искусстве» детально изложил причины болезней и способы лечения животных при некоторых незаразных болезнях и отравлениях. Учение Апсирта значительно пополнил Гиерокл (3 век), юрист по образованию, но большой знаток врачевания животных. Греческие гиппиатры, так же как и медицинские врачи, руководствовались своей деятельности учением Гиппократа -великого «отца медицины», которому принадлежит старейшая теория происхождения болезней у человека и животных. Гиппократ (460-356гг до н.э.) принадлежал к роду Асклепиадов и ближайшими предками имел врачей. Первоначальное медицинское образование получил от отца - врача Гераклида, затем много путешествовал изучая медицину разных стран. В частности, Гиппократу были известны медицинские знания скифов. Имя Гиппократа, подобно Гомеру, впоследствии сделалось собирательным. Многие сочинения из огромного числа предписываемых ему, и написанных на ионическом наречии, принадлежат другим авторам. От имени Гиппократа до нас дошло большое количество сочинений, составляющих «Гиппократов сборник», где 70 наиболее важных частей принадлежит самому Гиппократу, часть его ученикам и последователям, в частности сыну и зятю. Это обстоятельство свидетельствует о том, что в своих взглядах Гиппократ не являлся одиночкой, но был главой целого направления, имел единомышленников, учеников и последователей.

Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы, очистил от ложных философских теорий, зачастую противоречащих опытной, экспериментальной стороне дела. Своими в основе, материалистическими взглядами он отвергал положения жреческой медицины. Все его выводы построены на тщательных наблюдениях и строго выверенных фактах. Гиппократ делил причины болезней на два класса: общие вредные влияния - со стороны климата, почвы, наследственности и личные - условия жизни, труда, питания, возраста и т.д. Изучал характер выделений (мокрота, экскременты и т.д.) при разных формах болезней, при исследовании больного пользовался уже такими приемами как постукивание (перкуссия), выслушивание (аускультация), ощупывание, хотя и в примитивной форме. Знал систему органов движения - кости, суставы, связки, мышцы и предложил методы лечения переломов, растяжений и вывихов. Большое значение Гиппократ придавал прогнозу, предвидению врача дальнейшего хода болезни, этому вопросу он посвятил особое сочинение «Прогностика», где получило отражение огромный врачебный опыт, накопленный греческими врачами и систематизированный им. Гиппократ указывал, что лечить следует больного, а не болезнь, то есть принимать во внимание индивидуальные особенности больного, среду, режим и данные болезни. Учение Гиппократа сыграло исторически положительную роль и на много веков определило развитие медицины и ветеринарии.

Другим видным ученым древности, внесшим определенный вклад в развитие ветеринарии, был Аристотель (384-322 до н.э.) Сочинения Аристотеля представляют собой систему сведений того времени о неорганической и органической природе. В «Истории животных» им излагалась описательная зоология, в сочинении «О частях животных » - строение органов животных и их функции, в работе «О происхождении животных» - трактовало начало эмбриологии. Аристотель описал 500 видов животных и сделал попытку их классифицировать. Весь животный мир он делил на бескровных и кровных, т.е. беспозвоночных и позвоночных. Он понимал роль надкостницы, знал о сосудах, отмечал нервы от сухожилий. Аристотелю были известны: диафрагма, крупные вены, роль сердца и почек, отсутствие желчного пузыря у лошади и что головной мозг управляет произвольными движениями тела. Описал четырехкамерный желудок жвачных, изучил развитие цыпленка.

Ветеринария в Древнем Риме

 

В древнеримском государстве рабовладельческая формация получила полное и завершенное развитие. Рим объединял большое число стран, поэтому ветеринария получила значительно большие возможности развития, чем в странах Востока, с более низким уровнем производительных сил, и чем в Древней Греции, раздробленной на мелкие города-государства. Высокий уровень развитости государственности, выразился в создании постоянной армии. Были созданы военные госпитали, выделены лагерные врачи, врачи легионов и т.д. Начиная с 1 века н.э. в римской армии были ветеринарные врачи, которые обслуживали войсковых животных и лазареты для больных лошадей (veterinarium) Поскольку болезни животных в Древнем Риме наносили большой экономический ущерб, ветеринарную помощь животным оказывали кроме профессиональных ветеринарных врачей, медики и сельские хозяева животных. Врачеванием животных занимались обычно иноземцы -сначала рабы из военнопленных, затем вольноотпущенники и приезжие иностранцы из стран Востока , Малой Азии и Египта. Сущность представления о болезнях животных и мерах борьбы с ними римские ветеринары заимствовали главным образом из Греции. В Риме уже были элементы государственной врачебной деятельности и врачебного дела в отличии от Греции, где врачебная деятельность являлась делом личного соглашения больного и врача. Об этом свидетельствует то, что государство привлекало врачей к работе во время эпидемий, эпизоотии и войн. В Риме ветеринарная деятельность в значительной степени утратила связи религиозными установлениями и храмами.

Наиболее древние из дошедших до нас являются два римских сочинения по ветеринарии, написанные Катоном Старшим (234-149г до н.э.) и Марком Теренцием Варроном (116-27г до н.э.), оба под заглавием «De re rustica» и труд по ветеринарии Марка Порция Цензорина (234-179г до н.э.). В поэме о земледелии «Георгики» Публия Вергилия Марона (79-19 вв до н.э.) и Авл Корнелия Цельса (1 в. до н.э.) - автора обширной энциклопедии и трактата о медицине, отдельные разделы посвящены ветеринарии. Особенной известностью пользуются сочинение под таким же заглавием римского агронома Колумеллы (40 г н.э.).

Из позднейших римских трудов по ветеринарии наилучший и наиболее полный -«Vegeti Renati artis veterinarie sive mulomedicinae libri quattuor» Публия Вегеция Рената (450-510), главной заслугой которого является попытка установления основ диагностики при лечении животных и военного писателя Флавия Рената Вегеция (4 в. н.э.) в книге «Artis veterinaria, sive digistorum Mulomedicinae libri IV», где кроме заимствований из греческих иппологических сочинений, он поместил много очерков, основанных на личных наблюдениях и изучении. Он не ограничивался указанием на сходство болезней человека и животных, а действительно сравнивал их на основе данных физиологии и патологии.

У римлян, так же как и у греков, этиология и терапия инфекционных и многих незаразных заболеваний животных базировалась на суевериях- которые вели свое начало от астрологов, многие суеверные объяснения причин заболевания животных были занесены с римской колонизацией в Германию, Францию, Бельгию, а отсюда и в другие страны.

Большое влияние на развитие ветеринарии оказал крупнейший врач Рима Гален (131-201 г н.э.). Гален обессмертил свое имя тем, что внес регламентацию в приготовление лекарств из растений. Он установил определенные весовые и объемные отношения при приготовлении настоек, экстрактов и отваров из листьев, корней, цветов и других частей лекарственных растений. В честь этого и в средние века и в наши дни такие лекарственные формы носят название галеновых препаратов. Гален первым ввел эксперимент в физиологию, где положил начало изучению различных систем организма. Главная заслуга Галена как врача состоит в разработке анатомии и физиологии, посредством которых он положил основание патологии.

Таким образом, развитие ветеринарии в Древнем мире происходило на фоне позитивного развития человеческого общества, в непрерывной связи с развитием общественно – экономических формаций, историей науки и культуры народов. На основе накопления знаний и опыта первых представителей медицинской и ветеринарной практики, разработки методов и средств лечения больных животных становилась народная, затем профессиональная ветеринария. К концу этого периода развития человеческого общества был обобщен уникальный опыт ветеринарной деятельности Древнего Китая, Индии, Персии, Месопотамии, Египта, Греции, Рима и на этой основе создано прогрессивное для того времени направление профессиональной ветеринарной деятельности.

 

Семинарские занятия

1. Возникновение зачаток научных знаний о природе у народов Древнего Востока.

2. Возникновение иероглифической письменности в Древнем Китае. Жрецы и лекари – практики. Лекарственные растения и минералы, применяемые китайскими лекарями.

3. Знахари (бхишджи) в Древней Индии. Письменный памятник Аюрведа «Знание жизни». «Веды» - сборники бытовых, религиозных предписаний и свод законов Ману.

4. Кудесники в Персии. Первый ветеринарный врач Фрейдун. Первый международный конгресс в Джандишапире, где присутствовали медицинские и ветеринарные специалисты.

5. Борьба с заразными болезнями животных 6 Месопотамии. Ассиро – Вавилонские методы лечения животных. Кодекс законов Хамурапии.

6. Египетские папирусы, посвящение медицине и ветеринарии. Храмовая и жреческая ветеринария. Учебное заведение « Дом жизни»

7. Иппанаторы в Древней Греции. Аспирит, Гиерокл. Учение Гиппократа и Аристотеля.

8. Военная ветеринария в Древнем Риме. Сочинения Каптона, Варрона, Цензорина, Марона, Цельса, агронома Колумеллы.

 

 

Глава вторая

Развитие ветеринарии в Средние Века

 

Развитие человечества в средние века характеризуется сменой рабовладельческого строя феодальным, созданием крупных городов, развитием различных ремесел и торговли, формированием феодальных государств. Наиболее интенсивно этот процесс происходил в Европе и Арапском мире, где одновременно с другими профессиями интенсивно развивалась ветеринария.

 



infopedia.su

Развитие ветеринарии в Древнем мире

Большое место животным отведено в Священном писании - Авеста (IX-IIIвв. до н.э.), написанным иранским пророком Зороастром. Животные здесь распределены на 2 группы: полезные - лошадь, корова, овца, собака, птицы - и бесполезные - волки, змеи, насекомые и т.д. Часть Авесты посвящена содержанию, кормлению животных и лечению некоторых болезней, части 10 и 49 - кормлению и содержанию собак, в частности щенков. Врачи должны были пользовать животных такими лекарствами, которыми лечат богатых людей.

Одним из первых ветеринарных врачей Персии, о чем свидетельствует Авеста, был Фрейдун (V в. до н.э.), который использовал в лечении «нож, лекарства и имя бога». Фрейдун употреблял для лечения животных лекарства, приготовленные из растений, он был первым, как отмечают иранские историки, кто скрестил лошадь и осла и «получил» мула.

Ветеринарные врачи Древней Персии уже имели плату за лечение животных. Если врач лечил крупное животное, то получал стоимость среднего животного, если среднее (кроме овцы), ему давали овцу, если врач лечил овцу, то получал плату мясной пищей.

Как пишет в своей книге «История медицины, фармакологии, стоматологии и ветеринарии» Гай Мазарс ветеринария успешно развивалась в Персии в числе других паук, но большинство книг и документов того периода было уничтожено армией Александра Македонского, который приказал оставить по одной книге по астрономии и медицине и перевести их на греческий язык, а остальные - сжечь. В начале III в. н.э. при династии Сасанияна, после освобождения Персии, старые библиотеки были восстановлены и построены новые, греческие книги по медицине и ветеринарии перевели на хлавский язык. В этот период создается Джондишапурский университет, где среди других дисциплин преподавалась и ветеринария. При университете была построена ветеринарная клиника, там студенты изучали практическую ветеринарию. Сохранились имена ветеринарных врачей, которые преподавали в университете, - Вихтину, Диоржиюс, Масершис, Шапур бен Сахл. Преподавание вели как персидские ученые, так и греческие, приехавшие из Афин. Официальный язык университета был пахлавский; но все ветеринарные и медицинские книги писались только на особом языке, производным от пахлавского. В этот период были написаны книги: «Основы ветеринарии», «О лечении домашних животных». Среди заболеваний, которые упоминаются в различных источниках такие заболевания, как бесплодие, мастит, атония, бешенство, имевшее широкое распространение среди собак и мелкого рогатого скота.

В 551 г. (20 год царства Ануширавана) в Джондишапуре состоялся первый в истории международный конгресс, на котором присутствовали как ветеринарные, так и медицинские врачи (Хасан Таджбахил, 1993).

РАЗВИТИЕ ВЕТЕРИНАРИИ В МЕСОПОТАМИИ

Другим очагом развития ветеринарии в древности, о чем свидетельствуют многочисленные памятники культуры, были древние рабовладельческие государства Двуречья (долина рек Тигра и Ефрата, XX-XVII вв. до н.э.). Центральная часть Двуречья - Аккад и юг Шумер - во 2-1-м тысячелетии до н.э. образовали государство Вавилон, в 1-м тысячелетии до н.э. в северо-восточной части Месопотамии появилась Ассирия. В этих странах природные условия способствовали развитию скотоводства. Здесь разводили молочный и мясной скот. Коротконогих и длинноногих быков держали на подножном корме, подкармливая зерном. Рабочим скотом пользовались при орошении почвы, пахоте, молотьбе и перевозке грузов. Для нужд транспорта использовали ослов, иногда впрягали в плуг длинноногих антилоп. Широко был распространен мелкий рогатый скот - курдючные и тонкошерстные овцы.

Во 2-м тысячелетии до н.э. началось возвышение Вавилонского государства, в котором к этому периоду накопились основательные знания по ветеринарии. Вавилонским ветеринарам были известны болезни, по описаниям которых можно предположить, что это были сибирская язва, чума крупного рогатого скота, бешенство. Было известно, что отдельные болезни передаются от одного животного другому. Предпринимались первые попытки объективного изучения болезней и реальной борьбы с ними. Тексты описаний болезней содержат сведения о симптомах и методах лечения, для которых использовали различные, порой очень сложные, лекарства. В состав лекарств включались нефть, смола, молоко, поваренная соль, шерсть и части тела животных, панцирь черепахи, органы водяных змей.

Для борьбы с заразными болезнями больных животных изолировали, животноводческие постройки сжигали, бешеных животных держали на цепи, потом убивали. Закрывали границы государств во время эпизоотий, знали связь эпизоотий и эпидемий.

Вавилонские врачи умели готовить отвары из растений, делали мази для наружного применения. Им были известны компрессы, массажи, промывание, кровопускание. Были разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипячение и фильтрация. Для лечения животных широко использовали воду и масла. На широкое их применение указывает то, что слово врач, в том числе и ветеринарный, в буквальном переводе означает «знающий воду» и «знающий масло».

Некоторые сведения по анатомии животных, которая была развита слабо, были связаны с жертвоприношениями. Рассечения жертвенных животных давали анатомические познания, но для постановки диагноза выделяли лишь сердце, желудок, легкие и печень.

В жреческой ассиро-вавилонской культуре было широко распространенно представление, что жизнь и здоровье зависит от духов, а направляется в своем течении влиянием небесных светил.

Наряду с мистическими представлениями и магическими действиями врачи Вавилона и Ассирии признавали реалистические причины возникновения болезни и применяли в своей практике средства народной ветеринарии. Помимо профессиональной ветеринарии в Вавилоне и Ассирии лечением животных занимались знахари, использовавшие различные заговоры и средства народной ветеринарии. Они оказывали помощь малоимущему населению, которым услуги врачей были недоступны.

Важнейшим памятником Вавилонской истории и культуры является кодекс законов Хамурапии. Это наиболее древний документ, в котором упоминается о ветеринарных специалистах, составление его ученые относят к XVIII в. до н.э. В кодексе систематизированы и обобщены многочисленные еще более древние законы, регулирующие все стороны жизни. Свод законов Хамурапии представляет собрание статей судебника, вырезанных клинописью на большом базальтовом столбе. Ряд статей посвящен условиям деятельности врача и его судебной ответственности в разных случаях. В статье 224 этого свода сказано, что владелец животного, у которого врач пользовал быка или осла с тяжелым ранением должен уплатить этому врачу 1/6 часть серебряного шекеля. Статья 225 возлагает на врача обязанность в случае смерти подвергнутого лечению животного возместить 1/4 часть стоимости животного. В кодексе Хамурапии ветеринарные врачи упоминаются уже отдельно от медицинских врачей.

РАЗВИТИЕ ВЕТЕРИНАРИИ В ЕГИПТЕ

Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до н.э. Постепенно с накоплением опыта за 2000 лет до н.э. в Египте развилась довольно широкая врачебная специализация. У египтян были врачи: хирурги, стоматологи, глазные врачи, «иные для невидимых болезней», ветеринарные врачи.

Профессиональная ветеринария, которая вышла из недр народной ветеринарии, приняла облик жреческой или храмовой ветеринарии. В Египте, благодаря обоготворению животных и вере в переселение душ, ветеринария занимала очень почетное место, и врачевание животных было привилегией касты жрецов. Социальное положение врачей было, как правило, высоким. Так, Хеси-Ра (XXVII- XVI вв. до н.э.), начальник дантистов и врачей, был одновременно главным писцом фараона.

Создание письменности обусловило появление специальных текстов, которые являются сборниками с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов распознавания и лечения их у людей и животных. Из сохранившихся папирусов самым старым является Кахунский (1850 г. до н.э.). Папирус, посвященный женским болезням, содержит также трактат о парше птиц, бешенстве животных, чуме крупного рогатого скота и заболевании «шац», значение которого но расшифровано. За 1550 лет до н.э. были составлены дни самых обширных по размеру папируса: папирус Смита, посвященный хирургии, и папирус Эберса, посвященный заболеваниям по частям тела. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существовавших текстов, не сохранившихся до нашего времени. С течением времени «медицина в Египте все более и более погружается в колдовство и мистику», тексты папирусов наполняются религиозными рассуждениями и содержат много молитв и магических процедур. Египтяне считали, что причина болезни может быть как естественной, так и сверхъестественной, т. е. исходить от богов и духов, поэтому врачебное искусство включало в себя знания множества заклинаний и умение быстро и ловко готовить амулеты. После того, как заканчивали «изгнание духов», можно было применять лекарства.

В сохранившихся частях лечебника, который относят к Среднему царству (3-1,6 тыс. лет до н.э.) упоминается около 300 названий птиц, животных, растений и сокращенное обозначение многих видов скота, а лечебники, датированные периодом Нового царства (XVI-XIIвв. до н.э.), содержат в основном религиозные тексты. Один из них, достигающий в длину 20 м, кроме молитв и магических процедур содержит описание кровообращения у некоторых видов животных, описание способов лечения ран у домашних животных и людей.

Наряду с храмовой, жреческой ветеринарией продолжает существовать и развиваться народная ветеринария.

Начиная с первых династий (3500-3000 гг. до н.э.) в Древнем Египте существовали «дома жизни», в которых, наряду с математикой, астрономией, архитектурой и другими науками, изучали «необходимое искусство» - медицину и ветеринарию. Кроме того, специальную подготовку по лечению животных получали в храмах Гелиополя, Саиса, Мемфиса и Фив юноши из вольноотпущенных и рабов.

mirznanii.com

История зарождения ветеринарии

История зарождения ветеринарии

Содержание:

 

 

Содержание: 2

Введение. 3

Развитие  ветеринарии в Древнем мире. 6

Развитие  ветеринарии в Китае. 6

Развитие  ветеринарии в Индии. 8

Развитие  ветеринарии в Персии. 9

Развитие  ветеринарии в Месопотамии. 10

Развитие  ветеринарии в Египте. 12

Развитие  ветеринарии в Древней Греции. 14

Развитие  ветеринарии в Древнем Риме. 17

Ветеринария в эпохи Средневековья и Возрождения (V-XVII века). 20

Ветеринария России до XIII века 23

Ветеринария дворянской России (ХVIII век). 27

Формирование  научной основы ветеринарной санитарии. 27

Аптечное  дело и популяризация знаний основ  ветеринарии. 29

Ветеринария ХVII – ХХ веков. 31

Заключение. 36

Список литературы. 37

 

Введение.

Ветеринарные знания имеют  тысячелетнюю историю. И если ветеринарную науку расценивать как сферу  человеческой деятельности, задачей  которой являются получение знаний о причинах болезней и условиях их распространения, выработка мер  борьбы с ними, профилактика и лечение, то она зародилась в виде народной ветеринарии в период одомашнивания  животных.

Процесс становления ветеринарии  был длительным и трудным. Область  трудовой деятельности людей постоянно  расширялась, а ее характер качественно  изменялся. Первым из диких животных, одомашненным человеком, была собака, это было связано с развитием  охотничьей деятельности людей. Первые земледельцы одомашнили птицу, свинью, после – мелкий рогатый скот: овцу, козу, корову, а позже уже в век металла, - лошадь и верблюда. Значительно позднее был одомашнен северный олень на Саяно-Алтайском нагорье (около начала нашей эры), а также лама в Центральной Америке. Освоение зерновых культур в период первобытнообщинного строя способствовало одомашниванию почти всех известных в настоящее время видов животных.

Термин ветеринария впервые  встречается в трактате «О сельском хозяйстве» известного римского писателя-агронома Колумеллы (I в.н.э.), римляне же заимствовали этот термин у кельтов. В буквальном переводе означает « ухаживающий  за скотом», « «лечащий скот», «обслуживающий скот». Кельтсике профессиональные жрецы – друиды («люди деревьев») – умели определять и использовать травы и лекарственные растения и оказывали лечебную помощь людям  и животным.

В настоящее время под  термином ветеринария или ветеринарная медицина (от лат. veterinarius) понимают систему  наук, изучающих строение, закономерности   развития организма животных, болезни  животных, методы диагностики, предупреждения и лечения, вопросы предупреждения заболеваемости людей болезнями, общими  для человека и животных, а также  выпуск доброкачественных в санитарном отношении продуктов животноводства и решение ветеринарно- санитарных проблем защиты окружающей среды.

Важнейшим источником для  исследования древнейших следов разведения домашнего скота являются костные  останки. Они дают основание утверждать, что коров, овец, коз и свиней разводили  в неолитическом Египте (VI-V тысячелетие  до н.э.), в Китае, а также в Европе (III тысячелетие до н.э.), Передней и  Средней Азии, а также в Индии (IV и V тысячелетие до н.э).

В таблице 1 представлены основные этапы познания природы и развития естественных наук.

 

Таблица 1.

40-20 тыс.лет до н.э. | Начало исторической эры. Первобытно-общинный строй. Период элементарных представлений. |

20-10 тыс.лет до н.э. | Китайская, Индуисткая и Вавилонская культура. Период рабовладельческого общества. Происходит накопление фактов о строении организмов человека и животных. Возникает искусство врачевания. |

10-1 тыс.лет до н.э. | Египетская культура. Умозрительная натурофилософия (методика бальзамирования). С 3-го тысячелетия- Александрийский период, для которого характерен аналитический подход к естествознанию, включающий возникновение экспериментальных методик исследования. |

1 тыс лет до н.э. | Период греческой культуры от Гиппократа до Аристотеля. В науке-экспериментальная анатомия. |

 новая эра i-iii вв. | Римская культура. Натурфилософия. |

VII-XIV вв. | Упадок культуры и науки феодализма в Европе. |

IX-XIII вв. | Арабский период. Накопление и освоение арабскими учёными научных данных разных стран. |

XIV вв. | Эпоха возрождения, расцвет науки от Везалия до Гарвея. |

XVIII-XIX вв. | Описательный метод в изучении животных. Обобщение накопленных фактов. Развёртывается систематика животного и растительного мира. Появляется микроскоп. |

 

Важнейшим источником для  исследования древнейших следов разведения домашнего скота являются костные  останки. Они дают основание утверждать, что коров, овец, коз и свиней разводили  в неолитическом Египте (VI-V тысячелетие  до н.э.), в Китае, а также в Европе (III тысячелетие до н.э.), Передней и  Средней Азии, а также в Индии (IV и V тысячелетие до н.э).

Первые земледельцы Азии, Африки и Европы сначала использовали мясо, шкуры и шерсть домашних животных, а затем и их молоко. Позже стали  использовать домашних животных для  вьючного и гужевого транспорта, а  также как тягловую силу в плужном  земледелии. Развитие земледелия и  скотоводства способствовало росту  населения; человек получил возможность  расширять источники существования, все более эффективно использовать освоенные земли, осваивать новые  пространства и увеличивать численность  одомашненных животных. Еще до перехода к оседлому земледелию и работе с  одомашненными животными наши древние  предки были отличными охотниками, они знали и рыболовство, и  собирание съедобных и лекарственных  растений.

Связь первобытного человека с природой была значительно теснее и глубже, чем у его современных  цивилизованных потомков. Охотники хорошо знали повадки своих жертв, имели  представление об их образе жизни, о  маршрутах суточных и сезонных миграций, о наиболее уязвимых частях тела. Древние  охотники знали, что наиболее поражаемой частью грудной полости является сердце, они знали о крупных  сосудах, связанных с ним. Древний  охотник умел, не повредив печень отделить от нее желчный пузырь. Он с успехом  использовал «жилы» для сшивания шкур и для изготовления лука. Он имел достаточно представления о  сухожильных окончаниях мышц.

Наши предки получали начальные  сведения по сравнительной анатомии при разделке туш животных разных видов. Они видели сходство в строении одних и тех же структур и органов  у животных разных видов. Ученые эволюционисты-генетики допускают, что человек далекого прошлого обладал довольно значительным объемом чисто практических сведений в области сравнительной анатомии, систематики, экологии и этологии.

Точно также исследователи  в области ветеринарии не могут  не допустить, что в тот период первобытный человек проявлял повышенный интерес к случаям болезней одомашненных животных. Такие бедствия первобытный  человек первоначально пытался  объяснить действиями колдунов и  других лиц «связанных» с дьяволом. Такое понимание поддерживалось среди некоторых племен до последнего времени. Причины массовых заболеваний  животных объясняли действием демонического  могущества и пытались изгонять власть злых духов шаманскими заклинаниями. В иудейском государстве болезни  расценивали как божественные наказания  за грехи отдельных лиц или  целой общины. Одновременно с этим зарождались и рациональные меры профилактики болезней животных. Для  отдыха и укрытия животных в ненастную  погоду использовали возвышенные места  с достаточно удобным ложем. Водопой  предпочитали проводить из проточных водоемов. Проводили простейшие лечебные процедуры и использовали лекарственные травы.

Такие знания народной ветеринарии  переходили из поколения в поколение  и ими успешно пользовались в  своей деятельности народные врачеватели  вплоть до ХIХ – ХХ века. Следовательно, основным событием первобытнообщинного  строя было одомашнивание и использование  животных для своей жизнедеятельности, и наблюдения за их поведением в  нормальных условиях и в период болезни. Уже в античный период проблемой  причин массовой заболеваемости животных стали интересоваться мыслители  того времени.

Развитие ветеринарии  в Древнем мире.

Древний Восток был колыбелью  человеческой культуры. Здесь ранее  других мест совершился переход от первобытнообщинного строя к  рабовладельческому строю. Народы и  племена Востока ранее других, за 4000 – 5000 лет до новой эры, вышли  на арену истории и оставили наиболее древние исторические памятники. В  период разложение первобытно-общинного  строя и превращения его в  классовое общество функции врачевания, ранее присущие многим членам общины, постепенно сосредотачивались в  руках более узкого круга лиц, прежде всего старейшин и жрецов. В лечении жрецы широко применяли  таинственные формы молений, жертвоприношений, сопровождающихся магическими действиями, гаданиями, толкованиями, различными «чудесами» и т.д. Врачевание приносило жрецам и храмам большие доходы. Стремясь сохранить и расширить клиентуру  храмов, наряду с мистическими и  магическими формами врачевания жрецы использовали и эмпирически  найденные приемы и целебные средства народной ветеринарии. Жрецы многое взяли из народного опыта врачевания, они отбирали лечебные средства, подмечали  различия между ними. Врачебные знания передавались из поколения в поколение, опыт дополнялся и накапливался, его  трудно было удержать в памяти. В  связи с этим, после возникновения  письменности появились записи рецептов, описаний болезней, лечебных приемов  и способов приготовления лекарств. Жрецы стали хранителями знаний о природе и с появлением письменности записали народный опыт.

Развитие ветеринарии  в Китае.

В период первобытно-общинного  строя китайцами было приручено  большое количество животных: собак, свиней, коз, овец, быков, буйволов, лошадей, кроме того слонов и оленей. Скотоводство занимало значительное место. Об этом свидетельствует большое количество животных, приносимых в жертву (до 300 голов быков, 100 голов овец). В конце III - начале II тысячелетия до н.э. в  Китае укрепился рабовладельческий  строй, возникла иероглифическая письменность, сложность которой делала грамотность  и образование труднодоступными и превратила их в монополию небольшой  группы жрецов и аристократов.

В Древнем Китае больших  успехов достигли такие науки, как  математика, астрономия, земледелие, биологические  и медицинские знания.

Китайская медицина уходит корнями  в глубокое прошлое и связана  с древней философией, согласно которой  в организме, как и во внешнем  мире, предполагалась постоянная борьба двух полярных сил; здоровье и болезнь  определялись их соотношением.

Китайцы, как и другие народы древности, уподобляли организм миру в  миниатюре, а все процессы в организме - взаимоотношениям первоэлементов: огня, земли, воды, дерева и металла. Пять первоначал исходные элементы циклического китайского календаря, в котором  существовали благоприятные и неблагоприятные дни для использования определенных методов лечения болезней и приготовления лекарств.

В Древнем Китае лечением людей и животных занимались одни и те же люди - жрецы и лекари-практики, накопившие многовековой опыт народа. По мере усиления рабовладения, а вместе с ней и религии, преобладающая  роль перешла к жрецам, которые, наряду с реалистическими приемами и  методами, использовали религиозные  наставления. Врачевание сосредоточилось  в храмах и монастырях. Однако, сохранилось  и народное врачевание лекарей практиков, доступное всем слоям населения.

Китайские врачи применяли  многие лекарственные вещества растительного (женьшень, лимонник, ревень, имбирь, чай, лук, чеснок и т.д.), животного (рога молодого оленя, мускус, печень, костный мозг, кровь тигра) и минерального происхождения (ртуть, сурьма, железо, сера, магнезия). Китайские хирурги использовали для сшивания ран шелк, нити джута  и конопли, волокно тутового дерева, сухожилия тигров, телят и ягнят. Своеобразный, насчитывающий несколько  тысячелетий, метод лечения «чжень-цзютерапия» (иглоукалывание и прижигание) применяли  для лечения как людей, так  и животных. Назначение уколов - облегчить  передвижение по сосудам крови и  особого «жизненно необходимого»  газообразного вещества, ликвидировать  их «застой» и, тем самым, устранить  причину заболевания. Первые литературные данные о применении такого метода относятся к VI в. до н.э. и изложены в «Каноне о внутреннем» («Ней-цзин», около II в. до н.э.) - одной из древнейших медицинских книг Китая.

Довольно рано в Китае  появились специалисты по изготовлению и торговле лекарствами.

Одним из первых китайских  лекарей, живших около 5000 лет назад, считается мифический император  Шень Нун, который использовал для  лечения всевозможные травы. Согласно преданию, он оставил описание около 70 ядов и противоядий, умер в возрасте 140 лет и стал после смерти божеством  аптекарей. Его считают автором  одного из древнейших в мире «Канона  о корнях и травах», содержащего  описание 365 лекарственных растений.

Как свидетельствуют древние  литературные памятники, уже 3000 лет  назад в китайской медицине сосуществовали четыре раздела - внутренние болезни, хирургия, диетика и ветеринария. С XI в. до н.э. ветеринария упоминается как  отдельный раздел врачевания (Чжоуские ритуалы XI-VII вв. до н.э.), где, наряду с  описанием некоторых болезней животных и методами их лечения, отмечена связь  распространения чумы с крысами  и преимущественное возникновение  и распространение чумы и некоторых  других заболеваний в портовых городах. В более поздних сочинениях, которые  содержат нарисованные лекарственные  растения, инструменты и анатомические  рисунки, предписывалось избегать проезда  по местности, где убивают скот, рекомендовались  методы профилактики некоторых гельминтозов, в частности бычьего солитера.

Развитие ветеринарии  в Индии.

Медицинские знания древних  индусов традиционно включали в  себя сведения о болезнях людей, растений и животных. Лечением животных в  Древней Индии занимались знахари (бхишадж - изгоняющие бесов), которые  постепенно с течением времени превратились во врачей целителей. Ветеринарные врачи  Древней Индии принадлежали к  высшему медицинскому сословию - Yaidya (к нему же принадлежали и врачи  человека).

Источником сведений о  лечении людей и животных в  Древней Индии является письменный памятник Аюрведа «Знание жизни». Эта книга представляет собой  обширную энциклопедию медицинских знаний, где наряду с отражением жреческой медицины и ветеринарии имеются элементы народной ветеринарии, опирающейся на многовековой опыт народа. В Аюрведе (Ayur-Veda-Sucruta) описано 760 лекарственных растений, способы применения средств животного и минерального происхождения, имеющиеся в ней описания болезней замечательно точны.

 

В индийском врачевании лекарства  распределялись по их действию. Были известны рвотные, потогонные, слабительные, мочегонные, наркотические и возбуждающие средства, которые применяли в виде порошков, пилюль, настоев, отваров, мазей и  т.д. Широко применяли лечение ран  повязками, пропитанными маслами, и  иглоукалывание. Древние индусы знали  об оспе и могли знать о пользе прививок. Ими описано более 10 хирургических  инструментов и способы проведения хирургических операций.

stud24.ru

Развитие ветеринарии в Древнем мире

Информация - Медицина, физкультура, здравоохранение

Другие материалы по предмету Медицина, физкультура, здравоохранение

Вµт собрание статей судебника, вырезанных клинописью на большом базальтовом столбе. Ряд статей посвящен условиям деятельности врача и его судебной ответственности в разных случаях. В статье 224 этого свода сказано, что владелец животного, у которого врач пользовал быка или осла с тяжелым ранением должен уплатить этому врачу 1/6 часть серебряного шекеля. Статья 225 возлагает на врача обязанность в случае смерти подвергнутого лечению животного возместить 1/4 часть стоимости животного. В кодексе Хамурапии ветеринарные врачи упоминаются уже отдельно от медицинских врачей.

РАЗВИТИЕ ВЕТЕРИНАРИИ В ЕГИПТЕ

Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до н.э. Постепенно с накоплением опыта за 2000 лет до н.э. в Египте развилась довольно широкая врачебная специализация. У египтян были врачи: хирурги, стоматологи, глазные врачи, иные для невидимых болезней, ветеринарные врачи.

Профессиональная ветеринария, которая вышла из недр народной ветеринарии, приняла облик жреческой или храмовой ветеринарии. В Египте, благодаря обоготворению животных и вере в переселение душ, ветеринария занимала очень почетное место, и врачевание животных было привилегией касты жрецов. Социальное положение врачей было, как правило, высоким. Так, Хеси-Ра (XXVII- XVI вв. до н.э.), начальник дантистов и врачей, был одновременно главным пиiом фараона.

Создание письменности обусловило появление специальных текстов, которые являются сборниками с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов распознавания и лечения их у людей и животных. Из сохранившихся папирусов самым старым является Кахунский (1850 г. до н.э.). Папирус, посвященный женским болезням, содержит также трактат о парше птиц, бешенстве животных, чуме крупного рогатого скота и заболевании шац, значение которого но расшифровано. За 1550 лет до н.э. были составлены дни самых обширных по размеру папируса: папирус Смита, посвященный хирургии, и папирус Эберса, посвященный заболеваниям по частям тела. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существовавших текстов, не сохранившихся до нашего времени. С течением времени медицина в Египте все более и более погружается в колдовство и мистику, тексты папирусов наполняются религиозными рассуждениями и содержат много молитв и магических процедур. Египтяне считали, что причина болезни может быть как естественной, так и сверхъестественной, т. е. исходить от богов и духов, поэтому врачебное искусство включало в себя знания множества заклинаний и умение быстро и ловко готовить амулеты. После того, как заканчивали изгнание духов, можно было применять лекарства.

В сохранившихся частях лечебника, который относят к Среднему царству (3-1,6 тыс. лет до н.э.) упоминается около 300 названий птиц, животных, растений и сокращенное обозначение многих видов скота, а лечебники, датированные периодом Нового царства (XVI-XII вв. до н.э.), содержат в основном религиозные тексты. Один из них, достигающий в длину 20 м, кроме молитв и магических процедур содержит описание кровообращения у некоторых видов животных, описание способов лечения ран у домашних животных и людей.

Наряду с храмовой, жреческой ветеринарией продолжает существовать и развиваться народная ветеринария.

Начиная с первых династий (3500-3000 гг. до н.э.) в Древнем Египте существовали дома жизни, в которых, наряду с математикой, астрономией, архитектурой и другими науками, изучали необходимое искусство - медицину и ветеринарию. Кроме того, специальную подготовку по лечению животных получали в храмах Гелиополя, Саиса, Мемфиса и Фив юноши из вольноотпущенных и рабов.

Египтяне достигли значительных успехов во врачевании животных. В стране существовали специалисты по лечению животных различных пород и видов.

В папирусе Эберса содержится 900 прописей лекарств. Заглавие каждого рецепта выделено красной краской, форма его лаконична. Вначале стоит заголовок, затем перечисляются составные части с указанием дозы, в конце дается предписание: варить, смешать. Египетские врачи знали рвотные, слабительные, мочегонные, потогонные средства. Применяли кровопускание и имели определенные знания в области хирургии, умели перевязывать и лечить раны, останавливать кровотечение. Археологи обнаружили большое количество хирургических инструментов, относящихся к рабовладельческому периоду (ланцеты, пинцеты, ножницы и т.д.).

В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование, это способствовало приобретению знаний в области анатомии. Бальзамировали не только людей (в основном жрецов и фараонов), но и обожествленных животных. В Египте был культ быка и кошки, за нанесение вреда которым законодательством предусматривалось самое жестокое наказание.

В Древнем Египте употреблялись ряд анатомических терминов, что свидетельствует о знании некоторых органов, в том числе мозга, печени, сердца, сосудов. Однако знания по анатомии и физиологии были незначительные.

РАЗВИТИЕ ВЕТЕРИНАРИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

С переходом от первобытно-общинного строя к рабовладельческому в Древней Греции образовался ряд мелких рабовладельческих государств (VI-IV вв. до н.э.). Высочайший раiвет античной Греции (V в. до н.э.) был обусловлен победой над персидскими завоевателями. Победа над внешним врагом и победа рабовладельческой демократии над рабовладельческой аристокр

geum.ru

Развитие ветеринарии в Древнем мире

Египтяне достигли значительных успехов во врачевании животных. В стране существовали специалисты по лечению животных различных пород и видов.

В папирусе Эберса содержится 900 прописей лекарств. Заглавие каждого рецепта выделено красной краской, форма его лаконична. Вначале стоит заголовок, затем перечисляются составные части с указанием дозы, в конце дается предписание: «варить, смешать». Египетские врачи знали рвотные, слабительные, мочегонные, потогонные средства. Применяли кровопускание и имели определенные знания в области хирургии, умели перевязывать и лечить раны, останавливать кровотечение. Археологи обнаружили большое количество хирургических инструментов, относящихся к рабовладельческому периоду (ланцеты, пинцеты, ножницы и т.д.).

В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование, это способствовало приобретению знаний в области анатомии. Бальзамировали не только людей (в основном жрецов и фараонов), но и обожествленных животных. В Египте был культ быка и кошки, за нанесение вреда которым законодательством предусматривалось самое жестокое наказание.

В Древнем Египте употреблялись ряд анатомических терминов, что свидетельствует о знании некоторых органов, в том числе мозга, печени, сердца, сосудов. Однако знания по анатомии и физиологии были незначительные.

РАЗВИТИЕ ВЕТЕРИНАРИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

С переходом от первобытно-общинного строя к рабовладельческому в Древней Греции образовался ряд мелких рабовладельческих государств (VI-IVвв. до н.э.). Высочайший расцвет античной Греции (V в. до н.э.) был обусловлен победой над персидскими завоевателями. Победа над внешним врагом и победа рабовладельческой демократии над рабовладельческой аристократией вызвали расцвет науки, искусства и философии. Знания у древних греков еще не подразделялись на отдельные науки, а объединялись общим понятием философии. Древнегреческое естествознание характеризовалось накоплением точных знаний, обилием гипотез и теорий, большинство из которых впоследствии стали открытиями.

Греция, в силу своего географического положения, была посредником между странами Азии и Африки, позднее и Европы. Участие греков в международном торговом обороте, общение их с разными народами, знакомство с разнообразными культурами и религиозными представлениями содействовало развитию своеобразного мировоззрения, которое вошло в историю под именем греческой натурфилософии (яркие представители этого течения: Демокрит, Гераклид и др.). Однако, медицина Греции, в частности ветеринарная медицина, развивалась самостоятельно, занимая особое место в системе греческой натурфилософии, оказавшей существенное влияние на развитие материалистического представления о болезни.

В Древней Греции ветеринария во времена античности в меньшей степени находилась под влиянием религии. Религиозные и библейские учения не имели влияния на врачебную науку - это следует из трудов античных авторов, дошедших до наших дней, в которых обобщены представления о болезнях.

Постепенно, с развитием рабовладельческого строя и религии, лечение животных сосредоточилось в храмах и ветеринария стала храмовой, жреческой; наряду с ней существовала и развивалась народная ветеринария.

Огромное значение в развитии ветеринарии играли прогресс в сельском хозяйстве и военное дело.

В Древней Греции лечением животных занимались иппиаторы или иппиатры (hyppos - лошадь,iatros - врач). Первоначально врачи были близкими родственниками: профессия передавалась от отца к сыну, позже в свою среду они стали принимать «посторонних юношей». Кроме того, медициной занимались «розитомы» - собиратели и продавцы лекарственных растений, а также «фармакополы», которые торговали не только растениями, но и редкостями из минералов и веществ животного происхождения.

Под флагом гиппиатрики шло развитие ветеринарии в греческую и римскую эпохи, далее через средние века, вплоть до XVIII в.

Греки оставили большое количество работ по ветеринарии (повальные болезни животных, кастрация, экстерьер), написанные разными авторами, свидетельства об эпидемиях и эпизоотиях. Так, в седьмой книге «Метаморфоз» Овидий описывает эпидемию на острове Этна во время войны Миноса с афинянами. Болезнь сначала появлялась на собаках, птицах, крупном рогатом скоте, на диких животных, а потом на всех животных и людях. Из деревень она проникала в города.

Большинство работ по ветеринарии собрано в X в. неизвестным автором в одно сочинение под названием «Гиппиатрика». Из 420 статей, содержащихся в этом сочинении, 121 принадлежит наиболее известному из иппиатров – к Апсирту (IV в.), бывшему ветеринарным врачом при римском войске во время походов на скифов и сарматов (319- 321 гг.) Последователь Апсирта, иппиатр Пеллагоний (2-я половина IV в.), в своем «ветеринарном искусстве» детально изложил причины болезней и способы лечения животных при некоторых незаразных болезнях животных и отравлениях. Учение Апсирта значительно пополнил Гиерокл (III в.), юрист по образованию, но большой знаток врачевания животных. Греческие иппиатры так же, как и медицинские врачи, руководствовались в своей деятельности учением Гиппократа - великого «отца медицины», которому принадлежит старейшая теория происхождения болезней у человека и животных. Обычаи греков запрещали вскрывать трупы умерших, и анатомические знания врачей V-VI вв. до н.э. были основаны на вскрытии животных. Наряду с этим, лучшей школой для хирургов Гиппократ считал нахождение врачей в войсках во время военных походов.

Гиппократ (460-356 гг. до н.э.) принадлежал к роду Асклепиадов и ближайшими предками имел врачей. Первоначальное медицинское образование получил от отца - врача Гераклида, затем много путешествовал, изучая медицину разных стран. В частности, Гиппократу были известны медицинские знания скифов. Имя Гиппократа, подобно Гомеру, впоследствии сделалось собирательным. Многие сочинения, из огромного числа предписываемых ему и написанных на ионическом наречии, принадлежат другим авторам. От имени Гиппократа до нас дошло большое количество сочинений, составляющих «Гиппократов сборник», где 70 наиболее важных частей принадлежит самому Гиппократу, часть - его ученикам и последователям, в частности сыну и зятю. Это обстоятельство свидетельствует о том, что в своих взглядах Гиппократ не являлся одиночкой, но был главой целого направления, имел единомышленников, учеников и последователей.

Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научную основу, очистил от ложных философских теорий, зачастую противоречащих опытной, экспериментальной стороне дела. Своими материалистическими взглядами он отвергал положения жреческой медицины. Все его выводы построены на тщательных наблюдениях и строго выверенных фактах. Гиппократ делил причины болезней на два класса: общие вредные влияния – со стороны климата, почвы, наследственности и личные условия жизни, труда, питания, возраста и т.д. Он изучал характер выделений (мокрота, экскременты и т.д.) при разных формах болезней, при исследовании больного пользовался уже такими приемами, как постукивание (перкуссия), выслушивание (аускультация), ощупывание, хотя и в примитивной форме. Знал систему органов движения - кости, суставы, связки, мышцы и предложил методы лечения переломов, растяжений и вывихов. Большое значение Гиппократ предавал прогнозу, предвидению врача дальнейшего хода болезни, этому вопросу он посвятил особое сочинение «Прогностика», в котором получил отражение огромный врачебный опыт, накопленный греческими врачами и систематизированный им. Гиппократ указывал, что лечить следует больного, а не болезнь, т. е. принимать во внимание индивидуальные особенности больного, среду, режим и данные болезни. Учение Гиппократа сыграло исторически положительную роль и на много веков определило развитие медицины и ветеринарии.

Другим видным ученым древности, внесшим определенный вклад в развитие ветеринарии, был Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Сочинения Аристотеля представляют собой систему сведений того времени о неорганической и органической природе. Труды великого философа содержат множество точных наблюдений и, в первую очередь, классификацию животного царства. Аристотель не раз ссылался в своих сочинениях на рисунки в книгах «Анатомий», которые не дошли до нас. Считают, что это были настоящие атласы, содержавшие изображения и подробные описания как животных в целом, так и отдельных органов и их внутреннего строения. Более поздние авторы упоминают о существовании семи подобных сочинений значительного объема. Полагают, что Аристотель пользовался всеми возможными в то время средствами детального и всестороннего исследования. Известно, что он изучал трупы жертвенных и больных животных, анатомировал глаз крота. Представление о кровообращении в эпоху Аристотеля было весьма приблизительным. Например, согласно общепринятому мнению, вены были наполнены кровью, а артерии - воздухом; нервы часто смешивали с сухожилиями.

В «Истории животных» Аристотелем излагалась описательная зоология, в сочинении «О частях животных» - строение органов животных и их функции, в работе «О происхождении животных» - трактовалось начало эмбриологии. Аристотель описал 500 видов животных и сделал попытку их классифицировать. Весь животный мир он делил на бескровных и кровных, т. е. беспозвоночных и позвоночных. Он понимал роль надкостницы, знал о сосудах, отличал нервы от сухожилий. Аристотелю были известны: диафрагма, крупные вены, роль сердца и почек, отсутствие желчного пузыря у лошади и то, что головной мозг управляет произвольными движениями тела. Он описал четырехкамерный желудок жвачных, изучил развитие цыпленка.

mirznanii.com

История ветеринарии. Развитие ветеринарной медицины



Ветеринария – ветеринарная медицина (от лат.veterinaris – ухаживающий за скотом, лечащий скот) – область научных знаний и практической деятельности, направленных на борьбу с болезнями животных, охрану людей от зооантропонозов (инфекций общих для животных и человека), выпуск доброкачественной в санитарном отношении продукции и решение ветеринарно-санитарных проблем защиты окружающей среды.

Ветеринария как самостоятельная дисциплина оформилась в первой половине XIX столетия, после того как развились анатомия, физиология, фармакология и другие базовые и смежные дисциплины. Однако и в «донаучный» период, начиная с приручения и одомашнивания животных, человек оказывал им лечебную помощь.

Ветеринария в Древнем мире

C древнейших времен в течение многих тысячелетий знания о болезнях были поверхностными, основанными только на наблюдениях и накоплении фактов без их научного анализа. Поэтому и ветеринарная помощь при внутренних болезнях так же, как при родах и травмах, была примитивной, ограничивалась применением тепла или холода, разминаниями живота, прогонками и другими простейшими процедурами. Лечебную помощь заболевшим животным оказывали, как правило, кузнецы, чабаны, знахари. В дальнейшем появились отдельные умельцы, специализировавшиеся на лечении животных, которые применяли более сложные способы; клизмы, выпаивание настоев трав и др.

Сведения о болезнях животных и лечении встречаются в рукописях Древнего Египта (Кахунский папирус — 2000 лет до н. э.), Индии (I век н. э.), Греции (Аристотель, Апсирт — IV—V века н. э.). Болезни животных описаны в трудах римских ученых, таких, как Катон Старший, Варрон и Колумелла, в трудах которого впервые были упомянуты термины «ветеринарная помощь», «ветеринар», «ветеринарная медицина».

Однако эти сведения были отрывочными, неполными, часто с элементами домыслов и суеверия. В средние века учение о болезнях животных фактически не развивалось, не было и специальных ветеринарных учебных заведений.

На научную основу изучение ветеринарной медицины было поставлено после открытия в Центральной Европе ветеринарных учебных заведений, преобразованных в дальнейшем в высшие ветеринарные школы: в Лионе (1761), Альфорте (1765), Вене (1775), Дрездене (1776), Ганновере (1778), Будапеште (1787), Берлине и Мюнхене (1790) и др. На кафедрах этих школ проводились систематические исследования по этиологии, диагностике, частной профилактике и терапии внутренней патологии. Особо большое влияние на дальнейшее развитие и становление частной патологии и терапии как науки оказали ветеринарные клиницисты Будапештской ветеринарной школы под руководством Ф. Гутиры и Й. Марека. Ими написана книга «Частная патология и терапия внутренних болезней домашних животных», выдержавшая несколько изданий и переведенная на многие языки, в том числе на русский.

Развитие ветеринарной медицины в России

В России учение о ветеринарии на научной основе стало развиваться с открытием ветеринарных отделений при Петербургской (1808) и Московской (1811) медико-хирургических академиях и ветеринарных институтов в Варшаве (1889), Дерите (1876), Харькове (1851) и Казани (1873).

Знаменитые ветринарные клиницисты

Обветполиклиника Вятской губернии. Прием больных животных с 1905 по 1978 г.

Первыми ветеринарными клиницистами в России были Я. К. Кайданов, П. И. Лукин, Г. М. Прозоров, И. И. Равич, X. Г. Бунге, которые заложили основы общей и частной терапии и профилактики. Во всех четырех ветеринарных институтах были организованы кафедры и клиники терапии, в которых в процессе обучения студентов и ведения научной работы разрабатывались и совершенствовались методы клинических и лабораторных исследований, проверялись лекарственные средства, экспериментально воспроизводились болезни, издавались учебники и пособия. Ко времени Великой Октябрьской социалистической революции и в первые годы советской власти сложилась признанная во всем мире школа ветеринарных клиницистов-терапевтов, которая оказала решающее влияние на дальнейшее развитие всей ветеринарной науки. Виднейшие представители этой школы — К. М. Гольцман, Н. П. Рухлядев, Г. В. Домрачев, А. Р. Евграфов, А. В. Синев, В. Е, Евтихиев, Л. А. Фаддеев, И. Г. Шарабрин и др.

На формирование ветеринарии значительное влияние оказали прогрессивные материалистические воззрения и труды русских физиологов и медицинских врачей-клиницистов С. П. Боткина, Г. А. Захарьина, А. А. Остроумова, И. М. Сеченова, И. П. Павлова, М. Я. Мудрова, М. В. Яновского, М. П. Кончаловского, Г. Ф. Ланга, А. Л. Мясникова, В. X. Василенко, Н. Д. Стражеско, Г. А. Лурия и др. Ветеринария всегда развивалась в тесной связи с медициной.

Ветеринария во времена СССР

С первых лет советской власти ветеринарное дело сосредоточилось в руках государства. 1919 г. вышел декрет «об объединении управления ветеринарной части в республике». Дальнейшее развитие ветеринарии связано с именами таких видных организаторов ветеринарной службы, как В.С.Бобровский, Н.М.Никольский, А.В.Недагин, К.Г.Мартин, И.В.Гинзббург и др. Учитывая большую потребность в ветеринарных специалистах, в России в 1918 г. открываются ветеринарные институты в Саратове и Омске, в 1919 г. – в Москве и Петрограде. Организовывается ветеринарный надзор, налаживается производство лекарственных, биологических препаратов, дезинфицирующих средств и т.д.

В период 1941-45 гг. ветеринарная служба обеспечивала эпизоотическое благополучие страны, возвращение в СССР конского поголовья. Имелись факты переквалифицирования ветеринарных врачей на врачей педиатров в условиях военного времени.

В послевоенные годы ветеринария получила интенсивное развитие в основном в направлении обеспечения квалифицированной ветеринарной помощи в промышленном животноводстве, расширения ветеринарно-санитарной экспертизы, развития ветеринарных наук. Достижение советских ученых эпизоотологов, паразитологов, патоморфологов, терапевтов и хирургов, акушеров и др. получили всемирное признание. Во главе советской школы стояли такие ученые, как К.И.Скрябин (гельминтология), С.Н.Вышелесский (эпизоотология), А.Ф.Климов (анатомия животных), К.Г.Боль и Н.Д.Балл (патологическая анатомия), Н.А.Сошественский (фармакология), Л.С.Сапожников и Б.М.Оливков (хирургия) и многие другие.

Были ликвидированы такие опасные инфекции, как чума и перипневмония крупного рогатого скота, сап, инфекционная анемия и инфекционный энцефаломиелит, эпизоотический лимфангит, чесотка лошадей. К единичным случаям сведены были сибирская язва, бешенство, оспа овец, инфекционная плевропневмония коз, ящур. Значительно увеличился приплод, набор веса, уменьшилась смертность молодняка, развивалось племенное дело.

Необходимо отметить, что наряду с передовым развитием ветеринарии в промышленном животноводстве, птицеводстве и звероводстве, ветеринарная помощь для городских домашних животных (собак, кошек и т.д.) значительно отставала от европейского уровня. Эта ситуация стала исправляться только в конце 90-х гг., чему способствовало современное законодательство и плотное сотрудничество ассоциации практикующих врачей России с западными специалистами, издание профессиональной литературы и проведение международных симпозиумов и конгрессов.

Современная ветеринария

Современная ветеринария объединяет три условно выделенные группы дисциплин.

  1. Ветеринарно-биологические
  2. Изучающие строение и жизнедеятельность здорового и больного организма, возбудителей болезней, влияние на организм лекарственных средств. Это такие науки, как физиология, морфология, микробиология, фармакология и др.

  3. Клинические
  4. Изучающие болезни животных, способы диагностики, профилактики и лечения (эпизоотология, терапия, акушерство и т.д.).

  5. Ветеринарная санитария
  6. Изучающая воздействие на организм внешних факторов, проблемы оптимизации среды обитания животных, улучшение качества продукции животноводства (зоогигиена, ветеринарно-санитарная экспертиза.)

Операционный стол ветеринара

Ветеринария тесно связана со многими естественными науками. Как система, ветеринария (ветеринарное дело и ветеринарная служба) связана со многими отраслями (животноводство, пищевая и легкая промышленность, транспорт, импорт и экспорт). Состояние развития ветеринарной отрасли определяется общественным строем страны, уровнем экономики, развитием науки и образования.

Перспективы развития

Основными перспективными направлениями ветеринарной науки и практики в настоящий момент являются:

  • Изучение динамики и особенностей болезней животных как в условиях интенсивного животноводства так и в домашних условиях, дальнейшее совершенствование и разработка методов диагностики
  • Изучение эндемических и инфекционных болезней
  • Изыскание эффективных диетических и лечебных средств, премиксов и оптимальных по витаминно-минеральному составу кормов для профилактики патологии обмена веществ
  • Изыскание эффективных средств повышения специфической и неспецифической резистентности организма, разработка надежных способов групповой и индивидуальной терапии.

univet.ru